КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-02709

Название”Вечные” сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма

РуководительТопорков Андрей Львович, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г Москва

Года выполнения при поддержке РНФ 2017 - 2018 

КонкурсКонкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словарусская культура первой трети ХХ века литература и искусство авангарда сюжеты мировой литературы мифологические образы

Код ГРНТИ17.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Конкретная задача, на решение которой направлен проект, заключается в том, чтобы выявить и проанализировать основные «вечные» сюжеты и образы, литературные архетипы и мифологемы, которые так или иначе использовались (актуализировались и переосмыслялись) в произведениях русских писателей и художников первой трети ХХ в. Эта задача имеет фундаментальный характер и стоит в ряду наиболее приоритетных задач не только отечественных филологов и зарубежных русистов, но и в целом гуманитарной науки нашего времени. Принципиально важной составляющей модернистской литературы и авангардного искусства в России первой трети ХХ в. было обращение к культуре прошлого – к мифологии и фольклору, к западному и восточному искусству древности и средневековья. Особое значение получили так называемые «вечные» образы, архетипы и мифологемы, накопившие в своей семантике опыт веков и открытые для семантических приращений нового времени. Под «вечными» (или «мировыми») понимаются такие сюжеты и образы, которые встречаются в литературе и искусстве разных народов и составляют общий фонд мировой цивилизации. Наиболее простой способ описания таких сюжетов заключается в присвоении им собственных имен (Адам и Ева, Авель и Каин, Иуда, Агасфер, Прометей, Тесей и Ариадна, Нарцисс, Одиссей, Пенелопа, Беатриче, Гамлет, Офелия, Ромео и Джульетта, Фауст, Дон Жуан, Раскольников и др.). Такие имена представляют собой свернутые сюжеты, которые могут сохраняться на протяжении длительного времени, а в определенных ситуациях актуализируются искусством. Актуальность проблемы обусловлена той выдающейся ролью, которую сыграли русская модернистская литература и авангардное искусство не только в России, но и в мировом масштабе. Предложенный нами аспект осмысления русской литературы и искусства 1900-1930-х гг. имеет новаторский характер. Речь идет о том, что русская культура эпохи войн и революций, социальных и политических катаклизмов сумела творчески воспринять и переработать «вечные» образы мировой цивилизации и выработать в результате новый художественный язык ХХ века. В основе проекта лежит гипотеза о том, что русский литературный и художественный авангард, который позиционировал себя как абсолютно новаторское явление, при рассмотрении его в большом историческом времени связан с актуализацией архаических пластов мировой культуры и «вечных» сюжетов и образов. Данная гипотеза может хотя бы отчасти объяснить причины особой востребованности русской литературы и искусства эпохи модернизма в Европе и США ХХ в. Новый художественный язык создавался параллельно в литературе, искусстве и художественной критике. Сближение художественного творчества и научной деятельности побуждает нас уделить особое внимание личностям универсального типа, таким как Н.Ф. Федоров, Д.С. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый, П.А. Флоренский, В. Хлебников, В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов, Н.К. Рерих, В. Кандинский, К. Петров-Водкин и др. В 2014–2016 гг. были в основном решены задачи, поставленные перед участниками Проекта 2014, однако обнаружились новые аспекты изучаемой проблемы. В связи с этим мы формулируем 3 новые задачи: 1) изучить «адаптацию» русскими писателями, художниками, философами первой трети ХХ в. сюжетов и образов Нового Завета. Особое внимание при этом будет уделено осмыслению образов Апокалипсиса, Евангелия от Иоанна и посланий апостола Павла. Этой теме будет посвящена международная конференция «Новый Завет в русской литературе, искусстве, общественной мысли первой трети ХХ в.», а впоследствии коллективная монография, которую мы издадим по материалам конференции. Таким образом мы продолжим издание книг в созданной нами серии «”Вечные” сюжеты и образы» (в 2015–2016 гг. в серии уже были изданы 3 книги; данная книга будет 4-й); 2) изучить жанр мистерии в литературе и театре первой трети ХХ в. в сочетании с эзотерическими практиками писателей, художников и композиторов. Этой теме будут посвящены серия статей и докладов, а также семинары: «Мистерия в культуре модернизма» и «Эзотерические практики в Серебряном веке»; 3) изучить различные аспекты взаимодействия литературы, живописи, театра, музыки и других искусств в России первой трети ХХ в. Этой теме будут посвящены семинары: «Соотношение вербальных и визуальных образов в творчестве модернистов; влияние образов живописи на литературу»; «Рисунки писателей Серебряного века»; «Театр и театрализация жизни в культуре Серебряного века», а также серия статей и докладов. Проект имеет комплексный характер, так как предполагает сравнительное исследование разных видов литературы и искусства с особым вниманием к проблеме синтеза искусств. Помимо художественной литературы и живописи, нами привлекаются фольклор, массовая книжная и журнальная продукция, журналистика, источники личного происхождения (мемуарная и эпистолярная литература), а также другие виды искусства (скульптура, архитектура, драматический театр, музыка, балет, опера, фотография, кинематограф, плакат и др.). При этом основное внимание уделяется художникам, связанным с различными модернистскими направлениями: М. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, Н.К. Рерих, Н. Гончарова, М. Ларионов, В. Кандинский, П. Филонов, К. Малевич, В. Чекрыгин, М. Шагал и др. В круг исследования включается русская философия первой трети XX в. и, в частности, традиция русского космизма. Привлекаются архивные документы. При работе над проектом разрабатываются междисциплинарные подходы и методики на границе филологии, искусствознания, культурологии, психологии творчества, исторической поэтики. Пользуясь компаративным методом, мы рассматриваем литературные и художественные направления в России первой трети ХХ в. сравнительно с литературой и художественной жизнью в других европейских странах, прежде всего Франции, Италии, Германии, Чехии, Польши. При изучении сюжетов литературных произведений учитываются достижения современной нарратологии и сюжетологии, формального и структурно-семиотического подходов. Прослеживая трансформации определенных сюжетов и образов в творчестве разных писателей, мы пользуемся методом интертекстуального анализа. Учитывая особую роль мифологии и неомифологизма в литературе и искусстве начала ХХ в., участники проекта привлекают методы исторической поэтики и неомифологической критики. В проекте широко используются методы современного источниковедения и текстологии: исследователи привлекают неизвестные ранее архивные материалы, тексты из труднодоступных источников (в частности, из журналов и газет первой трети ХХ в.), источники личного происхождения (дневники, переписка, мемуарная литература), изучают творческую историю произведений, сравнивают различные редакции текстов, учитывают изменения читательского восприятия.

Ожидаемые результаты
Основные ожидаемые результаты реализации проекта: 1) организация и проведение международной научной конференции «Новый Завет в русской литературе, искусстве, общественной мысли первой трети ХХ в.» (ноябрь 2017 г., ИМЛИ); 2) издание коллективной монографии по материалам международной конференции «Новый Завет в русской литературе, искусстве, общественной мысли первой трети ХХ в.» (выход книги в свет ожидается в ноябре 2018 г.); 3) публикация в общей сложности 30 статей по теме проекта, из которых 24 будут опубликованы в изданиях, индексируемых в системах РИНЦ, Scopus и Web of Science; 4) выступления на российских и международных конференциях с докладами, основанными на результатах, полученных в ходе работы над проектом (не менее 40 докладов); 5) организация постоянно действующего семинара по теме проекта (всего в 2017–2018 гг. пройдет не менее 12 семинаров) и размещение информации о заседаниях на сайте проекта; 6) регулярное пополнение новыми материалами сайта по теме проекта (информация о семинарах и конференциях, о новых изданиях, культурных мероприятиях, библиографические материалы и т.д.). Традиция изучения «вечных» образов и сюжетов, как в западной, так и в российской науке разделяется на две ветви. Первая связана прежде всего с составлением энциклопедических справочников по мифологическим сюжетам и образам с разной степенью углубления в историю их жизни в культуре. Один из лучших образцов такого направления – энциклопедия «Мифы народов мира» (М.: Наука, 1980). В западной, особенно немецкой, науке выпущен ряд словарей, посвященных «вечным» сюжетам и образам в литературе (Frenzel E. Motive der Weltliteratur. Stuttgart, Kröner, 1992; Frenzel E. Stoffe der Weltliteratur. Stuttgart: Kröner, 1992; Annemarie van Rinsum. Lexikon literarischen Gestalten. Stuttgart, 1990; Lurker M. Wörterbuch der Symbolik. Stuttgart, 1993 и др.). Второе направление в изучении «вечных» образов предполагает изучение отдельных сюжетов и прослеживание их трансформаций в литературе и искусстве на протяжении нескольких веков (воронежская школа «универсалий», новосибирская школа изучения сюжетов в русской литературе и фольклоре). Мифопоэтический аспект литературы широко разрабатывается на Западе. Он основывается на мощном фундаменте мифологического подхода к культуре в целом, заложенном классиками-мифологами и исследователями первобытного сознания, религий и фольклора (Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, Г. Башляр, Р. Генон, З. Фрейд, К.Г. Юнг, позднее — М. Элиаде, Н. Фрай, Х. Блум, К. Леви-Строс и др.). Мало известны в России работы Нортропа Фрая (1912 – 1991) и Харольда Блума (род. в 1930), хотя именно их труды по мифологии имеют отношение к художественной словесности нового времени от Шекспира и Мильтона до наших дней (H.N. Frye. Fools of Time: Studies in Shakespeare Tragedy. 1967; Spiritus Mundi: Essays on Literature, Myth and Society. 1976; The Great Code: The Bible and Literature. 1982; Words With Power. Being a Second Study of “The Bible and Literature”. San-Diego; NY; London, 1990; The Double Vision: Language and Vision in Religion. 1991; Harold Bloom. Shakespeare: The Invention of the Human (1998); Hamlet: poem unlimited (2003); The Anatomy of Influence: Literature As a Way to Life (2011); Харолд Блум. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, 1998). Их исследовательская методология, синтезирующая антропологию с психоанализом и развивающая идеи К.Г. Юнга, оказала глубокое влияние на практику так называемой мифологической или архетипической интерпретации литературы, искусства во 2-й половине XX века. Мы также принимаем во внимание современные и более ранние западные работы по анализу тем, образов, мотивов, сюжетов у конкретных авторов (Шекспира, Блейка, Т.С. Элиота, Дж. Джойса, и др.), а также у русских поэтов и писателей. Среди ученых, ведущих исследования в сходном направлении, следует назвать прежде всего ученых, представляющих научные школы Новосибирска и Воронежа. Среди работ новосибирских исследователей (Е.К. Ромодановская, М.А. Бологова, И.В. Силантьев и др.) отметим коллективные издания: «Вечные сюжеты» русской литературы: «блудный сын» и другие. Новосибирск, 1996; Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание / Отв. ред. Е.К. Ромодановская. Вып. 1. 2-е изд., стереотип. Новосибирск, 2006; То же. Вып. 2. Новосибирск, 2006; То же. Вып. 3. Ч. 1. Новосибирск, 2008; То же. Вып. 3. Ч. 2. Новосибирск, 2009. Среди работ воронежских филологов (А.А. Фаустов, С.В. Савинков и др.) наиболее существенной для нас является коллективная монография: Русские литературные универсалии (типология, семантика, динамика). Воронеж, 2011. Изучение литературной топики русского символизма плодотворно осуществляется в книгах австрийского слависта Аге А. Ханзен-Лёве, в частности: Ханзен-Лёве Аге А. Русский символизм. Система поэтических образов. Мифопоэтический символизм начала ХХ века. Космическая символика. СПб., 2003. Мифологическим мотивам в творчестве русских символистов посвящены работы польской исследовательницы Марии Цимборской-Лебоды: Maria Cymborska-Leboda. Dramat pod znakiem Dionizosa. Lublin, 1992; Twórczość w kręgu mity. Lublin, 1997. Акцент на эзотерических аспектах литературы начала ХХ в. делается в работах венгерского филолога Лены Силард, например: Лена Силард. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002. Ожидаемые результаты, как мы надеемся, будут соответствовать мировому уровню. В частности, итоги проекта могут существенно обогатить концепцию исторической поэтики. «Вечные» сюжеты рассматриваются нами как динамические структуры, способные к внутренней перестройке, смысловому обогащению и «накоплению» смыслов. Проходя сквозь века и адаптируясь фольклором, литературой, искусством разных народов, «вечные» сюжеты выявляют свою потенциальную многозначность и структурную неоднородность. Если традиционная историческая поэтика (в версии А.Н. Веселовского и его последователей) ориентировалась на изучение постепенных трансформаций сюжетов и эволюции жанров устной и книжной словесности, то в нашем проекте акцент делается на осознанных обращениях писателей и художников-модернистов к «вечным» сюжетам. По существу речь идет о построении альтернативной версии исторической поэтики, ориентированной не на изучение многовекового эволюционного развития литературы и искусства, а на изучение периодов их ускоренного, революционного развития. Модернисты активно трансформировали «вечные» сюжеты и образы, подвергали их деконструкции, пародированию и осмеянию, однако объективным результатом этой рискованной игры было все же не разрушение «вечных» образов, а их обновление, остранение и перевод на новый художественный язык. Результаты проекта (введенные в научный оборот материалы, новаторские концепции, методики и приемы исследования) могут быть использованы при построении курсов истории русской литературы и культуры в высших учебных заведениях; при чтении лекций и написании обобщающих трудов по истории русской и мировой литературы, культуры и искусства ХХ в., при комментировании текстов в научных изданиях русских писателей первой трети XX века. Они могут стать основой для составления словарей символов, сюжетов и образов в литературе и искусстве; могут быть использованы при организации выставочных проектов, музейных экспозиций, театральных постановок, подготовке иллюстрированных изданий, посвященных искусству эпохи модернизма.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 г. участники проекта 1) провели международную научную конференцию «Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма» (21–23 ноября 2017 г., ИМЛИ РАН). В конференции приняли участие с очными и заочными докладами 105 исследователей из России, Польши, Сербии, Черногории, Белоруссии, Украины, Китая и др. Доклады были посвящены осмыслению и трансформации новозаветных образов и сюжетов в культуре Серебряного века. В них шла речь об особенностях трактовки образа Иисуса Христа в художественных и философских текстах эпохи, была представлена художественная рецепция ключевых событий Евангельской истории и основных персонажей Нового Завета. Ряд докладов касался Откровения Иоанна Богослова и статуса этого текста в культуре Серебряного века, особенностей трактовки таких образов, как «град Вавилон», «Великая блудница», «Жена, облеченная в солнце», «тысячелетнее царство», «Небесный Иерусалим» и т.д. Отдельный блок выступлений был посвящен трансформации евангельских образов и сюжетов в культуре революционной эпохи; 2) написали в общей сложности 40 статей по теме проекта, из которых 40 были опубликованы в изданиях, индексируемых в РИНЦ, а 17 – в изданиях, индексируемых в системах Scopus и Web of Science; 3) сделали 76 докладов по теме проекта на научных конференциях, в том числе всероссийских и международных; провели 6 заседаний семинара по теме проекта. Д.М. Магомедова на протяжении всего года руководила работой семинара, на заседаниях которого выступали молодые ученые. О.А. Богданова читает для аспирантов ИМЛИ РАН курс лекций по русской литературе ХХ в. А.Г. Гачева регулярно выступала в Москве и других городах с открытыми лекциями, посвященными философии космизма и русской литературе первой трети XX века, русской религиозно-философской мысли, искусству авангарда, уделяя особое внимание вечным образам Космоса, Микрокосма и Макрокосма, Адама, Авиатора, Пространства, Времени, Вечности, Бессмертия, сюжетам полета и победы над временем, а также особой трактовке образов и сюжетов Откровения Иоанна Богослова. Записаны 2 публичные лекции с телестудией «Роскосмоса» (Рубрика «Ученые о космосе (лекции и интервью)»: «Вселенная человека: русский космизм». Эфир от 30 октября 2017 https://www.youtube.com/watch?v=SPFn-F3R5PE; «Революция и космос». Эфир от 7 ноября 2017. https://www.youtube.com/watch?v=OCcgoPdDqpA. Выступила на телеканале «Культура» в программе «Наблюдатель». Тема: «Константин Циолковский». Эфир от 20 сентября 2017 г. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20918/episode_id/1546003/; 4) размещали информационные материалы о результатах работы над проектом в Интернете, в том числе на сайте ИМЛИ и на созданном ранее сайте по теме проекта: сообщения о семинарах и конференциях, о новых изданиях, культурных мероприятиях и т.д. На сайте проекта размещены библиографические списки: «Апокалипсис в русской литературе первой трети ХХ в.» (http://modernista.moscow/reference_lists/10), «Материалы к библиографии по рецепции Евангелия от Иоанна в литературе русского модернизма» (http://modernista.moscow/reference_lists/11); «Образ «вавилонской блудницы» в русской литературе начала XX века» (http://modernista.moscow/reference_lists/10). В ходе командировок участники проекта выступали на авторитетных международных конференциях. А.Г. Гачева участвовала в Международном коллоквиуме «Русский космизм» в Университете г. Лиона (Франция). А.Л. Топорков выступал с докладами на конференциях в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Будапеште, О.А. Богданова — в Новосибирске, М.Л. Спивак — в Тарту (Эстония). Е.В. Глухова прочитала открытую лекцию «Графика и биография: рисунки Андрея Белого как источник визуализации пространства текста» для студентов и аспирантов Факультета славистики Венского университета. О.А. Богданова разрабатывала научные темы: 1) «Модификации константы “земля” в произведениях русских модернистов первых десятилетий XX века: мотив “утверждения земли”»; 2) «Концепт “земля” в творчестве Ф.М. Достоевского и его интерпретация в литературе о писателе в 1910-1930-е гг.»; 3) «Разрыв мифоидеологического симбиоза “земли” и “народа” в русской литературе послереволюционных лет: новые референции концепта “земля”»; 4) «Научные концепты первой трети XX века как универсалии культуры»; 5) «Мотивы и образы Нового Завета в русской периодике революционных лет». О.А. Богданова установила преемственность авторов 1910-1930-х гг. по отношению к Достоевскому в понимании «земли» как софийного субстрата и главного гаранта русской национальной идентичности в эпоху социокультурных катастроф. Впервые введен в научный оборот и изучен в аспекте обращений к Новому Завету текстовый корпус одного из ведущих российских изданий 1917-1918 гг. – журнала «Народоправство». А.Г. Гачева разрабатывала научные темы: 1) «Идеи и образы Откровения Иоанна Богослова в религиозно-философской мысли конца 1890-х – первой трети 1930-х гг.»; 2) «Техника и органика в философской мысли русского модернизма»; 3) «Вечные образы и сюжеты в философии русского космизма». Исследовала особенности трактовки вечных образов и сюжетов представителями отечественного космизма, показала, что Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев используют образы и сюжеты Нового Завета для построения проективной философии истории. Ввела в научный оборот архивные материалы, связанные с трактовкой мистериальных сюжетов А.К. Горским и В.И. Ребиковым, трансформацией образа Революции в наследии В.Н. Муравьева. Д.М. Магомедова изучила судьбы вагнеровских образов и сюжетов в культуре Серебряного века (на материале творчества Вяч. Иванова, Александра Блока, Андрея Белого, Эллиса). Провела биобиблиографические разыскания на тему: «Вагнеровские мотивы в творчестве А. Блока: “Тангейзер”, “Тристан и Изольда”, “Лоэнгрин”». Выявила корпус символистских текстов, содержащих многообразные отсылки к сюжетам, образам и мотивам музыкальных драм Р. Вагнера. Среди них особенно важны не опубликованный набросок неосуществленной драмы А. Блока «Тристан», стихотворение Вяч. Иванова «Тристан и Изольда», ряд стихотворений М. Кузмина (в частности, «Олень Изольды», «Элегия Тристана») и его роман «Крылья», сборник С. Городецкого «Цветущий посох» (ключевой образ из оперы «Тангейзер»). Поставлен вопрос о влиянии театральных постановок музыкальных драм Вагнера в Москве и Петербурге на воплощение и трансформацию вагнеровских сюжетов в русской литературе рубежа веков. А.Л. Топорков, разрабатывая темы «Фольклор в творчестве писателей и художников-модернистов» и «Художественное творчество и эстетические концепции Вяч. Иванова» установил фольклорные источники и символические подтексты стихотворений Вяч. Иванова “Три гроба” и «Стих о Святой Горе». Разрабатывая проблему «Литературные проекции русской заговорно-заклинательной традиции», описал основные направления фальсификации заговоров в изданиях И.П. Сахарова, фольклорные подделки которого использовались писателями Серебряного века (А.М. Ремизов, А.А. Блок и др.). В серии докладов выявил связь статьи А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний» с образами его поэтического творчества, проанализировал источники статьи и ее литературный фон. В.Б. Зусева-Озкан разрабатывала тему «Дева-воин в литературе и искусстве русского модернизма». Впервые опубликовала архивные материалы, касающиеся пьесы Н. Гумилева «Гондла». Исследовала образ воительницы в «Гондле» и других произведениях Гумилева, выявив источники образа и типичную для Гумилева вариацию сюжета с участием такой героини; определила место этой вариации в сюжетной типологии. М.Л. Спивак доказала, что произведенная Андреем Белым трансформация древнегреческого сюжета о плавании аргонавтов за золотым руном в символистский миф (превращение плавания в полет, шкуры барана в солнце) опирается на трактаты Ф. Ницше, а аргонавтический образ «Детей Солнца» восходит к рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» (рассказ был интерпретирован в модернистском ключе и актуализирован для современников в работах В.В. Розанова). Обнаружила, что Белый-эзотерик воспринимал «сглаз» как одно из орудий могущественных черных магов, борющихся за господство над миром и определяющих как судьбу отдельного человека, так и судьбы России, Европы, человечества. Писатель инкорпорировал мотив «сглаза» в сложную систему космогонических и историософских представлений, раскрытых как в мемуарном творчестве («Материал к биографии, интимный»), так и в художественном («Путевые записки», роман «Москва»). Продемонстрировала, как в творчестве М.А. Врубеля происходит переход от иллюстрирования поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» к созданию символического образа «Демона», освобожденного от конкретики литературного сюжета. Е.В. Глухова разрабатывала темы: «Антропософия и ее влияние на поэтику Андрея Белого» и «Гностическая София и ее инвариантные интерпретации в литературе Серебряного века». Основным результатом стало выявление и введение в научный обиход (подготовка к публикации, интерпретация, сравнительный анализ образной системы) корпуса неизвестных ранее рисунков Андрея Белого. Результаты исследования были доложены на открытых лекциях для студентов и аспирантов Венского университета, в московских музеях М.Ю.Лермонтова и Андрея Белого. К несомненным научным результатам следует отнести и англоязычную публикацию, в которой западному исследователю предлагаются результаты работы над проектом.

 

Публикации

1. Акимова А. С. Портрет поэта: Этторе Ло Гатто о Сергее Есенине Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. Москва−Константиново−Рязань: ГМЗ С.А. Есенина, 2017., Ч. 2. С. 258-268. (год публикации - 2017).

2. Акимова А. С. Поиск чужого сюжета в воспоминании: к истории взаимоотношений Пиноккио и Буратино Максим Горький и художественная культура символизма. К 100-летию «Сказок об Италии». М.: Азбуковник, 2017., С. 273-281 (год публикации - 2017).

3. Акимова А. С. Petro il Grande e la sua malattia nelle opere di Aleksej N. Tolstoj (Петр Великий и его болезнь в произведениях А.Н. Толстого) Parlare la medicina: fra lingue e culture, nello spazio e nel tempo. Atti del Convegno Internazionale, Università di Parma, 4-7 Settembre 2016, a cura di Nicola Reggiani e Francesca Bertonazzi, Firenze: Le Monnier Università, - (год публикации - 2017).

4. Акимова А.С. Истоки и трансформация образа актера в рассказе А.Н. Толстого "Трагик" (1913) Новый филологический вестник, 2017. № 4 (43) (год публикации - 2017).

5. Богданова О.А. The emergence of ‘estate culture’ in 18th century Russia in the works of F.M. Dostoevsky and other writers The Dostoevsky Journal: An Independent Review, Vol. 18 (2017 № 1). Pp. 19-37 (год публикации - 2017).

6. Богданова О.А. Новые референции концепта «земля» в русской литературе революционных лет (1917-1920-е) Studia Slavica Academiae Scientairum Hungaricae, Studia Slavica Hung. 62/2 (2017) 1–11 (год публикации - 2017).

7. Богданова О.А. Миф Достоевского в России и Германии 1920-х годов: перипетии и парадоксы культурного трансфера Mundo Eslavo (Испания, Гранада), 2017. № 16. (год публикации - 2017).

8. Гачева А. Г. Градостроительство как миростроительство: Образ идеального города в мистерии В.Н. Муравьева «София и Китоврас» Анциферовский сборник – 2017, - (год публикации - 2018).

9. Гачева А. Г. Тема "Интеллигенция и революция" в творческом сознании космистов 1920–1930-х годов Русская интеллигенция и революция в литературе XX века: К 100-летию революции 1917 года. К 125-летию со дня рождения К.А. Федина., - (год публикации - 2018).

10. Гачева А. Г. Художник, спасающий мир Нева, 2017. №12. P. 98–121. (год публикации - 2017).

11. Гачева А. Г. Путями Серебряного века: образ революции в публицистике В.Н. Муравьева и философской мистерии «София и Китоврас»; Из ранних редакций мистерии «София и Китоврас» Перелом 1917 года. Революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. 1917–2017, М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 484–530 (год публикации - 2017).

12. Глухова Е. В. Контекст заглавия драмы Александра Блока «Роза и Крест», Стриндберг, Андрей Белый, розенкрейцерство Шахматовский вестник. 2017. М.: ИМЛИ РАН, Вып. 14. С. 272-294 (год публикации - 2017).

13. Глухова Е.В. Vladimir Soloviev and gnostic symbolism in the tale of tsarevich Svetomir Europa Orietalis, Вып. 29. С. 89-101 (год публикации - 2017).

14. Есенина Е. А. Проза А. Цветаевой: автобиографизм и мифотворчество Studia Litterarum, - (год публикации - 2017).

15. Зусева-Озкан В. Б. Триптих «Пенфесилея» и образ девы-воительницы в творчестве С.Я. Парнок Сибирский филологический журнал, - (год публикации - 2018).

16. Зусева-Озкан В. Б. "Я сама, как валькирия, буду…": источники образа героини в «Гондле» Н. Гумилева (Статья первая) Новый филологический вестник, - (год публикации - 2017).

17. Зусева-Озкан В. Б. "Заметки к Гондле" Н. Гумилева Литературный факт, - (год публикации - 2017).

18. Кузнецова Е.В. Трансформация образов Демона и Тамары в поэзии А. Белого и А. Блока 1900-х гг. в контексте мировоззрения "конца века" Эйхенбаумовский сборник, - (год публикации - 2018).

19. Кузнецова Е.В. «Царственный паяц»: Маски «короля» и «шута» в поэзии И. Северянина. Первая часть Новый филологический вестник, - (год публикации - 2017).

20. Кузнецова Е.В. "Грёзовое царство" И. Северянина: утопия или пародия? Вестник Томского государственного университета, № 420. 2017. С. 51-60. (год публикации - 2017).

21. Магомедова Д.М. Поэтика черновика: первая редакция стихотворения А. Блока «Поэты» Welt der Slaven – Halbjahresschrift fur Slavistik. Verlag Otto Sagner, № 1. С. 116-123 (год публикации - 2017).

22. Магомедова Д.М. Зара Григорьевна Минц в письмах и в памяти Заре Григорьевне посвящается… : Публикации, воспоминания, статьи. К 90-летию со дня рождения. Таллин, 2017, С. 298-317 (год публикации - 2017).

23. Магомедова Д.М. Трансформация автобиографического мифа в драме Александра Блока «Роза и Крест» (К проблеме гротескно-карнавальной модели символистского текста) Шахматовский вестник. М.: ИМЛИ РАН, Вып. 14. С. 20-28. (год публикации - 2017).

24. Полонский В.В. Апокалиптика и сакральные коды в литературных зеркалах Русской революции 1917 года Известия РАН. Серия литературы и языка, - (год публикации - 2018).

25. Серегина С.А. Автограф поэмы С. А. Есенина «Пугачев» из собрания Лондонской библиотеки: текстологический аспект Русская литература, № 1 . С. 103–130 (год публикации - 2017).

26. Серегина С.А. Андрей Белый и Николай Клюев: типология литературного мифа Арабески Андрея Белого. Жизненный путь. Духовные искания. Поэтика. Белград–М.: Изд-во филологического ф-та в Белграде, 2017, С. 451–459 (год публикации - 2017).

27. Серегина С.А. Н.А. Клюев и Л.Д. Семенов: к истокам клюевской революционности Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы, С. 235–246 (год публикации - 2017).

28. Серегина С.А. Образ пути в творчестве С. А. Есенина и А. А. Блока: ранняя лирика Научный диалог, № 10. С. 179–197 (год публикации - 2017).

29. Симонова О.А. «Вавилонская башня и другие древние легенды» под редакцией К.И. Чуковского: История издания Детские чтения, 2017. № 1 (011). С. 157–183. (год публикации - 2017).

30. Симонова О.А. Сюжет о бегстве Агари в русской поэзии начала XX века Новый филологический вестник, 2017. № 3 (42). С. 109–122. (год публикации - 2017).

31. Скороходов М. В. Валерий Брюсов – гимназист: к вопросу об истоках системы образов поэта Брюсовские чтения 2016 года: Сборник статей. ЕГУЯС. Ереван: Лингва, 2017, С. 239–251 (год публикации - 2017).

32. Спивак М.Л. «Жесты оккультных угроз»: мотив сглаза у Андрея Белого Russian Literature, № 93/94. С. 103–130 (год публикации - 2017).

33. Спивак М.Л. «Где же ты, Золотое Руно?»: к вопросу об источниках и контекстах аргонавтического мифа Андрея Белого Зборник матице српске за славистику = Славистический сборник = Review of Slavic Studies. Нови сад: Матица српска, № 91. С. 57–90 (год публикации - 2017).

34. Спивак М.Л. Неизвестный «Демон» М.А. Врубеля Наше наследие, № 123 (3). С. 2–7 (год публикации - 2017).

35. Спивак М.Л. «О, дети Солнца, как они прекрасны!»: Андрей Белый – К.Д. Бальмонт – Ф.М. Достоевский – В.В. Розанов Русская литература, № 1. С. 162–168. (год публикации - 2017).

36. Тинникова А. С. Структурообразующая роль заглавия в книге М.А. Волошина «Неопалимая Купина» Новый филологический вестник, № 40. С. 93-104 (год публикации - 2017).

37. Тинникова А. С. Образ природной стихии в книге M.A. Волошина «Неопалимая Купина» Новый филологический вестник, № 3 (42). С. 123-136 (год публикации - 2017).

38. Топорков А. Л. Заговоры от вражеского оружия в контексте фольклорных фальсификаций И.П. Сахарова Russian Literature, № 93/94. С. 103–130 (год публикации - 2017).

39. Топорков А. Л. Стихотворение Вяч. Иванова "Три гроба": источники и символическая структура. Часть первая Новый филологический вестник, № 3(42). С. 198–213 (год публикации - 2017).

40. Чечнёв Я. Д. К постановке проблемы «вечного возвращения» в творчестве Константина Вагинова Новый филологический вестник, - (год публикации - 2018).


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
1) В 2018 г. участники проекта подготовили и издали коллективную монографию «Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма» / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: «Индрик», 2018. 720 с., илл. (Серия «”Вечные” сюжеты и образы. Вып. 4.) В монографии, включающей 44 статьи (объем 46 п.л.), проанализированы такие вопросы, как трактовка образа Иисуса Христа в художественных и философских текстах эпохи, художественная рецепция ключевых событий Евангельской истории, характеристика основных ее участников. Ряд статей касается «Откровения Иоанна Богослова» и статуса этого текста в культуре Серебряного века, особенностей переосмысления образов «град Вавилона», «Великой блудницы», «Жены, облеченной в солнце», «тысячелетнего царства», «Небесного Иерусалима» и т.д. 2) Исполнители проекта в 2018 г. опубликовали 52 статьи по теме проекта, при этом в изданиях, индексируемых в системе РИНЦ опубликовано 50 статей, а в системах Scopus и Web of Science 20 статей, что значительно превышает плановые показатели. 3) Участники проекта в 2018 г. сделали 47 научных докладов на российских и международных конференциях, благодаря чему прошли апробацию результаты работы над проектом. 4) В течение 2018 г. было проведено 6 заседаний научного семинара по теме проекта. 5) Исполнители проекта выступали с лекциями и докладами для молодых ученых и аспирантов ИМЛИ, в библиотеках и музеях Москвы и Московской области, использовали полученные в ходе реализации проекта результаты в процессе преподавания в вузах России и Польши. 6) Главным научным достижением О.А. Богдановой стала разработка темы «Модификации константы “земля” в произведениях русских модернистов первых десятилетий XX века: мотив “утверждения земли”», по которой написаны и опубликованы 2 статьи и сделан 1 доклад. На материале произведений ряда авторов революционных лет показано, как в результате произошедшего в 1917 г. сдвига в картине мира, обусловленного разрывом отождествлявшихся столетиями понятий «земля» и «народ», именно «земля» стала главной носительницей «святости» как выражения национальной идентичности. 7) А.Г. Гачева в рамках работы над темой «Идеи и образы Откровения Иоанна Богослова в религиозно-философской мысли конца 1890-х – первой трети 1930-х гг.» выявила связь вводимых в тексты Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др. образов и сюжетов последней книги Нового Завета с развиваемой ими идеей «оправдания истории» и темой апокатастасиса. Показано, как на основе образов 14-й и 20-й глав «Откровения» (гусляры на огнестеклянном море, жена, облеченная в солнце, тысячелетнее царство, Новый Иерусалим и др.) в христианском космизме 1920–1930-х годов выстраивается концепция активной апокалиптики. Проанализированы присутствующее у русских философов эпохи модернизма понимание техники как органопроекции и выдвинутая Н.Ф. Федоровым идея органического прогресса. Выявлены особенности трактовки «вечных образов» в философии Н.Ф. Федорова, строящейся на оппозиции «блудный сын» / «сын человеческий», установлены библейские образы, маркирующие «отрицательный» вектор развития цивилизации (Каин, Хам, «блудница на звере»), образы, сопряженные с темой «метанойи» (Мария Магдалина, блудный сын, благоразумный разбойник, сотник и др.). В научный оборот введены материалы переписки В. Ребикова и В. Горского, рассмотренные под углом присутствия в ней вечных тем, образов и сюжетов, сквозь призму триады «Трагедия – Мистерия – Литургия». 8) Д.М. Магомедова в рамках работы над темой «Вагнеровские образы и сюжеты в литературе русского модернизма» показала, что «вагнеровский» пласт – один из существенных источников сюжетов, мотивов, образов, без понимания которых читатель обречен на утрату важнейших смыслов художественного целого. При этом необходимо учитывать, что Вагнер сам был интерпретатором древнегерманских, скандинавских, кельтских, романских мифов (нибелунги, саги о Сигурде-Зигфриде, Парсифаль, Лоэнгрин, Тангейзер, Тристан и Изольда и др.). Проведены биобиблиографические разыскания на тему: «Вагнеровские мотивы в творчестве А. Блока: “Тангейзер”, “Тристан и Изольда” “Лоэнгрин”», выявлены мотивы оперы «Лоэнгрин» в стихотворении Блока «Я вам поведал неземное…». Написан обзор «Вагнеровские сюжеты в культуре русского символизма». 9) А.Л. Топорков, разрабатывая тему «Фольклор в творчестве писателей и художников-модернистов», установил фольклорные источники и символические подтексты стихотворений Вяч. Иванова “Три гроба” и «Стих о Святой Горе». Рассматривая проблему «Литературные проекции русской заговорно-заклинательной традиции», выявил связь статьи А. Блока «Поэзия заговоров и заклинаний» с образами его поэтического творчества, проанализировал источники статьи и ее литературные контексты. При изучении темы «Литературные мистификации и фольклорные фальсификаты как источники сюжетики и топики писателей Серебряного века» описал основные направления фальсификации заговоров в изданиях И.П. Сахарова, фольклорные подделки которого использовались писателями Серебряного века (А.М. Ремизов, А.А. Блок и др.). 10) К числу основных результатов Е.В. Глуховой можно отнести выявленные особенности структурного механизма трансформации отдельных «вечных» сюжетов и образов в творчестве Андрея Белого. Был рассмотрен архетипический мотив рождения чудесного ребенка как вариант евангельский сюжета Рождества в творчестве писателя – от «Симфоний» до работ революционных лет. Показано, что в раннем творчестве писателя с наибольшей частотой встречается эсхатологический мотив ожидания чудесного младенца, заимствованный из Откровения Иоанна Богослова, затем этот мотив вытесняется своим травестийным вариантом – появления ложного/другого младенца; далее, в антропософский период творчества мотив рождения чудесного младенца замещается эзотерическим мотивом рождения как смерти и воскрешения. Сделан вывод о том, что мотив рождения чудесного младенца в контексте автобиографической мифопоэтики Андрея Белого замещен близкородственным эзотерическим сюжетом духовной трансмутации. В ходе работы над темой «Русская усадьба Серебряного века» впервые было выдвинуто понятие «неомифологического топоса», применительно к усадебной культуре русского символизма. В научный оборот впервые введены материалы, касающиеся просветительской деятельности одного из культурных проектов первых лет Советской власти – кафе-клуба «Красный петух» (1917-1919); реконструирована история клуба: по газетным материалам и мемуарам современников воссоздана летописная канва повседневных событий и культурных мероприятий. 11) В исследовании Е.В. Кузнецовой доэмигрантская лирика И. Северянина осмыслена в аспекте ее взаимосвязей с поэтикой символизма и, отчасти, с поэтической традицией XIX века. Прослежено развитие ряда ключевых для поэтического языка эпохи модернизма мотивов, топосов, слов-сигналов: маски «короля» и «шута», мифологемы Солнца и Луны, топос «демонического города», утопические мотивы и образ «страны Мечты», лексемы религиозно-философского дискурса (Христос, Антихрист, пустыня, Голгофа и др.). Таким образом, футуристическая поэтика автора «Громокипящего кубка» оказывается глубинными нитями связана с предшествующей литературной традицией, которую она перекодирует, в том числе, с помощью приемов пародирования. 12) В.Б. Озкан проанализировала особенности построения сюжета в мало исследованной драме Н.С. Гумилева «Гондла», выявив его принципиальную двуплановость. В статьях и докладах о воительнице в художественном мире А. Блока показала, что образ девы-воина, спроецированный в первую очередь на вагнеровскую Брунгильду, занимает в блоковском творчестве на всем его протяжении огромное, ранее не осознанное место. Продемонстрировала, что в типологическом отношении основная линия блоковской креативной рецепции соединяет две сюжетные возможности – казалось бы, противоположные – из трех основных, выявленных В.Б. Озкан ранее. В обобщающем докладе о типологических разновидностях образа девы-воина в литературе русского модернизма на широком компаративном материале подвела итог исследования и описала сюжетные варианты выявленных типов. 13) В.В. Полонский завершил комплексное исследование генезиса, истории и поэтики жанра мистерии в русской литературе рубежа XIX–XX столетий. Результаты исследований позволили скорректировать картину исторической поэтики отечественной словесности XX столетия, поскольку выявление мистериального субстрата в сфере образности и сюжетики зачастую обнаруживает глубинные формы континуальности и традиционности там, где на внешнем уровне доминируют нарочитая экспериментальность и логика культурных разрывов. В.В. Полонский также проанализировал механизмы освоения модернистских поэтологических и религиозно-философских структур М. Горьким – драматургом, критиком и идеологом. 14) С.А. Серегина, разрабатывая тему «Новозаветные образы и сюжеты в творчестве новокрестьянских поэтов», осуществила историко-литературную реконструкцию т.н. «скифского мифа» — системы представлений Р.В. Иванова-Разумника, А. Белого, С.А. Есенина и Н.А. Клюева, которая сложилась в 1917–1918 гг. в рамках их сотрудничества в альманахе «Скифы». Рассмотрев «скифство» в широком религиозно-философском контексте эпохи, С.А. Серегина пришла к выводу, что в основе «скифского мифа» лежат вера в мессианскую роль России, концепция народа как носителя тайного знания и представление о жизнетворческой роли искусства. Описав историю формирования общего для «скифов» сюжета о крестном пути русской революции, С.А. Серегина проанализировала особенности воплощения этого сюжета в творчестве отдельных авторов и пришла к заключению, что «скифство» стало жизнетворческим опытом Иванова-Разумника, Белого, Есенина и Клюева по преодолению социально-политической катастрофы через обращение к метафизике Евангелия. 15) М.Л. Спивак в рамках изучения темы «Евангельские сюжеты и образы в творчестве Андрея Белого» установлено, что трактовка Белым образа апостола Павла и его слов восходит к тем лекциям Р. Штейнера, которые он слушал в 1913–1914 гг., и к собственному эзотерическому опыту того времени. Доказано, что евангельский сюжет о превращении Савла в Павла (благодаря принятию «импульса Христа») Белый использовал в 1920-е гг. для создания автобиографического мифа и рассматривал как модель развития человеческого духа в будущем, а образ «письма, написанного в сердцах», – как призыв к вступлению на путь эзотерического ученичества, то есть к развитию сверхчувственных способностей. В рамках исследования образа «нетронутого тела» М.Л. Спивак выявила генетическую связь этого образа у Блока как с софиологией и возвышенной любовной лирикой Вл. Соловьева, так и с эротической декадентской поэзией, пропагандировавшейся Брюсовым в сборниках «Русские символисты» и в первых выпусках альманаха «Северные цветы». На основе архивных документов, дневников, мемуаров установила конкретные источники сквозных образов в ряде программных произведений Блока (стихотворение «Жрец», драма «Король на площади») и Брюсова (рассказ «Сестры», роман «Огненный ангел»), выявила влияние поэзии Георга Бахмана на образный ряд русского модернизма.

 

Публикации

1. Maгомедова Д.М. Картина с вынутыми звеньями: стихотворение-шифр в символистской и постсимволистской поэзии. Siedlce, 2018 Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения: Коллективная монография, С. 596-605. (год публикации - 2018).

2. Maгомедова Д.М. Чужой текст в прозе Александра Блока Производство смысла: Сборник статей и материалов памяти Игоря Владимировича Фоменко. Тверь, 2018., С. 107-119 (год публикации - 2018).

3. Maгомедова Д.М. "Роман в письмах": Переписка Александра Блока с женой (1901-1917 гг.) Блок А.А., Менделеева-Блок Л.Д.Переписка 1901-1917 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2018, С. 3-18 (год публикации - 2018).

4. Акимова А.С. Трансформация шекспировских образов в творчестве Б.Л. Пастернака 1910-1920-х гг. Проблемы исторической поэтики, - (год публикации - 2018).

5. Акимова А.С. «Дьявольский случай»: трансформация сюжета договора человека с дьяволом в рассказах А.Н. Толстого Новый филологический вестник, - (год публикации - 2019).

6. Аристова (Тинникова) А.С. Об образе «распятых серафимов» в книге М.А. Волошина «Неопалимая Купина» Вестник Томcкого государственного университета, № 427. С. 5–16. (год публикации - 2018).

7. Богданова О.А. Новозаветные образы и мотивы в журнале «Народоправство» (1917–1918 гг.): тематико-аналитический обзор Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С.444-455 (год публикации - 2018).

8. Богданова О.А. Мотив «утверждения земли» в русской литературе 1917-1920-х гг.: Статья первая Новый филологический вестник, 2018. № 2 (45). С. 128-137 (год публикации - 2018).

9. Богданова О.А. Мотив «утверждения земли» в русской литературе 1917-1920-х гг.: Статья вторая Новый филологический вестник, - (год публикации - 2018).

10. Богданова О.А., Гачева А.Г. (отв. ред.) Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма, 720 с. (год публикации - 2018).

11. Гачева А. Г. Активная апокалиптика: образы Нового Завета в творчестве А.К. Горского, Н.А. Сетницкого, В.Н. Муравьева Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 422-441 (год публикации - 2018).

12. Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья первая: Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев Вестник РГГУ. Философия – Социология – Искусствоведение., № 1. С. 24–37. (год публикации - 2018).

13. Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья вторая: От начала века к русской эмиграции первой волны Вестник РГГУ. Философия – Социология – Искусствоведение., № 2. С. 146-160 (год публикации - 2018).

14. Гачева А.Г. Апокатастасис в русской религиозно-философской мысли последней трети XIX – первой трети XX в. Статья третья. Апологеты целостного идеала: тема всеобщности спасения в творчестве мыслителей Советской России Вестник РГГУ. Философия – Социология – Искусствоведение. № 3., - (год публикации - 2018).

15. Гачева А.Г. Блудный сын и сын человеческий: версия Н.Ф. Федорова Московский Сократ. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829–1903). Сборник научных статей. М.: Академический проект, 2018., С. 67-77. (год публикации - 2018).

16. Гачева А.Г. Вечные темы, вечные вопросы и вечные образы в переписке композитора Владимира Ребикова и философа Александра Горского AvtobiografiЯ. Journal on Life Writing and the Representation of the Self in Russian Culture, - (год публикации - 2018).

17. Гачева А.Г. La philosophie du cosmisme russe Le monde – l’homme – l’histoire – le future Slavica Occitania, n°46, 2018, (LLA-Créatis), Université de Toulouse., № 46. P. 23–47. (год публикации - 2018).

18. Гачева А.Г. Mort – Immortalité- Ressuscitation dans l’héritage philosophique de Nikolai Fiodorov Slavica Occitania, n°47, 2018, (LLA-Créatis), Université de Toulouse., - (год публикации - 2018).

19. Глухова Е.В. Вячеслав Иванов в проектах Наркомпроса: Клуб «Красный петух» 1918–1919 гг. Вячеслав Иванов: исследования и материалы. Вып. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2018., С. 334-352 (год публикации - 2018).

20. Глухова Е.В. Евангельский сюжет о рождении младенца и его трансформация в автобиографической мифологии Андрея Белого Вестник славянских культур, Т.50. С. 197-215 (год публикации - 2018).

21. Есенина Е.А. Трансформация образов Бога Отца и Бога Сына в художественно-философской прозе А. Цветаевой и В. Розанова Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 390-399 (год публикации - 2018).

22. Зусева-Озкан В. Б. Сюжет искупления в «Гондле» Н.С. Гумилева Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 160-171 (год публикации - 2018).

23. Зусева-Озкан В.Б. Триптих «Пенфесилея» и образ девы-воительницы в творчестве С.Я. Парнок Сибирский филологический журнал, Вып. 4. С. 78-94. (год публикации - 2018).

24. Зусева-Озкан В.Б. «Легенда из Т. Тассо» и ее редакции: история Танкреда и воительницы Клоринды в изложении Д.С. Мережковского Вестник Томского государственного университета. Филология, - (год публикации - 2018).

25. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в художественном мире А. Блока (Статья первая) Новый филологический вестник, - (год публикации - 2019).

26. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в художественном мире А. Блока (Статья вторая) Новый филологический вестник, - (год публикации - 2019).

27. Зусева-Озкан В.Б. «Я сама, как валькирия, буду…»: источники образа героини в «Гондле» Н. Гумилева (Статья вторая) Новый филологический вестник, № 1(44). С. 109-126. (год публикации - 2018).

28. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в творчестве М.И. Цветаевой Русская литература, № 4. С. 212-228 (год публикации - 2017).

29. Кузнецова Е. В. Ученик и/или пародист: мотивы Ф. Сологуба в поэзии И. Северянина Известия РАН. Серия литературы и языка. 2018., Том. 77. №1. С. 29-40. (год публикации - 2018).

30. Кузнецова Е. В. Поэтика пародийности в доэмигрантском творчестве Игоря Северянина Russian Literature, 2018. № 95. С. 33–62. (год публикации - 2018).

31. Кузнецова Е. В. Мифологемы К. Бальмонта в поэзии И. Северянина: подражание или пародия? Русская литература, - (год публикации - 2019).

32. Кузнецова Е.В, Трансформация философско-религиозного дискурса модернизма в поэзии И. Северянина Вестник Томского государственного университета, 2018. №433. С. 5–13. (год публикации - 2018).

33. Магомедова Д.М. Ветхозаветные, евангельские и языческие мотивы в повести Евгения Замятина «Уездное» Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 190-199 (год публикации - 2018).

34. Одесский М.П.., Спивак М.Л. Персонажи дилогии И. Ильфа и Е. Петрова в перспективе «серебряного века» Stanford Slavic Studies. Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Warszawa, Wien. 2018., Vol. 48. С. 251–266. (год публикации - 2018).

35. Полонский В.В. Хилиастическая трансформация новозаветной образности в поздней историософии Д.С. Мережковского Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 400-421 (год публикации - 2018).

36. Серегина С.А. «Животворные ключи "Нового Назарета"»: к истории «скифского мифа» русской литературы Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 456-475 (год публикации - 2018).

37. Серегина С.А. «"Знаки замысла предвечного…": к истокам клюевской эзотеричности» «Материнский архетип в творчестве Н. А. Клюева: Первообраз. Символ. Структура»., - (год публикации - 2018).

38. Симонова О.А, «В этой легкой церкви — Корней архиерей»: «сквозные» образы в поэзии К. Чуковского и его современников Studia Litterarum, Т. 3. № 2. С. 122–143. (год публикации - 2018).

39. Симонова О.А. Образ апостола Петра как привратника рая в поэзии Н.С. Гумилева и Ф.К. Сологуба в контексте традиции Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, C. 116-131 (год публикации - 2018).

40. Скороходов М. В. События евангельской истории в учебных программах гимназий конца XIX в. и в творчестве их выпускников Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 250-265 (год публикации - 2018).

41. Скороходов М. В. Образ Страшного суда в творчестве В.Я.Брюсова: истоки и воплощение Брюсовские чтения. 2018, - (год публикации - 2019).

42. Скороходов М.В, Гимназист Константин Паустовский: становление творческой личности и формирование системы образов Текст. Книга. Книгоиздание, № 17. С. 47–62. (год публикации - 2018).

43. Скороходов М.В, Сергей Есенин в зеркале американской периодической печати 1922–1925 годов Литература двух Америк, № 3. С. 270–287 (год публикации - 2017).

44. Скороходов М.В, Издатель Аксельрод и поэт Хориков (неизвестная дарственная надпись Сергея Есенина) Вестник Томского государственного университета. Филология, № 51. С. 237–246. (год публикации - 2018).

45. Соболев А.Л., Спивак М.Л. «Нетронутое тело» у Г. Бахмана, В. Брюсова и А. Блока: эволюция формулы Acta Slavica Estonica. X. Личность и эмоции в культуре Серебряного века». Тарту: University Tartu Press, - (год публикации - 2019).

46. Спивак М.Л. «Письмо, написанное в сердцах наших»: Андрей Белый — Рудольф Штейнер — апостол Павел Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 372-389 (год публикации - 2018).

47. Топорков А.Л. «Стих о Святой Горе» Вяч. Иванова: опыт интерпретации. Статья вторая Studia Litterarum: Литературные исследования, Т. 3. № 4. С. 216–239. (год публикации - 2018).

48. Топорков А.Л. Wondrous dressing with celestial bodies in Russian charms and lyrical poetry Folklore. Electronic Journal of Folklore. 2018., V. 71. P. 207–216. (год публикации - 2018).

49. Топорков А.Л. Стихотворение Вяч. Иванова "Три гроба": источники и символическая структура. Статья вторая Новый филологический вестник, № 2 (45). С. 154–166. (год публикации - 2018).

50. Чечнёв Я,Д. Вагинов и античность: эллин Филострат в условиях становления нового быта Сибирский филологический журнал, № 2. С. 79-88 (год публикации - 2018).

51. Чечнёв Я. Д. Образы Нового Завета в раннем творчестве Константина Вагинова Новозаветные образы и сюжеты в культуре русского модернизма / Сост. и отв. ред. О.А. Богданова, А.Г. Гачева. М.: Индрик, 2018, С. 502-511 (год публикации - 2018).

52. Чечнёв Я.Д. Город-террариум Константина Вагинова: трансформация гения места Петербурга перед началом первой пятилетки Вестник славянских культур, Т. 46. С. 192-200 (год публикации - 2017).