КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-03784

НазваниеМногообразие видов социокультурной сплоченности в условиях российских реформ: концептуализация и квалиметрия

РуководительПокровский Никита Евгеньевич, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион Региональная общественная организация "Сообщество профессиональных социологов", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2018 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-301 - Теория, методология и история социологии, методы социологических исследований

Ключевые словасолидарность, инклюзия, многообразие, сплоченность, аномия, концептуализация, квалиметрия, интегральный показатель, опросные данные, обследование, репрезентации, интервью, контент-анализ

Код ГРНТИ04.21.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Представляемый на конкурс Проект ориентирован на продолжение изучения многообразия форм социальной сплоченности в российском обществе. В рамках Проекта 2017 предполагается углубленный и детализированный анализ эмпирических данных, полученных с использованием квалиметрического подхода, разработанного научным коллективом в ходе реализации Проекта 2014. Накопленный массив эмпирических данных требует более тонкого математико-статистического анализа, дополнительного осмысления и интерпретации. Планируется подготовка и издание монографии, посвященной изложению деталей процесса и результатов разработки квалиметрического подхода к исследованию социальной сплоченности, и включающей разработанный нами опросник и инструкцию по его использованию и статистической обработке первичных данных. Методика разрабатывалась на основе анализа мирового опыта исследования социальной сплоченности, с учетом недостатков и пробелов существующих подходов, и дает возможность не только вычисления интегрального показателя сплоченности, но позволяет судить о ее качественном своеобразии в сочетании с возможностью сопоставления с результатами. Эти факторы делают планируемую публикацию (монографию) потенциально полезной, с точки зрения методологии и методики, для исследователей процессов интеграции и дифференциации на разных уровнях социальной организации. Развитие исследования планируется в трех направлениях: выявление и анализ «современных» форм сплоченности, ориентированных на следование надгрупповым нормам и правилам (интеграция на основе саморегуляции), моральных и эмоциональных механизмов формирования социальных движений, также планируется актуализировать направление, раскрывающее «вертикальную» ось сплоченности общества – исследование межпоколенной трансмиссии ценности и паттернов сплочения. Основные исследовательские вопросы Проекта 2017 связаны с определением факторов и механизмов формирования и трансмиссии социальной сплоченности в российских реалиях, а также условий и механизмов трансформации форм сплоченности в различных социальных и культурных контекстах: социальные движения, профессии, социализация. НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Профессиональная сплоченность В рамках Проекта 2017 мы намерены углубить и дифференцировать представления о профессиональной сплоченности как ресурсе и механизме интеграции на социетальном уровне. Для выявления и анализа механизмов интеграции и саморегуляции, действующих в среде профессионалов, мы намерены обратиться к исследованию социальной сплоченности в рамках массовых и элитарных профессий. Результаты теоретического анализа и эмпирических исследований, осуществление которых запланировано на 2017-18 гг. позволят выстроить систему ориентиров формирования конструктивных форм сплоченности как на уровне отдельных групп, так и российского общества в целом. Эмоциональные аспекты сплоченности Руководствуясь концептуальными и методологическими ориентирами, намеченными в ходе реализации Проекта 2014, мы сосредоточим также внимание на эмоциональных аспектах различных видов социальной сплоченности, сопровождающих «репертуар коллективных действий», включая «протестный цикл». Фокусировка именно на эмоциях позволит приблизиться к объяснению механизмов поддержания социальной сплоченности в движениях, привлечения и удержания новых адептов. В очерченном поле в числе исследовательских задач: операционализация некоторых эмоциональных состояний, важных для формирования и поддержания сплоченности; поиск эмпирических индикаторов социальной сплоченности, связанных с психологической динамикой эмоций, возникающих в определенном социально-структурном и ситуативном контексте; разработка методологии исследования с применением нарративных и визуальных методов, а также дизайна экспериментального исследования роли эмоций в формировании социальной сплоченности. Разработка столь широкого спектра методологических подходов позволит обозначить и апробировать пути исследования механизмов формирования социальной сплоченности, позволяющие преодолеть ограничения и заполнить теоретические лакуны, неизбежно возникающие при применении опросных методов к анализу часто скрытых, во многих случаях неосознаваемых акторами, глубинных механизмов социальной динамики. Трансмиссия ценности и паттернов сплочения Продолжая развитие исследовательской линии, направленной на раскрытие механизмов производства и воспроизводства сплоченности, мы планируем обратить особое внимание на изучение механизмов межпоколенной трансмиссии ценности и паттернов сплочения, во-первых, ввиду особой значимости процесса культурной трансмиссии, как для индивидуального развития личности, так и для гармоничного функционирования общества (Schönpflug, 2009), и, во-вторых, по причине существенной разнородности, и порой противоречивости, результатов эмпирических исследований, накопленных к сегодняшнему дню (Лебедева и др., 2015). Утверждая необходимость учета широкого культурного контекста при анализе межпоколенной трансмиссии ценности и паттернов сплочения, а также важной роли детей в процессе межпоколенной трансмиссии, которая становится особенно значимой в условиях поликультурности, мы планируем проведение собственного эмпирического исследования в двух направлениях: изучение содержания и механизмов спонтанной трансмиссии в непосредственных межличностных отношениях (в семье) и в ходе специально организованного процесса образования и воспитания. В качестве дополнительного источника информации о содержании и инструментах межпоколенной трансмиссии сплоченности будет применен контент- и дискурс-анализ содержания учебных программ и учебников для начальной и средней общеобразовательных школ. В конечном итоге Проект 2017 направлен на поиск и анализ ресурсов и механизмов интеграции разных, порой контрастирующих между собой групп, что входит в число приоритетных направлений социальной политики современных государств, актуализированных, в том числе, политическими, экономическими и экологическими катаклизмами наднационального масштаба.

Ожидаемые результаты
Развитие исследования многообразия форм сплоченности в современном российском обществе планируется в трех направлениях: выявление и анализ «современных» форм сплоченности, ориентированных на следование надгрупповым нормам и правилам (интеграция на основе саморегуляции), моральных и эмоциональных механизмов формирования социальных движений, также планируется актуализировать направление, раскрывающее «вертикальную» ось сплоченности общества – исследование межпоколенной трансмиссии ценности и паттернов сплочения. Профессиональная сплоченность В процессе реализации Проекта 2014 мы выявили потенциал обеспечения стабильности функционирования общественного организма, скрытый в разных формах профессиональных ассоциаций, способных в определенных условиях осуществлять медиацию между государством и гражданами. В рамках Проекта 2017 мы намерены углубить и дифференцировать представления о профессиональной сплоченности как ресурсе и механизме интеграции на социетальном уровне. Сплоченность профессии подразумевает единство коллективных ценностей и норм, консенсус относительно траектории профессионального проекта, то есть целенаправленных действий по наращиванию экономического, социального и властного ресурсов профессиональной группы (Freidson, 1970, 2002, Larson, 1977), наличие общих коллегиальных органов, профессиональные ассоциации обладают потенциалом саморегуляции. Российские исследования профессиональных ассоциаций, в том числе проведенные членами научного коллектива, констатируют слабость отечественных объединений, их атомизацию, и как следствие – невысокую степень профессиональной сплоченности, в частности, среди врачей (Мерсиянова, Присяжнюк). С другой стороны, появляются свидетельства нарастающей силы и влияния российских профессиональных объединений, что позволяет рассматривать их как один из немногочисленных в российском обществе примеров формирования универсалистской модели сплоченности. Для выявления механизмов интеграции и саморегуляции, действующих в среде профессионалов, мы намерены обратиться к исследованию социальной сплоченности в рамках массовых и элитарных профессий. Результаты теоретического анализа и эмпирических исследований, осуществление которых запланировано на 2017-18 гг. позволит выстроить систему ориентиров формирования конструктивных форм сплоченности как на уровне отдельных групп, так и российского общества в целом. Сплоченность и коллективные формы поведения Руководствуясь концептуальными и методологическими ориентирами, намеченными в результате анализа обширной социологической литературы по коллективному поведению и проведения эмпирических исследований в ходе реализации Проекта 2014, мы сосредоточим внимание на эмоциональных аспектах (сочетаниях эмоций, циклах и последовательностях эмоций, эмоциональной работе) различных видов социальной сплоченности, сопровождающих «репертуар коллективных действий», спонтанные и организованные, – собрания, шествия, митинги, забастовки, акции и др., включая так называемый «протестный цикл» (усиление конфликта, мобилизация групп, организованные формы коллективного действия, взаимодействия между различными сторонами конфликта). Фокусировка именно на эмоциях позволит приблизиться к объяснению механизмов поддержания социальной сплоченности в движениях, привлечения и удержания новых адептов, поскольку участие в сплоченных группах на микро- и мезоуровне социальной структуры требует мотивации и влечет за собой эмоциональные издержки, поэтому участники и активисты социальных движений и протестного поведения вовлечены в управление эмоциями в деятельности движений и в повседневной жизни. Управление эмоциями осуществляется большей частью сознательно в стратегических целях и в соответствии с нормами эмоциональной культуры и социальными нормами в целом, включая моральные нормы. Социальные движения нацелены на социальные изменения, меняя при этом моральный порядок общества. Участники социального движения работают со своими эмоциями для того, чтобы подтвердить свою приверженность определенным моральным идеалам и справиться с эмоциональным стрессом, который возникает в борьбе за идеалы. В очерченном поле в числе исследовательских задач - операционализация некоторых эмоциональных состояний, важных для формирования и поддержания сплоченности, поиск эмпирических индикаторов социальной сплоченности, связанных с психологической динамикой эмоций, возникающих в определенном социально-структурном и ситуативном контексте, разработка методологии исследования с применением нарративных и визуальных методов, а также дизайна экспериментального исследования роли эмоций в формировании социальной сплоченности. Разработка столь широкого спектра методологических подходов позволит обозначить и апробировать пути исследования механизмов формирования социальной сплоченности, позволяющие преодолеть ограничения и заполнить теоретические лакуны, неизбежно возникающие при применении опросных методов к анализу часто скрытых, во многих случаях неосознаваемых акторами, глубинных механизмов социальной динамики (Джаспер, 2011; Джаспер, Оуэнс, 2014). Дальнейшая разработка квалиметрической методики и «разработка шкалы сплоченности» Предполагается провести в расширенном формате углубленный и детализированный анализ эмпирических данных, полученных с использованием квалиметрического подхода, разработанного научным коллективом в ходе реализации Проекта 2014. Кроме того, предполагается углубленный и детализированный анализ эмпирических данных, полученных с использованием квалиметрического подхода, разработанного научным коллективом в ходе реализации Проекта 2014. Накопленный массив эмпирических данных требует более тонкого математико-статистического анализа (в частности, с применением моделирования структурными уравнениями), дополнительного осмысления и интерпретации. Планируется подготовка и издание монографии, посвященной изложению деталей процесса и результатов разработки квалиметрического подхода к исследованию социальной сплоченности, и включающей разработанный нами опросник и инструкцию по его использованию и статистической обработке первичных данных. Методика разрабатывалась нами на основе анализа мирового опыта исследования социальной сплоченности, с учетом недостатков и пробелов существующих подходов, и дает возможность не только вычисления интегрального показателя сплоченности, но позволяет судить о ее качественном своеобразии в сочетании с возможностью сопоставления с результатами. Эти факторы делают планируемую публикацию (монографию) потенциально полезной с точки зрения методологии и методики для исследователей процессов интеграции и дифференциации на разных уровнях социальной организации. Полученные результаты могут быть положены в основу разработки комплекса методических рекомендаций для социальных сервисов, сферы образования и органов охраны правопорядка, стать основой разработки новых стратегий социальной политики в отношении уязвимых групп населения и методических разработок, направленных на оптимизацию процессов интеграции атомизированного российского общества.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 году разработка ключевой темы проекта – Многообразие форм социальной сплоченности – велась по пяти магистральным исследовательским направлениям. Во-первых, это анализ феномена и многообразия форм профессиональной сплоченности. В отчетный период в русле неовеберианского подхода с учетом накопленного опыта эмпирических исследований продолжалось теоретическое обоснование концепта профессиональной сплоченности. Показано, что профессиональная сплоченность выступает фундаментом статуса профессиональной группы, позволяя сохранять монополию на власть знания. Идентификация членов профессиональной ассоциации в качестве представителей одного сообщества базируется на общности профессиональной подготовки и ценностей, которые рождают чувство взаимности среди членов ассоциации и создают границы, отделяющие своих от чужаков. Важную роль играет и публичный имидж профессионалов. В ходе реализации проекта осуществлен выход на проблему профессиональной сплоченности в организационном контексте. При этом обнаружено, что сплоченность на уровне организаций может играть более существенную роль для профессионалов, чем сплоченность в масштабе профессии. Показано, что в контексте конкретных организаций профессиональная сплоченность, в свою очередь, уступает по значимости сплоченности команд, которые нередко могут быть полипрофессиональными или междисциплинарными. В этом случае совместные действия сплоченных команд различных специалистов становятся решающим условием качества и положительного субъективного восприятия работы. В рамках анализа феномена профессиональной сплоченности предпринято также исследование профессиональной сплоченности на примере специфического объекта – глухой и слабослышащей молодежи. В рамках развития данного направления разработана методология и дизайн эмпирического исследования, предполагающий сочетание качественной и количественной методик по принципу пересекающихся результатов. Второе направление – анализ специфики, форм и инструментов межпоколенной трансмиссии ценностей и паттернов сплочения. В отчетный период был проанализирован корпус социологических и социально-психологических текстов, в числе которых особый интерес представляют направления исследования, сфокусированные на межгрупповых различиях моделей и эффективности культурной трансмиссии. Эмпирические исследования межпоколенной трансмиссии в отчетный период затронули два контекста ее реализации: 1) межпоколенные городские сообщества; 2) специально организованные воздействия в рамках образовательных институтов. Предполагая, что в контексте такого типично городского сообщества, как фольклорное движение, могут быть обнаружены свойства передачи ценностей, характерные как для городской, так и для сельской среды, члены исследовательского коллектива обратились к анализу межпоколенной культурной трансмиссии в рамках Российского фольклорного движения. В ходе проведенного исследования выявлены группы ценностей и норм, которые можно объединить в идеологию, а также проанализирован характер взаимодействия основных агентов социализации молодежи-участников Фольклорного движения. В поисках ответа на центральный вопрос – «Каковы механизмы и моральные основы внутригрупповой сплоченности, предлагаемые детям «взрослым» обществом в разные исторические периоды?» - исследовательский коллектив обратился к анализу контента школьных учебников, используя в качестве эмпирической базы учебники чтения советского («Родная речь» 1-3 класс. 1974-1980 г.) и постсоветского («Литературное чтение» 1-4 класс. 2008-2013 г.) периодов, выпущенные издательством «Просвещение». И, поскольку публикации последних лет заставляют усомниться в возможности экстраполяции выводов, полученных при анализе культурной трансмиссии в группах, принадлежащих к большинству, на группы меньшинств, утверждая необходимость учета широкого культурного контекста при анализе межпоколенной трансмиссии ценности и паттернов сплочения, осуществлен анализ контента школьных учебников, предназначенных для детей, оказавшихся в один и тот же исторический период в принципиально различных социокультурных условиях. Так, в отчетный период проведено исследование межпоколенной культурной трансмиссии на примере учебников для начальной ступени образования (букварей), издававшихся для русскоязычных детей в Латвии, Польше и Советской России в период 1920-х годов. На примере контента учебных книг, предназначенных для начальной ступени обучения, нам удалось продемонстрировать многообразие стратегий межпоколенной культурной трансмиссии, представить ее как инструмент легитимации социального порядка и продукт сложного процесса оценки группой ингруппового и надгруппового – «экологического» - контекста. Третьим направлением стала концептуальная проработка и операционализация понятия ситуативной сплоченности. В отчетный период продолжена работа над концептуализацией и операционализацией понятия ситуативной сплоченности на примере акции «Бессмертный полк». Осуществлена проработка методологии эмпирического исследования, проведен пилотаж гайда полуформализованного интервью с организаторами акции в разных странах мира, продолжено фотодокументирование шествия «Бессмертного полка» в Москве, что позволило осуществить анализ материально–символических атрибутов акции, особенностей перемещений и состава участников, а также сравнение с организацией в других странах. По итогам проведенного эмпирического исследования утверждается, что ситуативная сплоченность может рассматриваться в качестве основания для дальнейшей кодификации и закрепления различных форм социальной интеграции, осознания социальных перемен и интерпретации коллективного чувствования, укрепления ценностных ориентаций, морали; ритуализация акций «Бессмертного полка» связывается с постепенным закреплением образцов межпоколенного взаимодействия, практик коллективного, публичного вспоминания истории и предков, переосмысления прошлого и перехода к будущему; изучение медийного конструирования данного ритуала и глобализации систем современных медиа позволяет отметить немаловажную роль акции в процессах поиска новых форм гражданской идентичности и преодоления существующей напряженности в межнациональных и межгосударственных отношениях. Четвертое исследовательское направление сфокусировано на исследовании роли "исторической памяти" как фактора сплоченности социальных групп. Выявлено, что "историческая память" заключает в себе мощный потенциал интеграции различных социальных групп, особенно тех, которые "живут" через созерцание своего прошлого. В связи с этим анализ сфокусирован на случаях реставрации и возрождения старинных исторических усадеб и владений на Севере России. Исследования, проведенные членами исследовательского коллектива, свидетельствуют о важной роли этого движения в процессе роста сплоченности в местных сообществах и на уровне всего региона. Пятое направление - исследование эмоциональных аспектов социальной сплоченности, в частности, формирования социальных движений. Руководствуясь идеей о необходимости фокусировки на моральных явлениях – идеалах и нормах – при исследовании эмоциональных аспектов социальной сплоченности, проанализирован спектр моральных чувств справедливости/несправедливости. Утверждается, что роль эмоций необходимо изучать в неразрывной связи со следующими индикаторами мобилизации протестных и социальных движений: социальными связями участников, формированием идентичности участников движения, идеологическими верованиями, рациональными мотивами. Выделены комбинации эмоций - «моральные батареи» коллективных действий, к числу которых, прежде всего, отнесены комбинации хронического стыда и гнева; гордости и стыда; страха, тревоги и одновременно надежды; эмпатии и радости; чувства вины и возмущения. Акцент в их описании сделан на условиях управляемости и переработки. На основе анализа социологической литературы выделены основные процессы, сопровождающие эмоциональную работу активистов социальных движений, и сами виды эмоциональной работы, направленные на поддержание сплоченности социального движения и ин-групповой солидарности активистов. Исследование эмоциональных аспектов сплоченности привело нас к необходимости концептуализации понятия «эмоциональной культуры». Эмоциональная культура определяется как встроенный в социальный порядок и направленный на его поддержание комплекс верований, норм и словарь эмоциональных состояний, которым должны следовать индивиды во взаимодействиях, то есть управлять своими эмоциями с тем, чтобы достичь своих целей. Анализ литературных источников и эмпирических данных позволяет утверждать, что в современных обществах, и в частности российском, формируется эмоциональная культура страха и тревоги, обусловленная целым комплексом причин (развитие общества знания, глобальный рост политической напряженности, этнической и культурной разнородности, интенсивные миграции и мобильность и мн. др.). В этой ситуации наиболее вероятно формирование авторитарных установок у людей и сплоченности на основе морали социального порядка. Кроме того, проведенный в отчетный период углубленный математико-статистический анализ данных квалиметрического исследования многообразия форм сплоченности, собранных на предыдущем этапе реализации проекта, дал возможность выделить классы объектов, обладающих сходными наборами значений наблюдаемых переменных, и, таким образом - определить, какие типы характеризуют сплоченность обоснованно контрастных групп (жителей села, поселений родовых поместий, профессионального сообщества (врачей)). Таким образом, анализ полученных результатов позволяет утверждать, что задача разработки квалиметрической оценки социальной сплоченности осуществлена авторским научным коллективом в полной мере: созданный на основе теоретико-методологического анализа феномена сплоченности опросник делает возможным анализ социальной сплоченности сообщества/сообществ на разных уровнях. Методические рекомендации по использованию разработанного опросника и статистической обработке результатов также детально изложены в монографии, изданной в отчетный период. Углубленный анализ данных эмпирического исследования, позволивший эксплицировать ряд проблемных аспектов сплочения в современном российском обществе, потребовал расширения теоретической рамки изучения социальной сплоченности, в связи с чем в отчетный период был осуществлен анализ феномена гражданской религии и ее роли в укреплении сплоченности в современной России и в интеграции России в мировое сообщество. Акцент при этом сделан на значении гражданской религии в больших, сложных, дифференцированных обществах для поддержания социального единства и общегражданской идентичности. На следующем – завершающем работу над Проектом – этапе планируется теоретико-методологическая интеграция описанных исследовательских полей: ситуативная сплоченность – межпоколенная трансмиссия паттернов сплочения – эмоциональные аспекты формирования общественных движений; межпоколенная трансмиссия паттернов сплочения - профессиональная сплоченность – интеграция общества на социетальном уровне. Возможности такого рода интеграции намечены в ходе исследований отчетного периода.

 

Публикации

1. Абрамов Р.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Professionalism and Professionalization in Russia Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance. Springer International Publishing, - (год публикации - 2017)

2. Гофман А.Б. Леон Буржуа, Селестен Бугле и солидаризм. Вступительная статья Солидаризм во Франции в период Третьей республики: Леон Буржуа и Селестен Бугле. М.: «КДУ», «Университетская книга», 2017., с.4-20 (год публикации - 2017)

3. Гофман А.Б. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ГРАЖДАНСКОЙ РЕЛИГИИ ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ, 2017 Том 6 № 4 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.4.2

4. Демидова Ю.А. «Дом» как жилище и социоментальный конструкт: ревитализация крестьянской избы дачниками-горожанами (на примере домов Костромской области Мантуровского района сельского поселения Леонтьевское) Социологический ежегодник, 2017:Сб. науч. тр. / С 69 РАН, ВШЭ, СОПСО; Ред. Н. Е. Покровский. Москва, 139-151 (год публикации - 2017)

5. Козлова М.А. Межпоколенная трансмиссия паттернов группового сплочения в разных социокультурных контекстах: на примере букварей для детей русской эмиграции и Советской России Мир России, - (год публикации - 2018)

6. Никишин Е.А. Дезурбанизация в век непрерывной мобильности и новых форм социальных сплоченностей Социологический ежегодник, 2017:Сб. науч. тр. / С 69 РАН, ВШЭ, СОПСО; Ред. Н. Е. Покровский., С. 111-124. (год публикации - 2017)

7. Николаева У.Г. Социальная сплоченность и неформальные сети взаимопомощи в современных сельских сообществах: общие подходы и анализ конкретных кейсов Социальные науки и перспективы устойчивого развития сельских сообществ Ближнего Севера России. Сборник тезисов и материалов VIII Междисциплинарной научной конференции Угорского проекта (12-15 мая 2017 года) / Под редакцией Н.Е.Покровского., Москва: Университетская книга, 2017. С. (год публикации - 2017)

8. Покровский Н.Е. Историческая память как фактор укрепления социальной сплоченности в малых сообществах. (Кейс-стади проекта «Усадьба «Хвалевское» в Вологодской области) Социологический ежегодник 2017 / Сборник научных трудов. РАН ИНИОН., Москва: ИНИОН РАН, 2017. С. 64 - 79. (год публикации - 2017)

9. Козлова М.А., Воронина Н.Д. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ СПЛОЧЕННОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД М.: Университетская книга, - (год публикации - 2017)

10. Никишин Е.А. Дезурбанизация в современной России и проблема социального эскейпизма: история и перспективы исследовательских подходов Социальные науки и перспективы устойчивого развития сельских сообществ Ближнего Севера России. Сборник тезисов и материалов VIII Междисциплинарной научной конференции Угорского проекта (12-15 мая 2017 года) / Под редакцией Н.Е.Покровского., C. 88 - 94/ (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В отчетный период, в соответствии с поставленными задачами, интерес исследовательского коллектива был сосредоточен на четырех основных предметных полях, погружение в которые, впрочем, обнаружило множественные точки пересечения между ними: социальная сплоченность профессиональных сообществ, эмоциональные аспекты сплоченности социальных движений, сплоченность локальных (соседских) сообществ, межпоколенная трансмиссия ценностей и паттернов социального сплочения. В отчетный период продолжена работа по концептуализации и эмпирическому исследованию феномена профессиональной сплоченности. В частности, рассмотрены моральные и ценностные аспекты сплоченности как на уровне профессии, так и на уровне определенной организации. С целью выявления универсальных и специфических форм и механизмов сплочения в элитарных и массовых профессиях было проведено количественное исследование - анкетный опрос врачей (N=100) и специалистов по социальной работе (N=100) в крупном российском городе. Эти данные были дополнены материалами опроса (N=146, 3 организации) по методике К. Сишора, измеряющей индекс сплоченности. Далее, для понимания субъективных смыслов, которыми специалисты наделяют собственный повседневный трудовой опыт, отношения в коллективе, когда рассматривают свою трудовую рутину сквозь призму сплоченности и условий ее формирования, было проведено качественное исследование. В том же крупном российском городе была проведена серия полуструктурированных интервью со специалистами по социальной работе (N=15) и врачами (N=10). Выявлено, что сплоченности профессионального сообщества способствует как кооперация, сотрудничество членов группы между собой, так и соперничество, конкуренция с другими группами. Единство целей для всех членов группы может быть достигнуто в том случае, если они отвечают потребностям и ценностным ориентирам членов группы. Кроме того, на сплоченность влияет удовлетворенность членов группы групповой деятельностью и своим положением в группе, а также характер руководства и стиля принятия решений. Сплоченность можно представить как формирование в группе такого рода связей, которые позволяют превратить формальную структуру, задаваемую сверху или извне, в общность. Такого рода общность будет выражаться во взаимном эмоциональном притяжении и привязанности членов группы, в их стремлениях к сохранению членства в группе, в сходстве членов группы между собой, в том числе, в единстве ценностей и целей. Следующая реализованная в отчетный период задача предполагала изучение профессиональной сплоченности на примере специфического объекта – глухой и слабослышащей молодежи. В отчетный период разработана методология и дизайн исследования, позволяющие зафиксировать процессы социального сплочения молодежи, начинающей свое профессиональное развитие. Исследовательский дизайн включает в себя смешивание качественной и количественной методик по принципу пересекающихся результатов. В ходе количественного опроса была реализована доступная целевая выборка (N=187). Обнаружено, что в процессе обучения и поиска работы происходит смещение фокуса с профессиональных характеристик (я – повар, я – художник и т.д.) на собственную идентичность себя как глухого, как человека, общающегося на жестовом языке. Таким образом, сплоченность представителей данной группы носит не столько профессиональный, сколько социальный характер. В совокупности с недоступность многих профессиональных треков и узостью коридора профессионального выбора, это приводит к схожести профессиональных траекторий глухих. То есть, восприятие глухоты, как, с одной стороны, культурного концепта (идентичность, жестовый язык и т.д.), а с другой – социо-медицинского (ограничения на работу, закрытость рынка труда и т.д.) приводит к росту сплоченности данной группы людей. С целью решения поставленных задач – изучения эмоциональных аспектов сплоченности в социальных движениях и протестных объединениях и поиска эмпирических индикаторов сплоченности - была продолжена теоретическая разработка эмоционального измерения социальной сплоченности на основе осмысления концепта «эмоциональной культуры» и теоретического описания современной эмоциональной культуры (Симонова, 2018). На основе анализа данных, полученных на прежних этапах реализации проекта, выделено несколько групп параметров изучения сплоченности в социальных движениях и протестном поведении, которые условно можно разделить на внешние и внутренние, среди которых особый интерес в контексте анализа эмоционального измерения вызывают ритуальная деятельность, лидерство, эмоциональная работа, работа с идентичностью (внутренние), а также взаимодействие участников и активистов с публиками на разных аренах, личные связи активистов и участников (внешние). На основании критического анализа релевантных теме публикаций обоснована необходимость учета именно указанных параметров при определении «моральных батарей» коллективных действий и, соответственно, при поиске оснований и механизмов поддержания социальной сплоченности. Продемонстрировано, что эмоции, которые можно назвать «аффективными приверженностями» – любовь и ненависть, доверие, уважение, ресентимент, некоторые виды страха, например, страх потери социальных связей – особенным образом связаны с социальной солидарностью участников движений, их групповой идентичностью. Еще более важны для социальных движений и протестов моральные эмоции – гордость, стыд, сострадание (которое начинается с эмпатии), презрение, возмущение и месть и др. – поскольку они связаны с ключевыми проблемами и вопросами, выступающими причиной возникновения организованного коллективного поведения в форме протестов и социальных движений. В целом, тенденции коллективного действия создают как раз сочетания описанных типов эмоций. Членами исследовательского коллектива разработан апробирован дизайн двух экспериментов, направленных на исследование роли эмоций в формировании сплоченности в социальных и протестных движениях. Эксперименты проводятся в формате факторных опросов, в рамках которых респондентам предлагается несколько ситуаций со множеством условий, для вынесения суждений по каждой. В описании данных ситуаций (виньеток) исследователь систематически варьирует условия, которые, как мы полагаем, способны влиять на суждения респондента. Эти суждения должны «раскрыть структуру неосознаваемого респондентом нормативного мышления (normative processing)» (Heise, 2010). Ключевое преимущество этого метода сбора данных перед другими (интервью, опрос, наблюдение и т.д.) заключается в том, что исследователь может обнаружить причинную связь между теми или иными условиями ситуации, с которыми ознакомился респондент, и его суждениями о них. Таким образом, экспериментальное исследование нацелено на изучение роли информации о социальных движениях как эмоционального антецедента: информации, вызывающей моральный шок; информации, вызывающей негативную и позитивную эмоции (моральная батарея); информации о дистанции между индивидом и социальной группой, за права которой борется социальное движение. Анализ паттернов сплочения в локальных сообществах осуществлялся с привлечением результатов эмпирических исследований, проведенных в ходе реализации проекта. С применением ранее разработанного квалиметрического подхода были детально рассмотрены специфические аспекты сплочения локальных (соседских) сообществ на основе проведенного в отчетный период опроса жителей поселения Вороново (N=143). Полученные данные позволили нам выделить два типа социальной сплоченности (класса), характерные для жителей поселения Вороново. Носителями активистского потенциала рассматриваемого сообщества оказывается меньшинство – представители класса, в который вошло 36,5% опрошенных. Характерный для них тип социальной сплоченности сочетает вовлеченность в жизнь сообщества, готовность участвовать в направленных на общее благо делах и позитивную групповую идентичность. Однако в качестве ресурса сплочения выступают, преимущественно «сильные» связи, воспринимаемая гомогенность группового состава и признание допустимости группового давления на входящих в группу индивидов. Иными словами, при том, что на индивидуальном уровне жители поселения демонстрируют осознанность собственных потребностей и целей, сообщество они не воспринимают как способное к консолидированным действиям. Таким образом, соседское сообщество становится ресурсом адаптации и социальной поддержки, однако заключенный в нем интегративный потенциал реализовать оказывается не в состоянии. В ходе реализации проекта в отчетный период изначально определенный спектр задач был расширен. С опорой на результаты анализа двух кейсов были эксплицированы условия, позволяющие прогнозировать интегративный потенциал локальных сообществ мигрантов в принимающее общество, а также выявлены стратегии межпоколенной трансмиссии ценностей и паттернов сплочения в контексте проблемы интеграции меньшинств. В частности, в отчетный период предпринято исследование стратегий сплочения трудовых мигрантов в рамках бытовых и трудовых отношений посредством систем неформальной коммуникации. Исследование, проведенное с применением качественных методов (глубинных интервью; N=17 - представители сообществ «шаговой доступности» - трудовых мигрантов из Узбекистана, Беларуси и Украины) позволило вписать полученные результаты в актуальную для современной России социальную реальность с использованием концептов мультикультурализма, транснациональной миграции, адаптации мигрантов.

 

Публикации

1. Абрамов Р.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Professionalism and Professionalization in Russia Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy, and Governance, Springer, 2018. Ch.961 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1007/978-3-319-31816-5

2. Андреев А.Н. Контекст-ориентированный подход в исследовании интеракции с помощью фотографии Социология: методология, методы, математическое моделирование, - (год публикации - 2018)

3. Гофман А.Б. О "Моральном воспитании" Э.Дюркгейма Личность. Культура. Общество, 2018. Том XX. Вып. 3-4 (№№ 99-100). С. 65-88. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30936/1606-951X-2018-20-3/4-65-68

4. Николаева У.Г. ДОРЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Актуальные проблемы социально-экономического развития России, № 1, с. 69-80 (год публикации - 2018)

5. Николаева У.Г. Глобальные процессы и локальные смыслы: внутрисемейная и межсемейная социальная сплоченность в условиях новых экономических вызовов Социологический ежегодник, 2017: Сб. науч. тр. / ИНИОН РАН, ВШЭ, СОПСО; Ред. Н. Е. Покровский. Ред. – сост. Д. В. Ефременко, С.28-37. (год публикации - 2017)

6. Проходская М.А. М. Проходской «Грантовая деятельность молодежи как инновационныйактор трансформации образа жизни и социального развития сельских сообществ (на примере районов Ближнего Севера России)». -, С. 499 – 507 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.25990/hse.conf-15.xsxh-n304

7. Симонова О.А. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: история и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота». К выходу русского перевода книги Яна Плампера «История эмоций» Социологическое обозрение., Т. 17. № 3. С. 356-378. (год публикации - 2018)

8. Ярская-Смирнова Е.Р., Лайонз К. Social work in FSU countries: mapping the progress of ‘the professional project’ European Journal of Social Work, 21:1, 114-127 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1080/13691457.2016.1255926

9. Воронина Н.Д, Козлова М.А. Квалиметрическое исследование сплоченности локальных сообществ: методические рекомендации и эмпирический опыт Университетская книга, - (год публикации - 2018)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть использованы при разработке и проведении теоретических и прикладных социологических исследований в области изучения социальной сплоченности социальных групп.