КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-71-10056

НазваниеСоздание моделей и методов интеллектуально-геометрического управления робототехническими системами в недетерминированной среде на основе обработки многомодальной слабоструктурированной информации, представления и автоматического пополнения знаний бортовых решателей

РуководительХачумов Михаил Вячеславович, Кандидат физико-математических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт программных систем им. А.К. Айламазяна Российской академии наук, Ярославская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2024 

Конкурс№61 - Конкурс 2021 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах, 01-519 - Интеллектуальные динамические системы и технологии управления

Ключевые словаинтеллектуально-геометрическое управление, робототехническая система, беспилотный автономный летательный аппарат, слабоструктурированные данные, недетерминированная среда, методы и алгоритмы управления, планирование поведения, многоканальное управление, представление и приобретение знаний, строевые и траекторные задачи, оптимизация бортовых вычислений, имитационное и натурное моделирование, интеллектуальные производственные технологии

Код ГРНТИ28.23.27


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы совершенствования в рамках единой теории методов интеллектуального и геометрического управления робототехническими системами в недетерминированной окружающей среде на основе глубокой обработки слабоструктурированной информации, доставляемой системами технического зрения, представления и автоматического пополнения знаний, создания альтернативных информационных каналов и каналов управления. Слабоструктурированная информация поступает на борт робототехнической системы в виде снимков в различных форматах от систем технического зрения, датчиков ориентации и телеметрии, речевых и текстовых каналов управления и других подсистем. Наличие альтернативных источников многомодальной слабоструктурированной информации служит средством повышения надежности управления и автономности беспилотных аппаратов. Мультимодальные текстовые, речевые и графические каналы информации дополняют друг друга, расширяют возможности систем управления и принятия решений. Актуальность темы исследования и ее научная новизна определяются потребностью создания и оснащения робототехнических систем новыми многофункциональными комплексами технического зрения, интеллектуальными решателями, альтернативными каналами и бортовыми системами управления, способными передавать, обрабатывать и использовать поступающую слабоструктурированную информацию для эффективного решения целевых задач (включая задачи траекторного движения в недетерминированной среде, распознавания целевых объектов, позиционирования и определения ориентации, безопасного формирования заданного строя, пополнения знаний и планирования коллективного поведения) в автономном режиме. Важное значение для автономного управления приобретают механизмы автоматического пополнения и обработки знаний на борту, необходимые для принятия оперативных решений в процессе выполнения задания. Планируется разработать новую модель представления и пополнения знаний в виде набора типовых подзадач, заданных безотносительно к конкретной области, которые позволяют конструировать сложные программы целенаправленной деятельности с полиномиальной сложностью в априори недоопределенных условиях. Это позволит интеллектуальному решателю задач эффективно функционировать при ограничениях на бортовые вычислительные ресурсы. Научная новизна исследования определяется созданием новой теории, методологии и инструментальных средств планирования поведения и интеллектуально-геометрического управления робототехническими системами, опирающихся на методы обработки многомодальной слабоструктурированной информации, автоматического приобретения знаний и выработки управлений в недетерминированных средах, включая 1) постановку и решение новых целевых задач интеллектуально-геометрического управления группами робототехнических систем для формирования коалиций и реализации сложного траекторного движения в недетерминированной окружающей среде с контролем безопасного сближения; 2) постановку и решение задач представления и приобретения знаний на основе фреймовых продукций, моделей растущих нечетких семантических сетей, условно-зависимой логики и выработку на этой основе правил управления БПЛА; 3) постановку и решение задач оптимизации конвейерно-параллельных вычислений измерительных и управляющих функций в условиях ограничений ресурсов бортовых вычислителей; 4) постановку и решение задачи построения универсальных интеллектуальных интерфейсов управления, использующих текстовые, речевые и жестовые команды на основе обобщения формализованных представлений, методов обработки и когнитивного отображения слабоструктурированной многомодальной информации; 5) планирование производственно-технологических работ на основе БПЛА, оснащенных современными СТЗ и манипуляторами, включая механическую обработку, мониторинг и контроль состояний целевых объектов, доставку грузов и обеспечение мобильной связи в труднодоступных и опасных местах. Научная и практическая значимость решения фундаментальной задачи определяется существенным повышением автономности, надежности и эффективности функционирования робототехнических систем за счет создания теории интеллектуально-геометрического управления и внедрения интегрированных интеллектуальных технологий решения целевых задач в условиях неопределенности и ограничений на бортовые вычислительные ресурсы.

Ожидаемые результаты
По итогам выполнения проекта ожидается получение следующих основных результатов. 1. Разработка теоретических и методологических основ обработки мультимодальной слабоструктурированной информации на борту робототехнических систем, в том числе: - методы обработки графической информации, доставляемой системами технического зрения, включая поиск и распознавание на изображениях целевых объектов (геометрических примитивов, ригидных объектов, регионов, текстовой информации), восстановление трехмерной информации на основе систем технического зрения (стерео и одиночных камер) и исследование точностных характеристик получаемых моделей; - распознавание статических и динамических жестов, по данным технического зрения, включая цветные, мультиспектральные и дальностные снимки, что создает основу для решения задач навигации и управления. - распознавание речевых команд, ориентированных на конкретных операторов управления, и операторонезависимое распознавание; - создание методов выявления аномалий в потоках данных, контроля и прогнозирования состояния датчиковой аппаратуры. Указанный блок результатов интеллектуального анализа и обработки слабоструктурированной информации будет иметь существенную научную значимость, поскольку создает теоретическую и методологическую основу для решения задач навигации, позиционирования и управления робототехнических систем на основе технического зрения; создания альтернативных каналов управления и соответствующего универсального интеллектуального интерфейса для поддержки управления на основе слабоструктурированной информации, способного решать задачи обработки графической и текстовой информации, речевых и жестовых команд человека-оператора, задачи анализа потоков данных, контроля и диагностики. Запланированные результаты в целом расширяют возможности управления, повышают автономность и надежность функционирования робототехнических систем в условиях природных и антропогенных помех. 2. Разработка и обобщение теоретических основ управления целенаправленным поведением робототехнических систем и их коллективов на основе представления и автоматического пополнения знаний в априори недоопределенных условиях, в том числе: - создание метода представления знаний в виде набора типовых базовых, промежуточных и тупиковых элементов роста, на основе которых автоматически формируется план поведения в виде растущей редукционной сетевой модели; - построение адаптивной модели представления знаний на основе нечетких активных и пассивных семантических сетей, позволяющей адекватным образом описывать текущие ситуации нестабильной проблемной среды - разработка способа пополнения знаний, основанного на нечетком выводе правдоподобных умозаключений и позволяющего получить недостающие сведения об объектах проблемной среды; - разработка метода планирования целенаправленной деятельности на основе набора типовых подзадач, заданных безотносительно к конкретной предметной области, которые позволяют конструировать сложные программы поведения; - исследование и разработка метода автоматического целеполагания в изменяющихся условиях функционирования; - планирование целенаправленной деятельности группировки автономных БПЛА при решении сложных задач в априори неописанных динамических средах; - создание алгоритмов планирования облета заданных территорий группой БПЛА в изменяющихся условиях функционирования с применением систем технического зрения, в том числе при наличии препятствий; - разработка метода безопасного формирования строя БПЛА и перехода группы летательных аппаратов из одной заданной формации в другую с контролем сближения на основе систем технического зрения. Блок результатов является одним из ключевых в теории интеллектуально-геометрического управления, т.к. непосредственно ориентирован на реализацию автономного функционирования БПЛА в изменяющихся условиях проблемной среды. Он будет иметь высокую научную и практическую значимость, поскольку образует в комплексе с результатами первого блока новую интеллектуальную технологию управления динамическими объектами на основе анализа слабоструктурированной информации, представления и пополнения знаний с учетом воздействий недетерминированной внешней среды и создает основу для их экспериментального применения. 3. Разработка и обобщение теоретических основ оптимизации состава вычислительных функций и организации вычислений на борту БПЛА за счет - рационального распределения функций между бортом и наземными станциями управления на основе моделей теории массового обслуживания и теории математического программирования; - организации оптимизированной потоковой обработки информации за счет конвейерно-параллельной организации вычислений с совмещением циклов обработки. Третий блок результатов в виде методов и алгоритмов важен для планирования и организации функционирования БПЛА в процессе выполнения возложенной на него миссии в условиях существенных ограничений на вычислительные мощности бортовых систем. 4. Создание инструментальных средств интеллектуально-геометрического управления и их экспериментальная апробация на действующих моделях БПЛА типа квадрокоптер, в том числе: - имитационное моделирование системы управления летательных аппаратов, оснащенных бортовыми видеокамерами, в процессе решения различных целевых задач для получения ее качественных характеристик; - экспериментальная программно-инструментальная система обработки слабоструктурированной информации и интеллектуального управления для действующей модели БПЛА типа квадрокоптер. - предложения по решению сложных полетных заданий группировкой автономных беспилотных летательных аппаратов в условиях городской инфраструктуры, труднодоступной местности с препятствиями и опасными участками и их отработка в среде имитационного моделирования ; - разработка и натурное моделирование решения ряда задач сложного траекторного движения на конкретных БПЛА с отработкой системы команд и принципов интеллектуального управления в естественных условиях полета с воздушными возмущениями. Четвертый блок предполагает теоретическое обобщение методов автоматической обработки слабоструктурированной информации и пополнения знаний интеллектуальных решателей в рамках разработанной теории интеллектуально-геометрического управления. Будет проведено моделирование процессов решения целевых задач в недетерминированной среде на основе моделей «БПЛА-видеокамера». Блок в практической своей части ориентирован на реализацию интеллектуальной технологии решения технологических задач покрытия сложнодоступных территорий надежной связью, обеспечения задач поиска и облета территорий с препятствиями, осуществления сложных работ с помощью БПЛА, оснащенных приемо-передатчиками, СТЗ и манипуляторами. Экспериментальное применение разработанной теории и отработка алгоритмов интеллектуального управления в процессе реализации сложных траекторных движений будут выполнены путем натурного моделирования на действующих моделях квадрокоптеров имеющихся в распоряжении исполнителя. Анализ современных публикаций в области - обработки мультмодальной слабоструктурированной информации и ее применения для управления робототехническими системами [Sichao Liu, Lihui Wang, Xi Vincent Wang, Symbiotic human-robot collaboration: multimodal control using function blocks // Procedia CIRP, 2020, Vol. 93, p. 1188-1193; S. Zhang, X. Liu, J. Yu, L. Zhang and X. Zhou, "Research on Multi-modal Interactive Control for Quadrotor UAV," 2019 IEEE 16th International Conference on Networking, Sensing and Control (ICNSC), Banff, AB, Canada, 2019, pp. 329-334; M. Chandarana, E. L. Meszaros, A. Trujillo, B. D. Allen. Challenges of Using Gestures in Multimodal HMI for Unmanned Mission Planning // Advances in Human Factors in Robots and Unmanned Systems, 2017, pp 175-182; Yuntao Ma, Yuxuan Liu, Ruiyang Jin at al. Hand gesture recognition with convolutional neural networks for the multimodal UAV control // 2017 Workshop on Research, Education and Development of Unmanned Aerial Systems (RED-UAS), 2017; Kharlamov, A., Ermishin, K. Voice dialogue with a collaborative robot driven by multimodal semantics // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics), 2016, vol. 9812, p. 225-233 и др.], - представления и пополнения знаний [M. Sridharan, M. Gelfond, S. Zhang, J. L. Wyatt. A Refinement-Based Architecture for Knowledge Representation and Reasoning in Robotics // Journal of Artificial Intelligence Research, Vol. 65 (2019), 94 p.; Paulius D., Sun Y. A Survey of Knowledge Representation in Service Robotics // Robotics and Autonomous Systems, 2019, Vol. 118, P. 13-30; Kelley T.D., Lebiere C. From Cognitive Modeling to Robotics: How Research on Human Cognition and Computational Cognitive Architectures can be Applied to Robotics Problems // Advances in Intelligent Systems and Computing, 2019, vol 780; Amiri, S., Shokrolah Shirazi, M., & Zhang, S. (2020). Learning and Reasoning for Robot Sequential Decision Making under Uncertainty. Proceedings of the AAAI Conference on Artificial Intelligence, 34(03), 2726-2733; и др.]; - интеллектуального управления коллективами БПЛА [Gorodetskiy A.E., Tarasova I.L., Kurbanov V.G. Situational Control of the Group Interaction of Mobile Robots // Smart Electromechanical Systems. Studies in Systems, Decision and Control, 2020, vol. 261; P. Skobelev, D. Budaev, A. Brankovsky, G. Voschuk Multi-agent Tasks Scheduling For Coordinated Actions Of Unmanned Aerial Vehicles Acting In Group // International Journal of Design & Nature and Ecodynamics, 2018, vol.13, p.39-45; Yanjiang Li & Chong Tan. A survey of the consensus for multi-agent systems, Systems Science & Control Engineering, 2019, 7(1), 468-482; Andrés C. Jiménez, Vicente García-Díaz, Sandro Bolaños. A Decentralized Framework for Multi-Agent Robotic Systems // Sensors (Basel) 2018, 18(2) и др.]; - геометрического управления [Manmohan Sharma, Indrani Kar. Geometric Tracking Control of a Quadrotor on SE(3) using left tracking error function // IFAC-PapersOnLine, Vol. 53, 2020, p. 301-306; Сачков Ю.Л. Введение в геометрическую теорию управления, 2020. - 88 с. – http://control.botik.ru/wp-content/files_mf/1597841349lectures_rus_save.pdf; Bonnard B., Chyba M. Geometric Optimal Control with Applications. Accelerated Graduate Course. – Institute of Mathematics for Industry Kyushu University, 2015. – 15 p.; Agrachev A., Barilar D., Boscain U. A Comprehensive Introduction to sub-Riemannian Geometry from Hamiltonian viewpoint, Cambridge Studies in Advanced Mathematics, Cambridge Univ. Press, 2019], - организации конвейерно-параллельных вычислений на борту [Seval Capraz, Halil Azyikmis, and Adnan Ozsoy. An Optimized GPU-Accelerated Route Planning of Multi-UAV Systems Using Simulated Annealing // IJMLC 2020 Vol.10(3): 471-476; A. Sahoo and M. Panigrahy, Hardware Implementation of CORDIC Algorithm // 2018 International Conference on Applied Electromagnetics, Signal Processing and Communication (AESPC), Bhubaneswar, India, 2018, pp. 1-4; Godbole B.B., Nikam R.H. FPGA implementation of CORDIC algorithm used in DDS based modulators. – International Journal of Advanced Research in Computer and Communication Engineering, Vol.4, Issue 1, January 2015, pp.94-97; Libor Bukata, Přemysl Šucha, Zdenek Hanzálek Solving the Resource Constrained Project Scheduling Problem using the parallel Tabu Search designed for the CUDA platform. - Journal of Parallel and Distributed Computing, Volume 77 Issue C, March 2015, pp. 58-68] - решения прикладных актуальных задач с применением БПЛА [P. Abichandani, K. Levin, and D. Bucci, “Decentralized Formation Coordination of Multiple Quadcopters under Communication Constraints,” 2019 Int. Conf. Rob. Autom. (ICRA) 2019, pp 1-7. Andrija Vidović, Tomislav Mihetec, Bo Wang, Igor Štimac. Challenges and Solutions for Urban UAV Operations // International Scientific Conference “Science and Traffic Development”, 2018, 10 p.; R. S. de Moraes, E. P. de Freitas. Distributed Control for Groups of Unmanned Aerial Vehicles Performing Surveillance Missions and Providing Relay Communication Network Services // Journal of Intelligent & Robotic Systems, 2018, Vol. 92, pp 645–656; и др.], показал, что ожидаемые научные результаты проекта соответствуют мировому уровню, достигнутому в исследуемой прикладной области. Общим ожидаемым научным результатом является: построение не имеющей аналогов теории и технологии интеллектуально-геометрического управления автономными робототехническими системами, сочетающих методы обработки многомодальной слабоструктурированной информации с методами представления и пополнения знаний в процессе функционирования в недопределенной среде. Технология характеризуется наличием альтернативных каналов управления и интеллектуальных решателей, способных эффективно функционировать и решать целевые задачи в условиях ограничений на вычислительные ресурсы. Практическое применение предлагаемых методов заключается в возможности построения на их основе надежных автономных интеллектуальных роботизированных систем. Такие системы способны выполнять целевые функции в условиях неопределенности, существенных внешних возмущений и препятствий. Например, решать комплекс задач мониторинга территорий на основе СТЗ; выполнения механических операций с помощью коптеров-манипуляторов; доставки грузов в городской инфраструктуре, построения летающих средств связи путем оптимального покрытия территорий БЛЛА мобильными средствами приема-передачи информации; образования формаций и выполнения сложных траекторных движений. Они могут найти применение в гражданской авиации, МЧС, предприятиях Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства и других отраслях экономики России.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Выполнена систематизация и классификация методов обработки слабоструктурированной информации, моделей представления и методов пополнения знаний, как составной части технологии интеллектуально-геометрического управления робототехнических систем. Показано, что для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) характерна слабоструктурированная информация, содержащая цифровые изображения, видеоданные и речевые сообщения. Особым видом информации служат знания, необходимые для функционирования систем в сложных условиях. В качестве моделей представления знаний определены фреймовые структуры, продукционные правила, семантические сети, импликативные решающие правила. К фреймовым структурам отнесены фрейм-микропрограммы поведения и фрейм-операции. Фрейм-микропрограмма строится на основе формул логики условно-зависимых предикатов. Модель позволяет сократить пространство поиска решений за счет выбора результативных операций на каждом шаге планирования. Структура фрейм–операции включает требуемые условия и результат, который можно получить после ее реализации. Доказан ряд утверждений, определяющих возможность правдоподобного вывода интеллектуальным решателем БПЛА в текущих условиях. Рассмотрены условно-зависимые предикаты, позволяющие пополнять недостающие знания и задавать условия результативной отработки действий. Определены структуры дедуктивных, индуктивных и традуктивных правил вывода логики условно-зависимых рассуждений. Разработаны типовые конструкции в виде импликативных решающих правил, сформированных на основе полипеременных (т.е. множественных по составу) условно-зависимых предикатов. Разработаны методы обработки слабоструктурированной информации на борту БПЛА, обладающих ограниченными вычислительными ресурсами. Предложенные методы распознают целевые объекты на цветных, мультиспектральных и радиолокационных снимках. Экспериментальные исследования осуществлялись на нейронной сети типа «Darknet». Доля распознанных объектов составила 0.898. Для распознавания голосовых команд были использованы библиотеки: VOSI-API, VOSK-Server, denoiser, pydub. Обработка жестов выполнялась посредством модифицированной библиотеки YOLO («Darknet»). Жестовые команды сопровождались речевыми данными. Результаты распознавания на обучающей и тестовой выборках после обучения сети обеспечили точность и полноту распознавания свыше 99%. Разработан комплекс методов выявления аномалий, контроля и прогнозирования состояния датчиков. Погрешность восстановления данных нейронной сетью составила RMSE=0.16. Решена задача регулируемого по глубине прогнозирования для предупреждения достижения датчиками пороговых значений. Точность прогноза - порядка 86%. Выполнена систематизация функций, возлагаемых на бортовой вычислительный комплекс. Предложено математическое обеспечение на основе алгоритмов семейства CORDIC для вычислений в последовательном и конвейерно-параллельном режимах. Разработана архитектура интеллектуального интерфейса для поддержки управления БПЛА на основе анализа мультимодальной слабоструктурированной информации, способного обрабатывать графическую и текстовую информацию, речевые и жестовые команды человека-оператора. Разработана архитектура мультимодального интерфейса БПЛА. Потоки входных управляющих команд обрабатываются на наземной станции, после чего преобразуются в команды, которые пересылаются через смартфон и пульт в микроконтроллер квадрокоптера. В силу технических особенностей БПЛА пульт управления в режиме удаленных команд выполняет роль роутера. Жестовая система комбинируется с голосовыми модальностями и включает команды взлета, перемещения, снижения возврата и посадки. Текстовые команды рассматривались лишь как потенциально возможный способ управления. Получены новые модели представления знаний автономных интеллектуальных систем с применением формул логики условно-зависимых предикатов. Разработан набор типовых базовых, промежуточных и тупиковых элементов роста, на основе которых автоматически формируется план поведения в виде растущей редукционной сетевой модели. Базовые элементы имеют формат <«ядро», «крона»>, а тупиковые <«ядро», «ветви»>. Достижение тупиковых элементов роста на ветвях говорит о конце построения плана. Предложена адаптивная модель на основе нечетких активных и пассивных семантических сетей. Вершины пассивной сети помечаются конкретными объектами проблемной среды, а дуги значениями отношений между данными объектами и событиями, переводящими ее объекты из одного состояния в другое. Вершины активной сети помечаются характеристиками, которыми должны обладать в текущем состоянии объекты проблемной среды. Дуги помечаются либо термами лингвистической переменной и соответствующими им интервалами численных значений, либо характеристиками, позволяющими установить события, в результате появления которых происходит определенное изменение текущего состояния. Предложенная модель наделяет интеллектуальную систему возможностью автоматического планирования целенаправленного поведения. Разработаны методы пополнения знаний, основанные на нечетком выводе правдоподобных умозаключений с необходимой для принятия решений степенью истинности и позволяющие получить недостающие сведения об объектах проблемной среды. Пополнение знаний основано на применении логики условно-зависимых предикатов и нечеткого описания характеристик, определяющих предметные переменные и объекты проблемной среды. Построены правила вывода правдоподобных умозаключений. Традуктивные правила используют степени нечеткой схожести или равенства сравниваемых между собой объектов. Правила индуктивного вывода формируются с целью обобщения различных фактов об объектах. На основе индуктивного вывода можно сформировать условно-зависимый предикат, обобщающий исходные правдоподобные высказывания. Дедуктивные правила вывода применяются для пополнения знаний. Дальнейшее развитие методов пополнения знаний сводится к построению комбинированных правил вывода сложных правдоподобных умозаключений. Разработаны методы управления движением БПЛА в нестабильных условиях воздушной среды. Введено понятие полной проблемной ситуации на объекте управления, включающее вектор отклонений параметров состояния автономного БПЛА от требуемых значений и возмущающие факторы среды. Предложенная нечеткая модель ситуационного управления не требует сложных вычислений и может быть реализована на борту. Определены условия, при выполнении которых нечетко представленные проблемные ситуации являются обобщением и поглощают аналогичные проблемные ситуации, возникающие на объекте управления. Это позволяет существенно сократить число логико-трансформационных решающих правил и определять управляющие воздействия во время полета в условиях неопределенности. Предложены постановки и схемы решения задачи преследования-убегания в условиях внешних возмущений. Методы геометрического управления используются для прогнозирования и расчета точек встречи, оптимизации траекторного движения. Методы интеллектуального управления позволяют игрокам формировать стратегии поведения в условиях неопределенности. Проведены экспериментальные исследования с использованием математических моделей движения БПЛА и ветровых нагрузок. Показано, что методы интеллектуально-геометрического управления позволяют решать сложные траекторные задачи в условиях ветровых возмущений. Общим научным результатом первого года исследования является разработка методов интеллектуального анализа слабоструктурированной информации и моделей представления знаний, которые в совокупности создают теоретическую и методологическую основу для решения задач управления на основе мультимодальной информации, увеличивает автономность и надежность функционирования БПЛА в условиях помех.

 

Публикации

1. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Нечеткая модель ситуационного управления параметрами полета автономного беспилотного летательного аппарата в условиях неопределенности Мехатроника, автоматизация, управление, № 12, Т. 22, С. 650-659 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17587/mau.22.650-659

2. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Planning polyphase behavior of autonomous intelligent mobile systems in uncertain environments Информационно-управляющие системы, № 4, С.28-36 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.31799/1684-8853-2021-4-28-36

3. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Планирование поведения автономного летающего робота в пространстве подзадач. Процедуры вывода решений Искусственный интеллект и принятие решений, №3, С.93-105 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.14357/20718594210308

4. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Principle of constructing procedures for planning behavior of autonomous intelligent robots based on polyvariable conditionally dependent predicates Automation and Remote Control, No. 4, pp. 140–154. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1134/S0005117922040075

5. Фраленко В.П., Шишкин О.Г. Интеллектуальные методы обработки данных телеметрии, визуальная инспекция по видеозаписям и данным лазерного сканирования Современные наукоемкие технологии, №1, с.107-113 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17513/snt.39018

6. Хачумов М.В., Талалаев А.А., Панкратов А.С. Onboard computer function implementation based on cordic algorithm 2022 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM), p. 1-6 (год публикации - 2022)

7. Хачумов М.В., Хачумов В.М. Notes on the pursuit-evasion games between unmanned aerial vehicles operating in uncertain environments 2021 International Conference Engineering and Telecommunication (En&T), P.1-5 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/EnT50460.2021.9681784

8. Хачумов М.В., Хачумов В.М., Абрамов Н.С., Фраленко В.П. Range Measurement by Computer Vision Systems Based on Invariant Moment 2021 25th International Computer Science and Engineering Conference (ICSEC), P. 1-4 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1109/ICSEC53205.2021.9684616

9. Калугин В.Ф., Фраленко В.П. Однопроходное обнаружение и классификация целевых объектов на панорамных изображениях дистанционного зондирования Земли с использованием усиления признаков на основе слияния разноуровневых карт -, 2021665264 (год публикации - )

10. Калугин В.Ф., Фраленко В.П. Однопроходное обнаружение и классификация целевых объектов на панорамных изображениях дистанционного зондирования Земли с использованием сегментации Фельценсвальба, радиальной трансформации градиентов и каскада лесов -, 2021665265 (год публикации - )

11. Фраленко В.П., Хачумов В.М., Хачумов М.В. Измерение расстояний между пирамидами видимости на основе инвариантных моментов -, 2022611976 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. Разработан метод улучшения качества изображения по серии снимков в процессе мониторинга целевых объектов. Получено решение двух важнейших задач улучшения видеопотока от БПЛА: удаление размытия и стабилизация видео. Итоговое решение позволяет осуществлять полный цикл обработки видеопотока с задержкой не более чем на 0.03 секунды за счет применения конвейерного метода обработки данных. 2. Разработаны методы наведения камеры и распознавания целевых 3D–объектов на основе пирамид видимости и обобщенной метрики. Решаемая задача соответствует наблюдению за объектами и их распознаванию с разных высот и ракурсов, предполагается наличие 3D-модели объекта. Предварительно строятся пирамиды видимости в сочетании с вычислением инвариантов наблюдаемых изображений и обобщенной метрики. К 3D-модели объекта последовательно применяют аффинные преобразования для решения оптимизационной задачи наведения на наблюдаемое изображение. 3. Разработан графический интерфейс БПЛА для работы с мультимодальными данными и решения на этой основе задач мониторинга и слежения за целевыми объектами. Предложен комбинированный интеллектуальный интерфейс системы управления БПЛА типа квадрокоптер, интегрирующий голосовое и жестовое управления. Проведенные эксперименты показали высокую точность и полноту распознавания голосовых команд и жестов с применением ИНС сверточного типа. Разработан метод автоматического построения модели воспринимаемых в проблемной среде объектов в виде гиперграфа «видимости», позволяющего на основе его сравнения с эталоном, распознавать объекты по мере необходимости в процессе планирования поведения. 4. Разработан подход к планированию поведения в процессе решения сложных полифазных задач на альтернативной основе. Планирование охватывает следующие фазы альтернативного целенаправленного поведения: маршрутизации перемещений в условиях наличия препятствий при отсутствии формального описания карты местности; построение кортежа действий для преобразования текущей ситуации в заданную целевую. Предложена модель представления и обработки знаний на основе справочника типа «запросы и ответы», позволяющая определять действия, необходимые для устранения различий между текущей и целевой ситуациями. Разработаны эвристические правила, обеспечивающие возможность ранжировать порядок отработки действий. 5. Разработаны процедуры самообучения, имеющие полиномиальную функциональную сложность, с применением активных и пассивных нечетких семантических сетей для формального описания текущих ситуаций проблемной среды. Характерной особенностью самообучения является имитация отработки пробных действий в текущих условиях функционирования, что наделяет способностью к изучению закономерностей проблемной среды без изменений в процессе самообучения текущих условий. Найдены граничные оценки сложности алгоритмов самообучения. Проведено имитационное моделирование, организованное на основе предложенного алгоритма самообучения, показавшее его работоспособность и эффективность в нестабильных проблемных средах. 6. Разработаны способы разбиения сложных задач на подзадачи, обеспечивающие возможность автоматического поиска их решения на основе типовых элементов представления знаний. Разбиение основывается на введении структурированного описания образов проблемной среды в модели представления знаний автономных интеллектуальных мобильных систем. Структурированное описание отдельных индивидуумов в модели представления знаний, позволяет пополнить знания, определив особенности их коллективного поведения и взаимодействия между собой. 7. Разработаны методы автоматического целеполагания и методы мотивационного поведения автономных интеллектуальных мобильных систем в нестабильных априори неописанных проблемных средах. Предложена модель представления знаний на основе активных нечетких семантических сетей. Модель позволяет адаптироваться к априори неописанным условиям функционирования и планировать целенаправленную деятельность. Подсистема самоорганизации и управления поведением включает анализатор состояния внутренней и внешней составляющих среды, автоматический генератор подцелей мотивационного поведения, адекватных текущим условиям и заданной основной цели поведения, а также память для хранения модели представления знаний. 8. Разработан метод маршрутизации целенаправленного движения автономным БПЛА в процессе облета территории, поиска цели и преследования подвижного объекта на низкой высоте в окружающей среде с препятствиями. Предложена методика расчета полярных координат точки встречи летательного аппарата с подвижным объектом. Она дает возможность преследования подвижного объекта по упреждающей траектории движения с краткосрочной потерей его восприятия, а также произвольном изменении скорости и направления перемещения в окружающей среде между запрещенными для пролета зонами. 9. Разработан метод безопасного формирования строя и перехода группы летательных аппаратов из одной заданной формации в другую в условиях возмущений. Для построения опорных траекторий и распределения БПЛА по позициям заданной структуры предложен подход, основанный на адаптированной нейронной сети Кохонена с набором статистических метрик. Для реализации перемещения группы аппаратов в сложных условиях применяются принципы интеллектуально-геометрического управления, что позволяет сочетать гибкие интеллектуальные и точные геометрические методы управления в рамках одной концепции. Избегание опасного сближения БПЛА осуществляется с помощью специальных продукционных правил. 10. Рассмотрены различные стратегии преследования-убегания. Одна из задач заключается во встрече игроков на окружности или сфере Аполлония, а другая предполагает встречу на эллипсе или эллипсоиде. Эллипсоидальная форма является более общей по отношению к сферической и требует регулировать скорость преследователя в зависимости от ее параметров. Проведенные эксперименты демонстрируют осуществимость и перспективность интеллектуально-геометрического подхода в дифференциальных играх. 11. Даны предложения по решению сложных полетных заданий группой автономных БПЛА в условиях городской инфраструктуры. В результате проверки работоспособности разрабатываемых алгоритмов на базе программного обеспечения DJI Mobile SDK были обоснованы и выработаны следующие рекомендации: 1)подготовка карты местности для анализа местоположения препятствий и возможных траекторий полета; 2) предварительная прокладка маршрутов для каждого БПЛА на карте с городскими постройками; 3) отработка отдельных команд для проверки готовности БПЛА к выполнению полетной миссии; 4) контроль за параметрами БПЛА и планирование оптимальной загрузки оператора при групповом полете; 5) моделирование, отработка и визуализация процесса выполнения маршрутного задания отдельного БПЛА средствами симулятора; 6) закладка на борт каждого автономного БПЛА продукционных правил поведения при наличии препятствий; 7) реализация базы знаний и бортового интеллектуального решателя; 8) конкретизация знаний в процессе планирования поведения в сложных условиях городской инфраструктуры. Моделирование выполнялось в условиях ограниченного воздушного пространства и с применением симулятора. 12. Разработана имитационная модель системы, состоящая из летательного аппарата и бортовой поворотной видеокамеры и выполнено ее исследование в процессе выполнения миссии с применением MATLAB Simulink в возмущенной среде. На основе разработанной имитационной модели системы БПЛА-видеокамера выполнено моделирования процесса слежения за динамическим объектом. Показано, что методы интеллектуально-геометрического управления БПЛА, а также алгоритм управления видеокамерой обеспечивают выполнение тактико-технических требований по функциональным возможностям, точности и скорости наведения.

 

Публикации

1. Абрамов Н.С., Емельянова Ю.Г., Талалаев А.А., Фраленко В.П., Хачумов М.В. Архитектура мультимодального интерфейса для управления беспилотным летательным аппаратом Известия высших учебных заведений. Авиационная техника, № 3. с.55-63 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3103/S1068799822030084

2. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Виды мышления автономных интеллектуальных мобильных систем и особенности их организации Информационные технологии в управлении (ИТУ-2022) (Санкт-Петербург, 4-6 октября 2022 г.), С. 47-50 (год публикации - 2022)

3. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. The principle of object recognition in a problem environment in the process of planning the behavior of an autonomous intelligent mobile system Marine intellectual technologies, №3-1, Т. 57, С. 181-187 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37220/MIT.2022.57.3.024

4. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Planning the behavior of autonomous intelligent robots under conditions with a high level of a priori uncertainty Marine intellectual technologies, №3-1, Т. 57, С. 274-281 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37220/MIT.2022.57.3.035

5. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Процедуры самообучения автономных интеллектуальных мобильных систем в нестабильных априори неописанных проблемных средах Мехатроника, автоматизация, управление, № 7, Т. 23, С. 356-366 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17587/mau.23.356-366

6. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Classification and structured description of objects of the problematic environment in the knowledge representation model of autonomous intelligent mobile systems Marine intellectual technologies, №4, Ч.1, С.177-184 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37220/MIT.2022.58.4.040

7. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Принцип организации мотивационного поведения и автоматического целеполагания автономных интеллектуальных мобильных систем Мехатроника, автоматизация, управление, № 2, Т. 24, С. 75-84 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17587/mau.24.75-84

8. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. The principle of concretization of abstract knowledge by an autonomous intelligent robot in the process of planning behavior under uncertainty Marine intellectual technologies, №1-1, Т. 59, С. 181-190 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.59.1.023

9. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Маршрутизация целенаправленного движения автономным беспилотным летательным аппаратом в процессе преследования подвижного объекта Авиакосмическое приборостроение, № 4, С. 25-31 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/aviakosmos.4.2023.1332

10. Фраленко В.П. Повышение качества видеопотока от системы технического зрения беспилотного летательного аппарата Программные системы: теория и приложения, №2 (год публикации - 2023)

11. Хачумов М.В. An approach to formation control of UAVs based on applying adapted Kohonen neural network 2023 IEEЕ Ural-Siberian Conference on Biomedical Engineering, Radioelectronics and Information Technology (USBEREIT), p. 1-4 (год публикации - 2023)

12. Хачумов М.В. Application of geometric invariants in the problem of trajectory tracking for UAVs 2022 International Siberian Conference on Control and Communications (SIBCON), C. 1-5 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/SIBCON56144.2022.10002878

13. Хачумов М.В., Хачумов В.М., Ковалев А.К., Панов А.И. Pattern-Recognition Tools and Their Applications Pattern Recognition and Image Analysis, Vol. 33, No. 1, pp. 1–11 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S1054661823010029

14. Хачумов М.В., Шишкин О.Г., Хачумов В.М. Мониторинг и контроль текущего состояния датчиков космического аппарата Авиакосмическое приборостроение, №2, с.23-29 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/aviakosmos.2.2023.1322

15. Шишкин О.Г., Хачумов В.М. Neural network technologies for control of subsystems of small spacecraft Proceedings of the International Conference on Engineering Research 2021 (ICER 2021), C. 1-8 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1063/5.0099226

16. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Планирование поведения автономных интеллектуальных мобильных систем в условиях неопределенности Издательство "Политехника", Санкт-Петербург, 276 с. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25960/7325-1193-2

17. Емельянова Ю.Г., Шишкин О.Г., Фраленко В.П., Хачумов В.М. Программный комплекс для контроля и диагностики датчиковой аппаратуры -, 2022682163 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основным научным результатом является создание основ теории интеллектуально-геометрического управления БПЛА, включая: методы приобретения и обработки знаний, что обеспечивает целенаправленное функционирование БПЛА в условиях неопределенности; методы мультимодального управления с возможностями обработки жестовых и речевых команд, за счет чего достигается повышение надежности управления; методы решения комплекса задач управления группами БПЛА в сложных условиях и др.. Важнейшими составляющими теории являются: 1. Методы представления и обработки абстрактных знаний Под абстрактным (понятивным) понимается мышление, которое работает в условиях, когда заданная цель проблемной среды (ПС) непосредственно не попадает в зону разрешающей способности технического зрения аппарата. В этом случае интеллектуальный БПЛА планирует поведение, опираясь на модель представления и обработки знаний. Далее он реализует сформированный план, переходя в необходимые для достижения цели условия. Разработаны когнитивные инструменты обработки абстрактных знаний в процессе планирования поведения БПЛА в условиях неопределенности, а также инструментальные средства их конкретизации и использования в процессе автоматического планирования целенаправленной деятельности в априори неописанных ПС. Приведена структура типовых элементов представления абстрактных знаний, хранящихся в памяти. Показано, что для поиска решений целесообразно использовать нечеткие семантические сети и цепочки взаимосвязанных наводящих вопросов, получение ответов на которые представляет собой имитацию вывода суждений и умозаключений. Установлен порядок устранения различий в ситуациях, что необходимо для организации целенаправленного функционирования БПЛА. Разработана обобщенная архитектура системы представления и пополнения знаний, которая в общем случае опирается на процедуры наглядно-действенного мышления, основанные на формализации рефлекторного поведения высокоорганизованных живых систем. Все выявленные в подсистеме восприятия факты, отражающие закономерности ПС, заносятся для дальнейшей обработки и анализа в модуль накопления, пополнения и корректировки знаний. В данном модуле при необходимости происходит формирование новых знаний о закономерностях среды и их структуризация. 2. Алгоритм самообучения интеллектуального БПЛА Разработан алгоритм самообучения БПЛА в условиях с высоким уровнем неопределенности, позволяющий автоматически формировать условные программы целесообразного поведения, обеспечивающие автономным системам возможность достигать заданной цели поведения в процессе поисково-исследовательской деятельности. Найдены граничные оценки функциональной сложности предложенного алгоритма самообучения в условиях неопределенности, показывающие возможность его реализации на бортовой ЭВМ, имеющей, как правило, ограниченные вычислительные ресурсы. 3. Метод настройки многослойных нейронных сетей с новой функцией активации. Искусственная нейронная сеть (ИНС) включает новую функцию активации типа «s-парабола» для решения задач классификации слабоструктурированной информации и прогнозирования временных рядов. Выполнено экспериментальное исследование качества распознавания профилей типовых самолетов, где в качестве признаков использовались габаритные размеры объектов и инвариантные моменты их профилей. Выполнено сравнение качества решений, полученных предложенным подходом, с решениями на основе нейронных сетей с традиционным «сигмоидом». Показано наличие преимущества ИНС с функцией активации на основе s-параболы по скорости обучения и решения прикладных задач. 4. Метод решения задачи группового преследования-убегания. Рассмотрена задача планирования движения, в которой уклоняющийся должен проложить свой маршрут к целевой точке через сложную среду с динамическими препятствиями (преследователями). Предложены решения задач уклонения, преследования, оптимального безопасного сближения на основе принципов интеллектуально-геометрического управления. Постановки задач из области автоматического и геометрического управления дополняют друг друга, и в то же время их решение требует детальной информации о динамике нелинейных и сложных систем. Предложено решение оптимизационной задачи вычисления направления для максимального сближения с применением принципа максимума Понтрягина. Рассмотрено решение задачи преследования-убегания с точки зрения противоположных игроков и разработаны стратегии как для уклоняющегося, так и для преследователя. Для преследователей предложено решение в виде создания специального барьера, образованного сферами Аполлония, который препятствует движению убегающего. По сравнению с ранними исследованиями, стратегия преследователей была существенно улучшена за счет расширения числа правил и включения формул, позволяющих сохранить целостность границы, образованной сферами Аполлония в ходе преследования. Полученные результаты доказывают целесообразность предложенного подхода и его применимость при моделировании игр преследования-убегания с одним быстрым уклоняющимся. Разработанная программа представляет собой инструмент для предварительного тестирования различных игровых сценариев и оценки вероятности каждого исхода. Рассмотренные алгоритмы целесообразно использовать в системах управления малыми БПЛА с ограниченными вычислительными ресурсами. Полученные результаты в достаточной мере демонстрируют эффективность совместного использования интеллектуально-геометрических подходов к управлению. 5. Система управления БПЛА на основе мультимодального интерфейса Система управления БПЛА служит для моделирования и решения траекторных задач. Реализована программная среда и мультимодальный интерфейс с набором жестовых и речевых команд для управления малыми БПЛА типа квадрокоптер. Интерфейс интегрирует различные методы ввода, обработки и передачи информации БПЛА, в том числе голосовые и жестовые команды, которые распознаются искусственными нейронными сетями глубокого обучения. Для проверки работоспособности разрабатываемых алгоритмов управления на базе ПО DJI Mobile SDK создан прототип программных средств моделирования и визуализации полета. Посредством разработанного комплекса выполнена имитация полета квадрокоптера в сложной среде с препятствиями. Проведена отработка различных команд и полетных заданий, в том числе, облет городских территорий в условиях чрезвычайных ситуаций. Управление полетом БПЛА осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения, разработанного на языках высокого уровня Java и Python. Все управляющее программное обеспечение распределяется между наземной станцией управления и бортовой вычислительной системой. 6. Предложения по практическому использованию результатов Предложения направлены на решение задач мониторинга протяженных территорий с помощью БПЛА. Они включают методы безопасного построения различных формаций, методы решения задач сопровождения летательных и наземных мобильных объектов; методы мультимодального управления с набором жестовых и речевых команд. Создано экспериментальное программное обеспечение интеллектуально-геометрического управления БПЛА и их группировок для решения комплекса задач мониторинга. Научная значимость выполненного проекта заключается в создании соответствующей мировому уровню теории интеллектуально-геометрического управления беспилотными аппаратами, позволяющей планировать целенаправленные действий в условиях сложной проблемной среды (препятствия, воздушные возмущения, неопределенности). Практическая значимость проекта заключается в создании методологии и программного обеспечения, применимых к решению актуальной задачи мониторинга протяженных территорий в условиях препятствий и воздушных возмущений, в том числе, например, с целью обнаружения задымлений, поиска и сопровождения целевых летательных аппаратов.

 

Публикации

1. - Наука в исследованиях молодых учёных Переславля-Залесского Переславская неделя, Наука в исследованиях молодых учёных Переславля-Залесского. – Переславская неделя, №56 (14588) / 23 августа 2023 года, 2023, с.13 (год публикации - )

2. - Искусственный интеллект активно внедряется в решатели автономных робототехнических систем Сетевое издание «ГРАДНЬЮЗ», Искусственный интеллект активно внедряется в решатели автономных робототехнических систем. – Сетевое издание «ГРАДНЬЮЗ» / 7 ноября 2023 года, 2023. (год публикации - )

3. - В работе Школы РНФ в рамках III Конгресса молодых ученых приняли участие более 300 победителей Президентской программы из разных регионов России Пресс-служба РНФ, - (год публикации - )

4. Абрамов Н.С., Саттарова В.В., Фраленко В.П., Хачумов М.В. Жестовое управление полетом малого беспилотного летательного аппарата Программные системы: теория и приложения, №2, Т.15, С. 21-36 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.25209/2079-3316-2024-15-2-21-36

5. Абрамов Н.С., Талалаев А.А., Фраленко В.П., Хачумов М.В. Система мультимодального управления и визуализации полета беспилотного летательного аппарата Авиакосмическое приборостроение, №9, С.3-11 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/aviakosmos.9.2023.1358

6. Мелехин В.Б., Хачумов В.М., Хачумов М.В. Самообучение автономных интеллектуальных роботов в процессе поисково-исследовательской деятельности Информатика и ее применения, №2, Т.17, С.78-83 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14357/19922264230211

7. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Планирование многоэтапной деятельности интеллектуальным роботом в условиях неопределенности Автоматика и Телемеханика, №12, С.146-168 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0005231023120127

8. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Когнитивные инструменты абстрактного мышления автономных интеллектуальных мобильных систем Мехатроника, автоматизация, управление, №6, Т.24, С.317-326 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17587/mau.24.317-326

9. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Планирование целенаправленной деятельности автономным интеллектуальным роботом с обновлением знаний в кратковременной памяти Мехатроника, автоматизация, управление, №2, Т.25, С.79-92 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.17587/mau.25.79-92

10. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Автоматическое построение элементов представления процедурных знаний подводным интеллектуальным роботом в условиях недоопределенности Морские интеллектуальные технологии, №2, Ч.1, С.1-8 (год публикации - 2024)

11. Хачумов М., Емельянова Ю., Хачумов В. Parabola-Based Artificial Neural Network Activation Functions IEEE proceedings of the 2023 International Russian Automation Conference (RusAutoCon), P.249-254 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/RusAutoCon58002.2023.10272855

12. Хачумов М.В., Абрамов Н.С, Хачумов В.М. Elements of the Smart Geometrical Control Technology for Unmanned Aerial Vehicles 2023 International Ural Conference on Electrical Power Engineering (UralCon), P. 1-6 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/UralCon59258.2023.10291087

13. Хачумов М.В., Емельянова Ю.Г. Парабола как функция активации искусственных нейронных сетей Искусственный интеллект и принятие решений, №2, С.89-97 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14357/20718594230207

14. Хачумов М.В., Емельянова Ю.Г. Многослойные искусственные нейронные сети с функцией активации типа s-парабола и их приложения Искусственный интеллект и принятие решений, - (год публикации - 2024)

15. Хачумов М.В., Хачумов В.М. Modeling the Solution of the Pursuit-Evasion Problem Based on the Intelligent-Geometric Control Theory Mathematics, Vol.11, No.23, P.1-26. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/math11234869

16. Шишкин О.Г. Методы контроля и диагностики космических подсистем связи и ориентации Информационные технологии, №6, с.290-295 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17587/it.29.290-295

17. Мелехин В.Б., Хачумов М.В. Управление целенаправленной деятельностью автономных летающих роботов в нестабильном окружении Издательство "Политехника", Санкт-Петербург, 248 с. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25960/7325-11970

18. Хачумов М.В., Емельянова Ю.Г Программа для настройки многослойной нейронной сети с использованием функции активации s-парабола («S-парабола v.2.0») -, 2023683922 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
На основании выполненных научных и экспериментальных исследований предлагаются к практическому применению: 1. Методологическое обеспечение мониторинга территорий, включая методы безопасного построения различных формаций для решения задач сопровождения и преследования летательных и наземных мобильных объектов; методы и алгоритмы оптимизации маршрутов облета территорий и управления БПЛА с учетом ветровых нагрузок; методы обработки слабоструктурированной информации для обнаружения объектов интереса, оказавшихся на заданной территории на основе систем технического зрения. 2.Основы теории интеллектуально-геометрического управления БПЛА, включая: методы приобретения, обработки знаний и логического вывода, что обеспечивает целенаправленное функционирование БПЛА в условиях неопределенности; методы мультимодального управления с возможностями управления с помощью жестовых и речевых команд, за счет чего достигается повышение надежности управления; методы решения комплекса задач группового преследования-убегания в условиях наличия препятствий и ветровых нагрузок (включая задачи следования по маршруту, сопровождения и преследования целей); методы оптимизации загрузки операторов БПЛА, повышающие эффективность работы управления за счет научно-обоснованного выбора режимов работы в пределах установленных норм. 3. Экспериментальное программное обеспечение интеллектуально-геометрического управления БПЛА и их группировок для решения комплекса задач мониторинга, следования за целями и распознавания объектов. Практическая значимость проекта заключается в создании методологии и программного обеспечения, применимых к решению актуальной задачи мониторинга протяженных траекторий в условиях препятствий и воздушных возмущений, в том числе, например, с целью обнаружения задымлений, поиска и сопровождения целевых объектов.