КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00407

НазваниеКогнитивная культурология цвета: разработка научных основ формирования колористики культурного ландшафта

РуководительГрибер Юлия Александровна, Доктор культурологии

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленский государственный университет", Смоленская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-701 - Теория, методология и история изучения культуры

Ключевые словаЦвет, колористика, когнитивные исследования, когнитивная культурология, культурный ландшафт

Код ГРНТИ13.07.77


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на решение важной для теории, методологии и истории изучения культуры научной проблемы: на получение новых знаний о цветовой когниции, ее возрастной и социокультурной специфике, с помощью современных методов психофизиологического, мультисенсорного психолингвистического и экспериментального исследования, основанных на применении высокотехнологического оборудования для сбора и обработки значительных массивов данных о влиянии цветовой стимуляции на когнитивные процессы. Главной целью научного исследования станет разработка инновационного междисциплинарного научного направления когнитивной культурологии цвета, объединяющей когнитивную культурологию, теорию цвета, психофизиологию, физиологию зрения, теорию искусственного интеллекта, и реализация комплекса прикладных и фундаментальных исследований когнитивного потенциала цвета в целях осуществления научного прогресса в проектировании комфортной колористики культурного ландшафта. Проект направлен на решение трех главных задач. Во-первых, разработка кросс-дисциплинарной экспериментальной парадигмы для изучения аппаратными методами неосознаваемых психофизиологических процессов, лежащих в основе когнитивной и аффективной переработки цвета, а также влияния различных условий цветовой стимуляции / погружения в цветовую среду на процессы внимания и рабочей памяти, категоризации и речевой коммуникации, механизмы принятия решения представителями различных социальных и возрастных групп. Во-вторых, проведение с помощью комплекса современных аппаратных методов регистрации электрической активности головного мозга, окуломоторной активности, кинематики и кожно-гальванических реакций тела, виртуальной реальности экспериментальных работ по изучению механизмов ментальных процессов, служащих для обработки и трансформации связанной с цветом информации, для получения значительных массивов данных о семантике и структуре цветовых единиц и их роли в актуальных социокультурных процессах и практиках. В-третьих, культурологическая экспертиза полученных эмпирических данных, направленная на выявление фундаментальных механизмов цветовой когниции, ее возрастной и социокультурной специфики, в том числе, культурно обусловленных механизмов восприятия, переработки и мультимодальной интеграции цвета, связанных с эмоциональным тоном цвета, влияния цвета на двигательную активность, общие и специальные когнитивные способности, рабочую и долговременную память, язык и мышление и создание на этой основе фундаментальной теории когнитивной культурологии цвета, основы которой составят когнитивная культурология, теория восприятия цвета, физиология зрения, теория искусственного интеллекта. Актуальность данного исследования определяется тем, что оно направлено на анализ внутренней неоднородности цветовой когниции и, в целом, на создание надежной теоретической и практической базы для обоснования и проектирования колористики культурного ландшафта с целью повышения качества жизни различных групп населения. Научная новизна проекта определяется не только масштабом и комплексностью поставленных задач, их актуальностью и соответствием требованиям «запроса» со стороны различных социальных институтов на современном этапе развития научного знания, но и разработкой и применением в данном исследовании, наряду с общепринятой, новой кросс-дисциплинарной экспериментальной парадигмы, которая позволит внести заметный вклад в «культурную биологию» (Quartz, Sejnowski, 2002), определив общие механизмы и культурно обусловленные особенности обработки цветовой информации человеком. В настоящем исследовании впервые будет предпринята попытка комплексной культурологической экспертизы механизмов восприятия и переработки цветовой информации на основе данных, полученных с применением современных высокотехнологичных экспериментальных методов когнитивной науки. Одновременное использование технологий виртуальной реальности, приборов для регистрации кинематики тела и кожно-гальванических реакций, методов аппаратной регистрации электрической активности головного мозга и исследования окуломоторной активности позволит сопоставить психофизиологические корреляты осознаваемой и неосознаваемой обработки информации в различных условиях цветовой среды, внести вклад в изучение механизмов возникновения сознательного опыта, управления когнитивной активностью, а также в изучение культурных факторов, влияющих на «когнитивное бессознательное» (см., напр., Kihlstrom, 1987; Аллахвердов и др., 2008) – подпороговое восприятие, имплицитную память, имплицитное научение и др. Наряду с фундаментальными аспектами, оригинальность исследования будет заключаться в комплексном (культурологическом, экспериментально-психологическом, психофизиологическом и информационном) подходе к решению двух ключевых проблем с прикладной проекцией в следующие целевые сферы культурного ландшафта: (1) разработка научных основ формирования цветовой среды современного образовательного пространства: цветовое оформление дошкольных образовательных учреждений, школ, университетских аудиторий, а также справочной литературы, учебно-методических материалов и даже обучающих и специализированных компьютерных программ, в том числе, тренинговых программ виртуальной реальности; (2) совершенствование комплексной геронтологической инфраструктуры (оздоровительной, профессиональной, досуговой) и необходимая возрастная «корректировка» цветовой среды, предназначенной для людей в пожилом и старческом возрасте.

Ожидаемые результаты
Во-первых, к концу реализации проекта будет разработана кросс-дисциплинарная экспериментальная парадигма для изучения аппаратными методами неосознаваемых психофизиологических процессов, лежащих в основе когнитивной и аффективной переработки цвета, а также влияния различных условий цветовой стимуляции / погружения в цветовую среду на процессы внимания и рабочей памяти, категоризации и речевой коммуникации, механизмы принятия решения представителями различных социальных и возрастных групп. Во-вторых, будут завершены экспериментальные работы по изучению механизмов формирования индивидуальных и коллективных цветовых ассоциаций и предпочтений для получения значительных массивов данных о семантике и структуре цветовых единиц и их роли в актуальных социокультурных процессах и практиках. В-третьих, проведена культурологическая экспертиза полученных эмпирических данных, направленная на выявление фундаментальных механизмов цветовой когниции, ее возрастной и социокультурной специфики, в том числе, культурно обусловленных механизмов восприятия, переработки и мультимодальной интеграции цвета, связанных с эмоциональным тоном цвета, влияния цвета на двигательную активность, общие и специальные когнитивные способности, рабочую и долговременную память, язык и мышление и создание на этой основе фундаментальной теории когнитивной культурологии цвета, основы которой составят когнитивная культурология, теория восприятия цвета, физиология зрения, теория искусственного интеллекта. В-четвертых, на этой основе будет разработан комплексный (культурологический, экспериментально-психологический, психофизиологический и информационный) подход к решению двух ключевых проблем с прикладной проекцией в следующие целевые сферы культурного ландшафта: (1) разработка научных основ формирования цветовой среды современного образовательного пространства: цветовое оформление дошкольных образовательных учреждений, школ, университетских аудиторий, а также справочной литературы, учебно-методических материалов и даже обучающих и специализированных компьютерных программ, в том числе, тренинговых программ виртуальной реальности; (2) совершенствование комплексной геронтологической инфраструктуры (оздоровительной, профессиональной, досуговой) и необходимая возрастная «корректировка» цветовой среды, предназначенной для людей в пожилом и старческом возрасте. В-пятых, результаты и анализ исследования будут опубликованы в не менее, чем 25 научных статьях в рецензируемых журналах, в том числе, не менее 10 – в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) или «Скопус» (Scopus), представлены не менее, чем на 10 международных научных конференциях и в итоговой монографии проекта «Когнитивная культурология цвета: разработка научных основ формирования колористики культурного ландшафта». Предлагаемый междисциплинарный подход к изучению когнитивного потенциала цвета должен стать ключом к решению тех вопросов мировой науки, исследование которых без анализа познавательных процессов долгое время оставалось безрезультатным. В частности, проект позволит повысить эффективность новых рекомендаций для формирования колористики культурного ландшафта, соответствующей ожиданиям и запросам различных социальных групп современного общества. Результаты могут быть использованы в клинической практике: для разработки новых вычислительных моделей различных психических расстройств и отклонений в индивидуальном психическом развитии, таких, например, как ранний детский аутизм, болезнь Альцгеймера и др. Предполагаемые результаты будут востребованы в системе образования и деятельности социальных учреждений. Важной содержательной частью проекта станет также разработка цветовой среды обучающих и тренинговых программ в виртуальной реальности, – высокотехнологичные продукты, которые обладают определенными «идеальными» характеристиками: они не подвержены износу и вносят вклад в построение общего информационного пространства.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В отчетном периоде были проведены следующие работы. (1) Разработаны общая стратегия и план исследования. (2) Предложено теоретическое обоснование методологии изучения социокультурной специфики цветовой когниции и разработана кросс-дисциплинарная парадигма экспериментального исследования аппаратными методами неосознаваемых психофизиологических процессов, лежащих в основе когнитивной и аффективной переработки цвета. (3) Разработана и утверждена палитра экспериментальных стимулов. Значения каждого цветового образца определены в цветовой системе CIELAB в виде трех координат L*, a*, b*, где первое число, или величина L*, указывает на уровень яркости цвета, значения a* и b* определяют его хроматические качества (положение цвета в диапазоне от зеленого до красного и от синего до желтого). Созданы компьютерные цветовые стимулы с заданными характеристиками. (4) Для получения новых данных о кросс-культурной специфике стратегий построения гармоничных цветовых сочетаний и определения «геометрических» параметров выявленных различий в цветовом пространстве CIELAB, разработан интерфейс онлайн эксперимента, стимулы которого созданы на основе цветовых таблиц Михаила Матюшина, содержащих оттенки, привычные для практики оформления архитектуры. (5) Реализованы два этапа независимых социально-психологических экспериментов, направленных на выявление социокультурной специфики цветовой когниции у представителей различных социальных групп с помощью современных аппаратных методов. Первый этап эмпирического исследования включал оценку воздействия цветовой информации на другие сенсорные модальности человеческого восприятия, а также изучение влияния различных условий цветовой стимуляции / погружения в цветовую среду на процессы внимания и рабочей памяти у представителей различных социальных и возрастных групп (N=400). На втором этапе эмпирического исследования изучалось влияние цветовой стимуляции на окуломоторную активность и кожно-гальванические реакции (N=50). (6) В ходе онлайн-эксперимента изучены профессиональные различия в стратегиях выбора гармоничных цветовых сочетаний и кросс-культурная специфика представителей семи стран (N=508), среди которых – Россия, Беларусь, Алжир, Нигерия, Саудовская Аравия, Чили и Мексика. Получены следующие научные результаты. Во-первых, апробирована система индексов для оценки сходства и различия наборов данных сразу по нескольким хроматическим параметрам (тон, насыщенность, яркость, светлота, контрастность); система индексов позволяет измерять не только ассоциации, связанные с чистыми цветами, но и с цветовыми оттенками, устанавливать их интенсивность, выявлять корреляции с группами оттенков и ахроматическими цветами. Апробирована методология анализа цветовых сочетаний в цветовом пространстве CIELAB с использованием геометрических показателей: длин сторон, величин углов, площадей и периметров проекций. Во-вторых, определено воздействие цветовой информации на другие сенсорные модальности человеческого восприятия. В частности, установлено, что звуковые раздражители оказывают заметное влияние на процессы когнитивной переработки информации, связанной с цветом. Посторонний шум способен перестроить систему ассоциаций отдельных оттенков с антропологически значимыми концептами. Различия проявляются (1) в структуре и плотности набора цветовых ассоциаций; (2) в частотности выбираемых оттенков из разных групп; (3) в цветовых образах отдельных концептов. Стратификация выборки по полу и возрасту позволила получить принципиально новые данные о социальной дифференциации мультимодальных реакций. В частности, экспериментально установлены гендерные различия влияния хроматических характеристик на тактильные ощущения и мотивацию дотронуться. Выявлены статистически значимые различия влияния цвета на восприятие вкуса у людей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с нейротипичными людьми. Ассоциации между вкусом и цветом у людей с аутизмом отличаются по составу, распространенности отдельных связей, количеству, когнитивной значимости и семантике выбора. Главное различие заключается в том, что цвета в большинстве случаев вызывают у них не конвенциональные логические ассоциации со вкусом, которые доминируют у нейротипичных людей, а креативные – экспрессивные и скрытые. Собранные данные позволили оценить объем непосредственной слухоречевой памяти, эффективность и траектории запоминания, успешность заучивания в условиях воздействия различных цветовых стимулов. Под воздействием черного и красного, желтого и синего цветов чаще наблюдались колебания продуктивности запоминания. В эксперименте с числовыми стимулами более высокий уровень кратковременного запоминания отмечен под воздействием черного, синего и зеленого цвета. В ходе эксперимента со свободным называнием цветов установлено, что, у людей, переболевших коронавирусной инфекцией COVID-19 меняется цветовосприятие, вызывая изменения модели называния цветов. У них заметно увеличивается частота «коричневых», «зелёных» и «серых» цветонаименований, а также отмечается более частое использование ахроматических модификаторов грязный, бледный, тусклый и пастельный. Эти различия указывают на общее «потемнение» и снижение насыщенности воспринимаемых цветов. Изменение модели цветонаименования является косвенным доказательством влияния коронавируса на цветовое зрение. А именно: относительно высокая частота цветонаименований коричневый и серый может отражать ускоренное старение хрусталика, а феномен «потемнения» и снижения насыщенности может свидетельствовать о нарушении обработки пространственного контраста яркости. В-третьих, для получения значительных массивов данных о семантике и структуре цветовых единиц и их роли в актуальных социокультурных процессах и практиках экспериментально исследовано влияние цветовой стимуляции на окуломоторную активность и кожно-гальванические реакции. Установлено, что цвет помогает быстрее узнавать культурные ландшафты и лучше их запоминать. Узнаваемость изображений из разных категорий заметно коррелирует с продолжительностью презентации. При этом степень влияния цвета на внимание и запоминание зависит от типа культурного ландшафта: цвет практически не важен в целенаправленно созданных ландшафтах, которые построены по замыслу и характеризуются определенной планировочной композицией, и крайне важен в естественно развившихся, которые зависят от природного ландшафта и природных условий. В-четвертых, установлена кросс-культурная специфика стратегий выбора представителями различных культур (N=508) гармоничных цветовых сочетаний в цветовом пространстве CIELAB. Различия затрагивают соотношения величин углов, длин сторон, показателей периметров и площадей треугольников, образуемых заданными и выбираемыми оттенками. Проведена культурологическая экспертиза полученных данных, направленная на выявление фундаментальных механизмов цветовой когниции, ее возрастной и социокультурной специфики, в том числе, культурно обусловленных механизмов восприятия, переработки и мультимодальной интеграции цвета. В-пятых, результаты исследования опубликованы в 8 статьях в рецензируемых научных журналах («Arts», «Российский психологический журнал», «Перспективы науки и образования», «Психолог», «Психология и психотехника», «Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования», «Социальные трансформации»), в том числе 3 статьи в журналах из систем цитирования Web of Science и Scopus. Результаты проекта представлены на четырех научных конференциях: на Научной конференции Международной ассоциации цвета (AIC 2022) в Торонто (Канада, 13–16 июня 2022 года), на международной научно-практической конференции «Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности» (Ижевск, Россия, 15–18 ноября 2022 года), на Третьем всероссийском конгрессе по цвету (Смоленск, 5–7 декабря 2022 года), на заседании международного коллоквиума «Социальные трансформации» (Смоленск, Россия, 12 декабря 2022 года).

 

Публикации

1. Грибер Ю.А. The “Geometry” of Matyushin’s Color Triads: Mapping Color Combinations from the Reference Book of Color in CIELAB Arts, Volume 11, Issue 6, Paper No. 125 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/arts11060125

2. Грибер Ю.А., Нанкевич А.А. Влияние шума на цветовые ассоциации горожан Психолог, № 6. C& 29–39 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25136/2409-8701.2022.6.39243

3. Грибер Ю.А., Парамей Г.В. Постковидное цветовосприятие: влияние COVID-19 на выбор цветонаименования Российский психологический журнал, Т. 19, № 3. С. 21–40 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.2

4. Грибер Ю.А., Парамей Г.В. Colour naming of post-COVID participants hints to "darkening" of perceived colour Proceedings of the International Colour Association (AIC) Conference 2022, - (год публикации - 2022)

5. Грибер Ю.А., Самойлова Т.А. Влияние профессионального художественного образования на выбор стратегии построения гармоничных цветовых сочетаний Перспективы науки и образования, № 5 (59). С. 89–105 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.6

6. Грибер Ю.А., Элькинд Г.В. Влияние цвета на восприятие вкуса у людей с расстройствами аутистического спектра Психология и психотехника, № 4. С. 32–43 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.7256/2454-0722.2022.4.39295

7. Делов А.А., Цыганкова К.Ю. Возможности применения в изучении цветовой когниции методов интеллектуального анализа данных, полученных с помощью шлема виртуальной реальности с функцией айтрекинга Социальные трансформации, № 33 (год публикации - 2022)

8. Нанкевич А.А. Цветовые системы как способ репрезентации категорий цвета Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, Т. 8, No 2. С. 77-93 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18413/2408-932X-2022-8-2-0-6

9. Грибер Ю.А., Аль-Расхид А.С., Гуайх Я., Мефо Ф., Одетти Х.В., Самойлова Т.А., Сивова Т.В., Яр Э.К. Кросс-культурное исследование «геометрии» гармоничных цветовых сочетаний в цветовом пространстве CIELAB Третий всероссийский конгресс по цвету / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ., C. 22–24 (год публикации - 2022)

10. Делов А.А., Грибер Ю.А. Оценка воздействия различных условий цветовой стимуляции на процессы внимания и рабочей памяти методами виртуальной реальности Третий всероссийский конгресс по цвету / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ., C. 26–27 (год публикации - 2022)

11. Лавренова О.А., Грибер Ю.А., Кулемин А.Э. Влияние цвета на визуальную память и визуальное внимание в различных типах культурного ландшафта Третий всероссийский конгресс по цвету / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ., C. 41–42 (год публикации - 2022)

12. Нанкевич А.А., Грибер Ю.А. Городской шум и его влияние на когнитивную переработку цветовой информации Третий всероссийский конгресс по цвету / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ., C. 52–53 (год публикации - 2022)

13. Цыганкова К.Ю., Грибер Ю.А. Влияние цвета на желание дотронуться: результаты экспериментального исследования Третий всероссийский конгресс по цвету / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ., C. 78–79 (год публикации - 2022)

14. Элькинд Г.В., Грибер Ю.А. Ожидание вкуса от цвета у людей с аутизмом Третий всероссийский конгресс по цвету / под ред. Ю.А. Грибер. Смоленск: Изд-во СмолГУ., С. 85–86 (год публикации - 2022)

15. - В Смоленске по гранту разработают основы оформления геронтологической инфраструктуры ТАСС, Дата публикации: 10 апреля 2022 года (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном периоде были проведены следующие работы. (1) На основе парадигмы необычного стимула (оддболл-парадигмы) разработана методология психофизиологического исследования, направленного на выявление мозговых коррелятов цветовой категоризации. (2) Разработан дизайн эксперимента, предполагающий одновременное использование технологий виртуальной реальности, методов регистрации окуломоторной активности, ЭЭГ и кожно-гальванических реакций тела для выявления коррелятов осознаваемой и неосознаваемой обработки информации в различных условиях цветовой среды и сравнительного анализа показателей участников с различными социокультурными характеристиками. (3) Реализованы третий и четвертый этапы эмпирических исследований, направленных на выявление социокультурной специфики цветовой когниции у представителей различных социальных групп с помощью современных аппаратных методов. Третий этап эмпирического исследования включал оценку воздействия цветовой стимуляции на активность головного мозга (N=50). На четвертом этапе эмпирического исследования для выявления коррелятов осознаваемой и неосознаваемой обработки информации в различных условиях цветовой среды одновременно использовались технологии виртуальной реальности, методы регистрации окуломоторной активности, ЭЭГ и кожно-гальванических реакций тела (N=67). (4) Расширен анализ данных онлайн-эксперимента, направленного на изучение кросс-культурных различий в стратегиях выбора гармоничных цветовых сочетаний (N=599). (5) С помощью женевского колеса эмоций проведена оценка возрастных различий ассоциаций между цветом и эмоциями и анализ их кросс-культурной специфики (N=161). (6) Проведена оценка количества и качества знаний о цвете будущих российских дизайнеров (N=187) по методике Дж. Дженсенса и Б. Микеллидеса; полученные параметры сопоставлены с соответствующими показателями иностранных студентов (N=448). Получены следующие научные результаты. Во-первых, анализ значительных массивов данных об электрической активности зон головного мозга, связанных с обработкой цветовой информации и категориальным реагированием на цвет, показал, что эффект категориального восприятия цвета возникает на ранних стадиях хроматической обработки и не связан с нисходящей модуляцией постперцептивных процессов (в частности – внимания). Во-вторых, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что изменение условий цветовой стимуляции коррелирует с физиологическими реакциями на цвет (частотой сердечного ритма, электрической проводимостью кожи, диаметром зрачка, частотой морганий, динамикой направлений взгляда), а ее последствия отличаются от воздействия цвета, связанного с объектами (шрифтом, фоном, сюжетом изображений). Обнаруженные эффекты связаны не только с тоном, но и с другими характеристиками цвета, прежде всего – со светлотой и насыщенностью. По результатам кластерного анализа, физиологические реакции наиболее похожи для светлых теплых оттенков (персиковый, белый, розовый, голубой, светло-зеленый, салатовый, бежевый); темных оттенков (черный, темно-зеленый, темно-фиолетовый); насыщенных стимулов из теплой части цветового спектра (синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, фуксия, бирюзовый, малиновый); светлых фиолетовых оттенков (сиреневый и лиловый); красных и серо-зеленых оттенков (серый, красный, коричневый, бордовый, болотный, горчичный, темно-синий). В-третьих, анализ ответов участников онлайн-эксперимента (N=599) из восьми разных стран (Алжир, Беларусь, Италия, Мексика, Нигерия, Россия, Саудовская Аравия, Чили) в цветовом пространстве CIELAB показал, что кросс-культурные различия стратегий построения гармоничных цветовых сочетаний могут иметь экологическую мотивацию. Под влиянием существующей природной колористики представители различных культур развивают разную чувствительность к отдельным цветам. Их цветовые привычки во многом предопределяют положительное или отрицательное восприятие тех или иных оттенков, заставляя негативно реагировать на цвета, отличающиеся от привычных, и использовать в конструировании обыденного пространства цвета хорошо знакомых материалов и природных объектов. В-четвертых, эксперименты с одновременным использованием технологий виртуальной реальности, приборов для регистрации кожно-гальванических реакций, методов аппаратной регистрации электрической активности головного мозга и исследования окуломоторной активности, позволившие сопоставить психофизиологические корреляты осознаваемой и неосознаваемой обработки информации в различных условиях цветовой среды, подтвердили, что заметное влияние на когнитивные процессы оказывает не только цвет, так или иначе связанный с объектами, но и цвет, участвующий в процессах не формирующего изображение зрения. В-пятых, сравнение результатов тестирования цветового зрения у участников эмпирического исследования, переболевших коронавирусной инфекцией Covid-19 (N=77), и не болевших людей с помощь стандартного теста Farnsworth-Munsell 100-Hue Test (FM-100) показало, что примерно у половины выздоровевших после COVID-19 присутствует легкая приобретенная потеря цветоразличения III типа, характерная для заболеваний сетчатки и сосудистых заболеваний. Полученные результаты позволяют предположить, что коронавирусная инфекция может вызывать гипоперфузию (снижение сосудистого питания) в сетчатке и/или постретинальных отделах зрительной системы и, таким образом, влиять на нейронные механизмы цветоразличения. В-шестых, оценка возрастных различий ассоциаций между цветом и эмоциями у россиян разного возраста (N=161) и анализ их кросс-культурной специфики показал, что разные возрастные группы демонстрируют схожие паттерны ассоциаций между цветом и эмоциями (средний коэффициент сходства составил 0.97). При этом наблюдаются тонкие, но значимые возрастные различия: молодые представители различных культур ассоциируют с цветами наибольшее количество эмоций в целом, но при этом наименьшее количество положительных эмоций; участники старшего возраста ассоциируют со всеми цветами меньшее количество эмоций, но более интенсивных и позитивных. В-седьмых, исследование цветокомпетентности российских студентов с помощью методики Дж. Дженсенса и Б. Микеллидеса (N=187), показало, что они имеют довольно высокий индекс знаний о цвете. Величина индекса общих знаний о цвете практически совпадает у студентов первых и последних курсов. Более низкий индекс знаний о цветовом зрении пожилых людей у начинающих свое обучение студентов по сравнению с выпускниками коррелирует с различиями в выборе источников знаний о цвете. У студентов старших курсов наблюдается рост интереса к доказательному дизайну и изменение целевой установки на использование в разработке проектных решений классической теории цвета в сочетании с проверенными эмпирическими данными, что отражает антропологический поворот современного дизайна и урбанистики в целом. В-восьмых, результаты исследования опубликованы в 15 научных статьях в рецензируемых научных журналах («Arts», «Российский психологический журнал», «Проект Байкал», «Научный диалог», «Перспективы науки и образования», «Общество. Среда. Развитие», «Педагогика и просвещение», «Вестник культурологии» и др.). Результаты проекта представлены в 14 докладах на 9 международных научных конференциях, среди которых – 44-я конференция «European Conference on Visual Perception» (Пафос, Кипр, 27–31 августа 2023 года), Научная конференция Международной ассоциации цвета (AIC 2023) в Чианграй (Таиланд, 28 ноября – 2 декабря 2023 года).

 

Публикации

1. Грибер Ю. А., Устименко Ю. А. Цвет, основанный на фактах: эксплоративное исследование количества и качества знаний о цвете будущих российских дизайнеров Педагогика и просвещение, № 4. С. 122–135. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.7256/2454-0676.2023.4.69016

2. Грибер Ю. А., Цыганкова К. Ю., Устименко Ю. А. Цвет как триггер: влияние хроматических характеристик сенсорных кнопок на мотивацию прикосновения Психолог, № 6. С. 73–87. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25136/2409-8701.2022.6.39497

3. Грибер Ю.А. Влияние цвета на успешность запоминания культурных ландшафтов Российский психологический журнал, № 20(3). С. 157–172. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21702/rpj.2023.3.8

4. Грибер Ю.А. Экологическая мотивация цвета в городской колористике Проект Байкал, № 4(78). С. 38–43. (год публикации - 2023)

5. Грибер Ю.А. Электрофизиологические корреляты цветовой категоризации: обзор нейролингвистических исследований, разработанных с использованием парадигмы необычного стимула (оддболл-парадигмы) Научный диалог, Т. 12. № 5. С. 9–38. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-9-38

6. Грибер Ю.А., Делов А.А. Влияние цвета на показатели кратковременной памяти Перспективы науки и образования, № 5 (65). С. 500-518 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32744/pse.2023.5.29

7. Грибер Ю.А., Парамей Г.В. Impact of colour on recognition of cultural landscape images Proceedings of the 15th Congress of the International Colour Association 2023, Chiangrai: International Colour Association, 2023. P. 852–858. (год публикации - 2023)

8. Грибер Ю.А., Самойлова Т.А., Аль-Расхид А.С., Богушевская В., Кордеро Яр Э., Гуайх Я., Мантет Дж., Дефо Ф., Одетти Х.В., Полити Г., Сивова Т.В. “Geometry” of color harmony in the CIELAB color space: Evidence from an online experiment across countries Proceedings of the 15th Congress of the International Colour Association 2023, Chiangrai: International Colour Association, 2023. P. 431–436. (год публикации - 2023)

9. Делов А. А., Цыганкова К. Ю. Экспериментальное исследование неосознаваемых психофизиологических реакций на различные условия цветовой стимуляции Студенческая наука – 2023: сборник статей / под. ред. Н. Н. Розановой, Т. В. Ватлиной; Смол. гос. ун.-т; Студ. науч. общ-во. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2023. 640 с., - (год публикации - 2023)

10. Йонаускайте Д., Эпикоко Д., Аль-Раcхид А.С., Арута Ж.Ж.Б.Р., Богушевская В., Бредероо С.Г., Корона В., Фоминс С., Гиздич А., Грибер Ю. A., Хавелка Е., Хинштейн И., Джон Дж., Карлссон Б., Константину Н. и др. A comparative analysis of colour-emotion associations in 16-88-year-old adults from 31 countries British Journal of Psychology, P. 1–31. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1111/bjop.12687

11. Лавренова О.А. Символика цвета в культурном ландшафте Вестник культурологии, № 3(106). С. 45–60. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31249/hoc/2023.03.03

12. Нанкевич А.А., Элькинд Г.В. Специфика цветовой когниции у взрослых людей с аутизмом: основные направления исследований Национальное здоровье, № 4. (год публикации - 2023)

13. Самойлова Т.А., Грибер Ю.А. Автоматизированный метод оценки результатов теста нарушений цветового зрения Системы компьютерной математики и их приложения, Вып. 24. С. 180–187. (год публикации - 2023)

14. Цыганкова К. Ю., Грибер Ю. А. Визуализация ассоциативных правил в анализе цветовой коммуникации Общество. Среда. Развитие, № 3. С. 53–63. (год публикации - 2023) https://doi.org/0.53115/19975996_2023_03_053–063

15. Лавренова О.А. Color Semantics of the Cultural Landscape Arts, № 12. P. 111. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/arts12030111

16. Делов А.А. Динамика кожно-гальванических реакций при измерении объёма словесной и числовой памяти под влиянием цветовых стимулов в среде виртуальной реальности Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2023» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2023., 2023 (год публикации - 2023)

17. Парамей Г. В., Грибер Ю. А. Colour discrimination in COVID-19 survivors Perception, P. 93 (год публикации - 2023)

18. Элькинд Г.В. Самый вкусный цвет: кроссмодальные ассоциации молодых людей с аутизмом Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2023» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. [Электронный ресурс] – М.: МАКС Пресс, 2023., 2023 (год публикации - 2023)

19. - В Смоленске прошел международный конгресс колористов. Ордастые кошки и красный бетон, о колористике от Генриха Тюдора до наших дней Московский комсомолец, Автор: Елена Воронцова. Дата публикации: 18 января 2023 года. (год публикации - )

20. - Смоленск научный: какие уникальные технологии создают ученые региона наука.рф, Дата публикации: 20 апреля 2023 года (год публикации - )

21. - Смоленские ученые выяснили, как COVID влияет на восприятие цвета SmolNarod, Автор: Елена Воронцова. Дата публикации: 12 июля 2023 года (год публикации - )