КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-28-00229

НазваниеСистемная дифференциация как основа биологического и социокультурного развития

РуководительАлександров Юрий Иосифович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук, г Москва

Годы выполнения при поддержке РНФ 2014 - 2016  , продлен на 2017 - 2018. Карточка проекта продления (ссылка)

КонкурсКонкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований коллективами существующих научных лабораторий (кафедр)»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словаИндивидуум, психика, социум, индивидуальный опыт, научение, алкоголь, стресс, системный подход, психофизиология

Код ГРНТИ15.21.35


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Основная цель данного проекта заключается в выявлении закономерностей динамики дифференциации системной структуры индивидуального опыта при научении и при использовании уже имеющейся структуры для обеспечения целенаправленного поведения индивидуумов. В последнее время признана актуальность и эффективность применения междисциплинарного подхода для решения наиболее крупных фундаментальных и прикладных проблем. Ранее К. А. Абульхановой, А.В. Брушлинским и Ю.И. Александровым (1996) были приведены развернутые аргументы в пользу того, что именно системная парадигма является наиболее эффективной теоретической основой для реализации комплексного подхода. В системной психофизиологии формирование новой системы, направленной на достижение полезного приспособительного результата, рассматривается как формирование нового элемента индивидуального опыта в процессе научения, а акт научения - как этап индивидуального развития. При рассмотрении развития рядом авторов были приведены аргументы в пользу того, что оно может быть рассмотрено как нарастающая дифференциация и сложность в соотношении индивида со средой (Александров 1989, 1995, 2006, 2011, 2012; Сергиенко 2006, 2009; Чуприкова 1997, 2009; Шмальгаузен 1982; Колбенева, Александров, 2010; Созинова и др., 2013; Знаменская и др., 2013; Alexandrov 1999, 2008; Alexandrov, Sams 2005; Tononi, Edelman 1998; Werner, Kaplan 1956; и др.). Вновь сформированные в процессе индивидуального развития, все более дифференцированные системы не заменяют ранее сформированные, а «наслаиваются» на них. Таким образом, индивидуальный опыт представляет собой структуру, образованную системами разного «возраста» и разной степени дифференцированности. Осуществление поведения обеспечивается не только посредством реализации новых систем, сформированных при обучении актам, которые составляют это поведение, но и посредством одновременной актуализации множества более старых систем, сформированных на предыдущих этапах индивидуального развития. Системогенез, лежащий в основе системной дифференциации, выступает как обеспечение новой интеграции отдельных клеток в функциональную систему («внутрисистемная» интеграция). При этом само вовлечение нейрона в систему — его специализация относительно формируемой системы — есть продолжение, новый шаг дифференциации клетки, начавшейся в раннем онтогенезе. «Межсистемная» интеграция связана с необходимостью модификации ранее сформированных систем при встраивании вновь формируемой системы в уже существующую структуру индивидуального опыта, т.е. необходимостью их взаимной «подстройки». Наконец, уже довольно давно были приведены убедительные аргументы в пользу того, что филогенетическое развитие, как и онтогенетическое, может рассматриваться как увеличение максимальной дифференцированности и числа систем у данного вида (см. Анохин 1949; Волохов 1968; Карамян 1970; Когхилл 1934; Шмальгаузен 1982; von Uexkull 1957; Werner, Kaplan, 1956) и что развитие культуры также характеризуется нарастанием дифференциации (Богданов, 1913-1917; Вебер, 1920/1990; Дюркгейм, 1911/1991; Сеченов, 1878/1943; Соловьев, 1896; подробно см. в: Александров, Александрова, 2009; Alexandrov, Alexandrova, 2007). Закономерность повышения дифференцированности, выявляемая при рассмотрении индивидуального развития как последовательности актов научения, наблюдается и при развертывании отдельного процесса научения, в результате которого увеличивается подробность, степень дифференцированности соотношения индивида со средой (Тихомиров, 1975; Швырков, 2006; Александров, 2006; Bechara et al. 1997; Alexandrov, Sams, 2005). Движение в сторону повышения дифференциации осуществляется не только при научении, но и в микроинтервалах времени: в процессе развертывания отдельного поведенческого акта (Александров, 1989; Flavell, Draguns, 1957; McCauley et al., 1980; Navon, 1977). Итак, во всех только что рассмотренных вариантах развития наблюдается общая закономерность: от низко дифференцированных систем к более новым, более дифференцированным системам. В э т о м с м ы с л е можно сказать, что онтогенез повторяет филогенез, научение повторяет онтогенез, а развертывание поведенческого акта повторяет научение. Конечно, масштабы времени перехода от сравнительно более низкой к высокой дифференциации в процессах фило-, онтогенеза, научения и реализации дефинитивного поведения различны: от годов до секунд и миллисекунд. Таким образом, принцип дифференциации может быть отнесен к наиболее общим законам развития. Задача настоящего комплексного многоуровневого исследования заключается в выявлении механизмов динамики системной дифференциации при формировании и актуализации индивидуального опыта в норме и патологии. Ранее подобные комплексные многоуровневые исследования процессов дифференциации в рамках единого проекта не проводились. Новизна отдельных подзадач, решаемых в рамках основной задачи проекта, описана ниже (см. пункт 4.4.). Решение проблемы дифференциации индивидуального опыта имеет большое значение для разработки многих областей знания: таких как психология развития (см., например, работы Е.А. Сергиенко и сотр.), психология и психофизиология интеллекта (см., например, работы М.А. Холодной и сотр., Д.В. Ушакова и сотр.), психофизиология (см., например, работы В.Б. Швыркова и сотр., Е.Н. Соколова, А.М. Черноризова и сотр.), когнитивных наук (см., например, работы К.В. Анохина и сотр., Б.М. Величковского и сотр., А.А. Кибрика и сотр., Т.В. Черниговской и сотр.), психосемантика (см., например, работы В.Ф. Петренко и сотр., А.Г. Шмелев и сотр.), психология человеческого бытия (В.В. Знаков и сотр.), и мн. др. Ее решение, как это следует из содержания отдельных подзадач, составляющих конкретную задачу проекта (см. ниже), будет способствовать разработке как фундаментальных, так и прикладных областей смежных наук. Решение указанной проблемы предполагается проводить в лаборатории (лаб. психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН), которая семь раз подряд признавалась ведущей научной школой РФ: «Системная психофизиология» (в 1997, 2000, 2003, 2006, 2008, 2010 и 2012 гг. – Гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ).

Ожидаемые результаты
В настоящем проекте для установления закономерностей процессов дифференциации индивидуального опыта требуется провести анализ процессов, протекающих на разных временных интервалах: от эволюционных или захватывающих все развитие индивида в течение жизни, до разворачивающихся на отдельных этапах(е) индивидуального развития или в отдельном поведенческом акте. Реализация проекта предполагает несколько логических этапов: установление закономерностей дифференциации опыта при научении, анализ соотношения на протяжении жизни индивидуумов процессов дифференциации и предполагаемой возрастной «дедифференциации» (у индивидов на поздних стадиях индивидуального развития), описание характеристик актуализации индивидуального опыта с разной степенью дифференцированности и анализ возможности инициации в ходе эксперимента (а также при заболевании) и характеристик направленной «дедифференциации» индивидуального опыта (у молодых и взрослых индивидов). В рамках выполнения данного проекта будут впервые эмпирически определены характеристики процессов дифференциации структуры опыта при научении (на примере формирования навыков решения сложных стратегических задач и задачи поиска целевых объектов у человека, а также навыков разных видов пищевого, питьевого и социального поведения у животных). Впервые будет дано количественное описание формирования составляющих структуры опыта, обеспечивающих возможность решения задач и определена роль процессов системной дифференциации в развитии этих составляющих. Обобщенный, формализованный характер описаний дифференциации составляющих структуры опыта, лежащих в основе решения, может позволить использовать их для проектирования не только индивидуального поведения, но и коллективных стратегий. Использование животных позволит не только установить закономерности поведенческого уровня, но и через изучение активности нейронных субстратов позволит приблизиться к пониманию мозговых психофизиологических механизмов дифференциации. В результате исполнения проекта будут получены распределения проекции отношений элементов опыта на отдельные специализированные нейроны. Сравнение этих распределений до и после формирования нового опыта позволит выявить отражение процесса системной дифференциации в структуре опыта. Полученное знание о структуре индивидуального опыта и ее модификации в результате добавления новых элементов (систем) отвечает самым передовым запросам современной науки, отвечая на общий вопрос о механизмах развития, и будет иметь большое теоретическое значение для когнитивных наук и для практики, в том числе педагогической. В качестве одного из механизмов дифференциации на основе интеграции будут проанализированы синхронные активации отдельных элементов, способствующих интеграции элементов в систему и зарегистрированные на колониях одноклеточных. Эти результаты могут быть соотнесены с данными, полученными при регистрации отдельных нейронов мозга в процессах интеграции их в системы. Выше было аргументировано, что онтогенетическое развитие может рассматриваться как увеличение максимальной дифференцированности и числа систем у данного вида. В связи с этим представляется необходимым анализ соотношения процессов дифференциации и формирования предполагаемой возрастной «дедифференциации» на протяжении жизни индивидуумов. Под «дедифференциацией» у лиц преклонного возраста в литературе понимаются изменения когнитивной деятельности, сопровождающиеся уменьшением специфичности/ увеличением общности отдельных когнитивных навыков (см., напр., Ghisletta, Lindenberger, 2004), связываемые некоторыми авторами (Baltes et al., 1980) с процессами повторной или «нео»интеграции. В рамках реализации проекта будут установлены закономерности соотношения этих процессов для молодых и пожилых индивидуумов при актуализации индивидуального опыта у людей и животных. Будет также проведена оценка процессов дифференциации-дедифференциации структуры индивидуального опыта на примере религиозного/духовного благополучия у людей, что имеет большое значение для анализа и формирования нравственного климата российского общества. Также будут получены данные о закономерностях актуализации опыта с разной степенью дифференциации. В частности, будут описаны закономерности этапов и характеристики их системной дифференциации в ходе развития нравственного поведения по отношению к людям различных социальных групп в разном возрасте у детей. При проведении специальных прикладных исследований данные результаты могут быть использованы для создания новых образовательных программ, направленных на формирование нравственного поведения у детей, а также тренингов, направленных на регулирование нравственных отношений между людьми. Для сопоставления показателей взаимодействия систем, сформированных на основе опыта разной степени дифференцированности, будет проверена гипотеза о большей дифференцированности «отрицательного» домена опыта (избегания) по сравнению с «положительным» доменом опыта (достижения) в компьютерной игре поиска целевых объектов, мотивированной достижением успеха или избеганием неудач. На животных закономерности актуализации опыта с разной степенью дифференциации и нейронное обеспечение актуализации (при помощи регистрации ЭЭГ и нейронной активности) будут установлены на основании исследования особенностей выполнения пищевых навыков с более дифференцированной историей формирования и менее дифференцированной. С помощью математического компьютерного моделирования будет изучен процесс формирования и взаимодействия элементов опыта разной степени дифференциации – низкой и высокой. Модель может быть применена для изучения конкуренции и кооперации в социуме как взаимоотношений элементов соответственно высокой и низкой степени системной дифференциации. Также в ходе проекта будут получены характеристики «дедифференциации» (под которой в данному случае понимается о б р а т и м о е увеличение относительной представленности в актуализированном опыте менее дифференцированных систем), возникающей при актуализации индивидуального опыта на фоне девиантных состояний: в стрессовой ситуации; при решении простой сенсомоторной задачи и при решении моральных дилемм в социальном контексте на фоне острой алкогольной интоксикации, а также при головной боли. Исследование характеристик системной дифференциации индивидуального опыта в норме и при психосоматической патологии позволит проверить гипотезу о существовании связанных с патологией изменений в системной дифференциации доменов поведения, преимущественно связанных с разными органами чувств. Такое сопоставление позволит определить возможный вклад доменов поведения, различающихся по степени дифференцированности, в формирование патологической адаптации индивида к среде, выражающейся в головной боли и болевом поведении. Результаты исследования воздействия алкоголя как фактора «дедифференциации» позволят описать основные закономерности вовлеченности высоко- и низкодифференцированных элементов опыта в формирование разных видов поведения, как простых сенсомоторных актов, так и сложного социального поведения. Результаты позволят верифицировать некоторые положения об основах социального поведения человека с позиций системной дифференциации. С практической точки зрения, результаты исследования помогут расширить теоретико-экспериментальную базу для развития практических методик, направленных на предотвращение и коррекцию антисоциального поведения людей, связанного с нарушением моральных правил и норм, в том числе в состоянии острой алкогольной интоксикации. На животных будут получены закономерности «дедифференциации», выраженные в изменениях активности нейронного субстрата, при формировании новых навыков на фоне введения алкоголя. Решение проблемы вклада высоко- и низкодифференцированных элементов опыта в формирование и актуализацию разных видов поведения будет способствовать более глубокому пониманию общих системных механизмов поведения человека, позволит выйти на уровень описания целостного поведения человека в социальной среде, а также оценить природный (биологический) и социокультурный аспект в поведении индивидов. По результатам проекта будут подготовлены к печати 11 публикаций, индексируемых в базах данных Сеть науки и Скопус, а также 6 публикаций, учитываемых РИНЦ. Полученные результаты будут доложены на национальных и международных конференциях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
В 2014 году в соответствии с планом были начаты экспериментальные исследования процессов дифференциации системной структуры индивидуального опыта, как на уровне поведенческих закономерностей, так и на уровне мозгового обеспечения этих процессов. В рамках задачи изучения разнообразия траекторий системной дифференциации в стратегическом поведении была проведена подготовка методического обеспечения эмпирического исследования с участием испытуемых. В частности, была осуществлена модификация методики «Ход шахматного коня». Также были разработаны и апробированы анкеты для получения стандартизованных сопоставимых описаний рефлексии испытуемыми стратегического поведения для двух методических процедур и методики для оценки индивидуально-психологических характеристик. Анализ полученного материала продемонстрировал принципиальную возможность проведения запланированного исследования, включающего весь набор методических процедур для изучения закономерностей системной дифференциации. В рамках задачи выявления принципов дифференциации структуры индивидуального опыта и определения типов размерности этой структуры по активности нейронов была проведена серия экспериментов по регистрации активности нейронов у животных в разнообразных формах поведения. Было обнаружено, что по активности специализированного нейрона элементы опыта в пределах одной формы поведения более тесно связаны (демонстрируют большую долю пар актов, связанных каким-либо отношением), чем элементы опыта разных форм поведения. В рамках задачи изучения механизмов интеграции отдельных клеток в систему (неразрывно связанных с механизмами дифференциации (см., напр. в Александров, 2009)) на модели колоний микроорганизмов было получено описание электрических ритмических событий (характерных для разных локусов колонии), свидетельствующие о синхронизации действий в определенных ситуациях. В рамках задачи исследования закономерностей развития нравственного поведения по отношению к людям различных групп было получено описание решений моральных дилемм на последовательных этапах раннего онтогенеза. Было выявлено запаздывание в развитии нравственного поведения по отношению к представителям другой биосферы (инопланетянам) по сравнению с членами остальных групп (семья, нация, раса, вид). В рамках задачи выяснения особенностей организации активности мозга в связи с разной степенью дифференцированности структуры было установлено, что связанные с поведением потенциалы при реализации одного и того же пищедобывательного поведения до и после дополнительного научения имеют сходную конфигурацию. Т.е. анализируемые нами параметры конфигурации потенциалов ЭЭГ не отражают разной степени дифференцированности опыта субъекта, что означает связь указанных параметров с теми показателями динамики организации мозговых процессов в сравниваемых условиях, которые остаются неизменными, несмотря на рост дифференциации. Вместе с тем, найдены различия в амплитудах и латенциях колебаний, связанных с поведением ЭЭГ-потенциалов, что находится в соответствии с высказанными выше предположениями и подтверждает гипотезу о различиях в составе элементов опыта, актуализирующихся и реализующихся в одном и том же поведении в зависимости от степени дифференцированности структуры опыта субъекта. В рамках задачи выяснения особенностей организации активности нейронных систем в зависимости от разной степени дифференцированности опыта было получено описание характеристик реализации имеющегося опыта и импульсной активности нейронов, лежащей в основе этой реализации. Полученные результаты указывают на существование различий в характеристиках специфической активности нейронов при формировании структуры опыта разной степени дифференцированности (при разном количестве этапов обучения). В рамках задачи определения особенностей приобретения и актуализации индивидуального опыта у животных разного возраста (с разной степенью дифференцированности уже существующей структуры опыта) было получено описание динамики поведенческих характеристик при обучении. Можно предположить, что степень дифференцированности уже существующей структуры опыта влияет на характеристики поведения при приобретении нового опыта. В рамках задачи изучения динамики системной дифференциации при формировании индивидуального опыта достижения поощрения и избегания потери было получено описание поведения испытуемых в двух заданиях. На основе этого описания были выявлены характеристики динамики научения (изменение скоростных и точностных характеристик, а также эффект переноса навыка) испытуемых разного возраста, позволяющие установить начальные уровни сложности заданий для разных возрастных категорий. В рамках задачи создания математической модели формирования опыта разной степени дифференциации был проведен анализ динамики дифференциации структуры опыта при обучении. Построена компьютерная модель формирования и актуализации элементов опыта при различной степени дискретности среды. Изучалась степень дифференциации структуры индивидуального опыта при обучении. Сравнивалась дифференциация структуры опыта при высокой и низкой дисперсии среды. Показано, что при высокой дисперсии среды формируется структура опыта как единый связный домен, и структура более дифференцирована, чем среда. При низкой дисперсии среды, напротив, структура опыта не образует единый домен, и оказывается менее дифференцированной. В рамках задачи изучения системной дифференциации субъекта на примере религиозного/духовного благополучия-неблагополучия был проведен теоретический анализ концепции религиозного/духовного благополучия и психодинамических подходов к проблеме религиозного переживания и духовности с позиций рассмотрения индивидуального развития как системной дифференциации. Кроме того, была получена оценка надежности шкал русскоязычной версии опросника MI-RSWB. Было установлено, что все субшкалы, за исключением «Трансцендентная надежда» и «Переживания смысла» обладают хорошими значениями параметров надежности. Параметры надежности указанных субшкал близки к удовлетворительным. Предполагается дальнейшее расширение выборки. В рамках задачи исследования системной дифференциации индивидуального опыта в норме и патологии были получены характеристики системной дифференциации индивидуального опыта у людей, страдающих хронической головной болью. В качестве указанных характеристик рассматривались интенсивность эмоциональных переживаний, их валентность, а также время, затрачиваемое на актуализацию поведения во внутреннем плане и оценку эмоций, связанных с актуализированным поведением. Для выявления затруднений в актуализации индивидуального опыта были собраны субъективные отчёты том, значения каких из предъявленных прилагательных участники не понимают и какие из прилагательных они не успели прочитать. Всего для анализа подготовлено 215 файлов с данными о временных характеристиках ответов и оценками эмоциональных переживаний. Предварительные результаты статистического анализа указывают на то, что при актуализации индивидуального опыта, связанного с различными органами чувств, различаются интенсивность и валентность эмоций, а также временные характеристики ответа. В рамках задачи «регрессионной» дедифференциации при стрессе были получены данные о динамике дифференциации образа «чужого» и описание процесса «дедифференциации» в стрессовой ситуации. Было установлено, что в реализацию нравственного поведения к членам чужой «биосферной» аутгруппы вовлекаются более поздно сформированные (соответственно, более дифференцированные) системы. Поэтому, как мы предполагаем, именно в этой дилемме наблюдаются статистически наиболее сильные различия между группой участников экспериментов, у которых индуцировался стресс и контрольной группой (без стресса): у участников экспериментальной группы предположительно затрудняется актуализация новых дифференцированных систем, вовлеченных в реализацию данного поведенческого акта – выбора в моральной дилемме. В рамках задачи «дедифференциаци» под влиянием алкоголя были получены данные о поведенческих характеристиках выполнения испытуемыми сенсомоторной задачи выбора в контрольном состоянии (без влияния алкоголя). Было показано, что в процессе тренировки выполнения задачи выбора время ответа на субъективно более вероятный сигнал достоверно сократилось. Это сокращение сопровождалось выраженным эффектом последовательности, т.е. зависимостью времени дифференцированного ответа от цепочки предшествующих действий. Также были начаты эксперименты по «дедифференциации» под влиянием алкоголя с участием испытуемых, решающих моральные дилеммы, и животных, выполняющих пищедобывательное поведение. Предварительный анализ данных, полученных в основной серии экспериментов, позволил описать паттерны моральных суждений участников эксперимента в норме и под воздействием алкоголя. Показана тенденция к увеличению утилитарности моральных суждений индивидов после принятия алкоголя по сравнению с нормальным состоянием: под воздействием алкоголя испытуемые оценивают нанесение вреда одному человека для спасения многих как более допустимое. Данный эффект алкоголя особенно ярко продемонстрирован увеличением пропорции крайних оценок типа «обязательно» в общем паттерне моральных суждений. В рамках данного проекта, было подготовлено 5 публикаций. Три из них опубликованы в изданиях, индексируемых в РИНЦ, а две приняты в печать в Психологическом журнале и в Журнале высшей нервной деятельности (оба журнала индексируются в Scopus и в Web of Science).

 

Публикации

1. Арутюнова К.Р., Гаврилов В.В., Александров Ю.И. Научение и поведение в отсутствие зрительного контакта со средой у крыс. Экспериментальная психология., Т. 7. № 3. С. 31-43. (год публикации - 2014).

2. Знаменская И.И. Моральное поведение: дифференциация и дедифференциация. Естественно-научный подход в современной психологии., С. 679-685. (год публикации - 2014).

3. Знаменская И.И. Нравственное отношение к "чужим" у детей 3-11 лет, живущих в разных социально-экономических условиях. Материалы международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема"., Т. 1., C. 29-34 (год публикации - 2014).

4. Кузина Е.А., Горкин А.Г., Александров Ю.И. Активность нейронов ретросплениальной коры крыс на ранних и поздних этапах консолидации памяти. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова., Т. 65, № 2, С. 248-253 (год публикации - 2015).

5. Рождествин А.В., Сварник О.Е., Гринченко Ю.В., Александров Ю.И. Закономерности актуализации элементов индивидуального опыта разной степени дифференцированности в процессе организации поведения. Психологический журнал., Т. 36, № 3, С. 67-72 (год публикации - 2015).


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В 2015 году, в соответствии с планом, было продолжено экспериментальное изучение процессов дифференциации системной структуры индивидуального опыта, как на уровне поведенческих закономерностей, так и на уровне мозгового обеспечения этих процессов. Проанализированы процессы дифференциации опыта при научении, при реализации опыта разной степени дифференцированности, а также закономерности дедифференциации реализуемого при разных воздействиях опыта. В частности, к основным результатам в данный момент можно отнести следующие. В рамках задачи оценки разнообразия траекторий системной дифференциации в стратегическом поведении проведены серии экспериментов с решением стратегических задач. На основе протоколов выполнения заданий в модифицированной методике «Ход шахматного коня», а также результатов анкетирования испытуемых построены конкретные алгоритмы формального количественного описания структуры опыта в этой ситуации. В части проекта, посвященной изучению закономерностей дифференциации в социокультурном развитии, потребовалось проведение дополнительной теоретической работы для оценки универсальности системно-эволюционных принципов системной дифференциации для объяснения процессов развития научного знания. С этой целью проведен анализ зарождения и развития нового междисциплинарного научного дискурса – эволюционной эпистемологии, которая создавалась как единая теория индивидуального, научного и социального познания, основанная на эмпирических исследованиях. Специальное внимание уделено анализу формирования системно-эволюционных оснований методологии Я.А. Пономарева, составляющей обоснование методики «Ход шахматного коня», так как модификация этой методики является одним из центральных экспериментальных приемов изучения закономерностей системной дифференциации в стратегическом поведении. В рамках задачи выявления принципов построения структуры индивидуального опыта и определения типов размерности этой структуры по активности нейронов у животных в разнообразных формах поведения домена «приближение» (напр., пищевое поведение) и домена «избегание» (напр., оборонительное поведение) были проведены эксперименты, в которых активность нейронов цингулярной коры была зарегистрирована хронически вживленными тетродами. Было проведено статистическое сравнение доли достоверных различий в частоте активаций при сравнении выборок реализаций актов внутри одного домена и в парах актов из разных доменов опыта. Для нейронов, специализированных относительно пищедобывательного поведения, доля различий по активациям в рамках одного домена была достоверно выше доли различий в междоменных парах. Аналогичная достоверная разница была получена для нейронов оборонительной специализации. В рамках задачи изучения механизмов интеграции отдельных клеток в систему (неразрывно связанных с механизмами дифференциации (см., напр., в Александров, 2009)) на модели колоний микроорганизмов проводилась регистрация осциллограмм. Результаты анализа частотно-временных параметров электрической активности в таких популяциях клеток, позволяют сделать предположение о том, что существуют некоторые биологические постоянные, кодирующие генерацию электрических осцилляций. Были получены данные, показывающие, что уровень активности микроорганизмов зависит не от частоты генерации электрических осцилляций, а от их распределения во времени. Можно предполагать, что весь имеющийся у индивидов данного вида набор ритмов обусловлен эволюционно, а актуальный, реализуемый в данный момент частотный паттерн - текущим состоянием и реализуемым поведением. Также в 2015 году были продолжены экспериментальные исследования закономерностей актуализации индивидуального опыта разной степени дифференцированности. В рамках задачи исследования закономерностей развития нравственного поведения по отношению к людям различных социальных групп было проведено исследование развития нравственного поведения по отношению к представителям разных групп с использованием методики «Моральные дилеммы «свой»- «чужой»» при участии детей младшего школьного возраста 7-11 лет. Было установлено, что динамика становления нравственного отношения к членам «чужой» социальной группы различается на разных уровнях межгрупповых взаимодействий (семья, нация, раса и т.д.). В задаче исследования системной организации активности корковых нейронов при разной степени дифференцированности сформированного поведения были проведены эксперименты с регистрацией активности нейронов ретросплениальной коры у крыс, выполнявших пищедобывательное поведение после разных процедур обучения. Было показано, что после многоэтапного обучения в последние по времени формирования акты подхода и нажатия на педаль вовлекается больше нейронов новых систем, в то время как у животных, обученных в один этап, их реализация обеспечивается в большей степени вариативным составом нейронов, принадлежащих системам другого поведения, в том числе сформированного на предыдущих этапах индивидуального развития животных. Также проводится статистический анализ различий амплитуд и латенций пиков связанных с поведением потенциалов, а также сравнение этих показателей при разных формах обучения крыс одному и тому же поведению. В рамках задачи определения особенностей приобретения и актуализации индивидуального опыта (с разной степенью дифференцированности) у предварительно обученных пищедобывательному поведению старых крыс регистрировали импульсную активность нейронов ретросплениальной области коры во время реализации выученного поведения. Предварительные данные свидетельствуют, что у старых индивидов меньше доля нейронов, специфически связанных с формируемым в экспериментальной установке поведением, по сравнению со взрослыми. Эти данные указывают на то, что у старых индивидов дальнейшая дифференциация структуры опыта затрудняется, что приводит к снижению дифференцированности формируемых навыков. В рамках задачи изучения динамики системной дифференциации при формировании индивидуального опыта достижения поощрения и избегания потери с участием людей разных возрастных групп выполнен сбор экспериментальных данных, на основе которых вычислены индивидуальные показатели времени и точности выполнения заданий. Согласно полученным данным, формирование нового опыта достижения характеризуется ускоренным научением новому заданию, но менее выраженным эффектом переноса между заданиями, по сравнению с формированием опыта избегания. Полученные выводы соответствуют предположению о большей дифференцированности «негативного» домена опыта избегательного поведения по сравнению с «позитивным» доменом опыта достижения. В рамках задачи изучения системной дифференциации с помощью математической модели формирования опыта разной степени дифференциации была изучена эффективность реализации опыта разной степени системной дифференцированности – низкой и высокой. Было установлено, что в однозадачной среде наиболее эффективна низкая дифференциация структуры опыта, связанная с минимальным размером доменов опыта, а в многозадачной среде более эффективна несколько большая, но не большая дифференциация структуры опыта, с образованием доменов опыта небольшого размера. Показано, что большие размеры доменов опыта создают эффект интерференции во всех типах проблемных сред и резко снижают эффективность решения задач. В рамках задачи изучения регрессивной и прогрессивной системной дифференциации субъекта на примере религиозного/духовного благополучия было проведено исследование факторной структуры русскоязычной версии опросника MI-RSWB и исследование корреляционных связей между субшкалами MI-RSWB и показателями опросника NEO-FFI, служащего для оценки параметров пятифакторной модели, а также субшкалами опросника для оценки выраженности психопатологии SCL-90-R. Получены значимые корреляционные связи между параметрами NEO-FFI и MI-RSWB, как подтверждающие данные зарубежных исследований, так и отличающиеся от них. В рамках задачи исследования системной дифференциации индивидуального опыта в норме и патологии были проанализированы характеристики системной дифференциации индивидуального опыта, актуализируемого во внутреннем плане, у людей страдающих хронической головной болью напряжения. Оказалось, что наиболее интенсивные эмоции вызывает у людей актуализация опыта, связанного с обонянием, наименее интенсивные — актуализация опыта, связанного со слухом или с тактильными ощущениями, а вкус и зрение занимают промежуточное положение. Также было обнаружено, что самые позитивные эмоции вызывает у людей актуализация опыта, связанного со вкусом или со зрением, наименее позитивные эмоции — актуализация опыта, связанного со слухом, а обоняние и тактильные ощущения занимают промежуточное положение. В рамках задачи анализа направленной дедифференциации при стрессе были проведены эксперименты с актуализацией индивидуального опыта на фоне стрессовой ситуации. Были установлены различия в ответах людей при решении моральных дилемм в состоянии стресса и без стресса. Эти различия по сравнению с данными, полученными ранее при исследовании ответов на подобные дилеммы у детей разного возраста, свидетельствуют в пользу того, что стрессорный эффект может быть феноменологически описан как регрессия к более ранним формам поведения в процессе морального выбора, в основе которой – обратимая системная дедифференциация. В рамках задачи направленной дедифференциации под влиянием алкоголя были продолжены экспериментальные исследования с участием испытуемых в решении задачи сенсомоторного выбора и задачи решения моральных дилемм, а также исследования на животных, выполняющих пищедобывательный навык. Было установлено, что алкоголь не влияет на монотонные простые действия, где нет развернутого принятия решения, но подавляет последовательные действия, предваряемые таким решением, а также изменяет характеристики мозговой активности, выражающиеся в негативном сдвиге переднего фронта Р300 и снижении амплитуды его пика. При решении моральных дилемм была выявлена следующая закономерность: у испытуемых, в норме склонявшихся в сторону менее утилитарных оценок (нанесение вреда человеку для спасения других людей недопустимо), алкоголь был связан с увеличением утилитарности, а у испытуемых, в норме склонявшихся в сторону более утилитарных оценок (нанесение вреда одному для спасения пятерых допустимо) - c ее снижением. Таким образом, под воздействием алкоголя моральные оценки людей «сближаются», становятся более сходными. Вероятно, под воздействием алкоголя происходит «сглаживание» когнитивного компонента морального суждения, который во многом обусловлен индивидуальными особенностями. Данные, полученные на животных обучающихся после введения алкоголя, позволяют предположить, что под воздействием алкоголя процессы дифференциации предыдущего опыта происходят в меньшей степени по сравнению с нормой. Таким образом, в 2015 году, в соответствии с планом, получены новые данные о закономерностях дифференциации опыта при научении, при реализации опыта разной степени дифференцированности, а также о закономерностях дедифференциации реализуемого под разными воздействиями опыта. По данному проекту в 2015 году было опубликовано 5 статей в журналах, индексируемых в Scopus и/или Web of Science. Кроме этого, результаты данного проекта представлены в 7 публикациях, индексируемых в РИНЦ. Материалы, полученные в рамках данного проекта, были представлены на 7 российских конференциях и 1 зарубежной.

 

Публикации

1. Агарков В.А., Градовская Н.И. Изучение духовного/религиозного благополучия. Адаптация русскоязычной версии опросника MI-RSWB Сборник тезисов Всероссийской научно-практической междисциплинарной конференции с международным участием "Реабилитация и профилактика - 2015", С. 24-25 (год публикации - 2015).

2. Александров И.О., Максимова Н.Е. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ Я.А. ПОНОМАРЕВА Психологический журнал, Т. 36, № 6, С. 12-23 (год публикации - 2015).

3. АЛЕКСАНДРОВ Ю.И., ГОРКИН А.Г., СОЗИНОВ А.А., СВАРНИК О.Е., КУЗИНА Е.А., ГАВРИЛОВ В.В. КОНСОЛИДАЦИЯ И РЕКОНСОЛИДАЦИЯ ПАМЯТИ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Вопросы психологии, №3, С. 133-144 (год публикации - 2015).

4. Безденежных Б.Н. СИСТЕМНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ МОЗГОВЫХ ПОТЕНЦИАЛО Р300 И Р600 В ЗАДАЧАХ СЕНСОМОТОРНОГО ВЫБОРА И КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ Психологический журнал, Т. 36, № 5, С. 64-74 (год публикации - 2015).

5. Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В., Александров Ю.И. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСЦИЛЛЯТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОВЕДЕНИИ БИОСОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ Психологический журнал, Т. 36, № 5, С. 75-86 (год публикации - 2015).

6. Знаменская И.И. Нравственное отношение к "чужим": развитие и регрессия XXII международная молодежная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов", С. 1-3 (год публикации - 2015).

7. Знаменская И.И. Развитие нравственного отношения человека к «чужим»: системно-эволюционный подход Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: Материалы международной научной конференции молодых ученых, С. 71-72 (год публикации - 2015).

8. Знаменская И.И., Александров Ю.И. Системная дедифференциация при решении моральных дилемм взрослыми в состоянии стресса Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX международной зимней школы по психологии состояний, С. 69-72 (год публикации - 2015).

9. СОЗИНОВ A.A., ШИРИНКИНА А.И., СИИПО А., НОПАНЕН М., ТУОМИНЕН Т., ЛАУККА С., АЛЕКСАНДРОВ Ю.И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПООЩРЕНИЯ ИЛИ ИЗБЕГАНИЯ ПОТЕРИ У ФИНСКИХ И РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Вопросы психологии, № 4. C. 26-37 (год публикации - 2015).

10. Созинова И.М., Александров Ю.И. ДИНАМИКА НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К «ЧУЖОМУ» НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ МЕЖГРУППОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 7-Я РОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, С. 411-414 (год публикации - 2015).

11. Созинова И.М., Александров Ю.И. Системная дифференциация в контексте становления нравственного отношения к членам разных социальных групп От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции, Т. 1, С. 213-214 (год публикации - 2015).

12. Созинова И.М., Знаменская И.И., Александров Ю.И. Формирование нравственного отношения к «своим» и «чужим» Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Сборник Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г.В. Иванченко (1965–2009), С. 195-205 (год публикации - 2015).


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В 2016 году, в соответствии с планом, было проведено экспериментальное изучение процессов дифференциации системной структуры индивидуального опыта, как на уровне поведенческих закономерностей, так и на уровне мозгового и нейронного обеспечения этих процессов, и были получены новые данные о закономерностях дифференциации опыта при научении, при реализации опыта разной степени дифференцированности, а также о закономерностях дедифференциации реализуемого при разных воздействиях опыта. Было дано теоретическое и экспериментальное описание регресса. В рамках задачи изучения разнообразия траекторий системной дифференциации были построены формальные описания структуры опыта. Установлена связь между составляющими структуры опыта, обеспечивающими реализацию стратегий в сравниваемых предметных областях, с различными, но пересекающимися по составу наборами индивидуально-психологических характеристик. В части проекта, посвященной изучению закономерностей дифференциации в социокультурном развитии, определены основания создания нового фундаментального психологического знания в исследовании через дифференциацию наиболее общих представлений о предмете и объекте исследования в каскаде альтернативных теоретических, исследовательских и статистических гипотез, а затем – через селекцию наиболее правдоподобных альтернатив на основании эмпирического исследования. В части проекта, направленной на выявление размерности структуры опыта, в результате анализа зарегистрированных в ходе исполнения проекта специализированных нейронов было построено распределение числа отношений элементов опыта, представленных в активности конкретного нейрона, для определения типа размерности структуры индивидуального опыта. Количество достоверно различающихся по активности пар поведенческих актов являлось показателем числа отношений элементов опыта, проявляющихся в активности данного нейрона, т.к. определенному отношению элементов опыта, один из которых специфический, а другой – реализующийся в данный момент, соответствует определенный закономерный уровень активности специализированного нейрона. В рамках задачи изучения механизмов интеграции отдельных клеток в систему на примере колоний микроорганизмов было показано, что поведение микробного сообщества (биопленки или колонии) определяется уровнем синхронизации осцилляций. Изучение временной организации электрических сигналов показало, что у одного и того же объекта регистрируются сигналы, создающие устойчивые структуры (паттерны); они устойчивы и повторяются в регистрациях у разных объектов одного и того же вида; один и тот же паттерн воспроизводится много раз у одного и того же объекта; у эволюционно разных существ обнаружены одинаковые по структуре паттерны; паттерн определяет уровень активности организма. Кросскорреляционный анализ выявил структуру “диалогов” между членами сообществ в разных локусах биопленки. В рамках задачи исследования закономерностей дифференциации нравственного поведения по отношению к людям различных социальных групп, в результате проведенного сопоставления ответов на дилеммы на разных этапах онтогенеза, было выявлено наличие достоверной динамики в дифференциации образа «чужого» по отношению к членам другой «семьи», «нации», «биосферы»: дети на более поздних этапах онтогенеза проявляют более справедливое отношение к «чужому», нежели на более ранних этапах онтогенеза. В рамках задачи выяснения особенностей организации активности мозга в зависимости от разной степени дифференцированности сформированного опыта была установлена сходная конфигурация связанных с поведением потенциалов при реализации одного и того же инструментального пищедобывательного поведения до и после дополнительного научения, что означает сходную динамику организации мозговых процессов в сравниваемых условиях, при этом найдены различия в амплитудно-временных параметрах колебаний, связанных с поведением потенциалов. В исследовании системной организации активности корковых нейронов при разной степени дифференцированности дефинитивного поведения было обнаружено, что у крыс, обученных двум сходным навыкам, но с разной историей обучения первому из них, паттерны специализации нейронов ретросплениальной коры, связанные с процентным распределением клеток, специализированных относительно систем нового циклического поведения и систем актов, приобретенных до обучения в экспериментальной клетке, достоверно не различаются. После многоэтапного обучения в последние по времени приобретения акты подхода и нажатия на педаль вовлекалось больше нейронов новых систем, в то время как у животных, обученных в один этап, реализация данных актов могла обеспечиваться в большей степени за счет вариативного состава нейронов, принадлежащих системам другого поведения, в том числе сформированного на предыдущих этапах индивидуального развития животных. В рамках задачи определения особенностей дифференциации индивидуального опыта у животных на разных этапах жизни было проведено сравнение паттернов активности (распределений нормированных средних частот) нейронов ретросплениальной коры у старых и взрослых крыс. При проведении попарного сравнения нормированных частот нейронов было обнаружено, что у старых животных меньше различающихся пар актов, чем у взрослых, т.е. в старости активность нейронов ретросплениальной коры при выполнении пищедобывательного поведения становится более равномерной. В рамках задачи изучения динамики системной дифференциации при формировании индивидуального опыта достижения поощрения и избегания потери преимущества мотивации избегания в отношении эффекта переноса научения, выявленное нами ранее при длинном интервале, при коротком интервале выявлено не было. Таким образом, был сделан вывод, что формирование поведения достижения или избегания характеризуются разной динамикой, что соответствует предположению о большей дифференцированности «негативного» домена опыта избегательного поведения по сравнению с «позитивным» доменом опыта достижения. C помощью математической модели формирования опыта был изучен эффект интерференции навыков. Показано, что при освоении решения задачи, близкой к имеющейся структуре опыта, происходит положительный эффект переноса навыка, а при освоении более отдаленной задачи – отрицательный эффект интерференции. В рамках задачи изучения «регрессивной» и «прогрессивной» системной дифференциации опыта субъекта на примере религиознго/духовного благополучия было показано, что признаки религиозного благополучия связаны с параметрами оценки опыта переживания психотравмирующей ситуации у испытуемых, которые находятся в фазе преодоления последствий психотравмирующего опыта. Травматический опыт характеризуется такой системной организацией, в которой преобладают и доминируют архаичные эмоциональные элементы. В посттравматический период субъект стоит перед необходимостью решения задачи по переработке и интеграции опыта переживания травматического события, что представляет собой процесс усложнения системной дифференциации, в ходе которого происходит увеличение и усиление влияния элементов сознания. В рамках задачи исследования системной дифференциации индивидуального опыта в норме и при патологии было обнаружено, что у людей, страдающих хронической головной болью напряжения, по сравнению с людьми, не страдающими хронической болью, замедляется ментальная реактивация негативного и нейтрального опыта, связанного с тактильными ощущениями, а также опыта, связанного с крайне негативными и нейтральными зрительными ощущениями и умеренно негативными слуховыми ощущениями. В рамках задачи исследования «регрессионной» дедифференциации при стрессе было установлено, что поведение субъекта принципиально не отличается при стрессах разного генеза и характеризуется стрессовой дедифференциацией, то есть регрессией к стратегиям поведения, характерным для более раннего, детского возраста. В задаче направленной дедифференциации под влиянием алкоголя было установлено, что острое введение алкоголя испытуемым в дозе 1 мл/кг не приводит к существенному изменению среднегрупповых оценок шкал, относящихся к генерализованным характеристикам индивидуальности. Было показано, что алкоголь тормозил совершенствование ответных действий (время ответов не сокращалось, ошибки не исчезали) и полностью блокировал эффект последовательности при выполнении сенсомоторной задачи. Анализ шкальных оценок по трем личностным опросникам у лиц в нормальном состоянии и при введении алкоголя показал, что алкоголь не приводит к генерализованным изменениям отношений компонентов в структуре индивидуальности, а влияет на процессы афферентного синтеза текущих действий. Последним влиянием можно объяснить эффект алкоголя на связанные с событиями потенциалы, с одной стороны, и на процесс совершенствования действий через угнетение учета результатов предшествующих действий, с другой. В исследованиях моральных суждений под влиянием алкоголя и без было установлено, что вариабельность моральных суждений в норме объясняется достоверным вкладом некоторых индивидуальных характеристик, в частности важное значение имеют пол и возраст человека: женщины и люди старшего возраста склонны к менее утилитарным моральным оценкам и чаще считают спасение большинства за счет жизни одного другого человека недопустимым. В рамках изучения процессов дедифференциации у животных в процессе формирования нового поведения под воздействием алкоголя выявлено, что при формировании второго, пищедобывательного навыка введение алкоголя «блокирует» активацию нейронов систем первого, питьевого навыка. Таким образом, было установлено, что под воздействием алкоголя меняется нейронное обеспечение процесса приобретения нового опыта, оцениваемое по числу клеток, вовлеченных в нейрогенетические изменения. В частности, меньше нейронов вовлекалось в этот процесс в тех областях, нейроны которых были вовлечены в приобретение первого навыка. За период 2016 года было опубликовано 8 статьей индексируемых в международных индексных системах (WoS и Scopus), а также вышло 17 публикаций, индексируемых в РИНЦ, что превышает планы на 2016 г. При этом опубликованная и вошедшая в отчет в прошлом году статья в Журнале Высшей Нервной Деятельности им. И.П. Павлова была отобрана для публикации в переводном индексируемом в Scopus журнале (Neuroscience and behavioral physiology, Springer New York Consultants Bureau) и вышла в 2016. Результаты, полученные в рамках данного проекта, в 2016 году были представлены на нескольких конференциях, в том числе на двух международных конференциях (тезисы не отражены в списке публикаций, поскольку сборники публикуются в сети и не индексируются упоминаемыми в отчетах системами). Также в рамках проекта опубликована 1 монография.

 

Публикации

1. - Ненависть в тренде Православие и мир, 24 ОКТЯБРЯ 2016 (год публикации - ).

2. - В ПРЕСТИЖНЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛАХ ВЫШЛО 7 СТАТЕЙ С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКИХ УЧЁНЫХ Медицинская наука, 04.08.2016 (год публикации - ).

3. - «Не вызывает эмоций лишь одно слово — «бобовый». Российские ученые объяснили разное влияние прилагательных на эмоции людей ГАЗЕТА.RU, Публикация от 09.10.2016 г. (год публикации - ).

4. - Ученые выяснили, как пол, возраст и культура влияют на моральные суждения Газета.ru, 24.11.2016 (год публикации - ).

5. - Российские ученые выяснили, почему молодежь всегда аморальна - новости на сегодня News2World, 24.11.2016 (год публикации - ).

6. - Российские психологи выяснили, что влияет на моральные суждения Индикатор, 24 НОЯБРЯ 2016 (год публикации - ).

7. - Space and time National Affairs, Tuesday, October 18, 2016 (год публикации - ).

8. - Выяснилось влияние пола, возраста и культуры на моральные суждения Naked Science, 24 ноября 2016 (год публикации - ).

9. - Российские ученые выяснили, почему молодежь всегда аморальна РИА НАУКА, 16:55 24.11.2016 (год публикации - ).

10. - Психологи выяснили, почему молодежь всегда аморальна Русская весна, 24.11.2016 - 17:27 (год публикации - ).

11. Александров Ю.И. Регрессия СЕДЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ Тезисы докладов., С. 100-101 (год публикации - 2016).

12. Арутюнова К.Р., Александров Ю.И. Факторы пола и возраста в моральной оценке действий ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Т. 37, № 2, С. 79-91 (год публикации - 2016).

13. Арутюнова К.Р., Александров Ю.И., Хаузер М.Д. Sociocultural Influences on Moral Judgments: East–West, Male–Female, and Young–Old FRONTIERS IN PSYCHOLOGY, Т. 7, С. 1-15 (год публикации - 2016).

14. Безденежных Б.Н. Вторичный дифференцированный ответ в исследовании последовательных действий поведения МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ Е.Н. СОКОЛОВА И Ч. А. ИЗМАЙЛОВА "ЧЕЛОВЕК - НЕЙРОН - МОДЕЛЬ" Сборник материалов, С. 40-46 (год публикации - 2016).

15. Гаврилов В.В., Сомик Л.Е., Попова Е.А. Особенности организации активности мозга при реализации одного и того же инструментального пищедобывательного поведения при разной степени дифференцированности опыта XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНГРЕСС "НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ", С. 124 (год публикации - 2016).

16. Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В. Электрофизиология биологических коммуникаций у микроорганизмов Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований, С. 443-449 (год публикации - 2016).

17. Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В. Осцилляции и биологическое разнообразие XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНГРЕСС "НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ", С. 132 (год публикации - 2016).

18. Греченко Т.Н.,Харитонов А.Н., Жегалло А.В. Эволюция функций пейсмекера Международная научная конференция памяти Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова “Человек – нейрон – модель”, С. 57-64 (год публикации - 2016).

19. Знаменская И.И. Дифференцированность моральных оценок чужого поступка у людей в состоянии стресса ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ НАУКИ Материалы Международной научной конференции молодых ученых, С. 131-132 (год публикации - 2016).

20. Знаменская И.И. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПОСТУПКОВ У ДЕТЕЙ 3-11 ЛЕТ СЕДЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ Тезисы докладов., С. 284-285 (год публикации - 2016).

21. Знаменская И.И. Использование моральных дилемм в психологическом исследовании Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016», С. 1-2 (год публикации - 2016).

22. Знаменская И.И., Александров Ю.И Отношение к «чужим» при стрессе разного генеза Вестник СПбГУ, Вып. 3, С. 159-167 (год публикации - 2016).

23. Знаменская И.И., Александров Ю.И. Регрессия морального поведения у взрослых в состоянии стресса ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕСУРСЫ, ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИЕ Материалы IV Международной научной конференции, Т. 1. С. 305–307 (год публикации - 2016).

24. Знаменская И.И., Бахчина А.В., Александров Ю.И. Стресс и отношение к «чужим» XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНГРЕСС "НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ", С. 173-174 (год публикации - 2016).

25. Знаменская И.И., Марков А.В., Бахчина А.В., Александров Ю.И. ОТНОШЕНИЕ К «ЧУЖИМ» ПРИ СТРЕССЕ: СИСТЕМНАЯ ДЕДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Т. 37, N. 4, С. 44–58 (год публикации - 2016).

26. Кириллова А.О., Краус Ю.А., Марков А.В. Dissociation-Reaggregation Experiments in Cnidarians as a Model System for the Study of the Regulative Capacity of Metazoan Development (опубликовано на русском в 2016) Biology Bulletin Reviews (выборочная перепечатка из российских журналов), V. 8. №1. P. 1-11. (год публикации - 2018).

27. Кириллова А.О., Краус Ю.А., Марков А.В. ДИССОЦИАЦИЯ – РЕАГРЕГАЦИЯ КЛЕТОК КНИДАРИЙ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕГУЛЯЦИИ РАЗВИТИЯ METAZOA Журнал общей биологии, Т. 77, № 6, С. 442-455 (год публикации - 2016).

28. Колбенева М.Г., Александров Ю.И. Mental reactivation and pleasantness judgment of experience related to vision, hearing, skin sensations, taste and olfaction PLoS ONE, V. 11. № 7. e0159036. (год публикации - 2016).

29. Краус Ю.А., Марков А.В. Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций? ЖУРНАЛ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, Т. 77. № 2. С. 83-105 (год публикации - 2016).

30. Крылов А.К. Моделирование ситуации стресса как дедифференциации Материалы IV Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие»., С. 305-306 (год публикации - 2016).

31. Кузина Е.А. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КРЫС МНОГОЗВЕНЬЕВЫМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Сер. "Интеграция академической и университетской психологии", C. 419-426 (год публикации - 2016).

32. Кузина Е.А., Александров Ю.И. Активность нейронов ретросплениальной коры крыс в поведении, сформированном с разным количеством этапов поведения XII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНГРЕСС "НЕЙРОНАУКА ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ПСИХОЛОГИИ", С. 235 (год публикации - 2016).

33. Максимова Н.Е., Александров И.О. ВОЗМОЖНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ I. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, T. 7, N. 1, C. 5–15 (год публикации - 2016).

34. Максимова Н.Е., Александров И.О. ВОЗМОЖНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Т. 37, N. 2, С. 5–18 (год публикации - 2016).

35. Максимова Н.Е., Александров И.О., Заварнова Ю.А. Дифференцированность психологических структур и успешность оперирования абстракциями СЕДЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ Тезисы докладов., С. 404-406 (год публикации - 2016).

36. Сварник О.Е. Активность мозга: специализация нейрона и дифференциация опыта Изд-во "Институт психологии РАН", Москва, - (год публикации - 2016).

37. Созинов А.А., Бохан А.И., Лаукка С.Д., Александров Ю.И. Transfer of learning for approach or withdrawal with different intervals between tasks Седьмой международной конференции по когнитивной науке: Тезисы докладов, С. 73-74 (год публикации - 2016).


Возможность практического использования результатов
не указано