КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00082

НазваниеУмершие в мире живых: кросс-культурное исследование коммуникативных аспектов танатологических практик и верований

РуководительСоколовский Сергей Валерьевич, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г. 

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-151 - История экономических учений, экономическая история, экономическая теория

Ключевые словаЭтнология и антропология, социальная антропология, танатология, похоронный обряд, коммуникативные практики, печаль, траур, утрата, культ предков, кросс-культурные исследования, трансформация традиций

Код ГРНТИ03.61.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект предполагает исследование комплекса традиционных и современных практик, обеспечивающих символическую коммуникацию с умершими в разных этнокультурных средах. Для сравнительного анализа будет привлечен материал типологически разных культурных сообществ из географически удаленных ареалов Европы, Азии, Африки. Данные практики отражают имеющиеся в изучаемых культурах представления о посмертном существовании и влиянии умерших на жизнь и судьбу их родственников и близких. Будут исследованы различия и сходства (устойчивые и переменные черты) ментальных и поведенческих стереотипов, обусловленных как родоплеменными (предки), так и эмоционально-личностными связями с умершими в традиционных и современных обществах. Будет проведено компаративное исследование вербальных, акциональных, предметных, аудиальных кодов, используемых в разных культурах при коммуникации с умершими. Особое внимание будет обращено на способы концептуализации соотношения живого и мертвого, смерти и поминовения усопших за рамками традиционной культуры (альтернативные онтологии живого и мертвого/неживого; техносоматические ассамбляжи/гибриды и их типы; новые формы онлайновой и оффлайновой коммеморации). Основной целью проекта является кросскультурный анализ сходств и различий ментальных и поведенческих стереотипов, связанных с универсальными и специфическими формами коммуникации с умершими в разных культурах, обусловленными представлениями о посмертном существовании, сформировавшимися под влиянием различных этнических, конфессиональных и социальных факторов, а также закономерностям трансформации ритуальных практик в современном мире. Актуальность предпринимаемого исследования состоит в необходимости концептуализировать осмысление современных форм похоронно-поминальной обрядности, которые во многом основываются на традиционных представлениях о смерти и посмертном существовании. Рассмотрение и анализ автономии субъекта и его телесности за границами идеологии модерна и позитивистских концептуализаций человеческого тела предполагает изучение (пост)современных форм телесности, проблематики границ тела и т.н. «воплощения» (embodiment), изучение феноменов распределенного сознания, а также телесности после биологической смерти «индивида». Массовое внедрение новых технологий на рынке ритуальных услуг приводит не только к трансформации традиционных способов погребения, но и к переосмыслению существующих практик коммуникации с умершими и появлению новых традиций по увековечиванию памяти. Существенное воздействие на эти процессы оказывают экологические и религиозные движения, которые ведут борьбу с «похоронной архаикой» вроде открытых («воздушных») погребений, поминовений на кладбище на Пасху или «похоронного ислама». Реализация проекта должна помочь рассмотрению с точки зрения кросс-культурной перспективы вновь возникающих и нетрадиционных способов погребения и поминовения усопших (например, онлайн-коммуникацию с умершими на страницах соцсетей), добровольного ухода из жизни (например, эвтаназию, самоубийства) и пограничных состояний между жизнью и смертью (например, комы), а также сформулировать концептуальные подходы к данным явлениям с точки зрения типологии культурных явлений. Отличительной особенностью предлагаемого проекта является акцент на коммуникативных аспектах танатологических практик и верований, что позволяет существенно расширить диапазон исследований похоронно-поминальной обрядности. Кросскультурный анализ сходств и различий ментальных и поведенческих стереотипов, обусловленных как родоплеменными (предки), так и эмоционально-личностными связями с умершими в традиционных и современных обществах, основанными на имеющихся представлениях о посмертном существовании и влиянии умерших на жизнь и судьбу их родственников и близких в исследуемых культурах, будет способствовать углублению анализа коммеморативных практик и обогащению теоретического инструментария, привлекаемого для их анализа. Отдельные кейсы для сравнения будут состоять из европейских, африканских и азиатских полевых материалов, которые будут собраны в рамках реализации этого исследовательского проекта.

Ожидаемые результаты
В результате исследования будут: – разработана теоретическая концепция исследований в рамках проекта и адаптированный инструментарий для их осуществления; – созданы компьютерные базы видео- и аудиоматериалов по итогам исследований в России, Европе, Африке для сравнительного анализа; – представлены доклады на международных конференциях и конгрессах по проблематике проекта; – подготовлена серия публикаций в научных журналах из перечней ВАК и Scopus, а также в сборниках по проблематике проекта; – подготовлена рукопись коллективной монографии (рабочее название «Умершие в мире живых: кросс-культурное исследование коммуникативных практик в традиционной и современной похоронно-поминальной обрядности»); – разработаны практические рекомендации по применению полученных результатов в социальной и культурной сферах, а также при разработке правовых актов в сфере ритуальных услуг.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Основным теоретико-методологическим итогом первого года исследований по проекту №18-18-00082 ««Умершие в мире живых: кросс-культурное исследование коммуникативных аспектов танатологических практик и верований» явилась разработка концепции множественной смерти, в которой смерть рассматривается не только как культурный концепт, обладающий множественностью культурных и региональных форм, но и как сложное гетерохронное событие, в котором каждый из исследуемых в социальных науках телесных модусов или тел (1. физическое или биологическое тело, 2. переживаемое или феноменологическое тело и 3. социальное тело) характеризуется собственными закономерностями угасания и ухода, особыми характеристиками интеграции с разными типами сред (реальной и виртуальной; природной и культурной), что отражается на формах коммуникации и практиках обращения с умершими и их наследием. На основе анализа научной литературы разработана типология форм интеграции человека и техносреды (экстенсия, инскрипция, инкорпорация, соматотехника), позволяющая ввести в исследования смерти современные представления о распределенной личности (distributed person), воплощенном сознании (embodied brain) и мыслящем теле (enbrained body) и их посмертных судьбах. Предложенная концепция позволяет по-новому рассмотреть бытующие у разных народов мира представления о множественности душ и способах общения с ними. Сформулирована гипотеза, в соответствии с которой большинство форм коммеморации в европейской культуре концентрируются вокруг локусов социального тела (его посмертного наследия), хотя бытующий в некоторых регионах Европы (как, например, в Северной Греции) обычай эксгумации фокусирован на останках физического тела. Планируется дальнейшее исследование ритуалов обращения с духами, душами и телами в регионах проведения полевых исследований, охватываемых данным проектом. Разрабатываемая в рамках данного исследования концепция множественной смерти будет использоваться в качестве основы для кросскультурного сравнения практик коммеморации и ухода за умершими в изучаемых в рамках проекта регионах Азии, Африки и Европы. Публикации и другие результаты реализации исследования за первый год работы по проекту выложены на следующих сайтах: https://www.facebook.com/profile.php?id=100028580618938; http://itunes.apple.com/us/book/id1441034671); https://elibrary.ru/item.asp?id=36359431; http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=1607; www.academia.edu/37727850; /37700423; /37721552; 37696574/; 37699115/; 37706971/; 37694421/; https://varetis.academia.edu/MagdalenaKozhevnikova); e-library.ru (https://elibrary.ru/item.asp?id=36359431; https://elibrary.ru/contents.asp?id=36350071); http://journals.tsu.ru/siberia/&journal_page=archive&id=1749; http://anthropologie.kunstkamera.ru/05/.

 

Публикации

1. Бутовская М.Л., Дронова Д.А. Поминальные церемонии у датога в контексте единого социального пространства живых и мертвых: этологический анализ Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2019)

2. Данилко Е.С. «Смерть ближе рубашки»: похоронная обрядность старообрядцев-часовенных Новые исследования Тувы, - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.25178/nit

3. Данилко Е.С. "Похоронить по-старообрядчески" (похоронная обрядность старообрядцев Урало-Поволжья по материалам полевых исследований) Этнос. Общество. Цивилизация: V кузеевские чтения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 27-28 сентября 2018 г. Уфа. Уфа., С.169-170. (год публикации - 2018)

4. Закурдаев А.А. Дух ушел; дух остался: о современном состоянии традиционных представлений китайцев об умершем человеке Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2019)

5. Морозов И.А., Ткачук Л.А. "Правила смерти": концепты "неправильный мертвец" и "неправильное погребение" в инструментарии социальных и политических технологий Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2019)

6. Соколовский С.В. Человек 2.0 в фокусе антропологии Сибирские исторические исследования, № 3, с. 65-78 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17223/2312461X/21/5

7. Соколовский С.В. Киберчеловечество как предмет антропологии (введение в обсуждение) Сибирские исторические исследования, № 3, с. 6-8 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17223/2312461X/21/1

8. Соколовский С.В. Тела и технологии сквозь призму техноантропологии Антропологический форум, № 38, с. 98-121 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31250/1815-8870-2018-14-38-99-121

9. Соколовский С.В. Антропология живого и неживого: случай тела и техники (послесловие к дискуссии) Антропологический форум, № 38, 2018, с. 82-96 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31250/1815-8870-2018-14-38-83-96

10. Чеснокова Е.Г. "Частная территория": место захоронения в поле социальных взаимодействий Этнографическое обозрение, - (год публикации - 2019)

11. Соколовский С.В., Морозов И.А., Соколова А.Д., и др. Технологии и телесность ТЕХНОЛОГИИ И ТЕЛЕСНОСТЬ. Москва: ИЭА РАН (серия «Инновации в антропологии», том 3), серия «Инновации в антропологии», том 3 (Утверждено к печати Ученым Советом Инстиута этологии и антропологии РАН 25.09.2018) (год публикации - 2018)

12. Дронова Д.А. Symbolic communication with the deceased in the culture of the Ulch 5th International Conference of the Polish Society for Human and Evolution Studies, с. 21-22 (год публикации - 2018)

13. Морозов И.А. «Кодекс робота»: к вопросу об этических основах «постгуманистической цивилизации» Технологии и телесность. Москва: ИЭА РАН, серия «Инновации в антропологии», том 3. Москва: ИЭА РАН, с. v-x (электронное издание / e-book Apple ID 1441034671) (год публикации - 2018)

14. Соколова А.Д. Кремация: технология против телесности Технологии и телесность. Москва: ИЭА РАН, серия «Инновации в антропологии», том 3. Москва: ИЭА РАН, с. 283-305 (электронное издание / e-book Apple ID 1441034671) (год публикации - 2018)

15. Соколовский С.В. Живое и мертвое в антропологии Технологии и телесность. Москва: ИЭА РАН, серия «Инновации в антропологии», том 3. Москва: ИЭА РАН, с. v-x (электронное издание / e-book Apple ID 1441034671) (год публикации - 2018)

16. Соколовский С.В. Телесность и технологии в антропологическом контексте Технологии и телесность. Москва: ИЭА РАН, серия «Инновации в антропологии», том 3. Москва: ИЭА РАН, с. 3-21 (электронное издание / e-book Apple ID 1441034671) (год публикации - 2018)

17. Соколовский С.В. Human techno-animal как объект антропологии Технологии и телесность. Москва: ИЭА РАН, серия «Инновации в антропологии», том 3. Москва: ИЭА РАН, с. 417-451 (электронное издание / e-book Apple ID 1441034671) (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Основным теоретико-методологическим итогом второго года исследований по проекту №18-18-00082 ««Умершие в мире живых: кросс-культурное исследование коммуникативных аспектов танатологических практик и верований» явилась 1) разработка концепции множественной смерти и описание малоисследованной области повседневных коммеморативных практик, триггерами которых выступают сборки, сохраняющие элементы распределенного социального тела умершего. В контексте концепций множественного тела проанализированы различные модусы интеграции биологического и технического (техники тела, инскрипции, экстенсии и инкорпорации), что позволило по-новому подойти к существующим дилеммам в определении смерти. Подтверждается гипотеза, в соответствии с которой значительная часть форм коммеморации в европейских культурах концентрируется вокруг локусов социального тела. Поставлена задача теоретической разработки в контексте рассматриваемой проблематики таких форм интеграции телесного и экстрасоматического (в других терминах – синтезов телесного и технического) как навыки, привычки, ритуалы, которые и создают инфраструктуру, обеспечивающую существование распределенного социального тела и спонтанных актов коммеморации. Проведенный анализ позволил прийти к заключению, что кончины биологического и социального тел гетерохронны, а смерть множественна. 2) Важным концептом, обозначающим переключение "правильного/неправильного" в погребальных традициях, оказывается понятие "пустых форм", имеющее отношение широкому спектру отмирающих социальных и культурных институций, что и маркирует процесс их "опустошения", то есть лишения конкретной социокультурной нагрузки и конвенциональных значений. Одновременно совершается их переозначивание в рамках общего смысла, придаваемого каждой культурой той или иной форме (в изучаемом в рамках проекта случае – погребальной обрядности). Еще одной важной теоретическом отношении темой является трансформации традиции (в данном случае – похоронно-поминальной обрядности) в исторические периоды, связанные с перестройкой всей структуры социальных, экономических, политических и культурных отношений. Будучи консервативной и устойчивой эта обрядность сопротивляется ломке, о чем свидетельствует не слишком успешная попытка внедрения кремации в раннесоветский период (для ее кардинального изменения понадобилось столетие). Аналогичные процессы сегодня наблюдаются также в некоторых странах Европы (Кипр) и Азии (КНР).

 

Публикации

1. Белоногова Е.А. Таншаньское землетрясение в Китае: современные коммеморативные практики Сибирские исторические исследования, Сибирский исторический вестник. 2019. № 4 (в печати) (год публикации - 2019)

2. Бутовская М.Л. TRANSFORMATION OF TRADITIONAL RURAL COMMUNITIES IN EAST AFRICA The omnipresent past. Historical Anthropology of African and African Diaspora. Moscow: LRC Publishing House, С. 85-114. (год публикации - 2019)

3. Бутовская М.Л., Дронова Д.А., Нкайбонаки Дж. Живые мертвые: стражи садов, советчики и покровители у современных хая Танзании Сибирские исторические исследования, 2019, №4 (год публикации - 2019)

4. Данилко Е.С. Ночь музеев в музее смерти: коммуникация на границе миров Сибирские исторические исследования, 2019. №4 (в печати) (год публикации - 2019)

5. Данилко Е.С. Старообрядческие общины Южного Урала в советский период Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы конференции. 21-22 ноября 2019 г., С. 58-61. (год публикации - 2019)

6. Дронова Д.А. HISTORICAL MEMORY AND CURRENT STATUS OF INDIANS IN TANZANIA The omnipresent past. Historical Anthropology of African and African Diaspora. Moscow: LRC Publishing House, С. 369-385. (год публикации - 2019)

7. Закурдаев А.А. Культ предков и буддизм в современном Китае: проблема тела и телесности Сибирские исторические исследования, Сибирский исторический вестник. 2019. № 4 (в печати) (год публикации - 2019)

8. Морозов И.А. Смерть и посмертное существование в социальных стратегиях: зачем люди создают правила общения с мертвыми Этнографическое обозрение, № 1. С. 5-10. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31857/S086954150004176-3

9. Соколова А.Д. When Ritual Becomes Protest: Crossing the Bridge of Russian Mourning Javnost - The Public, С. 1-17. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1080/13183222.2020.1675424

10. Соколовский C.В. Множественное тело и мультимодальность смерти Социология власти, Том 31. № 2. С. 155-175. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-2-155-175

11. Соколовский C.В. Соматотехники и техноморфизмы: к проблеме антропологии человека-в-техносреде Этнографическое обозрение, 2018. № 6. C. 5-11 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31857/S086954150002448-2

12. Соколовский С.В. Техночеловечество и антропология повседневности Этнографическое обозрение, № 6. C. 54-65 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31857/S086954150002452-7

13. Морозов И.А., Слепцова И.С, Самоделова Е.А., Куприянов П.С., Чеснокова Е.Г. Логика трансформаций: региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов / отв. ред. И.А. Морозов, И.С. Слепцова Логика трансформаций: региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов. М.: Индрик, ч.1, сс.18–30, 705–724; ч.2, сс. 414–461, 677–695 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.33876/978-5-91674-552-8/1-992

14. Соколовский С.В., Морозов И.А., Бутовская М.Л., Данилко Е.С., Закурдаев А.А., Соколова А.Д., Дронова Д.А, Белоногова Е.А., Чеснокова Е.Г., Ткачук Л.А. КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ЖИВЫМИ И МЕРТВЫМИ: ПРАКТИКИ, АФФЕКТЫ, ТЕКСТЫ XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, С. 23-34. (год публикации - 2019)

15. - Умершие в мире живых Facebook, Facebook, страница проекта “Умершие в мире живых” (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Исследовательский коллектив в течение 2020 г. занимался анализом и публикацией собранных в полевых сезонах 2018–2019 гг. материалов, дополняя их онлайн исследованиями и сведениями из научной литературы, а также работал над итоговой коллективной монографией, основные части которой посвящены рассмотрению кросскультурных параллелей в поминально-погребальных традициях в рамках трех обширных культурных регионов – европейского (кейсы из России, Германии, Кипра, Исландии и южной Италии), азиатского (кейсы из российских Сибири и Дальнего Востока) и африканского (несколько кейсов из Танзании). Каждый из рассмотренных кейсов связан либо с отдельным народом, либо с конкретной религиозной традицией. Помимо практической работы по анализу этих материалов, осуществлялась разработка теоретических концепций, позволяющих предложить аргументированные обобщения и новые концептуализации современных практик коммеморации и коммуникации между живыми и мертвыми. В частности, была продолжена разработка концепции множественного тела и дифференциации коммеморативных практик. Были продолжены исследования форм интеграции (техно)среды и человеческого тела, выступающих в качестве особых форм биотехнического синтеза, что сделало возможной оценку следствий конкретных типов интеграции для посмертной судьбы социального тела и связанных с ним практик коммеморации. Встроенная в повседневность спонтанная секулярная коммеморация и другие формы общения с умершими (продолжение дела покойного, завершение начатых им проектов, обращение к нему за помощью и поддержкой, связанные с ним сны и видения, включение в собственный репертуар его жестов и слов и т.п.) остается недостаточно изученной областью приватных коммеморативных практик. Выяснилось, что подобные коммеморативные практики часто оказываются связанными с элементами распределенного социального тела умершего. Гипотеза о способности элементов техносоматических сборок, с которыми при жизни были связаны тела и личности усопших, служить триггерами воспоминаний и общения с умершими (именно эти их свойства используются в публичной сфере при создании мемориальных музеев) была проверена в ходе полевой работы и онлайн-опросов, что позволило сделать вывод об индивидуальном характере таких триггеров, их идеосинкратичности, мимолетности и ускользании от внимания исследователей социальной памяти (С.В. Соколовский). Был продолжен анализ коммеморативных практик среди членов традиционных и диаспоральных африканских обществ в Танзании (датоги, хая, меру, индийцы) и механизмов социальной интеграции и этнической идентичности, ассоциированных с этими практиками. Собранные материалы подтвердили гипотезу о тесной взаимосвязи физического и социального тел в контексте традиционных представлений о взаимоотношениях живых и мертвых в культуре африканских народов Танзании бантуского и нилотского происхождения. Традиции коммеморации предков у датога не претерпели существенных изменений, вопреки контактам с другими этническими группами, приверженцами христианства и ислама. Иную модель исторической памяти, претерпевающей трансформации под влиянием христианизации, демонстрируют хая и меру. Их память акцентирует внимание на традиционных церемониях погребения и поминовения усопших, сохраняющих следы дохристианских верований в духов предков, и одновременно актуализирующих значимость христианских установок, связанных с «бессмертием человеческого души». В исторической памяти хая и меру транслируется установка на единство живых и умерших в границах групповой территории, при этом духи предков в представлении современного поколения остаются главными стражами родовых угодий, а захоронения предков на данной территории остаются гарантией права потомков на земельный надел (М.Л. Бутовская, Д.А. Дронова). Разработана концепция музеефикации смерти и описаны формы визуализации идеи смерти и включения этой социально табуированной темы в культурное пространство современного российского города. Проведено исследование сообществ, формирующихся вокруг музеев смерти, их структуры, стратегий и мотиваций. На основе полевых материалов и архивных источников она также описала современные ритуальные практики различных групп старообрядцев с учетом региональных и субконфессиональных особенностей в контексте межкультурных взаимодействий. Сделан вывод, что появление музеев смерти во многих странах мира, в том числе и в России свидетельствует о новом тренде, снимающим со смерти социальные табу и включающем ее в инфраструктуру современных городов (Е.С. Данилко). Разработана концепция «правил смерти» на основе анализа их роли в формировании различных моделей коммуникации с умершими. Изучены представлений о «правильных» и «неправильных» захоронениях и смертях в разных этноконфессиональных традициях (И.А. Морозов). Проведен сравнительный анализ коммеморативных и обрядовых практик и культуры захоронений у русских в различных регионах России с преобладанием русского населения и в местах компактного проживания русских эмигрантов за рубежом (Германия), дополненный исследованиями роли средств массовой информации и современного кинематографа в формировании новых способов коммеморации и коммуникации с умершими, включая ее эмотивные компоненты (Е.Г. Чеснокова, И.А. Морозов). На основе собранных материалов по классическому и трансформирующемуся вариантам культа предков (дуальности и материальности духов, телу и телесности) и погребально-поминальной культуре китайцев, включая наскальные погребения, захоронения в пещерах и др. в приграничных районах провинции Сычуань описано современное состояние китайского культа предков. Изучена трансформацию этого культа в условиях развития китайской гражданской нации, что дало основу для теоретической интерпретации развития современного китайского общества в целом. Введено в научный оборот описание культа предков у народа ва провинции Юньнань. Сделаны выводы, что у ханьцев традиционное представление о цельности тела покойного определяет дальнейшее существование в нем духа предка и накладывает на потомков социальные обязательства по регулярному уходу за его пристанищем, поднесением жертвенной еды, одежды, иных предметов. В то же время в культуре народа ва цельность тела не является обязательным условием пребывания духа. Представление о неустойчивости сосуществования тела и духа у живого человека способствовала выработке механизма удержания духа. Сделан вывод, что ва общаются с предками посредством связи с духами Природы (А.А. Закурдаев). Проанализированы новые материалы по теме «мрачного» или «темного» туризма и его регулирования со стороны правительства КНР. На примере мемориальных пространств г. Таншань и провинции Сычуань описано как китайское правительства регулирует частную сферу жизни, к которой относятся и воспоминания, отношение к смерти и взаимодействие с мертвыми. Землетрясение 2008 г. в провинции Сычуань стало катализатором развития мрачного туризма в этой провинции. В ходе восстановления разрушенного землетрясением правительство предприняло успешную попытку согласовать религиозный и экотуризм с мрачным туризмом, чтобы в максимальной мере использовать туристические ресурсы провинции, что не только предоставило местному населению новые источники дохода, но и послужило хорошим средством идеологической пропаганды и восстановления государственного контроля (Е.А. Белоногова). Изучен жанр исландского некролога на примере публикаций в газете Morgunblaðið (2010–2015)» и выделены его основные типы. С точки зрения коммуникации с умершими рассмотрены некрологи-«письма» (И.А. Кучерова). Продолжено исследование трансформаций похоронных и мемориальных практик в России и СССР, проанализированы публичные похоронные практики, а также дискурсы о функциях мемориальных практик в российском публичном пространстве. На основе анализа этих материалов подготовлена диссертация на соискание степени доктора исторических наук и предложена концепция возникновения и функционирования спонтанных мемориальных практик в России. Подготовлены и опубликованы в социальных сетях практические рекомендации для правовых актов в сфере ритуальных услуг в отношении практик спонтанной мемориализации (А.Д. Соколова). По итогам 2020 г. опубликовано или принято в печать 17 статей и материалов; завершается подготовка рукописи итоговой коллективной монографии.

 

Публикации

1. Данилко Е.С. Музей Смерти как институт памяти: музеефицированное прошлое и современные мемориальные практики Этнографическое обозрение, 2020, №6 (год публикации - 2020)

2. Дронова Д.А., Бутовская М.Л. Сохранение похоронно-поминальных традиций в индийской диаспоре в Танзании Вестник антропологии, 2021, №2 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.33876/2311-0546

3. Морозов И.А. Жизнь после смерти в современных обществах: традиции и новации Сибирские исторические исследования, №4, стр.6–15 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/2312461X/26/1

4. Морозов И.А., Шрайнер А.А. Смерть кладбища: новые погребальные традиции на европейском пространстве Сибирские исторические исследования, № 4, стр.62–87 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/2312461X/26/4

5. Соколова А.Д. «Вместо сжиранья червями трупы людей в крематориях будем жечь» - кремация как технология чистоты в раннесоветском дискурсе Новое литературное обозрение, № 3(163), стр. 75-95 (год публикации - 2020)

6. Соколовский С.В. Тело киборга и его границы Логос. Философско-литературный журнал, - (год публикации - 2021)

7. Соколовский С.В. Hybrid corporeality and the multiplicity of human death Anthropologica, 12 pages (год публикации - 2021)

8. Соколовский С.В. Anthropology of the Living and the Dead: The Case of the Human Body and Technics Forum for Anthropology and Culture, No. 15, pp.83–94 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31250/1815-8927-2019-15-15-83-94

9. Соколовский С.В. Bodies and Technologies through the Prism of Techno-Anthropology Forum for Anthropology and Culture, No. 15, pp. 97–115 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31250/1815-8927-2019-15-15-97-115

10. Соколовский С.В. Экстенсии как техносоматические сборки: к истории одной идеи Corpus Mundi, Vol. 1, No. 1, pp. 15_35 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.46539

11. Чеснокова Е.Г. Повседневная культура в структуре современных поминальных практик на кладбище Качество жизни в фокусе междисциплинарных исследований: (IX Рязанские социологические чтения): материалы Национальной научно- практической конференции с международным участием, Рязань Издательство Ипполитова, стр. 188–191 (год публикации - 2019)

12. Данилко Е.С. Museum of death as a place of memoria Anthropology of Political, Social and Cultural Memory: Practices in Central and Eastern Europe. Program & Abstracts. Riga, p. 28 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22364/apscm.2020

13. Дронова Д.А., Бутовская М.Л. Похоронно-поминальный обряд у представителей индийской диаспоры в Танзании XV международная. конф. африканистов "Судьбы Африки в современном мире", - (год публикации - 2021)

14. Морозов И.А. Memory frames: from family album to memorial nthropology of Political, Social and Cultural Memory: Practices in Central and Eastern Europe. Program & Abstracts. Riga, p. 29 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22364/apscm.2020

15. Соколовский С.В. Multiple body, its multimodal death, and the unexplored private commemorative practices: towards a new research paradigm Anthropology of Political, Social and Cultural Memory: Practices in Central and Eastern Europe. Program & Abstracts. Riga, pp.27-28 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22364/apscm.2020

16. Чеснокова Е.Г. The representation of family identity and memory in a modern Russian cemetery Anthropology of Political, Social and Cultural Memory: Practices in Central and Eastern Europe: Program & Abstracts. Riga, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22364/apscm.2020

17. Морозов И.А. Forum “Body and Technology”: A Comment Forum for Anthropology and Culture, No. 15, pp.57–61 (год публикации - 2019)


Возможность практического использования результатов
Методические рекомендации дл федеральных органов власти, местных органов самоуправления и частных компаний в отношении практик спонатнной мемориализации в публичной сфере (рекомендации со ссылкой на фонд размещены на сайтах http://project3212402.tilda.ws/recommendations и https://www.facebook.com/profile.php?id =100028580618938).