КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-18-00028

НазваниеКультурно-историческая психология в архивах ее творцов

РуководительМайданский Андрей Дмитриевич, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", Белгородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2022 г. 

Конкурс№45 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-551 - Общая психология, методология и история психологии, психология личности

Ключевые словакультурно-историческая психология, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.В. Ильенков, "клеточка" психики, динамические смысловые системы, теория деятельности

Код ГРНТИ15.01.07


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В наши дни развитие культурно-исторической психологии совершается по преимуществу экстенсивно, за счет решения тех или иных частных и прикладных проблем. Участники проекта (опираясь на архивные материалы – как недавно изданные, так и публикуемые впервые, с развернутым комментарием) предполагают провести ревизию оснований культурно-исторической психологии, а именно, ответов на вопросы: какова природа психики? где искать онто- и филогенетические истоки психической жизни? как психика связана с предметной деятельностью вообще и как динамически меняется эта связь в ходе эволюции психики? каковы специфические характеристики высшей психики человека и закономерности развития его сознания? В рамках культурно-исторической психологии наличествуют серьезные, глубокие расхождения мнений по этим фундаментальным вопросам. Необходимо, во-первых, четко определить пункты и существо этих расхождений, суммировав и взвесив аргументы творцов культурно-исторической психологии, и, во-вторых, разработать конкретные пути консолидации ее теоретических оснований. Решение проблемы лежит на границе научной психологии и философии, а потому требует объединения усилий философов и психологов. С одной стороны, такое решение позволило бы конкретизировать философские идеи о природе психики, а с другой – проверить на деле эвристические возможности философских теорий познания. Первым делом необходимо показать на архивных материалах не всегда видимый в книгах ход мысли творцов культурно-исторической психологии, установить преемственность и пункты расхождений их взглядов, выявить перспективные идеи, оставшиеся нереализованными или не вполне реализованными, но способные продвинуть вперед современную психологическую науку. Специальное внимание необходимо уделить «философским основаниям» культурно-исторической психологии, т.е. идеям, почерпнутым у философов, прежде всего у Спинозы, Гегеля и Маркса. Научная новизна проекта имеет комплексный характер. Необычайно важно реализовать, высвободить творческий потенциал, заключенный в архивных трудах выдающихся советских психологов. А в историко-психологическом плане эти труды позволяют во многом по-новому взглянуть на теоретическое развитие культурно-исторической психологии в нашей стране, поскольку в них обнажается масса контроверз, скрытых разногласий и прямых споров между ее творцами – то, что, как правило, оставалось за кадром. Эти споры настоятельно требуют конкретных решений, ибо касаются самих основ научной психологии, заложенных трудами Выготского и его соратников.

Ожидаемые результаты
В ходе работы над проектом будут достигнуты следующие результаты. – Подготовка к печати и комментирование архивных текстов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Э.В. Ильенкова. – Разработка новой концепции эволюции психики на основе поздних рукописей Выготского и спинозовского учения об аффектах. – Реконструкция и развитие теории динамических смысловых систем Л.С. Выготского на основе его известных и малоизвестных работ, а также на архивном материале. – Исследование малодоступных страниц истории психологической теории деятельности, определение путей ее дальнейшего развития и решение ряда принципиальных проблем. – Создание интернет-сайта www.vygotsky.tk с результатами работ в рамках проекта и оцифрованными архивными материалами. Возврат к первоосновам культурно-исторической психологии и ее ключевым проблемам (природа психики, ее элементарная “клеточка”, законы ее эволюции, специфика человеческой психики как формы предметно-практической деятельности) позволит придать новый импульс развитию этой научно-исследовательской программы. Участники проекта планируют публикацию результатов своих исследований также и на английском языке, в авторитетных западных журналах. Выход на международный уровень с фундаментальными исследованиями, опирающимися на малоизвестные труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Э.В. Ильенкова, может стать важным шагом к восстановлению лидирующих позиций отечественной школы культурно-исторической психологии, заметно ослабевших в последние десятилетия.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Руководитель проекта А.Д. Майданский в прошедшем году вел работу в трех направлениях: (1) исследование архивов Э.В. Ильенкова, А.И. Мещерякова (руководитель Загорского эксперимента со слепоглухими детьми), И.А. Соколянского (основоположник отечественной тифлосурдопедагогики), обработка, комментирование и публикация их рукописей; (2) написание критически-аналитических работ, касающихся недавно изданных «Записных книжек» Л.С. Выготского и аутентичных изданий работ Э.В. Ильенкова по психологии, восстановленных по архивным рукописям; (3) выявление противоречий в философско-методологических основаниях культурно-исторической психологии и исследование развилок в ее историческом развитии. В статье «Онтогенез человеческой психики и языка в работах Э.В. Ильенкова» (Сибирский психологический журнал. 2019. № 74) показано, как на основе «деятельностного» понятия психики и данных Загорского эксперимента Ильенков выстраивает и разворачивает свою концепцию формирования психики и языка. При этом, однако, из его поля зрения выпадает эмоционально-аффективная деятельность ребенка в процессах общения. В статье проводится критическое сравнение понятий знака и значения у Ильенкова и Выготского, а также их трактовок психологической революции, которую производит в жизни ребенка слово, овладение языком. См.: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=1975&article_id=44645 Статья «Мечта Выготского и развилки теории деятельности в психологии» посвящена поиску точек роста деятельностной психологии через анализ взаимной критики и споров между ее творцами – Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным – по проблеме эволюции психики, «единицы» и специфики психической деятельности. Прослеживается, как Л.С. Выготский приходит к деятельностному понятию аффекта, в котором он находит «клеточку» психики. Проблема взаимоотношений понятия и аффекта становится центральной проблемой его психологии человека и увязывается с идеей свободы, трактуемой как «аффект в понятии». В заключение автор статьи намечает путь к осуществлению мечты Выготского о создании своего «Капитала» для психологов. По этому пути А.Д. Майданский и намерен следовать в своей дальнейшей работе по проекту. В работе А.Д. Майданского «Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский эксперимент» проводится сопоставление двух научно-исследовательских программ психического развития слепоглухих детей – рефлексологической (Соколянский) и культурно-исторической (Выготский). Обе эти программы утверждают общность законов психического развития в нормальной и патологической сферах, имеют важные точки соприкосновения в дидактическом плане, но кардинально расходятся в понимании природы психики и фундаментальных принципов воспитания ребенка. Загорский эксперимент осуществлялся на стыке этих двух программ – в работах А.И. Мещерякова и Э.В. Ильенкова данный факт обходится молчанием, и до сих пор не предпринимались попытки исследовать проистекающую отсюда теоретическую коллизию. См.: https://www.academia.edu/44612623/Л_С_Выготский_И_А_Соколянский_и_Загорский_эксперимент Е.Е. Соколова занималась исследованием истории школы А.Н. Леонтьева на основе архивных документов и писем и одновременно работала над монографией с рабочим заглавием «Становление и пути развития психологии деятельности в школе А.Н. Леонтьева». Первые главы повествуют о возникновении и становлении «харьковской школы» в 1930-е годы, проводившихся А.Н. Леонтьевым и его сотрудниками теоретических, экспериментальных и прикладных исследованиях, а также о дискуссиях во внутреннем и внешнем оппонентных кругах, прежде всего с С.Л. Рубинштейном и его школой. В основу исследования положена оригинальная авторская гипотеза о спинозистских корнях теории деятельности. Статья Е.Е. Соколовой «Говорят архивы: контекст и некоторые моменты дискуссии 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева “Очерк развития психики”» (Вопросы психологии. 2020. № 5) основана на изучении неопубликованных стенограмм этой дискуссии. Помимо идеологически мотивированных обвинений в адрес А.Н. Леонтьева – в формализме, идеализме и «буржуазном объективизме», в том, что развиваемое им понимание психики как функции деятельности представляет собой отступление от «ленинской теории отражения», – дискуссия проливает свет на ряд важнейших теоретических проблем, таких как природа психики, соотношение значений и смыслов в структуре сознания и др. В этой связи в статье проведен критический анализ аргументации как оппонентов А.Н. Леонтьева (Н.Х. Швачкин, В.А. Артемов, М.Г. Ярошевский), так и его сторонников, отстаивавших принципы деятельностного подхода в психологии (Д.В. Антонова, Л.В. Благонадежина, Л.И. Божович). В ходе изучения эпистолярного наследия школы А.Н. Леонтьева и в связи с отмечавшимся в текущем году 75-летием Победы в Великой Отечественной войне Е.Е. Соколовой были уточнены обстоятельства административно-организаторской деятельности А.Н. Леонтьева в должности директора Психологического института 20 октября 1941 г. и в период руководства им Восстановительной клиникой НИИ психологии МГУ на базе госпиталя в местечке Коуровка под Свердловском. По результатам исследования были написаны тезисы на Ананьевские чтения 2020, опубликованные в сборнике, индексируемом РИНЦ. В Предисловии Е.Е. Соколовой к англоязычной публикации статьи А.Н. Леонтьева «Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте» (1948) освещается контекст написания работы, прослеживается преемственная связь развиваемых в статье положений теории деятельности с идеями Л.С. Выготского, подчеркивается нетривиальность понимания психики как функции всей деятельности субъекта, а не мозга как такового (работа была написана А.Н. Леонтьевым во времена засилья так называемой «павловской психологии», искавшей разгадку тайн психики в работе мозга). Над английским переводом работала также А.А. Леонтьева. См.: https://psyjournals.ru/kip/2020/n2/Leontiev.shtml В работе Я.А. Бондаренко «Современное состояние проблемы холистического в когнитивной нейронауке: есть ли решение?» (Научный результат: Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 3) проблема холистического решается с позиций фундаментальных культурно-деятельностной психологии, дается обстоятельная критика аналитического подхода к ее решению. См.: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-holisticheskogo-v-kognitivnoy-neyronauke-est-li-reshenie Статья А.С. Белорусца «Категория знаково-символического опосредствования в отечественной психологии» посвящена ключевой для культурно-исторической психологии категории. Автор прослеживает линию развития исследований знаково-символического опосредствования в истории отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского и заканчивая современностью. См.: https://www.academia.edu/44582842/ Категория_знаково_символического_опосредствования_в_отечественной_психологии А.А. Леонтьева работала над статьей «Л.С. Выготский в XXI веке: опыт библиометрического анализа влияния в области психологии эмоций», в которой проводится количественный анализ цитируемости работ Л.С. Выготского в англоязычных научных работах по психологии эмоций за период с 2000-го года по сегодняшний день. Предварительно можно сделать вывод, что, несмотря на так называемый Vygotsky boom и растущий интерес к социальной и культурной обусловленности эмоционального опыта, количество статей об эмоциях, использующих разработки Л.С. Выготского, за этот период исчисляется лишь несколькими десятками. А развитая в его трудах последних лет жизни методология анализа смысловой структуры сознания остается практически не востребованной англоязычными исследователями. Все участники проекта использовали в своей работе методологию, созданную Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, – культурно-исторический и деятельностный подход к исследованию психики. Особое внимание уделялось философским понятиям, сыгравшим ключевую методологическую роль в становлении культурно-исторической психологии, таким как предметная деятельность, опосредствование, целостность, значение и смысл и др. Подчеркивается тот факт, что Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Э.В. Ильенков при разработке своих психологических концепций ориентировались на методологию спинозовской «Этики» и «Капитала» Маркса. Обращение к классической философии призвано придать исследованиям фундаментальность и глубину, которой часто не хватает современным работам в области культурно-исторической психологии, да и большинству психологических исследований в наши дни.

 

Публикации

1. Белорусец А.С. Категория знаково-символического опосредствования в отечественной психологии Социальная семиотика: точки роста. СПб.: Скифия-принт, С. 26-29 (год публикации - 2020)

2. Белорусец А.С. Ускользающая диалектика Л.С. Выготского и ее значение для современной науки и практики Психологія людини: Л. С. Виготський та сучасна наука. Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2020, С. 206-215 (год публикации - 2020)

3. Бондаренко Я.А. История рукописи по проблеме эмоций А.В. Запорожца Психологические исследования, Том 14, № 76 (год публикации - 2021)

4. Бондаренко Я.А. Современное состояние проблемы холистического в когнитивной нейронауке: есть ли решение? Научный результат: Педагогика и психология образования, Том 6, № 3. С. 78-89 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-7

5. Майданский А.Д. Онтогенез человеческой психики и языка в работах Э.В. Ильенкова Сибирский психологический журнал, № 76. С. 20–31 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17223/17267080/76/2

6. Майданский А.Д. Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский эксперимент Психологія людини: Л. С. Виготський та сучасна наука. Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2020, С. 44–57 (год публикации - 2020)

7. Майданский А.Д. Письмо И.А. Соколянского А.Н. Леонтьеву Психологія людини: Л. С. Виготський та сучасна наука. Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2020, С. 58-65 (год публикации - 2020)

8. Соколова Е.Е. Некоторые моменты дискуссии 1948 г. по книге А.Н. Леонтьева "Очерк развития психики" Вопросы психологии, Т. 66 № 5 стр. 109-118 (год публикации - 2020)

9. Майданский А.Д. Архив Выготского: скрытая жизнь ума Ab Imperio, Том 3. С. 84-92 (год публикации - 2020)

10. Ильенков Э.В. Диалектика идеального Диалектика идеального. М.: Канон+, 2021, - (год публикации - 2020)

11. Майданский А.Д. Гегель и Гомель в советской философии и психологии Интеллектуальная культура Беларуси: материалы Пятой международной научой конференции (19–20 ноября 2020 г., г. Минск). В 3 т. Минск: Четыре четверти, 2020, Т. 1. С. 345-348 (год публикации - 2020)

12. Майданский А.Д. Гегель и культурно-историческая психология Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, Том 6, № 4. С. 13-17 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18413/2408-932X-2020-6-4-0-2

13. Соколова Е.Е. Служение науке: об административно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева в годы войны (на материале эпистолярного наследия) Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). СПб.: Скифия-принт, 2020, С. 169-170 (год публикации - 2020)

14. Леонтьев А.Н. Mental Development in Early Childhood Культурно-историческая психология, Том 16. № 2. C. 118-124 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17759/chp.2020160213

15. Майданский А.Д., Ойттинен В. Э.В. Ильенков и советская философия Концепт: философия, религия, культура, № 4(3). С. 180-186 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-180-186

16. - Белгородские ученые получили гранты на фундаментальные исследования «Красная весна». Информационное агентство, 9 апреля 2020 / ИА Красная Весна (год публикации - )

17. - Белгородские ученые удостоены грантов Российского научного фонда Комсомольская правда, 8 апреля 2020 (год публикации - )

18. - Ученые НИУ «БелГУ» получили гранты на 58,5 млн руб. от Российского научного фонда Интерфакс Россия, 9 апреля 2020 г. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Руководитель проекта А.Д. Майданский в 2021 году вел работу в нескольких направлениях: (1) исследование эволюции психики, понятой как аффективная форма предметной деятельности; (2) анализ философско-методологических оснований культурно-исторической психологии Л.С. Выготского; (3) полемика с современными идеологическими («деколониальная этика» М. Бэнг) и эклектическими («культурно-историческая гештальтпсихология» А. Ясницкого) трактовками теории Л.С. Выготского; (4) исследование архивных рукописей Л.С. Выготского и Э.В. Ильенкова, их обработка, комментирование и публикация; (5) новое издание «Педологии школьного возраста» Л.С. Выготского с полноценным справочным аппаратом. Эта книга не переиздавалась с 1928 года, а между тем сам Выготский видел в ней первый компендиум «новой психологии человека», охватывающий «единым взглядом процессы культурно-психологического развития». В статье А.Д. Майданского «Эволюция психики: предметная деятельность и аффект» прослеживаются начальные ступени эволюции психики в процессе предметной деятельности. Аффект определяется, в духе спинозовской «Этики», как обратное отражение деятельности на состояние действующего тела, вследствие которого увеличивается или уменьшается деятельностный потенциал тела, т.е. уровень мотивации и ассортимент схем деятельности. По мере развития психической деятельности происходит дифференциация ее когнитивной и эмоциональной сторон. Автор показывает, как аффективная деятельность развивается в ориентировочную и из «клеточки» аффекта возникает образ восприятия, а затем, по мере автоматизации действий, ориентировочная реакция сменяется рефлекторной. В другой статье на тему эволюции психики, “Controversy and Growth Points in the Activity Theory in Psychology”, показано, как Л.С. Выготский приходит к деятельностному понятию аффекта, в котором он находит «альфу и омегу, пролог и эпилог всего психического развития». Проблема взаимоотношений понятия и аффекта становится центральной темой «вершинной психологии» Л.С. Выготского; ее решение опирается на спинозовскую идею свободы, трактуемой как «аффект в понятии». В этом пункте расходятся врозь их дороги с А.Н. Леонтьевым, и культурно-историческая психология разветвляется. Далее А.Д. Майданский излагает собственную программу исследования эволюции психики, исходя из понимания психики как аффективной формы деятельности. Е.Е. Соколова завершает работу над монографией «Возникновение, становление и перспективы развития психологии деятельности в школе А.Н. Леонтьева». Написаны разделы по развитию идей культурно-деятельностной психологии в последние 40 лет в областях общей психологии, зоопсихологии и сравнительной психологии, исторической психологии. Продолжается изучение эпистолярного наследия школы А.Н. Леонтьева и стенограмм дискуссии 1948 года по его книге «Очерк развития психики». Подготовлены к публикации два больших выступления А.Н. Леонтьева с научно-историческим комментарием. Реконструированы пять основных линий критики его учения о соотношении значения и смысла и исследованы ответы А.Н. Леонтьева своим критикам. Выявлены некоторые противоречия и спорные моменты в его понимании структуры сознания. В семейном архиве А.Н. Леонтьева обнаружена ценная рукопись Анатолия Ильича Розенблюма «Обобщение и образ в развитии осмысленного восприятия». Ее автор, представитель Харьковской психологической школы, был репрессирован в 1938 году. В статье «Диалектика “образа” и “процесса” в изготовительной деятельности», предваряющей публикацию рукописи, Е.Е. Соколова проделала историко-теоретический анализ результатов эмпирических исследований А.И. Розенблюма и оценила вклад этого ученого в становление деятельностного подхода в психологии. А.А. Леонтьева осуществила библиометрический анализ англоязычной литературы по теории эмоций. Были изучены тематика и характер использования идей Л.С. Выготского в 177 диссертациях из базы ProQuest. По итогам работы написана и передана в журнал статья «Л.С. Выготский в XXI веке: влияние на психологию эмоций». В ходе исследовательской работы в домашних архивах А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович А.А. Леонтьева обнаружила несколько до сих пор не известных стенограмм выступлений Л.С. Выготского, в том числе одну уникального содержания – «О методических основах психологического изучения культурно-своеобразных народов» (предположительно 1929 год). А.А. Леонтьева подготовила текст к печати и в настоящее время работает над его исследованием и комментированием. В.Т. Кудрявцев (совместно с А.Д. Майданским) готовил к публикации лекции Л.С. Выготского по психологии развития и издание книги «Педология школьного возраста» со справочным аппаратом. Им проведены исследовательские работы в архиве Центра семьи и детства РАО, где найден ряд не публиковавшихся рукописей А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца. А.С. Белорусец написал статью “Symbolic Mediation as a Psychological Means for Understanding Personal Developmental Tasks”, в которой проводится различие между процессами символического и знакового опосредствования (в последнем Выготский усматривал механизм формирования высших психических функций). Процессы символического опосредствования исследуются методами ландшафтной аналитики, разработанными С.В. Березиным и Д.С. Исаевым в качестве средств групповой психотерапии. В статье А.С. Белорусца «Задача развития как универсальная единица персоногенеза» раскрывается описательный и объяснительный потенциал модели динамики психологического возраста, предложенной Л.С. Выготским и развитой его учениками и последователями. В 2021 г. коллектив опубликовал 21 научную работу, в том числе 12 статей в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus. Написанные статьи и опубликованные архивные тексты размещены на веб-сайте www.vygotsky.tk

 

Публикации

1. Белорусец А.С. Задача развития как универсальная единица персоногенеза Научный форум: педагогика и психология, № 9 (54). С. 45-49 (год публикации - 2021)

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии развития: Лекция 1. Две линии психологического развития; Лекция 2. Методы исследования в детской психологии Культурно-историческая психология, Т. 17. № 2. С. 5-22 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170201

3. Выготский Л.С. Лекции по психологии развития: Лекция 3. Фенотипическое и генотипическое в психологических процессах; Лекция 4. Структура и функции культурных операций ребенка Культурно-историческая психология, Т. 17. № 3. С. 5-23 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170302

4. Ильенков Э.В. К работе Мещерякова Консультативная психология и психотерапия, Том. 29, № 4. С. 164-174 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/cpp.2021290410

5. Кудрявцев В.Т. Ф.Т. Михайлов: обращение как культурно-психологический феномен Культурно-историческая психология, Том. 17, № 1. С. 5–11 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170102

6. Кудрявцев В.Т. Творчество как обращение Психология творчества и одаренности. М.: МПГУ, С. 243-250 (год публикации - 2021)

7. Майданский А.Д. The “Revisionist Revolution” and Future Prospects of Vygotskian Studies Культурно-историческая психология, Т. 17. № 2. С. 23-28 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170202

8. Майданский А.Д. Controversy and Growth Points in the Activity Theory in Psychology Psychology in Russia: State of the Art, vol. 14(4), p. 3–16 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.11621/pir.2021.0401

9. Майданский А.Д. Lev Vygotsky’s Psychology of Freedom Russian Studies in Philosophy, vol. 14(4), p. 3-16 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1080/10611967.2021.2000311

10. Майданский А.Д. Примитив и сверхчеловек в культурной психологии Л.С. Выготского Сибирский психологический журнал, № 82. С. 6-19 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/17267080/82/1

11. Майданский А.Д. А.И. Мещеряков о формировании человеческой психики у слепоглухих детей Клиническая и специальная психология, Том 9. № 4. С. 188-200 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17759/cpse.2020090410

12. Майданский А.Д. Культурно-историческая психология в наши дни: опасные связи Психология творчества и одаренности. М.: МПГУ, сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть 3. Стр. 226-230 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.53677/9785919160472_226_230

13. Майданский А.Д. Мечта Выготского и идея свободы в марксистской психологии Свободная мысль, № 5. С. 197-210 (год публикации - 2021)

14. Майданский А.Д. Эволюция психики: предметная деятельность и аффект Научный результат. Педагогика и психология образования, Т. 7. № 3. С. 68-81 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-6

15. Соколова Е.Е. К проблеме единства «аффекта» и «интеллекта» в психологии деятельности (в продолжение дискуссии) Сибирский психологический журнал, № 82. С. 20-36 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/17267080/82/2

16. Соколова Е.Е. Psychology “in Terms of Drama” Project: The Origins, the Essence, the Prospects of Implementation Russian Studies in Philosophy, vol. 59 (4) 326-337 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1080/10611967.2021.2000314

17. Соколова Е.Е. Обсуждение и критика решения А.Н. Леонтьевым проблемы соотношения значений и смыслов в дискуссии 1948 года История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее. М.: МосГУ, - (год публикации - 2022)

18. Соколова Е.Е. Диалектика «образа» и «процесса» в изготовительной деятельности (предисловие к публикации текста А.И. Розенблюма) Научный результат. Педагогика и психология образования, Т. 7, № 4, 2021. С. 43-58 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-4-0-4

19. Федорович Е.Ю., Соколова Е.Е. К проблеме социальной обусловленности орудийного поведения высших животных: структура и особенности «социальных контекстов» Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 106-116 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170412

20. Майданский А.Д. Unseen Life of the Intellect Rethinking Marxism, vol. 33, no. 1, pp. 168-173 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1080/08935696.2020.1847020

21. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития М.: Канон+, Выготский Л.С. Педология школьного возраста. Лекции по психологии развития. М.: Канон+, 2022. – 320 с.; ил. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году вышла коллективная монография участников проекта: «Культурно-историческая психология: истоки и новая реальность», под редакцией А.Д. Майданского. Авторы ставили своей целью дать связное представление о ходе столетнего развития культурно-исторической психологии и ее сегодняшнем состоянии. Особое внимание в книге уделяются полемике вокруг наследия творцов культурно-исторической психологии и поиску решений самых острых и кардинальных ее проблем: начиная с проблемы природы психики и заканчивая проблемой свободы в «вершинной психологии» Л.С. Выготского. В Приложении публикуются неизвестные прежде рукописи и стенограммы выступлений Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и Э.В. Ильенкова. Все архивные материалы сопровождаются развернутыми историко-научными комментариями. Е.Е. Соколова опубликовала книгу «Психология деятельности: становление и перспективы развития», в которой реконструируются истоки, философские основания, этапы становления культурно-деятельностной психологии А.Н. Леонтьева и его школы. В книге проводится историко-методологический анализ дискуссионных моментов психологии деятельности и возможностей деятельностного подхода в решении ряда актуальных проблем общей психологии, зоопсихологии и сравнительной психологии, а также исторической психологии личности. Руководитель проекта А.Д. Майданский написал заключительную, третью статью цикла об эволюции психики, опирающуюся на предложенное Спинозой понятие аффекта, в котором Л.С. Выготский усматривал «альфу и омегу, начальное и конечное звено, пролог и эпилог всего психического развития». Прослеживаются ступени эволюции психики в процессах общения, где психике противостоит другая психика: происходит обмен аффективными сигналами, волны аффектов сталкиваются, образуют ассоциации и т.д. Далее предлагается новое решение психологической проблемы свободы, трактуемой как «аффект в понятии» (Выготский). Автор статьи рассматривает аффект и понятие как две координатных оси человеческой психики и связывает перспективу развития культурно-исторической психологии с исследованием конкретных форм синтеза аффекта и понятия в истории культуры и в процессе формирования психики ребенка. В другой статье А.Д. Майданского, «Учение Спинозы об аффектах в культурно-исторической психологии», исследуются идейные коллизии в школе Л.С. Выготского, связанные с его поворотом к Спинозе и теме взаимосвязи аффектов с понятиями. В двух статьях Е.Е. Соколовой проводится исследование методологических функций истории психологии в современной науке и реконструируется ход дискуссии о методологических основаниях обучения и воспитания в послевоенной советской школе. С этой целью автор широко использует стенограммы и рукописи из семейного архива А.Н. Леонтьева, раскрывая и актуализируя их концептуальное содержание. В.Т. Кудрявцев выпустил сборник малоизвестных работ В.В. Давыдова под заглавием «От развивающего обучения к развивающему образованию», с редакторским предисловием и послесловием «Мой учитель В.В. Давыдов», где прослеживается развитие психологической концепции В.В. Давыдова и опыты воплощения его идей в образовательной практике. В.Т. Кудрявцевым показана ключевая роль выдвинутого Л.С. Выготским принципа «единства общения и обобщения» в работах В.В. Давыдова. О.В. Рубцова в качестве приглашенного редактора подготовила рубрику о детской игре к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой для журнала «Культурно-историческая психология». Для этой рубрики ею, совместно с О.В. Саломатовой, была написана статья «Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст» (в двух частях). Опираясь на теорию игры Л.С. Выготского, авторы раскрывают понятие «цифровой игры» как сложной системы взаимодействий, образующих социокультурный контекст жизни ребенка в условиях информационного общества. В статьях А.А. Леонтьевой проводится количественный анализ диссертаций по психологии эмоций с упоминанием имени Л.С. Выготского в крупнейшей базе данных ProQuest Dissertations & Thesis и прослеживается влияние русской революции 1917 года, с ее идеалом «нового человека», на психологию искусства Л.С. Выготского. Две статьи Н.Н. Тинуса посвящены теме рецепции, распространения и актуализации идей Л.С. Выготского в итальянских неомарксистских исследованиях и оригинальной попытке синтеза идей Л.С. Выготского и М.М. Бахтина в трудах А. Понцио. В дополнение Н.Н. Тинус совместно с А.Р. Третьяком перевели с итальянского доклад А. Понцио на римском конгрессе 1979 г., посвященном творчеству Выготского. Участникам проекта удалось найти в государственных архивах четыре ранее не публиковавшихся стенограммы выступлений Л.С. Выготского, все с авторской подписью и правкой. В них он выступает с идеей создания «психологической физиологии»; дает оценку своего пути в науке с начала работы в Институте экспериментальной психологии; раскрывает связь практической деятельности и мышления в развитии ребенка. Проекту посвящен специальный интернет-сайт: http://vygotsky.tk. Здесь размещены все публикации участников проекта и собранные ими архивные материалы.

 

Публикации

1. Выготский Л.С. Младший школьный возраст Вопросы психологии, Т. 67. № 6. С. 112-124 (год публикации - 2021)

2. Выготский Л.С. Психология и теория познания Вопросы философии, - (год публикации - 2023)

3. Кудрявцев В.Т. Разум – не устройство, а устроитель, не конструкция, а конструктор: Мышление как творчество у взрослых и детей У истоков субъектности: Избранные работы по психологии детства. Казань: Центр социально-гуманитарного образования, С. 3–12 (год публикации - 2022)

4. Кудрявцев В.Т. Обращение как совпадение общения и обобщения Речь и языки общения в конфликтогенном мире, С. 14-18 (год публикации - 2022)

5. Леонтьева А.А. Революция и путь Л.С. Выготского: от искусства к психологии искусства Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире. Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, С. 89-93 (год публикации - 2021)

6. Леонтьева А.А. Л.С. Выготский в 21 веке: влияние на психологию эмоций (на основе англоязычных диссертаций) Культурно-историческая психология, Т. 18, № 2. С. 136-144 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/chp.2022180215

7. Майданский А.Д. Эволюция психики: аффект и разум Научный результат: Педагогика и психология образования, Т. 8, № 2. С. 120-133 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-11

8. Майданский А.Д. Учение Спинозы об аффектах в культурно-исторической психологии Концепт: философия, религия, культура, Т. 6. № 2. С. 7–19 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2022-2-22-7-19

9. Майданский А.Д. Идея политехнизма в марксистской теории воспитания Stasis, Т. 13. № 1. С. 177–196 (год публикации - 2022)

10. Майданский А.Д. Культурно-исторический и колонизационный подходы в этнопсихологии детства Наука. Искусство. Культура, № 1 (33). С. 103-110 (год публикации - 2022)

11. Майданский А.Д. Две линии развития культурно-исторической теории: «ревизионистская революция» или «вершинная психология»? Вестник МИРБИС, № 4 (28). С. 190–198 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2021.4.22

12. Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 1) Культурно-историческая психология, Т. 18. № 3. С. 22–31 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/chp.2022180303

13. Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 2) Культурно-историческая психология, Т. 18. № 4. С. 15-26 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/chp.2022180402

14. Соколова Е.Е. Методологические функции истории психологии в современной науке Вестник Пермского университета: Философия. Психология. Социология, Вып. 1. С. 25–37 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-25-37

15. Соколова Е.Е. Дискуссии о методологических основаниях обучения и воспитания в послевоенной советской школе Научный результат: Социальные и гуманитарные исследования, Т. 8, № 2. С. 124-137 URL: http://rrhumanities.ru/journal/annotation/2759/ (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18413/2408-932X-2022-8-2-0-9

16. Тинус Н.Н. Открытие учения Л.С. Выготского в итальянской культуре и философии Вестник МИРБИС, № 4 (34). С. 161–171 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2022.4.18

17. Третьяк А.Р., Тинус Н.Н. Выготский и Бахтин в Италии: синтез Аугусто Понцио Nomothetika: Философия. Социология. Право, Т. 47. № 3. С. 431–435 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-431-435

18. Давыдов В.В. От развивающего обучения к развивающему образованию. Избранные «РО»ритеты От развивающего обучения к развивающему образованию. Избранные «РО»ритеты. Казань: Центр социально-гуманитарного образования, Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2022. — 238 с. (год публикации - 2022)

19. Майданский А.Д., Соколова Е.Е., Кудрявцев В.Т., Леонтьева А.А., Бондаренко Я.А., Вересов Н.Н. Культурно-историческая психология: истоки и новая реальность Культурно-историческая психология: истоки и новая реальность. – М.: Канон+, 400 с. (год публикации - 2022)

20. Соколова Е.Е. Психология деятельности: становление и перспективы развития Психология деятельности: становление и перспективы развития. – М.: Канон+, 496 с. (год публикации - 2022)

21. Соколова Е.Е. Обсуждение роли категории «взаимодействие» в психологии (по архивным материалам дискуссии 1948 года) История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской Академии наук. М.: Институт психологии РАН, С. 169-171 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.38098/conf_22_0451


Возможность практического использования результатов
не указано