КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00123

НазваниеТрансграничные перемещения населения: ограничения и перспективы международного регулирования в условиях миграционного кризиса

РуководительГорохов Станислав Анатольевич, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Африки Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-258 - Глобальное управление (проблемы, институты, правовой режим многостороннего взаимодействия)

Ключевые словаМиграция, политическое регулирование, миграционный кризис, двусторонние соглашения, многосторонние соглашения, Африка, Большой Ближний Восток, Европа, беженцы, внутренне перемещенные лица

Код ГРНТИ11.25.59


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная проблема, на решение которой направлен проект, состоит в выявлении ограничений и установлении перспектив политического регулирования трансграничных перемещений населения в условиях миграционного кризиса. Основные задачи: 1. Установить мощность и территориальную структуру миграционных потоков в рамках основных маршрутов, отражающих пространственное развитие миграционного кризиса в границах Европы, Африки и Большого Ближнего Востока за период с 2010 г. и до настоящего времени (с учетом нового витка кризиса вследствие последних событий в Афганистане); подготовить картографический материал (для использования в практической сфере в области миграции), иллюстрирующий эволюцию соответствующих территориальных структур в период миграционного кризиса. Учитывая факт существования как долговременных, так и ситуативных причин формирования различных миграционных потоков, в картографическом материале планируется отразить то, что является устойчивой базой для прогнозирования - без учета локальных явлений. 2. Выявить особенности (концепция и совокупность мер) миграционной политики в отношении трансграничных перемещений населения - на уровне дву- и многосторонних отношений - стран трех регионов: региона формирования миграционных потоков, транзитного(-ых) региона(-ов), региона аккумуляции миграционных потоков. При этом миграционная политика рассматривается в проекте в совокупности - включая категории беженцев, вынужденных переселенцев, легальной миграции и неконтролируемой миграции в целом. 3. Определить степень эффективности и полноты практической реализации предпринимаемых мер в рамках политики - эмиграционной, "вход-выход" (для транзитных регионов), иммиграционной. 4. Представить рекомендации по совершенствованию мер миграционной политики, направленных на деэскалацию миграционного кризиса. Актуальность решения указанной научной проблемы обусловлена тем, что комплекс мер миграционной политики по снижению последствий Европейского миграционного кризиса в той или иной степени затрагивает более 1 млрд человек, проживающих на территории площадью более 30 млн кв. км более чем в 80 странах Европы, Азии и Африки. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к решению поставленных задач - с привлечением специалистов, представляющих разные научные дисциплины (история международных отношений и внешней политики, политическая география, философия политики, международные отношения) - как в рамках состава сформированного исследовательского коллектива, так и в рамках заявленного реализуемого и планируемого сотрудничества с другими организациями. С начала 2000-х годов и вплоть до настоящего времени основной фокус миграционных исследований в мире постепенно смещается с глобального и регионального уровней на уровень локальный (отдельных стран и их административно-территориальных единиц). Результатом стало большое количество работ - численно ныне абсолютно преобладающих в рамках миграциологии как междисплинарного научного направления и выполненных на европейском и североамериканском материале - в области односторонней государственной политики иммиграции, адаптации мигрантов, экономической (денежные переводы и пр.), социально-культурной (формирование параллельных "сообществ" и т.д.) и внутриполитической (создание антимигрантских партий и т.п.) составляющих их деятельности. Сложно однозначно ответить на вопрос, почему произошло это смещение, однако его результатом стало образование лакуны в области изучения миграции как глобального и регионального явления - особенно его внешнеполитической стороны. Это наглядно показал европейский миграционный кризис 2010-х годов, не завершившийся вплоть до настоящего времени: фактическое отсутствие актуальных исследований (или закономерное устаревание тех из них, которые были проведены в XX в.) многостороннего взаимодействия в области регулирования международной миграции не позволили многим странам своевременно адаптироваться к лавинообразному увеличению численности беженцев и вынужденных переселенцев. В наибольшей степени Европейский миграционный кризис отразился на странах транзитных регионов в рамках миграционных маршрутов: входящих (Италия, Мальта, Греция, Болгария, Румыния и др.) и не входящих в ЕС европейских стран (Сербия, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Россия и др.), а также стран Азии (Ливан, Иордания, Турция) и, особенно, Африки (прежде всего имеющих выход к Средиземному морю). Не в последнюю очередь сказалось на этом и достаточно малое число исследований (и, как следствие, их невысокая практическая реализация) эмиграционной стороны кризиса. Принципиальная новизна поставленной научной проблемы заключается в комплексном характере, поскольку в рамках ее решения будут учтены существующие особенности миграционной политики стран Европы, Азии и Африки в рамках дву- и многостороннего взаимодействия именно в период миграционного кризиса. Предполагается, что исследовательскую основу проекта составят следующие аспекты научной работы: 1) впервые будет проведено комплексное исследование ЭМИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ стран формирования миграционных потоков в рамках Европейского миграционного кризиса; 2) впервые будет рассмотрено дву- и многосторонннее взаимодействие стран-промежуточных пунктов пребывания мигрантов по временной адаптации и дальнейшему перераспределению последних в кризисный период - ПОЛИТИКА МНОГОСТОРОННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ВХОД-ВЫХОД"; 3) сотрудничество стран ЕС и европейских стран, не входящих в его состав, - конечных пунктов в рамках миграционных маршрутов, впервые будет рассмотрено комплексно и непосредственно во время миграционного кризиса - ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА "РАЗНОБЛОКОВЫХ" ГОСУДАРСТВ.

Ожидаемые результаты
Основные результаты предлагаемого проекта могут быть описаны следующим образом: 1. Определение мощности и территориальной структуры миграционных потоков в рамках основных маршрутов, отражающих пространственное развитие миграционного кризиса в пределах Европы, Африки и Большого Ближнего Востока за период с 2010 г. и до настоящего времени. 2. Подготовка картографического материала (для использования в практической сфере в области миграции), иллюстрирующего эволюцию соответствующих территориальных структур в период миграционного кризиса. 3. Выявление особенностей миграционной политики на уровне дву- и многосторонних отношений - стран трех регионов: региона формирования миграционных потоков, транзитного(-ых) региона(-ов), региона аккумуляции миграционных потоков. 4. Установление степени эффективности и полноты практической реализации предпринимаемых мер в рамках политики - эмиграционной, "вход-выход" (стран-промежуточных пунктов пребывания мигрантов), иммиграционной. 5. Подготовка рекомендаций по совершенствованию мер миграционной политики на уровне дву- и многосторонних отношений, направленных на деэскалацию текущего миграционного кризиса. Изучение миграционной политики в мировой науке носит фрагментарный характер, большая часть исследований ограничивается ее рассмотрением в рамках отдельных стран или регионов, практически не учитывая международный правовой аспект регулирования миграционных потоков в рамках сложившихся миграционных систем. Только отдельные работы анализируют взаимодействие между государствами-донорами и реципиентами мигрантов в рамках единой миграционной системы и формирующейся на этой основе единой миграционной политики. Исключительное значение в последнее время приобретают исследования, посвященные миграционному кризису, который оказывает дестабилизирующее воздействие на миграционные системы. Это обусловлено как комплексностью данной проблематики, так и "молодостью" современных миграционных систем, сложившихся фактически только во второй половине ХХ века, когда произошла резкая интенсификация международных миграций. В этой связи предполагаемые результаты соответствуют ныне наметившемуся тренду изучения миграционной политики и обладают выраженной научной значимостью. Возможность практического использования ожидаемых результатов проекта в экономике и социальной сфере основывается на предполагаемом перечне сформулированных по итогам выполнения проекта конкретных ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ нормативных актов (в частности) и государственной политики (в общем - с учетом дву- и многостороннего взаимодействия) в области регулирования миграционных процессов в период кризиса. Указанные предложения планируется сформулировать: для стран-начальных, промежуточных и конечных пунктов в рамках миграционных маршрутов. Конкретным результатом реализации проекта будет являться публикация серии статей (34, из них не менее 12 - в журналах, индексируемых базами Web of Science Core Collection и/или Scopus), а также коллективной монографии по итогам выполнения проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Рассматриваемый территориальный полигон включал страны азиатской части Большого Ближнего Востока (с учетом Пакистана, Афганистана, Бангладеш; за вычетом Израиля и Кипра) – в рамках Восточно-Средиземноморского миграционного маршрута; Западной, Центральной и частично Восточной Африки – в рамках Западно-Африканского, Центрально- и Западно-Средиземноморского миграционных маршрутов. Разработана практическая типология центров размещения мигрантов в странах на соответствующих маршрутах: 1) приграничные – формируются вблизи контрольно-пропускных пунктов на важнейших транспортных магистралях в результате ограничений передвижения или полного закрытия внешних границ. Из центров этого типа беженцы перераспределяются в центры других типов; 2) городские/транзитные – расположены в городах на миграционных маршрутах. Характерная черта – размещение мигрантов преимущественно в частном секторе; 3) периферийные – расположены вдали от крупных городов и важнейших транспортных магистралей; созданы для снятия миграционной нагрузки на центры других типов (в первую очередь приграничные) и более равномерного размещения мигрантов по территории; 4) приморские – стихийно возникшие, сформированные мигрантами с целью дальнейшего перемещения в страны Европы морским путем. Разработаны графические и картографические материалы, отражающие территориальную структуру указанных маршрутов в период миграционного кризиса. Выявлено, что увеличение мощности миграционного потока приводит к достаточно резкому снижению территориальной диверсификации маршрутов передвижения мигрантов в пределах стран указанных регионов. Результатом анализа источников (международные договоры, правительственные документы и др.) по эмиграционной политике и политике «вход-выход» стран, расположенных на рассматриваемых миграционных маршрутах, и их обобщения стали разделы пополняемой базы данных, содержащие информацию о направлениях миграционной политики в рамках дву- и многостороннего взаимодействия в период миграционного кризиса. Определены ограничения такого взаимодействия и предложены практические рекомендации по его совершенствованию. Выявлена неоднородность совокупности арабских стран Азии (а также Ирана) в отношении проводимой ими эмиграционной политики и политики «вход-выход»: 1) страны – нетто-реципиенты мигрантов (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман). Их иммиграционная политика направлена на снижение числа мигрантов: нелегальная иммиграция жестко регулируется, легальная определяется множеством дву- и многосторонних соглашений (со странами преимущественно Южной и Юго-Восточной Азии, Восточной Африки). Отсутствие у стран этой группы эмиграционной политики представляется оправданным в нынешних условиях, однако в случае дестабилизации социально-политической ситуации может привести к нерегулируемому оттоку населения; 2) Иран имеет незначительное число соответствующих международных договоров: все они – со странами, имеющими малый миграционный оборот с Ираном. Миграционная политика основывается преимущественно на внутренних документах, что создает устойчивую в краткосрочной перспективе миграционную ситуацию; однако заключение международных договоров в дальнейшем может способствовать снижению масштабов оттока рабочей силы и, особенно, капитала, а также формированию билатеральных миграционных систем – например, с РФ; 3) основу политики Иордании и Йемена по перераспределению мигрантов составляют соглашения со странами за пределами рассматриваемого региона. Если иорданская миграционная политика адекватна сложившейся ситуации, то слабое место таковой у Йемена – практически полное отсутствие политического взаимодействия в этом отношении с Саудовской Аравией; 4) слабое место эмиграционной политики Сирии, Ирака и Ливана, в наибольшей степени затронутых миграционным кризисом, состоит в неэффективности действующих международных соглашений: в случае Сирии соответствующие документы подписаны с правительствами стран преимущественно рассматриваемого региона, но направлены на регулирование именно легальной трудовой миграции; в структуре соглашений Ирака хоть и преобладают договоры, регулирующие нелегальную эмиграцию, однако заключены они со странами и организациями за пределами Западной Азии. Миграционный кризис определил важность Турции как ключевой транзитной страны для мигрантов из Азии (прежде всего, из Сирии и Ирака) в ЕС, что привело к активизации во второй половине 2010-х годов сотрудничества Турции и ЕС в сфере миграции. При этом обострившиеся в связи с увеличением потока беженцев проблемы были восприняты в Турции как возможность усиления ее влияния на ЕС. Определено, что в Восточной Африке между странами Межправительственной организации по развитию (ИГАД) сформировались устойчивые миграционные связи и реализуются общие принципы политики в области миграции, что свидетельствует о формировании в регионе единой миграционной системы. Слабость политики стран ИГАД в отношении международной миграции состоит, во-первых, в ратификации не всеми странами региона полного перечня внутриафриканских соглашений в области миграции и, во-вторых, в преобладании не би- и полилатерального взаимодействия между ними, а взаимодействие по линии международных организаций. Выдвинуты следующие рекомендации по совершенствованию миграционной политики стран Центральной Африки: 1) международные организации – в первую очередь, структуры ООН – должны плотнее работать с федеральными и местными властями, неправительственными организациями и гражданским обществом; 2) международные организации, оказывающие поддержку беженцам, должны предупреждать случаи недоразумений вокруг гуманитарной помощи; 3) репатриация обязательно должна носить добровольный характер; 4) при возвращении беженцев на родину следует усилить работу местных СМИ во избежание конфликтных ситуаций с местным населением. Установлено, что нормативная база, составляющая основу регулирования миграционных процессов в странах Западной Африки, отличается высоким уровнем проработки. Члены ЭКОВАС в этом вопросе отдают предпочтение именно региональным и глобальным соглашениям, а не двусторонним. В контексте совершенствования миграционной политики представляется необходимым решение следующих задач: 1) принятие решений на уровне ЭКОВАС относительно политических инструментов разрешения миграционных кризисов на разных стадиях их развития; 2) подготовка высококвалифицированных местных кадров, занятых в миграционных службах; 3) информирование населения относительно вопросов эмиграции и правового статуса на территории других государств; 4) создание специального фонда ЭКОВАС для финансирования мероприятий, связанных с разрешением миграционных кризисов; 5) снижение уровня секьюритизации миграционной политики членов ЭКОВАС. Установлено, что современный период функционирования миграционных систем в регионе Северной Африки отмечен возрастанием роли государства в управлении миграцией в регионе и попытками использовать это явление в политических интересах. Обострение проблем, вызванных международной миграцией, привело к необходимости привлечения ЕС как организации в целом и отдельных стран-членов к управлению региональной миграцией. Управление границами ЕС во все большей степени осуществляется за пределами юрисдикции государств-членов ЕС – в приграничных зонах и в соседних с ЕС странах посредством относительно формализованных экстерриториальных соглашений между ЕС и третьими странами. Экстернализация, как правило, влечет за собой передачу этих функций на аутсорсинг или субподряд странам Северной Африки и Сахеля – прежде всего, Ливии и Нигеру. По итогам работы коллектива вышли 2 статьи в журналах, индексируемых Scopus/WoS CC (в том числе 1 – в Q1), 5 статей в журналах ВАК/РИНЦ и 5 тезисов РИНЦ; помимо этого подготовлены 5 статей в журналы этих категорий; участники выступили с 18 докладами на научных мероприятиях.

 

Публикации

1. Агафошин М.М., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Refugees From Syria and Iraq in Sweden: Resettlement During the Migration Crisis Baltic Region, Vol. 14, no. 4, p. 98-112. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-4-6

2. Андреев Н.Д. Миграционная политика Сенегала в рамках ЭКОВАС Вопросы истории, № 11 (2). С. 144-151. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202211Statyi48

3. Жерлицына Н.А. Противоречивые тенденции миграционной политики в регионе Ближнего Востока и Северной Африки Вестник ученых-международников, № 3 (21). С. 64-71. (год публикации - 2022)

4. Жерлицына Н.А. Стратегия ЕС в отношении центрально-средиземноморского маршрута миграции и пострадавших транзитных государств Сахеля и Ливии Геополитика и экогеодинамика регионов, Т. 8 (18). Вып. 3. С. 51-59. (год публикации - 2022)

5. Захаров И.А. Эффекты интенсификации религиозной конкуренции в глобальных городах Геополитика и экогеодинамика регионов, Т. 8 (18). Вып. 3. С. 32-40. (год публикации - 2022)

6. Сидорова Г.М. Трансграничная миграция в Африке в условиях военно-политических конфликтов Геополитика и экогеодинамика регионов, Т. 8 (18). Вып. 3. С. 60-67. (год публикации - 2022)

7. Сидорова Г.М. Ethnic Antagonism as the Dominant Paradigm of Migration Processes in Central Africa Вестник ученых-международников, № 3 (21). С. 38-49. (год публикации - 2022)

8. Андреев Н.Д., Захаров И.А. Особенности миграционной политики Сенегала во второй половине XX - начале XXI века Материалы XXI Всероссийской школы молодых африканистов "Восходящая роль Африки в формирующемся миропорядке". М.: Институт Африки РАН, С. 23-26. (год публикации - 2022)

9. Воробьева А.С. Миграционная ситуация в Нигере: региональные особенности Материалы XXI Всероссийской школы молодых африканистов "Восходящая роль Африки в формирующемся миропорядке". М.: Институт Африки РАН., С. 45-47. (год публикации - 2022)

10. Глухов Я.А., Дмитриев Р.В. Афганская миграция в Африку: современное состояние и проблемы регулирования Материалы XXI Всероссийской школы молодых африканистов "Восходящая роль Африки в формирующемся миропорядке". М.: Институт Африки РАН, С. 48-51 (год публикации - 2022)

11. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Межэтнический конфликт в Тыграе как триггер миграционного кризиса в Эфиопии Материалы общероссийской научно-практической конференции "Отечественные путешественники: прошлое, настоящее, будущее". Орел: ООО "Орион-Принт", М.: Издательство "Перо", С. 60-67. (год публикации - 2022)

12. Захаров И.А. Миграционные процессы в условиях межобщинного конфликта: пример Нигерии Материалы общероссийской научно-практической конференции "Отечественные путешественники: прошлое, настоящее, будущее". Орел: ООО "Орион-Принт", М.: Издательство "Перо"., С. 75-81. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Рассматриваемый территориальный полигон включал страны Южной и Восточной (за исключением постсоветских) Европы – в рамках Балканского, Центрально- и Западно-Средиземноморского миграционных маршрутов, а также Прибалтики – в рамках маршрута Восточных границ. Разработана практическая типология центров временного размещения мигрантов в странах на соответствующих маршрутах: 1) пограничные на вход – стихийно возникшие в начале миграционного кризиса; в дальнейшем стали основными центрами накопления мигрантов и их перераспределения в другие страны ЕС; 2) агломерационные – возникающие в результате как стихийного, так и регулируемого перераспределения мигрантов в пределах крупнейших городских агломераций. Выполняют транзитные функции и используются для дальнейшего перераспределения в регионы аккумуляции миграционных потоков; 3) периферийные – расположенные вдали от крупнейших городских центров; созданы для снятия миграционной нагрузки на другие типы центров и более равномерного размещения; 4) пограничные на выход – стихийно возникшие центры, сформировавшиеся вблизи пограничных пропускных пунктов на важнейших транспортных магистралях вдоль маршрута в результате ограничения передвижения или полного закрытия границ странами транзитного региона. Разработаны графические и картографические материалы, отражающие территориальную структуру указанных маршрутов в период миграционного кризиса. Выявлено, что повторная активизация миграционного потока в/через страны рассматриваемых субрегионов Европы в 2021 г. опирается прежде всего на Центрально-Средиземноморский и Балканский маршруты. Результатом анализа источников (международные договоры, правительственные документы и др.) по иммиграционной политике и политике «вход-выход» стран, расположенных на рассматриваемых миграционных маршрутах, и их обобщения стали разделы пополняемой базы данных, содержащие информацию о направлениях миграционной политики в рамках дву- и многостороннего взаимодействия в период миграционного кризиса. Определены ограничения такого взаимодействия и предложены практические рекомендации по его совершенствованию. Сербии, Черногории, Северной Македонии, Боснии и Герцеговине и Албании необходимо доработать миграционные стратегии, отвечающие национальным интересам стран; принять необходимые законодательные акты, составляющие правовую базу для их реализации; выделить дополнительное финансирование на укрепление пограничного контроля, оснащение и повышение квалификации соответствующих кадров; заключить соглашения о реадмиссии с большим количеством стран исхода мигрантов; достичь единой позиции относительно подходов к решению миграционного кризиса, заключить межгосударственные и региональные договоры, регламентирующие положения и права переселенцев из третьих стран; внедрить и активно использовать системы контроля за вторичными перемещениями мигрантов, в том числе на основе их биометрических данных. Словении и Хорватии требуется усилить пограничный контроль на территориях вне официальных пограничных пропускных пунктов, в том числе на территориях вне фактического контроля Хорватии; заключить соглашения о реадмиссии в первую очередь с Афганистаном, Сирией, Ираком, Бурунди, Марокко, Бангладеш; запросить дополнительную финансовую помощь со стороны ЕС для усиления потенциала пограничных служб и повышения квалификации соответствующих кадров. Миграционная политика Греции, направленная прежде всего на обеспечение национальной безопасности и предотвращение незаконной миграции может решить краткосрочные проблемы с нелегальной миграцией; решение долгосрочных требует изменения подхода со стороны ЕС. Кипрское национальное законодательство в сфере миграции приведено в соответствие с законодательством ЕС: нормализация проблемы с незаконной миграцией в страну зависит от соответствующей политики союза. Слабые стороны испанской политики интеграции мигрантов – процесс натурализации и фрагментированность (разрабатывается и реализуется в отдельно взятых регионах страны). Испании необходимо утвердить и выделить ресурсы для нового Стратегического плана по гражданству и интеграции (реализация последнего завершилась в 2014 г.); укрепить бюджетными и человеческими ресурсами систему образования для приезжающих в страну мигрантов. Сильная сторона политика интеграции Португалии – общенациональный подход (координируется единым государственным органом). Властям страны необходимо содействовать диалогу и участию семей в образовании с целью усиления преподавания культурного разнообразия в школах, улучшения поддержки родителей и повышения социальной интеграции семей, расширения возможностей и охвата образованием и профессиональной подготовкой взрослых. Учитывая сохранение потока мигрантов из стран Северной Африки, представляется необходимым заключение договоров Италии с Тунисом, Марокко, Нигером и другими странами Сахеля (по примеру уже имеющегося соглашения с Ливией). Властям Италии и Мальты следует акцентировать внимание на координации усилий с ЕС для стабилизации обстановки в прибрежной зоне. Франция как страна с большим миграционным опытом хотя бы частично может взять на себя ответственность по трудоустройству иммигрантов, прибывающих в Италию и на Мальту (по примеру соглашения между Италией и Албанией). Руководству Венгрии следует сосредоточить внимание на институционализации своей позиции по мигрантскому вопросу; необходимо поддерживать те европейские страны, которые выступают за усиление ограничений для мигрантов, но не претендовать на исключительную роль в организации особого мнения в рамках ЕС. Словацкому правительству Роберта Фицо следует стремиться к выработке общих с Венгрией подходов к решению мигрантской проблемы, поскольку руководство ЕС будет провоцировать подогревание конфликта между этими странами с целью недопущения внутриевропейского объединения, придерживающегося позиции, не совпадающей с точкой зрения Брюсселя. Словакии следует вступить в диалог по мигрантской проблеме с Веной, которая в последнее время также выступает за определенное ужесточение политики в отношении переселенцев. Правительству Румынии следует провести оценку эффективности принятых ранее решений в сфере миграционной политики, обозначить проблемы, по которым не удавалось с первого раза принять стратегию, рассчитанную на несколько лет вперед. Руководству Болгарии и Румынии следует заключить соглашения о трудовой миграции и/или реадмиссии, скоординированные между собой и странами Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии, расположенными на основных миграционных маршрутах (к настоящему моменту такой договор заключен лишь с Турцией); а также усилить внимание к внешней границе ЕС в связи с присоединением к Шенгенской зоне в 2024 г. Первостепенное значение для совершенствования миграционной политики «вход-выход» Чехии и Польши имеют: доработка миграционных стратегий на национальном уровне и принятие необходимых законодательных актов, составляющих правовую основу для их реализации; расширение финансирования и инфраструктуры для имплементации миграционной политики в Польше, играющей важную роль в сдерживании миграционных потоков в Европу, а также Чехии, принявшей значительное число вынужденных мигрантов из Украины; достижение единой позиции по поводу Пакта о миграции и убежище в рамках взаимодействия по линии Вишеградской группы с ЕС, что может стать первым шагом для решения противоречий между национальными интересами Чехии и Польши и наднациональными целями в сфере миграционной политики. Национальные интересы в вопросах миграции играют для властей прибалтийских стран основную роль, тогда как наднациональные фактически игнорируются. От стран Прибалтики требуется реализация программ по привлечению квалифицированных трудовых мигрантов независимо от их этнического происхождения, так как текущая политика по возвращению преимущественно представителей титульных наций сужает возможности по преодолению демографического кризиса. По итогам работы члены коллектива выступили с 13 докладами на научных мероприятиях.

 

Публикации

1. Агафошин М.М., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Пространственная трансформация миграционной системы в период кризиса Вестник СПбГУ. Науки о Земле, Т. 68, № 1. С. 29-43. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu07.2023.102

2. Андреев Н.Д. Виктор Орбан: политический консерватизм и антимигрантская риторика Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, - (год публикации - 2023)

3. Андреева Л.А. Реализация возможностей как драйвер африканской экономической миграции в Европу Азия и Африка сегодня, № 10. С. 66-73. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S032150750028105-7

4. Андреева Л.А. Особенности гибридной идентичности второго/третьего поколения европейских мусульман Современная Европа, № 4. С. 170-182. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0201708323040101

5. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Регулирование миграции в регионе Западных Балкан: пример Боснии и Герцеговины Регионология, - (год публикации - 2023)

6. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Управление транзитной миграцией в регионе Западных Балкан Общественные науки и современность, - (год публикации - 2023)

7. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Миграционный кризис в регионе Восточной Африки Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, № 1. С. 50-62. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S086919080023788-3

8. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Миграционная политика Албании: институциональные аспекты Современная Европа, № 4. С. 77-88. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0201708323040034

9. Жерлицына Н.А. Интеграция мигрантов в Испании и Португалии: европейская стратегия и национальные модели Вестник Пермского университета. Политология, Т. 17, № 2. С. 91-100. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-2-91-100

10. Захаров И.А., Агафошин М.М. Реформирование политики убежища и контроля нелегальной миграции: общеевропейский и польский подход Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, Т. 18, № 3. С. 92-106. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-03-05

11. Иванова М.Б., Глухов Я.А. Миграционная подвижность населения Южной Азии: на примере Индии, Бангладеш, Пакистана и Афганистана Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика, Т. 31, № 1. С. 146-158. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22363/2313-2329-2023-31-1-146-158

12. Сидорова Г.М., Жерлицына Н.А. Migration Processes in Africa and the Problem of Security (On the Occasion of the Second Russia - Africa Summit) Herald of the Russian Academy of Sciences, Vol. 93, No. 1. Pp. 11-18. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S1019331623010124

13. Сидорова Г.М., Жерлицына Н.А. Динамика миграционных и интеграционных процессов в Южной Европе (Испания, Португалия, Италия, Сан-Марино, Мальта) Мировая экономика и международные отношения, Т. 67, № 9. С. 109-118. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-9-109-118

14. Агафошин М.М., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Трансформация маршрутов нелегальной миграции из стран Азии и Африки в Европу в период 2015–2022 годов «Географическая наука и цифровая экономика: проблемы и перспективы». Материалы международной научно-практической конференции (12-13 октября 2023 г.). Наманган: НамГУ., С. 13-16. (год публикации - 2023)

15. Андреев Н. Новое правительство Словакии и политика страны в отношении африканских иммигрантов Материалы XXII Всероссийской школы молодых африканистов, С. 9-10. (год публикации - 2023)

16. Андреева Л.А. Миграционная волна из африканских стран в Европу: мотив реализации возможностей Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: материалы Пятой международной научно-практической конференции «Большая Евразия: национальные и цивилизационные аспекты развития и сотрудничества». Ежегодник. Вып. 6. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН., С. 292-294. (год публикации - 2023)

17. Глухов Я.А. Территориальный анализ потоков международных мигрантов стран Южной Азии (на примере Индии, Бангладеш и Пакистана) Географическое изучение территориальных систем: сборник материалов ХVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (11–12 мая 2023 г.). Пермь: ПГНИУ., С. 72-77. (год публикации - 2023)

18. Горохов С.А., Агафошин М.М., Дмитриев Р.В. Миграционная политика и формирование диаспор из стран юго-восточной Европы Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Девятые Максаковские чтения», г. Москва, 6 октября 2023 г. М.: OOO «Сам Полиграфист»., С. 76-82. (год публикации - 2023)

19. Сугаков Г. Глобальные миграции Юг-Север: роль стран Прибалтики Материалы XXII Всероссийской школы молодых африканистов, С. 113-114. (год публикации - 2023)