КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-17-00263

НазваниеЭффекты и функции границ в пространственной организации российского общества: страна, регион, муниципалитет

РуководительКолосов Владимир Александрович, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт географии Российской Академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 07 - Науки о Земле, 07-803 - Политическая география

Ключевые словаГраницы, Россия, приграничные регионы, муниципалитеты, пограничные исследования, функции границ, соседство, региональное развитие, территориальность, идентичность

Код ГРНТИ39.21.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Мировые потрясения последних лет (пандемия коронавирусной инфекции, серия миграционных кризисов, обострение проблемы международного терроризма, кризис государственности во многих регионах мира) с новой силой высветили значимость политических, административных и муниципальных границ в жизни общества. Прежде открытые рубежи в одночасье становятся непреодолимыми барьерами ввиду изменившейся обстановки. В России размер территории и многососедское географическое положение, региональное и этнокультурное разнообразие, пространственная неравномерность развития определяют постоянный интерес к исследованию влияния формальных и неформальных границ разного уровня на жизнь общества, в том числе в связи с непрекращающимся реформированием муниципального устройства. Цель проекта состоит в том, чтобы показать изоморфность и взаимозависимость границ разного уровня, выявить их влияние на пространственное развитие России и ее регионов, проанализировать функции, социально-экономические и культурно-политические эффекты. Изоморфизм, или подобие (но не тождественность) границ означает, что их общие свойства проявляются, хотя и по-разному, на уровне страны, регионов и муниципалитетов. Граница – это одновременно правовой институт, социальная практика и символ территориального суверенитета или географического места, материальный феномен и комплекс социальных представлений, разделительная линия и прилегающее пространство, на которое она влияет. Изоморфизм предполагает также прямую и обратную связь между событиями, происходящими на разных пространственных уровнях. Наконец, российские границы образуют целостную систему, для характеристики которой существенны не только свойства и функции отдельных элементов, но и их сочетания и соотношения. Проект опирается на понимание границы как результата постоянного процесса производства и воспроизводства разграничений различными политическими и общественными силами под влиянием сдвигов в международной и внутренней ситуации, хозяйственных и культурных потребностей, миграции, императивов безопасности, социальных убеждений и пр. (bordering). Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) намечено впервые доказать на конкретном материале изоморфность границ разного уровня, не раз отмеченную в публикациях, но так и не изученную ни российскими, ни зарубежными специалистами; 2) предлагается единая методология изучения границ, основанная на их интерпретации как формальных и неформальных институтов; 3) границы рассматриваются как инструмент управления социальными и политическими процессами, регулирования и саморегулирования возникающих напряжений, маркирования и сохранения различий, исторической преемственности, удовлетворения потребности в единстве и одновременно поддержке ценностей культурного разнообразия; 4) впервые в исследовании российских границ анализируется роль межрегионального и межмуниципального сотрудничества в пространственном развитии регионов; 5) впервые комплексно освещаются факторы и последствия несовпадения региональных и муниципальных границ с неформальными рубежами, возникающими в ходе процессов самоорганизации общества в разных географических условиях; 6) впервые проводится анализ нормативно-правового регулирования трансграничных отношений на нескольких территориальных уровнях как ответа на вызовы пандемии COVID-19. В число ключевых регионов исследования войдут Белгородская, Калининградская и Оренбургская области, Краснодарский край и Республика Адыгея. Граница Белгородской области с Украиной – барьерный участок постсоветской границы, Оренбургской области с Казахстаном – внутренняя граница ЕАЭС с преобладающими контактными функциями. В отличие от Белгородской и Оренбургской областей, границы которых с сопредельными государствами сформировались всего около 30 лет назад, ныне эксклавная Калининградская область частично унаследовала советскую внешнюю границу. На ее границах в полной мере отразились сдвиги в отношениях между РФ и Евросоюзом. Во всех трех областях прошли муниципальные преобразования, влияющие на внутрирегиональные системы управления, межэлитные отношения и повседневные практики. Выбор Краснодарского края и Адыгеи обусловлен и тем, что на этом примере можно изучить несовпадение региональных и муниципальных границ с системой расселения: Краснодарская городская агломерация давно распространилась на территорию соседней республики. Исследовательские сюжеты объединены в четыре рабочих пакета (РП), их темы соответствуют задачам проекта. РП-1 посвящен теоретико-методологическому разделу работы, РП-2 и РП-3 – эмпирической части, направленной на анализ особенностей функций границ на каждом из трех территориальных уровней (страна, регион, муниципалитет), определение их соотношений, возникающих противоречий и способов разрешения. РП-4 посвящен синтезу полученных эмпирических данных и выводов. В эмпирической части исследования на основе модели «практика – политика – восприятие» будут использованы экономико-географические, социологические, геоинформационные, исторические, дискурсивные методы, а также институциональный анализ, дистанционное зондирование, интернет-метрия и полевые наблюдения. В частности, намечается составить серию карт динамики пограничных градиентов, трансграничных коммуникаций и взаимодействий на границах разных типов; оценить их на основе статистической информации, космических снимков, данных о контактах между жителями по материалам социальных сетей и фокус-групп; проанализировать особенности режима границ и правового пространства территорий, степени их учета в стратегическом планировании и других официальных документах. Планируется рассмотреть адаптацию функций границ, а следовательно, хозяйства, повседневных практик и идентичности населения пограничья к внешним вызовам, административным и другим институциональным реформам (например, к созданию городских и муниципальных округов).

Ожидаемые результаты
1. Концепция изоморфности и взаимозависимости границ разного уровня и анализ их социально-экономических и культурно-политических эффектов. 2. Методика сопряженного анализа границ как нормативно-правовых институтов, регулируемых органами власти разного территориального уровня, и как комплекса социальных представлений и неформальных практик. 3. Определение характера влияния границ разного территориального уровня и статуса на усиление/ослабление неравномерности территориального развития общества с учетом разнообразия сочетаний их функций и динамики 4. Модели адаптации разных типов российских границ к вызовам пандемии COVID-19 и действующим санкциям. 5. Анализ синхронности изменений в системе российских границ, их функций и режимов за последнее двадцатилетие. 6. Серия карт динамики пограничных градиентов, трансграничных коммуникаций и взаимодействий на границах разных типов, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования. 7. Оценка влияния муниципальных преобразований на территориальную организацию повседневной жизни людей и трансформацию неформальных горизонтальных связей. 8. Систематизация когнитивно-символических функций границ, анализ трансформации культурного ландшафта приграничных регионов страны под влиянием политики исторической памяти и решения задач укрепления национального единства и общегражданской идентичности. 9. Сходства и различия трактовок безопасности и подходов к ее обеспечению в зависимости от социокультурного, политического и географического контекста пограничья. Конкретные результаты проекта найдут отражение в серии научных статей (не менее 10) в ведущих российских и/или зарубежных рецензируемых научных изданиях, индексируемых Web of Science или Scopus, а также будут представлены на тематических семинарах и авторитетных международных научных конференциях в России и за рубежом. Общественная значимость проекта определяется, во-первых, тем, что он направлен на решение фундаментальной научной проблемы – совершенствование территориальной организации российского общества в условиях геополитической нестабильности, неравномерности социально-экономического развития и самоорганизации населения на разных пространственных уровнях. Во-вторых, разработка концепции изоморфности границ – малоизученного феномена взаимозависимости и функционального подобия территориальных границ разного иерархического уровня, углубляющая научные представления о территориальных разграничениях в обществе, внесет заметный вклад в исследования границ (border studies). В-третьих, современные международные и внутренние вызовы устойчивому развитию России требуют модернизации управленческих практик. Результаты проекта могут найти применение в практике стратегического планирования, в стратегиях пространственного развития страны в целом и ее регионов. Настройка функций и режима границ разного уровня, изменения административного деления и других институтов, их адаптация к новым вызовам, в том числе пандемии коронавируса, представляет собой одну из важных управленческих и политических задач. Руководитель и участники проекта уже много лет занимаются изучением российских государственных границ и приграничных территорий, в том числе на основе полевых исследований в России и соседних странах. Ими накоплен богатый опыт изучения проблем территориального развития России и других постсоветских стран на разных пространственных уровнях. С начала 2000-х гг. коллектив почти непрерывно ведет работу по данной тематике в рамках исследовательских проектов, поддержанными российскими (РНФ, РФФИ, РГНФ) и зарубежными фондами, в том числе 5-й и 7-й Европейскими рамочными программами. Члены коллектива регулярно выступают на представительных международных конференциях и конгрессах Международного географического союза, Ассоциации географических обществ Европы, междисциплинарных форумах Ассоциации пограничных исследований (ABS), регулярных конференциях BRIT (Border Regions in Transition) и др. Опубликованы монографии и десятки статей в российских и зарубежных журналах, индексируемых в международных базах данных. Все это дает основания полагать, что уровень ожидаемых результатов будет соответствовать международному уровню.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Цель проекта – выявить взаимозависимость границ разного уровня и происхождения, связь их функций, оценить влияние на развитие российских регионов. Авторы исходят из понимания границы как сложного феномена, являющегося одновременно правовым институтом, материальным объектом, категорией общественного сознания и практики. Высказана гипотеза об изоморфности границ разного статуса. Изоморфизм означает сходство функций границ на всех уровнях, хотя и в разных соотношениях проявляющихся на каждом из них. Фактически границы являются инструментом адаптации пространства к перераспределению политического влияния между разными акторами и центрами, изменениям геополитического положения, расселения и хозяйства. Исследования, выполненные в 2022 г., посвящены границам с разным статусом – формальным и неформальным, государственным, региональным и муниципальным. Изучены как характеризующие их объективные параметры, так и социальные представления, идентичности, культурно-исторические нарративы и символический ландшафт. Разработаны методы полевого исследования границ разного статуса, в том числе гайд для структурированных интервью, анкета, позволяющая выявить представления людей о «реальном» пространстве повседневной жизни и его делении административными границами, идентичности населения. Эта методика была опробована в ходе экспедиций в Калининградскую и Оренбургскую области и соседние с ними субъекты РФ. Рассмотрена степень совпадения административных границ с природными и социально-экономическими рубежами. Так, северная граница Оренбургской области, за исключением нескольких районов, совпадает с границей лесостепи и степи. Эта граница влияет на хозяйственную деятельность и артикулирована в сознании населения. Государственная граница с Казахстаном по-прежнему остается контрастной, отделяющей районы с разными демографическими характеристиками, а границы Калининградской области маркируют ее отставание по экономическим показателям от соседних регионов Польши и Литвы. Для оценки соотношения административно-территориального и муниципального деления и неформальных границ проанализирована история изменения региональных и муниципальных границ двух областей. Кластерный анализ выявил территории с более устойчивыми границами. Ныне изменения муниципальных границ связаны с образованием городских округов и трансформацией сети подразделений федеральных ведомств. Они обслуживают теперь несколько городских округов и муниципальных районов. Таким образом, появляются неформальные границы промежуточного между субъектом федерации и муниципалитетами уровня. Рассмотрена адаптация хозяйства Калининградской области и ее трансграничных взаимодействий к четырем шоковым геополитическим сдвигам в 1991–2022 гг., а следовательно, изменениям функций, режима, военно-политического и символического значения границ. Показано, что новые функции и режим границ после каждого шока способствовали перестройке структуры и размещения хозяйства, внешнеэкономических связей, системы расселения, социальных практик. Проанализирована связь функций и режима границы России с Казахстаном с национально-государственным строительством в соседней стране. Инициатором роста барьерности границы в 1995-2010 гг. выступала российская сторона. Несмотря на это, интеграционные процессы актуализировали развитие приграничного сотрудничества. Создание ЕАЭС привело к серьёзной корректировке миграционного и трудового законодательства, сформировало условия для развития трансграничных рынков труда, роста кооперационных и торговых связей и некоторому снижению барьерности границы. Барьерная функция границ разного уровня позволила во время пандемии ввести ограничения на въезд извне: на государственной границе – на всем ее протяжении и в городах с международными аэропортами, на региональных – только в пяти регионах и вопреки федеральной норме, на муниципальных – там, где в этом возникала необходимость. Географический и временной факторы использования режима границы действовали наряду с общественно-политическим, который часто оказывался сильнее. Исследование выявило значимое структурное сходство идентичностей жителей обоих регионов. В оренбургском историческом нарративе доминирует тема колонизации, в калининградском - тема переселения, что порождает некоторую неуверенность местных жителей в устойчивости своих прав на территорию. В Калининградской области фронтирное сознание проявляется в том, что жизнь вблизи государственной границы рассматривается как привилегия, а в Оренбуржье, напротив, происходит мобилизация общества вследствие якобы внешней угрозы. Значение когнитивно-символических функций границы резко возрастает со стороны, испытывающей дефицит культурно-символических ресурсов. В Калининградской области политика секьюритизации российской идентичности сильнее выражена с российской стороны. На казахстанской стороне границы с Россией происходит, наоборот, мобилизация символических ресурсов путем замены символов совместной истории двух стран. Контент-анализ интервью позволил выявить ключевые нарративы, влияющие на представления людей о «своей земле» и её границах. В Оренбургской области большее значение для формирования идентичности имеет внутреннее деление региона. В Калининградской области, напротив, символическое значение внешней границы существенно превосходит значение внутренних. Изучена социальная связанность городских округов и муниципалитетов Оренбургской области и соседних с ней регионов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Ставилась цель определить ключевые направления внутри- и межрегиональных коммуникаций как индикаторов влияния «эффекта границ» на пространственную организацию жизни общества. Главным источником информации стала сеть ВКонтакте. Использование графометрических методик позволило визуализировать расчеты тесноты связей. Выявлено пространственное соотношение узлов графов (муниципалитетов): близость их друг к другу указывает на их близость в «пространстве отношений», а не физические расстояния. Кластеризация узлов каждого графа позволила сгруппировать муниципалитеты в соответствии с паттернами социальных взаимодействий. Был рассчитан также показатель меры влияния узла в сети, отражающий привлекательность различных центров для каждого поселения – от региональных столиц до небольших поселков. Систематически наблюдаемое несовпадение культурных и политических границ делает приграничные территории объектом пристального внимания государств. С одной стороны, наличие тесных социокультурных связей приветствуются как знак добрососедства, опора взаимного доверия и сотрудничества, с другой – вызывает беспокойство как самовоспроизводящийся механизм «чужого» влияния, угроза национальному суверенитету. Чем острее стоят эти проблемы, тем в большей мере символический ландшафт пограничья отражает процессы культурной суверенизации. Наиболее значительные изменения культурного ландшафта произошли в Калининградской области. Анализ собранных данных позволил выделить четыре периода смысловых трансформаций. Современный период, начавшийся в конце 2010-х гг., характеризуется умножением символов противостояния России и Запада, ростом интереса к советскому периоду и коммерциализацией культурного наследия. Отличительная черта символического ландшафта Оренбургской области – доминирование исторической памяти в публичном пространстве. Более 35% мемориальных объектов области, составляют надгробия, братские могилы и захоронения. Другая особенность – отставание исторического времени: основу визуального ряда составляют символы Гражданской войны, а в местных музеях слабо представлена драматическая история ХХ века. Проведенный анализ показал, что наличие границ фактически конституирует необходимость культурных различий и актуализируют задачи «управления» идентичностями. Как следствие, культурные ландшафты пограничья «зарастают» символами и знаками, отражающими господствующий национальный нарратив и его локальные версии.

 

Публикации

1. Колосов В.А. Border Studies: Development of the Theory and Major Trends in a Changing Geopolitical Environment (Исследования границ в современном мире: прогресс теории и основные направления) Regional Research of Russia (Региональные исследования), 2023, Vol. 13, No. 4, pp. 652-662 (русскоязычная версия: 2022, №3) (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S2079970523700946

2. Колосов В.А., Зотова М.В. Фрагментация политического пространства и динамизм современной системы границ Политическая наука, № 4. С. 67–89. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31249/poln/2022.04.03

3. Морачевская К.А. Borderland Phenomenon: Approaches to Interpretation and the Role of Center-Periphery Gradients (Феномен приграничности: подходы к интерпретации и роль центр-периферийных градиентов) Regional Research of Russia (Региональные исследования), 2023, Vol. 13, No. 4, pp. 663-670 (русскоязычная версия: 2022, №3) (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S2079970523701058


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основным предметом исследований по проекту в 2023 г. были региональные и субрегиональные границы, которые рассматривались как инструмент адаптации пространства к перераспределению ресурсов власти и политического влияния между разными акторами и центрами – от государства до локальных сообществ и от федеральной столицы до крупных городских агломераций и локальных центров. Изучено, во-первых, влияние государственной границы с Республикой Абхазией на развитие прилегающих к границе территорий и последствия асимметрии двухсторонних социально-экономических взаимодействий. Во-вторых, проанализирована роль региональных и муниципальных границ в производстве и поддержании социально-территориальных различий. В-третьих, освещено влияние муниципальных преобразований на управленческую практику и повседневную жизнь людей, неформальные горизонтальные связи и сетевые взаимодействия. В-четвертых, выявлено соотношение формальных (региональных и муниципальных) границ, центр-периферийных структур, общественной жизни и взаимодействий на разных территориальных уровнях. В-пятых, рассмотрены характер и механизмы взаимодействий между соседними муниципальными образованиями и регионами на уровне управления и сетевых взаимодействий населения. В-шестых, оценено функционирование системы границ в условиях интенсивных маятниковых миграций, транспортных, и экономических связей, свойственных крупным городским агломерациям. Наконец, в-седьмых, исследовано влияние этнических, историко-культурных и ментальных границ на практики власти и населения. Использованы статистические, картографические, культурно-антропологические методы, анализ данных дистанционного зондирования на основе космических снимков, анализ программных и правовых документов, графометрический анализ плотности, интенсивности и пространственной конфигурации межличностных связей в сети «ВКонтакте». Широко применялись социологические методы: структурированные интервью (N=96), анкетирование (N=175), фокус-группы (N=7). Проведены две полевые экспедиции. Полигонами исследования были Краснодарский край, Республика Адыгея и соседние с ними территории – Ростовская область и Абхазия. Анализ собранных материалов показал, что вплоть до 1960-х гг. регион характеризовался неустойчивостью границ, отсутствием их единой системы, противоречивостью преобразований, чередованием волн укрупнения и фрагментации административно-территориальных единиц. В последнее 20 лет, напротив, статус и границы муниципальных образований стабилизировались. Двухуровневая муниципальная структура обеспечивает сохранение локальных центров обслуживания и связей между муниципалитетами низового уровня. Единственное значимое изменение последнего времени – выделение из городского округа Сочи федеральной территории и одновременно городского округа Сириус. Вместе с тем, нормативно-правовая база межмуниципального управления и сотрудничества крайне слаба. Регулирование распространяется только на собственную территорию муниципальных образований, тогда как «трансграничные» отношения на региональном и муниципальном уровне оказываются как бы между разными территориальными субъектами права и/или вне его. Конкретные препятствия лежат, во-первых, в сфере земельно-имущественных отношений, во-вторых, невозможности софинансирования проектов и расходования бюджетных средств одного муниципалитета на территории другого, в-третьих, в слабой бюджетной обеспеченности муниципальной власти и отсутствии специальных программ, ориентированных на поддержку совместных проектов. Мешают сотрудничеству также опасения изменения границ и объединения субъектов территориального управления как логичного следствия тесных взаимодействий. Высокий уровень централизации политико-административного пространства России ожидаемо сказался и на паттернах социальных коммуникаций населения Юга страны. Москва и Санкт-Петербург занимают лидирующие иерархические позиции в локальных социальных сетях, далее следуют региональные центры. Тем самым установлено, что неформальные границы, выявленные в результате анализа социальной сети, в целом близки формальным (региональным). Доминирование центр-периферийной логики на уровне межличностных отношений создает конкурентное поле социальных взаимодействий в межагломерационном пространстве между Краснодаром и Ростовом. В то же время отсутствие межагломерационной конкуренции позволило таким городам, как Армавир и Новороссийск, сформировать собственную зону пространственного влияния, стягивая население окружающих станиц и формируя локальную субкультуру. Общую закономерность, деформируют семейно-родственные сети, характерные для ряда республик РФ. Несмотря на влияние урбанизации, жители Адыгеи формируют плотный кластер связей, фактически совпадающий с официальными границами республики, и воспроизводят систему централизованных административных отношений на уровне личных повседневных контактов. Трансграничные отношения между Абхазией и Россией по-прежнему определяются асимметрией политико-юридических статусов, масштабов экономики и миграции населения. После создания ЕАЭС в 2015 г. общие для него правила таможенного оформления и сертификации товаров, объединенные информационные системы, санитарные правила и пр. привели к одностороннему росту барьерности границы и повышению издержек для абхазского бизнеса. Асимметрия проявляется также в трансграничной мобильности населения и режиме границы. Восприятие границ в Краснодарском крае и Республики Адыгея как на уровне власти, так и населения определяется «хозяйским» отношением к «своей» земле как источнику благ – от природных до экономических и стремлением утвердить преимущественное право на использование ее ресурсов. Важным индикатором субрегиональных различий, легитимирующим это негласное правило, является локальная идентичность. Хотя самоопределение «кубанцы» охватывает значительную часть населения региона, включая жителей региональной столицы, оно мало приемлемо для жителей Черноморского побережья, Новороссийска, Армавира или Тамани. Существенную роль при формировании «границ» идентичности и обосновывающих их нарративов играют не только исторические (казачья колонизация, войны, изменения административно-территориального деления и пр.), но и природно-климатические факторы, такие как сроки таяния снега, начала цветения, реки, горы, побережье и пр. В ходе работы были выявлены и описаны распространенные в краснодарском социуме нарративы, объясняющие современные процессы и отношения исходя из преимуществ и недостатков жизни в регионе, а также событий прошлого. В 2023 г. продолжилась работа по выявлению «сквозных» сюжетов в повествованиях о «своей» земле и ее границах, встреченных и в других регионах исследования (Калининградской и Оренбургской областях), таких как, например, переселенческий, фронтирный и имперский нарративы или повествование о природе края как части исторического наследия. Были также определены специфически краснодарские региональные темы, связанные с виктимизацией собственной исторической судьбы и обоснованием претензий на «свои» земли (расказачивание, мухаджирство, затопление сел при строительстве Краснодарского водохранилища и пр.). Результаты исследования нашли отражение в 5 статьях (4 – Scopus Q1, включая 2 переводные версии статей, опубликованных в 2022 г.) и в 7 докладах на научных конференциях. В следующем году намечается продолжить исследование в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

 

Публикации

1. Вендина О.И., Карпенко М.С. Топонимический ландшафт Казахстанского пограничья с Россией: культурная суверенизацияи политика переименований Журнал фронтирных исследований, No 4, c. 278-305 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46539/jfs.v8i4.507

2. Колосов В.А., Себенцов А.Б. Граница как барьер и стимул структурной трансформации экономики Калининградского эксклава Балтийский регион, Т. 15, № 4. С. 104—123 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2023-4-6

3. Морачевская К.А., Лялина А.В. Влияние продовольственного эмбарго на потребительские предпочтения и трансграничные практики населения Калининградской области Балтийский регион, Т. 15, № 2. С. 62—81. 1 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2023-2-4.

4. - В Тахтамукае прошел круглый стол с участием Института географии РАН Тахтамукайское муниципальное телевидение, Тахтамукайское муниципальное телевидение ТМТ01 19 мая 2023 (год публикации - )

5. - Сегодня аул Тахтамукай посетила научная экспедиция Института географии Российской академии наук Совет народных депутатов МО Тахтамукайский район, Совет народных депутатов МО Тахтамукайский район 18 мая в 16:56 (год публикации - )

6. - Встреча с научными сотрудниками Института географии РАН БEZФОРМАТА, БEZФОРМАТА 26.05.2023 URL:https://slavyansknakubani.bezformata.com/listnews/nauchnimi-sotrudnikami-instituta-geografii/117575675/ (год публикации - )