КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-78-10095

НазваниеСоветская наука как индустрия: кадры, инфраструктура, организационно-управленческие практики (1920-1970-е гг.).

РуководительДолгова Евгения Андреевна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2020 - 06.2023  , продлен на 07.2023 - 06.2025. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№50 - Конкурс 2020 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-406 - Социальная история науки и техники, научной и инженерной деятельности, научного и научно-технического сообществ

Ключевые словасоветская наука, научное сообщество, технологический вызов, социально-демографическая структура, социометрия, просопография, научная инфраструктура, материальное стимулирование, социально-бытовое обеспечение, диверсифицированность

Код ГРНТИ12.09.09


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на многоаспектное, комплексное, выполненное в социально-историческом ключе исследование трансформации национального научного сообщества в условиях мощного социально-политического вызова, стоявшего перед российской наукой в XX в. - ее превращения из частного занятия в развитую индустрию. В истории России новейшего времени становление науки как социального института произошло в рамках матрицы советской науки, когда из частного занятия она превратилась в масштабное, индустриально организованное предприятие, в которое оказались вовлечены большие людские и материальные ресурсы. Под влиянием имманентных факторов развития научного знания и событий национальной истории были сформулированы основные требования к советской науке: близость к проблемам производства, коллективистские формы исследований, государственная централизация научных работ и их регуляция, плановый характер в обмен на регулярное государственное финансирование. Научное сообщество многократно расширилось, изменились его физические параметры. Эта тенденция носила имманентный характер и была в той или иной степени присуща научным системам всех европейских стран, однако в условиях российской действительности ее развитие оказалось скорректировано - революцией 1917 г., индустриализацией, преодолением социально-демографических и экономических последствий Великой отечественной войны, наконец, изоляцией (автаркией) на мировой научной карте в годы Холодной войны и задачей технологического опережения в условиях НТР. Эти факторы скорректировали и видоизменили социальные параметры научного сообщества, с одной стороны, определив его особое положение как социально-профессиональной группы советского социума, а с другой – сформировали специфику внутренней организации. Сложившаяся в рамках советского научного сообщества система горизонтальных и вертикальных взаимодействий создала традиционные формы и структуры обеспечения развития советской науки, многие конструкты которой работают до сих пор и нуждаются в обоснованной (в сравнительном контексте – мирового опыта) факторной оценке для понимания перспектив и определения векторов регулирования научных исследований. Результатом реализации проекта станет комплексное (в социально-историческом ключе) изучение трансформации советского научного сообщества 1920-1970 гг. вне узкого дисциплинарного контекста, на основе объединения институционального и социального подходов, а именно: 1) на основе применения методов социальной статистики к анализу исторической документации (комплексу статистики и массовых исторических источников) - будут изучены социально-демографические характеристики кадров советской науки, с учетом их диверсифицированности, охарактеризована динамика их изменения и определена степень влияния на социально-демографическую структуру как событий национальной истории, так и имманентных (общемировых) тенденций развития научного знаний; 2) будут определены специфика и позиции научного сообщества как статусной социально-профессиональной группы в социальной структуре советского общества; на основе динамического анализа и оценки принципа материального стимулирования научного труда охарактеризованы специфика и динамика обеспечения различных дисциплинарных, территориальных, квалификационных групп научных работников, определены факторы и механизмы распределения ресурсов; 3) будет проведен комплексный анализ влияния стимулирующих, формирующих и корректирующих мер государственного обеспечения/регулирования научных исследований на социальные параметры научного сообщества в условиях повседневных практик их реализации; выявлены и описаны структурирующие и иерархизирующие механизмы и принципы организации и самоорганизации научного сообщества в период его фундирования. В центре внимания научного коллектива - социометрия и наукометрия советского научного сообщества 1920-1970-х гг. Формой представления результатов станут научные публикации участников организации (не менее 20, из них 10 – в изданиях WoS или Scopus), серия препринтов (не менее 5), обобщающая коллективная монография, научно-популярные ресурсы – аннотированый каталог, сюжетный указатель, база данных, доступные на web-странице проекта в сети Интернет. Запланирована популяризация результатов исследования в медиа-пространстве, научно-популярных изданиях исторического и науковедческого профиля. В ходе реализации проекта запланировано проведение коллективных научных мероприятий (круглых столов и тематических секций - не менее 2). Научные результаты проекта будут иметь как теоретическое, так и практическое значение для науковедения, социологии науки, исторической науки (в силу изучения важной составляющей общественного развития России новейшего времени), для фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований.

Ожидаемые результаты
Результатом реализации проекта станет комплексное (в социально-историческом ключе) изучение трансформации советского научного сообщества 1920-1970 гг. вне узкого дисциплинарного контекста, на основе объединения институционального и социального подходов, а именно: 1) на основе ранее разработанной и апробированной методики – применения методов социальной статистики к анализу исторической документации (комплексу статистики и массовых исторических источников) - будут изучены социально-демографические характеристики кадров советской науки, с учетом их диверсифицированности, охарактеризована динамика их изменения и определена степень влияния на социально-демографическую структуру как событий национальной истории, так и имманентных (общемировых) тенденций развития научного знаний; 2) будут определены специфика и позиции научного сообщества как статусной социально-профессиональной группы в социальной структуре советского общества; на основе динамического анализа и оценки принципа материального стимулирования научного труда охарактеризованы специфика и динамика обеспечения различных дисциплинарных, территориальных, квалификационных групп научных работников, определены факторы и механизмы распределения ресурсов; 3) будет проведен комплексный анализ влияния стимулирующих, формирующих и корректирующих мер государственного обеспечения/регулирования научных исследований на социальные параметры научного сообщества в условиях повседневных практик их реализации; выявлены и описаны структурирующие и иерархизирующие механизмы и принципы организации и самоорганизации научного сообщества в период его фундирования. Формой представления результатов станут серия препринтов участников научного коллектива (не менее 5), научные публикации (не менее 20, из них 10 – в изданиях WoS или Scopus), обобщающая коллективная монография, научно-популярные ресурсы – аннотированый каталог, сюжетный указатель, база данных, доступные на web-странице проекта в сети Интернет. Запланирована популяризация результатов исследования в медиа-пространстве, научно-популярных изданиях исторического и науковедческого профиля. В ходе реализации проекта запланировано проведение коллективных научных мероприятий (круглых столов и тематических секций - не менее 2). Научные результаты проекта будут иметь как теоретическое, так и практическое значение для науковедения, социологии науки, исторической науки (в силу изучения важной составляющей общественного развития России новейшего времени), для фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований. Общественная значимость проекта обуславливается насущной актуализацией пересмотра привычных трактовок роли и значения профессии ученого в новейшей истории России: она приобрела публичный характер, а его функции тесно увязываются с социально-политическим запросом и ответственностью перед обществом за результаты своего труда. В этом отношении исследование советского научного сообщества будет способствовать пересмотру стереотипов об особенностях взаимодействия науки и власти в советский период, учитывая как влияние «больших вызовов», так и событий национальной истории. Проект ответит на вопросы: какой была советская наука, каково было место ученого в советском обществе, какое место занимала наука в различных общественных дискурсах и культуре советской России 1920-1970-х гг.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Первый год работы над проектом позволил решить ряд поставленных задач и прийти к значимым научным результатам. Работа научного коллектива велась по следующим исследовательским направлениям. Посредством анализа формализованных индикаторов методами социальной статистики получена системная характеристика структуры советского научного сообщества 1920-1980-х гг.: сформулированы качественно-количественные структурные характеристики дисциплинарных и квалификационных групп научного сообщества (с точки зрения динамики роста и кадрового наполнения научно-исследовательских и научно-образовательных организаций). В исследовании использовались три блока показателей: абсолютные (число научных организаций, численность научных работников, в том числе по квалификационным категориям, ученым званиям, областям науки, численность аспирантов и др.); относительные, структурные (удельный вес вузов и научно-исследовательских институтов в общем числе научных организаций страны, удельный вес докторов и кандидатов наук в общей численности научных работников и др.); относительные, показатели динамики (темп прироста численности научных работников различных категорий и групп, числа научных организаций и др.). Проведенный статистический анализ позволил проследить эволюцию научно-технического комплекса СССР на протяжении советского периода – на примере изменения сети научных учреждений, численности и структуры научных кадров, системы их подготовки. Результаты статистического исследования нашли отражение в графическом приложении к отчету (приведены данные по СССР), а также стали основой для готовящихся научных публикаций. Охарактеризованы процессы территориального движения научных кадров, описаны их тенденции и динамика с точки зрения реконструкции системы центр-периферийных отношений в советской науке. Процесс кадрового наполнения советской научно-технологической карты (ее формирования, разворачивания и закрепления) изучен как с точки зрения конкретно-исторических исследований (на примере исследования процесса институционального становления академической периферии, изучения этапов и организационных форм научного освоения территории, определения «типовых» форм географической мобильности советских ученых), так с точки зрения анализа основных показателей, характеризующих состояние и развитие науки в республиках СССР: численности и состава в них научных кадров в 1930-1980-х гг., изменения сети научных организаций. Последнее имеет как самостоятельную ценность (анализ развития науки в республиках, изучение уровня «концентрации» советской науки), так и важное значение для прояснения результатов по СССР, проверки сформулированных гипотез - например, в части факторов динамики числа научных организаций. Статистические данные были дополнены и скорректированы результатами обследования конкретных научно-исследовательских и научно-образовательных центров: в центре внимания исследовательского коллектива оказались отраслевые и академические учреждения, центральные/провинциальные/республиканские, естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного профиля: научному коллективу удалось исследовать на материалах делопроизводственной документации ряд сюжетов социально-демографического характера. В центре внимания научного коллектива оказались не только макропроцессы, общенаучные тенденции, но и микроуровень – история отдельной социально-демографической единицы: семьи научного работника. В результате архивной эвристики был охарактеризован, обработан и впервые введен в научный оборот комплекс опросных бланков бюджетного обследования научных работников, проведенного Центральным статистическим управлением СССР в 1925 г., общим объемом свыше 4 тыс. архивных листов. Проведенный анализ первичного опросного бланка позволил охарактеризовать его информационно-эвристический потенциал и апробировать исследовательскую методику посредством изучения формализованных индикаторов, содержащихся в комплексе избранных для анализа документов. На данном этапе был сделан вывод, что информация опросного бланка позволяет реконструировать условия и уровень жизни семьи научного работника и проанализировать факторы, влияющие на размеры доходов и потребления; выявленный комплекс репрезентативен для проведения дальнейшего исследования. Его потенциал может быть реализован при условии использования технологии баз данных и математических методов на следующем этапе исследования. Комплексно поставлена и исследована проблема адаптации научного сообщества к изменению форм организации и принципов ведения научной работы, запросу на практикориентированный характер научного знания: изучена история отдельных междисциплинарных проектов – биомедицинских экспериментов, конструктивной географии, развития трансарктического воздухоплавания и т.д., выявлены приоритеты и факторы государственной поддержки научных инициатив. В указанном ракурсе охарактеризованы процессы конверсии гуманитарных дисциплин (на примере исторической науки, рассматриваемой как часть советской модели науки). Особое внимание в отчетном году было уделено анализу репрезентации образа советского ученого и научной повседневности в популярном пространстве 1920-1970-х гг. с точки зрения социально-политического запроса к профессии: в центре внимания научного коллектива оказался советский кинематограф. Подготовлен аннотированный указатель художественных кинофильмов о советских ученых за 1918-1980-е гг. (web-cтраница, открытый доступ). В научных публикациях с точки зрения кинематографического контента были проанализированы практики популяризации научного знания (культурфильмы), шпиономания (научно-технологического характера), социально-демографических изменения научного сообщества (квалификационное закрепление женских научных кадров). Научным коллективом опубликованы (в том числе приняты к печати) 16 научных публикаций в изданиях, индексируемых РИНЦ, 3 научные статьи в изданиях, индексируемых WoS и Scopus (1 статья - в зарубежном издании на английском языке). Промежуточные результаты проекта были представлены в виде 19 научных докладов на 16 научно-практических мероприятиях в РФ и за рубежом. Важной стала задача популяризации результатов исследования на web-странице проекта в сети Интернет, в медиа-пространстве, научно-популярных изданиях. Одним из инструментов стал представленный на web-странице аннотированный каталог советских художественных кинофильмов об ученых за 1918-1980-е гг. (режим доступа: свободный). В рамках первого года реализации проекта было организовано коллективное научно-практическое мероприятие, направленное на популяризацию проекта и активное вовлечение молодых ученых (студентов и аспирантов) в науку - Межвузовская (c международным участием) школа молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы» (доступна видеозапись). Т.о. в отчетном году реализовывалось многоаспектное, комплексное, выполненное в социально-историческом ключе исследование, заложившее качественную основу и определившее векторы работы на следующем этапе выполнения проекта. Научным коллективом последовательно реализовывалась установка на интенсивное изучение проблемы, связанное с введением в научный оборот новых комплексов источников и установкой на междисциплинарное сотрудничество. Реализация проекта сопровождалась подготовкой научных публикаций, презентацией и активной популяризацией промежуточных научных результатов (в том числе на международных научных площадках мирового уровня). Межвузовская (с международным участием) школа молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы» (Российский государственный гуманитарный университет, 3 апреля 2021 г.), в том числе: открытые лекции участников научного коллектива: URL: https://youtu.be/M7DZKed2wRQ; Аннотированный каталог художественных кинофильмов о советских ученых за 1918-1980-е гг. URL: https://www.rsuh.ru/science/filmcatalogue.php (режим доступа: свободный).

 

Публикации

1. А.В. Собисевич, В.М. Чеснов Арсений Арсеньевич Ярилов и проекты по развитию трансарктического воздухоплавания СОВЕТСКАЯ ГУМАНИТАРИСТИКА Мечты и прагматика в 1920–1950-е гг. Сборник статей. М.: ИЦ РГГУ, 2020, 126-134 (год публикации - 2020)

2. В.А. Снытко, А.В. Собисевич Scientific path of Victor Borisovich Sotchava and his contributions for landscape analysis Revista do Instituto Geologico, Revista do Instituto Geológico, São Paulo, 41 (3), 1-7, 2020 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.33958/revig.v41i3.723

3. Долгова Е.А. Женщина-ученый в советском кинематографе 1920-1950х гг.: ассистент, исследователь, руководитель О женщинах в науке и не только... (сборник статей к юбилею доктора исторических наук О.А. Вальковой) / [под ред. С.С. Илизарова, А.Ю. Самарина]. М.: Янус-К, 2021. – 284 с.: ил., 100-115 (год публикации - 2021)

4. Долгова Е.А. НАУЧНАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ ПРОФЕССОРА ЛОСЕВА: ШПИОНОМАНИЯ В СОВЕТСКОМ ПОСЛЕВОЕННОМ ИГРОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Вестник Тверского государственного университета. Серия «История»., 2020. № 4(56). С. 85–92. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.26456/vthistory/2020.4.085

5. Долгова Е.А. С. В. Бахрушин в Институте Красной профессуры: лекции по истории народов Сибири. 1936 г. Вестник архивиста, № 1. С. 275–288. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2021-1-275-288

6. Долгова Е.А., Шевякова К.С. Советский посол в Венесуэле Фома Андреевич Требин: ученый и дипломат История Америки: человек, народы, культуры. Санкт-Петербург: Институт этнологии и антропологии РАН, 2021, - (год публикации - 2021)

7. Мазур Л.Н. Два пути Уральского университета: классический университет или политехнический институт? Документальное наследие и историческая наука: материалы уральского историко-архивного форума, Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020. С. 740-752. (год публикации - 2020)

8. Мазур Л.Н. ВОЙНА И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА: ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ВОЕННОЙ ТЕМАТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ (1930-е – первая половина 1950-х гг.) Вестник Пермского университета. Серия История., - (год публикации - 2021)

9. Мазур Л.Н. КАК ЖИЛИ УЧЕНЫЕ В СССР В 1920-Е ГГ.?: ИЗ ИСТОРИИ БЮДЖЕТНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ Актуальные проблемы источниковедения: материалы VI Международной научно-практической конференции, Витебск, 23–24 апреля 2021 г. / Витеб. гос. ун-т ; редкол.: А. Н. Дулов (отв. ред.) [и др.]. Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2021. С. 292-294., 292-294 (год публикации - 2021)

10. Метель О.В. Географическая мобильность советских историков 1950–1970-х гг.: к постановке проблемы Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки., Т. 8, № 3 (31). С. 98-105 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.24147/2312-1300.2021.8(3).98-105

11. Метель О.В. ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВЕТСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ 20–30-Х ГОДОВ XX ВЕКА Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, Т. 163, кн. 3 С. 55-66 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2021.3.55-66

12. Метель О.В. Академическая наука в СССР в 1940–1950-е гг.: трансформации региональной инфраструктуры Люди империи – империя людей: персональная и институциональная история азиатских окраин России, - (год публикации - 2021)

13. Собисевич А.В. ДИСКУССИЯ О МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ В СРЕДНЕ-АЗИАТСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНЦЕ 1920-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «КРАСНОЙ» И «СТАРОЙ» ПРОФЕССУРЫ) Классический университет: история и современность. Ижевск: Издательский центр Удмуртский университет, 2021., стр. 276-283 (год публикации - 2021)

14. Собисевич А.В. Кавказская комплексная экспедиция СОПС: исследование природных ресурсов для послевоенного восстановления края Архивный поиск: сб. научный статей и публикаций. М.: Архив РАН, 2020, 243-251 (год публикации - 2020)

15. Собисевич А.В. Международная деятельность президента Всесоюзного географического общества С.В. Калесника Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2020.. М.: ИИЕТ РАН, 2020., 60-68 (год публикации - 2020)

16. Долгова Е.А. From cultural to popular science films: popularization practices of scientific knowledge in the 1920-1930s The 9th International Conference of the European Society for the History of Science "Visual, Material and Sensory Cultures of Science". Program & Book of Abstracts. Bologna,2020, p. 217 (год публикации - 2020)

17. - Рождение советской науки: ученые в 1920–1930-е гг. Международная виртуальная платформа HPS.CESEE и CHORUS: Colloquium for the History Of Russian Science, 20 НОЯБРЯ 2020 Г. С 19:00 UTC+03 ДО 21:00 UTC+03 https://www.facebook.com/events/710283899904102 (год публикации - )

18. - О ПРОФЕССОРЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОМ, ЦЕКУБУ И КОММУНИСТАХ: НА ЧТО НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ ЧИТАТЕЛИ «СОБАЧЬЕГО СЕРДЦА»? Онлайн-лекториум «Всероссийский фестиваль науки – NAUKA», Москва, 17 октября, 2020 14:00 — 14:45 (год публикации - )

19. - Межвузовская (c международным участием) школа молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы» (3 апреля 2021 г.). YouTube, 3 апреля 2021 г., Российский государственный гуманитарный университет (год публикации - )

20. - Аннотированный каталог художественных кинофильмов о советских ученых за 1918-1980-е гг. Web-страница, Российский государственный гуманитарный университет, web-ресурс (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В центре работ второго года реализации проекта оказалось изучение научного сообщества с точки зрения его материального и инфраструктурного обеспечения, формирующего статус, мотивы роста, возможности и дифференциацию научных работников. Исследование реализовывалось по нескольким векторам. Были охарактеризованы (на трех уровнях) процессы разворачивания советской научно-технологической карты в ракурсах: статистического анализа развития науки в советских республиках, исследования институциональных процессов в рамках модели центр-периферийных отношений (на материалах работы Совета по координации научной деятельности академий наук союзных республик и их филиалов), изучения практик реализации управленческих решений организации «научного строительства» (на микроуровне). Исследование строилось с акцентом на инвестиционную составляющую – материально-техническое наполнение и финансирование, с учетом кадровых изменений, выявленных на первом этапе. Была исследована дисциплинарная специфика ресурсного обеспечения и штатного (кадрового) наполнения конкретных научных организаций – естественнонаучного, медицинского, социально-гуманитарного профиля. В этом отношении исследование сочетало микро (внимание к конкретным учреждениям) и макроаналитические (комплексный срез) стратегии. В первом ракурсе было проведено обследование обеспечения конкретных научно-исследовательских и научно-образовательных центров: Государственного института народного здравоохранения и сети входящих в него учреждений, Почвенного института Академии наук, отраслевых Институтов красной профессуры, Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС. Научным результатом второго уровня стало выявление и систематизация комплексной документации, характеризующей материально-техническую (техническая, приборная и экспериментальная база) и информационную (книгообмен, закупки иностранной литературы и т.д.) инфраструктуру науки. Сформированный корпус документов - выявленные бланки разработочных таблиц Центрального управления народнохозяйственного учета и управлений союзных республик - обладает значительным потенциалом для обработки на следующем этапе как с точки зрения уточнения специфики – региональной, дисциплинарной, отраслевой – кадрового и инфраструктурного обеспечения научно-исследовательских организаций, так и характеристики ее динамики. Были уточнены позиции научных работников как социально-профессиональной группы в структуре советского общества, получено структурное описание социально-бытовой дифференциации научного сообщества. Особый интерес представляют процессы дифференциации научного сообщества с учетом не только квалификационных характеристик и сферы занятости (прикладные, гуманитарные, точные науки, медицина и проч.), но и пространственных параметров (столицы / провинция). В этом отношении особое внимание привлекло изучение социально-бытовой инфраструктуры провинции в сравнении со столичными центрами. В ракурсе исследования оказался ряд сюжетов: «жилищный вопрос» - политика «уплотнения» и расселения, общежития, дома-коммуны, жилищные кооперативы и дачные поселки научных работников; медико-социальное обслуживание, функционирование санаторно-курортной сети для научных работников, изучение сферы услуг и организованного досуга и т.д. Вопросы экономической и социально-бытовой повседневности научных работников рассматривались и в комплексном срезе. На основе анализа уникального комплекса синхронных документов 1920-х гг. – материалов бюджетных обследований научных работников, выявленных в Государственном архиве Российской Федерации на первом этапе, - был подготовлен тематический информационный ресурс - база данных «Бюджетное обследование научных работников СССР. 1925 г.». На настоящее время база данных содержит информацию о 93 признаках 221 объектов (домохозяйств научных работников) Москвы, Ленинграда, Харькова, Ташкента, Казани, Перми, Воронежа, Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Томска, Симферополя, Краснодара. БД может быть использована в качестве информационного ресурса для изучения демографических, экономических, социальных проблем истории советской науки 1920-х гг. и в качестве учебного материала в курсах по истории и социологии науки, отечественной истории новейшего времени. Внимание научного коллектива привлекли и системные характеристики состояния советской науки в ее «турбулентные» периоды. С опорой на концепт «мобилизационной науки» были охарактеризованы прагматические установки научно-организационной политики власти с ярко выраженным акцентом на военных задачах, определившими высокий уровень милитаризации советской науки, придание ей ведомственного статуса, особого характера научных разработок, их финансирования и открытости, т. е. включенности в научно-коммуникативную среду (внутреннюю и международную). Последний сюжет был выведен в качестве отдельного исследовательского направления, реализуемого в двух ракурсах – с точки зрения изучения «витринной» функции советской науки, в ракурсе анализа международных связей советских ученых и научных организаций как инструмента взаимообмена критически важными технологиями. Анализ репрезентации образа советского ученого и научной повседневности в популярном пространстве с точки зрения социально-политического запроса к профессии реализовывался на материалах синхронных периодических изданий и анализа содержания игрового кинематографа. Велась работа по дополнению и уточнению информационного ресурса, созданного на первом этапе работы – «Аннотированного указателя советских художественных кинофильмов о науке и ученых за 1918-1980-е гг.». Визуальным решением, имеющим научно-популярное значение, стало размещение данных каталога на web-cтранице сайта Российского государственного гуманитарного университета и структурирование его содержания на основе признаков (фильтров), тематически объединивших ключевые слова (теги). Результаты второго года реализации проекта были представлены в форме: - научных публикаций (17, включая 5 – в изданиях, входящих в международные базы данных WoS и Scopus, 7 - RSCI, иные международные базы научного цитирования). - 29 докладов на различных научно-теоретических и научно-практических площадках (в том числе международных: 26th International Congress of History of Science and Technology, Prague, International Union of History and Philosophy of Science and Technology, 25-31 июля 2021). - трех научно-популярных лекций в медиа-пространстве с презентацией в сети Internet. - зарегистрированного в отчетном году результата интеллектуальной деятельности – базы данных «Бюджетное обследование научных работников СССР. 1925 г.» (авторы Л.Н. Мазур, Е.А. Долгова, номер свидетельства о регистрации в Роспатент – 2022620352). - в рамках коллективных мероприятий: 1) круглого стола (на английском языке) «Global vs National: ideologems and mythologemes of Soviet science, 1920-50s» в рамках конгресса International Council for Central and East European Studies (ICCEES) (тема «Bridging National and Global Perspectives») (Монреаль, Канада, 3-8 августа 2021 г.). Тезисы докладов на английском языке опубликованы в издании Конгресса. 2) межвузовской Школы молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы», проведенной на базе Российского государственного гуманитарного университета 3 апреля 2022 г. Таким образом, заявленные наукометрические индикаторы были выполнены, а научные результаты достигнуты. Их реализация обеспечила качественную всестороннюю апробацию и презентацию промежуточных результатов исследования. https://www.rsuh.ru/news/detail.php?ID=840386 URL: https://festivalnauki.ru/program/lektsiya-kak-uchili-krasnykh-professorov-iz-istorii-elitarnogo-obrazovaniya-v-1920-1930-e-gg-dolgovo-211008005839/ URL: https://roscongress.org/sessions/kmu-2021-istoriya-nauki-i-nauchno-tekhnicheskoy-politiki/translation/#

 

Публикации

1. Долгова Е.А. Научные лидеры, руководители, назначенцы: к проблеме структурирования научного сообщества в 1920–1930-е гг. СТЕНЫ И МОСТЫ – VIII Исследователь в междисциплинарном коллективе Сборник трудов Международной научной конференции, 172-185 (год публикации - 2021)

2. Долгова Е.А. «ЦЕКУБУ играет до сих пор значительную роль в деле материально-бытового обслуживания научных работников. Вместе с тем…» Дискуссия о ЦЕКУБУ в 1929–1931 гг. Исторический архив, № 1. С. 84-114. (год публикации - 2022)

3. Долгова Е.А. КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ: ОТ ДОМА-КОММУНЫ К ЖИЛИЩНОМУ КООПЕРАТИВУ ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, Т. 23. Вып. 4. С. 139-158. (год публикации - 2021)

4. Долгова Е.А., Каиль М.В. Партия, дай порулить! Как распределялись первые автомобили среди советской элиты 1930‑х годов Родина: российский иллюстрированный журнал, № 1. С. 125-128. (год публикации - 2022)

5. Мазур Л.Н. СОВЕТСКАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ (1917-1950-Е ГГ.) ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, Т. 23. № 4. С. 117-138. (год публикации - 2021)

6. Мазур Л.Н. Особенности мобилизации советской науки в условиях Великой отечественной войны Пути к Победе: человек, общество, государство в годы Великой отечественной войны: материалы XIII Международной научной конференции "История сталинизма: Дебаты". Екатеринбург, 21-24 июня 2021 г., 273-283 (год публикации - 2022)

7. Мазур Л.Н. Особенности начального этапа историографии Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Ноябрьские историко-архивные чтения – 2020 г. Пермь: ПермГАСПИ, 2021., 10-20 (год публикации - 2021)

8. Мазур Л.Н. Между ремеслом и профессией: предпосылки и особенности профессионализации научного труда историка в XX в. СТЕНЫ И МОСТЫ – VIII Исследователь в междисциплинарном коллективе Сборник трудов Международной научной конференции, 73-86 (год публикации - 2021)

9. Метель О.В. ИНСТИТУТ НАУЧНОГО АТЕИЗМА И РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР В 1960–80‐х гг. Журнал Белорусского государственного университета. История, - (год публикации - 2022)

10. Слискова В.В. «Новые чудеса биологии»: о биомедицинских экспериментах в популярной периодике 1920-х гг. История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сборник статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (11–14 октября 2021 г.). М.: Институт российской истории РАН, 2021., 282-290 (год публикации - 2021)

11. Слискова В.В. " По нашумевшему за последнее время вопросу об омоложении": письмо А.Ю. Филипченко Н.К. Кольцову Вестник архивиста, - (год публикации - 2021)

12. Слискова Валерия Викторовна Командировка сотрудницы Института экспериментальной биологии Е.Э. Трапезонцевой в Тунис 1924–1925 гг Исторический архив, № 2. С. 192-196. (год публикации - 2022)

13. Собисевич А.В. Участие советских ученых в проекте "Почвенная карта мира" Вопросы истории естествознания и техники, 2022. Т. 43. № 1. С. 41–53. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S020596060013159-6

14. Собисевич А.В. Участие советских почвоведов в I Международном конгрессе по почвоведению (США, 1927) Годичная научная международная конференция Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской академии наук, 433-436 (год публикации - 2021)

15. Собисевич А.В. КОНСТРУИРУЯ ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО СОВЕТСКОГО УЧЕНОГО: ОБЗОР ДОКУМЕНТОВ О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА «МИЧУРИН» РЕЖИССЕРА А.П. ДОВЖЕНКО Историко-биологические исследования, - (год публикации - 2022)

16. Собисевич А.В. "ВОЛЬНЫЕ ГАВАНИ": СОВЕТСКО-НЕМЕЦКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ И ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, Вып. 23. № 4. C. 159-175. (год публикации - 2021)

17. Собисевич А.В. Конструктивная география — научное направление в социалистическом природопользовании История науки и техники. Музейное дело: наука, технологии, общество: вызовы развитию в прошлом и настоящем: материалы XIV Междунар. науч.-практической конференции 15–16 декабря 2020 г., 239 (год публикации - 2021)

18. Мазур Л.Н., Долгова Е.А. Бюджетное обследование научных работников СССР. 1925 г. -, 2022620352 (год публикации - )

19. - III межвузовская школа молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы» МОЛОДЕЖЬ В НАУКЕ Дайджест #31 Официальный дайджест Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для молодых ученых, Дайджест 31. Январь. (год публикации - )

20. - участие в дискуссии «Конгресс молодых ученых» Министерства науки и высшего образования, Федеральная территория «Сириус», Сочи, 8-10 декабря 2021 г., Секция "История науки и научно-технической политики" (год публикации - )

21. - КАК УЧИЛИ "КРАСНЫХ ПРОФЕССОРОВ"?: ИЗ ИСТОРИИ ЭЛИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1920-1930-Е ГГ. Всероссийский фестиваль науки "Наука 0+", 10 октября 2021 г. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Реализация плана третьего года работы по гранту финализировала научные результаты и обеспечила их всестороннюю апробацию и презентацию в научном и научно-популярном пространстве. 1) В подготовленном инфографическом альбоме «Наука в СССР: о чем говорит статистика?» визуализированы ключевые показатели, которые дают представление о масштабах и структуре сети научных организаций в СССР и его республиках, кадровой обеспеченности советской науки, системе подготовки научных кадров. Визуализации сопровождаются историческими комментариями, пояснениями, которые позволяют ознакомиться с основными тенденциями развития институциональной системы советской науки, изменениями масштабов и структуры ее кадрового потенциала, а также понять причины, определившие эти тенденции. 2) исследованы изменения социально-демографической структуры советского научного сообщества, проведена оценка открытости научного сообщества и доступа к профессии для различных гендерных, возрастных, национальных групп советского научного сообщества. Динамика научных кадров (в том числе республиканских) представлена в инфографическом альбоме. Качественный анализ статичного среза информации представлен в информационном ресурсе «Женщины-исследовательницы Москвы и Ленинграда» в 1920-е гг.»: подготовленная и зарегистрированная в Роспатент база данных характеризует социально-демографические характеристики советского научного сообщества Москвы и Ленинграда на конец 1920х годов, удельный вес различных групп в составе женщин – научных работников и преподавательниц вузов. Проблематика отражена в научных публикациях участников проекта. 3) Исследована инвестиционная составляющая советской научно-производственной карты с точки зрения материально-технического наполнения научно-исследовательских структур: 1) выявлен и сформирован комплекс документации - сводные таблицы текущего обследования Госпланом СССР научно-исследовательских учреждений, характеризующие штатную структуру, инфраструктурное наполнение и финансовое обеспечение сети научных организаций (в разрезах – дисциплинарном и территориальном); 2) исследована материально-техническая база конкретных научных организаций (с акцентом на дисциплинарную специализацию); 3) сформирован документальный комплекс об улучшении технической, приборной и экспериментальной базы советских научных учреждений за счет закупки иностранного оборудования (счета и акты на импортное оборудование, докладные записки сотрудников хозяйственных отделов, сметы, включающие сведения о выделении сумм на приобретение оборудования). 4) Охарактеризованы структуры повседневности советского научного сообщества с учетом дифференциации различных – квалификационных, территориальных, дисциплинарных – групп в его составе, специфики их обеспечения. В подготовленной коллективной монографии и научных публикациях участников проекта описаны иерархические механизмы организации и самоорганизации научного сообщества, уточнены различия материального стимулирования научного труда, специфика распределения между различными группами в составе научного сообщества. 5) финализирована работа над каталогом советских художественных кинофильмов о науке и ученых за 1918-1980-е гг. Дополнило вектор изучение синхронной художественной литературы, источников личного происхождения и материалов периодической печати. Сопоставление художественных описаний и сведений, приведенных в воспоминаниях и периодической печати, позволило наиболее объемно реконструировать картину повседневности научных работников в условиях изменения форм организации и принципов ведения научной работы. 6) подготовлен инструментарий для проведения эмпирического исследования – матрица контент-анализа, содержащая систему кодов и правила кодирования визуального контента, который оказал влияние в том числе на формирование современных представлений российского общества о профессии (Е.А. Стрельцова). Частично проведен анализ образа советского ученого в кинематографе, включающий описание доминирующих социальных ролей, внешних, поведенческих, моральных, этических и др. характеристик, взаимоотношений внутри научного сообщества, а также с государством, обществом. 7) промежуточные и итоговые результаты проекта представлены в научном и популярном пространстве, апробированы на мероприятиях различного уровня. Научные результаты представлены в форме: 1) 22 научных публикаций (из них 3 в изданиях WoS/Scopus, 1 – Q1, 1 - зарубежом); 2) 30 выступлений (аналитических докладов, открытых лекций) на мероприятиях различного уровня (в том числе зарубежом 2 – Мексиканские соединенные штаты, Азербайджан; иные научные центры – Екатеринбург, Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Самара, Челябинск). Тематика проекта была представлена в разных форматах и для разных аудиторий, включая научно-популярные лекции и открытые уроки для школьников; 3)Рукописи коллективной монографии под названием «Жизненные миры советского ученого: бюджетное обследование научных работников 1925 г.» объемом 20 п.л. (Е.А. Долгова, Л.Н. Мазур, В.В. Слискова); 4)Макета инфографического альбома с историко-статистическим комментарием, подготовленного для печати (ISBN) (Е.А. Долгова, Е.А. Стрельцова). 5) Зарегистрированной в Роспатент базы данных «Аннотированный каталог советских художественных кинофильмов о науке и ученых за 1918-1980-е гг.» (Е.А. Долгова, В.В. Слискова). 6)Зарегистрированной в Роспатент базы данных «Женщины-исследовательницы Москвы и Ленинграда, 1920-е годы» (Е.А. Долгова, Е.А. Стрельцова). 7)Трех коллективных мероприятий, презентующих научные результаты исследования, с участием членов научного коллектива, в том числе 1 – для молодых исследователей: Межвузовская (c международным участием) школа молодых ученых «Один день из жизни ученого: повседневность, коммуникации, смыслы». Таким образом, все заявленные наукометрические индикаторы были выполнены. Их реализация обеспечила качественную всестороннюю апробацию и презентацию промежуточных результатов исследования.

 

Публикации

1. Долгова Е.А. ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ: "Я ОДИН ЖИВУ И РАБОТАЮ В СЕМИ КОМНАТАХ" Родина: российский иллюстрированный журнал, Вып. 11. С. 116-119. (год публикации - 2022)

2. Долгова Е.А. "МАЛЕНЬКИЕ" ХЛОПОТЫ "БОЛЬШОГО" ПЕРЕЕЗДА: ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОДА АКАДЕМИИ НАУК СССР ИЗ ЛЕНИНГРАДА В МОСКВУ Новейшая история России, Т. 12. № 3. С. 726-741. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21638/11701/spbu24.2022.313

3. Долгова Е.А. Базы данных по истории и социологии советского научного сообщества: опыт применения в учебном процессе РГГУ Гуманитарный акцент, 112-119 (год публикации - 2022)

4. Долгова Е.А. ДАЧИ ДЛЯ АКАДЕМИКОВ: ПРАКТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА, 1930-1980-Е ГГ Управление наукой, Т. 5, № 1. С. 142–166 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.1.9

5. Долгова Е.А. "СОДЕЙСТВИЕ У НАС И ЗАЩИТА У НИХ": СОВЕТСКИЕ КОМИССИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕНЫХ КАК ВИТРИННЫЙ ПРОЕКТ В 1920-1930-Е ГОДЫ ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ., № 4(59). С. 62–71 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2219-3111-2022-4-62-71

6. Долгова Е.А. «Нам было обещано, что помещение будет за нами»: документы о реэвакуации Дома престарелых ученых в Ленинград, 1944-1946 гг. История науки и техники. Музейное дело. Законы природы и нормы общества: взаимосвязь и взаимовлияние в прошлом и настоящем. Материалы XV Международной научно-практической конференции 8-9 декабря 2021 г. М., 2022., 223-231 (год публикации - 2022)

7. Долгова Е.А. Ведомственные детские сады в системе академических учреждений 1920–1930-х гг. Семья и детство в повседневной жизни: история и современность: материалы международной научной конференции, 6–8 апреля 2023 г. / ответственный редактор В.А. Веременко: в 2 томах. – Т. 1. – Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2023, 181-186 (год публикации - 2023)

8. Мазур Л.Н. Отчет о научно-исследовательской работе: историко-документоведческое исследование VI международная научно-практическая конференция “Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее”, посвященная памяти профессора Т.В. Кузнецовой, 24-25 ноября 2021. М.:Термика, 2022., 176-194 (год публикации - 2022)

9. Мазур Л.Н. Уральская историко-архивная научная школа: события и люди Документация в информационном обществе: цифровая трансформация в интересах человека, общества, государства: доклады и сообщения XXVIII Международной научно-практической конференции (Москва, 28–29 октября 2021 г.). М.: ВНИИДАД, 2022., 123-132 (год публикации - 2022)

10. Мазур Л.Н. Уставы Уральского университета: историко-документоведческое исследование Archivum seu thesaurus Universitatis et acta aliorum officiorum ; Studia ofiarowane dr. hab. Annie Losowkiej na czterdziestolecie pracy naukowej/ red. Michal Kuchciak, Krzysztof Scupienski. Lublin; Wydawnictwo Universytetu Marii Curie-Sklodowskiej, 2022, 53-75 (год публикации - 2022)

11. Мазур Л.Н., Долгова Е.А. Бюджетное обследование научных работников СССР (1925): от источника к базе данных Наука и техника: Вопросы истории и теории, С. 32-38 (год публикации - 2022)

12. Метель О.В. СОВЕТ ПО КООРДИНАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИЙ НАУК СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST, № 4. С. 46-59. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2022-4-46-59

13. Метель О.В. Проблемы координации исторических исследований в СССР во второй половине XX века История науки и техники. Музейное дело. Законы природы и нормы общества: взаимосвязь и взаимовлияние в прошлом и настоящем. Материалы XV Международной научно-практической конференции 8-9 декабря 2021 г. М., 2022., 183-188 (год публикации - 2022)

14. Слискова В.В. «Может быть Вам понадобятся эти скромные наброски»: портреты беспризорников Лечебно-воспитательной колонии Института дефективного ребенка (1919-1924) Семья и детство в повседневной жизни: история и современность: материалы международной научной конференции, 6-8 апреля 2023 г. /отв. редактор В.А. Веременко: в 2 томах. Т.». СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2023, 86-89 (год публикации - 2023)

15. Собисевич А.В. "ЕСЛИ ПОЧВОВЕДА ПОЧЕМУ-ТО НЕЛЬЗЯ ВКЛЮЧИТЬ В ДЕЛЕГАЦИЮ, ПРОСИМ ФИЗИКА ИЛИ ХИМИКА": СОВЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ И ИХ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗА РУБЕЖОМ Вестник Пермского университета. История, 92-101 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2219-3111-2022-4-92-101

16. Собисевич А.В. Участие советских ученых в мероприятиях Международного геофизического года (1957– 1958 гг.) Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2022. М.: ИИЕТ РАН, 2022., 245-249 (год публикации - 2022)

17. Собисевич А.В. Привлечение сотрудников Института географии АН СССР к работам по военной тематике: мобилизационная наука в первую половину 1940-х гг. Материалы Международной конференции Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН, посвященной 90-летию Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (28 марта – 1 апреля 2022 г.). М.: ИИЕТ РАН, 2022., С. 315-319. (год публикации - 2022)

18. Собисевич А.В. Международное географическое сотрудничество по проектам «Альпы – Кавказ» и «Кавказ–Стара-Планина» Проблемы деятельности ученых и научных коллективов, - (год публикации - 2022)

19. Долгова Е.А. Бытовые контуры научного вдохновения Историческая экспертиза, № 2(3). С. 371-377. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31754/2409-6105-2022-2-371-377

20. Мазур Л.Н. Повседневность советских ученых в материалах бюджетного обследования 1925 г. Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 49, специальный выпуск. М.: МГУ, 2022, 20-22 (год публикации - 2022)

21. Слискова В.В. Организация Государственного института народного здравоохранения Наркомздрава в 1918-1920 гг. Платоновские чтения: материалы и доклады XXVIII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 9-10 декабря 2022 г.) / отв. редактор П.С. Кабытов. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2023., 185-187 (год публикации - 2023)

22. Е.А. Долгова, Е.А. Стрельцова Наука в СССР: о чем говорит статистика? Наука в СССР: о чем говорит статистика? / Е.А. Долгова, Е.А. Стрельцова; Российский государственный гуманитарный университет. – М.: ИЦ РГГУ, 2023 – 40 с. – 500 экз, М.: ИЦ РГГУ, 2023. (год публикации - 2023)

23. Долгова Е.А., Слискова В.В. АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ СОВЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИНОФИЛЬМОВ О НАУКЕ И УЧЕНЫХ ЗА 1918-1980-Е ГГ -, 2022621113 (год публикации - )

24. Долгова Е.А., Стрельцова Е.А. ЖЕНЩИНЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬНИЦЫ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА, 1920-Е ГОДЫ -, 2022621122 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Научные результаты проекта, представленные в форме инфографического альбома, электронных ресурсов - баз данных, могут быть применены и уже применяются в образовательном процессе Российского государственного гуманитарного университета, см. п. 5.10.