КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00547

НазваниеИзучение эффекта коммуникативной антропоморфизации для создания привлекательных роботов-компаньонов

РуководительКотов Артемий Александрович, Кандидат филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2021 г.  , продлен на 2022 - 2023. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словаэмоциональные агенты, понимание текста, поддержание диалога, обработка естественного языка

Код ГРНТИ16.01.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Человек стремится наделить человеческими качествами (антропоморфизировать) неодушевлённые объекты реального мира. Ребёнок наделяет человеческими качествами свои любимые игрушки, взрослые часто антропоморфизируют свои профессиональные инструменты, автомобили, оружие, персональные компьютеры. В рамках данного проекта мы планируем исследовать эффект антропоморфизации, возникающий за счёт имитации физическим объектом элементов естественного коммуникативного поведения: жестов, мимики, речи. Мы отталкиваемся от представления о том, что игрушка или конструктивно простой робот могут демонстрировать мимику и движения, аналогичные мимике и жестам человека, а также способны поддерживать ограниченный диалог. Мы полагаем, что часть таких коммуникативных средств может оказаться существенной для антропоморфизации. Если игрушка и робот-компаньон «смотрят на человека», жестикулируют, демонстрируют мимические паттерны и могут отвечать на высказывания человека, то это (при определённом наборе параметров) будет провоцировать человека на ответную симпатию и на поддержание общения: ответные взгляды, ответную мимику, речевое общение. Мы собираемся исследовать как вклад различных коммуникативных средств, так и личностные характеристики человека, существенные для формирования симпатии к физическому объекту. Изучение этого эффекта важно для создания нового поколения интерфейсов – аватаров, роботов-компаньонов, игрушек, которые бы поддерживали коммуникацию с человеком естественными средствами, вызывали бы удовлетворение пользователя и позитивный эмоциональный отклик. Таким образом, основная задача проекта состоит в том, чтобы определить: (а) коммуникативные средства, которые могут выражаться роботом, (б) коммуникативные средства, которые должны распознаваться роботом в поведении человека, и (в) психологические характеристики испытуемого (пользователя) – такие, что при определённом сочетании этих параметров пользователь будет чаще и активнее антропоморфизировать робота и рассматривать взаимодействие с роботом как более комфортное и приятное. Предлагаемый проект находится на стыке лингвистики, психологии и инженерных дисциплин (прежде всего – робототехники). Вместе с тем, основным объектом исследования являются естественные невербальные средства коммуникативного поведения (речь, жесты и мимика), а также стратегии речевого коммуникативного поведения (вопросно-ответные и другие шаблоны диалога). По этой причине лингвистика является основной областью для реализации проекта.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта будет изучено коммуникативное поведение человека в рамках мультимодального корпуса, будет выделен и перенесен на робота целый ряд коммуникативных средств, относящихся к области жестов, мимики и речи. Будет оценена степень антропоморфизации робота в зависимости от используемых роботом средств коммуникативного поведения. В области фундаментальных исследований проект позволит оценить, какой набор коммуникативных средств является необходимым для коммуникативного взаимодействия разных типов и достаточным для антропоморфизации робота человеком, для удовлетворительной для человека коммуникации с роботом – для разных коммуникативных целей и для разных групп пользователей. В результате проекта будет разработан набор средств естественного коммуникативного поведения, пригодный для использования роботом, а также теоретическая и имитационные модели поддержания мультимодальной коммуникации с человеком, способные управлять роботом-компаньоном. Робот-компаньон под управлением данной системы сможет использоваться в качестве научного стенда для исследования человеко-машинного взаимодействия, либо в качестве прототипа коммерческого продукта: персонального робота-компаньона. Другой стороной анализа будут психологические характеристики испытуемого, способствующие антропоморфизации собеседника-робота. Будут сформулированы требования к коммуникативному поведению робота со стороны представителей различных возрастных групп, людей с различными психологическими характеристиками. Аналогичные работы в большинстве коммерческих проектов создания эмоциональных роботов проводятся без учёта результатов фундаментальных исследований: анимацию роботов разрабатывают мультипликаторы, системы поддержания диалога разрабатываются на основе обучения нейросетевых алгоритмов на материалах диалогов. В предлагаемом проекте разработка элементов поведения робота и теоретической модели поддержания коммуникативного поведения будет выполняться на материале мультимодального корпуса (что соответствует уровню передовых международных научных проектов), а система поддержания диалога будет разрабатываться на основе парсера, оперирующего с семантическим представлением текста, что превышает мировой уровень исследований. Изучение коммуникативных средств, которые могут воспроизводиться роботом и влиять на антропоморфизацию, позволит создать интерфейсы следующего поколения, основанные не на графических интерфейсах "рабочего стола" и "пиктограмм", а на естественных средствах коммуникативного поведения: жестах, мимике и речи. Это может привести к масштабному изменению методов взаимодействия человека с интерфейсами технических устройств.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
На данном этапе проекта был разработан ряд программных средств, обеспечивающих реакции робота на смысл входящих высказываний и на события в окружении робота, проведена серия экспериментов по оценке коммуникативного поведения робота в различных ситуациях взаимодействия с пользователем. Для моделирования невербального взаимодействия с роботом была разработана общая схема для взаимодействия систем анализа текста, компьютерного зрения и управления движениями робота. В составе данный схемы были использованы библиотеки систем технического зрения, адаптированные и обученные для распознавания лиц собеседников, оценки ориентации лица и оценки количества движений собеседника в кадре. Сообщения, получаемые роботом по речевому акустическому каналу, и сообщения, получаемые по каналу компьютерного зрения, преобразуются в общий формат и вызывают на роботе речевые и коммуникативные реакции. Коммуникативные реакции робота описываются пакетами на языке BML (Behavior Markup Language) и исполняются системой управления поведением робота, существенно доработанной за отчётный период. Робот может комбинировать несколько пакетов BML для получения более сложного поведения, а также способен модифицировать движение в зависимости от положения собеседника в пространстве, например, при переводе взгляда на заданного собеседника. Разработана теоретическая модель эмоциональной динамики (основанная на гидравлической модели инстинктов К. Лоренца), а также прототип имитационной модели в виде программного компонента. Модель состоит из «общих эмоциональных состояний» (например, общее негативное состояние, чувство вины и т. д.), а также сценариев, распознающих заданные шаблоны в структуре входящих событий. Сценарий активируются входящим событием и далее выражается в поведении с помощью связанных пакетов BML, при этом чувствительность сценария связана с активацией общего эмоционального состояния. Данный компонент был опробован на последовательном анализе роботом большого числа входящих высказываний. Поддержание диалога реализуется с помощью подключения к роботу чат-бота или с помощью собственной системы автоматического анализа текста. Для робота было разработано демонстрационное программное приложение, с помощью которого к роботу можно подключить чат-бота, созданного в системе DialogFlow. В ответных высказываниях чат-бота указывается ссылка на поведенческий пакет BML, в этом случае робот произносит высказывание и выполняет заданное в пакете действие. Данные функции были использованы в ряде образовательных проектов для школьников. Для автоматического анализа текста и управления роботом также применяется собственная система понимания текста, включающая синтаксический парсер и обработчик семантических представлений. Парсер строит семантическое представление каждой клаузы в предложении и вычисляет его расстояние до шаблонов сценариев. Для выбранного сценария рассчитывается активация самого сценария и соответствующего общего эмоционального состояния. Далее сценарий выражается в коммуникативном поведении с помощью пакетов BML, что последовательно снижает его активацию. Для расширения возможностей поддержания диалога выполнена классификация вопросов и разработаны подходы к ответам робота на простые вопросы (вопросы с помощью вопросительных местоимений к актантам ситуаций). Выполнена проверка для ограниченного числа шаблонов вопросов: ответы обеспечиваются запросами к базе данных уже разобранных роботом текстов объёмом 80 млн. словоупотреблений. Более полно данная функция будет реализована на следующем этапе. Разработана система виртуализации робота и его окружения, позволяющая визуализировать на экране 3D-модель робота, а также «объекты интереса», окружающие робота. Система позволяет выполнять движения не только на реальном роботе, но и на его виртуальном аналоге. Была проведена серия экспериментов с целью оценить разработанные средства коммуникативного взаимодействия робота. В Эксперименте №1 оценивалась динамическая модель управления движениями глаз робота. Испытуемые должны были оценить робота в двух экспериментальных условиях: в одном из условий глаза робота управлялись разработанной моделью, основанной на балансе коммуникативных состояний, во втором условии управление взгляда переключалось случайно каждые 6 секунд. Было показано преимущество разработанной модели. В Эксперименте №2 оценивался вклад различных средств коммуникативного взаимодействия робота (движений глаз, рта, головы и рук) в формирование положительного впечатления. Показано, что испытуемые предпочитают полное (full-motion) поведение, при этом движения глаз влияют на оценку, но не выделяется испытуемым в опросе, что указывает на «имплицитный» характер влияния движения глаз на испытуемых. В Эксперименте №3 оценивалось влияние ориентированных (указательных) жестов робота на поведение испытуемых в ситуации, где робот помогал человеку собрать головоломку Танграм. Различие между экспериментальными условиями не является очевидным для испытуемых: не более половины выборки замечают разницу между экспериментальными условиями – разделяют в поведении робота ориентированные и симметричные жесты. Вместе с тем, если робот сопровождает свои слова указательным жестом, то испытуемые следуют инструкции робота в 91,1% случаев, что свидетельствует об устойчивом влиянии ориентированных жестов на поведение пользователя, даже если пользователь не отражает это влияние в самоотчете. На последующих этапах проекта планируется существенно расширить программу экспериментов на базе разработанных программных компонентов. Описанию проекта посвящён сайт: http://www.f2robot.com

 

Публикации

1. Зинина А.А., Зайдельман Л.Я., Аринкин Н.А., Котов А.А. Non-verbal behavior of the robot companion: a contribution to the likeability Procedia Computer Science. Postproceedings of the 10th Annual International Conference on Biologically Inspired Cognitive Architectures, BICA 2019 (Tenth Annual Meeting of the BICA Society). Elsevier, 2019., - (год публикации - 2019)

2. Волкова Л., Бочаров В. An Approach to Inter-annotator Agreement Evaluation for the Named Entities Annotation Task at OpenCorpora Proceedings 8th Conference on Artificial Intelligence and Natural Language, AINL 2019, Tartu, Estonia, November 20–22, 2019, Issue 1119, 2019. P. 33-44 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1007/978-3-030-34518-1_3

3. Зинина А.А., Аринкин Н.А., Зайдельман Л.Я., Котов А.А. The Role of Oriented Gestures during Robot’s Communication to a Human Computational Linguistics and Intellectual Technologies: Proceedings of the International Conference “Dialogue 2019”, Issue. 18 (25), 2019. P. 800-808. (год публикации - 2019)

4. Зинина А.А., Аринкин Н.А., Зайдельман Л.Я., Котов А.А. Modeling of Complex Communicative Behavior for F-2 Companion Robot Proceedings of the 41st Annual Conference of the Cognitive Science Society. Montreal, QB: Cognitive Science Society., P. 3619. (год публикации - 2019)

5. Котов А.А., Зинина А.А., Аринкин Н.А., Зайдельман Л.Я. F-2 Robot Toolkit: Model for Speech Comprehension and Communicative Behavior Proceedings of the 8th International Conference on Affective Computing & Intelligent Interaction (ACII 2019) 3rd-6th September, 2019 Cambridge, United Kingdom, - (год публикации - 2019)

6. Котов А.А., Зинина А.А., Аринкин Н.А., Зайдельман Л.Я. Имплицитное влияние ориентированных жестов робота на человека Когнитивная наука в Москве: новые исследования, - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Была разработана модель сценариев – механизм когнитивной обработки роботом входящих событий: высказываний и данных от системы технического зрения. Выполнена компьютерная реализация модели сценариев. Система сценариев основывается на концепции "продукций" классического искусственного интеллекта, при этом используются современные модели "векторной семантики" (word embeddings). При разработке мы ориентируемся на системы когнитивного моделирования CogAff и SOAR. Аппарат сценариев позволяет моделировать целый ряд существенных когнитивных навыков – интерпретацию текста, реакцию на события реального мира, эмоциональную динамику, естественно-языковой вывод и коммуникативное поведение. Разработана процедура автоматического выделения сценариев из корпуса текстов на естественном языке. Процедура позволяет сгруппировать похожие ситуация на основе близости их семантических представлений. С помощью данной процедуры сконструировано 11371 сценариев, используемых при автоматическом анализе текста для снятия омонимии, а также при поддержании диалога для поиска ситуаций, похожих на ситуацию в исходном высказывании. За отчётный период были разработаны решения, позволяющие роботу поддерживать коммуникативное взаимодействие с человеком в реальной среде: в личном диалоге, в небольшой компании и при решении человеком задачи. Были разработаны (а) средства получения данных с модулей технического зрения и конструирования роботом модели своего окружения, (б) средства распознавания просодии высказывания, (в) средства баланса при обработке нескольких входящих стимулов и средства моделирования эмоциональной динамики, (г) средства мимической экспрессии – два новых лица с возможностью анимации, (д) средства баланса активности на продолжительных (до нескольких часов) промежутках времени. На базе разработанной модели окружения реализованы стратегии поведения, позволяющие роботу реагировать на события в своём окружении: на появление лица пользователя, поворот лица человека к роботу, улыбку пользователя. Также робот автоматически реагирует на правильные и неправильные действия человека в игре, помогает пользователю собирать головоломку с помощью речевых подсказок и указательных жестов. Комплекс этих инженерных решений позволил сформировать модель, достаточную для воспроизведения роботом базовых коммуникативных функций: реакции на входящее высказывание, ответы на вопросы, реакции на действия пользователя в игре, реакции на появление пользователя и поворот головы к роботу. Предложенная комплексная архитектура имеет существенную научную ценность и может использоваться для моделирования дальнейших когнитивных функций и элементов коммуникативного поведения. На основе операций сценариев с семантическими представлениями были представлены подходы к компьютерному моделированию сознания. Проблема сознания – одна из сложнейших проблем современной науки. Вместе с тем, разработка и тестирование систем понимания текста и естественно-языкового вывода позволяют сделать предположения о том, какие механизмы могут оказаться ключевыми для возможного моделирования сознания в компьютерных когнитивных архитектурах. Предлагаемый метод состоит в следующем. В рамках предложенной архитектуры семантика входящего текста (или репрезентация события) сравнивается с посылками (начальными признаковыми моделями) всех имеющихся сценариев. Начальные признаковые модели разных сценариев могут различаться по составу своих признаков. При активации сценарии могут дополнять входящую репрезентацию своими фокальными признаками. Таким образом, репрезентация входящего текста или события получит несколько различающихся репрезентаций для разных сценариев. Отдельный референт может оказаться, с одной стороны, 'хорошим', а с другой стороны - 'плохим'. Действие может оказаться 'нормальным' или 'слишком интенсивным'. Такое различие признаков у одного референта позволяет имитировать ощущение субъективного пространства, обычно приписываемое сознанию. Другая особенность модели состоит в возможности разделить "собственные" и "нереальные" (принадлежащие другому человеку, фантастические, ироничные) репрезентации входящего события. После того, как для входящего текста построено семантическое представление, оно вызывает активацию сценариев. Самый активированный сценарий формирует наиболее релевантную репрезентацию входящего события. Если другие сценарии с меньшей активацией сформировали несовместимые репрезентации входящего события, то эти репрезентации могут быть признаны ироничными (моделирование этого процесса было выполнено), а также могут использоваться для конструирования мнения другого человека (theory of mind) или в качестве материала воображения - для создания репрезентаций нереальных, но "пугающих" или, наоборот, "желанных" ситуаций. Результаты исследований опубликованы в научных статьях и представлены на конференциях. В целом, описание механизмов, которые могут воспроизводить ключевые признаки сознания, является, по нашему мнению, ключевым результатом проекта за отчетный период. Разработаны и апробированы на пилотных стадиях исследования протоколы экспериментов по оценке влияния на поведение пользователя и на привлекательность робота для пользователя: (а) указательных жестов, выполненными руками, головой и глазами, (б) жестовых и словесных инструкций, в ситуации конфликта инструкций, (в) разных типов жестов "открытых" и "закрытых", (г) общих коммуникативных стратегий робота при взаимодействии с пользователем: "формальная стратегия", "вежливая стратегия", сложная эмоциональная стратегия, сложная рационально-эмоциональная стратегия. На следующем этапе проекта будут проведены эксперименты по оценке разработанных функций на группах испытуемых. Разработаны два новых лица робота: более натуралистичное лицо и более условное лицо. Лица позволяют выводить анимированные движения глаз, бровей, раскрытие век, выполнять анимированные движения ртом. Проекту посвящён сайт www.f2robot.com У робота есть твиттер: https://twitter.com/f2robot/

 

Публикации

1. Котов А. А., Зайдельман Л. Я., Зинина А. А., Аринкин Н. А., Филатов А. А., Кивва К. А. Conceptual Processing System for a Companion Robot Cognitive Systems Research, - (год публикации - 2021)

2. Котов А.А. Моделирование сознания в компьютерных архитектурах: теория исключенных сценариев Вопросы психологии, Т. 66. № 5 (год публикации - 2020)

3. Котов Артемий, Аринкин Никита, Филатов Александр, Кивва Кирилл, Зайдельман Людмила, Зинина Aнна Cognitive Architecture for a Companion Robot: Speech Comprehension and Real-World Awareness Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence, and Neuroinformatics. Post-proceedings of the 9th International Conference on Cognitive Studies, - (год публикации - 2021)

4. Котов Артемий, Зайдельман Людмила, Зинина Aнна, Аринкин Никита, Филатов Александр, Кивва Кирилл Conceptual Operations with Semantics for a Companion Robot International Conference on Speech and Computer, SPECOM 2020: Speech and Computer, Springer, Cham, LNAI, vol 12335. P. 232-243 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/978-3-030-60276-5_24

5. Котов А.А. Механизмы речевого воздействия: лингвистическая модель в когнитивном контексте РГГУ, - (год публикации - 2021)

6. Волкова Л.Л., Котов А.А. Эмоциональные реакции робота-компаньона на фразы на русском языке Международная конференция «Лингвистический форум 2020: Язык и искусственный интеллект». 12–14 ноября 2020 г. Институт языкознания РАН, Москва: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Кибрика, В. Ю. Гусева, Д. А. Залманова, C. 65–66. (год публикации - 2020)

7. Волкова Л.Л., Мальцева Д.Ю. О расширении запросов для поиска фактов на естественном языке Международная конференция «Лингвистический форум 2020: Язык и искусственный интеллект». 12–14 ноября 2020 г. Институт языкознания РАН, Москва: Тезисы докладов, С. 64–65. (год публикации - 2020)

8. Зайдельман Л.Я., Зинина А.А., Аринкин Н.А., Котов А.А. The F2 Robot Interaction System Linguistweets: The first international twitter conference on linguistics (Первая международная лингвистическая конференция в формате Твиттера - рецензируемая конференция), - (год публикации - 2020)

9. Котов А.А. Выучи все ситуации мира! Кластеризация семантики высказываний как метод обучения эмоционального робота-компаньона Материалы научной конференции памяти Дж.С. Брунера: «Психология познания: низкоуровневые и высокоуровневые процессы», - (год публикации - 2020)

10. Котов А.А. Consciousness in computer architectures: the theory of expelled scripts Международная конференция «Лингвистический форум 2020: Язык и искусственный интеллект». 12–14 ноября 2020 г. Институт языкознания РАН, Москва: Тезисы докладов / Под ред. А. А. Кибрика, В. Ю. Гусева, Д. А. Залманова, С. 19-20 (год публикации - 2020)

11. - «Робот, я люблю тебя?» Документальный фильм, Режиссер: Юлия Киселёва (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
За отчётный период была завершена разработка системы управления роботом, позволяющая ему имитировать эмоциональную динамику и реагировать на смысл поступающих текстов, на прикосновения и на события, распознаваемые системой компьютерного зрения. Был исследован эффект антропоморфизации, возникающий за счёт имитации физическим объектом (роботом) естественного коммуникативного поведения: жестов, мимики, речи, а также ответных реакций на высказывания пользователя, его направление взгляда и прикосновения. В рамках проекта были определены: (а) коммуникативные средства, которые могут выражаться роботом, (б) коммуникативные средства, которые должны распознаваться роботом в поведении человека, и (в) психологические характеристики испытуемого (пользователя), такие что при определённом сочетании этих параметров пользователь будет чаще и активнее антропоморфизировать робота и рассматривать взаимодействие с роботом как более комфортное и приятное. В рамках проекта создано 6 экземпляров робота, включая робота с датчиками касания, робота со встроенным компьютером (Raspberri Pi), робота, перемещающегося по комнате на колёсной тележке. Разработка коммуникативных средств, которые могут выражаться роботом для повышения антропоморфизации За последний год с привлечением мультипликаторов было создано новое лицо робота и разработаны элементы невербального поведения робота: элементы мимики и жесты. Была переработана система управления роботом, позволяющая комбинировать невербальные элементы для создания сложной динамики. Особый акцент сделан на экспрессивность глаз: разработаны движения для век (моргание, прищуривание век на разную величину, закрытие глаз и др.), бровей (поднятие и опускание бровей на короткие и длительные интервалы, нахмуривание и др.), разработаны аналоги саккад – короткие и быстрые перемещения зрачков робота, позволяющие моделировать внимательный взгляд. Разработка эмоциональной и когнитивной модели робота Разработана общая теория сценариев для описания механизмов восприятия эмоциональной речи, теория описана в монографии Котов А.А. Механизмы речевого воздействия (2021). Создан инвентарь из 155 доминантных сценариев для моделирования эмоциональных реакций и 3800 рациональных сценариев для снятия омонимии и распознавания стандартных ситуаций в поступающих текстах. Разработана модель использования вытесненных сценариев, которая может стать основой для моделирования иронии, юмора, воображения, модели психического (theory of mind) и некоторых эффектов сознания. Проведены исследования, показывающие возможность механизма естественно-языкового вывода с помощью рациональных сценариев на множестве автоматически проанализированных текстов. Унифицирована модель представления семантики текстов и событий, распознаваемых системой компьютерного зрения и системой регистрации прикосновений. Это позволило применить аппарат сценариев к событиям любых модальностей, воспринимаемых роботом. Сценарии выражаются с помощью приписанных им пакетов на языке BML (международный стандарт описания поведения роботов), что создаёт сложное и разнообразное поведение, отличающее данного робота от других примеров эмоциональных интерфейсов и игрушек. Разработка и интеграция компонентов компьютерного зрения Доработана система агрегатора, позволяющая роботу строить модель окружающих объектов и событий. Реализован протокол подключения к агрегатору модулей компьютерного зрения. Разработан модуль определения направления лица пользователя. Реализовано подключение модуля поддержки игры танграм (разработан участниками коллектива в рамках другого проекта), модулей распознавания элементов одежды, мимики, направления взгляда и положения тела (скелетонизации) пользователя. Исследованы психологические характеристики пользователей, связанные с восприятием поведения робота. Показано что робот, отвечающий взглядом на взгляд пользователя, скорее предпочитается людьми с высоким уровнем эмоционального интеллекта (по шкале: внимание к эмоциям других людей). Робот использовался для обучения в рамках курса Психология и Искусственный интеллект (Департамент психологии Вышей школы экономики, 2021). В качестве отчётности по курсу студенты должны были разработать протокол поведения для робота на языке BML для некоторой эмоциональной ситуации, представить и защитить этот протокол перед аудиторией. Робот также использовался при обучении школьников на фестивале «Билет в будущее» (Санкт-Петербург, 12-14 ноября 2021 года). За 3 дня более 300 школьников обучились писать скрипты поведения для робота на языке BML, разработали и протестировали свои скрипты на роботе (см. Рисунок 14 Приложения А). Данное применение показывает, что робот может служить инновационным учебным средством, демонстрирующим разработку коммуникативных стратегий для роботов-компаньонов.

 

Публикации

1. Величковский Б.М., Котов А.А., Аринкин Н.А., Зайдельман Л.Я., Зинина А.А., Кивва К. From Social Gaze to Indirect Speech Constructions: How to Induce Impression that Your Companion Robot is a Conscious Creature Applied Sciences, 11(21):10255 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3390/app112110255

2. Зинина А.А., Зайдельман Л.Я., Котов А.А., Величковский Б.М. Рефлекс или рефлексия? Глазодвигательное поведение робота-компаньона, создающие у пользователя впечатление общения с эмоциональным существом Искусственный интеллект и принятие решений, - (год публикации - 2022)

3. Котов А., Аринкин А., Филатов А., Зайдельман Л., Зинина А. Emotional Balance Model for F-2 Companion Robot Language, Music and Gesture: Informational Crossroads, pp. 193-201 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-981-16-3742-1_15

4. Волкова Л., Игнатьев А., Котов Н., Котов А. New Communicative Strategies for the Affective Robot: F-2 Going Tactile and Complimenting. Conference on Creativity in Intelligent Technologies and Data Science, pp. 163-176 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1007/978-3-030-87034-8_13

5. Волкова Л.Л., Мальцева Д.Ю. On a method for transforming requests for a question answering dialogue system Information Innovative Technologies: Materials of the International scientific–practical conference., M.: Association of graduates and employees of AFEA named after prof. Zhukovsky, 2021. – Pp. 310-313. (год публикации - 2021)

6. Зинина А. А., Зайдельман Л. Я., Аринкин Н. А., Котов А. А. МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РОБОТА-КОМПАНЬОНА ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ Тезисы Первой всероссийской научно-практическая конференция «Человек и Робот», - (год публикации - 2021)

7. Игнатьев А.И., Волкова Л.Л. On equipping F-2 the affective robot with tactile sensors INFORMATION INNOVATIVE TECHNOLOGIES: Materials of the International scientific–practical conference, M.: Association of graduates and employees of AFEA named after prof. Zhukovsky, 2021. – Pp. 123-128. (год публикации - 2021)

8. Иманов Ш.Е., Волкова Л.Л. Towards developing a mobile application for automated assessment of evaluation of a conversational robot dialogue strategies nformation Innovative Technologies: Materials of the International scientific–practical conference, M.: Association of graduates and employees of AFEA named after prof. Zhukovsky, 2021. – Pp. 298-302. (год публикации - 2021)

9. Кивва К. А., Котов А. А. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ ОКРУЖЕНИЯ РОБОТА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ Тезисы Первой всероссийской научно-практическая конференция «Человек и Робот», - (год публикации - 2021)

10. Котов А., Аринкин Н., Филатов А., Зайдельман Л., Зинина А., Кивва К. Event Representation and Semantics Processing System for F-2 Companion Robot Proceedings of the 9th International Conference on Affective Computing and Intelligent Interaction (ACII 2021) - Demo Section, Vol. 2, P. 1-3 (год публикации - 2021)

11. Котов А.А. СИСТЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОМ-КОМПАНЬОНОМ Ф-2 Тезисы Первой всероссийской научно-практическая конференция «Человек и Робот», - (год публикации - 2021)

12. Котов А.А., Филатов А.А. Imagination and the Theory of Mind: Simulation of Semantic Domains for a Companion Robot Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 23 – 24 июня 2021, М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2021 г. С. 474-478. (год публикации - 2021)

13. Котов Н.Д., Волкова Л.Л. On human features extraction from video for enriching dialog strategies of the F-2 conversational robot Information Innovative Technologies: Materials of the International scientific–practical conference, M.: Association of graduates and employees of AFEA named after prof. Zhukovsky, 2021. – Pp. 302-306. (год публикации - 2021)

14. Подвашецкий Д.В., Волкова Л.Л. On two-fold memory organisation for a conversational dialogue system Information Innovative Technologies: Materials of the International scientific–practical conference, M.: Association of graduates and employees of AFEA named after prof. Zhukovsky, 2021. – Pp. 306-309. (год публикации - 2021)

15. - Робот, я люблю тебя? (2021) Научно-популярный фильм, Робот, я люблю тебя? (2021) (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
- Разработанный программно-аппаратный комплекс опробован в качестве образовательного средства – для обучения студентов и школьников методам моделирования диалога, включая невербальные средства. В данной схеме студенты учатся создавать с помощью робота коммуникативные средства. - Робот также может использоваться в обучении: для помощи детям в освоении материала. Решение опробовано совместном решении головоломки танграм (робот помогал учащемуся). Как показано в пилотных экспериментах по долговременному взаимодействию, робот может использоваться в качестве компаньона, поддерживающего человека при самостоятельной работе. Мы планируем продолжить эксперименты в области создания робота-тьютора, вместе с тем, данное решение уже может внедряться в некоторых ситуациях обучения. - Разработанное решение может использоваться в качестве нового поколения интерфейсов, использующих естественные средства общения – речь, мимику и жесты – в различных сферах взаимодействия с человеком. Робот может служить компаньоном человека в быту, в общественных местах, в магазинах и иных точках обслуживания. - Разработанные средства автоматического анализа текста могут использоваться для автоматического выделения семантических шаблонов из больших массивов текстов, для семантического поиска и классификации текстов. Как мы оцениваем, результаты проекта могут служить основой для создания нового сектора экономики и нового поколения потребительских продуктов и сервисов.