КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-19-00351

НазваниеТеоретико-экспериментальные модели и критерии двухпараметрической механики разрушения в комплексной системе обоснования и управления ресурсом и живучестью критически важных поврежденных элементов.

РуководительМатвиенко Юрий Григорьевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г.  , продлен на 2021 - 2022. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-101 - Прочность, живучесть и разрушение материалов и конструкций

Ключевые словаповреждение, разрушение, ресурс, живучесть, траектория трещины, конструкционная прочность, мониторинг, акустическая эмиссия, спекл-интерферометрия, управление

Код ГРНТИ30.19.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Предупреждение разрушений и обеспечение безопасности сложных технических систем на современном этапе развития науки во многом определяется адаптацией основных положений современной теории управления к постановке и решению проблем ресурса и живучести критически важных элементов этих систем в поврежденных состояниях, что позволяет перейти к созданию интеллектуальных технических систем. Теория управления на базе физико-математических и имитационных моделей повреждений и разрушений позволяет изучать динамические процессы, протекающие в технических системах под воздействием механических нагрузок, температурных полей и коррозионно-активных сред, а также устанавливать структуру и параметры составных частей системы для придания реальному процессу управления желаемых свойств. В качестве одной из основных задач теории управления в проблемах безопасности и живучести следует рассматривать задачу анализа кинетики повреждений критически важных элементов технических систем на модельном и (или) физическом уровне, а также разработку теоретико-экспериментальных моделей, критериев современной двухпараметрической механики разрушения и управление траекторией трещины. Актуальность научной проблемы предупреждения разрушений и обеспечения безопасности сложных технических систем обусловлена необходимостью создания комплексного междисциплинарного подхода к анализу, прогнозированию и управлению конструкционной прочностью, ресурсом и живучестью критически важных высоконагруженных объектов машиностроения, атомной энергетики, транспорта и авиакосмических систем в поврежденных состояниях. Безусловно, основу таких научно обоснованных подходов составляют теоретико-экспериментальные физико-математические модели и критерии современной механики разрушения; методы и системы диагностики и мониторинга повреждений и деградации свойств конструкционных материалов с использованием физико-механических методов. Результаты фундаментальных и прикладных исследований в рамках современной механики разрушения достигаются посредством привлечения интенсивно развивающихся перспективных методов исследования, основанных на комбинировании теоретических, численных и экспериментальных методов исследования; разработке перспективных моделей и критериев двухпараметрической механики разрушения, учитывающей стеснение деформаций в окрестности вершины трещиноподобного дефекта, степень его опасности и направление распространения; использовании физических методов при мониторинге и диагностике напряженно-деформированного состояния, поврежденности и дефектности в высоко градиентных критически важных зонах, включая технологические остаточные напряжения. На основе акустико-эмиссионного метода предполагается создать универсальные методики и программные продукты для проведения диагностики локальных зон повреждения и разрушения материалов на микро, мезо и макромасштабном уровне с оценкой их живучести и остаточного ресурса. На основе математической обработки полей остаточных перемещений, полученных с использованием динамического инденторования и оптико-корреляционных методов, будут разработаны методики и компьютерные программы для численного решения обратной задачи механики деформируемого твёрдого тела об определении параметров нагруженности и деградации материала, траектории трещины. Решение сформулированной в рамках настоящего проекта проблемы позволит создать научно обоснованный подход к обеспечению безопасности сложных технических систем и управлению ресурсом и живучестью критически важных элементов в поврежденных состояниях, что заложит научно обоснованный базис для создания интеллектуальных технических систем. Приложением таких исследований являются критически важные системы с повышенными параметрами рабочих процессов, ресурса и техногенной безопасности на стадиях конструирования, изготовления, доводки и эксплуатации в штатных, аварийных и катастрофических ситуациях. Вместе с тем, следует признать отсутствие на сегодняшний день комплексной системы обоснования и управления ресурсом и живучестью технических систем, поврежденных трещиноподобными дефектами, на основе научно обоснованных теоретико-экспериментальных моделей и критериев двухпараметрической механики разрушения.

Ожидаемые результаты
В настоящее время очевидным и неоспоримым является междисциплинарный характер научных исследований. С привлечением подходов механики, физики и химии в ведущих научных организациях мира разрабатываются фундаментальные принципы, модели и методы многокритериального связного анализа, обеспечения и повышения прочности, ресурса, живучести, надежности и безопасности машин и конструкций в междисциплинарных проблемах машиностроения. Одним из ключевых звеньев такого современного системного анализа является двухпараметрическая механика разрушения, позволяющая дать ответ на непростой вопрос о безопасности поврежденных трещиноподобными дефектами критически важных элементов машин и конструкций машиностроения. Более того, современная механика разрушения оказывается весьма востребованной в решении прорывных технологических проблем машиностроения, в управлении процессами повреждений и кинетикой разрушения, включая управление траекторией трещины, обеспечивающей продление ресурса поврежденных конструкций; а также при обосновании требований к созданию приборного и аппаратного обеспечения для локации и дефектометрии поврежденных трещинами машин и конструкций. Для достижения качественно нового уровня безопасности, живучести и ресурса действующих и проектируемых машин и конструкций в рамках вышеотмеченной активации работ важное место занимают модели и критерии, основанные на двух- и многопараметрических подходах механики разрушения. Алгоритмы и системы косвенного мониторинга, основанные на новейших достижениях в области экспериментальных и вычислительных методов, в настоящее время развиваются отечественными и зарубежными научно-исследовательскими и конструкторскими организациями. В рамках проекта предполагается разработка и усовершенствование средств измерений, обеспечивающих надёжный сбор и передачу информации в условиях воздействия факторов эксплуатационного, так и совершенствование вычислительных алгоритмов, основанных, в том числе, на методах решения некорректных обратных задач механики и позволяющих получить параметры двухпараметрической механики разрушения по ограниченно доступной экспериментальной информации. В рамках реализации проекта значительное внимание будет уделено трехмерному численному упругому и упругопластическому моделированию напряженно-деформированного состояния тел с трещинами с определением классических параметров механики разрушения (коэффициента интенсивности напряжений, J-интеграла и др.) и перспективных параметров стеснения деформаций вдоль фронта трещин. Напряженно-деформированное состояние в окрестности вершины трещины будет рассмотрено с позиций асимптотических многочленных полей напряжений. Будут установлены перекрестные связи между различными параметрами стеснения деформаций у вершины трещины при маломасштабном и развитом пластическом течении у вершины трещины. Введение в базовые уравнения адекватных параметров стеснения деформаций у вершины трещины наряду с мониторингом напряженно-деформированного состояния, деградации и повреждения материала позволит научно обоснованно и корректно прогнозировать предельные и допустимые состояния критически важных элементов, а также перейти к управлению остаточным ресурсом и живучестью. На основе математической обработки полей остаточных перемещений, полученных с использованием динамического индентирования, будет разработана методика и компьютерные программы для численного решения обратной задачи механики деформируемого твёрдого тела об определении параметров нагруженности. Кроме того, будет решена задача об оценке деградации механических характеристик материала. Указанные исследования, базирующиеся на сочетании современных численных методов решения обратных задач механики и использовании современной аппаратуры для регистрации экспериментальной информации оптико-цифровыми методами, наряду с практической значимостью, имеют также и обще методическое значение в развитии механики деформированного твёрдого тела. Это позволяет утверждать, что научный уровень предлагаемых разработок и исследований соответствует мировому. Многоуровневая диагностика повреждений, основанная на комплексном подходе и не имеющая в мировой практике аналогов, позволит с высокой степенью надежности контролировать весь процесс деформирования изделия, начиная от упругих деформаций и практически до момента разрушения. При этом с использованием разработанных критериев распознавания источников сигналов АЭ, графиков активности и локации источников сигналов представляется возможным выявление зон с высоким уровнем деградации свойств материала, наблюдение динамики процесса повреждения и разрушения структуры композитного и металлического материала, прогнозирование предельных уровней нагрузки и ресурса создаваемых интеллектуальных конструкций. Таким образом, решаемые задачи представляют собой новый этап развития научного направления, связанного с прогнозированием и управлением конструкционной прочностью, ресурсом и живучестью технических систем с трещиноподобными дефектами на основе методов физико-математического и имитационного моделирования, двухпараметрических моделей и критериев повреждений и разрушений, методов и средств диагностики и мониторинга повреждений и разрушений на различных масштабно-структурных уровнях. Актуальность и научная значимость запланированных исследований в решении сформулированной проблемы соответствует мировому уровню исследований, направленных на создание интеллектуальных конструкций перспективной авиационной техники. Создание таких интеллектуальных конструкций связанно с разработкой моделей и двухпараметрических критериев повреждений и разрушений металлических и композитных материалов, управлением траекториями трещин, разработкой методов комплексного мониторинга повреждений критически важных высоко градиентных зон элементов конструкций в реальном режиме времени, созданием методологии, программного обеспечения и средств для прогнозирования и управления ресурсом и живучестью критически важных элементов конструкций, базирующихся на обработке результатов непрерывного мониторинга технического состояния, осуществляемого на основе комбинированной системы, использующей волоконно-оптические датчики деформаций и акустической эмиссии.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В результате трехмерного численного моделирования напряженно-деформированного состояния тел с трещинами определены классические параметры упругопластической механики разрушения ( J-интеграл, упругопластический коэффициент интенсивности напряжений и др.), а также перспективные параметры стеснения деформаций вдоль фронта трещин. Напряженно-деформированное состояние в окрестности вершины трещины упругопластического тела рассмотрено с позиций асимптотических трехчленных полей напряжений. В качестве параметров стеснения рассмотрены несингулярные Т-напряжения, А и А2 параметры, Q параметр, размер зоны пластической деформации у вершины трещины, ограниченный изолиниями эквивалентной пластической деформации. Аналитически и численно установлены корреляционные связи между исследованными параметрами стеснения деформаций у вершины трещины при маломасштабном и развитом пластическом течении у вершины трещины. Для реализации критериальных подходов двухпараметрической механики упругопластического разрушения применительно к проблемам управления ресурсом и живучестью поврежденных критически важных элементов технических систем как в условиях маломасштабного течения, так и развитого пластического течения, предлагается использовать теоретически обоснованный A параметр, основанный на асимптотическом трехчленном упругопластическом поле напряжений у вершины трещины. Разработан модернизированный вариант ПК, ориентированый на решение задачи оценки параметров нагруженности (напряжений) и деградации механических характеристик материала на основе математической обработки полей остаточных перемещений, возникающих при динамическом индентировании детали упругим сферическим индентором. Разработана программа (в ПК ANSYS и Mathlab, взаимодействующих в автоматическом режиме) для моделирования процесса упругопластического деформирования тела при решения обратной задачи (определения нагруженности или дефектности материала) в условиях статического или динамического индентировании детали, осуществляющая поэтапный контроль построения конечно-элементной модели, расчёт напряжённо-деформированного состояния, представление и сохранение полей деформационных откликов, а также позволяющая проводить процедуру «численного моделирования экспериментальных данных», когда величины деформационных откликов автоматически определяются на основе расчётов напряжённо-деформированного состояния. Выполнено совершенствование программного модуля формирования банка деформационных откликов, обеспечившее возможность выполнения и высокую автоматизацию процессов построения, обучения, и использования искусственной нейронной сети при решении задачи динамического индентирования. Проведено численное моделирование процесса динамического взаимодействия упругого стального индентора с элементами из упругопластических материалов (включая материалы, характеристики деформирования которых зависят от скорости нагружения) для типовых объектов (полупространство, пластина). При этом рассмотрены как линейно упрочняющиеся материалы, так и также материалы, характеристики деформирования которых зависят от скорости деформирования и описываются моделями Купера-Саймонда и Джонсона-Кука. На основе сопоставления результатов для ненагруженного и нагруженного полупространства установлено, что при наличии начальных напряжений (растягивающих) величины максимальных остаточных перемещений существенно меньше, чем при их отсутствии. На основе структурно-феноменологической концепции с применением акустико-эмиссионной диагностики разработана методика раннего выявления повреждений и оценки степени деградации структуры конструкционного материала на микро, мезо и макромасштабном уровне, позволяющая в ходе АЭ мониторинга в режиме реального времени идентифицировать основные источники разрушения элементов структурных связей, относящихся к нижнему (Н), среднему (С) и верхнему (В) энергетическим кластерам. Разработан алгоритм и программный продукт распознавания источников локационных импульсов на основании выбранных критериальных параметров, характеризующих относительную энергию сигнала, форму акустической волны и спектральное распределение плотности энергии в полосе пропускания цифрового фильтра АЭ системы. Проанализировано влияние малоцикловой усталости на эволюцию параметров механики разрушения. Для оценки раскрытия в вершине трещины, коэффициента интенсивности напряжений и Т-напряжения при увеличении узкого выреза, моделирующего трещину и исходящую из отверстий, при постоянной внешней нагрузке, используются измерения локального перемещения на поверхности образца с помощью электронной спекл-интерферометрии. Исходные экспериментальные данные представлены в виде компоненты перемещения, измеренные в окрестности вершины трещины. Переход от компонентов перемещения к значениям коэффициента интенсивности напряжений и T-напряжений основан на модифицированной версии метода наращивания трещины. В общем случае предварительная малоцикловая усталость, а, именно, размах напряжений и коэффициент асимметрии цикла нагружения, а также длина трещины оказывают сильное влияние на параметры механики разрушения. Эти данные позволяют построить зависимости параметров механики разрушения для трещин фиксированной длины от числа циклов предварительного нагружения, которые отражают процесс накопления усталостных повреждений. Результаты демонстрируют интенсификацию процесса накопления усталостных повреждений при достижении 50% общей долговечности. Также показано, что этот параметр не зависит от величины коэффициента асимметрии цикла нагружения.

 

Публикации

1. Матвиенко Ю.Г., Васильев И.Е., Чернов Д.В., Марченков А.Ю. Диагностика сварных швов оборудования магистральных нефтепроводов Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, № 8(6), с. 772-784 (год публикации - 2018)

2. Матвиенко Ю.Г., Елеонский С., Пмсарев В.С. Evolution of fracture mechanics parameters for cracks in residual stress field Procedia Structural Integrity, Vol. 9, p. 16–21 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2018.06.005

3. Чернятин А.С., Лопез-Креспо П.,Морено Б., Матвиенко Ю.Г. Multi-approach study of crack-tip mechanics on aluminium 2024 alloy Theoretical and Applied Fracture Mechanics, Vol.98, p. 38-47 (год публикации - 2018)

4. Чернятин А.С., Матвиенко Ю.Г., Разумовский И.А. Fatigue Surface Crack Propagation and Intersecting Cracks in Connection with Welding Residual Stresses Fatigue and Fracture of Engineering Materials and Structures, N 10, Vol. 41, p.2140-2152 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1111/ffe.12808

5. Васильев И.Е., Матвиенко Ю.Г., Чернов Д.В. Акустико-эмиссионный мониторинг процесса разрушения композитных конструкций в условиях циклического нагружения Сборник тезисов Международной конференции "Машины, технологии и материалы для современного машиностроения", посвященной 80-летию Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. 21-22 ноября 2018 г., г. Москва, Россия. - М.: ИМАШ РАН, 2018. - с. 43 ., с. 43 (год публикации - 2018)

6. Васильев И.Е., Матвиенко Ю.Г., Чернов Д.В. Методика ранней диагностики развивающихся повреждений Сборник тезисов Международной конференции "Машины, технологии и материалы для современного машиностроения", посвященной 80-летию Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. 21-22 ноября 2018 г., г. Москва, Россия. - М.: ИМАШ РАН, 2018., с. 44 (год публикации - 2018)

7. Васильев И.Е., Матвиенко Ю.Г., Елизаров С.В., Чернов Д.В. Способ акустико-эмиссионного мониторинга степени деградации структуры материала и прогнозирования остаточной прочности изделия Патент № 2649081 РФ: МПК С 1 G01N 29/14 (2006.01), МПК С 1 G01N 29/14 (2006.01), № 2018122809 (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В рамках двухпараметрической модели упругопластической механики разрушения, основанной на J-A подходе, сформулированы условия предельного и допустимого состояний упругопластической трещины с учетом научно обоснованного параметра A стеснения деформаций в вершине трещины. Допустимое состояние обосновано посредством введения в уравнение состояния тела с трещиной коэффициента запаса по трещиностокости (J-интегралу). Допустимое значение J-интеграла соответствовует значению параметра A локального стеснения деформаций в вершине трещины, обеспечивая тем самым безопасное состояние конструкции при наличии трещины. С применением модернизированного ПК проведены расчёты серии тестовых обратных задач об определении параметров состояния (нагруженности и деформационных характеристиках материалов) исследуемых объектов путём математической обработки полей остаточных перемещений, обусловленных динамическим взаимодействием объектов с упругим сферическим индентором. На основе анализа полученных результатов установлено влияние скорости индентора, точности, зоны локализации экспериментальной информации, а также её типа (нормальные, тангенциальные компоненты вектора перемещений) на погрешность определения искомых параметров. С учётом полученных результатов установлены оптимальные параметры проведения экспериментально-расчётных исследований объектов различного типа применительно к решению задач: оценки деградации механических характеристик материала на основе математической обработки полей остаточных перемещений, полученных на основе динамического индентирования; начальных (остаточных) или активных напряжений, имеющих место на поверхности исследуемого объекта. Разработана методика, реализованная в соответствующей программе для определения искомых параметров (нагруженности объекта и характеристики деформирования материалов) в случае, когда, вследствие изменения микрорельефа в центральной части контактной зоны, погрешность исходной информации в некоторой области весьма значительна (или практически не может быть получена). На основе расчёта серии соответствующих задач, проведены оценки точности результатов и разработаны рекомендации по проведению исследований. Выполнено теоретическое обоснование оценки степени деградации структуры конструкционного материала и прогнозирования остаточной прочности изделия с применением весовых и частотных критериальных параметров, а также их пороговых соотношений, позволяющих определять влияние накопленных повреждений на несущую способность конструкции на любом этапе эксплуатации. Разработан алгоритм и программное обеспечение, позволяющее в режиме реального времени в процессе АЭ мониторинга регистрировать динамику изменения весовых и частотных критериальных параметров, сравнивая их с пороговыми соотношениями соответствующих критериальных параметров, характерных для предельного состояния диагностируемого изделия в условиях действия эксплуатационных или стендовых режимов нагружения и применяемых настроек АЭ системы. Изучено влияние настроек АЭ системы, в частности порога дискриминации сигналов и полосы пропускания цифровых фильтров на весовые и частотные критериальные параметры, а также пороговые их соотношения с целью оценки степени деградации материала и прогнозировании остаточной прочности изделия. Проведены тестовые испытания комплексной методики использования весовых и частотных параметров регистрации локационных импульсов при АЭ мониторинге конструктивно подобных образцов, изготовленных из современных конструкционных материалов, в том числе полимерных композитных материалов (ПКМ) со слоистой, ячеистой и комбинированной структурой, для оценки динамики изменения степени деградации структуры материала и прогнозе остаточной прочности (потере устойчивости) в условиях их статических и циклических испытаний на разрушение от действия растягивающих, сжимающих и изгибных нагрузок. Изучены возможности повышения точности локации координат источников АЭ событий в конструкциях из ПКМ на основании статистической обработки значений разности времени прихода импульсов АЭ на преобразователи локационной решетки, а, следовательно, достоверности оценки степени деградации структуры конструкционного материала и прогнозирования остаточной прочности изделия в процессе АЭ мониторинга. Проведено сравнение величин раскрытия трещины, коэффициентов интенсивности напряжений и T-напряжений для трещин, исходящих от исходного и упрочненного отверстий в образцах одинаковой геометрии для одинаковых параметров предварительного малоциклового нагружения. Получены зависимости, описывающие эволюцию остаточных напряжений в окрестности упрочненного отверстия при циклическом нагружении. Установлены зависимости деформационных (раскрытие трещины) и силовых (КИН и T-напряжения) параметров механики разрушения от количества циклов предварительного нагружения с различными параметрами, которые количественно описывают влияние амплитуды и коэффициента асимметрии цикла нагружения на процесс накопления усталостных повреждений в высокоградиентном поле деформаций при совместном воздействии внешних и остаточных напряжений.

 

Публикации

1. Васильев И.Е., Елизаров С.В., Матвиенко Ю.Г., Чернов Д.В. Критериальные параметры для оценки степени деградации композитного материала в процессе АЭ мониторинга диагностируемой конструкции Сборник статей научно-технической конференции "Прочность конструкций летательных аппаратов" 31 мая - 1 июня 2018 г., г. Жуковский, №2782, с. 139-143 (год публикации - 2018)

2. Матвиенко Ю.Г. Comparison of the constraint parameters in elastic-plastic fracture mechanics FRATTURA ED INTEGRITA STRUTTURALE, Issue 49, 36-43 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3221/IGF-ESIS.49.04

3. Матвиенко Ю.Г., Васильев И.Е., Чернов Д.В., Панков В.А. Acoustic-Emission Monitoring of Airframe Failure under Cyclic Loading Russian Journal of Nondestructive Testing, Vol. 55, № 8, 570-580 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1134/S1061830919080084

4. Матвиенко Ю.Г., Писарев В.С., Елеонский С.И. The effect of low-cycle fatigue parameters on damage accumulation near a hole Engineering Failure Analysis, Vol. 106, 104175 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1016/j.engfailanal.2019.104175

5. Матвиенко Ю.Г., Писарев В.С., Елеонский С.И. The effect of low-cycle fatigue on evolution of fracture mechanics parameters in residual stress field caused by cold hole expansion FRATTURA ED INTEGRITA STRUTTURALE, I. 47, 303-320 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3221/IGF-ESIS.47.23

6. Матвиенко Ю.Г., Писарев В.С., Елеонский С.И., Чернов А. Residual stress/strain evolution due to low-cycle fatigue by removing local material volume and optical interferometric data FATIGUE & FRACTURE OF ENGINEERING MATERIALS & STRUCTURES, Vol. 42, I. 9, 2061-2078 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1111/ffe.13083

7. Попова Н.С., Морозов Е.М., Матвиенко Ю.Г. Predicting the crack path in a wedge under a concentrated tensile force by means of variational principle FRATTURA ED INTEGRITA STRUTTURALE, Issue 49, 267-271 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3221/IGF-ESIS.49.26

8. Матвиенко Ю.Г., Васильев И.Е., Елизаров С.В., Чернов Д.В. Структурно-феноменологический подход по определению степени деградации композиционных материалов методом акустической эмиссии Научные труды 4-ой Международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию ИМАШ РАН "Живучесть и конструкционное материаловедение" (ЖивКоМ-2018), с.164-166 (год публикации - 2018)

9. Матвиенко Ю.Г., Васильев И.Е., Чернов Д.В. Кинетика разрушения пакета однонаправленного ламината с применением акустической эмиссии и видеорегистрации Сборник материалов VIII Международной конференции "Деформация и разрушение материалов и наноматериалов". Москва. 19-22 ноября 2019 г., с. 644-646 (год публикации - 2019)

10. Матвиенко Ю.Г., Разумовский И.А., Федоров А.А. Влияние локального индентирования на циклический рост трещины Сборник материалов VIII Международной конференции "Деформация и разрушение материалов и наноматериалов". Москва. 19-22 ноября 2019 г., с. 731-732 (год публикации - 2019)

11. Васильев И.Е., Матвиенко Ю.Г., Чернов Д.В., Махутов Н.А., Иванов В.И. Способ моделирования переходных процессов накопления повреждений в диагностируемом объекте и устройство бифуркационной модели -, 2704575 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Сформулированы принципы создания комплексной системы управления ресурсом и живучестью поврежденных критически важных элементов на основе разработанных в рамках проекта теоретико-экспериментальных моделей кинетики повреждений и разрушения, графического критерия двухпараметрической упругопластической механики разрушения, анализа нагруженности критически важных элементов конструкций, а также кластерного анализа регистрируемых массивов импульсов акустической эмиссии, отражающих кинетику повреждений и разрушения на микро-, мезо- и макромасштабном уровне. Разработаны фундаментальные модели и методы многокритериального связного анализа, обеспечения и управления ресурсом машин и конструкций с позиций современной механики разрушения и мониторинга. Рассмотрена иерархия методов анализа и управления ресурсом. В качестве составных частей ресурса рассмотрены трещиностойкость и живучесть. Предложены инженерно-технологические и материаловедческие методы управления ресурсом. В рамках настоящего этапа проекта уделено внимание созданию интеллектуальных технических систем на основе современных многостадийных моделей и критериев механики разрушения и живучести, физико-математического и имитационного моделирования, мониторинга и диагностики напряженно-деформированного состояния, повреждений и дефектности материалов в реальном режиме времени. Разработана методика оценки параметров индентирования в окрестности вершины трещины, обеспечивающих существенное уменьшение скорости роста усталостных трещин и изменение ее траектории в пространственных элементах конструкций в зависимости от геометрии и механических характеристик материала элемента конструкции, типа и размеров трещин. Разработаны рекомендации по созданию универсального оборудования (а также требования к существующему оборудованию) для динамического индентирования натурных объектов с целью оценки нагруженности материала, включая выбор типа динамического индентора, формулировку требований к характеристикам специализированной аппаратуры для регистрации полей остаточных перемещений, программу для представления результатов цифровой регистрации данных эксперимента в виде, удобном для последующей математической обработки. Проведена модернизация специализированного ЭЦСИ-интерферометра для регистрации полей остаточных перемещений, обусловленных динамическим индентированием. Исследована нагруженность материала лабораторных образцов. Расчёт параметров нагруженности проведен посредством разработанной методики и использования конечно-элементного моделирования. Проведены комплексные исследования кинетики повреждений и разрушения структуры ПКМ на микро-, мезо- и макромасштабном уровне в процессе деформирования однонаправленного ламината с применением цифровых высокоскоростных видеокамер и отражательного микроскопа, синхронизированного с системой АЭ мониторинга. Изучена эволюция разрушения структуры ламината посредством сопоставления видеоизображений на разных стадиях разрушения ламината с регистрируемыми при этом импульсами АЭ событий в кластерах нижнего, среднего и верхнего энергетического уровня, их энергетическими и временными характеристиками, а также динамикой изменения весовых и частотных критериальных параметров в кластерах. Идентифицирована природа основных источников АЭ событий, регистрируемых на стадиях разрушения структуры ламината на микро-, мезо- и макромасштабном уровне, на основе анализа их энергетических и временных параметров, форм волн и спектров локационных импульсов, а также сопоставления текущих значений на графиках критериальных параметров при изменении тренда накопления повреждений в точках структурной бифуркации с синхронно регистрируемыми кадрами разрушения ламината. Посредством анализа спектров сигналов АЭ событий определены кластеры частот основных типов регистрируемых импульсов на стадиях деформирования ламината. В результате проведенных исследований повышена информативность проводимого АЭ мониторинга элементов конструкций, имеющих различные формы вырезов. Посредством численного моделирования получены особенности распространения упругих волн в диагностируемых изделиях. Верификация результатов осуществлена с помощью генерации АЭ импульсов и их регистрации перед и за конструктивными особенностями (вырезами), а также посредством сопоставления получаемых форм волн, энергетических и временных параметров с их модельными значениями. Представлен явный вид функции, которая характеризует процесс накопления малоцикловых повреждений в регулярных зонах напряжений плоских образцов без влияния остаточных напряжений. Данная функция получена на основе количественного анализа величин площадей, лежащих под кривыми зависимостей коэффициентов интенсивности напряжений от количества циклов нагружения для второго и третьего надрезов, считая от контура отверстия. Функция, которая описывает процесс накопления повреждений в нерегулярной зоне, прилегающей к контуру отверстия, получена в 2019 году. Наличие этих двух функций, а также набор зависимостей раскрытия в вершине надреза и T-напряжений от количества циклов нагружения в малоцикловом диапазоне, является необходимым звеном для формулировки и верификации двухпараметрических критериев разрушения для трещин в нерегулярном поле напряжений без учета влияния остаточных напряжений. Обоснован явный вид функции, которая характеризует процесс накопления малоцикловых повреждений в окрестности упрочненных отверстий с учетом влияния остаточных напряжений. На основе такой функции, а также набора зависимостей величин раскрытия в вершине надреза и T-напряжений для надрезов различной длины от количества циклов нагружения в малоцикловом диапазоне, разработаны научно обоснованные подходы, необходимые для формулировки и верификации двухпараметрических критериев разрушения для трещин в нерегулярном поле напряжений с учетом влияния остаточных напряжений. Получены зависимости, которые описывают влияние коэффициента асимметрии цикла на релаксацию остаточных деформаций и напряжений в окрестности упрочненного отверстия при малоцикловом нагружении. Такая информация необходима для оценки вклада остаточных напряжений в процесс накопления повреждений в зоне концентрации напряжений и выбор оптимальной величины натяга, используемого при упрочнении отверстия.

 

Публикации

1. Елеонский С.И., Матвиенко Ю.Г., Писарев В.С., Чернов А.В. НАКОПЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ОКРЕСТНОСТИ ОТВЕРСТИЯ ПРИ МАЛОЦИКЛОВОЙ УСТАЛОСТИ ПО ДАННЫМ ИЗМЕРЕНИЙ ЛОКАЛЬНОГО ДЕФОРМАЦИОННОГО ОТКЛИКА ЗАВОДСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ДИАГНОСТИКА МАТЕРИАЛОВ, Том: 86, №10, С.: 46-55 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2020-86-10-46-55

2. Елеонский С.И., Матвиенко Ю.Г., Писарев В.С., Чернов А.В. ЭВОЛЮЦИЯ ПАРАМЕТРОВ МЕХАНИКИ РАЗРУШЕНИЯ В ОКРЕСТНОСТИ ОТВЕРСТИЯ ПРИ МАЛОЦИКЛОВОЙ УСТАЛОСТИ ПО ДАННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРЕЩИНЫ УЗКИМИ НАДРЕЗАМИ ЗАВОДСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ. ДИАГНОСТИКА МАТЕРИАЛОВ, Том: 86, №9, С.: 52-62 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2020-86-9-52-62

3. Матвиенко Ю.Г. The effect of crack-tip constraint in some problems of fracture mechanics Engineering Failure Analysis, номер: 110, статья 104413 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.engfailanal.2020.104413

4. Матвиенко Ю.Г., Васильев И.Е., Бубнов М.А., Чернов Д.В. Influence of Dimensions and Shape of Process Cutouts on the Accuracy of Locating Acoustic Emission Sources RUSSIAN JOURNAL OF NONDESTRUCTIVE TESTING, Том: 56, №2, С.: 101-109 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1134/S1061830920020060

5. Матвиенко Ю.Г., Васильев И.Е., Чернов Д.В. Study of the Fracture Kinetics of a Unidirectional Laminate Using Acoustic Emission and Video Recording INORGANIC MATERIALS, Том: 56, №15, С.: 84-98 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1134/S0020168520150145

6. Матвиенко Ю.Г., Иванов В.И., Васильев И.Е., Чернов Д.В., Мищенко И.В. Error Reduction in Determining the Wave-Packet Speed in Composite Materials INSTRUMENTS AND EXPERIMENTAL TECHNIQUES, Том: 63, №1, С.: 106-111 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1134/S0020441220010212

7. Матвиенко Ю.Г., Писарев В.С., Елеонский С.И. Investigation of fatigue damage accumulation by measurements ofdeformation response to narrow notch increment Procedia Structural Integrity, Номер 28, С.: 584-590 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2020.10.068

8. Федоров А.А., Чернятин А.С., Матвиенко Ю.Г., Разумовский И.А. ЛОКАЛЬНОЕ ИНДЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СКОРОСТИ РОСТА УСТАЛОСТНОЙ ТРЕЩИНЫ XXXI МЕЖДУНАРОДНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СТУДЕНТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ МАШИНОВЕДЕНИЯ (МИКМУС - 2019), С. 203-206 (год публикации - 2020)

9. Федоров А.А., Чернятин А.С., Матвиенко Ю.Г., Разумовский И.А. A method for reducing the fatigue crack growth rategrowth rate IOP CONFERENCE SERIES: MATERIALS SCIENCE AND ENGINEERING, Том: 747, статья: 012018 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1088/1757-899X/747/1/012018

10. Матвиенко Ю.Г. Двухпараметрическая механика разрушения Двухпараметрическая механика разрушения, издательство "Физико-математическая литература" МАИК "Наука/Интерпериодика", г. Москва, 208 с. (год публикации - 2020)

11. Матвиенко Ю.Г. Механика разрушения и мониторинг в системе управления ресурсом XIV Международная конференция "МЕХАНИКА, РЕСУРС И ДИАГНОСТИКА МАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ", С.: 20 (год публикации - 2020)


Возможность практического использования результатов
не указано