КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-20062

НазваниеЖизненные стратегии молодежи нового рабочего класса современной России

РуководительГаврилюк Татьяна Владимировна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет", Тюменская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2020 - 06.2022 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словановый рабочий класс; жизненные стратегии; темпоральность; кластеризация молодежи рабочего класса; прекариат; модели трудового поведения; самоидентификация; репрезентация; гражданская компетентность; модели гражданственности; культура рабочего класса

Код ГРНТИ04.41.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на изучение материальных и символических факторов формирования жизненных стратегий молодежи нового рабочего класса современной России. Аналитический обзор основных концепций классового анализа в исторической ретроспективе, сопровождающийся уточнением исходной аксиоматики указанных подходов, логики её трансформации под влиянием новых социальных и теоретических вызовов, позволил сформулировать авторское определение понятия «новый рабочий класс», обосновать его отличия от пролетариата индустриальной эпохи и рабочего класса советского периода. В соответствии с мировой практикой к новому рабочему классу (НРК) следует относить не только представителей промышленного производства, транспорта, строительства и технического обслуживания, но и наемных работников сервисных отраслей, выполняющих рутинизированную работу и не имеющих управленческих функций на предприятии. Данная социальная общность рассматривается как группа, члены которой занимают разные структурные позиции по дифференцированным шкалам социальных переменных. Кроме характера труда и положения субъектов на рынке труда, к критериям дифференциации рабочего класса относятся объем властных полномочий в организации, престиж профессии, уровень образования, квалификации и доходов, специфика культурного габитуса. Общемировые тенденции свидетельствуют о негативных последствиях неолиберальной идеологии и экономической глобализации для рабочего класса, растущем социальном неравенстве и ухудшении социально-экономического положения данной социальной группы, ослаблении механизмов защиты наемных работников в трудовых отношениях. Это подтверждается преобладанием краткосрочных трудовых контрактов; сегментацией рынков труда по расовому, этническому, гендерному, религиозному принципу; снижением роли профсоюзов; сокращением государственных социальных программ поддержки наемных работников; ростом численности прекариата на рынке труда. В общественно-политическом дискурсе происходит нивелирование проблематики классовых противоречий, понятие «эксплуатация» заменяется дефиницией «социальное исключение». В ходе реализации предыдущего этапа нашего проекта было установлено преобладание адаптационных стратегий и стратегий выживания (которые охватывают две трети опрошенной рабочей молодежи), что создает неблагоприятные условия для укрепления демократических институтов, роста человеческого капитала и реализации социального потенциала данной группы. На сегодняшний день сохраняется разрыв в аксиоматике российской и мировой социологии в изучении проблем социального неравенства и классовых взаимодействий. Классовый анализ структуры российского общества ограничен поисками критериев, численности и социальной роли среднего класса, в то время как немногочисленные исследования рабочего класса сосредоточены вокруг проблематики традиционных профессиональных групп в его составе – работников промышленности. Интересы работников сервисной сферы, составляющих большую часть нового рабочего класса современной России, не артикулированы в государственном, общественном и научном дискурсе. Молодые рабочие сервиса, не имеющие исторического наследия для формирования классовой идентичности и солидарности, становятся наиболее уязвимой социальной группой в условиях прекарного характера трудовых отношений в данной сфере, что обуславливает необходимость более детального анализа жизненных стратегий этой части нового рабочего класса. Реабилитация классового анализа в российской социологии требует дальнейшей проработки существующих теоретических языков описания с целью анализа неактуализированных в отечественном научном дискурсе проблем. Основными целями данного проекта является выявление места и роли символических факторов и материальных условий становления новой социально-классовой общности – НРК, поиск факторов устойчивости или фрагментарности жизненной стратегии молодежи данной социальной группы, сохранения или изменения их классовой позиции. К числу таких важнейших факторов относятся классовая идентичность, классовая солидарность, классовые границы, оценка справедливости общественного устройства, прекаризация трудовых отношений. В эпоху цифрового капитализма вопросы меняющейся классовой структуры обретают глобальный характер ввиду перераспределения производственных отношений между странами. Продолжение исследований по тематике жизненных стратегий рабочей молодежи позволит сформировать адекватные ответы на большие вызовы, связанные с ростом социальной неопределенности и неравенства в мировом масштабе и на национальном уровне, усилением классового антагонизма. Исследование данных проблем поможет прогнозировать негативные сценарии жизненного пути представителей нового поколения, предотвратить маргинализацию социальных групп, что, в свою очередь, позволит сохранить общественные ресурсы и выявить наиболее эффективные способы реализации социального потенциала российской молодежи нового рабочего класса. Исследование гетерогенных жизненных стратегий представителей рассматриваемой группы предоставит основания для последующей корректировки программ молодежной политики и изменений в официальном дискурсе, направленных на артикуляцию реального положения молодежи НРК вместо идеализированной картины ценностей советских промышленных рабочих. Исследование жизненных стратегий молодежи построено на представлении о гетерогенности современного рабочего класса и направлено на выявление спектра различий в жизненных стратегиях, соотношения и доминирования какого-то вида стратегии поведения в той или иной сфере жизни. Двигаясь от многообразия жизненного опыта людей, наш проект закладывает фундамент для последующего выявления динамики становления субъектности нового рабочего класса как разнородной целостности.

Ожидаемые результаты
• Введение в научный дискурс понятия о множественных детерминантах классовой позиции, формирующих пространство социальных различий и задающих траектории жизненного пути молодежи нового рабочего класса. Создание модели теоретической концептуализации, нацеленной на изучение материальных и символических факторов классообразования в повседневности рабочей молодежи. • Определение различий новейших зарубежных подходов к исследованию социальной группы сервисных работников и методологических подходов российской социологии к анализу наемного труда. • Подготовка и реализация эмпирического исследования (сбор и обобщение официальной, муниципальной и ведомственной статистики; множественные кейс-стади, дискурс-анализ материалов новых медиа; мониторинг сообществ рабочей молодежи в социальных сетях; фокусированное групповое интервью). • Описание места и роли группы сервисных работников в структуре нового рабочего класса, анализ проблем молодежи НРК, порожденных прекаризацией сервисного труда. • Выявление особенностей социально-профессиональной и классовой идентичности представителей традиционного и сервисного слоя молодежи НРК, тенденций влияния классового статуса и идентичности на формирование жизненных стратегий. Сравнительный анализ паттернов жизненного пути и жизненных стратегий молодежи реального сектора экономики и сервисной сферы. • Выявление механизмов классовой солидарности молодежи НРК, представлений о справедливости общественного устройства, символических оснований позитивной классовой идентификации и возможностей солидаризации в социокультурном пространстве; разработка практических рекомендаций для органов молодежной политики и учреждений культуры. • Реконструкция процесса производства классовых границ в повседневных взаимодействиях молодежи НРК с индивидуальными и институциональными агентами, материальными объектами, символическими системами; эмпирическая верификация множественных факторов классообразования, составляющих повседневный контекст реализации жизненных стратегий российской молодежи. • Обобщение и представление результатов критического дискурс-анализа мифологизированных и негативных репрезентаций рабочего класса, имплицитного «классизма» российской и зарубежной медиасреды; выявление реакций молодежи НРК на данный тип репрезентации; проектирование контр-нарратива совместно с представителями нового рабочего класса. • Апробация методологического подхода «новый материализм» в анализе повседневных реалий российской рабочей молодежи; прояснение значения материальных условий, объектов и артефактов в реализации жизненных стратегий рассматриваемой социальной группы, их роли в производстве классовых преимуществ и ограничений. • Публикация 14 статей, 8 из которых в изданиях, индексируемых в Scopus или Web of Science, и 6 в изданиях базы РИНЦ, в том числе, из списка ВАК. • Участие в конференциях и публикация докладов в сборниках материалов конференции (не менее 6 конференций общероссийского или международного уровней). • Презентация результатов исследования на ежегодной международной конференции Ассоциации Исследователей Рабочего Класса (“Working-class Studies Association”). Процессы трансформации социально-экономического и культурного пространства в условиях постиндустриального мира заново ставят вопрос о том, какую социальную группу следует считать рабочим классом. Дискуссионными остаются и проблемы поиска критериев его выделения из остальных социальных страт, его места в социальной структуре современного западного общества. Глобальные тенденции сокращения численности традиционного рабочего класса характерны для социальной практики современной России и являются следствием кардинальных изменений отраслевой структуры экономики, рынков труда, института собственности, социальной структуры. Произошедшие изменения привели к существенному сокращению доли традиционных отраслей экономики - аграрной и индустриальной - и росту численности занятых в сервисе, что соответствует тенденциям развитых стран. В США доля занятых в сфере услуг составляет почти 80%, вокруг аналогичного показателя колеблются данные по Великобритании, Швеции, Канаде, Нидерландам, Норвегии, Дании, Франции, Швейцарии. В Австрии, Финляндии, Германии, Италии, Японии уровень занятости в сфере услуг составляет 70-75% . В России 68% работающего населения заняты в сфере услуг, при этом значительная часть из них принадлежат к рабочему классу [ILOSTAT database, 2020]. Поэтому исследовательский интерес мирового обществознания смещается в сектор социальных проблем наемных работников, занятых в сфере услуг. Сегодня отнесение к рабочему классу работников данной отрасли, занятых рутинизированным трудом, является конвенциональным знанием зарубежной социологии. Изменения в идентификации населения западных стран в совокупности с существенными экономико-политическими переменами последних лет делают направление “working class studies” одним из наиболее востребованных и значимых в зарубежной социальной науке, как с позиции социального управления, так и в плане поддержания деятельности институтов гражданского общества. Об этом свидетельствует и бурный рост научных институций, деятельность которых сосредоточена исключительно на исследовании поля нового рабочего класса. Среди них наиболее крупными центрами являются “Center for Working-Class Studies” (Youngstown State University, USA; http://cwcs.ysu.edu) и организованная им в 2003 г. “Working-class Studies Association”, “Texas Center for Working-Class Studies” (Collin College, USA; http://iws.collin.edu/lkirby), “CLASS - The Centre for Labour and Social Studies” (UK; http://classonline.org.uk), “The Center for the Study of Working Class Life” (State University of New York at Stony Brook, USA). Теоретические рамки актуальных исследований «рабочего вопроса» в США и Западной Европе в большинстве случаев предполагают интеграцию культурального и политического подхода в изучении жизненного опыта, практик смыслопроизводства и коллективных действий людей, занимающих сходное положение во властных и экономических структурах. Среди ключевых работ последних лет в рамках данной методологии следует отметить М. Zweig «The Working-Class Majority» (2000), J. Zandy “What We Hold In Common: Exploring Women's Lives & Working Class Studies» (2001), сборник “New Working-Class Studies” (2005) под редакцией J. Russo и S.L. Linkon, B. Jensen «Reading Classes: on Culture and Classism in America» (2012), T.J. Gorman “Growing up Working Class: Hidden Injuries and the Development of Angry White Men and Women” (2017), S.L. Linkon “The Half-Life of Deindustrialization: Working-Class Writing about Economic Restructuring” (2018), C.R. Martin “No Longer Newsworthy: How the Mainstream Media Abandoned the Working Class” (2019) и др. Ведущими исследовательскими проблемами являются миграция производственного индустриального труда в пространстве глобального капитализма [Perera, 2014; Weise, 2015], гендерные аспекты идентификации представителей рабочего класса [King, 2019; Ferns, 2019], проблемы рабочего класса в сервисных отраслях [Clark, 2019; Marambio-Tapia, 2018]. Отдельного внимания требует реконцептуализация изменений социальной структуры постиндустриального общества в терминах «прекарности», популяризированная Г. Стэндингом [Стэндинг, 2014; Тощенко, 2018, 2020]. Теоретические аргументы и данные последних исследований позволяют сделать вывод, что классический принцип поляризации в исследовании социально-классовых отношений, который сводит их к дуальной оппозиции, построенной на идее противоположности классовых интересов, более не соответствует реалиям современного мира. В дискурсе мировой социальной науки класс рассматривается как агрегация действующих сил, реализующихся не только в экономическом поле, но и в политическом, дискурсивном, а также в пространстве повседневных взаимодействий. Наше исследование направлено на комплексный анализ процесса классообразования, не ограничиваясь выбором его единственного доминирующего основания. Для этого следует аналитически разделить различные поля воспроизводства классовых позиций и границ, принимая во внимание множественные силы, участвующие в этом процессе. Мы планируем апробировать принципиально новый методологический подход, расширяющий границы конвенциального классового анализа, обратив внимание как на материальные (в значении «вещные»), так и на символические, дискурсивные факторы воспроизводства классовых позиций. В отечественной социологии пока нет исследований, помогающих прояснить производство классовых различий и неравенства путем анализа микрополитики событий и взаимодействий на рабочих местах и в других повседневных контекстах с учетом множественности действующих сил. Включение в аналитическую матрицу материальных артефактов и их роли в производстве классовых преимуществ и ограничений позволит расширить эвристические возможности современных классовых подходов, которые фокусируются только на экономических параметрах [Western et al, 2012], либо на культурных и символических силах [Tyler, 2015]. С практической точки зрения реализация данного подхода позволит не только уйти от доминирующих в российской социологии структурно-функциональных описаний проблем неравенства, но и обнаружить, как материальные условия труда и жизни, а также дискурсивное символическое пространство молодежи НРК влияют на её здоровье, благополучие и безопасность, возможности реализации жизненных планов и стратегий. Для социальной практики особую актуальность приобретает оценка перспектив распространения позитивного опыта институционального влияния на формирование жизненных стратегий молодежи нового рабочего класса. Практическую значимость могут иметь исследования, связанные с изучением трендов формирования новых социально-профессиональных сообществ; материальных условий и нематериальных факторов, влияющих на выбор жизненных стратегий большими социальными группами молодежи; вовлеченности молодежи в деятельность институтов гражданского общества, включая профсоюзы, профессиональные ассоциации, культурные пространства; форм и способов репрезентации рабочей молодежи в медиа; механизмов её солидаризации в повседневности и виртуальной среде. Особое практическое значение имеет исследование символических оснований позитивной классовой идентификации молодежи НРК. С помощью дискурс-аналитических методов планируется осуществить поиск контр-нарратива популярным медиарепрезентациям рабочего класса, возможных практик сопротивления стереотипизации и патологизации жизненного опыта данной группы. В случае если такой контр-нарратив будет найден при исследовании медиадискурса и материалов неформальных сообществ в сети Интернет, то следующим логическим этапом анализа станет привлечение представителей молодежи нового рабочего класса к его оценке и доработке. Новой для российской науки является задача прояснения смыслов сервисного труда в сознании молодежи и возможных оснований классовой идентичности работников данной сферы. Требует переосмысления и исторический опыт рабочего класса в культурном наследии нашей страны, реинтерпретация индустриальной культуры и проведение исторических параллелей с современностью, что активно реализуются сегодня в деиндустриализированных городах развитых стран. Переосмысление отечественной индустриальной культуры позволит обнаружить и впоследствии представить в воспринимаемом молодежью формате идеи межпоколенческой преемственности ценностных ориентаций и жизненного опыта российского рабочего класса. Анализ возможностей становления культурной субъектности и позитивной идентичности планируется завершить разработкой практических рекомендаций для органов молодежной политики и учреждений культуры, направленных на повышение уровня вовлеченности рабочей молодежи в городское пространство, предотвращения её маргинализации и замыкания повседневности на уровне рутинизированных бытовых практик. Необходимость формирования культурных пространств для рабочего класса, способных обеспечить площадку для творчества и коммуникации, предпосылки становления позитивной классовой идентичности и классового достоинства, формирование солидарных сообществ на основании схожих интересов, - все это активно обсуждается на ежегодных конференциях Ассоциации Исследователей Рабочего Класса (“Working Class Studies Association”), что демонстрирует глобальную значимость данных вопросов. Комплексный анализ множественных сил, совокупно действующих на уровне повседневности молодежи, позволит эффективно реализовать задачи социальной политики, направленные на расширение возможностей, формирование новых способностей и компетенций молодежи НРК в изменившемся социально-экономическом и социокультурном ландшафте.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
Первый год реализации проекта был посвящен анализу теоретико-методологических оснований исследования, экспликации его категориального поля и разработке авторских методик для реализации его эмпирической части. Были проанализированы российские и зарубежные источники по тематике проекта, выявлены основные теоретические этапы в решении базовых проблем и их специфика. В соответствии с планом были проанализированы позиции группы сервисных работников в структуре нового рабочего класса, новейшие зарубежные подходы к изучению сервисной части рабочего класса, проблемы молодежи НРК, порожденные прекаризацией сервисного труда. Исследованы нематериальные факторы формирования классовой идентичности молодежи, маркируемой как «новый рабочий класс». Подготовлена программа прикладной части исследования, осуществлена эмпирическая концептуализация используемых категорий, разработан инструментарий, обоснован отбор единиц анализа новых медиа и сообществ рабочей молодежи в социальных сетях, определен подход к дискурс-анализу качественных данных. В рамках решения теоретических задач проекта разработан и апробирован новый методологический подход, расширяющий границы конвенциального классового анализа. Внимание фокусируется не только на экономических и статусных аспектах классовой дифференциации, но и на материальных (в значении «вещных») и символических факторах воспроизводства классовых позиций. К материальным факторам устойчивости/подвижности классовой позиции мы отнесли физическую обстановку и материальные объекты, окружающие человека в повседневной жизни, в числе ключевых символических факторов классового неравенства рассматривались классовая идентичность, классовая солидарность, классовый габитус, представления о социальной справедливости, а также различные дискурсы о рабочем классе, циркулирующие в общественном пространстве. Методологическая направленность исследования – выявление того, как в российском контексте производятся классовые позиции и границы, классовые идентичности и солидарности молодежи в сети отношений: 1) с индивидуальными субъектами (представители других классов, социальных групп; ближайшее повседневное окружение); 2) с социальными институтами (органы власти; корпоративные субъекты; медиа); 3) идеями (символические ресурсы; ценностные ориентации; нормативные паттерны; спонтанные коллективные реакции на значимые события); 4) объектами (материальные ресурсы; физическая обстановка в контексте труда, быта и свободного времени; техника и технологии). Проблематика жизненных стратегий молодежи нового рабочего класса раскрывается в данной концептуальной схеме посредством выявления типов материальных и символических факторов, обуславливающих устойчивость/подвижность классовой позиции молодежи данной социальной группы, возможности и ограничения социальной мобильности её представителей. В числе символических факторов классообразования на текущем этапе внимание фокусировалось на особенностях социально-профессиональной и классовой идентичности рабочей молодежи, занятой в промышленности и сервисном секторе. Анализ современных концепций множественной и фрагментарной идентичности, изучение эмпирических данных по классовой проблематике показали, что самоопределение в классовых терминах утратило на сегодняшний день доминирующую роль и в России, и за рубежом. Отсутствие названия макросоциальной общности рабочего класса на уровне повседневного дискурса в России и его преимущественно негативные медиарепрезентации на Западе послужили причиной классовой «дезидентификации» на уровне повседневного дискурса. Вместе с тем, данные наших исследований позволяют утверждать о росте классового самосознания и солидарности у значительной части молодежи нового рабочего класса. В рамках проекта мы опирались на интерпретацию классовой идентичности в традиции школы П. Бурдьё как индивидуализированной и имплицитной, закодированной в человеческом восприятии собственной ценности в соотношении с представителями других социальных общностей. Определение индивидуальной и коллективной идентичности П. Бурдьё связано с формированием и закреплением габитуса на индивидуальном и классовом уровнях. Повседневные проявления классового габитуса формируют неявные классовые границы, когда участники взаимодействия способны определить статусную принадлежность и культурный бэкграунд собеседника на основании характеристик его внешности, поведения, манер или суждений. Для исследования материальных аспектов классообразования использованы эвристические возможности подхода «новый материализм». Мы опирались на пост-антропоцентрическую онтологию, в частности «этологию» Ж. Делёза. Данная аналитическая оптика фокусируется не на структурирующих силах, действующих на макроуровне, а на сборках («assemblages») разных материальностей, что позволяет анализировать аффективную микрополитику событий и взаимодействий, которые происходят на рабочих местах и в других повседневных контекстах. Для решения эмпирической задачи был разработан гайд глубинного лейтмотивного интервью, позволяющий собрать данные о физической среде информантов на работе и во внерабочем контексте, получить развернутую интерпретацию информантами их взаимодействий с материальными объектами. В этой части эмпирического исследования поставлены и апробированы следующие задачи: 1) выявить взаимодействие людей и нечеловеческих сущностей, которые строятся вокруг определенных событий; 2) раскрыть физические, психологические, социальные и экономические аффекты, которые объединяют эти отношения в «сборку» (“assemblage”); 3) определить возможности и ограничения, преимущества и барьеры для индивидуальных субъектов, производимые этими аффектами; 4) обозначить, как аккумулированные аффекты социоматериальных «сборок» производят социально значимые последствия, артикулируемые в категориях классовых границ, различий, барьеров и привилегий. Ключевым объектом исследования в рамках текущей стадии реализации проекта является часть молодежи нового рабочего класса, занятая в сервисном секторе. Изучение актуального социологического дискурса, посвященного проблемам рутинизированного сервисного труда, позволило обозначить позицию группы сервисных работников в структуре нового рабочего класса и определить ключевые проблемы, с которыми сталкивается данная часть молодежи на рабочем месте. Были проанализированы такие проблемы, как специфика интерактивного сервисного труда; способы оценки численности и состава сервисной части рабочего класса; влияние изменившихся параметров трудовых отношений на принятые в научном сообществе способы их теоретической концептуализации; особенности классового сознания сервисных работников; эмоциональный репертуар и субъективные смыслы сервисного труда; механизмы психологического дистанцирования от исполняемых на работе ролей; ценностные основания работы в сфере обслуживания; гендерное измерение эмоционального труда в сервисной сфере. Проблемы труда сервисных работников нередко служат контекстом исследования процесса прекаризации трудовых отношений. Нестабильная занятость, флексибильный режим труда и отдыха, неопределенность форм распределения прибавочного продукта, экономическая депривация позволяют отнести группу работников рутинизированного клиентского сервиса к прекариату. Исследования по сервисным отраслям экономики демонстрируют, что ситуация прекарности нормализуется корпоративной этикой, используемые крупными компаниями дисциплинарные режимы помогают воспроизводить атмосферу разобщенности и конкуренции на рабочих местах, не допуская формирования солидарных сообществ по образцу промышленных предприятий и предотвращая тем самым становление классового сознания. Для выявления уровня прекаризации молодых рабочих сервисной сферы в сравнении с работниками промышленности использовались данные проведенного нами массового социологического опроса 2018 г. Для анализа был сконструирован и применен логический индекс прекарности трудовых отношений (ИПТО): чем выше значение этого индекса, тем более стабильны трудовые отношения, чем ниже – тем более выше степень их прекаризации. Отсутствие официального трудового договора рассматривалось нами в качестве основного параметра прекарности, так как неофициальный найм депривирует работника в отношении всех его базовых трудовых прав. Результаты исследования демонстрируют, что рабочая молодежь, занятая в сфере услуг является более чем в два раза более прекаризированной по типу найма по сравнению с занятыми в обрабатывающих отраслях и строительстве. При этом в наиболее прекарных условиях находится занятая в сфере сервиса сельская молодежь и молодые женщины. Для решения эмпирических задач нами была осуществлена эмпирическая концептуализация, подготовлены исследовательские вопросы и разработаны следующие виды инструментария: 1) бланк полуформализованного интервью в рамках кейс-стади сервисных работников; 2) гайд глубинного лейтмотивного интервью с молодыми рабочими промышленности и сервисной сферы в рамках апробации подхода «новый материализм»; 3) гайд фокусированного группового интервью с молодыми рабочими промышленности и сервиса, включающий предварительно отобранные визуальные данные традиционных и новых медиа. Изучение дискурса о рабочем классе в отечественной массовой культуры (телепередачи, кино, интернет-фольклор) позволило выделить несколько основных паттернов репрезентации данной социальной группы. Отобранные репрезентативные единицы, а также образы мифологизированного дискурса официальных СМИ и контент сообществ самой рабочей молодежи, были включены в состав гайда фокусированного группового интервью для выявления реакций молодых представителей рабочего класса на подобные формы репрезентации. Для сравнения с аналогичными процессами, происходящими в западных странах, нами была подготовлена схема анализа данных социальной сети «Reddit» для последующего сравнения с результатами предыдущего исследования сообществ рабочей молодежи в социальной сети «Вконтакте». Осуществлена подготовительная работа по организации исследования кейс-стади. В качестве объекта были выбраны три сети общественного питания различного масштаба, расположенные в г. Самаре. Подготовлены и обобщены данные о рассматриваемых организациях из открытых источников (корпоративные сайты, официальные группы и неформальные сообщества работников организаций в социальных сетях). Таким образом, в ходе выполнения задач первого года реализации проекта: 1) в научный дискурс введено понятие о множественных детерминантах классовой позиции, формирующих пространство социальных различий и задающих траектории жизненного пути молодежи нового рабочего класса; 2) представлен эмпирически обоснованный подход к изучению различных аспектов жизненного пути и жизненных стратегий рассматриваемой группы с учетом материальных и символических факторов производства классовых позиций и границ; 3) обоснована концептуальная схема анализа материальных аспектов классовой дифференциации в рамках подхода «новый материализм»; 4) проработаны теоретические основания исследования социальной группы сервисных работников, определены различия новейших зарубежных подходов к исследованию сервисной части рабочего класса и методологических подходов российской социологии к анализу наемного труда; 5) описаны место и роль группы сервисных работников в структуре нового рабочего класса, особенности их социально-профессиональной и классовой идентичности; 6) выявлены тенденции формирования классовой идентичности молодежи, маркируемой как «новый рабочий класс», произведен сравнительный анализ паттернов жизненного пути и жизненных стратегий молодежи реального сектора экономики и сервисной сферы; 7) подготовлена программа прикладной части исследования, осуществлена эмпирическая концептуализация категориального поля, разработан и апробирован инструментарий; на основании мониторинга материалов традиционных и новых медиа отобраны элементы дискурса о новом рабочем классе для последующего дискурс-анализа и использования в качестве визуальных элементов гайда фокусированного группового интервью; 8) обобщены и структурированы общедоступные данные по планируемому на второй год реализации проекта эмпирическому исследованию - кейс-стади предприятий сервисного сектора; 9) проанализирована статистическая информация по тематике проекта. Предложенные теоретические обоснования и эмпирические выводы опубликованы в статьях исследовательской группы, докладывались на крупных международных конференциях, в том числе Форуме Международной социологической ассоциации. Первичные результаты и постановка проблемы в рамках подхода «новый материализм» отражены в публикации блога The Sociological Review: https://www.thesociologicalreview.com/class-and-materiality-in-contemporary-russia/

 

Публикации

1. Бочаров В.Ю. Концепция баланса работы и личной жизни как основание для типологии стратегий трудового поведения рабочей молодежи Социально-трудовые исследования, 2020. № 39(2). С. 113-129. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.34022/2658-3712-2020-39-2-113-129

2. Бочаров В.Ю. Социальные типы молодых рабочих на российском рынке труда Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова., Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 4060-4069. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.19181/kongress.2020.478

3. Бочаров В.Ю. Дискурс-анализ сообществ американской рабочей молодежи в социальной сети Reddit Семиотические исследования, Т. 1, № 1. С.100–113. (год публикации - 2021)

4. Бочаров В.Ю. Уровень прекаризации рабочей молодежи Урала Социально-трудовые исследования, №1(42). С.36-44 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.34022/2658-3712

5. Бочаров В.Ю., Гаврилюк Т.В. Молодежь нового рабочего класса как объект государственной социальной политики и инвестирования Журнал исследований социальной политики, № 19(1). С.69-84 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-69-84

6. Бочаров В.Ю., Сотков О.Л. Высшее образование рабочей молодежи как фактор её уверенности в своем будущем. Вузовская наука: проблемы подготовки специалистов: материалы Международной научно-практической конференции., Тюмень. Изд-во: Тюменский индустриальный университет. 2020. Выпуск 18. С. 3 - 7. (год публикации - 2020)

7. Гаврилюк В.В., Бочаров В. Ю. Неравенство и классовая солидарность в современном российском обществе Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке: сб. науч. тр. ФГБОУ ВО ИГУ. Науч. ред. Т.И. Грабельных., Иркутск : Издательство ИГУ. 2020. С. 37-40. (год публикации - 2020)

8. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Политическая субъектность нового рабочего класса Вестник РУДН. Серия: Социология., Том 20, №2. С. 333-347. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-333-347

9. Гаврилюк В.В., Сотков О.Л. Динамика образовательных реформ и образовательные планы молодёжи Вузовская наука: проблемы подготовки специалистов / Материалы Международной научно-практической конференции., Выпуск 18. C. 45-50. (год публикации - 2020)

10. Гаврилюк Т.В. Рабочий класс в глобальном контексте: вызовы постиндустриального общества Пространства социальной напряженности и стратегические консенсусные взаимодействия в XXI веке: сб. науч. тр. ФГБОУ ВО ИГУ / науч. ред. Т.И. Грабельных., Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. с. 64-68 (год публикации - 2020)

11. Гаврилюк Т.В. Life-course patterns of new working-class youth in Russia International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1108/IJSSP-09-2020-0425

12. Гаврилюк Т.В. Гаврилюк В.В. Новый рабочий класс в социальной структуре современной России Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова., Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. с. 5120-5132. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.19181/kongress.2020.598

13. Гаврилюк Т.В., Гаврилюк В.В. Жизненный путь и жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика, Т. 14, № 1. С. 29 – 45 (год публикации - 2021)

14. Карнаухов И.А. Ширшова В.В. Языковой код как фактор образовательного неравенства (на примере детей из семей рабочего класса) Общество: социология, психология, педагогика, № 12 (80). С. 225-228 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.24158/spp.2020.12.41

15. Михайлов И.С. Эпидемия Covid-19 и сфера услуг: новый дискурс Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. Материалы V Всероссийской научной конференции с международным участием, г. Иркутск, 23 апреля 2021 г, Иркутск, 2021. С.376-383 (год публикации - 2021)

16. Гаврилюк В.В. Наемный труд в советском и современном российском селе. Социальные и пространственные измерения современного региона: монография / под ред. В.К. Левашова, Н.Г. Хайруллиной., Тюмень: ТИУ, 2020. С. 40-56. (год публикации - 2020)

17. Гаврилюк В.В. Представления о будущем российской молодежи: классовые особенности Образ будущего: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции. 19-20 февраля 2021., Орел: ОГУ, 2021. С. 102-106 (год публикации - 2021)

18. Гаврилюк Т.В. Феноменологическая перспектива в исследовании «образа будущего» российской молодежи: теория и практика Образ будущего: Сборник тезисов Международной научно-практической конференции.19-20 февраля 2021., Орел: ОГУ, 2021. С. 31-33 (год публикации - 2021)

19. Гаврилюк Т.В. Masculinity and Gender Order in the Narratives of Russian Working-Class Youth IV ISA Forum of Sociology. Book of Abstracts., С.232 (год публикации - 2021)

20. Гаврилюк Т.В. Working Class Youth in Russia: Media Representation and the Constructs of Identity IV ISA Forum of Sociology. Book of Abstracts., Сю 232 (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Второй год реализации продленного проекта был посвящен сбору эмпирических данных, их последующему анализу в границах разработанного ранее концептуального фрейма. Среди общих задач проекта на основе полученных данных выявлены особенности формирования классовой солидарности рабочей молодежи, механизмы повседневного, дискурсивного и социоматериального конструирования классовых идентичностей и границ, элементы классового габитуса рабочей молодежи, смыслы сервисного труда, механизмы дистанцирования молодежи нового рабочего класса от негативных медиарепрезентаций их социальной группы, возможные варианты контрнарратива таким репрезентациям. Исходя из общей направленности заявки, внимание на данном этапе исследования акцентировалось на рабочей молодежи сервисных отраслей экономики. В соответствии с планом проведено комплексное качественное эмпирическое исследование, дополняющее и углубляющее понимание проблем проекта 2017 и включающее в себя следующие методы: 1) полуформализованные интервью в рамках кейс-стади сервисных работников сферы общественного питания (20 информантов); 2) глубинные лейтмотивные интервью с молодыми рабочими промышленности и сервисной сферы с целью апробации подхода «новый материализм» (10 информантов); 3) фокусированные групповые интервью с молодыми рабочими промышленности и сервиса, включающие анализ реакций на предварительно отобранные визуальные данные традиционных и новых медиа (4 фокус-группы по 8 участников); 4) исследование дискурса новых медиа, социальных сетей, продуктов массовой культуры, сравнение новых данных с результатами, полученными в Проекте 2017. Множественные факторы классобразования, действующие в повседневности молодежи нового рабочего класса, были эмпирически проанализированы на примере трех кейсов предприятий общественного питания г. Самары: крупнейший глобальный производитель фаст-фуда, ресторанная ассоциация, работающая в городах средней полосы России, и локальная сеть кофеен г. Самары. Также в рамках кейс-стади изучены официальные сайты и публикации СМИ, посвященные работе исследуемых организаций. По результатам исследований разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы органами молодежной социальной политики, профсоюзными объединениями, органами управления образованием и культуры. Результаты эмпирического исследования показывают, что молодежь современного рабочего класса, не являющая гомогенным образованием, осознает собственные классовые интересы и знает об институциональных механизмах их защиты. Вместе с тем, осознание данного различия, как и достаточная информированность о возможностях защиты собственных интересов, не приводит молодежь к реальному коллективному действию. Свой текущий социально-профессиональный статус молодежь сервисной сферы чаще всего оценивает как промежуточный, практически все они считают свою работу временной и уверены, что в дальнейшем либо сохранят статус представителя среднего класса, либо повысят его до этого уровня. Классовая солидарность для работников сервиса в значительной мере подменяется нормами и правилами корпоративной культуры. Единственным выходом из не устраивающей их ситуации, связанной с низкими заработками или неблагоприятными условиями труда, является смена рабочего места. Глобальный характер проблем, с которыми сталкивается молодежь, занятая в сфере клиентского сервиса, подтверждается результатами сравнительного дискурс-анализа сообществ рабочей молодежи в социальной сети «Вконтакте» и англоязычной социальной сети «Reddit», где основная часть пользователей – американская молодежь. Тематический репертуар интернет-обсуждений рабочей молодежи клиентского сервиса в сообществах «Вконтакте» выглядят следующим образом (по частоте встречаемости): корпоративная политика и социальная сфера; проблемы найма и увольнения; имидж рабочих профессий и профессиональная идентичность; эмоции и профессиональный юмор; условия труда; заработная плата и уровень жизни; режим труда и отдыха. Выделенные темы перекликаются с проблемами, которые обсуждаются в социальных сетях американской рабочей молодежью, но существуют и заметные отличия: российские сервисные рабочие очень часто обсуждают проблемы социальной сферы, социальной политики и корпоративных мероприятий, в то время как в сообществах «Reddit» данная тематика не встречается. Исследование позволило сделать вывод о том, что в виртуальной среде как российская, так и американская рабочая молодежь уже ощущает себя в качестве единой группы со специфическим языком общения, схожими условиями занятости и уровнем жизни. Межстрановое сравнение показывает, что молодежью не используется классовая риторика, однако они четко дистанцируются от правящего класса, а работники сервисной сферы – еще и от массы потребителей товаров и услуг. Среди всех типов дискурса, конструируемых различными агентами с целью репрезентации рабочей молодежи как социального класса или профессиональной группы, не обнаружено ни одного образа, который мог бы служить маркером позитивной классовой идентификации. Основными символическими ресурсами для позитивной классовой идентичности рабочей молодежи сегодня является самостоятельно производимый контент социальных сетей, который обнаруживается в развлекательных пабликах и формирующий, по мнению участников фокус-групп, уважительное отношение к представителям рабочих профессий. Контент профессиональных пабликов соцсетей также вызывает положительный отклик, в перспективе именно такие сообщества могут стать основанием для роста рабочей солидарности. Результаты эмпирического исследования методом кейс-стади показывают, что контрнарратив негативным медарепрезентациям или классовой дискриминации может быть найдет в оценках молодежью субъективной значимости своего труда. Помимо материальной мотивации, важнейшее значение для работников сервисной сферы имеют такие факторы, как обретение самостоятельности, независимости, сепарация от родителей; круг общения, дружба в коллективе, развитие навыков коммуникации; воспитание стойкости характера, выдержки, стрессоустойчивости; формирование уважительного отношения к любому труду; развитие таких позитивных личностных качеств, как терпение, доброжелательность, ответственность, физическая выносливость, целеустремленность, эмоциональный интеллект, уверенность в себе. Чем моложе информанты, тем больше они ценят содержание работы и возможности, которые они обретают благодаря началу трудовой деятельности. Вместе с тем, наши эмпирические данные не подтверждают выводы зарубежных исследований о том, что ключевым аспектом субъективного жизненного опыта сотрудников сферы обслуживания становится сопротивление дегуманизации, инструментализации и де-идентификации их личности в рамках рабочего процесса. В рассмотренных нами кейсах подобные практики встречаются только в сфере фаст-фуда, где труд наиболее тяжелый, рутинизированный и низкооплачиваемый. Лояльное отношение молодых работников сервиса к укорененным в повседневности дискриминационным практикам (эйджизм, лукизм и гендерные предрассудки) свидетельствует об отсутствии ярко выраженного антагонизма классовых культур в оценке основополагающих ценностей и поведенческих паттернов, размывает классовые границы и препятствует формированию классового сознания рабочей молодежи. В сервисной деятельности менеджеры и клиенты разделяют распространённые стереотипы относительно репрезентации телесности работника и материальных атрибутов исполнения роли, что поддерживает воспроизводство расовой и гендерной сегрегации, а также способствует личностной дезидентификации работника и его отчуждению от собственных идентичностей вне рабочего места.

 

Публикации

1. Бочаров В.Ю. Стратегии трудового поведения и солидарность российской рабочей молодежи Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований, Пермь, Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2021 г. Том № 1. с. 49-56 (год публикации - 2021)

2. Бочаров В.Ю. Эволюция методологических подходов к анализу наемного труда в российской социологии Сборник материалов научно-практической международной конференции, посвящённой 60-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, Самара: Изд-во: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2021, С.37-40. (год публикации - 2021)

3. Бочаров В.Ю. Готовность рабочей молодежи сферы общественного питания к вступлению в профсоюз и коллективному протесту Социально-трудовые конфликты в России и в мире VI Международная научно-практическая конференция 1 октября 2021 года, СПбГУП, 2021 г., с. 162-171. (год публикации - 2021)

4. Бочаров В.Ю. Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса Социально-трудовые исследования, № 1 (46) 2022, с. 177-186. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186

5. Гаврилюк В.В. Справедливость и солидарность в представлениях рабочей молодежи сервисных отраслей Сибирский социум. Suberian socium, Том 6., № 1 (19) с. 33-43. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21684/2587-8484-2022-6-1-33-43

6. Гаврилюк В.В. Гендерные особенности классовой солидарности рабочей молодежи Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, ; 66 (год публикации - 2022)

7. Гаврилюк В.В. Образовательный и профессиональный выбор рабочей молодежи сервисных отраслей Образование и саморазвитие, - (год публикации - 2022)

8. Гаврилюк В.В., Гаврилюк Т.В. Классовая идентичность рабочей молодежи современной России Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, Том 21 № 4, с.839-854 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4

9. Гаврилюк В.В., Сотков О.Л. Гендерные роли в семейных отношениях оценки рабочей молодежи Социальная безопасность в евразийском пространстве: материалы Международной научной конференции (14 декабря 2021 года), Тюмень: Филиал АНО ВО «ИДК» в Тюменской области, 2022. (год публикации - 2022)

10. Гаврилюк Т., Маленков В. Russian Working Class Youth Media Representation: The Discourse Analysis Experience. Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research Conference, KnE Social Sciences. Pp. 632–640. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.18502/kss.v5i2.8409

11. Гаврилюк Т.В. Рабочий класс в сервисной сфере: постановка проблемы и актуальный социологический дискурс Социологический журнал, Том 27. № 3. С. 78-96 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.19181/socjour.2021.27.3.8425

12. Гаврилюк Т.В. Культурные практики, нормы и предпочтения российской рабочей молодежи как составляющие ее классового габитуса Журнал социологии и социальной антропологии, Том 24. № 3. С. 110-143 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.3.6

13. Гаврилюк Т.В. Эмоциональная и смысловая природа труда рабочего класса в сервисной экономике: обзор проблематики в зарубежном социологическом дискурсе Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 62. С. 64-73 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/1998863X/62/6

14. Гаврилюк Т.В. Гаврилюк В.В. Субъективные границы и солидарность современного российского рабочего класса Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент, Том 11. № 3. C. 170 – 185 (год публикации - 2021)

15. Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю. Оценка готовности к трудовой миграции молодежи нового рабочего класса Семиотические исследования. Semiotic studies, Т. 1, № 2. С. 83–90 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-2-83-90

16. Карнаухов И.А. Языковое пространство молодежи рабочего класса Проблемы инженерного и социально-экономического образования в техническом вузе в условиях модернизации высшего образования: материалы Международной научно-практической конференции (20-21 мая 2021 г.), Тюмень: ТИУ, 2021. – 616 с. С. 240-244. (год публикации - 2021)

17. Карнаухов И.А. Язык молодежи нового рабочего класса как онто-лингвистический феномен Культура и антикультура. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-методологической конференции «Селивановские чтения», Тюмень : ТИУ, 2021. – 384 с. С. 323 - 327. (год публикации - 2021)

18. Карнаухов И.А., Храмова Н.А. Языковая компетенция и языковое пространство молодежи нового рабочего класса Х Международная научно-практическая конференция «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы», - (год публикации - 2022)

19. Карнаухов И.А., Храмова Н.А. Проблема выбора профессионального пути среди молодежи нового рабочего класса Глобальный научный потенциал. Научно-практический журнал, №12 (129), 2021. С. 180-182. (год публикации - 2021)

20. Карнаухов И.А., Храмова Н.А. Актуальность получения высшего образования среди молодежи нового рабочего класса Перспективы науки, № 12 (147), 2021, С. 281-284. (год публикации - 2021)

21. Малыхина Т.А., Бочаров В.Ю. Методология и методы социологического мониторинга сообществ рабочей молодежи в социальных сетях Семиотические исследования. Semiotic studies, Том 1., № 4, 2021, с.95-113. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-4-95-113

22. Малыхина Т.А., Бочаров В.Ю. Влияние пандемии Covid-19 на рабочую молодежь, занятую в сфере клиентского сервиса Сборник материалов научно-практической международной конференции, посвящённой 60-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, Самара: Изд-во: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2021. С.37-40. (год публикации - 2021)

23. Михайлов И.С. Рациональность нового рабочего класса Социология, № 2. 2022. С. 40-46. (год публикации - 2022)

24. Фокс Н.Дж., Гаврилюк Т. Class and Materiality in Contemporary Russia The Sociological Review. Magazine., (2021, April 7). (год публикации - 2021) https://doi.org/10.51428/tsr.utfe8828

25. Гаврилюк Т., Бочаров В., Карнаухов И. Work and personal life balance of the working-class youth in modern Russia Connectedness, activism and dignity at work in a precarious era. Work, Employment and Society Conference. Virtual Conference. Wednesday 25 - Friday 27 August 2021. Astract Book., SAGE Publishing. 2021. 128 p. (год публикации - 2021)


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть востребованы в развитии фундаментального социологического знания в части исследования социальной структуры современного общества, в том числе, ее динамики в современной России. Обоснование принципов классового подхода, выявление общего и различий в подходах западных и российских научных школ необходимо для выявления объективных закономерностей социального развития Российской Федерации, преодоления социальных рисков, прогнозирования возможных конфликтов и социальной напряженности. Проведенный в ходе реализации проекта анализ материальных и символических аспектов классообразования российской рабочей молодежи будет способствовать поиску наиболее эффективных механизмов мотивации персонала, росту профессионализма рабочей молодежи, предотвращению трудовых конфликтов. Прикладное значение результатов проекта связано с его эвристическим потенциалом для формирования новых направлений молодежной политики, разработки программ государственной, региональной, корпоративной политики в отношении рабочей молодежи, в частности, занятой в сервисном секторе экономики. Выявленные особенности могут быт использованы в системе подготовки рабочих кадров для современной России, направленной на сохранение классовой идентичности, формирование ценностей мастерства и созидательного труда. Противоречия между официальным дискурсом и неформальными информационными источниками в социальных сетях, которые сегодня успешно конкурируют по степени влияния на сознание молодежи с официальными СМИ, определяют возможные направления их взаимодействия, усиление роли базовых для страны ценностей в сознании молодежи. Исследование также продемонстрировало основания для складывания контрнарратива негативным медиарепрезентациям рабочего класса, базирующегося на субъективных смыслах труда, а также общеразделяемых культурных практиках.