КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 22-18-00283
НазваниеСеверность России и этнокультурный потенциал Арктики
РуководительГоловнёв Андрей Владимирович, Доктор исторических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, г Санкт-Петербург
Период выполнения при поддержке РНФ | 2022 г. - 2024 г. |
Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология
Ключевые словаАрктика, Россия, северность, этнокультурный потенциал, этнография, мобильность, технологии, этнопроекты, этнотуризм, этнодизайн, киберэтничность
Код ГРНТИ03.61.91
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проект включает три тематических блока: (1) концептуализация северности России в глобальном историко-культурном контексте; (2) фундаментальное исследование этнокультурного потенциала Российской Арктики; (3) выявление методами новой этнографии актуальных трендов северной этничности.
Северность России. На глобусе Россия — Север, самая большая страна Северного полушария с географическим центром на Полярном круге в низовьях Енисея. Однако мировоззренчески северная идентичность России выражена туманно из-за тяготения к другим сторонам света: культурного притяжения к Европе, исторической зависимости от кочевников Азии, религиозной связи с Ближним Востоком. Северность России остается в тени жарких и тупиковых дебатов о цивилизационном выборе между Востоком и Западом, о «Третьем Риме» и «Киевской Руси». В историографии с ее южноцентризмом Северу отводится роль вечно недооткрытой окраины, овеянной легендами о чуди и короле Германарихе, призвании варягов и путешествиях по Бьярмии, могуществе Ладоги и богатстве Новгорода, строптивых соловецких монахах и златокипящей Мангазее, героике Севморпути и освоении недр Арктики. Северность России обусловлена исторически (начиная с ключевой роли ладожско-новгородского Севера в древности), геоэкономически (с учетом ресурсной мощи Российского Севера) и геополитически (ввиду пространственного превосходства России на севере Евразии и в Арктике). И в средние века за счет пушнины, и в последние годы за счет нефти и газа Россия черпала богатства на севере, а тратила их на юге. Иными словами, Север для России является не внешним, а внутренним, притом осевым, измерением. В целях самопознания и национального позиционирования северность России заслуживает внимательного изучения и осмысления. Научная задача этой тематической части проекта состоит в концептуализации северности России в контексте мировой и отечественной истории на основе данных истории, антропологии, этнографии и других гуманитарных наук (с изданием соответствующей монографии).
Этнокультурный потенциал Арктики представляет собой накопленный, но в должной мере не изученный и не используемый ресурс самоопределения и самореализации северян. Север заслуживает внимания не только как источник ресурсов и арена геополитики, но и как опора самобытности и идентичности России, в связи с чем на первый план выходят сюжеты истории освоения Севера новгородцами, поморами, коми-зырянами, ненцами, эвенками, якутами, чукчами и другими жителями высоких широт Евразии. Именно в их культурных стратегиях кроется ключ к пониманию природы сообщества, сложившегося на просторах тайги и тундры от Атлантики до Пацифики. Главное достояние Арктики — живая культура коренных народов, содержащая в себе ресурс как этнокультурного развития самих народов, так и всего Севера. Этим культурам свойственна высокая адаптивность к экологическим и социальным переменам, впечатляющая динамика устойчивости и изменчивости, традиций и новаций. Актуализация и активация этого наследия, в том числе средствами современных технологий, имеет фундаментальное научное и прикладное значение. Народы Севера, в прошлом называвшиеся «малыми», на самом деле представляют собой культуры больших пространств со свойственными им стратегиями высокой адаптивности и мобильности. Помимо них, Север издавна осваивали крупные народы индоевропейской, уральской и алтайской языковых семей (в том числе коми, русские, якуты). Сегодня реальной перспективой развития Севера представляется не деление населения на разные категории, а диалог и взаимодействие. Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные модели позиционирования северных меньшинств основаны на структурировании региональной идентичности, сочетающей ценности северных меньшинств и новопоселенцев. При этом отмечаются встречные тенденция укоренения некоренных и расширения деятельностной сферы коренных северян. Исследовательская задача этой части проекта состоит в наполнении категории «этнокультурный потенциал» характеристиками культуры народов Арктики, составляющими не только основу их жизнедеятельности в прошлом, но и ресурс успешного современного развития.
Новая этнография Севера отличается от «старой» тем, что изучает не столько вчерашние традиции, сколько сегодняшний этнокультурный потенциал, в связи с чем уделяет повышенное внимание этнопроектам (при этом полагая, что сильная новация всегда коренится в прочной традиции). Кроме того, современная этнография превращается в «интерактивную науку», опирающуюся не на кабинетные штудии и не на академическую моду, а на «народные» знания и суждения самих представителей этнических сообществ, благодаря чему стирается грань между изучающими и изучаемыми. Для описания и изучения народов и этничности она использует, помимо традиционных текстов, новейшие средства визуализации, полноценно передающие живые картины реальности. Значительную (и растущую) долю новой этнографии образует киберэтнография, сфокусированная на возникшей на наших глазах виртуальности как «новой реальности». Будучи ориентированной на динамичную действительность, новая этнография не разделяет фундаментальную и прикладную науку, поскольку жизнеспособная теория рождается из жизни (практики) и возвращается в нее. Эта установка делает новую этнографию инструментально удобной для использования при проведении этнологической экспертизы. Обратная сторона новой этнографии и современной этничности состоит в сдвиге к консюмеризму в виде развития многообразной этноиндустрии, включая этнотуризм, сувениризацию культуры, фольклорные шоу, расширение круга «этнических дел мастеров». Этнография ныне представляется не только академическим знанием, но и бизнес-ресурсом. Глобальная Сеть не только популяризирует этнотуризм, но и обеспечивает его менеджмент. Некоторые оленеводы уже корректируют маршруты кочевий с учетом обслуживания туристов. Появились менеджеры-посредники, организующие этнотуры, формирующие рынок, ценник и ассортимент этноуслуг. Эта часть исследовательской повестки проекта нацелена на мониторинг сегодняшнего состояния и перспектив народов и культур Арктики.
Ожидаемые результаты
Концептуализация северности России и исследование этнокультурного потенциала Российской Арктики особенно актуально в текущий период двухлетнего председательства России в Арктическом Совете. Впрочем, темы и проблемы национальной идентичности, развития Арктики и народов Севера не имеют срока давности. Более того, для отечественной гуманитаристики они всегда обладали статусом приоритетных и знаковых, даже если не артикулировались в программах и меморандумах. Позиция России на Севере и в Арктике настолько очевидна и убедительна, что без ее участия по определению невозможны сколько-нибудь масштабные международные арктические проекты. В отличие от Большой Восьмерки, где место России зависит от политической конъюнктуры, в Арктической Восьмерки его место предопределено географией. Именно в Арктике возможно успешное продвижение значимых российских инициатив, тем более что Циркумполярное пространство во все времена было областью кооперации и взаимной поддержки.
В отличие от многих других областей знания отечественное североведение, в том числе этнографическое и антропологическое, всегда находилось на мировом уровне и в известном смысле может считаться одной из наиболее продвинутых областей российской науки. Лишь в постсоветский период позиции северного народоведения пошатнулись, что связано не только с эпохальными сдвигами, но и с безвременным уходом из жизни целой плеяды выдающихся североведов (В. И. Васильева, Г. Н. Грачевой, Л. П. Лашука, Ю. Б. Симченко, Л. П. Хлобыстина и др.). Предлагаемый проект может рассматриваться как прямое продолжение традиций отечественного североведения (тем более что существует прямая преемственность между названными учеными и участниками проекта) и движение к восстановлению и укреплению академического статуса отечественной школы северной этнографии и антропологии. В частности речь может идти о таких разработках как номадография, визуализация этничности, новая этнография Севера, со-проектность традиционных и высоких технологий.
Очевидна значимость проекта в подготовке закона и в практике этнологической экспертизы, которой участники проекта заняты не первый год, и для которой фундаментальные этнографические и антропологические исследования играют роль матрицы для поиска оперативных ответов и решений в непростых, иногда чрезвычайных, обстоятельствах индустриального освоения Арктики (см.: Этноэкспертиза на Ямале) или техногенных аварий (см.: Этноэкспертиза на Таймыре).
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основными направлениями второго года проектных работ были: (1) северность России: истоки и основания; (2) многонародная Россия: взгляд с Севера; (3) новая этнография Севера; (4) образ Севера в визуальных и литературных источниках; (5) инфраструктура Арктики: антропологический ракурс.
(1) Северность России: истоки и основания.
Предлагая неологизм «северность», мы имеем в виду не только географию и климат, но и антропологию с этнографией, где главными фигурантами выступают не территория и температура, а люди — северянин-человек и северяне-народы с их судьбами, мотивами, ценностями. Исследования истоков «северности» на материалах эпоса показали: нет оснований считать русскую культуру на Севере не коренной, а привнесенной с юга; наши изыскания показывают, что именно Север стал колыбелью русской культуры, и не случайно былинные традиции лучше и дольше всего сохранились на Русском Севере.
(2) Многонародная Россия: взгляд с Севера.
На Севере преобладает открытая этничность, допускающая многоплановое взаимодействие культур вплоть до формирования новых сообществ (например, долган). Северные культуры в ходе всей истории формирования многонародного сообщества России играли роль наиболее ярких очагов самобытности и этничности. Этничность на Севере сохраняется лучше, будто находится в состоянии заморозки; суровый климат и пустынность тундр способствуют этому: в экстремальных условиях особенно эффективно ключевое свойство этничности — обеспечение безопасности и взаимной поддержки. Примечательно, что выраженная этничность не означает подавления индивидуальности: одной из главных жизненных ценностей северяне считают власть над собственной судьбой.
(3) Новая этнография Севера.
Современная этнография ориентирована больше на будущее, чем на прошлое, и включает активное интерактивное взаимодействие с молодежью. Исследовалось позиционирование коренных народов Севера в виртуальном пространстве, где наиболее активными площадками остаются социальные сети. Они отвечают двум наиболее важным запросам этнической активности — коммуникации и визуальной презентации. Коренные народы Севера создают собственное сетевое коммуникативное пространство и проявляют этническую активность. При этом сеть как относительно молодая технология пока вызывает сомнения и споры внутри сообществ по поводу ее полезности и благотворности для традиционной культуры. Другой исследовательской задачей в рамках концепции «новой этнографии Севера» было изучение практик арктического этнотуризма на опыте Таймыра который показывает, что наибольшим спросом пользуются интерактивные этнопрограммы с посещением традиционных мест проживания коренных малочисленных народов.
(4) Образ Севера в визуальных и литературных источниках.
Основным содержанием стали исследования архивных и современных визуально-антропологических материалов, в которых получили отражение образы истории советского и российского Севера. Визуальное наследие Севера представляет собой неоценимый исторический источник и особый фонд этнокультурного достояния. Кроме того, предпринята попытка анализа образа будущего Арктики в советской научно-фантастической литературе. Были выделены основные образы и темы, формирующие «арктический нарратив» в фантастической литературе.
(5) Инфраструктура Арктики: антропологический ракурс.
Начато изучение историко-антропологических аспектов самой северной инфраструктуры человечества — полярных станций. Получены уникальные данные по истории функционирования и развития сети полярных станций, изучены материалы по организации снабжения станций, жизнеобеспечения малых коллективов станций в ходе многомесячных зимовок, организации жизни и быта на станциях как сегодня, так и в исторической ретроспективе, выявлены антропологические аспекты организации полярных зимовок. Кроме того, проводились исследования отношений недропользователей и коренного населения арктических регионов.
В течении года были проведены масштабные полевые исследования в Республике Коми, Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономной округе, на Таймыре, экспедиция по Северному морскому пути.
Полевые исследования в Республике Коми проводились в населённых пунктах Ижма (коми-ижемцы) и Усть-Цильма (русские старожилы). Главной задачей было изучение культурного наследия северной группы коми (коми-ижемцев), которая исторически сформировалась как сообщество оленеводов-промышленников, развивавших «тундровый оленеводческий капитализм», а также русских старожилов Печоры — потомков новгородцев, заселивших край в 16 веке и в настоящее время являющихся хранителями традиций русской северности.
В фокусе полевых исследований в Ненецком-автономной округе — традиции и современное состояние культуры ненцев. Этнокультурный потенциал округа позволяет работать над новыми брендами и этнопроектами. Экспедиция работала в русле «новой этнографии»: участниками интервью и дискуссий были представители власти, лидеры общественного движения, оленеводы СПК «Ерв», «Харп» и семейно-родовых общин, инициаторы этнопроектов, этнодизайнеры.
В начале сентября состоялся полевой выезд в Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа по программе изучения этнокультурного наследия Арктики. В экспедиции принял участие старейшина ненецкого народа, выдающийся общественный деятель Сергей Харючи, для которого тундры Таза и Пура являются родными местами. Экспедиция посетила руины легендарной Мангазеи, стойбища рыбаков в устье реки Таз, памятные и священные места национального героя ненцев Вавлё Ненянга и знаменитого шамана Гаврилы Мандакова.
Экспедиция по трассе Северного морского пути состоялась на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов». Основной задачей судна являлись смена полярников и снабжение труднодоступных станций Росгидромета и Росатома в высокоширотной Арктике. Маршрут составил порядка 9000 миль, в ходе вертолетных высадок удалось посетить 20 полярных станций. Проведены историко-антропологические исследования.
Одной из основных задач полевых исследований на Таймыре было изучение фестивальной культуры арктического региона. Важным событием было участие в этнофестивале «Большой Аргиш» — главный этнический фестиваль Таймыра в 2022 г., который был посвящен не только кочевой традиции, но и поселковому образу жизни коренных малочисленных народов полуострова.
Была проведена работа с архивным наследием кинематографистов по теме «Этнокультурные сообщества Севера в советском документальном кино» в Российском государственном архиве кинофотодокументов и Государственный центральном музее кино. Собраны данные в архиве «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по выявлению отчетной документации полярных станций с целью изучения их истории, быта и повседневных практик.
В течении года осуществлялась подготовка мультимедийного продукта «Кочевники Арктики: искусство движения». Мобильный потенциал кочевых арктических культур представлен в уникальных экспонатах из фондов МАЭ РАН, в фотографиях и анимированных роликах (виртуальные сюжеты разворачиваются в измерениях «нарта», «мобильное жилище», «одежда кочевника»). В 2022 г. разработан сценарий, подобран и подготовлен иллюстративный ряд, включая текстовое сопровождение. На основе полевых замеров, технических эскизов и фотофиксации, методом полигонального моделирования с использованием программных модулей, была выполнена подробная детализированная и текстурированная база моделей транспортных средств, снаряжения и деталей жилищ чукчей и ненцев.
По результатам второго года проектных исследований подготовлено 8 статей в рецензируемых сборниках и журналах, в том числе 3 — индексируемых в международных базах Scopus/WoS из них 2 статьи в Q1. Результаты исследования были представлены на всероссийских и международных конференциях (14 докладов). Участниками проекта организован тематический круглый стол на Конгрессе молодых ученых «Культурное наследие народов Арктики» и круглый стол «Этнологическая экспертиза: методика, методология, диалоги с государством» в рамках XII Сибирских чтений.
Публикации
1. Головнёв А.В. Русская северность по былинам новгородского цикла Этнография, № 2 (16). С. 47–73. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2022-2(16)-47-73
2. Головнёв А.В. Петровская Россия: северное измерение Кунсткамера, № 1 (15). С. 28-43. (год публикации - 2022)
3. Головнев И.А., Головнева Е.В. Образ шамана в этнографическом кино (на материале фильма «Старик Петр») Ежегодник финно-угорских исследований, № 2. С. 316–327 (год публикации - 2022)
4. Киссер Т.С. Ненецкий отряд ЭтноЭкспедиции-2022: полевые заметки из двух регионов Кунсткамера, - (год публикации - 2022)
5. Киссер Т.С., Конькова Ю.С. Этностойбища на Таймыре: новые практики этнотуризма Кунсткамера, № 3 (17). С. 158-168. (год публикации - 2022)
6. Перевалова Е.В., Киссер Т.С. Недропользователи и коренное население Таймыра: партнерство и проектность Сибирские исторические исследования, - (год публикации - 2022)
7. Филин П.А. Образ Арктики в советской фантастике Полярные чтения – 2021. Художественное освоение Арктики: полярные регионы в культуре, искусстве и философии» М.: Паулсен, М.: Паулсен, 2022. С. 385-403. (год публикации - 2022)
8. Филин П.А. Коч — судно полярных мореходов XVII в. Конструктивные особенности Кунсткамера, №2 (16). С. 209-224. (год публикации - 2022)
9. - Ледокол "Михаил Сомов" вышел в рейс из Архангельска до Чукотки ИТАР-ТАСС, 26 АВГ, 21:49 (год публикации - )
10. - Ненецкий отряд ЭтноЭкспедиции-2022 kunstkamera.ru, 20.07.2022 (год публикации - )
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основными направлениями проектных работ в 2023 году были: (1) северность России: самобытность и идентичность; (2) освоение Арктики в Советскую эпоху; (3) визуальная и музейная презентация Севера; (4) тренды северной этничности; (5) киберэтнография народов Севера.
(1) Северность России: самобытность и идентичность
Главным итогом этого направления стала фундаментальная монография А.В. Головнёва «Северность России», в которой автор предложил новую концепцию самоопределения и идентичности России. Именно северность предопределила самобытность России исторически (начиная с ключевой роли Ладоги и Новгорода в древности), экономически (с учетом пушнины, нефти, газа, золота и других ресурсов) и геополитически (ввиду пространственного преобладания в высоких широтах). Однако, будучи основной страной Севера, она не уделяет должного внимания соответствующему концептуальному позиционированию. Взгляд с севера освобождает Россию от стигм крепостничества и деспотизма, а также от тупиковой антитезы «Запад или Восток», долгое время затенявшей реальную северную идентичность. Сегодня Россия предстает страной с северным основанием, а также западным, восточным и южным измерениями. Автором были предложены и обоснованы основные черты «северности»: власть над собственной судьбой, край вольности, искусство движения, единение с природой, эстетика зимы, страна чудес, богатств и героев, от безмолвия до поэзии, открытая этничность.
(2) Освоение Арктики в Советскую эпоху
Данная темя является одной из ключевых для понимания и концептуализации понятия «советской северности», так как именно в 1920-1930-е гг. в СССР стартовал и успешно развивался проект освоения Северного морского пути и в целом Арктики. В дополняющих друг друга исследованиях А. В. Головнёва и П. А. Филина представлены различные ракурсы и событийные контексты этого важного для российской истории и современности явления.
А. В. Головнёв обращает внимание, что в первые послереволюционные годы Север представлялся белогвардейским краем, связанным с деятельностью Колчака и его союзников. В конце 1920-х и в 1930-е гг. в советизации Севера важную роль сыграли не только реальные события — участие ледокола «Красин» в спасении экспедиции Нобиле, проход Севморпути за одну навигацию команды Шмидта, полярный дрейф Папанина, — но и освещение их в прессе, особенно в кино. Мрачную тень на Север бросил Гулаг.
Исследование, проведенное П. А. Филиным на основе литературных и архивных источников, показало, что на протяжении столетий Россия прикладывала значительные усилия к освоению Арктики в Советское время. Все базовые события в истории Северного морского пути, как и главенствующая идея интереса власти к Арктике, были связаны со стратегическими целями обеспечения территориальной целостности и транспортной связности государства.
(3) Визуальная и музейная презентация Севера
Основным содержанием в этом направлении стали исследования исторических и современных научно-популярных фильмов, в которых получили отражение образы северности. В ходе ретроспективных исследований продолжилось изучение кинодокументов 1920–1930-х гг. о Севере как многослойных исторических источников. В этот период Севера стал одним из наиболее популярных регионов для съемок краеведческих фильмов, служивших одним из ключевых инструментов культурной политики. Продолжено изучение корпуса визуальных и текстовых материалов из частных архивов современных исследователей и кинорежиссеров, чье творчество связано с визуализацией культурной эволюции этнических сообществ российского Севера.
Еще одной задачей в рамках этого направление было изучение этнокультурного наследия в музеях российской Арктики. В фокусе исследования была репрезентация этничности в концепциях и практиках арктических музеев.
(4) Тренды северной этничности
По данному направлению этничность ненцев, хантов, коми-ижемцев, чуванцев и др. изучалась с позиции северности как опорной идентичности России. Исследовалось современное осмысление этнокультурного наследия, которое проявляется в развитии многообразной этноиндустрии. Основной фокус был сосредоточен на сегодняшнем этнокультурном потенциале и спектрах его реализации в современных практиках северных народов. Все изыскания опирались на проводимые в рамках проектных исследований полевые выезды в Ненецкий автономный округ, на Ямал, Чукотку, в Коми, на Таймыр.
Этническая история ижемцев и осмысление их этнокультурного наследия выглядят рельефно на фоне современного развития многообразной этноиндустрии. В современной культуре ижемцев этническая идентичность, опираясь на память о прошлом, проявляется в устойчивых образах. Главным этнокультурным наследием и ресурсом ижемцев можно считать традицию тундрового предпринимательства («оленеводческий капитализм»), ставший «брендом» коми-ижемцев.
У ненцев и коми-ижемцев Канинского п-ва фиксируется трансформация кочевых традиций. Это связано не только с советским экспериментом по переводу кочевников на оседлость и ликвидацией оленеводческих колхозов в постсоветский период, но и с активным использованием в хозяйстве и кочевании новых материалов и технологий.
Начаты исследования среди чуванцев Чукотки. Их можно считать самым молодым из народов Чукотки. В настоящее время их исходный язык (близкий к юкагирскому) утрачен, культура эклектична, в быту они мало отличаются от своих соседей. При этом, они сохраняют свое этническое самосознание и продолжают осознавать себя особым культурным сообществом.
(5) Киберэтнография народов Севера
Основным результатом киберэтнографического исследования народов Севера можно считать проведение мониторинга среди коренных народов, в ходе которого было собрано более 300 развернутых анкет. Согласно анкетированию, обитатели городов имеют меньшие проблемы с доступом к связи, чем жители сел, деревень и стойбищ. В свою очередь жители отдаленных территорий, в особенности Арктики, испытывают трудности с сетевой коммуникацией. Кратчайшей и одной из самых эффективных с точки зрения коммуникации формой обозначения этнической идентичности в сети является хэштег – ключевое слово или фраза. Согласно опросу, активными пользователями хэштегов являются саамы. Через них саамы не только позиционируют себя и свою культуру, но и борются с ложными, по их мнению, представлениями о саамской культуре. В отдельных районах Арктики появляются и развиваются буквально «кусты этноблогинга», набирающего популярность как новое направление этнокультурной активности.
В течение года были проведены масштабные полевые исследования в Ненецком автономном округе, Ямало-Ненецком автономной округе, на Чукотке, в Якутии и (сопоставительно) в Антарктиде.
Наряду с полевыми исследованиями проводились архивные изыскания. Проведена работа в фондах ААНИИ и в ЦГАНТД СПб, было изучено архивное наследие ученых (В.К. Арсеньев, Р.П. Митусова) и кинематографистов (В.Н. Беляев, А.А. Литвинов) в ЦГАЛИ, РЭМ, РГАКФД, ОИАК и многих других.
Одним из главных достижений в реализации научно-практических и популяризаторских задач гранта стала разработка виртуального проекта «Кочевники Арктики: искусство движения» (http://arcticmobility.kunstkamera.ru/). Сайт задуман в форме своеобразной «живой книги по движению и мобильности», или практического руководства «Как быть кочевником», повествующего об увлекательном и многомерном мире северных оленеводов российской Арктики.
Конкретные научные результаты второго года проектных исследований опубликованы в 13 статьях в научных изданиях, индексируемых в международных базах WoS, Scopus, RCSI, РИНЦ и входящих в перечень ВАК, а также в 23 докладах, презентациях и публичных лекциях на международных и всероссийских научных конференциях и форумах. Результаты исследований были представлены на XV Конгрессе антропологов и этнологов России, на 19th IUAES-WAU World Anthropology Congress 2023. Кроме того, публикации по гранту были презентованы в ИТАР-ТАСС и на III Конгрессе молодых ученых (Сириус 2023). Участники проекта также организовали конференцию «Полярные чтения-2023», на которой были обсуждены основные итоги реализации гранта.
Публикации
1. Головнёв А.В. Многонародность: взгляд с Севера Этнография, 2022. № 4 (18). С. 6–32. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2022-4(18)-6-32
2. Головнёв А.В. Музы и науки «продвигаются к северу»: Петр I и северность России Евразийский ежегодник, 2023. № 1. С. 91–117. (год публикации - 2023)
3. Головнёв А.В. Северная идентичность России (заметки с индийского конгресса антропологов) Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2023. № 4 (45) (год публикации - 2023)
4. Головнев И.А. Художественная этнография Андрея Головнёва. «Дорога Татвы» (1992) Этнография, 2023. № 1 (19). C. 60–81. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2023-1(19)-60-81
5. Головнев И.А. Северность в кинодокументах: «Наш Великий Север» (1925) Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология., 2023. Т. 22. №7: Археология и этнография. С. 160–172. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-7-160-172
6. Головнев И.А. Этнокультурные сообщества Севера в советском документальном кино 1920–1930-х гг. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «IX Бахлыковские чтения» (Сургут, 28–29 октября 2022 года)., Сургут: МАУ СР «ИКНПЦ «Барсова Гора». 2022. 192 с. С. 134–139. (год публикации - 2023)
7. Головнев И.А. «Страна Удэхе»: опыт киноисследования Сборник материалов X Международного Сибирского исторического форума «Сибирь и Россия: история и культура» (Красноярск, 18-20 октября 2023 г.), М.: Издательство «Перо», 2023. С. 961–966. (год публикации - 2023)
8. Данилова Е.Н. Этнокультурное наследие изьватас: современное осмысление и перспектива актуализации Этнография, 2023. № 1 (19). С. 120–138. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2023-1(19)-120-138
9. Комова Е.А. Этнокультурное наследие в музеях Ямала: концепции и экспозиции Ежегодник финно-угорских исследований, 2023. Т. 18. № 4. (год публикации - 2023)
10. Перевалова Е.В., Киссер Т.С. Как написать портрет народа? (о роли и миссии этнографа) Этнография, 2023. 1 (19): 26–59. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31250/2618-8600-2023-1(19)-26-59
11. Филин П.А. «Главный фасад» России: Рассуждение о причинах интереса власти к изучению и освоению Арктики в первой трети XX в. Journal of Modern Russian History and Historiography, 16(1), Brill, 2023. 237-267. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30965/22102388-12340027
12. Филин П.А. Экспедиция по Северному морскому пути на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов». Некоторые итоги Историко-литературный альманах «Соловецкое море», Вып. 22. Архангельск-Москва. 2023. С. 14-20. (год публикации - 2023)
13. Головнёв А.В. Северность России Головнёв А. В. Северность России. СПб.: МАЭ РАН, 2022. 450 c., СПб.: МАЭ РАН, 2022. 450 c. (год публикации - 2023)
14. - Этнографы из Музея антропологии и этнографии исследуют жизнь и быт оленеводов НАО GoArctic, - (год публикации - )
15. - Жизнь и быт оленеводов НАО исследуют этнографы из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Nao24.ru, - (год публикации - )
16. - В МАЭ РАН прошла презентация книги А.В. Головнёва «Северность России» Kunstkamera.ru, - (год публикации - )
17. - Экспедиция в Канинскую тундру Kunstkamera.ru, - (год публикации - )