КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-13-00149

НазваниеВысокопрочные мелкозернистые экономно-легированные скандием алюминиевые сплавы Al-Mg с высокой коррозионной стойкостью: разработка и исследование

РуководительЧувильдеев Владимир Николаевич, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", Нижегородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 03 - Химия и науки о материалах, 03-603 - Фундаментальные основы создания новых металлических, керамических и композиционных материалов

Ключевые словаАлюминиевый сплав, интенсивная пластическая деформация, мелкозернистая структура, границы зерен, коррозионная стойкость, коррозионное растрескивание под напряжением, коррозионная усталость

Код ГРНТИ81.33.07


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Целью проекта является исследование механизмов межкристаллитной коррозии (МКК) и коррозионно-механического разрушения (коррозионного растрескивания под напряжением (КРН), коррозионной усталости) новых мелкозернистых алюминиевых сплавов Al-Mg-Sc-X, дополнительно легированных переходными металлами и редкоземельными элементами (X = Zr, Er, Hf, Yb). Выбранные легирующие элементы образуют интерметаллиды переменного состава Al3(Sc,X) и способны частично замещать скандий в составе алюминиевого сплава. Для изготовления сплавов используется технология индукционного литья. Для формирования мелкозернистой структуры будут использованы технологии равноканального углового прессования (РКУП), ротационной ковки и прокатки. В качестве объектов сравнения выступают промышленные алюминиевые сплавы АМг6 (Al-6%Mg-0.6%Mn) и скандий-содержащие сплавы системы Al-Mg (1545, 1570, 1575), в том числе – в мелкозернистом состоянии после интенсивной пластической деформации и отжига. Первая научная цель проекта состоит в изучении влияния размера зерна и структурно-фазового состояния границ зерен, зависящего от концентрации легирующих элементов, на кинетику и механизмы МКК в различных средах. В рамках данного блока работ будет сделана попытка разобраться в причинах известных противоречий, связанных с влиянием размера зерна на коррозионную стойкость алюминиевых сплавов. Как известно, для некоторых сплавов уменьшение размера зерна приводит к уменьшению коррозионной стойкости, для некоторых к повышению, а для ряда сплавов изменение размера зерна не влияет на скорость коррозии (см., например, обзоры [K.D. Ralston, N. Birbilis, Corrosion, 66 (2010) 0750051-07500513; K.D. Ralston, e.o., Scripta Materialia, 63 (2010) 1201-1204] и другие работы). По нашему мнению, основная причина противоречий – неучёт влияния структурно-фазового состояния границ зерен, роль которых становится очень важна в случае коррозионных испытаний в средах провоцирующих МКК. Варьирование параметров микроструктуры и структурно-фазового состояния границ зерен алюминиевых сплавов будет осуществляться за счет изменения концентрации магния, легирования сплавов горофобными (Zr, Hf) и горофильными элементами (Mg, Sc, Yb), варьирования режимов деформационной обработки и отжига. Вторая цель - исследование механизмов зарождения и распространения коррозионно-механических трещин при статических (коррозионное растрескивание под напряжением) и циклических нагрузках (коррозионная усталость) в мелкозернистых алюминиевых сплавов. Испытания на КРН и коррозионную усталость будут проводится в области макроупругой, микропластической и макропластической деформации, что позволит впервые проанализировать роль процессов пластической деформации в коррозионно-механическом разрушении новых и промышленных мелкозернистых алюминиевых сплавов. Следует отметить, что алюминиевые сплавы относятся к классу высокопластичных материалов и при напряжениях больше предела текучести вклад процессов пластической деформации в их коррозионно-механическое разрушение может быть достаточно велик, но варьироваться в зависимости от режимов предварительной деформационной обработки и отжига. При малых напряжениях следует ожидать, что основной вклад в коррозионно-механическое разрушение алюминиевых сплавов будут вносить процессы коррозии, характер которых будет зависеть от размера зерна, структурно-фазового состояния границ зерен и электрохимических условий коррозионных испытаний. Теоретические подходы к описанию процессов межкристаллитной коррозии основываются на подходах теории неравновесных границ зерен и теории электрохимии, а подходы к описанию процессов коррозионно-механического разрушения – на физико-механических моделях процессов зарождения и роста микротрещин, а также на подходах физико-химической механики материалов. Для компьютерного моделирования процессов КРН и коррозионной усталости будет использован метод конечных элементов, реализованный с помощью пакета ANSYS Workbench. Практической целью проекта является разработка новых высокопрочных алюминиевых сплавов с повышенной стойкостью к общей и межкристаллитной коррозии, а также высокой стойкостью к коррозионному растрескиванию под напряжением и коррозионно-усталостному разрушению. Важной практической задачей проекта также является замена дорогостоящего скандия на более дешевые переходные металлы и/или редкоземельные элементы с сохранением высокого уровня прочности и термической стабильности мелкозернистой структуры сплавов Al-Mg.

Ожидаемые результаты
Основной научный результат – новые знания об особенностях межкристаллитной коррозии в высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавах, а также о механизмах зарождения и распространения коррозионно-механических трещин в алюминиевых сплавах с нестабильной микроструктурой. Кроме этого, в ходе реализации проекта будут получены следующие результаты: 1. Методики проведения испытаний на МКК, коррозионную усталость и коррозионное растрескивание под напряжением, в том числе – в условиях внешней поляризации образцов, позволяющие учесть специфику микроструктуры и свойств образцов высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавов (неравновесное состояние и возможность ускоренного коррозионного разрушения границ зерен, наличие внутренних полей напряжений (актуально для коррозионно-механических испытаний), наличие макрополос локализованной деформации при РКУП или неравномерность распределения деформации от поверхности к центру прутка после ротационной ковки и др.). 2. Результаты апробации методик на промышленных алюминиевых сплавах (АМг6, 1575 и др.), в том числе – в мелкозернистом состоянии сформированном различными методами интенсивного пластического деформирования, а также в частично- и полностью рекристаллизованном состояниях. Полученные характеристики промышленных алюминиевых сплавов в дальнейшем будут использоваться в качестве «реперных точек» для сравнения с ними характеристик новых алюминиевых сплавов. 3. Результаты экспериментальных исследований влияния режимов интенсивного пластического деформирования (температура деформации, схема деформации, степень деформации и др.) на параметры микроструктуры, механические свойства, коррозионную стойкость, характеристики КРН и циклической долговечности новых алюминиевых сплавов различного состава. 4. Результаты исследований влияния размера зерна и структурно-фазового состояния границ зерен (уровень неравновесности границ зерен, концентрация легирующих элементов и выделение частиц на границах зерен, эффект твердофазного смачивания границ зерен) на склонность высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавов к МКК. Варьирование этих параметров будет проводится за счет выбора режимов отжига сплавов различного состава. 5. Результаты исследований влияния размера зерна и структурно-фазового состояния границ зерен на время инкубационного периода до зарождения трещин КРН и коррозионной усталости. Результаты исследований особенностей распространения микротрещин в высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавах с различными параметрами микроструктуры, в том числе - изучение возможности реализации эффекта «торможения трещин» в высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавах. 6. Анализ роли пластической деформации (в условиях конкурирующего влияния коррозионной среды) на процессы зарождения и распространения коррозионно-механических микротрещин в условиях статического и циклического нагружения высокопрочных алюминиевых сплавов. Испытания образцов с различными параметрами микроструктуры (различными механическими свойствами) будут проводится в области макроупругой, микропластической и макропластической деформации. Кинетические диаграммы роста трещин в высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавах при разных начальных нагрузках (амплитудах напряжения). 7. Результаты компьютерного моделирования зарождения и распространения коррозионно-механических трещин в высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавах при статических (коррозионное растрескивание под напряжением) или циклических (коррозионная усталость) нагрузках. Модель расчета времени инкубационного периода КРН и числа циклов до зарождения трещины в высокопрочных мелкозернистых алюминиевых сплавах. Сопоставление результатов расчетов с экспериментальными данными. Соответствие полученных результатов мировому уровню будет подтверждено их опубликованием в ведущих зарубежных и отечественных научных журналах («Corrosion Science», «Journal of Alloys and Compounds», «Materials Chemistry and Physics», «Физика металлов и металловедение», «Металлы», «Коррозия: материалы, защита» и др.). Основным научно-практическим результатом проекта будут являться новые алюминиевые сплавы системы Al-Mg-Sc-X, обеспечивающих замену дорогостоящего скандия на менее дешевые добавки переходных металлов и редкоземельных элементов. Отметим, что благодаря уникальному сочетанию высокой прочности и коррозионной стойкости алюминий-скандиевые сплавы имеют большие перспективы применения в авиа- и судостроении, нефтехимической промышленности, автомобильной и железнодорожной отраслях (см. ). Замена дорогостоящего скандия в широкой группе алюминиевых сплавов активно используемых в ракетной технике и специальном машиностроении (сплавы марок 01570, 1570С, 1545К, 1421, 1460, 1977 и др.) позволит расширить область применения алюминиевых сплавов и выйти отечественным предприятиями на рынки авиа- и судостроения, автомобильного и железнодорожного транспорта, нефтехимической промышленности и др. В ходе выполнения проекта будут разработаны новые лабораторные технологические процессы получения экономно-легированных скандием мелкозернистых алюминиевых сплавов с одновременно повышенной прочностью и коррозионной стойкостью. Мы рассчитываем, что новые мелкозернистые алюминиевые сплавы будут обладать одновременно более высокой прочностью (в 1.5-2 раза), более высокой стойкостью к межкристаллитной коррозии (не менее чем в 2 раза), а также высокой стойкость к коррозионно-механическому разрушению (время инкубационного периода КРН будет в 2-4 раза выше, а пороговое напряжение КРН и предел выносливости – не менее чем в 1.5-2 раза) по сравнению с промышленными сплавами системы Al-Mg (сплав АМг6) и Al-Mg-Sc (сплав 1575). Заготовки новых высокопрочных коррозионно-стойких алюминиевых сплавов будут получены в виде заготовок квадратного сечения с использованием технологии РКУП, прутков с использованием технологии ротационной ковки или листов с использованием технологии прокатки. Ключевые научно-технические решения планируется защитить ноу-хау и не менее чем одним патентом РФ.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. Проведены исследования микроструктуры промышленных сплавов марок АМг2, АМг5, АМг6 и 1570. Показано, что сплавы в исходном состоянии имеют частично-рекристаллизованную микроструктуру со средним размером зерна 20-30 мкм, в которой присутствуют Fe- и Si-содержащие строчечные включения размером от 0.5 до 2 мкм, располагающиеся преимущественно в объеме зерен, а так же частицы b-фазы, располагающиеся преимущественно по границам зерен. Минимальным пределом текучести (150-155 МПа) и пределом прочности (230-240 МПа) обладает сплав АМг2, а максимальными прочностными характеристиками – сплав 1570 (предел прочности 430 МПа, предел текучести 365 МПа). Исследовано влияние высокотемпературных гомогенизирующих отжигов на микроструктуру сплавов; показано, что длительный гомогенизирующий отжиг в интервале температур 350-400 оС позволяет существенно уменьшить объемную долю частиц b-фазы по границам зерен алюминия. Средний размер зерна в сплавах изменяется незначительно. Проведены фрактографические исследования изломов образцов в исходном состоянии и после длительных гомогенизирующих отжигов. Показано, что гомогенизирующий отжиг практически не влияет на характер изломов сплавов АМг, но приводит к увеличению размеров ямок и доли вязкой составляющей в сплаве 1570. Выбраны режимы отжига сплавов АМг и 1570, обеспечивающие получение микроструктуры с различным структурно-фазовым состоянием границ зерен. 2. Разработаны основы методики электрохимических исследований алюминиевых сплавов на стойкость к межкристаллитной коррозии (МКК). В основу методики положены два типа испытаний: (i) получение Тафелевской зависимости, результаты анализа которой (плотность тока коррозии, потенциал коррозии), верифицируются с использованием испытаний на потерю массы; (ii) испытания при постоянном токе (плотности тока) или постоянном потенциале в течение длительного времени, которые верифицируются за счет металлографического анализа характера коррозионного разрушения поверхности образцов после испытаний. Проведены исследования влияния качества обработки поверхности и состав водной среды на результаты испытаний. Разработаны основы методики испытаний алюминиевых сплавов на стойкость против зарождения трещин коррозионного растрескивания под напряжением (КРН) при испытании по схеме 3х-точечного изгиба. В качестве основных параметров стресс-коррозионной стойкости алюминиевых сплавов используется время инкубационного периода (время до появления первой трещины размером 0.2-0.5 мм) при заданном напряжении, а также вероятность разрушения образцов при заданной базе испытания (число образцов в серии из 10 шт. на поверхности которых было обнаружено появление микротрещин длинной не менее 0.2 мм). Показано, что средняя вероятность разрушения образцов промышленных сплавов составляет 70% - при базе испытания не менее 72 ч и величине напряжения близкой к пределу прочности, появление трещин фиксируется на 7 из 10 образцов. Исследовано влияние уровня шероховатости поверхности, величины приложенной нагрузки, состава среды на достоверность получаемых результатов. Проведены предварительные исследования влияния электрохимических условий на склонность промышленных сплавов к КРН. 3. Проведены электрохимические исследования при стационарном значении плотности тока и/или стационарном потенциале промышленных сплавов в исходном состоянии, в гомогенизированном состоянии и в состоянии после РКУП. Показано, что гомогенизация и/или РКУП приводят к уменьшению размера дефектов МКК. Это свидетельствует о повышении коррозионной стойкости промышленных сплавов, что обусловлено уменьшением размера и объемной доли частиц b-фазы. Отмечено, что при этом скорость общей коррозии при стационарных испытаниях на потерю массы и скорость коррозии, рассчитанная на основе анализа Тафелевских зависимостей, практически не изменяются. 4. Для проведения исследований изготовлены крупнозернистые и ультрамелкозернистые (УМЗ) сплавы Al-6%Mg-Sc-Zr с суммарным содержанием Sc + Zr = 0.32 вес.%. Содержание Sc и Zr в сплавах изменялось с шагом в 0.02 вес.% так, чтобы суммарное содержание оставалось постоянным Sc + Zr = 0.32 вес.%. Заготовки сплавов получены методом индукционного литья в вакууме, с помощью литьевой машина Indutherm VTC-200V (Германия). Для формирования УМЗ микроструктуры заготовки подвергали N = 3 циклам РКУП при температуре 275 ºC с помощью гидравлического пресса Ficep HF400L. Изготовлена партия из 8 заготовок с различным соотношением Sc и Zr, из которых вырезались образцы для проведения исследований. 5. Исследована микроструктура и механические свойства новых литых и УМЗ сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr с различным соотношением скандия и циркония (при Sc+ Zr = 0.32%). Образцы литых сплавов имеют однородную макроструктуру с тонким слоем столбчатых кристаллов по краям поперечного сечения слитка. Крупных пор в центральной части образцов не наблюдается. Варьирование содержания Sc и Zr не оказывает влияние на макроструктуру слитка, но уменьшение содержания скандия приводит к практически полному исчезновению зоны крупных столбчатых кристаллов по краям образцов. Исследования микроструктуры литых сплавов показывают, что при кристаллизации образцов наблюдается образование первичных субмикронных частиц Al3(Sc,Zr). В сплавах с повышенным содержанием циркония наблюдаются частицы прямоугольной формы с повышенным содержанием циркония. После РКУП сплавы имеют однородную УМЗ микроструктуру с размером зерна ~0.5-1 мкм. Аномально крупных зерен в структуре сплава не наблюдается. Изучены особенности деформационного поведения литых и УМЗ сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr с различным соотношением скандия и циркония при Sc + Zr = 0.32 вес.%. Показано, что предельные значения удлинения до разрушения УМЗ сплавов (> 1500%) в несколько раз превосходят аналогичные значения для литых сплавов (< 200%). Максимальная пластичность наблюдается для УМЗ сплавов с соотношением Sc:Zr = 0.28-0.32. Значения коэффициента скоростной чувствительности напряжения течения m близки к 0.4 при температурах 450-500 оС и не зависят от соотношения Sc:Zr. При горячей деформации УМЗ сплавов наблюдается интенсивное порообразование, причем увеличение содержания Sc приводит к повышению объемной доли и размера пор. Поры расположены преимущественно по границам зерен сплавов. Высказано предположение, что причиной интенсивного порообразования является образование крупных частиц Al3Sc по механизму прерывистого распада. При горячей деформации УМЗ сплавов происходит процесс рекристаллизации, сопровождающийся формированием однородной мелкозернистой микроструктуры в деформированной части образцов. Средний размер зерна в деформированной части образцов уменьшается при повышении содержания скандия в составе сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr. Микроструктура УМЗ сплавов с повышенным содержанием циркония после деформации характеризуется наличием аномальной крупных зерен, по границам зерен которых расположены поры. 6. Проведены коррозионные и коррозионно-механические испытания сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr с различным содержанием скандия и циркония. Исследовались сплавы в состоянии после литья. Показано, что основные характеристики коррозионной стойкости литых сплавов оказываются меньше, чем коррозионная стойкость сплавов АМг6 и 1570. Это связно с тем, что в литых сплавах наблюдается повышенное содержание частиц b-фазы по границам зерен, а также повышенная концентрация Mg вблизи границ зерен. Это приводит к ускорению МКК в средах, содержащих HCl и NaCl. Установлено, что стойкость против зарождения трещин КРН в новых литых сплавах оказывается меньше, чем у сплавов АМг6 и 1570. Показано, что пониженная стресс-коррозионная стойкость литых алюминиевых сплавов обусловлена, в первую очередь, их низкими прочностными характеристиками.

 

Публикации

1. Чувильдеев В.Н., Грязнов М.Ю., Шотин С.В., Нохрин А.В., Лихницкий К.В., Нагичева Г.С., Чегуров М.К., Копылов В.И., Пирожникова О.Э., Бобров А.А. Effect of Sc:Zr ratio on superplastic behavior of ultrafine-grained Al-6%Mg-Sc-Zr alloys Materials, - (год публикации - 2023)

2. Шадрина Я.С., Нохрин А.В., Чувильдеев В.Н., Бобров А.А., Копылов В.И. Исследование процессов распада твердого раствора в сплавах Al-Mg-Sc-Zr Сборник тезисов докладов 20-й международной школы конференции "Новые материалы: перспективные технологии получения и методы исследования", с. 253 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. По оптимизированным режимам индукционного литья в вакууме, горячей экструзии и равноканального углового прессования (РКУП) изготовлена партия литых и ультрамелкозернистых (УМЗ) заготовок алюминиевых сплавов Al-XMg-Sc-Zr с содержанием магния X = 2.5, 4.0 и 6.0%Mg, в которых содержание Sc и Zr варьировали от 0.1 до 0.22% с шагом в 0.02% при постоянном суммарном содержании скандия и циркония Sc + Zr = 0.32%. Изготовлена партия литых и УМЗ сплавов Al-6%Mg-0.12%Sc-0.10%Zr с добавкой 0.1%Yb, Er, Hf. В качестве объектов исследования выступали промышленные сплавы АМг2, АМг5, АМг6 и 1570, в которых УМЗ микроструктура была сформирована методом теплого РКУП. 2. Исследована термическая стабильность микроструктуры и твердого раствора в литых и УМЗ сплавах Al-XMg-Sc-Zr. Проведено исследование влияния соотношения Sc:Zr на скорость изменения УЭС и микротвердости, а также на скорость роста зерен. 3. Изучено деформационное поведение при повышенных температурах УМЗ сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr. Проведен фрактографический анализ изломов образцов после испытаний на растяжение, а также изучен характер эволюции микроструктуры в сплавах с различным соотношением Sc:Zr. Определены значения коэффициента деформационного упрочнения, коэффициента скоростной чувствительности и порогового напряжения течения при сверхпластичности. Установлено, что зернограничное проскальзывание и внутризеренная деформация вносят сопоставимый вклад в сверхпластическое течение УМЗ сплавов. Показано, что при сверхпластической деформации УМЗ сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr наблюдается динамическая рекристаллизация, которая приводит к формированию неоднородной мелкозернистой микроструктуры. Изменение соотношения Sc:Zr влияет на характер пространственного распределения и состав выделяющихся частиц. Показано, что при сверхпластической деформации УМЗ сплавов Al-6%Mg-Sc-Zr наблюдается интенсивное образование пор, которые образуются на частицах Al3(Sc,Zr). 4. Проведены исследования коррозионной стойкости литых и УМЗ сплавов Al-Mg-Sc-Zr. Испытания проводились в средах моделирующих межкристаллитную коррозию. Увеличение концентрации Sc и уменьшение концентрации Zr приводит к значительному повышению тока коррозии в неотожженных сплавах с 4% и 6%Mg. Увеличение содержания Mg приводит к повышению скорости коррозии. Отжиг приводит к немонотонному (с максимумом при температуре 400-450 оС) изменению скорости коррозии сплавов, но масштаб этого изменения зависимость от соотношения Sc:Zr. Отмечено, что величина максимального тока коррозии зависит от соотношения Sc:Zr и растет с увеличением содержания Sc. Показано, что повышение скорости коррозии при увеличении концентрации Mg обусловлено его влиянием на количество частиц b-фазы, которые расположены по границам зерен. РКУП позволяет измельчить частицы β-фазы и, как следствие, снизить их отрицательное влияние на коррозионную стойкость алюминиевых сплавов. Анализ влияния частиц Al3(Sc,Zr) и соотношения Sc:Zr на коррозионную стойкость сплавов в исходном состоянии показывает, что крупные первичные частицы с повышенным содержанием Sc являются катодами и провоцируют локальную коррозию. Частичное замещение скандия на цирконий (уменьшение соотношения Sc:Zr) приводит к уменьшению скорости коррозии. Установлено, что выделение при отжиге частиц Al3(Sc,Zr) приводит к увеличению скорости коррозии. Показано, что снижение скорости коррозии при более высоких температурах отжига (более 450 оС) связано с двумя факторами: (a) началом растворения частиц b-фазы; (b) быстрым ростом выделившихся частиц Al3(Sc,Zr), что приводит к уменьшению числа частиц и, соответственно, уменьшению площади межфазной границы «алюминий – частица». 5. Проведены испытания на коррозионное растрескивание под напряжением (КРН) и коррозионную усталость образцов промышленных сплавов Al-Mg, а также коррозионно-механические испытания новых литых и УМЗ сплавов Al-Mg-Sc-Zr. Показано, что при коррозионно-механических испытаниях очень большую роль играют крупные интерметаллиды Al(Mn,Si,Fe), являющиеся источниками образования микротрещин, которые далее распространяются вглубь зерна. РКУП позволяет частично измельчить интерметаллиды и снизить их негативный вклад в снижение коррозионно-механической прочности сплавов. Показано, что в УМЗ сплавах образуются более мелкие трещины, которые распространяются с большей скоростью в УМЗ зернах. Повышенная прочность УМЗ сплавов позволяет повысить пороговое разрушающее напряжение КРН и предел выносливости сплавов. Новые сплавах Al-Mg-Sc-Zr обладают высоким временем инкубационного периода до образования трещины КРН или коррозионной усталости по сравнению с промышленными аналогами. Показано, что в УМЗ сплавах изменяется механизм образования зародышевой микротрещины – на начальном этапе испытания на КРН сначала развивается межкристаллитная коррозия (МКК), высокая интенсивность которой связана, в первую очередь, с наличием частиц β-фазы. При увеличении времени выдержки в электролите, глубина дефекта МКК увеличивается и он превращается в трещиноподобный дефект, который достаточно быстро развивается и достигает размера в несколько миллиметров. 6. Продолжены работы по моделированию процесса роста трещины коррозионного растрескивания под напряжением и коррозионно-усталостной трещины в мелкозернистых алюминиевых сплавах. Моделирование осуществляли методом конечных элементов, в пакете ANSYS Workbench. При моделировании предполагали, что в образцах есть зародышевые микротрещины (трещиноподобные дефекты, образовавшиеся в результате межкристаллитной коррозии (см. выше)). Измельчение зеренной структуры при моделировании учитывали через повышение предела текучести и предела прочности материала. На основании анализа полученных результатов показано, что формирование УМЗ микроструктуры должно приводить к увеличению времени инкубационного периода КРН, а также к повышению порогового напряжения КРН и предела выносливости. Отмечено, что УМЗ алюминиевые сплавы с повышенной прочностью должны обладать более высокой скоростью роста коррозионно-механических трещин. 7. Исследована стабильность микроструктуры и изучено деформационное поведение УМЗ сплавов Al-6%Mg-0.12%Sc-0.10%Zr-0.1%X, где X = Yb, Er, Hf. Обнаружен эффект одновременного увеличения напряжения течения и удлинения до разрушения в режиме сверхпластичности. Проанализировано влияние типа и концентрации легирующих элементов на деформационное поведение и рост зерен в УМЗ сплавах Al-6%Mg. Показано, что при высоких температурах деформации наблюдается конкуренция деформационно-стимулированного роста зерен и динамической рекристаллизации, которая приводит к измельчению зеренной микроструктуры. Показано, что частичная замена скандия или циркония на аналогичное по массе содержания Yb или Er не является эффективным из-за малой растворимости этих металлов в кристаллической решетке алюминия. Это приводит к образованию крупных первичных частиц Al3Yb и Al3Er, которые далее являются причиной кавитационного разрушения этих сплавов при сверхпластичности. Образование первичных частиц приводит к уменьшению концентрации Yb и Er в твердом растворе и, как следствие, к снижению числа выделяющихся при нагреве вторичных наночастиц Al3Yb или Al3Er. Это не позволяет обеспечить высокую прочность и твердость УМЗ сплавов, а также обеспечить высокий уровень стабильности микроструктуры УМЗ сплавов с добавкой 0.1%Yb и 0.1%Er. Частичная замена Sc и Zr на аналогичное по массе содержание Hf является наиболее эффективным. В УМЗ сплаве с добавкой 0.1%Hf практически полностью отсутствуют крупные первичные частицы, что позволяет достичь высоких значений удлинения до разрушения. Эффективность применения Hf в качестве частичной замены Sc или Zr сдерживается его высокой растворимостью в кристаллической решетке алюминия, что приводит к снижению объемной доли выделяющихся частиц Al3(ScxHf1-x), и к недостаточной прочности и стабильности УМЗ сплавов Al-6%Mg.

 

Публикации

1. Козлова Н.А., Нохрин А.В., Чувильдеев В.Н., Шадрина Я.С., Бобров А.А., Чегуров М.К. Влияние соотношения Sc:Zr на коррозионную стойкость литых сплавов Al-Mg Физика металлов и металловедение, - (год публикации - 2024)

2. Чувильдеев В.Н., Грязнов М.Ю., Шотин С.В., Нохрин А.В., Лихницкий К.В., Чегуров М.К., Копылов В.И., Бобров А.А., Шадрина Я.С. Сверхпластичность ультрамелкозернистых сплавов Al-6%Mg-(Sc + Zr =0.32 wt.%) с различным соотношением скандия и циркония Журнал технической физики, - (год публикации - 2024)

3. Чувильдеев В.Н., Грязнов М.Ю., Шотин С.В., Нохрин А.В., Лихницкий К.В., Шадрина Я.С., Копылов В.И., Бобров А.А., Чегуров М.К. Сверхпластичность ультрамелкозернистых сплавов Al-6%Mg-0.12%Sc-0.10%Zr с добавкой 0.10%Yb, Er, Hf Перспективные материалы, - (год публикации - 2024)

4. Чувильдеев В.Н., Грязнов М.Ю., Шотин С.В., Нохрин А.В., Нагичева Г.С., Лихницкий К.В., Шадрина Я.С., Копылов В.И., Бобров А.А., Чегуров М.К., Пирожникова О.Э. Microstructure Thermal Stability and Superplastic Behavior of Al-6%Mg-0.12%Sc-0.10%Zr-0.10%(Yb, Er, Hf) Ultrafine-Grained Alloys Journal of Alloys and Compounds, - (год публикации - 2024)