КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00075

НазваниеЭволюционно-психологические и социо-культурные механизмы кооперации и альтруизма в контексте современных вызовов интеграции и толерантности в обществе

РуководительБутовская Марина Львовна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2022 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (28).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология

Ключевые словакооперация, альтруизм, интеграция, толерантность, традиционные и индустриальные общества

Код ГРНТИ03.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В последние десятилетия тема кооперации и альтруизма вызывает особый интерес у мирового научного сообщества, о чем свидетельствует растущее число публикаций в ведущих научных журналах по всему миру (например, в 2020 г. в журналах группы Nature было опубликовано на 100 больше статей, затрагивающих тему кооперации человека, чем в 2019 г.). Настоящий проект является продолжением исследований, проведенных в 2018-2020 гг., и теоретические основания, так же как и исследовательские задачи этих двух проектов, неразрывно связаны между собой. В 2018-2020 гг. нами был получен ряд эмпирических результатов, представляющих интерес для дальнейшего изучения кооперативного поведения человека на мировом уровне. В новом проекте мы предлагаем продолжить работу в выбранном направлении, что имеет под собой ряд объективных причин. Ранее нами было показано, что традиционные общества с различным типом экономического устройства существенно отличаются друг от друга по особенностям оказания взаимопомощи внутри общества. Охотники-собиратели хадза (Танзания), выделялись на общем фоне. Согласно нашим сравнительным результатам хадза были в целом больше предрасположены оказывать помощь друг другу, чем представители более стратифицированных обществ (Бутовская и др., 2020; Butovskaya et al., 2020; Frackowiak T., Oleszkiewicz A., Butovskaya M., et al., 2020). В продолжение проекта мы предлагаем расширить выборку в кросс-культурном плане и оценить установки на взаимопомощь в одном из традиционных обществ Танзании – масаев (Нгоронгоро), продолжающих вести традиционный образ жизни и имеющих ограниченные контакты с западной культурой. Выбор этого общества определяется его культурной спецификой (полуоседлые скотоводы, не практикующие земледелие, соблюдающие традиции полигамии). В сравнении с уже исследованными культурами, проживающими по соседству, масаи отличаются большей воинственностью, и более четким делением на возрастные классы, а также более выраженной патриархальностью и гендерным неравенством. Мы предполагаем, что масаи будут отличаться по ряду особенностей просоциального поведения. Мы также планируем экспериментальное исследование с предъявлением обобщенных портретов молодых мужчин масаев, созданных с учетом выраженности силовых показателей (портреты были созданы на основе выборки, собранной нами ранее) (Butovskaya et al., 2018). Физическая сила рассматривается как ценное мужское качество в культуре масаев, поэтому мы полагаем, что сильных мужчин они будут наделять более положительными характеристиками, в том числе и в плане кооперации (Butovskaya et al., 2020). Исследование предполагает полевые выезды в Танзанию. Проведенные нами исследования по нескольким африканским культурам и двум выборкам российских детей (русские и буряты), позволили выявить ряд общих возрастных закономерностей в трансформациях установок на дележ ограниченными ресурсами, а также указали на культурно-специфические особенности поведения в экспериментах (в целом, и с учетом пола) (Butovskaya et al., 2020; Бутовская и др., 2020; Буркова, Бутовская, 2020; Буркова и др., 2021). В рамках продолжения проекта мы предлагаем внести ряд уточнений по следующим пунктам: (1) роли экономической специфики общества и культурных установок в принятии решений на дележ у детей и подростков; (2) связь просоциальных установок с размером семьи (количеством братьев-сестер) (такая связь была показана в рамках проекта 2018 г. на выборке бурят (Ростовцева и др., 2020), однако этот результат на сегодняшний день нуждается в кросс-культурной перепроверке, и наши выборки детей из традиционных обществ с культурной ориентацией на многодетность могут позволить провести соответствующие изыскания); (3) ассоциация просоциальных установок с морфологическими показателями детей, ранее не задействованными в этой части проекта. Ранее мы уже продемонстрировали связь между полиморфизмом гена рецептора окситоцина и альтруистическими установками у африканских детей меру (Бутовская и др., 2020). Однако в силу ограниченности имеющегося для этой группы генетического материала, полученные результаты скорее следует считать пилотными. В рамках продолжения проекта мы планируем провести идентичный анализ для более репрезентативной выборки детей тувинцев (выборка составит ~ 350-400 человек). Планируется один экспедиционный выезд в Туву для сбора дополнительных данных по культурным установкам на кооперацию и эмпатию. Помимо этого в рамках проекта 2021 г. планируется оценить взаимосвязь генетических факторов и общих установок детей и подростков на оказание помощи «своим» и «чужим». В этом случае, наряду с геном рецептора окситоцина будет также протестирован ген FKBP5, предположительно связанный со стрессом и тревожностью. Этот анализ будет проведен на выборке детей и подростков из г. Уссурийск, собранной нами ранее, но не использованной прежде. Еще одна часть из полученных в проекте 2018 г. результатов нуждается в кросс-культурном расширении. Это касается выявленных полоспецифических особенностей в групповой кооперации (Rostovtseva et al., 2020; Ростовцева и др., 2020). Результаты исследования были получены нами на довольно специфической выборке (буряты, традиционно кочевые скотоводы с выраженной патрилокальностью и патриархальными традициями). Поскольку это исследование является по многим параметрам уникальным, на данный момент в мире не существует материала, позволяющего провести кросс-культурное сравнение для заключения об универсальности, либо культурной обусловленности выявленной тенденции. Для прояснения ситуации мы предлагаем экспериментальное исследование по идентичной методике среди русских (г. Тула), культура которых является контрастной по отношению к культуре бурят. Помимо этого, собранный в г. Тула материал позволит расширить исследование связи морфологии лиц с особенностями просоциального поведения методом геометрической морфометрии (Rostovtseva et al., 2020; Rostovtseva et al., 2021, under review). Такое исследование проводилось нами как раз на выборке бурят, и на сегодняшний день оно является первым в мире, поэтому кросс-культурное расширение в этом направлении представляется весьма актуальным. Внимание в проекте 2021 г. будет также уделено продолжению исследования способностей к распознаванию поведенческих черт (а именно, лидерских качеств и склонности к обману) (Ростовцева и др., 2019; Rostovtseva et al., 2021, under review) по статичным признакам морфологии лица. Для этого планируется расширение онлайн исследования по восприятию обобщенных портретов молодых мужчин (бурят) и привлечение к оценке, наряду с бурятами, русских респондентов. Наконец, в проекте 2021 г. планируется продолжить исследования эмпатии и других психологических особенностей российских студентов. Сегодня мы получили уникальную возможность продолжить исследование 2018 г. в новых условиях чрезвычайной ситуации глобального масштаба (пандемии коронавируса COVID-19). Пандемия поставила перед человечеством новый глобальный вызов. Каждый день людям приходится принимать решения в моральных дилеммах связанных с выбором между личными и общественными интересами. Недавние исследования в Китае показывают, что уровень тревоги и стрессированности населения в разных странах увеличился на фоне эпидемии (Cao et al., 2020; Yang et al., 2020). Имея данные по эмпатии, уровню тревожности и агрессивному поведению, собранные в нормальных условиях до пандемии в двух регионах России (Москва и Казань), мы имеем возможность сравнить их с новыми, полученными во время пандемии данными. С этой целью планируется проведение онлайн исследования по идентичной методике (Буркова и др., 2018, 2019, 2021) с привлечением обширной выборки студентов из г. Москвы и г. Казань. Помимо проверки новых гипотез, в проекте также выполняются работы по воспроизведению результатов, полученных ранее другими авторами, что представляется исключительно важным в свете современного кризиса воспроизводимости результатов в мировой науке (Baker, 2016).

Ожидаемые результаты
В проекте 2021 г. планируется провести ряд эмпирических исследований, которые, как мы полагаем, позволят несколько продвинуться в понимании механизмов развития и регуляции просоциального поведения человека. Основное место в планируемой на 2021-2022 гг. программе отводится изучению роли культуры (локальных культурных установок) в формировании индивидуальных и популяционных особенностей альтруистичного и кооперативного поведения. Помимо непосредственной связи особенностей той или иной культуры с поведением ее носителей, внимание будет также уделено механизмам взаимодействия между культурой и генами. На сегодняшний день уже известно, что одни и те же генетические признаки, которые, казалось бы, при совпадении своих «значений» должны запускать одни и те же процессы в человеческом организме, могут по-разному реализовываться в разной культурной среде (в частности, по изучаемым нами полиморфизмам см. Kim et al., 2010, 2011; Sasaki et al., 2011). Каждая культура способна создавать определенную направленность селективного давления на распространение тех или иных поведенческих признаков. Это происходит не только в результате отсеивания неприемлемых в конкретной культуре особенностей поведения, но и в результате механизмов подражания наиболее успешным стратегиям поведения, обладающим привлекательностью в рамках конкретной культуры (в том или ином адаптивном аспекте). Таким образом, индивидуальные генетические задатки каждого человека неминуемо оказываются под давлением культурных факторов, что обусловлено самими механизмами социализации и обучения. Внимание к роли культуры в качестве одной из основных движущих сил эволюции человека (как на заре становления нашего вида, так и в современности) уделяется уже давно (Cavalli-Sforza,Feldman, 1981; Lumsden, Wilson, 1981; Boyd, Richerson, 1985), но лишь в последние годы мировая научная мысль подошла к порогу нового теоретического синтеза, позволяющего осмыслить механизмы культурной эволюции, ее специфику, сравнить с известными особенностями эволюции биологической (Creanza et al., 2017, Tamariz, 2019; Smolla et al., 2020). Важно отметить, что такой новый синтез идет именно в русле естественнонаучных подходов, когда с помощью точного языка математики проводится системный анализ культурных процессов и их последствий для глобальной эволюционной динамики. Результаты наших эмпирических исследований, принимая во внимание масштаб кросс-культурных выборок и проведение серий независимых экспериментов по единой методике, позволят подтвердить/опровергнуть частные положения разрабатываемой теории, а также выявить новые закономерности. В 2021-2022 мы планируем исследовать: (1) Роль культурно-хозяйственного типа общества (в частности, особенностей скотоводческой военизированной культуры, с традициями полигамии, сильно выраженным гендерным неравенством, возрастными классами и уважением к мужской физической силе – культура масаев) в формировании особенностей просоциального поведения его членов. Результаты будут основаны на сравнительном анализе с традиционными и современными индустриальными обществами, имеющими другое культурно-хозяйственное устройство. Часть этого исследования связанная с оценками обобщенных портретов мужчин-масаев, созданных по критерию выраженности силовых параметров. Предполагаемые результаты позволят нам оценить, в какой степени культура может участвовать в формировании особенностей восприятия внешности окружающих и управлять индивидуальным выбором потенциальных партнеров для кооперации. (2) Влияние культурных особенностей на формирование просоциальных предрасположенностей в детском и подростковом возрасте. Для этого будет осуществлен анализ большой кросс-культурной выборки детей и подростков из семи исследованных нами культур (русские, буряты, тувинцы, меру, хадза, ирак, хая) на взаимосвязь между альтруистическими, эгоистическими и просоциальными установками, демографическими параметрами семьи и морфологическими показателями, с учетом экономической специфики общества, и культурных установок на дележ. Помимо этого будут исследованы ассоциации ряда генетических маркеров (OXTR rs53576; FKBP5) с просоциальными, эгоистическими и альтруистическими поведенческими установками у тувинских детей и подростков. В рамках проекта 2018 мы получили связь OXTR rs53576 со склонностью принимать альтруистичные решения у африканских детей меру (Бутовская и др., 2020). В результате исследования 2021-2022 мы сможем оценить степень влияния средовых (в т.ч., культурных) факторов на выраженность такого рода связи, а возможно даже и на ее направленность (меру и тувинцы являются представителями обществ, различающихся не только культурными и экологическими особенностями, но и расовым происхождением). (3) В 2021-2022 планируется получить результаты сравнительного анализа кооперативного поведения бурят и русских и оценить универсальность полоспецифических особенностей групповой кооперации, которые были выявлены нами ранее на выборке бурят (Rostovtseva et al., 2020). В случае обнаружения достоверных различий в особенностях полоспецифической кооперации между рассматриваемыми группами, можно будет заключить, что такие особенности не являются универсальными для человека, а в значительной степени определяются средовыми факторами. Непосредственную роль культуры в этом случае можно будет оценить при интерпретации полученных различий и сопоставлении с известными культурными особенностями исследуемых групп (а также с другими средовыми факторами). При обнаружении же схожих полоспецифических паттернов кооперативного поведения бурят и русских, можно будет говорить об универсальных тенденциях, свойственных человеку как виду. Результат этой части проекта позволит оценить соотношение «биологического» и «культурного» в регуляции половых (гендерных) различий в кооперативном поведении человека. Тем не менее, для каких-либо окончательных заключений по вопросу половых различий в групповой кооперации понадобится провести еще, по крайней мере, одно кросс культурное исследование с использованием идентичной методики. Помимо этого, в русле исследования бурятской и русской выборок, также планируется произвести оценку различий в способности распознавать конкретные поведенческие качества (лидерские качества, а также склонность к обману) по статичной морфологии лиц (обобщенные портреты мужчин-бурят) между представителями собственно бурятской этнической группы и группы другого расового происхождения (русскими). В данном случае может быть получено подтверждение межрасовой универсальности восприятия тех или иных особенностей морфологии мужских лиц, и (либо) продемонстрированы специфические особенностей распознавания внутри собственной этнической группы, недоступные для представителей других популяций. (4) В рамках нового проекта будет исследована потенциальная связь морфологии лиц взрослых (русская выборка), а также детей и подростков (африканские дети хая) с особенностями просоциального поведения. В литературе можно встретить много исследований на тему связи морфологии и оценок внешности по ряду критериев (ratings) (Stirrat, Perrett, 2010; Kleisner et al., 2013), также есть исследования по связи морфологии лица и набором других антропометрических показателей (Windhager et al., 2011; Butovskaya et al., 2018; Rostovtseva et al., 2020). Однако, исследования связи полной формы лица человека с непосредственными поведенческими (а не оценочными) характеристиками на сегодняшний день является большой редкостью. Наш научный коллектив выступает, вероятно, единственным в мире, кто сегодня проводит исследования связи непосредственного просоциального поведения человека (измеряемого в экспериментальной обстановке) с морфологическими чертами лица (метод геометрической морфометрии) (Мезенцева и др., 2019; Ростовцева и др., 2021, на рецензии). Результаты этой части работы покажут какие параметры формы лица человека несут информацию о его поведенческих предрасположенностях. Это позволит получить представление о возможных путях «сцепленного» развития конкретных морфологических и поведенческих признаков, а также об эволюционных причинах, лежащей в основе такого рода связей (при наличии последних). Наконец, в ходе реализации проекта будут получены результаты онлайн исследования эмпатии, тревожности и агрессии (на выборках студентов из г. Москвы и г. Казань), по данным, собранным в условиях пандемии COVID-19, и произведено сравнение с результатами аналогичных исследований, проведенных ранее в рамках проекта 2018. Научная значимость и новизна такого сравнительного исследования заключена в самой уникальности ситуации и возможности оценить психологические последствия стресса глобального масштаба на население нашей страны на примере двух крупных мегаполисов. Это исследование также может внести свой вклад в борьбу с COVID-19. Мы предполагаем выявить в ходе данного проекта изменения в паттернах агрессивного, тревожного, эмпатичного поведения на фоне глобальной стрессовой ситуации. Результаты исследований по проекту 2021-2022 планируется опубликовать в рецензируемых научных изданиях (всего не менее 8 статей в изданиях, индексируемых в базах Scopus или WoS Core Collection).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В рамках продолжения по проекту в 2021 г. был осуществлен экспедиционный выезд в Танзанию, к представителям одного из традиционных обществ – масаям, проживающим в Нгоронгоро и продолжающим вести традиционный образ жизни. В ходе выезда было проведено экспериментальное исследование с использованием морфированных стимульных изображений масайских мужчин и женщин, сформированных с учетом индивидуальных самооценок по помощи окружающим. Помимо этого были верифицированы и дополнены ранее полученные данные с применением морфированных портретов молодых мужчин масаев, созданных с учетом силовых показателей. Физическая сила в данном случае рассматривается как ценное мужское качество поэтому сильных мужчин могут наделять более положительными характеристиками, в том числе и в плане кооперации. Предшествующие результаты показали, что эксперты были способны объективно оценить физическую силу мужчин и воспринимали физически более сильных как и более привлекательных. Эти наблюдения соответствуют эволюционной теории и данным по современным индустриальным европейским популяциям. Однако, в качестве более агрессивных они рассматривали наиболее слабых мужчин, что входит в противоречие с эволюционными предсказаниям. В процессе экспедиционного выезда 2021 г. мы постарались выявить причины полученной нестыковки. Как следует из пояснения респондентов, мужчины с более низкими показателями физической силы выглядят более молодыми, и их внешний облик воспринимается как несущий сигналы враждебно настроенного человека. Такое восприятие внешности экспертами-масаями может быть культурно-специфичным, поскольку для этой культуры существенным является возрастной класс воинов – моранов, к которому причисляют мужчин от 15 до 30-35 л., и мораны воспринимаются другими масаями (особенно масайками) как независимые личности, порой, ведущие себя вызывающе, провоцирующе. Эти пояснения могут свидетельствовать именно о культурно специфичном акценте в трактовке слабых мужчин как наиболее агрессивных. Полученные выводы были представлены в статье по проекту за 2021 г., которая принята к печати: Butovskaya M.L., Mezentseva A.A., et al. Facial cues to physical strength increase attractiveness but decrease aggressiveness assessments in male Maasai of Northern Tanzania // Evolution and human behavior, in press. https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2021.11.006 (WoS, Scopus, Q1). Эти результаты также получили подтверждение в еще одной работе, выполненной по проекту в 2021 г., в которой мы рассмотрели половозрастные особенности формы лица масаев с применением метода геометрической морфометрии. Полученные результаты будут представлены в статье по проекту, которая на данный момент находится на стадии рецензирования в западном журнале и планируется к выходу в 2022 г. В рамках проекта в 2021 г. был проведен анализ данных по играм в обобщенной выборке детей и подростков из семи культур: из трех городских обществ с территории России (русские, буряты, тувинцы) и четырех традиционных обществ Танзании (хадза, ираку, меру и хая). Было показано, что процент детей, демонстрирующих альтруистические и просоциальные мотивации превосходит процент детей, предпочитающих демонстрировать эгоистические и смешанные стратегии. При этом 59,08% альтруистов были абсолютными альтруистами – и делились ограниченными ресурсами вне зависимости от категории реципиента (друг, незнакомец). Наши данные по общей выборке, таким образом, указывают на способность детей и подростков к жертвованию ценных в их понимании ограниченных ресурсов в том числе и за пределами своей социальной группы. Именно это свойство поведения ряд авторов считает специфической адаптацией современного человека (Henrich & Muthukrishna, 2021). Однако анализ данных по дележу ограниченными ресурсами в кросс-культурной перспективе позволил также выявить существенную культурную специфику. В больших по размеру городских обществах (Российские выборки в нашем исследовании) дети вели себя более альтруистично и просоциально в отношении друзей в противовес незнакомцам по сравнению с малыми обществами. Эти данные, как нам кажется, вскрывают важные различия между большими и малыми обществами в плане морали нормативного поведения. В больших современных обществах количество родственников существенно снижается, напротив количество друзей увеличивается. В такой социальной среде акцент на альтруистическое поведение в направлении друзей (наряду с родственниками), становится первоочередным условием выживания самого общества как единого целого. В малых обществах прослеживается своя специфика. Здесь, как правило, представители одного этноса проживают компактно и в этой ситуации незнакомец, проживающий на той же территории, представляет собой часть единой социальной сети. Полученные результаты будут представлены в статье по проекту, которая планируется к выходу в 2022 г. В 2021 г. по данной теме было сделано два устных доклада: (1) Бутовская М.Л., Буркова В.Н. Дележ ограниченными ресурсами и помощь в детских и подростковых коллективах как проявление ультрасоциальности человека / сб. науч. статей по материалам IV Международной научной конференции «Фундаментальные и прикладные аспекты медицинской приматологии» (Сочи – Адлер, 1 - 3 ноября 2021 года)/ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицинской приматологии».– Сочи: ФГБНУ «НИИ МП», 2021. – С. 196-203); (2) Бутовская М.Л. Дележ и кооперация у детей и подростков в традиционных африканских обществах. Ежегодная научная конференция УНЦСА РГГУ «Наши исследования в прошедшем году» (Москва, 22 апреля 2021 г.). В рамках проекта в 2021 г. было проведено онлайн исследование по восприятию обобщенных портретов мужчин-бурят, созданных по критерию выраженности лидерских качеств, которые были получены нами в ходе экспериментальных игр в г. Улан-Удэ. По результатам портреты лидеров в целом были оценены как более физически сильные, и маскулинные, по сравнению с «не-лидерами». Портрет просоциального лидера воспринимался как наиболее здоровый из всех. В то же время, портрет лидера-манипулятора (обманщика) воспринимался как вызывающий доверие, щедрый, и наименее склонный к соперничеству. Эти результаты указываю на то, что лидерам-манипуляторам (по сути обманщикам) были свойственны некие черты лица, которые воспринимались окружающими как сигнал надежности и привлекательности для социальных взаимодействий. Полученный результат указывает на присутствие некоей просоциальной мимикрии («камуфляжа»), который позволяет обманщику успешно эксплуатировать своих «жертв» (Dawkins, 1976; Gambetta, 2005; Mokkonen & Lindstedt, 2016). При этом статичная (нейтральная) морфология лица (которая практически не поддается намеренной имитации со стороны действующего субъекта) также задействована в формировании такого «камуфляжа». Ни пол, ни этническая принадлежность, ни социальная среда не вносили достоверного вклада в формирование наблюдаемых различий в оценках стимульных портретов. С одной стороны, это может свидетельствовать об универсальности восприятия особенностей лица человека (Ekman & Freisen, 1971, 1975; Ekman et al., 1969; Sorenson, 1975; Van’t Wout & Sanfey, 2008), с другой стороны это может являться продуктом глобальной информационной среды, которая удаленно знакомит людей с большим разнообразием культурных и расовых типов (средства массовой информации, Интернет, кинематограф). Для более объективной интерпретации полученного результата требуется проведение исследований в обществах с ограниченным доступом к мировым средствам массовой информации. Результаты были представлены в устном докладе на международной конференции: Rostovtseva V.V., Mezentseva A.A., Windhager S., Butovskaya M.L. Evolutionary tricks in perception of leader’s appearance / ISHE online meeting, 5 – 9 of July 2021. P. 57., а также в статье по проекту которая на данный момент находится на стадии рецензирования в западном журнале и планируется к выходу в 2022 г. В 2021 г. был проанализирован материал по эмпатии, тревожности и агрессии среди студентов г. Москвы и г. Казани в новых условиях пандемии коронавирусной инфекции. Собранные материалы по эмпатии были включены в масштабную кросс-культурную выборку (23 страны), исследованную на предмет уровеня индивидуальной эмпатии в условиях локдауна и социального дистанцирования. Для обобщенной выборки были показаны достоверные половые различия – женщины демонстрировали более высокие самооценки по всем шкалам эмпатии. Половые различия по уровню эмпатии были описаны другими авторами в разных странах и до пандемии (Fernández et al. 2011; Gilet et al. 2013; Yang, Kang 2020; Di Tella et al. 2020). Мы также располагаем данными о средних баллах эмпатии до пандемии и для России (Карягина и др. 2013). И эти данные позволяют говорить о том, что в условиях пандемии уровень эмпатии повысился. Также были показаны и существенные кросс-культурные различия по средним баллам каждой из исследованных шкал. Россия по всем шкалам занимала промежуточное положении в сравнении с другими странами. Данные результаты опубликованы в статье по проекту за 2021 г.: Butovskaya, M.L.; Burkova, V.N.; Randall, A.K.; Donato, S.; Fedenok, J.N.; Hocker, L.; Kline, K.M.; Ahmadi, K.; Alghraibeh, A.M.; Allami, F.B.M.; et al. Cross-Cultural Perspectives on the Role of Empathy during COVID-19’s First Wave. Sustainability 2021, 13, 7431. https://doi.org/10.3390/su13137431 (WoS, Scopus, Q1). Помимо этого допандемийные данные по эмпатии среди студентов г. Москвы и г. Казани были рассмотрены во взаимосвязи с другими личностными характеристиками. По результатам была написана статья по проекту, которая планируется к выходу в 2022 г. В ходе реализации проекта в 2021 г. была исследована связь формы лица мужчин-бурят и их непосредственными лидерскими качествами с использованием метода геометрической морфометрии. Также было проведено сравнение особенностей морфологии лица ассоциированных с полом, лидерством и альтруизмом среди бурят. Результаты показали, что для бурятских мужчин, лидеров и альтруистов характерны более крупные лица, более удлиненные в высотном направлении. Во всех этих случаях наблюдается увеличение высоты нижней челюсти по сравнению с альтернативным вариантом внешности (женщины, «не-лидеры», условные кооператоры). Однако в остальном во всех трех случаях наблюдалось разное направление изменчивости в форме лица. В частности, лица лидеров были не схожи с лицами альтруистов, что полностью соответствует результатам другого нашего исследования, показавшего, что около 25% мужчин, обладающих лидерским потенциалом, на самом деле являются «обманщиками», эксплуатирующими образ просоциального лидера для достижения индивидуальной выгоды (Rostovtseva et al., in press). С другой стороны, результаты также показали, что маскулинность не является определяющим фактором в формировании ни черт лица, ассоциированных с лидерством, ни черт лица, ассоциированных с альтруизмом. По всей видимости, во всех трех случаях форма лица подвержена действию разных факторов отбора, приводящих к разным особенностям изменчивости. Полученные данные были представлены в трех устных докладах по проекту: (1) Rostovtseva V., Mezentseva A., Windhager S., Butovskaya M. The Face of a Leader: combining behavioral experiments with geometric morphometrics / HBES 32nd Annual Meeting, June 24 - July 2, 2021; (2) Ростовцева В.В., Мезенцева А.А. Лицо лидера: экспериментальное исследование среди Бурят / Сборник материалов XIV Конгресса антропологов и этнологов России, Томск 6-9 июля 2021 г. Москва – Томск: Изд-во Томского государственного университета. 2021. C. 347; (3) Ростовцева В.В., Бутовская М.Л., Мезенцева А.А. Лицо лидера: экспериментальное исследование среди бурят. Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», Москва, 6-9 декабря 2021 (онлайн). По результатам также была написана статья, которая на данный момент находится на стадии рецензирования и планируется к выходу в 2022 г. Помимо этого была доработана и опубликована статья по связи морфологии лица мужчин-бурят и их склонности к альтруистичному поведению. Статья вышла на двух языках: (1) Ростовцева В.В., Мезенцева А.А., Виндхагер С., Бутовская М.Л. Лицо альтруиста: экспериментальное исследование просоциального поведения и морфологии лица бурят Южной Сибири // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 2. С. 85-100.; (2) Rostovtseva V.V., Mezentseva A.A., Windhager S., Butovskaya M.L. Altruistic face: experimental study on facial morphology and prosociality in Buryats of Southern Siberia // Experimental Psychology (Russia). 2021. Vol. 14. N. 2. P. 85-100. https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140206 (WoS, Q4).

 

Публикации

1. Бутовская М.Л., Буркова В.Н. Дележ органиченными ресурсами и помощь в детских и подростковых коллективах как проявление ультрасоциальности человека IV Международная научная конференция "Фундаментальные и прикладные аспекты медицинской приматологии. Федеральное государственное буджетное научное учреждение "Научно-исследовательский институт медицинской приматологии", г. Сочи, С. 196-203 (год публикации - 2021)

2. Бутовская М.Л., Буркова В.Н., Рэндалл Э.К., Донато С., Феденок Ю.Н., Хокер Л., и др. Cross-Cultural Perspectives on the Role of Empathy during COVID-19’s First Wave Sustainability, 13, 13, 7431 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3390/su13137431

3. Бутовская М.Л., Мезенцева А.А., Мабулла А., Шакельфорд Т., Шафер К., Финк Б., Виндхагер С. Facial cues to physical strength increase attractiveness but decrease aggressiveness assessments in male Maasai of Northern Tanzania Evolution and Human Behavior, - (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2021.11.006

4. Ростовцева В.В., Мезенцева А.А., Виндхагер С., Бутовская М.Л. Лицо альтруиста: экспериментальное исследование просоциального поведения и морфологии лица бурят Южной Сибири Экспериментальная психология, Т. 14. № 2. C. 85—100 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140206

5. Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Кооперация в масайском обществе ХV Международная конференция африканистов. Судьбы Африки в современном мире (Москва, 24–28 мая 2021 г.). Тезисы. М.: Институт Африки РАН, С.200-201. (год публикации - 2021)

6. Бутовская М.Л. Эволюция человека: между конкуренцией и сотрудничеством XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. – Москва ; Томск : Издательство Томского государственного университета, С. 342-343 (год публикации - 2021)

7. Ростовцева В.В., Мезенцева А.А. Лицо лидера: экспериментальное исследование среди бурят XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. – Москва ; Томск : Издательство Томского государственного университета, С. 347 (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 г. была проведена экспедиция в Танзанию (к традиционным скотоводам – масаям). Был доработан анализ обобщенной выборки детей и подростков из 7 обществ, различающихся по культуре и хозяйственно-экономическому устройству (русские, буряты, тувинцы, меру, хадза, ирак, хая). Выявлено, что культура и окружающая среда оказывают влияние на формирование просоциальных установок уже в детском возрасте. В целом дети и подростки во всех культурах чаще прибегали к просоциальным, нежели эгоистичным стратегиям дележа ценными ресурсами. Однако мы обнаружили ярко-выраженный паттерн кросс-популяционных различий в частоте просоциального и эгоистичного поведения, что особенно проявлялось в поведении по отношению к незнакомцам. Результаты вышли в статье: Butovskaya et al., 2022 (WoS Q1); https://doi.org/10.1038/s41598-022-19354-7. Пресс-релиз опубликован в ряде российских СМИ: https://nauka.tass.ru/nauka/15938125 https://indicator.ru/humanitarian-science/rossiiskie-deti-bolee-chetko-razgranichivayut-svoikh-i-chuzhikh-chem-zhiteli-tanzanii-03-10-2022.htm https://polit.ru/news/2022/10/04/ps_rnf/ https://poisknews.ru/themes/psihologiya/rossijskie-deti-bolee-chetko-razgranichivayut-svoih-i-chuzhih-chem-zhiteli-tanzanii/ https://inscience.news/ru/article/russian-science/10636 https://news.rambler.ru/science/49454527-deti-v-rossii-bolee-chetko-delyat-lyudey-na-svoih-i-chuzhih-chem-afrikantsy/ https://woman.rambler.ru/children/49451861-rossiyskie-deti-bolee-chetko-razgranichivayut-svoih-i-chuzhih-chem-zhiteli-tanzanii/ Было проведено исследование просоциального поведения детей и подростков в отдельных популяциях в связке с генетическими маркерами. Генетический анализ полиморфизмов гена рецептора окситоцина OXTR rs53576 (тувинские дети, а также школьники из г. Уссурийск) и гена FKBP5 rs1360780, связанного с реакцией на стресс (уссурийские школьники), показал, что установки на помощь родственникам достоверно ассоциированы с GG вариантом OXTR rs53576. Однако к использованию физической силы для защиты родственников чаще были склонны носители АА варианта OXTR rs53576. Они же предпочитали в конфликтах принимать сторону более сильного. Для FKBP5 rs1360780 показана ассоциация вмешательства в конфликт для защиты родственника с гомозиготным вариантом ТТ (у девушек с положительным знаком и у юношей с отрицательным). Полученные результаты представлены в статьях по проекту (Бутовская и др., 2022; (Scopus Q4); Бутовская и др., 2022 (RSCI): http://bulletin.antropos.msu.ru/article.php?id=918). В 2022 было проведено сравнительное исследование последствий стресса глобального масштаба (пандемии COVID-19) на население. Исследование, проведеннное на выборке студентов (г. Москва и г. Казань) в допандемийный период, а также в ходе 3-х волн пандемии COVID-19 (N участников = 2194 человека), показало, что уровень эмпатии и тревожности в допандемийный период был значительно ниже, чем во время пандемии, в то время как уровень агрессии, напротив, понизился в пандемийный период по сравнению с более ранним временем. Несмотря на то, что уровень тревожности и эмпатии повысился по сравнению с допандемийным временем, от 1-й к 3-й волне пандемии COVID-19 уровни эмпатии и тревожности существенно снижались, также как и уровень агрессии, что говорит об успешной адаптации к стрессовым условиям. Кросс-культурное сравнение московских и казанских данных указывает на более высокий уровень агрессии и стрессированности у москвичей по сравнению с казанцами. Полученные результаты представлены в статьях по проекту (Буркова и др., 2022 (Scopus Q4); Буркова и др., 2022 (RSCI): https://journals.iea.ras.ru/vestantrop/article/view/603; Буркова, Бутовская, 2022 (РИНЦ)), а также в докладах на двух международных научных конференциях. В 2022 г. были проанализированы данные, полученные в 2021 г. в эксперименте с использованием экономических игр в г. Тула (среди русских). Данные были сопоставлены с аналогичными данными, полученными нами ранее (2018-2020 гг.) по бурятам. Результаты показали значительные популяционные различия в кооперативном поведении между русскими и бурятскими мужчинами. Русские мужчины оказались более предрасположены к кооперации в парах, в то время как бурятские мужчины лучше кооперировались в группах. Этот результат был воспроизведен контрольным анализом данных, полученных нами ранее в аналогичном исследовании в Москве (Ростовцева, Бутовская, 2018). Мы предполагаем, что различия в особенностях кооперативного поведения между русскими и бурятскими мужчинами отражают культурные различия в индивидуалистических и коллективистских ценностях. Полученные результаты представлены в статье по проекту (Rostovtseva et al., на рецензии; Scopus Q2). Несколько независимых исследований, проведенных нами в рамках проекта, показали, что просоциальные качества положительно ассоциированы с физической силой в ряде популяций (масаи, буряты). Впервые в мире нами было показано, что лица физически слабых мужчин могут восприниматься как более агрессивные, по сравнению с физически сильными (данные по масаям Танзании) (Butovskaya et al., 2022; WoS Q1: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1090513821000891). Помимо этого, в экспериментальном исследовании среди масаев было установлено, что лица мужчин-масаев, склонных помогать окружающим, распознаются представителями своей популяции как склонных к взаимопомощи, и в то же время воспринимаются как более физически сильные (Бутовская и др., 2023 – на рецензии; WoS Q4). Результаты онлайн исследования с предъявлением портретов бурят показали, что внешность (форма лица) мужчин-лидеров воспринимается как внешность физически более сильного и здорового человека (Rostovtseva et al., Scopus Q2: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/14747049221081733). При этом было установлено, что лидерство у бурят положительно ассоциировано с рядом особенностей социального поведения, а также ожиданий окружающих: экстраверсией, коммуникативностью, повышенной позитивной невербальной экспрессивностью (Rostovtseva et al., 2022; Scopus Q2: https://psy-journal.hse.ru/data/2022/04/04/1797653974/19-01.pdf#page=124), восприятием внешности лидера как принадлежащей щедрому человеку и вызывающему доверие (Rostovtseva et al., 2022; Scopus Q2). Индивидуальная склонность к лидерству в мужских коллективах бурят оказалась связана с более высоким индексом массы тела (Ростовцева и др., 2022; РИНЦ). Однако результаты экспериментального исследования, проведенного в Туле на русской выборке, показали, что лидерский потенциал русских мужчин не связан с общей массивностью, более того, лидеры имели несколько более низкий вес, а также размер лица (статистически незначимые различия). Полученные результаты свидетельствуют о популяционных различиях, которые возможно интерпретировать в рамках теории коллективистских/индивидуалистских культур. Дополнительно в 2022 г. был проанализирован материал эксперимента на доверие к незнакомцам, проведенного нами ранее в Нидерландах (на выборке молодых голландцев). Результаты показали, что пол и внешность оказывают существенное влияние на доверие к незнакомым людям: женщины вызывали больше доверия, чем мужчины, при этом женщины с более фемининной формой лица вызывали меньше доверия, в то время как мужчины с более маскулинной формой лица вызывали больше доверия у женщин, но мужчины им доверяли меньше. Ни пол, ни особенности формы лица не были связаны с реальной благонадежностью человека. Результаты представлены в статье по проекту (Rostovtseva et al., 2022 – официальный препринт: https://psyarxiv.com/tq2rm/download?format=pdf; Rostovtseva et al., in press; WoS Q1: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.925601), а также в докладах на двух международных научных конференциях. В ходе выполнения проекта в 2022 г. научным коллективом было опубликовано 14 статей (8 в изданиях из баз WoS CC и Scopus), а также сделано 7 докладов на международных и российских научных конференциях. План проекта на 2022 г. перевыполнен.

 

Публикации

1. Буркова В.Н., Бутовская М.Л. Пандемия COVID-19: Динамика изменения эмпатического поведения среди московских студентов Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2022 г.). – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, С.82-85. (год публикации - 2022)

2. Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Зинурова Р.И. Агрессия и тревожность до и во время COVID-19 (на основе опроса московских и казанских студентов) Вопросы психологии, Т. 67. № 6. С. 65-77. (год публикации - 2021)

3. Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Симаков Н.Ю. Эмпатия и взаимопомощь до и во время COVID-19 (данные по московским студентам) Вопросы психологии, Т. 68. № 1. С.28-40 (год публикации - 2022)

4. Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Феденок Ю.Н., Дронова Д.А. Кросс-культурные и гендерные различия уровня эмпатии, агрессии и тревожности у российской молодежи (на примере русских и татар) Вестник антропологии, № 1. С.20-44. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33876/2311-0546/2022-1/20-44

5. Бутовская М.Л. Дележ ограниченными ресурсами у детей и подростков в традиционных обществах Танзании: универсальные и культурно-специфические характеристики Каждый гражданин - неотъемлемая часть нации. К 100-летию со дня рождения основоположника независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере. М.: ИАфр РАН., С. 199-217. (год публикации - 2022)

6. Бутовская М.Л. Эволюция человека: между конкуренцией и сотрудничеством Эволюция. Волгоград: Издательство "Учитель"., Т. 12 (год публикации - 2022)

7. Бутовская М.Л., Адам Ю.И., Бутовская П.Р., Лазебный О.Е. Готовность делиться ограниченными ресурсами с друзьями и незнакомцами у тувинских детей и подростков Вопросы психологии, Т. 68. № 3. С.136-147. (год публикации - 2022)

8. Бутовская М.Л., Ростовцева В.В., Дронова Д.А., Буркова В.Н., Адам Ю.И. Variations in limited resources allocation towards friends and strangers in children and adolescents from seven economically and culturally diverse societies Scientific Reports, Vol. 12. №1. 15232 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1038/s41598-022-19354-7

9. Бутовская М.Л., Ростовцева В.В., Мезенцева А.А. Facial and body sexual dimorphism are not interconnected in the Maasai Journal of Physiological Anthropology, Vol. 41. №1. 3 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1186/s40101-021-00276-8

10. Бутовская М.Л., Филатова В.О., Лазебный О.Е. Ассоциация самооценок по эмпатии, помощи, агрессии и личностным установкам с пальцевым индексом и полиморфизмом rs53576 гена OXTR у школьников европеоидного происхождения Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, № 1. С. 134-152. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32521/2074-8132.2022.1.134-152

11. Ростовцева В.В., Бутовская М.Л., Мезенцева А.А. Лицо лидера: экспериментальное исследование среди бурят Эволюция. Волгоград: Издательство "Учитель"., Т.12 (год публикации - 2022)

12. Ростовцева В.В., Бутовская М.Л., Мезенцева А.А. Бутовская П.Р., Роса А., Меса Гонзалез Т., Лазебный О.Е. Leaders-cheaters in male group cooperation: differences in nonverbal communication and genetic factors Psychology-Journal of the Higher School of Economics, Т. 19. № 1. С. 124-149. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-124-149

13. Ростовцева В.В., Бутовская М.Л., Мезенцева А.А., Вайссинг Ф.Д. Effects of sex and sex-related facial traits on trust and trustworthiness – an experimental study Frontiers in psychology, - (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.925601

14. Ростовцева В.В., Мезенцева А.А., Бутовская М.Л. Perception of emergent leaders’ faces and evolution of social cheating: Cross-cultural experiments Evolutionary Psychology, Vol. 20. № 1. P. 1-15. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1177/14747049221081733

15. - Раскрыты различия в характере альтруизма у детей из России и Танзании Наука ТАСС, - (год публикации - )

16. - Российские дети более четко разграничивают «своих» и «чужих», чем жители Танзании Indicator. Гуманитарные науки, - (год публикации - )

17. - Дети из сельских африканских обществ более склонны делиться с незнакомцами Полит.ру, - (год публикации - )

18. - Российские дети более четко разграничивают «своих» и «чужих», чем жители Танзании Поиск, - (год публикации - )

19. - Дети в России более четко делят людей на «своих» и «чужих», чем африканцы In Science, - (год публикации - )

20. - Дети в России более четко делят людей на «своих» и «чужих», чем африканцы Рамблер, - (год публикации - )

21. - Российские дети более четко разграничивают «своих» и «чужих», чем жители Танзании Рамблер / женский, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано