КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00485

НазваниеЧеловеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности

РуководительСорокин Александр Николаевич, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет", Тюменская обл

Года выполнения при поддержке РНФ 2019 - 2021 

КонкурсКонкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаЧеловеческое измерение, человек университетский, университеты, исторический опыт, трансформационные процессы, Россия, исторический опыт, программы академического превосходства, международные академические рейтинги

Код ГРНТИ03.23.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В настоящее время российские университеты вступили в эпоху качественной трансформации как системы управления, так и содержания профессиональной деятельности сотрудников, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава. Феномен процесса «гонки за рейтингами», в который начиная с 2000-х годов включились страны, претендующие на лидерство в международном разделении труда, представляет собой не только технологический процесс, направленный на наращивание количественных показателей (публикации, цитируемость, академическая репутация и репутация работодателей и пр.), но и затрагивает глубинные основания базовых процессов функционирования университетов (образование, исследования, инновации). Государство, вкладывая значительная средства в программу повышения конкурентоспособности российских вузов, желает видеть глубинную трансформацию университетов, а происходит ли она, по формальным параметрам сказать сложно. Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать, в конечном счете, именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем. Ключевой проблемой проекта является то, что государство, вкладывая значительная средства в программу повышения конкурентоспособности российских вузов, желает видеть глубинную трансформацию университетов, а происходит ли она, по формальным параметрам сказать сложно. В исследуемую выборку мы отнесли семь университетов России, что составляет 1/3 от включенных в настоящее время в реализацию программы повышения международной конкурентоспобности ведущих российских университетов (программа «5-100»): Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Выборка университетов может быть изменена вследствие проблем с доступом к сбору эмпирических данных. К основным аспектам научной проблемы относятся: – причины, процессы, результаты и тенденции трансформации базовых процессов (исследования, образование, инновации), роли и миссии университетов России процессов в российских университетах в дореволюционный, советский и постсоветский периоды; – опыт эволюции содержания труда преподавателя: профессиональные (должностные, служебные) обязанности, требуемые компетенции, нагрузка; типовой день вузовского преподавателя; особенности работы: совместительство, мобильность; элементы преемственности и новаций в профессии вузовского преподавателя в конце XIX – начале XXI вв.; – рост и смена компетенций, трансформация академической карьеры и повышение академической мобильности вузовского преподавателя в контексте реализации программ академического превосходства и продвижения вузов России в международных академических рейтингах; – компаративный анализ программы повышения международной конкурентоспобности ведущих российских университетов (программа «5-100») как ключевом факторе трансформации базовых процессов в современном университете; – трансформация практик управления человеческими ресурсами университета; – исследовании «разрывов» корпоративной культуры в период комплексной трансформации университетов; – профессия вузовского преподавателя глазами общества: эволюция представлений о месте, значении, престижности профессии преподавателя; растет или падает престиж преподавательской профессии в России? Научная проблема исследования актуальна для следующих предметных областей: - для социальной истории науки и образования, антропологии науки и высшей школы проект актуален с точки зрения изучения профессиональной и организационной идентичности вузовских преподавателей как профессионального сообщества, эволюции труда преподавателя; - для истории повседневности – с точки зрения изучения жизненного мира университетского сотрудника; - для педагогики высшей школы – с точки зрения изучения динамики взаимоотношений преподавательского и студенческого сообществ, а также изменений набора компетенций, требуемых от преподавателя вуза в разные исторические периоды; - для Science and Technology in Society, STS (наука и технология в обществе) – с точки зрения изучения вузовского преподавательского сообщества как проводника новшеств и технических инноваций, генератора знаний для общества, оценки его роли в модернизационных процессах; - для организационной науки – с точки зрения изучения особенностей практик управления человеческими ресурсами в интеллектуально-емких организациях; - для экономики – с точки зрения анализа экономической составляющей трансформации высшей школы, а также возрастанием третьей роли и ответственность вузов за инновационное развитие региона. Новизна заявляемого проекта заключается во взгляде на проблемы глобализации, повышения конкуренции и международным академическим рейтингованием университетов с позиции трансформации профессиональных траекторий и профессиональной идентичности человека университетского. Реализация проекта позволить выявить и проанализировать глубинные основания трансформации российских университетов. Комплексность и практическая значимость исследования заключаются не только в анализе существующего наличного состояния, но и исторической динамики исследуемых проблем с конца XIX в. по настоящее время и составление прогноза на ближайшие десятилетия, что позволит сформировать комплексное представление о закономерностях перемен, выявить значимые тенденции и спрогнозировать контуры будущей профессии и формирования нового типа университетского преподавателя – протоакадемического предпринимателя (S. Shapin, T. Hughes).

Ожидаемые результаты
Впервые в российской практике на основании широких эмпирических данных в рамках междисциплинарного исследования, с опорой на глобальные тренды и вызовы системе высшего образования будут выявлены и проанализированы глубинные основания трансформации систем управления университетами, формирования нового поколения «человека университетского» в условиях модернизационных преобразований в высшей школе России. Выполнение проекта позволит сформировать системное представление о процессах управленческих трансформаций и их антропологических оснований в современных российских университетах. Проект также направлен на поиск решений, инструментов, механизмов по обнаружению новых фундаментальных оснований для преодоления существующих открытых и латентных конфликтов в университетском сообществе. Будет осуществлен сравнительно-исторический анализ социалистического опыта формирования и эволюции вузовского научно-педагогического сообщества исследуемых стран, а также трансформации базовых процессов (исследования, образование, инновации), роли и миссии выбранных университетов России в конце XIX – начало XXI вв. Будут выявлены общие и особенные черты в: содержании профессии и труда преподавателя (профессиональные (должностные, служебные) обязанности, требуемые компетенции, нагрузка и типовой день вузовского преподавателя, особенности работы (совместительство, мобильность), элементы преемственности и новаций в профессии вузовского преподавателя), сформулированы особенности карьеры, проведены типологизации и составлены «карты» компетенций вузовских преподавателей в период с конца XIX в. до начала XXI в. На кейсах ведущих вузов России будет выявлено и проанализировано влияние программ академического превосходства и феномена «гонки за рейтингами» на повышение академической мобильности молодых вузовских преподавателей. Проведен анализ специфики профессиональной и организационной форм идентичности у вузовских преподавателей. Будет выявлена и проанализирована динамика смены карты компетенций университетских преподавателей выбранных вузов России, разработаны типологии вузовских преподавателей относительно их представлений о профессии и развитии современного университета. Кроме того, будут определены последствия исчезновения ряда классических профессиональных компетенций вузовских преподавателей. Ожидается выявление ключевых практик управления человеческими ресурсами и направления их трансформации в университетах группы кейсов, а также анализ видимых и возможных последствий преобразований в трудовой сфере университетов. Среди практических результатов реализации проекта следует отметить разработку и апробацию методики оценки персонала референтных ведущих университетов России (ТюмГУ, ТГУ, ДВФУ, КФУ, ИТМО, МИФИ, СПбПУ), включая информационную систему тестирования. Будут разработаны рекомендации по совершенствованию кадровой политики и обучающих программ персонала референтных вузов на основе уникальной модели повышения компетенций проектного управления (модель LAUNCH).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В 2019 г. исследования в рамках проекта были направлены на выявление и анализ глубинных оснований трансформации на примере Томского и Тюменского государственного университетов, участвующих в реализации программы повышения международной конкурентоспособности. Ключевыми фокусами исследования являются: компаративный анализ трансформации профессиональных траекторий, профессиональной идентичности, инновационной и корпоративной культур университетских преподавателей в контексте изменений, происходящих в ведущих вузах России, обусловленных реализацией программ академического превосходства и продвижением в международных академических рейтингах. Был осуществлен сбор и проведена систематизация исследовательской литературы, архивного и документального материала по истории дореволюционного вузовского преподавательского сообщества России конца XIX – 1917 г. Поиск проводился в Государственном архиве Варшавы, Эстонском историческом архиве, Российском государственном историческом архиве, Государственном архиве Томской области, архивах Тюменского и Томского университетов. Всего обработано 248 архивных дел. Выявлено 344 актуальных публикации по теме проекта. В отчетному году Была проведена диагностика трансформации корпоративной культуры ТюмГУ и НИ ТГУ с помощью трех независимых методов исследования – «Метафора» А.И. Пригожина, OCAI К. Камерона и Р. Куинна, и опросника об основных ценностях корпоративной культуры в среде трёх основных групп университетского сообщества: администрация-управление, преподаватели-ученые и обучающиеся (n=45 по каждому вузу). Собранный материал позволил выявить «разрывы» и потенциал конфигурации корпоративной культуры обоих университетов. Также были разработаны рекомендации по повышению эффективности трансформации корпоративной культуры двух университетов (ТюмГУ и НИ ТГУ). Для определения и анализа ключевых практик управления человеческими ресурсами и направлений их трансформации были проведены серии полуформализованных интервью с сотрудниками Тюменского государственного университета и Томского государственного университета. Для составления целостного представления о развитии направления HR в университетах, были взяты интервью у разных категорий сотрудников: топ-менеджмента, управленцев среднего уровня, рядовых сотрудников (преподавателей, ученых), а также представителей HR-служб. Всего в данных вузах было опрошено 38 сотрудников. Собранный материал позволил выявить ключевые практики управления человеческими ресурсами, направления их трансформации. Были выделены основные различия в практиках стратегического менеджмента, развития персонала, а также между компонентами системы управления человеческими ресурсами. Определены основные принципы управления персоналом и осуществлена их оценка в выбранных вузах. Описаны характеристики развития персонала в университетах, их особенности. Выявлены основные проблемные поля в системе управления человеческими ресурсами в ТюмГУ и ТГУ, а также даны рекомендации для их устранения. Разработана и успешно апробирована авторская модель компетенций LAUNCH включающая в себя 6 кластеров компетенций (Leadership skills (лидерские навыки); Affect skills (навыки влияния); Understanding skills (навыки понимания); Negotiations skills (навыки переговоров); Creative skills (навыки креативности); Human perception skills (навыки работы с людьми)), в которых выделено 18 компетентностных блоков, описанных в 54 поведенческих индикаторах. Модель является авторской разработкой и апробирована в рамках проектов развития академического персонала Тюменского и Томского государственных университетов, а также с 2019 года внедрена в работу Центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального НОЦ. Была проведена разработка и апробация на кейсе ТГУ методика оценки персонала с помощью уникальной информационной системы тестирования. Пройти демо-версию тестирования можно по ссылке https://lib.axma.info/ISdr4WwX/ В настоящий момент разработчиками готовится регистрация интеллектуальной собственности на указанный продукт. На примере Томского и Тюменского государственных университетов проанализированы трансформация академической карьеры и повышения академической мобильности, сопровождающиеся сменой (анализ новых и определение исчезающих) компетенций вузовского преподавателя, в контексте реализации программ академического превосходства и продвижения вузов России в международных академических рейтингах. Был проведен опрос методом полуструктурированных интервью с экспертами (в т.ч. 23 в Тюменском государственном университете и 20 в Томском государственном университете), работающих на должностях административно-управленческого персонала (проректор, директор, заведующий кафедрой или лабораторией), а также научно-педагогические работники (профессор, доцент, научный сотрудник). Был проведен анализ документов, презентаций и докладов, связанных с разработкой, согласованием и утверждением приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», а также интервью с основными идеологами и разработчиками данного приоритетного проекта. Проект появился в 2016 г., а к концу 2018 г. был свернут. На смену ему пришли новые форматы встраивания вузов в региональную повестку, в первую очередь – через создание Научно-образовательных центров (НОЦ). Концепция НОЦ в 2019 г. только прорабатывалась, были выбраны вне конкурса первые пять НОЦ, которые должны представить свои программы развития к марту 2020 г. По итогам проведенного анализа были выявлены идеологические связи и определенная преемственность между приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» и НОЦ, что позволило сделать более широкие выводы о характере эволюции региональной научно-технологической политики. В обоих случаях целью является трансформация всего вуза, эволюция его модели, формирование новых принципов работы с компаниями и региональными властями, а не простое формирование новых подразделений внутри вузов. Особенность проектов состоит также во внедрении «ресурсопорождающих» взаимодействий, когда университет и региональная администрация объединяют усилия для того, чтобы начать диалог с крупными компаниями, располагающими ресурсами. Задача состоит в отходе от привычной модели взаимодействия университет-компания, когда основной спрос со стороны компаний – на кадры, а со стороны университетов – на финансирование НИОКР. Результаты исследований представлены в 13 докладах на 5 международных научных мероприятиях. Результаты исследований были обсуждены на организованных в рамках реализации гранта научных мероприятиях: панельная секция "University Science in Russia in the 19th to 21st Centuries: the Regional Dimension" в рамках 1st Conference of the International Academy of the History of Science (Афины, Греция, 12-15 сентября 2019); круглом столе «Будущее университетов и академической профессии» в рамках XXXV сессии Международной школы социологии науки и техники им. С.А. Кугеля «ЭТОС УЧЕНОГО В XXI ВЕКЕ» (к 100-летию публикации доклада М. Вебера «Наука как призвание и профессия»), Санкт-Петербург, 29–30 октября 2019 г.; панельная секция «Человек университетский: компаративный анализ проблемы доверия в университетском сообществе России и Европы» в рамках 51 конвента ASEEES (Сан-Франциско, США 23-26 ноября 2019). Результаты исследования представлены в 7 публикациях, в том числе 6 статьях, которые индексируются в международных базах данных Scopus и Web of Science (Core Collection).

 

Публикации

1. - В масштабный проект включились ученые российских вузов Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/710366/?fbclid=IwAR39_QVARwFBIlfbChSjqCNjSYvjWwpIEGCNNSNjFCDu1p8VyQVewcowSXQ (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

2. - Интернационализация вузов стала темой встречи экспертов в Москве Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/721410/?fbclid=IwAR2w5Me-OnJLkKF6HXk01YyQEO3N5vV8VV46Xr-oQpGQyIQvtBSWSVgMZLA (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

3. - Российские историки изучили особенности европейской высшей школы Индикатор, Режим доступа:https://indicator.ru/humanitarian-science/izmeneniya-evropeiskoi-vyshei-shkoly-10-07-2019.htm?utm_source=fbsharing&utm_medium=social&fbclid=IwAR0QTg7IcH0s1wPvW0F0gSENvrZ7A0c6-IaqAhwz2_txIeI7j431_qObR_k (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

4. - Открытая лекция проекта «Меняющийся университет» Источник: https://www.utmn.ru/presse/kalendar/732205/ © ТюмГУ. Все права защищены. При использовании материала ссылка обязательна. Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/kalendar/732205/ (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

5. - Международная конференция объединила исследователей высшего образования Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа:https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/810076/?fbclid=IwAR3dyeJMKawJ9b_8UqEE-N_uCu3aGN-UcfHwMcPARPNJC0Y3A0hzRpWQuy0 (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

6. - Проблему доверия в академической среде обсудили на международном конвенте в США Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа:https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/826008/ (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

7. - О будущем университетов и академической профессии рассуждали в Санкт-Петербурге Сайт Тюменского государственного университета, Режим доступа:https://www.utmn.ru/presse/novosti/nauka-segodnya/815495/?fbclid=IwAR3679kxJQyD0GxCJpfFGv9mjMxi2uM96KCF1SYYZk_FrXMr1GEpv08svo0 (дата обращения: 14.12.2019) (год публикации - ).

8. А.Н. Сорокин,А.С. Латышев, М.В. Грибовский К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России Вестник Томского государственного университета, № 448. С. 150-160. (год публикации - 2019).

9. Другова Е.А. Образовательная реформа в Австралии по переходу к обучению на основе компетенций: уроки для России Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 183–191. (год публикации - 2019).

10. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций Вопросы образования, 2019, 4. С. 8-29 (год публикации - 2019).

11. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Bounded Rationality, Uncertainty, and Complexity as Decision-Making Contexts: A Case of One University in Russia European Journal of Contemporary Education, 8(4) (год публикации - 2019).

12. М.В. Грибовский “Burden of Professorship”: Features of the Pedagogical Activity of an University Lecturer in Pre-Revolutionary Russia Bylye Gody, Vol. 53. Is. 3. P. 1263–1271. (год публикации - 2019).

13. М.В. Грибовский, А.Н. Сорокин Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции Вестник Томского государственного университета. История, 2019. Т. 23. № 1–2. С. 60–71 (год публикации - 2019).

14. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Становление исследовательских кадров при Институте исследования Сибири и его роль в поддержке молодых ученых Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 158–168 (год публикации - 2019).


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 г. исследования в рамках проекта были направлены на выявление и анализ глубинных оснований трансформации на примере трех университетов: Университета ИТМО, Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого (СПбПУ), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ), участвующих в реализации программы повышения международной конкурентоспособности. Все вузы являются участниками проекта «5-100» с начала его реализации и входят в первую (ИТМО, МИФИ) и вторую (СПбПУ) группы по итогам защиты на международном совете программы в 2019 г. Ключевыми фокусами исследования являются: компаративный анализ трансформации профессиональных траекторий, профессиональной идентичности, инновационной и корпоративной культур университетских преподавателей в контексте изменений, происходящих в ведущих вузах России, обусловленных реализацией программ академического превосходства и продвижением в международных академических рейтингах. Был осуществляли сбор и систематизацию исследовательской литературы, архивного и документального материала, интервью с вузовскими преподавателями по истории вузовского преподавательского сообщества России в советский период (государственный архив Российской Федерации; Государственный архив Томской области, Центр документации новейшей истории Томской области). Всего обработано более 300 архивных дел. Выявлено более 500 актуальных публикации по теме проекта. В 2020 г. была проведена диагностика трансформации корпоративной культуры НИЯУ ИТМО, СПбГУ и МИФИ с помощью трёх независимых методов исследования – качественного метода сбора image data «Метафора» А.И. Пригожина, количественный метод OCAI К. Камерона и Р. Куинна, и опросника об основных ценностях корпоративной культуры среди трёх основных групп университетского сообщества: администрация-управление, преподаватели-учёные и обучающиеся (n=45 по каждому вузу). Собранный материал позволил выявить «разрывы» и потенциал конфигурации корпоративной культуры трёх университетов. Также были разработаны рекомендации по повышению эффективности трансформации корпоративной культуры двух университетов в логике метода К.Камерона и Р.Куинна. Результаты апробации совокупности трёх различных методов исследования были обсуждены в рамках докторского семинара Н.С. Гулиус университета Рочестер (США) и одобрены инструкторами курса; а результаты исследования как кейсы университетов были представлены и обсуждены в рамках международной конференции IAFOR в Лондоне и HR-тренд 2020 в Томске. По результатам диагностической работы в 2020 году опубликованы две статьи Scopus. Два выступления на CHER 2020 г. в Хорватии и ASEEES 2020 в США не состоялись в связи с пандемией (последнее было перенесено на 2021 год). В рамках определения и анализа ключевых практик управления человеческими ресурсами и направлений их трансформации были проведены серии полуформализованных интервью с сотрудниками ИТМО, СПбПУ, МИФИ. Для составления целостного представления о развитии направления HR в университетах были взяты интервью у разных категорий сотрудников: топ-менеджмента, управленцев среднего уровня, рядовых сотрудников (преподавателей, ученых), а также представителей HR-служб. Всего в данных вузах было опрошено 72 сотрудника. Собранный материал позволил выявить ключевые практики управления человеческими ресурсами, направления их трансформации и развития. Были выделены основные различия в практиках стратегического менеджмента, развития персонала, а также между основными функциями системы управления человеческими ресурсами. Определены основные принципы управления персоналом и осуществлена их оценка в выбранных вузах. Описаны характеристики развития персонала в университетах, их особенности. Выявлены основные проблемные поля в системе управления человеческими ресурсами в ИТМО, СПбПУ, МИФИ, а также проанализированы возможные способы их решения. В рамках компаративного анализа трансформации академической карьеры и повышения академической мобильности, сопровождающиеся сменой (анализ новых и определение исчезающих) компетенций вузовского преподавателя были проведены глубинные интервью с преподавателями, научными сотрудниками и руководством СПбПУ, ИТМО, МИФИ (всего – 62 глубинных интервью). Изучена личная мотивация научно-педагогических работников к трудовой деятельности в университете. Рассмотрены вопросы соотношения, приоритетных формы, перечня компетенций в научно-исследовательской, педагогической и административной деятельности. Определены стимулы и стратегия развития научно-исследовательской деятельности, продвижения научных результатов в интернете (виртуальные социальные сети, в т.ч. профессиональные, новостные сайты и прочее), а также формирование личного бренда ученого. Определена приоритетная стратегия проведения научных исследований – индивидуально или в составе коллектива (временной научной группы или официально созданной научной лаборатории). Проведен анализ приоритетных форм педагогической работы (традиционные или новаторские). Рассмотрены стимулы развития международной научно-исследовательской деятельности ученого, и факторы, тормозящие данную активность. Были выявлены специфические черты, формы проявления профессиональной идентичности, в том числе престиж профессии вузовского работника (ученого, преподавателя), академическая мобильность в развитии академической карьеры, специфика вхождения и возможные причины ухода из профессии. В 2020 г. проведен ретроспективный анализ моделей формирования НОЦ в России, выводы из которого, наряду с проявившимися тенденциями формирования новых Научно-образовательных центров в рамках Национального проекта «Наука», позволяют скорректировать подходы к развитию НОЦ с учетом прошлых успешных российских практик. Анализ российских и зарубежных подходов к оценке экономического влияния университетов показывает, что в России такая оценка пока не применяется, но может быть адаптирована с учетом имеющихся информационных данных и встроена в систему мониторинга развития третьей миссии университетов. Среди практических результатов проекта можно отметить разработку и апробацию автоматизированной системы оценки компетенций научно-педагогических работников университетов, вовлеченных в генерацию и управление научными, образовательными и проектами развития в высшем учебном заведении. Модель компетенций LAUNCH была апробирована в деятельности университетов участников Западно-Сибирского НОЦ и внедрена в работу с персоналом Тюменского Государственного Университета. Авторами разработки системы тестирования на основе автоматизированного опросника и кейсов, подготовлен пакет документов для регистрации ИС в Федеральную службу по интеллектуальной собственности на государственную регистрацию программы для ЭВМ «Комплексная система оценки компетенций руководителей научных и научно-технических проектов». Получение авторского свидетельства ожидается в начале 2021 г. Результаты исследований были использованы при разработке концепции, содержательных модулей и плана проектной работы школы научного лидерства центра развития компетенций Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра, период проведения школы исследователя: октябрь 2019 г. – октябрь 2020 г. Результаты исследований представлены в 16 докладах на 6 международных и 2 всероссийских научных мероприятиях. Результаты исследований были обсуждены на организованных в рамках реализации гранта научных мероприятиях: 1) панельная секция “An University style: appearance and image of Russian universities and their inhabitants of different epochs” («Университетский стиль: представление и обра российских университетов и его обитателей в различные эпохи»), 9th European Society for the History of Science Conference (9-я конференция европейского общества по истории науки), 31.08-03.092020, Болонья, Италия, онлайн-формат; 2) панельная секция “Человеческое измерение трансформационных процессов в ведущих российских университетах” в рамках Научно-практической конференции «HR-trend 2020. Порядок/Беспорядок. Организация» (Томск, НИ ТГУ, 25–27 июня 2020, онлайн-формат). Результаты исследования представлены в 12 публикациях, в том числе 7 статьях, которые индексируются в международных базах данных Scopus и Web of Science (Core Collection).

 

Публикации

1. - Тюменские ученые обсудили проблемы национальной исследовательской мобильности Информационное агенство Тюменские линии, Тюменские ученые обсудили проблемы национальной исследовательской мобильности // Информационное агенство Тюменские линии. Режим доступа: https://t-l.ru/282137.html (дата обращения: 14.12.2020) (год публикации - ).

2. - Историки выяснили, как менялись подходы к кадровой политике российских университетов в последние 150 лет Indicator, - (год публикации - ).

3. - Высшее образование в условиях пандемии стало предметом исследования Яндекс, Высшее образование в условиях пандемии стало предметом исследования // Новости сибирской науки. Режим доступа: www.sib-science.info › heis › vysshee-02112020 (дата обращения: 01.12.2020) (год публикации - ).

4. - Телеграмм канал "Научная Россия" Исследователи выяснили, чем привлекает работа в вузе, Исследователи выяснили, чем привлекает работа в вузе // Телеграмм канал "Научная Россия". Режим доступа: https://t.me/scientificrussia/649 (дата обращения: 15.12.2020) (год публикации - ).

5. I.G. Dezhina Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделей ЭКО, ЭКО. 2020. № 4. С. 87-109 (год публикации - 2020).

6. А.С. Латышев Новый подход к развитию профессиональных компетенций для повышения вовлеченности персонала университета в проекты стратегического развития Вестник Сургутского государственного педагогического университета, Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №3. С. 65-79 (год публикации - 2020).

7. Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Специфические черты кадровой политики предпринимательского университета Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т № 4. (год публикации - 2020).

8. Е.А. Другова Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019) Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):167-175 (год публикации - 2020).

9. Е.А. Другова Human Resource Policy in Leading Russian Universities: An Assembly Model The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings, The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom.Ззю 215-227 (год публикации - 2020).

10. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Административно-управленческая и предпринимательская деятельность преподавателей вузов Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. С. 711-22 (год публикации - 2020).

11. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: Личностные качества и социально-профессиональные компетенции Образование и наука, Образование и наука. 2021.- №1. (год публикации - 2021).

12. М.В. Грибовский Трудности университетской карьеры в России в конце XIX – начале XX века Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 2. С. 146–159. (год публикации - 2020).

13. М.В. Грибовский, Сорокин А.Н., Ефимова Г.З Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов – о достоинствах и недостатках своей профессии Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 77–89 (год публикации - 2020).

14. Н.А. Ащеулова, А.Н. Сорокин Представляем исследовательский проект «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020).

15. Н.С. Гулиус Organizational Culture as a University Transformation Indicator: Russian Case The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings., The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom. Pp.269-284 (год публикации - 2020).

16. Н.С. Гулиус Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации (в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020).