КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-18-00268

Название“Новая Русская Диаспора” 30 лет спустя: идентичность, социальный капитал, межкультурные отношения

РуководительЛебедева Надежда Михайловна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2022 г.  , продлен на 2023 - 2024. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№45 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-553 - Социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, политическая психология, юридическая психология, экономическая психология

Ключевые словаНовая Русская Диаспора, идентичность, межкультурные контакты, этническая толерантность, межгрупповые идеологии, воспринимаемая безопасность, стратегии аккультурации, социальный капитал, поколение

Код ГРНТИ15.41.61


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Со времени распада СССР в 1991 г. на 15 независимых государств прошло почти 30 лет. Около 25 млн. русских остались жить в этих странах, выбравших разные траектории постсоветского развития и разные идеологии поликультурности. В начале 2000-х появился термин “Новая Русская Диаспора” (“New Russian Diaspora”), которым было принято обозначать всех русских, проживающих в новых независимых государствах. В этот период выросло и прошло социализацию новое поколение русских и “титульных” жителей этих государств. В силу закрытости многих стран, их политического, культурного и социального дистанцирования от России мы очень мало знаем о том, как изменилась идентичность (этническая, национальная, религиозная, региональная, цивилизационная) русских и “титульных” жителей, принадлежащих к разным поколениям: “советскому” и “постсоветскому”. Как проходит их аккультурация в изменившихся социокультурных условиях, как переживается смена этнического статуса с большинства на меньшинство и наоборот, как складываются их межкультурные контакты, преодолеваются или нет межэтнические границы, меняется ли культурная дистанция с Россией и страной проживания? Какие межгрупповые идеологии поддерживаются в этих странах и каким образом? Как формируется их социальный капитал: “связывающий”(внутриэтнический”) и “соединяющий” (межэтнический), служит ли он опорой их социокультурной и психологической адаптации? Каковы взаимные межкультурные установки русского и титульного населения республик, какую роль играет воспринимаемая угроза, безопасность, этническая толерантность в психологическом благополучии представителей каждого поколения? Что общего и особенного в траекториях постсоветского развития этих стран? Ответить на данные вопросы поможет масштабное межпоколенное, межстрановое, и кросс-культурное исследование взаимной аккультурации русских и титульных жителей пяти постсоветских стран, принадлежащих к разным географическим и культурным ареалам: Эстонии, Молдовы, Армении, Казахстана и Кыргызстана, а также сопоставление этих результатов с ранее проведенными исследованиями в России, Латвии, Азербайджане, Грузии и Таджикистане. Цель настоящего проекта состоит в проведении межпоколенного, межстранового, кросс-культурного исследования социальной идентичности (этнической, национальной, религиозной, региональной), взаимных межкультурных установок, форм социального капитала, межгрупповых идеологий, а также психологического благополучия представителей русского и титульного населения пяти постсоветских стран, принадлежащих к двум поколениям (советскому и постсоветскому). Актуальность решения данной проблемы состоит в том, что изменения идентичности русских на постсоветском пространстве, их аккультурация и ее предикторы в кросс-культурном и межпоколенном сопоставлении недостаточно изучены, хотя они, как носители русской культуры, являются связующим звеном между Россией и другими постсоветскими странами. Для России отношения с постсоветскими государствами-соседями имеют важное стратегическое значение, и борьба за влияние на постсоветском пространстве в последнее время заметно обострилась. Соответственно, изучение установок, представлений, настроений русских и представителей этнического большинства в этих странах является чрезвычайно важным и актуальным. Научная новизна и значимость проекта состоит в развитии и обогащении социальной и кросс-культурной психологии, а именно: теории социальной идентичности А. Тэшфела, теории аккультурации и межкультурных отношений Д. Берри (гипотезы мультикультурализма, контакта, интеграции), теории интегральной угрозы У. и К. Стефанов, интерактивной модели аккультурации (IAM) Р. Борхиса, модели согласованной аккультурации (CMA) У. Пиантковски, А. Рохман, А. Флорак, а также теории социального капитала (Р. Патнем) на индивидуальном уровне (Дж. Колмен, П. Бурдье). Научная ценность запланированного исследования состоит не только в том, что мы будем реконструировать модели межкультурного взаимодействия в бывших советских республиках, но и оценим идеологический межгрупповой контекст, а также сопоставим установки, представления, стратегии межкультурного взаимодействия двух поколений русских и представителей этнического большинства: родившихся при Советском Союзе и проживавших в статусе этнического большинства и тех, кто родился уже в независимых государствах в статусе этнических меньшинств. Результаты этих исследований будут существенным вкладом в социальную, кросс-культурную психологию и научное осмысление тех социокультурных процессов, которые идут на постсоветском пространстве, что является недостаточно исследованным. Впервые будет осуществлен сравнительный анализ разных видов социальной идентичности, социальных и межкультурных установок, социального капитала, психологического благополучия, а также их взаимосвязей у представителей двух поколений русского и титульного населения (советского и постсоветского) пяти постсоветских стран (Армении, Эстонии, Молдовы, Казахстана и Кыргызстана). Данный анализ позволит выявить универсальные и культурно специфические факторы взаимной социокультурной и психологической адаптации русского и титульного населения постсоветских стран. Будет предложена, обоснована и подтверждена эмпирически типология межкультурных отношений на постсоветском пространстве.

Ожидаемые результаты
Будут получены результаты межпоколенного, кросс-культурного (большинство-меньшинство), и межстранового анализа выраженности разных видов социальной идентичности (этнической, национальной, религиозной, региональной и др.), социальных и межкультурных установок и психологического благополучия у представителей двух поколений (советского и постсоветского) русского и титульного населения в исследуемых постсоветских странах (Эстонии, Молдове, Армении, Казахстане и Кыргызстане). В результате межпоколенного, межгруппового и межстранового анализов будут выявлены как универсальные, так и специфические для каждого поколения (советского и постсоветского) , этнической группы (этнического большинства и русского этнического меньшинства) и страны особенности взаимосвязей разных видов социальных идентичностей, социальных и межкультурных установок с психологическим благополучием. Необходимость проведения межпоколенного анализа обусловлена тем, что представители разных поколений, принадлежащие к группам большинства и меньшинства, могут по-разному воспринимать перемены, произошедшие после распада СССР, в силу того, что они социализировались в разных социокультурных и этнополитических условиях (в условиях относительной стабильности или в период быстрых и неравномерных изменений). Условия социализации представителей большинства и меньшинства также могут отличаться в каждой из стран, способствуя идентификации с одними социальными категориями и дезидентификации с другими. Таким образом, межпоколенный, межгрупповой и межстрановой анализы позволят выявить эффекты поколения, группового статуса, социокультурного и этнополитического контекста в изучаемых социально-психологических конструктах и их значимых взаимосвязях. Будет выявлено, как соединяющий и связывающий социальный капитал на индивидуальном уровне сопряжен с аккультурационными стратегиями русских, аккультурационными ожиданиями представителей этнического большинства, а также субъективным благополучием, которое является индикатором взаимной психологической адаптации большинства и меньшинства. Научная значимость проекта состоит в развитии и обогащении социальной и кросс-культурной психологии, а именно теории аккультурации и межкультурных отношений Д. Берри, теории интегральной угрозы У. и К. Стефанов, интерактивной модели аккультурации (IAM) Р. Борхиса, модели согласованной аккультурации (CMA) У. Пиантковски, А. Рохман, А. Флорак, а также теории социального капитала (Р. Патнем) на индивидуальном уровне (Дж. Колмен, П. Бурдье). Будут получены эмпирические данные о том, как соединяющий и связывающий социальный капитал (Р. Патнем) на индивидуальном уровне сопряжен с аккультурационными стратегиями русских, аккультурационными ожиданиями представителей этнического большинства, а также субъективным благополучием, которое является индикатором психологической адаптации. Научная ценность запланированного исследования состоит не только в том, что мы будем реконструировать модели межкультурного взаимодействия в бывших советских республиках, но и сопоставим установки, представления, стратегии межкультурного взаимодействия двух поколений русских (как, собственно, и представителей этнического большинства) – родившихся при Советском Союзе и некогда проживавших там в статусе этнического большинства и родившихся уже в независимых республиках в статусе этнических меньшинств. Результаты этих исследований будут существенным вкладом в социальную, кросс-культурную психологию и научное осмысление тех социокультурных процессов, которые идут на постсоветском пространстве. Общественная значимость данного проекта Как показывает политический опыт последних лет, для России отношения с постсоветскими государствами-соседями имеют важное стратегическое значение. За постсоветское пространство идет активная политическая и идеологическая борьба. Поэтому изучение установок, представлений, настроений представителей этнического большинства в этих странах является чрезвычайно важным. Также важно понимать, насколько адаптировались и как чувствуют себя русские в этих странах, являющиеся связующим звеном между Россией и другими постсоветскими странами. Соответствие результатов мировому уровню исследований Результаты данного исследования будут выполнены с опорой на наиболее известные и авторитетные теории межкультурного взаимодействия (теория социальной идентичности А.Тэшфела, теория аккультурации Д. Берри, теория интегральной угрозы У. и К. Стефанов, и др.), с использованием современной и апробированной коллективом исследовательской методологии, а также с использованием новейших методов математико-статистической обработки данных (конфирматорный факторный анализ, структурное моделирование и др.). Кроме этого, в исследовании примет участие ведущий зарубежный специалист в области кросс-культурной психологии и психологии аккультурации - Джон Берри. Все это позволит выполнить запланированное исследование в соответствии с мировым уровнем. Возможность практического использования ожидаемых результатов проекта в экономике и социальной сфере Данные, полученные в исследовании, найдут применение в сфере дипломатии, международной политики и социальной сфере общества. В частности, данные могут быть использованы российскими общественно-политическим организациями, занимающимися поддержкой русских в ближнем зарубежье. Данные о соотношении этнической, гражданской, “советской” и других видов идентичностей у различных поколений русских, а также представителей этнического большинства бывших союзных республик, дадут ценную информацию российским органам, занимающимся международной политикой, при принятии различных решений. Данные об аккультурационных стратегиях различных поколений русских и аккультурационных ожиданиях различных поколений этнического большинства в постсоветских республиках могут использоваться также органами власти этих республик для выработки собственной национальной политики.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году в рамках работы над проектом были (1) разработаны анкеты для проведения эмпирических исследований в трёх постсоветских странах (Кыргызстане, Эстонии и Армении) и запущен сбор данных среди групп этнического большинства и русского меньшинства; (2) был выполнен анализ социокультурного контекста и миграционных трендов в этих странах; (3) проведены эмпирические исследования (социально-психологический опрос в он-лайн и офф-лайн форматах) в данных трёх странах (N=1577 респондентов); (4) на основании теоретических изысканий и исследования в России разработана общая таксономия межгрупповых идеологий и реализовано исследование о взаимосвязи межгрупповых идеологий и социальных установок. Кратко остановимся на результатах проведенных эмпирических исследований. Во-первых, были проведены межпоколенные сравнения этнического большинства относительно выраженности социальных идентичностей, межкультурных установок и характеристик взаимной аккультурации, психологического благополучия. Так, для представителей двух поколений этнического большинства в Кыргызстане, Эстонии, Армении этническая идентичность является одинаково значимой. Логичным является тот факт, что цивилизационная (европейская, тюркская) идентичность имеет большее значение для молодого, постсоветсткого поколения, а религиозная, советская идентичности и идентификация с местом более значимы для представителей советского поколения. Выявлено интересное противоречие в установках представителей молодого поколения (постсоветского): с одной стороны, у них более высокая выраженность установок на толерантность, чем у представителей советского поколения, но при этом, они в большей степени, чем представители советского поколения, ожидают, что русские в их странах должны ассимилироваться. Представители старшего поколения имеют более интенсивные контакты с русскими, а также у них выше уровень самоуважения, чем у молодежи. Интересным является результат, свидетельствующий об одинаковом восприятии представителями обоих поколений в трех странах ситуации безопасности. Во-вторых, были проведены межпоколенные сравнения русского меньшинства относительно выраженности социальных идентичностей, межкультурных установок, характеристик взаимной аккультурации и психологического благополучия. Для представителей двух поколений русского этнического меньшинства в Кыргызстане, Эстонии, Армении гражданская идентичность является одинаково значимой. При этом у советского поколения русских, отмечается высокий уровень этнической, религиозной, советской идентичностей и идентичности с местом по сравнению с постсоветским поколением. Различия в выраженности этнической и религиозной идентичностей между поколениями русских могут быть связаны с тем, что происходит постепенное снижение значимости этно-дифференцирующих социальных идентичностей у представителей русских этнических меньшинств в данных странах. Высокий уровень советской идентичности у советского поколения и низкий - у постсоветского поколения русских, может говорить о смене поколений и социокультурных доминант в исследуемых странах. Принятие мультикультурной идеологии больше характерно для советского поколения русских, чем для постсоветского. Специфичными для каждой страны оказались ориентации постсоветского поколения русских. Так, например, для постсоветского поколения русских в Эстонии характерна ориентация на ассимиляцию или сепарацию в межкультурном взаимодействии. Тогда как для постсоветского поколения русских в Кыргызстане характерен высокий уровень этнической толерантности и воспринимаемой культурной безопасности. В-третьих, была проведена проверка трёх гипотез межкультурных отношений. С помощью структурного моделирования были выявлены модели межкультурных отношений в Эстонии и Кыргызстане, которые выявили серьезные проблемы в сфере межкультурных контактов русских и эстонцев, а также разнонаправленные аккультурационные установки и ожидания – у русских – на сепарацию, у представителей титульных этносов – на ассимиляцию русских. В-четвертых, были проведены внутрипоколенные сравнения у этнического большинства и русского меньшинства относительно выраженности социальных идентичностей, межкультурных установок и характеристик взаимной аккультурации, психологического благополучия. Межстрановые внутрипоколенные сравнения в Кыргызстане, Эстонии, Армении в отношении представителей этнического большинства, а также представителей русского меньшинства продемонстрировали соответствие между инклюзивностью контекста, ожиданиями и установками принимающего населения и идентичностями, стратегиями аккультурациями и психологическим благополучием русских в этих странах. При этом внутрипоколенные сравнения представителей этнического большинства и русского меньшинства показали, что во всех трех странах у русских менее выражена этническая идентичность, чем у этнического большинства: в Эстонии и Кыргызстане у обоих поколений, в Армении у старшего поколения. Советская идентичность у русских оказалась более значимой, чем у представителей этнического большинства: в Эстонии в обоих поколениях, в Кыргызстане у постсоветского поколения, в Армении - у советского поколения. Была также выявлена довольно интересная тенденция: при выраженных установках эстонцев на интеграцию и ассимиляцию русских русские Эстонии обоих поколений менее открыты к межкультурным контактам, чем это декларируют сами эстонцы; более склонны к сепарации, чем от них этого ожидают эстонцы, а их уровень психологического благополучия выше, чем у этнического большинства. В то же время в более способствующем сепарации киргизском контексте русские обоих поколений стремятся больше включаться в межкультурные контакты и являются более толерантными и нацеленными на интеграцию, а их уровень психологического благополучия ниже, чем у киргизов. Эти противоречивые данные требуют более углубленного исследования и анализа различий декларируемых и реальных установок и поведения этнического большинства и меньшинства. В-пятых, было проведено межпоколенное сравнение социального капитала русских и представителей этнического большинства в Эстонии, Кыргызстане и Армении. Анализ соединяющего (аутгруппового) и связывающего (ингруппового) социального капитала двух поколений русских и представителей этнического большинства в Эстонии и Киргизии, а также русских и армян Армении, приводит нас к заключению, что на постсоветском пространстве наблюдается тенденция к снижению «соединяющего» (bridging) социального капитала у представителей молодого поколения жителей рассмотренных постсоветских республик. А также, если судить по характеру неформальных дружеских связей, можно предположить недостаточно высокую интеграцию русского населения в социальные отношения в рассматриваемых республиках. В-шестых, была разработана теоретическая и эмпирическая основа для таксономии межгрупповых идеологий. В теоретическом плане, полученные результаты указывают, что при рассмотрении межкультурных отношений, необходима дифференциация межгрупповых установок сразу по нескольким осям, которые выходят за границы простого вопроса об отношении к культурному многообразию. Существенными здесь ещё являются вопросы о групповых позициях и безопасности. В практическом плане, артикулированная межгрупповая идеология, как и любая другая идеология в её функциональном (или мотивационном) аспекте, должна (1) обеспечивать солидарность, в позитивном ключе проясняя вопрос о групповых позициях на базе как социоэкономического, так и культурного статуса; (2) гарантировать безопасность, элиминируя межгрупповые угрозы; (3) предлагать определённость, формируя позитивную гражданскую идентичность, непротиворечивым образом интегрируя все остальные социальные идентичности. Обеспечение солидарности, гарантия безопасности и предложение определённости являются компонентами различных форм инклюзии этнокультурных групп в широкое общество. Всё вместе это предоставляет базу для общей таксономии межгрупповых идеологий на двух основаниях: (1) отношение к культурному многообразию (индикатор: приветствие различий) и (2) формы инклюзии этнокультурных групп в широкое общество (индикаторы: проявление нативизма, возможности для социальной интеракции, пути обеспечение единства общества). По итогам работы были подготовлены и поданы в журналы две статьи 1. Д.С. Григорьев (Dmitry Grigoryev) Взгляды на этнокультурное многообразие и авторитарные и этноцентрические установки русских Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика (2020 г.) РИНЦ (опубликована) 2.Berry J.W. Grigoriev D. Intercultural Relations and Adaptation of Racialized and Non-Racialized Groups in Canada. International Review of Social Psychology (2021). WoS, Scopus (на рассмотрении)

 

Публикации

1. Д.С. Григорьев Взгляды на этнокультурное многообразие и авторитарные и этноцентрические установки русских Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, Т17. № 3. С. 473–490 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-473-490


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 году научно-исследовательская работа в рамках данного проекта велась по семи направлениям. Рассмотрим кратко результаты, полученные по каждому из направлений. Первое направление научно-исследовательской работы касалось подготовки инструментария, сбора и анализа данных в Казахстане и Молдове, а также описания социокультурных контекстов данных стран, конечной целью которых являлся кросс-культурный анализ. По результатам общего кросс-культурного анализа выявленных межгрупповых и межпоколенных различий в Казахстане и Молдове, было показано наличие общих трендов в постсоветском развитии данных республик, обусловленных прежде всего сменой статусов этнических групп. В обеих странах все виды социальных идентичностей в большей мере выражены у респондентов титульных национальностей (казахов и русских), чем у представителей русского этнического меньшинства, кроме советской идентичности, которая сильнее выражена у русских. В обеих странах представители титульных этнических групп имеют более выраженные установки на ассимиляцию русских, чем сами русские готовы ассимилироваться. При этом русские в республиках имеют более выраженные установки на сепарацию и на поддержание мультикультурной идеологии. В Казахстане у русских ниже удовлетворенность жизнью, чем у казахов, а в Молдове у них ниже ощущение безопасности, по сравнению с молдаванами. Таким образом, очевидно, что русским стало менее комфортно жить в данных республиках в последние десятилетия. Кросс-культурный межпоколенный анализ показал происходящие процессы в динамике. Межпоколенное сравнение выраженности социальных идентичностей, показало, что значимость советской идентичности и установки на сепарацию русских выше у старшего поколения казахов и молдаван. Становится очевидным, что изменения в идентичностях и установках представителей титульных этносов идут постепенно, и старшее поколение казахов и молдаван разделяет с русскими советскую идентичность, и установки на сепарацию русских совпадают у старшего поколения молдаван и казахов с установками самих русских. Что касается самих русских, в Казахстане процессы изменения идентичностей и установок русских со сменой поколений не выражены, и представители старшего и младшего поколений значимо не различаются, кроме более выраженной советской идентичности у старшего поколения русских. В Молдове межпоколенные различия у русских более явные. Помимо советской идентичности, этническая идентичность и установки на интеграцию значимо более выражены у русских старшего поколения, в то время как русские младшего поколения более ориентированы на стратегию ассимиляции. Снижение значимости этнической идентичности и установки на ассимиляцию у молодых русских в Молдове говорят об идущем процессе размывания этнокультурной идентичности русских и наметившемся векторе на ассимиляцию русских в Молдове, что совпадает с процессами, идущими в молдавской этнической группе. Второе направление научно-исследовательской работы касалось анализа взаимосвязи мультикультурной идеологии, социальных идентичностей и проницаемости границ для русских на выборках этнического большинства и русского меньшинства в Кыргызстане, Эстонии и Армении. Были обнаружены межгрупповые и межстрановые различия во взаимосвязи мультикультурной идеологии, социальных идентичностей и проницаемости социальных границ для русских в группах этнического большинства и русского меньшинства в Кыргызстане, Эстонии и Армении. Поддержка мультикультурной идеологии оказалась не связана значимо с проницаемостью социальных границ для русских в группах этнического большинства трех стран. Однако были обнаружены значимые взаимосвязи поддержки мультикультурной идеологии с проницаемостью социальных границ для русских в группах русского этнического меньшинства: позитивная связь в Армении и негативная связь в Кыргызстане. Национальная идентичность и идентичность с местом позитивно связаны с проницаемостью социальных границ для русских в группах этнического большинства и русского меньшинства в трех странах. Этническая идентичность связана с проницаемостью социальных границ для русских позитивно в группах этнического большинства Армении и Кыргызстане; и негативно в группе русского этнического меньшинства Эстонии. Советская идентичность связана с проницаемостью социальных границ для русских позитивно в группе этнического большинства Кыргызстана; и связана негативно в группе этнического большинства Эстонии и в группе русского этнического меньшинства Кыргызстана. Тюркская идентичность позитивно связана с проницаемостью социальных границ для русских в группе этнического большинства Кыргызстана. Религиозная идентичность связана с проницаемостью социальных границ для русских позитивно в группах этнического большинства Армении и Кыргызстана; и негативно в группе этнического большинства Эстонии. Были обнаружены также отдельные условные (модерационные) эффекты поддержки мультикультурной идеологии и проницаемости социальных границ для русских. В Армении в группе этнического большинства поддержка мультикультурной идеологии позитивно связана с проницаемостью социальных границ для русских при условии относительно высокой выраженности советской идентичности. В Эстонии в группе этнического большинства поддержка мультикультурной идеологии негативно связана с проницаемостью социальных границ для русских при условиях относительно высокой выраженности этнической, национальной и европейской идентичностей, а также при относительно низкой выраженности советской идентичности. В Кыргызстане в группе русского меньшинства этническая и советская идентичности усиливают, а национальная идентичность и идентичность с местом ослабляют негативную связь поддержки мультикультурной идеологии с проницаемостью социальных границ для русских. Третье направление научно-исследовательской работы касалось анализа взаимосвязи воспринимаемой инклюзивности контекста, социальных идентичностей с межкультурными установками русских в Кыргызстане и Эстонии. Построение и анализ путевых моделей связи воспринимаемой инклюзивности контекста, идентичностей и аккультурационных стратегий русских, проживающих в Кыргызстане и Эстонии, позволили выявить универсальные и контекстно-специфические паттерны связей. Универсальными для обеих стран оказалась позитивная связь воспринимаемой инклюзивности контекста с гражданской идентичностью и стратегией интеграции, а также отрицательная связь со стратегией сепарации. Одной из контекстно- специфических связей оказалась отрицательная связь воспринимаемой инклюзивности контекста с этнической и религиозной идентичностями русских в Эстонии. Данная связь заставляет задуматься о том, может ли контекст восприниматься инклюзивным, если при этом культурные идентичности должны быть нивелированы? Кроме того, благодаря анализу связей социальных идентичностей со стратегиями аккультурации, удалось выявить инклюзивные и эксклюзивные для каждого контекста идентичности русских. Так, например, этническая, религиозная и европейская идентичности русских в Кыргызстане выступают эксклюзивными этнодифференцирующими идентичностями, ведущими к сепарации. При этом религиозную идентичность русских в Кыргызстане можно лишь условно отнести к эксклюзивной идентичности (с точки зрения разобщения), поскольку она является предиктором не только стратегии сепарации, но и стратегии интеграции. Тогда как, европейская и гражданская эстонская идентичности русских в Эстонии выступают инклюзивными идентичностями (с точки зрения объединения с эстонцами). Как мы видим, проведенное исследование, обладая несомненной новизной, ставит важные проблемы понимания инклюзивности контекста и его измерения, способствуя дальнейшему развитию контекстно-ориентированных исследований в кросс-культурном преломлении на постсоветском пространстве. Четвертое направление научно-исследовательской работы касалось анализа взаимосвязи воспринимаемой безопасности, культурной дистанции с межкультурными установками и психологическим благополучием в Кыргызстане и Эстонии. В целом можно сказать, что у представителей русского этнического меньшинства и этнического большинства в Кыргызстане и Эстонии воспринимаемая безопасность способствует психологическому благополучию, а воспринимаемая культурная дистанция – нет. Что касается взаимосвязи воспринимаемой безопасности и воспринимаемой культурной дистанции с межкультурными установками, то здесь выявлены межгрупповые различия. В Кыргызстане важным предиктором аккультурационных установок у русских является воспринимаемая безопасность (она положительно взаимосвязана с установками на интеграцию и отрицательно с установками на сепарацию), а у кыргызов – воспринимаемая культурная дистанция (она отрицательно взаимосвязана с ожиданием интеграции русских и положительно с ожиданием их ассимиляции). В Эстонии и у эстонцев, и у русских воспринимаемая безопасность обуславливает интеграционные и ассимиляционные установки, при этом у русских она не способствует установкам на сепарацию. У представителей обеих групп воспринимаемая культурная дистанция отрицательно взаимосвязана с установками на сепарацию. При этом, у эстонцев культурная дистанция положительно взаимосвязана с ожиданиями интеграции и ассимиляции русских, а у русских культурная дистанция отрицательно взаимосвязана с их установками на интеграцию. Интеграционные установки способствуют психологическому благополучию русских и кыргызов в Кыргызстане и русских Эстонии. Установки на ассимиляцию не способствуют самоуважению у русских Кыргызстана и Эстонии и у эстонцев. Установки на сепарацию способствуют самоуважению русских в Кыргызстане, а в Эстонии у русских стратегия ассимиляции приводит к удовлетворенности жизнью, а у эстонцев – нет. Пятое направление научно-исследовательской работы касалось анализа факторов диаспорной активности русских в Эстонии. Проведенный анализ факторов диаспорной активности русских в Эстонии показал, что для представителей русского этнического меньшинства в Эстонии характерен средний уровень диаспорной активности в целом. Наибольшая активность фиксируется по направлениям, связанным с сохранением русского языка и культуры, наименьшая – по направлениям, связанным с жизнью православной общины и участием в публичных акциях диаспоры. Ключевыми социально-психологическими факторами, определяющими степень вовлеченности в жизнь русской диаспоры, являются этнокультурная самобытность и воспринимаемая инклюзивность контекста: этнокультурная самобытность положительно связана со всеми формами диаспорной активности, а воспринимаемая инклюзивность контекста – отрицательно. Среди социо-демографических факторов важную роль играют пол, образование и уровень владения эстонским языком. Шестое направление научно-исследовательской работы касалось анализа связи между аккультурационными установками, социальным капиталом и субъективным благополучием у представителей различных поколений в Эстонии, Кыргызстана и Армении. В результате оценки медиативной роли индивидуального социального капитала по отношению к связи аккультурационных установок и субъективного благополучия, было обнаружено, что на выборках взрослых представителей этнического большинства в рассматриваемых республиках, гипотеза интеграции не подтверждается. Исключение составляют молодые киргизы, у которых интеграция имеет непрямой позитивный эффект на благополучие, но через связывающий социальный капитал. У русского меньшинства в рассматриваемых республиках гипотеза интеграции работает значительно лучше. Интеграция имеет прямые эффекты на субъективное благополучие у взрослых русских Кыргызстана и Армении, а среди молодежи - у русских Кыргызстана и Эстонии. На выборке взрослых русских Эстонии интеграция имеет непрямой эффект (через соединяющий социальный капитал) на субъективное благополучие. При этом, у взрослых русских Эстонии на субъективное благополучие напрямую работает ассимиляция. Таким образом, мы видим, что гипотеза интеграции работает на русском меньшинстве в постсоветских республиках. При этом индивидуальный социальный капитал редко является медиатором интеграции и субъективного благополучия (только у молодых киргизов и взрослых русских Эстонии). Таким образом, наше предположение о механизме, лежащем в основе гипотезы интеграции, подтвердилось частично. Индивидуальный социальный капитал может быть одним из механизмов, лежащих в основе гипотезы интеграции, но не единственным. Как показывают построенные модели, в большей мере он демонстрирует самостоятельный эффект на субъективное благополучие, хотя он также связан и с аккультурационными установками. Седьмое направление научно-исследовательской работы касалось сравнительного анализа межгрупповых идеологий в постсоветских странах. Разработанные в прошлом году для данного проекта РНФ индикаторы межгрупповых идеологий (Приветствие различий, Проявление нативизма, Возможности для социальной интеракции, Пути обеспечение единства общества) использовались для сравнительного анализа межкультурные идеологий в 15 постсоветских странах. Было показано, что во многих постсоветских странах достаточно негативное отношение к культурному многообразию и отсутствует полноценная возможность сохранять и развивать различные культуры. Хотя на этом общем фоне есть и относительно позитивные кейсы, например, сохранение и развитие культурного многообразия является, как минимум, целью межкультурной идеологии Молдовы, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Кроме того, среди многих постсоветских стран наблюдается сильная асимметрия в статусе этнокультурных групп, особенно в Латвии (напр., проблема т.н. «неграждан»). Выявленные конфликтные взаимодействия между этнокультурными группами в постсоветских странах создают напряженные межкультурные отношения, для улучшения которых не проводится необходимой национальной политики и не создаются благоприятные возможности для позитивного межгруппового контакта и диалога. В соответствии с основными аспектами индикаторов межгрупповых идеологий, разработанных в данном проекте РНФ, была создана новая версия методики оценки поддержки мультикультурной идеологии (rMCI). Целью разработки новой версии был охват ключевых аспектов поддержки мультикультурной идеологии, относящихся к интеграции различных этнокультурных групп в любых поликультурных обществах.

 

Публикации

1. Бульцева М. А., Бушина Е. В., Берберян А. С., Коджа Е.А. Роль советской идентичности во взаимосвязи мультикультурализма и проницаемости социальных границ для русских в Армении Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 56—64. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170406

2. Галяпина В.Н. Аккультурационные установки и психологическое благополучие русских в Кыргызстане и Таджикистане: модерационная роль воспринимаемой безопасности Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 34—45. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170404

3. Григорьев Д.С., Берри Д.У. Таксономия межгрупповых идеологий (in Engl.) Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 7—15. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170401

4. Лебедева Н.М. Этническая идентичность и благополучие русских на постсоветском пространстве: роль диаспоры Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 16—24 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170402

5. Лепшокова З.Х. Воспринимаемая инклюзивность контекста, идентичности и аккультурация русских в Кыргызстане и Эстонии Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 25—33. D (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170403

6. Родионов Г.Я. Взаимосвязь социального капитала и аккультурационных ожиданий эстонцев в Эстонии: воспринимаемая угроза как медиатор Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 74—82. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170408

7. Стоджианни М., Берри Д. У., Григорьев Д.,Мёрдок Е., Шмидт Л.-М., Бэк К. Development and Validation of the Revised Multicultural Ideology Scale in Germany and Luxembourg Psychological Reports, (принята к печати, online first) (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1177/00332941211041009

8. Татарко А.Н., Чуйкина Н.В. Взаимосвязь множественных идентичностей и социального капитала на постсоветском пространстве: межпоколенный анализ Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 65—73. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170407

9. Трифонова А.В. Роль локальной идентичности и воспринимаемого контекста в психологическом благополучии русских Эстонии Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 83—91. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170409

10. Лепшокова З.Х., Бульцева М.А. Аккультурация и психологическое благополучие этнического большинства и меньшинства Эстонии: идеальный VS реальный мультикультурализм Материалы VI Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2021 г.), Москва, МГППУ, стр. 337-339 (год публикации - 2021)

11. Лебедева Н.М. Предисловие выпускающего редактора Культурно-историческая психология, Том 17. № 4. C. 4—6. D (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/chp.2021170400

12. - Intercultural relations and adaptation in Canada: The role of contact and discrimination. Environics Institute Fellows, Berry J. W., Grigoryev D. Intercultural relations and adaptation in Canada: The role of contact and discrimination. Environics Institute Fellows. 20.04.2021. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году работа над проектом включала в себя добор данных и исследовательскую работу по 9 тематическим направлениям. Межстрановой анализ взаимосвязи воспринимаемой безопасности, культурной дистанции и аккультурационных установок с психологическим благополучием позволил выявить универсальный паттерн для представителей русского этнического меньшинства и этнического большинства Казахстана, Армении и Молдовы: воспринимаемая безопасность предсказывает установки на интеграцию и удовлетворенность жизнью. У русских воспринимаемая безопасность не способствует установкам на сепарацию; у доминирующих групп воспринимаемая безопасность способствует самоуважению. Воспринимаемая культурная дистанция более значима для доминирующих групп: у казахов она не способствует ожиданию сепарации русских, у армян –интеграции русских, а у молдаван, напротив, способствует ассимиляции русских. У русских только в культурно- далеком контексте Казахстана воспринимаемая дистанция не способствовала установкам на сепарацию и удовлетворенности жизнью. В Казахстане и Молдове установки на сепарацию не способствовали благополучию этнических групп вне зависимости от этнического статуса. В Армении у русских данные установки, напротив, способствовали благополучию. В Казахстане установки на ассимиляцию способствовали удовлетворенности жизнью и не способствовали самоуважению вне зависимости от статуса группы. В Армении, также вне зависимости от статуса группы, установки на интеграцию способствовали самоуважению. В Молдове установки на интеграцию способствовали удовлетворенности жизнью у молдаван, и не способствовали – у русских, у них удовлетворенность жизнью предсказывалась установками на ассимиляцию. В целом, можно сказать, что при воспринимаемой угрозе установки на ассимиляцию и сепарацию не способствуют благополучию как русских, так и представителей доминирующих групп, а при высокой воспринимаемой культурной дистанции установки на ассимиляцию и интеграцию не способствуют благополучию. Межстрановой анализ взаимосвязи двух видов мультикультурализма с аккультурационными установками и психологическим благополучием позволил выявить универсальные и контекстно-специфические паттерны связей. Универсальной для русского этнического меньшинства и этнического большинства трех стран оказалась позитивная связь между «реальным» мультикультурализмом и удовлетворенностью жизнью. Среди контекстно-специфических связей у эстонцев выявлена позитивная связь между «идеальным» мультикультурализмом и предпочтением интеграции русских и позитивная связь между «реальным» мультикультурализмом и предпочтением ассимиляции русских. Данные связи дают ясное представление о современном социокультурном контексте Эстонии, где у этнического большинства на уровне установок и ожиданий мультикультурализм связан с предпочтением интеграции, а на уровне реального положения дел – с ассимиляцией. Исследование, обладая несомненной новизной, ставит акценты на важности изучения «реального» социокультурного контекста, способствуя дальнейшему развитию контекстно-ориентированных исследований в кросс-культурном преломлении на постсоветском пространстве. Сравнительный анализ комплексных личностно-контекстуальных факторов адаптации русского этнического меньшинства в Эстонии и Кыргызстане позволил выделить три предиктора – этнокультурная самобытность, воспринимаемая инклюзивность контекста и близость к стране проживания. Этнокультурная самобытность у русских Эстонии и Кыргызстана складывается, прежде всего, из этнической, советской и религиозной идентичностей. Близость к стране проживания – из гражданской и локальной идентичностей (у русских Эстонии входит и европейская идентичность). Воспринимаемая инклюзивность контекста в обеих странах связана с воспринимаемой проницаемостью межгрупповых границ, экономической безопасностью и отсутствием дискриминации. У русских Эстонии воспринимаемая инклюзивность подкрепляется культурной безопасностью и дескриптивными межкультурными установками, у русских Кыргызстана – физической безопасностью. В обеих странах все комплексные предикторы адаптации показывают положительные взаимосвязи с удовлетворенностью жизнью, а этнокультурная самобытность – с самоуважением. В обеих странах выявлены положительные взаимосвязи воспринимаемой инклюзивности контекста и близости к принимающей стране с интеграцией, и отрицательные – с сепарацией. У русских Кыргызстана выявлены положительные взаимосвязи между близостью к стране проживания и установкой на ассимиляцию и положительные взаимосвязи между этнокультурной самобытностью и установкой на интеграцию. Анализ факторов диаспорной активности русских в Эстонии и Кыргызстане показал, что в обоих социокультурных контекстах этнокультурная самобытность положительно связана со всеми видами диаспорной активности. Культурно-специфическими для Кыргызстана являются положительные взаимосвязи всех видов диаспорной активности с близостью к стране проживания, а для Эстонии – отрицательные взаимосвязи всех видов диаспорной активности с воспринимаемой инклюзивностью контекста. Анализ взаимосвязи мультикультурной идеологии, социальных идентичностей и проницаемости социальных границ для русских позволил обнаружить межгрупповые и межстрановые различия. В Казахстане проницаемость границ для русских возможна при условии выраженной тюркской идентичности и идентичности с местом у казахов, а также - поддержании мультикультурной идеологии. Для этнического меньшинства большой вклад в воспринимаемую проницаемость границ вносят этническая, гражданская, религиозная, европейская идентичность и идентичность с местом, а советская идентичность препятствует проницаемости границ для русских. У молдаван этническая идентичность позитивно связана с проницаемостью социальных границ для русских. У русских Молдовы выраженная гражданская и европейская идентичность позитивно связаны с проницаемостью социальных границ. В зависимости от контекста разные виды идентичностей вносят разный вклад в проницаемость социальных границ для русских. Кросс-культурный анализ взаимосвязи самоэффективности, воспринимаемой угрозы и аккультурационных стратегий в Эстонии и Казахстане показал, что самоэффективность является модератором взаимосвязи культурной угрозы и предпочтения сепарации, а также - взаимосвязи экономической и физической угрозы со стратегией ассимиляции у русских в обеих странах. В Эстонии самоэффективность также проявилась во взаимосвязи культурной и экономической угрозы с интеграцией, а также всех трех видов воспринимаемой угрозы и сепарации. Обобщающий анализ взаимосвязи аккультурационных установок и двух видов социального капитала с субъективным благополучием показал, что у представителей этнического большинства психологической адаптации способствует преимущественно связывающий социальный капитал (т.е. социальный ресурс собственной этнической группы). У русских психологической адаптации способствует преимущественно соединяющий социальный капитал. Кросс-культурное сопоставление типологических моделей межкультурных отношений для большинства-меньшинства трех стран: Эстонии, Казахстана и Кыргызстана показало, что Эстония повторяет модель «этнонационального государства», свойственную всем странам Балтии. Казахстан ближе к «прагматической» модели, ранее отмеченной в Азербайджане. Кыргызстан находится между «прагматической» и «бесконфликтной моделями. Сравнительный анализ межгрупповых идеологий позволил классифицировать межгрупповые идеологии 15 постсоветских стран лингвистически, культурно, экономически, исторически, этнически и политически, а также по проницаемому или непроницаемому характеру социальных границ. Распад Советского Союза оставил России богатое наследие нерешенных проблем в сфере межкультурных отношений, для улучшения которых в должной мере не проводится необходимой национальной политики и не создаются благоприятные возможности для позитивного межгруппового контакта и диалога.

 

Публикации

1. Берри Д.У., Григорьев Д.С. Adaptationist framework to examine intergroup contact Psychology in Russia: State of the Art, - (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1177/00332941221142002

2. Лефрингхаузен К., Берри Д.У., Григорьев Д.С., Стоджианни М. Validation of the revised Multicultural Ideology Scale (MCI-r) in the UK Psychological Reports, - (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1177/00332941221142002

3. Трифонова А.В., Лебедева Н.М. Контекстуальные и индивидуально-личностные предикторы адаптации русского этнического меньшинства в Эстонии и Кыргызстане Национальный психологический журнал, - (год публикации - 2023)

4. Галяпина В.Н., Лебедева Н.М., Трифонова А.В. Взаимосвязь этнической идентичности, диаспорной активности и психологического благополучия у представителей двух поколений русских в Кыргызстане Современный русский язык: Функционирование и проблемы преподавания. Вестник. XXVI Международная научно-практическая конференция. Будапешт, 2021. Издательство: Российский центр науки и культуры в Будапеште., № 35, стр. 148-155. (год публикации - 2021)

5. Лебедева Н.М. ТРИ МОДЕЛИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации / материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.М. Дробижевой г. Казань, 28–29 апреля 2022 г., стр.99-102 (год публикации - 2022)

6. Лепшокова З.Х., Бульцева М.А., Бушина Е.В. Аккультурация и психологическое благополучие этнического большинства и меньшинства постсоветских стран: роль идеального и реального мультикультурализма Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации / материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.М. Дробижевой г. Казань, 28–29 апреля 2022 г., стр.103-106 (год публикации - 2022)

7. Татарко А.Н., Родионов Г.Я. ВЗАИМОСВЯЗЬ МНОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ, ВОСПРИНИМАЕМОЙ УГРОЗЫ И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: МЕЖПОКОЛЕННЫЙ АНАЛИЗ Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации / материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.М. Дробижевой г. Казань, 28–29 апреля 2022 г., стр.220-223 (год публикации - 2022)

8. Трифонова А.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВОВ «ЗА» И «ПРОТИВ» МИГРАЦИИ СО СТРАТЕГИЯМИ АККУЛЬТУРАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ РУССКИХ В ЭСТОНИИ Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации / материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.М. Дробижевой г. Казань, 28–29 апреля 2022 г., стр. 228-232 (год публикации - 2022)


Возможность практического использования результатов
Результаты, полученные по итогам работы в рамках данного проекта, обладают несомненной научной и практической значимостью. Инструментарий относительно социальных идентичностей и межкультурных установок был адаптирован на национальные языки, и более того, был апробирован за пределами Российской Федерации новый инструмент для оценки мультикультурной идеологии. Данные инструменты могут использоваться при проведении мониторингов и общественного мнения и состояния межкультурных отношений как внутри Российской Федерации (с этнокультурными меньшинствами), так и за её пределами для оценки позитивности международных отношения и положения русской диаспоры в других странах. Результаты, полученные при помощи данных шкалы, помогут обнаружить «проблемные места» в установках и представлениях людей и определить наиболее актуальные направления подготовки людей к межкультурному взаимодействию. Такие мониторинги могут способствовать разработке более инклюзивной социальной политики по интеграции мигрантов и этнокультурных меньшинств, а также для гармонизации дипломатических отношений, защиты интересов русских людей, проживающих в пост-советских странах. Результаты кросс-культурных и межпоколенных сравнений выраженности идентичности, межкультурных установок, социального капитала продемонстрировали насколько поколения русской молодежи, выросшие в культурах постсоветских республик, утрачивают этническую идентичность, отдаляются от культуры России. Это важная информация с политической точки зрения и она может использоваться при формировании политики России в ближнем зарубежье. В конечном итоге эта информация может быть использован для укрепления безопасности России и противодействия тем политико-экономическим вызовам, с которыми она сталкивается в настоящее время. Исследования в рамках данного проекта показали важность социальной и политической работы над созданием ситуации, позволяющей ощущать себя в безопасности и принимаемым группой большинства на условиях равноправия и возможности сохранять русскую этнокультурную самобытность. Странам, ведущим ассимиляционную политику, важно понимать, что у всех жителей, вне зависимости от этнического статуса, ориентация на ассимиляцию не способствует самоуважению. Воспринимаемая культурная дистанция играет важную роль для установок русских и их благополучия в странах, культурно далеких. При этом, если делать акцент в публичном дискурсе на культурных различиях, что в целом будет повышать воспринимаемую культурную дистанцию, то установки на принятие культуры доминирующей группы (ассимиляцию, интеграцию) не будут способствовать благополучию русских. Если же сделать акцент на инклюзивность контекста, русские будут больше склонны интегрироваться в принимающее общество. Это важно учитывать при выстраивании политики межкультурных отношений в этих странах, а также при формировании общественной повестки и выстраивании международных отношений со стороны Россиийской Федерации и образа России. Дело в том, что воспринимаемая угроза со стороны русской этнической группы оказалась одним из важных факторов, который может довольно серьезно влиять на ожидания принимающего населения и их отношение к русскому этническому меньшинству. При этом разные виды угрозы по-разному могут влиять на аккультурационный процесс. Нами была выявлена универсальную для всех стран необходимость оценки и учета не только нормативного или декларируемого мультикультурализма, но и реального, отражающего совместное функционирование этнокультурных групп в обществе. Эти выводы актуализируют вопрос о необходимости баланса между буквой закона и декларируемыми социальными политиками, а также их воплощением на практике. Для гармонизации межкультурных отношения как на пост-советском пространстве, так, вероятно, и на территории Российской Федерации, мультикультурализм необходимо развивать как на уровне законодательных актов и публичного дискурса, так и в отношении практических мер по достижению равенства и включенности всех групп в жизнь общества. Более того, было обнаружено, что для включения в жизнь страны размещения русским за рубежом необходима высокая выраженность так называемых инклюзивных идентичностей, а для сохранения своего благополучия и культуры важно аппелировать к русской этнической идентичности и этнокультурной самобытности. Становится очевидно, что для укрепления единства русского мира необходима дополнительная продуманная внешняя социальная политика и формирование образа России, например, через действия СМИ или работу российских посольств и дипломатических миссий зарубежом, которые, с одной стороны, позволяли бы развивать идентичности, объединяющие русских и принимающее население, с другой стороны, противостояли бы размытию этнической идентичности и потере русских культурных корней. Результаты исследования социального капитала и его роли в аккультурации и адаптации русских зарубежом могут быть использованы для организации психологической помощи и психологической поддержки русским, проживающим на территориях постсоветских республик. Также, в случае репатриации русских из стран ближнего зарубежья в Россию, результаты исследования дадут «срез» информации о состоянии идентичности, социального капитала и межкультурных установках возвращающихся русских, что также позволит разработать эффективные меры по их психологической адаптации в России. Работа над расширением и дополнение типологии межкультурных отношений на постсоветском пространстве позволила классифицировать модели, свойственные Эстонии, Кыргызстану и Казахстану. Определение типа модели межкультурных отношений в данных странах и их характеристик поможет прогнозировать тренды в изменении межкультурных отношений в них в ближайшей и отдаленной перспективе. Такой прогностический потенциал может быть использован для стратегического планирования дальнейшего развития как межжународных отношений между странами, так и, проецируя ситуация на межкультурные отношения внутри России, относительно поликультурных регионов Российской Федерации. Наконец, разработка общей таксономии межгрупповых идеологий и её проверка на постсоветском пространстве позволила уточнить и классифицировать основные нормативно-постулируемые идеологии в странах пост-советского пространства. Полученные результаты продемонстрировали, что во многих постсоветских странах достаточно негативное отношение к культурному многообразию, отсутствует полноценная возможность сохранять и развивать различные культуры, но присутствует сильная асимметрия в статусе этнокультурных групп, что создаёт напряженные межкультурные отношения и, следовательно, провоцирует сложности для аккультурации и адаптации русских. Эти выводы подчеркивают необходимость изменения национальных политик на более ориентированные на благоприятные возможности для позитивного межгруппового контакта и диалога.