КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-78-10100

НазваниеКонструирование фемининности в литературе русского модернизма

РуководительОзкан Вероника Борисовна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2019 - 06.2022  , продлен на 07.2022 - 06.2024. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№41 - Конкурс 2019 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словаженщина, литература, модернизм, пол, гендер, фемининность, маскулинность, гендерные стереотипы, женские образы, женское авторство

Код ГРНТИ17.07.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Представления о «мужском» и «женском» долгое время оставались – а отчасти и до сих пор остаются – эссенциалистскими, «мужские» (маскулинные) и «женские» (фемининные) черты и свойства считались взаимоисключающими, дихотомическими, а всякое отступление от них воспринималось как патология. За женщиной и мужчиной закреплялись определенные социальные роли, выход за пределы которых был сопряжен с драмами в индивидуальных судьбах и ломкой общественных представлений и правовых норм в публичной сфере. Это положение вещей, с одной стороны, отражалось в литературе, а с другой – ею навязывалось. Гендерные стереотипы, или конструкты маскулинности и фемининности (поскольку, как показали гендерные исследования, вопреки долгое время доминировавшим эссенциалистским представлениям, гендер есть продукт культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы), стали подвергаться резкой переоценке и экспериментированию в первой трети XX вв., что ярко и многообразно отразилось в культуре и, в особенности, в литературе эпохи модернизма. Параллельно с изменениями в обществе, а иногда и опережая их, она предлагала новые ролевые модели, так что привычный «женский» мир – дом, семья, эмоциональная сфера – расширялся за счет включения в него прежде чисто «мужских» занятий, в том числе профессиональной деятельности и творчества. Достаточно указать на изменения лирического субъекта в поэзии женщин-авторов. Если, скажем, поэзия Е.П. Ростопчиной (1811–1858) всецело вписывалась в контуры «самой обычной жизни барышни и дамы» (В.Ф. Ходасевич) с центральным хронотопом бала и центральной темой любви («любовь свою она украсила столько же звуками лиры, сколько и милыми атрибутами женскости: цветами, браслетами, дымкою бальных платьев, запахом духов, белизною открытых плеч», писал тот же Ходасевич), то у женщин-авторов рубежа XIX и XX вв. на первый план выходят свосем другие мотивы. З.Н. Гиппиус пишет стихи от лица «мужского» лирического героя, сфокусированные отнюдь не на любви, но на философском и религиозном поиске. Альтер эго М.И. Цветаевой становятся образы амазонки и сивиллы, отказывающихся от любви ради более высокого призвания. Как и для Цветаевой, у С.Я. Парнок центральной темой становится не любовь, а творчество, духовная самореализация; а если она и пишет любовную лирику, в ней появляется новый, отнюдь не «нормативный» гомоэротический элемент. М. М. Шкапская, вроде бы акцентирующая приметы традиционного «женского» мира, открывает в поэзии табуированные прежде «физиологические» темы совокупления, родов, материнства в его не только духовном, но и телесном аспекте. Разумеется, в литературе и прежде появлялись женщины-авторы, хотя и крайне немногочисленные по сравнению с мужчинами, а в литературных произведениях – героини, бунтующие против сложившегося положения вещей, однако эти репрезентации женственности так или иначе были осуществлены из мужской перспективы как перспективы «нормативной». Писательницы еще даже в XIX в. разрывались между двумя противоположными интенциями – соответствовать мужским представлениям о женщине и желанием отвергнуть эти нормы и представления, а героини-бунтарки в текстах писателей-мужчин, несмотря на нюансы авторской позиции, наказывались (см. такие яркие примеры, как «Анна Каренина» Л.Н. Толстого или «Гроза» А.Н. Островского) или представали смешными и жалкими, противопоставляясь «традиционной» женственности (как, например, Кукшина в «Отцах и детях» И.С. Тургенева). Резкий перелом происходит на рубеже XIX и XX вв. В нашем фокусе внимания находится период 1895–1935 гг., отмеченный политическими и социальными катаклизмами, коренной ломкой социально-политического устройства Российского государства. Для данного проекта важно, что в относительно короткий период времени и социальное положение женщины, и литературные формы его репрезентации претерпели решительную ломку, причем литература не только отражала изменяющуюся социальную реальность, но и сама становилась пространством разработки новой системы ценностей, которой предстояло изменить социальную реальность. Так, литература этого времени отмечена рядом примечательных в данном аспекте явлений. Это и возникновение огромного – по сравнению с предшествующим периодом – числа женщин-авторов (отсюда в сфере искусства появляется запоминающееся именование «амазонки авангарда»). И интерес литературы рубежа веков к «психологии пола», проблемам сексуальности и введение соответствующих тем в литературные произведения (поскольку в то время исследование психологических и поведенческих особенностей мужчин и женщин подводилось под рубрику «психологии пола» и пол зачастую отождествлялся с сексуальностью), причем нередко в анормативном аспекте. Это мотив андрогинности, столь принципиальный для декадентов и символистов и наделявшийся мистическими коннотациями; и грандиозный по значению и влиянию образ «вечной Женственности». Это и мена гендерными ролями, проявляющаяся, в частности, в «женских» речевых масках писателей-мужчин и «мужских» масках писательниц. Все это – как на уровне биографий писателей, в том числе отразившихся в эго-документах, так и на уровне собственно литературных произведений. Эти эксперименты модернизма с гендерными конструктами традиционалистами виделись как признаки «вырождения» (если использовать выражение М. Нордау, автора знаменитой одноименной книги 1892 г.), декаданса, по сути же открывали дорогу деконструкции нормативной идеи единой, твердой, универсальной маскулинности и такой же фемининности, способствуя смягчению отношений власти и неравенства между мужчинами и женщинами. Научная новизна проекта обусловлена тем, что в нем впервые устанавливается ряд фактов, способов и особенностей конструирования фемининности (женственности) в литературе модернизма и даются новые интерпретации уже известным фактам такого рода; описываются стратегии создания «новой» фемининности (конструирования гендера) писателями – мужчинами и женщинами в русской и мировой литературе рубежа веков; на фоне описания нормы «гендерного дисплея» выявляются и анализируются случаи «гендерного беспокойства» –как в биографиях литературных деятелей, так и в их произведениях; предлагается оригинальная концепция целостного осмысления литературы и культуры русского модернизма в гендерном аспекте; обосновывается новый способ осмысления этого отрезка литературного процесса, при котором полемика между разными направлениями (в частности, символизмом и акмеизмом, известным так же как «адамизм» – по имени первого мужчины) анализируется в контексте концепций фемининности и маскулинности; устанавливаются многообразные связи с мифологией, фольклором, предшествующей литературной и художественной традицией, идеями религиозной философии, в диалоге с которыми (и в отталкивании от которых) происходит конструирование женственности в литературе модернизма, имевшее принципиальные и долгосрочные последствия для культуры. Если научная литература, посвященная гендерной проблематике в историческом, социологическом и психологическом аспектах, весьма широка, особенно в западной научной традиции, то собственно литературоведческих исследований такого рода практически не существует до сих пор. Мы, со своей стороны, отдавая должное гендерным исследованиям, широко пользуемся традиционными методами филологического анализа, а именно компаративным и типологическим методами, поскольку образы женственности в литературных проекциях модернизма неизменно сопоставляются нами с предшествующей литературной традицией и вписываются в широкий идейный контекст интересующей нас эпохи с ее сложнейшими философскими идеями и религиозно-мистическими чаяниями. Актуальность проблемы обусловлена все еще недостаточным вниманием к особой роли женщин как акторов, авторов и персонажей в формировании русской модернистской культуры, а также выдающейся ролью, которую сыграли русская литература и искусство в мировом художественном развитии ХХ в. Творчество многих русских авторов этого периода, в том числе авторов-женщин, хорошо известно на Западе, однако их роль и значение в конструировании гендера, в формировании представлений о фемининности, далеко раздвигающих установленные для нее прежде границы, далеко не очевидны. Наконец, поскольку принципиальной составляющей модернистской литературы было обращение к культуре прошлого и реинтерпретация «вечных» образов, архетипов и мифологем, эти концепции фемининности развивались в тесном взаимодействии с культурной традицией, что тоже требует детального изучения. В конечном счете, проект предлагает новый взгляд на культуру модернизма как период «взрывного» роста женского влияния на социальную жизнь, литературу и искусство, выдвигает гипотезы о возможности нового прочтения ряда важнейших произведений русской литературы этого периода, актуализирует во многом забытый и недооцененный уникальный опыт, который мог бы стать важным и в рамках современных нам дискуссий о соотношении гендерных ролей в обществе XXI в.

Ожидаемые результаты
В результате осуществления проекта будут опубликованы две монографии: коллективная монография «Концепции фемининности в культуре модернизма» (2022) и монография руководителя проекта В.Б. Озкан (Зусевой-Озкан) «Дева-воительница в литературе русского модернизма» (2021). Участники проекта опубликуют 12 статей в рецензируемых периодических изданиях, входящих в системы Scopus и Web of Science. Будут проведены 1 круглый стол и 1 международная конференция и опубликованы их результаты. Тема круглого стола: «Проблемы изучения конструктов фемининности в литературе и искусстве русского модернизма» (2020); тема международной конференции: «Концепции женственности и “конструирование гендера” в культуре русского модернизма» (2021). На запланированных мероприятиях будут выступать не только участники проекта, но и другие научные работники, преподаватели московских вузов, аспиранты и студенты. В течение всего времени действия проекта будет регулярно действовать семинар, в рамках которого будут проведены не менее 10 заседаний, лекций, круглых столов. Для участия в семинарах и выступления с лекциями будут приглашаться ведущие ученые Москвы идругих городов (в том числе из РГГУ, МГУ, НИУ ВШЭ, ИРЛИ и др.). Участники проекта доложат о результатах своих разысканий в докладах на конференциях (не менее 16 докладов), в том числе международных (в России, ближнем и дальнем зарубежье). Результаты разысканий будут использованы при чтении лекций в университетах Москвы, при подготовке аспирантов и молодых специалистов. Не ограничиваясь ранее опубликованными материалами, участники проекта будут вовлекать в научный оборот материалы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе из Отдела рукописей ИМЛИ РАН и Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН. Результаты проекта (аналитические разработки, введенные в научный оборот материалы, новаторские концепции, методики и приемы исследования) могут быть использованы при построении курсов истории русской литературы и культуры в высших учебных заведениях; при чтении лекций и написании обобщающих трудов по истории русской и мировой литературы Нового времени, истории русской и мировой культуры ХХ в.; они могут быть использованы при организации выставочных проектов, музейных экспозиций, театральных постановок, подготовке иллюстрированных изданий, посвященных искусству эпохи модернизма.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В июле 2019 – июне 2020 г. участники проекта написали в общей сложности 13 статей по теме проекта, из которых все 13 опубликованы в изданиях, индексируемых в системах РИНЦ, Scopus и Web of Science; выступили на всероссийских и международных конференциях с докладами, основанными на результатах, полученных в ходе работы над проектом (всего 20 докладов); провели 3 заседания семинара по теме проекта «Гендерный порядок русского модернизма»: «Женщина на войне: эстетический дискурс и исторические свидетельства» (Москва, ИМЛИ РАН, 18 декабря 2019 г.); «Юдифь. Эволюция образа в драматургии модернизма и его гендерные координаты» (Москва, ИМЛИ РАН, 19 февраля 2020 г.); «Мена гендерными ролями в литературе модернизма: “мужские маски” женской поэзии и “женские маски” мужской поэзии» (Москва, ИМЛИ РАН, 19 марта 2020 г.). размещали информационные материалы о результатах работы над проектом в Интернете, в том числе на сайте ИМЛИ РАН и на созданном ранее сайте http://modernista.moscow/. Выступления участников трех заседаний научного семинара «Гендерный порядок русского модернизма» можно посмотреть на ю-туб канале ИМЛИ РАН: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHh-tsZYpcD8WPSkWZYt_MY_vULqtmvUy В.Б. Озкан разрабатывала научные темы «Дева-воин в русской модернистской литературе и проблема гендера» и «Мужская “маска” женской поэзии». Выявила корпус текстов, в которых значим образ воительницы в его различных вариантах, проанализировала их источники и описала связанный с воительницей мотивно-сюжетный комплекс и важнейшие топосы. Работая в архивах, ввела в научный оборот литературное наследие Марии Евгеньевны Лёвберг (1892-1934), мало известной, но весьма интересной и продуктивной писательницы Серебряного века. Выявила не известный до сих пор претекст пьесы А. Блока «Песня Судьбы» (1908), которым является «Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка» (1907) М.А. Кузмина. О.А. Симонова разрабатывала научную тему «Женский военный нарратив начала XX века», рассматривала Гражданскую войну как предмет женской рефлексии, описания и действия. На материале мемуаров А. Саксаганской и Н. Сухогорской рассмотрела, как тематика воспоминаний задает разные идентичности главных героинь, как в контексте сравнения разных армий противников происходило конструирование образа героини. Изучила влияние исторических свидетельств о единственной известной женщине-командире бронепоезда Л.Г. Мокиевской-Зубок на художественное воплощение ее образа. Е.В. Кузнецова разрабатывала научные темы «Женские литературные маски в творчестве писателей-мужчин Серебряного века» и «Образ женщины модерна в поэзии малоизвестных поэтесс Серебряного века». Было доказано, что Северянин одним из первых поэтов русского модернизма начинает активно писать от женского лица, откликаясь на творчество целой плеяды женщин-поэтесс. Его опыт в этом роде оказал влияние на В. Брюсова и способствовал появлению женской маски в брюсовской лирике (сборник-мистификация «Стихи Нелли»). Е.В. Кузнецова разрабатывала также проблему реализации в женской лирике Серебряного века представлений о женской творческой активности и авторской субъектности. В этом ключе были выявлены и проанализированы такие метафоры творчества, как «прядение», «шитье», «плетение венка». Изучила мотив «пророчества о нашем дне» в русской лирике Серебряного века в контексте проблемы гендера, а именно особенности проявления этого значимого мотива в мужской и женской поэзии. А.С. Акимова разрабатывала научную тему «“Женский вопрос” в прозе русских писателей 1910-1920-х гг.». Выявила и впервые систематизировала источники текста рассказа А.Н. Толстого «Без крыльев» (1927), что позволило описать созданный в 1914 г. рассказ «Маша» как раннюю редакцию переписанного в 1927 г. рассказа «Без крыльев». Доказала, что факт обращения писателя к созданному в ранний период творчества рассказу, сосредоточенному на положении женщины в семье и в обществе, на социальной, экономической и морально-этической уязвимости женщины, свидетельствует о его постоянном интересе к «женскому вопросу». К.Р. Андрейчук разрабатывала научную тему «Ведьма или София? Женский доступ к сакральному». Проанализировала, как З. Гиппиус создает образ «ведьмы» и доказала на материале стихотворной переписки Гиппиус с Ф. Сологубом 1905 г. тесную связь конструирования этого образа Зинаидой Гиппиус в жизни и в творчестве. Из объекта изображения ведьма у нее становится субъектом творчества, что представляется характерным для трансформации женских архетипов в русском модернизме. М.В. Каплун разрабатывала научную тему «Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма». Проанализировала особенности различных интерпретаций образа героини из апокрифической Книги Юдифи в драматургии в указанный период. Дала представление о сдвигах в конструировании образа Юдифи, связанного с особенностями восприятия библейской истории в разное время, что важно для понимания трактовок женских библейских образов в мировой литературе в целом. Ввела в научный оборот неисследованную трагедию в стихах «Юдифь» Н.В. Недоброво, которая, с одной стороны, следует за библейским каноном на уровне сюжетной структуры, а с другой, значительно трансформирует образ Юдифи: героиня проходит путь от воительницы до беспомощной девы, оставшейся пленницей в стане врага. А.В. Протопопова разрабатывала научную тему «Трилогия Д.С. Мережковского “Тайна трёх”: образы женственности». Рассмотрела влияние книги О. Вейнингера «Пол и характер» на воззрения Д.С. Мережковского, выявила основные положения его мифопоэтической теории пола в трилогии о Троице, определила отношение писателя к идеям пола и любви у Розанова. Показала, что, опираясь на Розанова в необходимости введения идеи пола в религию и на Вейнингера в идее двуполости, Мережковский занимает некое срединное положение между ними. Разрабатывая научную тему «Женские образы в переводах Иннокентия Анненского», на примере трагедии о Медее продемонстрировала, что имеющая место в оригинале частичная гендерная инверсия аннигилирована Анненским. Я.Д. Чечнёв разрабатывал научную тему «Гендерный аспект в литературе 1920-х гг. Конструирование женских образов советскими писателями. Творчество К. Вагинова». Проанализировал образы женщин в произведениях С. Малашкина «Луна с правой стороны», Л. Гумилевского «Собачий переулок», П. Романова «Без черемухи». Рассмотрел положение этих писателей в рамках т. н. дискуссии о «половом вопросе» 1920-х гг.

 

Публикации

1. Акимова А.С. «…И вам теперь остается на машинке писать или продавщицей к Мюру-Мерилизу»: к истории создания рассказа А.Н. Толстого «Без крыльев (Из прошлого)» Studia Litterarum, - (год публикации - 2020)

2. Андрейчук К.Р. Гендер и сакральное: конструирование образа ведьмы Зинаидой Гиппиус Новый филологический вестник, - (год публикации - 2020)

3. Зусева-Озкан В.Б. "Сразись со мной! Тебе бросаю вызов!" Дева-воительница в литературе русского модернизма Die Welt der Slaven, Die Welt der Slaven. 65(2020)2. S. 271-295. (год публикации - 2020)

4. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в пьесе М.Е. Лёвберг "Жанна д'Арк" (1920) Новый филологический вестник, - (год публикации - 2020)

5. Зусева-Озкан В.Б. Маскулинность и фемининность в литературе русского модернизма: случаи Блока и Цветаевой Вестник Томского государственного университета, Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 30–34. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/15617793/448/4

6. Зусева-Озкан В.Б. "Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка" М.А. Кузмина как один из источников пьесы А.А. Блока "Песня Судьбы" Вестник славянских культур, - (год публикации - 2020)

7. Каплун М.В. Образ Юдифи в драматургии: от XVI в. к эпохе модернизма Вестник Томского государственного университета. Филология, - (год публикации - 2020)

8. Кузнецова Е.В. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья первая) Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 210-227. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00102

9. Кузнецова Е.В. Женские маски в поэзии И. Северянина Вестник Томского государственного университета, - (год публикации - 2020)

10. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Мережковский между Вейнингером и Розановым: к вопросу о конструировании фемининности и маскулинности в литературе модернизма Studia litterarum, - (год публикации - 2020)

11. Симонова О.А. Стратегии создания художественного образа героини Гражданской войны Л.Г. Мокиевской-Зубок Studia Litterarum, - (год публикации - 2020)

12. Симонова О.А. О возможном окончании мемуарной дилогии А.А. Саксаганской о Гражданской войне Новый филологический вестник, Новый филологический вестник. № 4 (51). С. 344–355. (год публикации - 2019) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00112

13. Чечнёв Я.Д. Конструирование образа раскрепощенной женщины в рамках политики борьбы за новый быт 1920-х гг. (Малашкин, Гумилевский, Романов). Часть 1. Новый филологический вестник, - (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В июле 2020 – июне 2021 г. участники проекта 1. провели круглый стол «Конструирование фемининности в литературе и искусстве русского модернизма: проблемы изучения» (23.09.2020; ИМЛИ РАН, Москва). На круглом столе обсуждались возможности приложения к литературоведению и искусствоведению методологии гендерных исследований, осмысление литературного и культурного процесса начала XX века в гендерных координатах, описание фактов и способов конструирования фемининности и маскулинности, проблема «женского письма», гендерный эссенциализм и его разрушение в первой трети XX в. Программа круглого стола: http://imli.ru/konferentsii/anonsy/4037-kruglyj-stol-konstruirovanie-femininnosti-v-literature-i-iskusstve-russkogo-modernizma-problemy-izucheniya); Видеозаписи выступлений: https://youtu.be/q7-QZMenedQ https://youtu.be/emuxLPNFMsY 2. провели Международную научную конференцию «Концепции фемининности и конструирование гендера в русской культуре 1890-х – 1930-х годов» (30 марта – 1 апреля 2021 г.). В конференции приняли участие 65 исследователей из России, Италии, Австрии, Франции, Финляндии, Латвии. Доклады были посвящены творчеству женщин-писателей Серебряного века как выражению феминистического поворота в русской культуре; творческим диалогам писателей – мужчин и женщин; образам женщин в литературе и искусстве, типовым конфликтам, связанным с положением женщин (проблема женского образования, «половой вопрос»), и путями их разрешения; гендерному порядку и его проявлениям в поэтике; «вечным» женским образам в литературе и искусстве русского модернизма и трансформации традиции; особенностям конструирования фемининности / маскулинности в эго-документах и др. Программа конференции: http://imli.ru/konferentsii/anonsy/4376-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-kontseptsii-femininnosti-i-konstruirovanie-gendera-v-russkoj-kul-ture-1890-kh-1930-kh-godov. Видеозаписи заседаний: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHh-tsZYpcD-_1m2EIUiQtE7QatVXfMyb 3. сдали в печать и опубликовали в общей сложности 19 статей по теме проекта, из них 15 для изданий, индексирующихся в системах Scopus и Web of Science (вместо запланированных 5 статей); 4. выступили на научных конференциях с докладами, основанными на результатах, полученных в ходе работы над проектом (в общей сложности 43 доклада вместо запланированных 6 докладов); 5. согласно плану, размещали информационные материалы в Интернете (в том числе на сайтах ИМЛИ и на созданном ранее сайте http://modernista.moscow/). Видеозаписи всех мероприятий в рамках проекта см.: https://modernista.moscow/seminars/31 https://modernista.moscow/seminars/32 https://modernista.moscow/seminars/33 https://modernista.moscow/seminars/34 https://modernista.moscow/seminars/35 https://www.youtube.com/watch?v=q7-QZMenedQ https://www.youtube.com/watch?v=emuxLPNFMsY https://www.youtube.com/watch?v=q6D1h8Z-hGI https://www.youtube.com/playlist?list=PLHh-tsZYpcD-_1m2EIUiQtE7QatVXfMyb https://www.youtube.com/watch?v=npeoqMlzGhg https://www.youtube.com/watch?v=PJpws9OS3o0 https://www.youtube.com/watch?v=2k9RZsSsh3U https://www.youtube.com/watch?v=OKGPT66W_8s https://www.youtube.com/watch?v=Li_zwC0LGPw 6. провели 4 (четыре) заседания постоянно действующего семинара по теме проекта («Гендерный порядок русского модернизма»): «Сюжет о Стеньке Разине и персидской княжне в зеркалах модернизма» (7 октября 2020 г.); «Конструирование фемининности в творчестве М. Горького» (17 декабря 2020 г.); «Рецепция творчества Г. Ибсена в литературе русского модернизма: гендерный аспект» (20 января 2021 г.); «Модели женской репрезентации в русской модернистской литературе» (24 февраля 2021 г.). Информация размещена на сайтах ИМЛИ и modernista: https://www.youtube.com/watch?v=npeoqMlzGhg https://www.youtube.com/watch?v=PJpws9OS3o0 https://www.youtube.com/watch?v=2k9RZsSsh3U https://www.youtube.com/watch?v=OKGPT66W_8s https://www.youtube.com/watch?v=Li_zwC0LGPw 7. Согласно плану, руководитель проекта В.Б. Озкан (Зусева-Озкан) завершила и сдала в печать монографию: «Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты» (М.: Индрик, 2021). (30 а.л.) Монография посвящена репрезентации «вечного» образа девы-воительницы в литературе и искусстве Серебряного века русской культуры. Выявлены мифологические истоки образа, описана историческая поэтика мотивно-сюжетного комплекса, связанного с героиней такого типа. Установлены параллели между образом воительницы в России и в ряде европейских стран. Специальные очерки посвящены разработке и переосмыслению этой фигуры в произведениях Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, А. Белого, Н.С. Гумилева, М.А. Кузмина, М.И. Цветаевой, Е.И. Замятина. Рассматриваются также произведения менее известных авторов, таких как Н.Г. Львова, С.Я. Парнок, Л. Столица, А.А. Баркова, и даже совсем забытых, вроде М.Е. Лёвберг. Помимо литературных текстов, привлекаются произведения изобразительного и музыкального искусства, театральные постановки, фольклор, религиозно-мистические сочинения. Наряду с традиционными филологическими методами, используются подходы, разработанные в рамках мифопоэтических и гендерных исследований. 8. В статьях и докладах, осуществленных в рамках проекта, участники проекта разрабатывали следующие темы. В.Б. Озкан (Зусева-Озкан) продолжила разрабатывать научные темы «Дева-воин в русской модернистской литературе и проблема гендера» и «Мужская маска женской поэзии». Опубликовала и сдала в печать 8 статей, из которых 7 - в изданиях, индексирующихся в системах WoS и Scopus; сделала 8 докладов на научных конференциях и семинарах. В серии статей и докладов продемонстрировала, с одной стороны, константы репрезентации девы-воительницы в русской литературе 1890-1920-х гг., а с другой – индивидуальные особенности изображения этого женского типа такими писателями, как В.Я. Брюсов, Н.Г. Львова, М.А. Кузмин, Л.Н. Столица, А.А. Баркова. В рамках второго направления работы были сделаны наблюдения, касающиеся специфики конструирования фемининности в творчестве забытой писательницы Серебряного века М.Е. Лёвберг. Благодаря архивным разысканиям были обнаружены ранее неизвестные тексты Лёвберг. В статьях подробно проанализированы ее лирика и важнейшая пьеса – «Дантон» (1919). А.С. Акимова разрабатывала научную тему «Фемининность и маскулинность в творчестве русских писателей-модернистов». Сдала в печать 1 статью в издании, индексирующемся в системе WoS; сделала 9 докладов на научных конференциях и семинарах. Применила гендерный подход к анализу одному из самых «фемининных» произведений Б.Л. Пастернака - «Детству Люверс», повести, сфокусированной на постижении героиней своей «гендерной идентичности». Продолжила изучение гендерной проблематики прозы А.Н. Толстого: выявила в архиве писателя неопубликованный и неоконченный рассказ «Дом без мебели» (1912), проанализировала содержащиеся в нем гендерные инверсии (фемининное поведение мужчины / маскулинное поведение женщины). Введение в научный оборот неизвестного ранее текста Толстого позволяет датировать обращение писателя к гендерной проблематике 1912-м годом, что подтверждают и дневниковые записи Толстого. Гендерные инверсии в творчестве Толстого были прослежены А.С. Акимовой и на примере романа «Петр Первый». К.Р. Андрейчук разрабатывала тему «Женские образы и фемининность в литературе круга Мережковских». Сдала в печать 1 статью в издании, индексирующемся в системе WoS; сделала 5 докладов на научных конференциях и семинарах. Продемонстрировала, что новый идеал отношений между мужчиной и женщиной, обсуждавшийся в России на рубеже XIX-XX вв., формировался под влиянием Х. Ибсена. Русские авторы зачастую приписывали Ибсену собственные идеи, обосновывая свои эстетико-философские концепции с помощью его творчества. К.Р.Андрейчук рассмотрела дилемму восприятия ибсеновских героинь как символов и как субъектов со свободной волей, построив анализ русской рецепции ибсеновских женских образов на текстах Е.А. Колтоновской, Г.В. Плеханова, А.В. Луначарского, З.Н. Гиппиус, А.А. Блока, Л.Н. Андреева, И.Ф. Анненского, В.В. Розанова и особо концентрируясь на произведениях Н.М. Минского и Д.С. Мережковского. М.В. Каплун разрабатывала научную тему «Гендерный аспект в творчестве Н.В. Недоброво». Сдала в печать 1 статью в издании, индексирующемся в системе WoS; сделала 3 доклада на научных конференциях и семинарах. Проанализировав прозаическую повесть Н.В. Недоброво «Душа в маске» (1914), показала, что на оппозиции "мужское / женское" строится основной конфликт повести, связанный с невозможностью умной женщине высказаться в мужском обществе, чтобы быть услышанной и понятой, не надев при этом маску. Согласно исследованию М.В. Каплун, «женский вопрос», поднятый в повести, решается в русле патриархатных представлений консервативного гендерного дискурса. Е.В. Кузнецова продолжила разрабатывать научную тему «Образ женщины модерна в поэзии малоизвестных поэтесс Серебряного века» и проблематику женской творческой активности в лирике русских поэтесс эпохи модернизма (образы, мотивы, аллюзии). Опубликовала и сдала в печать 3 статьи, из них 2 - в изданиях, индексирующихся в системах WoS и Scopus; сделала 7 докладов на научных конференциях и семинарах. Продемонстрировала вариации нарративных стратегий в женской лирике Серебряного века: повествование от мужского лица (мужская маска), повествование от женского лица с демонстрацией подчеркнутой женственности (ультрафемининная маска), повествование от женского лица с нивелировкой женственности. С другой стороны, Е.В. Кузнецова проанализировала «женскую маску» в мужском творчестве на примере повести В. Брюсова «Последние страницы из дневника женщины» (1910), которая представляет собой одну из первых попыток проникнуть в женское сознание и психологию и отрефлексировать с этой точки зрения многие злободневные вопросы («слабая женщина» и «сильный мужчина», женская сексуальность и свобода в любви, гомосексуальное влечение и пр.). В серии докладов и в статье Е.В. Кузнецова уделила особое внимание образу монахини и, в частности, святой Терезы в русской лирике Серебряного века. А.В. Протопопова разрабатывала научную тему «Гендерная проблематика в литературно-философских трудах Мережковского и Гиппиус». Сдала в печать 1 статью в издании, индексирующемся в системе WoS (в соавторстве с И.А. Протопоповым); сделала 2 доклада на научных конференциях . Рассмотрела важнейшие для осмысления творчества З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковского вопросы о соотношении мужского и женского начал в человеческой природе и о рецепции ими положений книги О. Вейнингера «Пол и характер». Показала, как оба этих автора формулировали собственные гендерные теории – во многом сходные, но и характеризующиеся рядом существенных различий. О.А. Симонова разрабатывала тему «Женский военный нарратив начала XX века». Опубликовала и сдала в печать 3 статьи, из них 2 - в изданиях, индексирующихся в системах WoS и Scopus; сделала 6 докладов на научных конференциях и семинарах. В статье «Конструирование образа обывательницы в воспоминаниях о махновщине» проанализировала мемуарный текст Н. Сухогорской, выявила функции автора и автобиографической героини. В статье «Разинский мотив утопления княжны в литературе о Гражданской войне (“Княжна” А.М. Соболя и “Повольники” А.С. Яковлева)» показала, как в упомянутых произведениях княжна из традиционно безликой и безымянной фигуры превратилась в полноценного персонажа. Часть докладов Симоновой посвящена участницам Гражданской войны (красным сестрам, Л.Г. Мокиевской-Зубок, М.Г. Никифоровой). Проанализировано, как создавались эти образы, насколько частой была зависимость их конструирования от политического дискурса. В других докладах Симонова продемонстрировала особенности изображения женщин в эпоху Гражданской войны. Я.Д. Чечнёв разрабатывал тему «Э(де)волюция модернистской традиции в литературе 1920-х гг. Конструирование женских образов советскими писателями и писательницами». Сдал в печать 1 статью в зарубежном издании (Польша); сделал 4 доклада на научных конференциях и семинарах. Предпринял попытку осмысления опыта современных филологов, писавших о специфике «женского письма»; впервые поставил вопрос об амплуа лирической героини в поэзии М.М. Шкапской. Исследовал конструирование маскулинности в романах К. Вагинова, связав ее с проблемой обретения субъектности в условиях опеки государственной машины.

 

Публикации

1. Акимова А.С. Повесть Бориса Пастернака «Детство Люверс» в контексте гендерных исследований Новый филологический вестник, - (год публикации - 2021)

2. Андрейчук К.Р. Русский ибсенизм и «женский вопрос»: героини Х. Ибсена в критической и литературной рецепции Н. М. Минского и Д. С. Мережковского Сибирский филологический журнал, - (год публикации - 2021)

3. Зусева-Озкан В.Б. Пьеса М.Е. Лёвберг «Дантон» (1919) и сюжет о Юдифи Русская литература, - (год публикации - 2021)

4. Зусева-Озкан В.Б. "Мужская маска" женской поэзии: З.Н. Гиппиус и ее последовательницы. Случай М.Е. Лёвберг Studia Litterarum, - (год публикации - 2021)

5. Зусева-Озкан В.Б. Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге Валерия Брюсова и Надежды Львовой Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, - (год публикации - 2021)

6. Зусева-Озкан В.Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого Вестник Томского государственного университета, - (год публикации - 2021)

7. Зусева-Озкан В.Б. Изображение амазонок в «Подвигах Великого Александра» М.А. Кузмина Вестник Томского государственного университета, № 460. С. 29-36. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17223/15617793/460/3

8. Зусева-Озкан В.Б. «Бабий бунт» в пьесе А.А. Барковой «Настасья Костёр» (1923) Studia Litterarum, Т. 6. № 1. С. 228-249. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2021-6-1-228-249

9. Зусева-Озкан В.Б. «Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья первая Новый филологический вестник, №1(56). С.162-183. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24411/2072-9316-2021-00013

10. Каплун М.В. Гендерные проекции в повести «Душа в маске» Н.В. Недоброво Вестник славянских культур, - (год публикации - 2021)

11. Кузнецова Е.В. Мотив «пророчества о нашем дне» в «мужской» и «женской» лирике русского модернизма (Статья вторая) Новый филологический вестник, - (год публикации - 2020)

12. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья первая Новый филологический вестник, - (год публикации - 2021)

13. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Проблема конструирования женского субъекта в творчестве З. Гиппиус в контексте гендерной теории Вейнингера Вестник славянских культур, - (год публикации - 2021)

14. Симонова О.А. Разинский мотив утопления княжны в литературе о Гражданской войне («Княжна» А.М. Соболя и «Повольники» А.С. Яковлева) Сибирский филологический журнал, - (год публикации - 2021)

15. Симонова О.А. Конструирование образа обывательницы в воспоминаниях о махновщине Вестник славянских культур, - (год публикации - 2020)

16. Чечнев Я.Д. Кризис маскулинности в романе Константина Вагинова "Гарпагониана" Conversatoria Litteraria, - (год публикации - 2021)

17. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021, - (год публикации - 2021)

18. Зусева-Озкан В.Б. Амазонки в романе М.А. Кузмина «Подвиги Великого Александра»: историческая память vs авторская мизогиния Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 336-340. (год публикации - 2020)

19. Кузнецова Е.В. Фемининные и маскулинные нарративные стратегии в женской лирике Серебряного века Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. М.: ИЭА РАН, 2020., Часть 2. С. 332-336. (год публикации - 2020)

20. Симонова О.А. Фольклорные мотивы в женских воспоминаниях о махновщине Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова. М.: ИЭА РАН, 2020. Ч. 2. 361 с., Ч. 2. С. 341–344. (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В июле 2021 – июне 2022 г. участники проекта выполнили все запланированные работы и осуществили ряд мероприятий сверх плана. Согласно плану, опубликовали коллективную монографию «Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х -1930-х годов» (М.: Новое литературное обозрение, 2022. 688 с., ил.), основанную на материалах Международной научной конференции «Концепции фемининности и конструирование гендера в русской культуре 1890-х – 1930-х годов», которую они провели в рамках проекта 30 марта – 1 апреля 2021 г. В коллективную монографию вошло 40 статей, написанных 41 автором (из них 6 - участники проекта). В фокусе внимания монографии находится период, когда социальное положение женщины и формы его репрезентации в культуре претерпели решительную ломку, причем литература и искусство не только отражали изменявшуюся социальную реальность, но и сами становились пространством разработки новой системы ценностей, которой предстояло изменить общество. В статьях тома выявлены и проанализированы факты, способы и особенности конструирования гендера в русской культуре 1890–1930-х годов, в том числе варианты репрезентации фемининного и маскулинного как нормативных канонов, с одной стороны, и выхода за их пределы — с другой. Особое внимание уделено феномену женского авторства, а также трансформации женских и мужских образов в произведениях искусства в условиях менявшихся представлений о гендерных нормах. 2. Написали в общей сложности 27 статей по теме проекта, из них - 15 для журналов, индексирующихся в системах Scopus и Web of Science (вместо запланированных 7); 3. Выступили на научных конференциях с 27 докладами по теме проекта (вместо запланированных 6); 4. согласно плану, размещали информационные материалы в Интернете (в том числе на сайтах ИМЛИ и на созданном ранее сайте http://modernista.moscow/). Видеозаписи всех мероприятий в рамках проекта см.: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHh-tsZYpcD8WPSkWZYt_MY_vULqtmvUy 5. согласно плану, в рамках постоянно действующего семинара по теме проекта («Гендерный порядок русского модернизма») провели три заседания: 1) «”Новая женщина” и женское движение на рубеже веков» (17 ноября 2021 г.); 2) «Забытые писательницы Серебряного века» (9 февраля 2022 г.); 3) «Женщины и Гражданская война в России» (16 марта 2022 г.). Информация размещена на сайтах ИМЛИ и modernista: https://www.youtube.com/playlist?list=PLHh-tsZYpcD8WPSkWZYt_MY_vULqtmvUy 6. В статьях и докладах, осуществленных в рамках проекта, участники проекта разрабатывали следующие темы. В.Б. Озкан (Зусева-Озкан) разрабатывала научные темы «Дева-воин в русской модернистской литературе и проблема гендера» и «Типовые гендерные конфликты в литературе русского модернизма». Опубликовала и сдала в печать 9 статей, из которых 7 - в изданиях Web of Science и Scopus; сделала 6 докладов. Продемонстрировала особенности изображения девы-воительницы в творчестве Д.С. Мережковского, Е.И. Замятина, А. Белого, А.А. Барковой, Л.Н. Столицы. Описала преломление мизогинного сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне в свете гендерных «перевертышей», проанализировала гендерные инверсии и мотив «нового матриархата» в сценических миниатюрах «Женский вопрос» Тэффи и «Судьба мужчины» Н. Урванцова. Показала пародийные трактовки в них гендерных стереотипов и топосов патриархата (физическая и умственная «неполноценность» «слабого» пола, распределение ролей в обществе и в семье, тема «падения» и пр.). А.С. Акимова разрабатывала научную тему «Гендерные конфликты в прозе русских писателей Серебряного века и в трудах историков рубежа XIX–XX вв.» на материале творчества А.Н. Толстого. Сдала в печать 3 статьи, в том числе одну в издании Web of Science, сделала 6 докладов. Выявила гендерные стереотипы, связанные с образом царевны-правительницы Софьи Алексеевны, и их отражение в исторических сочинениях и беллетристике 1910-х гг., а также в романе А.Н. Толстого «Петр I». Рассмотрела дневник Толстого 1911–1914 гг. в аспекте основных проблем, с которыми сталкивались женщины в начале ХХ в. и которые широко обсуждались в обществе. К.Р. Андрейчук разрабатывала научную тему «Влияние скандинавских авторов на конструирование фемининности русскими писателями рубежа 19-20 вв.». Сдала в печать одну статью, сделала 4 доклада. В статье «Творчество и судьба С.В. Ковалевской как фактор формирования представления о женщине в русской и шведской биографической литературе» рассмотрела, как Ковалевская способствовала развитию русско-шведских литературных связей, явив своими творчеством и биографией образец «новой женщины». Предметом одного из докладов стал «первый в истории женский писательский союз», образованный С. Ковалевской и А.-Ш. Леффлер. М.В. Каплун разрабатывала научную тему «Гендерный аспект творчества О. Миртова (О.Э. Копылевой-Розенфельд)». Сдала в печать 1 статью в издании Web of Science и Scopus, сделала 2 доклада. Рассмотрела роман О. Миртова (Ольги Негрескул) «Мертвая зыбь» (1909) в контексте гендерной поэтики русского модернизма, показав, что в нем нашли отражение основные принципы модернистского конструирования гендера – от концепции духовной любви, дуализма и дионисийского эроса до женской истерической субъективации и кризиса патриархальности. Е.В. Кузнецова разрабатывала научные темы «Образ женщины модерна в поэзии малоизвестных поэтесс Серебряного века» и «Проблематика женской творческой активности в лирике русских поэтесс эпохи модернизма». Опубликовала 3 статьи, из них 2 - в изданиях Web of Science и Scopus, сделала 2 доклада. Рассмотрела образ св. Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Проанализировала лирику Е. Кузьминой-Караваевой, проследив эволюцию тех проекций фемининности, к которым прибегала поэтесса для осмысления важнейших социокультурных вопросов эпохи (обоснование женского авторства, отношения с Богом и с мужским началом). Описала проблематику женского авторства и статуса поэтического субъекта на материале поэзии З. Гиппиус, Е. Дмитриевой, А. Герцык и Т. Щепкиной-Куперник. А.В. Протопопова разрабатывала научную тему «Гендерная проблематика в литературно-философских трудах Мережковского и Гиппиус». Сдала в печать 2 статьи, из них 1 - в издании RSCI, сделала 2 доклада. Рассмотрела вопрос о взглядах З. Гиппиус на женскую литературу в контексте её представлений о возможности конструирования женской творческой субъектности. На основании анализа критических статей Гиппиус раскрыла её отношение к творчеству Л. Вилькиной, Е. Бакуниной, Л. Зиновьевой-Аннибал, П. Соловьевой, М. Цветаевой, А. Ахматовой. О.А. Симонова разрабатывала научную тему «Женский военный нарратив начала XX века». Опубликовала и сдала в печать 5 статей, из них 3 - в изданиях Web of Science и Scopus, сделала 3 доклада. Особое внимание было уделено образам участниц Гражданской войны в произведениях Б. Лавренева, Э. Багрицкого, Б. Пильняка, И. Сельвинского. Описала запечатленную в мемуарах новую социальную роль женщин, участвовавших в Гражданской войне. Рассмотрела образ девушки, сражающейся за советскую власть, и на материале детской литературы. Выявила типичные особенности таких персонажей, свидетельствующие об общности детской и взрослой литературы о Гражданской войне. Я.Д. Чечнёв разрабатывал научную тему «Э(де)волюция модернистской традиции в литературе 1920-х гг. Конструирование женских образов советскими писателями и писательницами». Опубликовал и сдал в печать 2 статьи, из них 1 - в издании Web of Science и Scopus (Q1), сделал 2 доклада. Исследовал амплуа лирической героини в поэзии М.М. Шкапской, показал, как поэтесса работает с традицией изображения женских переживаний. Представил попытку социокультурного исследования прозаических текстов двух писателей 1920-1930-х гг., показав, как воспринимается городское пространство писателем-мужчиной (К.К. Вагиновым) и писателем-женщиной (Л.К. Чуковской), которые принадлежат к одному поколению.

 

Публикации

1. Акимова А.С. Образ царевны Софьи в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» в контексте литературы первой половины ХХ века Алексей Толстой: Диалоги со временем. Вып. 4., - (год публикации - 2022)

2. Акимова А.С. Социальное положение женщины и литературные формы его репрезентации в начале ХХ века: на материале дневника А.Н. Толстого Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 172-182. (год публикации - 2022)

3. Акимова А.С. Функция мотива поиска сестры в прозе В. Каверина Новый филологический вестник, - (год публикации - 2022)

4. Андрейчук К.Р. Творчество и судьба С.В. Ковалевской как фактор формирования представления о женщине в русской и шведской биографической литературе Слово, культура, история: теория и практика гуманитарного знания: сборник материалов конференции, - (год публикации - 2022)

5. Зусева-Озкан В.Б. История одной мистификации: Мария Лёвберг как Джентиле Ферранте Rossica. Русская литература в мировом культурном контексте. Научные исследования и архивные материалы, - (год публикации - 2022)

6. Зусева-Озкан В.Б. «Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья вторая Текст. Книга. Книгоиздание, № 28. С. 22-39. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17223/23062061/28/2

7. Зусева-Озкан В.Б. "Жанна д’Арк" Д.С. Мережковского: источники и образ Проблемы исторической поэтики, Т. 19, № 2. С. 282-300. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.8962

8. Зусева-Озкан В.Б. «Племя жен мужепохожих»: воительницы и андрогины в творчестве Любови Столицы. Статья вторая Новый филологический вестник, № 3(58). С. 179-199. (год публикации - 2021)

9. Зусева-Озкан В.Б. Прямая и обратная проекции сюжета о Стеньке Разине и персидской княжне: Евгений Замятин и Анна Баркова Literatūra, Vol. 63, no. 2. P. 88-105. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15388/Litera.2021.63.2.6

10. Зусева-Озкан В.Б. «Я женщина – твердый воин...»: образ воительницы в лирике А.А. Барковой Вестник славянских культур, Т. 62. С. 184–201. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-62-184-201

11. Зусева-Озкан В.Б. «Сверхтекст» Е.И. Замятина о деве-воительнице. Статья первая Текст. Книга. Книгоиздание, № 27. C. 18–38. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/23062061/27/2

12. Зусева-Озкан В.Б. Маскулинное лирическое «я» в поэзии Марии Евгеньевны Лёвберг Сибирский филологический журнал, № 1. С. 73–90. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17223/18137083/78/6

13. Зусева-Озкан В.Б. Новый матриархат: гендерные инверсии в пьесах «Женский вопрос» Тэффи и «Судьба мужчины» Н. Урванцова Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 297-314. (год публикации - 2022)

14. Каплун М.В. Фемининно-маскулинная образность романа О. Миртова "Мертвая зыбь" Текст. Книга. Книгоиздание, - (год публикации - 2022)

15. Кузнецова Е.В. Метафоры рукоделия и проблематика субъектности в женской лирике Серебряного века Russian Literature, №128. Р. 85–122. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.ruslit.2022.01.002

16. Кузнецова Е.В. Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья вторая Новый филологический вестник, - (год публикации - 2022)

17. Кузнецова Е.В. Проекции фемининности в лирике Е. Кузьминой-Караваевой Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 262-286. (год публикации - 2022)

18. Протопопова А.В. Женщина и природа в поэзии З.Н. Гиппиус: «Дай мне венок мой, плача, вить» Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 99-113. (год публикации - 2022)

19. Протопопова А.В., Протопопов И.А. Женское творчество глазами Зинаиды Гиппиус Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка, - (год публикации - 2022)

20. Симонова О.А. Красные сестры в Гражданской войне: идеология и саморепрезентация Вестник Томского государственного университета, № 469. С. 188-193. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/15617793/469/25

21. Симонова О.А. Девочки в детской литературе 1920-х гг. о Гражданской войне (на примере повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята») Детские чтения, Т. 20. № 2. С. 77-95. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31860/2304-5817-2021-2-20-77-95

22. Симонова О.А. Образ атаманши в повести Б.А. Лавренева «Ветер» (1924): гендерный аспект и разинский сюжет Вестник славянских культур, - (год публикации - 2022)

23. Симонова О.А. Образ атаманши Маруси в литературе 1920–1930-х годов Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 363-380. (год публикации - 2022)

24. Чечнёв Я.Д. Урбанизм ленинградской прозы: гендерный аспект (Константин Вагинов и Лидия Чуковская) Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. М.: Новое литературное обозрение, М.: Новое литературное обозрение, 2022. C. 347-362. (год публикации - 2022)

25. Чечнёв Я.Д. Амплуа лирической героини в поэзии М. М. Шкапской: к постановке проблемы Сибирский филологический журнал, - (год публикации - 2022)

26. Зусева-Озкан В.Б. и др. Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография Женщина модерна: Гендер в русской культуре 1890-х — 1930-х годов: Коллективная монография. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования»), М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 688 с.: ил. (Серия «Гендерные исследования») (год публикации - 2022)

27. Симонова О.А. Модели фемининности военачальниц Гражданской войны в мемуарах и художественной литературе Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы. Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. – 3 окт. 2021 г., М.: ИЭА РАН, 2021. Ч. 1. С. 67–71. (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть использованы при создании курсов истории русской литературы и культуры в вузах; при чтении лекций и написании обобщающих трудов по истории русской и мировой литературы Нового времени, истории русской и мировой культуры ХХ в.; они могут быть использованы при организации выставочных проектов, музейных экспозиций, театральных постановок, подготовке иллюстрированных изданий, посвященных эпохе модернизма.