КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00051

НазваниеУсадьба и дача в русской литературе XX-XXI вв.: судьбы национального идеала

РуководительБогданова Ольга Алимовна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, г Москва

Годы выполнения при поддержке РНФ 2022 - 2024 

КонкурсКонкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словаусадьба, дача, русская литература, советский период, постсоветский период, литература эмиграции, мировая литература, тезаурус и методология, междисциплинарность, компаративные исследования.

Код ГРНТИ17.00.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Русская усадьба еще в Серебряном веке была возведена «в ранг национального идеала» (М.В. Нащокина), а на рубеже XX-XXI вв. стала одним из трендов отечественной гуманитаристики, прежде всего в искусствоведении и гуманитарной географии. Парадокс в том, что именно литературная усадьба, которой принадлежит главная заслуга в манифестации этого уникального феномена русской культуры, до сих пор остается наименее исследованной как в своих конститутивных чертах, так и в конкретных выражениях. Успешно завершенный в 2020 г. проект РНФ № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взгляд» (рук. О.А. Богданова) во многом восполнил этот пробел относительно литературной усадьбы Серебряного века. Также в ходе его реализации стало очевидным, что «усадебный топос» под прессом катастрофических событий 1910-х гг. и затем в условиях СССР не был уничтожен в своих основах, а продолжил жить под новыми, непривычными формами (усадьба-музей, усадьба-дача, усадьба – художественная коммуна, усадьба – производственный комплекс, усадьба-лаборатория, усадьба-колония, усадьба-школа, усадьба-санаторий, усадьба – лагерь или тюрьма, усадьба – дом отдыха или дом творчества и т. д.), оставаясь активно-творческой средой, репродуцирующей базовые черты русского национального характера. Кроме того, взрыв усадебной тематики на рубеже XX-XXI вв., пока только затронутый в исследованиях, свидетельствует о новой фазе жизни «усадебного топоса» уже в третьем тысячелетии. Мы увидели очертания огромной усадебно-дачной атлантиды всего XX и начала XXI в. Важно подчеркнуть, что в центре нашего внимания – именно литературная усадьба, пусть и в ореоле интермедиальных и междисциплинарных коннотаций. Целью проекта является решение фундаментальной научной проблемы – создание инвариантной модели «усадебного топоса» русской литературы как одной из базовых культурных констант России, важнейшего элемента ее культурного кода и национальной топики (т. е. того запаса устойчивых форм, который обеспечивает единство и преемственность русской культуры на протяжении столетий). Модель будет строиться на основе верификации и анализа национально-специфических характеристик «усадебного топоса», а также его динамики в течение столетий. Однако разработка такой модели без учета корпуса соответствующих текстов русской словесности XX–XXI вв. и их научного осмысления невозможна. Для обоснованных выводов о структуре, вариативности и культуротворческой активности «усадебного топоса» в прошлом, настоящем и будущем России необходимо изучение его модификаций в литературе и культуре всего XX и начала XXI в., что и становится задачей проекта. Решение указанной научной проблемы будет реализовываться по трем главным направлениям, связанным с фундаментальными характеристиками «усадебного топоса»: фундированностью в национальной и мировой топике (теоретико-методологическое), синтетической природой (междисциплинарное) и универсальным характером (компаративное). Теоретико-методологический аспект предполагает системное инновационное расширение тезауруса литературоведческого усадьбоведения терминами, релевантными новому качеству рассматриваемых текстов 1920-2020-х гг., и обогащение новыми подходами. В междисциплинарном аспекте основное внимание будет направлено на геопоэтику и тесно связанную с ней музеологию (как ветвь культурологии), что обусловлено выдвигаемой в проекте концепцией литературных усадеб-музеев и усадеб-заповедников как «мест силы» и «точек роста» личностного и общенационального социокультурного ресурса России начала XXI в., играющих знаковую роль в культурных судьбах страны и еще в советское время ставших местами массового паломничества. Налицо и возрастающая актуализация гетеротопического качества современной литературной усадьбы как средоточия национально-культурной памяти и востребованных паттернов личностного и группового развития в ситуации практического (с XXI в.) воссоздания элементов дореволюционной владельческой усадьбы в идейно-эстетической парадигме эпохи постмодерности. Особую роль в междисциплинарной палитре изучения литературной усадьбы XX в. играют философско-религиоведческие подходы к таким качественным модификациям «усадебного топоса» в условиях СССР, как писательские усадьбы-дачи, ставшие локусами сокровенного духовного опыта и неинституциональных форм религиозности. Впервые будет рассмотрено воздействие этих «грунтовых вод» культуры XX в. на литературные шедевры эпохи, в частности романы Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и М.М. Пришвина «Кащеева цепь». В компаративном аспекте «усадебный топос» будет исследован как один из ключевых элементов культурного кода России в контексте глобальных вызовов XXI в. при изучении усадебной топики западноевропейских стран (Англии, Франции, Германии, Испании и др.) и обращении к аналогичным темам по отношению к странам Востока и США. Кроме того, впервые в науке компаративный анализ усадебного пространства будет вестись на материале детско-юношеской литературы России и Англии XX в. Вопрос об универсальном характере русского «усадебного топоса» будет обсуждаться и в связи с литературой эмиграции, где он соприкасался с топикой других литератур, с одной стороны, ярче выделяясь своим национальным своеобразием, с другой – актуализируя глубинные архетипические слои, общие для культур библейско-античного ареала. Первостепенную роль приобретет изучение «дачного топоса» в произведениях писателей советской эпохи, что обусловлено фактическим исчезновением владельческой дореволюционной усадьбы и переходом ряда ее функций (хранения культурной памяти и семейно-родовых преданий) к даче. Накопление элементов «поэтосферы дачи» привело на рубеже XX-XXI вв. к формированию «дачного мифа», выявление и анализ которого также становятся одной из приоритетных задач предлагаемого проекта. Особая роль – у вопроса о единстве и преемственности отечественной и мировой «усадебной культуры» во все века ее существования, в том числе в СССР, о сохранении ее идентичности в неблагоприятных исторических условиях. В связи с этим обостряется интерес к индивидуальной и коллективной памяти, воплощенной в свидетельствах участников и очевидцев усадебной жизни, возрастают требования к аутентичности связанных с усадьбой эго-документов и артефактов, планируется пристальная работа в архивах и со старой периодикой. Разветвленная деятельность по трем главным научным направлениям проекта найдет отражение на Интернет-сайте по адресу http://litusadba.imli.ru/, созданном в процессе реализации усадебного проекта 2018-2020 гг. и востребованном как ценный научный ресурс. Развитие сайта коснется прежде всего раздела «Литературные усадьбы России» в период XX-XXI вв. Также он станет инструментом координации международного научного сообщества литературоведов-усадебников. Итак, актуальность проекта обусловлена: необходимостью, в контексте глобальных противостояний XXI в., уточнения и обновления содержательной формулировки «национального идеала» России в условиях борьбы за национально-культурную идентичность и определяющие ее многовековые ценности; задачей системного освоения «усадебного текста» XX и начала XXI в.; важностью научного взаимодействия между литературоведами-усадебниками в регионах России и ряде зарубежных стран. Научная новизна проекта определяется масштабностью и оригинальностью его фундаментальной задачи, междисциплинарным подходом, инновационным теоретико-литературным осмыслением, панорамным охватом литературного материала XX и начала XXI в., рассмотрением русского «усадебного топоса» не только в общеевропейском, но и в мировом контексте, интеграцией литературоведческих новаций с культурологическими, музеологическими, философско-религиоведческими и др., что в совокупности обеспечивает научный прорыв.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые научные результаты будут иметь первостепенную значимость для развития таких областей литературоведения, как теория литературы, история русской литературы и сравнительное литературоведение, а также внесут определенный вклад в культурологию, философию религии, гуманитарную географию, искусствоведение, краеведение, отечественную и мировую историю, социологию, экономику, фольклористику. Обобщающий характер проекта предполагает консолидацию усилий ученых – исследователей феноменов литературной усадьбы и дачи как в России, так и за рубежом. Научным результатом такой работы станут, во-первых, создание корпуса текстов по усадебно-дачной тематике не только русской литературы XX и начала XXI в., но и ряда других литератур мира, их первичная классификация и введение в научный оборот (такая задача ставится в науке впервые); во-вторых, развитие релевантного языка описания и научного освоения главного предмета исследования – «усадебного топоса» – в русской и других литературах мира путем систематизации и апробации имеющейся и введения новой терминологии; в-третьих, расширение методологического спектра изучения за счет интеграции исследовательских практик российских и зарубежных ученых в процессе научных контактов; в-четвертых, классификация специфических мотивов, сюжетов и характеров в контексте тех или иных литературно-художественных направлений XX-XXI вв.; наконец, проецирование на социокультурную ситуацию России XX–XXI вв. научной модели «усадебного топоса» как важнейшего элемента культурного кода страны. Проект будет реализовываться по трем главным направлениям, в русле которых ожидаются следующие результаты. Теоретико-литературное осмысление «усадебного топоса» и сопутствующего ему «усадебного мифа» будет проходить с опорой на уже проведенную силами научного коллектива заявки систематизацию категориального аппарата (функционально-семантического разграничения понятий «усадебная культура», «усадебный текст», «усадебный хронотоп», «усадебный миф», «усадебный топос», «усадебный локус» и т. п.) и на вновь предложенные категории («усадебный габитус», «гетеротопия усадьбы», «неомифологический модус» и др.), а также посредством выдвижения новых категорий анализа: «усадебный сверхтекст», «криптоусадебная мифология», «усадебность», «дачный миф», – и привлечения таких методологических практик, как теория «пространственного культурного поворота» (Д. Бахманн-Медик), тезаурусный подход (Вал.А. и Вл.А. Луковы), локально-исторический метод (Н.П. Анциферов), метод актуального «вещесловия» (Л.Н. Летягин), концепции «религиозного опыта» (У. Джемс), «живой религии» повседневности (Х. Штрайб), экологии религии (О. Хульткранц) и др. Структурный анализ литературно-эстетического топоса дачи, смежного с усадебным, и приоритетное исследование «дачного мифа» в русской литературе эпохи постмодерности, обусловленные их возросшим значением в советский и постсоветский периоды, также один из значимых планируемых результатов проекта. Будет прослежен процесс формирования «дачного мифа» в контексте неомодернизма (метамодернизма) рубежа XX-XXI вв. на базе разветвленной дачной поэтосферы, берущей начало еще в 1920-е гг., и выявлены его субстанциальные черты в прозе ряда современных писателей. Особое внимание будет уделено структурно-функциональному разграничению усадебно-дачной топики и усадебно-дачной мифологии. Результаты развития междисциплинарного направления прежде всего скажутся в проведении 3-х выездных мероприятий, с применением краеведческой методологии – научных полевых исследований, 3-х заседаний постоянного семинара «Русская усадьба в диалоге наук», на которых филологи – члены научного коллектива проекта – получат возможность увидеть усадьбу глазами историков, философов и музеологов. Методологическая интеграция и обогащение тезауруса литературоведческого усадьбоведения будут реализованы посредством контактов и с другими занимающимися усадьбой науками: гуманитарной географией, искусствоведением, социологией, экономикой и т. д. Среди ожидаемых научных результатов в процессе компаративного изучения можно назвать: анализ литературных замков Европы; вывод о вкладе «усадебного текста» английской и русской литератур XIX-XX вв. в национальные культурные коды; разработку темы «Усадьба и детство» в литературах Англии и России конца XIX – начала XXI в.; сопоставление «усадебного мифа» с мифом о Японии в русской литературе первой половины XX в.; сравнительное изучение судеб «усадебного мифа» и «усадебного топоса» в русской литературе 1920-1950-х гг. в метрополии и эмиграции. На родине «усадебный миф» Серебряного века деконструировался и уходил в подземные слои русско-советской культуры, в изгнании – активно развивался и обогащался новыми мотивами, многие из которых имели универсально-архетипический характер, в равной степени присущий мифопоэтике европейских литературных усадеб. Напротив, «усадебный топос», в условиях СССР претерпевавший существенную трансформацию своей структуры и проявлявший удивительный динамизм и жизнеспособность, в литературе эмиграции обрел статичность «абсолютной эпической дистанции» (М.М. Бахтин) и как следствие – аксиологическую неподвижность. Что касается количественных показателей ожидаемых результатов трехлетней работы по проекту в 2022-2024 гг., то они следующие: • будет опубликовано не менее 40 статей, из которых не менее 15 – в изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus, не менее 25 – в изданиях, входящих в базу данных РИНЦ, • подготовлено и прочитано не менее 50 докладов на научных конференциях и семинарах, • подготовлено и издано 3 монографии (в составе продолжающейся научной книжной серии «Русская усадьба в мировом контексте»), • подготовлен специальный тематический номер «Русская усадьба в литературе и культуре XX века» международного славистического журнала “Mundo Eslavo” (Web of Science, ERIH PLUS), • подготовлен специальный тематический номер журнала «Вестник Костромского государственного университета» (РИНЦ, ВАК) по тематике и проблематике проекта, • проведено 2 конференции, • проведено не менее 3 выездных мероприятий с посещением литературных музеев-усадеб XIX – начала XXI в. с научно-исследовательской целью, • проведено 9 тематических семинаров для участников проекта и заинтересованных слушателей, в том числе молодых ученых и аспирантов, • усовершенствован и пополнен в соответствии с тематикой проекта Интернет-сайт. Помимо научных разработок по мировой «усадебной культуре» и вузовского преподавания дисциплин гуманитарного профиля, полученные в процессе реализации предлагаемого проекта результаты могут найти практическое применение в ряде сфер социально-экономической деятельности: музейном деле, среднем образовании, экономике наследия, международном сотрудничестве. Так, новые сведения позволят сформировать достопримечательные места (т. е. литературные ландшафты в окрестностях усадеб, связанных с жизнью и творчеством писателей), расширить тематику экскурсионных программ и усилить туристическую привлекательность регионов, стимулировать развитие территорий, их инфраструктуры, появление новых рабочих мест. Результаты проекта важны и в образовательно-воспитательной деятельности, способствуя углублению знаний молодежи о родной истории и литературе, упрочению чувства культурной преемственности и гордости за предшественников, т. е. формированию национально-культурной идентичности и просвещенного патриотизма. Научные результаты проекта РНФ будут востребованы и такой развивающейся в России и за рубежом сферой, как экономика наследия, которая неразрывно связана с литературой, позволяющей увидеть символический ресурс усадьбы и осуществить его капитализацию. Результаты компаративных разысканий по проекту, указывая на универсальный характер русского «усадебного топоса», анализируя его библейско-античный генезис и выявляя родство с аналогичными феноменами в других культурах, будут способствовать созданию привлекательного образа России в международном сообществе, что немаловажно в ситуации глобальных вызовов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В течение 2022 г. выполнены работы и получены следующие научные результаты по проекту: 1. Опубликована 21 статья (план 12), из них WoS, Scopus и RSCI – 4 (план 3), РИНЦ – 17 (план 9). 2. Издана 1 монография: Велигорский Г.А. «"Усадебный текст" и национальный культурный код: русско-британские литературные связи XIX — начала XXI в.». М.: ИМЛИ РАН, 2022. 416 с. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 7). http://litusadba.imli.ru/publication/uvidela-svet-monografiya-ga-veligorskogo-usadebnyy-tekst-i-nacionalnyy-kulturnyy-kod 3. Прочитаны 49 докладов на научных конференциях, семинарах, круглых столах (план 15). 4. Проведен Установочный семинар «Задачи и перспективы проекта РНФ» (30 мая 2022 г.) http://litusadba.imli.ru/event/ustanovochnyy-nauchnyy-seminar-po-proektu-rossiyskogo-nauchnogo-fonda-no-22-18-00051-usadba-i 5. Проведено обсуждение книги: «Усадьба реальная – усадьба литературная: векторы творческого преображения. М.: ИМЛИ РАН, 2021. 384 с. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Выпуск 6) (22 июня 2022 г.) http://litusadba.imli.ru/event/otchet-ob-obsuzhdenii-kollektivnoy-monografii-usadba-realnaya-usadba-literaturnaya-vektory Отклики в печати: Агратин А.Е. Усадебный текст: между мифом и реальностью // Новый филологический вестник. 2022. № 3 (62). С. 457-465 (WoS, РИНЦ, ВАК); Борисова (Ворон) П.А. Рец. // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2022. Т. 81. № 4. С. 115–118. (РИНЦ, ВАК, RSCI) 6. Проведено обсуждение плана-проспекта монографии Г.А. Велигорского (22 июня 2022 г.) http://litusadba.imli.ru/event/otchet-ob-obsuzhdenii-plana-prospekta-monografii-ga- veligorskogo-usadebnyy-tekst-i-nacionalnyy 7. Проведена презентация монографии Г.А. Велигорского (5 декабря 2022 г.). http://litusadba.imli.ru/event/otchet-o-prezentacii-monografii-ga-veligorskogo-usadebnyy-tekst-i-nacionalnyy-kulturnyy-kod 8. Составлен спец. номер «Русская усадьба в литературе и культуре XX века» журнала “Mundo Eslavo” (WoS, ERIH PLUS) (выйдет в начале 2023 г.). 9. Проведено Первое (седьмое) выездное мероприятие в ГМЗ В.Д. Поленова и в г. Тарусу (28-30 сентября 2022 г.). http://litusadba.imli.ru/event/otchet-o-pervom-sedmom-vyezdnom-meropriyatii-po-proektu-usadba-i-dacha-v-russkoy-literature-xx 10. Проведен Междисциплинарный научный семинар «Неомифология усадьбы в зеркале экфрасиса (XX-XXI вв.)» (ГМЗ В.Д. Поленова, 29 сентября 2022 г.). http://litusadba.imli.ru/event/otchet-o-mezhdisciplinarnom-nauchnom-seminare-neomifologiya-usadby-v-zerkale-ekfrasisa-xx-xxi 11. Проведено Первое (пятое) заседание «Русская "усадебная культура" в призме философии и религиоведения» продолжающегося семинара «Русская усадьба в диалоге наук» (2 ноября 2022 г.). http://litusadba.imli.ru/event/otchet-o-pervom-pyatom-zasedanii-mezhdisciplinarnogo-nauchnogo-seminara-russkaya-usadba-v 12. Проведено Второе (шестое) заседание «Усадебная культура в контексте исторических исследований» продолжающегося семинара «Русская усадьба в диалоге наук» (5 декабря 2022 г.). http://litusadba.imli.ru/event/otchet-o-vtorom-shestom-zasedanii-prodolzhayushchegosya-mezhdisciplinarnogo-nauchnogo-seminara 13. Пополнен Интернет-сайт проекта по адресу http://litusadba.imli.ru/ 1) Размещено 9 новых обзоров (план 8) Интернет-ресурсов литературных усадеб и дач России: Болшево (С.Н. Дурылин) http://litusadba.imli.ru/web/dom-muzey-sn-durylina-v-p-bolshevo-moskovskoy-obl-rf Дунино (М.М. Пришвин) http://litusadba.imli.ru/web/dom-muzey-mm-prishvina-v-d-dunino-moskovskoy-obl-rf Переделкино (Б.Л. Пастернак) http://litusadba.imli.ru/web/dom-muzey-bl-pasternaka-v-pos-peredelkino-novomoskovskiy-ao-g-moskvy-rf Троице-Лыково (А.И. Солженицын) http://litusadba.imli.ru/web/dom-usadba-ai-solzhenicyna-v-troice-lykove-g-moskva-1-ya-lykovskaya-ul-2-korpus-2-stroenie-1 Переделкино (К.И. Чуковский) http://litusadba.imli.ru/web/dacha-ki-chukovskogo-v-poselke-peredelkino-moskovskoy-obl-rf-moskva-pos-vnukovskoe-pos-dsk Ваммельсуу (Л.Н. Андреев) http://litusadba.imli.ru/web/dacha-ln-andreeva-belaya-noch-v-vammelsuu-nyne-p-serovo-vozle-g-terioki-nyne-gorodskoe Авдотьино (Н.И. Новиков) http://litusadba.imli.ru/web/usadba-ni-novikova-avdotino-stupinskiy-r-n-moskovskoy-obl-rf Орехово (Жуковские) http://litusadba.imli.ru/web/usadba-zhukovskih-orehovo-sobinskiy-r-n-vladimirskoy-obl-rf Покровское-Засекино (А.И. Герцен) http://litusadba.imli.ru/web/usadba-yakovlevyh-ai-gercena-pokrovskoe-zasekino-v-sele-pokrovskoe-s-pokrovskoe-odincovskiy-r-n 2) Дополнена 9-ю локусами и уточнена интерактивная «Карта литературных усадеб» России . http://litusadba.imli.ru/karta-literaturnyh-usadeb 14. Размещены на Интернет-сайте проекта материалы обо всех проведенных в 2022 г. мероприятиях и 22 публикации со ссылкой на грант. http://litusadba.imli.ru/ 15. Проведены полевые исследования усадебно-дачных локусов, архивно-разыскательская и апробационная работа в 7 командировках (план 6): http://litusadba.imli.ru/cooperation/ispolnitel-proekta-mihalenko-nv-sezdila-v-komandirovku-v-g-sankt-peterburg-15-19-iyunya http://litusadba.imli.ru/joint-project/otchet-o-komandirovke-v-g-yaroslavl-i-glmmz-na-nekrasova-karabiha-rf-29-iyunya-2 http://litusadba.imli.ru/cooperation/otchet-o-komandirovke-v-g-sankt-peterburg-i-v-istoriko-literaturnyy-muzey-goroda http://litusadba.imli.ru/cooperation/otchet-o-komandirovke-v-g-oryol-i-ego-okrestnosti-rf-19-22-noyabrya-2022-g-rukovoditelya 16. Проведены презентации проекта и лекции перед молодежной аудиторией ИМЛИ РАН, ПСТГУ, МПГУ, РГГУ, ОГУ им. И.С. Тургенева, Московской, Псковской, Костромской и др. областей РФ, а также Китайской Народной Республики. 17. Изучалась научная литература в библиотеках и архивах Москвы, Петербурга, музейных фондах Московской, Ленинградской, Псковской, Рязанской, Костромской, Орловской обл. РФ. 18. Руководитель проекта О.А. Богданова разрабатывала 3 научные темы, опубликовала 2 статьи (план 2), из них 1 – WoS, Scopus, Q1, подготовила к печати 3 статьи, прочитала 6 докладов (план 2), составила 1 спец. номер журнала “Mundo Eslavo” (WoS, ERIH PLUS), пополнила Интернет-сайт проекта, составила инф. письмо о конференции по проекту (июнь 2023 г.), выступила с онлайн-лекцией в Даляньском ун-те иностр. языков КНР; основной исполнитель Е.Е. Дмитриева – 2 научные темы, опубликованы 2 статьи (план 2), подготовлена к печати 1 статья, 4 доклада (план 2), составлен блок «Неомифология усадьбы» в ж. «Литературный факт» (2022, № 25); основной исполнитель А.С. Акимова – 4 научные темы, опубликованы 3 статьи (план 2), подготовлена к печати 1 статья, 6 докладов (план 3), лекции в МПГУ и ИМЛИ РАН; основной исполнитель, молодой ученый Г.А. Велигорский – 2 научные темы, опубликованы 2 статьи (план 2), из них 1 – WoS, подготовлена к печати 1 статья, 6 докладов (план 2), опубликована монография (26, 0 п.л., план 15 п.л.); исполнитель М.В. Скороходов – 4 научные темы, 2 статьи (план 2), 6 докладов (план 3), организовал 2 семинара (план 1) и Первое (седьмое) выездное мероприятие; исполнитель, молодой ученый В.Г. Андреева – 2 научные темы, опубликованы 5 статей (план 2), подготовлена к печати 1 статья, 5 докладов (план 4), отв. ред. монографии Г.А. Велигорского; исполнитель, молодой ученый Н.В. Михаленко – 2 научные темы, опубликованы 2 статьи (план 2), подготовлена к печати 1 статья, 6 докладов (план 3); исполнитель, молодой ученый М.С. Федосеева – 2 научные темы, 2 статьи (план 2), из них 1 – WoS, 5 докладов (план 3), ведение Интернет-сайта проекта, 3 обзора литературных усадеб России; исполнитель, молодой ученый П.А. Борисова (Ворон) – 1 научная тема, 2 статьи (план 2), из них 1 – RSCI, 3 доклада (план 2), 3 обзора литературных усадеб и дач России; исполнитель, аспирант ПСТГУ С.Т. Аванесова – 1 научная тема, 1 статья (план 1), 3 доклада (план 2), 3 обзора литературных усадеб и дач России.

 

Публикации

1. Аванесова С.Т. Невидимый град Китеж и писательская усадьба С.Н. Дурылина в Болшеве Карабихские научные чтения. После юбилея: новые перспективы изучения Н.А. Некрасова и его эпохи: Материалы научно-практич. конференции (Ярославль – Карабиха, 30 июня – 2 июля 2022 г.). Ярославль: ООО «Академия 76», С. 6–10. (год публикации - 2022)

2. Акимова А.С. История царских усадеб на страницах романа А.Н. Толстого «Петр Первый» Наука и школа, № 5. С. 38–43. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-5-38-43

3. Акимова А.С. Усадебная тема на страницах журнала «Новый мир» 1920-х гг. История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сборник статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (25–28 октября 2022 г.). М.: Институт российской истории РАН, 2022., С. 283–296. (год публикации - 2022)

4. Акимова А.С. «Соревнователи» А.Н. Толстого: к вопросу о формировании образа усадьбы в прозе писателя Литературный факт, № 3 (25). С. 195–210. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-25-195-00

5. Андреева В.Г. Усадебная жизнь Л.Н. Толстого в «Яснополянских записках» Д.П. Маковицкого Университетский научный журнал, № 68. С. 36–48. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25807/22225064_2022_68_36

6. Андреева В.Г. Экспликации усадебно-дачного топоса в «Круге чтения» Л. Н. Толстого Верхневолжский филологический вестник, № 3 (30). С. 17–27. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20323/2499-9679-2022-3-30-17-27

7. Андреева В.Г. «Везде беспокойно, кроме Ясной, тут санатория»: мотив разрушения усадеб в Яснополянских записках Д. П. Маковицкого Карабихские научные чтения. После юбилея: новые перспективы изучения Н.А. Некрасова и его эпохи: Материалы научно-практич. конференции (Ярославль – Карабиха, 30 июня – 2 июля 2022 г.). Ярославль: ООО «Академия 76», С. 11–19. (год публикации - 2022)

8. Андреева В.Г. Образы усадьбы и помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и повести Б.А. Садовского «Лебединые клики» Духовно-нравственные основы русской литературы: сборник научных статей / науч. ред. Н. Г. Коптелова; отв. ред. А.К. Котлов. Кострома: Костромской государственный университет, 2022., С. 33–37. (год публикации - 2022)

9. Андреева В.Г. Лев Толстой и Ясная Поляна в 1909–1910 гг. (мемуаристика В.Ф. Булгакова, Н.Н. Гусева, А.Б. Гольденвейзера) Вестник Костромского государственного университета, Т. 28, № 2. С. 117–125. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-117-125

10. Богданова О.А. Формирование исследовательского тезауруса при изучении феномена дачи в русской литературе XIX-XXI вв. Studia Litterarum, Т. 7. № 3. С. 10-29 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2022-7-3-10-29

11. Богданова О.А. Неомифология русской усадьбы: от пушкинского «Дубровского» к роману А.П. Потемкина «Человек отменяется» Карабихские научные чтения. После юбилея: новые перспективы изучения Н.А. Некрасова и его эпохи: Материалы научно-практич. конференции (Ярославль – Карабиха, 30 июня – 2 июля 2022 г.). Ярославль: ООО «Академия 76», С. 32-37 (год публикации - 2022)

12. Борисова (Ворон) П.А. Город-сад в творчестве В. Хлебникова и В. Маяковского: несколько слов об органическом направлении Карабихские научные чтения. После юбилея: новые перспективы изучения Н.А. Некрасова и его эпохи: Материалы научно-практич. конференции (Ярославль – Карабиха, 30 июня – 2 июля 2022 г.). Ярославль: ООО «Академия 76», С. 24-28. (год публикации - 2022)

13. Велигорский ГА. Греза о России: образ идеальной усадьбы «Река-Дом» в романе Джулианы Хорейши Юинг «Воспоминания старушки из дома напротив»: генезис, поэтика, рецепция Вестник Костромского государственного университета, Т. 28. № 2. С. 185–192 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-2-185-192

14. Велигорский ГА. Дворянская усадьба в английском постмодернизме («Англия, Англия» Дж. Барнса, «Гиппопотам» С. Фрая, к/ф «Джентльмены» Г. Ричи) Новый филологический вестник, № 3 (62). С. 333–345. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.54770/20729316-2022-3-333

15. Дмитриева Е.Е. Пушкинское Тригорское как источник мифотворчества: вымысел versus прагматика Литературный факт, № 3 (25). C. 211-232. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-25-211-232

16. Дмитриева Е.Е. Заставить фонтаны говорить, или История о том, как Исаак де Бенсерад победил Перро и Лафонтена В ответ на лучшие дары. Венок к 63-му дню рождения Александра Евгеньевича Махова / Сост. А. Львова. Тула: Аквариус, С. 120–140. (год публикации - 2022)

17. Михаленко Н.В. Поэтосфера дачи в творчестве В.В. Маяковского Литературный факт, № 3 (25) С. 233-251. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-25-233-251

18. Михаленко Н.В. Трансформация образов усадьбы и дачи в творчестве Л.С. Врангель Парадигма, Вып. 36. С. 93-106. (год публикации - 2022)

19. Скороходов М.В. Музейное усадьбоведение: достопримечательные места как способ сохранения литературных ландшафтов Вестник Костромского государственного университета, Т. 28, № 3. С. 127–133. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34216/1998-0817-2022-28-3-127-133

20. Федосеева (Акимова) М.С. Литературное краеведение и жанр путеводителя (Б.С. Земенков и усадьба Середниково) Новый филологический вестник, № 3 (62). С. 298-309. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.54770/20729316-2022-3-298

21. Велигорский Г.А. «Усадебный текст» и национальный культурный код: русско-британские литературные связи XIX–XXI вв. «Усадебный текст» и национальный культурный код: русско-британские литературные связи XIX – начала XXI века: монография / отв. ред. В.Г. Андреева. — М.: ИМЛИ РАН,, М.: ИМЛИ РАН, 2022. 416 с. (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 7). (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0701-4

22. Борисова (Ворон) П.А. Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения: Коллективная монография / сост., отв. ред. О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2021. 384 с. (Серия “Русская усадьба в мировом контексте”. Вып. 6) [Рец.] Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2022. Т. 81. № 4., С. 115–118. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S160578800021466-8

23. - Агратин А.Е. Усадебный текст - между мифом и реальностью Новый филологический вестник, 2022. № 3(62). С. 457-465. (год публикации - )