КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00398

НазваниеПовестка дня социальных медиа: эффекты "разорванной" коммуникации и поляризация медиакультуры в России (на примере "цифровой молодежи")

РуководительДунас Денис Владимирович, Кандидат филологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-451 - Филология

Ключевые словаМедиа, социальные медиа, социальные сети, медиапотребление, информационная повестка дня, аудитория, молодежь, поколение Z, медиакультура

Код ГРНТИ19.00.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Информационная повестка дня сегодня формируется не только и не столько традиционными и зарегистрированными федеральными службами государственными СМИ (пресса, ТВ, радио, онлайн-издания), сколько цифровыми социальными медиа, в пространство которых попадают, кроме профессионально произведенных журналистскими редакциями текстов, материалы блогеров, инфлюэнсеров и самой аудитории. В результате образуется не единая для всех граждан информационная картина страны и мира, а фрагментированная социальная реальность, детерминированная различными факторами. Для каждого представителя аудитории конструируется собственная повестка дня, которая создается «неновостными» и неинституционализированными СМИ, а в результате комбинации алгоритмических технологий социальных сетей, микротаргетинга рекламодателя и собственных предпочтений медиапотребителя. Единой повестки дня больше не существует, а формируемое множество повесток дня усиливает противоречия как в социальной коммуникации, так и в обществе, не сплачивая его, а разделяя на множество сообществ, поддерживающих противоречивые ценностные и этические нормы. Установление повестки дня происходит поэтапно. Сначала аудитория получает представление о перечне и иерархии событий и явлений, затем представление об интерпретации тех или иных фактов, и, наконец, формируется фрейм (смысловая рамка) темы медиасообщения как сформированное мировоззренческое отношение по вопросу. Медиаисследователи все чаще обращают внимание на такие эффекты социальных медиа, как «эхо-камеры» и «культура отмены», когда аудитория объединяется не просто вокруг контента, а определенного стиля жизни и мировоззрения ("этики", "нормальности"), формируемых в результате потребления этого контента и коммуникации с другими пользователями сообщества, по принципу закрытой клубной системы и становится совершенно нетерпимой к альтернативным точкам зрения, воззрениям, ценностям (Вартанова, 2021; McQuail & Deuze, 2021; Manovich, 2021). Медиатизированная модель социальной реальности становится субъективной, а следовательно, не вполне репрезентативной социальной среде. Каждому такому интернет-сообществу соответствует определенная повестка дня и тип медиакультуры. В результате аудитория утрачивает способность к конструктивной коммуникации между сообществами, усиливается поляризация медиакультуры. Очевидно, эти процессы будут иметь эффект и за пределами медиакоммуникационной реальности – в пространстве социальной реальности. Усложнение отечественной системы социальной коммуникации в условиях усиления присутствия социальных медиа в структуре медиапотребления россиян, а также сокращения влияния традиционных СМИ, предоставляющих единую и важную для целостности и стабильности информационной системы государственного устройства РФ социально значимую информацию, неизбежно приводит к появлению разрывов в общественной коммуникации. "Разорванная" социальная коммуникация – это не проблема лишь коммуникации представителей разных поколений, это новая социокультурная угроза. "Разрывы" медиакоммуникации, дисбаланс информационных повесток дня, поляризация стилей медиапотребления аудитории и неопределенность социальных и индивидуальных медиаэффектов в современной России – проблемы, которые наиболее остро выявляются на примере изучения медиапрактик "цифровой молодежи". В условиях «разрывов» социальной коммуникации, противоречий и конфликтов поляризованной медиакультуры возникают угрозы балансу общества, его стабильности и безопасности. "Клубная система" интернет-сообществ может провоцировать радикализм, экстремизм и прочие социокультурные угрозы. Их предупреждение, профилактика и прогнозирование – актуальная задача. Научно-исследовательский коллектив планирует изучить повестку дня "неновостных" – социальных медиа – как основную среду формирования информационной картины страны и мира представителей "цифровой молодежи", предложить типологию повесток дня, верифицировать типы "массовой" повестки дня социальных медиа с конкретными практиками медиапотребления, выявить социокультурные угрозы и эффекты существующих повесток дня и предложить методику их долгосрочного прогнозирования. При выполнении исследования предполагается исходить из теоретической предпосылки, что развитая медиасистема является одним из ключевых элементов, обеспечивающих процветание современного общества. Социальные медиа и цифровые платформы – это ключевой сегмент современной медиасистемы, участвующий в воспроизводстве культуры повседневной жизни человека, способствующий повышению качества жизни. Медиасистема при оптимальной стратегии управления в состоянии оказать позитивное влияние на все компоненты качества жизни (Галажинский, Бохан, Ульянич и др., 2019), повышая общий уровень жизни членов общества. Речь идет прежде всего об использовании возможностей медиакоммуникационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей народа Российской Федерации. Научная значимость реализации проекта подтверждается многочисленными исследованиями современных трансформаций общества в условиях цифровых медиакоммуникационных технологий (Carpentier, 2021; Couldry & Mejias, 2019; Deuze, 2021; Diamandis & Cotler, 2020; Hepp, 2020; Postill, 2021; Jenkins, 2020; Twenge 2019; Webster, 2021; Zinchenko et. al., 2020; Асмолов, 2021; Бодрунова, Блеканов, Нигматуллина, Смолярова, 2021; Вартанова, 2020, 2021; Загидуллина, 2018, 2020; Качкаева, Шомова (ред.), 2021; Кириллова, 2019; Кирия, 2020; Кожемякин, 2019; Корконосенко, Марченко, 2019; Солдатова, Рассказова, Нестик, 2018; Радаев, 2020; Шестерина, 2020; Шестерина, 2020; Шестеркина, Лободенко (ред.), 2020 и др.), а также вниманием к частным вопросам воздействия медиа на молодого россиянина (Быков, Медведева, 2020; Веракса, Бухаленкова, Чичинина, Алмазова, 2021; Гуреева, Самородова, Бакалюк, 2021; Черниговская, Петрова, Риехакайнен, Гершкович, 2021; Vartanova, Gladkova & Ragnedda, 2021; Veraksa N., Veraksa A., Gavrilova, Bukhalenkova, Oshchepkova, Chursina, 2021; Soldatova, Rasskazova, Sadovnichaja, 2021 и др.). Многие теории и концепции медиаэффектов (от заражения насилием на экране до установления повестки дня; от роли медиа в формировании стереотипов до фрейминга как навязывания рамочных конструкций по восприятию реальности определенным образом) были заложены в XX в. американской социологией массовой коммуникации, и с тех пор не менялись (McQuail, 2005). Вместе с тем изменилось очень многое: и сами медиа, и их эффекты, а также контексты (социальные, политические, экономические) и практики (человеческие). Другие исследования исходят из социальной и психологической, а не медиаориентированной перспективы, выбирают узкий фокус рассмотрения и лишены динамического развития. Проект внесет новый теоретический и научно-практический вклад в современные российские медиаисследования как область научного знания, будет способствовать развитию и актуализации теоретико-концептуального аппарата медиаисследований, в частности положений теории установления повестки дня, фрейминга, гуманитарных аспектов информационной безопасности и др.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты исследования соответствуют направлению Н5 Стратегии Научно-технического развития РФ "Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства", а также способствуют достижению целей Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (особенно, в пункте об использовании возможностей медиакоммуникационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей народа Российской Федерации), поскольку ориентированы на идентификацию и предупреждение социокультурных угроз, детерминированных процессами функционирования современных цифровых медиа, прежде всего социальными медиа, и их способностью конструировать множественные повестки дня, а также особенностями медиапотребления и медиапрактик «цифровой молодежи» в России. Перечислим ожидаемые результаты. 1. Выявление актуальных информационных повесток дня "цифровой молодежи", конструируемых социальными медиа на основе изучения медиаконтента и медиаметрических данных (1-ый уровень установления повестки дня). Выстраивание типологии повесток дня. 2. Выявление атрибутивных характеристик актуальных информационных повесток дня социальных медиа, устанавливаемых для "цифровой молодежи" (2-ой уровень установления повестки дня). Выстраивание типологии атрибутивных характеристик. 3. Выявление основных фреймов медиакоммуникациионных сообщений в социальных медиа. Выстраивание типологии. 4. Верификация выделенных фреймов опытным путем: проведение фокус-групп с представителями "цифровой молодежи". 5. Выявление наиболее острых проблемных зон социальной коммуникации ("разрывов") с точки зрения социальной психологии личности и информационной безопасности России. 5. Моделирование социокультурных эффектов установления "повестки дня" и фрейминга социальными медиа с возможностью выявления управленческого механизма и регулирования потенциальных эффектов. 6. Теоретическое обоснование социокультурным угрозам, вызванным практиками медиапотребления представителей "цифровой молодежи". Данный теоретический результат станет вкладом в развитие современного подхода к медиаэффектам, производимым цифровыми медиакоммуникационными технологиями и, прежде всего, социальными медиа на примере российского общества. Конкурентным преимуществом ожидаемого теоретического результата станет его национальная контекстуализация, направленность на обоснование российской специфики и уникальности общественного и культурного развития России в глобальном мире. 7. Выработка рекомендаций системе российского образования (как среднего, так и высшего) по внедрению программ медиаобразования и цифровой медиаграмотности с учетом выявленных комплексом методов социокультурных угроз. Будут даны предложения по корректировке образовательной политики как в вопросе цифровизации российского образования, так и вопросе цифровой медиаграмотности учащихся школ и студентов. 8. Выработка рекомендаций органам государственной власти, участвующим в определении медиакоммуникационной и информационной политики по созданию и распространению наиболее социально значимого контента, предупреждающего социокультурные угрозы и востребованного «цифровой молодежью», а также в целом по вопросам определения стратегических направлений государственной медиаполитики России. 9. Внесение вклада в современные российские медиаисследования благодаря развитию и актуализации теоретико-концептуального аппарата медиаисследований, в частности положений теории медиаэффектов, гуманитарных аспектов информационной безопасности и др. Предлагаются комплексные междисциплинарные подходы и интегральные методы анализа данных, а также цифровые инструменты их обработки, что соответствует передовым тенденциям научного процесса в сфере изучения медиа в России и мире. Безусловным подтверждением научного признания результатов работы коллектива станет публикация в зарубежных изданиях, входящих в Q1. Решение этих задач имеет несомненный общественный, экономический и медиаполитический интерес, поскольку в дальнейшем разработанная модель прогнозирования социокультурных эффектов установления «повестки дня» социальными медиа позволит выявить управленческий механизм регулирования процессом, что может быть экстраполировано на различные аспекты жизнедеятельности общества, в том числе, частные вопросы его функционирования, детерминированными той или иной характерной особенностью развития медиасистемы или системной совокупностью специфических черт, что может лечь в основу формирования государственной политики по вопросам медиарегулирования, молодежной и образовательной политики и т.д. Несомненную пользу данная методология принесет российской мдиаиндустрии, поскольку позволит прогнозировать потребности аудитории и динамику ее поведения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Исследовательская группа факультета журналистики МГУ изучила наиболее популярные у «цифровой молодежи» сообщества VK и каналы в Telegram. В выборку попали «Рифмы и панчи», «Леонардо Дайвинчик», «Овсянка, сэр», «Топор 18+», «НЕ МОРГЕНШТЕРН» и «Кровавая барыня». В общей сложности были изучены 1135 публикаций. В результате исследования удалось прийти к следующим выводам. Сообщества в VK и каналы в Telegram имеет четкую редакционную структуру. Это подтверждает, что социальные медиа адаптируются под условия и принципы существования редакционного продукта по типу журналистского текста. Признаками редакционного текста стали четкий формат публикации, периодичность, актуальная социально значимая тематика, присутствие источника и проч. Редакционная политика отразилась на комментарийном дискурсе, который модерируется в соответствии с редакционными стандартами. Повестку дня составляют актуальные для российского общества темы, которые понятны и близки «цифровой молодежи» России. Международные отношения, политика, экономика, общество, стиль жизни, армия, происшествия, спорт, юмор/развлечения, культура, медицина, религия, экология, межличностная/семейная/гендерная и другая тематика преподносятся через русскоязычную рэп и баттл-рэп культуру, черный юмор и мемы, а также повседневный образ жизни российских блогеров. При этом актуализируются традиционные для российской культуры ценности – патриотизм, семья и верность, экономическая стабильность и процветание России, историческая память подвигов российского народа. Однако актуализация этих ценностей происходит через нетипичные для Российской традиции культурные формы. Конструируемая цифровая медиакультура опирается на черный юмор, который становится одним из ключевых инструментов усвоения противоречивого социального опыта. Как показал проведённый анализ, исследуемые паблики и группы формируют не столько сообщества, сколько общность – единство российской «цифровой молодежи», опирающееся на традиционные духовные ценности российского народа, «упакованные» в не всегда типичные для отечественной культурной традиции формы. Наиболее характерными и частыми наблюдаемыми признаками социальных медиа VK и Telegram как агента медиасоциализации стали медиапрактики, направленные на усвоение господствующей в условиях социальной реальности картины мира.

 

Публикации

1. Дунас Д.В. Медиа на этапах жизненного пути человека: к вопросу о различении типов медиасоциализации Меди@льманах, №3. 2022 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.3.2022.1625

2. Дунас Д.В. Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Бабына Д.А. Установление повестки дня и эффект фрейминга: о необходимости концептуального единства в медиаисследованиях «цифровой молодежи»статья Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, №4. С.47-78. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2022.4778

3. Салихова Е.А., Гладкова А.А., Вартанов С.А., Дунас Д.В. Алгоритмические рекомендательные системы и цифровые медиаплатформы: теоретические подходы Информационное общество, №6. 2022 (год публикации - 2022)

4. Филаткина Г.С., Вьюгина Д.М., Бабына Д.А. Установление повестки дня и теория фрейминга: обзор романо-германских исследований Вопросы теории и практики журналистики, T. 11, № 3. С. 473–488 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(3).473-488

5. - Информационная повестка дня молодежных сообществ в VK и Telegram МедиаТренды, №89, 2022. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Исследовательская группа факультета журналистики МГУ в рамках выполнения работ по гранту Российского научного фонда (проект №22-18-00398) выявила 26 «отражений» метанарративов в социальных медиа, популярных в среде молодежи. В общей сложности были изучены 1134 публикации трех телеграм-каналов и трех публичных страниц ВК: «Топор 18+» – 163 поста, «Неморгенштерн» – 164 поста, «Кровавая барыня» – 142 поста, «Леонардо Дайвинчик» – 96 постов, «Рифмы и панчи» – 283 поста и «Овсянка, сэр!» – 286 постов. Социальная реальность в медиакоммуникационном пространстве может находить отражение не в качестве онтологической реальности, а в виде медиареальности. Поскольку вопросы определения ценностей, смыслов и идей, отраженных в медиаконтенте, который молодежь потребляет на ежедневной основе, являются актуальными, научный коллектив предположил, что эта медиареальность гипотетически может быть представлена в виде наиболее распространённых умозаключений, которые описывают актуальную ситуацию в стране и мире, при этом апеллируют к более широкому – ценностно-мировоззренческому и социокультурному контексту. Под «метанарративом» научный коллектив понимает всеобъемлющую рамку, находящуюся над конкретным повествованием, сконструированную в определенном социокультурном контексте и состоящую из комплекса нарративов, формирующего в том числе базовые установки, понимание человеком «правильного» и «неправильного». Выявленные 26 «отражений» метанарративов были классифицированы по четырем группам. Политические метанарративы. В эту группу были отнесены метанарративы, которые, опираясь на актуальную информационную повестку, обеспечивали влияние ключевых идеологических и ценностных концептов на осмысление актуальных политических процессов – как в стране, так и в мире, конституируя главные постулаты идеологии для массового сознания. Наиболее распространённым оказался тезис «Россия – сильная страна, которая защищает свой суверенитет. В основе ее мощи сильный лидер, устойчивый рубль, закон, порядок и безопасность» (21,7%). Традиционные ценности. Эта группа метанарративов сосредотачивала внимание на описании значения семьи и деторождения в жизни человека. В качестве примеров использовались селебрити и блогеры как представители российской, так и глобальной популярной культуры. Наиболее распространенный: «Семья и рождение детей – большое счастье для человека» (7,5%). Стиль жизни молодежи. В этой группе нашли отражение различные практики социальной жизни молодежи – от ведения здорового образа жизни и занятий спортом до умиления животными и заботой о саморазвитии. Эти практики позволяют молодежи дистанцироваться от экзистенциальных переживаний, принять новый образ политической реальности, основываясь на образах виртуальной среды. Наиболее распространенный: «Природа и животный мир восхищают нас своей красотой и умиляют» (5,0%). «Небезопасные» метанарративы. В эту группу были включены те метанарративы, которые противоречат культурному коду, другим метанарративам или даже целым группам метанарративов. Наиболее распространенный: «Современная популярная культура глобальна. Российская молодежь хорошо знакома с топовыми американскими блогерами и селебрити, фильмами и музыкой, а также с глобальными брендами» (5,7%). Подобные метанарративы потенциально могут спровоцировать риски двоемыслия, то есть такой вид речевой деятельности, в которой одновременно сосуществуют противоположные точки зрения. Однако этот риск незначителен, поскольку потенциальные для этого метанарративы содержатся в 18,5% публикаций. В целом можно заключить, что формируемая в пространстве цифровых медиа проанализированная молодежная медиакультура является прочной, устойчивой и цельной ценностно-мировоззренческой средой. В ней находят отражение практически все закодированные в официальных нормативных документах, культурных кодах и общественном мнении идеи, взгляды, ценности, господствующие в обществе. Фактически нами было выявлено, что исследуемые сообщества выполняют стратегическую функцию – патриотическое воспитание молодежи.

 

Публикации

1. Вьюгина Д. М., Салихова Е. А., Филаткина Г. С. Структурные элементы постов новостных каналов в Telegram и ВК Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 5(48), 22-39 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2023.2239

2. Дунас Д. В., Бабына Д.А., Салихова Е.А., Гладкова А.А. ‘Digital youth’ agenda in social media: The study of popular Russian platforms World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 3, 26-40 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30547/worldofmedia.3.2023.2

3. Дунас Д.В, Салихова Е.А., Бабына Д.А. Консенсус, «новый патриотизм» и эффект ностальгии в российской медиакультуре (опыт изучения молодежных сообществ в VK) Вестник Томского государственного университета. Филология, 85, 247-268 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/19986645/85/13

4. Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О. А., Вартанов С.А., Вьюгина Д.М., Гуреева А.Н., Гладкова А.А., Салихова Е.А., Толоконникова А.В., Филаткина Г.С. Отражение метанарративов в молодежных онлайн-сообществах (на примере VK и Telegram) Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки, 12, 16 (год публикации - 2023)

5. Дунас Д.В., Бабына Д.А., Бойко О.А., Сидоров Е.А. Информационная повестка дня «цифровой молодежи» в фокусе медиагеографии (на примере «ВКонтакте» и Telegram) Меди@льманах, 2(115), 44-52 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2023.4452

6. Дунас Д.В., Гуреева А.Н., Киреева П.А. Формируя теоретическую рамку «культуры отмены»: концептуальные истоки и актуальные интерпретации Вестник Новосибирского государственного университета Серия: История, филология, 6, Т. 22, 70-80 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-6-70-80

7. - Фокус-группы с представителями учащейся молодежи России: что нового мы узнали? МедиаТренды, №4 (94) от 15 декабря 2032 года (год публикации - )