КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 21-79-30041

НазваниеЗакономерности критичности в материалах с дефектами, разработка подходов по мониторингу и прогнозированию ресурса при широкодиапазонном силовом и энергетическом воздействии (приложения в авиационном моторостроении)

РуководительНаймарк Олег Борисович, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, Пермский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2021 г. - 2024 г. 

Конкурс№53 - Конкурс 2021 года по мероприятию «Проведение исследований научными лабораториями мирового уровня в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-101 - Прочность, живучесть и разрушение материалов и конструкций

Ключевые словаМатериалы авиационного моторостроения, сплавы, композиты, керамики, ресурс, надежность, динамика, усталость, комбинированные нагружения, двигатели нового поколения

Код ГРНТИ30.03.17


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен исследованию стадийности поврежденности и перехода к разрушению в перспективных материалах авиационного моторостроения на основе развиваемых представлений о закономерностях критичности развития ансамблей дефектов, обоснованию моделей нелинейной кинетики поврежденности, зарождения и распространения трещин в поврежденной среде в широком диапазоне интенсивностей нагружения; экспериментальная верификация моделей с использованием созданного оборудования, позволяющего изучение поведения материалов при усталостных (включая сверхмногоцикловую), динамических и ударно-волновых нагружениях; обоснование подходов по оценке ресурса и мониторинга материалов и конструкций авиационного моторостроения при комбинированных динамических и усталостных нагружениях. Теоретические и экспериментальные исследования, создание методических основ оценки ресурса и мониторинга материалов и конструкций авиационного моторостроения будет проведено по следующим направлениям: 1. Экспериментальные и теоретические исследования стадийности развития разрушения сплавов авиационного моторостроения (применительно к двигателю ПД-14) в условиях сверхмногоцикловой усталости, в том числе в условиях комбинированного динамического и циклического нагружения, с целью обоснования методов оценки надежности, ресурса и мониторинга применительно к распространенным критическим ситуациям, обусловленным резким падением усталостного ресурса после случайного соударения лопаток вентиляторов газотурбинных двигателей c посторонними предметами (foreign object damage). 2. Экспериментальные и теоретические исследования стадийности разрушения композитных материалов авиационного моторостроения при усталостных и динамических нагружениях (в том числе комбинированных) для создания методических основ оценки надежности и ресурса, разработки моделей разрушения материалов лопаток вентиляторов газотурбинных двигателей нового поколения (ПД-35) в широком диапазоне интенсивностей нагружения с учетом многомасштабной кинетики развития дефектов при усталостных, динамических и ударно-волновых нагружениях. 3. Экспериментальное и теоретическое исследование закономерностей разрушения керамических материалов и керамических композитов в широком диапазоне интенсивностей нагружения (динамические, ударно-волновые) для создания методических основ оптимизации свойств керамических материалов при интенсивных силовых и температурных воздействиях с использованием созданных экспериментальных комплексов , позволяющих реализовать динамические, ударно-волновые нагружения, исследование статистических закономерностей фрагментации, получение данных о трещиностойкости методом динамического индентирования. 4. Экспериментальное и теоретическое исследование закономерностей разрушения конструктивно-подобных и натурных элементов конструкции газотурбинных двигателей в сопоставлении с результатами широкодиапазонных лабораторных экспериментов, структурными исследованиями и моделирования поведения материалов (сплавов, композитов, керамик) для прогнозирования ресурса и мониторинга состояния изделий при их проектировании и эксплуатации Фундаментальной основой теоретических исследований и развиваемых представлений о стадийности поврежденности и перехода к разрушению являются впервые установленные авторами проекта закономерности критичности развития дефектов — структурно-скейлинговые переходы, что позволило: обосновать нелинейные модели кинетики поврежденности, связать стадийность перехода от дисперсного к макроскопическому разрушению с автомодельными решениями — коллективными модами ансамблей дефектов; предложить описание механизмов зарождения трещин и их развития в широком диапазоне интенсивностей воздействия при усталостном (включая сверхмногоцикловую), динамическом и ударно-волновом нагружениях. Экспериментальной основой являются оригинальные результаты авторов проекта при исследовании механизмов, определяющих стадийность развития поврежденности и переходы к разрушению широкого класса материалов (сплавов, композитов, керамик) в широком диапазоне интенсивностей нагружения с использованием созданных в Лаборатории физических основ прочности ИМСС УрО РАН уникальных экспериментальных комплексов (совмещенных с системами регистрации высокого пространственного и временного разрешения), позволяющих изучение поведения материалов при усталостном (включая сверхмногоцикловую усталость), динамическом и ударно-волновом нагружениях. Прикладные исследования будут проведены в развитие 11 контрактов, выполненных коллективом Лаборатории физических основ прочности ИМСС УрО РАН (АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Сатурн», ОКБ «Люлька») по исследованию свойств и оценки надежности материалов авиационного моторостроения, обоснованию моделей оценки ресурса в широком диапазоне интенсивностей нагружения с использованием уникальной экспериментальной базы лаборатории.

Ожидаемые результаты
Планируемые результаты относятся к активно разрабатываемой области исследования – оценки надежности и ресурса перспективных конструкционных материалов авиационного моторостроения (сплавов, керамик. композитов) с учетом стадийности поврежденности, обусловленной многомасштабной кинетикой развития дефектов в широком диапазоне интенсивностей нагружения. Ожидаемыми результатами являются: -обоснование и реализация подходов, методов экспериментального и структурного исследования свойств материалов газотурбинных двигателей ПД-14 при комбинированных динамических и усталостных (включая гигацикловые) нагружениях для оценки усталостного ресурса и методов мониторинга в условиях случайных динамических воздействий (совместно с ОА «ОДК-Авиадвигатель»); - обоснование и реализация подходов, методов экспериментального и структурного исследования свойств композитных материалов (применительно к лопаткам вентиляторов газотурбинных двигателей ПД-35 ), расчетных моделей, учитывающих многомасштабность развития поврежденности при комбинированных динамических, квазистатических и усталостных нагружениях, для оптимизации конструкции и технологии изготовления лопаток вентиляторов, обеспечивающих заданные характеристики надежности и ресурса (совместно с ОА «ОДК-Авиадвигатель»); - экспериментальное и теоретическое обоснование и реализация подходов, использующих результаты статистических закономерностей разрушения керамик по данным пространственно-временной регистрации фрагментации, для исследования деформирования и стадийности развития поврежденности с целью оптимизации структуры и свойств, повышения «диссипативной емкости» в широком диапазоне интенсивностей нагружения (Совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель); - обоснование и реализация подходов, методов экспериментального и структурного исследования конструктивно-подобных и натурных элементов конструкции газотурбинных двигателей в сопоставлении с результатами широкодиапазонных лабораторных экспериментов, структурными исследованиями и моделирования поведения материалов (сплавов, композитов, керамик) для прогнозирования ресурса и мониторинга состояния изделий при их проектировании и эксплуатации (Совместно с АО «ОДК-Авиадвигатель);. Значимость результатов определяется использованием результатов фундаментальных исследований при разработке новых материалов авиационного моторостроения , обеспечивающих ресурс и надежность при создании конструкций, работающих в экстремальных условиях, и разрушение которых сопряжено с большими социальными и экономическими потерями. Соответствие мировому уровню подтверждается впервые обоснованными подходами в оценке ресурса, признанными мировым научным сообществом и верифицированными в ходе совместных исследований с ведущими мировыми центрами в области фундаментальных и прикладных проблем материаловедения (Национальные Лаборатории США; ENSAM-ParisTech (Франция); Кавендишская Лаборатория (Великобритания) CEA (Франция) и другие); созданной уникальной и не имеющей аналогов в России экспериментальной базой, позволяющей верификацию широкодиапазонных моделей поведения материалов при квазистатических, усталостных (много- и гигацикловые режимы), динамических и ударно-волновых нагружениях в сочетании с созданными методиками по обработке данных, используемыми для верификации моделей; выполненными контрактами с зарубежными центрами и российскими корпорациями в области авиационного моторостроения (ОАО ОДК-Авиадвигатель, ОАО ОДК-Сатурн).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
Развитые представления о закономерностях критичности стадийности разрушения, основанные на описании коллективного поведения ансамблей дефектов (микротрещин, микросдвигов), применены для разработки моделей деформирования и разрушения, методологии экспериментальных исследований с целью обоснования подходов по прогнозированию ресурса материалов авиационного моторостроения в широком диапазоне интенсивностей нагружения. Установлена связь стадийности развития поврежденности с закономерностями кинетики накопления дефектов и установленными типами коллективных мод дефектов, имеющих природу автомодельных решений эволюционных уравнений для параметра поврежденности. Обоснованы модели деформационного поведения и разрушения сплавов (сплавы титана, алюминия, в том числе с субмикрокристаллической структурой) и композитных материалов, применяемых для создания новых перспективных двигателей. Экспериментально и теоретически исследована дуальность закономерностей перехода от дисперсного накопления повреждений к макроскопическому разрушению, представленная в двухпараметрических критериях разрушения, которая связывается с двумя типами автомодельных решений в твердых телах с дефектами. Стадийность развития разрушения композитных материалов в присутствие двух типов автомодельных решений исследована экспериментально (для стандартных образцов и образцов с концентраторами) в условиях квазистатического и усталостного нагружения и обработкой данных in situ регистрации полевых картин деформации методом корреляции цифровых изображений (DIC) и данных акустической эмиссии. Полученные результаты подтверждают перспективность использования двухпараметрических критериев разрушения для оценки долговечности конструкций из композитных материалов в сочетании с предложенным анализом стадийности поврежденности по данным методов корреляции цифровых изображений и акустической эмиссии. Разработана методология и экспериментальный комплекс для получения новых данных о закономерностях процессов деформирования, стадийности накопления повреждений и разрушения композиционных материалов (ПКМ) при квазистатических и циклических воздействиях с использованием современных испытательных и измерительных систем. Сочетание методов регистрации деформации, корреляции цифровых изображений (система Strain Master) и акустической эмиссии (система AMSY-5) позволило получение данных о флуктуациях полей деформаций, флуктуаций энергии, обусловленных развитием поврежденности. Пространственно-временные данные о флуктуациях полей деформации, ассоциированные с поврежденностью, были использованы для разработки методов оценки стадийности поврежденности и перехода к разрушению на основе двухпараметрических критериев разрушения. Разработана и реализована оригинальная методология «блочного циклического нагружения» для оценки стадийности разрушения и усталостного ресурса слоистых композитных материалов и конструктивно-подобных элементов на основе экспериментального комплекса, включающего испытательную машину Testronic-50, тепловизионной камеры NEC TH9100, системы корреляции цифровых изображений LaVision и системы акустической эмиссии AMSY-6. Достижение критического числа циклов нагружения на последнем блоке нагружения (с максимальным напряжением цикла нагружения) сопровождалось монотонным снижением резонансной частоты. Разработаны и реализованы программы для ЭВМ и алгоритмы кластерного анализа пространственно-временной динамики многомасштабного развития поврежденности композитов по данным акустической эмиссии и флуктуаций полей деформаций. Алгоритмы и программы включают расчет зависимостей флуктуаций поля деформаций от скорости деформации и пространственного градиента, кластерный анализ на основе агломеративного иерархического подхода, мультифрактальный анализ. Проведен анализ данных DIC полей деформаций построением пространственно-временных фазовых портретов с последующим применением кластерного анализа. Установлена мультифрактальность спектров флуктуаций деформаций для однонаправленных композитов в условиях квазистатического и циклического нагружений. Анализ данных DIC полей деформаций в эксперименте на квазистатическое нагружение композита с отверстием установил наличие двух кластеров обнаруживающих комбинацию мульти — и монофрактальных спектров в соответствие с двумя типами автомодельных решений. Обоснован алгоритм дифференцированного анализа пространственно-временных данных акустической эмиссии и DIC полей деформаций методом мультифрактального анализа кластеризующихся данных. Развита методология экспериментального исследования усталостного разрушения сплавов авиационного моторостроения при переходе от много- к сверхмногоцикловым режимам нагружения, оценки ресурса и формулировки моделей стадийности разрушения. Проведен сравнительный анализ усталостных свойств сплава ВТ-6 в крупно-кристаллическом, субмикрокристаллическом состояниях, а также образцов из конструктивно подобных элементов. Разработана методология исследования деформационного поведения и разрушения жаропрочных сплавов авиационного моторостроения при динамическом нагружении с использованием оригинальной установки, позволяющей проведение высокотемпературных испытаний. Предложена модель динамического деформирования и разрушения материалов, учитывающая эффекты деформационного и скоростного упрочнения, влияние температуры и адаптированная к стандартным пакетам, используемым для моделирования поведения элементов конструкций (лопаток вентиляторов) при динамическом нагружении, включая соударение с посторонними предметами (foreign object damage). Проведены экспериментальные и теоретические исследования механизмов деформирования и разрушения адиабатическим (локализованным) сдвигом с приложениями к материалам и конструкциям авиационного моторостроения для прогнозирования прочности элементов конструкций авиационных двигателей (лопаток вентиляторов) при случайном соударении с посторонними предметами и последующем резким снижением усталостного ресурса (foreign object damage problem). Развит подход, снимающий противоречия традиционных представлений к описанию механизмов разрушения «адиабатическим сдвигом» как эффекта термического разупрочнения, и связывающий механизмы неустойчивости пластического течения и локализации поврежденности, как критические явления в ансамблях дефектов, с механизмами структурной релаксации и разрушения. Эксперименты проведены применительно к динамическому нагружению сплава АМг6 для специальной формы «скошенных - declined» цилиндрических образцов на установке Гопкинсона – Кольского. Форма образцов позволяет реализовать сложное напряженное состояние – сочетание сжатия и сдвига, проведение расширенных широкодиапазонных испытаний, перекрывающий диапазон динамических нагрузок, характерных для критически опасных ситуаций соударения лопаток вентиляторов с посторонними предметами. Результаты динамических экспериментов используются для верификации широкодиапазонных определяющих уравнений, моделирования поведения элементов конструкций в сочетании со структурными исследованиями материалов, подвергнутых динамическому деформированию. Исследования закономерностей разрушения при повышенных интенсивностях нагружения проводились с использованием импульсной баллистической установки на базе лазера Beamtech SGR-Extra-10, совмещенной с регистрацией параметров ударно-волнового импульса методом допплеровской интерферометрии (лазерный измеритель скорости FDVI Mark IV VISAR) . Постановка эксперимента позволяет изучение поведения материала в диапазоне интенсивностей нагружения, характерных для ситуаций случайного соударения лопаток вентиляторов с посторонними предметами и упрочнения лицевой поверхности материала воздействием ударно-волнового импульса. Структурный анализ образцов-мишеней в направлении распространения ударно-волнового импульса, инициированного лазерным воздействием, установил возможность реализации двух режимов: режима ударно-волновой проковки лицевой поверхности мишеней и формирования областей поврежденности, соответствующих разрушению «адиабатическим сдвигом» в объеме мишеней. Формирование областей разрушения «адиабатическим сдвигом» в объеме материала может приводить к резкому снижению усталостного ресурса элементов конструкции (лопаток вентиляторов). Влияние динамического и ударно-волнового нагружения (включая проковку, инициированную лазерным воздействием) на усталостный свойства материала существенно определяется типом материала, характером воздействия (амплитуда, время нагружения) и предполагает детальные структурные исследования материала, подвергнутого ударно-волновому воздействию, при последующих усталостных (много- и гигацикловых режимах) нагружения. Разработана методология оценки усталостного ресурса и надежности рабочей лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов в условиях многоцикловой усталости, обоснованы математические модели в сопоставлении с результатами лабораторных усталостных испытаний на натурных конструкциях и конструктивно подобных элементах. Применительно к замковому соединению рабочей лопатки вентилятора из композитных материалов разработаны методики экспериментального исследования закономерностей усталостного разрушения; проведены экспериментальные исследования по определению закономерностей усталостного разрушения; получены характеристики усталостной прочности конструктивно подобных элементов. Ссылка на интернет ресурс по проекту РНФ: https://conf.icmm.ru/e/SSRMKDD-2021.

 

Публикации

1. Банникова И.А., Уваров С.В. Experimental study of fragmentation of fused quartz cylinders under quasi-static loading with the fractoluminescence recording Procedia Structural Integrity, V.32, P.10-16 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2021.09.003

2. Баяндин Ю., Головин М., Ледон Д., Наймарк О. Model of elastic modulus degradation and fracture of composite materials under cyclic loading Procedia Structural Integrity, V.32, P.26-31 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2021.09.005

3. Игнатова А.М., Юдин М.В., Воронов В.Л., Наймарк О.Б. Fragmentation Behavior Of Mica-Crystalline Material Under High Velocity Impact In Constrained And Non-Constrained Conditions Procedia Structural Integrity, V.32, P.79-86 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2021.09.012

4. Наймарк О.Б. Defects Induced Criticality and Gapped Momentum States in Condensed Matter Procedia Structural Integrity, V. 32, P. 144-151 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2021.09.021

5. Наймарк О.Б., Оборин В.А., Банников М.В., Ледон Д.Р. Critical Dynamics of Defects and Mechanisms of Damage-Failure Transitions in Fatigue Materials, V.14, Is.10, P.2554 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3390/ma14102554

6. Наймарк О.Б., Уваров С.В., Никитюк А.С., Кирсанов А.Р. Fracture Criteria and Duality of Critical Damage-Failure Transitions Procedia Structural Integrity, V.33, P.1115-1122 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2021.10.124

7. Нихамкин М.Ш., Соломонов Д.Г., Воронков А.А. Experimental Study of Fatigue Damage Accumulation in Laminated Carbon Reinforced Fiber Plastics Journal of Physics: Conference Series, V.1945, P.012040 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1945/1/012040

8. Саженков Н.А., Воронов Л.В., Нихамкин М.Ш. Experimental Study of Polyurea Protective Coating Effectiveness for Layered Composite Material Reinforced by Glass-Fiber under Impact Loading Journal of Physics: Conference Series, V.1945, P.012051 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1088/1742-6596/1945/1/012051

9. Соковиков М.А., Симонов М.Ю., Оборин В.А., Чудинов В.В., Уваров С.В., Наймарк О.Б. Study of localized shear failure of AMg6 alloy specimens under static and dynamic loading Computational Continuum Mechanics, V.14, Is.3, P.300-311 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.7242/1999-6691/2021.14.3.25

10. Уваров С.В., Чудинов В.В. Dynamic and quasistatic interlaminar shear strength of carbon fiber laminate under bi-axial loading conditions Procedia Structural Integrity, V.33, P.465-468 (год публикации - 2021) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2021.10.053

11. Наймарк О.Б., Соковиков М.А., Чудинов В.В., Уваров С.В., Оборин В.А., Ледон Д.Р. Устройство для испытания на сжатие образца материала на стержне Гопкинсона-Кольского -, 2021123595 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Проведены экспериментальные и теоретические исследования закономерностей деформирования и разрушения материалов авиационного моторостроения (композитов, сплавов) в широком диапазоне интенсивностей нагружения для обоснования подходов к моделированию поведения элементов конструкций перспективных двигателей ПД-14 и ПД-35 и оценке ресурса с учетом особенностей полетного цикла и нештатных ситуаций. Методы основаны на современных подходах оценки долговечности материалов, учитывающих закономерности критичности в развитии разрушения, обусловленных нелинейной кинетикой дефектов. Принципиальное значение имеет обоснование моделей разрушения материалов, верифицированных широкодиапазонными лабораторными экспериментами и структурными исследованиями, устанавливающими связь условий нагружения, стадийность развития разрушения и количественными структурными параметрами. Установленные в работах авторах закономерности критичности в развитии поврежденности, верифицированные в широком диапазоне интенсивностей нагружения с использованием уникальной экспериментальной базы и методологии структурных исследований, явились основой для проведенных исследований по фундаментальным и прикладным аспектам деформирования и разрушения перспективных материалов авиационного моторостроения. - Получены экспериментальные данные по закономерностям разрушения ПКМ (применительно к конструкции лопатки вентилятора газотурбинного двигателя ПД-35) при квазистатических и динамических нагружениях Результаты: 1. Установлено уменьшение трещиностойкости по степенному закону при квазистатическом и циклическом нагружении. 2.Получена кривая усталости конструктивно-подобных элементов (КПЭ) при совместном действии статического растяжения и циклического трехточечного изгиба, - Получены данные по стадийности развития разрушения методами DIC и АЭ в композитных образцах с концентраторами напряжений. Результаты: 1.Методом DIC обнаружены очаги повреждений при циклическом деформировании; подготовлены образцы-пробы для анализа на томографе ИЯФ СО РАН. 2. Реализована схема механических испытаний ПКМ с записью сигналов акустической эмиссии пьезоэлектрическими преобразователями и с использованием оригинальной оптоволоконной системы. - Проведены эксперименты по измерению скорости звука для определения влияния повреждений на упругие свойства, верификация модели разрушения композита. Результаты: 1. Моделированием ячейки периодичности ПКМ определены эффективные упругие модули в зависимости от повреждений. 2. Модель верифицирована по данным измерения скорости звука, получено соответствие экспериментам по деградации продольного модуля упругости. -Разработана методология кластерного анализа поврежденности ПКМ по данным АЭ и DIC для обоснования закономерностей критичности стадийности разрушения. Результаты: 1. Методом DIC и АЭ получены пространственно-временные фазовые портреты компонент полей деформаций для различных стадий разрушения образцов ПКМ с круговыми концентраторами. 2. Проведен сравнительный анализ пьезо- и оптоакустических данных кинетики разрушения. - Получены с использованием методов анализа изображений интегральные характеристики структуры композиционного материала по данным томографии. Результаты: 1. Установлены значения средних величин фактора дисперсности дефектов из областей с различной интенсивностью нагружения образцов ПКМ с концентратором. 2.Определены параметры «структурной восприимчивости» в моделях, определяющих кинетику перехода к разрушению. - Изучены структурные закономерности усталостного разрушения сплавов при сверхмногоцикловых нагружениях; определены масштабные инварианты и структурно-чувствительные параметры в моделях стадийности разрушения. Результаты: 1.Показано, что предельное напряжение разрушения образцов, вырезанных из имитаторов лопаток, соответствует переходной области от много- к сверхмногоцикловому разрушению. 2. Установлены масштабные инварианты и структурные масштабы характерных зон поверхности разрушения, определяющие стадийность разрушения. - Исследована кинетика роста усталостных трещин в сплавах алюминия при гигацикловой усталости предварительно динамически нагруженных образцов. Результаты: 1.Предложено обобщение уравнения Батиаса-Пэриса для описания кинетики роста малых трещин и трещин Пэриса с учетом структурных параметров, определяющих масштабы характерных зон поверхностей разрушения. 2. Проведена верификация предложенной обобщенной модели с учетом структурных параметров, определяющих масштабы характерных зон поверхностей разрушения. - Изучены закономерности критичности разрушения адиабатическим сдвигом применительно к оценке ресурса элементов конструкций двигателей семейства ПД-14. Результаты: 1. Изучение масштабно-инвариантых характеристик динамически нагруженных образцов установило коррелированное поведение дефектов, инициирующих механизм локализованного сдвига. 2.Результаты численного моделирования в сопоставлении с данными экспериментов по нагружению образцов по схеме «сдвиг-сжатие» установили существенную роль как сдвиговых, так и нормальных компонент тензора деформации. - Изучены закономерности развития разрушения «адиабатическим сдвигом» н структурные механизмы локализации деформации для верификации моделей применительно к условиям динамического нагружения лопаток вентилятора двигателя ПД-14. Результаты: 1.Установлены значения максимальных температур ~1700С, полученные «in-situ» инфракрасным сканированием образцов в процессе динамического деформирования, что подтверждает вывод о ведущей роли структурно-обусловленных механизмов инициирования разрушения адиабатическим сдвигом. -Разработаны методы и экспериментальный комплекс для прогнозирование усталостной долговечности алюминиевых сплавов в условиях комбинированного ударно-волнового и гигациклового нагружения Результаты: 1. Впервые реализован метод последовательного ударно-волнового и усталостного нагружения материалов авиационного моторостроения с получением образцов из массивной мишени с известной историей ударного нагружения и контролируемой стадийностью кинетики поврежденности при циклическом нагружении. 2. Установлено снижение на ~34% предельного напряжения разрушения для предварительно нагруженного плоской ударной волной сплава АМг6. -Экспериментально изучена стадийность процесса разрушения титанового сплава ВТ6 при динамическом и усталостном нагружении, влияние динамического, ударно-волнового нагружения на усталостный ресурс материалов. Результаты 1. Экспериментальное исследование в переходных режимах много- и сверхмногоцикловой усталости установило снижение предельного напряжения разрушения для предварительно динамически нагруженных образцов до 70%. 2. Сравнительный количественный анализ морфологии поверхности разрушения образцов при динамических и гигацикловых режимах нагружения позволил обосновать обобщенный закон Пэриса кинетики роста трещин при последовательных динамических и сверхмногоцикловых нагружениях. - Выявлены закономерности усталостного разрушения конструктивно-подобных элементов (КПЭ) замка рабочей лопатки вентилятора авиационного двигателя из ПКМ при растяжении с циклическим изгибом; получены экспериментальные данные для верификации математических моделей усталостного разрушения и прогнозирования усталостного ресурса. Результаты: 1. Разработана методика экспериментального исследования закономерностей усталостного разрушения КПЭ замкового соединения рабочей лопатки вентилятора двигателя ПД-35 из ПКМ. 2.Установлено, что развитие расслоений на второй стадии носит скачкообразный характер: скачкообразное продвижение трещины (расслоения) происходит после накопления определенного уровня повреждений в матрице. 3. Сформулированы рекомендации при проектировании лопаток вентиляторов РЛВ с использованием методик усталостных испытаний КПЭ замкового соединения.

 

Публикации

1. Банников М.В., Оборин В.А., Баяндин Ю.В., Ледон Д.Р., Кисельков Д.М., Савиных А.С., Гаркушин Г.В., Разоренов С.В., Наймарк О.Б. Damage-failure transition under consecutive dynamic and very high cycle fatigue loads Journal of Applied Physics, V.131, P.135902 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1063/5.0085348

2. Банников М.В., Саженков Н.А., Балакирев А.А., Саженков Н.А., Уваров С.В., Баяндин Ю.В., Никитюк А.С., Нихамкин М.Ш., Наймарк О.Б. Acoustic emission phase analysis of damage-failure transition staging in composite materials Procedia Structural Integrity, V.41, P.518-526 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.059

3. Игнатова А.М., Балахнин А.Н., Банников М.В., Купер К.Е., Никитюк А.С., Наймарк О.Б. Technique for obtaining an integral characteristic of the structure of a loaded composite material based on microtomographic research data Procedia Structural Integrity, V.41, P.550-556 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.063

4. Игнатова А.М., Верещагин В.И., Наймарк О.Б. Features of crystallization of cast glass-ceramic spinel-pyroxene materials under non-equilibrium conditions Procedia Structural Integrity, V.41, P.527-534 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.060

5. Игнатова А.М., Наймарк О.Б., Юдин М.В., Воронов В.Л., Игнатов М.Н. Experimental determination of fragment dynamics of refractory non-metallic silicate material under high-velocity impact Procedia Structural Integrity, V.40, P.185–193 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.04.025

6. Игнатова А.М., Юдин М.В., Воронов В.Л., Игнатов М.Н., Гладкий И.Л., Иноземцев А.А., Наймарк О.Б. Velocity characteristics of fracture fragments of mica-crystal materials under high-speed impact Procedia Structural Integrity, V.41, P.589-597 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.067

7. Иноземцев А.А., Наймарк О.Б., Соковиков М.А., Уваров С.В., Симонов М.Ю., Оборин В.А., Чудинов В.В., Гладкий И.Л. Adiabatic shear failure mechanism in AlMg alloys Procedia Structural Integrity, V.41, P.544–549 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.062

8. Иноземцев А.А., Оборин В.А., Банников М.В., Гладкий И.Л., Наймарк О.Б. Damage-failure transition in VT6 titanium alloy under consecutive dynamic and VHCF loads Procedia Structural Integrity, V.41, P.510-517 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.058

9. Нихамкин М.Ш., Балакирев А.А., Саженков Н.А., Семенов С.В., Соломонов Д.Г., Гладкий И.Л. Some effects accompanying delamination of CFRP under cyclic tension Procedia Structural Integrity, V.41, P.759–765 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.088

10. Соковиков М.А., Симонов М.Ю., Оборин В.А., Чудинов В.В., Уваров С.В., Наймарк О.Б. Effect of self-organised behaviour of defective material structure on localization of plastic deformation and fracture under static and dynamic loads AIP Conference Proceedings, V.2509, P.020186 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1063/5.0084746

11. Уваров С.В., Балахнин А.Н., Банникова И.А., Вшивков А.Н., Прохоров А.Е., Симонов М.Ю., Наймарк О.Б. Laser shock wave loading of the vanadium and titanium Procedia Structural Integrity, V.41, P.610-617 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2022.05.069


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Исследования проводились в соответствии с Планом работ отчетного этапа Лабораторией Физических основ прочности ИМСС УрО РАН с участием Лаборатории динамической прочности авиадвигателей ПНИПУ, Института физики металлов УрО РАН и соглашениями с АО «ОДК-Авиадвигатель» (индустриальный партнер). Результаты опубликованы в 17 изданиях, включая WoS (опубликовано 14 статей). Представлены 29 докладов на международных и российских конференциях, получен 1 патент. Проведена Школа «Неравновесные переходы в ансамблях дефектов, релаксационные свойства и разрушение материалов при интенсивных (динамических и ударно-волновых) нагружениях» для молодых ученых с пленарными лекциями 15 ведущих специалистов, число участников Школы — 232, включая 161 молодых ученых. В исследованиях принимало участие 2 привлеченных специалиста на позиции «постдока». Направления исследований и результаты проекта по предложению РНФ отражены в статье-интервью в газете «Поиск» (№7 (1757) I 17 февраля 2023 www.poisknews.ru). По предложению СО РАН исполнители проекта принимали участие в разработке подходов и методическом обеспечении станций синхротрона СКИФ, проводя исследования по тематике проекта. Результаты исследований представлены на сайтах: на сайте Российской академии наук https://new.ras.ru/activities/news/rentgenovskaya-tomografiya-dlya-otsenki-resursov-materialov-aviatsionnogo-motorostroeniya/; на сайте "Аргументах недели" https://argumenti.ru/science/2023/10/863029; на сайте СМИ TODAY https://www.smi.today/ru_smi/2683252-uchenye-issledovali-primenenie.htm. Для реализации целей проекта за счет средств субсидии и средств софинансирования приобретено экспериментального оборудования на сумму 13,7 млн.руб, включая 3,8 млн. руб. в 2023 г. Экспериментальные и теоретические исследования посвящены изучению закономерностей деформирования и разрушения материалов авиационного моторостроения (композитов, сплавов, керамик) в широком диапазоне интенсивностей нагружения (усталостные, динамические и ударно-волновые) для обоснования подходов к моделированию поведения элементов конструкций двигателей ПД-14 и ПД-35 и оценке ресурса. Исследования Этапа 2023 г. отражают методологическую преемственность с предшествующими Этапами 2021-2022 гг. в разработке экспериментальных и теоретических подходов по исследованию свойств композитных материалов, керамик и сплавов авиационного моторостроения, стадийности переходов к макроскопическому разрушению с учетом особенностей полетного цикла и нештатных ситуаций. Методы основаны на современных подходах оценки долговечности материалов, учитывающих закономерности критичности в развитии разрушения, обусловленные нелинейной кинетикой поврежденности. Принципиальное значение имеет обоснование моделей разрушения материалов с использованием уникальных экспериментальных комплексов, созданных научным коллективом, и совмещенных с системами регистрации высокого пространственно-временного разрешения. Результаты позволили предложить и реализовать впервые оптоакустический метод оценки стадийности разрушения как способ мониторинга состояния и ресурса конструкций авиационного моторостроения, методы регистрации стадийности поврежденности с использованием оптической и электронной микроскопии, 3D рентгеновской томографии (ускоритель VEPP-3, ИЯФ СО РАН). Основные результаты: 1. Обоснование и экспериментальная верификация структурно-феноменологической модели деформирования и разрушения композитных ламинатов (применительно к конструкции лопатки вентилятора газотурбинного двигателя ПД-35). 2. Разработка методических основ изучения деформационного поведения и разрушения композитных материалов (керамических композитов, композитных ламинатов), моделей при интенсивных (ударно-волновых) нагружениях для идентификации структурных механизмов, определяющих состояние материалов и конструкций газотурбинных двигателей при случайных динамических воздействиях и тепловом ударе (применительно к конструктивным элементам газотурбинных двигателей ПД-14, ПД-35). 3. Обоснование на основе анализа данных рентгеновской томографии полевых характеристик поврежденности композитных ламинатов и композитной керамики, подвергнутых динамическому и ударно-волновому нагружению для разработки моделей прочности и прогнозирования ресурса. 4. Применение развитых авторами подходов для оценки «диссипативной емкости» керамик в широком диапазоне интенсивностей нагружения с целью оптимизации структуры по данным пространственно-временной динамики и статистики фрагментации, «in situ” данных динамики фрактолюминесценции. 5. Разработка методических основ изучения деформационного поведения и разрушения керамических материалов и керамических композитов для идентификации структурных механизмов, определяющих состояние материалов и конструкций при динамических воздействиях и тепловом ударе (применительно к конструктивным элементам газотурбинных двигателей ПД-14, ПД-35). 6. Определение структурных факторов и механизмов, характеризующих кинетику развития поврежденности в режимах «усталость с выдержкой»; обоснование модели для оценки долговечности, учитывающей роль структурных факторов и механизмов развития поврежденности при комбинированных режимах ползучести (выдержки), мало- и многоцикловой усталости. 7. Разработка методологии прогнозирования усталостной долговечности материалов авиационного назначения (титановые и жаропрочные сплавы) в условиях комбинированного динамического и последующего гигациклового нагружения как основы оптимизации структуры и прогнозирования ресурса при соударении лопаток вентиляторов газотурбинных двигателей с посторонними предметами. 8. Выявление закономерностей теплового состояния и усталостного разрушения конструктивно подобных элементов мотогондолы из ПКМ; получение экспериментальных данных для разработки методики ускоренной оценки характеристик сопротивления КПЭ разрушению от многоцикловой усталости.

 

Публикации

1. Банников М., Баяндин Ю., Наймарк О., Прууэл Э., Купер К. Damage analysis in a composite by X-ray tomography methods using the structure tensor AIP Conference Proceedings, V.2899, Is.1, P.020010 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1063/5.0162973

2. Банников М., Уваров С., Баяндин Ю., Никитюк А., Наймарк О. Damage-failure transition staging in carbon fiber composite materials under quasistatic and cyclic loading with acoustic and digital image correlation analysis Procedia Structural Integrity, V.47, P.685-692 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.052

3. Банникова И.А., Савельева Н.В., Уваров С.В., Банников М.В., Панфилов П.Е.. Наймарк О.Б. Investigation of plasma-sprayed ceramic fragmentation statistics in a wide range of strain rates Russian Physics Journal, V.66, No.9, P.990-997 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11182-023-03034-8

4. Банникова И.А., Уваров С.В., Чудинов В.В., Наймарк О.Б. Scaling laws in fragmentation dynamics of ceramics and natural materials Procedia Structural Integrity, V.47, P.602-607 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.063

5. Баяндин Ю.В., Головин М.С., Банников М.В., Уваров С.В. Модель накопления повреждений в ортотропном композиционном материале Вычислительная механика сплошных сред - Computational Continuum Mechanics, - (год публикации - 2024)

6. Игнатова А.М., Банников М.В., Баяндин Ю.В., Балахнин А.Н., Купер К.Э., Наймарк О.Б. Integral Macrostructural Characteristics Of Carbon Composite Based On Microtomographic Data Procedia Structural Integrity, V.47, P.820-825 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.037

7. Иноземцев А., Наймарк О., Соковиков М., Уваров С., Симонов М., Оборин В., Чудинов В., Гладкий И. The study of mechanism of localized shear fracture in AlMg6 alloy under dynamic loading on a split Hopkinson pressure bar Procedia Structural Integrity, V.50, P.119-124 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.10.030

8. Иноземцев А., Оборин В., Банников М., Габов И., Наймарк О. Scale-invariant pattern of fracture surface morphology in titanium alloy Ti-6Al-4V under dwell fatigue loads Procedia Structural Integrity, V.47, P.705-710 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.049

9. Ледон Д., Балахнин А., Уваров С., Банникова И., Баяндин Ю., Наймарк О. Behavior of Zr–1Nb alloy in coarse- and ultrafine-grain states under laser-induced shock wave loading Frattura ed Integrità Strutturale (Fracture and Structural Integrity), V.17, No.66, P.164–177 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3221/IGF-ESIS.66.10

10. Ледон Д., Баяндин Ю., Уваров С., Балахнин А., Наймарк О. Mathematical modeling of the behavior of metals and alloys under shock-wave loading Procedia Structural Integrity, V.47, P.213-218 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.014

11. Наймарк О., Гладкий И., Уваров С., Шипунов Г., Аглетдинов Э., Банников М. Staging analysis of damage-failure transition in composite materials by optic acoustic sensors Procedia Structural Integrity, V.47, P.782-788 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.041

12. Наймарк О.Б., Банникова И.А., Савельева Н.В., Уваров С.В. Gapped Momentum States and critical dynamics of fragmentation under intensive loading Letters on Materials, V. 13, Is.4s, P.438-443 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22226/2410-3535-2023-4-438-443

13. Оборин В., Балахнин А., Наймарк О., Горностырев Ю., Пушин В., Куранова Н., Распосиенко Д., Свирид А. Damage-failure transition in titanium alloy Ti-6Al-4V under dwell fatigue loads Frattura ed Integrità Strutturale (Fracture and Structural Integrity), - (год публикации - 2024)

14. Пушин В.Г., Распосиенко Д.Ю., Горностырев Ю.Н., Куранова Н.Н., Макаров В.В., Свирид А.Э., Наймарк О.Б., Балахнин А.Н., Оборин В.А. Структурно-фазовые превращения и кристаллографическая текстура в промышленном сплаве Ti-6Al-4V с глобулярной морфологией зерен α-фазы. Поперечное сечение плиты, перпендикулярное направлению прокатки Физика Металлов и Металловедение, - (год публикации - 2024)

15. Соковиков М., Уваров С., Симонов М., Оборин В., Чудинов В., Наймарк О. Plastic strain localization mechanism in AlMg alloys as a result of jumpwise processes in the defect structure of materials Procedia Structural Integrity, V.47, P.693-697 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.prostr.2023.07.051

16. Соковиков М.А., Симонов M.Ю., Чудинов В.В., Уваров С.В., Оборин В.А., Наймарк О.Б. Экспериментальное и теоретическое исследование структурных механизмов и эффектов локализации пластической деформации в сплаве АМг6 при динамическом нагружении Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, №4, С.110-120 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15593/perm.mech/2023.4.11

17. Соломонов Д.Г., Саженков Н.А., Конев И.П., Торопицина А.В., Нихамкин М.Ш. Закономерности усталостного разрушения типового композитного фланца Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 3 , С. 137–145 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15593/perm.mech/2023.3.12

18. Наймарк О.Б., Соковиков М.А., Чудинов В.В., Уваров С.В., Оборин В.А., Ледон Д.Р. Устройство для испытания на растяжение образца хрупкого материала на стержне Гопкинсона-Кольского -, заявка на изобретение № 2023117325 (год публикации - )

19. - Не зная усталости Как создаются материалы для почти вечных двигателей Еженедельная газета научного сообщества ПОИСК, №7 (1757) I 17 ФЕВРАЛЯ 2023 (год публикации - )