КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-78-10089

НазваниеПарадокс связи религии и семьи в современной России

РуководительПавлюткин Иван Владимирович, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2021 - 06.2023 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными (30).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые словаисследования семьи, религиозность, христианство, этика, сообщество, социальные сети, религиозная идентичность, ответственность, смирение, верность, отцовство, социальные эффекты крестничества, реляционная социология, междисциплинарный подход

Код ГРНТИ04.51.67


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Исследовательский проект нацелен на совершенствование социальной теории и методологии, которые будут способствовать объяснению нелинейной связи между религией (на примере христианства) и семьей в современном российском обществе, пережившем форсированную секуляризацию. В двадцатом веке в социальных науках существовал консенсус о сильном институциональном сцеплении между семьей и религией, что подтверждалось эмпирическими исследованиями большинства развитых стран с преобладанием христианского населения. Несмотря на общие тенденции секуляризации и снижение институциональной роли религии в 21 веке, разные индивидуальные и социальные признаки религиозности до сих пор прямо или косвенно положительно влияют на устойчивость браков, общий уровень рождаемости, вероятность вторых и более рождений в семье, идеальное и желаемое число детей [Adsera 2006; Philipov, Berghammer 2007; Zhang 2011; Frejka, Westoff 2008; Heaton 2011; Peri-Rotem 2016; Herzer 2019]. Вместе с тем в странах постсоветского мира с преобладанием православного населения такой сильной связи между признаками религиозности и семейной жизни не наблюдается, что порождает интерес к более глубокому изучению их специфики [Buber, Ennser, Berghammer 2021]. Специфика российского контекста заключается в том, что, несмотря на наблюдаемые и сложные процессы десекуляризации в последние 30 лет, они не отражаются симметрично на устойчивости браков и уровне рождаемости. Для того чтобы понять и адекватно объяснить данную специфику требуется совершенствование теории и методологии социальных наук, в которых религия и семья не изучаются как параллельные или чуждые друг другу явления. Существующие исследования зачастую не учитывают теоретических и методологических особенностей изучения религии и религиозности в странах Восточной Европы при построении собственных моделей объяснения [Tomka 2006; Синельников, Медков, Антонов 2009]. В последнее десятилетие произошел рост количества публикаций, в которых на российских данных доказывается и объясняется значение религиозного фактора для рождаемости и устойчивости браков. Возникло осознание того, что обсуждение политики в области семьи и рождаемости невозможно без обсуждения влияния религии. Сегодня показано, что статистически численность детей в религиозных семьях выше, чем в нерелигиозных, религиозность объясняет повышение численности многодетных семей, религия влияет на вторые и последующие рождения в России [Карабчук, Кечетова 2017; Рощина 2018; Борисова, Павлюткин 2019]. Можно сделать обоснованное предположение, что значительный вклад в повышение количества многодетных семей в крупных и средних городах России в последние пятнадцать лет обеспечивает именно религиозный фактор. Вместе с тем, научных исследований, которые позволили бы объяснить, каким образом этот фактор оказывает влияние и какие именно признаки религиозности являются действенными, почти не делается. Один из выводов предыдущего этапа исследовательского проекта «Парадокс связи семьи и религии» состоял в том, что важное значение для объяснения специфики связи сегодня приобретают так называемые «третьи факторы», выполняющие функцию модерирования или «переключения» направления и силы связи между признаками семьи и религии [Борисова, Павлюткин 2019; Голева 2019]. Они позволяют говорить о разных моделях взаимосвязи, которые будут проявляться для разных категорий населения. В этой связи в продолжение реализации проекта предлагается сфокусироваться на теоретическом и эмпирическом изучении «третьих факторов», управляющих силой связи между семьей и религией – паттерны браков, типы религиозных сообществ (приходов), признаки социальной среды, дружественной семье, образовательные практики. Реализация проекта с использованием первичных и вторичных эмпирических данных позволит оценить вклад и значение религии, а также прояснить механику ее влияния на состояние семьи и рождаемости.

Ожидаемые результаты
Реализация научного проекта позволит подготовить публикации и доклады на нескольких языках, которые будут способствовать расширению международной научной дискуссии о связи между семьей и религией в 21 веке [Buber, Ennser, Berghammer 2021]. В результате его реализации удастся аргументировано объяснить парадокс связи религии и семьи для постсоветских стран, продемонстрировать уровень значимости «третьих факторов», модерирующих связь между признаками семьи и религии для разных категорий населения. В частности, один из методологических результатов будет связан с тестированием шкалы качеств брака и отношенческой рефлексивности для индивидов с разным семейным статусом. Результаты научного исследования на разных этапах реализации будут обсуждаться с российскими и зарубежными научными центрами в рамках конференций и семинаров. Это позволит включить российских молодых исследователей в международную сеть коммуникации по проблемам семьи и религии. Реализация исследовательского проекта позволит усилить образовательные программы в области религиоведения и социологии новыми научными знаниями о динамике семьи в России, Италии, Австрии, США. Результаты исследования будут обладать практической ценностью и послужат источником аргументов в формировании субсидиарной социальной политики в области семьи и рождаемости, а также в обсуждении видов поддержки социально-ориентированных организаций и семейных инициатив. Исследование позволит предложить аргументы для обсуждения горизонтальных форм (образовательных программ, коллективных просемейных проектов) социальной поддержки семьи в сотрудничестве с традиционными конфессиями. Разработанная в данном исследовании концептуальная модель семьи может стать основанием для разработки программ практической помощи семьям, находящимся в неблагоприятных условиях, что особенно важно в контексте сложной демографической ситуации в России. Результаты будут представлены на международных и российских конференциях. Также будут подготовлены публикации в деловой и общественно-публицистической прессе.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В текущем отчетном периоде научная работа команды исследовательского проекта «Парадокс связи религии и семьи в современной России» была построена вокруг четырех тематических направлений: параметры связи между религией и рождаемостью; факторы дифференциации стилей и качеств брака; стратегии поиска супруга(и) и сценариев вступления в брак у молодых россиян; семья, работа и религия в период самоизоляции. Также был запущен регулярный семинар, посвященный обсуждению философских и религиозных учений о браке, которые стали модельными для социальных наук в контексте изучения семьи общества модерна. Целью регулярного семинара становится реконструкция, сравнительный анализ и операционализация идей, релевантных для понимания разных типов сцепления между семьей и христианством. В рамках первого тематического направления был подготовлен обзор научных исследований, в котором изучаются факторы, опосредующие влияние религии на рождаемость за последние десятилетия в разных регионах Европы, США, Канады. Один из выводов обзорного исследования состоит в том, что влияние религии на демографические процессы обусловлено, помимо общей силы института, надежностью коммуникации ценностей и значимостью «культуры» рождения детей для структуры идентичности индивида (Забаев И.В., Кострова Е.А. «Российский парадокс религии и рождаемости. Спецификация проблемы и разработка объясняющей гипотезы», 2022). В продолжение дискуссии о ценностях рождения детей И.В. Забаев, Е.А. Кострова и М.А.Голева (2022) в статье «Самореализация и дети: пространственные метафоры повседневной жизни в нарративах россиянок» анализируют связь между ценностью самореализации, которая обсуждается как фактор ограничения рождений в контексте второго демографического перехода, и пространственными категориями, отражающими запрос на человеческую мобильность. На основании анализа интервью с женщинами с разным числом детей авторы выделяют четыре способа, которыми информанты могут наполнять смыслом пространственные категории (путешествие, логистика, дом), подчеркивая, что не все из них отражают запрос на самореализацию вне семейной жизни. Символическая связь религиозности и рождаемости проявляется в контексте репродуктивных (медицинских) проблем, с которыми сталкиваются супруги, желающие завести ребенка. Разные значения этой связи через обращение женщин к различным религиозным практикам исследовались с помощью качественных и количественных методов Т.М. Крихтовой. В рамках второго тематического направления изучались паттерны отношений в браке и их связь с установками на разное количество детей в семье. Один из выводов статьи И.В.Павлюткина «Как возникает общность в браке: логика взаимности в нарративах жён из многодетных семей» заключается в том, что восприятие многодетности как желаемой со стороны женщин связано с тем, как мужчина вовлекается в супружеские отношения, а не только в вопросы обеспечения домохозяйства. В семьях, где несмотря на растущую по мере рождения детей фактическую нагрузку и уязвимость матери, а также растущую временную и пространственную асинхронность между супругами удается поддерживать взаимность (общность в браке), восприятие рождений супругами оказывается позитивным. Предварительное тестирование предположения о связи между паттернами брака и ожидаемым количеством детей на количественных данных (онлайн-опрос в рамках гранта), также показывает, что важность для респондентов качеств брака, связанных с общностью, повышает ожидаемое количество детей в семье (Борисова О.). Третье, новое, направление работы было связано с изучением факторов, которые дифференцируют разные сценарии поиска супруг(а) и вступления в брак среди молодых россиян, а также тестирование гипотез о значении силы родственных связей и признаков религиозности для этой дифференциации (Калиновская П., Емельянов Н.). Его актуальность связана с необходимостью объяснения высокого уровня разводов в первые годы жизни семейных пар, что может быть связано с определенными установками на брак и выбор супруга. По итогам обзора источников и обсуждения дизайна исследования был разработан специальный инструментарий для тестирования гипотез на данных количественного опроса. Результаты данного исследования планируются к обсуждению и публикации в следующем отчетном периоде. Четвертое направление работы было посвящено оценке социального самочувствия семей в период самоизоляции во время пандемии коронавируса. На основании разработанного в период пандемии инструментария и собранных данных онлайн-опроса, реализованного весной 2020 года, был подготовлен аналитический отчет, который лег в основу монографии, опубликованной в этом году. (Голева М.А., Мелкумян Е.Б., Павлюткин И.В., Пруцкова Е.В. Семья, работа и религия в период самоизоляции: По данным онлайн-опроса 2020 г.: Изд-во ПСТГУ, 2022). Анализ распределений по ключевым переменным позволил зафиксировать различия в оценках в восприятии пандемии и самоизоляции, в оценках качества и динамики семейных отношений, в оценках занятости и повседневной домашней жизни, а также в оценках религиозной жизни в период социальной изоляции. Религиозные переменные показали значимость в оценках качествах семейных отношений и семейной интеграции. Полученные результаты показывают необходимость более глубокого анализа последствий социальной изоляции, связанных c социальной и экономической дифференциацией населения и восприятием социального неравенства. За отчетный период члены научной группы подготовили три публикации в ведущие российские журналы по социальным наукам, одну коллективную монографию по результатам опроса о социальном самочувствии в период пандемии коронавируса, семь докладов на научных конференциях, два инструментария для количественного исследования брака и рождаемости, разработали программу семинара по философским учениям о браке и провели двадцать семинаров, на которых обсуждались как вопросы теории и философии брака, так и методология и инструментарий исследования брака и рождаемости.

 

Публикации

1. Забаев И. В., Кострова Е. А., Голева М. А. Самореализация и дети: пространственные метафоры повседневной жизни в нарративах россиянок. Социологическое обозрение, - (год публикации - 2022)

2. Забаев И.В., Кострова Е.А. Российский парадокс религии и рождаемости. Спецификация проблемы и разработка объясняющей гипотезы. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение., - (год публикации - 2022)

3. Павлюткин И.В. Как возникает общность в браке: логика взаимности в нарративах жён из многодетных семей. Экономическая социология, № 4, Т. 22, 11-34 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-4-11-34

4. Голева М.А., Мелкумян Е.Б., Павлюткин И.В., Пруцкова Е.В. Семья, работа и религия в период самоизоляции: По данным онлайн-опроса 2020 г. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва, 168 c. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Адекватное российскому контексту исследование силы и характера связи между семьей и религией предполагает анализ значения факторов, играющих роль модераторов данной связи. Научная работа в отчётном периоде была сфокусирована на изучении таких модераторов или «третьих» переменных: социальный капитал и среда, религиозная социализация, отношенческие компетенции (добродетели), религиозные практики. Социальный капитал, среда и религиозная социализация В исследовании поиска супруга и вступления в брак было показано, каким образом разная укорененность в сильных и слабых связях определяет различия в восприятии брака и семейной жизни (Алексеева 2022). Если на начальных этапах значение приобретают скорее слабые связи, позволяющие увеличить число знакомств для экстенсивного поиска, то далее происходит установление новых отношений свойства, потенциально имеющих возможность стать сильными (знакомство с родителями и знакомство между родителями), что приводит к сокращению числа слабых связей (число поддерживаемых контактов со знакомыми может сокращаться в связи с переориентацией на семейные связи). Показано, что в брачных траекториях молодых людей особое значение могут приобретать сильные связи, поскольку оценка важности знакомства супругов с родителями маркирует разное восприятие будущих отношений в молодой семье. На данных о связи религиозности и ценностно-нормативных представлений о браке среди молодых людей, вступивших в брак (N=1000), определено преимущество социальных метрик религиозности по сравнению с индивидуальными (Алексеева 2023, Мир России). Индексы религиозности с социальными компонентами (ощущение принадлежности к общине, частота общения с священником), в отличие от индивидуальных шкал, делают более заметной (показывают бОльшие коэффициенты корреляции) связь между религиозностью и различными ценностями, отсутствие которой ученые обычно констатируют для большинства постсоциалистических стран, переживших форсированную секуляризацию. Разделяемые нормы и ценности брака скорее связаны с социальной средой, в которой живет человек, чем с индивидуальной религиозностью. Эффекты социального контекста были изучены также при анализе связи религиозности и рождаемости на уровне стран (Пруцкова, Павлюткин, Борисова 2023). На данных трех волн Европейского исследования ценностей (1999, 2008, 2018) в 39 странах было проанализировано значение социального контекста и особенно фактора религиозной социализации для объяснения специфики связи между показателями религиозности (для идентифицирующих себя с христианством) и количеством детей. Результаты анализа подтвердили гипотезу о значении модерирующих факторов социального контекста для усиления связи между рассматриваемыми параметрами, что позволяет объяснить слабую связь между религиозностью и рождаемостью для постсоветских стран с доминированием православного населения (Забаев, Кострова 2023). Влияние религиозной социализации может происходить, во-первых, через восприятие населением транслируемых доктринальных учений о рождении детей и семейной жизни. Во-вторых, через механизмы институционального влияния: религиозная социализация может отвечать за связь желаемого (ценности) и фактического количества детей (действия). В-третьих, религиозная социализация может способствовать формированию определенного круга общения через вовлеченность семьи в приходскую общину (общение со священником и семьями прихожан). Такая вовлеченность становится источником поддержки (информационной, эмоциональной, материальной), важной на этапе семейных переходов к рождению нескольких детей. Добродетели как источники установок и отношенческих компетенций в браке В рамках серии семинаров «Образы брака в философии семьи», где обсуждались ключевые философские тексты, повлиявшие на современное понимание брака и семьи, удалось зафиксировать специфику понимания брака у христианских авторов. С одной стороны, как у Аристотеля, так и христианских апологетов (Иоанн Златоуст, Григорий Богослов) брак оказывается союзом, в котором каждый из супругов совершенствуется в добродетельной жизни, но, с другой стороны, сам список этих важных качеств оказывается разным для различных понятий о браке и семейной жизни (справедливость vs. общность). Отдельные христианские добродетели сегодня операционализируются и тестируются в исследованиях семьи в социальных науках (позитивная психология, реляционная социология). В российских социальных науках подобные исследования мало представлены. На данных опроса респондентов, состоящих в браке и идентифицирующих себя с православием, проверяется гипотеза связи религиозности, стажа в браке и важности отношенческих компетенций как добродетелей в браке (Павлюткин, Голева 2023). На теоретическом уровне проводится различение институционального (нормативного) и отношенческого влияния религии на брак. В рамках отношенческого измерения обсуждаются этика и добродетели (смирение, прощение, самопожертвование) как источники компетенций, способствующих устойчивости супружеской жизни. Одно из проявлений данной этики, сформулированное в социальных науках, связано с важностью дистанцирования от собственного «Я» в браке в пользу «Мы», что способствует супружеской взаимности. На данных количественного опроса супругов (N=583) было показано, что в целом респонденты низко оценивают суждения, характеризующие важность отстранения от себя в браке, и скорее выше оценивают важность проявления независимости. Однако более детальный анализ показал, что чем выше стаж в браке и частота посещения служб, тем выше оказываются значения отказа от «Я» и ниже оценки независимости в браке. Отношенческий взгляд на роль религии в браке позволяет обнаружить то, что скрыто за рамками структурных и институциональных моделей, поскольку дает инструменты для анализа содержания или этики супружеской жизни. Его теоретическое и методологическое развитие может позволить продвинуться не только в деле объяснения разводов в российском обществе, но и в деле открытия возможностей для развития отношений в семье. В исследовании обращения религиозных молодых людей к православной платформе для знакомств также изучалось этическое измерение в семейных переходах. На данных интервью обсуждается, каким образом в своих стратегиях поиска будущего супруга(и) информанты совмещают практические (экономические) и субстантивные (этические) рациональные аргументы (Алексеева 2023). С одной стороны, онлайн-платформа позволяет уподобить поиск потенциального супруга выбору «продукта» на рынке: задать параметры, фильтры, просмотреть большое число анкет. С другой стороны, православное понимание брака подразумевает стремление к созданию семьи на всю жизнь (верность), стремление к единству и ценностному консенсусу, а также определяющее значение Божьей воли в сознании респондентов. Преодолеть обозначенное противоречие позволяют практики, обозначенные информантами в категориях «самоконтроля» и «борьбы с искушениями». Информанты считают возможным предпринимать активные действия при поиске супруга (как онлайн, так и офлайн), но при этом признают, что результат обретения супруга зависит от воли Бога. Изучению религиозных практик в связи с осознанием женщинами использования репродуктивных технологий посвящена статья Т.М. Крихтовой (Крихтова 2023). Информантами выступили женщины, имевшие проблемы с зачатием или рождением ребёнка. На примере качественных и количественных данных были рассмотрены религиозные практики «присвоения» ребёнка в контексте использования новых репродуктивных технологий. «Присвоить» значит «закрепить связь с ребенком, его статус члена семьи и свой статус матери», то есть в том числе создать связи родства. Было выявлено несколько стратегий использования религиозных практик. При этом в совмещении медицинских и немедицинских практик информанты не видят противоречия. Один из выводов состоит в том, что женщины переосмысливают религиозные ритуалы и символы с целью наполнения смыслом «механистическо-биологического» медицинского подхода.

 

Публикации

1. Алексеева П.А. Брачные траектории молодых россиян: роль сетей. Экономическая социология, № 5, Т. 23, С. 78 - 108. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/1726-3247-2022-5-78-108

2. Алексеева П.А. Выбор на брачном рынке или воля Божья? О практической и субстантивной рациональности в категориях пользователей православной платформы для знакомств. Социологическое обозрение, №1, Т.22, с. 82-97. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/1728-192x-2023-1-8

3. Алексеева П.А. Связь религиозности и ценностно-нормативных представлений о браке: взгляд российской брачной молодежи. Мир России. Социология. Этнология, - (год публикации - 2023)

4. Крихтова Т.М. Практики «присвоения» ребенка в контексте новых репродуктивных технологий. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии, - (год публикации - 2023)

5. Павлюткин И.В., Голева М.А. Значение религии в объяснении российского парадокса брачности: обоснование гипотезы об отношенческих компетенциях на примере супругов, идентифицирующих себя с православием. Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение, Вып. 106. С. 107–133. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15382/sturI2023106.107-133

6. Пруцкова Е.В., Павлюткин И.В., Борисова О.Н. Связь религиозности и рождаемости в России на фоне других европейских стран: эффект социального контекста. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 2. С. 103-126 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.2.2359

7. Луман Н. [пер. с нем. Е.А. Костровой; под ред. И.В. Забаева] Ребёнок как среда воспитания. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва, 2023., М.: Изд-во ПСТГУ, 72с. ISBN 978-5-7429-1510-2. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
не указано