КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10315

НазваниеНормативные рамки, политический процесс и структурные изменения в Организации Объединенных Наций: международный институт в сплетении мегатрендов XXI века

РуководительСергунин Александр Анатольевич, Доктор политических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2016 г. - 2018 г. 

Конкурс№13 - Конкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-255 - Мировая политика

Ключевые словаНормы, политический процесс, структурные трансформации, международный институт, Организация Объединенных Наций, система ООН, мегатренды, международная организация

Код ГРНТИ11.25.47 11.25.49 10.87.47


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная проблема, на решение которой направлен проект, заключается в существовании различных, порой абсолютно противоположных научных трактовок современного состояния Организации Объединенных Наций, оценок ее роли в современном мире, понимания тенденций развития и прогнозов будущего организации. Актуальность проблемы определяется следующими факторами. Во-первых, нарастанием угроз международному миру и безопасности, в частности, таких вызовов, как международный терроризм, бедность, деградация окружающей среды и др. Во-вторых, углублением и детализацией научных исследований ООН. В-третьих, особым значением ООН для Российской Федерации. Конкретная задача исследования заключается в проверке комплексной гипотезы: в ООН наряду с формальными нормативной базой, составом членов и внутренней структурой ООН возникают новые правила политической игры, не всегда укладывающиеся в нормативные основания организации. Состав организации фактически расширяется за счет «неформального» включения в состав ООН неправительственных организаций, лиц, действующих в личном качестве, т.н. международных движений и других представителей гражданского общества. Складывается «суперструктура», представляющая собой определенный алгоритм интегрирования институциональных процессов, нацеливающий ООН на достижение новых целей, придание ей новых функций. Научная новизна поставленной задачи имеет несколько «планов»: содержательный, методологический, организационный. Содержательная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается комплексное междисциплинарное исследование Организации Объединенных Наций, в котором она рассматривается в качестве в качестве динамически развивающейся социальной структуры в контексте международно- правовых норм и глобальных процессов. Методологическая новизна состоит в том, что впервые в отечественной науке для подобного исследования применяется широкий арсенал эмпирических методов, включая мониторинг. Впервые для подобного рода исследований применяется комплекс оборудования и программного обеспечения ресурсного центра социологических и интернет исследований СПбГУ, обеспечивающего возможности обработки больших массивов информации, проведения эмпирических исследований дистанционно. При выполнении исследования по заявляемой теме будет использована комплексная методика изучения международных организаций (применительно к ООН), разработанная коллективом исполнителей.

Ожидаемые результаты
Общий основной результат Объяснительная фундаментальная модель функциональных и причинно-следственных взаимосвязей между нормативно-правовой базой, особенностями процесса принятия решений политического характера и организационной структурой ООН. Дополнительные результаты Концептуальные обобщения по итогам комплексного анализа нормативно-правовой базы ООН. Создание проекта визуализированной сетевой схемы документов ООН по ключевым вопросам развития организации. Создание проекта визуализированной фунцкионально-сетевой схемы органов и организаций системы ООН. Концептуальные обобщения по итогам сетевого анализа негосударственных акторов, вовлеченных в функционирование ООН. Концептуальные обобщения по итогам анализа развития целей ООН от положений Устава до целей устойчивого развития, установленных в 2015 г. Визуализированная структурно-сетевая схема документов ООН по ключевым вопросам организации. Визуализированная функционально-сетевая схема четырех главных органов ООН ― Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат. Концептуальные обобщения по итогам комплексного анализа экспертного мониторинга.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В 2016 г. достигнуты следующие основные научные результаты 1. Установлены типологические сходства и различия научных позиций в отношении ООН представителей ведущих парадигм теории международных отношений. Существуют две основные полярно противоположные парадигмы. Традиционалистская парадигма не считает возможной реформу ООН и в целом скептически относится к будущему этой организации. Реформистская парадигма предполагает радикальную реформу ООН не только с целью повышения её эффективности, но и наделения её большими полномочиями и превращения её в мировой управляющий орган. 2. Выдвинута гипотеза о зависимости между эффективностью функционирования Совета Безопасности и состоянием глобальной политической среды. Структура глобальной политической среды в свою очередь может быть охарактеризована рядом измеряемых параметров. Система ООН реагирует на эти изменения, меняя нормативную базу и реформируя свою структуру. 3. ООН сохраняет свою сущность в качестве межправительственного механизма сотрудничества для мобилизации и координации коллективных действий. И здесь особая ответственность ложится на ООН как на единственную в мире универсальную организацию, наделенную мандатом рассматривать вопросы безопасности. 5. Конференции и саммиты ООН позволили создать всеобъемлющие нормативные рамки вокруг связей между развитием, безопасностью и правами человека путем формирования широкого видения общих приоритетов в области развития. 6. ООН становится лидером в части создания и продвижения международных экологических соглашений. На примере Рамочной конвенции ООН по изменению климата, показано, как ООН инициировала разралотку концепции "общего наследия человечества". 7. Нормативно-правовые и институциональные основы, а также формы миротворчества ООН проделали значительную эволюцию на фоне недостаточной эффективности миротворческих миссий в различных регионах мира. Фактически миротворческая деятельность под эгидой ООН продолжает находиться в кризисе. 8. Концепция «ответственность по защите» предлагает серьезно деформировать сложившееся понятие суверенитета, добавляя к правам государства обязанности по защите граждан перед другими субъектами международной политики. 9. Российские правовые механизмы и политическая практика миротворчества не полностью соответствуют нормам ООН. В то же время российский подход показал высокую эффективность, позволив снять напряженность и оперативно решать возникающие проблемы. И наоборот, многие ооновские миссии, несмотря на чистоту принципов, оказались на практике провальными. России, не отказываясь от практики миротворчества под эгидой других структур, нужно искать формы и способы для более глубокого взаимодействия и координации действий со структурами ООН. 10. Анализ основных тенденций изменения расстановки сил в ООН под воздействием разнообразных акторов с использованием группы методов ELECTRE позволил провести сравнение «трансформационных траекторий» различных органов и организаций системы ООН. По «скорости» трансформации главные органы ООН ранжируются следующим образом (от наиболее высокой): Секретариат, ЭКОСОС, Совбез, Генеральная Ассамблея, Международный Суд, Совет по опеке. Аналогичные ранги можно выстроить и для вспомогательных органов, для конвенционных и для иных органов ООН. 12. Анализ институциональной структуры ООН подтвердил ее сетевой, по преимуществу, характер, что делает возможным использовать методы анализа сетей при изучении ООН. Вместе с тем, в этой сетевой структуре складываются элементы иерархичности, однако иерархичность, за исключением некоторых сфер, где ведущую роль играет Совет Безопасности, носит ситуационный, а не абсолютный характер. 13. На основе анализа деятельности ООН в области информации и информационной безопасности, установлена сетевая с элементами иерархичности схема органов ООН, принимающих участие и влияющих на разработку и исполнение решений в области информации. 14. Установлено, что проекции внутристранового нормативно-правового и институционального регулирования вопросов кибербезопасности на международный уровень не могут быть сведены к одной модели, существует несколько вариантов. 15. Выявлена тенденция использования ООН современной социокоммуникативной технологии краудсорсинга в целях неформального взаимодействия со своей аудиторией (целевыми и контактными группами – гражданским обществом, бизнесом, партнерами) для получения обратной связи и привлечения творческих и интеллектуальных ресурсов различных социальных групп для поиска решений конкретных социальных проблем и задач. 16. Проведенный пилотажный экспертный опрос показал, что экспертов, специализирующихся на изучении ООН, имеющих представление обо всей ее структуре и направлениях деятельности немного. Преимущественно представители академической среды и практики специализируются на изучении/работе по конкретному направлению (устойчивое развитие, права человека и др.), в рамках которого хорошо осведомлены о работе ООН. 17. Установлено, что при сохранении межправительственного характера ООН факторами трансформации в значительной степени являются инициативы, возникшие на уровне Секретариата ООН 18. По итогам изучения особенностей участия стран Европейского союза в работе ООН, установлено, что, имея довольно серьезное влияние на главные органы ООН, его инициативы, например, в области прав человека, встречают поддержку большинства в органах по правам человека реже, чем например, инициативы России. 19. Для исследования трансформаций ООН необходимо учитывать, что они представляет собой не просто международную организацию. Она ― комплексный политический и социальный феномен, включающий в себя и союз государств, и поле для их взаимодействия (как конструктивного так и конфликтного). ООН оказывает влияние не только на крупные социальные и политические процессы, но и на повседневную жизнь людей. 20. Возрастает роль неправительственного сектора в ООН. НПО стремительно превращаются в элементы "внутренней структуры" организации, участвуют в управлении ею.

 

Публикации

1. Конышев В. А., Сергунин А. А. The Northern Sea Route’s Legal Regime in the Context of the Polar Code’s Implementation Polar Geography, - (год публикации - 2017)

2. Конышев В. Н. Проблемы взаимодействия РФ и ООН в области миротворчества ПОЛИТЭКС, Т. 12. № 3. (год публикации - 2016)

3. Кутейников А. Е., Москальчук Е. И. Транснационализация консультативной функции НПО: эффект бумеранга Международные процессы, Том 14. № 4 (47). С. 6-25. (год публикации - 2016)

4. Кутейников А. Е. Научное исследование или тиражирование мифов? Международные процессы, Т. 15. № 1 (48). 2017. (год публикации - 2017)

5. Панкратова Л. С. Зеленая криминология Международные процессы, Т. 14. № 4 (47). 2016. (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В течение 2017 г. осуществлена концептуализация знаний по теме проекта, написаны текстов статей для ведущих научных журналов, главы для 2 коллективных монографий. Проведен анализ результатов первого этапа экспертного мониторинга (дистанционный опрос экспертов), усовершенствован инструментарий опроса. При изучении подходов Российской Федерации и взглядов российских политиков в отношении перспектив развития ООН, включая её реформы, выявлен достаточно высокий уровень ожиданий возможности сотрудничества на площадках ООН с различными государствами, не смотря на наличие нарастающего противодействия российской линии поведения со стороны двух группировок: США в блоках различной конфигурации и Евросоюза. Результаты исследования позволяют сделать вывод о сохранении ООН и других многосторонних организаций роли стержневого элемента и эталона в мирном разрешении конфликтов и миростроительстве. Анализ мегатренда «мягкой координации» на примере координации действий стран БРИКС в системе ООН и координации сотрудничества государств в области устойчивого развития (в связи с принятиями целей развития ООН) в Арктике позволил сделать выводы о том, что «мягкая координация», используемая странами БРИКС или странами, сотрудничающими по вопросам Арктики, способствует созданию союзов государств, консолидации усилий в решении ситуативных задач. При этом, стоит учитывать, что ООН как самостоятельному актору приходится принимать в расчет наличие неинституционализированных союзов или же способствовать их статусному оформлению в региональные организации и нахождению консенсусных решений. При анализе мегатренда безопасности в разрезе изучения генезиса компетенции Совета Безопасности ООН с момента учреждения ООН и до сегодняшнего дня были выявлены новые вызовы, с которыми сталкивается в XXI веке главный орган ООН, а именно: изменение критериев безопасности, включение негосударственных акторов (НКО, частных военных компаний) в обсуждение и в реализацию концепций и конкретных проектов обеспечения безопасности и др. Совет Безопасности сохраняет ведущую роль в поддержании мира и безопасности. Новые аспекты проблемы безопасности объективно приводят к необходимости вовлечения в их решение новых акторов, в связи с этим возникают разнообразные проекты изменения устоев СБ ООН и организации в целом, однако нынешнее «классическое» понимание функций Совбеза остается вполне эффективным для нахождения путей и средств для преодоления проблем глобального характера на основе принципов неделимости развития, безопасности и прав человека в современном мире. Исследование мегатренда выхода межгосударственного сотрудничества в область космического пространства акцентировало внимание на разработке и применении юридически необязательных документов по освоению космоса, создаваемых в правовом контексте на основе действующих договоров, принципов и деклараций ООН по космосу. Анализ эволюции компетенции Генеральной Ассамблеи ООН в области космоса, коррелируется с параметрами реализации пяти международных договоров по космосу, что актуализирует развитие практики применения т. н. мягкого права, разработанных Комитетом ООН по космосу. Исследование влияния мегатренда международной конфликтности на ООН установило, что кризисные явления в миротворческой деятельности ООН связаны с факторами нескольких уровней: несовпадение национального законодательного регулирования миротворчества с практикой ООН, снижение авторитета СБ ООН в итоге несанкционированных силовых действий ряда государств под предлогом решения гуманитарных проблем; кризис суверенитета современного государства; объективная необходимость расширения функций миротворчества под эгидой ООН. На уроне ООН это: несовершенство концептуальных и правовых оснований миротворчества; неясные критерии внешнего силового вмешательства; отсутствие механизмов мониторинга эффективности миротворчества; несовершенные формы и способы взаимодействия структур ООН и региональных структур при проведении миротворческих операций. Среди экспертов и политиков различных государств нет единого мнения о проблемах миротворчества и путях оптимизации этой деятельности. Российскую позицию отличает скепсис в отношении концепции «ответственности по защите» и проведение миротворческих операций на постсоветском пространстве, минуя структуры ООН. Сделан вывод, что локомотивами в реформировании ООН по линии миротворчества будут Россия и Китай, остальные члены БРИКС склонны к политике ситуационного реагирования на международные конфликты. В то же время реформирование ООН будет способствовать повышению статуса Индии, ЮАР, Бразилии. Исследование мегатренда информатизации и компьютеризации современного мира на основе анализа публикаций по проблеме внедрения и использования ИКТ в деятельности ООН позволило раскрыть специфику внедрения информационно-коммуникативных технологий в деятельность Организации Объединенных Наций. Сделан вывод, о том, что в центре краудсорсинговых проектов, поддерживаемых и реализуемых структурами и организациями, аффилированными с ООН, находятся вопросы различной направленности от политических предложений, до конкретных проектов и инициатив в сфере помощи незащищенным группам населения, охране здоровья, защиты окружающей среды и т.д. «Умная толпа» нередко включает в себя представителей именно молодежи, не только как активных пользователей сети, но ресурса для новых идей и нестандартных решений. Общественность является источником информирования, выработки новых идей и подходов к решению глобальных проблем, способов реализации поставленных задач на практике и принятия решений, аутсорсером. При проведении исследований были выявлены закономерности влияния мегатренда усиления негосударственной составляющей международных связей на ООН и проведена концептуализация данных об изменении ролей и расширении сфер деятельности негосударственных акторов, к которым относятся некоммерческие и коммерческие организации. Наиболее подробно данный вопрос рассматривался на примере российских негосударственных акторов, участвующих в деятельности организаций системы ООН через механизмы консультативного статуса при ЭКОСОС и Глобального договора. ООН испытала существенное влияние стремительного роста численности негосударственных акторов, расширения поля их деятельности и приобретения новых функций (включая оперативные и участие в принятии решений), изменения баланса между государственным и негосударственным компонентами международных связей. Анализ «экологического мегатренда» позволил рассмотреть эволюцию экологической компетенции главных органов ООН, провести сопоставление экологической компетенции ООН, специализированных учреждений ООН и Всемирной торговой организации (ВТО). В качестве кейс-стади рассмотрен международно-правовой режим доступа к генетическим ресурсам, который формируется со стороны ООН, Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ВТО. Также внимание было уделено роли НПО в деле защиты окружающей среды в части деятельности ООН. Установлены параметры реализации концепции верховенства права в части экологической компоненты ООН, проведен детальный анализ консультативного заключения Международного трибунала по морскому праву, учрежденного на основании Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в части рассмотрения трактовки Судьями Трибунала важной для международного экологического права концепции «общее наследие человечества». Проанализированы езультаты первого этапа экспертного мониторинга (дистанционного опроса экспертов), проведенного в 2016 году с использованием возможностей и оборудования ресурсного центра СПбГУ «Центр социологических и Интернет исследований», В опросе приняли участие 176 экспертов, подвергнуты анализу 129 анкет, полностью обработаны результаты ответы этих 72 экспертов, подробноответивших на вопросы и заполнивших большую часть анкет. Метод свободных ассоциаций позволил выявить, что общая реакция респондентов на обсуждение проблематики ООН в ходе социологического опроса в целом положительная. Внутри экспертного сообщества основное разделение происходит по линии «глобальный»-«международный», данные слова употребляют наиболее часто. На основании ответов об оценке роли главных органов ООН в разрешении вопросов, по которым у респондентов имеются сведения, сделан вывод, что вероятно оценка роли главных органов ООН будет смещена в сторону Совета безопасности — этот орган «отвечает» за вопросы войны и мира, упоминаемые респондентами наиболее часто. Сравнительный анализ оценки терминов «эффективность ООН», «вовлеченность ООН», «результативность ООН» показал, что оценок «эффективность повысилась» в 1.36 раз больше, чем оценок «снизилась». Вовлеченность ООН по оценкам респондентов «повысилась» (в 3 раза больше, чем оценок «понизилась»). Результативность: оценок «повысилась» в 1.22 раз больше, чем оценок «снизилась. Выявлена взаимозаменяемость терминов «эффективность» и «результативность», при этом сторонников применения термина «результативность» — незначительно больше. В обоих вопросах респонденты наиболее часто упоминали «выполнение принятых решений» и «достижение поставленной цели». Среди количественных критериев, респонденты упомянули «количество жертв», «количество конфликтов», «увеличение ратификаций конвенций». Подтвердилась гипотеза о наличии принципиального сходства Совета Безопасности ООН, ШОС, БРИКС и различного рода групп на современном этапе эволюции международной системы. Проверка данной гипотезы на эмпирическом материале была осуществлена по результатам первого этапа экспертного мониторинга и при проведении сравнительного анализа формальных и неформальных глобальных межгосударственных структур и выявлении признаков их реальной архетипической общности. Была разработана концептуальная модель оценки развития ООН в зависимости от различных параметров (соотношения потенциалов, реально направляемые на деятельности организации либо участия отдельных сторон ресурсов, механизмов принятия решения, исходного целеполагания, корректировки/неизменности исходных задач организации). В 2017 году были проведены следующие мероприятия по распространению результатов проекта и получению экспертных оценок о промежуточных результатах наших исследований: участие членов проекта в 15 российских и международных конференциях/семинарах; организация и проведение научных семинаров и секций, в частности проведен Научно-методологический семинар «Методы исследования статики и динамики мирового социума, ООН, других многосторонних международных структур: дисциплинарность и междисциплинарный синтез (СПбГУ и РСМД, 18 марта 2017 г.). Участниками проекта были подняты вопросы, связанные со сложностью миротворческой деятельности, экологической проблематики и природоохранительной стратегии Организации Объединённых Наций. Освещалась проблематика методологии исследования гражданского общества в ООН, важности междисциплинарного подхода к изучению международного права и интегративной юриспруденции.

 

Публикации

1. Sergunin A. Russian Approaches to an Emerging Arctic Ocean Legal Order. Kobe: Kobe University Press, 2017, Sergunin A. Russian Approaches to an Emerging Arctic Ocean Legal Order. — Kobe: Kobe University Press, 2017 (год публикации - 2017)

2. Абашидзе А.Х, Сиаваш М., Солнцев А.М The Concept of Common Heritage of Mankind in the Advisory Opinion of 1 February 2011 by the International Tribunal for the Law of the Sea Journal of Advanced Research in Law and Economics., Journal of Advanced Research in Law and Economics. Volume VIII, Issue 3(25). 2017. - P. 498-506 (год публикации - 2017)

3. Абашидзе А.Х., Гусейнова Г.В. Оценка современных угроз и вызовов международной безопасности через призму устава ООН. Часть 1 Научно-аналитический журнал Обозреватель, Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2017. N 8. С. 5-16 (год публикации - 2017)

4. Абашидзе А.Х., Гусейнова Г.В. Роль ООН в противостоянии современным угрозам и вызовам международной безопасности (часть 2) Научно- аналитический журнал Обозреватель, Научно- аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2017. N 9. С. 5-23 (год публикации - 2017)

5. Болгов Р.В. ООН и политика информационной безопасности стран Латинской Америки Россия и Ибероамерика в глобализующемся мире: история и перспективы. Науч. ред. В. Л. Хейфец, Л. С. Хейфец. СПб, 2018, - (год публикации - 2018)

6. Болгов Р.В. Применение методов ранжирования многокритериальных альтернатив ELECTRE для изучения расстановки сил в ООН Вестник международных организаций, - (год публикации - 2018)

7. Болгов Р.В. Деятельность ООН в области информации и международные аспекты информационной безопасности России Сравнительная политика, Сравнительная политика, 2018, № 2 (год публикации - 2018)

8. Болгов Р.В., Филатова О.Г., Ягья В.С. The United Nations and International Aspects of Russian Information Security Proceedings of the 13th International Conference on Cyber Warfare and Security, ICCWS 2018, - (год публикации - 2018)

9. Бояшов А.С. От завышенных притязаний к суровой действительности: продвижение прав человека Европейским союзом в Совете по правам человека ООН Вестник МГИМО, - (год публикации - 2018)

10. Конышев В.Н. The Implications of the 2010 Norwegian-Russian Treaty on Maritime Delimitation in the Barents Sea for the Murmansk economy Urban Sustainability in the Arctic. Visions, Contexts, Challenges, - (год публикации - 2017)

11. Конышев В.Н. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в области миротворчества Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, Конышев В.Н. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и Организации Объединенных Наций в области миротворчества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т.12, No 3. С.70–82. (год публикации - 2016)

12. Конышев В.Н., Сергунин А.А "Великие дебаты": способ структурирования или периодизации теории международных отношений? Polis. Political Studies., 2017. No. 4. P. 156-164 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.17976/jpps/2017.04.11

13. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Концепция «обязанность защищать»: БРИКС в поисках консенсуса Международные процессы, - (год публикации - 2018)

14. Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В. Государственный приоритет – устойчивое развитие российской Арктики Национальные интересы: приоритеты и безопасность, V.N. Konyshev et al. / National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 3, pp. 416–430 (год публикации - 2017)

15. Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В. Russia’s Arctic strategies in the context of the Ukrainian crisis The Polar Journal, Valery Konyshev, Alexander Sergunin & Sergei Subbotin (2017): Russia’s Arctic strategies in the context of the Ukrainian crisis, The Polar Journal (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1080/2154896X.2017.1335107

16. Сергунин А.А International Cooperation as a Means for Russia’s Arctic Urban Sustainability Strategy Urban Sustainability in the Arctic. Visions, Contexts, Challenges, Edited. Urban Sustainability in the Arctic. Visions, Contexts, Challenges, Washington DC: IERES, 2017, co-edited with Robert Orttung (год публикации - 2017)

17. Болгов Р.В. Information Warfare Politics in Russia: Policy, Effects, and Implications The Informational Dimension of Hybrid Warfare: Eastern and Western Perspectives on Conflicts in the 21st Century. Ed. O.Fridman, V.Kabernik., - (год публикации - 2018)

18. Болгов Р.В. Эволюция нормативной базы ООН в области информационной безопасности: проблемы и перспективы совершенствования Негосударственные акторы в ООН в контексте расширения информационного пространства, - (год публикации - 2018)

19. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современное миротворчество ООН и политика России Современное миротворчество ООН и политика России, - (год публикации - 2018)

20. Солнцев А.М. К вопросу о развитии международного права интеллектуальной собственности в контексте необходимости сохранения биологического разнообразия Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании. IV Московский юридический форум. XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 4 ч. – Часть 4. – Москва: РГ-Пресс, 2017., Право и экономика: междисциплинарные подходы в науке и образовании. IV Московский юридический форум. XII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 4 ч. – Часть 4. – Москва: РГ-Пресс, 2017. – с.135-140. - (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Постановка целей и планирование работ по проекту, подача заявки осуществлялись в 2015 г. Мы, конечно же, предполагали, что за три года проекта произойдут существенные изменения международной ситуации, информационных ресурсов, научных знаний об ООН, но не могли представить, что они произойдут столь стремительно и будут столь радикальными. В 2015 г. ООН представлялась институтом, на площадках которого будут найдены ответы на кризисные явления современности, пусть не самые правильные, пусть не самые совершенные, но ведущие к миру. Ведь даже в период холодной войны, в биполярном противостоянии ООН оставалась инструментом, обеспечивающим принятие совместных решений, совместное реагирование на самые серьезные угрозы, умиротворение враждующих сторон, ограничение силовых форм и методов ведения международных отношений, наказание агрессора. Сейчас в способности ООН решать стоящие перед ней задачи усомнился даже сам Генеральный секретарь, причем сделал это демонстративно. Неужели наступает очередной кризис ООН, неужели грядет эпоха пессимизма и разочарования, неужели эта организация станет полем конфронтации, сведения счетов? События последних лет убедили нас в правильности постановки целей, выбора методологического подхода, определения круга изучаемых проблем. Как нам видится, мы проделали существенную работу, которая, во-первых, дает ключи к пониманию нынешней ситуации в связи с ООН, ее повесткой дня, позицией государств, функционированием ее органов и организаций. Во-вторых, мы развили и усовершенствовали научный аппарат исследований ООН. Пожалуй, впервые в отечественной да и в зарубежной науке для исследования ООН были применены столь современные методы сбора и анализа эмпирической информации, обеспеченные оборудованием, технологиями и квалифицированной методической поддержкой специалистов Ресурсного центра социологических и интернет исследований СПбГУ. Эмпирический массив дал нам возможность приблизиться к изучению ООН в ее реальном бытии, попытаться понять эту организацию такой, какой она действительно есть. Мы стремились избежать «соблазнов» теорий международных отношений, слишком глубоко политизированных. Мы стремились отойти от упрощенных схем, от выводов, делящих мир на чёрное и белое. Реально бытие ООН ― это жизнь крупной организации, сложной социальной системы, со всеми ее проблемами и противоречиями, поиском своей идентичности, со сложностями, проблемами, ошибками. В-третьих, над проектом работал коллектив, объединяющий специалистов в области права, политики, теории и истории международных отношений, социологии. Это позволило рассмотреть самые разные стороны ООН, в буквальном смысле слова ее деятельность и на земле, и в океане, и в космосе. Поначалу мы даже опасались, что возникнет расхождение, результаты отдельных специалистов сложно будет сопоставить. Однако, подводя итоги третьего года проекта, мы увидели, что в составе коллектива сложились микрогруппы, ориентированные на междисциплинарный синтез в изучении определенной стороны ООН, например, экологической повестки дня с позиций международного права, социологии, сетевого анализа, теории международных отношений, теории организации. Обнаружились интереснейшие параллели между так называемым мягким правом и мягкими механизмами координации на площадках ООН. Выявились парадоксальные совпадения в алгоритмах действия БРИКС и стран Евросоюза, преследующих разные, зачастую противоположные и даже противоречащие друг другу цели, но одинаково понимающих возможности ООН, правил, по которым она действует, способов влияния на принятие решений. Далеко не весь собранный материал еще проанализирован. Междисциплинарный синтез оказался не самой простой задачей даже для опытных исследователей. Не все выводы получены, не все результаты опубликованы, но, на наш взгляд, но за три года заявленные работы выполнены в полном объеме, и сделано даже больше запланированного. Работы были подчинены созданию объяснительной фундаментальной модели функциональных и причинно-следственных взаимосвязей между нормативно-правовой базой, особенностями процесса принятия решений политического характера и организационной структурой ООН. Для ее достижения мы провели концептуальные обобщения по итогам комплексного анализа нормативно-правовой базы ООН, создали проект визуализированной функционально-сетевой схемы органов и организаций системы ООН, провели концептуальные обобщения по итогам сетевого анализа негосударственных акторов, вовлеченных в функционирование ООН, осуществили концептуальные обобщения по итогам анализа развития целей ООН от положений Устава до целей устойчивого развития, установленных в 2015 г., визуализировали структурно-сетевую схему документов ООН по ключевым вопросам организации, визуализировали функционально-сетевую схему четырех главных органов ООН ― Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета, Секретариата, сделали концептуальные обобщения по итогам комплексного анализа экспертного мониторинга. Некоторые цели и задачи была пересмотрены и дополнены, поскольку, во-первых, результаты, достигнутые в 2016 и 2017 г., позволили перейти к достижению значительно более глубоких, сущностных и продуктивных в интеллектуальном плане целей. Во-вторых, за время выполнения проекта существенно расширились содержание и возможности электронных ресурсов самой ООН. В 2016 г. был запущен в действие и постоянно пополняется сайт Координационного совета руководителей системы ООН (КСР). КСР является главным инструментом укрепления координирующей роли межправительственных органов, занимающихся социальными, экономическими и смежными вопросам в структуре ООН. Информация, представленная на сайте, отражает общие характеристики оперативных программ, механизмов управления и направлений работы в области развития, которые включены в повестку дня КСР, краткие отчеты о заседаниях КСР, его трех комитетов высокого уровня и о работе сетей управления. Сайт также содержит ежегодно обновляемые аппаратом КСР статистические данные по финансам и кадрам системы ООН, статистику закупок системы ООН. Таким образом, поставленная нами ранее задача создания информационных инструментов, касающихся органов ООН, утратила актуальность. Пользуясь имеющимися первичными данными мы получили возможность перейти к более глубокому анализу, основанному на статической и другой информации, предоставляемой самой ООН. Поэтому первоначальная задача выросла в более сложную задачу установления объективных показателей, отражающих не только структуру ООН, но также и 1) вес структурных подразделений в системе ООН, 2) значимость тех или иных подразделений для государств-членов, 3) взаимосвязи членов и структурных подразделений с помощью методов анализа графов, сетевого метода с учетом таких факторов, как объем финансирования организации, состав персонала ООН и др.

 

Публикации

1. Абашидзе А. Х. Правозащитная система ООН: пути дальнейшего развития? ОБОЗРЕВАТЕЛЬ - OBSERVER, № 1(336) – С. 5 – 17 (год публикации - 2018)

2. Абашидзе А.Х. Is the United Nations Organization an Obstruction in the Changing World? Proceedings of the 2018 2nd International Conference on Education Science and Economic Management (ICESEM 2018) (25-26 August 2018; Xiamen, China) / Ed. X. Xiao. - Atlantis Press, 2018., P. 924– 926 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.2991/icesem-18.2018.216

3. Абашидзе А.Х. Роль принципа универсализма в сохранении правозащитной системы ООН. К 70-летию Всеобщей декларации прав человека Международные процессы, - (год публикации - 2019)

4. Близнецкая Е.А., Василенко Е.П. The Formation of the Environmental Agenda of the United Nations General Assembly (1946-2016) MGIMO Review of International Relations (Вестник МГИМО), № 5(62). – P. 131-145 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-5-62-131-145

5. Бояшов А. Координация политики стран Европейского союза в ООН и концепция «глобального управления» Современная Европа, - (год публикации - 2018)

6. Гугунский Д.А. The Role of Non-binding norms in International Space Law IAA SciTech Forum on Space Flight Mechanics and Space Structures and Materials (13-15 November 2018; Moscow, Russia) / International Academy of Astronautics., - (год публикации - 2018)

7. Гугунский Д.А. The Paradigm of Global Governance in the Sphere of Peaceful Use of Outer Space Proceedings of the 2018 2nd International Conference on Education Science and Economic Management (ICESEM 2018) (25-26 August 2018; Xiamen, China) / Ed. X. Xiao. - Atlantis Press, 2018., P. 927-931 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.2991/icesem-18.2018.217

8. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Российско-американские отношения в Арктике: сотрудничество или соперничество? Мировая экономика и международные отношения, Т. 62, № 9. - С. 103–111 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-9-103-111

9. Панкратова Л.С., Шакарбиева С.В. Communication Technologies of Crowdsourcing in Contemporary Global and Russian Public Policy Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, - (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.6.18

10. Сергунин А.А. Организация объединенных наций в неолиберальной парадигме теории международных отношений Международные процессы, - (год публикации - 2019)

11. Солнцев А.М. Изменение климата: международно-правовое измерение Московский журнал международного права, № 1. – С. 60–78 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.24833/0869-0049-2018-1-60-78

12. Болгов Р.В. ООН и политика информационной безопасности стран Латинской Америки Россия и Ибероамерика в глобализующемся мире: история и перспективы / Науч. ред.: В. Л. Хейфец, Л. С. Хейфец. - СПб, 2018., - (год публикации - 2018)

13. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Potential transboundary maritime energy disputes in the Arctic: the Russian perspective Russia's Far North: The Contested Energy Frontier / Eds: V.-P. Tynkkynen [et al.]. - Abingdon: Routledge, 2018., P. 97-112 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.4324/9781315121772

14. Конышев В.Н., Сергунин А.А. In Search for Peace in the Arctic The Palgrave Handbook of Global Approaches to Peace / Eds.: A. Kulnazarova, V. Popovski. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2019., P. 1014-1058 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-78905-7

15. Конышев В.Н., Сергунин А.А., Хейнинен Л. «Глобальная Арктика» как регион нового типа Асимметрии региональных интеграционных проектов XXI века / ред. В. И. Михайленко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет. - Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2018., C. 412–427 (год публикации - 2018)

16. Конышев В.Н.,Сергунин А.А. Современное миротворчество ООН и политика России Мировая политика в фокусе современности: монография / отв. ред. М. А. Неймарк. - М.: Дашков и Ко, 2018., С. 251-284 (год публикации - 2018)

17. Сергунин А.А. О современных дискуссиях по поводу реформы ООН Трансформация международных отношений в XXI веке: вызовы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции (26 апреля 2017, Москва) /Дипломатическая академия МИД России. - М.: Дипломатическая академия МИД России, 2018., С. 8–11 (год публикации - 2018)

18. Сергунин А.А. Arctic Regional Security Handbook of Research on International Collaboration, Economic Development, and Sustainability in the Arctic / Eds.: V. Erokhin, T. Gao, X. Zhang. - Chicago: IGI Global, 2019., P. 79-88 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.4018/978-1-5225-6954-1.ch004

19. Сергунин А.А. Russian Arctic Cities’ Sustainable Development Strategies Handbook of Research on International Collaboration, Economic Development, and Sustainability in the Arctic / Eds.: V. Erokhin, T. Gao, X. Zhang. - Chicago: IGI Global, 2019., P. 495-513 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.4018/978-1-5225-6954-1.ch023

20. Сергунин А.А. Societal security: the Russian discourse Societal Security in the Baltic Sea region: Expertise Mapping and Raising Policy Relevance / Eds. M. Aaltola [et al.]. - Riga: Latvian Institute of International Affairs, Zinātne. – 2018., P. 212–232 (год публикации - 2018)

21. Сергунин А.А. Международно-правовые и геополитические аспекты имплементации Полярного кодекса: российская перспектива Управление инновационным развитием Арктической зоны Российской Федерации : сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (14-16 сентября 2017; Северодвинск ). – Архангельск : КИРА, 2017, С. 628-632 (год публикации - 2017)

22. Сергунин А.А. The Interplay of the Human Security and Sustainable Development Concepts: The Case of Russia’s Arctic Industrial Centers Human and Societal Security in the Circumpolar Arctic: Local and Indigenous Communities / Eds.: K. Hossain, J. M. Roncero Martín, A. Petrétei. – Leiden: Brill, 2018. – (Studies in Polar Law, Vol. № 1), P. 50–75 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1163/9789004363045

23. Сергунин А.А. Indexing Arctic Urban Sustainable Development Planning Strategies: the Case of Russia Arctic Yearbook 2018 / Eds.: L. Heininen, H. Exner-Pirot. – Akureyri, Iceland: Northern Research Forum, 2018., P. 75–85 (год публикации - 2018)

24. Сергунин А.А. Russian Approaches to International Peace, Security and institutions: Debating Within IR Schools The Palgrave Handbook of Global Approaches to Peace / Eds.: A. Kulnazarova, V. Popovski. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2019., P. 316-362 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-319-78905-7

25. Сергунин А.А. The United Nations Routledge Handbook of Russian Foreign Policy / Ed. A. Tsygankov. - Abingdon: Routledge, 2018., P. 355-366 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.4324/9781315536934

26. Сергунин А.А. Российские подходы к формирующемуся правовому порядку в Арктическом океане К международному правовому порядку в Арктике: наука, окружающая среда и океан / Ред.: О. Инагаки, А. Шибаты. - Кобе: Изд-во Университета Кобе, 2018. (на японск. языке), С. 64-108 (год публикации - 2018)

27. Солнцев А.М. UN and the Protection of Environment: the Past, the Present and the Future Proceedings of the 2018 2nd International Conference on Education Science and Economic Management (ICESEM 2018) (25-26 August 2018; Xiamen, China) / Ed. X. Xiao. - Atlantis Press, 2018., P. 920-923 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.2991/icesem-18.2018.215


Возможность практического использования результатов
Возможность практического использования результатов проекта обусловлена следующим обстоятельством. ООН - организация, созданная для поддержания мира и безопасности. Известно, что экономический рост и социальное развитие для большинства государств возможны только в условиях мира. На войне наживаются единицы монополий, отдельные государства, причем длится это короткое время. Результаты нашего исследования позволяют понять механизмы, при помощи которых ООН поддерживает мир и может остановить войну. На основе результатов нашего проекта возможны 1) разработка предложений по направлениям совершенствования нормативно-правовой базы ООН в нескольких областях, например, космос, Арктика, океаны, информационная безопасность. 2) мониторинговый механизм экспертного мнения, созданный и апробированный в ходе проекта, может быть использован в дальнейшем для выявления позиций экспертов по различным аспектам, включая и усовершенствование производимой продукции, и создания и применения технологий. Этими вопросами ООН также занимается, хотя, в большинстве случаев, не напрямую.