КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-68-47038

НазваниеКогнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты.

РуководительШестакова Анна Николаевна, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Прежний руководитель Яскелайнен Ииро Пентти Тапани , дата замены: 30.03.2022

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2023 г. 

Конкурс№47 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по поручениям (указаниям) Президента Российской Федерации (междисциплинарные проекты)».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словаартрогрипоз, моторные расстройства, когнитивные функции, речь, психолингвистика, реабилитация, нейромоделирование

Код ГРНТИ15.21.35


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Основной целью данного междисциплинарного проекта является оценка отклонений в когнитивной сфере у детей с моторными нарушениями, такими как артрогрипоз (врожденное заболевание) и интранатальная травма плечевого сплетения (приобретенное заболевание, по симптоматике схожее с артрогрипозом) с использованием современных технологий динамического нейроимиджинга мозга человека в сочетании с широким спектром поведенческих подходов. Помимо оценки общих когнитивных параметров – памяти, внимания, особый акцент будет сделан на анализе возможных изменений в речевой функции у таких пациентов, а также нейрофизиологических механизмов, лежащих в их основе. Ожидаемым эффектом данного проекта будет разработка новой модели обучения и терапии необходимых для детей с моторными заболеваниями. Научная группа, работающая на базе НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера в Санкт-Петербурге будет проводить клиническую диагностику больных детей, а также проводить общую оценку когнитивных навыков с акцентом на речевые навыки, используя широкую палитру поведенческих методов, включая нейропсихологические и нейролингвистические методы. Науная группа, работающая на базе НИУ ВШЭ, будет работать как со здоровыми детьми, так и пациентами; исследования будут проводиться c использованием ЭЭГ высокой плотности, а также уникального метода магнитоэнцефалографического (МЭГ) картирования. Основные задачи, которые ставятся в рамках данного исследования: 1. Выявление общих когнитивных проблем у детей с моторными нарушениями (поведенческие тесты, ЭЭГ исследования) 2. Выявление нарушений речи у детей с моторными нарушениями (поведенческие , ЭЭГ/МЭГ исследования) Выявление нарушений речи у детей с моторными нарушениями (поведенческие , ЭЭГ/МЭГ исследования) Заявка № 20-65-47016 Страница 3 из 44 3. Оценка нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе обработки речи у здоровых и детей с моторными расстройствами. 4. Сравнение когнитивных навыков у детей с врожденным и приобретенным моторным заболеванием 5. Предложение модели коррекции выявленных нарушений 3. Оценка нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе обработки речи у здоровых и детей с моторными расстройствами. 4. Сравнение когнитивных навыков у детей с врожденным и приобретенным моторным заболеванием 5. Предложение модели коррекции выявленных нарушений Основные методы: · Медицинская оценка нарушений у детей с моторными нарушениями · Поведенческие тесты на память и внимание · Специально разработанные парадигмы, для выявление речевых отличий у больных и здоровых детей · Электромиография (ЭМГ) · ЭЭГ (включая ЭЭГ высокой плотности), МЭГ Проект является новаторским. Ожидаемые результаты - как положительные, так и отрицательные- будут использованы для создания новых подходов к лечению и социализации детей с моторными расстройствами.

Ожидаемые результаты
Реализация этого междисциплинарного проекта, проводимого как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, позволит получить очень ценную информацию как в клинической, так и в научной сферах. В частности, ожидается, что реализация данного проекта нашей исследовательской группой в НИУ ВШЭ в Москве позволит определить, во-первых, роль сенсомоторной системы в речевых процессах, происходящих в мозге нормально развивающихся детей. Во-вторых, изменение этой роли вследствие предполагаемой дисфункции центральных моторных структур у детей с артрогрипозом. И в-третьих, изменение паттернов мозговой активности после моторной реабилитации, специфической для данной популяции, что подтверждает вовлечение моторных структур головного мозга в сложные когнитивные процессы. В частности, мы ожидаем, что здоровые дети и, что более важно, дети с двигательными нарушениями будут отличаться от взрослых в том, как происходят процессы автоматического слухового восприятия (что будет отражено в таких компонентах вызванных ответов, как MMN, P300 и N400). Аналогичным образом, ожидаются различия в процессах порождения речи (с худшими показателями повторения, беглости речи, называнием изображений у детей и, в частности, у детей с двигательными нарушениями). На обоих уровнях мы ожидаем влияния семантической специфики речевых стимулов, а именно, ожидаются большие трудности при обработке речи, связанной с действиями, что должно отражается как в латентности, так и в пространственном распределении активности в передних и задних модально-специфических областях коры. Такие различия будут более выражены при обработке лексико-семантических единиц, с меньшей частотностью, освоенных в более раннем возрасте, менее знакомых или менее представляемых наглядно, а следовательно, связанных с меньшим сенсомоторным опытом, полученным при взаимодействии с внешней средой. Как правило, это отражает меньшую зрелость лексико-семантической системы в детском возрасте в результате постоянного развития концептуальных знаний посредством усвоения сенсомоторного опыта. Это должно быть более выражено у детей с артрогрипозом, учитывая двигательную специфику их расстройства. Что касается результатов, которые ожидаются от группы из Института им. Турнера в Санкт-Петербурге, то, во-первых, к ним относятся данные о неврологическом и ортопедическом статусе детей с артрогрипозом. В частности, оценка состояния моторных функций должна включать в себя такие параметры, как мышечная сила, состояние рефлексов, использование компенсаторных движений, базовые навыки самообслуживания и т. д. Во-вторых, к результатам этой группы относится оценка когнитивного статуса, которая будет также проводиться коллегами в Санкт-Петербурге. Что будет включать нейропсихологическую оценку общих когнитивных навыков в исследуемой популяции (например, оценка интеллекта, внимания, рабочей памяти и речи). Также вместе с электрофизиологической оценкой, будет проводится оценка речевых способностей (понимание и порождение), что предоставит данные об измененных нейронных паттернах сигналов на ЭЭГ (компонентах MMN, P300, N400). И, наконец, оценка состояния детей до и после двигательной реабилитации с использованием всех этих методов позволит выявить улучшения как сенсомоторных, так и когнитивных функций как следствие двигательной реабилитации, а также даст новое понимание вклада сенсомоторной системы в когнитивные функции детей. Важно отметить, что успешная реализация этого проекта будет невозможна без синергетического участия обоих членов группы, поскольку подходы и методологии являются взаимодополняющими и необходимы для достижения поставленных целей. Взаимодействие между обеими группами позволит получить новую информацию о двигательном, когнитивном и нейрофизиологическом статусе детей с двигательными нарушениями. Группе в Москве требуется исчерпывающая диагностика моторной и когнитивной сферы детей с двигательными нарушениями, проводимая группой в Санкт-Петербурге, а также в сравнении этих данных со здоровой популяцией. С другой стороны, команде из Санкт-Петербурга необходимы полученные в Москве данные по оценке состояния сложных когнитивных функций, их картирование в мозге у детей с артрогрипозом и, что немаловажно, у здоровых детей, для сравнения. Это будет возможно лишь с использованием высокоточных, таких как ЭЭГ и МЭГ, доступных только в Москве, а также сложных экспериментальных парадигм, разрабатываемых в ВШЭ в области психолингвистики и нейронаук. Таким образом, обе стороны проекта обеспечат ценную информацию, как на научном, так и на клиническом уровне, о нормальных паттернах активации, отражающих работу сложных когнитивных функции, а также об изменении этих паттернов вследствие двигательных нарушений. Работа обеих команд внесет огромный вклад в понимание функций мозга с точки зрения процессов онтогенетического развития. Получение исчерпывающих и объективных данных о предполагаемом когнитивном нарушении позволит более точно диагностировать детей с двигательными нарушениями, а также более эффективно проводить лечение и реабилитацию, улучшая их двигательные и коммуникативные навыки и в конечном итоге качество их жизни. Возможность развивать эти новые подходы будет иметь также высокую социальную значимость. Это связано с огромной ролью познавательных способностей в успешном процессе обучения и социализации. Особенно это касается состояния речевых функций, поскольку они имеют решающее значение как для общения, так и для обучения. Таким образом, сотрудничество между нашей научной группой, которая проводит фундаментальные исследования и предоставит новые знания о сенсомоторных и когнитивных функциях детей с артрогрипозом, и командой клинических специалистов, которая будет внедрять эти знания в практическую работу с данной популяцией, имеет решающее значение для успешного осуществления данного проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках совместного междисциплинарного проекта «Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты» в первый год реализации этого проекта (2020) коллективы исследователей Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Клиники артрогрипоза Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) выполнили широкий спектр работ и добились значительного прогресса в изучении природы моторных и речевых процессов – как в норме, так и при нарушениях двигательной сферы – при артрогрипозе. В результате совместной работы коллективов получены научные результаты по следующим направлениям. Сотрудниками НИУ ВШЭ разработана oddball-парадигма для оценки нейрональных процессов обработки слухоречевой информации. С помощью этой парадигмы регистрируется компонент негативности рассогласования (mismatch negativity) вызванных ответов. Исследуется пространственно-временные паттерны мозгового ответа негативности рассогласования, зависимость этих паттернов от семантики речевых стимулов, их различия у здоровых взрослых и детей и детей с артрогрипозом. Выработанный нами подход позволяет изучить особенности речевой функции у детей с артрогрипозом в русле представлений теорий воплощенного познания об обработке слов, обладающих моторной семантикой. Проведена серия пилотных исследований разработанной парадигмы на взрослых и детях. Разработанная парадигма протестирована на здоровых испытуемых в НИУ ВШЭ и на пациентах с моторными нарушениями в Институте им. Турнера. Получены результаты, доказывающие эффективность созданной парадигмы. Проведена полномасштабная серия МЭГ-ЭЭГ-МРТ комбинированных исследований в разработанной парадигме для речевого картирования слов, связанных с моторикой, на 9 детях и свыше чем на 40 взрослых. Проведен экспресс-анализ МЭГ-МРТ результатов, подтверждающий эффективность разработанной парадигмы oddball исследования. Проведено свыше 30 ЭЭГ-исследований детей – пациентов с артрогрипозом на базе Института им. Турнера, с использованием разработанной в НИУ ВШЭ oddball парадигмы. Данные находятся в процессе анализа. Парадигма также была дополнена реалистичными видеостимулами, содержание которых было классифицировано сотрудниками НИУ ВШЭ с помощью алгоритмов машинного обучения в соответствии с типом движений - рук или ног, которые совершают персонажи видеоклипов. Это позволило провести эксперимент по динамическому нейрональному картированию зрительного восприятия информации о движениях конечностей в норме (у детей и у взрослых испытуемых) и при патологии с использованием новейшего метода межиндивидуальных корреляций МЭГ/ЭЭГ-сигналов. Проведен анализ результатов. Выявлены ортопедические и нервно-мышечные особенности у детей с моторными расстройствами (опубликованы 2 статьи). Выявлены психологические и нейрофизиологические особенности у детей с моторными расстройствами (2 статьи находятся в стадии рассмотрения журналами входящими в Q1). Проведена комплексная оценка пациентов с моторными нарушениями специалистами в области психологии, нейрофизиологии, логопедии, неврологии, ортопедии и миографии. Получены уникальные данные, позволяющие достоверно связать различные выявленные нарушения у детей с моторными нарушениями. Прослеживается связь изучаемых параметров: электрофизиологических, психологических, логопедических, неврологических, ортопедических. С учетом полученных результатов, данная тема является крайне перспективной и требующей дальнейшей разработки. Разработаны и апробированы задания для оценки процессов порождения речи у здоровых детей и детей с артрогрипозом. Разработанная система тестов является точным диагностическим инструментом для оценки различных компонентов речи: фонематической, лексической, семантической обработки и др. - с учетом влияния различных психолингвистических переменных. Выполнены поведенческие пробы для оценки процессов порождения речи и сравнения их в норме сотрудниками НИУ ВШЭ и при патологии – сотрудниками института им. Турнера. Разработаны протоколы и проведены магнитоэнцефалографические (МЭГ) исследования кортикальной активности у детей с моторными нарушениями. Результаты функционального картирования коры головного мозга на основе данных МЭГ и МРТ, выполненные для детей, больных артрогрипозом, а для также контрольных здоровых испытуемых соответствующего возраста и контрольных взрослых испытуемых подготовлены и поданы в журнал для публикации на английском языке: “S.A. Golosheykin, E.D. Blagoveschenskiy, O.E. Agranovich, M.A. Nazarova, V.V. Nikulin, O.E. Moiseenko, R.W. Chan, A.N. Shestakova. Feasibility and challenges of performing MEG experiments in children with arthrogryposis multiplex congenita. Front Pediatr (submitted)”. Следует отметить уникальность использования МЭГ-подхода к нейрональному картированию проксимальных мышц и особенно – у детей с артрогрипозом. Таких исследований до сих пор не проводилось. Нами впервые применен комплексный подход к изучению ортопедического заболевания – артрогрипоза, что само по себе не является узкой мишенью нашего исследования. Нам представляется, что артрогрипоз является прекрасной клинической моделью для изучения когнитивных последствий моторных заболеваний. Полученные нами комплексные данные позволяют cделать крайне интересные предварительные выводы и позволят сделать более общие выводы, как фундаментальные, так и прикладные, на последующих этапах реализации данного междисциплинарного проекта.

 

Публикации


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В рамках совместного междисциплинарного проекта «Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты» во второй год реализации этого проекта (2021) научно-исследовательские коллективы Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Клиники артрогрипоза Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) выполнили большой объем совместных работ и добились значительного прогресса как в сборе широкого спектра данных (нейрофизиологических, психологических, поведенческих, психологических, клинических), так и в их анализе. В частости, мы добились успехов в сравнительном анализе особенностей моторных и речевых процессов в различных исследуемых группах: детях с моторными нарушениями, в т.ч. с артрогрипозом, здоровых детях и здоровых взрослых. В результате совместной работы коллективов получены научные результаты по следующим направлениям. 1. При проведении исследования слухоречевой негативности рассогласования запись детей (здоровых и с двигательными нарушениями) осуществлялась в максимально схожих экспериментальных условиях. Проведены записи МЭГ и ЭЭГ для получения данных о нейрональной обработке слухоречевой информации различного семантического содержания - слов, обозначающих движения, а также абстрактные действия, - в рамках парадигмы негативности рассогласования. Данная парадигма была создана на первых этапах совместного проекта. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, накладывающую существенные ограничения на доступ на территорию НИИ Г.И. Турнера и НИУ ВШЭ, за отчетный период нами были собраны мультимодальные данные о когнитивном развитии 72 пациентов, В НИУ ВШЭ были зарегистрированы МЭГ-отклики мозговой активности 27 здоровых детей и ЭЭГ- отклики 15 детей (последние записи проводились дважды, что суммируется в 30 исследований). Дети из МЭГ-группы также проходили МРТ обследование. Структурное МРТ картирование также прошли 16 детей с моторными нарушениями. Группа детей c двигательными нарушениями более гетерогенна – у каждого заболевание проявляется в той или иной мере и объединять их в одну группу крайне сложно. Например, нарушение может затрагивать как проксимальные, так и дистальные мышцы. Для оценки нейрональных ответов в парадигме негативности рассогласования были отобраны 64 пациента, у которых наблюдался следующий диагноз: нарушение функционирования проксимальных мышц. Можно заметить, что только благодаря совместной работе двух организаций в современных условиях, на наш взгляд, возможно продолжать реализацию данного проекта. Данные, полученные на МЭГ для взрослых здоровых испытуемых, были подробно проанализированы сотрудниками НИУ ВШЭ с использованием различных подходов. В том числе производился анализ по областям интереса (слуховая, первичная моторная кора, область Брока, их правополушарные гомологи), в которых осуществлялась локализация вызванных слухоречевых ответов негативности рассогласования разными методами решения обратной задачи. Получены результаты, указывающие на то, что нейрональные паттерны обработки слухоречевых стимулов отличаются по амплитуде и латерализации в зависимости от типа содержащейся в стимулах информации: связанной с движениями или абстрактными действиями. Предварительные результаты этой работы представлены на конференции IOP 2021 – 20th World Congress of Psychophysiology of the International Organization of Psychophysiology (опубликовано в International Journal of Psychophysiology: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167876021006425?via%3Dihub). Основные результаты готовятся в формате статьи для публикации. На базе НИИ Г.И. Турнера производилась запись той же парадигмы на ЭЭГ в группе детей с двигательными нарушениями с использованием стимулов, обозначающих движения конечностей, а также серии псевдослов. Данные сравнивались и анализировались совместно сотрудниками двух коллективов, результаты сравнения указывают, что на ЭЭГ также существуют различия в нейрональных ответах между группами здоровых детей и детей с двигательными нарушениями, причем различия были значимы для стимулов, обозначающих движения рук, движения которых нарушены в исследуемой группе детей. В результате проведенных анализов были выявлены следующие важные факты: · Паттерн негативности рассогласования отличается для больных и здоровых детей, особенно для слов, связанных с движением рук. · Однако статистические отличия представляют мозаичную картину, требующую дальнейшего анализа (источников и т. д.). · Можно предположить, что здоровые и больные дети по-разному воспринимают слова, связанные с движением конечностей. 2. Дополнительно сотрудниками НИУ ВШЭ исследована возможность использовать парадигму негативности рассогласования в соматосенсорной модальности. Исследование проведено в контрольной группе здоровых взрослых испытуемых, в которой были получены вызванные ответы на предъявление электрического раздражения различных пальцев рук. Результаты опубликованы (https://journals.eco-vector.com/turner/issue/viewIssue/3861/765). 3. В ходе записи ЭЭГ-парадигмы испытуемым также давалось задание, в котором детям (здоровым и с двигательными нарушениями) предъявлялись реалистичные видеостимулы, ответы на которые анализировались сотрудниками НИУ ВШЭ с помощью современного подхода к анализу нейрональных данных – межиндивидуальных корреляций (Intersubject correlations, ISC). Результаты анализа, выполненного в этом году, указывают на различия нейрональных паттернов обработки подобной информации между группами здоровых детей и детей с двигательными нарушениями. Результаты представлены на конференции Organization of Psychophysiology (опубликовано в International Journal of Psychophysiology: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167876021007820), а также поданы в виде статьи в журнал Q1 (находятся на рецензии). Все статьи имеют в соавторах совместный коллектив между двумя научными заведениями 4. На базе материала, собранного сотрудниками НИИ Г.И. Турнера, проведен сравнительный анализ когнитивных навыков у больных и здоровых детей на основании психологического тестирования. Обнаружена разница в слуховой и визуальной памяти, которая отчетливо проявлялась в возрасте 8-10 лет, что, возможно, требует пересмотра образовательных программ для детей с моторными расстройствами. Совместным коллективом подана и принята в печать статья в журнал Brain Sciences. 5. Сотрудниками НИИ Г.И. Турнера проведено экспериментально-психологическое исследование процессов порождения речи с помощью экспериментальных заданий, разработанных совместно с сотрудниками НИУ ВШЭ. Задания позволили оценить различные аспекты экспрессивной речи у здоровых детей и детей с артрогрипозом, и увидеть статистические различия в большинстве проб, за исключением пробы на автоматизированное порождение речи. На наш взгляд, это указывает на существенные различия в процессах порождения произвольной экспрессивной речи у исследуемых групп детей. 6. Совместно сотрудниками НИУ ВШЭ и сотрудниками НИИ Г.И. Турнера подготовлены стимульные материалы для экспериментального МЭГ/ЭЭГ исследования процессов порождения речи (называние изображений, обозначающих предметы и действия), подобранных по ряду психолингвистических характеристик: устойчивость номинации, возраст усвоения, частотность, субъективная сложность, объективная сложность, знакомство с объектом, представимость, длина (в слогах или фонемах). На основе этого стимульного материала сотрудниками НИУ ВШЭ разработана и апробирована экспериментальная МЭГ-парадигма исследования процессов порождения речи. Данную пробу планируется адаптировать к клинической выборке – детям с двигательными нарушениями в НИИ Г.И. Турнера – и провести исследование экспрессивной речи в этой клинической группе. 7. Также мы оценили возможности картирования проксимальных мышц у больных артрогрипозом и здоровых детей (МЭГ/ЭЭГ исследования). Были проведены исследования возможности картирования проксимальных мышц. Исследования были проведены на 4х пациентах (больных артрогрипозом) и 4х здоровых детях. Была показана возможность селективной оценки активности связанной со сгибанием руки. Причем было показанно, что паттерн активации у больных и здоровых детях отличается во временной и пространственных шкалах. Принята совместная статья в журнал (https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fped.2021.626734/full). Таким образом, к настоящему моменту сотрудниками НИУ ВШЭ и НИИ Г.И. Турнера собран большой спектр различных данных, отражающих нейрофизиологические, когнитивно-психологические, поведенческие особенности выполнения различных задач, связанных с обработкой мультимодальной информации, и в особенности информации речевой. Данные указывают на то, что между детьми с двигательными нарушениями и здоровыми существуют статистически значимые различия во всех перечисленных особенностях выполнения этих задач. На следующем этапе мы планируем собрать данные об особенностях порождения речи у здоровых детей и детей с двигательными нарушениями. А также перейти к составлению комплексных профилей для различных исследуемых групп (с учетом возраста и клинического статуса), которые будут учитывать все вышеперечисленные особенности и на основании этих профилей можно будет производить более глубокое сравнение исследуемых групп, искать фундаментальные связи между моторными речевыми процессами, а также влияние на эти связи моторных нарушений, таких как артрогрипоз.

 

Публикации

1. Голошейкин С.А., Благовещенский Е.Д., Агранович О.Е., Назарова М. А., Никулин В.В., Моисеенко О. Е., Чен Р. У., Шестакова А.Н. Feasibility and Challenges of Performing Magnetoencephalography Experiments in Children With Arthrogryposis Multiplex Congenita Frontiers in pediatrics, Т. 9. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3389/fped.2021.626734

2. О. Е. Моисеенко, М. Эррохо Руиз, А. Н. Шестакова Негативность рассогласования у пациентов с артрогрипозом и влияние осцилляторной активности коры больших полушарий мозга Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста (Pediatric Traumatology, Orthopaedics and Reconstructive Surgery), Том 9, Стр. S19-S21 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17816/PTORS2021S1

3. Копытин Г.А., Уланов М.А, Горин А.А., Моисеенко О.Е., Шестакова А.Н., Яскелайнен И.П., Штыров Ю.Ю. Differential Neuromagnetic Mismatch Responses to Spoken Action and Abstract Verbs in the Motor Cortex International Journal of Psychophysiology, Том 168, Приложение, Стр.S155 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2021.07.436

4. Нтуманис Иоаннис, Копытин Григорий, Благовещеский Евгений, Шестакова Анна, Бермудез-Маргаретто Беатриз, Агранович Ольга, Яскелайнен Ииро П. Arthrogryposis Multiplex Congenita Enhances the Variability of Neural Responses to Naturalistic Video Scenes International Journal of Psychophysiology, Том 168, Приложение, Стр.S213 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2021.07.576


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В рамках совместного междисциплинарного проекта «Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты» в третий год реализации этого проекта (2022) научно-исследовательские коллективы Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Клиники артрогрипоза Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) расширили объем совместных работ за счет углубления сотрудничества в рамках ранее начатых, а также развития новых направлений. К концу текущего отчетного периода мы добились значительного прогресса как в сборе широкого спектра данных (нейрофизиологических, психологических, поведенческих, психологических, клинических), так и в их, систематизации, анализе, интерпретации и представления полученных результатов в рамках публикаций и выступления на конференциях. В частности, мы добились успехов в сравнительном анализе особенностей моторных, когнитивных и речевых процессов в различных исследуемых группах: детях с моторными нарушениями, с артрогрипозом и акушерским параличом, здоровых детях и здоровых взрослых. Анализ производился на различном уровне: нейрональном, когнитивно-психологическом, поведенческом, и на основе систематизированных данных, собранных разными коллективами в рамках общих исследовательских парадигм. В результате совместной работы коллективов в этом году получены научные результаты по следующим направлениям: 1. К концу текущего отчетного периода были обработаны данные МЭГ (41 ребенок и 30 взрослых контрольной группы) и ЭЭГ (59 детей клинической и 32 ребенка контрольной группы) записей среди взрослых, детей и детей с двигательными нарушениями в рамках исследования ответов негативности рассогласования на предъявление стимулов разных лексико-семантических категорий (абстрактные и конкретные моторные глаголы и на псевдослово). Результаты МЭГ-исследования были представлены на международной конференции Biomag, также результаты ЭЭГ-исследования успешно опубликованы в журнале Clinical Neurophysiology (https://doi.org/10.1016/j.clinph.2022.10.010). 2. По результатам ранее проведенного исследования межиндивидуальных корреляций при обработке натуралистических двигательных видеостимулов, в этом отчетном году была опубликована статья в Journal of Personalized Medicine (https://doi.org/10.3390/jpm12111841). Кроме того, исследование межиндивидуальных корреляций при обработке натуралистических двигательных видеостимулов было дополнено анализом влияния возрастного фактора. Мы обнаружили, что межиндивидуальные корреляции при любых условиях снижаются с увеличением возраста. Результаты были представлены на международной конференции Biomag. Подготовлена совместная публикация, которая находится на рецензии в журнале Frontiers in Human Neuroscience. 3. В качестве продолжения уже начатого исследования, мы провели анализ нейрональных процессов обработки соматосенсорных стимулов методом негативности рассогласования. Проведенные нами пермутационные тесты на МЭГ среди 20 взрослых испытуемых выявили значимые различия между ответами на стандартные и девиантные стимулы в условии, связанном с восприятием стандартного стимула указательным пальцем кисти и девиантного стимула мизинцем во временном окне 90–170 мс. 4. Данные психологического исследования беглости речи проанализированы в этом отчетном периоде с учетом большего количества факторов (возраст, нозология, количество поврежденных конечностей). Результаты этого исследования были представлены в Калининграде на конференции IEEE (https://doi.org/10.1109/CNN56452.2022.9912452). Ведется подготовка совместной публикации. 5. Также в этом отчетном году в рамках продолжения исследования порождения речи были собраны собраны поведенческие, ЭЭГ и МЭГ-данные среди 30 детей в институте Турнера, а также 18 детей и 23 записей взрослых в НИУ ВШЭ. Предварительный анализ поведенческих данных, собранных в НИУ ВШЭ для контрольной группы показал статистически значимые различия между здоровыми взрослыми и детьми по всем пробам, что подтверждает высокую чувствительность нашей парадигмы к возрастному фактору. В следующем отчетном периоде будет проведен статистический анализ имеющихся данных для подготовки к публикации. 6. Кроме того, совместными усилиями вместе с коллегами из института Турнера было проведено исследование с помощью неинвазивной анодной трансспинальной стимуляция постоянным током шейных сегментов при моторном обучении у 57 здоровых испытуемых. Было обнаружено, что применение 11-минутной стимуляции на уровне шейного отдела спинного мозга током 1,5 мА не повлияло на улучшение ловкости рук в моторных и зрительно-моторных тестах. результаты данного исследования были представлены в Калининграде на конференции IEEE (https://doi.org/10.1109/CNN56452.2022.9912545). 7. Наконец, все данные общие для контрольной и экспериментально-клинической групп собраны совместными усилиями сотрудников Института им. Турнера и НИУ ВШЭ в общую базу в виде сводных таблиц. По этим таблицам нами построены профили различных групп испытуемых (здоровых детей, детей с двигательными нарушениями, возрастных групп). Помимо наглядной визуализации, нами проведен статистический анализ этих профилей, который указал на ряд существенных различий между возрастами и исследуемыми группами. Таким образом, к концу текущего отчетного периода, совместными усилиями коллективов НИУ ВШЭ и НИИ Г.И. Турнера собран, систематизирован и проанализирован большой объем разноаспектных данных, отражающих клинико-демографические, когнитивно-психологические, речевые, поведенческие и нейрофизиологические особенности, характерные для различных возрастных и нозологических групп (дети с артрогрипозом и акушерским параличом плечевого сплетения). Эти особенности проявляются в различных задачах, связанных с обработкой мультимодальной информации, и в особенности информации речевой. Полученные в текущем отчетном периоде данные указывают, во-первых, на то, что в составленных нами профилях исследуемых групп существует ряд важных параметров (клинико-демографических, когнитивно-психологических, поведенческих, речевых, нейрофизиологических), по которым дети с двигательными нарушениями (артрогрипозом и акушерским параличом плечевого сплетения) отличаются от детей здоровой контрольной группы. Кроме того, проведенный нами анализ всей совокупности данных показал, что существуют статистически значимые корреляции между различными показателями, по которым расходятся исследуемые нами группы. В частности, например, различия в усредненной амплитуде негативности рассогласования в ответ на предъявления стимулов, связанных с движениями руки, между первой и второй половиной сессией записи, статистически значимо коррелируют с суммарным баллом вербальной беглости (поведенческая оценка). На следующем этапе мы планируем завершить поиск коррелятов нарушений в исследуемой нами клинической группе, с особым акцентом на изучение нейрональных и поведенческих коррелятов нарушений порождения речи. И на основе полученных результатов составить рабочие модели диагностики нарушений и комплексной оценки постоперационных и постреабилитационных исходов у детей с артрогрипозом и акушерским параличом плечевого сплетения.

 

Публикации

1. Иоаннис Нтуманис, Ольга Агранович, Анна Шестакова, Евгений Благовещенский, Мария Корякина, Дзерасса Кадиева, Григорий Копытин, Ииро Яскелайнен Altered Cerebral Processing of Videos in Children with Motor Dysfunction Suggests Broad Embodiment of Perceptual Cognitive Functions MDPI Journal of Personalized Medicine, 12(11), 1841 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/jpm12111841

2. О. Е. Моисеенко, Д. О. Бредихин, М. Эррохо Руиз, В. В. Моисеева, А. Н. Шестакова MEG study of somatosensory MMN evoked by electrical stimulation Журнал Высшей Нервной Деятельности им. И. П. Павлова, Том: 72, Номер: 5, Год: 2022, Страницы: 697-706 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S0044467722050100

3. Мария Корякина, Ольга Агранович, Беатриз Бермудез-Маргаретто, Максим Уланов, Анна Шестакова, Евгений Благовещенский Relationship Between Motor Impairments And Verbal Fluency In Children IEEE, IEEE Xplore, 2022 Fourth International Conference Neurotechnologies and Neurointerfaces (CNN) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/CNN56452.2022.9912452


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В рамках совместного междисциплинарного проекта «Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты» в четвёртый год реализации этого проекта (2023) научно-исследовательские коллективы Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) провели обширную работу в рамках сотрудничества по ряду направлений: исследование нейрональных коррелятов процессов понимания речи, исследование коррелятов процессов порождения речи, исследование морфометрических различий структур головного мозга у здоровых детей и детей с двигательными нарушениями (артрогрипоз, акушерский паралич плечевого сплетения). На основе собранных данных мы дополнили и сравнили комплексные многофакторные профили пациентов, отражающие их моторный, когнитивный и речевой статус. Сравнение профилей до и после операции с последующей абилитацией, а также корреляционный анализ заложенных в них параметров указали на успешное восстановление моторной, когнитивной и речевой сферы испытуемых, а также на тесную взаимосвязь восстановления этих сфер у детей с хроническими двигательными нарушениями. Более подробно, были получены следующие результаты по следующим направлениям: 1. Исследование возрастных факторов обработки слухоречевой информации, а также кратковременной и долговременной динамики ответов МЭГ и ЭЭГ, связанных с этой обработкой Мы получили ряд важных фундаментальных и практических результатов, касающихся различных аспектов процессов понимания речи. С помощью магнитоэнцефалографии, собранных на базе НИУ ВШЭ, мы сравнили возрастную динамику локальной межполушарной асимметрии ответов негативности рассогласования на семантически различные стимулы (абстрактные и конкретные глаголы) в группах детей старшего и младшего школьного возраста. Эти результаты опубликованы (https://genescells.ru/2313-1829/article/view/568067) На материале ЭЭГ-данных, собранных на базе НИМЦ им. Г.И. Турнера мы получили важный результат, отражающий различия в процессах формирования следов слухоречевой памяти у здоровых детей и детей с двигательными нарушениями в ходе прослушивания ими серий стимулов слов, связанных с движениями рук. Различалась динамика амплитуд вызванных ответов на этот семантический тип стимулов в начале и в конце записи. 2. Исследование процессов порождения речи в группах здоровых детей и детей с двигательными нарушениями на основе поведенческих, МЭГ и ЭЭГ данных Кроме процессов понимания речи, мы также изучили различные аспекты порождения речи. Поведенческое исследование показало, что различие в точности и скорости выполнения проб на называние предметов и действий между испытуемыми различного возраста в большей степени выражено в пробе на называние действий. Данные нейровизуализации также указали на различия в паттернах ответов N400, отражающих семантические процессы, в частности, в латерализации этих ответов. 3. Сравнение морфометрических характеристик структур головного мозга здоровых детей и детей с двигательными нарушениями на основе данных структурной МРТ Помимо результатов в области функциональной нейровизуализации, совместными усилиями коллективов НИУ ВШЭ и НИМЦ им. Г.И. Турнера собраны, проанализированы и опубликованы (https://genescells.ru/2313-1829/article/view/568311). Мы обнаружили статистически значимые различия в объеме серого вещества между здоровыми детьми и детьми с двигательными нарушениями в амигдале, энториналоной коре и в гиппокампе. Результаты указывают как на влияние моторных дефицитов на структурные особенности головного мозга детей с хроническими двигательными нарушениями, так и на тесную связь этих нарушений с когнитивными процессами: пространственной навигацией, памятью и научением. 4. Сравнение динамики показателей моторного, речевого и когнитивного функционирования до и после операции на основе комплексных профилей детей с двигательными нарушениями И наконец, на основе подхода, который мы разработали и апробировали на предыдущих этапах реализации проекта, - составления и анализа комплексных многофакторных профилей испытуемых, учитывающих клинические, демографические, когнитивно-поведенческие и речевые данные, мы сравнили динамику показателей профилей до и после хирургического вмешательства и периода абилитации у детей с хроническими двигательными нарушениями. Результаты сравнения и корреляционного анализа показателей профилей подтвердили восстановительный эффект после прохождения операции и абилитации, а также выявили тесную взаимосвязь восстановления моторных, когнитивных и речевых процессов. Что соответствует нашей исходной гипотезе о существовании такой взаимосвязи. Еще одной существенной особенностью, выявленной при анализе когнитивных нарушений у детей с моторными заболеваниями, было отсутствие корреляции выраженности заболевания и степенью нарушения когнитивных навыков. Полученные данные были опубликованы в журнале Q1 (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36767207/). 5. Исследование нейрональной динамики, связанной с речевыми процессами, до и после операции и абилитации Мы сравнили нейрональные ответы, связанные с речевыми процессами, до и после операции. Оценка была направлена на сравнение характеристик нейрональной активности, отраженных в показателе долговременных корреляций, в пробе слухоречевой негативности рассогласования с различными видами стимулов (глагол движения руки, глагол абстрактного действия и глагол-псевдослово). Анализ учитывал следующие параметры: средней амплитуды ритма и долговременных корреляций. Оказалось, что послеоперационная нейродинамика, оцененная таким образом, носит разнонаправленный и мозаичный характер. Среди большинства испытуемых отмечалась тенденция к увеличению показателя долговременных корреляций после оперативного вмешательства и последующей абилитации. Кроме того, у части пациентов, у которых усиливался показатель долговременных корреляций, также наблюдалось увеличение амплитудных характеристик в альфа-диапазоне. Примечательно, что наиболее значительная динамика наблюдалась в серии с предъявлением глаголов, обозначающих движения руки. Также эта динамика наблюдалась преимущественно в областях префронтальной и затылочной коры. Кроме этого, мы обнаружили нарушение нейродинамики в альфа ритме при когнитивной нагрузке у детей с артрогрипозом. Это также может быть маркером пластических изменений у детей с моторными заболеваниями. Данные были опубликованы в журнале Q1 (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36395708/). Таким образом, использованная нами мера долговременных корреляций потенциально является чувствительным маркером реорганизации мозговых структур, происходящей в ходе периода послеоперационного восстановления у детей с двигательными нарушениями верхних конечностей. Таким образом, совместная работа коллективов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера в отчётный период позволила получить ряд фундаментальных и прикладных результатов, касающихся речевых когнитивных процессов, их различия и динамики в норме и при хронических патологиях двигательной сферы. Эти данные были дополнены исследованием структурных различий у здоровых детей и детей с артрогрипозом и акушерским параличом. Вся совокупность собранных данных была систематизирована и проанализирована. Проведённый анализ указал на тесную взаимосвязь восстановления моторных, речевых и когнитивных функций после операции и абилитации детей с двигательными нарушениями. А изученные нами фундаментальные процессы - на нейрональном, когнитивном и поведенческом уровне могут служить потенциальными маркёрами успешного восстановления всего исследованного нами спектра функций у детей с хроническими двигательными нарушениями.

 

Публикации

1. Кадиева Д.В., Галло Ф., Уланов М.А., Шестакова А.Н., Моисеева В.В., Ходоровская А.М., Агранович О.Е. Exploring structural brain atypicalities in children with obstetric brachial plexus palsy: a voxel-based morphometry analysis. Гены и Клетки. Научно-практический журнал, Гены и клетки. 2023. Т.18, No4. С.ХХ–ХХ. DOI:https://doi.org/10.23868/gc568311 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23868/gc568311

2. Уланов М.А., Копытин Г.А., Бермудес-Маргаретто Б., Помелова Е.Д., Попыванова А.В., Благовещенский Е.Д., Моисеева В.В., Shestakova A.N., Яскелайнен И.П., Штыров Ю.Ю. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ОТВЕТОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА АБСТРАКТНЫЕ И КОНКРЕТНЫЕ ГЛАГОЛЫ У ДЕТЕЙ: МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАРАДИГМЫ НЕГАТИВНОСТИ РАССОГЛАСОВАНИЯ Гены и Клетки. Научно-практический журнал, Гены и клетки. 2023. Т. 18, No 4. С. ХХ–ХХ. DOI:https://doi.org/10.23868/gc568067 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23868/gc568067


Возможность практического использования результатов
На основании полученных данных была разработана подробная программа развития когнитивных функций для детей с нарушением моторной активности. Целью программы укрепление и развитие когнитивных способностей детей, а именно улучшение внимания, концентрации, памяти и других когнитивных функций. Задачи программы: 1. Определить индивидуальные потребности каждого ребенка в развитии когнитивных способностей, провести диагностику уровня внимания, концентрации, памяти и других когнитивных функций. 2. Разработать индивидуальную программу развития для каждого ребенка, учитывающую его сильные и слабые стороны в когнитивной сфере. 3. Создать поддерживающую и стимулирующую среду для проведения занятий, обеспечить наличие необходимых материалов и оборудования. 4. Предоставить детям разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие внимания, концентрации, памяти и других когнитивных функций. Эти задания должны быть адаптированы к моторным возможностям каждого ребенка. 5. Обеспечить поэтапность в обучении, начиная с легких заданий и постепенно усложняя уровень требований, чтобы дети могли постепенно преодолевать свои пределы и достигать новых успехов. 6. Регулярно оценивать прогресс каждого ребенка и адаптировать программу на основе полученных результатов, чтобы обеспечить максимальную эффективность и индивидуальный подход. 7. Предоставить родителям и другим заботящимся лицам возможность участвовать в процессе развития когнитивных способностей ребенка, обучить их методам и стратегиям, которые можно использовать в повседневной жизни. Программа включает следующие этапы: 1. Оценка когнитивных возможностей: Первым шагом является проведение индивидуальной оценки когнитивных способностей каждого ребенка. Это позволяет определить уровень развития различных когнитивных функций, а также установить их сильные и слабые стороны. Для этого могут применяться когнитивные тесты, наблюдение и разговор с ребенком. 2. Установление целей: На основе результатов оценки определяются основные цели программы для каждого ребенка. Цели могут быть разнообразными, например, улучшение памяти, развитие внимания и концентрации, улучшение мышления или развитие решения проблем. 3. Разработка индивидуальной программы: После установления целей, разрабатывается индивидуальная программа для каждого ребенка. Программа должна быть адаптирована к уровню развития ребенка и содержать разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие конкретных когнитивных функций. Например, это могут быть игры и задачи для развития памяти, задания для развития внимания и концентрации, головоломки для развития мышления или задачи на решение проблем. 4. Включение моторной активности: Особое внимание уделяется включению физической активности и моторной активности в программу развития когнитивных функций. Физические упражнения, игры и специально разработанные упражнения для улучшения моторики могут быть включены в программу. Это способствует увеличению кровообращения и поступлению кислорода в мозг, что может улучшить когнитивные процессы и активизировать работу мозга. 5. Использование стимулов и методик обучения: В программу следует включить разнообразные стимулы и методики обучения, чтобы сделать процесс интересным и эффективным. Это может быть использование игр, задачек, головоломок, мозгового штурма и других интерактивных методов. Такой подход помогает увлечь детей с нарушением моторной активности и активизировать их когнитивные функции. 6. Регулярное наблюдение и анализ прогресса: Постоянное наблюдение и анализ прогресса каждого ребенка являются важным компонентом программы. Наблюдение позволяет отслеживать прогресс в развитии когнитивных функций и вносить корректировки в программу в случае необходимости. Педагоги, психологи и физиотерапевты сотрудничают в этом процессе, чтобы обеспечить индивидуальный подход и оптимальные результаты. На основании этих результатов, рекомендуется следующая программа абилитации, которая учитывает эффекты хирургического вмешательства и физической активности на когнитивное развитие у детей: 1. Регулярная физическая активность: Детям следует предоставлять возможность участвовать в регулярных физических занятиях, таких как спорт, игры на открытом воздухе, танцы и другие активности, подходящие для их возраста и физических способностей. Это может улучшить кровообращение в мозге, стимулировать нейрогенез и способствовать образованию новых связей между нейронами. 2. Интеллектуальные стимулы: Программа абилитации должна включать разнообразные интеллектуальные стимулы, такие как чтение книг, решение логических задач, игры, тренировки памяти и другие упражнения, направленные на развитие когнитивных навыков. Это поможет улучшить аудиторную память, внимание, мыслительные процессы и интеллект детей. 3. Индивидуальный подход: Программа абилитации должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка. Каждому ребенку можно предоставить индивидуальные рекомендации и задания, которые подходят именно ему. Это поможет достичь максимальных результатов и оптимального когнитивного развития. 4. Поддержка родителей: Родители должны быть вовлечены в программу абилитации и получать рекомендации по тому, как поддерживать когнитивное развитие своего ребенка в повседневной жизни. Они могут предоставлять поддержку и создавать условия для физической активности и интеллектуальных стимулов в домашней обстановке. 5. Длительное наблюдение и оценка: важно проводить длительное наблюдение и оценку эффективности программы абилитации. Это позволит отследить прогресс каждого ребенка и внести необходимые коррективы в программу, если необходимо. При разработке программы абилитации необходимо учитывать особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и способности. Программа должна быть структурированной и включать разнообразные интеллектуальные стимулы, чтобы обеспечить комплексное развитие когнитивных навыков у детей. Также важно поддерживать мотивацию детей, поощрять их достижения и создавать атмосферу, способствующую интересу к обучению и интеллектуальному развитию. Расчетные параметры изложенных программ основаны на общем представлении о типичном развитии детей каждой возрастной группы. При работе с детьми с нарушением моторной активности рекомендуется проконсультироваться с квалифицированными специалистами для адаптации программы под конкретные потребности каждого ребенка. Программа развития когнитивных функций для детей 3-7 лет: 1. Развитие моторных навыков: Включает упражнения на развитие мелкой моторики, координации движений и равновесия. Это может быть игра в дидактические упражнения, использование конструкторов, рисование, игры на свежем воздухе с акцентом на двигательные задания. 2. Развитие памяти и внимания: Включает игры на запоминание и повторение, задачки на развитие концентрации и внимания. Это могут быть игры с карточками, головоломки, разнообразные кубики с заданиями. 3. Развитие логического мышления: Включает игры и задачи, способствующие развитию логики и последовательного мышления. Это могут быть игры с головоломками, сортировка предметов по разным характеристикам и создание простых моделей. 4. Развитие речи и коммуникации: Включает игры и задания, направленные на развитие словарного запаса, умения слушать и выражать свои мысли. Это могут быть задания на рассказ и составление простых историй, игры на расширение словарного запаса, драматическая игра и имитации различных ситуаций. Программа развития когнитивных функций для детей 7-11 лет: 1. Развитие абстрактного мышления: Включает задачи и игры, которые требуют аналитического мышления, умения решать проблемы и выявлять связи между различными элементами. Это могут быть логические головоломки, игры с загадками и задачами на решение проблем. 2. Развитие критического мышления: Включает задания, которые требуют оценки и анализа информации, формулирования своих мнений и аргументации. Это могут быть задания на чтение и обсуждение текстов, обсуждение новостей и ситуаций, дебаты и игры-экскурсии. 3. Развитие лексических навыков и коммуникации: Включает задания на обогащение словарного запаса, развитие навыков письма и устной речи. Это могут быть игры на составление имени и определения, задания на составление рассказов и описания, спонтанные диалоги и дискуссии. 4. Развитие творческого мышления: Включает задания и игры, направленные на развитие творческих идеи и способностей. Это могут быть задания на рисование и создание коллажей, написание историй и песен, реконструирование сказок и т.д. Программа развития когнитивных функций для детей 11-14 лет: 1. Развитие навыков критического мышления: Включает задачи и игры, направленные на развитие навыков анализа, оценки информации и формирования объективного мнения. Это могут быть задания на дебаты, критическую оценку литературы и искусства, анализ новостей и т.д. 2. Развитие навыков самоорганизации: Включает задачи и игры, направленные на развитие планирования, определения приоритетов и самоконтроля. Это могут быть задания на составление расписания, организацию проектов и представлений, разработку системы наград и т.д. 3. Развитие навыков рефлексии: Включает задачи и игры, направленные на развитие навыков самооценки, рефлексии и саморегуляции. Это могут быть задания на самоанализ прошлых действий и решений, составление планов на будущее, разработка стратегий достижения целей и т.д. 4. Развитие креативности: Включает задачи и игры, направленные на развитие творческого мышления, поиск нетрадиционных решений и развитие художественных способностей. Это могут быть задания на написание и переосмысление идей, создание художественных работ и проектов, организация тематических выставок и т.д. Важность развития когнитивных функций у детей с нарушением моторной активности неоспорима, поскольку это может значительно повлиять на их общее развитие и интеллектуальные способности. Разработка эффективной программы развития когнитивных функций, учитывающей особенности этих детей, является необходимой задачей. Важным аспектом программы является включение моторной активности как средства стимулирования когнитивных функций. Физические упражнения, игры и специальные упражнения, разработанные для улучшения моторной активности, могут использоваться в рамках программы.