КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-18-00218

НазваниеИнституты управления Русской церковью в XVI в.

РуководительУсачев Андрей Сергеевич, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2022 г.  , продлен на 2023 - 2024. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№45 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаИстория Русской церкви, история России, XVI век, Освященный собор, епископат, церковные соборы, каноническое право, епархии, епархиальное деление, архимандритии, кормчии, церковная иерархия, архиереи

Код ГРНТИ03.23.25


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Усиление влияния конфессионального фактора на культурную, общественно-политическую и отчасти экономическую жизнь относится к числу наиболее значимых вызовов, с которыми сталкивается РФ на современном этапе. На фоне имманентно присущего стране этнокультурного плюрализма это значительно усложняет общественную жизнь, создавая условия для появления новых социальных рисков и угроз. Их предотвращение требует выработки комплекса мер, направленных на гармонизацию отношений между представителями различных конфессий и органов власти, как центральных, так и местных. Очевидно, что полноценный диалог власти и общества на современном этапе невозможен без учета конфессионального фактора. По историческим причинам среди многочисленных религиозных организаций в современной России ведущая роль принадлежит РПЦ. С ней себя связывает подавляющее большинство граждан РФ. Хотя отношения власти и Русской церкви стали устанавливаться еще с конца Х в., основы модели взаимодействия, характерной для Нового и Новейшего времени, были заложены в раннее Новое время – в первую очередь в XVI веке. На это столетие приходится начало совместного сосуществования государства и церкви в рамках территориально-политического целого. В этом столетии границы территории подведомственной русскому (после раздела единой митрополии – московскому) митрополиту были приведены в соответствие с политическими границами России. Именно в этот период происходили формирование систем светского и церковного центрального и местного управления, а также поиск оптимальной модели их взаимодействия. Актуальность ее изучения в настоящее время обусловлено присущим РПЦ стремлением к сохранению традиционной модели организации внутренней жизни, а также поддержания контактов с внешним миром. Тем самым, изучая историю становления институтов Русской церкви в их постоянном взаимодействии с институтами российской государственности (в XVI в. – с самодержавной властью, Земским собором и Боярской думой), мы, используя инструментарий гуманитарных и отчасти социальных наук, создаем научный фундамент для выработки оптимального ответа на значимый вызов современности, брошенный российскому обществу и государству резко усложнившейся в последние годы конфессиональной ситуацией. Актуальность и новизна темы проекта определяются и современным состоянием науки. 1) Подавляющее большинство специальных работ по церковному управлению в XVI в. было написано в XIX – начале XX в. 2) В последние годы внимание к истории Русской церкви в науке повышается. Однако в ее изучении преобладает либо социально-экономические проблемы (землевладение, состав братии монастырей, их вкладчиков и т.д.), либо биографии отдельных иерархов. 3) В 1990–2010-е гг. был введен целый ряд источников (актов, синодиков, вкладных, кормовых, приходо-расходных книг монастырей и др.), позволяющих провести исследование на новой источниковой базе. Будут рассмотрены основные институты управления Русской церковью в XVI в. (речь идет о московской митрополии): 1) Канонические правила, регламентирующие практику управления Церковью; 2) Верхний этаж церковной элиты – епископат; 3) Главный орган церковного управления – Освященный собор; 4) Важнейшие составляющие системы местного управления. Полученные данные позволят на современном уровне вплотную приступить к проведению сравнительно-исторических исследований, расширив возможности исследователей различных стран Европы раннего Нового времени. К реализации проекта будут привлечены специалисты по истории Церкви периода Средневековья и раннего Нового времени, а также молодые ученые, представляющие ведущие российские научные центры (МГУ, РГГУ, ИРИ РАН).

Ожидаемые результаты
На доступном исследователям начала XXI в. материале с использованием институционального, просопографического и иных подходов и методов будут охарактеризованы основные институты управления Русской церковью в XVI в. в их постоянном взаимодействии с институтами государственной власти (самодержавной властью, Боярской думой, Земским собором): регламентирующие церковную жизнь канонические правила, церковная элита (епископат), главный орган церковного управления (Освященный собор), а также система церковного управления на местах. Полученные результаты позволят создать объемную картину как истории Русской церкви в XVI в., так и истории России данного периода в целом, создадут условия для проведения сравнительно-исторических исследований. Итоги реализации проекта будут представлены в виде коллективной монографии и статей в ведущих журналах. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке общих, специальных и учебно-методических работ по источниковедению, истории России и истории Русской церкви, при разработке соответствующих учебных курсов. Итоги изучения истории становления институтов управления крупнейшей религиозной организации современной России будут способствовать созданию научного фундамента для выстраивания оптимальной модели ее взаимодействия с органами власти, а также минимизации связанных с этим возможных социальных рисков и угроз.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 г. рассматривались различные аспекты управления Русской церковью в XVI в. Стремясь представить исследуемые явления в их динамике, участники проекта порой расширяли хронологические границы, захватывая XV и XVII века. При изучении норм канонического права, а также содержащих их памятников специально было рассмотрено бытование списков Сербской, Мазуринской, Чудовской и ряда других редакций Кормчей книги на территории Восточной Европы. Особое внимание было уделено русским редакциям XVI в. – Вассиана (Патрикеева), Сводной Кормчей, Кормчей Нифонта (Кормилицына) и др. Для последних было характерно расширение их состава за счет включения новых текстов, собственных толкований книжников XVI в., а также памятников иных жанров. Это усиливало их полемический и дидактический характер. Наблюдения источниковедческого характера дали дополнительный материал для изучения конкретных исторических проблем, связанных со спецификой отношений светской власти и руководителей Церкви. Последние, опираясь на каноны и их трактовки, стремились отстоять свои права от посягательств светской власти. В ходе анализа анонимных толкований в Сводной Кормчей, а также маргиналий было установлено, что важнейшими среди них являлись «священство есть больше царства» и «апостоли церкви вручили не царем и князем, а епископом». Их появление свидетельствовало о желании редактора (митрополита Даниила или близкого к нему лица) отстоять полную власть епископата в Церкви и опровергнуть ее подчинение светским властям. Это было особенно важно в период церковной истории, когда великий князь de facto обладал правом смещать архиереев. Защиту от этого в XVI в. также пытались найти в канонах. Так, в Сводную Кормчую вошло правило Кирилла Иерусалимского с неизвестным ранее толкованием Федора Вальсамона, запрещавшим как смещение епископа без суда, так и оставление им престола по своей воле. При изучении системы местного церковного управления изучались их центры – монастыри-архимандритии и соборы. Были определены периоды получения настоятелями крупнейших обителей сана архимандрита в Торжке, Рязани, Казани, Вологде, Старице, Муроме, Костроме и на Вятке. Удалось датировать и получение настоятелями крупнейших храмов сана протопопа в Москве, Владимире, Ростове, Коломне, Великом Устюге, Рязани, Суздале, Нижнем Новгороде, Малоярославце, Дмитрове, Зарайске, Можайске, Звенигороде, Переславле-Залесском, Балахне, Костроме, Галиче и Муроме. Были охарактеризованы основные полномочия протопопов и поповских старост. Наиболее подробно исследовалась церковная жизнь Москвы. Был определен состав городских храмов возглавлявшихся протопопами и время получения их настоятелями этого сана. Рассмотрена субординационная и финансовая практика организации белого духовенства, церковное деление города, а также организация общегородских богослужений. Также было предпринято сравнение ландшафтно-градостроительного и церковно-административного разграничения города, прослежена эволюция численности церковно-административных участков. Удалось выявить московские особенности организации белого духовенства: независимость приходских священников от архимандритов, игуменов и черных попов, их подчинение протопопам, многочисленность протопопов, назначение на должность десятских не священников, а диаконов и сохранение церковных участков под именем сороков. При изучении епископата исследовался Чин поставления архиерея 1423 г. – его структура, переработки в XV–XVII вв., особенности бытования и применения на практике. Итоги изучения текста этого памятника, на различных этапах по-разному представлявшего роль государя в процедуре поставления архиерея, дали дополнительные данные для исследования вопроса о степени вмешательства светских властей в процесс замещения кафедр. Особое внимание было уделено изучению факторов, влиявших на отбор кандидатов на руководящие позиции в Церкви. В большинстве случаев церковная карьера определялась, с одной стороны, принадлежностью к влиятельным внутрицерковным группам (троицкой, волоколамской и кирилловской), с другой, общим «послужным списком» кандидатов на кафедры (длительным иноческим «стажем» и опытом руководства монастырями, занимавшими первые строки в иерархии). Статус в миру, как правило, определяющей роли не играл. Так, итоги изучения происхождения 41 архиерея XVI в. (всего в этот период их известно не менее 119, происхождения 78 установить не удалось) показали, что выходцев из наиболее знатных и влиятельных родов, формирующих Боярскую думу, за редчайшими исключениями среди них не было. Реконструирована хронология работы главного органа церковного управления – Освященного собора. Он собирался в столице почти ежегодно. Выявлена важная закономерность: более чем в половине случаев Собор заседал в январе – феврале. Это позволило объяснить выбор времени для проведения важнейших акций в церковной и политической сфере (канонизация ряда святых в 1547 и 1549 гг., венчание Ивана IV на царство в 1547 г., учреждение патриаршества в 1589 г. и др.). Итоги выполнения работ представлены в виде 3-х публикаций (в т.ч. 1 в издании, индексируемом в Web of Science) и 4-х докладов на научных мероприятиях.

 

Публикации

1. Тарасов А.Е. Ещё раз о символике наказания новгородских еретиков в 1490 г. «Восстанет цесарь в опустевшей земле»: люди, время и пространство русской истории. К 70-летию профессора Н.С. Борисова. Сборник научных статей. СПб.: Алетейя,, С. 194–206. (год публикации - 2020)

2. Тарасов А.Е. К вопросу об участии светской власти в рукоположении архиереев в конце XV–XVII в. На пути к государствам Нового времени: Запад и Восток Европы в конце XV–XVII веке, На пути к государствам Нового времени: Запад и Восток Европы в конце XV–XVII веке. Калуга: Калужский государственный институт развития образования, 2020. С. 390-401 (год публикации - 2020)

3. Усачев А.С. Переславский штрих к биографии митрополита Афанасия (1564–1566) Древняя Русь. Вопросы медиевистики, № 2(80). С. 33–45. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.25986/IRI.2020.80.2.003


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 г. изучались различные аспекты управления Русской церковью в XVI в. В случае необходимости хронологические границы расширялись, захватывая материал XV и XVII веков. Были охарактеризованы выполнявшие различные функции канонические сборники: Псевдозонар, Номоканон Кирилло-Белозерского типа, сборники «архангельского типа», выписки из Сербской и Мазуринской редакции Кормчей, блок княжеских уставов, блок из сербских требников, Книги законные, формуляры поставлений в духовного отца и протопопа и выписки из 40 глав Стоглава, заметка о поставлении поповских старост в Москве. Анализировались некоторые особенности статуса священников, реформа их организации в виде «соборов», а также учреждение института поповских старост, которым были переданы функции епископов по контролю над священниками. Итоги изучения лексики актов и памятников церковного права показали характер эволюции в этот период содержания понятий «приход» и «духовный отец». Изучение административной деятельности архиереев позволило выявить нормы канонического права, на которые они опирались. Так, сокращённые в Сербской и Русской редакциях Кормчих книг 4-е правило IV Вселенского собора в Халкидоне и 17-е правило VII Вселенского cобора в Никее, а также 1-е правило Двукратного собора в Константинополе 861 г. подчеркивали приоритет архиереев в основании монастырей и храмов. Проведенный анализ вариантов Чина рукоположения епископов показал, что для датировки его редакций и изучения исторических обстоятельств и условий, в которых он применялся, важно обращать внимание не только на текстологический анализ формул исповедной грамоты епископа, но и на другие его составляющие. Редакции Чина могли применяться без изменений длительное время. Обострение взаимоотношений представителей светской и духовной власти на завершающем этапе образования Русского государства привело к появлению в Чине прошения (в составе ектинии) «о благоверном и христолюбивом князи нашем, имярек». С этим связано и сосуществование формулы, предполагающей повиновение великому князю, с изначальной формулой «и не сътворити ми ничто же по нужди ни царя или от князя велика». Продолжена начатая в 2020 г. работа по выявлению грамот XIV – начала XVII в., регламентировавших вопросы церковного управления на местах. Ок. 450 выявленных документов сведены в перечень, систематизированный по территориально-хронологическому принципу. Определено более 30 городов, в которых не позднее начала XVII в. функционировали протопопы как руководители белого духовенства на местах, определены храмы, при которых они служили, а также верхние хронологические границы упоминания городских протопопов. На материале жалованных грамот и иных источников охарактеризованы их основные функции: надзор за священниками и диаконами, регламентация их участия в общегородских богослужениях, выдача антиминсов для вновь возводимых церквей и участие в их освящении, выдача венечных знамен. Последнее наряду с государевой ругой, недвижимым имуществом и торговыми пошлинами служило источником доходов городского духовенства. Изучались полномочия должностных лиц из числа архиерейских чиновников. К компетенции десятинника помимо финансовых и судебных полномочий относились освидетельствование завещаний и взимание венечной пошлины. Этот институт архиерейского управления, сохранявшийся и в XVII в., показал большую жизнеспособность деления епархии на десятины нежели на наместничества. Начато составление хронологического перечня упоминаний архиерейских дьяков за XV–XVI вв. При изучении степени представительности главного органа церковного управления – Освященного собора – на материале соборных приговоров, летописей, хозяйственной документации монастырей, актов, посольских книг, записей на книгах реконструирован его состав в различные периоды. Удалось выявить тенденцию к повышению его численности и представительства регионов. Если в начале XVI в. речь шла об одном-двух десятках лиц – архиереев, настоятелей и старцев монастырей Москвы и Подмосковья – то к середине столетия численность участников Собора возросла до 76 лиц, а к 1590-м гг. – почти до 100 (они представляли почти полсотни обителей, расположенных на всей территории России). Особое внимание уделено наименее изученной группе участников Собора – соборным старцам, среди которых доминировали выходцы из средних и мелких служилых родов. Установлено, что Собор особенно активно пополнялся при митрополите Макарии (1542–1563 гг.) и патриархе Иове (1586–1605 гг.), инициировавших составление «Лествиц», четко прописывавших место в церковной иерархии архиереев и настоятелей монастырей. Унификация систем церковного и светского управления шла одновременно – в период «Избранной рады» и в правление Б.Ф. Годунова. Состоявший из многих десятков выходцев из различных регионов Освященный собор, в отличии от Земского собора в столице собиравшийся регулярно, самим фактом своего существования способствовал укреплению связей Центра страны и ее окраин, тем самым укрепляя единство еще рыхлой в политико-административном отношении страны. Опубликованы 3 статьи в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, и 4, индексируемых в РИНЦ. Сделано 8 докладов на научных конференциях, прочитана 1 популярная лекция по тематике проекта.

 

Публикации

1. Давиденко Д.Г. Решения Стоглавого собора и организация белого духовенства Москвы в середине XVI – середине XVII в. Древняя Русь. Вопросы медиевистики, № 3(85). С. 147-161 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.25986/IRI.2021.85.3.012

2. Манохин А.А. Собор 1490 года как основа конструирования "ереси жидовствующих" Христианское чтение, № 4. С. 412–430 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47132/1814-5574_2021_4_412

3. Тарасов А.Е. Священномученик Питирим Пермский: заметки о биографии и почитании владыки (XV–XVI вв.) Slověne, Т. 9, № 2. C. 395–416. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31168/2305-6754.2019.9.1.7

4. Усачев А.С. Феодосий Вятка – духовник Ивана Грозного: портрет на фоне эпохи Вестник архивиста, № 1. С. 11–23. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2021-1-11-23

5. Усачев А.С. Владимирский Рождественский монастырь и почитание Александра Невского в России XVI века Исторический вестник, Т. 35. С. 108–129. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.35549/HR.2021.2021.35.005

6. Белякова Е.В. К вопросу о расширении круга источников по российской идеологии XVI в. (Памяти Я.С. Лурье) Шестые Лихачевские чтения. Международная научная конференция «Петербургская текстологическая школа: традиции и развитие». Тезисы докладов., С. 11-14 (год публикации - 2021)

7. Усачев А.С. Архиереи-книжники и особенности формирования русской церковной элиты XVI века Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития: мат. XIV Белорусско-Российского науч. сем.-конф., Москва, 24–25 ноября 2021 года. М.: Наука,, С. 478–486 (год публикации - 2021)

8. - - -, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Продолжалась работа по изучению ключевых составляющих системы церковного управления в России XVI в. – канонического права, системы местного управления, церковной элиты и главного органа церковного управления Освященного собора. При изучении памятников церковного права особое внимание уделялось выявлению канонических сборников и анализу их состава. Были рассмотрены сборники архангельского типа, изучены составляющие их блоки и высказана гипотеза о связи их происхождения с Пермской епархией. Установлено, что в XVI в. произошли значительные изменения в статусе священников. Для контроля над ними был введен институт «поповских старост», была предпринята попытка распространить статуса «духовных отцов» на всех приходских священников. С ней, вероятно, было связано широкое распространение «номоканунцев» - сборников, адресованных священникам и содержащих учительные и епитимийные статьи. Выявлен тип «номоканунцев», имеющих тождественные блоки. Их изучение позволило уточнить круг обязанностей священников в XVI в. и возможности их воздействия на паству. Итоги изучения списков XVI в. Постановления Собора 1572 г. о четвертом браке Ивана IV показали, что они имеют общие разночтения, отличающие их от списка, положенного в основу предпринятого ранее издания (ГИМ Син. 850 втор. пол XVII в.). Анализ разночтений показал, что они являются результатом редактирования текста справщиком московского печатного двора. Исследование источников церковного права показало, что с юридической точки зрения история обители начиналась только с момента благословения ее основания местным архиереем. При этом применение данных норм в XV–XVI вв. зачастую игнорировалось, что приводило к попыткам священноначалия исправить нарушения. Итоги исследования статуса иерархов показали, что он определялся старшинством занимаемых ими кафедр. Во второй половине XV в. и до учреждения патриаршества (1589 г.) порядок перечисления иерархов в источниках соответствовал «чести» занимаемой ими кафедры и, вероятно, не зависел от старшинства архиерейского рукоположения. Результаты изучения мировоззрения руководителей Церкви, отраженного в их творческом наследии, показали, что в их учительных посланиях инфернальные образы, к которым прибегали владыки, раскрываются в первую очередь через темы ада и дьявола. Характеристике дьявола в посланиях митрополитов сопутствует несколько животных: свинья, волк, скорпион, а также звери в целом. Наибольшую устойчивость имеет связь дьявола со змеем. Связь дьявола с адом кроется в том, что это место его наказания, которое он в то же время стремится наполнить грешниками. Ад практически не фигурирует как пространство, при этом осмысляется как темница. Гораздо более обширно представлен ад как система пыток. В ходе изучения поминальных практик в отношении архиереев установлено, что их личное поимённое поминовение в синодиках храмов и монастырей соответствующих епископий не являлось строго обязательным, хотя и могло быть устойчивой частью традиции. Анализ свидетельств недавно введенного в научный оборот О.Л. Новиковой летописца пермских владык позволил скорректировать имеющиеся в науке сведения по начальной истории Пермской кафедры (вторая половина XV – начало XVI в.). При изучении системы епархиального управления продолжалась работа над перечнем архиерейских и государевых грамот XIV – начала XVII в. На основании опубликованных источников составлен предварительный хронологический перечень упоминаний архиерейских управленцев (казначеев, дворецких, дьяков и др.). Лучше всего сохранился материал по территории Митрополичьей (Патриаршей) области, Новгородской и Ростовской епархий. В сочетании с исследовательскими наблюдениями перечень позволил существенно расширить представления о компетенции архиерейских чиновников, а, в ряде случаев, и биографические данные о них. В ходе изучения источников о сборе архиерейской дани специально рассматривались ее выплаты священнослужителями как «лично» (при поставлении в дьяконы и попы), так и в роли настоятелей храмов (объектом обложения выступало не лицо, осуществляющее священнодействие, а храм). Высказано предположение о взимании архиерейской дани еще до утверждения Митрополичьей кафедры в Москве. Также рассматривались назначение дани и круг лиц, уполномоченных ее взимать (выборные поповские старосты, назначаемые светские архиерейские чиновники (десятинники) и др.). При изучении Освященного собора рассматривался круг решаемых на нем вопросов. Основными среди них являлись поставления на вакантные кафедры, «вдовствование» которых угрожало дестабилизацией системы церковного управления. Специальные заседания были посвящены вопросам, связанным с решением административных и правовых аспектов церковной жизни (Соборы 1503 г., 1551 г., 1580 г. и др.), а также осуждению и смещению иерархов (1509 г., 1568 г.). Установлено, что, по-видимому, в большинстве случаев активную позицию занимала небольшая часть иерархов, к которым на заключительном этапе присоединялись все прочие. Показано, что на формирование церковной иерархии определенное влияние оказывали личные связи иерархов с влиятельными светскими лицами (как государями, так и представителями влиятельных кланов – кн. Шуйские и Годуновы). Показаны основные механизмы влияния светских властей на сферу высшего церковного управления. Речь шла не только о поставлении и смещении архиереев, но и о повышении статуса отдельных кафедр (например, Вологодско-Пермской в 1560-е гг.). Итоги анализа синодика опальных показали, во-первых, незначительность числа казненных руководителей Церкви (несколько настоятелей) (оно несопоставимо с числом убитых членов Боярской думы), во-вторых, позволили предположить, что высшие руководители Церкви (архиереи) непосредственно казням не подвергались. Конфликты последних с великими князьями, как правило, носили «личный» характер и репрессиями против Церкви в целом, по-видимому, не сопровождались. Полученные результаты представлены для научного сообщества в виде 19 публикаций (в т.ч. 13 статей в WoS и Sc), 1 подготовленной к печати монографии и 3 докладов на конференциях, для широкой аудитории – в виде популярных выступлений и интервью.

 

Публикации

1. Агафонов И.С. Новейшие тенденции в изучении местного историописания XVI в. Памятники Пошехонья и Валаама История, Tом 13, вып. 8 (118) [Электронный ресурс] (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18254/S207987840022561-6

2. Белякова Е.В. Об изменении статуса священников в Русской церкви в XVI веке Исторический курьер, № 2(22). С. 92–112 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-2-6

3. Белякова Е.В. Церковно-канонические сборники Архангельского типа XV–XVII вв.: проблема состава и функционирования Древняя Русь. Вопросы медиевистики, № 4(90). С. 192–209. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25986/IRI.2022.4.90.014

4. Белякова Е.В. «От того Божии гнев на нас и многие казни и последний суд» (к проблеме осмысления кризисных ситуаций в православной книжности) SLAVICA SLOVACA, Т. 56, № 3. С. 420-427. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31577/SlavSlov.2021.3.12

5. Белякова Е.В. К вопросу о статусе епископата в Русской Церкви XVI в. Российская история, № 5. С. 19–31. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S086956870016595-5

6. Давиденко Д.Г. Спасение святителя Макария в Новинском монастыре в июньский пожар 1547 года Вестник архивиста, № 3. С. 824–835. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2022-3-824-835

7. Давиденко Д.Г. Успенский собор Московского Кремля в пожар 1547 года Вестник сектора древнерусского искусства, № 1. С. 77–89 (год публикации - 2022)

8. Манохин А.А. Автор послания о Троице – не Иосиф Волоцкий? Древняя Русь. Вопросы медиевистики, № 1(87). С. 59–65. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25986/IRI.2022.87.1.005

9. Тарасов А.Е. После Исидора: русская митрополичья кафедра в 1440-е гг. Российская история, № 5. С. 10–18. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S086956870016622-5

10. Усачев А.С. Восприятие центральных светских и духовных властей переписчиками книг в XVI в. (по материалам выходных записей) Российская история, № 5. С. 32–47. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S086956870016625-8

11. Усачев А.С. «Честные и благородные люди» в Русской церкви XV–XVI вв. Особенности самоидентификации Диалог со временем, Вып. 77. С. 314–326. (год публикации - 2021)

12. Усачев А.С. Писцы рукописных книг и внутренние миграции в России XVI века Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2020. М.: Наука, 2021., Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2020. М.: Наука, 2021. С. 146–197. (год публикации - 2021)

13. Усачев А.С. Соборные старицы русских монастырей XVI в. Исторические записки. М.: РАН, 2021., Исторические записки. М.: РАН, 2021. Вып. 20(138). С. 21–33. (год публикации - 2021)

14. Усачев А.С. Рязанский епископ Иона (1522–1547) и церковная элита в России XVI в. Древняя Русь. Вопросы медиевистики, № 2. С. 60–75 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25986/IRI.2022.88.2.006

15. Усачев А.С. Статус в миру и церковная карьера в России XVI века Вестник архивиста, № 1. С. 24–35 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2022-1-24-35

16. Усачев А.С. Вологодская кафедра и Иван IV Вестник Пермского университета. История, № 2(57). С. 190–199 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2219-3111-2022-2-190-199

17. Усачев А.С. Епископат и военно-служилая знать в России XVI в. Российская история, № 4. С. 3–17 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S086956872204001X

18. Усачев А.С. Монастырские библиотеки и состав церковной элиты в России XVI века Кирило-Методиевски студии, Кн. 32: Манастирски библиотеки в южнославянските земи и Русия през XIV–XVI век. Доклади от Международната научна конференция 26–28 април 2021 г. С. 351–370. (год публикации - 2022)

19. Усачев А.С. Почему Казанская кафедра вдовствовала в 1574–1575 гг.? (штрих к истории церковного управления в России XVI века) Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви., Вып. 108. С. 11-21. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15382/sturII2022108.11-21

20. - Андрей Усачев: «Двум богам служить нельзя…». Интервью с А.С. Усачевым Историческая экспертиза, Андрей Усачев: «Двум богам служить нельзя…». Интервью с А.С. Усачевым // Историческая экспертиза (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано