КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00480

НазваниеСубъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни

РуководительГалажинский Эдуард Владимирович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2022 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (28).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-550 - Психология

Ключевые словакачество жизни, благополучие, субъективные индикаторы, интегральная оценка жизни, психологическое благополучие, личностный потенциал, позиция личности, анализ медиации и модерации

Код ГРНТИ15.41.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Применение интегративного подхода к пониманию и операционализации качества жизни, основанного на понимании психологических механизмов трансформации объективных условий в субъективные переживания и жизненную ситуацию, привело к разработке модели качества жизни, предполагающей учёт трёх измерений: объективного, субъективного и субъектного и разработке целого ряда новых психодиагностических методик. В настоящий момент существуют задачи сопоставления вклада средовых и личностных факторов в качество жизни (с учётом новых диагностируемых показателей, таких как соотношение позитивных и негативных переживаний, оценка качества жизни и качества времени, ценности жизни), разработки подходов к активизации ресурсов субъектности в повышении качества жизни. Кроме этого, возникновение ситуации пандемии привело к возникновению задачи осмысления происходящих изменений в субъективной оценке качества жизни и организации дополнительных лонгитюдных эмпирических исследований. Она является исключительно актуальной для построения прогностических моделей в условиях нарастающего влияния факторов невротизации общества — эпидемий, экономического кризиса, риска природных и техногенных катастроф, высокого темпа жизни, переизбытка информации и т.п., а вопросы о качестве жизни становятся актуальными для разных областей научного знания. Одним из важнейших параметров, появившихся относительно недавно, но очень мощно влияющих на субъективное восприятие качества жизни человека, являются социальные сети, которые в последнее десятилетие стали самодовлеющим фактором. Они оказывают сложное влияние как на привычные аспекты социальной жизни человека, такие как общение, дружба, эмоциональная поддержка и т.п., так и на возникновение совершенно новых социальных практик и форм социальной жизни, которые возможны только в цифровом пространстве. Ситуация пандемии, спровоцировавшая, с одной стороны, изменение объективных характеристик качества жизни, одновременно значительно актуализировала анализ влияния социальных сетей на субъективное восприятие качества жизни, так как люди ещё большее количество времени стали проводить в интернете и коммуникации между ними ещё в большей степени перешли в онлайн-формат. Чтобы управлять информационными потоками, необходимо не только понимать их особенности, тематику, паттерны распространения, но и особенности восприятия информации людьми с различным характеристиками личностного потенциала и субъективного благополучия. Традиционные инструменты оценки качества жизни и психологического благополучия основаны, в основном, на социальных опросах и анализе ограниченных выборок психодиагностических срезов, мы же предлагаем осуществлять её на основе анализа цифровых следов и больших пользовательских данных, которые включают в себя социально-демографические (пол, национальность, возраст, образование, работа), эмотивные и поведенческие (лайки, репосты, комментарии, интересы, подписки на сообщества и т.п.) переменные. Такой подход обеспечит построение наиболее точной предиктивной модели, которая позволит предсказать уровень субъективного (психологического) благополучия населения. Таким образом, актуальность исследования сохраняется за счёт следующих задач: 1) построение прогностической модели влияния факторов нестабильности жизни (эпидемий, экономического кризиса, риска природных и техногенных катастроф, высокого темпа жизни, переизбытка информации и т.п.) на субъективное благополучие и акциональность человека; 2) обеспечить понимание и описание механизмов распространения информации на человека, его субъективное благополучие, роли информации в формировании субъективного благополучия; 3) оценить вклад различных личностных переменных (например, типа личности) в субъективное восприятие информации. Новизна подхода состоит в разработке предиктивной модели субъективной оценки качества жизни с учётом факторов нестабильности, интегрирующей психологические показатели и показатели анализа цифровых следов пользователей.

Ожидаемые результаты
Результатом реализации проекта является разработка междисциплинарной модели субъективной оценки качества жизни интегрирующей психологические показатели и показатели анализа цифровых следов пользователей, а также её операционализация. Несмотря на интерес исследователей к интегральным показателям качества жизни, до настоящего времени такого междисциплинарного анализа проведено не было - отдельные его попытки включают скорее перечень пониманий качества жизни в разных дисциплинах, нежели собственно междисциплинарный анализ с последующей операционализацией и апробацией. Результатом операционализации предлагаемой модели станет инструментарий, позволяющий осуществлять на основе сопоставления показателей психодиагностических методик, определяющих характеристики личностного потенциала и субъективные индикаторы качества жизни, и результатов анализа цифровых следов и больших пользовательских данных, которые включают в себя социально-демографические (пол, национальность, возраст, образование, работа), эмотивные и поведенческие (лайки, репосты, комментарии, интересы, подписки на сообщества и т.п.) переменные, строить предиктивные модели и предсказывать уровень субъективного (психологического) благополучия населения. Впервые по результатам лонгитюдных исследований исходная модель получит эмпирическое обоснование. Помимо этого, планируется исследование ключевых компонентов личностного потенциала, опосредствующих связь социоэкономических факторов с интегральной оценкой субъективного благополучия и удовлетворённости жизнью, а также дифференциация их функции на медиаторные и модераторные. Будут описаны территориальные, гендерные, возрастные, психологические и социальные факторы, влияющие на интегральную оценку человеком своей жизни. Научная значимость этого аспекта состоит в систематизации и уточнении личностных факторов, определяющих преломление макроэкономических показателей и объективных характеристик качества жизни в индивидуальные субъективное качество жизни. С практической точки зрения, эти данные укажут перспективные направления в разработке стратегий формирования государственных политик в социальной сфере. Практическая значимость включает выявление возможных мишеней личностного уровня, связанных не только с непосредственным улучшением качества жизни, но и определяющих то, как будут восприняты и к каким последствиям приедут интервенции по его улучшению. Следует отметить, что задачи интеграции и разработки такого рода модели релевантны задачам, преследуемым Международным обществом по изучению качества жизни (International Society for Quality of Life Studies, ISQOLS), Международной сетью правительственных научных консультаций (International Network for Government Science Advice, INGSA) и, в меньшей степени, Международной ассоциацией позитивной психологии (International Positive Psychology Association, IPPA).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Проведён третий этап лонгитюдного исследования субъективных индикаторов и психологических предикторов качества жизни в ситуации пандемии. Основная характеристика условий жизнедеятельности для данного этапа - изменение временных установок по отношению к пандемии, возникновением представлений о стабильном образе жизни в ситуации наличия COVID-19. Статистический анализ результатов показал наличие значимых взаимозависимостей между удовлетворённостью жизнью и характеристиками идентификации с городской средой. Результаты регрессионного анализа позволяют сделать вывод о том, что характеристики идентичности с городской средой (в частности, «общая привязанность» к месту жительства) являются предикторами удовлетворённости жизнью. При этом наблюдаются достоверные различия в выраженности данных параметров по возрасту. Кроме того, в целом параметр «идентичность с городом» имеет положительные корреляционные зависимости с параметрами «удовлетворённость социальной поддержкой», «удовлетворенность работой», «удовлетворённость материальным положением». Результаты исследования отражены в статье «Satisfaction with life and Urban-related identity in a situation of long-term restrictions on territorial mobility caused by the COVID-19 pandemic». Осуществлён статистический анализ и интерпретация результатов первого и второго среза лонгитюдного исследования субъективных индикаторов и психологических предикторов качества жизни в ситуации пандемии. Подтвердилась гипотеза о том, что удовлетворенность жизнью является стабильной когнитивной составляющей субъективной оценки качества жизни, которая связана с удовлетворенностью социальной поддержкой, работой, материальным положением и субъективной оценкой собственного здоровья. Так же доказана связь удовлетворенности жизнью с позитивным отношением к собственному прошлому. Исследование особенностей установок к собственному прошлому, настоящему и будущему в разные периоды пандемии COVID-19 показало снижение уровня позитивных эмоций в восприятии настоящего в первую волну пандемии. В целом установки к настоящему имеют наименьшие положительные значения. Будущее видится наиболее позитивно. Что характерно для проявления синдрома отложенной жизни. Данные результаты нашли отражение в статье «Transformation of temporary attitudes during the COVID-19 pandemic». Результаты исследования также нашли своё отражение в выступлении с докладом (который был признан лучшим на конференции) на VIII Международной конференции студентов и молодых учёных «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» в ноябре 2021 г. и в статье «Удовлетворённость жизнью и субъективная оценка состояния здоровья в ситуации пандемии COVID-19». Анализ эмпирических данных позволил сделать выводы о том, что: • Уровень удовлетворенности жизнью не имеет достоверных различий в первую и вторую волну пандемии COVID-19. • Удовлетворенность жизнью ниже при восприятии риска заражения COVID-19, как высокого. • Факт перенесения коронавирусной инфекции не оказывает влияния на удовлетворенность жизнью. • От первой волны пандемии ко второй респонденты стали оценивать риски заражения как более высокие. • При низких субъективных оценках вероятности заражения COVID-19 тяжесть течения возможного заболевания воспринимается как более легкая. Кроме того по результатам лонгитюдного исследования была подготовлена статья «Субъективное благополучие студентов в период пандемии COVID-19». Сравнительное исследование обучающихся в вузе и работающих специалистов показало, что студенты в целом более позитивно настроены по отношению к своему настоящему и будущему в период пандемии COVID-19, чем контрольная группа. Положительное отношение к будущему связано с надеждами, планами, предвкушением. Будущее является важным мотивационным компонентом, который определяет активность и направление деятельности в настоящем времени. Более низкие оценки настоящего, характерные для контрольной группы, характеризуют настоящее как пассивное, позитивно окрашенное будущее наполнено планами и мечтами. При этом прошлое видится положительнее настоящего. Это может говорить о тенденции уходить воспоминаниями в приятные события прошлого или строить планы на будущее, пережидая настоящее. Для контрольной группы настоящее в период пандемии более сложное, несет больше негативных эмоций. Для студентов характерно больше негативных переживаний по отношению к своему прошлому. Удовлетворенность жизнью не имеет значимых различий у контрольной группы и студентов. Была проведена разработка модели изучения субъективных индикаторов и психологических предикторов качества жизни по данным социальных сетей. По результатам теоретических и эмпирических исследований была уточнена методология изучения качества жизни населения регионов РФ по цифровым следам на основе Индекса проблем региона по данным социальных сетей. Осуществлена апробация адаптированной методики оценки субъективных индикаторов и психологических предикторов качества жизни по данным социальных сетей на репрезентативной выборке. Дизайн проведённого исследования предполагал последовательную реализацию нескольких этапов: разработка модели качества жизни; выбор сообществ в социальной сети ВК; классификация сообщений и постов в сообществах; автоматический анализ контента в отобранных сообществах; построение индекса качества жизни для различных регионов России. В результате теоретического анализа нами были выделены социально-психологические индикаторы и определены ключевые темы, которые мы использовали для отнесения сообщения к тому или иному индикатору в процессе разметки сообщений. Их более детальное описание приведено в таблице в п. 1.3. данного отчёта. В исследование мы включили 83 региона из 85, входящих в состав РФ. Нам не удалось собрать достаточное количество данных в двух регионах – Чечне и Мордовии. В каждом из 83 регионов мы определяли 3 самых крупных по численности населения города и отбирали по10 сообществ в социальной сети ВКонтакте, в которых обсуждается жизнь в этих городах, так называемые «городские сообщества». Поиск сообществ осуществлялся вручную, отбирались наиболее многочисленные сообщества из числа соответствующих выделенным нами критериям. Таким образом, мы сформировали кластер из 2410 сообществ. На следующем этапе исследования мы осуществили выгрузки материалов, содержащихся в этих сообществах, с помощью специализированной системы мониторинга и анализа социальных медиа «InfoWatch Kribrum». Набор данных представляет из себя текстовые посты со стен региональных сообществ в социальной сети «ВКонтакте», полученные при помощи публичного API (Application Programming Interface) социальной сети. Каждый пост необходимо было отнести к одной из 19 категорий или отнести его к «мусорным» классам. Основным подходом является использование методов машинного обучения для извлечения неизвестных закономерностей в этих текстах. Для создания автоматического алгоритма классификации текстов использованы следующие стандартные библиотеки машинного обучения – Scikit Learn , Pandas , Numpy и набор инструментов для анализа естественного языка NLTK (Natural Language Toolkit). Алгоритм реализован на языке программирования Python 3. Для преобразования текстов в вектор важности слов применен подход TF-IDF (TF – term frequency, IDF – inverse document frequency), в котором используются веса слов пропорциональных частоте употребления этих слова в документе и обратно пропорциональных частоте употребления слов во всех документах коллекции. Был проведен ряд экспериментов, заключающийся в разбиении на обучающую и тестовую выборки с последующей валидацией, с целью выбора наиболее точной модели для задач классификации категорий и тональности. В результате этих экспериментов были проверены модели градиентного бустинга (Gradient Boosting), где используется модель предсказания в форме ансамбля слабых предсказывающих моделей, и случайного леса (Random Forest), с различными вариациями гиперпараметров. Полученные результаты позволяют сделать выводы о наличии двух значимых характеристик обсуждения индикаторов качества жизни в социальных сетях – тональность и интенсивность обсуждений. С одной стороны, наблюдается преобладание публикаций негативной тональности. С другой стороны, можно заметить, что с огромным отрывом лидирует такой показатель как безопасность – эта означает, что данная тема наиболее активно и интенсивно обсуждается в выбранных сообществах в социальной сети. На порядок меньше внимания привлекают такие показатели как отношения между людьми, состояние объектов инфраструктуры и ЖКХ и экология. Далее довольно плотной группой идут такие показатели как состояние медицины, работа, протестный потенциал в регионе, товары и оценка политических решений властей региона. Еще меньше внимания привлекают внимание населения такие темы как внутренняя политика государства, образование, оценка деятельности конкретных представителей власти, а также темы кредитования и предпринимательства, социальной поддержки от государства, свободы выборов и налогообложения. В этой связи предложенный индекс качества жизни является в большей мере индикатором социальных проблем – он показывает степень неудовлетворенности жителей региона своими условиями жизни и указывает на наиболее острые проблемы, волнующие население. Таким образом, проведенная нами серия теоретических и эмпирических исследований доказала возможность и целесообразность использования наряду с привычными для специалистов гуманитарных наук субъективными социально-психологическими индикаторами, которые измеряются с помощью опросов, стандартизованных и/или частично стандартизованных диагностических методик, можно использовать «цифровые» индикаторы, которые основаны на анализе цифровых следов пользователей. Результаты данной работы были отражены в статье Щекотин Е.В., Гойко В.Л., Мягков М.Г., Дунаева Д.О. (Shchekotin E., Goiko V., Myagkov V., Dunaeva D.) Assessment of quality of life in regions of Russia based on social media data.// Journal of Eurasian Studies. Vol. 7, Iss.2. 2021. P/ 172-186. (Scopus, Q1).

 

Публикации

1. Блохина Е.В., Петрова В.Н., Галажинский Э.В. Удовлетворенность жизнью и субъективная оценка состояния здоровья в ситуации пандемии COVID-19 Сб. материалов VIII Международная конференция студентов и молодых учёных "Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия", - (год публикации - 2021)

2. Щекотин Е.В., Гойко В.Л., Мягков М.Г., Дунаева Д.О. Assessment of quality of life in regions of Russia based on social media data Journal of Eurasian Studies, Vol.12, Iss.2, p. 182-198, License CC BY-NC 4.0 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1177/18793665211034185


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Завершена работа по обоснованию междисциплинарной концепции, предполагающей синтез социально-экономического подхода к качеству жизни и психологического подхода к благополучию, анализу интегральной оценки человеком своей жизни как психологическому процессу, опосредствующему влияние объективной ситуации, а также выявлению возможных переменных структуры личности, выполняющих опосредующие (медиаторные и модераторные) функции в отношении этой оценки. В результате нами была сформулирована идея о том, что взаимосвязанные между собой оценки счастья, удовлетворенности и субъективного благополучия перебрасывают мост между исследованиями, в центре которых находится специфика разных типов обществ и культур, и исследованиями качества жизни на индивидуально-психологическом уровне. Позитивная психология определяет на сегодняшний день ключевой вектор понимания качества жизни в междисциплинарных исследованиях. Проведены три этапа лонгитюдного исследования субъективных индикаторов и психологических предикторов качества жизни в ситуации пандемии. Выявлены предикторы удовлетворённости жизнью в структуре базовых психологических потребностей сотрудников в период постпандемии. Анализируя профессиональную позицию работника первой четверти 21 века, мы можем говорить о смене карьерной парадигмы: фактически мы можем констатировать переход от модели достижения успеха в карьере к модели жизнеосуществления, когда главным становится принцип гармоничного взаимодополнения всех сторон жизнедеятельности. Это означает гибкость профессиональных траекторий, ориентацию на краткосрочную перспективу и достижения «здесь – и – сейчас», ориентацию на интересы микросоциума при принятии жизненно важных решений. Проведён анализ результатов лонгитюдного исследования. Показана стабильность показателей во времени по параметрам субъективных оценок качества жизни и уровня тревожности, установок ко времени у студентов как в период вынужденного онлайн обучения, так и в период перехода к смешанной модели обучения. При этом показатели удовлетворённости жизнью также являются стабильно выше среднего. Это свидетельствует о том, что респонденту оценивают образовательную среду как способствующую решению текущих задач, а действие стрессогенных факторов оценивается как допустимое. В отношении социальной и профессиональной активности у студентов обнаружен «эффект отложенной жизни». Данная сфера жизнеосуществления, с одной стороны, не вызывает отторжения и стресса, а, с другой стороны, рассматривается как менее актуальная в настоящем. В целом образовательное пространство воспринимается студентами позитивно и не вызывает тревоги. Сложная ситуация вынужденного изменения образовательных подходов не вызвала у студентов негативных последствий и отторжения. И хотя на первоначальных этапах у отдельной части преподавателей и студентов и возникали стрессовые реакции, с течением времени большая часть респондентов сформировала скорее позитивное отношение к изменению образовательной среды. На наш взгляд, возможности, которые открываются в результате внедрения смешанной образовательной среды, перевешивают возникшие проблемы. Рассмотрен потенциал городской среды как фактор актуализации личностного потенциала и удовлетворённости жизнью. Описаны результаты серии поперечно-срезовых исследований (в период до и после пандемии COVID-19). Анализируются выявленные взаимозависимости между характеристиками личностного потенциала (уровень личностной зрелости, способность к самоорганизации деятельности), восприятием городской среды и удовлетворённостью жизнью. Установлено, что предикторами удовлетворённости жизнью у горожан являются внешняя ценность городской среды, общая привязанность к городу и субъективные оценки уровня социальной поддержки со стороны друзей и близких. Исследованы специфические взаимозависимости между установками ко времени и экзистенциальной исполненностью как предикторы субъективного благополучия в ситуации постпандемии. Доказано, что в ситуации резкого изменения образа жизни в целом, характеристик образовательной и организационной сред в частности в ситуации пандемии COVID-19 возникают принципиально новые механизмы саморегуляции процессов достижения результата в трудовой и образовательной деятельности и удовлетворённости жизнью. Определены взаимозависимости между эмпирическими данными, полученными в ходе онлайн и оффлайн исследований и эмпирическими данными, полученными с помощью анализа цифровых следов. Получены результаты валидации 6 моделей машинного обучения для определения тональности русскоязычных публикаций по тематике качества жизни населения. Обоснована возможность применения новых источников данных – цифровых следов пользователей в Интернете, для изучения качества жизни населения территорий Российской Федерации. Показано, что исследование различных аспектов качества жизни территорий на основе анализа цифровых следов пользователей обладает как определенными преимуществами, так и методологическими ограничениями. Предложена методика анализа цифровых следов пользователей в российской социальной сети ВКонтакте для выявления проблем, с которыми сталкиваются жители территорий и которые являются важными неблагоприятными факторами качества жизни. Представлены результаты выделения проблем сельских территорий, выполненное с помощью программного обеспечения PolyAnalyst. Опубликована коллективная монография «Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни». Издание монографии планируется в декабре 2022 г. Приложениях размещены данные о монографии. С её содержанием можно ознакомится в облаке mail.ru, пройдя по ссылке https://cloud.mail.ru/public/wPRs/cvZXH4fNG

 

Публикации

1. Басина П.А., Дунаева Д.О., Саркисова А.Ю. Валидация моделей машинного обучения для автоматизированного определения тональности русскоязычных текстов Вестник Томского государственного университета, № 479 (год публикации - 2023)

2. Блохина Е.В., Петрова В.Н., Галажинский Э.В. Субъективное благополучие студентов в период пандемии COVID-19 ХX Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования Исследования, улучшающие образование Тезисы конференции, ХX Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования, с. 24-30 (год публикации - 2021)

3. Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным Социальная психология и общество, №4 2022 (год публикации - 2023)

4. Петрова В.Н., Галажинский Э.В., Блохина Е.В. Временные установки и удовлетворѐнность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде Вестник Томского государственного университета, №479 (год публикации - 2023)

5. Петрова В.Н., Галажинский Э.В., Блохина Е.В. Взаимозависимости между установками ко времени и экзистенциальной исполненностью как предикторы удовлетворённости жизнью специалистов в ситуации постпандемии Экспериментальная психология, - (год публикации - 2023)

6. Петрова В.Н., Галажинский Э.В., Блохина Е.В. Потенциал городской среды как предиктор удовлетворенности жизнью Социальная психология и общество, №14 (год публикации - 2023)

7. Петрова В.Н.,Блохина Е.В., Галажинский Э.В. Эффект "здесь - и - сейчас" в профессиональных установках работников в период постпандемии Вестник Томского государственного университета. Экономика, № 60 (год публикации - 2023)

8. Щекотин Е., Дунаева Д, Александрова Ю. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВЫХ СЛЕДОВ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АПК: экономика и управление, № 11 с.89-96 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33305/2211-89

9. Александрова Ю.К, Басина П.А., Блохина Е.В., Гойко В.Л., Галажинский Э.В., Дунаева Д.О., Петрова В.Н., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Саркисова А.Ю., Щекотин Е.В. Субъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни Издательство Томского государственного университета, 452 стр (год публикации - 2022)


Возможность практического использования результатов
Научные исследования, проведённые в рамках работы по гранту, явились основанием для разработки магистерской программы по психологии по тематике гранта на английском языке "Psychology of achievements and quality of life". Программа ориентирована на студентов из Китая, Индии, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В настоящий момент проводятся сравнительные исследования в восточном Китае (г. Далянь). Ведётся разработка методик невербальной семантической диагностики индикаторов качества жизни совместно с индийскими учёными.