КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-18-00246

НазваниеТезаурус этнической культуры в XXI веке: проблемы исследования и сохранения (на примере тувинской культуры)

РуководительЛамажаа Чимиза Кудер-ооловна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тувинский государственный университет", Республика Тыва

Года выполнения при поддержке РНФ 2021 - 2023 

КонкурсКонкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-701 - Теория, методология и история изучения культуры

Ключевые словатезаурусный анализ, тезаурусный подход, тезаурус, субъектная организация знания, метод изучения культуры, этика изучения культуры, этническая культура, тувинская культура

Код ГРНТИ13.07.77


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В проекте представлено применение методологического тезаурусного подхода к исследованиям этнических культур. Исследование выполняется на примере этнической культуре тувинцев и которое в ходе применения планируется развить в эмическом направлении. В соответствии с этой целью предметом исследования выступит тезаурус этнической культуры, конструирование которого будет осуществляться с применением тезаурусного подхода российских ученых В. А. и Вл. А. Луковых, уже доказавшего свою эвристическую ценность в ряде гуманитарных и социальных дисциплин. Этот подход определяется как методологический подход в русле постнеклассического типа научной рациональности (по В. С. Степину) и представляет в данном случае особенности субъектной культурологии (по Вл. А. Лукову). Тезаурус культуры определяется как систематизированный свод знаний в культуре, позволяющий ее субъектам ориентироваться определенным образом в окружающей среде, понимать себя, свое окружение и мир. Особое внимание к проблематике этнических культур определяется сложным состоянием и уязвимым положением этнических, локальных культур и их языков в условиях глобализированного мира и влияний разных внешних системных факторов. Актуально установление характера и степени взаимодействия культурных традиций локальных территорий и космополитических тенденций массовой культуры, реальное состояние этнокультурных традиций в усложняющихся условиях взаимодействия культур. Кроме того, исследование непосредственно связано с поддержкой культурных традиций этносов для сохранения этнокультурного разнообразия как большого мультикультурного сообщества, каковым является Россия, так и в целом мира. Это является залогом сохранения мира в обществе, мультикультурность которого при определенных условиях, в том числе непродуманной социальной и культурной политике, может стать источником социальных взрывов, возникновения сепаратистских, экстремистских и даже террористических движений, угрожающих не просто жизни и здоровью населения, но и целостности всего государства. В рамках проекта анализируется и конструируется тезаурус этнической культуры в ее современном состоянии с сочетанием элементов традиционности, внутрикультурных вариаций, влияний разных культур, неотрадиционализма. Тезаурус конструируется определением культурной картины миры (ядра тезауруса), выделением и анализом его элементов — лингвокультурологических концептов (концептов тезауруса), выражающих компоненты понимания себя и окружающего мира. Планируется составление структуры субъектной организации знания в культуре — соотношением лингвокультурологических концептов тезауруса культуры, их описание, анализ содержания, выявление связей между концептами и обсуждение проблематики разных субъектов (субъектного множества) в культуре. В анализе концептов важными являются трактовки концептов субъектами культуры, понимание исследователями-инсайдерами (т. е. отмечается и поле рефлексии субъекта познания), также учитываются словарные трактовки и исследования этнической традиционной культуры. Исследование также базируется на положениях субъектно-ориентированных методологий, принятых в мировой социальной философии и социологии (социальное конструирование реальности П. Бергера и Т. Лукмана, анализ фреймов И. Гофмана, структурация Э. Гидденса и др.). Развитие эмического направления тезаурусного подхода формулируется в соотнесении с другими широко распространенными методами анализа культур (на основе методологий морфологического, типологического, структурно-функционального и др. анализа), при этом рассматриваются общие проблемы эмико-этических исследовательских вопросов, в том числе инсайдерского и аутсайдерского положения исследователя культурных феноменов; производится сравнение с распространенными за рубежом подходами в области культурной антропологии применительно к коренным народам — индигенной методологией (Indigenous Methodology), исследований культурного фрейминга и др. Избранный методологический подход к исследованиям культур позволяет учитывать проблемы этики изучения культуры, соотносить исследовательскую деятельность с задачами сохранения и развития самой культуры; рассматривать проблемы когнитивных моделей культур. В исследовании предполагается конструирование тезауруса этнической культуры тувинцев XXI века, которая рассматривается как локальная этническая культура большого мультикультурного сообщества. Это культура титульного этноса Республики Тыва (Тувы) в составе Российской Федерации, культура со сложной историей формирования, бытования значительное время в традиционных формах, их трансформацией в ХХ–XXI веках и предстающей сегодня в сочетании сразу ряда элементов. Культура тувинцев для исследования выбрана по ряду причин: 1) современное состояние тувинской культуры изучено гораздо меньше, чем состояние на предыдущих этапах: в первой половине ХХ века, в советское время и в конце XX в.; 2) исследования тувинской этнической культуры являются важной частью исследовательских полей в мировой науке: востоковедных, азиатских исследований, исследований Центральной Азии или Северной Азии (в зависимости от терминологии мировых научных ассоциаций), исследований номадизма, а также изучения буддийских культур мира; 3) эмическое направление в изучении культур подразумевает включенность исследователей в изучаемую культуру, владение ее языком (это обеспечено всем составом коллектива). При этом конструирование тезауруса тувинской культуры впоследствии может выступать методологической основой анализа различных этнических культур. Исследовательский коллектив включает руководителя — одного из непосредственных учеников автора тезаурусной концепции Вал. А. Лукова (1948–2020), а также исследователей-инсайдеров, не только владеющих тувинским языком как родным, но и профессионально исследующих проблемы тувинской культуры, социализированных в данной культуре, включенных в нее, являющихся субъектами тувинского культурного тезауруса. Это обстоятельство позволяет также не прерывать сбор материалов и продолжать исследование даже в условиях современной пандемии COVID-19. Для достижения цели исследования в проекте в течение трех лет будут предприняты: 1) сопоставление тезаурусного подхода с другими российскими и зарубежными методологиями изучения этнических культур для выявления общего и особенного в них, обоснования собственного методологического каркаса исследования, 2) проблематизация эмико-этического направления тезаурусной концепции, инсайдерского и аутсайдерского положения исследователей культуры, ценностно-целевых структур исследовательской деятельности, а также этики изучения современных этнических культур, 3) предварительное составление структуры субъектной организации знания в культуре, выделение и анализ важнейших лингвокультурологических концептов тезауруса культуры; 4) сбор культурологического материала для анализа содержания концептов в разных жизненных ситуациях и трактовках субъектов культуры, и заключительное конструирование структуры тезауруса современной тувинской культуры (ядро тезауруса и его периферия), 5) формирование круга и последовательности решения задач сохранения и развития традиций тувинской этнической культуры, их соотношения с тенденциями развития мировой культуры. Эмпирическая база исследования в целом будет собрана как в специально организованных экспедициях по Республике Тыва (Туве), так и в виде плановой фиксации норм повседневной жизни, ритуальных действий и мероприятий тувинцев, которые приходятся близкими, знакомыми людьми (родственниками, земляками) ученых-инсайдеров, — в аспекте закрепления значения фундаментальных предпочтений (концепция ограниченной рациональности Г. Бекера, С. Линденберга). При работе с материалами этнической культуры в проекте используются уже имеющиеся данные разных социальных и гуманитарных дисциплин (социологии, психологии, этнологии, культурологии, лингвистики и др.). Применяются методы сбора, анализа и обработки данных эмпирических исследований, обобщения на основе триангуляции, сравнительного анализа, различные варианты метода опросов (интервьюирование и т. д.), наблюдения (в том числе включенного) и др. Для анализа современного состояния этнокультурных традиций с учетом их форм, исчезнувших или трансформированных, видоизмененных, также будут применяться методы исторической и логической реконструкции. Также планируются: организация научных мероприятий разного уровня, участие членов коллектива на конференциях, в том числе международных; публикации в авторитетных журналах культурологии, культурной антропологии, востоковедения; организация специального выпуска наиболее авторитетного журнала тувиноведения — «Новые исследования Тувы» (nit.tuva.asia, индексируемого в Scopus, 1 квартиль SJR-2019 по культурологии и антропологии, и ECSI Web of Science Core Collection) по проблематике проекта с приглашением для участия других тувиноведов, издание двухтомной коллективной монографии, издание научно-популярных брошюр.

Ожидаемые результаты
Проект будет реализовываться по следующим ключевым направлениям, в каждом из которых специализация, опыт и научный задел исполнителей гарантируют наиболее плодотворные результаты: — теоретический анализ особенностей эмико-этических исследований тезаурусного подхода в культурологии в свете концепции типов научной рациональности В. С. Степина; — сравнительный анализ теоретических положений эмического методологического подхода, основанного на традициях российского гуманитарного знания, — с зарубежным опытом гуманитарных исследований, в частности социальной и культурной антропологии; — анализ проблематики ценностно-целевых установок исследователей по отношению к исследуемой культуре и вопросов этики изучения культуры в целом; — анализ особенностей социальной истории и истории российской науки, изучающей этнические культуры; анализ современных проблем «трансфера» знаний между научными центрами; — конструирование тезауруса современной тувинской этнической культуры; — анализ проблем современных этнических культур в условиях глобализации; — исследование проблем социальной миссии культурологии по отношению к культуре. Тем самым, проект представляет собой комплексное исследование, научная значимость которого заключается в развитии теоретико-методологического направления, основанного на традициях российской науки. Проект призван показать способность российской культурологии обсуждать самые актуальные темы современного научного знания о культуре: проблемы отношений субъекта и объекта научного познания в гуманитарном знании; проблемы изучения и сохранения этнических культур в современных условиях; особенности эмического изучения культур и этики научного исследования; и пр. Все эти вопросы найдут отражение в публикациях членов коллектива, в том числе в двухтомной коллективной монографии, в которой будет представлена структура тезауруса современной тувинской культуры и анализ ее содержания, с приложением словаря концептов. Концептуальная сторона теоретической части проекта применима для обоснования мер в комплексных программах экономического и социального развития регионов (в частности, в разделе 1 таких программ, характеризующем сложившуюся социально-экономическую ситуацию региона), а также инвестиционных проектов развития человеческого капитала территорий России. Материалы и результаты проекта могут быть использованы для определения программ дальнейших исследований разных этнических культур; для образовательных задач — в разработках лекционных курсов по культурологии, философии культуры, этнологии и антропологии, этнической психологии, лингвокультурологии.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
1) Для эффективной организации работы коллектива по проекту в Тувинском государственном университете в мае 2021 г. создана научно-исследовательская лаборатория этнологии и лингвокультурологии. Все участники проекта оформлены научными сотрудниками лаборатории: Ламажаа Ч. К., руководитель проекта — заведующая лаборатории, Н. Д. Сувандии, У. П. Бичелдей, Ш. Ю. Кужугет и Ш. Б. Майны — старшие научные сотрудники, А. В. Монгуш — младший научный сотрудник. Лаборатории выделено помещение — кабинет в одном из корпусов университета (адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Монгуша Сата, д. 9, литера В, каб. 107), университетом закуплено оборудование для работы (компьютеры, ПО, МФУ, сканер). 2) Разработан логотип и создан сайт лаборатории http://ethnolab.tuvsu.ru/, на котором размещаются материалы проекта; для новостных сообщений лаборатории открыты страницы в социальных сетях (Facebook https://www.facebook.com/ethnolab.tuvsu/, ВКонтакте https://vk.com/public206991902), а также для публикации видеоматериалов лаборатории — видеоканал на Youtube https://www.youtube.com/channel/UCCeJJcBDbjn_nH59E6LGtsw. 3) Сформирована и реализуется программа исследования, составлен план сбора материала, план подготовки научно-популярных изданий, а также составлен план-проспект двухтомной монографии для подготовки и издания в рамках общей трехлетней программы. 4) Для обоснования необходимости обновления исследовательских подходов к изучению современной тувинской культуры руководитель проекта подытожила основные проблемы тувиноведения. Они объединены в список очерков, которые подготовлены и изданы в отдельной монографии Ч. К. Ламажаа «Очерки современной тувинской культуры» (СПб.: Нестор-История, 2021. 192 с. ISBN 978-5-4469-2013-6 https://nestorbook.ru/lamazhaa-chimiza-ocherki-sovremennoy-tuvinskoy-kultury). 5) В летний сезон (июнь-июль 2021 г.) все участники коллектива приняли участие в сборе материалов по обряду дагылга (освящения объектов природы и территории), подготовили описания 11 видов обрядов, проводимых разными родственными группами тувинцев в разных районах Тувы. Описания подготовлены по единому шаблону на русском и тувинском языках, в том числе с материалами интервью у участников обряда. Велись фото и видеофиксация обрядов. Материалы вошли в текст научно-популярной книги: «Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке» (под ред. Ч. К. Ламажаа и Н. Д. Сувандии). Кызыл, 2021. ISBN 978-5-6044448-1-8. Лаборатория этнологии и лингвокультурологии ТувГУ в рабочую группу Правительства Республики Тыва по подготовке списка нематериальных культурных объектов и традиций тувинцев, что также позволило дополнить данное издание выпиской из паспорта одного из объектов — дагылга. 6) За летний и осенний периоды 2021 г. записаны и подготовлены стенограммы 20 интервью у тувинцев разных полов, возрастов и сфер деятельности по концептам тувинской культуры — на тувинском языке и с переводом на русский язык. Тексты этих интервью лягут в основу анализа по отдельным концептам и будут использованы при подготовки двух томов монографии, а также отдельных статей 2022 и 2023 гг. 7) Проанализированы особенности проблемы субъективности исследователя по отношению к изучаемой культуры, на примере работы тувиноведов инсайдеров и аутсайдеров, исследующих тувинскую культуру на протяжении более двух веков (с конца XIX в.), с анализом преимуществ и недостатков исследовательских возможностей каждой из групп. 8) В рамках работы над отдельными концептами (төрел — родня, дагылга — обряд освящения, уруглар — дети) проведены специальные исследования, позволяющие анализировать измененные формы концептов тувинской культуры, особенности их современного функционирования и изменения их восприятия, трактовок тувинцами. 9) Результаты сборов материалов, их анализа, а также представление лаборатории и ее программы исследований апробировались на протяжении всего 2021 г. всеми участниками коллектива на 13 конференциях разного уровня, в том числе на трех международных зарубежных конференциях: 1) The 12th International Convention of Asia Scholars: Crafting a Global Future (12-й Международной конвенции азиатских исследователей), прошедшей 24–28 августа 2021 г. в г. Киото (организаторы Университет Киото Сейка, Япония, и Секретариат ICAS), 2) XIV Международная научная конференция Российской Ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) 30 сентября –– 3 октября 2021 г. в г. Кишинев (организаторы — РАИЖИ и Национальный музей истории Молдовы), 3) The 15th Annual Conference on Asian Studies, ACAS (15 ежегодная научная конференция азиатских исследований) в г. Оломоуц (организатор Палацкий университет, г. Оломиец, Чешская Республика). 10) Организован и издан специальный номер журнала «Новые исследования Тувы» № 4 2021 г. (Scopus SJR-2020 Q1, ESCI WoS CC) по теме «Төрелдер. Родственные связи тувинцев», ответственными редакторами которого выступили д. филос. н. Ч. К. Ламажаа, а также приглашенный редактор — доктор М. Чаккарс (Университет Сан-Хосе, США): https://nit.tuva.asia/nit/issue/view/52. В составе 6 статей специальной темы 5 статей подготовлены членами коллектива по проекту. 11) Подготовлены и обсуждены коллективом 6 (объем 7 п. л.) из 9 запланированных разделов 1-го тома монографии «Тезаурус современной тувинской культуры», планируемой к изданию в 2022 г. 12) В общей сложности итоги работы лаборатории за 2021 г. опубликованы в 8 статьях в научных журналах: 7 статей в журнале, индексируемом в Scopus SJR-2020 Q1 и ESCI WoS CC, 1 — в журнале Перечня ВАК. 13) Лабораторией этнологии и лингвокультурологии ТувГУ достигнуты договоренности о сотрудничестве с научными и культурными учреждениями Тувы, в том числе подписаны соглашения научно-практического сотрудничества Тувинского государственного университета (исполнитель — лаборатория этнологии и лингвокультурологии) о сотрудничестве с Институтом развития национальной школы Республики Тыва, с Международной Академией «Хоомей» Республики Тыва и Центром развития тувинской традиционной культуры и ремесел.

 

Публикации

1. - Популяризатор тувинской науки Тувинская правда, Монгуш М. В. Популяризатор тувинской науки // Тувинская правда. 2021, 15 сентября. (год публикации - ).

2. - Культура этноса - кладезь знаний Тувинский университет, Культура этноса - кладезь знаний // Тувинский университет. 2021, № 6 (120), Июнь. С. 2. (год публикации - ).

3. Бичелдей У.П., Монгуш А.В. Обряды дагылга и родовые отношения у современных тувинцев Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII международной научной конференции "Народы и культуры саяно-алтая и сопредельных территорий",посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и году хакасского эпоса в респ.Хакасия, (23-25 сентября 2021 г.) Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. С. 206-209 (год публикации - 2021).

4. Бичелдей У.П., Монгуш А.В. Renewal of the rite of consecration of the river in Tuva: Traditions and innovations 15th Annual Conference on Asian Studies. Book of Abstract. Department of Asian Studies, Faculty of Arts, Palacký University Olomouc., C. 22-23 (год публикации - 2021).

5. Бредис М.А., Иванов Е.Е., Ломакина О.В., Нелюбова Н.Ю., Кужугет Ш.Ю. Лексикографическое описание тувинских пословиц: принципы, структура, этнолингвокультурологический комментарий (на европейском паремиологическом фоне) Новые исследования Тувы, № 4. С. 143-160. (год публикации - 2021).

6. Кужугет Ш.Ю. История родственной группы кужугет из Барун-Хемчикского района Тувы Новые исследования Тувы, № 4. С. 31-45 (год публикации - 2021).

7. Кужугет Ш.Ю. Культ огня в праздничной культуре горожан Тувы XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. М.; Томск: Издательство Томского государственного университета, С. 112 (год публикации - 2021).

8. Кужугет Ш.Ю., Сувандии Н.Д., Ламажаа Ч.К. Проблема перевода концептов культуры на другой язык: на примере тувинских концептов культуры Полилингвальность и транскультурные практики, Т. 18, № 4. С. 405-420. DOI: https://doi.org/10.22363/2618-897X-2021-18-4-405-420 (год публикации - 2021).

9. Ламажаа Ч. К. Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство Новые исследования Тувы, № 2, с. 115-129. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.10 (год публикации - 2021).

10. Ламажаа Ч.К. Тезаурусы тувинской культуры XXI века: особенности исследовательского проекта Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII международной научной конференции "Народы и культуры саяно-алтая и сопредельных территорий"… Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории., C. 219-222 (год публикации - 2021).

11. Ламажаа Ч.К. Очерки современной тувинской культуры Очерки современной тувинской культуры. СПб.: Нестор-История, СПб.: Нестор-История, 2021. (год публикации - 2021).

12. Ламажаа Ч.К. Тувинцы и социальные сети: локализация в виртуальном пространстве XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. М.; Томск: Издательство Томского государственного университета., С. 696-697 (год публикации - 2021).

13. Ламажаа Ч.К. Основные проблемы исследования родства и родственных групп современных тувинцев: паспортизация, терминология и поддержание родства Новые исследования Тувы, № 4. С. 6-21 (год публикации - 2021).

14. Ламажаа Ч.К. Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях Новые исследования Тувы, № 4. С. 57-75. (год публикации - 2021).

15. Ламажаа Ч.К., Бичелдей У.П., Монгуш А.В., Сувандии Н.Д., Майны Ш.Б., Кужугет Ш.Ю. Тезаурусный подход Вал. А. и Вл. А. Луковых и новый проект исследования современной тувинской этнической культуры Горизонты гуманитарного знания, № 4. (год публикации - 2021).

16. Ламажаа Ч.К., Майны Ш.Б. Женский вопрос в тувиноведении: от этнографии к феминистской антропологии Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы. Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. – 3 окт. 2021 г. М.: ИЭА РАН., С. 38-41 (год публикации - 2021).

17. Ламажаа Ч.К., Майны Ш.Б. Изучение и сохранение традиций проведения тувинского обряда дагылга V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие — от прошлого к будущему» : программа и тезисы докладов. Санкт-Петербург, 8–10 ноября 2021 г. СПб.; М.: Институт наследия., С. 177-178 (год публикации - 2021).

18. Ламажаа Ч.К., Майны Ш.Б. Features of insider research on the ethnic culture of the Tuvans 15th Annual Conference on Asian Studies. Book of Abstract. Department of Asian Studies, Faculty of Arts, Palacký University Olomouc., С. 50 (год публикации - 2021).

19. Ламажаа Ч.К., Сувандии Н.Д., Кужугет Ш.Ю., Майны Ш.Б., Бадыргы М.М., Бичелдей У.П., Монгуш А.В., Ондар А.А. Дагылга: тувинские обряды освящения в XXI веке Кызыл, 2021, 188 с. (год публикации - 2021).

20. Майны Ш.Б. Семейные обряды тувинцев сегодня Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII международной научной конференции "Народы и культуры саяно-алтая и сопредельных территорий"… Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории., C. 288-291 (год публикации - 2021).

21. Майны Ш.Б. Современная праздничная культура Тувы XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. М.; Томск: Издательство Томского государственного университета, С. 717 (год публикации - 2021).

22. Майны Ш.Б. Семейный обряд хылбык дой городских тувинцев Новые исследования Тувы, № 4. С. 76-88. (год публикации - 2021).

23. Сувандии Н.Д. Шагаа - традиционный национальный праздник тувинцев XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. М.; Томск: Издательство Томского государственного университета, С. 116-117 (год публикации - 2021).

24. Сувандии Н.Д. Термины родства у родовой группы монгушей с. Аянгаты Барун-Хемчикского района Новые исследования Тувы, № 4. С. 22-30 (год публикации - 2021).