КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-11-20015

НазваниеРазработка и исследование математических моделей и программ нахождения равновесия транспортных потоков и оптимизации транспортной сети на примере Петрозаводска

РуководительМазалов Владимир Викторович, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Карельский научный центр Российской академии наук", Республика Карелия

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№66 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах, 01-203 - Теория оптимизации и исследование операций

Ключевые словаТранспортный поток, транспортная сеть, транспортные узлы, коммуникационная сеть, экстерналии, равновесие по Вардропу, функция задержки, затраты системы, цена анархии, кооперативная игра

Код ГРНТИ27.47.19


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на развитие теоретико-игровых подходов к исследованию транспортной системы города и анализу поведения участников транспортной системы. В основе исследования лежит принцип равновесия транспортных потоков, которое достигается при равномерном заполнении всех сегментов транспортной сети. В рассмотрение будут включены внешние факторы, которые представляют собой элементы централизованного управления, которое, как правило, глобально невозможно, но элементы которого можно использовать при организации транспортных потоков. Для дорожного движения к таким внешним факторам относятся: движение по полосам, ширина и количество полос, расположение светофоров, наличие в потоке самоуправляемых транспортных средств; для пассажирских перевозок – вместимость автобусов, расписание движения, влияние муниципального транспорта на социальный оптимум и другие внешние факторы. Кроме того, в исследование данной проблемы будут включены элементы поведения участников процесса – пассажиров и обслуживающих компаний. В этом случае будет использоваться модифицированный принцип Вардропа, разработанный ранее участниками проекта, когда на пассажирские потоки влияют цены на билет, интенсивность и качество обслуживания пассажиров. Соотношение затрат конкурентного и социально-оптимального сценариев описывается “ценой анархии”. В работе будет исследован вопрос как "цена анархии" зависит от внешних факторов и размеров транспортных потоков. Результаты исследований предполагается апробировать на транспортной сети города Петрозаводск. Будет создана программная система, которая позволит моделировать транспортную ситуацию в городе в реальном времени. Полученные результаты позволят дать рекомендации по совершенствованию управления конкретными транспортными потоками, которые помогут улучшить ситуацию на дорогах.

Ожидаемые результаты
1. Будет разработана теоретико-игровая модель транспортной системы города для анализа конкурентного поведения транспортных компаний на рынке, представленном некоторым коммуникационным графом. При этом, будут предложены статистические процедуры для оценки интенсивности транспортных потоков и пассажиропотоков в данном графе. Предполагается рассмотреть иерархическую модель, в которой один из игроков (государственная компания, муниципальный транспорт) имеет приоритет на выбор цены на сервис или на выбор маршрута в графе. В этом случае для анализа поведения участников будут использованы методы кооперативной теории игр. Будут найдены условия, гарантирующие существование равновесия по Нэшу в задаче конкурентного размещения ресурсов в транспортном графе и в игре ценообразования для транспортных сетей различной топологии. Для нахождения равновесия среди самих транспортных потоков для путепроводов с различной пропускной способностью будет использован принцип Вардропа. Будет сделано сравнение задержек при движении транспорта в равновесии и при централизованном управлении движением. Будут проведены численные расчеты и компьютерные эксперименты в реальных моделях управления потоками и ценообразования на рынке городских и региональных пассажирских перевозок. 2. Будут построены теоретико-игровые модели управляемой транспортной сети с внешними факторами. Для этого в функции задержки будут включены все разделяемые подпотоки входящего потока. Будут определены параметры транспортной сети и транспортных потоков - частного и общественного транспорта - на основе данных о транспортной системе и населении города Петрозаводска. Будут найдены условия, при которых будет достигаться равновесие по Вардропу, получены уравнения для его нахождения на основе теоремы Каруша-Куна-Таккера. 3. Будут найдены и исследованы свойства равновесия в построенных математических моделях. Будут получены условия, при которых достигается оптимум социальных затрат, разработан алгоритм нахождения социального оптимума. Будут найдены оценки для "цены анархии", которая характеризует эффективность централизованного управления данной системой с внешними факторами. Будут найдены условия, при которых равновесие по Вардропу будет приводить к социальному оптимуму. Будет исследован вопрос о поведении "цены анархии" в модели с внешними факторами при растущей величине входящего потока. Данные вопросы будут исследованы для транспортных сетей различной топологии и различных видов функции задержки. На основе полученных решений будет произведена оптимизация транспортной сети для ограниченной (пилотной) области города. 4. Разработанные математические модели будут проверены на адекватность и полноту. Будет выполнено моделирование транспортной системы города Петрозаводска и произведено уточнение моделей. Будут проведены численные эксперименты и получено общее решение. 5. Будет разработана программная система для моделирования, оптимизации и визуализации транспортных потоков города. Научная значимость результатов заключается в развитии сформулированного ранее авторами обобщения принципа Вардропа для нахождения равновесия в транспортной сети, где в затраты участников дорожного движения кроме задержки при транспортировке включаются другие факторы, связанные c ценообразованием, качеством обслуживания, влиянием одного потока транспортных средств на другие потоки. Функции задержки будут зависеть от значений всех разделяемых потоков. Предлагаемый теоретико-игровой подход к задачам моделирования пассажиропотоков, в которых учитывается также поведение как пассажиров, так и транспортных компаний, является новым. Можно назвать лишь несколько работ, в которых формализуется поведение участников дорожного движения и ищется оптимальное состояние всей системы. Это можно объяснить как сложностью проблемы с математической точки зрения, так и недостатком реальных наблюдений. В современных условиях возникновения новых вычислительных возможностей решение такой задачи представляется реальным. Общественная значимость результатов заключается в выработанных рекомендациях по совершенствованию управления конкретными транспортными потоками города Петрозаводска, введению дополнительных мер регулирования дорожного движения, которые уменьшат "цену анархии" и, соответственно, улучшат ситуацию на дорогах. Результаты будут представлены в форме программной системы, позволяющей моделировать, оптимизировать и визуализировать транспортные потоки города. Результаты будут представлены в научных публикациях, на академических конференциях и рабочих совещаниях по транспортной политике города Петрозаводска.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Построен транспортный граф города Петрозаводск, в котором вершинами являются перекрестки, ребрами — участки автомобильных дорог между ними; веса вершин выражают суммарное число жителей, проживающих рядом с перекрестком, веса ребер выражают длины участков автомобильных дорог; вершины объединены в районы города согласно территориально-административному устройству. Дополнительные данные для анализа получены обработкой результата опроса жителей города. На основе гравитационной и энтропийной моделей построена матрица корреспонденций. Полная и упрощенная версии транспортного графа использовались для анализа всеми разработанными алгоритмами. Для выявления важных сегментов дорожной системы были определены центральности вершин дорожного графа. При этом использовались разработанные авторами меры центральности вершин и групп вершин графа на основе интеграла Шоке и неаддитивных мер, реализован алгоритм ее вычисления. Реализован алгоритм вычисления центральности по посредничеству групп вершин и путей в графе, а также программа имитационного моделирования ситуаций удаления подмножеств ребер из транспортного графа с сохранением его связности и соответствующего изменения центральностей и визуализации центральностей и их изменений в транспортном графе. Реализован алгоритм вычисления матрицы корреспонденций на основе гравитационной модели. Алгоритмы реализованы на языке R и апробированы на транспортном графе г. Петрозаводск. Исследована модель Вардропа с разделяемым трафиком и внешними факторами (экстерналиями). Экстерналии вводятся в функции задержки игроков как инструмент влияния системы на равновесное распределение потоков трафика, а также на значения цены анархии. Показано, что для ряда типов транспортной системы существуют такие значения внешних эффектов, что равновесный и оптимальный профили совпадут друг с другом, а значение цены анархии будет равно 1. Предложена процедура социализации поведения пользователей, для которой транспортная система обеспечивает оптимальный профиль пользовательского поведения и такое же значение социальных издержек, как и в оптимальном профиле с начальными значениями экстерналий. Для оценки загруженности транспортной сети были использованы функции задержки полиномиального вида, а также специальное внимание было уделено задержкам типа M/M/k (модель Клейнрока), где поток характеризуется своей интенсивностью. При этом, если в моделях массового обслуживания интенсивность задается как параметр, то в проекте было проведено исследование, в котором параметр интенсивности возникает как решение теоретико-игровой задачи. В этой игре жители (игроки) выбирают время начала обслуживания, и в результате этого образуется поток пассажиров. Предложены методы нахождения равновесия в таких задачах для ряда типов обслуживания клиентов. Для случаев, рассмотренных в численных примерах, найдены значения социально-оптимальной и равновесной полезности и соответствующие значения цены анархии. Результаты проекта вызвали интерес в обществе и неоднократно освещались в средствах массовой информации 1. https://sampotv360.ru/2022/04/15/karelskie-uchyonye-sozdayut-sistemu-monitoringa-i-modelirovaniya-transportnoj-sistemy-v-petrozavodske/ 2. http://www.krc.karelia.ru/news.php?id=4606&plang=r 3. https://rk.karelia.ru/transport/sistemu-modelirovaniya-transportnyh-potokov-petrozavodska-razrabatyvayut-uchenye/ 4. https://sampotv360.ru/2022/07/15/professor-vladimir-mazalov-sovremenniki-15-07-2022/

 

Публикации

1. Ермолин Н.А., Хитрая В.А., Хитрый А.В., Мазалов В.В., Никитина Н.Н. Modeling of the city’s transport network using game-theoretic methods on the example of Petrozavodsk Contributions to Game Theory and Management, - (год публикации - 2022)

2. Крылатов А.Ю, Раевская А.П. Построение допустимой области значений спроса на перемещение в загруженной улично-дорожной сети Математическая Теория Игр и её Приложения, Т. 14, в. 3, с. 22–44 (год публикации - 2022)

3. Крылатов А.Ю, Раевская А.П., Цзяньронг Ли Equilibrium Supply-Demand Allocation in a Single-Commodity Network Contributions to Game Theory and Management, - (год публикации - 2022)

4. Никитина Н.Н., Мазалов В.В. Network Centralities Based on Non-additive Measures Communications in Computer and Information Science, Vol. 1661, pp. 260–271 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-031-16224-4_18

5. Чиркова Ю.В., Мазалов В.В. Optimal Arrivals to Preemptive Queueing System Lecture Notes in Computer Science, Vol. 13367, pp. 169–181 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/978-3-031-09607-5_12

6. Никитина Н.Н., Ивашко Е.Е. Программа вычисления центральностей в модифицированных транспортных графах -, 2022681838 (год публикации - )

7. - КарНЦ РАН. Новости Веб-сайт Карельского научного центра РАН, Пресс-релиз КарНЦ РАН от 04.04.2022 (год публикации - )

8. - Систему моделирования транспортных потоков Петрозаводска разрабатывают ученые Информационно-аналитический портал Карелии «Республика», Статья на информационно-аналитическом портале Карелии «Республика» от 04.04.2022 (год публикации - )

9. - Карельские учёные создают систему мониторинга и моделирования транспортной системы в Петрозаводске Сетевое издание «САМПО ТВ 360°», Репортаж от 15.04.2022 (год публикации - )

10. - Наука движения: ученые-математики помогают Петрозаводску улучшить транспортную схему Информационно-аналитический портал Карелии «Республика», Статья на информационно-аналитическом портале Карелии «Республика» от 21.04.2022 (год публикации - )

11. - Профессор Владимир Мазалов | «Современники» | 15.07.2022 Сетевое издание «САМПО ТВ 360°», Выпуск проекта «Современники» от 15.07.2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Уточнен и дополнен транспортный граф города Петрозаводск, используемый для анализа всеми разработанными алгоритмами. Доработан веб-сервис визуализации транспортного графа и полученных результатов его анализа. Реализована программная система на языке Python для расчета и визуализации равновесных по Вардропу транспортных потоков на транспортном графе большой размерности (граф г. Петрозаводска). Процедура нахождения равновесия реализована на основе проекционного алгоритма с генерацией маршрутов. Проведены численные эксперименты по нахождению и сравнению равновесных и оптимальных для системы распределений транспортных потоков для текущего состояния дорожного графа и проектируемого с реконструкцией участка на улице Достоевского между улицами Зайцева и Боровой и строительством тоннеля под железнодорожными путями к улице Халтурина. Эксперименты подтверждают целесообразность выполнения проектной реконструкции, так как равновесие в системе с тоннелем оказывается по величине затрат системы лучше оптимального профиля в системе без тоннеля. Исследована модель Вардропа с разделяемым трафиком применительно к транспортной системе с параллельными каналами и BPR-функциями задержки с попарно симметричными линейными экстерналиями. Доказано, что в случае симметричных экстерналий, когда потоки на каналах попарно симметрично влияют друг на друга, игра оказывается потенциальной, равновесие по Вардропу всегда существует и единственно. Кроме того, для этого случая доказано, что значение цены анархии ограничено величиной 4/3. Разработана и исследована математическая модель транспортной сети с ранжированием и категорированием ребер и маршрутов. Реализован программный пакет на языке R для вычисления модифицированных мер центральности, ранжирования и категорирования ребер и маршрутов в транспортном графе большой размерности (граф г. Петрозаводска). Исследована неоднородная модель маршрутизации с неделимым трафиком, в которой n типов игроков (транспортных средств - участников дорожного движения) имеют различные функции задержки. Доказано аналитически существование потенциала. Построена теоретико-игровая модель односерверной системы массового обслуживания с вытесняющим доступом для случаев, когда количество игроков задано, а выигрыш является фиксированным в случае полного обслуживания, либо пропорционален времени обслуживания до вытеснения. Найдено симметричное равновесие со следующими свойствами. Ненулевая функция плотности моментов поступления в систему определяется на временном интервале [0,t_e]. На интервале времени [t_e,T] поступлений нет. В момент T игроки отправляют свои запросы в систему с некоторой положительной вероятностью p. Для случая двух игроков явно найден аналитический вид равновесия. Проведен ряд численных экспериментов для сравнения равновесия при различных значениях параметров модели. Для системы массового обслуживания с повторными вызовами с орбиты, которая обслуживает поступающие извне заявки, найдено симметричное равновесие для систем с двумя и тремя игроками, в котором в начальный момент игроки обращаются к системе с положительной вероятностью обращения, далее есть интервал времени, на котором никто не отправляет заявки в систему, а начиная с некоторого момента существует положительная плотность распределения моментов обращения к системе. Для игры распределения ресурсов по коммерческим площадям города получены равновесные по Нэшу стратегии в явном виде при аффинных функциях стоимости, когда игроки могут использовать различное количество альтернатив; разработана процедура расчета равновесий Нэша в игре компаний, распределяющих свои ресурсы между городскими востребованными районами; продемонстрирована зависимость средней цены размещения ресурсов от количества игроков и объемов их ресурсов; показано, что на окончательную рыночную цену влияют общий объем ресурсов, количество участников и объемы их ресурсов. Предложен метод ранжирования вершин транспортного графа на основе значений абсолютных потенциалов электрической цепи, вычисленных с использованием законов Кирхгофа с помощью матрицы Лапласа и применением правила Борда. На основе турнирной матрицы, составленной на основе значений абсолютных потенциалов узлов электрической цепи, построена кооперативная игра между игроками - вершинами транспортного графа. Вершины проранжированы в соответствии с найденным решением кооперативной игры в форме Шепли. Предложена мера центральности вершин транспортного графа как решение кооперативной игры, где характеристическая функция задается как число простых путей фиксированной длины в подграфах, соответствующих коалициям. Предложена мера интегральной центральности вершин транспортного графа как значения определенного интеграла от функции дележа. Вычисленные на основе интегральной центральности транспортные потоки на ребрах могут быть использованы в качестве весов ребер и использоваться для определения центральностей вершин. Результаты проекта вызвали интерес в обществе и освещались в средствах массовой информации. 1. https://karelia.rbc.ru/karelia/14/11/2023/655354359a794773b7c1ab66?from=from_main_8 2. http://www.krc.karelia.ru/news.php?id=5313&plang=r 3. https://spbu.ru/news-events/novosti/vo-chto-igrayut-matematiki-v-spbgu-proshla-mezhdunarodnaya-konferenciya-teoriya

 

Публикации

1. Бородина А.В., Мазалов В.В. On the Equilibrium in a Queuing System with Retrials and Strategic Arrivals Mathematics, 11(16), 3535 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/math11163535

2. Крылатов А.Ю, Раевская А.П. Competitive resource allocation among urban congestion areas in a modern big city Journal of the Operations Research Society of China, - (год публикации - 2024)

3. Мазалов В.В., Хитрая В.А. Ранжирование вершин графа с использованием абсолютных потенциалов узлов электрической цепи Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления, Т. 19, №2, с. 233-250 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/11701/spbu10.2023.209

4. Никитина Н.Н., Ивашко Е.Е. Расчет центральности в анализе загруженности городских дорог на примере г. Петрозаводск Математическая теория игр и ее приложения, Т. 15, в. 3, с. 41-63 (год публикации - 2023)

5. Никитина Н.Н., Ивашко Е.Е. High-throughput computing approach to modeling of public transport routes Lecture Notes in Networks and Systems, - (год публикации - 2024)

6. Никитина Н.Н., Мазалов В.В. Потенциал в игре заполнения с разными типами транспорта Математическая теория игр и ее приложения, Т. 15, в. 4, с. 79-93 (год публикации - 2023)

7. Хитрая В.А., Мазалов В.В. Теоретико-игровая центральность вершин ориентированного графа Математическая теория игр и ее приложения, Т. 15, №3, с. 64-87 (год публикации - 2023)

8. Хитрая В.А., Хитрый А.В. Веб-сервис для визуализации дорожной сети города Петрозаводска Труды Карельского научного центра РАН. Серия «Математическое моделирование и информационные технологии», № 4, с. 54-63 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17076/mat1780

9. Чиркова Ю.В. Equilibrium Arrivals to Preemptive Queueing System with Fixed Reward for Completing Request Lecture Notes in Computer Science, Vol. 13930, p. 241–254 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-35305-5_16

10. Чиркова Ю.В. Потенциальная игра в параллельной транспортной сети с симметричными экстерналиями Математическая теория игр и ее приложения, Т. 15, №4, с. 94-105 (год публикации - 2023)

11. Чиркова Ю.В., Мазалов В.В. Equilibrium Arrivals to Preemptive Queueing System with Fixed and Random Population Size Journal of the Operations Research Society of China, P. 1-16 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s40305-023-00461-9

12. Чиркова Ю.В. Сетевые игры: равновесное и оптимальное поведение дис. ... д-ра физ.-мат. наук, дис. ... д-ра физ.-мат. наук. Петрозаводск, 2022. 352 с. (год публикации - 2023)

13. - В Петрозаводске проблему транспортной инфраструктуры решают математики сайт РБК Карелия, - (год публикации - )

14. - Во что играют математики? В СПбГУ прошла международная конференция «Теория игр и менеджмент» Веб-сайт Санкт-Петербургского государственного университета, - (год публикации - )

15. - Исследование ученых КарНЦ РАН поможет проанализировать транспортную ситуацию в Петрозаводске Веб-сайт Карельского научного центра РАН, - (год публикации - )