КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-03090

НазваниеИзмерение рисков межэтнических отношений в регионах Российской Федерации. Разработка теории и междисциплинарного подхода

РуководительТишков Валерий Александрович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2018 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология

Ключевые словаизмерение уровня этнической конфликтности, межэтнические отношения, ксенофобия, этнологические исследования идентичности, формализованные методы исследований в этнологии

Код ГРНТИ03.61.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Предлагаемый проект представляет собой продолжение предыдущего одноименного исследования, поддержанного РНФ, и имеет целью разработать фундаментальные основы технологии мониторинга и раннего предупреждения этнических конфликтов. Предупреждение этнических конфликтов – одна из наиболее сложных и драматичных проблем социального управления в современных государствах с культурно сложным населением. Опасность этнических противоречий и конфликтов является глобальным вызовом для ведущих стран мира, включая Российскую Федерацию. Необходимость продолжения исследований по проекту РНФ вызвана несколькими причинами. В период реализации проекта в 2014-2016 гг. в России произошли значительные институциональные изменения в сфере этнической политики – упразднен уполномоченный госорган Минрегион, который лишь частично занимался проблемами регулирования межнациональных отношений. Затем, впервые за пятнадцать лет, учреждено профильное Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). За этот же период упразднена Федеральная миграционная служба, а функции поддержки адаптации и культурной интеграции мигрантов не были переданы никакому органу исполнительной власти. Между тем, миграционные проблемы стали серьезнейшим предметом межгрупповых разногласий и поводом для общественных конфликтов. Со времени начала проекта в 2014 г. возросла роль таких факторов, как неконтролируемые массовые миграции населения в богатые страны Европы, вызвавшие напряженность в отношениях старожильческого (коренного) населения и мигрантов разных поколений. В свою очередь Российская Федерация пережила прием большого числа мигрантов и беженцев из Украины и одновременно приняла ряд правовых и других мер по ограничению и контролированию миграции. За указанный срок прошли выборы в Государственную Думу РФ и существенно изменился состав и направленность деятельности Комитета ГД по делам национальностей. В системе российской исполнительной власти был четко обозначен уровень компетенции и ответственности за систему раннего предупреждения этнических конфликтов – это уровень региональной и местной власти. Перечисленные изменения являются для фундаментальной науки вызовом и вместе с тем дают качественно новые возможности научно-государственного партнерства в деле предупреждения межэтнических проблем; они диктуют необходимость дальнейших фундаментальных исследований по нашему проекту – прежде всего, касающиеся вопросов организации и эффективного функционирования общероссийского этномониторинга. Идея мониторинга, как и ее первоначальное воплощение двадцатилетней давности, принадлежит нашему научному коллективу и его руководителю академику В.А. Тишкову. В настоящее время вопросами внедрения мониторинга занимается вновь учрежденное федеральное агентство, но работы ведутся только в узких институциональных рамках ведомственного уровня и в пределах «технически» ориентированной методологии. При этом собственно феномен и закономерности этнического конфликта не учитываются, и по этой причине снижены возможности прогноза и заблаговременного предупреждения. В октябре 2016 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям президентом В.В. Путиным и участниками обсуждались проблемы создания полноценной системы мониторинга межнациональных отношений и вопросы правовой и иной поддержки государственных мероприятий по укреплению гражданского единства и предупреждения этнических конфликтов. Научные разработки нашего проекта РНФ были представлены на этом заседании в качестве информационных материалов. Опираясь на эти материалы с предложениями совершенствования реализации государственной национальной политики на Совете выступил академик В.А. Тишков (руководитель проекта). С учетом современных общественно-политических реалий, с опорой на полученные научные знания о сущности изучаемого предмета и в связи с вновь сформулированным запросом со стороны российского государства и общества, предлагаемое продолжение проекта РНФ ориентировано на разработку фундаментальных основ, принципов, подходов и методов комплексной системы государственно-общественного мониторинга межнациональных отношений в Российской Федерации. Продолженный проект будет в максимально возможной степени учитывать достигнутый к настоящему времени прогресс в международных научных исследованиях этносоциокультурных конфликтов, включая создание данных типа BigData по проблеме насильственного экстремизма (violent extremism). Разрабатываемые в мире и в России теории и прикладные методы прогнозирования и урегулирования этнических конфликтов все еще не достигли необходимого уровня, они нуждаются в систематизации и проверке, исходя из опыта конфликтов на постсоветском пространстве и в других регионах мира. Поэтому планируем реализовать (апробировать) разработанные теорию и методику мониторинга и анализа межэтнических отношений и конфликтов в обобщающем исследовании феномена этнополитического конфликта в современном мире. Более глубокое раскрытие природы и динамики этнополитического конфликта, моделирование возможных сценариев эскалации и деэскалации конфликта дают возможность более точно и научно обоснованно анализировать и квалифицировать текущую ситуацию в российских регионах, как требующую или не требующую определенных государственных управленческих решений и действий, научных и гражданских инициатив. Это, собственно, и является искомой целью создания надежной системы раннего предупреждения и урегулирования этнических конфликтов. Вместо практикуемого до настоящего времени в отечественной и зарубежной науке «событийного» подхода в изучении и экспертизе этнических конфликтов, в предлагаемом для пролонгации проекте решается новаторская задача выработать подходы и методы изучения этнополитического конфликта, его движущих сил, условий и факторов как «системы неопределенностей» и спонтанных событий. В рамках продолженного проекта будет осуществлена серия этносоциологических и экспертных исследований в «проблемных» и «спокойных» российских регионах для целей апробации новых методологических подходов и методик мониторинга и раннего предупреждения этнических конфликтов. Будет написана двухтомная коллективная монография «Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики», первый том которой посвящен вопросам организации и опыту этномониторинга, а второй том – анализу опыта урегулирования и заблаговременного предупреждения конфликтов.

Ожидаемые результаты
Важнейшим результатом реализации проекта станет 2-томная коллективная монография «Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики», включая том 1 «Вопросы организации и опыт этномониторинга» и том 2 «Опыт урегулирования и заблаговременного предупреждения конфликтов». В российской науке давно назрела необходимость обобщающего капитального труда, в котором представлен мировой и отечественный опыт изучения этнических конфликтов с целью их предупреждения и урегулирования. В двухтомнике впервые будет обобщен опыт двадцатилетних исследований Института этнологи и антропологии Российской академии наук, Сети этнологического мониторинга, Распределенного научно центра - исследований феномена этнического конфликта, его движущих и стимулирующих сил и «средств», таких как мобилизующая функция националистической идеологии, бытового и печатного языка вражды, расиализация общественных отношений, генерирование массовых предрассудков и фобий, манипуляции «групповыми потребностями» и «групповыми интересами» и многое другое. Авторами разделов этого издания станут не только сотрудники института, но и другие ведущие исследователи в области конфликтологии, социологии и антропологии конфликта, специалисты в области политики в отношении меньшинств и виктимизированных сообществ, специалисты в области этнополитологии. Коллективная двухтомная монография будет включать разделы теоретический, методологический и прикладной. Специальные главы будут написаны на основе новейших полевых исследований, выполненных по данному проекту. Коллективная монография будет содержать указатель географических и этнических наименований, а также указатель конфликтов, анализ которых представлен в разделах книги. Объем рукописи коллективной монографии составит не менее 22 а.л. Аналогичного труда в российской науке до настоящего времени нет. Данный труд будет предложен для перевода на английский язык в серию книг по конфликтам Института Макса Планка по социальной антропологии в Галле, а также будет заявлен на конкурс переводов русских книг на иностранные языки. Указанная коллективная монография будет включать специальные главы с описанием итогов запланированной серии региональных исследований, направленных на выявление глубинных механизмов общественных конфликтов на этнической почве. Программа полевых исследований в первый год продолженного проекта будет исходить из достижений предыдущего этапа (в частности, будет использован апробированный инструментарий) и будет посвящено проблеме «готовности» представителей определенных возрастных, социальных, профессиональных, этнических и политических групп к участию в общественном конфликте. Из наших предыдущих исследований известно, что подобная готовность может быть характерна в зависимости от возраста, уровня образования и иных параметров и условий для 5 – 15% населения, и в новом исследовании колебания этого показателя будут рассматриваться, наряду с другими параметрами, как существенный признак повышения или понижения вероятности конфликтов этнической направленности. Соответственно, результатом полевых исследований первого года будут мониторинговые сведения о региональной картине общественных напряжений и конфликтности. На основе этих данных будут выработаны оптимальные механизмы организации этномониторинга. Полученные полевые материалы будут использованы для написания прикладных разделов 1-го тома коллективной монографии. Во втором году проекта полевые исследования будут посвящены изучению динамики групповой идентичности – этнической, религиозной, клановой, региональной, мифологической («исторической») как объектов и средств манипулирования общественным сознанием со стороны политических и этнополитических антрепренеров, как факторов объединения/разделения гражданского населения, как систематического повода формирования взаимных предубеждений, стереотипов и фобий. Будет изучено общественное восприятие конфликта, уровень его поддержки, степень вовлеченности, готовности продолжать конфронтацию, готовность к компромиссу и урегулированию, будет изучена модель «общественных дивидендов и потерь» в условиях вероятного и свершившегося конфликта. Полученные полевые материалы будут использованы для написания прикладных разделов 2-го тома коллективной монографии. Важным итогом реализации проекта будет широкое научное и научно-практическое обсуждение результатов исследования. Планируется участие каждого сотрудника проекта в научных конференциях, а также выступления с докладами на круглых столах и совещаниях, которые проводят государственные и правительственные структуры (Федеральное агентство по делам национальностей, Совет безопасности РФ, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации). Планируется в рамках проекта организация и проведение международного симпозиума об этнополитических конфликтах на Конгрессе антропологов и этнологов России в 2017 году. Планируется также разработка рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления в сфере мониторинга, раннего выявления и предупреждения и урегулирования межгрупповых конфликтов на этнической почве. Прежде всего, такие рекомендации будут разработаны и направлены в профильные федеральные министерства и ведомства, а также в исполнительные органы власти регионов, где проводятся по проекту полевые исследования. В продолженном исследовании мы будем учитывать достигнутый на сегодня в мировой науке прогресс в научных исследованиях этносоциокультурных конфликтов, включая такое важное современное направление, как создание данных типа Big Data по проблеме насильственного экстремизма (violent extremism). Полагаем при этом необходимым реализовать (апробировать) разработанные теорию и методику мониторинга и анализа межэтнических отношений и конфликтов на примере обобщающего исследования феномена этнополитического конфликта в современном мире. За последние 2-3 года имел место позитивный сдвиг в области изучения феномена эстремистского насилия, опыта организации управления в культурно сложных обществах, методики сбора и обработки информации о рисках и вызовах со стороны экстремистских сил и их сетевых и других коалиций. Особый интерес вызывают т.н. глубоко разделенные общества в странах Востока и в некоторых странах бывшего СССР (Украина, Латвия). Опубликованы основательные труды и созданы базы данных, а также автоматизированные системы сбора информации особенно из киберпространства. В России востоковеды издали коллективный труд "Нации и национализм в странах мусульманского Востока (ред. Белокриницкий, 2016), ученые ИМЭМО издали труд "Этносоциокультурный конфликт" (ред. Загладин и Семененко, 2016). Участники нашего проекта приняли участие в 2016 г. в круглом столе российских и американских ученых по проблеме изучения экстремистского насилия, мониторинга этого явления, создания специализированных баз данных. Наш проект идет в русле этого важного научного поиска и может иметь своим завершением не только разработку теории и методики, но и собственно научного труда на основе этих изысканий. Научные работники проекта в процессе его реализации обязуются публиковать со ссылкой на проект указанные в плане научные статьи по итогам исследований коллектива, включая публикацию в изданиях с высоким индексом научного цитирования.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Результатом проекта в 2017 г. является подготовка рукописи первого тома коллективной монографии «Вопросы организации и опыт этномониторинга». Как и предусматривалось заявкой о продолжении исследований, выполненных за прошлые три года, монография включила предыдущие и новые разделы об эффективных методах мониторинга этнополитической ситуации в регионах Российской Федерации. На текущем этапе в условиях полевых исследований апробированы два новых инструментария по организации и проведению мониторинга в сфере заблаговременного распознавания межэтнических и миграционных конфликтов. Также разработан и апробирован инструментарий изучения экспертного мнения в сфере этнологической экспертизы. В первом томе коллективной монографии обобщен опыт Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Сети этнологического мониторинга, Распределенного научно центра межнациональных и религиозных проблем, полученный в текущем десятилетии, в частности, представлены исследования феномена этнического конфликта, его движущих и стимулирующих сил и «средств», таких как мобилизующая функция националистической идеологии, бытового и печатного языка вражды, расиализация общественных отношений, генерирование массовых предрассудков и фобий, манипуляции «групповыми потребностями», «групповыми интересами», миграционной риторикой. Главы написаны на основе серии полевых исследований – предыдущих и новейших, выполненных по данному проекту. Планировавшийся объем рукописи первого тома составлял 10 а.л., однако материалы оказались много больше, поэтому в текущей отчетной версии рукописи 35 а.л. Аналогичного труда в российской науке до настоящего времени не было. Программа полевых исследований продолженного проекта в 2017 г. исходила из достижений предыдущего этапа, в частности, применялся апробированный инструментарий этномониторинга по стандартным индикаторам, но также применялся и новый инструментарий, посвященный проблеме выявления «готовности/склонности» представителей определенных возрастных, социальных, профессиональных, этнических групп к участию в общественных конфликтах, в частности, в форме так называемых миграционных конфликтов в виде латентных и открытых противоречий в среде местных жителей и мигрантов. Из наших предыдущих исследований известно, что подобная готовность характерна в зависимости от возраста, уровня образования и иных параметров для 5 – 15% населения (своего рода, это социальная «норма»»), и в текущем исследовании колебания этого показателя рассматриваются, наряду с другими параметрами, как существенный признак повышения или понижения вероятности конфликтов этнической («миграционной») направленности. В продолженном исследовании мы учитываем достигнутый в мировой науке прогресс в научных исследованиях этносоциокультурных конфликтов, включая такое важное современное направление, как анализ данных типа Big Data. Участники нашего проекта приняли участие в 2017 г. в круглом столе российских и французских ученых по проблеме изучения экстремизма, мониторинга этого явления, создания специализированных баз данных. Наш проект идет в русле этого важного научного поиска и может иметь своим завершением не только разработку теории и методики, но и собственно научного труда на основе этих изысканий. Результатом полевых исследований первого года являются мониторинговые сведения о региональной картине общественных напряжений и конфликтности в миграционной сфере. По новой методике анализа миграционных конфликтов мы опросили в новых для проекта регионах 180 экспертов из числа управленцев, общественников и ученых, деятельность которых связана с решением миграционных вопросов. Всего обследовано 6 субъектов федерации, в т.ч. области Белгородская, Воронежская, Новосибирская, Тюменская, Республика Алтай, г. Санкт-Петербург. По второй методике в названных регионах опрошены местные жители об их отношении к мигрантам – всего 1800 респондентов. По третьему новому инструментарию, касающегося экспертного мнения эффективности практики этнологической экспертизы, мы провели исследование в Омской, Тюменской, Ханты-Мансийском округе, Республике Коми – опрошено 120 экспертов по формализованным анкетам и проведено более десяти свободных интервью. Кроме того, по общероссийской выборке опрошено свыше 500 экспертов в 60 регионах. На основе этих данных и анализа работоспособности новых инструментариев выработаны оптимальные механизмы организации этномониторинга в сфере миграционных отношений и этнологической экспертизы. Важным итогом реализации проекта в 2017 г. является широкое научное и научно-практическое обсуждение результатов исследования сотрудниками проекта на 3 научных конференциях, 2 круглых столах и совещаниях, которые проводили государственные и правительственные структуры (Федеральное агентство по делам национальностей, Совет безопасности РФ, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации). В рамках проекта организован и проведен симпозиум об этнополитических и миграционных конфликтах на Конгрессе антропологов и этнологов России. Научные работники в 2017 г. подготовили и публиковали со ссылкой на проект указанные в плане научные статьи по итогам исследований коллектива, включая публикацию в изданиях с высоким индексом научного цитирования.

 

Публикации

1. Кульбачевская О.В. О концепции этнической политики Москвы: критический анализ и реальные управленческие практики Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2016 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Под ред. В.А. Тишкова и В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2017, - (год публикации - 2017)

2. Кульбачевская О.В. Опыт реализации государственной национальной политики в регионах России Вестник Российской нации, № 2 (54). С. 125-137. (год публикации - 2017)

3. Малькова В.К. Информационное сопровождение Стратегии Государственной национальной политики Российской Федерации в центральных и региональных СМИ: наблюдения и рекомендации Информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации, 3 с. (год публикации - 2017)

4. Мартынова М.Ю. Этнокультурное многообразие России и процесс глобализации современного мира Социально-экономическое и политическое развитие народов Северного Кавказа (XIX – начало XXI вв.). Грозный: КНИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН, С. 35-41. (год публикации - 2017)

5. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. Идентичность и жизненные стратегии студенчества в России Социологические исследования, № 8. С. 81-87. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.7868/S0132162517080098

6. Кульбачевская О.В. Мигранты, преступность, СМИ и общественные представления XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г., С. 320. (год публикации - 2017)

7. Малькова В.К. Трехлетняя годовщина присоединения Крыма и ее медийная актуализация в России: за и против Исследования по прикладной и неотложной этнологии, Вып. 255. 36 с. (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Разработаны цели и задачи полевых исследований второго этапа, апробированы методы изучения и заблаговременного предупреждения этнополитических конфликтов в полевых условиях в 7 регионах России (Москва, Московская область, Костромская область, Крым, Карелия, Коми, Якутия). Проведен финальный анализ полевых исследований 2017 г. и общий анализ полевых исследований 2018 г. Организованы и проведены научные секции и панельная дискуссия с презентацией и обсуждением результатов проекта на Семинаре Сети этномониторинга и Всероссийском форуме национального единства. Результаты исследования и научно-практические рекомендации представлены на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 26 октября 2018 г. Результаты исследования, а также рекомендации направлены в профильные ведомства федеральных органов государственной власти. Подготовлен и опубликован 2-й том коллективной монографии «Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов» объемом 448 с. (33,8 п.л.). Монография содержит научно-прикладные сведения о предупреждении конфликтов по более чем 30 полиэтничным регионам Российской Федерации. В 2018 г. по плану разработки научно-практических рекомендаций реализовано следующее: - подготовлено и направлено в Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) экспертно-аналитическое заключение по вопросу о возможности придания карелам и поморам статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; - подготовлено и направлено ФАДН России экспертно-аналитическое заключение по вопросу о возможности государственной поддержки потомков крымских греков, подвергшихся переселениям в 18 веке; - подготовлено и направлено в ФАДН России экспертно-аналитическое заключение по вопросу о внесении дополнений о камчадалах и орочах в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255; - подготовлены и направлены в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера) и ФАДН России предложения по внесению изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Эти предложения приняты полном объеме, обновленный текст стратегии утвержден Президентом РФ; - подготовлены и направлены в ФАДН России предложения к законопроекту об этнологической экспертизе и о применении градостроительного кодекса РФ в целях сохранения объектов этнокультурного наследия; - подготовлено и направлено в Росстат экспертно-аналитическое заключение о подготовке программы Всероссийской переписи населения 2020 года в части сбора сведений о национальности и языках. Опросы жителей в регионах России, как на предыдущем этапе, так и теперь, показывают, что уровень межэтнической напряженности фокусируется в первую очередь по отношению к «приезжим». Причем под приезжими могут восприниматься и те местные жители, кто отличается по национальности, религии или языку. Текущий уровень подобной неприязни по регионам России за последние годы в целом невысок. Однако симптоматично, что этот уровень заметен в тех регионах, где приезжих с отличительными культурными особенностями и иными языками очень мало. При опросе вузовских студентов выяснилось, что нетерпимые и ксенофобские взгляды среди них имеются и, хотя подобные установки редко трансформируются в конкретные действия, но сами установки сохраняются устойчиво. При изучении мнения московской студенческой молодежи 85% указали, что не испытывают в свой адрес негативного отношения из-за языка, национальности и религии, но 5% утверждали, что подвергаются дискриминации. На вопрос о совместном обучении с мигрантами только 7% студентов высказали явное негативное отношение, а о положительном или нейтральном отношении к совместному обучению высказались 90%. Но при обилии нейтральных мнений их состав в значительной части сформирован стереотипами «равнодушия» и отчужденности. Материалы исследования в других регионах подтвердили наличие даже среди самой образованной части молодежи антимигрантских установок. Данное обстоятельство подтверждает, необходимость формирования «социального заказа» на позитивную информацию, касающуюся многокультурности и межэтнических отношений. Стало очевидным, что необходима работа по включению в учебные планы российских вузов спецкурсов, направленных на этнокультурное образование, профилактику экстремизма и ксенофобии. Хотя ксенофобские настроения характерны для малой части студенчества, однако их число может существенно вырасти в случае ухудшения социально-экономической ситуации, особенно в тех регионах, где немного возможностей для трудоустройства и социального продвижения. В выводах исследования говорится, что необходимо ставить задачу в образовательной сфере активного формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости, профилактики различных видов экстремизма. Это важно для всех вузов без исключения, вне зависимости от гуманитарной или естественно-научной специализации. В ходе исследований была установлена зависимость показателей межэтнического напряжения и языковых предпочтений социальных групп. При доминировании в России русского языка, его распространение различается по регионам. Проведенная по методике ИЭА РАН и Сети этномониторинга в части вопросов о национальности и языке Всероссийская микроперепись 2015 года подтвердила, что в большинстве российских регионов повседневно используют русский язык 98-99% населения. Но есть регионы, где этот показатель ниже: используют русский язык 91-93% жителей в Сев. Осетии, Республике Алтай, Марий Эл; 88-90% в Кабардино-Балкарии, Татарстане, Башкортостане; 82% в Чувашии; 70-73% в Ингушетии, Дагестане, Якутии. А самый низкий уровень использования русского языка населением характерен для Чечни – 66% и Тувы – 58%.. При этом наблюдается связь между этими показателями и социологическими данными о гражданской идентичности населения. Наиболее широкое использование русского языка совпадает с высокими показателями гражданственности и низкими показателями культурной депривации по признакам национальности и религии. По итогам проекта разработана система рекомендаций органам государственной власти и местного самоуправления по организации комплексного этномониторинга, раннего выявления и предупреждения межгрупповых конфликтов на этнической, религиозной, языковой почве и по иным мотивам культурных различий. Одной из общих рекомендаций проекта является указание на необходимость культивирования сотрудничества государственных органов власти с научными центрами и общественными организациями для выстраивания грамотной политики этнической и миграционной политики и предупреждения этнических конфликтов. Важным итогом реализации проекта является широкое научное и научно-практическое обсуждение результатов исследования на научных конференциях, круглых столах и совещаниях государственных и правительственных структур (Федеральное агентство по делам национальностей, Совет безопасности РФ, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации). В рамках проекта проведены специальные научно-практические семинары об этнополитических и миграционных конфликтах, один из которых организован при широкой аудитории на Всероссийском форуме национального единства. Результатом исследования является рукопись коллективной монографии «Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов», в котором обобщены научно-прикладные изыскания Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Сети этнологического мониторинга, Распределенного научно центра межнациональных и религиозных проблем, других российских и зарубежных научных центров, представлены исследования феномена этнического конфликта, его провоцирующих факторов, таких как мобилизующая функция националистической идеологии, бытового и печатного языка вражды, расиализация общественных отношений, генерирование массовых предрассудков и фобий, манипуляции «групповыми потребностями», «групповыми интересами», миграционной риторикой. Главы написаны на основе многочисленных полевых исследований. Планировавшийся объем рукописи составлял 11 а.л., однако материала оказалось много больше и в отчетной версии рукопись составила 33 а.л. Аналогичный труд по данной тематике в таком объеме и разнообразии региональных примеров в российской науке отсутствует. Учитывая академическую и прикладную важность полученной в ходе исследования информации, на основании решения коллектива проекта, данная рукопись опубликована в виде книги. В целях возможно большего распространения научных результатов проекта его сотрудники подготовили и опубликовали со ссылкой на проект десятки научных статей, количество которых превысило требуемые планом показатели, включая публикацию результатов в периодических изданиях с высоким индексом научного цитирования.

 

Публикации

1. Белова Н.А. Регионы Центрального федерального округа в этнополитическом измерении Государственная национальная политика России: экспертное мнение / ред. Степанов В.В., Черных А.В. Москва: ИЭА РАН, 45-58 (год публикации - 2018)

2. Бутовская М.Л., Тишков В.А. Феномен индоктринации Медийная индоктринация: антропологические иссле-дования / Отв. ред. В.К. Малькова, В.А. Тишков. - М.: ИЭА РАН, с. 14-23 (год публикации - 2018)

3. Кульбачевская О.В. Концепция этнической политики Москвы - критический анализ и управленческие практики Государственная национальная политика России: экспертное мнение / ред. Степанов В.В., Черных А.В. – Москва: ИЭА РАН, С. 59-76 (год публикации - 2018)

4. Малькова В.К. Индоктринация и некоторые ее проблемы Медийная индоктринация: антропологические иссле-дования / Отв. ред. В.К. Малькова, В.А. Тишков. М.: ИЭА РАН, 24-42 (год публикации - 2018)

5. Малькова В.К. Этнополитические реалии в современном российском медийном пространстве Вестник российской нации, - (год публикации - 2019)

6. Мартынова М.Ю. Риски конфликтности в сфере бытовой культуры Государственная национальная политика России: экспертное мнение / ред. Степанов В.В., Черных А.В. – Москва: ИЭА РАН, С. 266-272 (год публикации - 2018)

7. Мартынова М.Ю., Григорьева Р.А. Геополитическое положение Калининградской области и жизненные стратегии ее молодых жителей: оценка рисков Вестник Дипломатической академии МИД РФ. Россия и мир, № 3 (17). С.128-144 (год публикации - 2018)

8. Старченко Р.А., Степанов В.В. Языковая и этнокультурная интеграция в Крыму Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2019)

9. Степанов В.В. О конфликтном восприятии культурных различий Государственная национальная политика России: экспертное мнение / ред. Степанов В.В., Черных А.В. – Москва: ИЭА РАН, С. 12-25 (год публикации - 2018)

10. Тишков В.А. О языке и языковой политике ПОЛИС. Политические исследования, - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17976/jpps/2018.06.00

11. Тишков В.А. Гуманитарные науки в России Вестник Российской академии наук, Том 88, № 10, с. 878-885 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31857/S086958730002144-6

12. Тишков В.А., Степанов В.В., Кульбачевская О.В., Мартынова М.Ю., Старченко Р.А. и др. Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов / Ред. Тишков В.А., Степанов В.В. Москва: ИЭА РАН, 445 с. (год публикации - 2018)

13. Малькова В.К. (отв. ред.), Тишков В.А. (отв. ред.) Медийная индоктринация: антропологические исследования М.: ИЭА РАН, 278 с. (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
не указано