КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-19-10618

НазваниеРазработка теории и алгоритмов самосенсорного управления тяговых электроприводов вентильно-индукторного типа с независимым возбуждением

РуководительАнучин Алексей Сергеевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2020 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-405 - Транспортная энергетика (наземного, водного, воздушного, космического транспорта)

Ключевые словасистемы управления электроприводов, тяговый электропривод, цифровые системы управления, гибридный транспорт, моделирование электроприводов, энергетика электропривода, электротрансмиссия, самосенсорное управление, бездатчиковое управление

Код ГРНТИ45.41.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Работа над проектом показала, что электрические машины с регулируемым возбуждением обладают возможностью надежного самосенсорного управления за счет наличия магнитной связи между статорными обмотками и обмоткой возбуждения. Это позволяет использовать электрическую машину в качестве датчика положения, производя инжекцию напряжения в статорные обмотки, как вращающегося вектора напряжения, так и использовать отклик от обычных или модифицированных методов широтно-импульсной модуляции. Следует отметить, что несмотря на многочисленные исследования в области самосенсорного тягового электропривода в России и за рубежом, в настоящее время не имеется коммерческих тяговых электроприводов, где самосенсорный режим является основным. В качестве аварийного он используется для электроприводов с возбуждением от постоянных магнитов, и бездатчиковые аварийные режимы работы предусмотрены в тяговых асинхронных электроприводах. Разработанная в рамках Проекта 2016 система самосенсорного управления с модификациями может применяться в качестве основной за счет надёжного измерения положения с очень незначительным снижением показателей тягового электропривода (или даже без снижения в отдельных режимах работы). По сравнению с самосенсорными системами для электроприводов с возбуждением от постоянных магнитов, которые теряют магнитную анизотропию при высоких токовых нагрузках и не могут обеспечить надежной идентификации положения, вентильно-индукторная машина независимого возбуждения при работе по отклику в обмотке возбуждения на инжекцию в статорных обмотках не снижает точности идентификации положения ротора в полном диапазоне изменения токовых нагрузок и момента на валу. Таким образом, решения, разработанные для вентильно-индукторных электродвигателей независимого возбуждения, имеют существенные преимущества по сравнению с асинхронным тяговым электроприводом и синхронным приводом с постоянными магнитами по управляемости и позволяют создавать тяговые электроприводы конструктивно без датчика положения ротора. Вместе с тем, необходимо развитие самосенсорных алогритмов в части многофазных электроприводов большой мощности и повышенной надежности, а также адаптации решений для систем управления, работающих по прогнозирующей модели. Данные вопросы планируется исследовать в последующие два года. В рамках продолжения Проекта 2016 в Проекте 2019 планируется решить следующие новые задачи: 1. Разработать самосенсорные системы управления для многофазных вентильно-индукторных машин независимого возбуждения. 2. Адаптировать разработанные методы самосенсорного управления для совместной функционирования с системами, работающими по прогнозирующей модели.

Ожидаемые результаты
В конце работы над проектом будет получен полный перечень решений по самосенсорному управлению вентильно-индукторного электропривода независимого возбуждения для всех возможных вариантов конструктивного исполнения и для всех основных алгоритмов управления. Это позволит создавать тяговые электроприводы для гибридных электрических и полностью электрических транспортных средств, которые будут обладать повышенной надёжностью и сниженной ценой и габартиами за счет полного исключения из конструкции датчика положения ротора. В настоящее время в области тяговых электрических машин, спроектированных без использования постоянных магнитов, - это асинхронные двигатели и синхронные машины с регулируемым возбуждением - вентильно-индукторный электропривод независимого возбуждения обеспечивает значительные преимущества как с точки зрения бездатчикового управления, так и по остальным показателям. Разработки выполненные за последние три года позволили получить точность идентификации положения ротора в самосенсорном режиме не хуже 3 электрических градусов, в то время как лучшие мировые показатели для синхронных машин с постоянными магнитами достигают только 15 электрических градусов за счет изменения магнитной анизотропии под нагрузками, а для асинхронного электропривода показана принципиальная невозможность обеспечить самосенсорный режим. Таким образом, работа является прорывной в мировой науке и не имеет аналогов. Разработанные решения планируется использовать в тяговых электроприводах большегрузных самосвалов и грузовиков, адаптировать решение для применения в многоосных транпортных средствах большой грузоподъемности ПАО "НТЦ "КАМАЗ". Разработанные решения применимы не только в тяговом электроприводе, но и в общепромышленных электроприводах.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
1. Получены верифицированные модели многофазных вентильно-индукторных электродвигателей независимого возбуждения. 2. Разработан метод пространственно-векторного регулирования тока электродвигателей с расщеплёнными обмотками, позволяющий увеличить на 15% момент электродвигателя при том же ограничении по току инвертора. Подготовлена публикация «Increasing Output Torque by Means of Space Vector Current Regulation in an Open-End Winding AC Electrical Machine», которая была подана на конференцию 22nd European Conference on Power Electronics and Applications. 3. Разработан метод формирования тока электродвигателей с расщеплёнными обмотками, обеспечивающий постоянство омических потерь в фазах для уменьшения девиации температуры силовых модулей на 90% с целью увеличения срока службы за счёт снижения эффекта термоциклирования. Подготовлена публикация «Constant Ohmic Losses Control of an Open-End Winding AC Electrical Machine for Improved Thermocycling of Power Converters», которая подана на конференцию Symposium on Power Electronics, Electrical Drives, Automation and Motion (SPEEDAM) 2020. 4. Разработаны методы регулирования токов в магнитосвязанных фазных обмотках с учетом аварийных режимов работы двигателя и инвертора, формирующие инжекцию статорных напряжений для самосенсорной идентификации положения ротора. Публикация «Self-sensing Control of a Synchronous Homopolar Traction Motor Using a Field Current Response Observer» подготовлена и находится на рецензировании в журнале первой квартили. 5. 20 сентября 2019 года основной исполнитель гранта Дмитрий Михайлович Шпак защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по специальности 05.09.03 — «Электротехнические комплексы и системы» по теме «Разработка и исследование системы управления высокоскоростных шпинделей станков на базе асинхронных и синхронных электродвигателей», в которой были отражены результаты исследования по данному проекту. 05 декабря 2019 года приказом ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» выдан диплом кандидата наук. 6. Научные результаты описаны в публикациях 2019 года по теме исследования. В рамках проекта в отчётном году было опубликовано 5 статей: 1 статья в журнале первой квартили, 4 статьи на международных конференциях, индексируемых в Scopus и Web of Science. Статья А.С. Анучин, А.Н. Дианов, Ф. Бриз (Alecksey Anuchin, Anton Dianov, Fernando Briz) Synchronous Constant Elapsed Time Speed Estimation Using Incremental Encoders IEEE (2019 г.) была написана совместно с ведущим учёным в области электропривода Фернандо Бризом в рамках работ над проектом 3 года назад и рассматривала алгоритм измерения скорости, реализованный для верификации алгоритмов самосенсорного управления. Процесс рецензирования и принятия статьи занял 2,5 года, после чего она была опубликована в журнале первой квартили IEEE/ASME Transactions on Mechatronics. Статья А.С. Анучин, Д.И. Алямкин, М.М. Лашкевич, В.С. Подзорова, Л. Арниовуори, Р. Кеннел (Alecksey Anuchin, Dmitry Aliamkin, Maxim Lashkevich, Valentina Podzorova, Lassi Aarniovuori, Ralph Kennel) Model Predictive Control with Reduced Integration Step Size for Continuous Control of an IPM Motor IEEE (2019 г.) написана совместно в ведущим учёным в области управления с прогнозированием Ральфом Кеннелом и рассматривает принципиально новый подход к построению систем управления с прогнозированием и затрагивает вопросы, которые планируется подробно исследовать в рамках работ по проекту в следующем году. Статья А.С. Анучин, М.М. Лашкевич, Д.И. Алямкин, М.А. Гуляева (Alecksey Anuchin, Maxim Lashkevich, Dmitry Aliamkin, Maria Gulyaeva) Self-sensing Control of a Synchronous Homopolar Machine Using Field Current Response from Phase-shifted PWM IEEE (2019 г.) рассматривает способ измерения положения ротора вентильно-индукторного электродвигателя независимого возбуждения с помощью инжекции модифицированным ШИМ со сдвигом опорных сигналов. Статья М.А. Гуляева, А.С. Анучин, Д.И. Алямкин, М.М. Лашкевич (Maria Gulyaeva, Alecksey Anuchin, Dmitry Aliamkin, Maxim Lashkevich) Rotor Position Estimation Using Field Current Response to Phase-shifted PWM for Synchronous Homopolar Motor IEEE (2019 г.) рассматривает подход к увеличению точности метода, предложенного в предыдущей статье, за счёт переменного сдвига опорных сигналов ШИМ. Статья Ю.К. Каземирова, В.С. Подзорова, А.С. Анучин, Д.И. Алямкин, К. Датлингер, М. Хирц (Yulia Kazemirova, Valentina Podzorova, Alecksey Anuchin, Dmitry Aliamkin, Christoph Datlinger, Mario Hirz) Speed Estimation Applying Sinc-filter to a Period-based Method for Incremental Position Encoder IEEE (2019 г.) написана совместно с учёными из Технического университета Граца (Австрия) и развивает метод измерения скорости, применяемый при проверки точности самосенсорных методов. Кроме того, в отчётном году Анучин А.С. выступил с приглашёнными докладами на международных конференции и семинаре в Турции и Германии за счёт принимающей стороны, где подробно осветил результаты, достигнутые в рамках выполнения данного проекта: - приглашенный доклад на конференции 1st Global Power, Energy and Communication Conference (IEEE GPECOM 2019) в Турции по теме: Encoderless Control of Traction Electric Drives: problems, solutions, and new opportunities (45 минут). - приглашенный доклад на научном семинаре International Scientific Workshop "Advanced Control of Power System and Drives", Mittelhessen University of Applied Sciences в гор. Фридберг, Германии по теме: Encoderless control of traction electric drives: problems, solutions, and new opportunities (60 минут).

 

Публикации

1. А.С. Анучин, А.Н. Дианов, Ф. Бриз Synchronous Constant Elapsed Time Speed Estimation Using Incremental Encoders IEEE, IEEE/ASME TRANSACTIONS ON MECHATRONICS, VOL. 24, NO. 4, AUGUST 2019, pp.1893-1901 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/TMECH.2019.2928950

2. А.С. Анучин, Д.И. Алямкин, М.М. Лашкевич, В.С. Подзорова, Л. Арниовуори, Р. Кеннел Model Predictive Control with Reduced Integration Step Size for Continuous Control of an IPM Motor IEEE, International Symposium on Predictive Control of Electrical Drives and Power Electronics (PRECEDE), Quanzhou, PEOPLES R CHINA, MAY 31-JUN 02, 2019 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/PRECEDE.2019.8753231

3. А.С. Анучин, М.М. Лашкевич, Д.И. Алямкин, М.А. Гуляева Self-sensing Control of a Synchronous Homopolar Machine Using Field Current Response from Phase-shifted PWM IEEE, 2019 IEEE 10th International Symposium on Sensorless Control for Electrical Drives (SLED), Turin, Italy, 9-10 Sept. 2019 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/SLED.2019.8896294

4. М.А. Гуляева, А.С. Анучин, Д.И. Алямкин, М.М. Лашкевич Rotor Position Estimation Using Field Current Response to Phase-shifted PWM for Synchronous Homopolar Motor IEEE, 20th International Symposium Power Electronics Ee2019, Novi Sad, Serbia, 23-26th October, 2019 (год публикации - 2019)

5. Ю.К. Каземирова, В.С. Подзорова, А.С. Анучин, Д.И. Алямкин, К. Датлингер, М. Хирц Speed Estimation Applying Sinc-filter to a Period-based Method for Incremental Position Encoder IEEE, 2019 54th International Universities Power Engineering Conference (UPEC), 3-6 Sept. 2019, Bucharest, Romania (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
1. Метод восстановления положения, основанный на анализе ошибки отработки задания тока был разработан для систем управления с прогнозированием для вентильно-индукторного двигателя. Он оказался применим как для систем управления с прогнозированием с непрерывным управляющим воздействием, так и для систем с конечным набором управляющих воздействий. Метод заключается в анализе ошибки формирования тока в фазах электродвигателя, которая определяется ошибкой в определении углового положения. Данная ошибка используется для автоматической подстройки оценки скорости вращения и углового положения ротора. Так как возникновение ошибки не связано с принципом управления, то метод применим как для управления с прогнозированием с непрерывным управляющим воздействием, так и для конечного набора управляющих воздействий. Метод описан в статье "Encoderless Rotor Position Estimation of a Switched Reluctance Drive Operated under Model Predictive Control", которая была опубликована в рамках международной конференции 2020 IEEE 61st International Scientific Conference on Power and Electrical Engineering of Riga Technical University (RTUCON). 2. Метод пространственно-векторного регулирования токов был разработан для электроприводов, использующих электродвигатели с расщеплёнными обмотками. Он позволил, используя ток нулевой последовательности, на 15% увеличить выходной момент на валу электродвигателя при одинаковом ограничении выходного тока инвертора, его модифицированный вариант позволяет обеспечить термостабилизацию силовых полупроводниковых приборов независимо от скорости вращения и реализуемого двигателем момента, что позволяет увеличить срок службы силовых полупроводниковых приборов за счёт снижения перепада температур в процессе эксплуатации. 3. Метод упрощенного моделирования вентильно-индукторных электродвигателей независимого возбуждения на основе двумерного представления магнитной геометрии машины с трехмерным распределением потока, который позволяет выполнять задачи оптимизации магнитной геометрии. Метод описан в статье "Traction Synchronous Homopolar Motor: Simplified Computation Technique and Experimental Validation", опубликованной в журнале Q1 IEEE Access. Полученный результат существенно расширяет теорию проектирования и математического моделирования данных типов электрических машин. 4. Научные публикации по результатам исследований. В рамках проекта в отчётном году было опубликовано 7 статей: 1 статья в журнале первого квартиля, 1 статья в журнале второго квартиля, 5 статей на международных конференциях, индексируемых в Scopus и Web of Science. План публикаций был скорректирован относительно заявленного из-за переноса и отмены части запланированных конференций в связи развитием эпидемиологической ситуации. Все заявленные показатели были выполнены. Статья А. Дианов, А.С. Анучин (Anton Dianov, Alecksey Anuchin) "Adaptive Maximum Torque per Ampere Control of Sensorless Permanent Magnet Motor Drives" опубликована в журнале ENERGIES, входящего во второй квартиль по SJR (https://www.mdpi.com/1996-1073/13/19/5071/pdf). В ней рассмотрены вопросы оптимизации алгоритма управления без датчика положения ротора с сохранением максимального КПД электродвигателя на всём механическом обороте при существенно пульсирующей нагрузке. Статья Анучин А.С., Подзорова В.С., Хирц М., Датлингер К., Аарниовуори Л., Попова В.А., Демидова Г.Л., Хоа Ч. (Alecksey Anuchin, Valentina Podzorova, Mario Hirz, Christoph Datlinger, Lassi Aarniovuori, Viktoriya Popova, Galina Demidova, Chen Hao) "Model Predictive Control with Reduced Integration Step Size of a Switched Reluctance Drive" была представлена на конференции 2020 XI International Conference on Electrical Power Drive Systems, проходившей в Санкт-Петербурге. В ней решена проблема формирования непрерывного управляющего воздействия в системе управления с прогнозированием за счёт снижения шага интегрирования и усреднения управляющих команд. В статье Анучин А.С., Шпак Д.М., Котельникова А.К., Дмитриев А.А., Богданов А.Н., Демидова Г.Л. (Alecksey Anuchin, Dmitry Shpak, Anastasia Kotelnikova, Alexey Dmitriev, Andrei Bogdanov, Galina Demidova) "Encoderless Rotor Position Estimation of a Switched Reluctance Drive Operated under Model Predictive Control", представленной на конференции 2020 IEEE 61st International Scientific Conference on Power and Electrical Engineering of Riga Technical University, для системы управления, разработанной в рамках предыдущей статьи, предложен наблюдатель положения и скорости электродвигателя, построенный на анализе ошибки регулирования тока. В статье Анучин А.С., Шпак Д.М., Ахмед М.Р., Столяров Е.О., Сурнин Д.К., Ачедо Х.П. (Alecksey Anuchin; Dmitry Shpak; Md Rishad Ahmed; Evgeniy Stolyarov; Dimid Surnin; Jaime Pando Acedo) "Nested Loop Control of a Buck Converter under Variable Input Voltage and Load Conditions", представленной на конференции 2020 55th International Universities Power Engineering Conference в Турине, Италия, рассмотрен вопрос построения системы управления для электроприводов с регулируемым напряжением на инверторе. В статье Каземирова Ю.К., Анучин А.С., Ковязин А.В., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И., Гришин С.Э. (Yulia Kazemirova; Alecksey Anuchin; Alexey Kovyazin; Maxim Lashkevich; Dmitry Aliamkin; Sevastyan Grishin) "PWM Strategy for Equal Distribution of Losses Between Low-Voltage Cells in an MV Frequency Converter", представленной на конференции 2020 55th International Universities Power Engineering Conference в Турине, Италия, решен вопрос формирования ШИМ в высоковольтных преобразователях частоты с равномерным распределением потерь в низковольтных ячейках. В статье Столяров Е.О., Анучин А.С., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И., Гришин С.Э., Жарков А.А. (Evgeniy Stolyarov; Alecksey Anuchin; Maxim Lashkevich; Dmitry Aliamkin; Sevastyan Grishin; Alexandr Zharkov) "Using a Control Law Accelerator for Current Loop Performance Enhancement", представленной на конференции, 2020 27th International Workshop on Electric Drives: MPEI Department of Electric Drives 90th Anniversary в Москве, произведена оптимизация контуров регулирования для высвобождения процессорного времени под работу наблюдателей положения и скорости и повышения быстродействия электроприводов за счёт снижения времени отклика в замкнутых системах регулирования. В статье Дмитриевский В.А., Прахт В.А., Анучин А.С., Казакбаев В.М. (Vladimir Dmitrievskii, Vladimir Prakht, Alecksey Anuchin, Vadim Kazakbaev) Traction Synchronous Homopolar Motor: Simplified Computation Technique and Experimental Validation, опубликованной в журнале первого квартиля IEEE Access (https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/9217436), разработан метод приведения вентильно-индукторного двигателя независимого возбуждения от трехмерного представления магнитной системы к её двумерному эквиваленту, что позволяет выполнять задачу оптимизации магнитной геометрии. Кроме того, в отчётном году руководитель проекта Анучин А.С. выступил с пленарными докладами на международных конференциях, где подробно осветил результаты, достигнутые в рамках выполнения данного проекта: - пленарный доклад на конференции 27th International Workshop on Electric Drives: MPEI Department of Electric Drives 90th Anniversary на тему "Traction Electric Drives: Problems, Solutions, and New Opportunities" в Москве, - пленарный доклад в рамках докторской школы Таллиннского технического университета (19th International Symposium “TOPICAL PROBLEMS IN THE FIELD OF ELECTRICAL AND POWER ENGINEERING” and “Doctoral School of Energy and Geotechnology III”) на тему "Model Predictive Control with Reduced Integration Step Size of a Switched Reluctance Drive".

 

Публикации

1. А. Дианов, А.С. Анучин Adaptive Maximum Torque per Ampere Control of Sensorless Permanent Magnet Motor Drives ENERGIES, Том: 13, Выпуск: 19, Номер статьи: 5071 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.3390/en13195071

2. Анучин А.С., Подзорова В.С., Хирц М., Датлингер К., Аарниовуори Л., Попова В.А., Демидова Г.Л., Хоа Ч. Model Predictive Control with Reduced Integration Step Size of a Switched Reluctance Drive IEEE, 2020 XI International Conference on Electrical Power Drive Systems (ICEPDS), - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/ICEPDS47235.2020.9249077

3. Анучин А.С., Шпак Д.М., Ахмед М.Р., Столяров Е.О., Сурнин Д.К., Ачедо Х.П. Nested Loop Control of a Buck Converter under Variable Input Voltage and Load Conditions IEEE, 2020 55th International Universities Power Engineering Conference (UPEC), Torino, Italy, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/UPEC49904.2020.9209865

4. Анучин А.С., Шпак Д.М., Котельникова А.К., Дмитриев А.А., Богданов А.Н., Демидова Г.Л. Encoderless Rotor Position Estimation of a Switched Reluctance Drive Operated under Model Predictive Control 2020 IEEE 61st International Scientific Conference on Power and Electrical Engineering of Riga Technical University (RTUCON), - (год публикации - 2020)

5. Дмитриевский В.А., Прахт В.А., Анучин А.С., Казакбаев В.М. Traction Synchronous Homopolar Motor: Simplified Computation Technique and Experimental Validation IEEE Access, Volume: 8, Page(s): 185112 - 185120 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/ACCESS.2020.3029740

6. Каземирова Ю.К., Анучин А.С., Ковязин А.В., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И., Гришин С.Э. PWM Strategy for Equal Distribution of Losses Between Low-Voltage Cells in an MV Frequency Converter IEEE, 2020 55th International Universities Power Engineering Conference (UPEC), - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/UPEC49904.2020.9209791

7. Столяров Е.О., Анучин А.С., Лашкевич М.М., Алямкин Д.И., Гришин С.Э., Жарков А.А. Using a Control Law Accelerator for Current Loop Performance Enhancement IEEE, 2020 27th International Workshop on Electric Drives: MPEI Department of Electric Drives 90th Anniversary (IWED), - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1109/IWED48848.2020.9069500


Возможность практического использования результатов
Результаты исследования позволяют создавать тяговые и общепромышленные электроприводы на базе вентильно-индукторных двигателей независимого возбуждения, работающие без датчика положения во всём диапазоне скоростей вращения. Это обеспечивается следующими достижениями: 1. В результате проекта освоены технологии проектирования магнитной системы вентильно-индукторных двигателей независимого возбуждения, что позволяет разработывать тяговые и общепромышленные электроприводы этого типа. 2. Разработаны методы самосенсорного управления с минимальным влиянием на характеристики электродвигателя на нулевых и низких скоростях и без ухудшения харктеристик на высоких скоростях вращения, обеспечивающие устойчивую работу во всём диапазоне изменения скоростей и нагрузок. 3. Разработанные методы реализованы и верифицированы в электорприводах с системами управления на базе микроконтроллеров, в том числе на базе отечественного микроконтролллера К1921ВК01Т разработки НИИЭТ гор. Воронеж. Планируется внедрение полученных результатов в тяговых электроприводах, что позволит существенно повысить их надёжность за счёт отказа от датчика положения ротора (частоты вращения).