КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-10208

НазваниеДефекты рынка ритуальных услуг как социокультурная угроза в современной России.

РуководительСоколова Анна Дмитриевна, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2019 

Конкурс№23 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология

Ключевые словаСмерть, похоронное дело, умирание, рынок ритуальных услуг, историческая память, политика памяти, культурные угрозы, культурная аномия

Код ГРНТИ03.61.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Похоронное дело, которое включает в себя не только рынок ритуальных услуг, но и весь инфраструктурный комплекс (производство ритуальных принадлежностей, морги, кладбища, крематории, мемориалы и парки памяти и т.д.), является одной из ключевых сфер ответственности государства. От того, как реализуется политика государства в этой сфере зависит успешность конструирования национального нарратива в сфере исторической памяти, поддержание традиций и преемственности поколений. Ценностные установки общества отображаются в практиках отношения к умершим и местам их упокоения. Невозможность достойного погребения и почитания памяти усопших в связи с удручающем состоянии дел в похоронной индустрии приводит к социальной и ценностной аномии, распаду традиционных ценностей и норм и невозможности сформировать новые. Проект направлен на структурное описание и выявление основных проблем похоронного дела, описание основных стратегий взаимодействия между акторами похоронного дела: муниципальными властями, частным бизнесом, родственниками, религиозными и общественными организациями, для того чтобы выявить механизмы эффективного преобразования похоронного дела и отношения к усопшим в культурном ландшафте современной России. Актуальность проекта с одной стороны, обусловлена широким общественным интересом, нашедшим свое отражение в публичном обсуждении ситуации в похоронно-мемориальной сфере. Согласно базе Интегрум за последние годы несколько сотен публикаций посвящено актуальным проблемам похоронной сферы, в том числе - вооруженному конфликту на Хованском кладбище, продаже информации об умерших людях, циничности похоронных агентов, вандализму на исторических мемориалах. Очевидная общественная значимость фиксируемых проблем не находит существенного отклика среди отечественных академических исследователей. Немногие существующие исследования рассматривают ситуацию крайне однобоко, отмечая лишь такие характерные черты ритуального рынка как закрытость и криминализированность (Абелев М., Рожков С., Зульфугарзаде Т. (2006) Похоронное дело в России. Заместитель главного врача. № 4: 137–140; Грачев Р.Ю. (2012) Гражданско-правовое регулирование рынка ритуальных услуг: автореф. дис… канд. юрид. наук.; Моисеева Е.Н. Экономико-социологический анализ рынка ритуальных услуг в России: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2013)). Однако за 25 лет существования ритуального рынка в России, академическим исследованиям не удается выйти за пределы нормативного контекста, продолжая рассматривать все проблемы похоронной сферы как несовершенство закона. В это же время, западные исследователи отмечают связь между инфраструктурой и институциональным дизайном (т.е. тем, кто, как и какие ритуальные услуги предоставляет, какое влияние это оказывает на вопроизводство историко-культурной памяти и формирование современной идентичности, горизонта культурного планирования) похоронной сферы, открывая границы для новых интерпретаций (Laderman, Gary. The Sacred Remains: American Attitudes toward Death, 1799–1883. New Haven: Yale University Press, 1996; Trompette P. (2013). The Politics of Value in French Funeral Arrangements: Three Types of Moral Calculation. Journal of Cultural Economy. 6 (4): 370–385; Walter, T. (2012) Why Different Countries Manage Death Differently: A Comparative Analysis of Modern Urban societies. The British Journal of Sociology 63(1): 123–145; Parsons B. (1999). Yesterday, Today and Tomorrow. The Lifecycle of the UK Funeral Industry. Mortality. 4 (2): 127–145; Bremborg A. (2006). Professionalization without Dead Bodies: The Case of Swedish Funeral Directors. Mortality. 11 (3): 270–285)). Как показывают эти исследования, инфраструктура способна оказывать влияние на ритуальные практики. Таким образом, потенциально эффективным в Российском контексте является выход за пределы проблемы нормативно-правового регулирования и анализ роли инфраструктуры в кризисном состоянии похоронной индустрии ( Соколова А.Д. Коммерциализация похоронного обряда и новые роли локальных ритуальных специалистов. // Этнографическое обозрение. – 2014. - №2. – С. 14-25; Мохов С. (2017) Управляя неопределенностью и стигмой: региональных рынок ритуальных услуг в этнографических заметках // Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 28-50.). Этим обусловлена научная новизна проекта. Целью предлагаемого исследования является выявление роли инфраструктуры в формировании институционального дизайна похоронно-мемориальной индустрии и трансформация похоронного обряда в перспективе. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: описать современное состояние похоронной инфраструктуры в России; соотнести опыт формирования похоронного дела в современной России с опытом других стран; выявить основные дисфунциональные разрывы в структуре отечественной похоронной индустрии; оценить степень влияния особенностей похоронной инфраструктуры на институциональный дизайн похоронно-мемориальной индустрии; выявить связь и взаимовлияние особенностей похоронной инфраструктуры и похоронно-поминального обряда в России. Для работы над проектом будет сформирован научный коллектив, в состав которого помимо руководителя проект войдет также аспирант очной формы обучения НИУ ВШЭ Сергей Мохов.

Ожидаемые результаты
Основными результатами работы над проектом будут: 1. Публикация 5 статей в научных рецензируемых журналах, в том числе - 4 из списка SCOPUS. 2. Разработка рекомендаций для органов местного самоуправления и работников ритуальной сферы. Данные рекомендации могут стать основой для законодательных решений, при разработке этических кодексов работников похоронного дела. 3. Материалы проекта будут использованы в учебном курсе, который руководитель проекта готовит для магистерской программы "История Советской цивилизации" в Московской высшей школе социальных и экономических наук.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В отчетном периоде научным коллективом проекта была проделана существенная работа, направленная на сбор материала и анализ проблем рынка ритуальных услуг в современной России. В течение первого года работы было совершено 2 экспедиционных выезда, проведена работа в архивах Москвы и Санкт Петербурга. Результаты работы были осмыслены и оформлены в виде статей. В течение первого года работы были опубликованы 3 статьи, 2 статьи приняты к печати, 2 статьи поданы на рассмотрение в иностранные научные журналы. Было сделано 15 выступлений на научных мероприятиях в России и за рубежом. Первый год исследования позволил прийти к нескольким взаимосвязанным выводам и тезисам, которые позволили создать общий дизайн исследования. Согласно нашим тезисам, поддержание эффективно работающей похоронной сферы напрямую коррелирует с оценкой избирателями работы муниципальных и федеральных властей, а любые публичные конфликты, в силу сензитивности темы, негативно сказываются на социальной стабильности, ведут к эскалации конфликтов и росту напряженности. Таким образом, погребение умерших является неотъемлемой частью социальной политики современных государств и логичным продолжением развития системы государственного управления и контроля, а значит действительно представляет особое проблемное поле. Этот тезис подкреплен структурным анализом публикаций в СМИ, выводами коллег и ранее проведенных исследований, вниманием федеральной власти к теме. Как удалось установить, большинство проблем функционирования (а следовательно и реформирования) похоронной сферы связано с проблемой доступа или адекватной работы похоронной инфраструктуры - моргов, крематориев, кладбищ и так далее. Большинство объектов являются бесхозным, имеют спорный хозяйственный статус или крайне громоздки и сложны для управления и развития. Как следствие, это приводит к возникновению проблем с обеспечением равного и эффективного доступа к ним. Вопросы, связанные с похоронами, традиционно рассматриваются либо в социологическом или экономическом ключе (контексте рынка ритуальных услуг), либо в этнографическом или фольклорном (в контексте похоронно-поминального обряда). В данномы проекте мы рассматривем существующее положение дел в похоронной сфере в существенно ином ракурсе - как взаимосвязанный комплекс рынка, регулирования, технической инфраструктуры, обряда и мемориальных практик. Таким образом, данное исследование интегрирует различные пласты информации из разных областей знания. Критически важным для понимания современной ситуации похоронной инфраструктуры является анализ тех причин, которые привели к той ситуации, что сложилась сегодня. Рассмотрев историю похоронного администрирования с начала ХХ века до настоящего времени, была выявлена преемственность инфраструктурных проблем похоронной индустрии с ранне-советского времени до наших дней. Было установлено, Декреты 1917-1918 годов «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и «О кладбищах и похоронах» не только секуляризировали похоронную сферу в России, но и разрушили ту систему «моральной экономики», которая лежала в основании всей похоронной инфраструктуры Российской Империи. После Революции кладбища и похороны были целиком отданы под администрирование государства и местных коммунальных хозяйств. Однако советский коммунальный быт не смог обслуживать огромную похоронную инфраструктуру, которая стремительно разрушилась в 1920-ые и 1930-ые годы – не хватало финансового и человеческого ресурса. Производство ритуальных принадлежностей налажено не было, многие объекты пришли к запустение. После Великой Отечественной Войны ситуация не изменилась кардинально – шло интенсивное восстановление гражданской промышленности, а похоронное дело считалось не столь важной областью. Таким образом, советские граждане были вынуждены обслуживать свои похороны самостоятельно – делали гробы, копали могилы, открывали и содержали стихийные кладбища. В этом было и сильное влияние традиционной культуры, которая все сильнее проникала в советские города. Рассматривая позднесоветскую, постсоветскую и современную похоронную культуру мы приходим к выводу, что отсутствие экономических и/или идеологических оснований похоронной инфраструктуры не только вытеснило эти практики в сферу личной ответственности родственников умерших, но и постепенно сформировало систему сбоев и поломок, которая в данный момент составляет основу похоронной инфраструктуры. На современном полевом материале нами было установлено, что, в отличие от классической ситуации, при которой материальные объекты могут иметь два состояния – сломанное и рабочее (соответственно, рабочее состояние инфраструктуры рассматривается как нормальное, а сломанное – как подлежащее исправлению), характерной особенностью современной похоронной индустрии является то, что в ней процесс ремонта, не преследуя цели исправления технического состояния объекта, определяет социальные интеракции и формирует культурные практики. Именно поэтому само состояние поломки информанты не воспринимают как кризисную ситуацию, требующую моментального приложения достаточных усилий для исправления технического состояния. Советская похоронная культура сформировалась как бриколаж. Бриколаж лежит в основе практически всей советской материальной культуры – все вещи находятся в постоянном состоянии «полуготовности», когда нужно приложить силы для того чтобы получить какое-то “готовое” состояние объекта. К моменту распада СССР, похоронное дело не было сформировано и находилось в упадке. Перестройка вернула советским гражданам возможность создания частных компаний и тогда на базе советской гаражной экономики в городах появились многочисленные похоронные кооперативы и ритуальные компании. В наследие новой России досталась неработающая похоронная инфраструктура – тысячи неучтенных стихийных кладбищ, плохо оснащенные морги, отсутствие похоронного производства траурных принадлежностей и неформальная гаражная экономика, сформированная в теневом секторе на принципах бриколажа. Новый федеральный закон (1996 г.) по факту закрепил этот статус-кво. Согласно ему, вся старая и неработающая советская похоронная инфраструктура оставалась в руках государства, а точнее муниципалитетов, которые ей должны управлять и поддерживать ее, а частным похоронным агентствам было разрешено только справлять саму процедуру погребения или производить траурные принадлежности – создавать свою инфраструктуру нельзя. Эту институциональную и инфраструктурную рамку дополнило несколько нормативных коллизий: - Отсутствие специальных требований к созданию частной ритуальной компании. Компанию может открыть кто угодно, независимо от наличия специального образования и без лицензий. Это приводит к тому, что подавляющее большинство частных ритуальных компаний имеют упрощенную юридическую форму или же не зарегистрированы вовсе. - Отсутствие система требований к траурной продукции – гробам, венкам и катафальным автомобилям – соответственно большинство производства базируется на той советской гаражной инфраструктуре. - Нет специальных надзирающих над этой сферой деятельности и регламентирующих её органов. - Отсутствие единой системы статистики и учёта того, кто и где захоронен (в том числе нет органов и структур, отвечающих за функционирование кладбищ). Ни одна структура в России не даст ответы на вопросы о том, сколько кладбищ существует на территории страны, сколько на них захоронено людей и, самое главное, кто именно. Система учёта отсутствует даже при процедуре выдачи тела из морга. Согласно требованиям закона, выдать тело могут только родственнику или ответственному лицу. При этом не установлено, кто и каким образом должен определять родственные отношения между покойным и тем, кто пришёл забирать тело. По факту, забрать тело из морга может кто угодно, предъявив обычный паспорт. Таким образом, государство не требует предоставлять информацию о том, что происходит с телом умершего гражданина, куда и кто его транспортирует, где происходит захоронение. Отсутствие соответствующей системы государственной статистики позволяет ритуальным компаниям не вести собственный учет и не иметь такого рода отчётности. Не существует никаких инструментов проверки того, сколько захоронений проводит конкретное ритуальное агентство. В ходе работы над проектом было установлено, что похоронная инфраструктура в России представляет собой уникальный случай, не укладывающийся в классическую теорию Тони Уолтера о существовании трех институциональных моделей рынков ритуальных услуг (частная, церковная, государственная). Современный рынок ритуальных услуг в России представляет собой неформальную сеть держателей инфраструктурных ресурсов и частного бизнеса, что принципиально отличает его от западных моделей. Ограничения и отсутствие своей инфраструктуры приводит к тому, что бизнес ритуальных компаний является скорее агентским и посредническим по своему характеру, который использует государственную инфраструктуру для извлечения прибыли, используя стратегию ограничения доступа к ним потребителя. Именно это состояние приводит к тем дефектным особенностям современной работы рынка похоронных услуг, которые и формируют современное негативное восприятие похоронного дела в России. Муниципалитеты по факту оказались перед необходимостью содержания громоздкой и затратной инфраструктуры, предпочитают не тратить средства на ее обслуживание. Закон позволяет осуществлять похоронную деятельность «в тени». Поэтому местные органы самоуправления предпочитают снимать с себя ответственность и нагрузку на социальный бюджет, по сути, предоставляя рынку ритуальных услуг полностью автономию по факту воспроизводя советскую практику самостоятельных похорон. Муниципалитеты проводят «молчаливое самоустранение». В ряде случаев работники муниципалитетов сдают «в аренду» кладбища ритуальным компаниям, неформально легализуя инфраструктурные потребности частного бизнеса. Например, во многих регионах есть так называемые частные кладбища, несмотря на то, что законодательно такой формы частной собственности не существует. В других случаях муниципальные кладбища оформляются по принципу государственно-частного партнёрства (ГЧП). В таком случае кладбище продолжают номинально принадлежать муниципалитету, но всё бремя расходов по его содержанию несёт частная компания, которая, конечно же, стремится заработать, продавая места для захоронений, оказывая услуги по копке могилы и т. д. Благодаря серьёзным инфраструктурным ограничениям для входа частного бизнеса остаётся высоким уровень неформального включения других акторов в процесс организации и проведения похорон. Прежде всего, это касается работников «Скорой помощи», полиции, санитаров государственных моргов, работников местных муниципалитетов. Например, представители полиции и работники «Скорой помощи» продают информацию об умершем человеке ритуальным агентствам, а санитары моргов занимаются оказанием дополнительных ритуальных услуг — выдачей и подготовкой тела, омовением и т. д. Такие стратегии самоустранения с одной стороны, снимать с себя ответственность за содержание инфраструктуры. С другой стороны, за счет неформального включения представителей бюджетных организаций – осуществлять мягкий властный контроль и покупать лояльность бюджетников. Подобное состояние инфраструктуры и нормативный дизайн приводит к тому, что похоронщики начинают использовать дисфункциональное состояние инфраструктуры для извлечения прибыли. Главные услуги похоронных компаний можно обозначить как «ремонт инфраструктуры» - они обеспечивают работы инфраструктуры в конкретный момент. Например, чтобы морг выдал тело, чтобы на кладбище нашлось место и проехал катафалк, чтобы принадлежности были надлежащего качества. Поэтому главная задача похоронного агентства это поддержание «удобного уровня» дисфункциональности инфраструктуры – чтобы можно было продать своеобразную форму “ремонта инфраструктуры”. Это приводит и к некоторым особенностям ведения бизнеса: - несмотря на потенциально высокий уровень маржинальности бизнеса в сфере услуг, большинство аккумулируемых средств уходит на поддержание самих неформальных связей сети – агенты на каждой инфраструктурной точке. - организовать или открыть человеку со стороны собственную компанию в сфере ритуальных услуг практически невозможно. Для входа в этот бизнес существует несколько труднопреодолимых барьеров. Прежде всего, речь идёт о необходимости налаживания контактов для получения заказов. Для этого нужно обладать неформальными связями на одном из существующих инфраструктурных объектов — в морге, на кладбище или при транспортировке тела; иметь того, кто будет предоставлять информацию компании об умерших. В каждом морге должны оплачиваться установленные таксы, а на каждом кладбище соблюдаться принципы копки могилы. Директор похоронного агентства это тот, кто связывает инфраструктурную сеть. Стандартная история открытия ритуальной компании в таком контексте выглядит следующим образом: есть родственник или близкий человек, который имеет доступ к инфраструктуре — моргу или кладбищу. Этот человек может оперативно делиться информацией об умершем или берёт на себя функцию решения возникающих проблем. В таком случае открывается ритуальная компания, главная цель которой состоит в агентской связи всей инфраструктурной цепочки. Таким образом, ритуальное агентство представляет собой, скорее, симбиотическую экономико-хозяйственную формацию, а не оформленный бизнес-процесс. Этот бизнес системно не регулируется и не контролируется государством и надзорными органами; он может быть официально не зарегистрирован, не вести систему учёта и статистики; даже в случае официальной регистрации, его работники осуществляют свою деятельность в теневом секторе экономики и не привязаны к конкретным компаниям. Современный рынок ритуальных услуг в России представляет собой неформальную сеть держателей инфраструктурных ресурсов и частного бизнеса, что принципиально отличает его от западных моделей. Дисфункциональность здесь это элемент торга, а ее устранение — это рыночный продукт.

 

Публикации

1. Мохов С.В. "ИДЕАЛЬНЫЕ ПОЛОМКИ": ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА Этнографическое обозрение, № 1. С. 146-160 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.7868/S0869541518010116

2. Мохов Сергей Пространство и дисфункциональность инфраструктуры в контексте похоронного ритуала Антропологический форум, №35, Т. 121, стр. 189-212 (год публикации - 2017)

3. Соколова А.Д. Новому человеку новую смерть: похоронное администрирование в СССР Государство, религия и церковь в России и за рубежом, - (год публикации - 2018)

4. Соколова А.Д. Кладбища и городские общественные пространства СССР 1920-30 годов Неприкосновенный запас, 1 (117) с. 74-94 (год публикации - 2018)

5. Мохов С.В. Рецензия на книгу Dina Khapaeva. The Celebration of Death in Contemporary Culture. Ann Arbor: Michigan Publishing. University of Michigan Press, 2017. 272 p. ISBN 100-4-72- 13026-9 Laboratorium, 10(1):145–148 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.25285/2078-1938-2017-9-3-145-148


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В отчетном периоде научным коллективом проекта была проделана существенная работа, направленная на сбор материала и анализ проблем рынка ритуальных услуг в современной России. В течение второго года работы было сделано следующее: 1. Результаты работы были осмыслены и оформлены в виде статей. В течение второго года работы были опубликованы или приняты к публикации в рецензируемых журналах из списка Sсopus - 3 статьи, в том числе 2 в журналах с рейтингом Q1; 2. совершено 2 экспедиционных выезда в Республику Дагестан и Приморский Край; 3. проведена работа в архивах Москвы и Владивостока; 4. было сделано 5 выступлений на научных мероприятиях в России и за рубежом; 5. Результаты работы над проектом использованы в учебном курсе о смерти и умиранию открытого образовательного проекта InLiberty (Соколова А.Д., Мохов С.В.), в учебном курсе «Этнографические методы работы» в НИУ ВШЭ (Мохов С.В.), в учебном курсе «История Советской цивилизации» в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Соколова А.Д.); 6. Написаны рекомендации для органов местного самоуправления и работников ритуальной сферы; 7. Написана и подана к защите (дата защиты 19 июня 2019 года) диссертация на соискания степени кандидата социологических наук НИУ ВШЭ Мохова Сергей Викторовича по теме: «Роль материально-технической инфраструктуры в процессе институционализации похоронного дела в современной России»; 8. Заключен договор между Соколовой А.Д. и издательством «Новое Литературное Обозрение» на публикацию монографии с рабочим названием «Новому человеку – новая смерть: похоронные практики в СССР». Выход монографии намечен на 2021 год. Результаты проекта также нашли отражение в серии интервью Российским и зарубежным СМИ о проблемах и специфике Российского рынка похоронных услуг: Manaev, Georgy. «How Russians Face Death», 23 июль 2018 г. https://www.rbth.com/lifestyle/328817-how-russians-face-death. «История с эпитафией». Коммерсантъ, 22 сентября 2018 г. https://www.kommersant.ru/doc/3739176. «„Ох...“, „RIP“, „ужасно“». Про Паллиатив (blog), 1 октября 2018 г. https://pro-palliativ.ru/blog/opros. В ходе работы мы установили, что дисфункциональность и проблемы (качество и доступность услуг) похоронного дела в России связаны с ограниченностью локальной нормативной базы, обеспечивающей поддержание объектов инфраструктуры. Современные особенности управления и функционирования инфраструктуры стали результатом кризисного развития и адаптации советской коммунальной системы к перманентному дефициту ресурсов. Важным фактором, влияющим на состояние и развитие похоронной культуры является большое количество бесхозной инфраструктуры, находящейся на балансе органов муниципального управления, при отсутствии специальных механизмов и средств для ее обслуживания и развития. Серьезные инфраструктурные ограничения для входа частного бизнеса в похоронный рынок сохраняют высокий уровень неформального включения других акторов в процесс организации и проведения похорон. В то же время, за счет неформального включения представителей бюджетных организаций осуществляется мягкий властный контроль над похоронной системой. Данная совокупность факторов привела к формированию устойчивых горизонтальных связей по обмену ресурсами, формированию альтернативной системы обмена и производства похоронных атрибутов и замещению неформальной инфраструктурой. Институционально данная модель была наследована современной Россией от СССР и закреплена федеральным законом "О погребении и похоронном деле" от 1996 г.

 

Публикации

1. Мохов С.В. Популярная морталика: o death awareness movement, табуированность смерти и причем здесь критика современности Новое литературное обозрение, № 1. Т. 159 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.7868/S0869541518010116

2. Соколова А.Д. Soviet Funeral Services: from Moral Economy to Social Welfare, and Back Revolutionary Russia, - (год публикации - 2019)

3. Соколова А.Д., Мохов С.В. Broken infrastructure and soviet modernity: the funeral market in Russia Mortality, - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1080/13576275.2019.1588239

4. Соколова А.Д. "It is easy to die now in Russia, but it's far more difficult to be buried." Funeral reforms of 1918 and their consequences Religion and Russian Revolution. Edited Volume. Indiana U Press, Bloomington, - (год публикации - 2019)

5. Соколова А.Д., Мохов С.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для федеральных органов власти, местных органов самоуправления и частных похоронных компаний по организации эффективной работы похоронного дела Археология русской смерти, - (год публикации - 2019)


Возможность практического использования результатов
Полученные в работе результаты, с одной стороны, могут быть использованы для решения структурных проблем похоронной отрасли в современной России, а с другой - дают возможность обнаружения новых феноменов, связанных с особенностями работы инфраструктуры и практиками, которые формируются вокруг ее состояния уже за пределами похоронного дела (например, при анализе коммунальной инфраструктуры, исследованиях культуры и практик ремонта, анализе теневой экономики и ремесленного производства).