КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-19-00454

НазваниеРазработка фундаментальных научных основ для создания и технологического освоения производства в РФ полностью композитных электромеханических преобразователей энергии для перспективных летательных аппаратов и аэротакси

РуководительИсмагилов Флюр Рашитович, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», Республика Башкортостан

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2023 г. 

Конкурс№55 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-405 - Транспортная энергетика (наземного, водного, воздушного, космического транспорта)

Ключевые словаавиационные электромеханические преобразователи энергии; высокомощные электрические машины, более электрический самолет, полностью электрический самолет, полностью композитные электрические машины

Код ГРНТИ45.29.33


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Принятые сокращения: ЭМПЭ – электромеханические преобразователи энергии; КМ– композитные материалы; ЛА-летательные аппараты Повышение требований к экологичности и минимизации шума современных и перспективных летательных аппаратов (ЛА) является одной из основных задач, которые ставятся Европейской и Американской комиссиями, Минпромторгом РФ и авиакомпаниями. И именно эти задачи в настоящее время являются определяющими развитие ЛА. Авиационные выбросы СО2 в атмосферу должны сократится на 75%, NOx на 90% к 2050 году по отношению к 2000 г. Стандарт ИКАО (март 2016 г) требует снижение эмиссии СО2 на 650 млн. т между 2020 и 2040 г.г. Достижение данных показателей за счет оптимизации конструктивных решений в традиционных элементах ЛА, при сохранении общей концептуальной схемы возможно, но не приводит к желаемым масштабным результатам и требует значительных материальных затрат. Так, например, повышение эффективности авиационного двигателя в классе тяги 35 тонн с использованием традиционных технических решений обходиться двигателестроительным корпорациям 150–180 млн.$. И при этом необходимо отметить, что технические ресурсы для повышения эффективности авиационных двигателей традиционных конструктивных схем уже практически исчерпаны. Вопросы, связанные с шумом, также являются не менее приоритетными. В ряде европейских стран введен запрет на ночные полеты из–за шумового воздействия, при этом авиакомпании несут значительные убытки, во избежание которых они формируют значительный рынок малошумных ЛА. Эффективным решением проблем шума и экологичности ЛА является частичная или полная электрификация ЛА. Исследования в области более электрических самолетов, а также эксплуатация Boeing 787 показала, что для обеспечения максимальной эффективности при электрификации ЛА необходимо разрешить ряд проблемных вопросов, для решения которых необходимо: – повысить единичную мощность ЭМ при одновременной минимизации их массы, расширение их физических возможностей. Обеспечить их конкуренцию с авиационными двигателями. Нынешние удельные характеристики ЭМ традиционного исполнения не превышаю уровень 5 кВт/кг, а для эффективного использования преимуществ электрификации ЛА требуется удельная мощность ЭМ на уровне 12–20 кВт/кг; – создавать новые типы электрогенераторов с использованием новых конструктивных решений, новых электротехнических и магнитных материалов, технологий изготовления активных элементов ЭМ и новых методик расчётов, отличающихся повышенной точностью. – создавать новые типы исполнительных механизмов и электропотребителей на борту ЛА для эффективного использования электроэнергии на борту ЛА; – повысить уровень напряжения бортовой сети ЛА для снижения массы кабельных линий, в условиях увеличения энерговооруженности ЛА. Именно на расширение физических возможностей ЭМ, повышении эффективности ЭМ и увеличения плотности их энергии направленно большинство исследований последних десятилетий. Данная тенденция отражается во множестве финансируемых национальных и международных исследовательских программах. Для повышения энергоэфективности ЭМ и увеличения плотности их энергии создаются высокооборотные и сверхвысокооборотные ЭМ, разрабатываются сверхпроводящие ЭМ и высокотемпературные ЭМ. Помимо создания электрифицированных ЛА аппаратов на 50-100 мест, что является перспективной 2040-2050 годов, важным вызовом, стоящим сейчас и также требующим создания малогабаритных ЭМ является создание самолетов межрегиональных воздушных линий, аэротакси и электрических вертолетов. При создании которых, имеются точно такие же трудности, указанные выше. То есть настоящий проект направлен на развитие авиационной промышленности будущего в которую входят как магистральные летательные аппараты, так и аппараты для региональных и частных перевозок. То есть фундаментальной научной проблемой, решаемой в проекте является создание малогабаритных высокомощных электрических машин для создания перспективных летательных аппаратов, путем развитие теории полностью композитных ЭМ, основополагающих физических процессов, протекающих в них, создание математических моделей методологии комплексного анализа и разработки полностью композитных электрических машин для перспективных летательных аппаратов. Данная проблема может быть сформулирована как противоречие между потребностью авиационной промышленности ЭМ с минимальными массогабаритными показателями (минимум 10–14 кВт/кг) и отсутствием научных знаний методов и теории для достижения данных удельных показателей. Мировую значимость проблемы подтверждает количество исследований, проводимых мировыми научными коллективами в данной области (программа электролет, программа перспективные ГСУ, программы NASA, программы Rolls Royce и т.д.), заинтересованность мировой промышленности (исследовательские программы Airbus, Boeing) и мировых научных коллективов к данной проблеме и ее постоянное обсуждение в рамках конференций, определяющих мировые направления развития летательных аппаратов (Гамбург, Кельн), электротехники и электромеханики (ICEM, EVER, IECON), а также совместными публикациями нашего научного коллектива с ведущими мировыми коллективами. Кроме того, мировую значимость выдвинутой проблемы подтверждает количество компаний, которую создаются в мире в области полностью электрических самолетов, аэротакси. Исследования таких ученых, как C. Zwyssig, J.W. Kolar, Gerada. E. Ganev, В. А. Балагуров, А. Н. Ледовский, Д. А. Бут, А. Б., Ковалев К. Л. Захаренко, Я. Б. Данилевич, В. Я. Геча, И. Ю. Кручинина, J. R. Hendershot, T. J. E Miller, A. Binder, T. Schneider и др., позволило заложить фундаментальные основы по созданию традиционных и сверхпроводящих электрических машин с характеристиками не менее 5–7 кВт/кг. Расширяя их теорию и используя достижения в области новых технологий и материалов, зарубежные корпорации и исследовательские центры уже создают экспериментальные штучные ЭМПЭ с удельными характеристиками 13 кг/кВт. Например, NASA ставит своей целью создание ЭМПЭ класса MW, обладающих плотностью энергии 13 кВт/кг при КПД 96 %. Коллектив University of Nottingham разработал ЭМПЭ с плотностью энергии 14 кВт/кг при частоте вращения ротора 30000 об/мин и КПД 93 %. Аналогичные результаты были получены компанией Honeywell при создании ЭМПЭ мощностью 140 кВт и частотой вращения ротора 62000 об/мин для Lockheed Martin Joint Strike Fighter (JSF). University of Illinois разрабатывает электрические машины с удельными характеристиками 14 кВт/кг при КПД 95 %. При этом результаты отечественных предприятий не превышают 3-4 кВт/кг при КПД 92 %. Это обусловлено отставанием в традиционных технологиях, отсутствием теоретической базы, позволяющей создание новых нетрадиционных электрических машин, отсутствие необходимого кадрового обеспечения и т.д. Низкие удельные показатели отечественных разработок делают их неконкурентными на зарубежных рынках. Одним из новых способов снижения массы ЭМ, который начинает эпизодический развиваться в последние несколько лет, является повышении их эффективности и увеличения плотности энергии ЭМ за счет использования в ЭМ композитных материалов (КМ), которые обладают простой, безотходной технологией изготовления и низкой массовой плотностью. Причем развитие КМ позволяет их использовать не только в механических узлах, но и в обмотке ЭМ (провод из углеродных нанотрубок (совместные исследования ученых из LUT и Японии) или композитного алюминия (разработки университета Бристоля)), в магнитопроводе статора (композитные порошки на основе Somalloy или аморфных порошков) и в постоянных магнитах ротора (магнитопласты, которые хотя и уступают по своим характеристикам спечённым магнитам, но из-за низкой массовой плотности позволяют значительно минимизировать массу ротора)). Предварительные расчеты, проведенные нашим научным коллективом и представленные в дополнительных материалах, показывают, что создание полностью композитных ЭМ, позволит снизить массу ЭМ практически 2 раза. А это будет являться существенным эффектом как для существующих ЛА: принимая количество рейсов в день не менее 5, при уменьшении массы ЭМПЭ на 3 кг экономия может достигать 35 кг топлива в день или 12 тонн топлива в месяц, что обеспечивает значительные экономические и экологические эффекты; так и для создания конкурентных малошумных электрических самолетов, вертолетов и аэротакси. В мире разрабатываются различные элементы ЭМ из композитных материалов, но наш коллектив ставит более высокую и сложную задачу, которая не решалась в мировой практике–создание теории, исследования и создание экспериментальных макетов полностью композитных ЭМ Исследования в мировой практике таких специалистов как Милов В.Н., J. Pyrhönen, Dan M. Ionel , David Gerada и др. посвящённые данному вопросу охватывают лишь какой-либо один элемент ЭМ, при этом исследования по созданию полностью композитных ЭМ нового поколения ни в отечественной, ни в мировой практике на данный момент не представлены, что показывает новизну и перспективность настоящего проекта. При этом использование новых КМ, с учетом их свойств и технологических особенностей, требует изменения конструктивных обликов ЭМ, изменение расчётных коэффициентов при проектировании ЭМ, а также создание новых математических моделей для исследования подобных ЭМ. Также использование КМ в ЭМ требует создание новых методов диагностики технического состояния ЭМ и кроме прочего, использование КМ может привести к появлению новых, ранее неизвестных физических процессов в ЭМ. Именно эти задачи впервые в мире будут решены в представленном проекте, что позволит реализовать на практике электрические машины, позволяющие создание полностью и более электрических самолетов, аэротакси. Решение поставленной фундаментальной научной проблемы позволит обеспечить создание новой отечественной техники гражданского применения, превосходящей по своим техническим характеристикам мировые аналоги. Это позволит РФ быть конкурентоспособной на рынке энергомашиностроения, в том числе полученные результаты могут быть использованы при создании дальнемагистральных летательных аппаратов нового поколения, полностью электрических самолетов, а также высокоэффективных беспилотных летательных аппаратов, аэротакси, а также проект может быть диверсифицирован на области создания электромобилей и ситем автономной энергетики и т.д.. Это позволит привлечь в экономику РФ инвестиции, в том числе и Азиатских стран (Индии, Китая), и, как следствие всего этого, увеличить количество рабочих мест на предприятиях, подняв тем самым уровень жизни населения. Для обеспечения доступа к передовым композитным материалам для исследований научным коллективом налажены научные связи с LUT (которые готовы предоставить провода из УНТ для проведения научных исследований), с Ноттингемским университетом, оборудование которого позволяет исследовать полностью композитные ротора, с ФГУП «ЦИАМ» (технологии намотки композитных бандажей и технологии изготовления композитных бандажей), с АО «Казанский завод стеклопластиковых труб» (изготовление стеклопластиковых труб для систем охлаждения), АО «ОДК». Также авторами уже проведены предварительные исследования и заложены основы создания полностью композитных электрических машин, отраженные в их публикациях и патентах

Ожидаемые результаты
Принятые сокращения: ЭМПЭ – электромеханические преобразователи энергии; КМ – композитные материалы; ЛА - летательные аппараты Результатами проекта является общая теоретическая база по созданию полностью композитных электрических машин для перспективных летательных аппаратов, проверенная экспериментально, комплект конструкторской документации на экспериментальный образец, мощностью 30 кВт, экспериментальный образец мощностью 30 кВт и результаты его испытаний. Более расширенно, основные результаты будут содержать: - конструктивный облик полностью композитной электрической машины с учетом требований авиационной промышленности. Под полностью композитной электрической машиной в проекте понимается электрическая машина у которой магнитопровод статора выполнен из магнитомягкого композита типа Somalloy или аморфного порошка, обмоточный провод выполнен из углеродных нанотрубок или композитного алюминия, магниты ротора выполнены из магнитопласта, корпус и вал выполнены из углеволокна, система охлаждения выполнена из стекловолокна или силиконовых трубок; (Данный результат будет получен впервые в мировой практике). Планируется получение не менее 3 патентов РФ на изобретения и публикация в журнале International Review of Electrical Engineering,(Scopus, квартиль Q1, SJR 0.429) – результаты исследований электромагнитных, электрических и электромагнитных свойств композитных материалов, оценка эффективности их использования полностью композитной электрической машине. (Является расширением известной теории). Планируется публикация в журнале Электричество. – комплекс многомерных математических и компьютерных моделей полностью композитной электрической машины для авиационной промышленности, с учетом технологических и материаловедческих свойств КМ; (Данный результат будет получен впервые в мировой практике). Планируется публикация в журнале IEEE Transactions on Industrial Electronics, (Scopus, Web of Science, квартиль Q1, SJR 2.4) – результаты численных исследований и оптимизации полностью композитной электрической машины с целью получения заданных удельных массогабаритных показателей для удовлетворения перспективных требований авиационной промышленности и мирового рынка (не менее 10-14 кВт/кг); (Данный результат будет получен впервые в мировой практике). Публикация в журнале International Review of Electrical Engineering,(Scopus, квартиль Q1, SJR 0.429), публикация в журнале "Электротехника", публикация в журнале IEEE Transactions on Energy Conversion (Scopus, Web of Science, квартиль Q1, SJR 1.480) – новые физические процессы, протекающие в полностью композитных ЭМПЭ, их формализация и математическое описание; (Данный результат будет получен впервые в мировой практике). Планируется публикация в журнале IEEE Transactions on Industrial Electronics, (Scopus, Web of Science, квартиль Q1, SJR 2.4), публикация в журнале IEEE Transactions on Energy Conversion (Scopus, Web of Science, квартиль Q1, SJR 1.480), публикация в журнале Известия ВУЗов. Электромеханика (2 штуки), International Review of Electrical Engineering,(Scopus, квартиль Q1, SJR 0.429) -1 работа; International Review of Aerospace Engineering (Scopus, квартиль Q1, SJR 0.510)-1 работа.Доклады на конференции ICEM, IECON, конференции по более электрическому самолету (Кельн) – методы диагностики технического состояния и обеспечения отказоустойчивости полностью композитных электрических машин; (Данный результат будет дополнять полученные ранее и опубликованные научным коллективом исследования). Планируется получение не менее 2 патентов на способ. Планируется публикация результатов в International Review of Electrical Engineering,(Scopus, квартиль Q1, SJR 0.429) -1 работа; International Review of Aerospace Engineering (Scopus, квартиль Q1, SJR 0.510)-1 работа – методология проектирования полностью композитных ЭМПЭ с учетом требований авиационной промышленности; (Данный результат будет расширять известные методологии проектирования электрических машин с уточнением расчетных коэффициентов). Публикация в журнале IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Systems, (Scopus, Web of Science, квартиль Q1, SJR 0.798)-1 работа; публикация в журнале "Электротехника", публикация в журнале "Электричество" – результаты численных расчётов для создания экспериментального образца полностью композитной электрической машины, мощностью 30 кВт, с удельной массой 10 кВт/кг (Данный результат будет получен впервые в мировой практике). Доклады на конференции ICEM, IECON, конференции по более электрическому самолету (Кельн) – комплект конструкторской документации на демонстрационный макет полностью композитной электрической машины, мощностью 30 кВт, с удельной массой 10 кВт/кг (Данный результат будет получен впервые в мировой практике) – экспериментальный образец полностью композитной электрической машины (электрогенератора), мощностью 30 кВт, с удельной массой 10 кВт/кг, выполненной на напряжение 800 В постоянного тока, диапазон частот вращения ротора 15000–30000 об/мин и проведение ее экспериментальных исследований с целью подтверждения как полученных теоретических результатов, так и достижения заданных массовых характеристик (Данный результат будет получен впервые в мировой практике) Публикация в журнале IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Systems, (Scopus, Web of Science, квартиль Q1, SJR 0.798)-1 работа. Публикация в журнале Электричество, 3 публикации в журнале "Известия ВУЗов. Электромеханика" публикации в журнале электротехнические комплексы. Доклады на конференции ICEM, IECON, конференции по более электрическому самолету (Кельн) – результаты экспериментальных исследований. В том числе: – результаты исследований электромагнитных характеристик экспериментального образца при полной частоте вращения и нагрузки; – результаты исследований исследования вибрационных воздействия и механических перегрузок; –результаты исследований работы при высоких температурах; – результаты исследований влияния углеродных нанотрубок на окружающую среду, c точки зрения безопасности. – результаты экспериментальных исследований экспериментального макета – обобщенная теория создания полностью композитных электрических машин для авиационной промышленности. Планируется издание монографии.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Результаты работ являются уникальными и полученными впервые. Аддитивно изготавливаемую электрическую машину без какой-либо сборки или постобработки до или после печати. Для того чтобы достичь таких результатом необходимо понимать все аспекты работы с аддитивными технологиями, а также учитывать физико-химические процессы, происходящие во время печати с применяемыми материалами. В настоящее время разрабатывается высокооборотный синхронный генератор, элементы которого должны быть напечатаны на 3d-принтере. На первом этапе разработки будет создан экспериментальный образец с аддитивно разработанными активными частями – магнитопроводы и обмотки. Аддитивные технологии позволят уменьшить массу конструктивных частей электрических машин. Проблема решается путем использования алюминия с примесью углеродных нанотрубок вместо меди, что в теории позволит снизить массу обмоток до 2,5 раза при достижении электропроводности на уровне медных проводников. Был произведен первичный запуск печати экспериментальных образцов обмотки электрической машины из AlSi10Mg с добавлением углеродных нанотрубок (УНТ). Оценена возможность добавления углеродных наноматериалов в металлический сплав. Для изготовления экспериментального образца обмотки использовалась технология лазерного спекания металлов при помощи иттербиевого лазера на принтере ProX DMP 320 3D Systems. Детали были изготовлены в один подход без прерывания процесса печати. Для готовой детали не применялась дополнительная постобработка помимо снятия поддержек, удаления подложек и остатков порошка. Для снятия остаточных напряжений применялась термообработка при 300 0С ± 10 0С в течение 2 ч с последующим охлаждением на воздухе. По результатам работа опубликована статья в сборнике трудов конференции 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems (Scopus). Был произведен патентный обзор и подготовлено три патента на изобретения. В ходе выполнения проекта были разработаны методики, позволяющие оценить свойств электрической машины с обмотками из AlSi10Mg с добавлением углеродных нанотрубок при использовании в композитной ЭМ. Были выработаны требования к комплексу многомерных математических и компьютерных моделей для полностью композитной электрической машины, используемой в авиационной промышленности, с учетом технологических и материаловедческих свойств КМ; Разработаны численные задачи для исследований комплекса многомерных математических моделей; Результаты численных исследований и оптимизации полностью композитной электрической машины с целью получения заданных удельных массогабаритных показателей для удовлетворения перспективных требований авиационной промышленности и мирового рынка были опубликованы в статьях сборника трудов конференции 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems (Scopus); Первый год исследований показал перспективы и возможности использования композитных материалов и их сочетание с традиционными электрическими машинами для достижения высоких удельных показателей.

 

Публикации

1. Антон Варюхин, Максим Овдиенко, Вячеслав Вавилов, Алексей Жеребцов, Ильдус Саяхов, Гузель Зиннатуллина Research and Development of a Fail-safe Small-sized Electric Motor for an Aircraft Propeller Proceedings of 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, Ufa, Russia, 16-18 November 2021, International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, p. 1-4 (год публикации - 2021)

2. Вячеслав Вавилов, Алексей Жеребцов, Оксана Юшкова, Ильдус Саяхов, Аяз Бакиров, Дмитрий Конышев, Антон Варюхин, Марат Ураксеев Reliability of a Fault-Tolerant Electric Machine Proceedings of 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, Ufa, Russia, 16-18 November 2021, International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, p. 1-3 (год публикации - 2021)

3. Вячеслав Е. Вавилов, Флюр Р. Исмагилов, Эвелина И. Зайнагутдинова, Елизавета Д. Пестерева, Александр А. Подгузов, Динис М. Альмухаметов, Родион А. Аптыкаев Improving the processibility of manufacturing windings of electrical machines using additive manufacturing methods: experience of using AlSi10Mg and carbon nanotubes Proceedings of 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, Ufa, Russia, 16-18 November 2021, International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, p. 1-3 (год публикации - 2021)

4. Данис Фаррахов, Флюр Исмагилов, Вячеслав Вавилов, Ильнур Уразбахтин, Ильфат Кунсбаев, Евгений Рубцов Development of a control system for a linear electric drive based on a two-level inverter Proceedings of 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, Ufa, Russia, 16-18 November 2021, International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, p. 1-5 (год публикации - 2021)

5. Данис Фаррахов, Флюр Исмагилов, Ильнур Уразбахтин Comparison of different types of controllers for permanent magnet synchronous motor position control Proceedings of 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, Ufa, Russia, 16-18 November 2021, International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, p. 1-5 (год публикации - 2021)

6. Флюр Исмагилов, Лев Финкельберг, Вячеслав Вавилов, Ильнар Ямалов, Данис Фаррахов, Александр Костюченков, Ильдус Саяхов, Станислав Барышников, Егор Пронин, Артур Гулин Creation of an integrated starter-generator for the aircraft piston engine-demonstrator APD-500 Proceedings of 2021 International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, Ufa, Russia, 16-18 November 2021, International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, p. 1-4 (год публикации - 2021)

7. Исмагилов Флюр Рашитович, Вавилов Вячеслав Евгеньевич, Каримов Руслан Динарович, Бекузин Владимир Игоревич, Жарков Евгений Олегович, Тарасов Николай Геннадиевич Способ защиты от короткого замыкания магнитоэлектрического генератора -, 2746149 (год публикации - )

8. Исмагилов Флюр Рашитович, Вавилов Вячеслав Евгеньевич, Каримов Руслан Динарович, Юшкова Оксана Алексеевна и др. Статор отказоустойчивой электрической машины -, 2755922 (год публикации - )

9. Исмагилов Флюр Рашитович, Вавилов Вячеслав Евгеньевич, Саяхов Ильдус Финатович, Фаррахов Данис Рамилевич, Каримов Руслан Динарович, Юшкова Оксана Алексеевна Стартер-генератор с обмоткой статора с проводниками разного поперечного сечения -, 2760568 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В ходе выполнения проекта в отчетном периоде были проведены исследования полимерных композитных материалов. Проведена разработка высокопрочного и высокомодульного полимерного композитного материала из отечественных компонентов для применения в электрических машинах и определение его механических характеристик. Для этого организована лаборатория композиционных материалов, и применен применяется станок для изготовления трубчатых деталей СН-8.0-1100. В исследовании проводится поиск оптимальных технологических режимов, обеспечивающих лучшие механические характеристики. Изготовлены плоские образцы для испытаний на растяжение вдоль и поперек волокон, и на изгиб. Проведено исследование механических характеристик полимерного композитного материала на основе плоских образцов. Также представлены результаты испытаний на разрыв кольцевых образцов из полимерного композитного материала. В ходе проведения испытаний плоских образцов на растяжение вдоль волокон был выявлен ступенчатый характер разрушения образца – в следствие неравномерного зажима на накладках произошло ступенчатое нагружение части волокон в образце и затем более ранний разрыв. В некоторых случаях нагружение образцов оказалось свыше 25 кН и привело к отрыву накладок с образцов. Сформировано техническое задание для численных расчетов экспериментального образца электрической машины и проведены численные расчёты экспериментального образца полностью композитной электрической машины, мощностью 30 кВт, с удельной массой 10 кВт/кг. Сформированы математические описания физических процессов, протекающих в полностью композитных электрических машинах. На основе технических требований и имеющегося опыта, был сформирован эскиз конструкции электрической машины. Опубликована работа в Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc, подготовлены работы для публикации в журналах International Review of Aerospace Engineering (Scopus, квартиль Q1, SJR 0.510) - 1 работа, Journal of Magnetism and Magnetic Materials (Scopus, квартиль Q2) – 1 работа, MATERIALS. TECHNOLOGIES. DESIGN (2022 г.) - 1 работа, представлена работа на 2022 29th International Workshop on Electric Drives: Advances in Power Electronics for Electric Drives (IWED), подготовлено 3 публикации в журнале "Электротехника".

 

Публикации

1. Афанасьев Ю.В., Пашали Д.Ю., Юшкова О.А. Стабилизация выходного напряжения автономного асинхронного генератора ветроэнергетической установки Электротехника, 12/2022, стр.30-33 (год публикации - 2022)

2. Вавилов В.Е., Исмагилов Ф.Р., Финкельберг Л.А., Костюченков А.Н., Саяхов И.Ф. Многодисциплинарное проектирование и наземные испытания стартера-генератора для летательного аппарата малой авиации Электротехника, 12/2022, стр.4-7 (год публикации - 2022)

3. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Гусаков Д.В., Барабанов К.А., Гарипов И.Р. DEVELOPMENT OF AN AC / DC CONVERTER FOR POWERING A LOAD OF 540 V DC Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., З/к (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/Dynamics52735.2021.9653717

4. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Жеребцов А.А., Минияров А.Х., Пронин Е.А. OBTAINING A DUAL-PHASE MAGNETIC MATERIAL BASED ON ELECTRICAL SILICON STEEL SHEET JOURNAL OF MAGNETISM AND MAGNETIC MATERIALS, Vol. 557, P. 169457 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.jmmm.2022.169457

5. Исмагилов Ф.Р.; Вавилов В.Е.; Саяхов И.Ф.;Жеребцов А.А.; Дадоян Р.Г.; Нуриева А.М. Comparative Analysis of Disk Type Electrical Machines Designs 29th International Workshop on Electric Drives: Advances in Power Electronics for Electric Drives (IWED), pp. 1-4 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/IWED54598.2022.9722593

6. Исмагилов, Ф., Финкельберг, Л., Вавилов, В., Ямалов, И., Фаррахов, Д., Костюченков, А., Саяхов, И., Барышников, С., Пронин, Е. Integrated Starter-Generator Based on a Brushless DC Machine for the Aircraft Piston Demonstrator Engine APD-500 IREASE, (2022) International Review of Aerospace Engineering (IREASE), 15 (4), pp. 232-243 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15866/irease.v15i4.22227

7. Флюр Рашитович Исмагилов, Вячеслав Евгеньевич Вавилов, Алексей Анатольевич Жеребцов, Роман Сергеевич Есипов, Алексей Александрович Николаев, Егор Андреевич Пронин ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ДВУХФАЗНОГО МАГНИТНОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ КРЕМНИСТОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ СТАЛИ MATERIALS. TECHNOLOGIES. DESIGN, Т. 4. № 2 (8). С. 30-38. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.54708/26587572_2022_42830

8. Ямалов И.И., Барабанов К.А., Аюпов И.А., Зиннатуллина Г.С. Совместное проектирование авиационного синхронного генератора с постоянными магнитами и стабилизатора напряжения Электротехника, 12/2022, стр.14-17 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. Разработаны и исследованы технологические процессы получения высокопрочных композитных бандажей ротора, которые имеют устойчивость к вибрационным и перегрузочным воздействиям, пригодны для применения на авиационных электрических машинах, в том числе интегрированных в авиационные двигатели; 2. Разработаны технологии и проведены комплексные исследования обмоток для электрических машин с использованием углеродных нанотрубок, созданных методом аддитивных технологий; 3. Проведены комплексные исследования двухфазных магнитных материалов, которые открывают перспективу создания авиационных индукторных электрических машин для авиации с высокой удельной мощностью; 4. Разработаны компьютерные модели и математические модели, позволяющие создание электрических машин с удельной мощностью 10 кВт/кг и выше, при этом построенные математические модели позволяют прогнозировать параметры с точностью до 5%, что исключает риск переразмеривания создаваемых электрических машин; 5. Разработаны образцы электрических машин с удельной мощностью 8 кВт/кг, которые могут изготавливаться на современном уровне развития материалов и технологий; 6. Создан обобщенный научный задел, опубликованный в работах авторов, а также написана монография системный подход к созданию авиационных электрических машин, в который изложены основные результаты работ. 7. Опубликована 1 работа в журнале «Journal of Magnetism and Magnetic Materials» (Scopus, Q2, SJR 0,549). Опубликована 1 работа в журнале «Electrical Engineering» (WoS, Scopus, Q2, SJR 0,423). Опубликована 1 работа в журнале «Russian Aeronautics» (Scopus, Q4, SJR 0,162). Опубликована 1 работа в журнале «Электротехнические и информационные комплексы и системы» (ВАК, К2). Опубликована 1 работа в журнале «Электричество» (ВАК, К1). Представлены 2 работы на 2-ой Международной научно-технической конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения», обе опубликованы. Представлены 2 работы на «9th International Conference on Electrical Engineering, Control and Robotics (EECR)», обе опубликованы. Представлено 6 работ на «2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI)», все шесть опубликованы. Представлено 3 работы на «2023 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM)», все три опубликованы. Принято 7 статей к публикации в журнале «Электротехника» (Scopus, Q3, SJR 0,237). Таким образом, результаты проекта могут являться основной для проектирования авиационных электрических машин с высокими удельными мощностями и открывают перспективу к созданию полностью композитных электрическим машин с удельной мощностью 10 кВт/кг и выше. Результаты работ открывают перспективу к созданию полностью электрического самолета, так как подтвержденная возможная удельная мощность электрической машины 10 кВт/кг находится на уровне современных турбореактивных двигателей.

 

Публикации

1. Вавилов В.Е., Аргаков А.С., Гарипов И.Р. Integrated Starter-Generator for a More Electric Engine: a Brief Overview Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI). – IEEE, 2023. – С. 23-28 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/PEAMI58441.2023.10299921

2. Вавилов В.Е., Жарков Е.О., Саяхов И.Ф. Comparison of the Effect of the Number of Slots and Poles of Multi-Pole Aircraft Electric Machines on the Attraction of Stator Teeth to the Rotor Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI). – IEEE, 2023. – С. 34-38 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/PEAMI58441.2023.10299898

3. Вавилов В.Е., Жеребцов А.А., Пронин Е.А. An Attempt to Obtain a Nitrogenous Austenite Phase in the Processing of Cobalt Steel by Vacuum Ion-Plasma Nitriding Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). – IEEE, 2023. – С. 469-473 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/ICIEAM57311.2023.10138971

4. Вавилов В.Е., Исмагилов Ф.Р., Гарипов И.Р., Пронин Е.А., Аргаков А.С., Саяхов И.Ф., Юшкова О.А. Design of an External Centrifugal Fan for the Cooling System of an Electrical Machine EDP Sciences, E3S Web of Conferences. – EDP Sciences, 2023. – Т. 446. – С. 02001 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202344602001

5. Вавилов В.Е., Исмагилов Ф.Р., Жеребцов А.А., Саяхов И.Ф., Гарипов И.Р. Исследование магнитных полей в новой конструкции гомополярного магнитного подшипника АВИАКОСМИЧЕСКОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, АВИАКОСМИЧЕСКОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, 2023 г. № 8, стр. 50-61 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/aviakosmos.8.2023.1357

6. Вавилов В.Е., Исмагилов Ф.Р., Юшкова О.А., Пронин Е.А., Жеребцов А.А. Determination of the Boundaries of the Non-Magnetic Phase of the Dual-Phase Magnetic Material of the Starter-Generator Rotor EDP Sciences, E3S Web of Conferences. – EDP Sciences, 2023. – Т. 446. – С. 02004 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202344602004

7. Вавилов, В. Е., Исмагилов, Ф. Р., Пронин, Е. А., & Зайнагутдинова, Э. И. Перспективы развития авиационных электрических машин Электричество, Электричество. – 2023. – №. 9. – С. 4-12 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24160/0013-5380-2023-9-4-12

8. Гарипов И.Р., Пронин Е.А., Жарков Е.О., Вавилов В.Е, Исмагилов Ф.Р. Электрические машины с постоянными магнитами в качестве авиационных интегрированных стартер-генераторов Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)

9. Жеребцов А.А., Аргаков А.С., Юшкова О.А. Influence of Seating Depth of Permanent Magnets in Rotors with Two-Phase Magnetic Material on Mechanical Properties Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI). – IEEE, 2023. – С. 54-58 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/PEAMI58441.2023.10299923

10. Жеребцов А.А., Пронин Е.А., Юшкова О.А., Гарипов И.Р., Исмагилов Ф.Р. О перспективах применения двухфазного магнитного материала для увеличения удельной мощности автономного генератора Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)

11. Исмагилов Ф. Р., Вавилов В. Е., Месропян А. В., Гарипов И. Р., Пронин Е. А. Параметризация вентиляторного узла внешней системы охлаждения электродвигателя Электротехнические и информационные комплексы и системы, - 2023. - Т. 19. - №. 2. - С. 51-61 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17122/1999-5458-2023-19-2-51-61

12. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Лисовин И.Г., Никулин Д.А., Пронин Е.А., Фаррахов Д.Р., Уразбахтин И.И. Modeling of an Electric Damper for Controlling Radial Clearances in an Aircraft Gas Turbine Engine Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 9th International Conference on Electrical Engineering, Control and Robotics (EECR). – IEEE, 2023. – С. 1-5 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/EECR56827.2023.10149931

13. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Пронин Е.А., Юшкова О.А., Жеребцов А.А. Investigation of technologies for manufacturing dual-phase magnetic steels for elements of electric machines: A review Elsevier, Journal of Magnetism and Magnetic Materials. – 2023. – С. 171320 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.jmmm.2023.171320

14. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Саяхов И.Ф., Пронин Е.А. Computational Method for Evaluation of a Disk-Type Electrical Machine with Permanent Magnets Russian Aeronautics, Russian Aeronautics. – 2023. – Т. 66. – №. 2. – С. 195-203 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3103/S1068799823020010

15. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Саяхов И.Ф., Пронин Е.А., Зайнагутдинова Э.И., Подгузов А.А. Comprehensive study of additively manufactured windings of aircraft electric machines made of powder alloy based on aluminum with carbon nanotubes Electrical Engineering, Electrical Engineering. – 2023. – С. 1-10. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s00202-023-01853-z

16. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Ямалов И.И., Уразбахтин Р.Р., Фаррахова Р.А., Пронин Е.А. Development of a Control Unit for a Light Aircraft Starter-Generator Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 9th International Conference on Electrical Engineering, Control and Robotics (EECR). – IEEE, 2023. – С. 1-5. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/EECR56827.2023.10150184

17. Исмагилов Ф.Р., Пронин Е.А., Гарипов И.Р. Experimental Studies of Electrical and Vibrational Characteristics of Additive Aluminum Windings of a Synchronous Generator Based on Permanent Magnets with Carbon Nanotubes Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI). – IEEE, 2023. – С. 18-22 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/PEAMI58441.2023.10299895

18. Исмагилов Ф.Р., Саяхов И.Ф., Аргаков А.С. Influence of the Cross-Section of the Ribs on the Cooling of the Stator of an Electric Machine Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). – IEEE, 2023. – С. 458-463 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/ICIEAM57311.2023.10139102

19. Исмагилов Ф.Р., Саяхов И.Ф., Пронин Е.А. Comparison of Output Characteristics for Various Designs of a 260 kW Fault-Tolerant Aircraft Electric Motor Based On Electromagnetic and Thermal Calculation Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). – IEEE, 2023. – С. 416-420 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/ICIEAM57311.2023.10139128

20. Исмагилов Ф.Р., Саяхов И.Ф., Уразбахтин Р.Р. Study of an Axial Flux Electric Motor with High-Temperature Superconducting Windings for an Aircraft Propeller Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI). – IEEE, 2023. – С. 29-33 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/PEAMI58441.2023.10299905

21. Исмагилов Ф.Р., Шарафутдинов Ш.Н., Ямалов И.И., Глумов Д.А. Анализ влияния конструкции радиального магнитного подшипника на магнитные характеристики Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)

22. Месропян А.В., Жарков Е.О., Саяхов И.Ф., Юшкова О.А. Проектирование рубашки охлаждения корпуса стартера-генератора Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)

23. Охотников М.В., Лисовин И.Г., Вавилов В.Е., Исмагилов Ф.Р. О возможности внедрения интегрированного-стартер генератора в корпус газотурбинного двигателя Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)

24. Пронин Е.А., Жарков Е.О., Жеребцов А.А. Principle of Air Cooling of Permanent Magnet Axial Electric Machine Institute of Electrical and Electronics Engineers, 2023 Russian Workshop on Power Engineering and Automation of Metallurgy Industry: Research & Practice (PEAMI). – IEEE, 2023. – С. 65-71 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/PEAMI58441.2023.10299909

25. Саяхов И.Ф., Юшкова О.А., Жеребцов А.А., Пронин Е.А., Вавилов В.Е. О механической прочности роторов с двухфазным магнитным материалом Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)

26. Уразбахтин Р.Р., Вавилов В.Е., Исмагилов Ф.Р., Норкин Д.Ф. О проектировании электродвигателей для беспилотных летательных аппаратов Электротехника, 2023. – № 12 (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
На основе разработанных технологий и научного задела на площадках ПИШ "Моторы будущего" ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» начат выпуск серийной продукции для авиакосмической отрасли РФ.