КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-20047

НазваниеАрктический дизайн: методы технической эстетики в освоении и развитии территорий Российского Севера

РуководительКравчук Светлана Геннадьевна, Кандидат искусствоведения

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный архитектурно-художественный университет им.Н.С.Алферова", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2020  , продлен на 07.2020 - 06.2022. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№24 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-402 - Наука, техника, общество: динамика их взаимоотношений

Ключевые словаАрктика, Российский Север, устойчивое развитие, экстремальная среда, адаптация, дизайн, техническая эстетика, проектные методы, модуль жизнеобеспечения, проектное прогнозирование, особая эстетика Севера, сотворчество, пользовательские инновации, дизайн-образование

Код ГРНТИ81.95.01, 81.95.11, 23.79.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В данном проекте команда исследователей-дизайнеров предлагает свой вклад в решение проблем устойчивого развития Арктики/Севера и, в частности, проблемы стратегического перехода от покорения северных рубежей к освоению жизни на Севере. Проект направлен на систематизацию и переосмысление проектно-методического опыта в сфере проектирования для экстремальной среды Севера, а также на построение прогностической модели проектно-исследовательского направления «Арктический дизайн» в контексте новой парадигмы развития северных территорий России. Актуальность исследования складывается из двух составляющих. Во-первых, сегодня интерес к Арктике велик как никогда ранее: в национальном масштабе это и создание арктических войск, и мега-проекты добычи природных ресурсов, и новые транспортные пути; в международном – Арктика превратилась в территорию глобальных технологических, политических, научных контактов, характер которых варьируется от непримиримого конкурентного противостояния до взаимозависимой кооперации. Таким образом, арктические территории представляют собой целый комплекс производственных, экологических, социально-культурных проблем и одновременно заключают в себе огромный потенциал для расширения жизнетворческого опыта человека. Во-вторых, вектор импортозамещения как ключевой приоритет современной российской экономики указывает на необходимость опережающей разработки и внедрения инновационных технологий, продуктов и услуг – в том числе и в арктическом секторе, что требует одновременного сочетания знаний из множества различных отраслей наук и технологий. Следовательно, для перехода на новый этап взаимодействия наук, технологий и общества, характеризующийся приоритетом экологического мышления, признанием практической ценности наследия коренных народов, улучшением условий труда и повышением качества жизни, Арктика нуждается не только в художественно-конструкторских компетенциях (выраженных в создании инновационного предметного оснащения), но и в «организаторских способностях» – стратегическом, прогностическом, трансдисциплинарном дизайне, который ранее практически не использовался для планирования и осуществления кооперации между другими сферами научного и практического знания. В таком контексте Российский Север представляет собой идеальную площадку для апробации самых смелых и вместе с тем этически и экологически корректных решений в области пространственного освоения территорий, создания оптимальных систем жизнеобеспечения, сохранения и активации культурного капитала коренных народов. При этом через разработку методов по созданию особой – северной – предметной среды данный проект даст возможность внести вклад в развитие альтернативных – несырьевых – отраслей в арктических регионах, в частности отрасли арктического/северного туризма. Научная новизна исследования заключается в обращении к инструментарию технической эстетики для решения комплексных проблем экологии пространства и культуры путем гармонизации взаимоотношений человека и техники/технологий в экстремальных природных условиях. Основу методологии проекта составляют методы концептуального проектирования и проектного прогнозирования, основанные на глубоком изучении аборигенных технологий адаптации к экстремальной среде в сочетании со знанием полного цикла производства. Инструментарий технической эстетики органично дополняется социологическим подходом к изучению взаимоотношений техники и общества – «биографиями технологий и практик» (Biographies of Technologies and Practices, BoTP) – представляющим эволюционное продолжение теорий «социального» и «географического» конструирования техники (SCOT и G-COT). Данный проект будет осуществлен на базе творческого вуза, где традиционный прикладной характер образования с одной стороны ограничивает ресурсы для фундаментальных научных изысканий, с другой, при наличии четкой специализации и локальной привязки, – дает возможность в достаточно сжатые сроки проверить полученные результаты на жизнеспособность, ускоряя процесс актуализации знания.

Ожидаемые результаты
Проект включает анализ данных по методам проектирования для условий климатического, культурного и технологического экстрима, отбор образцов из российской и мировой практики, дизайн-прогнозирование и визуализацию функциональных и эстетических характеристик будущих вещей/технических объектов – с целью формулировки и апробации целостной методологии направления «Арктический дизайн». Результат каждой исследовательской операции будет представлен в виде: монографий и/или публикаций в научных журналах, тематических выставок. Апробация предлагаемой методологии пройдет в формате «пилотных» проектов по разработке систем жизнеобеспечения со специализацией для северного/арктического туризма, с привязкой к конкретным территориям и выходом на экспериментальные промышленные образцы. Совокупным и основным результатом проекта станет создание тематического электронного «каталога решений» (сайт в сети Интернет), предназначенного для решения художественно-конструкторских проблем разработки объектов, имеющих ключевое значение в условиях Арктики: транспортных средств, мобильных жилищ, одежды и снаряжения. Формообразующие решения, принятые дизайнерами с помощью предлагаемого каталога, будут опосредованно способствовать трансформации отношений в системе «человек – техника – среда»: от техногенного конфликта в сторону устойчивого/поддерживающего развития. Сайт-каталог будет состоять из четырех взаимосвязанных разделов: (1) систематизированный набор методов арктического дизайна; (2) открытый пополняемый каталог примеров из практики арктического дизайна; (3) каталог прогностических формообразующих решений: визуализация функциональных и эстетических характеристик будущего транспорта / укрытия / снаряжения для условий Севера; (4) «методический планировщик» – онлайн-генератор методических и эстетических/художественно-образных рекомендаций по проектированию транспортных средств / укрытий / снаряжения исходя из средовой и пользовательской специфики будущего объекта. Сайт планируется представить в двух версиях: полная версия на русском языке, включающая все разделы; и сокращенная версия на английском, содержащая методический каталог (раздел 1) и избранные решения из разделов 2 и 3. Значимость итогов проекта определяется их ориентацией на практические аспекты разработки предметно-технического оснащения для освоения и развития северных территорий, а также выходом на научное прогнозирование («опережающее видение») экологических и социокультурных результатов перехода к устойчивой модели развития Российского Севера. В социальном плане значимость проекта определяется изменениями в качестве жилой и рабочей среды, созданной для пришлого населения арктических территорий, а также формированием экологического мышления не только среди специалистов-проектировщиков, но и – опосредованно через продукты и услуги – среди пользователей, живущих и работающих в экстремальных условиях Севера. Экономический потенциал проекта заключается в значительном по длительности жизненном цикле продукции и услуг, выполненных по разработанным методикам, в контексте политики импортозамещения, а также в предложениях по оснащению и развитию альтернативных отраслей экономики, в частности арктического/северного туризма. В области технической эстетики (дизайна) результаты проекта обогатят российскую и мировую практику новыми направлениями исследовательской и проектной деятельности, расширят спектр профессиональных компетенций дизайнеров. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных методических основ проектирования для условий Севера в профессиональной дизайн-практике и в практике преподавания.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Проект «Арктический дизайн: методы технической эстетики в освоении и развитии территорий Российского Севера» направлен на систематизацию и переосмысление проектно-методического опыта в сфере проектирования для экстремальной среды Севера, а также на построение прогностической модели проектно-исследовательского направления «Арктический дизайн» в контексте новой парадигмы развития северных территорий России. Научная новизна исследования заключается в обращении к инструментарию технической эстетики для решения комплексных проблем экологии пространства и культуры путем гармонизации взаимоотношений человека и техники/технологий в экстремальных природных условиях. Основу методологии проекта составляют методы концептуального проектирования и проектного прогнозирования, основанные на глубоком изучении аборигенных технологий адаптации к экстремальной среде в сочетании со знанием полного цикла производства. Общая база данных проекта содержит следующие группы материалов: 1) студенческие проекты «арктического» направления Уральской Школы дизайна, выполненные в период с 1980-х по н.в., в том числе проекты исследовательского направления магистратуры промышленного дизайна УрГАХУ, выполненные в период с 2005 по 2011 гг. (с момента основания и до закрытия направления); 2) полевые данные прошлых лет (с 1980-х гг.), собранные участниками группы в процессе научно-исследовательских и творческих экспедиций в арктические регионы России и мира; 3) данные, полученные в ходе реализации проекта (экспедиции, архивы, экспертные интервью и пр.). Первый этап проекта, условно названный «открытие», заключался в определении границ и базовых понятий профессиональной автономии «Арктический дизайн» через анализ исторических/архивных материалов по технической эстетике, истории проектирования техники «северного направления». Сбор данных на этом этапе состоял из библиотечной и архивной работы, в т.ч. командировок в музеи и научно-исследовательские и художественно-/инженерно-конструкторские организации советского периода. В качестве тематического фокуса, на основе исторического анализа и профессиональной специфики (проектирование предметной среды), было выбрано три направления – транспорт, жилище, снаряжение как ключевые составляющие мобильного образа жизни в условиях Севера/Арктики. Среди них объективным приоритетом стал транспорт – сухопутные (вездеходные) средства передвижения для бездорожья. Вторым направлением – не по значимости, а по распределению исследовательского потенциала научного коллектива – стало снаряжение, в т.ч. так называемые средства индивидуальной защиты от пониженных температур. Эти два направления составили содержательную основу работы первого года исследований. Формирование корпуса источников по теме проекта осуществлялось в архивах, библиотеках и музеях Урала и Центрального региона (Москва, Санкт-Петербург). Тематический план и перечень организаций для сбора данных был составлен таким образом, чтобы обеспечить не столько исчерпывающее, сколько точно задокументированное многообразие проектных решений, сопроводив их историями создания и использования. Акцент был сделан на технические объекты и технологии (средства транспорта и снаряжение), по которым уже накоплен и систематизирован значительный исследовательский материал. По результатам исследований первого года опубликована монография: Гарин Н.П., Кравчук С.Г. Скользящий транспорт для Российского Севера: история идей (альбом-монография). — Екатеринбург: УрГАХУ, 2018. — 130 с. (ISBN 978-5-6040950-2-7); глава в зарубежной коллективной монографии Relate North: Practicing Place: Heritage, Art & Design for Creative Communities (ISBN 978-952-310-949-0) и три статьи в рецензируемых журналах. Результаты исследований представлены на международных конгрессах и конференциях: на международном симпозиуме-выставке «Связь с Севером – Искусство и дизайн для образования и устойчивого развития» (Relate North – Art and Design for Education and Sustainability) (Рованиеми, Финляндия, 9-13 ноября 2017 г.), на сессии «Северный дизайн» XIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 10-13 апреля 2018 г.), на международном форуме «Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития» (Мурманск, 29 ноября – 1 декабря 2018 г.), на четырех выставках (Екатеринбург 2-7 октября 2018 г., Рованиеми 12-30 ноября 2018 г., Мурманск 29 ноября – 1 декабря 2018 г., Екатеринбург 11-15 июня 2018 г.). Презентация в СМИ и сети Интернет прошла в рамках проекта «Арктические вебинары» (Arctic Webinars), созданного творческим тандемом ученого и журналиста в партнерстве с медиа-порталом Arctic.ru и направленного на популяризацию знаний о научных исследованиях в различных регионах российского сектора Арктики – от Кольского полуострова до Чукотки. На вебинаре «Дизайн в Арктике и Арктика в дизайне: от аборигенного знания к проектированию будущего» (15 февраля 2018 г.) магистр дизайна, аспирантка кафедры индустриального дизайна УрГАХУ Мария Гостяева рассказала о том, как дизайнеры переосмысляют арктические предметы и изучают образ жизни коренных народов Севера, а также представила текущий проект, осуществляемый при поддержке РНФ. Русскоязычная версия: https://ru.arctic.ru/video/20180313/723778.html Англоязычная версия: https://arctic.ru/video/20180329/732004.html С началом проекта появились тематические страницы Школы Северного/Арктического дизайна в социальных сетях Facebook (https://www.facebook.com/ArcticDesignSchool), ВКонтакте (https://vk.com/arcticdesignschool), Instagram (@arcticdesignschool). Данный формат позволяет в популярной форме регулярно оповещать о текущих событиях / достижениях по проекту (публикациях, выступлениях на конференциях, выставках и пр.), а также знакомить подписчиков с историей Школы / направления «Арктический дизайн» в целом и с контекстными событиями (новости/сообщения от организаций-партнеров).

 

Публикации

1. Гарин Н.П., Кравчук С.Г., Гостяева М.А. Школа Арктического Дизайна: основы проектно-исследовательской методологии Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, №3, с. 300-311 (год публикации - 2017)

2. Гарин Н.П., Кравчук С.Г., Куканов Д.А., Гостяева М.А., Конькова Ю.С. Арктический дизайн: основные понятия и практика реализации Дизайн и технологии, №62(104), с. 17-28. (год публикации - 2017)

3. Трофименко А.С., Кравчук С.Г. Победа над холодом: опыт советской школы проектирования средств индивидуальной защиты от пониженных температур Дизайн. Материалы. Технология, 1(53) с. 67-72 (год публикации - 2019)

4. Гарин Н.П., Кравчук С.Г. Скользящий транспорт для Российского Севера: история идей Екатеринбург: УрГАХУ, - (год публикации - 2018)

5. Усенюк-Кравчук С.Г., Гарин Н.П., Гостяева М.А., Конькова Ю.С., Мингалева А.И. Arctic Dimension in Design Education: How the Place Matters Relate North: Practicing Place: Heritage, Art & Design for Creative Communities. Eds. G. Coutts and T. Jokela. Lapland University Press, Rovaniemi, Finland., Pp. 56-85 (год публикации - 2017)

6. Гарин Н.П., Кравчук С.Г., Куканов Д.А., Гостяева М.А., Конькова Ю.С. Арктический дизайн: базовые концепции (на примере исследовательской и проектной практики Школы Северного дизайна) Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: материалы международного Форума (30 ноября – 1 декабря 2017 г.), с. 243-255 (год публикации - 2018)

7. Раева А.В. Арктический дизайн: экстремальность среды как доминанта в проектировании туристического снаряжения «Студенческое творчество в архитектурно-художественной культуре России». Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, - (год публикации - 2018)

8. - Дизайн в Арктике и Арктика в дизайне: от аборигенного знания к проектированию будущего Медиа-портал Arctic.ru, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Отправной точкой исследований второго года стала концепция «северного бездорожья», описанная и проанализированная с позиции истории техники российского (имперского) и советского периодов в течение первого года реализации проекта (этап «Открытие»). Задачей на этот год (этап «Интеграция») стало объединение результатов исторического анализа с современными реалиями Российского Севера через выездные этнографические исследования для изучения локальных технологий и практик с применением методов включенного наблюдения, «дизайн-зондирования», соучастия/сотворчества с пользователем, а также продолжение осмысления и позиционирования арктического дизайна и апробация гипотез, концепций, методов через открытую дискуссию на российском и мировом уровне в формате научных конференций, публикаций в СМИ и в блоге проекта в социальных сетях (этап «Рефлексия»). В запланированные сроки в районах Архангельской области и Пермского края были проведены полевые исследования. Еще одна экспедиция – в районы Якутии – была перенесена на август-сентябрь 2019 г. по причинам, связанным с доступностью информантов и объектов исследования, а также климатическими условиями и соответствующей логистикой. В ходе уже состоявшихся экспедиций участники коллектива посетили 5 населенных пунктов, где записали 24 интервью, зарисовали, обмерили и сфотографировали 12 самодельных средств транспорта, а также сопутствующие инструменты и объекты производственной инфраструктуры (гаражи, сараи). Количественные показатели: около 500 фотографий, 36 рисунков/зарисовок и 3 видеозаписи общей продолжительностью 22 минуты. Кроме того, с целью уточнения гипотезы об инновационном потенциале «самоделок» и возможных стратегиях его использования были проведены: - серия углубленных интервью с самодельщиками, основавшими свое малосерийное производство вездеходов для северных регионов («Шерп», г. Санкт-Петербург; «Бурлак», г. Екатеринбург; «Тром», г. Сургут) – 3 интервью (общей продолжительностью 4,5 часа); и - дополнительная/внеплановая экспедиция в Ульяновскую область, с. Татарский Сайман – 6 интервью, 74 фотографии, 2 видеозаписи (23 минуты). В результате анализа собранных данных были сформулированы следующие концепции и теоретические заключения: (1) «Народные/низовые инновации» – особенности и значение инициатив «снизу»; (2) «Сообщество самодельщиков» – особенности советского/российского DIY-движения; (3) «Локальные транспортные решения» – обусловленные средой особенности конструкций, а также уникальный для каждой местности ландшафт навыков и умений. Также в результате анализа собранных данных был получен материал для дальнейшего исследования, прогнозирования и тестирования альтернативных стратегий транспортного оснащения северных регионов: вместо удаленного проектирования и производства – доставка технологий и материалов к месту непосредственного использования; вместо поставок готовой техники – проектирование, производство и поставка «транспортных полуфабрикатов» с возможностью самостоятельной сборки и модификации «под себя» на месте. Помимо экспедиций, работы второго года включали «кабинетные» исследования – работу с архивными материалами по советским транспортным самоделкам и изучение их современных продолжений, представляемых и обсуждаемых на специализированных интернет-форумах. Основным источником данных стал полный архив журнала «Моделист-Конструктор» / «Юный моделист-Конструктор» 1962-2011 гг. – было просмотрено 567 выпусков, из которых детально изучено 28 (в основном, период с конца 1970-х до начала 1990-х гг.). Результатом этой работы стал интерактивный каталог архивных статей о транспортных самоделках. Пилотная версия будет доступна в группе в социальных сетях летом 2019 г.; в полном объеме каталог будет представлен на сайте по итогам третьего года реализации проекта. Кроме основного направления проекта – социально-технического (изучение исторических и современных реалий создания и использования вездеходного транспорта в условиях Севера), в течение второго года велись работы по дополнительному направлению – эстетическому, в равной степени значимому для осмысления и позиционирования арктического дизайна. Центральной темой стало изучение традиционной культуры коренных народов Севера и, в частности, орнамента. На первый взгляд, содержательно традиционные формы декоративного творчества имеют мало общего с технологиями освоения и развития Северных территорий, но именно в этих формах визуально закрепляются особые социальные и культурные традиции, локальные технологии и практики адаптации/выживания в экстремальной среде, которые, по мнению визионеров новой волны освоения Арктики, должны составить основу «культуры будущего» и, как частный случай, адресного (контекстно-обусловленного) подхода в современной практике дизайна и архитектуры. Результаты данного направления опубликованы в статье в журнале из списка ВАК и главе в коллективной англоязычной монографии, изданной совместно Университетом Лапландии и журналом Synnyt/Origins Университета Аалто, Финляндия. Также в рамках этого направления руководителем проекта была подготовлена рецензия на книгу Sámi Art and Aesthetics: Contemporary Perspectives. Aamold, S., Jørgensen, U. A., & Haugdal, E. (Eds.). 2017. Odder, Denmark Narayana Press. ISBN 978-87-7184-252-4., опубликованная в рейтинговом англоязычном издании Polar Record (Q2, SJR 2017: 0.31). Рецензия в открытом доступе: https://doi.org/10.1017/S0032247418000530. В целом, собранные и проанализированные за отчетный период материалы составили основу серии статей, в том числе в изданиях из списка ВАК, главе в англоязычной коллективной монографии по тематике северной эстетики и этичной интеграции традиционной культуры в современную практику архитектуры и дизайна (Minnakhmetova R. R., Usenyuk-Kravchuk S. G., Konkova Yu. S. A Context-Sensitive Approach to the Use of Traditional Ornament in Contemporary Design Practice (with Reference to Western Siberian Ethnic Ornaments). Arctic Art in the time of Change. Synnyt/Origins – Finnish studies in art education and University of Lapland, Faculty of Art and Design, Rovaniemi, Finland. В печати. Выход – июнь 2019 г.), а также альбома визуальных эссе (Гарин Н., Кравчук С., Конькова Ю., Куканов Д., Раева А., Абрамов И. «Идеальный вездеход»: инновационный потенциал «народного» дизайна (альбом) В печати. Выход – июнь 2019 г.), состоящего из трех тематических блоков: (1) ландшафты (географический контекст пользовательских инноваций – примеры любительского/несерийного производства транспортных средств, идеально подходящих для местных условий), (2) персоналии (портреты инноваторов и инноваций: зарисовки к собирательному образу «народного умельца») и (3) прогнозы (эксперимент по интеграции «народных инноваций» в практику дизайн-проектирования). Кроме того, результаты исследования были представлены в формате презентаций/докладов на научных мероприятиях и выставочных экспозиций по отдельным направлениям проекта. Публикации в сети Интернет: 1) Заметка об участии студентов факультета дизайна УрГАХУ (стажеров Школы Северного дизайна) в 13-й международной конференции «Принципы и практика дизайна» (Design Principles and Practices) с докладом и выставкой в рамках реализации проекта, март 2019: http://www.usaaa.ru/news/2019/shkola-severnogo-dizaina-uchastie-v-konferencii. 2) Коллективная статья «Северные самоделки: идеальный транспорт», обобщающая результаты полевых исследований второго года проекта, на портале goarctic.ru, апрель 2019: https://goarctic.ru/work/severnye-samodelki-idealnyy-transport/ 3) Полевые хроники, визуальные материалы, аналитические обзоры, актуальные события публикуются в группах Школы Северного дизайна (Arctic Design School) в социальных сетях: https://vk.com/arcticdesignschool, https://www.facebook.com/ArcticDesignSchool, https://www.instagram.com/arcticdesignschool.

 

Публикации

1. Гостяева М. А. Дизайн-концепция системы жизнеобеспечения в арктическом туризме Архитектон: известия вузов, № 4 (64), 2018 г. С. 26 (11 с.) (год публикации - 2018)

2. Конькова Ю.С. Традиционный орнамент Севера как особая эстетическая ценность в проектной культуре Архитектон: известия вузов, № 4 (64), 2018 г. С. 29 (8 с.) (год публикации - 2018)

3. Кравчук С. Г., Раева А. В., Гарин Н. П., Куканов Д. А. Школа Северного/Арктического дизайна: изучение «народных» инноваций в пространстве Российского Севера "Север 2.0" (сборник по итогам художественного форума Arctic Art Forum, Архангельск, 2016-2018 гг.), издательство Ad Marginem, г. Москва, - (год публикации - 2019)

4. Кравчук С.Г., Абрамов И.В., Раева А.В. Арктический транспорт: народный дизайн в пространстве российского Севера Международное научное сотрудничество в Арктике. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., - (год публикации - 2019)

5. Прокопова С. М., Гарин Н. П., Кравчук С. Г. Предметно-пространственная среда временного поселения в условиях вахтовой работы Архитектон: известия вузов, - (год публикации - 2019)

6. Трофименко А.С., Гарин Н.П. «Вторая кожа»: инновационные особенности традиционной одежды коренных жителей Севера Архитектон: известия вузов, № 4 (64), 2018 г. С. 31 (7 с.) (год публикации - 2018)

7. Миннахметова Р. Р., Кравчук С. Г., Конькова Ю. С. A Context-Sensitive Approach to the Use of Traditional Ornament in Contemporary Design Practice (with Reference to Western Siberian Ethnic Ornaments) Arctic Art in the time of Change. Synnyt/Origins - Finnish studies in art education and University of Lapland, Faculty of Art and Design, Rovaniemi, Finland, - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Основная задача третьего года исследования состояла в уточнении, осмыслении/интерпретации и презентации данных по проектным методам направления «Арктический дизайн». Предусмотренные в проекте разработка и апробация комплекса методов проектирования для экстремальной среды Российского Севера/Арктики потребовали дополнительных полевых исследований. На основании данных из экспедиций второго года реализации проекта, а также «кабинетного» зондирования – изучения ресурсов по любительскому конструированию транспортных средств (интернет-форумов) было выбрано два направления: 1) обнаруженный и обследованный годом ранее «центр коллективных транспортных инноваций» – поселок Пожва в Юсьвинском районе Коми-Пермяцкого округа Пермского края, где был проведен полевой эксперимент по практическому совместному проектированию индивидуального внедорожного транспорта в творческой связке «конструктор + дизайнер»; и 2) Якутия, точнее Вилюйская группа улусов, расположенных в таежной зоне (маршрут Вилюйск – Верхневилюйск – Мэйик – Кюкяй – Алмазный – Мирный) – расширение базы данных «на восток». Эта поездка также положила начало формированию сети деловых контактов: от индивидуальных энтузиастов по теме дорог-зимников с обширными связями по всему северу республики до официальных организаций, связанных с развитием локальных «народных инноваций» и доведения их до серийного производства, к примеру, технопарк в г. Якутске. И на том, и на другом уровне наблюдался практический интерес к теме исследования, а технопарк предложил сотрудничество в формате стажировок для студентов-дизайнеров. В результате завершенного к осени 2019 г. сбора эмпирического материала мы сформулировали рабочую концепцию «Север – общество изобретения»: мы утверждаем, что изобретательность, самоорганизация и сотрудничество – отличительные черты сообществ северных территорий, определяемые суровыми климатическими условиями, что находит отражение и в дизайне как деятельности по организации автономного жизнеобеспечения в изолированной/экстремальной среде. Даже на этапе первичной формулировки, безусловно требующей апробации, это заключение представляет собой открытие в сфере дизайна и, в широком смысле, в сфере взаимоотношений человека и техники. К одному из ключевых результатов всего исследования – разработке проектных методов, уникальных для направления «Арктический дизайн» и, вместе с тем, доступных для использования в иных экстремальных контекстах, мы пришли через тему территориальной удаленности, изоляции и транспорта как средства их преодоления. В Арктике бездорожье и нерегулярность транспорта – ключевые характеристики в контексте ее промышленного освоения и обживания. Обеспечение транспортной доступности здесь – одна из основных задач и одновременно препятствий для обустройства «нормальности» в ненормальных условиях. Однако плененные географической экзотикой, мы до недавнего времени не замечали, что те же экстремальные проявления изоляции, бездорожья и необходимости все это преодолевать можно встретить буквально в сотне километров от любого крупного города, по всей России. С учетом отмеченных корректив исследовательского курса в план исследований и изданий были внесены некоторые изменения. Осмысление эмпирических материалов выявило необходимость сконцентрировать внимание на транспортном секторе по двум причинам: (1) приоритетное значение тематики мобильности, передвижения в экстремальной среде, в условиях неразвитой инфраструктуры и удаленности от экономических центров; (2) возможность апробации разработанных методов на «живом» материале из регионов исследования, с последующим возможным применением в сферах проектирования жилищ и снаряжения. Соответственно, тему итоговой публикации – альбома-монографии, рабочим названием которой был «Арктический дизайн», – мы определили как «Дизайн для бездорожья: очерки по методике проектирования малогабаритного вездеходного транспорта». В целях строгого и однозначного толкования наших наблюдений, гипотез и предложений мы сфокусировались на конкретном масштабе – передвижении в рамках личных бытовых нужд – микромобильности, выражаемой в малогабаритных «транспортных единицах» – 1-2-местных вездеходах. В стремлении расширить диапазон профессиональной восприимчивости дизайнера к контексту создания и использования техники, мы сосредоточились на рассмотрении малогабаритного транспорта в системе географии и культуры. Разработанная нами триада методов охватывает различные масштабы и «сферы влияния» дизайна для экстремальной среды (бездорожья) – это постепенный переход от внешнего/поверхностного преобразования единичной вещи (метод ключей) к созданию географически обусловленной, укорененной в определенной местности системы объектов (факторный метод) и, в итоге, к содействию появлению локально востребованной техники и технологий для улучшения жизни людей (метод соавторства). Методы могут применяться как по отдельности, так и выстраиваться в «дорожную карту» последовательного формирования нового, более привлекательного образа жизни – новой культуры существования на удаленных малонаселенных территориях с суровым климатом. 1) Метод композиционных ключей Цель применения: - Для адресного улучшения пользовательских характеристик спроектированных технических объектов, например, транспортных средств, которые необходимо довести до конечного товарного вида. В частности, когда исходный объект представляет собой результат решения инженерных задач – от уменьшения трения в отдельных узлах до эффективности энергопотребления, – без учета эстетической/художественной составляющей. - Для объектов, которые сохраняют свои функциональные качества, но эстетически устарели и требуют визуальной/стилистической реинкарнации. В основе метода – правила и законы художественной композиции: закон цельности и единства, закон равновесия, закон комбинаторики, закон контраста; правило смыслового и композиционного центра; правило третей; золотое сечение, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, ритм, модульность и пропорциональность, масштабность, цвет, текстура и фактура, динамика и статика, ажур и массив. Ожидаемый результат: метод направлен на психологическую и эмоциональную адаптацию человека к его среде обитания, достигаемую посредством единства функциональных, структурных и эстетических качеств созданных человеком вещей. Осознанное применение законов художественной композиции в результате дает изделие с «идеальными» товарными характеристиками – максимальное соответствие своему предназначению и удовлетворение всех аспекты чувственного восприятия. 2) Факторный метод Цель применения: получение информативного, максимально полного техзадания на серийное/малосерийное проектирование: посредством анализа формы и конструкции самоделок извлечь факторы данной местности, значимые для создания легкого вездеходного транспорта. В дизайне эти факторы называются формообразующими – они составляют основу для проектного процесса по решению проблемы передвижения в условиях бездорожья. В основе метода – последовательность аналитических действий, исчерпывающих (умозрительно) все связи между формой изделия и условиями её функционирования в среде. Перечень действий характеризуется поэтапным переходом от выявления явных (очевидных, видимых) факторов к скрытым, от созерцательно-пассивного отношения к форме до самого активного ее осмысления: 1. выявление или анализ очевидных признаков формы характеризует изделие в целом и в деталях, с переходом к анализу формообразующих аспектов – до исчерпывающего выявления очевидной зависимости характера формы от факторов формообразования; 2. анализ скрытых факторов формообразования путем «противопоставления» - трансформации и видоизменения формы; 3. анализ факторов формообразования путем нарушения целостности формы (устранения её частей, подетальной разборки и т.д.) Ожидаемый результат: в результате применения метода раскрывается совокупность факторов среды, наиболее характерных для данного региона. При этом нет необходимости замечать, описывать и учитывать отдельные факторы (холод, влажность, ветер и пр.), значение имеет уникальное для данной местности взаимопереплетение факторов, их связей и отвечающее им множество формообразующих приемов, ставших традиционными для культуры местных жителей. Знание этих комбинаций дает дизайнеру исчерпывающие сведения для решения проектных задач – готовую программу/алгоритм формообразования. Материальным воплощением этого алгоритма становится товар с четкой/идеальной адресной привязкой. При этом нужно отметить, что для каждого отдаленного региона страны существует своя комбинация факторов и соответствующая им система формообразующих приемов. 3) Метод соавторства Цель применения: создание условий для творческого вклада пользователя в создание абсолютно нового объекта/товара для себя самого. Метод соавторства представляет собой конструирование контекста для проектирования, а часть проектной работы реализуется пользователями из набора комплектующих-«полуфабрикатов», по инструкциям, разработанным дизайнерами. В основе метода – естественная способность человека улучшать, дорабатывать «под себя» вещи и технологии: распознавать «слабые места» как возможности для усовершенствования, находить новые области применения и пр. Сам метод реализуется в виде асинхронной последовательности действий/итераций: дизайнеры предоставляют некие решения-провокации, пользователи вносят свой вклад – дорабатывают, преобразуют их, дизайнеры получают воплощенную в объекте обратную связь, решают возникающие проблемы или предлагают новые провокации, пользователи подхватывают/продолжают, и т.д. Итеративный режим работы, как правило, продолжается в реальных условиях и не ограничен по времени. Ожидаемый результат: результатом применения метода становится не завершенная вещь, а сам процесс бесконечных изменений, адаптаций объекта под пользователя и среду, где конечного решения нет и быть не может. В этом случае изделие «перерастает» товарные характеристики и превращается в «живой», буквально одушевленный владельцем-соавтором технический объект. Разработанная и апробированная в преподавательской практике и экспериментальном проектировании триада методов оказала существенное влияние на формат одного из основных ожидаемых результатов проекта – сайт «Арктический дизайн» (arcticdesignresearch.ru), частью которого должен был стать «методический планировщик» – онлайн-генератор методических и эстетических/художественно-образных рекомендаций по проектированию объектов предметно-пространственной среды исходя из средовой и пользовательской специфики. Однако изучив массив научно-технического опыта создания объектов предметно-пространственной среды для условий Севера, мы обнаружили довольно скудный инструментарий, в основе которого – модернизация существующих прототипов техники и другого оборудования, разработанных в иных условиях (более комфортного климата средней полосы) и для выполнения иных задач, с незначительной корректировкой для суровых климатических условий Севера. Процесс модернизации, казалось бы, экономически выгоден, поскольку предполагает лишь усовершенствование существующего объекта. Но в продолжительной перспективе он оказывается бесконечным, так как эксплуатация созданной таким путем техники в природно-климатических, социокультурных условиях Севера непрерывно открывает все новые ее недостатки, что ведет к новым затратам на усовершенствование. В ответ на неспособность производства удовлетворить потребность в надежном, удобном и бюджетном транспорте развернулось стихийное любительское проектирование. Именно эти образцы и практики «народного дизайна» вдохновили нас на разработку особых проектных методов, а умельцы-самодельщики стали приоритетными адресатами практических результатов нашей работы. С учетом возможности продления сроков работ по гранту, были скорректированы общие принципы наполнения и дальнейшего развития сайта «Арктический дизайн»: (1) сочетание этнографических материалов (текстовые и визуальные полевые данные) и художественно-дизайнерской рефлексии (визуальные выставочные материалы, эскизные проекты); (2) опора на реальных пользователей – на их личные потребности, умения, ресурсы и решения, с применением математических методов систематизации запросов основных стейкхолдеров (потенциальных потребителей) разрабатываемых объектов; (3) совокупное представление процесса инновационного развития северных территорий как иерархической проблемы согласования интересов разработчиков технологий и локальных субъектов-«творцов» / потенциальных потребителей. Данный фокус согласуется с предложенной концепцией «Север – общество изобретения». «Экстремальный» адрес исследования и проектирования породил проблему соотнесения разработанных нами методов с уже существующими, разрозненными, слабо связанными друг с другом методами и подходами к проектированию для экстремальной среды (Севера), среди которых – метод модернизации, а также инженерные методы факторного анализа. Для ее решения, в рамках третьего года реализации проекта и с учетом возможности продления сроков работ по гранту, было начато сотрудничество с математиками – специалистами по управлению организационными системами из Института проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН, г Москва). В ходе ставших регулярными дискуссий на научных форумах (ICASS 2017, Апрельская конференция НИУ ВШЭ 2018, 2019) возникла идея о применении моделей и методов теории управления организационными системами (ТУОС) для формализации корпуса эмпирических исследований, собранных в рамках исследования средств и способов передвижения в труднодоступных северных регионах России. Первой совместной задачей стало составление онтологии предметной области «Арктический дизайн» и набора базовых математических моделей, формализующих взаимодействия субъектов и объектов Арктического дизайна в рамках формируемой онтологии. Промежуточным результатом этой работы стал контент-анализ корпуса текстов – актуальных публикаций по тематике арктического дизайна, разбитых на две группы: (1) русскоязычные статьи, в основе которой «взгляд изнутри» – собственные публикации научного коллектива Школы Северного дизайна, а также «взгляд извне» – обзорная статья представителя социальных наук; (2) англоязычные публикации, изданные Университетом Лапландии (позиционируется как «колыбель» направления «Арктический дизайн», исследовательский и проектный центр мирового значения). Результаты контент-анализа, с одной стороны, подтвердили необходимость обобщения/формализации эмпирических материалов и объединения разрозненных подходов, с другой – продемонстрировали ряд фундаментальных отличий в трактовке, казалось бы, единого направления, тем самым актуализировав продолжение исследований на российском материале, в рамках уже сформировавшегося у научного коллектива видения Арктики/Севера как «живой лаборатории». Материалы полевых экспедиционных работ, проектных экспериментов и междисциплинарных коопераций составили основу серии публикаций и презентаций по проекту в 2019-2020 гг., в том числе монографии-альбома: Гарин Н., Кравчук С. Дизайн для бездорожья: очерки по методике проектирования малогабаритного вездеходного транспорта. Екатеринбург: УрГАХУ, 2020, 120 с. ISBN 978-5-600-02687-2. В ней представлен неординарный взгляд на бездорожье – как на пространство новых возможностей для дизайна вездеходного транспорта. Через анализ самодельных средств передвижения жителей российской глубинки авторы исследуют локальные практики физического освоения и присвоения пространства, рассматриваемые как новаторский ресурс для адресного проектирования малогабаритного транспорта. Для эффективного использования данного ресурса авторы предлагают собственную – апробированную в преподавании – методику проектирования, сочетающую чувствительность к социокультурным аспектам и художественно-эстетический инструментарий. Особенностью монографии является возможность ее практического использования: она адресована специалистам в проектировании транспортных средств, студентам дизайнерского профиля, а также широкой аудитории, интересующейся особенностями жизни в условиях неразвитой инфраструктуры и удаленности от экономических центров. Статьи в научных изданиях, индексируемых в международных базах Scopus и Web of Science Core Collection, посвящены изучению одежды арктических кочевников-оленеводов, применению методов и подходов арктического дизайна в сфере туризма, разработке «идеальных» вездеходов для северного бездорожья. Результаты исследований представлены на Международном симпозиуме по истории техники в Польше (ICOHTEC 2019), Северном Форуме в Якутии (Northern Forum 2019), Международной конференции XI Сибирские чтения «Энергия Арктики и Сибири: ресурсы, технологии, инфраструктур»; а также на выставках: (1) в рамках международного симпозиума Relate North 2019, (2) в рамках Participatory Design Conference 2020; и (3) онлайн-выставке «Сделано в Арктике: наблюдения, уроки и решения с географической периферии». URL: https://arcticdesignresearch.ru/exhibitions/sdelano-v-arktike-nablyudeniya-uroki-i-resheniya-s-geograficheskoy-periferii/. Хроники проекта (сообщения об экспедициях, публикациях, конференциях и выставках) представлены в аккаунте Школы Северного дизайна в социальных сетях: https://vk.com/arcticdesignschool, https://www.facebook.com/ArcticDesignSchool, https://www.instagram.com/arcticdesignschool.

 

Публикации

1. Коргин Н.А., Кравчук С.Г. К теории Арктического Дизайна: вопросы методологии и проблемы согласования интересов. Теория активных систем – 50 лет / Материалы международной научно-практической конференции, 18–19 ноября 2019 г. Под общ. ред. В.Н. Буркова. – М.: ИПУ РАН., С. 471-479 (год публикации - 2019)

2. Мясникова И.В., Прокопова С.М. Эстетика среды северного города Техническая эстетика и дизайн-исследования, Том 1 № 4, c.11-18 (год публикации - 2019)

3. Усенюк-Кравчук С. A playground for engineers: The history of Russian aerosleds ICON (the Journal of the International Committee for the History of Technology), выходные данные при публикации: Usenyuk-Kravchuk, S., Klyusov, N., Hyysalo, S., Klimenko, V. (2020) Depending on users: The case of over-snow motorized transport in Russia. ICON, 25(2), Pp. 76-102 (год публикации - 2020)

4. Усенюк-Кравчук С.Г., Гарин Н.П., Клюсов Н.В., Дедевич Н.А., Покатаева М.П. Light, Local, Repairable: A Designerly Exploration into an Ideal All-Terrain Vehicle International Journal of Designed Objects, Volume 13, Issue 3-4, pp. 1-14 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.18848/2325-1379/CGP/v13i02/1-14

5. Усенюк-Кравчук С.Г., Гарин Н.П., Трофименко А.С., Куканов Д.А. Arctic design: revisiting traditional fur clothing within the daily routine of reindeer nomads Heliyon, Heliyon 6(2), pp. 1-10 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e03355

6. Усенюк-Кравчук С.Г., Гостяева М.А., Раева А.В., Гарин Н.П. Encountering the extreme environment through tourism: The Arctic design approach Journal of Destination Marketing and Management, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2020.100416

7. Гарин Н.П., Кравчук С.Г. Дизайн для бездорожья: очерки по методике проектирования малогабаритного вездеходного транспорта Екатеринбург: УрГАХУ, - (год публикации - 2020)

8. Гарин Н.П., Кравчук С.Г., Конькова Ю.С., Куканов Д.А., Абрамов И.В., Раева А.В. Инновационный потенциал народного дизайна УрГАХУ, Екатеринбург, - (год публикации - 2019)

9. Раева А., Кравчук С., Раев А., Сурина И. Design from Repair Society PDC2020 proceedings, Vol. 3., - (год публикации - 2020)

10. Усенюк-Кравчук С. Made in the Russian North: Narratives of inventiveness from the geographic periphery Digital Culture & Society, - (год публикации - 2020)

11. - Ученые призвали использовать опыт северных кочевников в разработке экипировки для Арктики ТАСС Наука, 10.03.2020 (год публикации - )

12. - Традиции кочевников помогут разработать одежду для Крайнего Севера Газета.Ru, 10.03.2020 (год публикации - )

13. - Ученые нашли идеальный материал для одежды в Арктике Lenta.Ru, 16.03.2020 (год публикации - )

14. - Традиции кочевников помогут разработать одежду для Крайнего Севера Indicator, 14.03.2020 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта ориентированы на практическое использование - разработку предметно-технического (прежде всего, транспортного) оснащения для освоения и развития Севера, а также удаленных территорий с неразвитой транспортной инфраструктурой. Экономическая значимость разработанных методов заключается в стимулировании возникновения новых продуктов (от локальных изобретений – к коммерчески востребованным инновациям) и принципиального обновления и редизайна уже сложившихся категорий товаров и услуг, применимых и востребованных в данных условиях. Социальная значимость результатов проекта заключается в потенциальном изменении качества жизни локальных сообществ (как постоянного, так и временного проживания) – через адресное проектирование технических и средовых объектов (в т.ч. транспортных средств), а также через внедрение инструментов, стимулирующих соучастие пользователей в проектном процессе и их контроль над результатами проектирования.