КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-19-00412

НазваниеРазработка эффективных методов анализа поверхности предметов керамического искусства для повышения качества и достоверности искусствоведческой экспертизы и реставрационных работ.

РуководительВайнштейн Дмитрий Львович, Кандидат физико-математических наук

Организация финансирования, регион Общество с ограниченной ответственностью Научно-техническое внедренческое предприятие "Поверхность", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-302 - Корпускулярные, плазменные и лучевые источники для исследований и практики

Ключевые словахудожественная керамика, реставрация, атрибуция, искусствоведческая экспертиза, элементный состав, микроструктура, малые примеси, сканирующая электронная микроскопия (СЭМ), микрорентгеноспектральный анализ (МРСА), рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия (РФЭС), химический сдвиг, спектроскопия Оже-электронов (ОЭС), масс-спектроскопия вторичных ионов (МСВИ, ВИМС)

Код ГРНТИ18.31.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Предлагаемый проект является мультидисциплинарным, исследования будут проводиться на стыке естественных (инженерные науки, физика твёрдого тела) и гуманитарных (искусствоведение, история техники и технологий) наук. Цель проекта: Повышение качества и достоверности реставрационных работ и искусствоведческой экспертизы (атрибуции) изделий художественной керамики путём применения комплекса современных методов анализа поверхности с минимальным деструктивным воздействием. Задачи проекта: 1. Научное обоснование и разработка схем комплексного применения ряда новейших методов физического материаловедения для объективной характеризации современных и реставрируемых керамических произведений искусства. 2. Формирование базы знаний по особенностям элементного, фазового составов и комплексных характеристик структуры различных слоёв керамических изделий (глазурь, краски, керамическая масса) на микро- и наноуровне для разных времён производства, технологий и различных производителей. В рамках данного проекта будут исследоваться предметы русских и европейских центров производства XVIII – XXI вв. (фарфор, фаянс): во-первых, эти предметы, как правило находятся в непрерывном обращении (не были археологизированы – т. е. информация, которую «снимают» с них при материаловедческих исследованиях, не «затемнена» археологическими наслоениями); во-вторых, здесь мы располагаем максимальными возможностями набрать необходимый корпус образцов. 3. Выбор оптимального набора и развитие физических методов анализа поверхности для их конкретного применения при реставрационных работах и в искусствоведческой экспертизе художественной керамики. 4. Составление технического задания для разработки компьютерной экспертной системы для экспертизы (атрибуции) изделий художественной керамики с надёжной идентификацией времени, технологии и места производства на основе полученного в проекте массива экспериментальных результатов. 5. Разработка методики искусствоведческой экспертизы с использованием методов анализа поверхности. Для этого в проекте будут решены важнейшие задачи электронной и рентгеновской спектроскопии, необходимые для успешной реализации проекта в целом: 1. Разработать базы данных химических сдвигов характеристических линий на спектрах Оже-электронов в сложных химических соединениях, образующихся в керамиках, включая красочные слои. 2. Изучить возможности использования химических сдвигов характеристических рентгеновских линий микрорентгеноспектрального анализа для идентификации сложных химических соединений, образующихся в керамиках, и при положительном ответе — создание базы данных химических сдвигов характеристических рентгеновских линий. Эти задачи будут решены на основе данных эталонного метода идентификации химических связей — рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС, XPS). Актуальность и новизна. В настоящее время методы искусствоведческой экспертизы основаны на применении узкого круга оптических техник при весьма ограниченном использовании простейших спектральных средств анализа, а экспертные заключения базируются во многом на мнении эксперта. Применение объективных физических методов при экспертизах весьма ограничено, а используемые методы: рентгенофлуоресцентный анализ, рентгеноструктурный анализ, оптическая микроскопия, в т.ч. поляризационная — имеют фундаментальные ограничения, связанные с низкой чувствительностью, а также малому пространственному и глубинному разрешению. В то же время, в области физического материаловедения в последние десятилетия развиты новейшие методы неразрушающего или малоинвазивного изучения поверхности, дающие обширную информацию с уникальной чувствительностью по элементному, фазовому, микроструктурному состоянию различных материалов с уникальным глубинным и пространственным разрешением порядка нескольких нанометров. Наиболее значимая информация, которая с максимальной степенью достоверности позволяет разносторонне описать тот или иной материал, основана на комплексном применении различных методов анализа поверхности. Ряд исследовательских групп в мире расширили использование методов анализа поверхности для исследования различных исторических артефактов. Имеются малочисленные работы по изучению исторического фарфора с применением методов анализа поверхности для установления отдельных характеристик его состава и структуры, например, химического состава массы или набора пигментов в красках. Опыт комплексного применения методов анализа поверхности для использования в искусствоведческой экспертизе в литературе не описан, что определяет высокую научную новизну проекта. Методы и подходы. В проекте научно обосновываются и разрабатываются схемы комплексного применения ряда новейших методов физического материаловедения для объективной характеризации и аутентификации керамических произведений искусства. Поставленные задачи будут решаться комплексно, с использованием как литературных и архивных данных, так и экспериментальных исследований с использованием набора взаимодополняющих и взаимоверифицирующих методов анализа, начиная со стандартных: элементного рентгенофлуоресцентного анализа и дифракционного фазового анализа. Для решения задач проекта будет использован набор современных методов анализа поверхности, не повреждающих или минимально повреждающих исследуемые образцы: сканирующая электронная микроскопия (СЭМ, SEM) и микрорентгеноспектральный анализ (МРСА, EMP), рентгеновская фотоэлектронная (РФЭС, XPS) и Оже-спектроскопия (ОЭС, AES), включая Оже-микроскопию (ОЭМ, AEM) и спектроскопию протяжённой тонкой структуры спектров потерь энергии электронов (EELFS), масс-спектроскопия вторичных ионов (ВИМС, МСВИ, SIMS) в квазистатическом режиме и and TOF-SIMS. Существенную роль в проекте будут иметь методы статистической обработки экспериментальных данных, в т.ч. Фурье-анализ и фрактальный анализ изображений. Для создания экспертной системы атрибуции художественной керамики по данным комплексного анализа будет использован метод поиска нелинейных зависимостей — метод нейронных сетей. Отработка методик исследований будет производиться на образцах современных изделий художественной керамики, а также сырья для их производства. Основные исследования будут проводиться на атрибутированных фрагментах художественной керамики.

Ожидаемые результаты
Результаты данного междисциплинарного проекта внесут существенный вклад в несколько отраслей науки (инженерные науки, физика твёрдого тела, материаловедение керамических материалов, техника реставрационных работ и искусствоведение, история техники и технологий) и, следовательно, в развитие науки в целом. Будут определены характерные микро- и наноструктурные характеристики керамики, в том числе дисперсия и распределение фазовых частиц по слоям, с характеристикой формы и размеров частиц, соотношения основных химических элементов и малых примесей, их степени окисления в различных слоях (глазурь, краски, керамическая масса). Будут сформированы базы знаний по микроструктуре и химическому (в т.ч. изотопному) составу слоёв, характерных для разных времён производства и различных производителей изделий художественной керамики. Будет подобран оптимальный по стоимости приобретения и эксплуатации состав методик для проведения искусствоведческих экспертиз художественной керамики, а также сформулированы технические требования к оборудованию. На основе полученных в проекте экспериментальных результатов будет сформулировано техническое задание на разработку экспертной компьютерной системы идентификации изделий художественной керамики по данным физических материаловедческих исследований. Методики, разрабатываемые в данном проекте, обеспечат надёжные данные в случаях, когда не срабатывают традиционные методы исследования или возможны только разрушающие методы, а именно: 1. При подборе материалов и современных технологий, наиболее близких к аутентичным, при проведении реставрационных работ. 2. При определении центров производства; 3. При определении времени и места проведения разных этапов технологического цикла, если они разнесены во времени и пространстве; 4. При определении подлинности предметов, выявлении подделок; 5. Для разграничения подлинных и фальсифицированных частей предмета; 6. При проведении атрибуции памятника в процессе научной реставрации. Сохранение и реставрация исторических предметов материальной культуры справедливо оценваются как один из больших вызовов, стоящих перед человечеством. Тем самым проект направлен на решение задач стратегического направления Н7 «Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук». Реализация данного проекта позволит существенно повысить качество реставрационных работ за счёт подбора материалов, наиболее близких по составу и микроструктуре к исходным. а в перспективе — достоверность искусствоведческой экспертизы изделий художественной керамики, включая фарфор, что повысит вероятность выявления подделок на этом рынке, а также пресечения контрабанды подлинных изделий. Тем самым результаты проекта будут способствовать реализации Стратегического направления Н5 «Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства» и Приоритетного направления 1 «Безопасность и противодействие терроризму». В части разработки новых методик искусствоведческих исследований и экспертизы на основе современных физических методов исследования состава и структуры материалов, а также для накопления массива экспертных характеристик и направленности на будущую разработку компьютерной экспертной системы идентификации изделий художественной керамики по данным физических исследований на основе технологий искусственного интеллекта, проект соответствует Стратегическому направлению Н1 «Переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта». Применяемые в проекте методы анализа поверхности соответствуют критической технологии 11 «Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств». Решение поставленных задач позволит отечественной школе искусствоведения и реставрации укрепить лидирующее положение в мире. Распространение результатов проекта. Результаты исследований по проекту будут опубликовано не менее чем в 14 статьях в ведущих российских и международных журналах, в т.ч. не менее 10 в изданиях, индексируемых WoS и Scopus, включая ведущие издания в предметной области проекта: Applied Surface Science (Q1), Scientific Reports (Q1), Ceramics International (Q1), Spectrochimica Acta Part B: Atomic Spectroscopy (Q1), Empirical Studies of the Arts (Q1), Studies in Conservation (Q1). По результатам проекта будет опубликована 1 монография. Будет представлено не менее 6 докладов на международных конференциях по искусствоведению, материаловедению, анализу поверхности. Участниками проекта будут защищены 1 дипломная работа и 2 кандидатских диссертации.. Для распространения результатов проекта будут созданы веб-страницы проекта на сайтах researchgate.net и www.sprg.ru Помимо ожидаемых научно-технических результатов, проект будет способствовать росту научной квалификации всех его участников: 1. Приобретение навыков взаимодействия географически и функционально разделённых групп, работающих в одном проекте. Эти навыки будут полезны в будущем, в особенности для молодых участников, при работе в масштабных, в т.ч. международных, исследовательских проектах. 2. В ходе реализации данного проекта будет осуществляться интенсивный информационный обмен между материаловедческой и искусствоведческой группами проекта, что, без сомнения, обеспечит интенсивный профессиональный и общекультурный рост участников, в особенности студентов и аспирантов. 3. Результатом работ по проекту будет существенный рост публикационной активности участников, в особенности искусствоведческой группы.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
За 1 год проекта проведён литературный и архивный поиск по истории производства на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) с момента основания до эпохи Николая II. Описаны источники сырья и особенности составов фарфора в период от основания завода в 1744 году до эпохи Николая II (1917 г.). Отобраны и исследованы образцы-фрагменты изразцов с голубой и коричневой росписью, произведённые по предварительной искусствоведческой оценке в Голландии в начале 18 века. Исследования показали, что голубые образцы могут с большой вероятностью быть отнесены к данному месту и времени производства, в то время как коричневые радикально отличались от них по составу и микроструктуре. В связи с этим оценка схожести коричневых образцов из поступивших на реставрацию между собой, а также оценка времени и места производства исследованных коричневых фрагментов требует дополнительных литературных и материаловедческих исследований, запланированных на второй год проекта. Отобраны и исследованы образцы современного сырья для приготовления фарфоровой массы и пигментов для росписи фарфора, применяемых в настоящее время в производстве художественного фарфора в АО «ИФЗ», а также образцы продукции: сформованная заготовка и обожжённый фарфор. Сделаны 2 доклада (1 устный, 1 приглашённый) по результатам исследований по проекту на международных конференциях. Созданы интернет-страницы проекта на сайте ООО НТВП "Поверхность" https://www.sprg.ru/ForProjects/Ceramics/description.html (русская версия), https://www.sprg.ru/ForProjects/Ceramics/description_en.html (английская версия) и в научной социальной сети ResearchGate https://www.researchgate.net/project/RSF-Project-No-21-19-00412-Development-of-effective-surface-analysis-techniques-of-art-ceramics-items-for-improvement-of-quality-and-reliability-of-art-history-expertise-and-restoration-works

 

Публикации

1. В.О. Вахрушев, Д.Л. Вайнштейн, А.И. Ковалев, Е.П. Коновалов, А.Д. Мухсинова, Т.В. Шлыкова Микроструктура и состав глазурного слоя изразцов XVIII века ПЛЕНКИ И ПОКРЫТИЯ – 2021. ТРУДЫ 15-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Изд-во ООО "РПК "АМИГО-ПРИНТ", Санкт - Петербург, стр. 182 - 185 (год публикации - 2021)

2. В.О. Вахрушев, Д.Л. Вайнштейн, А.И. Ковалев, Е.П. Коновалов, А.Д. Мухсинова, Т.В. Шлыкова Composition of glaze layer of the 18th century tiles Journal of Physics: Conference Series, 1954 (2021) 012050 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1954/1/012050

3. Д. Вайнштейн, В. Вахрушев, А. Ковалев, Е. Коновалов, А. Волков, У. Кологриева, А. Мухсинова, Т. Шлыкова, А. Леонидова, М. Шипова Features of Microstructure and Composition of 18th Century Dutch Tiles Revealed by SEM, XRF, XPS, and TOF-SIMS AIP Conference Proceedings, 2803, 020004 (2023) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1063/5.0143537

4. Д. Вайнштейн, В. Вахрушев, А. Ковалев, Е. Коновалов, А. Волков, У. Кологриева, А. Мухсинова, Т. Шлыкова, А. Леонидова Features of microstructure and composition of 18th century Dutch tiles revealed by SEM, XRF, XPS, and TOF-SIMS Acta Materialia Turcica INTERM 2021 Abstract Book (2021), Volume INTERM 2021 Abstract Book, Issue , 08.11.2021 (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Во второй год проекта были отобраны для исследований образцы сырья для приготовления фарфоровой массы АО ИФЗ (Санкт-Петербург, Россия), а также различные объекты фарфора и художественной керамики. Активно продолжалась начатая в первый год проекта библиотечно-архивная работа с основной направленностью на историю технологий и производства ИФЗ как единственного полного архива из российских фарфоровых заводов. За 2022 год в Российском Государственном историческом архиве (РГИА) просмотрено 189 дел. Полезными для тематики проекта из них оказалось 111 (5169 листов). Переведено с французского: 21 лист (из 4 дел), с немецкого: 49 л. (из 4 дел). Наиболее интересные материалы из архивов и книга 1882 г. изд., найденная в фондах Российской Государственной библиотеки, представлены на странице проекта https://www.sprg.ru/ForProjects/Ceramics/archive.html Методами рентгеновского флуоресцентного анализа (РФА), рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии (РФЭС) и масс-спектроскопии вторичных ионов (МСВИ, ВИМС) исследованы особенности состава образцов сырья для производства фарфора: пегматит П-1, глина Веско-прима, просяновский каолин, костная зола, доломит, полевой шпат, кварцевый песок. Показана существенно более высокая чувствительность к малым примесям МСВИ по сравнению с РФА. РФЭС обнаружил набор линий тория в каолине, не обнаруженного МСВИ, несмотря на высокую чувствительность этого метода к следовым концентрациям. Наиболее вероятным объяснением может быть сочетание двух факторов: большая масса атомов Th снижает вероятность выхода вторичных ионов Th+, а фотоэлектронные линии тория имеют очень высокок сечение выхода до 23.94. Проведено комплексное исследование микроструктуры и состава современной тарелки фабрики Hutschenreuter (Зельб, Германия, 1982) методами растровой электронной микроскопии (РЭМ) и рентгеновского микроанализа (в ЦКП ИХФ РАН, микроскоп Prisma E (ThermoFisher Scientific, США)), РФА, РФЭС. Исследование микроструктуры и состава изразцов было начато в 1 год проекта. Были выявлены существенные отличия в микроструктуре изломов и составе керамической массы голубого (с пейзажной росписью) и коричневого (с растительным орнаментом) фрагментов. В отчётном году были проведены исследования по аналогичной схеме второго коричневого фрагмента от другой плитки, а также мелких частиц керамики от образцов с голубым растительным орнаментом. Была однозначно выявлена схожесть микроструктуры изломов коричневых образцов: достаточно грубый рельеф поверхности основной керамики, высокая пористость глазури и пигмента, схожесть средних толщин и вариаций глазурного и пигментного слоёв. Также в керамической массе второго образца и частиц керамики от голубого при схожем соотношении интенсивностей характеристических линий элементов нашли ту же фотоэлектронную линию родия, что и в первом. Замеченное большое количество пор в глазурном и пигментном слоях объясняется слишком высокой вязкостью соответствующих суспензий. Можно предположить, исходя из весьма невысокого качества изготовления этих изразцов, что вся группа с растительным орнаментом была изготовлена на каком-то из новых керамических предприятий в России с плохо отлаженными технологиями, вероятно, в 1 половине XVIII в. в окрестностях Санкт-Петербурга. Наиболее интересные материалы по проекту: статьи, доклады на конференциях, материалы из архивов — размещаются в разделе проекта на сайте ООО НТВП «Поверхность» https://www.sprg.ru/ForProjects/Ceramics/description.html (русская версия), https://www.sprg.ru/ForProjects/Ceramics/description_en.html (английская версия) и в научной социальной сети ResearchGate https://www.researchgate.net/project/RSF-Project-No-21-19-00412-Development-of-effective-surface-analysis-techniques-of-art-ceramics-items-for-improvement-of-quality-and-reliability-of-art-history-expertise-and-restoration-works

 

Публикации

1. Вайнштейн Д.Л., Вахрушев В.О., Ковалев А.И., Коновалов Е.П., Волков А.И., Шипова М.А. Determination of composition of raw materials for porcelain fabrication by XRF, TOF-SIMS, and XPS methods for further detection of modern counterfeits Materials, Preprints.org (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20944/preprints202302.0106.v1

2. Вайнштейн Д.Л., Вахрушев В.О., Коновалов Е.П., Волков А.И., Шипова М.А. Применение метода масс-спектроскопии вторичных ионов для анализа состава сырья для производства фарфора ПРОБЛЕМЫ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ, № 4, стр.97-101 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.54826/19979258_2022_4_97

3. Ковалев А.И., Вахрушев В.О., Вайнштейн Д.Л., Рашковский А.Ю., Томчук А.А., Дмитриевский С.А., Коновалов Е.П., Мухсинова А.Д., Волков А.И. НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАСС-СПЕКТРОСКОПИИ ВТОРИЧНЫХ ИОНОВ ДЛЯ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ Металлург, № 11, стр. 66-78 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.52351/00260827_2022_11_66

4. Вайнштейн Д.Л., Шлыкова Т.В., Вахрушев В.О., Ковалев А.И., Коновалов Е.П., Волков А.И., Кологриева У.А., Мухсинова А.Д., Леонидова А.А., Степанова О.Е., Шипова М.А. Investigation of Microstructure and Composition of 18th Century Dutch Tiles in the Context of Conservation InArt 2022: 5th International Conference on Innovation in Art Research and Technology, P103 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 3 год проекта был исследован очередной набор образцов: фрагменты фаянсового кувшина фабрики Саргемина (Sarreguemines, Франция) и фарфоровой бутылочной передачи (клеймо Севрской мануфактуры, истинное происхождение неоднозначно), 6 образцов пигментов, применяемых на ИФЗ для ручной росписи фарфора. За 2023 год в Российском Государственном историческом архиве (РГИА) просмотрено 130 дел (7793 листа). Переведено с французского: 95 листов (3 дела), заказана пересъемка материалов из четырех архивных дел. Все отобранные архивные материалы ранее не вводились в научный оборот. При сравнительном исследовании пигментов методами МСВИ (масс-спектрометрия вторичных ионнов) и РФА (рентгеновский флуоресцентный анализ) МСВИ, помимо не обнаруживаемых РФА по физическим ограничениям лития, бериллия и бора, выявил примеси: барий в образцах мандаринового и металлического на уровне в 0,01 ат. %; цинк – в трех образцах красный, мандарин и металлический на уровнях 0,08, 0,008 и 0,45ат. % соответственно; медь, обнаружена в образце красного пигмента порядка 0,01 ат.%; ванадий – в пигменте зеленого морского цвета 0,0011ат.%; церий – в количестве 0,13ат. % в оранжевом; висмут – 0,56 ат.% оранжевый пигмент; кадмий – в количестве 0,001 и 0,04 ат.% для красного и оранжевого цвета; мышьяк – в одну сотую ат % для пигментов зеленого морского, металлического и мандаринового цвета. Обнаружены отклонения от природного соотношения изотопов свинца для пигментов краски синего и красного цветов в 4,1 и 14,9% соответственно. Данное отклонение изотопного состава является уникальной меткой этих пигментов: ни в каких других исследованных образцах отклонения от стандартных соотношений изотопов не обнаружены. Исследование микроструктуры изломов керамических фрагментов фаянсового кувшина и фарфоровой бутылочной передачи, состава различных пигментов , в том числе участка позолоты на фарфоре, и керамической массы традиционно применяемым в проекте набором методов (сканирующая электронная микроскопия (СЭМ) и рентгеноспектральный микроанализ (РСМА), рентгеновская фотоэлектронная спектроскопия (РФЭС), МСВИ) и анализ литературных данных по исследованию схожих объектов позволили идентифицировать кувшин как произведённый на фабрике Sarreguemines в конце 19 в., а бутылочную передачу как изготовленную не на Севрской мануфактуре, но скорее всего во Франции, возможно, на фабрике в Лиможе, также в конце 19 в. Анализ состава поверхности модельных изразцов с ручной росписью, один из которых был покрыт прозрачной покровной глазурью, однозначно показал, что при использовании техники подглазурной росписи методы анализа поверхности с малой глубиной выхода сигнала (РФЭС, МСВИ) не могут видеть элементы, находящиеся в составе пигментов. Сформулированы технические требования для разработки компьютерной экспертной системы на основе нейронных сетей для экспертизы (атрибуции) изделий художественной керамики с надёжной идентификацией времени и места производства: она должна включать в качестве входных данных одновременно электронно-микроскопические изображения изломов керамики, снятых при разных увеличениях, с определением толщин глазурных слоёв, шероховатости керамической массы под глазурью и микрохарактеристик пути трещины по керамике, а также данных о количественном элементном составе глазурей и керамик. Сформулированы технические требования для комбинированной установки для экспертизы крупногабаритных изделий художественной керамики с использованием комплекса методов анализа поверхности. В 2023 году были опубликованы или приняты к публикации 6 научных статей по результатам исследований в рамках проекта. Были сделаны 2 устных доклада по результатам проекта: на международной конференции в Минске и на конференции в рамках выставки «Металлэкспо 2023». Архивные и литературные материалы, собранные и обобщённые в ходе проекта, были доложены М.А. Шиповой на базовой кафедре истории РГПУ им. А.И. Герцена. Одобрена тематика и содержание диссертационной работы по специальности 5.6.6 «История науки и техники» «Императорский фарфоровый завод: складывание технологической и сырьевой базы в 1744 – 1917 гг.». Публикации по проекту, доклады на конференциях, наиболее интересные материалы из архивов представлены на странице проекта https://www.sprg.ru/ForProjects/Ceramics/description.html на сайте ООО НТВП «Поверхность».

 

Публикации

1. Вайнштейн Д.Л., Шлыкова Т.В., Вахрушев В.О., Ковалев А.И., Коновалов Е.П., Волков А.И., Кологриева У.А., Мухсинова А.Д., Леонидова А.А., Степанова О.Е., Шипова М.А., Аликин М. Исследование состава и микроструктуры голландских плиток XVIII века в связи с вопросами их реставрации Нерадовские чтения, т.2, Сборник научных статей п/р В.А. Гусева, О.А. Бабиной, Русский Музей, С-Пб., 2023., Нерадовские чтения, т.2, с.460-473 (год публикации - 2023)

2. Вахрушев В.О., Вайнштейн Д.Л., Волков А.И., Ковалев А.И., Коновалов Е.П., Мухсинова А.Д., Атаманов С.М., Шлыкова Т. В., Трефилова М. Ю. Совместное применение методов анализа поверхности для исследования объектов художественного фарфора в процессе реставрации Международный научно-исследовательский журнал, - (год публикации - 2024)

3. Вахрушев В.О., Вайнштейн Д.Л., Ковалев А.И., Коновалов Е.П., Шлыкова Т.В., Кузьмина Э.В., Дробаха Е.С. Комплексное применение методов анализа поверхности для исследования объектов исторической художественной керамики на примере французского фарфора и фаянса XIX в ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ. Материалы международного симпозиума (Минск, 21-25 августа 2023 года). П/р. чл.-корр. НАН Беларуси В.В.Рубаника. Минск «ИВЦ Минфина» 2023, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ. Материалы международного симпозиума. Стр.183-185 (год публикации - 2023)

4. Ковалев А.И., Вахрушев В.О., Вайнштейн Д.Л., Рашковский А.Ю., Томчук А.А., Дмитриевский С.А., Коновалов Е.П., Мухсинова А.Д., Волков А.И. New Level of Development of Secondary Ion Mass Spectroscopy for Materials Science Metallurgist, 66,1412–1429 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11015-023-01456-w

5. Шипова М. А., Шлыкова Т. В., Степанова О. Е. Рецептура изделий и источники сырья Императорского Фарфорового завода в середине XVIII - начале XX века Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, №1 (54), с.75-82 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30725/2619-0303-2023-1-75-82

6. Шлыкова Т. В. Стилистический анализ памятника фаянсового искусства в контексте его комплексного исследования (на примере супницы XIX в.) Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, - (год публикации - 2024)


Возможность практического использования результатов
Разработанные в проекте методики комплексного анализа микроструктуры и состава образцов художественной керамики продемонстрировали своё преимущество перед традиционными искусствоведческими и археометрическими методами и могут применяться в дальнейшем для подробной характеризации объектов художественной керамики, проходящих реставрацию.