КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-18-01278

НазваниеМолодежный вандализм как реакция на информационные вызовы современной городской среды

РуководительКружкова Ольга Владимировна, Кандидат психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный педагогический университет", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2021 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (18).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-553 - Социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, политическая психология, юридическая психология, экономическая психология

Ключевые словаВандализм, вандальное поведение, вандальная активность, городская среда, молодежь, информационное воздействие, городское культурное пространство, вандализм в социальных сетях, радикализация населения, профилактика вандализма.

Код ГРНТИ15.41.59


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Вандализм – то явление, которое сразу привлекает внимание и в обыденном информационном контексте имеет исключительно резко негативные оценки. Вместе с тем, научный подход к изучению данного феномена, предлагаемый в настоящем проекте, позволяет существенно расширить представления об этой, на первый взгляд, девиации, последствия которой повсеместно встречаются в окружающем нас городском пространстве. Так, с одной стороны насыщенная вандальными преобразованиями среда не является безопасной в восприятии человека в ней находящегося, однако с другой - именно вандализм, зачастую, является инструментом коммуникации жителей города, и не только определенной возрастной категории (хотя, безусловно, преобладание молодежи среди их числа подавляющее), но и тех людей, которые по каким-либо причинам выбрали объекты городской инфраструктуры в качестве носителя информации, а их преобразование (несанкционированное и несогласованное) как посыл и инструмент выражения собственной позиции. Интересен тот факт, что инструментальное использование вандализма чрезвычайно многообразно: вандализм актуален и при отстаивании политических интересов, часто используется в теневом маркетинге, а также встречается в сети Интернет, и как самостоятельная практика по отношению к виртуальному контенту, и как практика популяризации вандальных преобразований в реальной городской среде. Помимо этого коммуникация посредством вандальных действий продолжает оставаться востребованной в молодежных группах, причем совершенно различных по статусу и специфике своей активности, меняются исключительно объекты вандальных атак – от памятников и культовых сооружений до парт и стен в образовательных организациях. Актуальность решения заявленной проблемы, связанной с недостатком научных представлений о феномене вандализма в условиях информационных вызовов современной городской среды, чрезвычайно высока. Продолжение работы над проектом предполагает рассмотрение этого явления в кросс-культурном аспекте, который последовательно раскрывается, начиная с культурной локации отдельных стран, заканчивая локальным субкультурным сообществом граффити, представители которого наиболее ориентированы на совершение вандальных действий. Научная новизна исследования заключается с одной стороны в отсутствии аналогичных комплексных исследований, как в российской, так и мировой научной практике, а с другой – в попытке выстроить целостную мультидисциплинарную концепцию вандализма как социально-культурного явления. Последняя позволит раскрыть феномен вандального поведения, начиная с его эволюционно-культурных предпосылок, заканчивая конкретными закономерностями в актуальном взаимодействии субъекта и городской среды, а также создать основу для совершенствования норм права и правоприменительной практики.

Ожидаемые результаты
1. Целостная мультидисциплинарная концепция вандализма как социально-культурного явления. Данная концепция позволит учитывать универсальные и специфические (кросс-культурные) факторы возникновения, функционирования вандальных практик как в России, так и за рубежом, а также их воздействующий потенциал на воспринимающего субъекта, роль правовых, формально-культурных и резидуальных норм в оценке и распространении данного явления вместе с учетом субкультурных активностей в различных культурных локациях. Научная значимость разработки указанной концепции очевидна в связи с широким распространением вандальных практик в современном мире (этому способствует не только техническая доступность подобных деяний и относительно мягкое наказание за них, но и популяризация процесса и результата вандализма в виртуальной среде Интернет). В то же время в отечественной и зарубежной науке отсутствует единое представление о вандализме, а традиционные и современные теории девиантного поведения не могут в полной мере объяснить вандализм, чья природа в ряде случаев не носит деструктивно-агрессивный характер и опирается на иные (культурные, социальные, эстетические, эмоциональные и др.) основания. Понимание сложной природы вандализма и факторов его возникновения и воздействия позволит повысить эффективность систем профилактики вандальной активности граждан, создать условия для конструктивного диалога власти и общества (в том числе через понимание смысловых компонентов вандальных актов и механизм оспаривания гражданами права на управление общественными пространствами с применением вандальных практик). 2. Предложения по внесению изменений в ст. 214 УК РФ и иные нормативно-правовые акты, касающиеся действий, квалифицируемых как вандализм. Указанная статья на сегодняшний день обладает малой правоприменительной практикой и крайне редко используется для квалификации противоправных деяний. Одна из проблем актуальной статьи состоит в том, что она квалифицирует как вандализм крайне узкий спектр противоправных действий, а также касается сложно измеримых социальных явлений, требующих проведение дополнительных экспертиз. Заявленное в проекте сопоставительное исследование зарубежных норм права относительно вандализма, а также разработанная целостная мультидисциплинарная концепция вандализма как социально-культурного явления позволит уточнить указанную статью, что будет способствовать более эффективной правоприменительной практике. Данные комплексные результаты являются интегративным итогом выполнения проекта на протяжении всего срока реалзации (2017-2021 гг.) и основываются на синтезе результатов уже полученных и запланированных на каждый год выполнения проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках выполнения общей задачи проекта, направленной на исследование вандализма в кросс-культурном аспекте, предполагающее обнаружение закономерностей в системе взаимодействия: субъект вандальной активность – результат вандальной активности – субъект, воспринимающий результаты вандальной активности, были осуществлены организационно-подготовительный и полевой этапы выполнения работ, запланированные в реализации проекта на 2020 год. Данные этапы предполагали анализ законодательства по регулированию и пресечению вандальных действий в национальном законодательстве Белоруссии, Бразилии, Германии, Китая, Франции, Узбекистана, а также федеральном, региональном, муниципальном законодательстве Российской Федерации. Кроме того анализировалось отношение к вандализму и его понимание в указанных странах через анализ сообщений в СМИ, анкетирование представителей молодежи Белоруссии, Бразилии, Германии, Китая, России (с учетом регионального и территориального аспектов), Франции, Узбекистана, проведение фокус-групп и лабораторных экспериментов на основе метода окулографии. Также осуществлялся сбор визуальных примеров вандального повреждения среды населенных пунктов в Белоруссии, Бразилии, Германии, Китая, России (с учетом регионального и территориального аспектов), Франции, Узбекистана для выявления семантической кросс-культурной специфики вандализма. Полученные результаты позволили описать понимание вандализма с позиции закона, общественного мнения и индивидуального понимания субъекта вандализма и субъекта, воспринимающего вандализм, в кросс-культурном аспекте. В рамках обозначенного направления исследования было выполнено большинство запланированных на 2020 год работ. Однако, в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и введением ограничительных мероприятий в зарубежных странах и ряде регионов РФ не были реализованы в полном (запланированном) объеме следующие работы, выполнение которых в том числе в дистанционном формате переносится на первый квартал 2021 года: сплошное полевое фотофиксирование визуальных примеров вандальных повреждений во Франции (города Париж и Тулуза), а также проведение фокус-групп (во Франции, Германии, Белоруссии, Узбекистане, Китае, Бразилии) и глубинного интервью для исследования особенностей восприятия вандализма и отношения к нему у молодежи (во Франции, Германии, Белоруссии, Узбекистане, Бразилии). Данные задачи отложены в выполнении из-за невозможности выезда научного коллектива в данные страны для очного проведения процедур. В связи с этим были разработаны и апробированы дистанционные форматы проведения фокус-групп и глубинного интервью, которые будут реализованы в начале следующего отчетного периода. Фотофиксирование будет осуществлено непосредственно после снятия режима локдауна во Франции. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований за 2020 год состоят в следующем. Во-первых, сопоставительный анализ и описание правоприменительных практик по отношению к вандализму в разных странах, а также в РФ с учетом регионального законодательства и локальных нормативно-правовых актов, действующих на территории муниципальных образований, позволили выявить специфические особенности правоприменительных практик, используемые в разных странах, по отношению к данному виду девиантного поведения. В республике Узбекистан вандализм является посягательством на общественную мораль и нравственность, кодифицируется и оценивается как разновидность хулиганствующего деяния. При этом недостатками антивандального законодательства в Узбекистане можно считать размытость дефиниций вандализма и хулиганского поведения, затрудняющая квалификацию именно вандальных преступлений. В Федеративной Республике Германия по отношению к вандализму присутствует норма в Уголовном Кодексе (Strafgesetzbuch; StGB), согласно которой основным (непосредственным) объектом преступления является посягательство на отношение собственности, а общественный порядок – дополнительный объект. Предмет преступления в УК ФРГ представлен шире, чем в законодательстве РФ, к нему относятся не только предметы общественного достояния, но и объекты богослужения. При этом каждый вид вандальных действий в УК ФРГ регламентирован отдельной статьей. Анализ корпуса юридических текстов Китайской Народной Республики показал, что в прямом виде, понятие «вандализма» отсутствует в праве КНР. Специфика правового режима КНР заключается в том, что в соответствии с Конституцией недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы, а также земля в городах являются государственной, то есть общенародной собственностью. Соответственно, преступления, связанные с причинением вреда данным объектам, являются преступлением против государства или общества – «Социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна». В уголовном кодексе Франции также отсутствует понятие «вандализм». При этом присутствует норма права, которая регулирует такие действия, которые в УК РФ соответствуют феномену вандализма. УК Франции квалифицирует это как уничтожение, повреждение или порчу какого-либо имущества, принадлежащего другому лицу; нанесение без предварительного разрешения надписей, знаков или рисунков на фасады домов, транспортные средства, общественные пути или городское движимое имущество. В нормах права республики Беларусь также отсутствует термин «вандализм». Однако, подобные действия регулируются рядом нормативно-правовых актов. Так, графический вандализм (рисунки и/или надписи) в общественном месте нарушает правила благоустройства и содержания населенных пунктов в соответствии со КоАП Республики Беларусь. Оскорбления или нецензурная лексика на изображении, квалифицируется как мелкое хулиганство. Более существенный вред, причиняемый вандалами, регулируется Уголовным кодексом Республики Беларусь «Умышленные уничтожение либо повреждение имущества», «Осквернение сооружений и порча имущества». В бразильском законодательстве отличается акт вандализма (пишасао) от граффити, которое было декриминализовано в Бразилии в 2011 году Федеральным Законом. Однако, защита общественных интересов в сфере охраны собственности является содержанием статьи Уголовного кодекса, которая устанавливает, что преступлением является «уничтожение или повреждение чужого имущества, а также оставление его бесхозяйственным», при этом уголовное законодательство также предусматривает квалифицирующий признак для такого рода общественно опасных деяний, когда это практикуется «против собственности Федерации, штата, муниципалитета, компании-концессионера по оказанию публичных услуг или общества со смешанным капиталом». В ходе анализа федерального, регионального и муниципального законодательства Российской Федерации было выявлено, что в РФ вандализм регулируется преимущественно федеральным законодательством, в первую очередь это Уголовный кодекс, а также КоАП. Многие действия, ассоциирующиеся в сознании граждан с вандализмом, уголовным законодательством РФ к нему не относятся (речь идет о таких правонарушениях, как хулиганство, осквернение памятников, могил, повреждение чужого имущества). Региональное и местное законодательство, регулирующие вандальную активность практически отсутствует, за редким исключением. Во вторых, дана кросс-культурная характеристика семантической нагрузки информационного контента, сопровождающего случаи вандальных актов в рамках культурного поля различных стран, на территории РФ – в городах разных регионов, в различных типах населенных пунктов (мегаполис, малый город, сельское поселение), а также в целевом контенте субкультурных сообществ. Обнаружено, что информационный контент, сопровождающий освещение в СМИ актов вандализма в разных странах, имеет как общие черты, так и специфические особенности. Так, в каждой из анализируемых стран отчетливо выделяется негативный контекст совершаемых действий, а их описание осуществляется посредством использования лексики, относимой к концепту «хулиганство». В частности, описывается общественная опасность вандализма и его последствий, а субъекты вандального поведения характеризуются неспособностью контролировать собственное поведение, оценивать социальную значимость своих действий. Так, в средствах массовой информации Республики Узбекистан вандальное поведение личности, воспринимается и оценивается как противопоставление себя обществу, оппозиционное, протестное поведение, реализующее субъективные побуждения путем уклонения от норм социального поведения. Наиболее частотными темами о вандализме в Белоруссии являются сообщения о повреждении подростками памятников и надгробий на кладбищах, надругательстве над монументами (преднамеренном и случайном), а также в свете нестабильной политической обстановки – многочисленные акты вандализма по отношению к общественным и публичным зданиям (администрации, школы и т.п.). На территории Китая осуществляется государственный контроль за распространением информации. Появляющаяся в СМИ информация о вандальных актах максимально ограничена и касается либо памятников природы, либо объектов культурного наследия. Новостные ленты французских СМИ достаточно часто публикуют сообщения на тему вандализма, причем как о локальных вандальных актах, так и о масштабных, направленных на объекты культуры, где констатируются факты, содержатся цитаты властей, выражающих отношение к акту вандализма. В проанализированных сообщениях СМИ на тему вандализма в Германии в основном отражается информация о характере вандального акта, месте и времени, о том, кем оно было совершено, об ущербе и убытках, обозначаются возможные причины совершенного и направления профилактики. В бразильских СМИ вандализм освещается зачастую как побочный эффект протестного движения, когда активисты могут использовать тактику уничтожения собственности в качестве формы протеста (разбитие окон банков, магазинов и государственных учреждений; баррикадирование, надписи и рисунки на стенах кампусов при студенческих волнениях, поджоги автомобилей и покрышек и пр.). Это часто происходит во время беспорядков, но может происходить и как единичное событие. При этом вандализм в бразильских СМИ связывается именно с разрушением и деформацией среды, а не с ее преобразованием, поскольку после декриминализации граффити в 2011 году нелегальный стрит-арт и его производные перестали считаться вандализмом. Анализ информационных сообщений о вандализме на территории Российской Федерации позволил заметить, что интенсивность присутствия материалов о вандализме в разных городах сопоставима: несмотря на разные социально-политические и культурные особенности развития в каждом городе выборки, сюжеты, в которых обозначается проблематика вандализма, появляются с примерно равной частотой. Однако выявлена разница в содержательной репрезентации информационного контента о вандализме: в Екатеринбурге, Самаре и Санкт-Петербурге более половины обнаруженных материалов посвящены тематике городского искусства (стрит-арта), которая в случае Москвы и Владивостока прослеживается менее очевидно. Анализ информационного контента сети Интернет позволил сделать вывод о непопулярности сообщений об актах вандализма, если только они не касаются национальных или международных объектов, памятников, символов и т.п. Подобные сообщения имеют небольшое количество просмотров (среднее количество просмотров – 300, комментариев – 100). Все комментарии к подобным сообщениям классифицируются в 4 группы: комментарии сожаления; осуждающие комментарии, сами содержащие элементы вандализма, проявляющиеся в угрозах оппонентам; обвиняющие комментарии, объектом обвинений становится действующая власть, федеральная, региональная, муниципальная; нигилистические комментарии, нивелирующие ценность разрушенного или оскверненного объекта. Анализ информационного контента в субкультурной среде проводился преимущественно на материалах Самары, Екатеринбурга (мегаполисы) и Новокуйбышевска (малый город). В субкультурах не принято использование официальных каналов распространения информации и привлечение профессионалов для ее производства, эти практики носят информальный характер, поэтому акцент был сделан на анализе контента, появившегося в интернет-сообществах в социальных сетях VK.com, Facebook, Instagram, посвященных деятельности субкультур граффити, панк-рока, скейтеров, «около футбола» (поскольку вандальный статус этих субкультур выше других), а также сообществ, связанных со сферой стрит-арта (всего 12 интернет-сообществ), исследовались страницы участников сообществ (22 страницы). В результате было установлено, что в исследуемых сообществах регулярно публикуются сообщения, содержащие локальные, а иногда и мировые новости об эпизодах, имеющих признаки вандализма. При этом чаще всего «вандальные» новости появляются в сообществах о граффити культуре и стрит-арте, могут содержать как самостоятельно подготовленные сообщения с указанием авторства работ (ников) и локации, так и репосты новостей о вандальных актах с крупных (региональных, федеральных, мировых) новостных ресурсов с комментариями администратора. В отличие от обсуждений такого контента на массовых ресурсах, в субкультурной среде встречается больше одобрительных реакций (лайки, репосты, поддерживающие комментарии), чем негативных. Как правило, негативные комментарии связаны с критикой, обусловленной внутренними правилами и установками субкультуры (критикуется выбранное место, техника выполнения, идеологический посыл, и пр.). Таким образом, установлено, что субкультурный вандализм, как сами вандальные акты, фигурирующие в информационном пространстве субкультуры, так и практика их обсуждения далеко не всегда имеют элементы идейного протеста, несут манифесты, требования и пр., связанные с противоречиями в отношении массовых культурных и социальных норм, или ключевых стейкхолдеров городской среды – властей, представителей полиции и пр., но во многом представляют собой акты рутинной практики. В-третьих, сформирована база фото с примерами вандальных повреждений, зафиксированными в разных странах, крупных городах разных регионов РФ, на территории мегаполиса, малого города и сельского населенного пункта РФ. В настоящий момент в базе фотографий, содержащих примеры вандализма, находятся 6 002 фото, из них 2 010 фото относятся к зарубежным локациям (Белоруссия, Бразилия, Германия, Китай, Узбекистан, Франция), 3 992 фото к локациям российских мегаполисов (Владивосток, Екатеринбург, Москва, Самара, Санкт-Петербург), малых городов и сельских населенных пунктов Свердловской области. Сбор фото осуществлялся членами научного коллектива, резидентами на территориях и посредством геоинформационных сервисов (BaiDu Maps). В четвертых, составлены сводные таблицы данных по итогам проведения фокус-групп (9 фокус-групп на территории РФ), 59 глубинных интервью (разные страны, города регионов РФ, разные типы населенных пунктов), а также анкетирования (1028 анкет по России и 600 анкет в зарубежных странах (Белоруссия, Бразилия, Германия, Китай, Узбекистан, Франция) и лабораторных экспериментов (25 участников эксперимента, в том числе с применением метода окулографии). Полученные в отчетный период результаты были отражены в публикациях, в частности в виде монографии «Вандализм в пространстве субкультуры: модерн vs постмодерн» (13 п.л.), в цикле статей в изданиях, включенный в список ВАК, ERIH, РИНЦ (32), в том числе в 3 статьях в изданиях, включенных в базы SCOPUS и WoS, в 22 докладах на 19 научных конференциях. В рамках реализации проекта ведется активная работа в социальных сетях. Созданы сообщества (группы) проекта в таких социальных сетях, как: Вконтакте (https://vk.com/youth.vandalism), Facebook (https://www.facebook.com/groups/youth.vandalism), Instagram (@youth.vandalism), где члены коллектива публикуют научно-популярные статьи по теме исследования, сопровождая их фотографиями и иллюстрациями.

 

Публикации

1. Бабикова М.Р Семантические нагрузки визуальных форм вандальных повреждений в региональном аспекте «Политическая лингвистика», Екатеринбург, - (год публикации - 2020)

2. Бабикова М.Р. Семантическое распределение графического вандализма по районам Екатеринбурга Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей, Екатеринбург, ч.2, с.248-251 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.26170/Kso-2020-169

3. Бабикова М.Р., Блинова О.А. Информационное поле вандализма: представление СМИ и общественная реакция «Политическая лингвистика», Екатеринбург, - (год публикации - 2020)

4. Белов В.В, Бородавко Л.Т., Гейжан Н.В., Злоказов К.В., Рожков А.А., Торопов В.А., Юренкова В.А., Шаранов Ю.А. CONSISTENCY OF PERSONAL IDENTITY AS A RESOURCE FOR PEDAGOGICAL PREVENTION OF ADOLESCENT RADICALIZATION Revista Tempos e Espaços em Educação, Revista Tempos e Espaços Em Educação, 2020. - 13(32), p. 1–15 (год публикации - 2020)

5. Блинова О.А. Подростковый онлайн-дискурс и практики цифровой гигиены Материалы конференции "Государство, политика, социум", - (год публикации - 2021)

6. Блинова О.А., Девятовская И.В., Бабикова М.Р., Исаев Ю.С. ВАНДАЛИЗМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И STRAFGESETZBUCH ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ "Бизнес. Образование. Право", Волгоград, - (год публикации - 2021)

7. Воробьева И.В. ВАНДАЛИЗМ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА И МАЛОГО ГОРОДА Педагогическое образование в России, Екатеринбург, - (год публикации - 2021)

8. Воробьева И.В. Вандализм в образовательной среде как деструктивная активность субъекта Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей/ Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2020, Часть 1. С. 19-22. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.26170/Kso-2020-03

9. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Социосредовая специфика сельского вандализма: опыт эмпирического изучения Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы : сборник материалов Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 8–10 октября 2020 г. – Ярославль : ЯрГУ; Филигрань, 2020., С. 486-489. (год публикации - 2020)

10. Воробьева И.В., Кружкова О.В. ВАНДАЛИЗМ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе . – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020, С. 163-166 (год публикации - 2020)

11. Злоказов К.В. Представление о ценности и значении в структуре вандального действия: эмпирическое исследование Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, Кострома, - (год публикации - 2020)

12. Злоказов К.В. РЕГУЛЯЦИЯ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см (год публикации - 2020)

13. Кружкова О.В. Вандализм как выражение субъектности личности Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей/ Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2020, Часть 1. С. 36-39 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.26170/Kso-2020-09

14. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Готовность к вандальному поведению учащихся: гендерный аспект Герценовские чтения: психологические исследования в образовании Материалы III Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 1–2 октября 2020 г. Научное электронное издание., Выпуск 3. С. 375-382. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-76

15. Кружкова О.В., Девятовская И.В., Кривощекова М.С. Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса: гендерный аспект Образование и наука, - (год публикации - 2021)

16. Кружкова О.В., Симонова И.А., Воробьева И.В. ДИНАМИКА ВАНДАЛИЗМА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Бехтерев и современная психология личности: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2–4 октября 2020 г.– Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020, С. 153-155 (год публикации - 2020)

17. Кузовенкова Ю.А. Границы нормы и девиации в субкультурном аспекте Социум и власть, Выходные данные публикации Социум и власть. 2020. № 4 (84). С. 47-55 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22394/1996-0522-2020-4-30-46

18. Кузовенкова Ю.А., Симонова И.А. Vandalism in subcultural communities: types, factors, interpretation, specificity of identity (based on materials from the Russian subcultural environment) Laboratorium, - (год публикации - 2021)

19. Порозов Р. Ю. Парадигмы существования субкультуры в пространстве современного города Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции «МОЛОДЕЖЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: мировоззренческие основания человека в “текучей современности”», - (год публикации - 2021)

20. Порозов Р.Ю. Практика интерпретации субкультурного освоения городского пространства Сборник материалов Международная научно-практическая конференция ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского «МИР КУЛЬТУРЫ: ИСКУССТВО, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ», - (год публикации - 2021)

21. Порозов Р.Ю., Клюсова П.С. Граффити как форма выражения общественного мнения Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры, - (год публикации - 2021)

22. Порозов Р.Ю., Клюсова П.С. Молодежь как субъект вандальной активности в субкультуре граффити Политическая лингвистика, - (год публикации - 2021)

23. Руденкин Д.В. Уличное искусство в восприятии российской городской молодежи: проявление творчества или разновидность вандализма? Урбанистика, № 4 С. 61-78. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.7256/2310-8673.2020.4.34414

24. Руденкин Д.В. Что знает и думает про вандализм молодежь крупного российского города: кейс Екатеринбурга Социодинамика, - (год публикации - 2020)

25. Симонова И.А. ГОРОДСКОЙ ВАНДАЛИЗМ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ГЕРОИ И ЗЛОДЕИ Сборник материалов конференции «Бренное и вечное: мифы цифровой цивилизации», - (год публикации - 2020)

26. Бабикова М.Р., Блинова О.А., Воробьева И.В., Злоказов К.В., Кружкова О.В., Кузовенкова Ю.А., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В., Симонова И.А. Вандализм в пространстве субкультуры: модерн vs постмодерн Вандализм в пространстве субкультуры: модерн vs постмодерн: монография / под научной редакцией И.В. Воробьевой, О. В. Кружковой; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: [б. и.], 2020. – 250 с., Екатеринбург, 2020. 250 с. (год публикации - 2020)

27. Девятовская И.В. ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЮНОШЕЙ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Материалы международной научно-практической конференции "Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация", - (год публикации - 2020)

28. Злоказов К.В. Представление о взаимодействии с окружающими у хулиганствующих подростков Сборник материалов конференции "Ананьевские чтения 2020", - (год публикации - 2020)

29. Кузовенкова Ю.А. Репрезентация вандализма он-лайн: опыт молодежной субкультуры граффити Название издания Сборник материалов конференции «Поколение z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность», - (год публикации - 2020)

30. Кузовенкова Ю.А. Индустриальное наследие как локации для граффити и стрит-арта Сборник материалов конференции «Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+», - (год публикации - 2020)

31. Руденкин Д.В. Стереотипы городской молодежи о вандализме: выводы для социальной педагогики Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Материалы IX Международной научно-практической конференции посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Отв. редактор Ю.Ю. Шурыгина. Улан-Удэ, 2020, Улан-Удэ, 2020. С. 247-250. (год публикации - 2020)

32. Руденкин Д.В. Вандализм городской молодежи глазами социолога: основные тренды Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8–10 октября 2020 г.), Омск. 2020. С. 193-196. (год публикации - 2020)

33. Руденкин Д.В. Что российская городская молодежь знает о вандализме и почему это необходимо учитывать при его профилактике? Социальные трансформации в контексте пространственного развития России. Сборник материалов Второго крымского социологического форума, Симферополь. 2020. С. 456-462. (год публикации - 2020)

34. - Сотрудник УрГПУ рассказала об исследованиях молодежного вандализма американцам и уральцам Сайт Уральского государственного педагогического университета, - (год публикации - )

35. - Проект научного коллектива УрГПУ вновь поддержан Российским научным фондом Сайт Уральского государственного педагогического университета, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В рамках выполнения общей задачи проекта, направленной на исследование вандализма в кросс-культурном аспекте, предполагающее обнаружение закономерностей в системе взаимодействия: субъект вандальной активность – результат вандальной активности – субъект, воспринимающий результаты вандальной активности, были завершены работы по полевому этапу, а также выполнены работы по аналитико-интерпретационному и интеграционному этапам, запланированным для реализации на 2021 год. Данные этапы предполагали формирование научных представлений о специфических особенностях вандализма в разных странах (юридическая трактовка, мнение населения, анализ специфики вандальных повреждений); создание интегративного определения вандализма с учетом его культурологической специфики; выделение критериев (маркеров) вандальной активности, определение и описание специфики вандальных повреждений в мегаполисах разных регионов РФ, малых городах и сельских населенных пунктах с учетом отношения к ним со стороны жителей территорий; разработку шкалы вандальной активности группировок субкультуры граффити, оценивающей степень риска реализации деструктивного поведения в городской среде; создание социально-психологического портрета вандала, относящегося к субкультуре граффити, в которой наиболее частотно используются вандальные практики. Все запланированные на 2021 год работы были выполнены. Результаты теоретических изысканий и эмпирических исследований за отчетный период состоят в следующем. Во-первых, сформировано интегративное определение вандализма в кросс-культурном контексте с выделением критериев (маркеров) вандальной активности. Основанием для конструирования интегративного определения вандализма выступили три группы критериев: 1) правовые: умысел (случайный вандализм – явление крайне редкое, как правило, вандал осознает, что он делает и что в результате произойдет, но совершает намеренные действия несмотря ни на что); ущерб (вандализм, это всегда причинение ущерба, материального, морального, и причинение его происходит вполне сознательно); маргинальность (вандализм – способ материализовать маргинальные настроения); 2) социально-психологические, те, что определяют направленность личности относительно осуществления вандальных действий: деструктивность (если рассматривать вандализм с точки зрения генезиса термина, то он всегда несет в себе некоторую деструкцию, разрушение того, что создано другими и в результате чего меняется облик окружающего пространства, как с эстетической, так и с физической точек зрения); эмоциональность (в вандальном порыве человеком движут злость, обида, раздражение, любопытство и пр. эмоциональные состояния, порождающие деструктивное их воплощение); демонстративность (вандализм всегда направлен во вне, вандалом движет желание что-то кому-то показать, доказать, рассказать и т.д.); оспаривание власти (вандализм – это оспаривание права на управление и изменение объекта, подвергающегося вандализму, утверждение возможности влиять через вандальный акт на настроения и поведение других людей); 3) философские: антиномичность (вандализм, это не всегда разрушение и эстетическое искажение окружающего пространства, вандализм как искусство имеет обратное действие. Кроме того, требования и желания, демонстрируемые вандалами часто носят противоречивый характер, например, это с одной стороны, выражение внутренней и внешней свободы, а с другой, - страх быть пойманным); экзистенциальность (вандализм можно рассматривать как способ проявление экзистенциалов бытия, например одиночества или конструирования смыслов). Таким образом, вандализм – это намеренное воздействие субъекта на находящиеся в частной, коллективной, государственной, муниципальной, собственности или в собственности общественных объединений объекты или информацию, происходящее вследствие расширения границ реализации субъектности индивида за формально устанавливаемые социумом пределы активности субъекта, и снижающее (в исключительных случаях, изменяющее) социально-культурную ценность преобразованных объектов или информации. Во-вторых, выделены закономерности и дано описание специфики вандальных повреждений в разных странах, городах разных регионов РФ (мегаполисах), малых городах и сельских населенных пунктах РФ во взаимосвязи со спецификой культурных локаций. Вандализм в Белоруссии встречается достаточно редко и не отличается разнообразием. Наиболее частотны его графические формы и варианты замусоривания. Отличительной особенностью является высокий социальный контроль со стороны жителей и ориентированность специальных служб на максимально быстрое восстановление объектов. Вандализм в Бразилии – явление привычное и встречается в самых разнообразных формах (графический, деструктивный, вандализм замусоривания), отдельные локации максимально насыщены вандальными проявлениями. Вандализм в Германии проявляется в форме молодежного граффити, коммуникативного подросткового вандализма, но наибольшее негативное отношение населения фиксируется к замусориванию территории бытовыми отходами. В Китае фиксируются все разновидности вандализма, но их распространенность крайне мала. Специфической особенностью является выбор объектов для преобразования, среди которых практически не встречается государственная и общественная собственность. Во Франции из видов вандализма преобладают его графические формы, среди которых достаточно большой процент субкультурных, политических и художественных граффити. Вандализм в Узбекистане обнаруживается в единичных и достаточно локальных территориях, как правило утративших свое функциональное значение. Характерен высокий социальный контроль и снисходительное отношение к подростковому и «случайному» вандализму. Вандализм в России также представлен во всех формах, однако обнаружены его частотные доминанты по отдельным разновидностям в контексте определенных локаций (мегаполис, малый город, сельский населенный пункт). Специфической особенностью выступила распространенность информационного замусоривания. Проведенный анализ также позволил дифференцировать особенности проявлений и восприятия вандализма в отдельных локациях на территории РФ: в Москве наиболее распространены на территории города мелкие формы графического вандализма (стикеры, тегирование и др.), имеющие выраженную субкультурную и маркетинговую подоплеку; в Санкт-Петербурге встречаются разнообразные формы вандальной активности, при этом специфическим для города является частое нанесение графического вандализма на крыши домов, в высотных труднодоступных местах, на автофургоны; в городской среде Владивостока распространены различные формы вандализма, но, как правило, их локализация характеризуется невысокой плотностью и предпочтением мест с элементами разрушений и признаками ветхости; в Екатеринбурге встречается высокая распространенность и плотность различных форм вандализма с преобладанием графического субкультурного и маркетингового вандализма (в том числе вандализм дорожных знаков), при этом локализация вандальных повреждений не явная - вандальным преобразования встречаются практически на всех периферийных и центральных объектах городской среды, кроме закрытых и охраняемых территорий; в Самаре представленность вандализма напрямую связана с локациями интенсивной молодежной коммуникации, в которых наибольшей частотностью обладает графический субкультурный вандализм. Вандализм в малых городах представлен чаще всего в деструктивных формах и вариантах замусоривания территории, графические формы встречаются преимущественно как средство подростковой коммуникации и самоутверждения. Высокохудожественные граффити редки и располагаются в локациях молодежного общения. Вандализм в сельских населенных пунктах – редкое явление, объектом которого чаще всего выступают заброшенные локации, которые являются местом коммуникации молодежи. При этом внешне объект практически не изменяется и не нарушает общую эстетику среды. Также преобразованию в виде графического вандализма подвергают отдельные элементы сельской инфраструктуры. Наибольшее распространение наблюдается у вандализма информационного замусоривания в формате размещения объявлений. В-третьих, разработана модель универсальных и специфических факторов восприятия и отношения к вандализму в различных культурных локациях (в разных странах; городах разных регионов РФ (мегаполисах), малых городах и сельских населенных пунктах РФ), к которым отнесены: - степень гражданской солидарности и общественного согласия, характерных для жителей конкретной культурной локации. Более критичное отношение к вандализму характерно для тех, кто ощущает высокую степень солидарности с другими жителями своего населенного пункта и воспринимает деструктивную активность в нем как фактическое проявление неуважения к их интересам. Соответственно, повышенная толерантность к вандализму более характерна для тех культурных локаций, жители которых разобщены и не демонстрируют развитой групповой солидарности; - уровень развития институтов социального контроля. Страх осуждения со стороны окружающих часто рассматривается людьми как фактор, напрямую влияющий как на декларируемые оценки вандальных проявлений, так и на обозначаемую готовность лично совершать соответствующие действия. Таким образом, ощущаемый социальный контроль становится важной переменной, влияющей на специфику восприятия и отношения к вандализму в различных культурных локациях; - степень комфортности территории и инфраструктуры населенного пункта. Ощущаемая степень комфорта городского пространства напрямую влияет на специфику отношения жителей к конкретным проявлениям вандализма. Ощущаемый дискомфорт бытовых условий провоцирует детабуизацию вандализма, который перестает восприниматься большинством людей как девиантная практика и начинает рассматриваться, скорее, как инструмент преодоления актуальных бытовых неудобств; - масштабность и регулярность деструктивных изменений в пространстве и инфраструктуре населенного пункта. Систематические деструктивные изменения, происходящие в пространстве и инфраструктуре населенного пункта, ведут к десакрализации его восприятия жителями. Городское пространство начинает восприниматься как принципиально изменчивое и толерантное к интенсивным преобразованиям, в том числе и к вандальным; - культурное многообразие и «лабильность». Умножение культурно обусловленных репертуаров поведения, их изменчивость в среде населенного пункта приводит к расширению и размыванию границ допустимого и «нормального». Отдельные формы вандализма перестают дифференцироваться с актами творчества и начинают восприниматься как культурно допустимые; - распространенность и популяризация легального стрит-арта при правовой неинформированности населения. Незнание норм права, регулирующих неочевидные формы активности в городском пространстве (например, создание стрит-арт объектов), приводит к формированию ошибочного мнения о допустимости вандального преобразования пространства в эстетических целях, целях самовыражения, самопрезентации и т.д. Вопросы легитимности создания стрит-арт объекта трактуются исходя не из норм права, а из субъективных представлений отдельных лиц. Присутствие легитимных стрит-арт объектов в городском пространстве может провоцировать подражательство вандального характера; - эффективность функционирования каналов социальной коммуникации. Системные сбои в коммуникации власти и общества формируют социальный запрос на применение вандализма в качестве инструмента социального и политического высказывания. Поэтому в тех территориях, где такие сбои ощущаются людьми чаще, формируется лояльное отношение к формам вандализма, направленным на обозначение некой социальной или политической позиции (в первую очередь к граффити). - интенсивность присутствия темы вандализма в повестке средств массовой информации и заявлениях лидеров общественного мнения. Резонанс вокруг конкретных кейсов вандализма превращает соответствующие акции в важное информационное событие и придают им повышенную символическую значимость. Поэтому интенсивное освещение тематики вандализма в сообщениях средств массовой коммуникации создает почву для минимизации негативного отношения к ним. Данные факторы восприятия и отношения к вандализму универсальны. Однако их сочетательное раскрытие в условиях конкретного населенного пункта обнаруживает их специфические характеристики. В-четвертых, сформирован портрет типичного вандала – представителя субкультуры граффити с выделением ценностно-мотивационных основ, социально-демографических характеристик, индивидуально-психологических особенностей и специфики коммуникации, как потенциальных предикторов его деструктивной активности Можно выделить ряд универсальных характеристик, дающих представление о портрете типичного представителя субкультуры граффити: мужской пол; подростковый или юношеский возраст; школьник или студент университета (как правило, технического), молодой специалист; агрессивная манера поведения (готов применить физическое насилие в отношении водителя электрички, к конкурирующей команде граффитчиков, в том числе, отстаивать «свою территорию»), готов к риску (рисует в запрещенных местах, ворует краску из магазинов), скрытен (действует под псевдонимом – ником, не размещает персональную информацию о себе в сети, общается осторожно – не выдает личную информацию о себе и «коллегах»), имеет хорошую физическую подготовку, обладает выраженной субъектностью (активен, любопытен, организует индивидуальную траекторию своего обучения в сфере граффити), активен в тематических сообществах в социальных сетях (создание контента, его потребление и распространение). Данные результаты отражены в публикациях, в частности в виде монографии «Культурный код вандализма: опыт кросс-культурного исследования» (18 п.л.), в цикле статей в изданиях, включенный в список ВАК, ERIH, РИНЦ (24), в том числе в 6 статьях в изданиях, включенных в базы SCOPUS и WoS, в 36 докладах на 19 научных конференциях. В рамках реализации проекта ведется активная работа в социальных сетях. Созданы сообщества (группы) проекта в таких социальных сетях, как: Вконтакте (https://vk.com/youth.vandalism), Facebook (https://www.facebook.com/groups/youth.vandalism), Instagram (@youth.vandalism), где члены коллектива публикуют научно-популярные статьи по теме исследования, сопровождая их фотографиями и иллюстрациями.

 

Публикации

1. Бабикова М.Р. ГРАФФИТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЯЗЫКОВОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ РФ) Культурно-языковой ландшафт: на перекрестке исследовательских парадигм: коллективная монография / ред. Р.Т. Садуов, А.Т. Садуова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2021, С. 61-78 (год публикации - 2021)

2. Бабикова М.Р. Графический вандализм в восприятии французов Политическая лингвистика, - (год публикации - 2021)

3. Бабикова М.Р., Симонова И.А. Семантико-культурологическая обусловленность графического вандализма (кейс Екатеринбурга) Политическая лингвистика, № 4(88). – С. 69-78. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_04_08

4. Блинова О.А., Горбунова Ю.А. Вандализм как практика реализации права на город Цивилизационные перемены в России. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021., C. 44-49 (год публикации - 2021)

5. Блинова О.А., Девятовская И.В., Бабикова М.Р., Исаев Ю.С. Vandalism in the system of statutory evaluation: a comparative analysis of the Russian and German legislation SHS WEB OF CONFERENCES IX Baltic Legal Forum “Law and Order in the Third Millennium”. Kaliningrad, 2021, Vol. 108. 02004 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1051/shsconf/202110802004

6. Воробьева И.В., Кружкова О.В. ВАНДАЛИЗМ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ Международный научно-образовательный форум., Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. С.106-109. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.26170/Kvnp-2021-03-26

7. Девятовская И.В. Воспитательный потенциал практик несанкционированного изменения городского пространства: зарубежный опыт Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021, С. 110-113 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.26170/Kvnp-2021-03-27

8. Девятовская И.В., Блинова О.А. ШКОЛЬНЫЙ ВАНДАЛИЗМ: АНАЛИЗ ОПЫТА РОССИИ И ГЕРМАНИИ Педагогическое образование в России, - (год публикации - 2021)

9. Злоказов К.В., Ильянкова Е.И., Рожков А.А. ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ОЦЕНКУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Всероссийский криминологический журнал, Т. 15, № 1. С. 15–26. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17150/2500-4255.2021.15(1).15-26

10. Злоказов К.В., Караяни Ю.М., Караяни А.Г. Шахматов А.В. ГОРОДСКОЙ ВАНДАЛИЗМ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АТРИБУЦИИ ЕГО ПРИЧИН Психология и право, Том 11. № 3. С. 77–93 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110306

11. Злоказов К.В., Порозов Р.Ю. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВАНДАЛИЗМЕ ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Педагогическое образование в России, - (год публикации - 2021)

12. Кружкова О.В., Воробьева И.В. Психологическая специфика представленности вандализма дорожных знаков в российских мегаполисах Прикладная психология и педагогика, - (год публикации - 2022)

13. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Плоцкая А. VANDALISM AS DELINQUENT BEHAVIOR: RUSSIAN AND BRAZILIAN EXPERIENCE SHS WEB OF CONFERENCES IX Baltic Legal Forum “Law and Order in the Third Millennium”. Kaliningrad, 2021. 05013, Vol. 108. 05013 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1051/shsconf/202110805013

14. Кружкова О.В., Симонова И.А., Лёвкина А.О., Кривощекова М.С. Vandal Practices as a Psychological Response to the COVID-19 Pandemic Changing Socities & Personalities, Vol. 5, No. 3, pp. 452–480, https://doi.org/10.15826/csp.2021.5.3.145 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/csp.2021.5.3.145

15. Кузовенкова Ю.А. Между искусством и вандализмом: дискурсивная представленность граффити и стрит-арта Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, - (год публикации - 2021)

16. Кузовенкова Ю.А., Симонова И.А. Неформальные и информальные практики для современных образовательных организаций: опыт обучающих практик в сообществе граффити Перспективы науки и образования, - (год публикации - 2022)

17. Кузовенкова Ю.А., Симонова И.А. Исследование обучающих практик в сообществе граффити как основа построения программ профилактики вандализма в молодежной среде Педагогическое образование в России, - (год публикации - 2021)

18. Порозов Р. Ю. Клюсова П. С. Анализ классификации граффити: опыт России и Китая Политическая лингвистика, № 5 (89). С. 151-156. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_05_17

19. Порозов Р. Ю. Клюсова П. С. Выражение ментальных установок народа в субкультуре граффити Культура и цивилизация, Том 11. № 4А. С. 135-145. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.34670/AR.2021.36.90.018

20. Руденкин Д.В. Стрит-арт в восприятии городской молодежи: кейс Екатеринбурга Социальный урбанизм: время и пространство городской жизни Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической онлайн конференции. Саратов, 2021, С. 249-253. (год публикации - 2021)

21. Руденкин Д.В. Социологический анализ отношения российской городской молодежи к вандализму Заметки ученого, - (год публикации - 2021)

22. Руденкин Д.В. Проблема вандализма в восприятии молодежи Екатеринбурга: опыт социологического исследования Урбанистика, - (год публикации - 2021)

23. Руденкин Д.В., Симонова И.А. Стратегии репрезентации вандализма в российских социальных медиа Евразийский юридический журнал, - (год публикации - 2022)

24. Рукенкин Д.В. Вандализм в восприятии молодежи российских городов: результаты кросс-регионального исследования Психология: историко-критические обзоры и современные исследования, - (год публикации - 2021)

25. Бабикова М.Р., Блинова О.А., Воробьева И.В., Девятовская И.В., Злоказов К.В., Коробицына Л.В., Кружкова О.В., Кузовенкова Ю.А., Порозов Р.Ю., Руденкин Д.В., Симонова И.А. Культурный код вандализма: опыт кросс-культурного исследования Культурный код вандализма: опыт кросс-культурного исследования: монография / М.Р. Бабикова, О. А. Блинова, И.В. Воробьева [и др.]; под научной редакцией И.В. Воробьевой, О. В. Кружковой;. – Екатеринбург: [б. и.], 2021., 300 с. (год публикации - 2021)

26. - Ученые УрГПУ провели исследование восприятия молодежью вандализма в Москве Сайт УрГПУ, - (год публикации - )

27. - Сотрудницы УрГПУ провели исследования во Владивостоке Сайт УрГПУ, - (год публикации - )

28. - Сотрудники УрГПУ выступили на Международном конгрессе по психологии в Праге Сайт УрГПУ, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Полученные результаты проекта могут быть использованы в рамках следующих стратегических направлений: 1. Повышение качества жизни граждан в условиях населенных пунктов. В ходе реализации проекта установлено, что вандальные повреждения среды являются значимым раздражителем и маркером неблагополучия пространства населенного пункта и общества, проживающего в нем. Жителей разных территорий беспокоят не все проявления вандализма, а только те, которые являются специфическими для конкретной среды триггерами социального стресса. Вариантами предотвращения вандальных повреждений среды могут быть как меры повышения социального контроля и ответственности граждан, формирование культуры взаимодействия с городской средой и совместного ее использования, так и усиление нормативно-правовой базы, повсеместного контроля за территорией и смещение фокуса внимания органов управления с последствий вандального акта на их субъекта. 2. Профилактика девиантного (вандального) поведения и предупреждение развития более социально-опасных форм девиаций у молодежи. С одной стороны, отсутствие знаний о правовом поведении среди молодежи приводит к размыванию понимания легитимности вандальных действий. В частности, большая часть представителей молодежи не различает степень законности легитимного стрит-арта и подражательного вандализма. Соответственно, повышение правовой грамотности и культуры поведения будет способствовать предупреждению не только вандализма, но и формированию устойчивого просоциального поведения. С другой стороны, исследование подтвердило, что в местах локализации вандальных практик молодежи закономерно появляются признаки иных форм девиантного поведения (в частности, теневой маркетинг, элементы экстремизма и др.). Профилактика вандализма здесь будет обеспечивать предупреждение более социально опасных правонарушений. 3. Мониторинг социальной напряженности в молодежной среде через маркеры вандальных повреждений и управление социальными настроениями с использованием неформальных инструментов. В исследовании установлено, что вандальные преобразования, особенно текстовые и графические (рисуночные) имеют высокий побудительный потенциал для воспринимающего субъекта. Формирование запланированных интенций, смыслового и эмоционального наполнения среды через ее преобразование (например, через стрит-арт как легализованную альтернативу вандализма) позволит в определенном смысле инициировать просоциальную активность горожанина. Кроме того, несубкультурный вандализм может выступать действенным индикатором, указывающим на малую включенность подростков и молодежи в социально-полезные и одобряемые виды деятельности (дополнительное образование, волонтерство, творчество, спорт и др.). 4. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики. С учетом полученных в проекте результатов установлено, что действия вандального характера в нормативно-правовой базе Российской Федерации регулируются несколькими статьями УК РФ и КоАП РФ. При этом практика применения именно ст. 214 УК РФ не распространена. Для изменения сложившейся ситуации целесообразно создать действенные механизмы, обеспечивающие мониторинг данного правонарушения; анализ результатов мониторинга позволит усовершенствовать указанную норму права для повышения ее эффективности.