КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-18-00484

НазваниеПравовые средства умного регулирования в условиях больших вызовов

РуководительДавыдова Марина Леонидовна, Доктор юридических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный университет", Волгоградская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-351 - Философия права. Теории права и государства, методы их изучения. История учений о праве и государстве. Сравнительное правоведение

Ключевые словаправотворчество, правовое регулирование, правовое воздействие, умное регулирование, лучшее регулирование, меньшее регулирование, подталкивание, поведенческие методы, большие вызовы

Код ГРНТИ10.07.45


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Большие вызовы (grand challenges) - объективно требующая реакции со стороны государства совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов (Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период, принята Указом Президента РФ № 642 от 1 декабря 2016 г.). Из казавшейся многим абстрактной категории, объединявшей в себе все «мировые страхи» (от глобального потепления до голода и перенаселения Земли) большие вызовы материализовались в 2020 в совершенно конкретные проблемы, вызванные пандемией, которая затронула практически каждого человека на планете, наглядно продемонстрировав ограниченность возможностей государств в регулировании общественной жизни. Современное общество, изменившееся под влиянием цифровых технологий, привыкшее предъявлять высокие запросы к деятельности государственных органов, напуганное происходящими в мире событиями, но не готовое при этом слепо подчиняться регулятивному воздействию, требует от государства поиска новых методов и средств управления. Средства умного регулирования, активно разрабатываемые современными государствами, носят комплексный характер и включают в себя, как традиционные средства правового регулирования (запреты, дозволения, обязывания, санкции, поощрения), так и инструменты психологического, воспитательного, информационного воздействия. Действие многих из этих средств основано на понимании особенностей человеческого мышления, механизмов взаимодействия людей в социуме, т.е. затрагивает такие уровни, прямое влияние на которые для права не свойственно. В этой связи теоретической проблемой является происходящее в настоящее время изменение баланса между собственно правовым регулированием и другими формами правового воздействия: информационным и ценностно-ориентационным. Тенденция эта нуждается в теоретико-правовом осмыслении, т.к. непосредственно связана с расширением пределов правового регулирования, с увеличением количества сфер, допускающих или требующих правового вмешательства. Помимо этой, сугубо теоретической проблемы, существует и практическая, связанная с тем, что процесс поиска оптимальных сочетаний регулятивных средств активно осуществляется в настоящее время многими государствами. Их опыт в обобщенном виде доступен во множестве рекомендаций и докладов различных правительственных комиссий по лучшему регулированию и международных организаций. Многие инструменты, уже апробированные в ходе правовых экспериментов, могли бы быть использованы в правовом регулировании, однако, остаются неизвестными российским правотворцам. Анализ обширного зарубежного опыта необходим не только для того, чтобы понять природу данных регулятивных средств, но для того, чтобы оценить их эффективность и применимость для достижения целей правового регулирования в России. Впервые в отечественной юридической науке предлагается комплексная разработка системы средств умного регулирования, исследование их юридической природы, взаимосвязи и соотношения с классическими категориями общей теории права, обоснование критериев оценки их эффективности и особенностей применения в отраслях частного и публичного права. Многие теоретические вопросы (например, юридическая природа поведенческих методов регулирования и их соотношение с традиционными правовыми средствами) не становились предметом исследования и в зарубежной науке, ввиду ее ориентации, в первую очередь, на практическое применение полученных результатов. Другие дискуссионные вопросы рассматриваются западными теоретиками (соотношение поведенческих методов и манипуляции, взаимосвязь их с экономической рациональностью, особенности использования таких средств в регулировании поведения организаций и пр.), однако, в настоящее время не решены окончательно, что позволяет дополнить существующие дискуссии новыми аргументами. В практическом плане новизна проекта заключается во введении в отечественный научный оборот значительного объема фактической информации, отражающей опыт реализации концепции умного регулирования в передовых странах, результаты многочисленных правовых экспериментов по использованию конкретных средств умного регулирования в мировой практике. Соответствующая информация не является закрытой: аналитические доклады государственных органов и международных организаций, обобщающие лучшие регулятивные практики, доступны на их сайтах, что делает поставленную задачу вполне достижимой. Однако использование этой информации в отечественных исследованиях по данной и смежной проблематике до сих пор было лишь фрагментарным.

Ожидаемые результаты
Проект посвящен тематике, чрезвычайно актуальной в зарубежной науке и слабо пока исследованной в отечественной. Разработка заявленных вопросов позволит включить русскоязычный научный дискурс в общемировой контекст. По итогам проведенного исследования планируется получение следующих конкретных результатов: Раскрыта сущность и содержание концепции умного регулирования, проведена комплексная теоретическая проработка ключевых концептов темы. Выявлена юридическая природа средств, используемых в рамках умного регулирования. Проведен теоретико-правовой анализ природы средств умного регулирования в контексте соотношения правового регулирования и правового воздействия На основе обобщения и анализа зарубежного и отечественного опыта разработана типология средств умного регулирования, дана характеристика отдельных их видов. Определен комплекс средств умного регулирования, которые могут эффективно применяться в сфере публичного и частного права. Раскрыта специфика их применения в различных отраслях права. Обоснованы общие правила и конкретные рекомендации по использованию поведенческих методов в процессе правового регулирования Предложены критерии эффективности применения различных средств умного регулирования в условиях больших вызовов. По итогам проведенного исследования за весь период реализации проекта планируется участие с докладами на российских и международных конференциях (не менее 3 конференций ежегодно), публикация не менее, чем 30 печатных работ, в том числе, не менее 10 статей в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, а также монографии «Правовые средства умного регулирования в условиях больших вызовов» (рабочее название).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В ходе первого этапа реализации проекта исследована история формирования концепции умного регулирования и ее соотношение с другими научными подходами к проблеме совершенствования правового регулирования. Непосредственные идейно-теоретические предпосылки появления современных концепций правового регулирования связаны с очередным переосмыслением регулирующей роли государства в 20-е – 70-е гг. ХХ в., когда последняя существенно возросла в силу ряда факторов (промышленная революция, необходимость преодоления последствий мировых войн, потребность расширения социальных гарантий и т. д.), но затем столкнулась с кризисом, не преодолимым «классическими» регулятивными средствами, вызвавшим потребности дерегулирования (упрощение законодательства, уменьшение административного бремени). Установлено, что в исследованиях по теории государственного управления в данном аспекте выстраивается следующая концептуальная хронология: 20-е гг. ХХ в. – «изобретение регулирования», 50-е гг. ХХ в. – регулирующее государство, 80-е гг. ХХ в. – дерегулирование и кризис, 90-е гг. ХХ в. – регуляторное качество, 2000-е гг. – лучшее регулирование, 2010-е гг. – «умное регулирование». Концептуальные основы теории умного регулирования не исчерпываются переосмыслением идей нового государственного менеджмента и дерегулирования (меньшего регулирования) с точки зрения перехода от количественных аспектов (пределов регулирования) к качественным и от формальных – к содержательным. Возникновение соответствующих идей в рамках англо-американского научного дискурса связано с традиционным акцентом внимания его представителей на средствах ограничения государственной деятельности с позиции «негативной свободы» (в отличие от континентально-европейской традиции). Непосредственно формирование рассматриваемой теории сопряжено с развитием широкого комплекса политико-правовых идей, среди которых, помимо обычно упоминаемых, следует указать: новый институционализм, «новое управление», электронное государство, «активизирующее государство», «опережающее состояние государства», а также в определенной мере социологические и аксиологические концепции правовой государственности. Соответствующие взаимосвязанные в тех или иных аспектах взгляды в конечном счете иллюстрируют, что, с одной стороны, в современном обществе далеко не все правовое регулирование исходит от государства; с другой же – само государственное регулирование с точки зрения содержательных подходов к законности не всегда является правовым. В качестве примеров конкретных средств умного регулирования исследованы цифровые технологии, правовой эксперимент, суррогатное регулирование, локальное правовое регулирование, акты национального мягкого права, процедуры общественного участия в правотворчестве, средства дерегулирования, а также раскрытие информации как пример использования поведенческих методов в правовом регулировании. Исследование каждого из этих средств проведено на примере конкретных правовых институтов с привлечением зарубежного опыта и раскрытием преимуществ и практических сложностей в их реализации. Проведена комплексная теоретическая проработка ключевых концептов темы. «Большие вызовы» определены как фундаментальные проблемы и угрозы, которые могут привести к катастрофическим последствиям в общемировом масштабе. Они требуют нетривиальных решений, в том числе и в контексте государственно-правовой сферы. «Большие вызовы» с правовой точки зрения представляют собой структурные единицы целеполагающих правовых документов стратегического планирования, фиксирующие в правовом контексте проблемное поле общегосударственного масштаба, инициирующие иерархичную систему общих, отраслевых и ведомственных документов стратегического планирования, а также изменения процедуры публично-правового управления. В России окончательное закрепление в публично-правовой риторике термина «большие вызовы» произошло в 2016 г., и привело к внесению изменений или появлению новых правовых актов планового характера. Несмотря на легальное определение «больших вызовов» в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, по-прежнему отсутствует правовая характеристика рассматриваемой институции, хотя она несет в себе колоссальный правопреобразующий потенциал, в том числе и в сфере публичного управления, закладывая основы для такого перспективного способа воздействия на социальные отношения, как умное регулирование. Умное регулирование определено как такое выстраивание регуляторной политики, которое позволяет достичь максимального эффекта минимальными средствами, включая как традиционные средства правового регулирования, так и нерегулятивные средства правового воздействия. Выявлены его характерные черты: экономия регулятивных средств; осуществление воздействие на разных уровнях с привлечением в качестве суррогатных регуляторов любых субъектов, чье участие может обеспечить достижение цели; планомерное и системное взаимодействие всех участников регулирования в процессе совершенствования нормы; использование комплекса разнообразных средств, включая такие, которые традиционно не считаются собственно правовыми; опора на эксперимент и необходимость постоянной апробации различных комбинаций регулятивных средств в поиске наиболее эффективного их сочетания; концентрация внимания не на процессе регулирования, а на его результате, который должен быть достигнут наименее обременительным для всех участников способом. Показано, что включение в понятие умного регулирования положения о максимально эффективном достижении целей таит в себе опасность смешения регулирования с управлением, отказа от нормативности права в пользу решения конкретных задач. Такая интерпретация умного регулирования была бы в корне ошибочной, противоречащей природе права. Ценность идеи умного регулирования, как представляется, не в том, чтобы регулировать каждую ситуацию в отдельности (подменить регулирование управлением), а в том, чтобы усилить целеполагание в процессе создания правовых норм, разработать методики, позволяющие максимально учесть все значимые факторы, способные повлиять на эффективность будущей нормы и, в этом смысле, сделать регулирование более гибким, более чутким к социальной среде. Соотношение понятий «умное регулирование» и «правовое регулирование» представлено следующим образом. Во-первых, предикат «правовое» отражает природу регулирования, его общеобязательный характер, связь с государственным принуждением и другие характеристики, обусловленные известными науке сущностными свойствами права. В свою очередь, признак «умное» может рассматриваться как качественная характеристика регулирования, обеспечивающая определенный уровень его эффективности. Во-вторых, эта качественная характеристика должна быть отнесена не столько к правовому регулированию, сколько к правовому воздействию, т.к. подразумевает использование как регулятивных, так и нерегулятивных средств. Обосновывается вывод о том, что, фактически, когда мы говорим об умном регулировании или умном правовом регулировании, речь идет об умном правовом воздействии (использовании комплекса регулятивных и нерегулятивных средств). Термин «умное регулирование» в определенной мере устоялся, поэтому нецелесообразно обсуждать необходимость или целесообразность его замены. Однако важно констатировать и тот факт, что, перенося это понятие в систему категорий российской теории права, следует соотносить его именно с воздействием, а не только с регулированием. Проведена типология средств умного регулирования. Уточнена первоначальная гипотеза о необходимости деления средств умного регулирования на собственно юридические и иные (социальные, психологические, информационные и пр.). Обосновано, что юридический характер приобретают любые средства (в том числе, социальные, информационные, психологические), применение которых закреплено правовой нормой. В итоге подобный подход отражает не столько природу используемых средств, сколько степень их юридизации, которая со временем может меняться. В качестве основной типологии средств умного регулирования предложено их деление с точки зрения уровня решения регулятивной задачи на средства, используемые на макроуровне (процедурные и содержательные средства и технологии), и средства, используемые на микроуровне (включая традиционные правовые средства - запреты, дозволения, обязывания, санкции, поощрения и пр., а также поведенческие средства). В рамках проекта разработаны и обоснованы классификации поведенческих (психологических) средств умного регулирования как наименее исследованных и наиболее ярко выражающих специфику данной концепции: - по характеру воздействия на мышление человека: средства, призванные дать подсказку автоматической системе мышления, и средства, направленные на включение рефлексивной системы. - по способу и контексту воздействия на социальные и индивидуальные. - по целям, к достижению которых мотивируют средства подталкивания, на субъективно-полезные и общественно-полезные. - по направленности мотивации на средства позитивной мотивации и средства негативной мотивации - по способу внедрения и апробации средств умного регулирования на внедряемые через правовой эксперимент, через использование мягкого регулирования либо внедряемые на уровне управленческих решений без соответствующего нормативного закрепления - по юридической силе актов, устанавливающих использование средств, на одноуровневые регулятивные комплексы и двухуровневые регулятивные комплексы. Осуществлена текущая оценка регулятивных мер, принимаемых российским и зарубежными государствами в условиях пандемии, с точки зрения выбора эффективных и экономичных мер воздействия. Показано, что в условиях пандемии COVID-19, безусловно, относящейся к числу больших вызовов, возрастает роль мягкого права как способа апробации мер по противодействию распространению инфекции. В ситуации, когда у государства нет готового решения проблемы, когда отсутствует успешный опыт других стран, оптимальным способом апробации антиковидных правил становятся рекомендации. Другие способы апробации регулятивных решений связаны с рядом сложностей: правовой эксперимент неприменим по этическим соображениям (люди и так ощущают себя жертвами глобального эксперимента, соответствующая риторика может восприниматься в обществе негативно, как свидетельство того, что государство не знает, как решить проблему и ставит эксперименты на гражданах); принятие управленческих решений без должной нормативной базы воспринимается как произвол чиновников. Рекомендации же могут выглядеть как проявление уважения к обществу, стремление государства к совместному поиску решения сложной проблемы. На примере опыта России и ФРГ показан рост популярности актов мягкого права в период пандемии. Раскрыты особенности развития электронного правосудия в России и Китае. Показаны положительные и негативные эффекты, вызванные интенсивной цифровизацией судебной деятельности в условиях пандемии и связанной с ней необходимостью дистанцирования. Результаты исследования представлены на 11 научных конференциях. Общее количество докладов участников проекта на конференциях – 14. Подготовлено 25 печатных работ, в том числе 4 статьи в изданиях, индексируемых в Scopus (1 статья) и Web of Science (1 статья опубликована, 2 приняты к печати). Для информационного сопровождения проекта и использования его результатов в учебном процессе начата разработка сайта «Умное регулирование» (http://smartregulation.tilda.ws)

 

Публикации

1. Давыдова М.Л. Термин «технология» в понятийном аппарате современной юриспруденции Юридическая терминология: теория, практика, техника : сборник статей по материалам Международной научнопрактической конференции (Нижний Новгород, 20–21 мая 2021 года) / под общ. ред. В. А. Толстика. – Нижний Новгород : Нижегородская академия МВД России., С. 102-109 (год публикации - 2021)

2. Давыдова М.Л. Локальные нормативно-правовые акты: терминологические дискуссии Право. Журнал Высшей школы экономики, Т. 13. № 4, с. 4-24 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17323/2072-8166.2021.4.4.24

3. Давыдова М.Л. Локальный нормативный акт: юридическая природа и критерии качества Бюллетень правового департамента ОАО "РЖД", № 36, с. 5-9 (год публикации - 2021)

4. Зыков Д.В. «Умные» технологии регулирования с точки зрения материалистического понимания истории Вестник Евразийской академии административных наук, - (год публикации - 2021)

5. Зыков Д.В. Блокчейн и другие технологии в системе традиционных государственно-правовых институтов Legal Concept = Правовая парадигма, № 3, том 20, с. 42–46. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.3.7

6. Козлова М.Ю. Средства "умного регулирования", влияющие на выбор потребителями полезных для здоровья продуктов Legal Concept = Правовая парадигма, № 3, т. 20, с. 24-29 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.3.4

7. Козлова М.Ю. Учет особенностей поведения человека в гражданском закнодательстве Защита частных прав: проблемы теории и практики: материалы 10-й ежегод. междунар. науч.-практ. конф., состоявшейся в рамках II Байк. юрид. форума (г. Иркутск, 23-25 сент. 2021 г.) / под ред. Н.П. Асланян, Ю.В. Виниченко. - Иркутск: Изд. дом БГУ, 2021, - (год публикации - 2021)

8. Кононенко Д.В. "Большие вызовы" как фактор трансформации государственно-правовых отношений Legal Concept = Правовая парадигма, № 3, т. 20, с. 58-65 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.3.10

9. Константинов А.М. Спортивные регламенты как социальные регуляторы (Sporting regulations as social regulators in the digital development of public relations) SHS Web of Conferences, издательство EDP Sciences, - (год публикации - 2022)

10. Макаров В.О. Организационно-правовые средства в российской судебной системе, обусловленные необходимостью дистанцирования Сборник по итогам Международной научно-практической конференции «Судопроизводство в Российской Федерации и за рубежом: Вопросы истории и проблемы современности», Волгоград, 28-29 мая 2021 года., - (год публикации - 2022)

11. Макаров В.О. Влияние дистанцирования на организационно-правовые средства российской судебной системы Право и политика, № 11, с. 17-25 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.7256/2454-0706.2021.11.37051

12. Мельниченко Р.Г. Корпус публичной адвокатуры (Corpus publicum advocatus) Евразийская адвокатура, № 4(53), с.41-44 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.52068/2304-9839_2021_53_4_41

13. Мельниченко Р.Г. Два приёма умного правового регулирования адвокатуры в РФ Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако : материалы V Международной научно-практической конференции. 28–29 мая 2021 года : в 2 т. / М‑во науки и высш. обр. РФ [и др.] ; отв. ред. В.Ю. Стромов. — ​Тамбов : Издательский дом «Державинский», Том 2, с. 215-217 (год публикации - 2021)

14. Мельниченко Р.Г. Правовой эксперимент как метод «умного правового регулирования» на примере российской адвокатуры Legal Concept = Правовая парадигма, № 3, т. 20, с.30-34 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.3.5

15. Мельниченко Р.Г. "Суррогатное" адвокатское правосудие Евразийская адвокатура, № 3 (52), с.28-32 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.52068/2304-9839_2021_52_3_28

16. Мельниченко Р.Г. Суррогатное правосудие в адвокатской деятельности Сборник по итогам Международной научно-практической конференции «Судопроизводство в Российской Федерации и за рубежом: Вопросы истории и проблемы современности», Волгоград, 28-29 мая 2021 года, - (год публикации - 2022)

17. Слеженков В.В. Теория "умного регулирования": идейно-исторический контекст формирования Legal Concept = Правовая парадигма, № 3, т. 20, с.12-17 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.3.2

18. Слеженков В.В. Судебное правоприменение в контексте теории «умного регулирования»: конституционно-правовые аспекты Сборник по итогам Международной научно-практической конференции «Судопроизводство в Российской Федерации и за рубежом: Вопросы истории и проблемы современности», Волгоград, 28-29 мая 2021 года., - (год публикации - 2022)

19. Слеженков В.В., Трофимов Я.В. Электронное правосудие в свете развития средств «умного регулирования»: сравнительный анализ практики России и Китая Вестник Евразийской академии административных наук, - (год публикации - 2021)

20. Усенков И.А. О корректности формулировки "механизм дерегулирования" Legal Concept = Правовая парадигма, № 3, том 20, с. 53-57 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2021.3.9

21. Усенков И.А. Национальное мягкое право в пандемию COVID-19 Медицина и право: регулирование и судебная практика: материалы международной научно-практической конференции, организованной в рамках празднования 30-летия Независимости Республики Казахстан. Нур-Султан, С. 116-118 (год публикации - 2021)

22. Усенков И.А. Национальное мягкое право (National soft law) SHS Web of Conferences, издательство EDP Sciences, - (год публикации - 2022)

23. Давыдова М.Л. New Technologies and Societal Impact on Legislation: Moving towards Transparency in Lawmaking Exploring the Province of Legislation. Theoretical and Practical Perspectives in Legisprudence. Legisprudence Library. Studies on the Theory and Practice of Legislation.Ed. Francesco Ferraro, Silvia Zorzetto. Springer, Volume 9. P.p. 155-177 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-030-87262-5

24. Козлова М.Ю., Сергачева О.А. GovTech LegalTech, FinTech, RegTech etc.: правовые аспекты использования цифровых технологий в коммерческой деятельности: коллективная монография. Рук. авт. кол. и науч. ред. М.А. Рожкова. М., Статут, С.277-292 (год публикации - 2021)

25. Усенков И.А. Влияние национального мягкого права на стабильность законодательства Сборник Девятой Международной научно-практической конференции "Право и политика: история и современность" (Омск, 25-26 ноября 2021 г.), - (год публикации - 2022)

26. - В ВолГУ состоялся международный круглый стол «Право и цифровые технологии» Волгоградский государственный университет. Официальный сайт, 30.04.2021 (год публикации - )

27. - Правовое воздействие: традиции и "новации" Академия. Еженедельник науки и образования Юга России, Академия. 03.04.2021, №12 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Исследованы англо-американская и континентально-европейская политико-правовые традиции в разрезе становления предпосылок концепции умного регулирования, раскрыта противоречивая взаимосвязь идей умного регулирования с концепциями правовой государственности (прежде всего, содержательными, в континентально-европейской версии). Показаны возможные положительные и отрицательные последствия синтеза данных теорий. Прагматический характер «умного регулирования» более акцентируется на внутренних аспектах управления, а не отношениях личность – государство. Повышение доступности правовой информации, более адресное вмешательство государства в социальные практики не обязательно означает интеграцию граждан в принятие властных решений и повышение качества защиты их прав. Гибкое толкование и применение норм в зависимости от ситуативного контекста может означать фактическую нестабильность норм, дезавуирование нормативной иерархии. Проанализирован современный контекст развития идей умного регулирования, его системные связи с такими политико-правовыми концептами, как теория нового государственного менеджмента (new public management), новый институционализм, новое управление (new governance), электронное государство, активизирующее государство, опережающее состояние государства, которые носят, скорее, инструментальный характер, необходимый для достижения конкурентоспособности государства. Изначально эти идеи представляют реконфигурацию достижений иных областей знания (теория государственного управления, экономика, социология, политология) применительно к политико-правовой сфере. Их реализация в универсальном контексте осложняется различиями социально-экономического характера, политико-правовой и социокультурной дифференциацией. Это требует переосмысления отдельных концептов с тем, чтобы активнее использовать их потенциал для развития регулирования, тем более, в ситуации появления долговременных «больших вызовов», предопределяющих значимость сохранения масштабной социальной роли государства. Проведен анализ содержания и методов правового воздействия в классической трактовке С.С.Алексеева. Показано принципиальное соответствие отечественных научных взглядов на правовое воздействие современным интерпретациям правового регулирования. Правовое воздействие и умное регулирование соотнесены со структурными элементами правосознания индивида. Обосновано основное различие между двухуровневой структурой правосознания (правовая идеология, правовая психология) с двумя системами человеческого мышления (рефлексивной и автоматической), выделяемыми в рамках теории подталкивания, которое состоит не столько в наборе элементов, сколько в характере их анализа. Если в исследовании структуры правосознания преобладает статический взгляд, то для теории подталкивания характерен динамический. Выявлены общие и отличительные характеристики умного регулирования и манипуляции, критерии их отличия и формальные ограничения манипулятивного регулирования. Манипуляция рассмотрена как специфическая форма духовного управления, выражающегося в форме скрытого, анонимного господства, осуществляемого ненасильственным путем. Из признаков манипуляции (ненасильственный характер, скрытый характер, корыстный характер) первый выступает общей чертой манипуляции и подталкивания, два других – основанием для их разграничения. Показано отсутствие непреодолимой границы между подталкиванием и манипуляцией. Помимо открытости и полноты информации, препятствием для манипуляции выступают научная обоснованность выводов и опора на эксперимент при выборе методов воздействия, наличие этических требований к порядку проведения эксперимента и ко всем этапам апробации регулятивных решений. На базе проведенной типологии изучены и систематизированы конкретные виды правовых средств умного регулирования. Рассмотрены правила по умолчанию и раскрытие информации как примеры средств умного регулирования, ориентированных, соответственно, на автоматическую и рефлексивную системы мышления. Раскрыты критерии и особенности применения этих средств. Подробно исследованы процедурные, формальные и содержательные средства умного регулирования, в том числе, цифровые технологии (на примере LegalTech, смарт-контрактов, NFT), юридический дизайн и средства обеспечения языковой доступности правовых актов. Предложены конкретные механизмы повышения эффективности правил юридической техники, обеспечивающих понятность нормативного текста. Осуществлен подбор релевантных примеров из российской и зарубежной правовой практики, дана характеристика особенностей применения и критериев эффективности конкретных разновидностей правовых средств умного регулирования. Усовершенствован понятийный аппарат концепции умного регулирования. Начата работа по составлению терминологического словаря умного регулирования (http://smartregulation.tilda.ws/terms), в который включены авторские определения понятий, исследуемых в ходе отчетного этапа. Дана характеристика отдельным средствам умного регулирования и связанным с ними изменениям в правовой системе. Подробно рассмотрены средства дерегулирования (мораторий на изменение законодательства, принцип отмены соразмерного требования, регуляторная гильотина, правила по умолчанию), раскрыта их роль как инструментов умного регулирования: рационализируя процесс внесения изменений в законодательство, эти средства делают его менее хаотичным, более предсказуемым и понятным. Их использование способно обеспечить самоочищение системы законодательства в автоматическом или полуавтоматическом режиме, когда разовое установление и последующее соблюдение правила должно со временем дать свой эффект без дополнительных усилий со стороны законодателя. Исследован процесс геймификации права, связанный с внедрением игровых механик в неигровые контексты, десакрализацией правовых процедур (облегчение доступа к праву для людей неюридических профессий, превращение прежде труднодоступных для большинства граждан правовых процедур в гораздо более комфортный и нативный для современного человека процесс). Показано, что в значительной мере, происходящие процессы обусловлены цифровизацией юридической деятельности. Определен комплекс регулятивных средств, которые могут эффективно применяться в сфере публичного и частного права, выявлены критерии их применимости в соответствующих отраслях. Отраслевая специфика средств умного регулирования раскрыта на примере средств, направленных на обеспечение доступности правовой информации в гражданском (информационная открытость и роль реестров информации для снижения рисков при заключении сделки) и налоговом праве (точное соблюдение норм и роль официальных разъяснений государственных органов как элементов мягкого права), а также на примере действия в этих двух отраслях принципа добросовестности. Выявленные различия вполне убедительно могут быть экстраполированы на подсистемы частного и публичного права в целом. Обоснованы общие правила и конкретные рекомендации по использованию поведенческих методов в процессе правового регулирования, а также основные проблемы и риски, связанные с их использованием. На материале антиковидного регулирования рассмотрены поведенческие факторы, понимание которых способно повысить эффективность правового воздействия (предпочтение быстрого эффекта, сохранение статус-кво, эффект оформления, оптимизм и самоуверенность, оценка влияния, социальное влияние). На материале российской практики показана роль рекомендательного метода регулирования для решения значимых социальных проблем и пределы применимости этого метода. Результаты исследования представлены на 17 научных конференциях (подготовлено 32 доклада). Подготовлена 31 печатная работа, в том числе, 4 статьи в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus.

 

Публикации

1. Давыдов А.Ю., Болотова Ю.А. Научные основания методики подталкивания как нового средства правового регулирования Advances in Law Studies, - (год публикации - 2022)

2. Давыдова М.Л. Языковые правила юридической техники: разумность, обязательность, эффективность Юрислингвистика, - (год публикации - 2023)

3. Давыдова М.Л. Система и классификация средств юридической техники: традиционный и инновационный инструментарий профессиональной деятельности юриста Вестник ABU, № 4 (55). С. 37-46 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.48501/7309.2022.26.64.007

4. Давыдова М.Л. Соотношение понятий регулирование и управление в контексте умного правового воздействия на поведение человека. Правовое поведение: классические и современные модели: сборник научных трудов / под общ. ред. Д.А. Пашенцева., С. 71-76 (год публикации - 2022)

5. Давыдова М.Л. Правовые последствия и последствия для правовой системы как предмет прогнозирования в правотворчестве. Правовые последствия: теория, практика, техника : сборник статей по материалам Международной научнопрактической конференции (Нижний Новгород, 26–27 мая 2022 года) / под общ. ред. В. А. Толстика. – Нижний Новгород : Нижегородская академия МВД России, С. 66-75 (год публикации - 2022)

6. Давыдова М.Л. Законодательный стиль Гражданского кодекса РФ: вопросы преемственности и динамики Современное право, № 11. С. 5-10 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25799/NI.2022.13.15.001

7. Джикия М.Д, Давыдова М.Л. Smart Regulation as an Element of the Regulatory Policy of a Modern Government Approaching Society 5.0 From Multiple Perspectives: Technology-Driven, Smart, and Human-Centered. Springer Nature, - (год публикации - 2023)

8. Зыков Д.В. Идеи С.С. Алексеева о правовом воздействии и их современное значение Вестник Гуманитарного университета, № 3 (38). С. 59–70. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.35853/vestnik.gu.2022.3(38).05

9. Зыков Д.В. Концепция “Smart Regulation” как инструментальная составляющая устойчивого развития Legal Concept = Правовая парадигма, Т. 21. № 3 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.3.5

10. Зыков Д.В. Роль юриста в правовом регулировании (размышления по поводу) Актуальные проблемы государственно-правовых преобразований в России: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.Е. Тонкова и В.Ю. Туранина. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ». С.224-227, С.224-227 (год публикации - 2022)

11. Козлова М.Ю. Правовые последствия применения правил по умолчанию Правовые последствия: теория, практика, техника : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 26– 27 мая 2022 года) / под общ. ред. В. А. Толстика. – Нижний Новгород : Нижегородская академия МВД России., С. 205-212 (год публикации - 2022)

12. Козлова М.Ю. Юридический дизайн как средство умного регулирования Юрислингвистика, Юрислингвистика. 2023. № 27. С. 15-20. (год публикации - 2023)

13. Козлова М.Ю. Возможности использования правил по умолчанию в законодательстве Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.- практ. конф., Иркутск, 22–23 апр. 2022 г. / отв. ред. И.А. Минникес. — Иркутск : Изд. дом БГУ. С.245-250, С.245-250 (год публикации - 2022)

14. Козлова М.Ю. Accessibility of Register Information as an Element of Smart Regulation of Entrepreneurial Relations in the Digital Society Popkova, E.G., Polukhin, A.A., Ragulina, J.V. (eds) Towards an Increased Security: Green Innovations, Intellectual Property Protection and Information Security. ISC 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 372. Springer, Cham, Volume 372, P.p. 387-396 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-030-93155-1

15. Козлова М.Ю. Влияние цифровизации на профессиональные компетенции юриста Актуальные проблемы государственно-правовых преобразований в России: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.Е. Тонкова и В.Ю. Туранина. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ». С.186-190, С.186-190 (год публикации - 2022)

16. Козлова М.Ю. Диспозитивность и правила по умолчанию в контексте умного регулирования Современное право, № 7. С. 12-17 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25799/NI.2022.99.20.002

17. Козлова М.Ю. Раскрытие информации как средство "умного" регулирования (на примере договора займа) Имущественные отношения в Российской Федерации, № 2. С.66-75 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/2072-4098-2022-2245-66-75

18. Козлова М.Ю., Давыдова М.Л. The Difficulties of Comprehending the Text of a Contract and Ways to Overcome them Revista EntreLínguas, - (год публикации - 2023)

19. Кононенко Д.В. GovTech как новый этап в развитии электронного государства (правительства) Legal Concept = Pravovaya paradigma, - (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.4.13

20. Слеженков В.В. От «меньшего регулирования» к «умному регулированию»: основные аспекты концептуальной трансформации Закон и право, - (год публикации - 2023)

21. Слеженков В.В. Концепция «умного регулирования» в контексте идей правовой государственности: дискуссионные проблемы современного развития Advances in Law Studies, - (год публикации - 2022)

22. Слеженков В.В. "Умное регулирование" в оптике современных политико-правовых концептов: актуальные проблемы развития Вестник Евразийской академии административных наук, - (год публикации - 2022)

23. Слеженков В.В. "Умное регулирование" и партиципаторная демократия: проблемы и перспективы концептуальной взаимосвязи Актуальные проблемы государственно-правовых преобразований в России: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Е.Е. Тонкова и В.Ю. Туранина. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ». С.234-236, С. 234-236 (год публикации - 2022)

24. Усенков И.А. О необходимости и основаниях изменений конституционных актов Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.- практ. конф., Иркутск, 22–23 апр. 2022 г. / отв. ред. И.А. Минникес. — Иркутск : Изд. дом БГУ. С.218-223, С.218-223 (год публикации - 2022)

25. Усенков И.А. Национальное мягкое право как правовой феномен и инструмент повышения стабильности законодательства Право. Журнал Высшей школы экономики, Т. 15. № 1. С. 28–58. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/2072-8166.2022.1.28.58

26. Усенков И.А. Правило отмены соразмерного требования как средство "умного регулирования" Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право., № 3 (50). C. 104–119. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/3/104–119

27. Шанин А.А., Давыдов А.Ю. Перспективы использования поведенческих методов в правовом регулировании профилактики коронавируса COVID-19 Advances in Law Studies, Том 10. № 1. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.29039/2409-5087-2022-10-1-16-20

28. Давыдова М.Л. Доктринальные подходы к понятию и классификации юридической техники Теория и метатеория юридической техники: от правосознания к правопорядку: монография / под редакцией доктора юридических наук А. В. Аверина, доктора юридических наук, профессора М. Л. Давыдовой. – Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС. С.17-25, С. 17-25 (год публикации - 2022)

29. Давыдова М.Л. Состав юридической техники: классические и новые средства Теория и метатеория юридической техники: от правосознания к правопорядку: монография / под редакцией доктора юридических наук А. В. Аверина, доктора юридических наук, профессора М. Л. Давыдовой. – Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС. С.25-34, С.25-34 (год публикации - 2022)

30. Давыдова М.Л., Козлова М.Ю. Юридическая техника гражданского права Теория и метатеория юридической техники: от правосознания к правопорядку: монография / под редакцией доктора юридических наук А. В. Аверина, доктора юридических наук, профессора М. Л. Давыдовой. – Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС. С.70-83, С.70-83 (год публикации - 2022)

31. Давыдова М.Л., Макаров В.О. Профессиональное мастерство юриста в условиях цифровизации Теория и метатеория юридической техники: от правосознания к правопорядку: монография / под редакцией доктора юридических наук А. В. Аверина, доктора юридических наук, профессора М. Л. Давыдовой. – Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС.С.136-144, C.136-144 (год публикации - 2022)

32. - 19 апреля 2022 года в рамках Научной сессии ВолГУ состоялось заседание круглого стола "Правовые средства умного регулирования: теория и практика". Официальная страница Института права ВолГУ в социальной сети ВКонтакте, https://vk.com/lawvolsu, 20.04.2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проведено обобщение отечественной и зарубежной практики применения средств умного регулирования в сфере противодействии пандемии COVID-19. Дана оценка динамики правового регулирования за период реализации проекта. Выделены две базовые реакции государств на COVID-19: установление строгих ограничений (Италия, Испания, Чехия, Великобритания, США, Германия, Россия) и отказ от серьезных карантинных мер (Швеция, Нидерланды, Бразилия, Беларусь, Мексика и Южная Корея). Показано, что ни один из этих подходов не стал гарантией от увеличения числа летальных случаев. При этом основным средством регулирования оставался запрет. В качестве причин предпочтения традиционных средств регулирования в условиях COVID-19 выделены: скорость распространения инфекции, неизвестность последствий, риск причинения вреда жизни и здоровью и т.д. отсутствие достаточного времени для продумывания мер и проведения правовых экспериментов. Названы условия, необходимые для внедрения мер умного регулирования: (1) наличие достаточного времени; (2) возможность апробации; (3) прогнозируемость желаемого результата. Показано влияние дистанцирования на оптимизацию рутинных процессов в судебной системе. Выделены причины нерационального поведения, влияющие на правовое регулирование: предпочтение быстрого эффекта; сохранение статус-кво; эффект оформления; оптимизм и самоуверенность; оценка влияния; стадное поведение и социальное влияние. Обоснованы правила и рекомендации по использованию средств умного регулирования в области образования и долевого строительства. С учетом специфики образовательных отношений обоснованы рекомендации по внедрению элементов саморегулирования в сфере образования. Рассмотрена успешная практика регулирования в сфере долевого строительства, в которой государство избрало не административно-командную, а горизонтальную гетерархичную конфигурацию распределения полномочий между органами власти, разработав сбалансированный комплекс управленческих мер. Подробно исследованы отдельные средства умного регулирования: юридический дизайн, искусственный интеллект, саморегулирование. Выделены подходы к понятию «юридический дизайн», рассмотрены примеры дизайна в правотворчестве и в договорной практике. Раскрыто соотношение идей юридического дизайна и умного регулирования как достаточно близких по смыслу и ценностным основаниям. Названы три группы цифровых технологий, применяемых в судебной деятельности: вспомогательные, замещающие и инновационные. Выделены риски цифровизации правосудия: доступность цифровых услуг; качество электронного правосудия; закрепление предубеждений и неравенства при обучения искусственного интеллекта. Выделены цели института саморегулирования, и проблемы его реализации в России: неопределенность понятийного аппарата; рост входных барьеров; рост требований по отчетности; недоверие со стороны общества; отсутствие универсальных регулятивных решений для различных сфер. Предложен перечень условий эффективности саморегулирования: соответствие правил интересам представителей отрасли; транспарентность процедур с участием представители власти; мотивация участников сообщества на совместную деятельность; авторитетность органа управления и надзора; эффективные механизмы исполнения норм саморегулируемых сообществ. Разработаны критерии эффективности регулятивных средств (достижение цели, экономия ресурсов, минимизация обременений для участников), на их основе дана оценка эффективности применения различных средств умного регулирования в условиях конкретных больших вызовов (на примере демографического и экологического вызовов) Демографический вызов определен как социальная ситуация, связанная с изменениями в численности и структуре населения и влияющая на общественное развитие. Охарактеризованы научные подходы к проблеме, раскрыты проявления демографического перехода в России XX – начала XXI вв., а также современное содержание демографических вызовов. К рискам демографического перехода отнесено увеличение нагрузки на здравоохранение и социальное обеспечение, ухудшающее положение наиболее нуждающихся в нем групп населения. Выделены группы проблем, связанные с поиском путей правового регулирования: стимулирование деторождения; снижение доли физического труда; минимизация социальных затрат; стимулирование миграции; повышение пенсионного возраста; частные пенсионные фонды. Критически оценены программные нормативные акты РФ. Систематизированы наиболее распространенные предложения по решению демографических проблем. Помимо публично-правовых инструментов, обосновано использование методов умного регулирования, направленных на снижение регуляторной нагрузки, использование внеправовых средств. Показано, что даже в странах, вступивших в стадию депопуляции, средства умного регулирования направлены на вдумчивый подход к планированию семьи. В России преобладает пронаталистский подход, не оправдавший себя в мировой практике. Рассмотрены примеры «умного» информационного сопровождения демографической правовой политики. Обосновано соблюдение баланса между прямой правовой интервенцией и внеправовым воздействием. Глобальные экологические вызовы связаны с обеспечением устойчивого развития, комфортной и безопасной среды для жизни людей. К умным технологиям устойчивого развития предлагается отнести решения, которые позволяют повысить экологическую эффективность систем, благополучие человека, компенсаторность природы. Обосновано, что в перспективе акцент должен быть сделан на природоподобные и наилучшие доступные технологии. Инструментами умного регулирования предлагается считать экологизацию законодательства, информационные системы, программы мониторинговых исследований. Показано, что условием повышения уровня правовой информированности является нормативная регламентация перечней; порядков; реестров; требований; критериев, позволяющих обнаруживать и оценивать степень влияния антропогенной деятельности на требующие охраны экосистемы, своевременно реагировать и минимизировать негативное воздействие. Исследованы вопросы, касающиеся методологии умного регулирования, его связи с профессиональным юридическим мышлением, а также иные концептуальные аспекты темы, рассмотренные ранее, но требующие уточнения (соотношение умного регулирования и оптимизации, риски умного регулирования). Специфика методов умного регулирования связывается с мультидисциплинарной природой регулятивных приемов; экспериментальным характером их использования, изначальной установкой на методологический плюрализм. Характерной особенностью развивающейся методологии умного регулирования является отказ от универсализации соответствующих средств, включении гибких, творческих и инновационных формы социального контроля. Акцентируется внимание на технологичном аспекте регулирования, связанном с цифровизацией и развитием информационного общества. Регуляторам постепенно придется переходить от правил, контролирующих поведение людей, к надзору за автоматизированными процессами. Подчеркнуто, в данном понимании заключены риски не только технического, экономического и политического характера; можно говорить о редукции права в глобальном общественном сознании до одной из техник социального регулирования. Показана связь умного регулирования с юридическим мышлением (его рациональной составляющей), а также с поведенческими мотивами, противопоставляемыми абсолютизации рационального выбора. Принимаемое решение как рядового участника правоотношений, так и самого регулятора может зависеть от сочетания рациональных и иррациональных факторов, что усложняет выбор алгоритмов умного регулирования. Результаты исследования представлены в форме 37 докладов на 18 конференциях. Подготовлены 29 печатных работ, в том числе 9 статей в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science/Scopus/RSCI, а также монография «Правовые средства умного регулирования в условиях больших вызовов». Сайт проекта: http://smartregulation.tilda.ws

 

Публикации

1. Давыдова М.Л. Поведенческая экономика и отечественная теория права: точки пересечения Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. С. 133-139, Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. 297 с. (год публикации - 2023)

2. Давыдова М.Л. Тенденции развития юридической техники современных кодексов (на примере ГК РФ) Актуальные проблемы кодификации российского законодательства: история, современное состояние и векторы развития (к 100-летию Гражданского кодекса РСФСР 1922 года) : сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. М. : Статут, 2023. 324 с., Актуальные проблемы кодификации российского законодательства: история, современное состояние и векторы развития (к 100-летию Гражданского кодекса РСФСР 1922 года) : сб. материалов Межд. науч.-практ. конф. М. : Статут, 2023. С. 133-139. (год публикации - 2023)

3. Давыдова М.Л. Проблема изменений в праве в контексте умного регулирования Юридическая техника. 2023. № 17. С. 68-74, Юридическая техника. 2023. № 17. С. 68-74 (год публикации - 2023)

4. Давыдова М.Л. Получение педагогическим работником дополнительного образования: право или обязанность? Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таганрог, 2023. 573 с., Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таганрог, 2023. С. 20-22. (год публикации - 2023)

5. Давыдова М.Л. Место и роль теоретико-правовых наук в системе высшего образования: взгляд с позиции теории умного регулирования Место и роль теоретико-исторических правовых наук в системе юридического образования: материалы круглого стола, 3 марта 2023 года. – Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2023. – 111 с., Место и роль теоретико-исторических правовых наук в системе юридического образования: материалы круглого стола, 3 марта 2023 года. – Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2023. – 111 с. (год публикации - 2023)

6. Давыдова М.Л. О факторах, снижающих качество профессиональной преподавательской деятельности в системе высшего юридического образования Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 3 (63). С. 226-230., Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 3 (63). С. 226-230 (год публикации - 2023)

7. Давыдова М.Л. Оптимальное регулирование и умное регулирование: к вопросу о соотношении Оптимизация правового регулирования: теория, практика, техника : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В. А. Толстика. Нижний Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2023. 610 с., Оптимизация правового регулирования: теория, практика, техника : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В. А. Толстика. Нижний Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2023. С. 229-235 (год публикации - 2023)

8. Давыдова М.Л., Козлова М.Ю. Comprehensibility Of Legal Rules As A Means Of Smart Regulation Brazilian Journal of Education, Technology and Society (BRAJETS), Brazilian Journal of Education, Technology and Society (BRAJETS), v.16, n.2, Apr-Jun, p.474-483, 2023 (год публикации - 2023)

9. Давыдова М.Л., Шарно О.И. Digital Transformation as a Means of Smart Regulation of Environmental Management: Technology and Practices for Agrifood Companies Trukhachev, V.I. (eds) Unlocking Digital Transformation of Agricultural Enterprises. Innovation, Technology, and Knowledge Management. Springer. P.p.143-155, Trukhachev, V.I. (eds) Unlocking Digital Transformation of Agricultural Enterprises. Innovation, Technology, and Knowledge Management. Springer. P.p.143-155 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-13913-0_16

10. Джикия М.Д. Использование саморегулирования как средства умного регулирования на примере отдельных отраслей права Журнал юридических исследований. 2023. Т. 8. № 2. С. 12-19., Журнал юридических исследований. 2023. Т. 8. № 2. С. 12-19. (год публикации - 2023)

11. Джикия М.Д. Классификация средств умного регулирования Архонт, Архонт. 2022. №5. (год публикации - 2023)

12. Зыков Д.В. Смена застройщика проблемного объекта: анализ правового регулирования Право. Журнал Высшей школы экономики, - (год публикации - 2023)

13. Зыков Д.В. Эволюция понимания нормы права в контексте смены типов рациональности Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023.С. 68-71, Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. 297 с. (год публикации - 2023)

14. Козлова М.Ю. Возможности искусственного интеллекта в правосудии Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. С. 254-260, Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. 297 с. (год публикации - 2023)

15. Козлова М.Ю. Доступность текстов судебных актов как элемент умного регулирования Частные и публичные начала в сфере гражданской юрисдикции: Материалы Международной научно-практической конференции «Четвертые Абовские чтения», Сборник научных трудов. М.: Институт государства и права РАН, 2023., Частные и публичные начала в сфере гражданской юрисдикции: Материалы Международной научно-практической конференции «Четвертые Абовские чтения», Сборник научных трудов. М.: Институт государства и права РАН, 2023. (год публикации - 2023)

16. Козлова М.Ю., Давыдова М.Л. Digital Technology in Courts as a Tool for Smart Regulation: Opportunities and Risks Ecological Footprint of the Modern Economy and the Ways to Reduce It - The Role of Leading Technologies and Responsible Innovations. Advances in Science, Technology & Innovation – IEREK Interdisciplinary Series for Sustainable Development, - (год публикации - 2024)

17. Козлова М.Ю., Давыдова М.Л., Козлова М.В. Legal Design as a Means to Achieve Accessibility of the Text of a Contract Maximova, S.G. (eds) Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 365. Springer, Maximova, S.G. (eds) Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 365. Springer (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-23856-7_45

18. Кононенко Д.В. Демографический переход: сочетание правовых способов решения и умного регулирования Legal Concept = Правовая парадигма. 2023. Т. 22. № 4, Legal Concept = Правовая парадигма. 2023. Т. 22. № 4 (год публикации - 2023)

19. Константинов А.М., Давыдова М.Л., Усенков И.А. Sporting Regulations as Social Regulators in the Digital Development of Public Relations Revista de Investigaciones de la Universidad del Quindio, - (год публикации - 2023)

20. Константинов А.М., Усенков И.А, Current Development of Esports: Legal and Physiological Aspects Popkova, E.G., Sergi, B.S. (eds) ESG Management of the Development of the Green Economy in Central Asia. Environmental Footprints and Eco-design of Products and Processes. Springer, Popkova, E.G., Sergi, B.S. (eds) ESG Management of the Development of the Green Economy in Central Asia. Environmental Footprints and Eco-design of Products and Processes. Springer (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-46525-3_12

21. Макаров В.О Правовой статус невзаимозаменяемых токенов (NFT): современное состояние и перспективы правового регулирования Правоприменение. 2023. Т. 7, № 2. С. 144– 152, Правоприменение. 2023. Т. 7, № 2. С. 144– 152. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52468/2542-1514.2023.7(2).144-152

22. Слеженков В.В. Судебное правоприменение в контексте теории «умного регулирования»: проблемы концептуализации Вестник Евразийской академии административных наук. 2023. № 4., Вестник Евразийской академии административных наук. 2023. № 4 (год публикации - 2023)

23. Слеженков В.В. От "меньшего регулирования" к "умному регулированию": основные аспекты концептуальной трансформации Закон и право. 2023. № 1, Закон и право. 2023. № 1. С. 85-93 (год публикации - 2023)

24. Усенков И.А. Принцип добросовестности и его проявления в российском праве как средства «умного регулирования» Право и политика. 2023. № 8. С. 128 - 136, Право и политика. 2023. № 8. С. 128 - 136. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.7256/2454-0706.2023.8.44146

25. Усенков И.А. Добросовестность в гражданском и налоговом праве как средство «умного регулирования» Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. С. 157-162, Байкальские компаративистские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 17–18 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Минникес. – Иркутск : Изд. дом БГУ, 2023. 297 с. (год публикации - 2023)

26. Усенков И.А. Соотношение добросовестности в гражданском и налоговом праве и «умного регулирования» Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таганрог, 2023., Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров. Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таганрог, 2023. С. 496-498 (год публикации - 2023)

27. Усенков И.А., Давыдова М.Л., Константинов А.М. National soft law in the information society Revista de Investigaciones de la Universidad del Quindio, - (год публикации - 2023)

28. Давыдова М.Л. Локальный нормативно-правовой акт как источник права: юридическая природа и критерии качества Иерархия и координация источников права: теоретические и сравнительные аспекты / под ред. А.А. Васильева. Барнаул.: Изд-во Алт. ун-та, 2023. – 396 с., Иерархия и координация источников права: теоретические и сравнительные аспекты / под ред. А.А. Васильева. Барнаул.: Изд-во Алт. ун-та, 2023. С. 185-190 (год публикации - 2023)

29. Давыдова М.Л., Джикия М.Д., Зыков Д.В., Козлова М.Ю., Кононенко Д.В., Константинов А.М., Макаров В.О., Слеженков В.В., Шарно О.И. Правовые средства умного регулирования в условиях больших вызовов Русайнс, Москва, - (год публикации - 2024)

30. - Круглый стол "Правовые средства умного регулирования в условиях больших вызовов" (25.05.2023) Кафедра конституционного и муниципального права (сообщество в социальной сети ВКонтакте), 10.07.2023 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты исследования содержат конкретные выводы и рекомендации по совершенствованию правового регулирования, выбору и использованию традиционных и инновационных процедур и средств правового воздействия, включая совершенствование механизмов обеспечения обратной связи в процессе правотворчества, саморегулирование, дерегулирование, «регуляторную гильотину», инструменты «мягкого права», а также использование поведенческих методов, юридического дизайна, геймификации, цифровых технологий для повышения эффективности и снижения ресурсозатратности принимаемых регулятивных решений. Обоснованы предложения по совершенствованию государственной политики, направленной на преодоление демографического и экологического «больших вызовов». Результаты исследования могут быть использованы в правотворческой и правореализационной практике для поиска и выработки эффективных решений сложных регулятивных задач.