КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-19-00377

НазваниеРазработка новых полимерных волокнистых композитных материалов с управляемой нелинейностью механического поведения и методов проектирования из них элементов турбовентиляторных двигателей

РуководительСапожников Сергей Борисович, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)", Челябинская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2022 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (28).

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-101 - Прочность, живучесть и разрушение материалов и конструкций

Ключевые словаТурбовентиляторный двигатель, рабочая лопатка вентилятора, корпус вентилятора, композиты, нелинейное механическое поведение, конструкционная прочность, численное моделирование, полноразмерные модели

Код ГРНТИ30.19.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Композиты на основе высокопрочных волокон на сегодняшний день являются одними из самых перспективных материалов для многих отраслей промышленности за счет комбинации уникальных свойств. В то же время, композит сам по себе уже является конструкцией с целым рядом особенностей, что требует применения комплексного подхода к проектированию изделий. Только совместное рассмотрение технологических, экспериментальных и расчетных аспектов позволяет создавать надежные композитные конструкции высокого совершенства. Данный проект направлен на решение проблемы повышения доли волокнистых полимерных композитных материалов в конструкции современных отечественных турбореактивных двухконтурных двигателей за счет разработки новых высокоэффективных волокнистых композитов, совершенствования методов расчетной оценки механического поведения элементов двигателей из таких материалов, экспериментальной верификации расчетных моделей и методов. Потребность в композитах с улучшенными свойствами и верифицированных методиках расчетов конструкций из таких материалов существует во всем мире. Научным коллективом уже разработаны новые численно эффективные подходы к оценке статической, циклической и динамической прочности конструкций из полимерных композитных материалов применительно к турбовентиляторным авиационным двигателем. Совместно с исследователями KU Leuven (Бельгия) разработаны гибридные псевдопластичные углепластики с уникальными свойствами. В процессе работ над Проектом 2018, в рамках консультаций со специалистами предприятий АО «ОДК-Авиадвигатель», ПАО «ОДК-Сатурн», ГНЦ ФГУП «ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского», АО «ГРЦ Макеева» был сформулирован ряд научно-практических задач, связанных внедрением композитных материалов в конструкцию новых авиационных двигателей, фюзеляжей самолетов и корпусов ракет многоразового использования, которые могут быть успешно решены с учетом полученного в рамках Проекта 2018 научно-технологического задела: 1. Разработка технологических приемов для минимизации отслоения и повышения трещиностойкости интерфейса «высокомодульный/высокопрочный компоненты» в составе гибридного псевдопластичного композита с целью повышения устойчивости деформирования и снижения чувствительности материала к концентрации напряжений в процессе статического нагружения. 2. Создание и верификация расчетных методик для оценки влияния на статическую прочность толстостенных композитных элементов особенностей мезоструктуры (обрывы слоев, смоляные карманы, оптоволоконные сенсоры и пьезоактивные элементы) при сложном напряженном состоянии. 3. Внедрение разработанной модели накопления рассеянных микроповреждений в однонаправленных и тканевых ПКМ в программный продукт ANSYS для оценки прочности и анализа полей деформаций композитных материалов в условиях плоского напряженного состояния. 4. Разработка расчетно-экспериментальных методов учета влияния технологических особенностей изготовления композитного материала на кинетику саморазогрева при циклическом нагружении. 5. Разработка методических основ расчетной оценки кинетики накопления повреждений в композитных материалах при ультра-малоцикловом и малоцикловом нагружениях. 6. Разработка методики верификации параметров расчетных моделей, описывающих деформирование и разрушение композита при высокоскоростном ударе, по результатам испытаний на низкоскоростной удар. Все указанные задачи связаны с нелинейными аспектами сдвигового взаимодействия полимерной матрицы и высокопрочных волокон на микро- и мезоуровнях, что приводит к наблюдаемым на макроуровне нелинейностям механического поведения композитных материалов и, соответственно, изделий из них. Решение этих задач требует параллельного проведения технологических, экспериментальных и расчетных исследований. Это позволит определить связь целого ряда технологических факторов с прочностью конечного изделия, предложить способы учета влияния этих факторов в процессе разработки и проектирования новых композитных конструкций. Именно комплексность используемых подходов и баланс между фундаментальной и прикладной составляющими исследований определяют актуальность и научную новизну проекта, позволяют эффективно решать поставленные задачи.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты выполнения Проекта 2021: 1. Методические указания по проектированию гибридных однонаправленных и тканевых псевдопластичных ПКМ, обладающих расширенной областью нелинейного деформирования, устойчивой площадкой псевдотекучести и низкой чувствительностью к дефектам. 2. Новая расчетно-экспериментальная методика оценки статической прочности толстостенных многослойных композитных материалов с дефектами мезоструктуры (смоляные карманы, включения) при одновременном воздействии межслойных сдвиговых и трансверсальных напряжений. 3. Новый расчетный инструментарий для численного конечно-элементного анализа гибридных ПКМ, позволяющий прогнозировать их прочностные и деформационные характеристики с учетом накопления повреждений в процессе деформирования. 4. Новые аналитические и численные модели, позволяющие прогнозировать генерацию тепла на основании данных о микроструктуре полимерного композитного материала, а также экспериментально определенных упругих, вязкоупругих и теплофизических свойств его компонентов. 5. Новые данные о кинетике накопления рассеянных микроповреждений в композитных материалах при малоцикловом нагружении и расчетные модели для оценки циклической прочности, основанные на учете мезоструктуры и реологического поведения композита. 6. Новые эффективные методы верификации расчетных мезоуровневых моделей деформировании разрушения полимерных композитных материалов при высокоскоростном ударе. Полученные в ходе выполнения проекта подходы, модели и методы будут востребованы не только в авиадвигателестроительной отрасли, но и при создании фюзеляжей гражданских самолетов нового поколения, полностью многоразовых ракет-носителей, корпусов беспилотных летательных аппаратов. Результаты работы по проекту будут внедрены в образовательный процесс по программе магистратуры «Цифровое производство высокотехнологичных изделий из композитных материалов», реализуемой ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» в рамках направления 15.04.03 «Прикладная механика».


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 году научно-исследовательская работа по проекту велась по нескольким направлениям в соответствии с планом работ: 1. Расчетно-экспериментальное исследование влияния различных типов укладок и технологических приемов на чувствительность гибридных композитов к концентрации напряжений. 2. Разработка новой экспериментальной методики определения межслойной сдвиговой прочности ПКМ при наличии трансверсальной сжимающей нагрузки. 3. Разработка и верификация численной модели для оценки прочности и физико-механических характеристик композитов с дефектами структуры. 4. Интеграция алгоритма накопления повреждений в композитном материале при плоском напряженном состоянии в качестве пользовательской модели деформирования в ANSYS WB. 5. Экспериментальное исследование влияния технологических параметров на упругие, вязкоупругие, теплофизические характеристики и кинетику саморазогрева композита при высокочастотном циклическом нагружении. 6. Разработка аналитической модели генерации тепла при циклическом деформировании, учитывающей реономные свойства материала матрицы и наличие сухого трения в композите. 7. Экспериментальные исследования особенностей механического поведения образцов композитных материалов при ультрамалоцикловом пульсирующем растяжении. 8. Разработка и верификация аналитической модели, описывающей поведение ПКМ при ультрамалоцикловом пульсирующем растяжении. 9. Разработка и верификация численной модели представительной ячейки композита, учитывающей упруго- вязкопластические свойства матрицы и мезоструктуру материала, и описывающей поведение ПКМ при ультрамалоцикловом пульсирующем растяжении. 10. Разработка методики идентификации параметров мезоуровневых расчетных моделей деформирования и разрушения ПКМ при высокоскоростном ударе по результатам испытаний на низкоскоростной удар. Коллективом в рамках выполнения работ по гранту в 2021 году достигнуты следующие научные результаты: 1. Установлено, что гибридные композитные материалы, не обладающие протяженным участком упрочнения после площадки псевдотекучести, обладают более низким эффективным коэффициентом концентрации напряжений. Также отмечено положительное влияние использования тонких полимерных вуалей на границе раздела армирующих наполнителей и поворота слоев жесткого компонента на углы ±10°. Применение данных приемов позволило снизить эффективный коэффициент концентрации в гибридных стекло- и углепластиках на 15-20% по сравнению с исходными композитами, что эквивалентно повышению весовой эффективности конструкции на 10-12%. 2. Разработаны и апробированы установка и форма образца для определения межслоевых трансверсально-сдвиговых характеристик при комбинированном воздействии сжатия и сдвига, позволяющие проводить испытания в диапазоне углов от 20° до 40° с сохранением межслоевого характера разрушения. Экспериментально установлено, что трансверсальное сжатие оказывает значительное влияние не только на межслойную прочность, но и приводит к существенно-нелинейному характеру деформирования материала. 3. По результатам расчетно-экспериментальных исследований установлено, что дефекты микроструктуры типа смоляных карманов не оказывают статистически значимого влияния на распределение деформаций в образцах при простых видах нагружения. Сделан вывод, что при моделировании механического поведения композитов с дефектами необходимо использовать более сложные модели материалов, рассматривающие нелинейное поведение материала, для учета перераспределения напряжений. 4. Модель материала, лежащая в основе модуля FARGR-2, была интегрированная в ANSYS Mechanical с помощью модуля UPF. Исходный алгоритм был переработан на случай кинематического нагружения. Реализована возможность задания укладки композита за счет средств ANSYS Mechanical c использованием элемента SHELL 181. Распределение прочностных свойств волокон задавали непрерывной функцией, как и в исходном алгоритме. 5. Испытания образцов углепластика, изготовленных по разным технологиям показали, что коэффициент рассеяния в слоях, расположенных под углом 45° к оси нагружения, на два порядка больше, чем в слоях, расположенных под 0°. Испытания на циклический изгиб полностью подтвердили полученный результат. При этом для конструкций, работающих при высокочастотном нагружении, необходимо использовать максимально теплостойкие связующие без пластификаторов, поскольку это позволяет не только обеспечить работоспособность при высоких температурах, но и минимизировать вклад в саморазогрев гистерезисного трения. 6.Модель саморазогрева композита при знакопеременном изгибе была дополнена учетом реономной составляющей деформаций и сухого трения. Установлено, что коэффициент конверсии нелинейно возрастает с ростом частоты и амплитуды нагружения. Модифицированная модель позволила предсказывать максимальную температуру композита с погрешностью менее 2°С. 7. Экспериментальные данные и результаты расчетов с применением аналитической и конечно-элементной моделей показали, что основным фактором, определяющим ультрамалоцикловую прочность материала, является ползучесть. Накопление рассеянных микроповреждений за счёт разрушения волокон играет второстепенную роль при малом количестве циклов и низкой частоте нагружения. Разрушение матрицы или границы раздела с волокном с соответствующим снижением жёсткости актуально для слоев, направление армирования которых расположено под углом к оси нагружения. 8. Предложена и апробирована методика определения параметров прочности расчетных моделей для описания деформирования и разрушения композита при высокоскоростном ударе по результатам низкоскоростных ударных испытаний. Погрешность определения баллистического предела с использованием верифицированных моделей не превышала 11% и снижалась с увеличением толщины композита.

 

Публикации

1. Гусейнов К., Сапожников С.Б., Кудрявцев О.А. Features of three-point bending tests for determining out-of-plane shear modulus of layered composites Mechanics of Composite Materials, - (год публикации - 2022)

2. Карвелли В., Ломов С.В., Сапожников С.Б., Брэйте К., Сволфс Й. Fatigue of hybrid fibre-reinforced plastics Philosophical Transactions A, - (год публикации - 2022)

3. Лешков Е.В., Сапожников С.Б., Кудрявцев О.А. Experimental and computational study of ultra-low-cycle fatigue of fabric-reinforced GFRP Defect and Diffusion Forum, 410 DDF, pp. 649-655 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/DDF.410.649

4. Оливенко Н.А., Кудрявцев О.А., Жихарев М.В. Experimental study of tensile preloading influence on the mechanical behaviour of pseudo-ductile hybrid composite under high-velocity impact Defect and Diffusion Forum, 410 DDF, pp. 642-648 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/DDF.410.642

5. Сапожников С.Б., Ломов С.В., Сволфс Й. Stable pseudo-ductility of unidirectional all-carbon fibre hybrid laminates with prepregs of conventional thickness Abstracts of 10th International Conference on Composites Testing and Model Identification. J. Berthe, F. Laurin, J.-M. Roche (Editors) Lille, 2021, Abstract #6 (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году научно-исследовательская работа по проекту велась по следующим направлениям: 1. Исследование эффективности использования раздельных жгутов из высокомодульных углеродных волокон, специальных включений в матрице и дефектов жесткого компонента, а также их комбинации с ранее рассмотренными методами на чувствительность гибридных композитов к концентрации напряжений. 2. Верификация разработанной модели материала для модуля UPF в ANSYS Mechanical, учитывающей нелинейное деформирование композитного материала за счет накопления повреждений. 3. Экспериментальные и расчетные исследования нелинейного деформирования и разрушения ПКМ при комбинированном нагружении для уточнения новой методики определения межслойной сдвиговой прочности. Разработка соответствующей численной модели для оценки межслойной сдвиговой прочности в условиях комбинированного нагружения, учитывающей нелинейный характер деформирования. 4. Разработка расчетной методики учета влияния дефектов различного типа на межслойную прочность при комбинированном нагружении. Апробация разработанной методики при оценке статической прочности конструктивно-подобного образца «хвостовик РЛВ». 5. Экспериментальные исследования кинетики саморазогрева при циклическом изгибе образцов углепластика, изготовленных по различным технологиям, вязкоупругих свойств и кинетики саморазогрева при циклическом изгибе образцов углепластика с различными углами укладками ткани. Экспериментальное исследование влияния концентраторов напряжений на усталостную долговечность углепластиков при циклическом изгибе с низкими частотами. Модификация аналитической модели саморазогрева для учета укладки слоев в композитном пакете. Апробация расчета кинетики саморазогрева углепластика с разными углами укладки в МКЭ-пакете ANSYS Workbench. 6. Определение усталостной прочности углепластиков с концентраторами и без при ультрамалоцикловом растяжении. Разработка комплексного критерия характеризации видов повреждений в ПКМ на основании событий, полученных с помощью метода акустической эмиссии при испытаниях на растяжение. Верификация и доработка численной мезоуровневой модели для прогнозирования ползучести и накопления микроповреждений в ПКМ при циклическом нагружении под углом к направлению армирования. 7. Разработка методики верификации параметров расчетных моделей высокоскоростного ударного нагружения углепластика для обеспечения корректной оценки энергопоглощения и площади повреждения в композите на основе результатов низкоскоростных ударных испытаний. Полученные результаты: 1. Установлено, что использование полых стеклянных микросфер на границе раздела компонентов гибрида, применение разнесенных жгутов и дефектов в жестком компоненте не имеют положительного эффекта. Однако, технология нанесения дефектов на жесткий компонент позволяет избежать его катастрофического разрушения с последующим отслоением. Такое поведение композита актуально при циклическом нагружении конструкции. 2. Разработанная модель материала была апробирована при моделировании механического поведения как линейных вплоть до разрушения композитных материалов, так и демонстрирующих развитое нелинейное деформирование. Модель материала, дополненная критерием выбора размера КЭ, обеспечивает достаточную для выполнения инженерных расчетов точность при прогнозе разрушающей нагрузки изделий из ПКМ при растяжении/сжатии и изгибе (ошибка в запас менее 5% для классических композитов и менее 15% для композитов с развитой нелинейностью деформирования). 3. Для случая, комбинированного нагружения разработана методика определения пределов деформирования ПКМ. Установлено, что отличие оценок прочности материала, определенных по максимальной нагрузке и по максимальной сжимающей деформации зависит от вида нагружения и достигает 20% при максимальном уровне трансверсальных сжимающих напряжений (α=20°). Оценка прочности композитов на этапе проектирования по уточненной экспериментальной методике позволит существенно снизить риск преждевременного выхода из строя композитных элементов при эксплуатации. 4. Экспериментально установлено, что наличие встроенного в структуру композита включения оказывает незначительное влияние (не более 10%) на межслойную сдвиговую прочность. Разработан и апробирован подход учета дефектов мезоструктуры при нелинейном деформировании путем введения поправочного коэффициента, корректирующего степень упрочнения ПКМ в условиях комбинированного нагружения. Предложенный подход позволил учесть существенное изменение напряженно-деформированного состояния хвостовика РЛВ. Показано, что ошибка в запас прочности по максимальной нагрузке при использовании простой линейно-упругой модели материала составила 25%. 5. Испытания образцов углепластика, изготовленных по разным технологиям, на циклический изгиб показали, что коэффициент рассеяния в слоях, расположенных под углом 45° к оси нагружения, на порядок больше, чем в слоях, расположенных под 0°. Также стоит отметить, что образцы, изготовленные по технологии холодного отверждения, нагревались намного сильнее, чем образцы с матрицей горячего отверждения. Ранее разработанная аналитическая модель саморазогрева композита при знакопеременном изгибе была дополнена учетом угла укладки слоев и упругодиссипативными характеристиками (УДХ) композита и сухого трения. Модифицированная модель позволила предсказывать максимальную температуру композита с погрешностью менее 2°С. Модель также может быть использована для численного анализа кинетики саморазогрева композитных деталей сложной формы с помощью МКЭ, при этом основным ограничивающим фактором в численном анализе является сложность задания граничных условий в области соединений. 6. При проведении ультрамалоцикловых испытаний на растяжение образцов с отверстием по (коэффициент асимметрии R=0,1 и уровень максимальных напряжений 92-97% от статической прочности) было получено, что все образцы выдержали 100 циклов без разрушения. Напряжения дорыва (остаточная прочность после предварительного циклического нагружения) превысили статическую прочность до 10%. Выявлено, что при циклическом нагружении тканевого углепластика на этапах разгрузки сигналы акустической эмиссии продолжают наблюдаться (эффект Кайзера отсутствует), что указывает на фрикционный характер образующихся микроповреждений. При обработке данных акустической эмиссии показано, что комплексным критерием для тканевого композита, определяющим разрыв волокон и одновременное отслоение их от матрицы, может быть произведение энергии Э импульса на его длину Т, лежащее в диапазоне Э.Т > 2000 eu.s. Разработанная численная (МКЭ) мезоуровневая модель для прогнозирования ползучести и накопления микроповреждений, в которой каждый конечный элемент составлен из нескольких простых виртуальных материалов (фаз), показала качественное и количественное согласие с экспериментальными данными. 7. Установлено, что при использовании испытаний стандартных образцов ПКМ для построения модели ударного нагружения композита по-прежнему остается необходимой дополнительная калибровка модели. Предложенный алгоритм калибровки модели ударного нагружения композита на основании низкоскоростных ударных испытаний, а также введение деградации свойств, предшествующей удалению конечного элемента из расчета, позволили адекватно описывать энергопоглощение и картину разрушения композита во всем рассмотренном диапазоне энергий удара. Учет нелинейного деформирования и накопления повреждений от растяжения по направлениям основы и утка позволили добиться более физичного описания процесса развития трещины и расслоения в образцах углепластика при низкоскоростном ударе. Погрешность определения оценки баллистического предела с использованием откалиброванной модели не превышала 5%.

 

Публикации

1. Гусейнов К.А., Кудрявцев О.А., Безмельницын А.В., Сапожников С.Б. Determination of Interlaminar Shear Properties of Fibre-Reinforced Composites under Biaxial Loading: A New Experimental Approach Polymers, Vol. 14, Iss. 13, 2575 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/polym14132575

2. Игнатова А.В., Безмельницын А.В., Оливенко Н.А., Кудрявцев О.А., Сапожников С.Б., Шавшина А.Д. Prediction of GFRP self-heating kinetics under cyclic bending Mechanics of Composite Materials, - (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22364/mkm.58.6.0x

3. Оливенко Н.А., Кудрявцев О.А., Игнатова А.В. Simplified Approach to Verification of Numerical Models for Deformation and Fracture Analysis of Structural Composite Subjected to High-Velocity Impact Defect and Diffusion Forum, Vol. 419, pp. 117-123 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.4028/p-3ivuh1

4. Сапожников С.Б., Жихарев М.В., Зубова Е.М. Ultra-low cycle three-point bending fatigue of glass fabric reinforced plastic Composite Structures, Vol. 286, 115293 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.compstruct.2022.115293

5. Сапожников С.Б., Ломов С.В., Сволфс Й., Карвелли В. Deformation and failure of pseudo-ductile quasi-isotropic all-carbon hybrid FRPS with an open hole under tension Composites Part B: Engineering, Vol. 237, 109870 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.compositesb.2022.109870


Возможность практического использования результатов
Результаты работы по проекту могут найти применение при разработках: - сверхзвукового пассажирского самолета из композитных материалов в рамках НЦМУ "Сверхзвук"; - авиационных турбовентиляторных двигателей ПД-35 и ПД-14; - гражданского самолета МС-21; - многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя "Корона"; - сосудов давления для высокотехнологичного наземного транспорта.