КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-18-01047

НазваниеРанняя нейрокогнитивная диагностика одаренности

РуководительАрсалиду Мари , кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2019 г.  , продлен на 2020 - 2021. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№18 - Конкурс 2017 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаемкость внимания во внутреннем плане, одаренность, дети, когнитивные способности, интеллект, когнитивное развитие, ультрасонография, айтрекинг, фМРТ, нейровизуализация

Код ГРНТИ15.21.55


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Цель проекта: Когнитивные способности человека развиваются постепенно, по мере перехода от детства к подростничеству и взрослости. Но небольшой процент детей (~5%; Mcclain & Pfeiffer, 2012) уже на ранних этапах развития демонстрируют исключительные когнитивные возможности. Таких детей обычно называют когнитивно- (или умственно-) одаренными. Данный проект посвящен методам раннего обнаружения когнитивной одаренности на основе оценки емкости внимания во внутреннем плане, ультразвукового исследования цереброваскулярной гемодинамики, анализа стратегий движений глаз (айтрекинг) и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Теоретические и методические основания проекта: В настоящее время диагностика когнитивной одаренности часто опирается на различные виды тестования интеллекта (IQ), на основе которого принимается решение об обучении ребенка по углубленной образовательной программе. В России, наряду с IQ-тестами, такие решения опираются на рекомендации от учителей и родителей ребенка, а также на успехи ребенка в олимпиадах по различным предметам, что касается, как правило, учеников средней и старшей школы (Grigorenko & Clinkenbeard, 1994; Karp, 2010). В этом ряду можно назвать и недавний проект “Сириус”, который позволяет 600 школьникам (10-17 лет) участвовать в специальной образовательной программе в течение месяца, на основании отбора по результатам олимпиад и внешкольных проектов. Хотя названные методы диагностики одаренности имеют свои преимущества, у них есть и важные недостатки. Так, IQ-тесты в основном опираются на формальные знания, подверженные влиянию культуры и приобретенные ребенком в процессе предыдущего обучения (напр., словарный запас или осведомленность; Mcclain & Pfeiffer, 2012). На заключения учителей и оценки со стороны родителей влияют неосознанные установки, как позитивные, так и негативные, по отношению к ребенку (Bandura, 1993). Трудности с интерпретацией результатов олимпиад вызваны, с одной стороны, включенностью фактического знания и навыков (как и в случае IQ-тестов), а с другой - пребыванием ребенка в непривычной, сложной и соревновательной ситуации. Кроме того, олимпиады не могут охватить достаточно много школьников. В соответствии с данными Министерства образования, только в Москве проживает 825 000 детей школьного возраста. Если 5% из них являются одаренными, то только в Москве проживает 41 250 одаренных детей. Можем ли мы диагностировать высокие когнитивные способности ребенка на достаточно ранних этапах развития с помощью объективных методов? Ведь ранняя диагностика одаренности очень важна для раскрытия потенциала ребенка и для наиболее эффективной организации образовательного процесса. Предлагаемый нами в данном проекте метод параметрической оценки емкости внимания во внутреннем плане (Arsalidou et al., 2010; Arsalidou & Im-Bolter, 2016) является объективным и достаточно независимым от предварительного обучения методом диагностики когнитивных способностей. Внимание во внутреннем плане - это изменяющийся в ходе развития компонент рабочей памяти, оно заключается в способности удерживать информацию в сознании и совершать с ней действия во внутреннем плане, «в уме». Современные исследования утверждают, что в ходе развития в норме емкость внимания во внутреннем плане возрастает на одну единицу каждые два года, начиная с 3-летнего возраста, и достигает 7 единиц к 15-16-летнему возрасту (Pascual-Leone, 1970; Arsalidou, Pascual-Leone, Johnson, Kotova, under review). Ребенок, возможности которого по выполнению действий с информацией во внутреннем плане выше, чем в среднем у сверстников, получает определенное преимущество в отношении самых разных когнитивных задач. Исследования показывают, что результаты когнитивно-одаренных детей в задаче на измерение емкости внимания во внутреннем плане в ее классическом варианте проведения на бланке, по крайней мере, на одну единицу превышают средний для их возраста результат (Johnson, Im-Bolter, Pascual-Leone, 2003). Данный проект направлен на разработку психологического обеспечения ранней (7-10 лет) диагностики и сопровождения умственной одаренности. С этой целью мы планируем исследовать психологические и психофизиологические закономерности реализации когнитивных процессов при одаренности с помощью айтрекинга, ультрасонографии и фМРТ. Данные ультрасонографии цереброваскулярной гемодинамики, полученные нами, показывают значимые различия в этих показателях у подростков со средними и низкими когнитивными способностями (Khalezov& Khalezov, 2015; Khalezov & Arsalidou, 2016). Анализ движений глаз когнитивно-одаренных испытуемых позволит нам изучить стратегии решения задач, используемые ими, т.к. данные о движениях глаз говорят о фокусировке внимания и ее изменениях в ходе решения задачи (Graupner et al., 2011). В настоящее время существует очень мало исследований движений глаз у испытуемых дошкольного и младшего школьного возраста (см. обзор в Luna et al., 2008), а изучение глазодвигательных стратегий когнитивно-одаренных детей вообще не представлено в литературе. Аналогично, и число исследований методом фМРТ когнитивных процессов у одаренных детей очень невелико: преимущественно исследуются подростки с высокими математическими способностями (O’Boyle et al., 2005; Hoppe et al., 2012). По причине общего дефицита параметрических методов диагностики в нейрокогнитивного развития (Kotsoni et al., 2006) в настоящее время нет фМРТ-исследований по одаренности с участием 9-10-летних детей. Данный проект предполагает три основных этапа: (A) Скрининг – диагностика и выявление когнитивно-одаренных детей с использованием оценки емкости внимания во внутреннем плане; (B) Исследование профиля – создание нейрокогнитивного профиля одаренных детей в сравнении с детьми из контрольной группы, включая диагностику функции контроля (executive function), мотивации и определение используемых стратегий при решении задач, (C) фМРТ-исследование – изучение активации зон головного мозга при решении задач у одаренных детей в сравнении с детьми из контрольной группы. Новизна: Каждый этап данного проекта является инновационным во многих отношениях. В нем впервые будут получены на одной выборке данные по емкости внимания во внутреннем плане, глазодвигательных стратегий, фМРТ и церебральной гемодинамики у детей младшего школьного возраста. Также впервые будут получены данные об активации зон головного мозга (фМРТ) у одаренных детей. Это будет первое исследование, изучающее взаимосвязь цереброваскулярной гемодинамики и когнитивных способностей на большой выборке детей с нормальным развитием. Результаты данного проекта внесут существенный вклад в раннее выявление когнитивной одаренности, то есть, в один из национальных приоритетов России – качественное образование, поскольку раннее выявление одаренности имеет решающее значение для обеспечения талантливых детей своевременным качественным образованием. Многие образовательные программы в России отличает глубина проработки материала, и наша конечная цель состоит в том, чтобы создать российский центр передового опыта в направлении исследований одаренности. Данный проект может служить основой для лонгитюдного исследования, которое обеспечит понимание дальнейшего развития одаренных детей и разработку программ поддержки их в будущем.

Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта мы планируем получить данные по трем направлениям-этапам исследования: (1) скрининг, (2) построение профилей, и (3) фМРТ. На первом этапе скрининга мы собираемся обследовать большое количество детей школьного возраста c помощью психологических тестов на внимаение во внутреннем плане в сопоставлении с данными цереброваскулярной гемодинамики, полученными при помощи ультрасонографии. По результатам тестов будут определены группы детей нормального когнитивного развития и когнитивно одаренных детей, которые будут участвовать в дальнейших этапах исследования. Этап скрининга будет иметь существенное практическое и теоретическое значение. На практике полученные данные будут: (а) способствовать разработке строгой методологии раннего выявления когнитивной одаренности; (б) выявлять показатели цереброваскулярной гемодинамики и их соотношения к способностям внимания во внутреннем плане, что будет иметь важное социальное значение для педагогов, родителей и клиницистов. Теоретически, данные скрининга должны внести вклад в теорию когнитивного развития и одаренности, а также в разработку методов раннего выявления повышенных когнитивных способностей. На втором этапе построения профилей будет проведена детальная оценка исполнительных функций (т.е. ингибирования, сдвига внимания и обновления фокуса внимания), интеллекта, мотивации и использования определённых стратегий когнитивно одаренными детьми по сравнению с их нормально развитыми сверстниками. Также, это будет первое в мире исследование внимания у когнитивно одаренных детей с помощью регистрации движений глаз. Построение профилей внесет важный теоретический вклад в определение когнитивного и социально-эмоционального профиля одаренных детей. На практике, полученные в ходе этого исследования данные будут полезны для родителей, педагогов и психологов, а также лиц, определяющих стандарты образования для одаренных детей (например, программы sochisirius), которые нацелены на конструктивную поддержку и дальнейшее развитие одаренных детей. В частности, государственные школы могут в дальнейшем использовать компьютеризированные тесты для измерения уровня внимания, которые будут оценивать не только уровень когнитивного развития ребенка, но и уровень соответствия его когнитивных способностей возрасту. Например, если 7-8-летний, который теоретически должен быть в состоянии удержать и манипулировать в уме 3 объектами, может справляться с задачей на 4 или 5 объектов, то такой ребенок скорее всего имеет уровень способностей, соответствующий 9-10 возрасту или 11-12 годам (при ментальной манипуляции 6 объектами). Знания об уровне развития когнитивных способностей могут быть использованы для улучшения планирования образования детей: внедрения специализированных курсов или ускоренного индивидуального плана обучения с возможностью перехода в следующий класс для отдельных учащихся. И то и другое может помочь более эффективному развитию когнитивно одаренных детей. На третьем этапе мы планируем провести исследование нейронных коррелят внимания во внутреннем плане, которое будет первым в мире исследованием когнитивных способностей одаренных и нормально-развитых детей возраста 9-10 лет при помощи фМРТ. С научно-практической и теоретической точек зрения полученные данные ФМРТ будут способствовать пониманию как нейрофизиологической основы одаренности в раннем возрасте, так и когнитивного развития в целом. Практическим применением полученных результатов будет разработка методологии определения нейрокогнитивного профиля для одаренных детей. Применение подобной методологии раннего определения уровня когнитивных способностей имеет потенциальную значимость для создания необходимых условий развития и эффективного обучения детей. Также, мы подчеркиваем социальную значимость этого проекта и вне академической сферы. Результаты проекта будут безусловно интересны и полезны для родителей, психологов и врачей. По результатам проекта будет опубликована серия статей в научных рецензируемых журналах. Кроме научных публикаций мы планируем представлять наши данные на конференциях, открытых выступлениях и целевых интернет-изданиях, для того, что бы сделать результаты проекта доступными для широкой аудитории. Планируемые публикации и доклады по данным проекта: В научных журналах: Developmental Science (IF: 3.982) Child Development (IF: 4.235) Developmental Cognitive Neuroscience (IF: 4.570) Cerebral Cortex: (IF: 8.285) NeuroImage: (IF: 5.463) Human Brain Mapping: (IF: 4.962) Конференции: Meeting of the Society for Research in Child Development (SRCD: http://www.srcd.org/) Meeting of the Cognitive Development Society (https://cogdevsoc.org/) Meeting of National Association for Gifted Children (https://www.nagc.org/) Meeting of Cognitive Science (http://cogconf.ru/default.aspx?l=r) Meeting of Virtual Laboratory of Cognitive Science (http://virtualcoglab.ru/index.html)


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Рост когнитивных способностей ребенка становится особенно заметен для родителей и преподавателей в первую очередь именно в школьные годы. Большинство детей начинают учебу, зная цифры и буквы, и заканчивают школу с умением решать сложные математические задачи, читать и писать сложные тексты. Возможности мозга человека по освоению нового и изменению в ходе развития удивительны. В классической психологии для измерения интеллекта и учебных навыков было разработано множество методов, многие из которых применяются в психологической практике и по сей день; однако эти методы как правило являются сильно зависимыми от особенностей культуры, требуют знаний в той или иной предметной области и могут применяться только для детей старшего школьного возраста. Предлагаемый нами способ измерения когнитивных навыков вне зависимости от культурных особенностей, не требующий интенсивной предварительной подготовки и подходящий для детей младшего школьного возраста - это параметрические методы измерения емкости внимания во внутреннем плане (ментального внимания). Емкость внимания во внутреннем плане (ментального внимания) - это количество информации, которую человек может удерживать «в уме» и которой он может манипулировать при решении задачи. Это ограниченный ресурс, который постепенно увеличивается с возрастом. В параметрических методах измерения емкости внимания во внутреннем плане, которые для наших испытуемых выглядят как игра, используются простые понятия, такие как цвета, формы и числа, при этом из этих простых элементов, путем их комбинации по определенным правилам, сформированы задачи на нескольких уровнях сложности. Важно отметить, что правила этих игровых заданий остаются постоянными на всех уровнях сложности (например, «определи, цвета на этой картинке те же, что на предыдущей или отличаются?»). Так как количество цветов (или других простых элементов), задействованных в картинке, может меняться от 1 до 6, а ребенок должен указывать, являются ли цвета одинаковыми или разными независимо от количества цветов, сложность задачи растет от уровня к уровню, а правила и требуемые знания – не меняются. Оставляя смысл игры и правила простыми, мы можем манипулировать сложностью задачи, изменяя количество обрабатываемой информации. В среднем, как правило, в ходе возрастного развития емкость внимания во внутреннем плане увеличивается на единицу каждый год; начиная с 3-4 лет, когда она составляет 1 единицу, таким образом, в 5-6 лет – она будет составлять 2 единицы, в 7-8 лет - 3 единицы, в 9-10 лет - 4 единицы, в 11-12 лет - 5 единиц, в 13-14 лет - 6 единиц, и мы приходим к показателю в 7 единиц в возрасте 15-16 лет. Этот уровень является предельным и в дальнейшем, в том числе для взрослых. Небольшой процент детей, около 5%, превосходит по данному показателю типичные для своего возраста результаты, показывая выдающиеся способности. Цель наших исследований - найти более совершенные методы идентификации когнитивных навыков у детей младшего возраста и лучше понять нейрокогнитивные основы их способностей. Комиссии по внутриуниверситетским опросам и этической оценке эмпирических исследовательских проектов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» одобрила используемые нами исследовательские процедуры. Участие в нашем исследовании абсолютно добровольное. Для работы с детьми мы сначала рассказываем об исследовании администрации школы. Если администрация школы заинтересована в участии в исследовании, мы взаимодействуем с учителями и родителями, рассказывая им о проекте и о возможности принять в нем участие; дополнительную информацию для родителей можно прочитать в новостном разделе сайта НИУ ВШЭ (https://social.hse.ru/psy/news/212469995.html). Заинтересованным родителям предлагается подписать форму письменного согласия. Только те дети, чьи родители подписывают согласие на участие ребенка, могут принять участие в нашем исследовании. Мы собираем данные в нескольких школах в Москве и очень благодарны всем директорам, методистам, школьным психологам, педагогам, родителям и детям, которые помогают нам в поиске новых знаний о закономерностях когнитивного развития человека. Мы провели измерение емкости внимания во внутреннем плане у младших школьников, а также провели измерения цереброваскулярной гемодинамики с помощью УЗИ. Предварительные данные показывают, что в среднем показатели по емкости внимания во внутреннем плане соответствуют теоретически прогнозируемым уровням, то есть, школьники 2-го класса в возрасте 7-8 лет могут успешно удерживать «в уме» и манипулировать 3 единицами информации, в то время как ученики 4-х классов (9-10 лет) могут успешно удерживать «в уме» и манипулировать 4 единицами информации. Ультразвуковое исследование - это неинвазивный метод (то есть, метод, не оказывающий никакого воздействия на организм человека), который создает изображения внутренних частей тела с использованием звуковых волн. Мы используем ультразвук для измерения параметров, связанных с кровоснабжением различных областей мозга. Например, мы измеряем, насколько быстро кровь течет в сосудах, снабжающих левое и правое полушария. Наши предварительные результаты показывают, что существуют различия в скорости крови в сосудах, которые снабжают левое и правое полушарие у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Наш проект посвящен изучению как когнитивных, так и эмоциональных процессов, связанных с созреванием и изменением мозга в ходе развития. Чтобы лучше понять эти процессы, мы провели серию метааналитических исследований по отношению к ранее опубликованным работам в области функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). В числе других вопросов, мы смогли собрать данные о том, какие области мозга связаны с обработкой чисел и решением математических задач у детей и взрослых. Мы также изучали области мозга, связанные с когнитивными феноменами и сложным принятием решений у взрослых, потому что они могут помочь нам лучше понять, как эти процессы развиваются у детей. Наши исследования были бы невозможны без участия и поддержки в организации со стороны директоров, учителей, родителей и детей в школах-участниках. В следующем году мы планируем приглашать к участию многие школы в Москве и других регионах России. Для получения дополнительной информации о нашем проекте можно посетить нашу страницу на сайте НИУ ВШЭ: https://www.hse.ru/staff/Arsalidou#__tab1

 

Публикации

1. Арсалиду M. Mathematical cognition in children: Evidence from fMRI. In E. Pechenkova & M. Falikman (Eds.), Cognitive Science in Moscow: New research., pp. 418-422 (год публикации - 2017)

2. Арсалиду M., Виджайараджах C., Шараев М. Г. Активация базальных ядер при различных типах вознаграждения: метаанализ фМРТ исследований Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего», pp. 64-68 (год публикации - 2017)

3. Арсалиду M., Павлив-Левак M., Садегхи M., Паскуаль-Леоне Х. Brain areas associated with numbers and calculations in children: Meta-analyses of fMRI studies. Developmental Cognitive Neuroscience, pp. 1-12 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1016/j.dcn.2017.08.002

4. Арсалиду М., Мартынова О.В., Котова Т.Н. Параметрические измерения емкости ментального внимания ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Издательство «Институт психологии РАН», pp.1500-1507 (год публикации - 2017)

5. Зинченко О., Арсалиду M. Brain responses to social norms: Meta-analyses of fMRI studies Human Brain Mapping, pp. 1-16 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1002/hbm.23895

6. Ялпе З., Арсалиду M. Negative priming: A meta-analysis of fMRI studies. Experimental Brain Research, pp.1-8 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1007/s00221-017-5065-6

7. Ляшенко A., Халезов E., Арсалиду M. Methods for Identifying Cognitively Gifted Children Psychology. Journal of Higher School of Economics, 14 (2), pp. 207-218 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.17323/1813-8918.2017.2.207.218

8. - Развитие произвольного внимания у детей: исследовательский проект НИУ ВШЭ Сайт Департамента психологии НИУ ВШЭ - News, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Когнитивная компетентность тесно связана с академической успеваемостью и профессиональной успешностью. Мир стремительно меняется, и мы, безусловно, не можем предсказать, какие именно профессии будут востребованы в будущем. Однако эксперты сходятся во мнении, что на будущем рынке труда будет высокий спрос на специальности, связанные с наукой и техникой. Поэтому крайне важно, чтобы мы совершенствовали наши методы оценки познавательных способностей детей с целью улучшения качества образовательных практик. Наш проект исследует нейрокогнитивные корреляты когнитивной компетентности. Для оценки когнитивной компетентности мы используем классические бланковые и разработанные нами компьютеризированные методики измерения емкости ментального внимания. Емкость ментального внимания соответствует количеству информации, которую ребенок может одновременно удерживать в уме и обрабатывать (https://www.youtube.com/watch?v=lKsLGg1HUqc). Движения глаз, вероятно, являются одной из наиболее объективных мер направленности внимания, мы используем её для понимания стратегий решения задач. Возможности ребенка по решению задач зависят от биологического созревания мозга и уровня мотивации, связанного с поведенческими, когнитивными и эмоциональными факторами. Цель нашего исследования - найти связи между несколькими компонентами, связанными с повышенной когнитивной способностью. На протяжении прошедшего года мы сотрудничали с одиннадцатью школами в Москве. Мы благодарны всем директорам, школьным психологам и педагогам за поддержку нашего исследования. Наряду с этим, мы выражаем особую благодарность всем родителям и их детям, участвовавшим в нашем исследовании. Участие в нашем исследовании является абсолютно добровольным. Дети выполняли методики по оценке ментального (произвольного) внимания (в том числе, и с отслеживанием движений глаз), вовлеченности в школьную жизнь, а также проходили ультразвуковое обследование сосудов. Методики оценки ментального (произвольного) внимания выполнены в виде познавательных игр, позволяющих замерить количество единиц информации, которые ребенок может удерживать «в уме» при решении задачи. Разработанная нами методика диагностики вовлеченности в школьную жизнь оценивает мотивацию и степень, в которой ребенок вкладывается в обучение, на уровне когнитивных, поведенческих и эмоциональных компонентов. Айтрекинг позволяет отслеживать направление и фиксацию взгляда в процессе выполнения ребенком задания в форме познавательной игры на компьютере. Ультразвуковое обследование (УЗИ) является неинвазивной техникой, которая позволяет создавать изображения внутренних органов (в данном случае, сосудов, обеспечивающих питание головного мозга) с использованием звуковых волн. Полученные нами данные показывают, что показатели емкости ментального внимания соответствуют теоретически-прогнозируемым траекториям развития, и согласуются с эмпирическими данными, полученными во многих других странах в наших предыдущих исследованиях, что подтверждает неспецифичность данной методики в отношении культуры и валидность данной методики в российских условиях. Уровень емкости ментального внимания, на две или более единиц превышающий ожидаемый средний уровень для данной возрастной группы, считается повышенным уровнем емкости ментального внимания, и рассматривается в данном проекте как проявление когнитивной одаренности. От 2% до 7% участников данного проекта продемонстрировали повышенный уровень в различных использованных нами компьютеризированных задачах. Эти показатели соответствуют международным показателям доли когнитивно одаренных детей (~ 5%). Наши результаты показывают, что когнитивно одаренные дети могут иметь более сложный репертуар когнитивных стратегий, то есть, они могут ускорить решение задачи, если требования задачи находятся в пределах емкости их ментального внимания, или замедлить свою работу, когда ресурсов не хватает, чтобы поддерживать высокую точность. Изучение использования стратегий у одаренных детей поможет нам улучшить подходы к образованию. Мы применили предварительные алгоритмы с моделями машинного обучения, чтобы проверить, можем ли мы предсказать возраст ребенка, используя гемодинамические реакции, измеренные с помощью ультразвукового обследования (диаметр сосудов и скорость кровотока). Результаты показывают, что наши модели могут прогнозировать возраст ребенка с точностью до 10 месяцев. Примечательно, что результаты остаются такими же, когда мы рассматриваем мальчиков и девочек отдельно. Метод машинного обучения также использовался для прогнозирования емкости ментального внимания у ребенка, и результаты также соответствуют предполагаемым прогнозам с точностью до 10 месяцев. Этот результат является эмпирическим подтверждением теоретической модели, согласно которой, в среднем показатели емкости ментального внимания увеличиваются на одну единицу в год. На практике оценки емкости ментального внимания могут быть использованы для определения готовности ребёнка к школе и разработки индивидуально-ориентированных образовательных стратегий. Отслеживание движений глаз использовалось нами для изучения стратегий, которые применяются при решения задач. На данном этапе мы проверили нашу процедуру айтрекинга при участии взрослых и сравнили количество фиксаций взора при выполнения методики взрослыми и детьми младшего школьного возраста. Результаты показывают, что дети совершают фиксации взора примерно на 30% чаще, чем взрослые. Интересно, что для каждого уровня сложности дети генерируют одинаковое количество фиксаций, независимо от интерференции (помех) со стороны контекста, тогда как взрослые делают меньше фиксаций, если задача предъявляется в условиях с меньшей интерференцией. Это говорит о том, что взрослые могут использовать различные стратегии в зависимости от особенностей задачи. Кроме того, увеличение количества фиксаций может свидетельствовать о том, что дети предпочитают визуально-пространственную стратегию, тогда как взрослые предпочитают вербальную стратегию. Мотивация и вовлеченность в учёбу измерялись по адаптированной методике, которая была психометрически валидизирована. Эта методика позволяет оценить факторы, связанные с интересом и вовлеченностью ребенка в обучение, и включает поведенческие, когнитивные и эмоциональные компоненты. Результаты показывают, что эмоциональная вовлеченность является самым сильным компонентом этой шкалы. Однако, особенно интересно для данного проекта то, что ученики, демонстрирующие повышенный уровень емкости ментального внимания, отличаются от своих сверстников более высокими оценками по поведенческому и когнитивному компонентам, а не по эмоциональному. Наряду с оценками своей вовлеченности в школьную активность, которые дали сами ученики, мы получили предварительные данные по методике, оценивающей вовлеченность ученика в школьную активность, по мнению учителя. По полученным данным мы видим, что учителя достаточно точно оценивают ощущения ребенка в школе и его включенность в учебный процесс, особенно в том, что касается эмоциональной составляющей этого отношения. Поскольку нас интересуют проявления когнитивных и эмоциональных показателей в поведении и нейронные корреляты этих показателей, мы провели серию метааналитических исследований в отношении работ, применявших метод функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Например, мы исследовали, какие области мозга связаны с активно исследуемыми показателями рабочей памяти у детей, задачами, связанными с оттормаживанием нерелевантной информации, способностью останавливать когнитивный процесс, намеренно или автоматически, у взрослых. Кроме того, мы исследуем области мозга, связанные с восприятием выражений лица при их динамическом предъявлении, что помогает нам понять связь между эмоциями и познанием. Безусловно, наше исследование было бы невозможно без поддержки директоров школ, психологов, педагогов, родителей и детей в школах, участвующих в исследовании. В следующем году мы продолжим исследование емкости ментального внимания, его нейронных коррелятов и проявлений в мотивации и поведении, с помощью компьютеризированных задач, ультразвукового обследования и отслеживания движения глаз, в школах и начнем исследование с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) для изучения нейронных коррелятов ментального внимания у детей. Участники фМРТ исследования получат изображения анатомических структур своего мозга. Более подробную информацию для родителей и педагогов можно найти здесь: https://social.hse.ru/neuropsy/

 

Публикации

1. Зинченко О., Йапле З., Арсалиду М. Brain responses to dynamic facial expressions: A normative meta-analysis. Frontiers in Human Neuroscience, 12:227 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.3389/fnhum.2018.00227

2. Йапле З., Арсалиду М. N-back working memory task. Meta-analyses of normative fMRI studies with children. Child Development, 89 (6), 2010-2022. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1111/cdev.13080

3. Котова Т.Н. Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития: модель интериоризации М.Холодински и модель социо-биологической обратной связи Д.Гергея и Дж.Уотсона Человек, - (год публикации - 2019)

4. Ханг Ю., Гэйлард Ш.Л., Йармак П., Арсалиду М. Dissociations of cognitive inhibition, response inhibition, and emotional interference: Voxelwise ALE meta-analyses of fMRI studies. Human Brain Mapping, 39(10):4065-4082. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1002/hbm.24232

5. Арсалиду М. Orthographic manipulations and word reading The Fourth Saint Petersburg Winter Workshop on Experimental Studies of Speech and Language (Night Whites 2018), 1 (год публикации - 2018)

6. Бачурина B., Арсалиду M. Individual Differences in Mental Attentional Capacity Across Development: an Eye-tracking Study Collaborative solutions for next generation education science and technology, - (год публикации - 2018)

7. Ляшенко A., Хагабанова T., Арсалиду M. Parametric measures of mental-attentional capacity: cognitive assessment compatible with technologies Collaborative solutions for next generation education science and technology, - (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Когнитивные способности соответствуют психическим процессам, которые мы задействуем для решения задач и приобретения знаний в повседневной жизни. Когнитивные способности улучшаются в течение всего детства и подросткового возраста, и они тесно связаны с учебными достижениями и профессиональными успехами. На протяжение возрастного развития ребенок проходит несколько этапов когнитивного развития, и разные дети могут делать это с разным темпом. Исследования показывают, что небольшой процент детей (1-10%) значительно превосходит в темпах когнитивного развития своих ровесников, их часто называют когнитивно-одаренными детьми. В нашем проекте исследуются нейрокогнитивные корреляты, связанные с высокими показателями в отношение когнитивных способностей. Изучение одаренных детей поможет улучшить наши методы диагностики когнитивных способностей и обучения в будущем. Ментальное (произвольное) внимание - это основная когнитивная способность, которая позволяет нам удерживать информацию в уме и манипулировать ей. Объем ментального внимания, как ограниченный ресурс, количественно оценена в ряде исследований. Так, дети поступающие в школу в возрасте 7 лет, имеют объем произвольного внимания 3 единицы, а к моменту завершения школьного образования этот показатель достигает 7 единиц, что совпадает с числом единиц информации (ментальных репрезентаций), которое могут обрабатывать взрослые. Мы использовали классические и современные методы измерения объема произвольного внимания в сочетании с передовыми физиологическими и нейровизуализационными технологиями, такими как ультразвуковое обследование, айтрекинг и магнитно-резонансная томография (МРТ). Мы также учитывали аспекты мотивации и вовлеченности школьников. В процессе исследования мы организовали взаимодействие со многими школами Москвы и благодарны директорам школ, школьным психологам и педагогам за их ценный вклад в наш проект. Мы особенно благодарны родителям и всем детям, которые поддерживали наши исследования, принимая в них участие. Сотрудничество с нами является абсолютно добровольным для школ, педагогов, родителей и детей. На данном этапе исследовательского проекта школьники выполняли задания по оценке ёмкости ментального (произвольного) внимания. Наряду с этим, мы оценивали вовлеченность детей в школьное обучение, проводили ультразвуковое исследование, айтрекинг и функциональную МРТ. Психологические методы измерения ёмкости ментального (произвольного) внимания предъявляются детям как познавательные игры с формами, цветами и числами. Например, в задании на пересечение фигур (ПФ) детей просят найти точку пересечения между различными фигурами. На различных уровнях сложности мы меняем количество фигур с 2 до 8. Задание на сопоставление цветов (ЗСЦ) компьютеризировано, в нем детей просят запомнить соответствующие цвета на рисунке и указать, имеет ли следующий предъявляемый рисунок такие же или другие цвета. По мере возрастания уровня сложности в этом задании количество соответствующих цветов увеличивается. Задание на соотнесение чисел (ЗСЧ) похоже на задание на соотнесение цветов, но вместо соответствующих цветов мы используем соответствующие числа (т. е. мы просим детей игнорировать некоторые числа и находить изменение в наборе чисел на экране). Дети с объемом произвольного внимания выше ожидаемого для их возраста на 2 или больше единицы, отнесены нами в группу участников с повышенным уровнем объема произвольного внимания (over-performers). Нами была разработана шкала оценки школьной вовлеченности, её психометрическая валидность на русском языке была также подтверждена. Эта шкала предъявляется детям в виде опросника, где они должны ответить на вопросы, связанные с тем, насколько эмоционально, когнитивно и поведенчески они вовлечены в школьное обучение. Данная шкала и сопроводительная документация находятся в свободном доступе по ссылке: https://social.hse.ru/neuropsy/surveys Айтрекинг - это неинвазивный метод, используемый для отслеживания и измерения движения глаз. Параметры движения глаз включают саккады, фиксации, моргание и расширение зрачков. Одним из наиболее объективных показателей внимания, судя по имеющимся данным, были измерения движения глаз детей и взрослых во время задания на соотнесение цветов (ЗСЦ). Ультразвуковое исследование - это неинвазивный метод, который использует отраженный сигнал для получения изображений внутренних частей тела. Мы использовали показатели кровотока, записанные с сосудов головы и шеи у наших участников, и соотнесли эти результаты с поведенческими показателями, такими как школьная вовлеченность и ёмкость ментального (произвольного) внимания. МРТ и функциональная МРТ (фМРТ) - это неинвазивные методы нейровизуализации, которые используют сильные магнитные поля, радиоволны и градиенты магнитного поля для получения изображений высокого разрешения, отражающих анатомическое и функциональное устройство мозга. Мы использовали МРТ и фМРТ для оценки ответной реакции мозга детей и взрослых во время выполнения ими задания на соотнесение цветов (ЗСЦ). Используя поведенческие показатели ёмкости ментального (произвольного) внимания, мы проверили теоретические прогнозы и воспроизвели полученные ранее эмпирические данные, которые показывают, что уровень емкости ментального внимания увеличивается по мере возрастного развития ребенка. Средние показатели российских детей сопоставимы с данными, полученными в странах Северной Америки, Южной Америки, Европы и Австралии. Важным для нашей работы было то, что с помощью нашего критерия повышенной успешности мы получили показатели повышенной успешности в 4-9% для игры с цветами (ЗСЦ) и 1-4% для игры с числами (ЗСЧ); оба этих задания компьютеризированы. Показатель повышенной успешности был намного выше для задания на пересечение фигур (ПФ) (~25%), что позволяет предположить, что в данном случае может потребоваться более строгий критерий. Мы сравнили школьную вовлеченность детей, результаты которых по емкости ментального внимания отличались повышенной успешностью, и детей, показатели которых были средне-типичны для их возраста (контрольная группа). Участники с повышенной успешностью продемонстрировали большую школьную вовлеченность в целом. Мы обнаружили, что, хотя эмоциональный компонент являются более сильным показателем школьной вовлеченности при рассмотрении данных по всей выборке, межгрупповой анализ, сравнивающий участников с повышенной успешностью и участников с типичной успешностью, выявил значительные различия именно в поведенческом и когнитивном компоненте, и не показал различий в эмоциональном компоненте. Данные результаты позволяют нам предположить, что когнитивно-одаренным детям удается быть более вовлеченными в учебный процесс с точки зрения понимания задач, которые перед ними ставят преподаватели при освоении нового материала (когнитивный компонент) и с точки зрения правил организации школьной жизни (поведенческий компонент). Кроме того, мы сравнили показатели кровоснабжения мозга, измеренные с помощью ультразвукового обследования, у участников с повышенными показателями и участников, показатели которых были типичны для их возраста (контрольная группа). У участников с повышенными показателями объем кровотока в сосудах, снабжающих оба полушария, в целом был более высоким, но статистический анализ показал значительную разницу между участниками с повышенной успешностью и контрольной группой только в левом полушарии, в общих показателях кровотока, в показателях позвоночной артерии и внутренней сонной артерии. Чтобы лучше понять наблюдаемые закономерности, мы проведем дальнейший анализ. Наши исследования также показывают, что характеристики движений глаз связаны с процессами принятия решений и успешностью когнитивной деятельности. В частности, наши результаты показывают значительное влияние трудности заданий на количество фиксаций и продолжительность фиксаций взгляда, проявляющееся по мере увеличения когнитивной нагрузки. Этот эффект наблюдается как у детей, так и у взрослых. Важно отметить, что при изменении контекста задачи, и повышении количества помех, значительные эффекты наблюдаются в точности и времени реакции, но не в характеристиках движений глаз. Эти результаты показывают, что влияние на успешность со стороны помех могут зависеть от факторов, не связанных с характеристиками движений глаз, таких как исполнительный контроль (использование стратегии), в то время как характеристики движения глаз находятся в линейной зависимости от уровня сложности задания. МРТ-данные также показывают сильную связь между поведенческими характеристиками и активностью мозга. В частности, предварительный анализ показывает, что увеличение сложности (большее количество релевантных цветов в задании) вызывает изменение активности во время выполнения задания в таких областях мозга, как теменная, поясная и префронтальная кора. Паттерны мозговой активности демонстрируют повышенную вариабельность для более высоких уровней сложности, что позволяет предположить, что анализ определенных областей может помочь лучше понять эти результаты. Полученные нами результаты были представлены на местных и международных конференциях, опубликованы в рецензируемых российских и международных журналах и освещены в СМИ и интернет-изданиях. Кроме того, мы освещаем свою исследовательскую деятельность и полученные результаты в отчетах для школ и на открытых образовательных семинарах. В заключение, мы хотим отметить, что рады развитию нашего проекта и тому вкладу, который внесли в существующую научную литературу в данной области. Мы продолжим наши исследования по улучшению понимания нейрокогнитивных процессов и их развития. Еще раз пользуясь случаем, мы благодарим детей, участвовавших в наших исследованиях, их родителей, учителей, психологов и директоров школ. Более подробную информацию для родителей и педагогов можно найти по ссылке: https://social.hse.ru/neuropsy

 

Публикации

1. Арсалиду М., Виджаяраджан С., Шараев М. Basal ganglia lateralization in different types of reward. Brain Imaging and Behavior, - (год публикации - 2020)

2. Лукьянов Е.С., Котов А.А. РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИИ КАТЕГОРИЗАЦИИ. Теоретическая и экспериментальная психология, - (год публикации - 2018)

3. Чархаби М., Халезов Е., Котова Т., Бэйкер Дж., Духейл Ф., Арсалиду М. School engagement of children in early grades: Psychometric, and gender comparisons. PloS one, 14(11) (год публикации - 2019)

4. Япле З.А., Стивенс В.Д., Арсалиду М. Meta-analyses of the n-back working memory task: fMRI evidence of age-related changes in prefrontal cortex involvement across the adult lifespan. NeuroImage, 196, 16-31. (год публикации - 2019)

5. Арсалиду М. Culture fair methods of evaluating cognitive competence. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow).Moscow: Moscow University Press, 1571 p. (год публикации - 2019)

6. Арсалиду М. Conscious states and brain networks. XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, - (год публикации - 2019)

7. Бачурина В., Арсалиду М. Eye-tracking indices of mental attentional load in children and adults. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалыконференции 19 июня 2019 г. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП., 656 стр. (год публикации - 2019)

8. Кузнецова Е., Монтеро Л., Писаренко С., Арсалиду М. Colour-word Stroop in English-Russian bilinguals. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.), - (год публикации - 2019)

9. Лукьянов Е. С., Котов А. А. Роль обратной связи в выборе стратегии категоризации. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.) Красноярск: Научно-инновационный центр, - (год публикации - 2019)

10. Ляшенко А.К., Тюленева Т.А., Арсалиду М. Mental-attentional capacity and cognitively gifted children in Russia. Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 19 июня 2019 г. М.: ООО «Буки Веди», ИППиП., - (год публикации - 2019)

11. Судоргина Ю. В., Котов А.А. Эффект влияния артикуляции решения индуктивной задачи на перенос правила решения. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции(г. Москва, 10-12 мая 2018 г.), - (год публикации - 2019)

12. Хагабанова Т., Ляшенко А., Арсалиду М. Figural intersection task: Data from Russian children. Актуальные проблемы психологической науки: Сборникстатей и выступлений международной научной конференции (г. Москва, 10-12 мая 2018 г.), - (год публикации - 2019)

13. - «Дети должны знать: если задачу сложно решить, значит, мозг над ней работает» МЕЛ медиа, которое рассказывает обо всем самом важном в российском и мировом образовании и воспитании доступным языком., - (год публикации - )

14. - Healthy aging entails reorganization of function in prefrontal brain areas EurekAlert! is a nonprofit news-release distribution platform, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты нашего проекта вносят существенный вклад в понимание ряда проблем в психологии когнитивного развития, нейронауки и образования. В связи с этим они могут получить применение в медицине, практической психологии, в разработке образовательных и просветительских программ для родителей, медиков, педагогов. Здесь особенно важно отметить, что результаты данного исследования могут внести опосредованный вклад и в экономическое развитие страны, так как когнитивные способности жителей страны - важная составляющая ее экономического потенциала.