КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00233

НазваниеКинообразы советского и американского врагов в символической политике Холодной войны: Компаративный анализ

РуководительРябов Олег Вячеславович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г. 

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаХолодная война, образ врага, кинематограф, СССР, США, образ России, символическая политика, политика памяти, социология кино, международные отношения, международная безопасность, информационная безопасность России, пропаганда, социальная семиотика

Код ГРНТИ11.25.25


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная актуальность проблемы заключается в необходимости компаративного исследования образов врага, которые производились и распространялись советским и американским кинематографами периода Холодной войны, поскольку это позволяет: во-первых, внести значительный вклад в изучение истории кинематографа, ввести в научный оборот новые материалы; во-вторых, углубить понимание природы, событий и результатов Холодной войны, а также ее культурного наследия; в-третьих, установить закономерности конструирования врага в международных отношениях, в том числе в ходе информационных войн; в-четвертых, изучить роль кинематографа в создании образов врага; в-пятых, значительно расширить знания об образах России, существующих в американской и в мировой культуре, и об образах США, функционирующих в российской культуре; в-шестых, выявить закономерности восприятия сегодняшней аудиторией в России и США кинообразов Холодной войны; в-седьмых, установить, в какой степени политологическая концепция символической политики может быть применима как инструмент исторического исследования. Практическая значимость определяется потребностью обеспечения законных интересов РФ на международной арене, что предполагает создание позитивного имиджа страны. Необходимость изучения манипулятивных технологий зафиксирована в таких документах, как «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2009), «Концепция внешней политики Российской Федерации» (2013), «Доктрина информационной безопасности» (2016). Выявление путей манипулирования массовым сознанием при помощи кинообразов может способствовать созданию более безопасного мира и углублению взаимопонимания между народами. Проект направлен, во-первых, на исследование роли кинематографа в производстве образов врага и, во-вторых, на выявление значимости этих образов для современных международных отношений при помощи изучения их рецепции в современных России и США. Методологическая новизна исследования состоит в анализе Холодной войны в рамках изучения глобальной символической политики как производства значений и смыслов в глобальном информационном поле. Содержательная новизна заключается в том, что впервые предпринимается междисциплинарное сравнительное исследование образов врага, производимых кинематографами США и СССР периода Холодной войны. Новизна может быть конкретизирована в следующих положениях: Впервые: • анализируются советский и американский кинематографы как акторы символической политики Холодной войны; • устанавливается содержание кинообразов советского и американского врагов и выявляются кинематографические средства и основные дискурсы их создания; • исследуется вариативность кинообразов врага Холодной войны в зависимости от исторического контекста, киножанра и вида кино; • изучается рецепция кинообразов советского и американского врага аудиторией в современных США и России; • выявляются и объясняются как общие закономерности формирования советского и американского кинообразов врага, так и их национальные особенности; • формулируются практические рекомендации органам госуправления для использования результатов проекта в информационной политике с целью обеспечения информационной безопасности России.

Ожидаемые результаты
Результатами проекта станут: - публикация минимум 8 статей в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science / Scopus, 28 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, и одной коллективной монографии; - разработка практических рекомендаций органам госуправления для использования результатов проекта в информационной политике с целью обеспечения информационной безопасности России. - популяризация результатов проекта при помощи участия членов исследовательского коллектива в конференциях, организации круглых столов и международной конференции по заявленной тематике; включения их в образовательный процесс, а также создания и поддержания русско- и англоязычного интернет-ресурса, посвященного кинематографической Холодной войне. В результате проекта будут установлены закономерности производства и распространения образов врага американским и советским кинематографами Холодной войны как части символической политики; описаны и объяснены общие и особенные черты советских и американских кинообразов врага; выявлены закономерности восприятия сегодняшней аудиторией в России и США кинообразов Холодной войны. Академическая значимость проекта определяется также потенциальным вкладом в решение таких важных научных проблем, как роль образов, символов и метафор в международных отношениях, построение устойчивой системы международной безопасности, символическая политика, легитимация власти и социально-экономического порядка, политика идентичности, восприятие Другого.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Логика исследования научной проблемы, решаемой в проекте, позволяет выделить шесть направлений работы. Во-первых, разрабатывались теоретико-методологические вопросы. Во-вторых, изучались образы врага, производимые советским и американским кинематографами Холодной войны. В-третьих, эти образ исследовались методами не только исторического и киноведческого анализа, но также политологического; с этой целью деятельность советского и американского кинематографа исследуется при помощи понятийного аппарата концепции символической политики. В-четвертых, осуществлялся социологический анализ рецепции кинообразов врага Холодной войны современной аудиторией США и России. В-пятых, изучалось использование этих образов в современной символической политике двух стран, что является фактором воспроизводства и корректировки этих кинообразов в социальных представлениях. В-шестых, проводился компаративный анализ советского и американского кинообразов врага. В течение года исследовательская работа велась по каждому из данных направлений, и полученные результаты могут быть представлены следующим образом: 1 Исследованы теоретические основы анализа кинообразов врага и выработан инструментарий, адекватный целям и задачам проекта; 1.1Уточнено понимание символической политики, которую предложено трактовать как деятельность, направленную на создание и продвижение определенных интерпретаций социально-политической реальности, включающих в себя производство представлений и эмоций. Выделение эмоциональной составляющей символической политики позволяет рассматривать кинематограф в качестве одного из основных ее акторов, который не только транслирует существующие в обществе представления и оценки, но и формирует новые, используя для этого производство кинокартин, кинокритику, проведение кинофестивалей, учреждение премий, составление рейтингов, поддержку научных исследований и др. 1.2Продемонстрирована роль кинематографа в популярной геополитике, позволяющая ему выступать одним из значимых акторов на международной арене. 1.3. Исследованы методологические основания семиотики международных отношений через призму представлений о ноомахии и эйдомахии. Проанализирована семиотизация международного дискурса, зафиксированы ее формы. Показана логика развития семиотики международных отношений, проанализированы основные тренды трансформации их семиотического измерения. Раскрыт интердискурсивный характер символической политики идентичности, целостность которого задается семиотическим измерением. Кинематограф Холодной войны представлен как инструмент семиотизации политики. 2 Проанализированы кинообразы врага в советских фильмах Холодной войны 2.1 Выявлены и описаны анимационные фильм, в которых присутствуют образы Америки и американцев (более 30 мультфильмов). Установлено, что образы противоборства двух мировых систем активно включались в анимационные фильмы: и детские, и те, которые предназначались для взрослой аудитории. Для делегитимации американского образа жизни, помимо обычных приемов, использовалась специфика анимации: искажение пропорций тел, изображение внешних и внутренних «чужих» в обликах малосимпатичных животных, акцентирование цветового контраста «своих» и «чужих». 2.2. Показано, что образ американского врага занимал заметное место в детской культуре СССР (выявлено около 20 картин). Дети выступают активными участниками событий, представленных как часть противостояния с «врагом № 1». 2.3 В результате аналитики фильмов документального кинематографа (около 40) установлено, что образ Америки складывался исходя из репрезентации политики США как захватнической и агрессивной, а системы ценностей и образа жизни американского общества - как подчиненного материальному в противовес гуманистическому. Основой неигровых фильмов была кинохроника, монтажные разработки которой позволяли режиссерам осуществить в визуальном поле идеологическую и пропагандистскую риторику. Советские документальные фильмы эксплуатируют особый тип связи между визуальным и аудиальным, осуществляя своеобразный перенос модуса объективности с хроникального материала на закадровый комментарий. 2.4. Проанализированы основные дискурсы создания образа американского врага: идеологический (социализм vs. капитализм), национальный, цивилизационный (Восток vs. Запад), исторический, религиозный, антропологический (человек vs. машина, человек vs. зверь), гендерный, моральный, эстетический. 3. Проанализировано использование кинообразов «своих» и «чужих», включая образ Америки, в различных формах символической политики, проводимой в СССР в исследуемый период. 3.1 Политика памяти. Продемонстрировано, что исторический дискурс - ресурс конструирования врага Холодной войны. 3.2. Политика пространства. Анализ политики пространства показал, что пространственный дискурс, выступал ресурсом формирования образа американского врага. Образ небоскреба занимает особое место среди знаков американскости, что прослеживается в художественных, анимационных и документальных фильмах, а также на киноафишах. Среди важнейших функций образа небоскребов – инаковизация Врага, его дегуманизация, порождение чувства страха и создание чувства превосходства «своих». 4. Разработан инструментарий для прикладных социсследований, проведены 4 фокус-группы в России и получены результаты, позволяющие выявить восприятие фильмов Холодной войны современной российской аудиторией, и их роли в политической социализации россиян. Установлено, что точка зрения информантов дифференцируется в зависимости от их возраста и политических предпочтений. Ценности США и СССР, независимо от уровня знаний о Холодной войне, маркируются как противоположные и уверенно распознаются. Участники демонстрировали устойчивые разделяемые оценки кинообразов американского и советского государств, американцев и советских граждан, образов военного противостояния, военнослужащих двух стран, американской и советской семьи, мужественности и женственности. 5 Современная символическая политика. Исследовано использование кинообразов Холодной войны в современной политике России и США на примере фильмов «Белое солнце пустыни» (1969) и «Кандидат от Маньчжурии» (1962). Установлено, что акторы символической политики активно привлекают эти кинообразы в различные формы символической политики. Кинообразы Холодной войны являются ресурсом, который используется для репрезентаций сегодняшних российско-американских отношений и тем самым оказывает на них влияние. 6 Компаративный анализ. Определен список единиц сравнительного анализа: акторы символической политики, проводимой кинематографом; формы институционального и идеологического контроля кинопроизводства; генеалогия кинообразов врага Холодной войны, связь с образами врага Второй мировой войны; кинематографические приемы создания образа врага; дискурсы производства инаковости; соотношение эссенциализирующих инаковость дискурсов и тех, которые содержали допущение о возможности преодоления антагонизма; формы символической политики; механизмы символической политики; специфика изображения врага в каждом из киножанров; уровень однородности в образах СССР и США, наличие в них «внешних своих», а также «внутренних чужих»; степень вариативности позиций акторов символической политики в области кино в отношении репрезентаций врага; типология образов врага; внешне- и внутриполитические функции образов врага; динамика развития образа врага; эффективность создаваемых образов врага; рецепция фильмов аудиторией периода Холодной войны, динамика изменений субъекта восприятия кинокартин; отношение к кинообразам Холодной войны современной аудиторией; использование этих кинообразов в современной символической политике. В соответствии с планом исследования в отчетном году в основном изучался советский кинематограф, поэтому на данном этапе возможны лишь предварительные наблюдения, на основании которых сформулирована гипотеза о том, что образ советского врага, созданный американским кинематографом (во всяком случае, в 1940-1960-х гг.), носил более одномерный, гомогенный и жесткий характер, в котором предпочтение отдавалось использованию эссенциализирующих дискурсов, подчеркивающих неустранимый характер противоречий между двумя культурами. Эта гипотеза будет проверяться в ходе дальнейших исследований.

 

Публикации

1. Белов С.И. Образ врага в советской политике памяти периода «холодной войны» (на примере позиционирования США в кинематографе СССР) Научные горизонты, 10, 38 – 52. (год публикации - 2018)

2. Карушева Ю.М. Актуальные фильмы Холодной войны: компаративный анализ Социальная компетентность., - (год публикации - 2018)

3. Рябов О. В. The Symbol of the Motherland in the Legitimation and Delegitimation of Power in Contemporary Russia Nationalities Papers, - (год публикации - 2019)

4. Рябов О.В. «Как хорошо, что наяву я не в Америке живу!». Образ США в гендерном дискурсе советской мультипликации (1946-1963) Женщина в российском обществе, 2, 89-103 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.21064/WinRS.2018.2.8

5. Рябова Т. Б., Рябов О. В. Стереотипизация как механизм символической политики Герценовские чтения 2018. Актуальные вопросы политического знания Сборник научных трудов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет социальных наук. (Vol. 1, pp. 23-28). Санкт-Петербург: Издательство «ЭлекСис»., - (год публикации - 2018)

6. Рябова Т.Б. "The clash of masculinities"? Gendering Russia-Western Relations in Popular Geopolitics Russia as Civilization: Critical Perspectives on the Civilizational Turn in Contemporary Russia. London; New York: Routledge, - (год публикации - 2018)

7. Рябова Т.Б. «Белое солнце Пальмиры»: Маскулинность киногероев Холодной войны в современной символической политике Женщина в российском обществе, - (год публикации - 2018)

8. Смирнов Д.Г. Война образов в символической политике Холодной войны: Семиологические аспекты Вестник Ивановского государственного университета. Серия Гуманитарные науки, - (год публикации - 2019)

9. Смирнов Д.Г. Семиотика международных отношений: гендерное измерение (к постановке проблемы) Женщина в российском обществе, - (год публикации - 2018)

10. Юдин К.А. Кинематограф в контексте советско-американских отношений накануне и в период "холодной войны" (вторая половина 1920 - начало 1950-х гг.) Вестник Ивановского государственного университета. История., - (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В течение года исследовательская работа велась по шести направлениям: 1 Во-первых, исследовались теоретические аспекты изучения того, как кинообразы врага используются в символической политике: 1.1. Интерпретация образа врага как социального конструкта позволила выявить его функции (укрепление позитивной коллективной идентичности, мобилизация, легитимация насилия, легитимация власти, предсказание победы), что определяет структуру анализа кинообразов на следующем этапе проекта; 1.2. Построена объяснительная модель взаимного семиозиса киносферы Холодной войны и сферы международных отношений, ставшая результатом семиотического и когнитивного поворотов в международной символической политике; 1.3. Введено понятие символической инфантилизации - используемого политическими акторами приема символической политики, который заключается в уподоблении индивида или группы ребенку с целью получения преимуществ в политической борьбе. 2. Во-вторых, продолжено изучение кинообразов врага, созданных в США, и завершено в целом исследование тех, которые созданы в СССР: 2.1 Проанализированы исторические предпосылки кинообразов внешнего и внутреннего врага Холодной войны на материале пропаганды Великой Отечественной войны и советских кинообразов 1930-х гг.; 2.2. Проведено исследование современной историографии Холодной войны и истории изучения кинематографа СССР и США; 2.3. На основе изучения анимационных фильмов выявлено, как развитие художественных приемов повлияло на выбор сюжетики и героев фильмов периода Холодной войны; 2.4. В результате изучения неигровых фильмов установлено, что как в США, так и в СССР режиссеры опирались, прежде всего, на идеологизированные риторические конструкции, преподносимые как объективные и достоверные высказывания за счет установления особого типа отношения между вербальным и визуальным; 2.5. Проведено исследование важнейшего приема – дегуманизации (в двух ее формах, анималистской и механицистской). Кроме того, выявлены и изучены приемы «регуманизации» врага, то есть возвращения ему человеческого облика, которые можно обнаружить в отдельных фильмах СССР и США периода разрядки; 2.6. Установлена особая значимость для конструирования врага такого ресурса, как кинообразы детства, определены общие и специфические черты портретирования «своих» и «чужих» детей в кино СССР и США; 2.7. Завершено исследование идеологического и институционального контроля в СССР и США в 1940-1980-х гг., выявлена его специфика в различных видах и жанрах кино, определены общие и специфические черты советской и американской систем контроля. 2.8.Введены в научный оборот документы и кинофильмы, обнаруженные в архивах (РГАКФД, РГИА, РГАЛИ, РГАНИ, ЦГАЛИ); 2.9. Выделены и проанализированы кинематографические приемы производства врага, используемые в СССР (в частности, связь образа врага с аффектами страха и смеха, переживаемыми зрителем). 3. В-третьих, изучено использование кинообразов «своих» и «чужих» в различных формах символической политики, проводимой в СССР и США (включая такие ее формы, как легитимация власти, политика идентичности, политика памяти, политика пространства и др.): 3.1 Проведено исследование легитимации власти, осуществляемой при помощи кинематографа как актора символической политики. Политические оппоненты были представлены в качестве внутренних врагов, связанных с врагом внешним. Кроме того, легитимация власти осуществлялась за счет репрезентаций государства как защитника от внешних и внутренних врагов через создание соответствующих образов представителей силовых структур (правоохранительных органов, вооруженных сил, спецслужб); 3.2 Установлена роль образа «красной опасности» в политике американской идентичности, осуществляемой кинематографом США в 1940-1950-е гг.; 3.3. Выявлено, что привлечение мифологизированного исторического прошлого выступило приемом легитимации насилия по отношению к оппоненту и эссенциализации противоречий между «своими» и «чужими»; 3.4. Политика пространства изучалась во фрейме популярной геополитики. На материале анимационных фильмов показано, что противопоставление репрезентаций городской среды в США и СССР играло роль ресурса формирования образа американского врага. 4. В-четвертых, был проведен социологический анализ рецепции кинообразов врага Холодной войны современной аудиторией США и России; 4.1. Кинообразы Холодной войны, функционирующие в общественном мнении современных США, исследовались на материале интернет-форумов. Анализ обсуждения фильма «Red Dawn» на форуме Movie Chat показал, что современная киноаудитория использует эти образы для оценки нынешней политики США и ее отношений с Россией; 4.2. Изучение кинообразов, функционирующих в общественном мнении России, осуществлялось на основе анализа данных, полученных при проведении в 2018 г. фокус-групп. В частности, исследование восприятия образов американской военной маскулинности, созданных в кинематографе СССР и США, выявило высокую степень идентификации информантов с советским прошлым. Для российского и американского зрителя одни и те же образы могут иметь различные смыслы, что показал анализ восприятия образов американского фильма «Доктор Стрейнджлав»; 4.3. Анализ рецепции кинообразов «детей – героев» в политической памяти США на примере фильма «Red Dawn» (1984) показал, что специфика символических репрезентаций фрейма Холодной войны, их семантическая устойчивость и вариативность зависит от жанров и профилей легитимации национальной политической памяти. 5. В-пятых, изучалось использование этих образов в современной символической политике России и США: 5.1. «Холодная война» рассмотрена в качестве политического символа, который, подобно другим политическим символам, обладает такими свойствами, как способность проводить символические границы между сообществами; способность вызывать сильную эмоциональную реакцию; простота и понятность; пластичность и многозначность. За него ведется символическая борьба, которая была проанализирована в аспекте проблемы т.н. ностальгии по Холодной войне; 5.2. Исследовано, каким образом образ России как врага формируется сегодня в медиа США, в том числе при помощи апелляции к наследию Голливуда. 6. В-шестых, осуществлялся компаративный анализ советского и американского кинообразов врага, выявление общих закономерностей и национальных особенностей, объяснение сходства и специфики. В результате анализа таких кинообразов, как внутренний враг, ядерный апокалипсис, детство, ученые и др. ранее сформулированное предположение получило подтверждение: с одной стороны, прослеживаются параллели между советским и американским кинообразами, что обусловлено общими закономерностями конструирования врага и сущностными характеристиками Холодной войны; с другой, в образах врага, производимые кинематографом США (по крайней мере, его гегемонным дискурсом), в большей степени использовались эссенциализирующие приемы, которые позволяли представить противоречия между двумя странами в качестве вечных и естественных. Коммунистический враг, внешний и внутренний, в голливудских лентах нередко лишался человеческого облика, ему отказывали полностью или частично в праве принадлежать к человеческому роду. Однако эти гипотезы нуждаются в верификации на более репрезентативном материале, что предполагается осуществить в следующем году. 7. Подготовлен черновой вариант коллективной монографии. 8. Создан информационный ресурс (русско- и англоязычная версии) «Холодная война: Кинообразы врага» http://coldwarenemy.ru

 

Публикации

1. Белов С.И. Голливудское историческое кино о России и СССР периода «холодной войны»: Потенциал использования в рамках медиаобразования Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Мат-лы межд. науч. конф. Ростов/н/Д–Таганрог: РГЭУ (РИНХ). С. 172-175, - (год публикации - 2019)

2. Белов С.И. Образ Америки в советском историческом кинематографе периода Холодной войны Дневник Алтайской школы политических исследований, № 35. С. 33-38 (год публикации - 2019)

3. Белов С.И. Легитимация покупки Аляски США в американском историческом кинематографе периода "холодной войны" Вопросы истории, № 1 (год публикации - 2020)

4. Давыдова О.С. Иллюзорная идеология: как неигровое кино США превратилось в орудие Холодной войны Terra Aestheticae, № 1. С. 82-105. (год публикации - 2019)

5. Карушева Ю.М. Политический символ в формировании национальной идентичности школьников (на примере символа «Родина») Социальная компетентность, Т. 4. № 3. С. 272–278 (год публикации - 2019)

6. Кубышкин А.И. Американская Академия в эпоху Дональда Трампа Международный российско-американский семинар в Санкт-Петербургском государственном университете / под ред. Б. А. Ширяева, Н.А. Цветковой. СПб.: СПбГУ. С. 114-122, - (год публикации - 2019)

7. Кубышкин А.И., Пушкина Д.Б. Dr. Strangelove Vs Dr. Gusev. The Evolution of the image of a scientist in American and Soviet/Russian cinematography on the Cold War Медиаобразование, № 4, с. 495-499 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.13187/me.2019.4.495

8. Кубышкин А.И., Цветков И.А. Современное состояние исторической науки в США: о чем спорят американские историки? Американский ежегодник. 2017, С. 214-231 (год публикации - 2018)

9. Рябов Д.О., Рябов О.В. “Masha and the Bear” in the context of the New Cold War: The question of the role of cinema in symbolic politics Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Мат-лы межд. науч. конф. Ростов/н/Д–Таганрог: РГЭУ (РИНХ). С. 183-188, - (год публикации - 2019)

10. Рябов О.В. Gendering the internal enemy in Soviet early Cold War films (1946-1963) Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Мат-лы межд. науч. конф. Ростов/н/Д–Таганрог: РГЭУ (РИНХ). С. 175-178, - (год публикации - 2019)

11. Рябов О.В. Женщины нацистской Германии в зеркале советской карикатуры (на материале журнала «Крокодил») Уральский исторический вестник, № 3. С. 84-92 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.30759/1728-9718-2019-3(64)-84-92

12. Рябов О.В. "Родная кровь": Символические границы империи в советской литературе и кинематографе 1960-х годов Славянские чтения. XXIII. Daugavpils: Saule., - (год публикации - 2019)

13. Рябов О.В. «Америка» в политике советской идентичности: «Незнайка на Луне» Н. Носова и Холодная война Славянские чтения. XXIV. Daugavpils: Saule., - (год публикации - 2020)

14. Рябова Т.Б. Cold War cinematic masculinities in the eyes of contemporary Russians: A case of U.S. and Soviet military Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. Мат-лы межд. науч. конф. Ростов/н/Д–Таганрог: РГЭУ (РИНХ). С. 178-182, - (год публикации - 2019)

15. Рябова Т.Б. Кинообразы американских небоскребов в советской политике пространства периода «холодной войны» (1946-1963) Город. Среда. Политика. 2018. Сборник мат-лов науч.-практич. конф. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. С. 90-93., - (год публикации - 2019)

16. Рябова Т.Б., Панкратова Е.В. Кинообразы Холодной войны глазами современных россиян: случай «Доктора Стрейнджлава» (по материалам фокус-групп) Герценовские чтения-2019. Сб. мат-лов науч.-практич. конф. Сер. Политология / Под ред. Л. А. Гайнутдиновой и С.В.Смаль. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, - (год публикации - 2019)

17. Рябова Т.Б., Панкратова Е.В. «Cold warriors» глазами современных россиян: рецепция кинообразов маскулинности американских военных периода Холодной войны Женщина в российском обществе, № 4, с. 29-40 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.4.3

18. Рябова Т.Б., Рябов О.В. Образы детства и детей в символической политике Политическая экспертиза. ПОЛИТЭКС, Том 15. № 3. С. 417-433 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.307

19. Рябова Т.Б., Рябов О.В. The “Rape of Europe”: 2016 New Year’s Eve sexual assaults in Cologne in hegemonic discourse of Russian media Communist and Post Communist Studies, Volume 52, Issue 2, June 2019, Pages 145-154 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2019.04.004

20. Рябова Т.Б., Рябов О.В. «Белое солнце пустыни» в символической политики современной России Таможенная и пограничная политика в культурно-коммуникационном контексте: история и современность. Мат-лы межд. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии С. 36-44, - (год публикации - 2019)

21. Рябова Т.Б., Рябов О.В. Киногерои Холодной войны в современном российском обществе: гендерные аспекты Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика. Мат-лы Межд. науч. конф. Иваново : ИвГУ. С. 43-46, - (год публикации - 2019)

22. Рябова Т.Б., Рябов О.В. Образы детства в политике памяти: Репрезентации военных конфликтов Философия человека в историческом контексте. Сб. науч. ст. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. С. 392-397., - (год публикации - 2019)

23. Смирнов Д.Г. Символический этос международных отношений периода Холодной войны в кинематографическом измерении: к постановке проблемы Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки., 2019. № 4. (год публикации - 2019)

24. Смирнов Д.Г. Культура когнитивной безопасности: Семиодинамика образа в символической политике Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки., - (год публикации - 2020)

25. Спутницкая Н.Ю, Герои советского комикса в современном российском кино Мир комиксов: протообразы, японская манга, кинокомикс. — Москва; Екатеринбург : Фабрика комиксов /Кабинетный ученый, С. 210-220, - (год публикации - 2020)

26. Хид Т., Кубышкин А.И. Armageddon: Comparative Images of the Nuclear Conflict Between the United States and the Soviet Union in American Cinema Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения., Т. 24. № 5. С. 250-258 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2019.5.18

27. Юдин К.А. «Образ врага» и атмосфера «холодного противостояния» в зарубежном кинематографе 1960-х — 1970-х гг. Диалог со временем, № 67, с. 178-194 (год публикации - 2019)

28. Юдин К.А. Кинематографическая интеллигенция США и политико-идеологический контроль над медиапространством на начальном этапе «холодной войны» Интеллигенция и интеллигентоведение в начале ХХI века: результаты и перспективы. Мат-лы 30-й Межд. науч.-теор. конф. Иваново: ИвГУ. С. 132-138., - (год публикации - 2019)

29. Юдин К.А. Англо-американский кинематограф 1940 – 1970-х гг. и система государственно-политического контроля США На пути к гражданскому обществу, № 1(33). С. 74-88 (год публикации - 2019)

30. Юдин К.А. Советский кинематограф и «холодный» политический климат «позднего сталинизма» Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI вв. Мат-лы XVIII межд. науч.-практ. конф. 3–4 апр. 2019 г. Иваново: ИвГУ. С. 713-722., - (год публикации - 2019)

31. Белов С.И. Западные антисоветские фильмы: секрет популярности среди россиян (на материалах американского кинематографа 1980-х гг.) Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Москва, 6-8 декабря 2018 г. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс. С. 62-63., - (год публикации - 2018)

32. Белов С.И. Образ фантомной угрозы для детей со стороны США в советском историческом кинематографе периода Холодной войны Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 7-10, - (год публикации - 2019)

33. Белов С.И. «Смерть Сталина»: перспективы западного исторического кинонарратива в свете опытов фильмов «холодной войны» Траектории политического развития России: Институты, проекты, акторы: материалы Всероссийской научной конференции РАПН, г. Москва, 6-7 декабря 2019 г. / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной и др. М.: МПГУ. С. 62-63., - (год публикации - 2019)

34. Давыдова О.С. Дети в зеркале неигрового кино периода Холодной войны: марш между «зарницей» и миротворчеством Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 10-12, - (год публикации - 2019)

35. Завершинский К.Ф. Кинообразы «детей – героев» в легитимации памяти о Холодной войне: методологические и практические экспликации Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 15-18, - (год публикации - 2019)

36. Кубышкин А.И. Сакральные жертвы Холодной войны: дети как субъект/объект идеологической конфронтации и политической пропаганды Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 21-23, - (год публикации - 2019)

37. Рябов Д.О. Военная игрушка как инструмент политики идентичности: От Холодной войны к современности Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 28-30, - (год публикации - 2019)

38. Рябов О.В. Символ детства как ресурс создания образа врага (на материале кинематографа Холодной войны) Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 30-33, - (год публикации - 2019)

39. Рябов О.В. Символические границы в современной политике российской идентичности Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Москва, 6-8 декабря 2018 г. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс. С. 466, - (год публикации - 2018)

40. Рябова Т.Б. «‘Демографическое оружие Запада’? Дискуссии о гендерных исследованиях в российском антизападничестве» Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Москва, 6-8 декабря 2018 г. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс. С. 467, - (год публикации - 2018)

41. Рябова Т.Б. «Они же дети»? Семантика символа детства в дискурсе протестного движения современной России Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 66-69, - (год публикации - 2019)

42. Смирнов Д.Г. Культура безопасности: семиотика образа в символической политике Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Москва, 6-8 декабря 2018 г. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М.: Аспект-Пресс. С. 503-504, - (год публикации - 2018)

43. Смирнов Д.Г. Семиотическая модель детства в кинематографе Холодной войны: когнитивно-семиотическое измерение Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 39-42, - (год публикации - 2019)

44. Спутницкая Н.Ю. Советско-американская конфронтация в детском кинематографе СССР и США 1950-70-х гг. Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 36-38, - (год публикации - 2019)

45. Юдин К.А. «Family movies» в культурном пространстве Холодной войны: контрольно-цензурная регламентация детского / семейного кинематографа США Символ детства в политике: от Холодной войны к современности. Тезисы научной конференции / под ред. Т.Б. Рябовой, О.В. Рябова. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, С. 42-44, - (год публикации - 2019)

46. Юдин К.А. Институциональная киноцензура как актор формирования исторической памяти на начальном этапе "холодной войны" Траектории политического развития России: Институты, проекты, акторы: материалы Всероссийской научной конференции РАПН, г. Москва, 6-7 декабря 2019 г. / под ред. О.В. Гаман-Голутвиной и др. М.: МПГУ. С. 453-454., - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В течение года исследовательская работа велась по следующим направлениям: 1 Исследовались теоретико-методологические аспекты изучения использования кинообразов врага в символической политике. 1.1 предложено интерпретировать образа врага как политический символ, использование которого является эффективным приемом политической борьбы и за интерпретацию которого идет соревнование между акторами символической политики. Понимание врага как социального конструкта требует рассматривать в качестве первоочередной задачи анализ дискурсов, которые используются для проведении символических границ между «своими» и «чужими» 1.2. Уточнено понимание символической политики, которую предложено трактовать как деятельность, направленную на создание и продвижение определенных интерпретаций социально-политической реальности, включающих в себя производство значений и эмоций. Выделение эмоциональной составляющей символической политики позволяет рассматривать кинематограф в качестве одного из основных ее акторов. 2. Исследованы исторические предпосылки кинообразов внешнего и внутреннего врага Холодной войны на материале кинообразов 1930-х гг. и Второй мировой войны. 3. Изучены дискурсивные рамки, институциональные формы контроля, кинематографические приемы, семиотические механизмы, которые определяли границы производства образов врага кинематографиями СССР и США. 3.1. Выделены и проанализированы основные дискурсы (аксиологический, политический, национально-цивилизационный, антропологический, гендерный, религиозный, исторический). Проведено исследование важнейшего для создания кинообразов врага приема – дегуманизации (в двух ее формах, анималистской и механицистской). Кроме того, выявлены и изучены приемы «регуманизации» врага, то есть «возвращения» чужим человеческого облика. 3.2. Проведено исследование идеологического и институционального контроля в СССР и США, выделены общие и специфические черты советской и американской систем контроля. 3.3. Выделены и проанализированы кинематографические приемы производства врага. 3.4. Зафиксированы базовые механизмы взаимного семиозиса киносферы Холодной войны и сферы международных отношений — ресемиотизация и семиотическое смещение. 4. Рассмотрено, каким образом кинематографии СССР и США в качестве акторов символической политики использовали образы «своих» и «чужих» в таких ее формах, как легитимация власти, политика идентичности, политика памяти, политика пространства. 5. Исследовалась специфика образов врага в детском, анимационном и неигровом кино, начато изучение роли лингвистических и музыкальных ресурсов конструирования кинообразов врага, а также роли кинообразов стран «третьего мира» в репрезентациях СССР и США. 6. Исследовалось восприятие кинообразов Холодной войны современной аудиторией в США. Был проведен социологический анализ рецепции кинообразов врага современной аудиторией США на основании серии интервью в онлайн-формате. Степень идентификации американских информантов с событиями Холодной войны ниже, чем у российских; при этом для сторонников Республиканской партии противостояние СССР более значимо, чем для сторонников Демократической. 7. Изучалось динамика развития образов СССР и США в кинематографиях двух стран. Деконструкция образа «врага номер один» в 1960-е гг. анализировалась при помощи понятия регуманизации, наиболее выдающимся примером которой стал фильм «Русские идут! Русские идут!» (1966). 8. Осуществлялся компаративный анализ советского и американского кинообразов врага. Несмотря на то, что обе сверхдержавы представляли друг друга в качестве антиподов, базовые ценности СССР и США были гораздо ближе друг к другу, чем кажется. Это была не война двух миров, а, скорее, борьба в рамках одной цивилизации и одного цивилизационного кода. Помимо этого, отметим, что обе кинематографии использовали сходные приемы производства кинообраза врага. Важнейшие различия: 1) Советский кинематограф исходил из приоритета классового принципа над национальным, что обусловило следование идеи «двух Америк», «прогрессивной» и «реакционной», на протяжении всего периода Холодной войны. 2) Образ советского врага, созданный кинематографом США, носил более одномерный и жесткий характер, в котором предпочтение отдавалось использованию эссенциализирующих дискурсов, подчеркивающих неустранимый характер противоречий между двумя культурами. Кроме того, результатами проекта стали: a) Публикация 8 статей в изданиях, индексируемых в БД Scopus / WoS (одна – в издании Q 1), и 12 - в изданиях, индексируемых в БД РИНЦ. b) Подготовка к изданию коллективной монографии «Образы «врага номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода Холодной войны (1946-1963)». СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. 18 п.л. c) Подготовка чернового варианта коллективной монографии «Образы американского и советского врага в кинематографе СССР и США периода Холодной войны (1946-1991)». 30 п.л. e) подготовка 22 докладов и выступления с ними на конференциях d) Проведение международной научной конференции «Образы американского и советского врага в кинематографе СССР и США периода Холодной войны» (22-23 октября 2020 г., РГПУ им. А.И. Герцена), в которой приняли участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты в данном исследовательском поле. e) Введение в научный оборот документов и кинофильмов, обнаруженных в архивах (РГАКФД, РГИА, РГАЛИ, РГАНИ, ЦГАЛИ СПб) f) обновление веб-сайта проекта «Холодная война: Кинообразы врага» (русско- и англоязычная версии, http://coldwarenemy.ru , http://en.coldwarenemy.ru ).

 

Публикации

1. Белов С.И. Образ «Американского врага» в историческом дискурсе советского кинематографа как инструмент информационной войны против США в период «Холодной войны» Информационные войны, № 2 С. 58-63 (год публикации - 2020)

2. Белов С.И., Жидченко А.В. Обращение к теме рабства в США в советском кинематографе периода "холодной войны" Вопросы истории, № 7, с. 110-120 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202007Statyi08

3. Белов С.И., Жидченко А.В. Образ фантомной угрозы для детей со стороны США в советском историческом кинематографе периода холодной войны Журнал политических исследований, Т. 4 № 1 С. 25-37 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-25-37

4. Завершинский К.Ф. Политическая социализация детей как символическая репрезентация «политики детства» Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, - (год публикации - 2020)

5. Клещенко Л.Л. КУБА В СОВЕТСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Латинская Америка, № 8, С. 92-101 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S0044748X0012853-7

6. Клещенко Л.Л. Образ Кубы в советском и американском кинематографе Холодной войны Социальная компетентность, - (год публикации - 2020)

7. Рябов О.В. The “Red Machine”: The Dehumanization of the Communist Enemy in American Cold War Cinema Quaestio Rossica, Том 8, номер 2, с. 356-550 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15826/qr.2020.2.479

8. Рябов О.В. Символические границы в политике советской идентичности: Гендерное измерение (на материале кинематографа Великой Отечественной войны) Женщина в российском обществе, № 2, с. 10-25 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21064/WinRS.2020.2.2

9. Рябов О.В. Ностальгия по Холодной войне в современном российском сувенире Культтовары. Коммерциализация истории в массовой культуре. Коллективная монография / ред. М. П. Абашева, М. А. Литовская, И. Л. Савкина, М. А. Черняк. Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый. С. 27-39, - (год публикации - 2020)

10. Рябов О.В. Женщины нацистской Германии в зеркале советской карикатуры (на материале журнала «Крокодил») Уральский исторический вестник, № 3. С. 84-92 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.30759/1728-9718-2019-3(64)-84-92

11. Рябов О.В. Регуманизация «чужих»: Эволюция репрезентаций «врага номер один» в американском кинематографе Холодной войны Диалог со временем, - (год публикации - 2021)

12. Рябов О.В., Рябова Т.Б. The Images of Urban Space in Constructing the Cold War Enemy: US Skyscrapers in Soviet Animation Studies in Russian and Soviet Cinema, - (год публикации - 2021)

13. Рябова Т.Б., Рябов Д.О. Infantilising the Other: The Metaphor of Childhood in Russia’s Media Discourse on International Relations Australian Slavonic and East European Studies, Vol. 34. P. 125-149 (год публикации - 2020)

14. Спутницкая Н.Ю. Экранная рецепция фольклора Северной Европы. Герои и антагонисты в кинофильмах СССР и США 1960-х годов Художественная культура, № 2, С. 248-263 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24411/2226-0072-2020-00033

15. Спутницкая Н.Ю. Женские образы Холодной войны в графическом романе и кино: на материале комиксов «Марвел»* Мир комиксов-2020: диафильм, супергерои, японская субкультура / ред.-сост. Ю. А. Магера. Екатеринбург: Фабрика комиксов, 2020., с. 153-164 (год публикации - 2020)

16. Спутницкая Н.Ю. Образы врага в фильмах-сказках и анимации СССР в годы Второй мировой войны Международные исследования культуры, № 4 (год публикации - 2020)

17. Спутницкая Н.Ю. Sergei Eisenstein, Aleksandr Ptushko and Valentin Kadochnikov: on the Soviet fantasy cinema history Studies in Russian and Soviet Cinema, - (год публикации - 2021)

18. Юдин К.А. «Вот до чего довела Вас дружба с американцами!» Особенности советской культурной политики в середине 1950-х – 1970-е гг. Локус: люди, общество, культуры, смыслы, Т. 12, № 1, С. 30-46 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31862/2500-2988-2021-12-1-30-46

19. Юдин К.А. Аккорды «холодной войны»: музыка как ресурс для репрезентации «образа другого» в англо-американском кинематографе Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения., Т. 21, вып. 3. С. 353-358. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-3-353-358

20. Юдин К.А. Советская кинополитика второй половины 1950 — конца 1970-х годов Новейшая история России, Т.12. № 3. С. 752–773 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2022.315

21. Юдин К.А. «Холодная война» – «холодный» юмор: политико-сатирическая имагосфера англо-американского кинематографа 1960-х гг. Идеи и идеалы, 12, 2-2, 351-367 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.2.2-351-367

22. Юдин К.А. Контроль над детством по-американски: семейный кинематограф США в период «холодной войны» Вестник Ивановского государственного университета. Серия: гуманитарные науки., № 2, с. 68-80 (год публикации - 2020)

23. Юдин К.А. Кинополитика и идеология США в период «холодной войны» Вопросы истории, № 12, с. 84-97 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202012Statyi07

24. Рябов О. В., Белов С. И., Давыдова О. С., Кубышкин А. И., Рябов Д. О., Рябова Т. Б., Смирнов Д. Г., Спутницкая Н. Ю., Юдин К. А. «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны Москва: Издательство «Аспект Пресс»., М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023. 400 с. (год публикации - 2023)

25. Рябов О.В., Белов С.И., Давыдова О.С., Кубышкин А.И., Рябов Д.О., Рябова Т.Б., Смирнов Д.Г., Спутницкая Н.Ю., Юдин К.А. Образы «врага номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода Холодной войны (1946-1963) СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, - (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Прикладное значение результатов проекта связано с возможностью их использования в реализации важнейших задач, сформулированных в таких документах, как «Концепция внешней политики РФ», «Доктрина информационной безопасности РФ», «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», а также в образовании и культурно-просветительской деятельности. Оно может быть рассмотрено в трех аспектах. Во-первых, понимание закономерностей конструирования негативного имиджа России (прежде всего, на Западе) поможет формированию позитивного образа страны как для граждан РФ, так и для «внешнего потребления». Во-вторых, это связано с российско-американскими отношениями. В частности, следует принимать во внимание, что негативное отношение к «коммунизму» имеет глубокие корни в американском обществе, но коммунизм понимается – в том числе, благодаря кинематографу – не как социально-экономическая формация, а противоположность демократии и свободе. Поэтому РФ, промаркированная как страна, в которой нет демократии, воспринимается как «коммунистическая страна» - прямая наследница «империи Зла». Не удивительно, что кинообразы Холодной войны создают фреймы восприятия политической действительности, в которых отравления политических противников или «медовые ловушки» воспринимаются как вполне достоверные, не нуждающиеся в дополнительном обосновании. В-третьих, это относится к общим закономерностям информационных войн - с точки зрения корректировки имиджа государств, в первую очередь, средствами кино и медиа-текстов.