КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00305

НазваниеОбразы врага в массовой культуре Холодной войны: содержание, современная рецепция и использование в символической политике России и США

РуководительРябов Олег Вячеславович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаХолодная война, образ врага, советско-американские отношения, символическая политика, образ России, американистика, имагология, массовая культура, легитимация власти, политика памяти, российско-американские отношения, международная безопасность, пропаганда, карикатура, социальные представления, война образов

Код ГРНТИ03.09.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная актуальность проблемы заключается в том, что ее решение позволит реконструировать целостную картину взаимных репрезентаций СССР и США, отраженных в массовой культуре Холодной войны, а также выявить, в какой степени наследие культуры Холодной войны влияет на общественное мнение современных России и США, выступая в качестве фактора культурной и социальной памяти, и как оно используется в современной символической политике двух стран. Уровень практической значимости определяется потребностью обеспечения законных интересов РФ на международной арене, что предполагает создание позитивного имиджа страны, формирование позитивной (и объективной) картины исторического прошлого, укрепление национальной идентичности, а также необходимостью разработки технологий деконструкции образов врага, регуманизации «чужих» в практике разрешения социальных конфликтов. Проект состоит из трех частей: 1 Исторической, направленной на реконструкцию целостной картины образно-символической системы Холодной войны, производимой советской и американской культурами. 2 Социологической, направленной на изучение сегодняшней рецепции наследия массовой культуры Холодной войны россиянами и американцами как фактора, влияющего на восприятие ими друг друга и интерпретацию ими современных российско-американских отношений. 3 Политологической, направленной на анализ использования образов врага, созданных культурами Холодной войны, в политике современных России и США ( в легитимации / делегитимации власти, в политике памяти, в политике макрополитической идентичности). При этом важное значение имеет компаративный анализ советского (современного российского) и американского случаев, вне которого сложно в полной мере понять использовавшиеся манипулятивные технологии, равно как и избежать упрощенных оценок, воспроизводящих манихейскую картину прошлого. Проект носит междисциплинарный характер; научная проблема решается методами истории, политологии, социологии, культурологии, семиотики, анализа больших данных. Уровень масштабности проекта определяется тем, что 1) реконструируется целостная картина взаимных репрезентаций СССР и США, 2) проводится анализ образов врага, функционирующих в массовой культуре Холодной войны, в сравнительной перспективе, 3) исследуется роль наследия Холодной войны как фактора, влияющего на взаимное восприятие россиян и американцев в настоящее время, и 4) анализируется использование этого наследия различными акторами политики современных России и США. Решение задач проекта позволит внести вклад в исследование таких фундаментальных научных проблем, как история и природа Холодной войны, роль образов, символов и метафор в международных отношениях, построение устойчивой системы международной безопасности, легитимация власти, политика памяти, идентичность, образ врага, имидж государства, социальная стереотипизация, культурная память, социальная память, манипулятивные технологии в международной политике. Новизна заключается в том, что впервые в истории изучения Холодной войны предпринимается исследование, которое является 1) компаративным, сравнивающим аналогичные советские (современные российские) и американские практики и источники; 2) междисциплинарным, рассматривающим проблематику истории, социологии и политологии российско-америкаанских отношений во взаимосвязи; 3) комплексным, позволяющим реконструировать целостную картину взаимных репрезентаций СССР и США в период Холодной войны на материале различных видов массовой культуры. В том числе • выявляются, исследуются и систематизируются важнейшие символы советской и американской массовой культуры Холодной войны на материале карикатур, плакатов, комиксов, видеоигр, фотографии, школьных учебников, пропагандистских книг и брошюр, спортивных изданий, массовой песни; • определяются закономерности формирования образов советского и американского врага в таких дискурсах производства инаковости, создаваемых культурами СССР и США, как аксиологический, политический, национально-цивилизационный, антропологический, гендерный, религиозный, исторический; • исследуется динамика и вариативность развития образов США и СССР в советской и американской культуре Холодной войны, выявляются механизмы деконструкции образа врага и регуманизации «чужих»; • проводится исследование культурной политики СССР и США, устанавливаются институты, формы и механизмы контроля за производством, распространением и потреблением образов врага; • вводятся в научный оборот архивные материалы массовой культуры СССР и США периода Холодной войны; • устанавливается роль наследия Холодной войны как фактора, влияющего на сегодняшнее взаимное восприятие россиян и американцев и интерпретацию ими российско-американских отношений; • выявляются закономерности использования образов врага, функционировавших в массовой культуре Холодной войны, различными акторами символической политики современных России и США (в таких ее формах, как легитимация власти, политика памяти, политика макрополитической идентичности); • осуществляется компаративный анализ советского и американского образов врага, их влияния на сегодняшнее восприятие россиянами и американцами друг друга и использования этих образов в символической политике России и США.

Ожидаемые результаты
Результатами проекта будут реконструкция целостной картины взаимных репрезентаций СССР и США; анализ образов врага в массовой культуре Холодной войны в сравнительной перспективе; исследование роли наследия Холодной войны как фактора, влияющего на сегодняшние взаимоотношения россиян и американцев; изучение использования этого наследия в современной политике России и США. В результате проекта будут: Во-первых, выявлены, исследованы и систематизированы важнейшие символы советской и американской массовой культуры Холодной войны (на материале карикатур, плакатов, комиксов, видеоигр, фотографии, школьных учебников, пропагандистских книг и брошюр, спортивных изданий, массовой песни); Во-вторых, определены закономерности формирования образа советского и американского врага в таких дискурсах производства инаковости, создаваемых культурами СССР и США, как аксиологический, политический, национально-цивилизационный, антропологический, гендерный, религиозный, исторический; В-третьих, исследованы динамика и вариативность развития образов США и СССР в советской и американской массовой культуре Холодной войны, установлены механизмы деконструкции образа врага и регуманизации «чужих»; В-четвертых, проведено исследование культурной политики СССР и США; изучены институты, формы и механизмы контроля за производством, распространением и потреблением образов врага; В-пятых, введены в научный оборот советские и американские архивные материалы массовой культуры, связанные с производством, распространением и потреблением образов советского и американского врага; В-шестых, установлено, какое влияние символы Холодной войны оказывают на сегодняшние социальные представления россиян и американцев (в зависимости от их политических предпочтений, возраста, пола и расовой / национально-культурной принадлежности), на их взгляды на российско-американские отношения; В-седьмых, выявлены закономерности использования образов врага, функционировавших в массовой культуре Холодной войны, в символической политике современных России и США (в таких ее формах, как легитимация власти, политика памяти, политика макрополитической идентичности); В-восьмых, осуществлен компаративный анализ 1) советского и американского образов врага, 2) влияния этих образов на сегодняшнее восприятие россиянами и американцами друг друга и 3) использования их в символической политике России и США, выявлены общие и специфические черты и предложено объяснение сходству и различиям; В-девятых, выработаны практические рекомендации органам госуправления для использования результатов проекта в информационной политике с целью обеспечения информационной безопасности России. Результатами проекта станут: - публикация минимум 16 статей в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science / Scopus, 24 статей в изданиях, индексируемых в РИНЦ, и одной коллективной монографии; - популяризация результатов проекта при помощи участия членов исследовательского коллектива в конференциях, организации трех семинаров и международной конференции по заявленной тематике; включения их в образовательный процесс, а также создания и поддержания русско- и англоязычного интернет-ресурса, посвященного «культурной Холодной войне». Мировой уровень результатов проекта будет обеспечен его новизной, масштабностью и комплексностью (это будет первое в мировой науке исследование, которое 1) реконструирует целостную картину взаимных репрезентаций СССР и США в массовой культуре двух стран периода Холодной войны в сравнительной перспективе; 2) устанавливает роль наследия культуры Холодной войны как фактора, влияющего на общественное мнение и 3) на символическую политику в современных России и США); использованием новейшей методологии и методики; введением в научный оборот архивных и других труднодоступных материалов массовой культуры Холодной войны; включенностью участников проекта в международное профессиональное сообщество (публикации в ведущих журналах, организация международных конференций, участие в крупнейших научных форумах за рубежом). Помимо научной актуальности, данная проблема имеет высокий уровень практической значимости, который определяется потребностью обеспечения законных интересов РФ на международной арене, что предполагает создание позитивного имиджа страны, формирование позитивной (и объективной) картины исторического прошлого, укрепление национальной идентичности. Результаты исследования могут найти практическое применение для деконструкции образов врага, его регуманизации в практике разрешения социальных конфликтов, а также для углубления взаимопонимания между российским и американским народами и в укреплении международной безопасности. Практическая значимость результатов проекта связана с возможностью использовать его результаты в реализации важнейших задач, сформулированных в таких документах, как Стратегия национальной безопасности РФ 2021 г., Доктрина информационной безопасности РФ, Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. Исследовались теоретико-методологические аспекты изучения образов врага в массовой культуре СССР и США. 1.1 В рамках анализа ключевого для проекта понятия массовой культуры были выделены ее сущностные черты, благодаря которым она выступала необходимым условием Холодной войны. Она не только отражала Холодную войну, но и создавала ее, формируя определенные интерпретации происходящих событий и выступая инструментом политической мобилизации, направленной на обеспечение общенациональной поддержки. Вместе с тем, продуцируя враждебность, массовая культура создала убедительный образ возможной глобальной катастрофы и тем самым внесла существенный вклад в то, что человечеству удалось избежать ядерного конфликта сверхдержав. 1.2 Проведен сравнительный анализ способов производства образов врага в различных видах масскультуры, в основу которого были положены следующие критерии: 1) массовость (в том числе доступность для международной аудитории); 2) оперативность; 3) манипулятивный потенциал, возможности воздействия на «сердца и умы»; 4) «время жизни», длительность воздействия на массовую аудиторию; 5) жесткость контроля со стороны государства и общества и возможности противостоять ему; 6) потенциал использования образов Холодной войны в современной политике. 2. Изучены историографические вопросы «культурной Холодной войны». 3. Проведено исследование культурной политики СССР, включая систему контроля за производством, распространением и потреблением образов американского врага, которую предложено рассматривать сквозь призму трех взаимосвязанных элементов: 1) норм (формальных и неформальных); 2) санкций (негативных и позитивных); 3) акторов (государственных и общественных); 4. Проанализированы дискурсы, которые использовались советской массовой культурой для репрезентаций США (аксиологический, политический, национально-цивилизационный, антропологический, гендерный, религиозный, исторический); исследованы приемы производства образа врага (стереотипизация, проведение символических границ, метафоризация, визуализация). Подтверждена гипотеза, сформулированная в ходе реализации проекта РНФ 2018, что специфическим признаком советского антиамериканизма, обусловленным принципом приоритета классового над национальным, была идея «двух Америк»; во всех типах дискурса и во всех видах массовой культуры в качестве обязательного элемента присутствовали образы не только «плохих», но и «хороших» американцев. 5. Изучены особенности формирования образов США в отдельных видах советской масскультуры. 5.1. Анализ карикатуристики позволил выделить постоянные и переменные советского визуального уравнения. К первым относятся устойчивые антитезы: интернационализм vs. расизм и империализм; разоружение vs. гонка вооружений; миролюбие vs. военная пропаганда; процветание для всех vs. изобилие для избранных; и др. Переменными, т.е. показателем смены визуального климата, становилось расширение репертуара образов и контекстов, ниспадающая количественная динамика антиамериканских карикатур, перепечатка работ карикатуристов США в советской прессе. 5.2. В фотографии складывается образ США как страны, проводящей империалистическую внешнюю политику, страны с высоким уровнем социального и экономического неравенства, безработицы, расизма. Вместе с тем фотография следует парадигме «двух Америк», которая воплощается через конкретные персоналии или через репрезентацию протестов внутри самих США. 5.3. Выявлено более 350 песен (1946-1991), которые отражали идеологию Холодной войны (включая качества и социальные роли, приписываемые гражданам СССР и США, характеристики государства, социальных и политических институтов). Определены три ключевых тематических блока, в которых советско-американская конфронтация заметна особенно отчетливо: песни о военных и армии; о спорте; о борьбе за мир. 5.4. Спортивный дискурс акцентировал в американском спорте «профессионализацию» как системообразующую характеристику, которая обусловила такие его черты, как приоритет интересов большого бизнеса; коррупцию; крайний индивидуализм; культ жестокости, насилия, низменных звериных инстинктов; связь с идеологией милитаризма; расовую дискриминацию; препятствие гармоничному развитию личности; использование для экспансии американизма во всем мире. 5.5. Для школьных учебников характерно противопоставление народа США, который хочет мира, и государства, которое отстаивает интересы крупной буржуазии и наделяется такими чертами, как 1) агрессия; 2) паразитизм; 3) эгоизм; 4) постоянное нарушение взятых обязательств; 5) ложное благоденствие, отличительной чертой которого является неравенство; 6) фальшивая демократия, где реальная власть принадлежит богатым. Вместе с тем образ США содержит и положительные черты. 5.6. Рассмотрен образ США в произведениях масскультуры, посвященных странам Латинской Америки; он был обусловлен задачами, которые определялись советско-американской конфронтацией: 1) демонстрация исторической обреченности капиталистической системы во всем мире; 2) политическая мобилизация в СССР; 3) наделение образа американского врага жестокостью, алчностью, аморальностью, связью с (нео)нацизмом; 4) репрезентации СССР в качестве силы, которая стоит на стороне добра, справедливости, мира и прогресса. 5.7. Полученные данные позволяют сделать предварительный вывод о том, что в образе американского врага было два уровня. Первый включал в себя те черты, которые присущи образу врага как такового и являются универсальными в истории военной пропаганды; они связаны с анималистской и механицистской формами дегуманизации, с реализацией таких функций, как мобилизация, легитимация насилия, и предполагают приписывание врагу бесчеловечности, аморальности, подлости, трусости, комичности. Второй включал в себя черты, отражающие специфику советско-американской конфронтации (индивидуализм, культ денег, культ насилия, отсутствие культуры, расизм, неуважительное отношение к женщинам, религиозные предрассудки – то есть, противоположные тем, которые составляли канон советского человека). Вывод будет верифицироваться в ходе дальнейшей реализации проекта. 6. Определены, исследованы и систематизированы важнейшие символы масскультуры СССР, которые составляли концептосферу Холодной войны советского человека. В список вошли 25 символов; в дальнейшем список будет использован для анализа социальных представлений и политического дискурса современных России и США. 7. Проведено исследование отдельных видов масскультуры США. 7.1. Анализ образа СССР в комиксе США 1946-1963 гг. позволил определить механизмы трансляции и деконструкции стереотипов Холодной войны. 7.2. В видеоиграх 1980-х гг. (Missile Command, Spy Hunter и др.) образ «советского врага» носил демонизированный характер и основывался на пропагандистских стереотипах или архетипах. 8. Исследовалась динамика развития образов США в масскультуре СССР. Происходившая в периоды оттепели и разрядки деконструкция образа «врага номер один» анализировалась при помощи понятия регуманизации, специфика которой в советской культуре состояла в том, что изображение человечности американских персонажей теперь становится менее зависимым от политических факторов; среди положительных персонажей аудитория видела американцев, которые живут по законам общества США и отличаются в других отношениях от советских персонажей. 9. Начато исследование влияния образов масскультуры Холодной войны на современные социальные представления россиян и американцев. 9.1. Проанализированы данные об отношении россиян к США и американцев - к России на основании соцопросов (Gallop, Pew Research, ВЦИОМ, ФОМ и др.) в период 2014 – 2022 гг.; 9.2. Разработана программа социсследования (полуформализованное интервью) 10. Начат анализ использования образов масскультуры Холодной в современной символической политике. 10.1. Проведено исследование роли символа «Холодная война» в политической риторике современной России 10.2. Разработана программа дискурс-анализа СМИ как актора символической политики.

 

Публикации

1. Белов С.И. Образ советского врага в западных видеоиграх 1980-х гг.: Специфика продвижения и потребления (по материалам ретроигровых коммьюнити) Вопросы истории, № 11 Т. 2. С. 90-97 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202211Statyi47

2. Давыдова О.С. Советская пресса 1965 г. об участии США в войне во Вьетнаме: специфика фотообраза врага Метаморфозы истории, Вып. 25 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37490/S230861810023092-1

3. Журавлева В.И. «Крокодил» против Дяди Сэма: американский Другой в советской карикатуристике в начале холодной войны (1947—1960) Электронный научно-образовательный журнал "История", Т. 13 Вып. 9 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18254/S207987840022753-7

4. Клещенко Л.Л. Образ Латинской Америки в советском и американском кинематографе Холодной войны Метаморфозы истории, Вып. 25 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37490/S230861810023095-4

5. Клещенко Л.Л., Рябова Т.Б. «Куба — любовь моя»: Символизм мужского и женского в советских репрезентациях «острова Свободы» Женщина в российском обществе, № 4 С. 33 - 47 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.4.4

6. Куликова М.Н., Рябов О.В. Linguistic Means of Constructing the ‘Enemy Number One’ in the U.S. Cold War Cinema Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика., - (год публикации - 2023)

7. Рябова Т.Б. Стереотипизация как оружие пропаганды Холодной войны: Воинская маскулинность в советской песне Социальная психология и общество, Том 13. № 4. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/sps.20221304

8. Юдин К.А. «Безродный космополитизм» и советские кинематографисты в условиях «холодной войны» Вопросы истории, - (год публикации - 2022)

9. Юдин К.А. «Осенний марафон» советской кинополитики во второй половине 1970 – середине 1980-х гг. Диалог со временем, - (год публикации - 2022)

10. Кубышкин А.И. Растопить лед холодной войны при помощи академического диалога. Рецензия на книгу: Окончание холодной войны в восприятии современников и историков, 1985–1991 / Под ред. О.В. Павленко, В.И. Журавлевой. М.: РГГУ, 2021. 301 с. Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения», № 4. C. 108-115 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2022-4-108-115

11. Клещенко Л.Л. Латиноамериканский опыт политической модернизации в советском и американском кинематографе Холодной войны Политические вызовы и политический диалог в условиях глобальной турбулентности. М-лы Всероссийской конференции РАПН с международным участием (Москва, ИНИОН РАН, МГИМО МИД, 2-3 декабря 2022)., / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Аспект Пресс. С. 210-211 (год публикации - 2022)

12. Рябова Т.Б. Советские кинообразы как ресурс легитимации моделей мужественности в современной России Политические вызовы и политический диалог в условиях глобальной турбулентности. М-лы Всероссийской конференции РАПН с международным участием (Москва, ИНИОН РАН, МГИМО МИД, 2-3 декабря 2022)., / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: Аспект Пресс. С. 377 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. Исследовались историографические вопросы «культурной Холодной войны». Анализ материалов периода перестройки показал, что советская историография выступала за отказ от конфронтационного мышления; признание приоритета общечеловеческих ценностей над идеологией; признание значения демократического опыта США и его влияния на современный мир; признание неизбежности окончания Холодной войны с «нулевым вариантом». В американской историографии, наряду с призывами установления диалога на основе реальной политики и изучения исторического опыта России, разрабатывались теории применения «мягкой силы» для «размягчения» политической системы СССР. 2. Исследование культурной политики США позволило установить, что система контроля за массовой культурой имела различные уровни и управленческие ресурсы. Обозначена специфика деятельности профильных государственных ведомств и общественных организаций, роль самоконтроля и личных убеждений, влияние религиозного, политического и других дискурсов. 3. Проведено исследование образов советского врага в массовой культуре США. 3.1. Анализ образа СССР в комиксе США 1963-1991 гг. позволил определить механизмы трансляции и деконструкции стереотипов Холодной войны, клише в изображении «русского врага». Проанализированы образы советских лидеров в комиксе 1960-х и 1980-х: структурную динамику и иконографию. 3.2. Исследование образа СССР в фотографии США (на материале печатной прессы и фотоальбомов) выявило, что в проправительственных газетах СССР показан как мрачная страна небогатых и одинаково мыслящих людей. В фотоальбомах образ СССР позиционируется как объективный и беспристрастный; в действительности же всегда подчеркивались отличия от США и неразрешимые противоречия в советской системе. 3.3. Анализ работ ведущих американских карикатуристов позволил выделить репертуар образов советского Другого как «темного двойника» США и обратить внимание на такие устойчивые антитезы, как свобода vs рабство, демократия vs тоталитаризм, свет vs тьма, добро vs зло, западное vs восточное, которые подчеркивали смысл американского мессианского послания миру в период Холодной войны. 3.4. Более 200 песен, создававшихся на всем протяжении Холодной войны в разнообразных музыкальных стилях, отражали советско-американскую конфронтацию. Помимо композиций, легитимирующих Холодную войну, с конца 1950-х гг. появляются песни протеста, которые критиковали политику властей США; однако образ СССР даже в них оставался негативным вплоть до второй половины 1980-х гг. 3.5. Спортивный дискурс акцентировал в спорте СССР такие черты, как скрытая профессионализация при наличии государственной поддержки; подавление личности спортсмена (что отражалось и в приоритете коллективных видов спорта); репрессии против спортсменов и тренеров; превращение спорта в инструмент пропаганды внутри страны и за рубежом; военизация; широкое использование допинга, оправдываемое идеологическими целями советско-американской конфронтации. 4. Определены, исследованы и систематизированы важнейшие символы масскультуры США, которые составляли американскую концептосферу Холодной войны. Список, в который было отобрано 25 символов, привлекался для анализа социальных представлений современных американцев в ходе проведенного в рамках проекта социсследования и в дальнейшем будет использован для изучения политического дискурса США 5. Проведено исследование образов американского врага в массовой культуре СССР. 5.1. Изучение образа США в советском антиколониальном дискурсе позволило установить, что тема эксплуатации Штатами стран Третьего мира вносила вклад в создание образа американского врага (как алчного, безжалостного, презирающего местное население); в формирование образа СССР как лидера освободительной борьбы против (нео)колониализма; в легитимацию внешней политики СССР. 5.2. На материале массовой песни показано, что символ «Советская Родина» был одним из наиболее значимых компонентов «культурной Холодной войны», отразившим основные черты советско-американской конфронтации. В свою очередь, использование этого символа вносило новые черты в Холодную войну, позволяя представить ее как не только идеологическое, но и национальное по своей природе противостояние. Семантика материнского образа страны способствовала легитимации таких концептов, как морально-политическое единство советского народа; коллективизм, противостоящий западному индивидуализму; дружба народов; преданность советской власти и, особенно, борьба за мир. Кейс показал, что для реализации задач Холодной войны массовая культура производила ресемантизацию образов, созданных в другие временные периоды и в других культурных контекстах. 6. Исследованы такие приемы создания образа врага в языке пропаганды СССР и США, как дегуманизация при помощи репрезентаций когнитивных способностей врага; регуманизация; символическая нацификация. 7. Динамика развития образов врага в масскультуре исследована на материале периодов оттепели и перестройки. Установлено, что в перестроечном дискурсе деконструкция образа США как врага проходит два этапа: на первом при помощи концепта общечеловеческих ценностей декларируется сходство двух стран; на втором формируется миф об Америке как универсальном образце, которому СССР (Россия) должен следовать во всем. 8. Проведено исследование влияния образов масскультуры Холодной войны на современные социальные представления россиян и американцев. На основании результатов интервью (N=20) с российскими респондентами (Санкт-Петербург, Москва, Иваново, Махачкала) и онлайн-интервью (N=20) с американскими респондентами (образцы транскриптов см. в Приложении) выявлено, что образы и символы СССР и США периода Холодной войны являются узнаваемыми и для россиян, и для американцев. В обеих странах наиболее узнаваемыми символами США стали «Статуя Свободы», «Звездно-полосатый флаг», «ЦРУ»; СССР - как официальные символы («Звезда», «Серп и молот»), так и неформальные («Русский медведь», «Сибирь»). Некоторые символы легко узнавались, но декодировались по-разному. Например, американскую улыбку опрошенные в США считали частью позитивного образа, а в России - проявлением неискренности и фальши. Российские респонденты считают, что массовая культура США создавала однозначно отрицательный образ СССР, между тем как образ США в СССР был амбивалентным, поскольку содержал и образы «хороших американцев»; американские респонденты полагают, что образы обеих стран в пропаганде двух государств были в равной степени негативными. Почти все респонденты согласны с тем, что пропаганда обеих стран искажала ценности противоположной стороны. Большинство респондентов считают, что влияние массовой культуры Холодной войны на современных россиян и американцев сохраняется в той или иной степени до сих. Ряд респондентов связывают это с поколенческими факторами, влиянием старшего поколения. На представления о целях и ценностях США и СССР в Холодной войне влияли их политические предпочтения: россияне «левых» или «лоялистских» взглядов чаще, чем «либеральных», отмечают негативное влияние США; сторонники Демпартии чаще соглашались с советской интерпретацией социальных пороков США, чем информанты, поддерживающие республиканцев. Кроме того, на оценки влиял фактор возраста: молодежь больше апеллировала к приобретенным знаниям, группа «50+» - к эмоциям и своему опыту. Интерпретация данных, полученных в интервью, продолжится в 2024 г. 9. Проанализировано использование образов Холодной войны в современной символической политике. 9.1. Исследована роль символов «Холодная война», «Карибский кризис», «Распад СССР» в политической риторике современной России и показано их влияние на репрезентации США и современных российско-американских отношений. 9.2. Изучено использование образов масскультуры Холодной войны в политике памяти на материале современных видеоигр («Atomic Heart»).

 

Публикации

1. Белов С.И. Отражение Карибского кризиса в видеоиграх (на примере Call of Duty: Black Ops) Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения»., № 2. С. 105–116. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2023-2-105-116

2. Белов С.И. «Враг интерактивный»: американские видеоигры 1980-х гг. как ресурс позиционирования «советского чужого» Электронный научно-образовательный журнал "История", - (год публикации - 2023)

3. Белов С.И. Образ СССР в игре Atomic Heart Политическая наука, № 1 (год публикации - 2024)

4. Белов С.И. Reflecting the Cold War in “Atomic Heart” Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

5. Давыдова О.С. “Russian Journal” by John Steinbeck and Robert Capa: “Us” and “Them” in photographs Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

6. Давыдова О.С. Производство дистанции и опыт близости в американских фото-трэвелогах об СССР Terra Aestheticae, - (год публикации - 2024)

7. Журавлева В.И. Карибский кризис и ядерная угроза в советской и американской карикатуристике: две версии одной истории Новый исторический вестник, № 2. С. 76 - 99. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54770/20729286_2023_2_77

8. Клещенко Л.Л. American Neocolonialism on the Soviet Cinema Screen (Based on Films About Latin America) Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

9. Клещенко Л.Л. Репрезентации женщин Третьего мира как часть политики СССР в женском вопросе (на материале советской массовой культуры) Женщины России: осмысливая прошлое и созидая настоящее (в русле направлений Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023—2030 годы): материалы конференции, Иваново — Плёс, 12— 13 мая 2023 г. Иваново: ИвГУ, С. 373-379. (год публикации - 2023)

10. Кубышкин А.И. Холодная война и «культурная дипломатия» в университетах мира (размышления над новой монографией Н.А. Цветковой) Американский ежегодник 2023 / отв. ред. проф. В.В. Согрин. М.: Весь Мир, С. 287-297 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32608/1010-5557-2023-2023-287-297

11. Кубышкин А.И., Курилла И.И. «Дипломат поневоле»: Страницы биографии Николая Васильевича Новикова Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

12. Рябов О.В. «Их отучили думать»: Репрезентации сознания и дегуманизация врага в языке пропаганды Холодной войны Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки., № 4. С. 163-173 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46726/H.2023.4.19

13. Рябов О.В. The Enemy with Human Face? Rehumanization of the Images of Americans in the Soviet Thaw Cinema Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

14. Рябов О.В., Кубышкин А.И. “Enemy Number One” in the Soviet and American Movies suring the Cold War Media Education (Mediaobrazovanie), № 1. С. 148-153. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/me.2023.1.148

15. Рябов О.В., Рябова Т.Б. «Советская Родина» как концепт Холодной войны. Материнский символ страны в массовой песне Женщина в российском обществе, - (год публикации - 2024)

16. Спутницкая Н.Ю. "Русские антагонисты" Человека-паука как предпосылка для серийного повествования: на материале комиксов и фильмов Мир комиксов. Вып. 8.: Женские комиксы, маньхуа, нарратив / сост. Ю.А. Магера. Москва-Екатеринбург: Кабинетный ученый, - (год публикации - 2024)

17. Спутницкая Н.Ю. The USSR State Leader in the Superhero US Comic Strips in the 1980s: Constructing and Broadcasting Stereotypes about “Russians” in the Historical Context of the Cold War Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

18. Спутницкая Н.Ю. Образ врага и метафоры Холодной войны в киносказке СССР и героическом комиксе США 1960 – 1963 годов Новый исторический вестник, № 2. С. 100-119 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54770/20729286_2023_2_101

19. Туркин И.А. Использование символа «холодная война» современным экспертным сообществом (на примере журнала «Россия в глобальной политике») Мир Евразии: от древности к современности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 23—24 марта 2023 года. Уфа: РИЦ БашГУ, - (год публикации - 2023)

20. Туркин И.А. Метафора «Карибского кризиса» в объяснении конфронтации держав в современных российских СМИ Связь поколений как культурное наследие народов союза независимых государств / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2023., С. 593-598 (год публикации - 2023)

21. Юдин К.А. Культурное пространство Холодной войны: образ врага в советской и американской публицистике Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения, № 4, С.438–446 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18500/1819-4907-2023-23-4-438-446

22. Юдин К.А. Образ СССР как противника в американской внешнеполитической документации и социокультурном пространстве в начале «холодной войны» (1946-1950 гг.) На пути к гражданскому обществу, № 3. С. 34-44 (год публикации - 2023)

23. Юдин К.А. Метаморфозы «холодного потепления»: Советско-американские культурные связи в конце 1950 – начале 1960-х гг. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки., Вып. 1. С. 117-128 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46726/H.2023.1.12

24. Юдин К.А. СССР и США: эпизоды «холодных» культурно-кинополитических сопряжений (конец 1960 — начало 1980-х гг.) Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI вв.: материалы XXII Международной научной конференции. Иваново: ИвГУ, 2023., С. 32-37 (год публикации - 2023)

25. Юдин К.А. «Центр бури»: маккартизм в американской культуре и кинематографе Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, № 1 (год публикации - 2024)

26. Рябов О.В. Символическая нацификация как прием символической политики (на материале кинематографа Холодной войны) Политическая наука в меняющемся мире: новые практики и теоретический поиск: материалы Всероссийской конференции РАПН с международным участием / под редакцией О. В. Гаман-Голутвиной, М. М. Мчедловой, Л. Н. Тимофеевой. Москва: РУДН., С. 509-510 (год публикации - 2023)