КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-68-47038

НазваниеКогнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты.

РуководительШестакова Анна Николаевна, кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Прежний руководитель Яскелайнен Ииро Пентти Тапани , дата замены: 30.03.2022

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Годы выполнения при поддержке РНФ 2020 - 2023 

КонкурсКонкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по поручениям (указаниям) Президента Российской Федерации (междисциплинарные проекты)»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словаартрогрипоз, моторные расстройства, когнитивные функции, речь, психолингвистика, реабилитация, нейромоделирование

Код ГРНТИ15.21.35


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Основной целью данного междисциплинарного проекта является оценка отклонений в когнитивной сфере у детей с моторными нарушениями, такими как артрогрипоз (врожденное заболевание) и интранатальная травма плечевого сплетения (приобретенное заболевание, по симптоматике схожее с артрогрипозом) с использованием современных технологий динамического нейроимиджинга мозга человека в сочетании с широким спектром поведенческих подходов. Помимо оценки общих когнитивных параметров – памяти, внимания, особый акцент будет сделан на анализе возможных изменений в речевой функции у таких пациентов, а также нейрофизиологических механизмов, лежащих в их основе. Ожидаемым эффектом данного проекта будет разработка новой модели обучения и терапии необходимых для детей с моторными заболеваниями. Научная группа, работающая на базе НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера в Санкт-Петербурге будет проводить клиническую диагностику больных детей, а также проводить общую оценку когнитивных навыков с акцентом на речевые навыки, используя широкую палитру поведенческих методов, включая нейропсихологические и нейролингвистические методы. Науная группа, работающая на базе НИУ ВШЭ, будет работать как со здоровыми детьми, так и пациентами; исследования будут проводиться c использованием ЭЭГ высокой плотности, а также уникального метода магнитоэнцефалографического (МЭГ) картирования. Основные задачи, которые ставятся в рамках данного исследования: 1. Выявление общих когнитивных проблем у детей с моторными нарушениями (поведенческие тесты, ЭЭГ исследования) 2. Выявление нарушений речи у детей с моторными нарушениями (поведенческие , ЭЭГ/МЭГ исследования) Выявление нарушений речи у детей с моторными нарушениями (поведенческие , ЭЭГ/МЭГ исследования) Заявка № 20-65-47016 Страница 3 из 44 3. Оценка нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе обработки речи у здоровых и детей с моторными расстройствами. 4. Сравнение когнитивных навыков у детей с врожденным и приобретенным моторным заболеванием 5. Предложение модели коррекции выявленных нарушений 3. Оценка нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе обработки речи у здоровых и детей с моторными расстройствами. 4. Сравнение когнитивных навыков у детей с врожденным и приобретенным моторным заболеванием 5. Предложение модели коррекции выявленных нарушений Основные методы: · Медицинская оценка нарушений у детей с моторными нарушениями · Поведенческие тесты на память и внимание · Специально разработанные парадигмы, для выявление речевых отличий у больных и здоровых детей · Электромиография (ЭМГ) · ЭЭГ (включая ЭЭГ высокой плотности), МЭГ Проект является новаторским. Ожидаемые результаты - как положительные, так и отрицательные- будут использованы для создания новых подходов к лечению и социализации детей с моторными расстройствами.

Ожидаемые результаты
Реализация этого междисциплинарного проекта, проводимого как в Санкт-Петербурге, так и в Москве, позволит получить очень ценную информацию как в клинической, так и в научной сферах. В частности, ожидается, что реализация данного проекта нашей исследовательской группой в НИУ ВШЭ в Москве позволит определить, во-первых, роль сенсомоторной системы в речевых процессах, происходящих в мозге нормально развивающихся детей. Во-вторых, изменение этой роли вследствие предполагаемой дисфункции центральных моторных структур у детей с артрогрипозом. И в-третьих, изменение паттернов мозговой активности после моторной реабилитации, специфической для данной популяции, что подтверждает вовлечение моторных структур головного мозга в сложные когнитивные процессы. В частности, мы ожидаем, что здоровые дети и, что более важно, дети с двигательными нарушениями будут отличаться от взрослых в том, как происходят процессы автоматического слухового восприятия (что будет отражено в таких компонентах вызванных ответов, как MMN, P300 и N400). Аналогичным образом, ожидаются различия в процессах порождения речи (с худшими показателями повторения, беглости речи, называнием изображений у детей и, в частности, у детей с двигательными нарушениями). На обоих уровнях мы ожидаем влияния семантической специфики речевых стимулов, а именно, ожидаются большие трудности при обработке речи, связанной с действиями, что должно отражается как в латентности, так и в пространственном распределении активности в передних и задних модально-специфических областях коры. Такие различия будут более выражены при обработке лексико-семантических единиц, с меньшей частотностью, освоенных в более раннем возрасте, менее знакомых или менее представляемых наглядно, а следовательно, связанных с меньшим сенсомоторным опытом, полученным при взаимодействии с внешней средой. Как правило, это отражает меньшую зрелость лексико-семантической системы в детском возрасте в результате постоянного развития концептуальных знаний посредством усвоения сенсомоторного опыта. Это должно быть более выражено у детей с артрогрипозом, учитывая двигательную специфику их расстройства. Что касается результатов, которые ожидаются от группы из Института им. Турнера в Санкт-Петербурге, то, во-первых, к ним относятся данные о неврологическом и ортопедическом статусе детей с артрогрипозом. В частности, оценка состояния моторных функций должна включать в себя такие параметры, как мышечная сила, состояние рефлексов, использование компенсаторных движений, базовые навыки самообслуживания и т. д. Во-вторых, к результатам этой группы относится оценка когнитивного статуса, которая будет также проводиться коллегами в Санкт-Петербурге. Что будет включать нейропсихологическую оценку общих когнитивных навыков в исследуемой популяции (например, оценка интеллекта, внимания, рабочей памяти и речи). Также вместе с электрофизиологической оценкой, будет проводится оценка речевых способностей (понимание и порождение), что предоставит данные об измененных нейронных паттернах сигналов на ЭЭГ (компонентах MMN, P300, N400). И, наконец, оценка состояния детей до и после двигательной реабилитации с использованием всех этих методов позволит выявить улучшения как сенсомоторных, так и когнитивных функций как следствие двигательной реабилитации, а также даст новое понимание вклада сенсомоторной системы в когнитивные функции детей. Важно отметить, что успешная реализация этого проекта будет невозможна без синергетического участия обоих членов группы, поскольку подходы и методологии являются взаимодополняющими и необходимы для достижения поставленных целей. Взаимодействие между обеими группами позволит получить новую информацию о двигательном, когнитивном и нейрофизиологическом статусе детей с двигательными нарушениями. Группе в Москве требуется исчерпывающая диагностика моторной и когнитивной сферы детей с двигательными нарушениями, проводимая группой в Санкт-Петербурге, а также в сравнении этих данных со здоровой популяцией. С другой стороны, команде из Санкт-Петербурга необходимы полученные в Москве данные по оценке состояния сложных когнитивных функций, их картирование в мозге у детей с артрогрипозом и, что немаловажно, у здоровых детей, для сравнения. Это будет возможно лишь с использованием высокоточных, таких как ЭЭГ и МЭГ, доступных только в Москве, а также сложных экспериментальных парадигм, разрабатываемых в ВШЭ в области психолингвистики и нейронаук. Таким образом, обе стороны проекта обеспечат ценную информацию, как на научном, так и на клиническом уровне, о нормальных паттернах активации, отражающих работу сложных когнитивных функции, а также об изменении этих паттернов вследствие двигательных нарушений. Работа обеих команд внесет огромный вклад в понимание функций мозга с точки зрения процессов онтогенетического развития. Получение исчерпывающих и объективных данных о предполагаемом когнитивном нарушении позволит более точно диагностировать детей с двигательными нарушениями, а также более эффективно проводить лечение и реабилитацию, улучшая их двигательные и коммуникативные навыки и в конечном итоге качество их жизни. Возможность развивать эти новые подходы будет иметь также высокую социальную значимость. Это связано с огромной ролью познавательных способностей в успешном процессе обучения и социализации. Особенно это касается состояния речевых функций, поскольку они имеют решающее значение как для общения, так и для обучения. Таким образом, сотрудничество между нашей научной группой, которая проводит фундаментальные исследования и предоставит новые знания о сенсомоторных и когнитивных функциях детей с артрогрипозом, и командой клинических специалистов, которая будет внедрять эти знания в практическую работу с данной популяцией, имеет решающее значение для успешного осуществления данного проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках совместного междисциплинарного проекта «Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты» в первый год реализации этого проекта (2020) коллективы исследователей Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Клиники артрогрипоза Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) выполнили широкий спектр работ и добились значительного прогресса в изучении природы моторных и речевых процессов – как в норме, так и при нарушениях двигательной сферы – при артрогрипозе. В результате совместной работы коллективов получены научные результаты по следующим направлениям. Сотрудниками НИУ ВШЭ разработана oddball-парадигма для оценки нейрональных процессов обработки слухоречевой информации. С помощью этой парадигмы регистрируется компонент негативности рассогласования (mismatch negativity) вызванных ответов. Исследуется пространственно-временные паттерны мозгового ответа негативности рассогласования, зависимость этих паттернов от семантики речевых стимулов, их различия у здоровых взрослых и детей и детей с артрогрипозом. Выработанный нами подход позволяет изучить особенности речевой функции у детей с артрогрипозом в русле представлений теорий воплощенного познания об обработке слов, обладающих моторной семантикой. Проведена серия пилотных исследований разработанной парадигмы на взрослых и детях. Разработанная парадигма протестирована на здоровых испытуемых в НИУ ВШЭ и на пациентах с моторными нарушениями в Институте им. Турнера. Получены результаты, доказывающие эффективность созданной парадигмы. Проведена полномасштабная серия МЭГ-ЭЭГ-МРТ комбинированных исследований в разработанной парадигме для речевого картирования слов, связанных с моторикой, на 9 детях и свыше чем на 40 взрослых. Проведен экспресс-анализ МЭГ-МРТ результатов, подтверждающий эффективность разработанной парадигмы oddball исследования. Проведено свыше 30 ЭЭГ-исследований детей – пациентов с артрогрипозом на базе Института им. Турнера, с использованием разработанной в НИУ ВШЭ oddball парадигмы. Данные находятся в процессе анализа. Парадигма также была дополнена реалистичными видеостимулами, содержание которых было классифицировано сотрудниками НИУ ВШЭ с помощью алгоритмов машинного обучения в соответствии с типом движений - рук или ног, которые совершают персонажи видеоклипов. Это позволило провести эксперимент по динамическому нейрональному картированию зрительного восприятия информации о движениях конечностей в норме (у детей и у взрослых испытуемых) и при патологии с использованием новейшего метода межиндивидуальных корреляций МЭГ/ЭЭГ-сигналов. Проведен анализ результатов. Выявлены ортопедические и нервно-мышечные особенности у детей с моторными расстройствами (опубликованы 2 статьи). Выявлены психологические и нейрофизиологические особенности у детей с моторными расстройствами (2 статьи находятся в стадии рассмотрения журналами входящими в Q1). Проведена комплексная оценка пациентов с моторными нарушениями специалистами в области психологии, нейрофизиологии, логопедии, неврологии, ортопедии и миографии. Получены уникальные данные, позволяющие достоверно связать различные выявленные нарушения у детей с моторными нарушениями. Прослеживается связь изучаемых параметров: электрофизиологических, психологических, логопедических, неврологических, ортопедических. С учетом полученных результатов, данная тема является крайне перспективной и требующей дальнейшей разработки. Разработаны и апробированы задания для оценки процессов порождения речи у здоровых детей и детей с артрогрипозом. Разработанная система тестов является точным диагностическим инструментом для оценки различных компонентов речи: фонематической, лексической, семантической обработки и др. - с учетом влияния различных психолингвистических переменных. Выполнены поведенческие пробы для оценки процессов порождения речи и сравнения их в норме сотрудниками НИУ ВШЭ и при патологии – сотрудниками института им. Турнера. Разработаны протоколы и проведены магнитоэнцефалографические (МЭГ) исследования кортикальной активности у детей с моторными нарушениями. Результаты функционального картирования коры головного мозга на основе данных МЭГ и МРТ, выполненные для детей, больных артрогрипозом, а для также контрольных здоровых испытуемых соответствующего возраста и контрольных взрослых испытуемых подготовлены и поданы в журнал для публикации на английском языке: “S.A. Golosheykin, E.D. Blagoveschenskiy, O.E. Agranovich, M.A. Nazarova, V.V. Nikulin, O.E. Moiseenko, R.W. Chan, A.N. Shestakova. Feasibility and challenges of performing MEG experiments in children with arthrogryposis multiplex congenita. Front Pediatr (submitted)”. Следует отметить уникальность использования МЭГ-подхода к нейрональному картированию проксимальных мышц и особенно – у детей с артрогрипозом. Таких исследований до сих пор не проводилось. Нами впервые применен комплексный подход к изучению ортопедического заболевания – артрогрипоза, что само по себе не является узкой мишенью нашего исследования. Нам представляется, что артрогрипоз является прекрасной клинической моделью для изучения когнитивных последствий моторных заболеваний. Полученные нами комплексные данные позволяют cделать крайне интересные предварительные выводы и позволят сделать более общие выводы, как фундаментальные, так и прикладные, на последующих этапах реализации данного междисциплинарного проекта.

 

Публикации


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В рамках совместного междисциплинарного проекта «Когнитивные особенности у детей с моторными нарушениями: клинические, поведенческие и нейрофизиологические корреляты» во второй год реализации этого проекта (2021) научно-исследовательские коллективы Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва) и Клиники артрогрипоза Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии имени Г.И.Турнера (г. Пушкин, Санкт-Петербург) выполнили большой объем совместных работ и добились значительного прогресса как в сборе широкого спектра данных (нейрофизиологических, психологических, поведенческих, психологических, клинических), так и в их анализе. В частости, мы добились успехов в сравнительном анализе особенностей моторных и речевых процессов в различных исследуемых группах: детях с моторными нарушениями, в т.ч. с артрогрипозом, здоровых детях и здоровых взрослых. В результате совместной работы коллективов получены научные результаты по следующим направлениям. 1. При проведении исследования слухоречевой негативности рассогласования запись детей (здоровых и с двигательными нарушениями) осуществлялась в максимально схожих экспериментальных условиях. Проведены записи МЭГ и ЭЭГ для получения данных о нейрональной обработке слухоречевой информации различного семантического содержания - слов, обозначающих движения, а также абстрактные действия, - в рамках парадигмы негативности рассогласования. Данная парадигма была создана на первых этапах совместного проекта. Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, накладывающую существенные ограничения на доступ на территорию НИИ Г.И. Турнера и НИУ ВШЭ, за отчетный период нами были собраны мультимодальные данные о когнитивном развитии 72 пациентов, В НИУ ВШЭ были зарегистрированы МЭГ-отклики мозговой активности 27 здоровых детей и ЭЭГ- отклики 15 детей (последние записи проводились дважды, что суммируется в 30 исследований). Дети из МЭГ-группы также проходили МРТ обследование. Структурное МРТ картирование также прошли 16 детей с моторными нарушениями. Группа детей c двигательными нарушениями более гетерогенна – у каждого заболевание проявляется в той или иной мере и объединять их в одну группу крайне сложно. Например, нарушение может затрагивать как проксимальные, так и дистальные мышцы. Для оценки нейрональных ответов в парадигме негативности рассогласования были отобраны 64 пациента, у которых наблюдался следующий диагноз: нарушение функционирования проксимальных мышц. Можно заметить, что только благодаря совместной работе двух организаций в современных условиях, на наш взгляд, возможно продолжать реализацию данного проекта. Данные, полученные на МЭГ для взрослых здоровых испытуемых, были подробно проанализированы сотрудниками НИУ ВШЭ с использованием различных подходов. В том числе производился анализ по областям интереса (слуховая, первичная моторная кора, область Брока, их правополушарные гомологи), в которых осуществлялась локализация вызванных слухоречевых ответов негативности рассогласования разными методами решения обратной задачи. Получены результаты, указывающие на то, что нейрональные паттерны обработки слухоречевых стимулов отличаются по амплитуде и латерализации в зависимости от типа содержащейся в стимулах информации: связанной с движениями или абстрактными действиями. Предварительные результаты этой работы представлены на конференции IOP 2021 – 20th World Congress of Psychophysiology of the International Organization of Psychophysiology (опубликовано в International Journal of Psychophysiology: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167876021006425?via%3Dihub). Основные результаты готовятся в формате статьи для публикации. На базе НИИ Г.И. Турнера производилась запись той же парадигмы на ЭЭГ в группе детей с двигательными нарушениями с использованием стимулов, обозначающих движения конечностей, а также серии псевдослов. Данные сравнивались и анализировались совместно сотрудниками двух коллективов, результаты сравнения указывают, что на ЭЭГ также существуют различия в нейрональных ответах между группами здоровых детей и детей с двигательными нарушениями, причем различия были значимы для стимулов, обозначающих движения рук, движения которых нарушены в исследуемой группе детей. В результате проведенных анализов были выявлены следующие важные факты: · Паттерн негативности рассогласования отличается для больных и здоровых детей, особенно для слов, связанных с движением рук. · Однако статистические отличия представляют мозаичную картину, требующую дальнейшего анализа (источников и т. д.). · Можно предположить, что здоровые и больные дети по-разному воспринимают слова, связанные с движением конечностей. 2. Дополнительно сотрудниками НИУ ВШЭ исследована возможность использовать парадигму негативности рассогласования в соматосенсорной модальности. Исследование проведено в контрольной группе здоровых взрослых испытуемых, в которой были получены вызванные ответы на предъявление электрического раздражения различных пальцев рук. Результаты опубликованы (https://journals.eco-vector.com/turner/issue/viewIssue/3861/765). 3. В ходе записи ЭЭГ-парадигмы испытуемым также давалось задание, в котором детям (здоровым и с двигательными нарушениями) предъявлялись реалистичные видеостимулы, ответы на которые анализировались сотрудниками НИУ ВШЭ с помощью современного подхода к анализу нейрональных данных – межиндивидуальных корреляций (Intersubject correlations, ISC). Результаты анализа, выполненного в этом году, указывают на различия нейрональных паттернов обработки подобной информации между группами здоровых детей и детей с двигательными нарушениями. Результаты представлены на конференции Organization of Psychophysiology (опубликовано в International Journal of Psychophysiology: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0167876021007820), а также поданы в виде статьи в журнал Q1 (находятся на рецензии). Все статьи имеют в соавторах совместный коллектив между двумя научными заведениями 4. На базе материала, собранного сотрудниками НИИ Г.И. Турнера, проведен сравнительный анализ когнитивных навыков у больных и здоровых детей на основании психологического тестирования. Обнаружена разница в слуховой и визуальной памяти, которая отчетливо проявлялась в возрасте 8-10 лет, что, возможно, требует пересмотра образовательных программ для детей с моторными расстройствами. Совместным коллективом подана и принята в печать статья в журнал Brain Sciences. 5. Сотрудниками НИИ Г.И. Турнера проведено экспериментально-психологическое исследование процессов порождения речи с помощью экспериментальных заданий, разработанных совместно с сотрудниками НИУ ВШЭ. Задания позволили оценить различные аспекты экспрессивной речи у здоровых детей и детей с артрогрипозом, и увидеть статистические различия в большинстве проб, за исключением пробы на автоматизированное порождение речи. На наш взгляд, это указывает на существенные различия в процессах порождения произвольной экспрессивной речи у исследуемых групп детей. 6. Совместно сотрудниками НИУ ВШЭ и сотрудниками НИИ Г.И. Турнера подготовлены стимульные материалы для экспериментального МЭГ/ЭЭГ исследования процессов порождения речи (называние изображений, обозначающих предметы и действия), подобранных по ряду психолингвистических характеристик: устойчивость номинации, возраст усвоения, частотность, субъективная сложность, объективная сложность, знакомство с объектом, представимость, длина (в слогах или фонемах). На основе этого стимульного материала сотрудниками НИУ ВШЭ разработана и апробирована экспериментальная МЭГ-парадигма исследования процессов порождения речи. Данную пробу планируется адаптировать к клинической выборке – детям с двигательными нарушениями в НИИ Г.И. Турнера – и провести исследование экспрессивной речи в этой клинической группе. 7. Также мы оценили возможности картирования проксимальных мышц у больных артрогрипозом и здоровых детей (МЭГ/ЭЭГ исследования). Были проведены исследования возможности картирования проксимальных мышц. Исследования были проведены на 4х пациентах (больных артрогрипозом) и 4х здоровых детях. Была показана возможность селективной оценки активности связанной со сгибанием руки. Причем было показанно, что паттерн активации у больных и здоровых детях отличается во временной и пространственных шкалах. Принята совместная статья в журнал (https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fped.2021.626734/full). Таким образом, к настоящему моменту сотрудниками НИУ ВШЭ и НИИ Г.И. Турнера собран большой спектр различных данных, отражающих нейрофизиологические, когнитивно-психологические, поведенческие особенности выполнения различных задач, связанных с обработкой мультимодальной информации, и в особенности информации речевой. Данные указывают на то, что между детьми с двигательными нарушениями и здоровыми существуют статистически значимые различия во всех перечисленных особенностях выполнения этих задач. На следующем этапе мы планируем собрать данные об особенностях порождения речи у здоровых детей и детей с двигательными нарушениями. А также перейти к составлению комплексных профилей для различных исследуемых групп (с учетом возраста и клинического статуса), которые будут учитывать все вышеперечисленные особенности и на основании этих профилей можно будет производить более глубокое сравнение исследуемых групп, искать фундаментальные связи между моторными речевыми процессами, а также влияние на эти связи моторных нарушений, таких как артрогрипоз.

 

Публикации

1. Голошейкин С.А., Благовещенский Е.Д., Агранович О.Е., Назарова М. А., Никулин В.В., Моисеенко О. Е., Чен Р. У., Шестакова А.Н. Feasibility and Challenges of Performing Magnetoencephalography Experiments in Children With Arthrogryposis Multiplex Congenita Frontiers in pediatrics, Т. 9. (год публикации - 2021).

2. Копытин Г.А., Уланов М.А, Горин А.А., Моисеенко О.Е., Шестакова А.Н., Яскелайнен И.П., Штыров Ю.Ю. Differential Neuromagnetic Mismatch Responses to Spoken Action and Abstract Verbs in the Motor Cortex International Journal of Psychophysiology, Том 168, Приложение, Стр.S155 (год публикации - 2021).

3. Нтуманис Иоаннис, Копытин Григорий, Благовещеский Евгений, Шестакова Анна, Бермудез-Маргаретто Беатриз, Агранович Ольга, Яскелайнен Ииро П. Arthrogryposis Multiplex Congenita Enhances the Variability of Neural Responses to Naturalistic Video Scenes International Journal of Psychophysiology, Том 168, Приложение, Стр.S213 (год публикации - 2021).

4. О. Е. Моисеенко, М. Эррохо Руиз, А. Н. Шестакова Негативность рассогласования у пациентов с артрогрипозом и влияние осцилляторной активности коры больших полушарий мозга Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста (Pediatric Traumatology, Orthopaedics and Reconstructive Surgery), Том 9, Стр. S19-S21 (год публикации - 2021).