КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00054

НазваниеТрансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений

РуководительАндреева Лариса Анатольевна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г.  , продлен на 2022 - 2023. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-255 - Мировая политика

Ключевые словатрансформация религий, мировая политика, параллельные общества, христианство, ислам, пост-секуляризация, глобализация, миграция, религиозная картография

Код ГРНТИ11.15.71


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Предметом исследования является система международных отношений и возникновение новых акторов международной политики в лице "параллельных" конфессиональных обществ. Целью проекта является изучение рисков и выявление потенциальной угрозы существования "параллельных" конфессиональных обществ внутри национальных государств как следствие глобальной трансформации конфессионального геопространства, а также влияния этих процессов на современную систему международно-политических отношений. Основные задачи: 1. выявление изменений конфессионального геопространства на основе анализа эмпирических материалов, собранных в ряде стран Европы, Африки, а также в России; 2. установление корреляции между различными социумными характеристиками и возникновением конфессиональных "параллельных" обществ; 3. описание функциональных изменений религии в публичной и личностной сферах в "параллельных" обществах; 4. выявление причин активизации религиозных идей и институтов в публичной, политической и культурной сферах в трех анализируемых кластерах; 5. анализ влияния трансформации конфессионального геопространства на систему современных международно-политических отношений; 6. выявление перспективных направлений территориального развития "параллельных" конфессиональных обществ с выходом на ряд карт, иллюстрирующих трансформацию конфессионального геопространства трех избранных кластеров под воздействием миграционных и социокультурных изменений; 7. разработка компьютерной модели анализа и прогнозирования социальных процессов в религиозной сфере, что, по мнению исследовательской группы, повышает практическое значение результатов. Объектом исследования являются три кластера: 1) европейский конфессиональный ландшафт, который претерпевает изменения под влиянием инокультурной миграции из стран Африки и Ближнего Востока, 2) конфессиональный ландшафт стран Тропической Африки, где все явственнее наблюдается кризис светской государственной модели и возникают, по сути, "параллельные" общества в виде Боко Харам в Нигерии, SELEKA в ЦАР и т. д., использующие террористические методы для вытеснения и замещения собой легальных государственных структур, 3) российский конфессиональный ландшафт, также изменяющийся в ходе миграционных процессов, что заметно в мегаполисах и регионах, экономически привлекательных для мигрантов. Поставленные задачи по глубине анализа и охвату эмпирического материала имеют международный масштаб, масштабность проекта определяется и кооперацией исследователей из разных научных центров мира. Актуальность исследования обусловлена тем, что с конца 70-х гг. XX века роль религиозного фактора в мировой политике постоянно возрастает и неразрывно связана с проблемами международной безопасности, борьбы с терроризмом. В межцивилизационных конфликтах этническая, языковая общность перестают быть решающими, тогда как религиозные идеи, нормы, ценностные ориентиры все более активно питают конфликтный потенциал, приводят к детерриториализации религии, смене геополитического ландшафта, прямо и опосредованно фундируют миграционные процессы, становятся источником социальных противоречий. Анализ современной политической системы мира, ее состояния и влияния на основные тенденции и перспективы развития международных отношений, на формирование мировой политики как результата соединения внутри и внешнеполитических отношений на планете сегодня уже невозможен без учета феномена возрождения мировых религий, «реванша Бога» - по выражению французского политолога-арабиста, исламоведа Жиля Кепеля. На примере ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) мы видим, как на Ближнем Востоке произошло разрушение национальных государств и всей системы международной безопасности вследствие того, что ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ), зародившееся как параллельное национальным государствам конфессиональное сообщество, разрушило эти государства и стало самостоятельным актором мировой политики. Степень научной новизны проекта является высокой, поскольку отсутствуют исследования в такой постановке вопроса, а именно, рассмотрение "параллельных" конфессиональных обществ как силы, разрушающей светскую государственность, и выступающих в качестве самостоятельных акторов международной политики, дестабилизирующих систему международных отношений. Сам концепт "параллельных" обществ вовсе не нов, он разработан западными социологами, политологами, культурологами еще в начале 2000-х годов и применялся исключительно к проблеме этнических и конфессиональных меньшинств в рамках их взаимоотношений с "ведущей культурой" (Хеймайер В, Сейлан Р, Новак Ю. и др. (W. Heitmeyer / R. Anhut (Hrsg.), Bedrohte Stadtgesellschaft. Soziale Desintegrationsprozesse und ethnisch-kulturelle Konfliktkonstellationen. Weinheim/München, Juventa 2000; Rauf Ceylan: Ethnische Kolonien. Entstehung, Funktion und Wandel am Beispiel türkischer Moscheen und Cafés. VS Verlag, Wiesbaden 2006, Jürgen Nowak. Leitkultur und Parallelgesellschaft. Argumente wider einen deutschen Mythos. Brandes & Apsel, Frankfurt am Main 2006).Таким образом, новизна определяется постановкой проблемы и использованием концепта "параллельных" обществ для ее решения. Категория «параллельные» общества является ключевой, ее инструментальное значение опирается на многомерное изучение такого влияния: наблюдается формирование "параллельных" обществ (сосуществование светских и клерикальных структур в рамках одного государства, инокультурные анклавы внутри национальных государств, вспышки сепаратизма), сообществ (национально-религиозные общины, сеть околоцерковных организаций). Формируются и параллельные тенденции: аутентичное население испытывает инокультурное влияние, в том числе религиозных мировоззрений и идеологий; реакции имеют разнообразный характер: формирование мультикультурализма, ксенофобия, фундаментализм, религиозная конверсия. Модели поведения иммигрантов также множественны: ориентация на ассимиляцию, иммиграционный мультикультурализм, неудача ассимиляционной стратегии, «анклавная» модель, агрессивное противодействие инокультурной среде – экстремизм, терроризм. Ситуация еще более усложнятся в поколении детей иммигрантов. Феномен современной ситуации состоит в том, что наблюдается "параллельное" сосуществование конфессиональных обществ и легитимных государственных структур, а в некоторых случаях полное разрушение вторых первыми. Новизна также состоит в синергетическом эффекте от применения разных исследовательских подходов несколькими научно-исследовательскими центрами, что позволит получить принципиально новые результаты. Новизну также определяет использование картографического метода и метода моделирования социальных процессов в религиозной сфере, частично разработанного в ходе ряда этнографических исследований Института Африки РАН, что повышает практическое значение результатов. Решению таких масштабных задач будет содействовать кооперация исследователей из нескольких научных центров мира, что также определяет научную значимость проекта. Результаты будут представлены в журналах, индексируемых в базах Scopus, Web of Science - 5 статей, ВАК – 6 статей, и РИНЦ – 12 статей, на международных и российских конференциях – 20 докладов.

Ожидаемые результаты
Результатом работы над проектом станет определение цивилизационных предпосылок, географической локализации, как прогнозируемой так и реальной, складывания "параллельных" государственным структурам конфессиональных обществ, оценка возможностей превращения их в самостоятельных акторов мировой политики, а также краткосрочное и среднесрочное прогнозирование влияния этих "параллельных" обществ на дестабилизацию системы международно-политических отношений. Научная и общественная значимость ожидаемых результатов очевидна, поскольку будет установлена корреляция между степенью территориальной неоднородности размещения групп адептов мировых религий, ее влиянием на геоэкономическое развитие регионов мира и потенциальной возможностью возникновения "параллельных" конфенсиональных обществ как самостоятельных акторов мировой политики. Значимость этих результатов обусловлена отсутствием в мировой и отечественной науке комплексных исследований по теме проекта, а также тем, что религиозный фактор стал одним из важнейших составляющих мировой политики и одним из определяющих факторов, лежащих в основе современной "цивилизационной карты" мира. Научная и общественная значимость проекта обусловлена и тем фактом, что религиозный фактор и его роль современном мире находятся в неразрывной взаимосвязи с проблемами международной безопасности и борьбы с терроризмом: недавний пример - ИГИЛ (организация запрещенная в РФ), зародившееся как параллельное национальным государствам конфессиональное общество, разрушившее эти государства и ставшее самостоятельным актором мировой политики - ярко подтверждает научную и общественную значимость ожидаемых результатов. Способы обнародования результатов: - создание и размещение в сети интернет компьютерной базы данных с количественными и качественными результатами , отражающими трансформацию конфессионального геопространства, картографическими материалами, - публикация материалов исследования по проекту в журналах (в т.ч. индексируемых в Web of Science, Scopus и РИНЦ), монографиях, сборниках научных трудов: 1. World Politics 2. International Theory: A Journal of International Politics, Law and Philosophy 3. КОНТУРЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 4. Социологические исследования 5. Общественные науки и современность 6. Известия Российской академии наук. Серия географическая 7. Восток Афро-азиатские общества: история и современность 8. Азия и Африка сегодня. 9. Современная Европа. 10. Вестник Ленинградского университета. 11. Религиоведение 12. Коллективная монография "Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений". - обнародование результатов в ходе проведения конференций с участием студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов и он-лайн конференций (вебинаров) с университетом Байрёйта (ФРГ) о роли религиозного фактора в международных отношениях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В 2019 году по теме проекта вышло 2 публикации в изданиях, индексируемых WoS, Scopus и 10 публикаций в изданиях, индексируемых РИНЦ. Л.А. Андреевой разрабатывалась теоретическая проблематика роли "параллельных" конфессиональных сообществ в современном мире, а также изучалась роль "параллельных" конфессиональных сообществ на примере существования "параллельного" мусульманского общества в Германии. Были сделаны выводы, что с началом миграционного кризиса 2015 г. начал резко меняться этнический состав мусульманской общины Германии, мусульмане с Ближнего Востока стали второй по величине группой в мусульманской общине. На основе анализа открытых источников, литературы, результатов включенного наблюдения были сделаны выводы, что на определенных территориях в городах, отчасти и в сельской местности в Германии, населенных выходцами из мусульманских стран, немецкое государство утратило монополию на законное использование государственного механизма принуждения (полиция, исполнительная юстиция и т.п.). На этих территориях существуют механизмы “параллельной” юстиции в лице исламских мировых судей, тесно связанные с господствующими семейными и криминальными кланами, а также существуют противоречащие светской морали и юридическим нормам Германии патриархальные обычаи, такие как принудительный брак или “убийство чести”. Сделан вывод, что несостоятельность в осуществлении полноценного пространственного контроля и утеря монополии на законное использование государственного механизма принуждения (полиция, исполнительная юстиция и т.п.), любые формы двоевластия и возникновения параллельных правовых или полицейских структур, неспособность реализовать базовые конституционные требования и обеспечить государственные услуги ведет к трансформации государства из стабильного (дееспособного) в "хрупкое" (недееспособное). На основании проведенных исследований показано, что решающий вклад в исламизацию (имеется ввиду исламский фундаментализм как идеология мусульманской общины) Германии и создание "параллельного" мусульманского сообщества вносят разветвленные сети исламистских организаций, таких как “Исламская община Германии”/IGD (с декабря 2018 года переименована в "Немецкую общину Германии"/DMG ), которую немецкие спецслужбы считают замаскированным филиалом организации “Братья-мусульмане” (запрещена в РФ). Сделаны выводы, что в то время как воинствующие салафиты пропагандируют “священную войну” против неверных в западных странах, IGD и аффилированные с ней организации выступают за ненасильственное действия, тем не менее, согласно мнению ведомства по защите Конституции ФРГ, в конечном счете, вся их деятельность направлена на формирование негативного отношение к “западным” людям и демократическим, светским основам государства. Л.А. Андреевой выявлен вклад в создание и функционирование "параллельного" мусульманского общества в Германии радикальных салафитских имамов, использующих тактику легальных действий, которые стратегически преследуют цель построения мусульманского государства. Сделан вывод об относительно новой тактике, распространяющейся в "параллельном" мусульманском сообществе Германии, – осознанном отказе от интеграции мусульман в европейское светское общество во имя высшей религиозной цели – построения государства, живущего по законам шариата. Сделаны выводы, что серьезность угроз, связанных с существованием “параллельного” мусульманского общества, сознается, прежде всего, представителями немецких сил правопорядка, отдельными политиками, общественными деятелями, СМИ, однако системного и действенного ответа на реальную угрозу пока не выработано. На основе материала по "параллельным" мусульманским сообществам в Германии была верифицирована гипотеза, что неравномерность демографического и экономического развития регионов и расширение процессов активной миграции населения в последние десятилетия приводит к глобальным сдвигам в конфессиональной структуре населения; они, в свою очередь, могут иметь в качестве результата перераспределение зон влияния основных мировых конфессий и, в конечном итоге, ведут к складыванию "параллельных" мусульманских сообществ как новых акторов (в среднесрочной перспективе) мировой политики. И.В. Следзевский работал над проблемой выявления цивилизационных оснований феномена "параллельного" конфессионального сообщества. Изучены подходы, методы и концептуальные результаты цивилизационного измерения развития современного мирового развития, глобального перехода мира к новому типу мироустройства. Проведено исследование процессов религиозной самоорганизации и интеграции африканских обществ на базе принципов и ценностей исламского фундаментализма и течений афрохристианства. По итогам работы И.В. Следзевского был сделан вывод о нарастании взаимосвязанных процессов деструкции национальных государств и формирования "параллельных" конфессиональных обществ под давлением разнообразных глобальных сил, которые свободно перемещаются в глобальном пространстве и свободны от социокультурного нормативного порядка. Цивилизационное измерение современного мирового развития выявляет растущую напряженность – духовную, моральную, интеллектуальную, как в восприятии главных ориентиров эпохи глобального перехода, так и в представлениях о ее трендах (глобальная взаимозависимость стран и народов versus возможный раскол мира и человечества). Т.С. Прониной проведен аналитический обзор теоретических дискуссий о содержании и форматах использования термина «параллельные общества» в современном научном дискурсе и политических дебатах об иммиграции. Проведён анализ противоречивого характера сегрегации этнорелигиозных общин по материалам отчетов официальных служб, общественных организаций, миграционной политики и государственных мер антирадикализации общества Франции и Бельгии. Разработана методологическая основа полевых исследований на 2019 г.: гайдн полуструктурированное интервью, цель которого - изучение места религии в жизни иммигрантов (апробировано при опросе иммигрантов в Италии и анкета для опроса мигрантов в России. В рамках апробации разработанной методики определения степени устойчивости регионов к изменению экономической, политической, миграционной ситуации проведены полевые исследования в Италии, Польше, регионах РФ (Санкт-Петербург и Тамбов). Материалы интервью российских регионах позволили выяснить, что мигранты, приезжающие в РФ из Таджикистана и Узбекистана, очень религиозны, и именно они составляют сегодня основной контингент в мечетях, превалируя над местным мусульманским населением, а порой вытесняют его представителей. Мигранты более религиозны, чем приезжавшие в Россию в 1990-е годы, они оказывают влияние на своих старших родственников, знакомых, которые становятся также более религиозными. В мечетях не ведется активная работа с мигрантами, религиозность мигрантов является проблемой и для самих лидеров религиозных организаций, так как она отличается от ислама, традиционного для того или иного российского региона. М.Ю. Смирнов провел анализ трех определяющих факторов трансформации сложившихся конфигураций “религиозного ландшафта”: секуляризации, изменений этнического состава населения большинства европейских стран, мировоззренческого плюрализма. В октябре провел 3 экспертных интервью с лидером религиозной организации и сотрудниками отдела по связям с религиозными организациями администрации губернатора Санкт-Петербурга. По итогам исследования М.Ю. Смирновым трех определяющих факторов трансформации сложившихся конфигураций “религиозного ландшафта” было выявлено, что первым фактором стала секуляризация, которая привела к резкому снижению влияния религиозных организаций. Христианские ценности уступают место светским ценностям политкорректности и мультикультурализма, а права человека стали новой сакральностью. Вторым фактором трансформаций стало изменение этнического состава населения большинства европейских стран в результате широкомасштабных миграционных потоков в Европу. Растет удельный вес религиозных сообществ, к которым принадлежат мигранты. Значительное влияние в ряде государств приобретают объединения последователей ислама. Это также порождает своего рода параллелизм – новые европейцы-мусульмане формируют свои модели правовых, социальных, семейных и бытовых отношений, дистанцируясь от устоявшегося уклада жизни местного населения европейских стран. Третьим важным фактором можно считать мировоззренческий плюрализм, обусловивший возникновение множества новых религиозных и иных сообществ, обычно в статусе меньшинств. По итогам работы Е.Ю. Талалаевой на основе изучения материалов полицейских отчётов скандинавских государств выявлено соотношение понятий «конфессиональное параллельное общество» и «уязвимые жилые районы», представляющие угрозу национальной безопасности, в том числе вследствие экстремисткой религиозной пропаганды. Сделан вывод, что отсутствие успешной интеграционной политики Дании, Швеции и Норвегии в отношении групп этнорелигиозных меньшинств в остальное общество затрудняет правовое регулирование культурного, религиозного и этнического многообразия внутри национальных границ, что приводит к образованию жилых районов, отличающихся высокой степенью преступности на фоне низкого социально-экономического уровня жизни. По итогам работы В.А. Сливкиной обобщены данные по отчету МВД Италии за 2016 г. Сделаны выводы, что географически ислам представлен на всей территории государства, наибольшая плотность мусульманского населения наблюдается в северных и центральных промышленных районах страны. Сделаны промежуточные выводы: 1) существует проблема внутренней неоднородности ислама в итальянском обществе, связанную с отсутствием единого, признанного религиозного актора в системе отношений «государство»-«религиозная организация» и, как следствие, формирование неформальных (закрытых) сетей молитвенных центров и мест поклонения; 2) наличие рациональной, или «диффузной» модели интеграции иммигрантов в итальянском обществе; 3) наличие проблемы уровня образования и опорной сети контактов для иммигрантов в процессе интеграции в принимающее общество (как показывают данные исследования, наиболее уязвимыми, как правило, являются молодые африканцы с начальным уровнем образования); 4) релевантность существования этнических конфликтов между мигрантами из стран Африки; 5) наличие проблемы присутствия ценностных конфликтов между первым и вторым поколением иммигрантов, ведущих к случаям прямого религиозного насилия со стороны родителей и старших братьев в отношении младших детей, принимающих итальянские модели поведения и образ жизни. В Риме было записано 15 предварительных интервью. Начата работа над совместной публикацией участников проекта для итальянского научного журнала при поддержке итальянского центра ICSOR (International Center for the Sociology of Religion) и проф. Роберто Чиприани (Roberto Cipriani). С.А. Гороховым велась работа по выявлению степени территориальной неоднородности размещения групп адептов мировых религий в Тропической Африке. Территориальная неоднородность изучалась в двух связанных аспектах – компонентном и территориальном. Основным количественным показателем в рамках первого аспекта выступал модифицированный индекс религиозной мозаичности (МИМ); в рамках второго – индекс структурных различий Рябцева, а также использовался центрографический метод определения «центров тяжести» каждой религии. На следующем этапе проводилось изучение степени влияния территориальной неоднородности размещения групп адептов христианства, ислама и этнических религий на экономическое развитие. В качестве основного метода выступил регрессионный анализ связности МИМ и уровня ВВП на душу населения в рамках макрорегиона. И.А. Захаровым рассматривались аспекты влияния территориальной неоднородности размещения групп адептов мировых религий в Африке на внутриполитические процессы в регионе и распространение здесь религиозных конфликтов. Для установления типов конфессиональной структуры населения стран Африки в зависимости от политической ситуации использовалась концепция цикличности развития конфессионального геопространства под влиянием религиозной конкуренции, предложенная С.А. Гороховым. В рамках выявленных типов в границах стран Африки были установлены основные очаги религиозных конфликтов. Подготовлен картографический материал, отражающий уровень трансформации конфессионального пространства Африки, а также фиксирующий зоны возможного возникновения «параллельных» конфессиональных обществ. Р.В. Дмитриевым проводилось выявление характерных особенностей демографического развития групп адептов христианства и ислама в странах Тропической Африки. Одним из основных при анализе выступил показатель естественного замещения поколений – суммарный коэффициент рождаемости. Далее на основе текущих тенденций была определена вероятность возникновения устойчивых «параллельных» конфессиональных сообществ как групп анклавного развития представителей одной мировой религии в рамках изначального однородных в религиозном отношении групп адептов другой мировой религии. По итогам работы С.А. Горохова, Р.В. Дмитриева и И.А. Захарова установлено, что главным изменением в конфессиональном пространстве Африки за период с 1900 по 2010 гг. было вытеснение этнических религий христианством, которое вместе с исламом образует в настоящее основу конфессионального пространства макрорегиона. По мере расширения геопространств мировых религий происходило сначала сжатие, а затем фрагментация геопространства этнорелигий. Результатом трансформации конфессионального пространства Африки стало разделение геопространства этнорелигий между христианством (на юге) и исламом (на севере). При этом развитие геопространств христианства и ислама происходило независимо друг от друга в территориальном отношении на протяжении большей части ХХ века. Исключение составил период с 1990 г., когда геопространства мировых религий начали интенсивно взаимодействовать друг с другом в пределах Судано-Сахельского коридора. Установлено, что трансформация конфессионального пространства может с некоторым временным лагом приводить к возникновению новых и эскалации существующих религиозных конфликтов. В настоящее время большая часть из них локализована в Судано-Сахельском коридоре. На фоне динамичных изменений в социально-экономической и политической сферах, происходящих в условиях высокой религиозной конкуренции, в пределах Судано-Сахельского коридора создается благоприятная почва для возникновения структур «параллельных» конфессиональных обществ. Выявлено, что уровень ВВП на душу населения в Африке в общем случае не зависит от религиозной мозаичности. Таким образом, основными причинами формирования «параллельных» сообществ в настоящее время в Африке являются не экономические. В настоящее время основной вклад в развитие «параллельных» сообществ в Африке вносит демографический фактор. Суммарный коэффициент рождаемости у мусульманского населения практически во всех странах Африки существенно выше христианского. Миграционное движение в целом не оказывает существенного влияния на соотношение религиозных общин Африки, высокие среднегодовые темпы прироста христианского населения объясняются конверсией. Таким образом, «параллельные» сообщества формируются в Африке двумя путями: мусульманские внутри христианских – за счет естественного прироста, христианские внутри мусульманских – прежде всего за счет конверсионного прироста. В то же время масштабы формирования мусульманских «параллельных» сообществ существенно выше. В ближайшее время основной тенденцией станет точечное формирование «параллельных» мусульманских сообществ в пределах стран Судано-Сахельского коридора, а также их территориальное расширение за счет большего естественного прироста; в среднесрочной перспективе к числу указанных процессов добавится формирование новых «параллельных» сообществ в пределах традиционно христианской Южной Африки. В рамках международной научной кооперации организована работа секции «The Parallel Religious Communities in the Modern World» (международная конференция «The Power of Religion / Religion and Power» - The European Academy of Religion, Болонья, Италия, июнь 2020 г.) - руководители Р.В. Дмитриев и Л.А. Андреева. В ходе ее работы участниками проекта будут предложены к обсуждению научные результаты коллектива за 2019-2020 гг. Д.Н. Медведевым в ходе разработки компьютерной информационной системы начато подробное описание состава и функций проектируемой системы, определены спецификации требований к проектируемой системе, структура и функции системы, на их основе сформулирована информационная модель данных.

 

Публикации

1. Агафошин М.М., Горохов С.А. ГЕОГРАФИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНЫ ЕС Общественная география в меняющемся мире: фундаментальные и прикладные исследования: материалы междунар. науч. конф. / под ред. В.А. Рубцова, Э.И. Байбакова. Казань: Изд-во Казан. ун-та., С. 136-139. (год публикации - 2019)

2. Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Пространственная трансформация ислама в странах ЕС под влиянием миграции Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, социальный, правовой, экономический и экологический аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 2 т. / отв. ред. д.г.н. Н.В. Яковенко. Воронеж: ВГПУ., Т. 1. С. 541-546. (год публикации - 2019)

3. Андреева Л.А. ИСЛАМИЗАЦИЯ ГЕРМАНИИ: “ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ” МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО Современная Европа, №5. С. 110-121. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15211/soveurope52019110121

4. Горохов С.А., Захаров И.А. Тренды пространственного развития христианства в эпоху глобализации Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, социальный, правовой, экономический и экологический аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 2 т. / отв. ред. д.г.н. Н.В. Яковенко. Воронеж: ВГПУ., Т. 1. С. 58-62. (год публикации - 2019)

5. Захаров И., Горохов С., Дмитриев Р. Стимулирующие и лимитирующие условия возникновения «параллельных» обществ в Северо-Западной Африке Материалы XVIII Всероссийской школы молодых африканистов. М.: Институт Африки РАН., С. 317-323. (год публикации - 2019)

6. Захаров И.А. ПРОЦЕССЫ ПОЛЯРИЗАЦИИ И ДЕПОЛЯРИЗАЦИИ В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АФРИКИ В ХХ – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ Общественная география в меняющемся мире: фундаментальные и прикладные исследования: материалы междунар. науч. конф. / под ред. В.А. Рубцова, Э.И. Байбакова. Казань: Изд-во Казан. ун-та., С. 159-161. (год публикации - 2019)

7. Захаров И.А., Горохов С.А. Пространственные закономерности формирования параллельных христианских обществ в Северо-Западной Африке Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, социальный, правовой, экономический и экологический аспекты: материалы международной научно-практической конференции : в 2 т. / отв. ред. д.г.н. Н.В. Яковенко. Воронеж: ВГПУ., Т. 1. С. 603-606. (год публикации - 2019)

8. Петрушев И.В., Дмитриев Р.В. Ислам в современном Китае: проблемы и перспективы развития Теоретические и прикладные проблемы географической науки: демографический, социальный, правовой, экономический и экологический аспекты: материалы международной научно-практической конференции: в 2 т. / отв. ред. д.г.н. Н.В. Яковенко. Воронеж: ВГПУ., Т. 1. С. 477-482. (год публикации - 2019)

9. Пронина Т.С. Многонациональность «против» мультикультурности: сегрегация этнорелигиозных общин Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, № 3. С. 146-157. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.35231/1818-6653

10. Смирнов М.Ю. ФЕНОМЕН НОВЫХ РЕЛИГИЙ В СИТУАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА И РЕЛИГИОЗНОЙ КОНКУРЕНЦИИ Феномен новых религий в ситуации религиозного плюрализма и религиозной конкуренции: материалы междунар. науч.-практ. конф. Санкт- Петербург, 17 мая 2019 г. / сост. и науч. ред. М. Ю. Смирнов. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, С. 21-25. (год публикации - 2019)

11. Смирнов М.Ю., Мирошникова Е.М. Трансформации религий в странах Европейского Союза как предмет академических исследований Современная Европа, № 5. С. 122-131. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.15211/soveurope52019122131

12. Талалаева Е.Ю. Специфика феномена конфессионального «параллельного общества» в странах Северной Европы Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, №3. С.158-167 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.35231/1818-6653


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
По итогам работы коллектива в 2020 году вышло 8 публикаций в изданиях списка WoS/Scopus, из них 3 публикации в журналах Q1, а также 8 публикаций в изданиях, индексируемых РИНЦ. Сотрудники проекта выступили с 6 докладами на российских научных мероприятиях (устные доклады Zoom). Л.А.АНДРЕЕВОЙ (руководитель проекта) изучалась роль трансграничных легальных исламистских организаций ("Братья-мусульмане": здесь и далее - организация, запрещенная в РФ) в деструкции светского государства и конституционной системы Германии, а также реакция на эту угрозу со стороны сил правопорядка и политического истеблишмента. Был сделан вывод, что в начале XXI в. все более очевидным становится вызов основам современной конституционной системы западного мира со стороны исламистских организаций. Через призму цивилизационного измерения это проявляется в том, что все более усиливается борьба за выбор светских моральных либо религиозных ценностей в качестве универсальных основ будущего мирового порядка. Массовая миграция из мусульманских стран в Европу и складывание «параллельных» мусульманских сообществ привели к тому, что именно в этой среде нашли своих адептов и основали свои филиалы транснациональные исламистские организации - такие как «Братья-мусульмане». Л.А.Андреева проанализировала тактику действий организации «Братья-мусульмане» и аффилированных с ней организаций в Германии и сделала выводы, что эти организации используют «легалистскую стратегию», подразумевающую отказ в публичном пространстве от экстремистских призывов и использование для своей пропаганды всех «легальных» институтов и преимуществ демократического государства. Ими часто используется тактика репрезентации критиков политического ислама как критиков ислама как религии, нарушающих демократические свободы. Для их деятельности характерна реальная, но официально не декларируемая политика самосегрегации и создания «параллельных» мусульманских сообществ, идеологическое и культурное проникновение в государственные структуры и общество, которое должно создать основу для строительства в среднесрочной перспективе исламского государства. Используя преимущества демократических конституционных институтов Германии, исламские фундаменталисты-легалисты ведут долгосрочную борьбу за утверждение исламских ценностей вместо светских основ, на которых базируется современное немецкое государство, тем самым запуская процесс деконструкции конституционной системы Германии. Был сделан вывод, что в правящих кругах Германии нет четкого понимания, что делать с «легалистским исламом». Немецкие спецслужбы, обладающие всей полнотой информации, предоставляют для общественного обсуждения исчерпывающий материал, но собственно политических дебатов не происходит. Еще одной областью исследований Л.А.Андреевой являлось изучение религиозного конфликта в зоне Сахеля, особенно попытки построения такими исламскими террористическими организациями как ISWAP (филиал ИГИЛ, организация запрещена в РФ) параллельной государственности на подконтрольных территориях, и связанные с религиозным конфликтом в зоне Сахеля массовые миграционные потоки в Европу, что несет угрозу дестабилизации мирового порядка. Л.А.Андреева на основании изучения религиозного конфликта в зоне Сахеля и связанной с этим массовой миграцией в Европу пришла к выводам, что наибольшее число мигрантов прибывает в Европу из стран Тропической Африки, расположенных в зоне Сахеля, где сформировалась четкая линия разграничения между мусульманской и христианской частями Африканского континента, которая не совпадает с государственными границами. Именно к этому пограничному региону приковано пристальное внимание, поскольку после разгрома «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) в Сирии и Ираке боевики этой организации стали активно мигрировать в субсахельский регион, где возникла угроза возникновения африканского халифата. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что конфликт, существующий и набирающий обороты в странах зоны Сахеля, является именно религиозным конфликтом, который также подпитывается этническими противоречиями, слабостью государственных структур, коррупцией, неравномерностью экономического развития, а также влиянием иностранных государств. Была рассмотрена политика стран ЕС по борьбе с исламистами в зоне Сахеля и сделан вывод, что страны ЕС не имеют четкой и единой стратегии борьбы с исламистами, притом что религиозные конфликты в странах Тропической Африки гарантируют Европе неконтролируемый поток беженцев и связанный с этим риск дестабилизации Европы. И.В.СЛЕДЗЕВСКИЙ работал над проблемой природы конфликтных взаимодействий между западной цивилизацией и исламским миром, мультикультурного транзита современных либеральных демократий и вызовов мультикультурализма. По итогам работы были сделаны выводы о появлении в конце ХХ в. комплекса новых факторов конфликта между европейской цивилизацией и миром ислама, придающих ему характер религиозно-культурной и религиозно-политической конфронтации уже непосредственно на территории крупнейших европейских государств, о нарастании взаимосвязанных процессов деструкции национальных государств и формирования параллельных обществ под давлением разнообразных глобальных сил, которые свободно перемещаются в глобальном пространстве и свободны от мирового нормативного порядка. Т.С.ПРОНИНА работала над анализом миграционных процессов в России и пришла к выводам, что нелинейная эволюция религиозности в последующих поколениях иммигрантов приводит к возрастанию роли религиозной идентификации, что обостряет конфликт культур. Параллельные общества, приобретая пространственную локализацию, могут рассматриваться как культурный ареал; размывание их границ приводит к приобретению ими транснационального характера, сетевого формата, в этом случае носители одного культурного паттерна продолжают придерживаться его ценностей и верований, находясь в разных концах мира - это позволяет параллельным сообществам сохранять приверженность привычным культурным нормам. Также совместно с В.А.СЛИВКИНОЙ был проведен анализ основных показателей и тенденций африканской миграции в Италию, политики интеграции мигрантов в Италии, который показал, что в структуре иммиграционных волн в Италию в последнее десятилетие наблюдается увеличение доли мигрантов из африканских стран. Африканцы-мусульмане в большинстве своем прибывают из Марокко, Туниса, Сенегала, Египта и Алжира. Законодательные амнистии и практики воссоединения семей способствуют росту общин и трансформации пространственной структуры иммиграции. Анализ политики интеграции в Италии показал, что программы интеграции эффективнее реализуются на местном уровне. Однако на интеграционную политику оказывают влияние политические ориентации партии, находящейся у власти в регионе. Итальянские муниципалитеты чаще всего реализуют ассилимиляционный вариант, предполагающий одностороннюю направленность без учета культурного своеобразия – принятие и усвоение иммигрантами культуры принимающего общества. Среди субъектов интеграции роль иммигрантов и их ассоциаций снижена. Совместно с Е.Ю.ТАЛАЛАЕВОЙ был проведен анализ официальных правительственных документов Дании, выступлений политиков, общественных деятелей, медиа-ресурсов, направленных на выделение основных направлений деятельности правительственных структур в противодействии возникновению параллельных обществ в Дании. Ими была осуществлена реконструкция основных этапов становления гетто-проблематики в Дании. Проведенный совместно с В.А.СЛИВКИНОЙ анализ миграционных процессов в России позволил прийти к выводам, что большинство трудовых мигрантов в России представляют мусульманскую популяцию. Демографические тренды, характерные для данной популяции, позволяют делать прогнозы о значительном росте их присутствия и влиянии в будущем на изменения этнорелигиозного состава населения российских регионов. На основании данных риэлторских агентств и интервью представителей общественных организаций, занимающихся адаптацией и интеграцией мигрантов, есть основания говорить о тенденции анклавизации мигрантских сообществ в России. М.Ю.СМИРНОВЫМ на основе изучения историографии вопроса об отношении стран ЕС к религии были сделаны выводы, что право и религия – это сферы государственного и общественного устройства, которые наиболее тесно связаны с традицией. Изучение историографии вопроса показывает размывание прежних традиций. Снижается численность христианских церквей и общин. Исследования говорят о падении и религиозной веры, и посещаемости церквей, и религиозной самоидентификации. Самым значительным трендом, влияющим на современное отношение государств к религии в ЕС, становится возможность расценивать Европу как постхристианскую. При этом обзор по разным странам Евросоюза дает основание заявить о том, что разнообразие взаимоотношений государства и религиозных сообществ в ЕС недвусмысленно показывает, как все еще велико влияние религии на национальную идентичность. С.А.ГОРОХОВЫМ продолжалась работа по дополнению данными базы количественных показателей развития групп адептов христианства и ислама в европейском кластере в условиях «распространения» зоны нестабильности с Ближнего Востока и Северной Африки. Изучалось влияние массовой иммиграции на изменение конфессиональной структуры населения европейских стран. На примере Швеции проведен анализ иммиграционных потоков; установлены этапы преобладания того или иного регионального направления иммиграции: до середины XX века, периоды 1950-1970 гг., 1970-2000 гг., с 2000 г. по настоящее время. Определены и делимитированы во временном отношении фазы развития конфессионального пространства Швеции; сделан прогноз о времени наступлении фазы паритета христианского и мусульманского населения страны в рамках цикла религиозной конкуренции. Фаза начального религиозного замещения стартовала в 1994 г. благодаря мусульманской иммиграция из Югославии, Боснии и Герцеговины, Ирана и Ирака. Прибытие в 2014-2015 гг. в страну рекордного количества беженцев из стран Ближнего Востока и Африканского Рога привело к переходу к фазе устойчивого замещения: с учетом ее средней продолжительности в идеальном цикле мы можем предположить, что фаза устойчивого замещения сменится фазой паритета в 2036–2040 гг. Она стала реальностью уже сейчас в отдельных кварталах шведских городов, где мусульмане составляют большинство населения, образуя параллельные мигрантские сообщества. Изучена география и выделены кластеры так называемых незащищенных районов страны. В 2017 г. в стране насчитывался 61 незащищенный район, в которых проживало более 5% населения страны, в них действуют 5 тыс. преступников и 200 преступных сетей. Определены основные проблемы и перспективные направления шведской политики по интеграции инорелигиозных мигрантов, формирующих «параллельные» сообщества. Установлено, что в настоящее время шведская политическая элита пока не смогла выработать новой миграционной стратегии. И.А.ЗАХАРОВЫМ рассматривалась трансформация конфессионального пространства Тропической Африки с учетом южного вектора «распространения» зоны нестабильности с Ближнего Востока и Северной Африки. Разработана и использована методика изучения этого процесса. Установлено, что за сравнительно короткий период времени – с 1910 по 2010 гг. – конфессиональная структура населения Африки фактически «зеркально» преобразовалась. Единственным процессом, обуславливающим трансформацию пространства христианства, было масштабное расширение. В начале рассматриваемого периода расширение геопространства христианства происходило преимущественно в Центральной Африке с последующим «захватом» стран к юго-востоку и северу, а затем, сохранив северный и северо-западный вектор, достигло наибольшего масштаба в Западной Африке; в настоящее время оно наблюдается преимущественно в странах Судано-Сахельского коридора – там, где началось позже всего. Основной процесс в рамках трансформации геопространства ислама характеризуется ограниченным по масштабам расширением за счет, прежде всего, расширения в Судано-Сахельском коридоре и последующего смещения на юг и восток. Ведущим процессом в трансформации геопространства этнорелигий на протяжении всего рассматриваемого периода было его сжатие. Установлены настоящие и перспективные направления развития геопространств религий Африки с учетом возможного возникновения «параллельных» конфессиональных обществ. Предложена типология конфессиональной структуры населения Африки с учетом стадии трансформации пространств христианства, ислама и этнических религий по состоянию на 2010 г., а также с прогнозом на 2030 и 2050 гг.: I – абсолютное доминирование одной религии (>87% в населении страны); II – доминирование одной религии (70–87%) со значительной доле другой религии (13–30%); III – доминирование одной религии (50–74%) со значительной долей двух религий (по 13–25%); IV – паритет двух и более религий (по 30–70%). Р.В.ДМИТРИЕВ продолжал сбор первичной информации на основе изучения открытых источников в странах Африки в рамках исследования части зоны нестабильности, образованной в пределах стран бассейна озера Чад (Нигерия, Нигер, Камерун, Чад) в результате диффузии расширения последней с Ближнего Востока и Северной Африки. Выявлены социальные основания, способствующие распространению деятельности исламистских группировок. Разработана и впервые применена методика определения степени функциональной грамотности населения посредством оценки величины возрастной аккумуляции. Иерархический кластерный анализ позволил выделить группы административно-территориальных единиц стран по уровню распространения существующих и вероятности появления в них новых ячеек исламских экстремистских организаций. Установлено, что наиболее вероятными районами являются административно-территориальные единицы Северо-Восточной и Северо-Западной геополитических зон Нигерии, а также приграничные с ними регионы Нигера и Чада; наименее вероятными – районы Камеруна. Географическое положение Чада относительно северо-востока Нигерии следует признать благоприятным, поскольку переносу действий «Боко Харам» (здесь и далее - организация, запрещенная в РФ) из соседней страны препятствует незначительный по протяженности участок общей границы. Наиболее вероятным вектором экспансии данной группировки является западный и, в меньшей степени, северо-западный. В этой связи участие представителей Бенина в обсуждении совместных действий против нее выглядит более чем оправданным. Перспективы распространения «Боко Харам» и иных исламских экстремистских организаций региона бассейна озера Чад следует признать имеющими локально-региональный характер. Большая опасность таится в развертывании деятельности внутри Нигерии. В этой связи наиболее вероятным следующим шагом экстремистов выглядит дестабилизация экономической и политической обстановки в стране. Результатом работы Д.Н.МЕДВЕДЕВА явилась конфигурация БД, а именно алгоритм создания и отображения прогнозных карт – разработаны методы загрузки данных и изображений в систему, созданы алгоритмы обработки загружаемой информации, исследованы подходы к организации хранения большого количества информации. Проведенные работы позволят оформить РИД на БД в 2021 году. Таким образом, работа участников проекта была сосредоточена на изучении трех кластеров: 1) европейский конфессиональный ландшафт, который претерпевает изменения под влиянием инокультурной миграции из стран Африки и Ближнего Востока, 2) конфессиональный ландшафт стран Тропической Африки, где все явственнее наблюдается кризис светской государственной модели и возникают, по сути, "параллельные" общества в виде Боко Харам, ISWAP в Нигерии, SELEKA в ЦАР и т.д., использующие террористические методы для вытеснения и замещения собой легальных государственных структур, 3) российский конфессиональный ландшафт, также изменяющийся в ходе миграционных процессов, что заметно в мегаполисах, регионах, экономически привлекательных для мигрантов. Изучение этих трех кластеров направлено на решение цели проекта, а именно изучение рисков и выявление потенциальной угрозы существования "параллельных" конфессиональных обществ внутринациональных государств как следствие глобальной трансформации конфессионального геопространства, а также влияния этих процессов на современную систему международно-политических отношений.

 

Публикации

1. Агафошин М.М., Горохов С.А. Impact of external migration on changes in the Swedish religious landscape Baltic Region, Vol. 12, No. 2, pp. 84-99. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2020-2-6

2. Андреева Л.А. ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ГЕРМАНИИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" КОНТУРЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО, Т. 13, № 4. С. 192-210. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.23932/2542-0240-2020-13-4-9

3. Андреева Л.А. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК "ФАКТОР ТОЛЧКА" МИГРАЦИИ ИЗ СТРАН ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ В ЕВРОПУ ВОСТОК. АФРО-АЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, № 3. С. 134-144. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31857/S086919080009918-6

4. Горохов С.А., Агафошин М.М. Подходы к оценке религиозной принадлежности населения в географических исследованиях Географическая среда и живые системы, № 2. С. 52-64. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18384/2712-7621-2020-2-52-64

5. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Роль религиозной конверсии в трансформации глобального геопространства христианства География в школе, № 4. С. 3-11. (год публикации - 2020)

6. Дмитриев Р.В., Горохов С.А., Захаров И.А. Spatial expansion of Islamic extremism in the Lake Chad basin: Current situation and prospective directions Filosofia Theoretica, Vol. 9, No. 1, pp. 47-62. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.4314/ft.v9i1.4

7. Мирошникова Е.М., Смирнов М.Ю. ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА К РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПА, № 3 (96). С. 196-206. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15211/soveurope32020196206

8. Пронина Т. С. Миграция в современной России и религиозный фактор Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, № 3. С. 225-240 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.35231/1818-6653

9. Пронина Т.С., Сливкина В.А. Migrazione nella Russia moderna: il percorso verso una nuova realtà sociale RELIGIONI E SOCIETÀ. Rivista di scienze sociali della religion, Maggio-Agosto 2020. Anno ХХХV. 97. Р. 101-110. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.19272/202031302011

10. Следзевский И.В. ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Т. 64, № 1, С. 82-90. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-1-82-90

11. Сливкина В.А., Пронина Т.С. Африканская миграция в Италию: мотивы, локальные этнические группы, процессы интеграции ВОСТОК. АФРО-АЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, № 4. С. 102-112. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31857/S086919080010818-6

12. Талалаева Е.Ю., Пронина Т.С. ETHNO-CONFESSIONAL IMMIGRANT GHETTOS AS A NATIONAL SECURITY PROBLEM IN DENMARK’S SOCIAL AND POLITICAL DISCOURSE Baltic region, Vol. 12, no. 3, pp. 55-71. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2020-3-4

13. Горохов С.А., Агафошин М.М. Демографические факторы изменения компонентной структуры глобального конфессионального пространства Международный демографический форум: материалы заседания / отв.ред. д.г.н., проф. Н.В. Яковенко. Воронеж: «Цифровая полиграфия», С. 172-176 (год публикации - 2020)

14. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Межрегиональные различия роли религии в общественной жизни Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Пятые Максаковские чтения". М.: Изд-во ООО "ПТ-Принт", С. 135-139. (год публикации - 2020)

15. Дмитриев Р. Социальная стратегия Святого Престола: африканский вектор Материалы XIX Всероссийской Школы молодых африканистов. М.: Институт Африки РАН, С. 375-378. (год публикации - 2020)

16. Пронина Т.С. Многонациональность & поликультурность в современных обществах: от войны к перемирию XXIV Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, С. 72-74. (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
По итогам работы в 2021 г. были опубликованы: 1 коллективная монография, 7 статей в журналах списка WoS/SCOPUS (в т.ч. 1 - в журнале Q1); 4 статьи в изданиях, индексируемых РИНЦ. Сотрудники проекта выступили с 8 докладами на российских научных мероприятиях (7 устных докладов в Zoom и 1 очный). Л.А. АНДРЕЕВА (руководитель проекта) работала над проблемой противодействия влиянию параллельных мусульманских сообществ и легалистского исламизма в Европе в области школьного образования (тенденции исламизма в школах Франции и Германии), а также над обобщением и систематизацией тенденций развития международных отношений в свете цивилизационного дисбаланса, вызванного возникновением "параллельных" конфессиональных обществ в качестве новых акторов мировой политики. Были сделаны выводы, что, несмотря на разные подходы к роли религии в обществе и в школе, в обеих странах, имеющих большие мусульманские общины, наблюдается нарастающий процесс проникновения исламизма в школу как важнейший институт государства. В двух странах совпадает и внешнее проявление этого явления – религиозная сегрегация учащихся. Очевидна тенденция к радикализации молодежи и росту религиозности по сравнению с первым и вторым поколением иммигрантов. Социальный фактор все явственнее уходит на второй план. Можно говорить о культурных причинах исламизма в школе, в основе которых лежит разрыв между секулярной культурой Франции и Германии и мировоззрением мусульманской молодежи. Основная причина сложившейся ситуации в том, что на рубеже 1980-х годов исчерпала свои возможности ассимиляционная политика в отношении приезжих, прежде всего из-за массового притока иммигрантов из мусульманских стран, создавших свои территориальные анклавы («параллельные общества»), в которых власть государства была сведена к минимуму. Этому способствовало и изменение целей иммиграции – с трудовой, когда ассимиляция была жизненно необходимой, на гуманитарную или иммиграцию по воссоединению семей, когда работа уже не являлась главной целью, а средства к существованию обеспечивались через социальные пособия. Особую роль сыграло развитие средств коммуникации, когда стало возможно физически проживать в европейских странах, а ментально оставаться связанными с исторической родиной. Ценность религиозной принадлежности человека в противовес гражданским ценностям, приоритет групповых прав по отношению к правам отдельной личности и, как следствие, конфликт с демократическим и национальным государством – в этом причина роста исламизма в школах Франции и Германии. Оказывается запаздывающей реакция государственных структур Франции и Германии на развитие в школах исламизма, который питается и инспирируется существующими структурами параллельного общества. Были сделаны выводы, что широкомасштабные миграционные потоки «Юг — Север» все очевиднее становятся фактором деструкции современного миропорядка. Миграция в развитые регионы мира и интенсивный рост там новых сообществ, которые представляют незападные этносы и цивилизации, имеющие иную культуру повседневности, систему ценностей и формы самоидентификации, резко усиливают этническую, конфессиональную, лингвистическую, культурную неоднородность принимающих социумов. Благодаря средствам коммуникации сохраняющиеся связи со странами происхождения людей, составляющих «параллельные» сообщества в европейском пространстве, позволяют использовать этих людей как агентов влияния на европейские страны и их политику. Можно констатировать, что «параллельные» сообщества в Европе — регионе с наиболее очевидными их проявлениями — становятся новыми и специфическими политическими акторами на международной арене и источниками дисбаланса сложившейся системы международных отношений. И.В. СЛЕДЗЕВСКИЙ работал над проблемой обобщения и систематизации тенденций развития международных отношений в свете цивилизационного дисбаланса, вызванного возникновением "параллельных" конфессиональных обществ в качестве новых акторов мировой политики. Сделаны выводы, что в контексте глобального развития сетевых форм культурно-цивилизационных взаимодействий, нарастающего культурного плюрализма национально-государственных единиц мирового порядка актуальное научное и практическое значение приобретает вопрос о возможных путях адаптации национальных государств к обостряющимся культурно-цивилизационным различиям внутри государств, расширяющемуся проблемному полю вырастающих из этих различий культурных и конфессиональных идентичностей. На основе анализа культурной политики ведущих западных стран сделан вывод о далеко зашедшей ценностной и практической трансформации идеи и ценностей мультикультурализма. Признавая возможность и необходимость институционализации «групп идентичностей» по расовому, этническому, конфессиональному признакам, мультикультурализм трансформируется из политики признания культурных различий в альтернативную модель общественного устройства, которая бросает геополитический и геоцивилизационный вызов национально-государственному типу устройства общества и мирового порядка на фоне глобального развития региональных культурно-цивилизационных сетей. Вызов заключается в расширяющихся возможностях цивилизационного перехода национально-государственных гражданских сообществ к общинному устройству пространства социальной и политической жизни – разделению гражданского общества как союза равноправных граждан на ряд замкнутых конфессиональных, этнических, расовых общин-корпораций, контролирующих групповую принадлежность человека и ослабляющих приоритет гражданских прав и свобод человека. Т.С. ПРОНИНОЙ было осуществлено обобщение основных подходов и теоретических трактовок проблемы «параллельных» обществ, описание предпосылок сегрегации и анклавизации (им)мигрантских сообществ, изучение итальянских исследований (им)миграции; проведено обобщение результатов изучения миграционных процессов в России в контексте проблемы параллельных обществ; осуществлена подготовка контента для электронного ресурса (БД). Был сделан ряд выводов: 1) На дискуссии о содержании и форматах использования термина «параллельные» общества в научном дискурсе существенно влияют политические дебаты об иммиграции. 2) Сегрегация, лежащая в основе формирования «параллельных обществ», носит неоднозначный характер. 3) Существует связь между ухудшением социально-экономических условий «принимающего общества» и ростом антииммигрантских настроений. 4) Выявлена тенденция отказа принимающих стран от стратегии мультикультурализма и возврата к мягкому варианту ассимиляции и интеграции. Е.Ю. ТАЛАЛАЕВА вместе с Т.С. Прониной провела многоплановое изучение характера деятельности исламистских организаций в Скандинавии. Были сделаны выводы, что идеологическое воздействие исламистских организаций, разделяющих религиозно-политические и социальные идеи «Братьев-мусульман», на шведских иммигрантов «мусульманского происхождения» во многом предопределило сложившуюся территориальную анклавизацию районов их проживания. К настоящему времени данная группа шведских жителей составляет до 14% населения страны. С целью предотвращения поляризации шведского общества государством была осуществлена попытка реабилитировать дискредитировавшую себя политику мультикультурализма при помощи нового концепта «разнообразие». Однако политика «разнообразия» предоставила «структуру возможностей» для исламистских организаций, адаптировавших идеологические установки «Братьев-мусульман» к специфике демократического шведского общества. Это обеспечило защиту социально-политической деятельности данных организаций от внешней критики путем отстаивания религиозной идентичности представителей мусульманских меньшинств. Выявлено, что разветвленная сеть исламистских структур во всех сферах шведского общества и роль «посредника», представляющего интересы мусульманского сообщества перед государством, позволяет исламистским организациям осуществлять противодействие культурной ассимиляции мусульманских иммигрантов за счет формирования особой «мусульманской идентичности». Данный неоэтнический подход препятствует эффективной интеграции иммигрантов из мусульманских стран в единый шведский социум и открывает возможности для построения в иммигрантских районах «параллельного» политического и социально-экономического сектора, располагающего своими «параллельными» общественными структурами: школами, различными социальными службами и экономической инфраструктурой, функционирующими в соответствии с исламскими нормами и ценностями. М.Ю. СМИРНОВЫМ разрабатывалась тематика: 1) христианские церкви в политической жизни современной Европы, 2) новые формы религиозной жизни в современном обществе, 3) анализ религиоведческих исследований динамики современного религиозного геопространства. Сделан ряд выводов: 1) В XX в. монопольное положение христианских церквях как совокупных выразителей конфессиональной идентичности подверглось резкому натиску секуляризации. Политическая функциональность религиозных институтов стала замещаться их культурными смыслами, как представителей исторического наследия европейских народов. Нравственное содержание христианства обрело светские черты в отрыве от его вероучительной основы. 2) Тенденции в современном европейском обществе свидетельствуют не об упадке религиозной составляющей его жизни, но о переформатировании и реструктуризации. Базовые мировоззренческие и социально-психологические причины религиозной потребности не исчезают даже при явных дисфункциях традиционных религиозных институтов. Секулярный образ жизни, освобождая повседневность от избыточной религиозной регламентации, способствует большей осознанности в индивидуальных религиозных исканиях. 3) Обнаруживается формирование в конфессиональной среде околоцерковных организаций и сетевых структур. 4) Недостаточная готовность европейских государств противостоять религиозно маркированному политическому радикализму, провалы в стратегии мультикультурализма, усугублённые миграцией из регионов распространения ислама, вызвали в научной и общественной среде полемику о способности европейского общества к консолидации для самосохранения и развития своей цивилизации. 5) Христианские церкви оказались относительно устойчивым оплотом общинной солидарности («субсидиарности») и местом формирования ценностных установок европейской идентичности. Состоящие из граждан государства, церкви остаются фактически частью государственного устройства, а в демократическом государстве образуют один из сегментов гражданского общества. С.А. ГОРОХОВЫМ установлены особенности территориальной экспансии зоны нестабильности с Ближнего Востока и Африканского Рога в Европу. Определено, что страны Ближнего Востока и Африканского Рога, связанные друг с другом в культурном, историческом и экономическом плане, образуют «дугу кризисов» – зону экономической и военно-политической нестабильности, включающую территорию Сирии, Ирака, Йемена, Ливана, Эфиопии, Сомали, Эритреи, Судана, Джибути и Йемена. Установлено, что все страны Ближнего Востока и Африканского Рога имеют крупные диаспоры за рубежом. Социальные, экономические, политические и культурные связи между соотечественниками, проживающими в странах исхода мигрантов и в диаспорах заграницей, привели к формированию устойчивой миграционной системы, связывающей Ближний Восток и Африканский Рог со странами ЕС, в которых находятся конечные пункты их исхода. Наибольшая миграционная нагрузка на страны ЕС пришлась на годы Европейского миграционного кризиса (особенно на 2015 и 2016). Резкий рост численности мигрантов из Ближнего Востока и Африканского Рога, принадлежащих к иной культурной и религиозной традиции, чем коренное население стран ЕС, провоцирует этнические и религиозные меньшинства на проживание в замкнутых анклавах, которые зачастую не контролируются государственными властями: в результате этого и происходит формирование параллельных сообществ. Именно этнические мигрантские кварталы стали средой, которую используют террористические исламистские организации для борьбы со светским секулярным государством. Неспособность властей стран ЕС адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию привела к тому, что лозунги популистских антимигрантских партий в глазах европейского электората стали значительно более привлекательными. Таким образом, лавинообразный рост потока мигрантов с Ближнего Востока и Африканского Рога в Европу привел к изменению политического ландшафта в европейских странах, усилению дезинтеграционных процессов в ЕС. К числу стран ЕС, принявших наибольшее количество мигрантов из стран Ближнего Востока и Африканского Рога, относится Швеция, которая занимает первое место в ЕС по числу принятых беженцев из стран этих регионов на душу населения, и второе – после Германии – по общему их количеству. Прибывающие в страну мигранты из стран "дуги кризисов" фактически сразу оказываются под контролем своих клановых лидеров, селясь именно в тех районах, где проживают их соплеменники, что затрудняет их интеграцию в шведское общество. Р.В. ДМИТРИЕВЫМ определены характерные направления распространение католицизма в Африке в рамках внешнеполитической стратегии Святого Престола. Сделаны выводы о том, что, начиная со второй половины XX в., в рамках внешнеполитической стратегии Святого Престола, католическая церковь все больше стала концентрировать свое внимание на странах развивающегося мира, в том числе африканских, в которых ныне сосредоточено большинство католической паствы. Главное внимание Ватикан уделяет обеспечению местных католических церквей собственными кадрами священнослужителей, необходимыми для укрепления и дальнейшего распространения католицизма на континенте. Именно «африканизация» католической общины позволила католической церкви Африки отмежеваться от образа «религии белых», сложившегося еще в эпоху колониализма. Еще одним важным направление политики Ватикана в Африке, актуальность которого в последние годы только растет – это решение гуманитарных проблем местного населения. Католическая церковь в настоящее время является крупнейшим частным медицинским учреждением в Африке, и католические больницы, клиники и миссии находятся на переднем крае борьбы со ВИЧ/СПИДом. Региональную политику руководства католической церкви в Африке в наибольшей степени характеризует география папских визитов в страны континента. И.А. ЗАХАРОВЫМ определены взаимосвязи между трансформацией конфессионального геопространства и локализацией конфликтов в Нигерии. Установлена тесная взаимосвязь территориальной структуры конфессионального геопространства с обострением религиозной конкуренции. Конфликтный потенциал региона в целом и Нигерии в частности при этом повышается в зависимости от скорости протекания трансформационных процессов внутри их конфессионального пространства. Статистический анализ эмпирических данных позволил уточнить тезис о том, что большая часть конфликтов сосредоточена в зоне межконфессиональных разломов с поправкой на то, что они могут быть не только меж-, но и внутрирегиозными. Вместе с этим, использование корреляционного анализа позволило установить, что при установлении численного паритета между адептами христианства и ислама повышается риск возникновения именно масштабных и жестоких межрелигиозных конфликтов. Полученные ранее результаты о локализации конфликтов в Судано-Сахальском коридоре, Периферии католического «домена», Странах бассейна озера Чад, а также территориальной дифференциации параметров конфликтов были уточнены на примере Нигерии. Развитие межобщинных конфликтов в Нигерии можно интерпретировать как реакцию геопространства ислама на сжатие, вызванное активизацией миссионерской деятельности со стороны христианских течений. При этом масштаб и жестокость возникающих конфликтов тем выше, чем стремительнее протекают процессы трансформации в конфессиональном пространстве Нигерии. Д.М. МЕДВЕДЕВЫМ была технически полностью сформирована База Данных (БД), подана заявка (14.06.2021) на ее государственную регистрацию и выдачу свидетельств о государственной регистрации. В рамках работ по заполнению БД в систему были добавлены различные виды карт, научные статьи, которые будут отображены на ресурсе после успешной регистрации БД. БД содержит материалы, подготовленные в рамках выполнения проекта, картографические материалы, статистическую информацию, а также различные показатели для наглядного отображения в информационной системе.

 

Публикации

1. Андреева Л.А. Радикальный исламизм в школах Франции и Германии Современная Европа, № 3 (103). С. 139-148. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15211/soveurope32021139148

2. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Сомалийцы в Швеции: региональное измерение Современная Европа, № 7. С. 132-143. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.15211/soveurope72020150161

3. Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А. Ватикан в современной Африке (к 50-летию визита в Уганду Папы римского Павла VI) Вестник Томского государственного университета. История, № 76. С. 38-46 (год публикации - 2021)

4. Пронина Т.С. ФЕНОМЕН «ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ» И ПОВОРОТ К «МЯГКОЙ» АССИМИЛЯЦИИ Современная Европа, № 1. С. 151-160. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15211/soveurope12021151160

5. Смирнов М.Ю. Христианские церкви Европы и политика Современная Европа, № 3. С. 159-166. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15211/soveurope32021159166

6. Талалаева Е.Ю. Конфессиональные «параллельные» общества в контексте иммиграционной политики скандинавских стран Вестник Томского государственного университета, № 466. С.143-149. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/15617793/466/17

7. Талалаева Е.Ю., Пронина Т.С. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ШВЕДСКОГО ИСЛАМИЗМА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО "ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА" Балтийский регион, - (год публикации - 2021)

8. Андреева Л.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В., Захаров И.А., Мирошникова Е.М., Пронина Т.С., Следзевский И. В., Сливкина В. А., Смирнов М. Ю., Талалаева Е.Ю. Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен «параллельных» обществ в системе международно-политических отношений: коллективная монография СПб.: Владимир Даль, 2021., Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен «параллельных» обществ в системе международно-политических отношений: коллективная монография. СПб.: Владимир Даль, 2021. С. 549 . (год публикации - 2021)

9. Агафошин М.М., Горохов С.А., Захаров И.А. Швеция: пространственные особенности мусульманской миграции Настоящее и будущее России в меняющемся Мире: общественно-географический анализ и прогноз. Материалы международной научной конференции (Ижевск, 13-18 сентября 2021 г.). Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», С. 399-404. (год публикации - 2021)

10. Агафошин М.М., Горохов С.А., Захаров И.А. Мусульманская иммиграция в Швецию как фактор возникновения параллельных конфессиональных сообществ Развитие регионов в ХХI веке: Материалы III Международной научно-практической конференции, г. Владикавказ 1–2 октября 2021 г. Владикавказ: ИПЦ СОГУ, С. 143-146. (год публикации - 2021)

11. Горохов С.А., Агафошин М.М. Эффект «сомализации» как причина формирования глобальной сомалийской диаспоры Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». Воронеж: «Цифровая полиграфия», С. 636-641. (год публикации - 2021)

12. Захаров И.А., Дмитриев Р.В. Проблема регулирования миграционной системы «Европа – Африка – Ближний Восток» в условиях региональных конфликтов Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы». Воронеж: «Цифровая полиграфия», С. 641-646. (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Полученные данные позволяют моделировать процессы и прогнозировать их развитие в международно-политических отношениях. Усиливающееся действие религиозного фактора в трансформации современных международно-политических отношений и мировой политики находится в неразрывной взаимосвязи с острыми практическими проблемами обеспечения международной безопасности и борьбы с терроризмом (пример: разрушительная деятельность ИГИЛ — запрещенной в РФ организации, зародившейся как конфессиональное сообщество, «параллельное» национальным государствам с преобладающим мусульманским населением, и ставшее самостоятельным актором мировой политики).