КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-03621

НазваниеРоссийское пограничье: вызовы соседства

РуководительКолосов Владимир Александрович, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт географии Российской Академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2018 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 07-803 - Политическая география

Ключевые словаПограничные исследования, приграничные регионы, приграничное сотрудничество, функции границ, Россия, соседство, региональное развитие, региональная идентичность, полимасштабный подход, геоинформационные методы исследования, дискурсивный анализ.

Код ГРНТИ39.21.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Мощные геополитические сдвиги, произошедшие за последние два года, привели к появлению принципиально новых вызовов соседства и вызвали необходимость мониторинга уже известных процессов и явлений. К таким сдвигам следует отнести, во-первых, вступление в силу с 2015 г. договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Во-вторых, воссоединение Крыма с Россией и появление там нового закрытого государственного рубежа, гражданскую войну в Донбассе, вблизи российских границ, и резкое сокращение связей с соседней Украиной. В-третьих, ухудшение отношений с ЕС и особенно многими его «новыми» членами-соседями – Польшей и странами Балтии, санкции Запада против России и контрсанкции, оказавшие прямое влияние на положение в российских приграничных регионах. В-четвертых, «поворот» России на восток, в частности, развитие экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и поддержка стратегической китайской инициативы «Один пояс – один путь». Наконец, падение курса рубля к зарубежным валютам, заметно сказавшееся на приграничных взаимодействиях. Объективные причины не позволили уделить соответствующее внимание этим важным и актуальным изменениям на предыдущем этапе проекта (2014-2016). При этом рассмотренные ранее вызовы соседства - социально-экономические, демографические, экологические, институциональные и дискурсивные – сохранили свою актуальность, а многие из них стали более острыми. В исследовании намечается выделить несколько рабочих пакетов. Предметом первого из них станут ключевые изменения в характере вызовов соседства в новой геополитической обстановке и новые диады границ – пограничье с Украиной вдоль государственной границы в Крыму и де-факто границы с ДНР и ЛНР. Будет проанализировано влияние сокращения трансграничных контактов с Украиной на хозяйство и повседневную жизнь населения приграничных районов России и вместе с тем изучены сохранившиеся контакты. Планируется рассмотреть пути адаптации северных районов Крыма к почти полному разрыву исторически сложившихся экономических и транспортных связей с Украиной и воздействие перестройки системы внешних коммуникаций региона на его территориальную структуру. Предполагается сравнить динамику приграничных связей соседних регионов России, Белоруссии и Казахстана в 2015-2017 гг., после создания ЕАЭС: инвестиций и кооперации в производстве и сбыте, товарных и миграционных потоков, нагрузки на пограничную инфраструктуру, а также развитие приграничного сотрудничества и его институциональной инфраструктуры. В рамках этого пакета будут изучены сдвиги в приграничных взаимодействиях между российскими регионами и соседними странами ЕС в результате падения курса рубля, введения санкций и контрсанкций - изменения социально-экономических градиентов, мотиваций и числа пересечений границы местными жителями. Особое внимание будет уделено институциональным взаимодействиям: несмотря на охлаждение политических отношений, с 2017 г. начинается новый программный период приграничного сотрудничества между Россией и ЕС. Одновременно будет исследовано состояние и перспективы российско-китайских трансграничных взаимодействий в контексте инициативы «Один пояс – один путь». Она представляет для России институциональный и дискурсивный вызов, который определит пути сопряжения интересов двух стран. Усилия авторов будут сосредоточены на исследовании российского дискурса о китайской инициативе – официального, экспертного, а также развиваемого оппозиционными партиями. Второй рабочий пакет предполагается посвятить мониторингу изменений на всех диадах границ вплоть до возможно более позднего периода, и детализации анализа путем изучения конкретных территорий на разных участках пограничья. В отличие от предыдущего этапа, внимание коллектива будет сфокусировано на малых и средних городах, расположенных непосредственно на границе. Они сильнее зависят от внешних импульсов, поскольку располагают меньшими внутренними ресурсами развития. В этих городах функции и режим границы заметно влияют на занятость, благосостояние, социальные возможности жителей. Поэтому политическая ситуация и ход интеграционных процессов на международном и региональном уровне представляют собой вызов локальному развитию. Третий пакет составит работа над мультимедийным атласом российского пограничья. В его основу будут положены обновленная и дополненная база данных и аналитический атлас российского пограничья, завершенные на предыдущем этапе. Мультимедийный атлас представляет собой оригинальную автономную программную оболочку и состоит из двух блоков – картогра¬фического и информационного. Картографический блок со¬держит базовые слои – цифровую основу и тематические слои. Информационный блок включает разнообразную информацию: опи¬сания, фото-, видео-, справочные сведения. Намечается разработать оболочку, предназначенную для динамического формирования, пополнения и актуализации разнообразных сведений о приграничных регионах. В мультимедийном атласе будет реализованы функции хранения большого объема информации, навигации, добавления и корректировки данных, их послойного отражения, интерактивного диалога, подключения к Интернету и т.д. Поль¬зователь получит в наглядной картографической форме комплексные сведения, дающие возможность всесторонне изучать приграничные регионы на разных масштабных уровнях. Четвертый пакет посвящен теоретико-когнитивному анализу сложившейся в последние годы в мире тенденции к усилению фильтрующей и барьерной функции границ: введению строгих ограничений на миграции, ужесточению визового режима, сооружению физических барьеров и т.п. Будет также обоснована теоретическая значимость результатов, полученных за весь срок работы по проекту. Работа опирается на современные концепции в пограничных исследованиях - сочетание изучения конкретной практики и «критического» анализа геополитических, социально-экономических, институциональных, дискурсивных причин, которые ее определяют. Для этого будут применена совокупность статистических, географических и картографических методов и анализа дискурсов, исторических нарративов, социологической информации, экспертных интервью, полученных в ходе экспедиционных поездок. Будут рассмотрены программные документы городского развития в малых и средних городах-«ключах» и стратегии трансграничных взаимодействий. Для анализа основных форм и моделей сотрудничества с соседними странами ЕС с 1991 г. по настоящее время будет создана пространственная база данных о более чем 600 проектах приграничного сотрудничества по программам TACIS/INTERREG и CBC ENPI, а также новых проектах (ENI CBC 2014-2020). Серия карт, составленных по ключевым периодам, позволит оценить устойчивость партнёрских сетей в новой геополитической обстановке. Новизна исследования состоит в том, что впервые детально анализируется разностороннее воздействие произошедших крупных геополитических сдвигов на все сухопутное пограничье России, рассматриваемых как вызов развитию российских приграничных регионов, создающий определенные выгоды и ограничения. Впервые рассматривается значение вызовов соседства для перспектив малых и средних городов в приграничной полосе и их роль в трансграничных взаимодействиях. Впервые анализируются новейшие тенденции в развитии теории мировых пограничных исследований (border studies), в том числе связанные с трендом «закрытия» границ.

Ожидаемые результаты
Результатом проекта (2017-2018) станет, во-первых, анализ последствий для экономики и социальной сферы граничащих с Украиной российских регионов резкого ограничения украинским руководством контактов между двумя странами и дана картина сохраняющихся трансграничных взаимодействий, включая Крым и пограничье с ДНР и ЛНР. Будут проанализированы пограничные градиенты и проведено сравнение разных участков российско-украинского пограничья. Во-вторых, будет оценено воздействие интеграционных процессов и, в частности, отсутствия таможенной границы между Россией, Белоруссии и Казахстаном на формы и эффективность приграничного сотрудничества между ними в первые годы после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. В-третьих, будет проанализирован российский политический и экспертный дискурс о китайской инициативе «Один пояс – один путь», ее сопряжении с интеграцией в ЕАЭС и стратегиями развития восточных регионов России, в том числе пограничья. В-четвертых, планируется рассмотрена динамику институтов приграничного сотрудничества, обобщить достижения и проблемы сотрудничества и оценить его устойчивость на разных участках границы с ЕС. В-пятых, итогом работы станет анализ программных документов развития приграничных малых и средних городов России, выявление наиболее значимых проектов для местных сообществ и факторов, влияющих на их реализацию. В-шестых, одним из главных результатов проекта должен быть мультимедийный атлас российского пограничья, ориентированный на запросы исследователей и практиков. Наконец, в-седьмых, будет выполнен обзор состояния и тенденций развития пограничных исследований (border studies) за последние пять лет и определен вклад исследований по проекту в их теорию. Конкретными результатами проекта станут: • обновленная и дополненная база сопоставимых статистических данных по сопредельным регионам России и соседних стран, включающая информацию по Крыму; • пространственная база приведенных к сопоставимому виду данных о проектах программ приграничного сотрудничества России и стран ЕС с 1991 г.; • серия карт пространственной структуры и устойчивости приграничного сотрудничества по всему периметру границы России с ЕС; • анализ российского политического и экспертного дискурса о реализации китайской инициативы «Один пояс – один путь» и ее реализации в приграничных районах; • мультимедийный атлас российского пограничья; • публикация не менее четырех статей в журналах, зарегистрированных в базе «Скопус», и 8 статей в рецензируемых журналах, включенных в базу РИНЦ; • научно-практическая конференция. Общественная значимость проекта определяется прежде всего тем, что он направлен на решение фундаментальной научной проблемы – модернизации территориальной структуры российского общества в меняющихся экономических и геополитических условиях. Многообразие вызовов, проистекающих из огромной протяженности сухопутных границ России и соседства с 16 странами, в том числе с регионами острых конфликтов, растущая вовлеченность страны в мировое хозяйство и необходимость обеспечения ее внешних контактов, а также задачи укрепления евразийской интеграции диктуют необходимость в совершенствовании социальных и управленческих практик, мотивированных близостью государственной границы, и разработке российской пограничной политики, в процессе которой могут быть использованы результаты проекта. Руководитель и ряд участников проекта уже около 20 лет занимаются изучением проблем российского пограничья, особенно с постсоветскими странами. С начала 2000-х гг. коллектив почти непрерывно участвует в работе над посвященными этой тематике проектами, поддержанными российскими (РФФИ, РГНФ) и зарубежными фондами, в том числе 5-й и 7-й Европейскими рамочными программами. Члены коллектива регулярно выступают на авторитетных международных конференциях и конгрессах, в том числе междисциплинарных форумах специалистов по пограничным исследованиям – Всемирной конференции Ассоциации пограничных исследований, регулярных конференциях BRIT (Border Regions in Transition) и Borderscapes и т.д. Накоплен богатый опыт полевых исследований в России и соседних странах, создана обширная база данных и аналитический электронный атлас пограничья. Опубликованы монографии и десятки статей в российских и зарубежных журналах, входящих в базу «Скопус». Авторы принимали участие в создании ряда мультимедийных атласов. Все это дает основания полагать, что уровень ожидаемых результатов будет соответствовать международному уровню.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 г. исследование было сфокусировано на детальном анализе конкретных изменений, произошедших в российско-украинском пограничье, особенно на ростовском участке и на новой границе России с Украиной в Крыму. С этой целью проведены экспедиции, позволившие заполнить информационные лакуны об этих участках пограничья, собрать разнообразные материалы и провести около 80 интервью с представителями местной власти, предпринимателями, общественными деятелями, журналистами и пр. Для лучшего понимания реакции жителей пограничных городов Крыма – Джанкоя и Армянскана геополитические трансформации были организовано и проведено шесть фокус-групп с представителями разных слоев населения. В целом в исследованиях 2017 г. значительное место было уделено малым и средним городам пограничья как зеркалу противоречий межгосударственных отношений. Один из блоков исследований был нацелен на изучение российско-белорусского пограничья, происходящих там изменений и трудностей интеграционных процессов. Еще один блок был связан с эволюцией институциональной структуры приграничного сотрудничества со странами ЕС. Наконец, важным направлением стала разработка программы мультимедийного атласа российского пограничья, который рассматривается как один из главных результатов проекта. Проведенные в 2017 г. исследования позволили получить следующие выводы. 1. Детальные исследования пяти ключевых участков пограничья на основе анализа экспедиционных материалов и данных официальной статистики позволили выявить многочисленные негативные последствия кризиса в отношениях двух стран: (а) значительный рост социально-экономических градиентов между соседними российскими и украинскими регионами; (б) разрыв соглашений о сотрудничестве; (в) массовое закрытие пунктов пропуска и усложнение режима пересечения границы; (г) резкое сокращение пассажирского сообщения и снижение числа пересечений границы физическими лицами; (д) сокращение человеческих контактов; (е) резкое снижение торгового оборота. Другой стороной происходящих процессов стала адаптация населения и хозяйства к изменению привычного порядка жизни, которая частично компенсировала их негативные последствия и позволила сохранить взаимодействия между пограничными регионами. Ситуация на ростовско-донецко-луганском участке пограничья кардинально отличается от других частей пограничья. Ныне большая часть Ростовской области де-факто граничит с ДНР и ЛНР, а не непосредственно с Украиной. Благодаря особым отношениям России и непризнанных республик местные пункты пропуска не были закрыты, и жители могут пересекать российскую границу по внутренним паспортам. Последствия гражданской войны, разделившей семьи, и дефицит потребительских товаров в ДНР и ЛНР привели к двукратному росту потоков людей через границу. Разрушение аэропорта в Донецке вызвало заметное увеличение пассажирооборота ростовского аэропорта. Отдельные предприятия ДНР и ЛНР открыли филиалы и производственные площадки в Ростовской области, чтобы реализовывать свою продукцию на российском рынке. В расчете на потребителей из ДНР и ЛНР в приграничных городах и районах появились гипермаркеты крупных торговых сетей. Оживилась торговля на оптовых базах Таганрога и Ростова-на-Дону. Другим контрастным участком российско-украинской границы является «новый» крымский рубеж, блокированный со стороны Украины. В результате прекращения трансграничного железнодорожного и грузового автомобильного сообщения произошла радикальная трансформация территориальной структуры Крыма: транзитные районы превратились в периферийные, а периферийные приобрели центральные функции (Керчь). Пространственная ориентация транспортной системы полуострова изменилась с субмеридиональной на субширотную. Несмотря на полный разрыв исторически сложившихся хозяйственных и транспортных связей Крыма с Украиной, многие отрасли в большей или меньшей мере адаптировались к новым условиям (торговля, транспорт, сельское хозяйство, туристско-рекреационный комплекс). Однако сохраняются значительные риски для работы машиностроительных и химических предприятий. Часть проблем этих отраслей связана с хроническим недофинансированием со стороны украинского государства, что привело к развалу существующей советской инфраструктуры, другая – с санкциями, затрудняющими выход на внешние рынки, получение современных технологий и инвестиций. Возникшие сложности выявили уникальную адаптивность населения, решающего свои проблемы путем обретения двойного гражданства, продления украинских паспортов, временной регистрации на территории Херсонской области, получения пенсий, как в России, так и на Украине, регистрации автомобилей одновременно в обеих странах и пр. 2. Выводы, полученные на материалах статистики и интервью, были уточнены путем изучения ситуации в малых и средних приграничных городах РФ. Анализ показал несоответствие стратегий городского развития современным вызовам пограничья: отвечая формальным требованиям, они слабо отражают локальную специфику. Для них характерна инерционность представлений, направленность стратегических документов на максимальное сохранение сложившейся структуры хозяйства, а не ее трансформацию в соответствии с требованиями времени. Планы и проекты связываются с привлечением крупных инвесторов и освоением новых площадок, а не внутренними резервами и локальными ресурсами. В них слабо учтены интересы местного населения, хотя высокая зависимость социально-политической ситуации в приграничном регионе от настроений и предпочтений людей не позволяет игнорировать этот фактор. Важным результатом 2017 г. стала разработка сценария проведения глубинных социологических исследований в малых и средних городах приграничья и апробирование методики на крымском участке российско-украинской границы. Проведенный анализ показал, что в общественном сознании крымского пограничья закрепился образ Украины как «ближнего» врага, представляющего угрозу для России в целом и для Крыма в частности. Среди местных жителей широко распространены опасения угроз, исходящих от соседнего государства. Появление границы и усиление ее барьерных функций воспринимается людьми в контексте безопасности и снижения угроз для местной идентичности. Парадокс состоит в том, что люди, говорящие о «выгодах» появившейся границы для социума в целом, личной безопасности и экономики, оценивают ее негативно, когда речь заходит о персональных контактах с многочисленными родственниками и друзьями или о личных проектах, реализация которых возможна только при открытой границе и добрососедских отношениях (например, в сфере бизнеса). 3. Влияние интеграционных процессов на динамику и интенсивность трансграничных взаимодействий изучалось на отрезке российско-белорусской границы между Брянской и Гомельской областями. Показана неоднозначность воздействия интеграционных процессов на приграничные регионы России и Белоруссии. Подтверждена исследовательская гипотеза о сохранении барьерных функций российско-белорусской границы. Преобладание интеграционного вектора во взаимоотношениях России и Белоруссии не отменяет разнонаправленных процессов в приграничных районах, где проявляются одновременно интеграционные и дезинтеграционные тенденции. Так, значительные преференции, предоставляемые белорусским правительством предприятиям АПК (прямые дотации, сниженная ставка НДС и др.), в условиях схожей специализации оказывают негативное влияние на хозяйство сопредельных российских регионов. Показана стимулирующая роль «пограничной ренты» в развитии малого предпринимательства и местных населенных пунктов: градиенты в ценах на товары и услуги способствуют смягчению социальной ситуации в периферийных районах. Хотя введение российской стороной пятикилометровой пограничной зоны в российско-белорусском пограничье не оказало заметного влияния на свободу передвижения граждан двух государств и не привело к сворачиванию интенсивности трансграничных контактов, оценка этого шага белорусскими экспертами и бизнесом как недружественного подрывает взаимное доверие, необходимое для процессов интеграции. 4. В 2017 г. завершен важный этап сбора материалов для формирования пространственной базы данных о проектах Программ приграничного сотрудничества России и стран ЕС. Структурированная и сопоставимая информация о содержании проектов, объеме их финансирования, главных бенефициарах и основных партнерах позволяет не только судить о направлениях сотрудничества, но и анализировать его территориальную структуру. Первичный анализ собранных данных выявил, с одной стороны, концентрацию проектов сотрудничества в крупных городах, а с другой – тенденцию к интенсификации кооперационных связей непосредственно в пограничной полосе. Ключевыми направлениями сотрудничества в последние годы становятся развитие трансграничной инфраструктуры, мероприятия по охране окружающей среды, сотрудничество региональных органов власти и муниципалитетов, развитие туризма и культуры. Плотная институциональная среда, возникшая на границах России со странами ЕС, способствует различным формам взаимодействия приграничных и трансграничных институтов, их постоянной кооперации и отчасти конкуренции. Появление в 2007-2013 гг. новых программ приграничного сотрудничества с общим управлением, планированием и бюджетом привело к селекции ранее появившихся приграничных институтов и способствовало созданию новых. Так, снижение интереса региональных и локальных акторов к программе «Россия-Польша-Литва» способствовало затуханию активности в небольших еврорегионах «Сауле», «Шешупе», «Неман» и др. В то же время еврорегион «Карелия» фактически выступил разработчиком одноименной программы сотрудничества. Эксперты Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР) прогнозируют образование ещё одного еврорегиона в российско-финском приграничье, что можно рассматривать как итог сотрудничества местных и региональных властей в рамках программы «Юго-Восточная Финляндия-Россия». 5. Завершена проектная часть работы по созданию мультимедийного атласа российского пограничья. Она включала разработку детального технического задания, выбор средств и моделей создания атласа, определение концептуальной схемы взаимосвязи его приложений и узлов. В частности, решено обратиться к концепции веб-атласа. Для его архитектурных компонентов определены ключевые организационные и технические решения; отобраны релевантные программные продукты и средства; определена техническая последовательность работы с атласом.

 

Публикации

1. Вендина О.И. Города на границе: испытание этнокультурным разнообразием (Часть 1) Городские исследования и практики, Т.1, №3. С.7-30 (год публикации - 2016)

2. Вендина О.И. Вендина О.И. Города на современных границах Российской Федерации. Города на современных границах Российской Федерации (Часть 2) Городские исследования и практики, Т.1, №4. С.7-25 (год публикации - 2016)

3. Вендина О.И., Гриценко А.А. Культурный ландшафт пограничья и борьба за символические ресурсы утверждения суверенитета В фокусе наследия, cc. 398-416 (год публикации - 2017)

4. Заяц Д.В., Зотова М.В., Туров Н.Л., Ключников М.И. Кризис российско-украинских отношений: Последствия для трансграничных Взаимодействий в Белгородской области Известия РАН. Серия Географическая, № 5, с. 42–56 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.7868/S0373244417050048

5. Заяц Д.В., Зотова М.В., Туров Н.Л., Ключников М.И. Impact of Crisis in Russia–Ukraine Relations on Cross-Border Interactions in Belgorod Oblast Regional Research of Russia, Vol. 7, No. 4, p. 384-394 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1134/S2079970517040104

6. Зотова М.В., Гриценко А.А., Себенцов А.Б. Повседневность и российское пограничье Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии. Курск,, сс. 10-13 (год публикации - 2017)

7. Зотова М.В., Гриценко А.А., Себенцов А.Б. Граница как ограничитель и ресурс повседневной деятельность Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии. Курск. гос. ун-т., Курск,, cc. 128-138 (год публикации - 2017)

8. Зотова М.В., Себенцов А.Б. Туризм и культурное наследие Калининградской области: пути и перспективы развития В фокусе наследия, c. 478-488 (год публикации - 2017)

9. Карпенко М.С. Динамика и структура внешней торговли в российско-казахстанском приграничье: вызовы евразийской интеграции Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии, с. 14-18 (год публикации - 2017)

10. Колосов В., Венцковский М. Border Changes in Central and Eastern Europe Geographia Polonica, Volume 91, Issue 1, pp. 5-16 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.7163/GPol.0106

11. Колосов В.А, Зотова М.В., Медведев А.А Сравнительный анализ приграничных культурных ландшафтов России и сопредельных стран средствами дистанционного зондирования и ГИС Региональные проблемы, Т. 20, № 3. с. 24–33. (год публикации - 2017)

12. Колосов В.А. Фантомные границы как феномен в политической географии Вестник Московского университета, сер. 5. География., N 5, c. 3-11 (год публикации - 2017)

13. Колосов В.А. Актуальность и основные направления изучения фантомных Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии. Курск. гос. ун-т., Курск,, с. 252-263 (год публикации - 2017)

14. Колосов В.А., Медведев А.А., Зотова М.В. Comparing the development of border regions with the use of GIS (the case of Russia). Geographia Polonica, Volume 91, Issue 1, pp. 47-61 (год публикации - 2018)

15. Саган И., Колосов В., Студзинска Д., Зотова М., Себенцов А., Новиска К. The Local Border Traffic Zone Experiment as an Instrument of Cross-Border Integration: The Case of P Geographia Polonica, vol.90, issue 4, p. 95-112 (год публикации - 2018)

16. Себенцов А.Б., Зотова М.В. Экславность и развитие туризма в Калининградской области: старые вызовы и новые возможности Современные подходы к изучению экологических проблем в физической и социально-экономической географии. Курск. гос. ун-т., Курск,, cc. 343-352 (год публикации - 2017)

17. Себенцов А.Б., Зотова М.В. Kaliningrad as a tourism enclave/exclave? Tourism and Geopolitics: Issues and Concepts from Central and Eastern Europe, CABI, USA, Boston, pp. 191-204 (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Исследования по проекту в 2018 г. охватывали широкий круг научных проблем – от обзора новейших тенденций в развитии теории пограничных исследований до изучения повседневной жизни, мнений и представлений жителей малых и средних приграничных городов России. Результатом работы по проекту в 2018 г. стало создание Мультимедийного веб-атласа российского пограничья, доступ к которому осуществляется через официальную интернет-страницу Института географии РАН (www.igras.ru/borderland). Анализ монографических публикаций и наиболее цитируемых статей, посвященных проблемам пограничья, показал, что центральная проблема в этой области – непрерывное воспроизводство и модификация функций и режима границ в результате государственного строительства и изменения форм социально-политической организации государства. За последнее время было, во-первых, разработано понятие о границах как динамичном феномене, обусловленном сдвигами в международной обстановке, курсах валют и мировых цен, деятельности политических институтов, практики трансграничных взаимодействий и повседневной жизни людей. Во-вторых, произошел переход от изучения границ между государствами к их полимасштабному рассмотрению – от муниципальных до макрорегиональных и надгосударственных. Фокус исследований сместился от «материальных» границ к культурным, социальным и религиозным границам, определяющим фрагментацию политического пространства, сдвиги в территориальной идентичности и способы управления обществом. В-третьих, современные границы ассоциируются с множеством линий, созданных для выполнения разнообразных функций (экономических, социально-культурных, природоохранных, обеспечения безопасности и др.), и не одинаковых для различных агентов трансграничных взаимодействий. Показано, что государственные границы ныне отражают нормативную власть международных организаций, включая ЕС, и асимметричное соотношение экономического и военно-политического потенциала между соседними государствами. В-четвертых, после долгого периода рассуждений о «мире без границ» отчетливо обозначилась противоположная тенденция – рост внимания к роли государства в регулировании трансграничных взаимодействий, формировании и секьюритизации политических границ. В-пятых, новым трендом стал анализ фрагментации политического пространства как реакции социально-территориальных общностей разного уровня на процессы глобализации. Наконец, видное место в современных пограничных исследованиях занял конструктивистский подход, опирающийся на концепцию критической геополитики и дискурсивный анализ. Как и в предыдущие годы, исследование велось в трех политико-географических масштабах: а) межгосударственном, б) региональном - приграничных территорий России и сопредельных стран и в) локальном – населенных пунктов, расположенных на границе. В 2018 г. работа в межгосударственном масштабе состояла из сбора и приведения к сопоставимому виду статистических данных по всем приграничным регионам России и соседних государств на последний учетный период (2014-2015 гг. для экономических данных и 2015-2016 гг. для демографических и социально-экономических показателей). Созданная ранее база статистических данных была дополнена информацией по двум новым субъектам РФ – г. Севастополю и Республике Крым, и Херсонской области Украины. Территориальные рамки сбора статистических данных были расширены за счет включения Подляского воеводства Польши, 13 провинций Финляндии и новых ключевых участков на уровне муниципалитетов в пределах северо-западного сектора российского пограничья (Калининградская, Ленинградская, Псковская и Смоленская области РФ, приграничные регионы Польши и государства Балтии), приграничных регионов России и Азербайджана, России и северо-востока Казахстана, Дальнего Востока РФ и северо-востока Китая. В общей сложности были собраны данные по 935 муниципалитетам. Дополнительно введен новый, локальный уровень сбора информации – данные о динамике численности населения городов всех приграничных регионов России и сопредельных стран за последнюю четверть века. Общее число городов составило 1402. Рассчитаны показатели транспортной доступности 503 муниципальных центров российско-казахстанского пограничья до ближайших многосторонних или двусторонних пунктов пропуска. Обновленная и дополненная база статистических данных легла в основу исходных таблиц Google Sheets для Мультимедийного атласа российского пограничья. Региональный уровень проекта включал исследование проблем двусторонних отношений на границах с Китаем, интеграционных процессов в ЕАЭС и выстраивание институционального сотрудничества на границах с ЕС. Для изучения состояния и перспектив российско-китайских трансграничных взаимодействий в контексте инициативы «Один пояс – один путь» проанализирован: 1) официальный и экспертный дискурс на основе созданной базы данных, включающей более 300 документов – речей, выступлений, интервью российских официальных лиц и около 1800 публикаций «Независимой газеты» за период с 2012 по 2017 гг.; и 2) научный дискурс о месте России в китайском проекте Шелкового пути. Были получены следующие выводы. 1. Официальный дискурс имеет ярко выраженную позитивную окраску, несмотря на некоторую осторожность; в экспертном, напротив, преобладают негативные или нейтральные оценки. Тем не менее, для обеих частей российского политикума характерно понимание необходимости сотрудничества. 2. Критический характер экспертного дискурса в отношении Китая отражает недоверие российских специалистов к китайской политике, связанное с несопоставимостью демографического и экономического потенциалов двух стран и амбициями китайского руководства. 3. Нехватка политического доверия, дефицит которого ощущается с обеих сторон российско-китайской границы, препятствует развитию двустороннего сотрудничества. Вместе с тем, мотивами официального дискурса также были трудности наполнения рамочных соглашений реальным экономическим содержанием. Высказывалась неудовлетворенность скромными масштабами китайских инвестиций, медленными изменениями в структуре торговли, неготовностью китайской стороны идти на компромиссы, сохраняющимися ограничениями с китайской стороны (например, на импорт российской сельскохозяйственной продукции). При этом официальные лица признавали и нехватку потенциала экономического сотрудничества с российской стороны. Полевые исследования на участке российско-китайской границы в Забайкальском крае подтвердили этот вывод, показав, что на региональном и локальном уровне российско-китайские отношения имеют резко асимметричный характер. Анализ динамики трансграничных взаимодействий и сотрудничества соседних регионов России и Казахстана в рамках ЕАЭС выявил консервативный характер происходящих процессов. Основные параметры внешней торговли в российско-казахстанском приграничье определяются унаследованными от советского времени кооперационными связями отдельных предприятий. В то же время казахстанская сторона стремится обособить производственные цепочки и «развернуть» экономику приграничных регионов внутрь своей страны. В то же время благодаря становлению институтов ЕАЭС поверх границ началось медленное формирование новых экономических связей, не ограниченных приграничными регионами двух стран. Основным направлением исследования на участках российских границ со странами ЕС была систематизация данных о программах и проектах приграничного сотрудничества, а также анализ их содержания. Созданная ранее база данных была дополнена архивной информацией о проектах TACIS/INTERREG, а также информацией обо всех проектах приграничного сотрудничества программы ENI (2014-2020), доступных на декабрь 2018 г. На ее основе для всей государственной границы России со странами ЕС были визуализированы сетевые структуры сотрудничества, сложившиеся в период с 2000 по 2013 г., позволившие оценить основные тенденции их трансформации после 2014 г. Сделан вывод, что эволюция пространственной структуры приграничного сотрудничества в настоящее время определялась не столько социально-экономическими и геополитическими факторами, сколько наличием институтов и опытом реализации программ приграничного сотрудничества. Локальный уровень исследования был связан с изучением влияния приграничного положения на жизнь малых и средних городов. В 2018 г. были осуществлены экспедиции в гг.Троицк (Челябинская обл.) и Забайкальск (Забайкальский край), проанализированы материалы экспедиции 2017 г. в Брянскую область (гг. Новозыбков и Злынка). В фокусе внимания была деятельность разных агентов локального развития – местных администраций, населения, бизнеса и локальных институтов гражданского общества. Выявлена рассогласованность их интересов и действий, неэффективность диалога между властью, населением и бизнесом, противоречие между «эффектом колеи» и пониманием невозможности ориентации на старые точки роста. Для местных стратегий социально-экономического развития характерен недоучет специфики приграничного положения, обилие фантазийных проектов, чрезмерный акцент на транзитно-логистические функции, ориентация на внешние источники финансирования. При этом и местные власти, и предполагаемые инвесторы воспринимают границу через призму рисков и угроз, актуализированных современной политической ситуацией. Если объективные различия на разных участках российской границы – фактор диверсификации приграничных ситуаций, то субъективные ощущения людей, напротив, делают их очень похожими. Проведенные в 2018 г. социологические исследования показали, что местные жители гораздо острее воспринимают проблему стагнации городского развития, нежели факт близости границы и наличие сопряженных с ней рисков. Близость границы усиливает не чувство опасности, а чувство «брошенности» государством и неуверенности в будущем. Итогом проекта и результатом работы в 2018 г. стало создание Мультимедийного атласа российского пограничья, в котором актуальные данные и аналитические материалы представлены передовыми программными средствами. Благодаря этому удалось обеспечить: 1) открытость, доступность и бесплатность новой информации для широкого круга пользователей (в том числе органов государственной власти); 2) кроссплатформенность, предоставляющую возможность просматривать атлас на современных устройствах (как настольных, так и мобильных) в виде веб-страниц, PDF-документов или файлов формата EPUB (электронной книги); и 3) обновляемость в будущем. Атлас отличают: 1) направленность на анализ вариативности ситуации на разных участках границ (вызовов соседства); 2) трансграничность – учет общности системы расселения и хозяйства, унаследованной от советской эпохи, а также природных условий и проблем с рядом соседних государств; 3) учет взаимодействий приграничных районов России с экономическим, социальным и культурным пространством зарубежных стран; 4) междисциплинарность, охват широкого круга проблем, связанных с функционированием границ; 5) эволюционность, учет динамики и трендов общественных процессов; 6) обусловленность трансграничной ситуации решениями, принимаемыми на политическом уровне под влиянием доминирующих дискурсов, массовых стереотипов, специфики региональной идентичности и практики повседневной жизни. Структура баз данных атласа готовится для патентования. По результатам проекта в 2018 г. было подготовлено и опубликовано 13 статей, в том числе 6 – в журналах, входящих в базу Scopus, 5 – в журналах, входящих в базу WоS, 13 – в журналах из базы РИНЦ. Выводы исследований группы доложены на 10 международных и всероссийских научных конференциях в России и за рубежом.

 

Публикации

1. Гриценко А.А. Восприятие соседей в приграничных городах Крыма после 2014 года Региональные исследования, 2018, №3, с. 109-114 (год публикации - 2018)

2. Зотова М. В., Гриценко А. А., Себенцов А. Б. Повседневная жизнь в российском пограничье: мотивы и факторы трансграничных практик МИР РОССИИ (Universe of Russia), Т. 27, № 4. С. 56–77. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17323/1811-038X-2018-27-4-56-77

3. Зотова М.В. Граница между Крымом и Украиной: новые вызовы и пути адаптации Региональные исследования, 2018, №3, с. 101-107 (год публикации - 2018)

4. Зотова М.В. Адаптация экономики республики Крым к новым геополитическим условиям Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации, Курский гос. университет, Курск, 2018, с. 31-39 (год публикации - 2018)

5. Зотова М.В., Колосов В.А. Трансформация трансграничных взаимодействий на российско-украинском пограничье после 2014 года Сравнительная политика, 2018. № 2. С. 41–61. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-2-41-61

6. Зотова М.В., Колосов В.А., Гриценко А.А., Себенцов А.Б., Карпенко М.С. Территориальные градиенты социально-экономического развития российского пограничья ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2018, № 5, с. 7–21 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1134/S2587556618050163

7. Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А., Гриценко А. А., Себенцов А. Б. Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Часть I. Глядя на Запад Полис. Политические исследования, 2018. № 3. С. 42-59. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17976/jpps/2018.03.04

8. Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А., Гриценко А. А., Себенцов А. Б. Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Часть II. Глядя на Восток Полис. Политические исследования, 2018. № 5. С. 57-69. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17976/jpps/2018.05.06

9. Колосов В.А. Парадоксы глобализации и новое «огораживание» государственной территории в современном мире Региональные исследования, 2018. №3, с. 9-18 (год публикации - 2018)

10. Морачевская К.А., Карпенко М.С. Влияние евразийской интеграции на российско- российско- экономическое взаимодействие в белорусском и казахстанском приграничье Региональные исследования, 2018, №3, с. 92-100 (год публикации - 2018)

11. Себенцов А.Б. Институциональное сотрудничество на российских границах: подходы к типологии Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации, Курский гос. ун-т, Курск, с. 32-46 (год публикации - 2018)

12. Себенцов А.Б., Зотова М.В. The Kaliningrad region: challenges of the exclave position and the ways to offset them Baltiс Region, Vol. 10, № 1, p. 89-106 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2018-1-6

13. Себенцов В.А. Институциональное измерение приграничного сотрудничества в российском приграничье Региональные исследования, 2018, №3, с. 66-75 (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Происходящие геополитические сдвиги резко актуализировали необходимость выработки территориально дифференцированной российской политики соседства, отвечающую, с одной стороны, его вызовам, а с другой – целям государства: способствовать росту благосостояния миллионов людей, живущих в пограничье, обеспечивать условия для их нормальной жизни и безопасность страны. Такой подход предполагает координацию деятельности многих федеральных ведомств, региональных и муниципальных властей, институтов гражданского общества, местного бизнеса и населения, учет разных групп интересов и развитие институтов трансграничных взаимодействий. Важнейшими механизмами, позволяющими добиваться конкретных результатов, являются региональная политика и приграничное сотрудничество. Их деполитизация и выведение на институциональный уровень позволяют ослабить зависимость жизни в приграничье от международной обстановки и колебаний в двусторонних отношениях. Политика соседства успешно развиваться только на принципах равноправия, совместного финансирования разрабатываемых программ, согласования стратегий и конкретных проектов, региональных и муниципальных планов. Результаты настоящего исследования закладывают базу для разработки такой политики.