КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-78-20198

НазваниеРазвитие произвольности у дошкольников в вариативных образовательных средах

РуководительВеракса Александр Николаевич, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2020 - 06.2022 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаПсихология, развитие, произвольность, дошкольнный возраст, образовательные среды

Код ГРНТИ15.31.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Анализ результатов Проекта 2017 показал, что с точки зрения образовательной среды развитие регуляторных функций связано с таким средовым аспектом как взаимодействие ребенка с педагогом и сверстниками. К аналогичному выводу также пришли зарубежные исследователи, выяснив, что для развития навыков саморегуляции наиболее важными являются такие средовые показатели как успешность создания педагогом эмоционально комфортной атмосферы в группе, эффективность педагогических средств, которые использует воспитатель, для формирования у детей мыслительных и языковых навыков и становление понятий. Также последние исследования определили новую крайне значимую ветвь изучения развития произвольности и готовности к школе детей, которая связана с таким внутренним индивидуально-психологическим фактором как учебная мотивация (Brody, 2018). Результаты уже проведенных исследований свидетельствуют о том, что особенности учебной мотивации и отношения детей к обучению оказывают значительное влияние на их дальнейшую успеваемость и академические достижения (Hyson, 2008; McClelland, Morrison, & Holmes, 2000; Vitiello, Greenfield, Munis, & George, 2011). Кроме того, учебная мотивация связана с социальным поведением, необходимым для успешного обучения: процесс обучения облегчается, когда дети могут вести себя социально ожидаемым образом в классе, например, следовать указаниям учителя, сотрудничать со сверстниками и демонстрировать навыки саморегуляции при выполнении трудных задач под руководством взрослого (Coolahan, Fantuzzo, Mendez, & McDermott, 2000). Однако отсутствие валидизированного инструментария долгое время не позволяло в исследовательских и практических целях оценить особенности учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня изучение этого фактора становится возможным благодаря появлению в арсенале исследователей качественных диагностических инструментов, одним из которых является инструмент Child Behaviour Motivation Scale (CBeMO) (Lepola et al., 2007). В свете указанных причин в предлагаемом исследовании предполагается включение в Проект дополнительного диагностического инструмента для оценки процессуального компонента образовательной среды Classroom Assessment Scoring System (CLASS) (Pianta, La Paro, & Hamre, 2009) и шкалы Child Behaviour Motivation Scale (CBeMO) (Lepola et al., 2007) для оценки учебной мотивации детей. Таким образом, в результате реализации проекта для оценки качества образовательной среды будут использованы два диагностических инструмента: CLASS (Pianta, La Paro, & Hamre, 2009), направленный на оценку детальный анализ процессов взаимодействия педагога и детей, и ECERS-R (Хармс, Клиффорд, Кайер, 2016), оценивающий структурный и процессуальный аспекты качества среды одновременно. Данное исследование будет проведено не менее чем в 40 подготовительных группах детских садов. На основе полученных по результатам использования двух диагностических инструментов данных будет сформировано полное представление о структурных и процессуальных факторах образовательной среды детского сада, влияющих на развитие регуляторных функций в дошкольном детстве. Кроме того, использование CLASS и ECERS-R позволит сравнить два диагностических инструмента и выбрать наиболее эффективный для нашей страны метод оценки качества среды, который бы измерял наиболее значимые для развития дошкольников параметры качества образовательной среды детского сада. Выделяемые в методике CLASS критерии основаны на теории возрастного развития и исследованиях, показывающих, что взаимоотношения между учащимися и взрослыми являются основным механизмом развития и обучения детей (Greenberg, Domitrovich, Bumbarger, 2001; Hamre, Pianta, 2007; Mashburn, Pianta, 2006; Rutter, Maughan, 2002). Данная система, в отличие от ECERS-S (Хармс, Клиффорд, Крайер, 2016), не оценивает наличие материалов, физическую среду или безопасность; она сосредотачивает внимание на взаимоотношениях между воспитателем и учащимися, а также на том, что педагог делает с имеющимися в его распоряжении материалами, насколько эффективно их использует. В рамках исследования буде проводиться диагностика развития регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля) и социальных навыков у воспитанников исследуемых групп детского сада с помощью комплекса методик, адаптированного в результате реализации Проекта 2017 года (большая часть методик является субтестами диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman, Kirk, Kemp, 2007)). В рамках предлагаемого исследования также будет проведена адаптация русифицированной версии шкалы Child Behaviour Motivation Scale (CBeMO) (Lepola et al., 2007) на выборке не менее 600 детей в возрасте 5-8 лет, что позволит сравнить получаемые данные с международными нормами и получить качественно адаптированный инструментарий. Методика Child Behaviour Motivation Scale позволяет оценить три мотивационных компонента: ориентация на задачи, избегание задач и социальная зависимость. Методика успешно применяется в исследовательской практике зарубежных специалистов и зарекомендовала себя, как валидный и надежный инструмент. Данные обследования позволят проанализировать влияние мотивационных особенностей ребенка, которые вступают во взаимодействие со средовыми характеристиками и вместе определяют маршруты развития регуляторных функций будущих школьников. В дальнейшем апробация и стандартизация шкалы позволит использовать ее сотрудниками образовательных учреждений для быстрой и финансово не затратной оценки учебной мотивации детей в условиях групповых занятий. В данном исследовании методика Child Behaviour Motivation Scale будет использована для изучения влияния мотивации на академическую успешность детей (воспитанников подготовительных групп и первоклассников). Таким образом, детальный анализ качества образовательной среды в сочетании с изучением особенностей учебной мотивации детей позволит определить наиболее эффективные условия формирования регуляторных функций будущих школьников. Данный проект также предполагает прослеживание устойчивости влияния показателей образовательной среды на дальнейшее развитие детей в рамках школьного обучения. Будут собраны данные об успешности обучения во втором классе 250 детей, ранее посещавших московские детские сады, в которых проводилась оценка качества образовательной среды (из 18 групп). А также будет прослежено развитие воспитанников новых групп (более 25 групп) в первом классе (успешность их адаптации к школе, учебная мотивация и успеваемость). В виду высокой значимости реализуемого проекта достигнута договоренность о его обсуждении в рамках заседаний Комитета психологии образования Европейской федерации психологических ассоциаций с целью популяризации полученных результатов и привлечения международных коллег к сотрудничеству.

Ожидаемые результаты
Впервые в России будет апробирована методика для оценки качества взаимодействия педагога с детьми CLASS (Pianta, La Paro, Hamre, 2009) и будет проведено ее сравнение с широко используемым в нашей стране инструментом ECERS-R (Хармс, Клиффорд, Кайер, 2016). Методика CLASS станет важным дополнением к данной методике, поскольку сосредоточена на оценке взаимодействия педагога с детьми и не учитывает характеристики материальной среды детского сада, в отличие от методики ECERS-R, в которой данные параметры соединены вместе и их не всегда получается отделить. Проведенный ранее анализ зарубежных исследований, посвященных анализу влияния выделенных в методике CLASS критериев на когнитивное, регуляторное и эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста, показал значимость оценки взаимодействия педагога с детьми в дошкольных учреждениях для научных и практических исследований в области дошкольного образования и развития. Данная методика может стать полезным инструментом в дальнейшем изучении взаимосвязей качества образовательной среды в детских садах и особенностей развития дошкольников в России. Описанные в данной методике критерии могут стать основанием для совершенствования существующей системы дошкольного образования в России, а также лечь в основу программ повышения квалификации педагогов. Будет проведена апробация диагностического инструмента, предназначенного для оценки мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста к выполнению учебных задач - русифицированная шкала для педагогов Child Behaviour Motivation Scale (CBeMO) (Lepola et al., 2007) на выборке не менее 600 детей в возрасте 5-8 лет. В результате апробации методики будут получены данные о развитии трех компонентов мотивации у российской выборки детей дошкольного возраста: ориентация на задачи, избегание задач и социальная зависимость. Апробация и стандартизация шкалы в дальнейшем позволит использовать ее сотрудниками образовательных учреждений для быстрой и финансово не затратной оценки учебной мотивации детей в условиях групповых занятий. Будут проанализированы гендерные и возрастные различия мотивационных тенденций, а также проанализирована их связь с развитием регуляторных функций, пониманием эмоций и академическими достижениями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, результаты обследования российской выборки будут сопоставлены с данными из ряда европейских стран, где в исследовательской практике был использован инструмент оценки учебной мотивации детей. В настоящее время свое согласие на участие в исследовании в качестве международных экспертов в области изучения мотивации детей дали Diny van der Aalsvoort, Лейденский университет, Нидерланды, Janne Lepola; Университет Турку, Финляндия; David Brody, Педагогический колледж Эфрата, Израиль, что позволит не только получить валидные данные апробации инструментария, но и сравнить полученные данные с данными Нидерландов, Финляндии и Израиля. Полученные в результате реализации проекта данные позволят посмотреть вклад различных компонентов образовательной среды на развитие регуляции и социальных навыков дошкольников, а также успешность адаптации к школе и учебную мотивацию первоклассников. Полученное данные позволят на доказательной основе сформулировать методические рекомендации по формированию в дошкольных образовательных организациях образовательной среды, способствующей созданию эмоционально комфортной для воспитанников среды, способствующей развитию саморегуляции, социальных навыков и высокой мотивации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках реализации проекта в 2020-2021 году была проведена оценка качества образовательной среды (с помощью методик ECERS-R и CLASS) в 23 подготовительных группах детских садов в г. Москве, а также индивидуальная диагностика регуляторных функций и эмоционально-личностного развития у воспитанников данных групп, в результате чего итоговую выборку исследования составили 516 детей в возрасте 6-7 лет. В результате анализа собранных данных были проанализированы различия в уровне развития регуляторных функций у детей, посещавших группы с высоким и низким уровнем качества взаимодействия детей в группе, измеренным с помощью методики CLASS (Pianta, La Paro, Hamre, 2008). Проведенное исследование показало, что воспитанники групп, в которых педагоги обеспечивают более высокий уровень эмоциональной поддержки детей, умеют эффективно управлять их поведением и обучением, а также активно используют приемы, способствующие развитию мышления и речи у детей, показывают более высокие результаты в развитии сдерживающего контроля, навыков самопроверки, зрительной рабочей памяти и обучаемости в целом. Также было проведено сравнение результатов развития регуляторных функций и способности понимать эмоции у детей 5-7 лет и оценок качества образовательной среды детских садов, полученных с помощью двух методик, используемых в данном исследовании: ECERS-R (Хармс, Клиффорд, Кайер, 2016) и CLASS (Pianta, La Paro, Hamre, 2008). Проведенное исследование показало, что в группах детей со средним уровнем качества среды, согласно методике ECERS-R, созданы наиболее эмоционально комфортные условия для детей, чуть лучше организуется их работа и во многом лучше развиваются их мышление и речь. Также полученные результаты позволили предположить, что методика CLASS более чувствительна при оценке создания в группе зоны ближайшего развития для воспитанников. Согласно плану работы на первый год выполнения Проекта, также была проведена апробация диагностического инструмента, предназначенного для оценки мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста к выполнению учебных задач - русифицированная шкала для педагогов Child Behaviour Motivation Scale (CBeMO) (Lepola et al., 2007). Апробация шкалы была проведена в сотрудничестве с 5 образовательными комплексами и 15 детскими садами г.Москвы на выборке более 400 детей в возрасте 5-6 лет (M = 5.23, SD = 0.3). Работа по апробации велась совместно с авторами инструмента и международными экспертами в области изучения мотивации детей дали Diny van der Aalsvoort, Лейденский университет, Нидерланды, Janne Lepola; Университет Турку, Финляндия; David Brody, Педагогический колледж Эфрата, Израиль, что позволило получить валидные данные апробации инструментария. Научная и практическая значимость работы, проведенной по адаптации руссифицированной версии инструмента, обусловлена возможностью его использования для быстрой и финансово не затратной оценки учебной мотивации детей с помощью надежного инструмента, успешно прошедшего апробацию на российской выборке. Это, в свою очередь, позволит существенно повысить качество работы педагогических коллективов дошкольных образовательных организаций в плане целенаправленной работы по формированию у детей готовности к школьному обучению. Научные результаты, полученные на данном этапе исследования, были описаны в 3 статьях, были представлены устными докладами и в виде тезисов на международных и всероссийских конференциях, а также были освещены участниками проекта в публикациях в СМИ.

 

Публикации

1. Веракса А., Гаврилова М., Понс Ф. The impact of classroom quality on young children's emotion understanding European Early Childhood Education Research Journal, Volume 28, 2020 - Issue 5,Pages 690-700 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1080/1350293X.2020.1817240

2. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. ДИАГНОСТИКА РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: БАТАРЕЯ МЕТОДИК Психологический журнал, Т. 41, № 6. С. 108–118. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31857/s020595920012593-8

3. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В. Executive Functions and Quality of Classroom Interactions in Kindergarten Among 5–6-Year-Old Children Frontiers in Psychology, 11:603776 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.603776

4. - Как опыт негативного взаимодействия влияет на способность дошкольников понимать эмоци Пресс-служба МГУ, - (год публикации - )

5. - Опыт негативного взаимодействия положительно влияет на способность дошкольников понимать эмоции NAUKA 0+, - (год публикации - )

6. - Опыт негативного взаимодействия у детей влияет на восприятие ими эмоций Рамблер / женский, - (год публикации - )

7. - Психологи МГУ выяснили, как опыт негативного взаимодействия влияет на способность детей дошкольного возраста понимать эмоции НАУЧНАЯ РОССИЯ, - (год публикации - )

8. - Самостоятельное решение конфликтов помогает дошколятам понимать других Русская планета, - (год публикации - )

9. - Опыт негативного взаимодействия у детей влияет на восприятие ими эмоций научпоп сайт Индикатор, - (год публикации - )

10. - Психологи МГУ выяснили, как опыт негативного взаимодействия влияет на способность дошкольников понимать эмоции Образование в России, - (год публикации - )

11. - Психологи МГУ выяснили, как опыт негативного взаимодействия влияет на способность детей дошкольного возраста понимать эмоции devsday, - (год публикации - )

12. - Стоит сказку начертить Газета поиск, - (год публикации - )

13. - Скрытые достоинства низкого качества образовательной среды Лаборатория научной журналистики, - (год публикации - )

14. - Психологи МГУ изучили роль воспитателя в развитии саморегуляции дошкольников Пресс-служба МГУ, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Выполненные в отчетном периоде работы в полном объеме отвечают заявленному плану научного исследования: (1) проведена оценка качества образовательной среды в 20 подготовительных группах детских садов, принимающих участие в лонгитюдном исследовании с помощью взаимодополняющих инструментов CLASS и ECERS-R; (2) осуществлена диагностика детей с помощью батареи диагностических инструментов; (3) проведен лонгитюдный анализ устойчивости влияния показателей образовательной среды на успешность адаптации детей к школе; (4) проведена апробация и валидизация нового диагностического инструментария «The Child Behaviour Motivation Scale» (CBeMO) (Lepola, Salonen & Mattinen, 2007) для оценки учебной мотивации у детей; (5) разработаны методические рекомендации по развитию образовательной среды детских садов, способствующей наиболее успешному развитию регуляторных функций и социальных навыков у дошкольников, а также их успешной дальнейшей адаптации к школе; (5) подготовлено 5 статей в отечественных или зарубежных высокорейтинговых журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus; (6) результаты исследования представлены на 5 международных и всероссийских конференциях. Аналитический отчет о проведении эмпирической части работы по изучению взаимосвязи развития регуляторных функций и социальных навыков с показателями качества образовательной среды детского сада на выборках дошкольников 6-7 лет и младших школьников обобщает результаты исследования за отчетный период и включает все пункты плана работы и заявленных научных результатов. Большая часть результатов уже опубликована или находится в процессе публикации в высокорейтинговых журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus: 1. «The Effect of Kindergarten Classroom Interaction Quality on Executive Function Development among 5- to 7-Year-Old Children» (Bukhalenkova D, Veraksa A, Chursina A.) Education Sciences. 2022; 12(5):320. https://doi.org/10.3390/educsci12050320 2. «Учебная мотивация у дошкольников: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии «Child Behaviour Motivation Scale»» (Веракса, Гаврилова, Дмитриева, Семенов) // принята в «Образование и саморазвитие» 3. «Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада» (Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В.) // Принята в «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022» 4. «Качество образовательной среды, измеренное при помощи методик CLASS и ECERS-R, как предиктор развития регуляции старших дошкольников» (Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В., Веракса А.Н.) // Принята в «Теоретическая и экспериментальная психология» 5. «Learning Motivation Tendencies among Preschoolers: Impact of Executive Functions and Gender Differences» (Veraksa A., Gavrilova M., J. Lepola) // Проходит второй этап рецензирования в журнале Acta Psychologica. В статье «The Effect of Kindergarten Classroom Interaction Quality on Executive Function Development among 5- to 7-year-old Children» показано, что в результате посещения групп детских садов с высоким уровнем CLASS у воспитанников интенсивнее формируются необходимые для успешного перехода к школьному обучению навыки саморегуляции, чем у сверстников из групп с низким уровнем качества взаимодействия в группе. В статье «Качество образовательной среды, измеренное при помощи методик CLASS и ECERS-R, как предиктор развития регуляции старших дошкольников» проведены результаты сопоставления оценок качества образовательной среды в группах, полученных с помощью методик ECERS-R и CLASS, и их взаимосвязей с темпом развития регуляторных функций у воспитанников (N=360). В группах с высокими оценками по обеим методикам развитие происходит наиболее интенсивно. В статье «Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада» описаны результаты расширенного анализа данных, собранных с помощью CLASS: шкалы обладают приемлемой внутренней надежностью; в большинстве случаев воспитатели умеют создавать эмоционально поддерживающую и комфортную для детей атмосферу и организовывать занятия, однако редко используют методы для развития мышления и речи у детей. В публикации «Учебная мотивация у дошкольников: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии Child Behaviour Motivation Scale» (Веракса, Гаврилова, Дмитриева, Семенов; принята к публикации в журнале «Образование и саморазвитие») успешно апробирована и валидизирована новая методика для оценки учебной мотивации у детей: для ее использования не требуется дополнительных процедур по улучшению перевода и культурной адаптации. Проведен анализ для определения роли возраста, пола, интеллекта и языковой среды в учебной мотивации детей: по мере взросления дети чаще демонстрируют концентрацию, настойчивость, интерес и удовольствие во время организованных групповых занятий; девочки чаще мальчиков демонстрируют ориентацию на задачу; с повышением невербального интеллекта возрастает ориентация на задачу и снижается избегание задач с социальной ориентацией. Проанализирована устойчивость влияния показателей образовательной среды на успешность адаптации детей к школе: более адаптированы и академически успешны в первом классе дети, посещавшие в детском саду группу с высоким качеством взаимодействия. Для учебного компонента школьной адаптации значимо: продуктивная организация учебного процесса; внимание к детским интересам и поддержка самостоятельности; развернутая обратная связь со стороны воспитателя; эффективное управление поведением путем представления четких ожиданий и поощрения адекватных поведенческих паттернов; отсутствие примеров выраженной эмоциональной негативности в общении. Социальная адаптация к школе успешнее протекает у детей, которые имеют опыт посещения высококачественных групп. Эмпирически выделено два вида популярности ребенка в школьном коллективе: востребованность как партнера по обучению и востребованность как партнера по игре. Сверх плана работы за отчетный период разработан, апробирован и использован на лонгитюдной выборке инструмент для оценки успешности адаптации детей к образовательному процессу в школе. Опросник построен на ключевых теоретических принципах понимании школьной адаптации и ее компонентов, а также отвечает результатам современных эмпирических исследований. Опросник имеет две версии (для учителей и для детей), что делает возможным оценку согласованности ответов в парах «учитель-ребенок» и оценку точности восприятия детской адаптации учителями. Пункты опросника отражают три компонента школьной адаптации: Решение познавательных задач (5 пунктов) Саморегуляция (6 пунктов), Общение и эмоциональный комфорт (6 пунктов). Полученные результаты позволили на доказательной основе сформулировать методические рекомендации по формированию в дошкольных образовательных организациях эмоционально комфортной образовательной среды, способствующей развитию саморегуляции, социальных навыков и учебной мотивации детей. Также по результатам проекта была защищена кандидатская диссертация на тему «Образовательная среда детского сада как условие развития регуляторных функций и понимания эмоций у детей дошкольного возраста» по специальности 19.00.07 - Педагогическая психология (психол. науки) (соискатель: Гаврилова М.Н.; научный руководитель: Веракса А.Н.) 15 декабря 2021 года в совете МГУ.19.04 МГУ имени М.В. Ломоносова. Частично результаты исследования за отчетный период были освещены на информационных ресурсах в сети Интернет и телевизионных программах, посвященных проекту (ТВ передача «Утро России», выпуск от 11.02.2022 с участием руководители проекта Вераксы А.Н.).

 

Публикации

1. Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В. Опыт применения методики CLASS для оценки качества образовательной среды детского сада Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, - (год публикации - 2022)

2. Бухаленкова Д.А., Алмазова О.В., Веракса А.Н. Качество образовательной среды, измеренное при помощи методик CLASS и ECERS-R, как предиктор развития регуляции старших дошкольников Теоретическая и экспериментальная психология, - (год публикации - 2022)

3. Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чурсина А.В. The Effect of Kindergarten Classroom Interaction Quality on Executive Function Development among 5- to 7-Year-Old Children Education Sciences, Vol. 12, Issue 5 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/educsci12050320

4. Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Дж. Лепола Learning Motivation Tendencies among Preschoolers: Impact of Executive Functions and Gender Differences Acta Psychologica, - (год публикации - 2022)

5. Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Дмитриева О.А., Семенов Ю.И. Учебная мотивация у дошкольников: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии «Child Behaviour Motivation Scale» Образование и саморазвитие, - (год публикации - 2022)

6. - Утро России Россия 1, https://smotrim.ru/video/2382898 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Мотивация, наряду с регуляторными функциями и качеством образовательной среды, определяется в современных исследованиях как крайне значимый фактор, влияющий на эффективность обучения и личностные достижения детей, подростков и взрослых. Сформированная учебная мотивация облегчает познавательный процесс, поскольку высокомотивированные дети в большей степени способны следовать указаниям учителя, сотрудничать со сверстниками и демонстрировать навыки саморегуляции при выполнении различных задач. Отсутствие валидизированного инструментария на русском языке долгое время не позволяло в исследовательских и практических целях оценить особенности учебной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста и выявить детей, находящихся в группе риска. В рамках проекта был переведен, адаптирован и успешно валидизирован инструмент для оценки учебной мотивации детей «Child Behaviour Motivation Scale» (CBeMO) (Lepola et al., 2007). Данный инструмент включен в арсенал исследователей и педагогов и может повсеместно использоваться для своевременного мониторинга учебной мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста и профилактики проблем, связанных со школьным обучением. Характеристики инструмента позволяют использовать его сотрудниками образовательных учреждений без специального психологического образования для быстрой и финансово не затратной оценки учебной мотивации детей в условиях групповых занятий. Также в рамках исследования впервые на российской выборке прошел процедуру психометрической оценки инструмент CLASS (Pianta, La Paro, & Hamre, 2009), направленный на оценку детальный анализ процессов взаимодействия педагога и детей в группе детского сада. Данный инструмент существенно обогащает исследовательские возможности наряду с применением ранее адаптированного инструмента ECERS-R (Хармс, Клиффорд, Кайер, 2016). Наконец, результаты анализа лонгитюдных данных о развитии детей указывают на конкретные показатели качества образовательной среды детского сада, которые составляют наиболее эффективные условия формирования регуляторных функций, социальных навыков, учебной мотивации и адаптации к школьному обучению будущих школьников. На основе полученных результатов подготовлены конкретные методические рекомендации, использование которых обеспечит повышение качества и эффективности дошкольного образования.