КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-78-00134

НазваниеНаука как культурный проект: картирование альтернатив в условиях открытого будущего

РуководительПирожкова Софья Владиславовна, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2019 - 06.2021 

Конкурс№40 - Конкурс 2019 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-203 - Философия и методология науки

Ключевые слованаука, научно-технологическое развитие, культура, культурный проект, идеальное, технонаука, сценарии развития, социокультурное проектирование

Код ГРНТИ02.31.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Современные исследования в философии науки – дисциплине, призванной давать интегральную комплексную оценку текущей и перспективной ситуации в науке, все больше переходят в область исследовательских мероприятий локального характера. Этот характер присущ, в частности, направлению STS, в котором доминирует дескриптивный подход, воплощенный в целом спектре дисциплинарных аналитических практик – социологическом, социально-политическом и социально-психологическом анализе. Развитие постпозитивистской традиции, а точнее, ее закат приводит к представлению о бесперспективности, если не вредности нормативных философско-методологических концепций. Поэтому альтернативы социологическим, политическим, антропологическим, экономическим, гендерным и т.д. исследованиям, кажется, просто не существует. Единственной адекватной задачей науки о науке может быть достижение понимания того, как функционирует наука во всех своих ипостасях – социального института, системы норм, профессии и личного призвания, властного ресурса, производительной силы, поля реализации гендерных отношений и т.д. Однако сторонники обозначенной стратегии исследований науки упускают тот факт, что отсутствие нормативности и глубокой философской рефлексии обрекает науку на кризис. Редуцируясь к различным констелляциям эмпирических фактов, наука исчезает как отдельный феномен. Более перспективным представляется постулировать науку не в качестве исключительно спонтанно формирующегося разнопланового эмпирического феномена, но в качестве культурного проекта. Понятие проект в данном случае не обозначает однозначно целенаправленной, четкой и строгой работы одного или группы социальных дизайнеров и проектировщиков. Генерация культурного проекта происходит отчасти распределено, отчасти путем распространения каких-то идей, отчасти путем сотворчества. Главным в данном понятии является экспликация значимости идеального содержания – смыслообразующих категорий, ценностей, норм и целей, которые определяет науку в качестве специфического культурного, а не просто деятельностного, познавательного, институционального и т.д. феномена. Только с позиций понимания науки как культурного проекта, имеющего идеальное содержание, можно объяснить тот прорыв в развитии науки, который принято идентифицировать в качестве периода становления новоевропейской науки, или, если брать более поздние исторические события, – формирование мощной советской науки, которой был накоплен настолько мощный потенциал, что он позволил пережить развал научной инфраструктуры в постсоветские годы и продолжает в значительной мере обеспечивать текущие научные результаты. Поэтому сегодня, когда на повестке дня стоят проблемы интенсивного развития российской науки, повышения престижа научной работы в обществе, возвращения авторитета науки как ведущей силы социального развития, их решение не может ограничиться только организационными, политико-правовыми и социально-экономическими мерами – реорганизацией системы производства научного знания, более интенсивным вовлечением ученых в процессы принятия решений, повышением заработной платы и расширением социальных гарантий. Все эти меры необходимы и не могут быть замещены конструктивной работой с идеальным основанием науки, но без подобной работы, т.е. сами по себе, они дают лишь среднесрочный эффект, игнорируя риски долгосрочной перспективы. Задача проекта – концептуальная проработка и критический анализ ценностных оснований, определяющих состояние современной науки как культурного феномена, и перспективных направлений трансформации этих оснований, а также конкретизация общих тенденций применительно к российским культурно-историческим реалиям. Задача, таким образом, носит как фундаментальный характер в области социально-гуманитарных наук, так и социально-прикладной: прояснение состояния и эволюции ценностного содержания науки как важнейшей составляющей конкретного культурно-исторического целого открывает возможность конструктивной работы с этой составляющей, а значит, и с целым. Это должно стать необходимым основанием для конструктивной работы с реалиями современной науки, выстраивание стратегии ее развития, а значит, и стратегии развития общества и человека. Поскольку реалистичность такой стратегии зависит от непредсказуемых результатов деятельности в области НИОКР – открытий и изобретений, результатом проекта должно стать картирование спектра возможных перспектив развития науки как культурного феномена. Вариантивность, дополненная рефлексивным подходом и мониторингом текущих изменений, позволит выстроить более эффективную политику в области науки, образования, а также социально-экономического развития

Ожидаемые результаты
Будет дан анализ проблемных дискуссий, характеризующих рефлексию над наукой, разворачивающуюся как 1) внутри самой научной среды, так и 2) в профессиональном сообществе исследователей науки и 3) в обществе в целом, обнаруживающих состояние науки как культурного феномена и предпосылки трансформации этого феномена Будет эксплицированы и уточнены тех понятий-концептов, которые характеризуют современное проблемное поле исследований науки и более широкой рефлексии над ней, – понятий технонауки, конвергенции наук и технологий, соотношения фундаментальных и прикладных исследований, перехода от академических к постакдемическим формам производства научного знания, специализации и популяризации научных знаний, трансдисциплинарности, этической нейтральности и социальной ответственности науки и др. Будет разработана система универсалий (смыслообразующих категорий), определяющих матрицу науки как комплексного культурного феномена, будет прослежена эволюция этой системы. На основании комплексного анализа концептов, составляющих содержание современных науковедческих исследований и широкой рефлексии над наукой, будет построена карта перспективных трансформаций матрицы науки как культурного феномена, включающая несколько базовых сценариев. Будут выявлены особенности становления и эволюции науки как культурного проекта в России, трансформации ценностной матрицы науки при переходе от дореволюционной культурной ситуации и к советскому социокультурному проекту, а затем к постсоветской социокультурной реальности. Будут проанализированы новейшие науковедческие работы, программные документы как внутринаучного характера, так и относящихся к государственной научной политики, а также данные социологических исследований, отражающие 1) настроения в научном сообществе и обществе в целом, 2) основные стратегии профессионального и жизненного поведения, на этом основании выявлено основное содержание науки как культурного феномена в текущих российских реалиях. С учетом текущих российских социокультурных условий и стоящих перед российским государством и перед мировой цивилизацией вызовов, а также с учетом российских культурных особенностей (отражающих менталитет и сохраняющихся при революционных социокультурных преобразованиях) будут определены перспективные направления конструктивной работы с ценностной матрицей, задающей состояние современной науки, а через нее – перспективы общества и человека. Полученные результаты будут иметь как значение для развития фундаментальных исследований в области гуманитарной науки, так и значение для совершенствования научно-технической политики и управления наукой, преодоления кризисных явлений в социально-культурном функционировании науки, в становлении российской науки как самостоятельного культурного явления, связанного преемственностью с предреволюционными и советскими традициями, но имеющего собственную программу развития, соответствующую современным мировым вызовам и положению российского государства.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Проведен анализ проблемных дискуссий, характеризующих рефлексию над наукой, которая разворачивается 1) внутри научной среды, 2) в профессиональном сообществе исследователей науки, 3) в обществе в целом, выделены наиболее обсуждаемые темы и проблемы, систематизированы позиции по ним. Проведена систематизация тем и аспектов, которые характеризуют рефлексию над социокультурной формой существования новоевропейской науки. Проанализированы работы, посвященные философии культуры и философскому анализу культуры и общества модерна и их трансформации в XX в. Систематизированы особенности развития науки и взаимоотношений науки и общества, науки и культуры, науки и различных социальных подсистем, научного и иных типов познания в рамках развития новоевропейской научной традиции, в большей степени в XIX−XX вв. Проанализированы трансформации социальных и культурных функций науки – нормативных, зафиксированных в различных социокультурных проектах, и тех, которые обнаруживаются при анализе современной научной и различных социальных практик. Проведен анализ технонауки как формирующейся теории, имеющей не только объяснительные, но и проективные функции. Определена ценностная матрица классической новоевропейской науки и науки как социокультурного феномена, фиксируемого в современных внутринаучных и более широких социальных практиках, в которые наука вовлечена. Проведен анализ современных форм участия общества в функционировании и развитии науки. Выявлено, что хотя ретроспективно и предшествующие эпохи в становлении науки могут быть представлены определенной культурной матрицей проектного типа, формирование науки как социокультурного проекта связано с эпохой модерна, когда социокультурное видение науки становится предметом целенаправленной проектной деятельности. Выделено несколько этапов в развитии новоевропейского научного проекта – ранненовоевропейский, просвещенческий, конкурирующие позитивистский и культурно-ориентированный, технонаучный. Определено, что начиная с раннего Нового времени разработка социокультурного проекта науки направляется задачами обретения наукой той автономии, которая была утеряна в познеантичную эпоху. Выявлено, что ценность науки при этом обосновывалась, во-первых, через отсылку к религиозному смыслу теоретического познания как чтения книги природы, «написанной» Богом, наследуя идеал античной теоретической науки, открывающей истинное бытие и становящейся условием совершенной жизни, и, во-вторых, через постулирование общественных функций науки. Обосновано, что с развитием секуляризации укрепляется утилитаристское понимание функций науки и намечается противоречие между ценностью науки как центра культуры модерна и формирующейся доминантной социального блага, конкретное понимание которого зависит от разделяемых социально-философских концепций. Обосновано, что в ХХ в. самоценность научного знания подрывается, во-первых, обнаружением факта некумулятивного характера его роста и развитием антиреалистских интерпретаций научного познания, во-вторых, включением научного знания в процессы рыночного производства. Обосновано, что обозначенные метаморфозы могут быть поняты как меняющееся соотношение идеалов чистой и полезной науки, «диалог» которых задает конкретные исторические трансформации науки как реального феномена. Определено, что специфика технонауки как формы организации научной деятельности и социокультурного бытия современной науки заключается в подчинении развития объяснительных теорий задачам развития технической среды, а не наоборот, как это происходило при доминировании идеала чистой науки над идеалом полезного знания в рамках классической новоевропейской экспериментальной науки. Обосновано, что решение прикладных задач может определяться нуждами обеспечения функционирования как рыночной, так и плановой экономики, что позволяет ставить вопрос о советской науке как о технонауке. Аргументирована целесообразность объединения таких культурно-исторических феноменов, как советская большая наука и современная технонаука, в рамках более широкой концепции технонауки. С целью культурно-исторической конкретизации дальнейшее исследование строилось вокруг реконструкции двух социокультурных проектов развития науки, имеющих значение для понимания как трансформаций новоевропейского проекта, так и развития социокультурного обоснования социокультурной специфики отечественной научной традиции. В качестве таковых выбраны проекты А.А.Богданова и В.Ф.Одоевского, поскольку они, как было обосновано, выстраиваются на базе рефлексии над проблемами, остающимися ключевыми для современного социокультурного состояния науки. Выделены следующие проблемы: напряжение между наукой и внутринаучными интересами, с одной стороны, и обществом и общественно значимыми целями и задачами – с другой; дисбаланс практических и мировоззренческих функций науки; неэффективность механизмов присвоения обществом науки как составляющей культуры модерна; поиск эффективных организационной модели науки и механизмов управления наукой; несбалансированность внутренней архитектуры научного знания (отсутствие требуемой связности и системности знания). Выявлено, что, хотя решение перечисленных проблем А.А.Богдановым и В.Ф.Одоевским задается различными социально-философскими и социально-практическими взглядами, оба опираются на ранненовоевропейский и последующий просвещенческий социокультурный проект, что позволяет обосновать вывод о потенциале его развития в двух направлениях. Первое связано с формированием позитивистского проекта и утилитаристским подходом к социокультурным функциям науки, второе – с гуманистическим наполнением просвещенческого проекта, представлением о вкладе науки в развитие человека и духовной культуры. Обосновано, что А.А.Богданов предлагает, по сути, технонаучную стратегию развития. Выявлено, что его проект высвечивает системный и демократический характер полезной науки – решение прикладных задач способствует преодолению внутринаучной разобщенности и эпистемического неравенства ученых и неученых. Однако такая наука отходит от целей объяснения и понимания познаваемого мира, ограничивая тем самым свой социокультурный потенциал. В.Ф.Одоевский в соответствии с идеалом цельного знания интегрирует науку в более широкое эпистемическое предприятие, а системность и целостность научного познания обеспечивается благодаря иерархической организации научного и социального процесса. Показано, что проектные идеи А.А.Богданова не только наследуются социокультурным проектом советской народной науки, но и реализуется в социокультурном облике науки (как отечественной, так и мировой) во второй половине ХХ в., тогда как идеи В.Ф.Одоевского находят воплощение в отстаивании творческого и неутилитарного характера научной деятельности, а также в сохранении наукой мировоззренческих функций, реализуемых в том числе в практиках популяризации и организации исследований с участием неспециалистов (гражданская наука). Таким образом, анализ проектов А.А.Богданова и В.Ф.Одоевского в контексте современных исследований науки позволил, во-первых, уточнить тренды развития новоевропейского проекта, результатом которого является современная наука, во-вторых, выявить два варианта этого развития, из которых сегодня реализуется утилитаристский, а не культурно-ориентированный, в-третьих, конкретизировать представление о зависимости ценностной и проектной матрицы, определяющей настоящее и будущее науки, от широкого круга социально-философских, культурологических, социально-экономических и политико-правовых представлений. Полученные результаты определят содержание и методологию построения карты перспективных трансформаций науки во второй год исследования.

 

Публикации

1. Пирожкова С.В. Science as a Sociocultural Project: from the Ideas of the Early XX Century to Modern Realities Вопросы философии/Voprosy Filosofii, 2020. № 6. С. 81–91. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/0042‒8744‒2020‒6-81-91

2. Пирожкова С.В. Science as a Cultural Phenomenon and a Sociocultural Project Herald of the Russian Academy of Sciences, Vol. 90, No. 3 (год публикации - 2020)

3. Пирожкова С.В. Идеал цельного знания как принцип устроения науки и общества: взгляд в 4338 г. из начала XXI века «VOX. ФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ», Вып. 28, март 2020 (год публикации - 2020)

4. Пирожкова С.В. Эволюция форм научного предвидения: смена типов научной рациональности и концепция технонауки Первые Степинские чтения. Современный этап развития науки и кризис техногенной цивилизации. Материалы конференции с международным участием. Москва 5–6 ноября 2019 г. / Отв. редакторы В.Г. Буданов, В.А. Лекторский. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019., 2019. С. 51–55 (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Обосновано понимание науки как традиции рационально-критического систематического познания различных областей реальности. Показано, что эта традиция отличается не линейной преемственностью, а наличием связного диахронного и синхронного многообразия локальных традиций, которые в единое целое объединяет ценностная матрица, строящаяся вокруг истины как общечеловеческой ценности и экзистенциально значимой категории и остающаяся инвариантной относительно различных исторических форм науки. Выявлено, что экзистенциальный смысл дополняется культурным, который заключается в том, что наука расширяет мировоззренческие и деятельностные горизонты человеческого бытия, отражая его экстатический характер. Превращение науки в производственную силу, обеспечивающую рост рыночной экономики и функционирование общества потребления ведет к трансформации ее матрицы и к ее угасанию как своеобычного явления человеческой культуры. Показано, что для построения вариантивного прогноза развития науки как культурного феномена наиболее перспективный подход – экспликация текущего состояния науки как технонаучного при условии установления преемственности между технонаукой и иными культурно-историческими формами реализации науки. Определено, что концепт технонауки отражает своеобразный кризис идентичности, переживаемый наукой и обусловленный взаимосвязанными процессами трансформации, с одной стороны, функций науки как социального института и части культуры (функций, определяемых динамикой социокультурного целого), а с другой – формируемого в рамках научного сообщества понимания целей науки и путей их достижения. Интерналистская составляющая этого кризиса заключается в критической технизации познавательного процесса, когда он протекает в технической среде и сопряжен с процессом ее совершенствования. Показано, что техничность в широком смысле присуща человеческому способу бытия в мире, в частности, его познавательной деятельности, поэтому интерналистская составляющая технонаучности уходит корнями не только в ранненовоевропейскую науку, но в природу человеческой когниции. Экстерналистское содержание феномена технонаучности заключается в том, что сращивание исследовательской и инженерно-конструкторской деятельности происходит под влиянием не только или не столько внутренней для науки исследовательской мотивации, а мотивации, связанной с созданием и обновлением технических объектов самого разного назначения. Показано, что этот внешний контекст становления технонауки обусловлен не только социокультурными условиями, но и теоретико-познавательными трансформациями, обусловленными достижением упомянутой критической технизации познавательного процесса, такая технизация делает возможным продолжающийся прогресс теоретического знания, все дальше отступающего от непосредственного опыта. Результатом становится девальвация оптических теорий познания и формирование эпистемологического антиреализма. Поскольку принятие антиреализма означает отказ от истины как ценности и цели, наука оказывается в ситуации, когда не может обосновать собственную ценность иначе, чем через полезность. Другими словами, на место истины заступает эффективность. Показано, что антитеза чистая наука – полезная наука также может быть универсальным инструментом анализа эволюции науки как культурного феномена. Применительно к анализу технонауки она позволяет больше сместить фокус с интерналистского плана на экстерналистский и поставить вопрос о социальном статусе науки и взаимоотношениях науки и общества. Показано, что наука первоначально утверждает себя как чистую науку, мотивированную только познавательными интересами. Однако необходимость институционализации приводит к частичной социальной нормализации науки, создавая амбивалентность ее существования: с одной стороны, в себе и для себя (образ башни из слоновой кости), с другой – в обществе и для него (образ мудреца-волшебника на службе). Обосновано, что в XX в. эта нормализация достигает своего апогея. Обосновано, что современное общество во многом определяется в своем бытие функционированием двух социальных мифов. Первый – технологический, миф о человеке технологическом, человеке-инженере, который сам созидает миры, и не только социальные, воображаемые или идеальные, но и материальные, и которому на этом пути обещается достижение земного рая (или, по крайней мере, выход из земного ада). Второй миф – миф экономического либерализма. Показано, что в результате синергии технологического и экономического мифов возникает мировоззрение, в рамках которого цель человеческого существования – улучшение материальных условий жизни (в самом широком смысле слова, вплоть до колонизации далеких галактик), и при этом быть человеком означает обмениваться благами, конкурировать за право обладания и распространение этих благ. В таком мире научные сообщества не то, что не могут не заниматься прикладными исследованиями, но не могут не сосредотачивать внимание и усилия на том, чтобы результаты фундаментальных исследований как можно быстрее конвертировались в коммерциализируемые разработки. Определены четыре фактора, имеющих, исходя из анализа феномена технонауки и социокультурного контекста его формирования, наибольшее значение для развития науки. Один из них можно охарактеризовать как функционирующих преимущественно в интерналистской плоскости технонауки – это процесс цифровизации познавательного процесса и развитие исследовательских проектов типа мегасайенс. Показано, что доминирование каждого фактора, а также их взаимодействие прокладывает путь к определенной будущей альтернативе. Первая гарантируется сохранением тренда на усиление прикладнизации и представляет собой в пределе развития тенденции конец фундаментальной науки и возвращение к рецептурному знанию. Второй сценарий по сути является вариантом или даже уточнением первого. Он порождается при выраженной роли процесса цифровизации и интеллектуализации жизненной среды, что может привести к «дефляции» познавательной деятельности, когда понятия истины и выгода за границы своей привычной среды начнут утрачивать смысл. Обосновано, что данные сценарии инспирируются преимущественно технологическим мифом без заметной роли экономической рациональности. Третий сценарий, напротив предполагает синергию технологической и экономической детерминант современного социального бытия, когда прикладнизация сращивается с процессом коммерциализации. При этом фундаментальная наука может сохраниться как дорогостоящее и не окупающее себя предприятие, то есть как предмет роскоши. Кроме трех очевидно негативным для науки сценария, были обнаружен предпосылки для двух позитивных, и оба они связаны с развитием мегасайенс. Первый из них был оценен как инерционный. Он заключается в сохранении фундаментальной наукой статус-кво. Мегасайенс как успешная и интересующая общественность практика выступает в этой перспективе инструментом оправдания и защите менее успешных областей фундаментальных исследований. Пятый сценарий был определен как модернизационный. Обосновано, что он может быть порожден процессом гуманизация технонауки и снятием противоречия между чисто познавательной и преимущественно преобразовательно мотивированной научной практикой. Этот процесс связывается с мегасаейнс, поскольку такие исследования, как исследования в области элементарного строения вещества, показывают несостоятельность жесткого разделения познания объекта как естественного (по крайней мере, функционирующего по своим законам) и конструирования искусственных объектов. При этом суть не в том, что познание предполагает техническое творчество и наоборот, а в том, что они оказываются двумя аспектами целостной деятельности, в рамках которой субъект познает, конструируя, и каждый акт технического творчества оказывается не только проверкой адекватности уже полученного знания, но способом получения новых знаний. Обосновано, что реализация негативных сценариев связана с отсутствием у науки субъектности, тогда как желательные сценарии и прежде всего модернизационный предполагают развитие такой субъектности. Закономерно гуманизация технонауки связана с ростом роли социальных и гуманитарных дисциплин и их проективных по отношению к науке в целом функций. Также доказано, что негативные эффекты технонауки объясняются недостатком гуманитарной культуры в обществе и превалированием технократического дискурса над социогуманитарным. Выявлено, что помимо необходимости того, чтобы наука взяла на себя субъектные функции, реализация модернизационного сценария развития технонауки зависит от развития гражданской науки, способствующей реализации процесса, обратного социальной нормализации науки,. Что касается негативных эффектов демократизации научных исследований, то для их купирования предложено переносить опыт междисциплинарных коммуникаций, в частности, уважительной и взаимно заинтересованной коммуникации по схеме специалист–дилетант, на области трансдисциплинарного взаимодействия. Обнаружено, что еще одним фактором, способствующим развитию гуманизированной технонауки и, по крайней мере, фактором, предотвращающем разворачивание третьего сценария, становится распространение практик такого хозяйственного взаимодействия, которое не укладывается в рамки рыночной экономики, являя собой то ли атавизмы давно ушедшей, то ли предвестников грядущей экономики дара. Анализ российских реалий показал отсутствие необходимости особой спецификации выявленных сценариев к случаю развития отечественной науки. Сценарии показали универсальный характер как опирающиеся на долгосрочные масштабные тренды, до известной степени нивелирующие различия национальных традиций. Определено, что составленная карта нуждается в большей детализации и разворачивании кратко- и среднесрочной перспективы уже применительно к науке не как к глобальному явлению, а к множеству национальных научных традиций. В силу масштабности данной задачи, ее решение, не предусмотренное в первоначальном плане, было решено оставить для последующей разработки.

 

Публикации

1. Пирожкова С.В. Специалист и дилетант: позиции ученого в междисциплинарной коммуникации Наука как общественное благо: сборник научных статей, Пирожкова С.В. Специалист и дилетант: позиции ученого в междисциплинарной коммуникации // Наука как общественное благо: сборник научных статей: В 7 томах. Т. 5. Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2020. (год публикации - 2020)

2. Пирожкова С.В. Образ будущего и сценарии развития науки как культурного феномена Вопросы философии/Voprosy Filosofii, 2021 (год публикации - 2021)

3. Пирожкова С.В. «Чистая» или «полезная»: культурный статус науки и перспективы его изменения Философия науки и техники / Filosofiya nauki i tekhniki, 2021. Т. 26. № 2. (год публикации - 2021)

4. Пирожкова С.В. Sociohumanitarian knowledge and the future of science Herald of the Russian Academy of Sciences, 2021 (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
полученные результаты, в том числе через образовательные курсы, должны способствовать прогрессу конструктивной работы с реалиями современной науки, выстраивания стратегии ее развития, а значит, и стратегии развития общества и человека, т.е. выстраивания более эффективной политики в области науки, образования, а также социально-экономического развития страны в целом