КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-18-00103

НазваниеЧеловек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт

РуководительСмирнов Сергей Алевтинович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словафилософия человека, улучшение человека, гуманитарная экспертиза, биоэтика, нейроэтика, конвергентные технологии, антропологическая альтернатива

Код ГРНТИ02.15.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящён разработке антропологического концепта – проекта человека, соответствующего ответам на вызовы, связанные с будущим технологическим укладом. В связи с этим проект направлен на критическое осмысление перспектив положения человека в фокусе актуальных научно-технологических и антропотехнических трендов, таких как цифровизация и виртуализация, био- и нейротехнологический тренд, представление о человеке в парадигмах конструктивизма, улучшения, киборгизации и трансгуманизма. Будет сделана социогуманитарная, этическая, антропологическая оценка современных тенденций проектирования будущего технологического уклада, в котором человек исчезает не только в качестве исходной онтологической меры, но и как значимая и ориентирующая для целей социального развития ценность. Актуальность таких задач обусловлена тем, что подавляющее число исследований и разработок, посвященных внедрению новых технологий для здоровья, занятия спортом, для бытовых нужд, образования, удовлетворения культурных потребностей и т.д. в повседневную жизнь человека, связаны либо, как правило, с сугубо технологическими проблемами, либо (их меньше) посвящены социальным последствиям развития технологий. При этом фактически отсутствуют адекватные современным вызовам (их глубине и масштабам) разработки, в которых бы звучали новые антропологические идеи, направленные на преодоление тенденции, машинизирующей человека. Если сказать коротко – в новом технологическом укладе, представленном на сегодня мегапроектами и инициативами национального и глобального уровня, таких как проекты, исследующие геном и мозг человека, проекты создания цифровых сред и двойников человека, российская национально-технологическая инициатива, – нет человека, антропологическое измерение не предусматривается или присутствует в подчиненном, редуцированном виде. В новых умных технологиях человек всякий раз присутствует в качестве приложения к технологии, отдельной умной функции, составной части, но не как самостоятельное сущее, не как личность, не как исходный субъект и цель развивающихся научных и социальных технологий, управляющий ситуацией. Мировая и отечественная гуманитарная мысль явно отстает от инженерных разработок. Вместе с тем, увлеченные своими разработками инженеры и специалисты в сфере ИТ и биотехнологий, утверждают, что им как раз философы, психологи и антропологи и не нужны. Они сами решают, какой человек нужен в новом технологическом укладе. Более того, в большинстве своем эти разработчики считают, что грядет эра постчеловека. А нынешний человек, включая и наши представления о нем, привычная нам норма человека, норма его бытия, должны уйти в прошлое или во всяком случае – быть подвергнуты такой ревизии, где человек станет соподчиненным винтиком машинизированого социума. Последнее связано с тем, что достижения биотехнологий и генной инженерии действительно поставили человека на онтологическую грань, за которой может появиться иное существо, гибридное, киборгообразное, некая химера, состоящая из человека, животного и умного технического устройства. Но если раньше химеры появлялись лишь в фантазиях писателей и режиссеров, то теперь биотехнологические химеры могут стать реальностью, новыми существами, вытесняющими классического человека. Этот феномен мы называем трендом ухода человека. Некоторые авторы предлагают другое имя этому существу – технолюди, что не улучшает понимание и не показывает выход, а лишь подчеркивает гибридный характер нового существа. Данный тренд объясняется тем, что впервые сошлись, встретились три фактора: страх человек перед смертью, желание человека быть бессмертным, но при этом жить в наслаждении и удовольствии (онтологический соблазн), и достижения науки и техники XXI века. В проекте будет показана ограниченность и ошибочность абсолютизации технологической детерминации положения человека, проникновение технологизирующей логики в социокультурную детерминацию человеческого развития, что не позволяет рассматривать социокультурный подход в качестве реальной антропологической альтернативы засилью технологического конструктивизма. Фундаментальных научных исследований, связанных с концептами человека, крайне недостаточно, их почти нет. И тем более нет адекватных нелинейных прогнозов (антропологических, гуманитарных форсайтов) названных процессов изменений. А что есть? Есть констатация того, что формируются разного рода новые идентичности человека – «человека кликающего», человека мобильного, человека виртуального и т. д. Подобные констатации, мы полагаем, не могут нас удовлетворить. Авторы проекта полагают, что тренду ухода человека должен быть противопоставлен концепт развития и преображения человека, восстановления бытия человека как нормы, его возрождения. В этой связи новизна данного проекта заключается в разработке концепта выше названной антропологической альтернативы. Разработка концепта будет идти по ряду связанных с другом направлений. Направление «Концепт». Работы по этому направлению предполагают разработку собственно антропологического концепта, проекта человека для нового технологического уклада с учетом угроз, рисков и вызовов, связанных с этим (см. выше), главный из который – соблазн, испытываемый человеком, отказаться от самого себя. Предполагается выработка на материале проекта так называемой антропологической альтернативы, отличающейся от идеологии тренда «ухода» человека. Авторы проекта ставят проблему, связанную с необходимостью выработки альтернативной антропологической стратегии: либо современные разработки нацелены лишь на улучшение и усиление слабого и смертного человека и рассматривают его фактически как инвалида, нуждающегося в разного рода «протезах», внешних по отношению к нему приспособлениях, либо необходимо современные технологии использовать для создания условий, связанных с практиками преображения и развития человека. Наш проект противопоставлен стратегии «улучшения» человека, его физических, умственных способностей, доминирующей в трансгуманизме. Это воплощается в обосновании альтернативы: вместо стратегии Disability / Enhancement предлагается стратегия Антропопрактик преображения и развития. Направление «Гуманитарная экспертиза». Это направление связано с тем, что собственно концептуальная работа по разработке проекта человека в будущем технологическом укладе предполагает одновременно разработку практик и процедур гуманитарной экспертизы. Последняя отличается от привычной уже этической экспертизы тем, что гуманитарная экспертиза не только осуществляет оценку процесса внедрения умных технологий в повседневную жизнь человека, оценку рисков и последствий, но и специальную работу по восстановлению нормы человека, восстановлению онтологического усилия быть человеком. Это значит, что гуманитарная экспертиза предполагает особую практику возрождения, преображения человека на разных полигонах, площадках, в разных проектах и программах – в противовес повседневной и все более массовидной порочной практике отказа человека от самого себя в пользу делающего и думающего за него устройства и постепенного превращения тем самым самого человека в мобильное приложение умного гаджета. Институт гуманитарной экспертизы предполагает разработку правил, процедур, регламентов, норм, кодексов вплоть до их описания и воплощения в нормативные документы, коих фактически в мировой и отечественной практике проведения этических и гуманитарных экспертиз либо крайне мало, либо их просто нет. Зачастую экспертиза воплощается в лозунг и декларацию по принципу «не навреди!». В этой связи речь идет об институционализации антропологической (гуманитарной) экспертизы, предполагающей формирование профессионального сообщества, носителя практик гуманитарной экспертизы, создание лаборатории, разработку и апробацию технологии антропологической экспертизы, ее нормативное описание в процедурах, практиках и регламентах. Гуманитарная экспертиза при этом должна осуществляться на разном материале, на разных площадках и полигонах. Предполагается формирование в течение проекта трех модельных полигонов, на которых будут разрабатываться и апробироваться практики развития человека с использованием умных технологий в повседневности. Далее эти практические модели будут описаны и переведены в программы и проекты с целью дальнейшего распространения в массовую социальную практику. Полигон «Медицина». Основным фактором, толкающим на институционализацию гуманитарной экспертизы в медицине и здравоохранении, выступает то, что в философии и практике медицины в настоящее время фактически формируется новая, условно говоря, неклассическая парадигма, предполагающая отношение к пациенту не только как к больному с готовым диагнозом, а значит, не как к объекту лечения, заботы и ухода (что, разумеется, сохраняется, особенно в случае тяжелых болезней), но и как к субъекту, точнее, как к тому, который сам может становиться субъектом, формировать у себя субъектную позицию по отношению к собственной болезни и становиться в этой связи активным участником процесса лечения со своей уникальной функцией, которую не может заменить даже лечащий врач. И сам феномен болезни перестает рассматриваться как сугубо медицинский факт. Он понимается уже как физический, психический, социальный и ментальный феномен – как «духовно-социо-психо-соматический». Соответственно и пациент должен рассматриваться не через призму биологических или генетических данных, но и как личность чувствующая, мыслящая и социальная. В рамках данного полигона предполагается проведение отдельных работ, направленных на формирование института гуманитарной экспертизы на материале медицинских случаев, связанных с пограничными ситуациями, в которых ставится вопрос о границе нормы и патологии. Полигон "Умный гаджет". Развитие умных технологий и их внедрение в повседневность повлияло на то, что граница в интерфейсе человек-машина стала более прозрачной, она стала сдвигаться все более в сторону умного устройства с угрозой постепенного исчезновения человека как активного субъекта и превращения его в приложение к искусственному интеллекту. Эта плавающая граница в интерфейсе человек-машина, точнее, решение вопроса о перераспределении функций и работ между человеком и умной машиной, но при сохранении субъектной роли человека, и становится предметом гуманитарной экспертизы в рамках этого полигона. Сама же повседневность давно показывает явно выраженный тренд, направленный на это перераспределение функций и работ. Полигон «Школа». Сфера образования выступает одним из передовых и резонансных полигонов, на которых уже давно обкатываются разные проекты и программы, связанные с цифровизацией обучения, онлайн-обучением, и как следствие, вытеснением учителя и преподавателя из активного контакта учитель-ученик, внедрением так называемых МООС в мировых университетах, цифровых моделей управления процессом обучения, онлайн системами оценки и тестирования и т.д. В России уже заявлена так называемая концепция цифровой школы. По программе цифрового образования и приоритетному национальному проекту «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уже намечены направления работ, связанные в том числе с разработкой и принятием правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ. При всей активности и полезности опыта цифровизации обучения мы видим явно выраженную растерянность педагогов, возрастных психологов и др. специалистов. Последнее выражается в запрете гаджетов в школах, в том, что в мире и в России фактически нет сформированного предмета и института виртуальной педагогики. Педагоги боятся умных гаджетов. Точнее, они боятся учеников, вооруженных умным гаджетом. Последний не стал пока тем орудием-посредником, который можно было бы использовать как мощное орудие личностного развития ученика. Пока он воспринимается как угроза учителю, а не как помощник. В рамках данного полигона предполагается разработка и апробация серии экспертных обсуждений и слушаний в некоторых школах, связанных с проблемами и рисками онлайн обучения (актуальность этого показало дистанционное обучение во время пандемии коронавируса). В целом все выше названые работы можно назвать антропологическим форсайтом. Научное сообщество испытывает потребность в философско-антропологическом научном обосновании нелинейных прогнозов изменений идентичности человека, происходящих под воздействием развития и внедрения умных технологий, что объясняет и необходимость организации системной работы в области прогнозирования и форсайта технологического развития, связанного с обеспечением своеобразной «экспертизы антропобезопасности», аналогичной экологической экспертизе, но применительно к гуманитарным областям.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые научные результаты 1. Разработан антропологический концепт (проект человека) технологического уклада с учетом новой ситуации смещения и пересмотра онтологических границ, с учетом изменения характера этих границ и восстановления концепта антропологической нормы (человека в бытии). Выработан словарь основных понятий и терминов, играющих роль указателей и ориентиров для антропологического проекта технологического уклада. 2. Разработана, построена, опробована модель гуманитарной антропологической экспертизы. Разработана и опробована экспериментальная модель антропологической экспертизы, показывающая (или опровергающая) действие плавающей границы идентичности человека на разном теоретическом и эмпирическом материале. 3. Построены и описаны процедуры и нормы проведения гуманитарной экспертизы. Проведено концептуальное разведение практики гуманитарной (антропологической) экспертизы и практики этической экспертизы, показано их принципиальное отличие друг от друга. Разработан проект Положения о гуманитарной экспертизе (проект конвенции, нормативного кодекса). 4. Проведены несколько практических процедур гуманитарной экспертизы на материале конкретных разработок, предложенных для внедрения в разные сферы жизнедеятельности (на полигонах "Медицина", "Умный гаджет", "Школа"). 5. Построены модельные полигоны, на которых опробованы антропопрактики развития человека на материале названных направлений, с использованием современных умных технологий. 6. На материале построенных моделей и полигонов разработаны проекты и программы обучения: подготовки кадров высшей квалификации, программы подготовки аспирантов, магистрантов, бакалавров, программы обучения старшеклассников, воспитанников детских садов, пилотные программы тьюторского сопровождения обучения и воспитания. 7. Создана совместная Лаборатория современных антропологических исследований и разработок (при партнерстве Института философии и права СО РАН, Берлинского университета им. Гумбольдта и Новосибирского государственного университета). 8. Написание и публикация коллективной монографии по итогам проекта. 9. Написание и публикация статей, в которых описываются результаты проекта. Всего предполагается публикация: 16 статей – в изданиях, учитываемых РИНЦ, в том числе: 12 статей – в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) или «Скопус» (Scopus); 10. Проведение конференций, семинаров, круглых столов, на которых будут обсуждаться и обнародоваться результаты проекта. Научная и общественная значимость результатов проекта: 1. Значимость результатов проекта заключается прежде всего в попытке преодоления концептуального дефицита, связанного с тем, что будущее технологического развития страны и мира описывается часто как бы без человека. Проект предлагает антропологическое будущего, но не в версии эсхатологического сценария конца света, а в версии сценария возрождения человека на новой основе. В этой связи проект предлагает антропологический форсайт со всеми его процедурами (экспертные панели и интервью). На фоне обилия технологических форсайтов эта работа имеет принципиальное значение. 2. Значимость проекта заключается в институционализации гуманитарной (шире – антропологической) экспертизы и ее разных версий. Тем самым экспертные сообщества смогут перейти от разговоров о гуманитарной экспертизе к постоянной реальной экспертной практике, влияющей на принятие важных государственных решений, связанных с внедрением умных технологий в разные сферы жизнедеятельности. 3. На основе разработанной модели гуманитарной экспертизы, полученного экспериментального материала и организации работы полигонов в рамках проекта можно далее разрабатывать ее методологические и практические приложения. Например: гуманитарная экспертиза (антропологическая экспертиза) образовательных проектов реформы школьного и высшего образования, включая экспертизу концепции «Цифровой школы»; гуманитарная экспертиза проектов в рамках Национальной технологической инициативы, включая разработку антропологической платформы для НТИ; гуманитарная экспертиза проектов развития городов и территорий, проектов стратегического планирования, проектов по сохранению исторического и культурного наследия, проектов и программ сохранения национальной этнической идентичности и т. д. 4. На материале проекта будут разработаны программы и проекты обучения студентов, магистрантов и аспирантов по формированию у них дополнительных экспертных компетенций. В рамках проекта группы студентов, магистрантов и аспирантов уже будут включены в практику проведения пилотных вариантов гуманитарной экспертизы.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
1. Понятие антропологической альтернативы. Антропология нового технологического уклада. Сформирован понятийный аппарат проекта. Разработано понятие (концепт) антропологической альтернативы, её базовая модель. Построена рамочная концептуальная конструкция, показывающая онтологию проекта. Описана современная ситуация онтологического соблазна, которую испытывает человек. Предложена концептуальная рамка антропологического измерения нового технологического уклада. Предпринята попытка первичного описания когнитивных оснований построения «цифровой» антропологии. Речь идёт о генезисе такой современной философии человека, предметом исследования которой должно стать состояние человека в эпоху стремительного прогресса «умных» технологий. Предложено рассматривать «искусственный интеллект» прежде всего в контексте речевых практик, выступающих в качестве питательной среды и для оптимизма, и для пессимизма в отношении антропных перспектив «цифровизации». Обоснован тезис о том, что «цифровой антропоморфизм» представляет собой результат редукции человеческого бытия к «программе» и заключается в имитации человеческой ментальной практики. Авторы делают вывод о том, что гуманитарная экспертиза технологических инноваций должна опираться на следующее фундаментальное утверждение: «цифровая революция» со всеми её эффектами является ещё одним способом самоопределения человека в его собственно человеческом существовании. Был дан анализ концепции постчеловека, предлагаемой в рамках идеологии трансгуманизма. Показано, как в рамках этого концепта выстраиваются базовые схемы редукции человека, в силу чего человек может быть выведен из социально-культурной реальности как сущее и заменен особым существом, постчеловеком. Показано, что именно в силу базовых онтологических и концептуальных редукций возникает соблазн подмены человека новым сущим, более совершенным и почти бессмертным. Предложено вырабатывать ответ на этот вызов, связанный с заменой человека, то есть вырабатывать так называемую антропологическую альтернативу. Последняя заключается в том числе в выстраивании новой концептуальной модели, построенной с использованием уже известной базовой схемы опосредования, выработанной в рамках отечественной культурно-исторической психологии и антропологии. Благодаря этой схеме опосредования вполне реально выстроить на новой основе модель системы человек-знак-цифра-машина-орудие, с помощью которой возможно выстраивание новых культурных практик развития и формирования личности человека. 2. Гуманитарная экспертиза. Идея, модель, концепт. Был дан анализ ситуации человека, которая характеризуется тем, что представления о норме и границах человека, закрепленные этически, в настоящее время стали проблематизироваться и пересматриваться, становясь более подвижными. Данная проблема рассматривается на примере практики проведения и осмысления этической экспертизы. Описывается поиск новых форматов и институциональных форм этической экспертизы. В том числе описан опыт введения гуманитарной экспертизы как практики, отличной от практики этической экспертизы. Последняя предполагает защиту человека от воздействия на него новых технологий и нормативное обеспечение этой защиты. В отличие от нее гуманитарная экспертиза рассматривается как одна из разновидностей социальной инженерии, предполагающей моделирование новых ситуаций, в которых меняется и сам человек под воздействием новых достижений технонаук. Этическая экспертиза больше ориентирована на состоявшуюся ситуацию и ее сохранение, в отличие от нее гуманитарная экспертиза выстраивается как опережающее реагирование, вводящее в свою практику опыт нелинейного прогнозирования. Данный метаморфоз практик этической экспертизы авторы связывают с распространением прецедентов нарушения привычных и нормативно зафиксированных границ человека. Особенно ярко это видно на материале биомедицинских исследований, достижений генной инженерии (редактирование генома, трансплантация органов и др.), показывающих выход за пределы привычных представлений о границах человека и нечеловека. Отмечается методологический и концептуальный дефицит, связанный с обоснованием основ гуманитарной экспертизы. Проведено концептуальное различение между двумя разными институциональными формами оценки технологических нововведений в разные сферы жизнедеятельности человека – между практикой и процедурами проведения этической экспертизы и прецедентами проведения гуманитарной экспертизы. Авторы полагают, что цели и задачи этих видов экспертиз принципиально разные, несмотря на прецеденты, в рамках которых фактически в рамках этической экспертизы уже ставились задачи по проведению гуманитарной экспертизы. Этическая экспертиза предполагает незыблемость идентичности человека, его нормы и границ. Она призвана защищать человека от разного рода вторжений и вмешательств (в медицине, цифровой среде, образовании) и относится к нему как к пассивному объекту защиты и заботы. Но в ситуации, когда сама идентичность человека стала радикально меняться и человек сам выбирает тренд радикальных изменений собственной идентичности, превращаясь в приложение к умным технологиям, ставится задача о переустановлении, восстановлении нормы и границ человека. Последнее и становится важнейшей задачей гуманитарной экспертизы. Соответственно в рамках этих форм экспертиз меняется и роль экспертов, и само устройство, и процедуры проведения, и нормативная база. 3. Методологическое обеспечение и организация модельных полигонов. 3.1. Разработаны примерные программы и сценарии проведения модельных полигонов («Медицина», «Умный гаджет», «Школа»), на материале которых будут проводиться процедуры гуманитарной экспертизы, связанной с оценкой рисков, связанных с разработкой и внедрением цифровых технологий и выстраиванием новой модели взаимодействия человек-техника, человек-цифра. 3.2. Разработаны опросники, гайды для разработчиков и экспертов, участников процедур и практик ГЭ. В дальнейшем предполагается на их основе проведение полуструктурированных экспертных интервью. 3.3. Проведены процедуры ГЭ на конкретных площадках: - «Гуманитарная экспертиза использования умных технологий», 18 июня 2021. Точка кипения НГТУ. - «Цифровизация сферы здравоохранения, достижения генной инженерии и новая медицинская парадигма: изменение роли врача и пациента». 24 июня 2021 года. Точка кипения НГТУ. - «Гуманитарная экспертиза практик применения искусственного интеллекта в сфере образования». 01 июля 2021 года. Точка кипения НГТУ. - Круглый стол «Этика для искусственного интеллекта. Гуманитарная экспертиза». В рамках Международного форума технологического развития «Технопром-2021». 27 августа 2021. - Экспертный полигон «Умные технологии: гуманитарная экспертиза как испытание культурным наследием. Образование через науку». Великий Новгород. 13–15 октября 2021 г. - Гуманитарная экспертиза умных технологий. Экспертная сессия. Полигон «Умный гаджет» на базе НГУЭУ. 11 ноября 2021. - Семинар «Цифровая педагогика». 24 ноября 2021. На базе Лицея № 130. 3.4. Разработаны критерии по подбору экспертов, участников проведения ГЭ на полигонах. 3.5. Сформулированы базовые требования к проектам, предлагаемым к защите на полигонах во время проведения ГЭ. 4. Предложена концептуальная схема для построения пилотной модели, показывающей выстраивание акта развития с использованием и обобщением результатов существующих эмпирических исследований в рамках культурно-исторической психологии и современной культурной нейронауки. Рассмотрен концепт, выведенный из культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, который предлагается принять как базовый с целью выстраивания объяснительной модели, с помощью которой автор предлагает описывать и осмыслять феномен трансформации процесса развития человека в новой реальности цифровой среды. Вводятся основные принципы и положения, на которых строится объяснительная модель, касающиеся роли знаково-орудийного опосредствования в развитии человека, роли взрослого посредника, структуры акта мышления и акта развития, базового механизма овладения человеком своим поведением, пронизывающим все направления формирования высших психических функций. Проведено сравнение этой объяснительной модели и бихевиористской модели, используемой в большинстве современных исследований, в которых рассматривается влияние цифровых технологий на школьников и студентов. 5. В рамках полигона «Медицина» авторы проекта прежде всего пытались рассмотреть современную ситуацию с точки зерня складывания так называемой новой медицинской парадигмы, выстраиваемой в категориях заботы и участия самого пациента в процессе лечения. Проблема усложнения процессов оказания и получения медицинской помощи становится все более комплексным вызовом для современных учреждений здравоохранения, требующим институциональных перемен в подходах к оказанию и получению медицинской помощи в условиях постоянного изменения границы между нормой и патологией человека. В этой связи актуальным является поиск новых моделей и практик оказания медицинской помощи, ориентированных прежде всего на самого человека и его включение в процесс получения медицинской помощи. Это предполагает прежде всего пересмотр, восстановление традиционных и формирование новых, гуманитарно ориентированных представлений о человеке в норме и патологии. В основе новых подходов в деле оказания медицинской помощи должно быть принципиальное изменение позиции самого пациента в рамках процесса лечения, предполагающее сдвиг от пассивного объекта заботы и попечения – к формированию субъектных качеств и усилий, связанных с заботой о себе, что предполагает создание условий для осознанного включения пациента в процесс управления собственным лечением, выстраивание механизмов коммуникации и участия пациента в принятии медицинских решений. 6. В рамках полигона «Умный гаджет» были проведены экспертные сессии и круглые столы, на которых главной темой фактически стала проблема, связанная с разработками в области искусственного интеллекта (далее – ИИ) и этической оценкой рисков, с этим связанных. Показано, что этика для сферы ИИ заключается не в защите человека от якобы агрессии и непредсказуемости нейросетей, а в построении нового интерфейса человек-знак-мозг-машина-орудие-цифра, но в новой реальности. В таком случае гуманитарная экспертиза выстраивается как практика восстановления человека, но в новой реальности, в новом интерфейсе взаимодействия с техникой и цифровой средой. 7. Публикации. В ходе первого года проекта коллектив написал и представил к публикации 4 статьи в журналы, входящие в базы цитирования Web of Science и Scopus, и 8 статей в журналы, входящие в базы цитирования RSCI/РИНЦ. Статьи и справки о принятии статей к публикации прилагаются.

 

Публикации

1. Аванесов С.С. Технологическая угроза и риск бытия Вестник Томского государственного университета, № 472 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17223/15617793/472/1

2. Аванесов С.С., Спешилова Е.И. Концептуальные координаты "цифровой" антропологии Человек.RU, № 16. С. 14-25 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2021-16-14-25

3. Горбачева А.Г., Пестунов А.И. О принципиальной возможности имитации сверхъестественных способностей посредством сквозных технологий цифровой экономики Человек.RU, № 16. С. 64-73 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2021-16-64-73

4. Сидорова Т.А. Гуманитарные проблемы цифровизации в медицине Человек.RU, № 16. С. 49-63 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2021-16-49-63

5. Сидорова Т.А. Деторождение: создание или творение? Человек, № 6 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31857/S023620070018013-1

6. Синюкова Н.А. Человек в норме и патологии: к вопросу об экспертизе в медицине Respublica Literaria, Т. 2. № 3. С. 121-132 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47850/RL.2021.2.3.121-132

7. Синюкова Н.А., Смирнов С.А. Этическая и гуманитарная экспертиза: концептуальное различение (методологический аспект) Человек.RU, № 16. С. 26-48 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2021-16-26-48

8. Синюкова Н.А., Смирнов С.А. Между этикой и технологией: Метаморфозы этической экспертизы Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, № 4 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.21638/spbu17.2021.405

9. Смирнов С.А. Наше бесчеловечное будущее или уловка трансгуманизма Человек, № 1, 2022 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S023620070019075-9

10. Смирнов С.А. Человек и цифра: история соблазна Вестник Челябинского государственного университета, № 8 (454). Вып. 61. С. 22-29 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-10803

11. Смирнов С.А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть1 Science for Education Today, № 6, 2021 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.04

12. Смирнов С.А. Цифровая школа: в поисках объяснительных моделей. Часть 2 Science for Education Today, № 6, 2021 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2106.05


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Содержание работ по проекту распадается на три уровня – концептуальный, технологический, практический. Концептуальный уровень В течение второго года проекта, учитывая, что основание для концепта было в целом разработано, проводились работы по его достраиванию и развитию в виде методологических продолжений и расширений. 1. Достраивание концептуального контура. Смещение базового антропологического вопроса. Онтологическое обоснование технологического аутсорсинга. 2. Анализ антропологических оснований доминирующих моделей, связанных с разработкой искусственного интеллекта. 3. Анализ проблемы онтологического статуса виртуальной реальности как превращенной формы. 4. Продолжение работ по разработке концептуальной объяснительной модели для школы будущего на основе культурно-исторического подхода (школы Выготского). 5. Анализ проблем этического регулирования на примере биомедицины. 6. Анализ языка и семантики отношений врача и пациента в ситуации цифровизации медицины. 7. Анализ отношений врача и пациента с точки зрения доминирующих стратегий. 8. Анализ процесса цифровизации на примере модели умного города. Технологический уровень. Гуманитарная экспертиза В качестве методологического расширения к уже ранее описанной модели ГЭ были выработаны следующие институциональные признаки ГЭ. 1. В ГЭ человек выступает как активный субъект, развивающийся субъект, становящийся, постоянно возвращающийся к себе и восстанавливающий себя в своей онтологической норме быть. 2. Предметом ГЭ является не защита ставшей нормы, а восстановление границы человека, восстановление его нормы быть. 3. В ГЭ человек также выступает точкой отсчета, но как смысловая точка опоры, как новое начало по разворачиванию человека вновь к самому себе, но в новой социокультурной ситуации, как место борьбы разных трендов. 4. ГЭ выступает в виде метода управления длительным процессом изменений, методом включенного мониторинга процесса изменений. 5. В ГЭ нет жесткой фиксации функции эксперта на конкретном носителе. Здесь в качестве эксперта могут быть привлечены и ученые, и общественные деятели, и обычные пользователи, потребители технологий в зависимости от ситуации и конкретного содержания. 6. ГЭ выступает как класс методов, действий, совокупность инструментов и средств, собираемых для организации процесса управления изменениями, в рамках которых меняются и сами авторы того или иного проекта, и эксперты, и благополучатели, и лица, принимающие решения. ГЭ выступает как способ программирования изменений, как модель социальной инженерии, то есть метод управления социальными изменениями. 7. ГЭ имеет дело с прогнозом будущих ситуаций, которые могут складываться в силу внедрения умных разработок в повседневность. Главным предметом в этом прогнозе в рамках ГЭ выступает видение образов будущих действий людей, складывания новых практик реагирования и поведения людей, связанных с изменением среды обитания, что в свою очередь связано с массовым внедрением умных технологий в повседневность. Предметом прогноза ГЭ выступают новые модели жизнедеятельности людей, новые модели их обитания. 8. ГЭ, коль скоро предполагает осуществление прогнозного действия, предполагает далее проектирование, разработку человекоразмерных, человекоориентированных моделей и технологий, в которых уже заранее, опережающим способом, учитываются возможные гуманитарные риски и гуманитарные возможности. Практический уровень. Полигоны. Мероприятия. Интервью. Публикации. В рамках проекта была продолжена работа полигонов, площадок, на которых проводились гуманитарные экспертизы внедрения тех или иных разработок и умных технологий и вырабатывалось новое концептуальное содержание, на базе лицея № 130 имени М.А. Лаврентьева, Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ). 1. На их базе были проведены процедуры гуманитарной экспертизы, круглые столы и конференции:  Полигон «Медицина». Круглый стол «Этические аспекты разработки вакцин и проведения вакцинации против COVID-19». Гуманитарная экспертиза. На базе ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор». Новосибирск. 17 января 2022.  Городская конференция «Формирование личности в условиях цифровой трансформации образования». Лицей № 130. Новосибирск. 16 марта 2022.  Полигон «Умный гаджет». Гуманитарная экспертиза «умных технологий». Вторая экспертная сессия. На базе НГУЭУ. 14 апреля 2022.  Полигон «Медицина». Экспертный семинар «Гуманитарные аспекты разработки и внедрения персональных медицинских помощников и телемедицинской коммуникации с пациентом». 20 апреля 2022.  Полигон «Школа». Применение цифровых образовательных платформ в образовательных практиках в школе. Гуманитарная экспертиза. На базе Лицея № 130 имени М. А. Лаврентьева. 3 ноября 2022.  I Новосибирский Международный форум «Большие данные». На базе НГУЭУ. Новосибирск. 16-18 ноября 2022. Организация и ведение работы секции в рамках форума.  Полигон «Умный гаджет». Гуманитарная экспертиза «умных технологий». Третья экспертная сессия. НА бае НГУЭУ. 24 ноября 2022. 2. Разработаны практические опросники-навигаторы, помогающие разработчикам проектов и специалистам, реализующим цифровые образовательные платформы, анализировать свой опыт с точки зрения анализа гуманитарных рисков и гуманитарного потенциала, связанных с применением и внедрением умных технологий и цифровых инструментов. 3. Проведена серия экспертных интервью по проблематике проекта в рамках гуманитарной экспертизы. Расшифрованы и опубликованы 8 интервью. 4. Проведены публичные обсуждения проектов документов, регулирующих практики разработки и внедрения умных технологий, на пилотных полигонах («Медицина», «Умный гаджет», «Школа»), в том числе документов, посвященных этике для сферы искусственного интеллекта, на мероприятиях: Международный форум технологического развития «Технопром-2022». Организация работы панели «Человек и искусственный интеллект: гуманитарные проблемы внедрения и взаимодействия» в рамках трека «Цифровые технологии в новой реальности». 25 августа 2022. Полигон «Медицина». Экспертный семинар. «Гуманитарные аспекты разработки и внедрения персональных медицинских помощников и телемедицинской коммуникации с пациентом». 20 апреля. 2022. Полигон «Медицина». Круглый стол «Этические аспекты разработки вакцин и проведения вакцинации против COVID-19». Гуманитарная экспертиза. На базе ГНЦ вирусологии и биотехнологии «Вектор». Новосибирск. 17 января 2022. 5. Организована работа совместной лаборатории «Цифровая педагогика» на базе лицея № 130 в рамках полигона «Школа». 6. Публикации. Опубликованы статьи, в которых представлены результаты исследований в рамках проекта: 6 статей – в журналах из баз цитирования WoS/Scopus, RSCI, (при плане – 4), 14 статей – в журналах из базы цитирования РИНЦ (план – 4).

 

Публикации

1. Аванесов С.С. ЭТИКА И АВТОМАТИКА: НЕГАТИВНЫЙ СЕМИОЗИС КАК ПАРАДИГМА ЦИФРОВИЗАЦИИ Критика и семиотика, № 1. С. 384–397 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25205/2307-1753-2023-1-384-397

2. Горбачева А.Г., Пестунов А.И. On freedom and slavery when using a smart device AI & SOCIETY, 05.12.2022 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/s00146-022-01606-9

3. Горбачева А.Г., Пестунов А.И. О проведении гуманитарной экспертизы цифровых технологий в форме поискового полигона Человек.RU, 17. С. 96-104 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-96-104

4. Зайкова А.С. Цифровое детство – новый разрыв между родителями и детьми? Человек.RU, 17. С. 106-113 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-106-113

5. Кайгородов П.В. Пилотная модель оценки проектов в рамках гуманитарной экспертизы Человек.RU, 17. С. 138-143 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-138-143

6. Персидская О.А. Феномен цифровой личности: в поиске оснований концептуализации Человек.RU, 17. С. 114-136 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-114-136

7. Сидорова Т.А. Этическое саморегулирование в сфере AI: Нужна ли своя клятва Гиппократа акторам искусственного интеллекта? Человек.RU, 17. С. 82-94 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-82-94

8. Сидорова Т.А. Автономия и забота в логике конкурирующих и солидарных отношений в медицине Биоэтика, Т. 15, № 2. 2022. С. 12-17. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.19163/2070-1586-2022-15-2-12-17

9. Сидорова Т.А. Цифровая трансформация как семантический переключатель в медицине ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, - (год публикации - 2023)

10. Смирнов С.А. Соблазн не быть, или онтологические корни технологического аутсорсинга Человек, Т. 34, № 1. С. 28-50 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S023620070018331-1

11. Смирнов С.А. Виртуальная реальность как превращенная форма Философский журнал, Т. 16. № 1. С. 21–38 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21146/2072-0726-2023-16-1-21-38

12. Смирнов С.А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ЦИФРОВОЙ ВЫЗОВ И МОДЕЛЬ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ Человек.RU, 17. С. 14-70 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-14-70

13. Смирнов С.А. Место человека в антропологии будущего. Концептуальный контур Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л. П. Кия- щенко, Т. А. Сидорова. – Новосибирск: Академиздат, 2022. 420 с., Новосибирск: Академиздат, 2022. 420 с. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/cl-36976-2022-1-54-62

14. Спешилова Е.И. ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ ИЗМЕРЕНИИ: К ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОСТИ Человек.RU, 17. С. 72-81 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47850/2410-0935-2022-17-72-81

15. Спешилова Е.И. Человек в “умном” городе: антропологические эффекты и гуманитарные риски Человек, Том 33. Выпуск № 6. С. 105-119. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S023620070023382-7


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. Доработан и дооформлен концепт проекта по антропологии будущего. Построен концепт антропологической альтернативы, отличающейся от идеологии тренда «ухода» человека, выступающей основой стратегии проектирования образа будущего человека в новом технологическом укладе. В концепте удерживаются базовые философские идеи, отстаивающие самоценность человеческой формы бытия как смысловой точки мира, предполагающие восстановление нормы бытия человека, его возрождение в новой реальности с использованием достижений наук и технологий. Разработан и опубликован итоговый Словарь проекта, в котором собраны основные рабочие понятия и категории, выступающие концептуальным каркасом всей концепции проекта. В Словарь вошли порядка 68 категорий, несущих роль основных ориентиров проекта. Среди них как антропологическая альтернатива, онтологическое самоопределение, антропология искусственного интеллекта, гуманитарная экспертиза, принцип вычислимости, норма человека, границы человека, модель опосредования и др. Введено понятие антропологических трендов, то есть стратегий и сценариев, за которыми стоят различные группы влияния, стейкхолдеры, группы интересов. Первый тренд – тренд «ухода» человека. Его сторонники допускают такое перераспределение функций и работ между человеком и умной машиной, в результате которого ключевая роль человека как субъекта действия и принятия решений редуцируется и сам человек готов передать в аутсорсинг (функциональный, жизненный аутсорсинг) те или иные рутинные функции, но также отдать умной машине и качества субъектности. Тем самым формируется тренд ухода человека как субъекта действия и замена его постчеловеком в его разных вариантах. К сторонникам такого тренда относятся носители разных версий трансгуманизма, постгуманизма и компьютационализма. Ко второму тренду можно отнести движение, точнее, разного рода активность сторонников неоконсерватизма, выступающих за запрет умных гаджетов в школах и детских садах, против цифровизации образования, против цифрового воспитания и т.д. Неоконсерваторы видят в умной цифре прежде всего зло, в связи с чем выступают с разного рода алармистскими лозунгами, но взамен содержательно ничего не предлагают. Мы являемся сторонниками третьего тренда, который можно назвать продолжением традиции антропологической альтернативы (далее – АА). Последняя представлена как альтернатива первым двум трендам. АА основана на ряде концептуальных положений. Первое. Человек осуществляет своё онтологическое самоопределение как культурное задание, которое ему предстоит выполнить в новой гибридной среде, преодолевая цифровой соблазн не быть. И тем самым по-новому, в новых условиях восстанавливает норму быть посредством собственного личностного усилия быть. Последнее (норма человека) понимается не в узко-исчислимых критериях, а онтологически. Нормой человека выступает бытие в его полном и целостном воплощении, которое достигается путем личностных усилий. Второе. Культурное становление и личностное развитие человека понимается нами в духе философии поступка М. М. Бахтина и в рамках традиции культурно-исторического подхода, выработанного в школе Л. С. Выготского. В отличие от моделей, предлагаемых в трансгуманизме и компьютационализме, в которых человек редуцируется до натуралистических и поведенческих схем (стимул-реакция), в рамках культурно-исторического подхода предлагается иная объяснительная модель, модель опосредования, согласно которой человек осуществляет акт развития посредством овладения своим поведением с помощью психологических орудий (знаков и предметных орудий), участвующих в формировании высших психических функций. В репертуар психологических орудий включается теперь и «умная цифра», сочетающая в себе функции знака и орудия. Третье. В рамках АА описаны антропологические основания моделей искусственного интеллекта (далее – ИИ). В подавляющем большинстве ИИ понимается как устройство или программа, копирующая человеческие качества и способности. Проблема заключается не в копировании способностей человека (причём в их редуцированном виде, при котором сознание понимается как способность совершать вычислительные операции), а в выстраивании такого интерфейса, при котором человек сохраняет за собой качества мыслящего субъекта, а ИИ становится его умным помощником в различных областях. Четвертое. АА предполагает отказ от всякого рода антропологических редукций, от такого видения человека, в котором он представлен либо как биологический носитель сознания (последнее сводится к активности мозга), либо как техническое, функциональное устройство. Мы предлагаем такое выстраивание интерфейса человек-умная техника, при котором последняя помогает человеку в его усилии быть, в его стремлении к развитию и формированию высших качеств в их полноте и целостности. Последнее выступает как новое культурное задание человеку. Пятое. Представлено понятие виртуальной реальности (далее – ВР) как превращенной формы. ВР не является иллюзией или только феноменом сознания, или миражом, галлюцинацией. ВР есть действительная реальность, в том числе и существующая в материальных формах, только представленная в её превращённой форме. Шестое. Составной частью нашей АА выступает практика организации и проведения гуманитарных экспертиз (далее – ГЭ). В рамках проекта были организованы поисковые полигоны («Школа и цифра», «Умный гаджет», «Медицина»). на которых проходили проверку основные идеи концепта и проводились процедуры ГЭ. 2. На основе выше изложенных представлений о ГЭ и опыта проведения поисковых полигонов в рамках проекта разработан Проект основных положений о гуманитарной экспертизе, в которых представлены ценностные основания для проведения ГЭ, ее цели и задачи, специфика проведения процедур, критерии для выявления экспертных позиций, институциональные аспекты ГЭ, примерный сценарий проведения ГЭ. 3. Продолжена работа по выявлению экспертных позиций относительно оценки проблемы внедрения цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности. В этом году была проведена вторая серия экспертных интервью по проблематике проекта. Расшифрованы и опубликованы 8 интервью. Построена типология экспертных позиций. Все проведенные за время проекта интервью были собраны нами в единый сборник «Человек на границе». Всего проведено 16 интервью. Сборник подготовлен к печати и издан в 2023 году. 4. Результаты проекта по этому году собраны и обобщены в статьях. Опубликованы и подготовлены для публикации 14 статей в журналах, входящих в базу цитирования РИНЦ. В том числе 8 – в журналах, входящих в базы цитирования WoS/Scopus (см. п. 1.7). 5. Подготовлен и издан тематический номер журнала «Человек.RU» с публикацией материалов по проблематике проекта. В журнале опубликованы пять статей членов коллектива. Также опубликован Словарь проекта, восемь экспертных интервью, Манифест «Антропологическая альтернатива». 6. По итогам проекта подготовлена к печати коллективная монография «Человек и технологический уклад. Антропологический форсайт», в которой изложены основные результаты работы научного коллектива. Монография подготовлена к печати и будет издана в конце 2023 года. 7. Разработан образовательный курс для магистрантов-психологов «Культурно-историческая психология и цифровая среда». Курс прочитан магистрантам Новосибирского государственного педагогического университета в 2021/22 уч. году и в 2023/24 уч. году на осенних семестрах. В рамках курса обсуждаются в том числе результаты исследований, полученные в рамках проекта. 8. Создана совместная лаборатория Института философии и права СО РАН (грантополучатель) и Лицея № 130 имени М. А. Лаврентьева «Цифровая педагогика». Организованы и проведены совместные семинары, круглые столы и гуманитарные экспертизы по проблематике, связанной с внедрением цифровых технологий в обучение (начальная и старшая школа).

 

Публикации

1. Аванесов С. А. Визуальные паттерны городской среды и локальная идентичность ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, № 4 (год публикации - 2023)

2. Аванесов С. С. Негативный семиозис Абхидхармы и самоотрицание человека Критика и семиотика, № 1 (год публикации - 2024)

3. Аванесов С.С. К антропологии границы: окружение как продолжение Человек.RU, № 18. С. 14-24 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32691/2410-0935-2023-18-14-24

4. Горбачева А. Г., Пестунов А. И. О метафорическом понятии "умного" устройства и его применимости в философско-антропологических исследованиях Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 72. С. 81–93 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/1998863Х/72/8

5. Зайкова А.С. Философия детства в цифровую эпоху Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, №1. 2024 (год публикации - 2024)

6. Кайгородов П.В. Распределенная нравственность как этический фреймворк гуманитарной экпертизы Человек.RU, № 18. С. 66-70 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32691/2410-0935-2023-18-66-70

7. Лось Т.В. Педагогические ресурсы цифровых образовательных платформ Человек.RU, № 18. С. 72-84 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32691/2410-0935-2023-18-72-84

8. Персидская О. А. Руководители предприятий о гуманитарной экспертизе Человек.RU, № 18. С. 56-65 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32691/2410-0935-2023-18-56-65

9. Персидская О. А. Теоретико-методологическая рамка типологизации цифровой идентичности Социальная психология и общество, - (год публикации - 2024)

10. Сидорова Т.А. Образы восприятия и концептуализация антропологических вызовов искусственного интеллекта ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, - (год публикации - 2024)

11. Смирнов С. А. Л. С. Выготский и цифра: вызов для культурно-исторической психологии Культурно-историческая психология, Том 19. № 2. C. 41-51 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17759/chp.2023190205

12. Смирнов С. А. Исчислимо ли бытие человека, или Антропология искусственного интеллекта. Методологический аспект Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, Т. 39. Вып. 3. С. 478–491 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.306

13. Смирнов С.А. Гуманитарная экспертиза как метод социо-гуманитарной инженерии Вестник НГУЭУ, № 1. С. 30–46 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.34020/2073-6495-2023-1-030-046

14. Смирнов С.А. Пределы этики для искусственного интеллекта Человек.RU, № 18. С. 40-54 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32691/2410-0935-2023-18-40-54

15. Спешилова Е.И. Люди, города и сети: фланирование в цифровую эпоху Человек.RU, № 18. С. 26-38 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32691/2410-0935-2023-18-26-38

16. Аванесов С.С., Горбачёва А. Г., Зайкова А.С., Кайгородов П.В., Пестунов А.И., Персидская О.А., Сидорова Т.А., Синюкова Н.А., Смирнов С.А., Спешилова Е.И. Человек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт Человек и новый технологический уклад. Антропологический форсайт. Коллективная монография.Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2023, 498 стр., Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2023, 498 стр. (год публикации - 2023)

17. - Будущее человека не предопределено Наука в Сибири, № 15. 13.04.2023 (год публикации - )

18. - Искусственный интеллект: помощник или господин? Бумеранг, № 20. Май. 2023 (год публикации - )

19. - «Разработчики цифровых решений редко задумываются о том, что будет дальше» Деловой квартал, 15.09.2022 (год публикации - )

20. - В «Точке кипения НГУЭУ» завершилась серия экспертных сессий в рамках полигона «Умный гаджет» Сайт НГУЭУ, 26.10.2023 (год публикации - )

21. - Завершилась серия из 5 экспертных сессий в рамках полигона "Умный гаджет" В контакте, 06.11.2023 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть использованы в ряде направлений. 1. В экспертной деятельности. При разработке и внедрении тех цифровых проектов, которые носят пограничный характер, при внедрении которых реально меняется качество среды, способ жизни людей, меняются их привычки, их идентичность. При внедрении таких проектов их авторы и потенциальные пользователи и покупатели заинтересованы в проведении гуманитарной экспертизы, связанной с оценкой гуманитарных рисков и новых гуманитарных возможностей, получаемых при массовом внедрении подобных проектов. 2. В сфере образования. 2.1. При чтении курсов, посвященных влиянию цифры на человека, посвященных этической проблематике в сфере ИИ, посвященных обсуждению гуманитарных рисков и последствий развития цифровизации и виртуализации. 2.2. При подготовке кадров высшей квалификации. В рамках различных курсов, посвященных искусственному интеллекту и этическим последствиям внедрения ИИ можно включать гуманитарную экспертизу как практикум-тренажер при обучении студентов и слушателей, учить выстраивать процедуры и практики ГЭ в рамках такого обучения. 2.3. При обучении и подготовке педагогов высшей квалификации, психологов, занимающихся специализацией «Культурно-историческая психология и современные проблемы цифровизации». Здесь актуально выстраивание содержательной связки культурно-исторического подхода и проблем цифровизации и выявление роли цифры в качестве посредника в процессе развития ребенка в онтогенезе. 3. Так или иначе уже востребована задача, связанная с институционализацией гуманитарной экспертизы и созданием разного рода лабораторий и центров, в которых участвуют как специалисты из ИТ-сферы, так и гуманитарии, занимающиеся этическими аспектами цифровизации и виртуализации, психолого-педагогическими аспектами, выстраиванием таких новых направлений, как цифровая педагогика, цифровая психология, цифровая антропология, цифровая социализация, цифровое воспитание и др. 4. В этико-правовой сфере. Результаты проекта могут быть использованы при доработке уже существующих и разработке новых проектов нормативных документов, регулирующих процесс внедрения умных технологий, цифровых инструментов, программ искусственного интеллекта с точки зрения гуманитарных и этических последствий процесса внедрения.