КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00488

НазваниеКризис ценностей и стратегии преодоления: Идея «Общего блага» в интеллектуальном дискурсе Британии и России (1650–1750)

РуководительРепина Лорина Петровна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-108 - Новая и новейшая история стран Европы и Америки

Ключевые слова«горизонт ожидания», визуальность, институты гражданственности, интеллектуалы, историко-компаративные исследования, историческая конфликтология, когнитивно-риторические практики, конфликт интерпретаций, «кризис XVII века», «общее благо», «объективность», «переходная эпоха», понятийно-семантическая сетка, семантический «сдвиг», система ценностей.

Код ГРНТИ03.09.31


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Великий проект эпохи Просвещения как идеи прогрессивного развития человечества испытывает сегодня серьезные вызовы современности – «стандартизация» жизни человека, глобализация, а также дискуссия о том, что следует понимать под прогрессивным развитием человечества. В значительной степени эти явления были порождены модернизационными процессами в европейских странах Нового времени. Истоки этих процессов берут свое начало в системном кризисе переходной эпохи XVII–XVIII вв., их преодоление напрямую связано с ее перепрочтением – декодированием – через властные репрезентации идентичности человека в целостности единого культурного пространства. Для Британии и России рубеж XVII–XVIII вв. был поворотным моментом в национальной истории – временем обретения статуса «великой державы». На новых рационалистических основаниях (идея бюрократического государства, экономическая модернизация и формирование нового человека) был обеспечен очевидный материальный прогресс. Однако вместе с тем «переход» от «откровения к опыту» сопровождался напряженным поиском новых нравственных ориентиров и ценностей, где решающую роль сыграла прагматика человеческого существования. В британском контексте она породила формирование индивидуалистической морали, в русском – личностного начала. При этом мораль как стержень политической и всякой другой идентичности подверглась эрозии и перестала играть роль системообразующего фактора. Настоящий проект направлен на решение насущной для современного общества задачи – безальтернативности консенсусной модели морально-этического канона, зиждущейся на идеях ответственности, солидарности и компромисса. В центре внимания данного проекта – интеллектуальные «бои» эпохи перемен длительной «временной протяженности» середины XVII – середины XVIII в. Участники проекта планируют впервые в мировой историографии провести на основе широкого круга источников из российских и зарубежных архивов сравнительно-историческое исследование понятийно-семантического «сдвига» культурного кода Британии и России через «конфликт интерпретаций» вокруг идеи «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов в ситуации системного кризиса XVII–XVIII вв. На конкретно-историческом материале сочинений русских и британских интеллектуалов показывается, что «война перьев» в Британии привела к победе либерального дискурса, оправданию «власти мамоны» и принципа «каждый сам за себя»; анализ дискурсивных практик допетровской России обнаруживает напряженный духовный поиск обоснования личностного начала в церковной гомилетике и риторике, резкое снижение данного пафоса в начале XVIII в. и его возрождение в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других русских писателей второй половины XIX – начала ХХ в. Цель проекта заключается в реконструкции лексикона идеи «общего блага» в рамке когнитивно-семантических соответствий ценностной картины мира двух культур в переходную эпоху. Результаты реализации проекта, помимо прочего, имеют прикладное значение, актуализируя «упущенные» возможности и альтернативные идеи при переходе к современности, а именно идею единства человеческого сообщества как части природного мира и ответственности за него. Речь идет о феномене гражданского общества и механизмах его функционирования и эффективности. Значимость проекта определяется сопоставительным подходом в изучении двух культур – британской и русской, выявлении общего и особенного в трансформации ценностной шкалы при переходе к современности, а также исследовании причин «стирания» форм человеческой солидарности. Научная новизна исследования задается анализом понятийно-семантического «сдвига» в системе нравственных постулатов и ценностей с фокусом на идее «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов Британии и России в ситуации системного кризиса рубежа XVII–XVIII вв. Подобный подход позволяет выявить новые грани исторической конфликтологии – современной науки на стыке различных дисциплин, рассматривающей опыт разрешения конфликта и его вербализации в письменных нарративах кризисного времени.

Ожидаемые результаты
Комплексное исследование понятийно-семантического «сдвига» в системе нравственных постулатов и ценностей с фокусом на идее «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов Британии и России в ситуации системного кризиса рубежа XVII–XVIII вв. должно стать заметным вкладом в развитие мировой историографии по изучению парадигмального «сдвига» в культуре стран Запада раннего Нового времени на примере Британии и России. Полученные результаты планируется регулярно публиковать в отечественной и зарубежной научной периодике, использовать в выступлениях участников проекта на международных семинарах и конференциях. Проект может иметь также важное практическое значение, поскольку его реализация позволит выявить и описать на основе изучения широкого исторического материала роль нравственных постулатов и ценностей в процессах складывания институтов гражданственности, различных форм коммуникативного действия и солидарности на примере когнитивно-риторических практик интеллектуалов в Британии и России рубежа XVII–XVIII вв. Это малоизученные и новооткрытые архивные материалы различного генезиса, позволяющие выявить острые грани конфликтов в эмотивном, акциональном, семиотическом кодах, типологизировать поведенческие кейсы с учетом социальных парадигм (стратовых, национальных, гендерных, etc.). Создание виртуального музея по теме гранта с целью визуализации результатов исследований, а также достижения их открытости и доступности. Результаты исследования предполагается отразить в серии публикаций не менее чем из _3_ монографий и _40_ статей, а также в организации онлайн-лектория по теме проекта (адресованного юношеству, а также широкой аудитории) на площадке виртуального музея (создание сайта) на третьем году реализации проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В первый год выполнения проекта научный коллектив работал по следующим направлениям: 1.Цель всего проекта – выявление общего и особенного в понятийно-семантическом «сдвиге» нравственных постулатов и ценностей с фокусом на идее «общего блага» в когнитивно-риторических практиках интеллектуалов Британии и России в эпоху системного кризиса рубежа XVII-XVIII вв. В соответствии с этим, в основу методологии проекта был положен концепт понятийно-семантической «сетки» переходной эпохи через выявление семантических пар в ее системе идеалов и ценностей (честь – бесчестие; польза – вред; слава – тщеславие и др.), а также идея акторно-сетевого пространства как исследовательской установки в процессе реконструкции интеллектуального климата в Британии и России на рубеже XVII–XVIII вв. Особое внимание было уделено конфликтности смыслов и значений, многовекторности суждений и точек зрения, что позволило выделить авторов первого круга для реконструкции понятийно-семантической «сетки» эпохи перемен и вычленения набора ключевых понятий, схватывающих ядро культурного кода. На этом этапе подтвердилась гипотеза об актуализации идеи «общего блага» и критики новой, разрушающей «общее благо» реальности в когнитивно-риторическом пространстве двух культур Британии и России в эпоху системного кризиса рубежа XVII–XVIII вв. Определены три уровня сопоставимости в процессе реконструкции лексикона идеи «общего блага» в двух культурах, английской и русской: 1. Естественная религия или научное знание как благо; 2. Государство и другие формы социабельности как благо; 3. Следование морально-этическому канону как благо. 2. Комплексное изучение практик интеллектуалов и их компаративный анализ в контексте кризиса ценностей и становления новой культурной идентичности в Британии и России на рубеже XVII–XVIII вв. на основе сбора эмпирического материала с целью реконструкции акторно-сетевого пространства эпохи перемен. В процессе реконструкции лексикона идеи «общего блага» в двух культурах, английской и русской, были достигнуты следующие результаты: 1) На сопоставительном уровне «Естественная религия или научное знание как благо» удалось реконструировать естественно-научный дискурс на основе анализа контекстных связей трудов М. Кавендиш, Т. Найта, В. Зуева, П. Уэйкфилд, Дж. Сайэрбери, Э. Монсон, Р. Уоллеса и определиться с общим абрисом акторно-сетевого пространства естественно-научного дискурса «республики ученых» XVII–XVIII вв.; 2) На уровне «Государство и другие формы социабельности как благо» выявлена заостренность интеллектуального дискурса на идее служения «общему благу» и отечеству в контексте растущего национального патриотизма. Здесь акторно-сетевое пространство в исследовательских практиках участников проекта развивалось вокруг отдельных интеллектуалов, таких как Д. Дефо, С. Яворский, Э. Берк; 3). На третьем уровне «Следование морально-этическому канону как благо» определена сосредоточенность интеллектуального дискурса на таких человеческих пороках как леность, празднолюбие, гордыня, винопитие, корысть, сребролюбие, лицемерие, тщеславие, а также стремление улучшить человеческую природу посредством пестования таких добродетелей как благоразумие, честность, забота о ближнем, терпение, мудрость и др. Особое внимание было уделено тенденции формирования нового статуса женщины в культурном пространстве как Британии, так и России XVII–XVIII вв. 3. Выработка историко-компаративной стратегии в интерпретации культурной идентичности на примере Британии и России рубежа XVII–XVIII вв. определялась синтезом двух, ранее развивавшихся самостоятельно, методологических направлений. Это – «новая глобальная история» и лингво-семиотические исследования, что создало основания для разработки новой историко-филологической компаративистики. Первое направление (новая глобальная история) актуализировано всеобщей глобализацией мира и опирается на представление о структурной когерентности мирового исторического процесса. Второе направление (лингво-семиотический подход) объясняется вовлеченностью участников проекта в переводческие практики исторических источников и их адаптации на современный русский язык. Решение проблем переводимости языков культур происходит через поиск семантических/культурных соответствий и работы по поиску смысловых синонимов. Заявленный синтез позволил решать следующие задачи: достижение адекватности перевода памятников, их комментирования в современной лингво-культурологической ситуации, актуализация исторических корней и динамики интеллектуального осмысления конфликтов и аксиологем прошлого в векторе движения к современности, а также – сосредоточиться на семантических «сдвигах» в языке начала XVIII в., связанных с вовлечением в состояние «переходности» лингвистической культуры. 4. Создание концепции виртуального музея по заявленной проблематике, направленной на визуализацию достигнутых результатов исследования и популяризацию научного знания. В качестве платформы для его создания был выбран домен urfu.ru и проведены соответствующие предварительные договоренности с администрацией Уральского федерального университета. В качестве рабочей версии названия виртуального музея было принято «Британия и Россия в эпоху перемен XVII–XVIII вв.: интеллектуалы и власть». Разработка концепции «общего блага» в содержательном плане была диверсифицирована по трем уровням, в соответствии с чем научный коллектив сформировал три рабочие группы: «Научное знание как благо»; «Государство и другие формы социабельности как благо»; «Семейные ценности как благо». Определена целевая аудитория виртуального музея – это студенты, специализирующиеся на изучении истории и культуры России и Британии, историки, филологи, политологи, культурологи, все интересующиеся историей, литературой и культурой XVII–XVIII вв. Виртуальный музей предполагает создание открытого информационного ресурса. 5. Презентация темы проекта и апробация полученных результатов были реализованы участниками проекта в 35 докладах на 13 научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровня. Из них 13 докладов были зачитаны на научных семинарах, организованных в рамках проекта. Удалось принять участие в конференциях стран ближнего зарубежья и Востока: III Международная научно-практическая конференция в Белоруссии, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы; была достигнута договоренность о проведении совместного научно-практического семинара по теме гранта с коллегами из Армянского государственного педагогического университета, 6 участников проекта подали заявки на участие в III Международном форуме преподавателей русского языка и литературы, который состоится с 25 по 26 февраля 2023 г. в Тегеране (Иран). Заявки одобрены, тезисы публикуются на сайте конференции и готовятся статьи в журнал Тегеранского университета. Результаты проведенных за прошедший год исследований нашли отражение в 13 статьях, в том числе 5 (Sc, WoS), из которых 3 – Q1, а также 8 (РИНЦ).

 

Публикации

1. Высокова В.В., Майоров К.В. Уличная преступность и забота об общем благе в сочинении Даниэля Дефо "Вторые мысли лучше" Диалог со временем, № 80. С. 354-363. (год публикации - 2022)

2. Высокова В.В., Шипицына Ю.С. Лоррейн Дастон: принцип объективности и субъективность в истории научного знания Профессиональная идентичность и самосознание истории, под общ. ред. О.В. Воробьевой. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2022. С. 99-120. (год публикации - 2022)

3. Калинина А.Д. Авторская работа с источниками в проповедях предпетровского времени Initium. Художественная литература: опыт современного прочтения : Сборник статей молодых ученых, Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2022. С. 15-20. (год публикации - 2022)

4. Репина Л.П., Высокова В.В., Соболева Л.С. Идеи и ценности: Британия и Россия в эпоху перемен Quaestio Rossica, № 5 (год публикации - 2022)

5. Созинова К.А. "«Письма леди Рондо»: восприятие России англичанкой в эпоху Просвещения" Quaestio Rossica, 2022. № 5. (год публикации - 2022)

6. Шипицына Ю.С. «Против природы», или экскурс в историю превращения научных описаний в этические предписания. Рец. на кн.: Daston, L. (2019) Against nature. Cambridge, MA: MIT Press. 96 p., ill. Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки., Серия 2. Гуманитарные науки. 2022. № 4. (год публикации - 2022)

7. Шипицына Ю.С. Научная семья как средоточие добродетели: жизнеописание британского натуралиста Т.Э. Найта (1841) Проблемы деятельности ученого и научных коллективов, 2022. № 8 (38). (год публикации - 2022)

8. Шпак Г.В. Функция утопии в конструировании натурфилософских моделей познания в Англии XVII века Социальные, культурные и коммуникативные практики в динамике общественного развития: сб. науч. ст., ГрГу им. Янки Купалы - Гродно: ГрГУ, 2022. (год публикации - 2022)

9. Шпак Г.В. Образ научных сообществ в английской утопии XVII века на примере сочинения М. Кавендиш «Пылающий мир» Проблемы деятельности ученого и научных коллективов, 2022. № 8 (38). (год публикации - 2022)

10. Шпак Г.В. Древнерусские хожения и российские травелоги нового времени: темпоральные коррективы репрезентативных практик Quaestio Rossica, 2022. № 5. (год публикации - 2022)

11. Шипицына Ю.С. Общенаучный и национальный языки в трудах английских и русских ботаников XVIII в. Компаративные филологические исследования в эпоху глобализации, под ред. Сидоровой О.Ш., Назаровой Л.А., Орловой О.Ю. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2022. (год публикации - 2022)

12. Созинова К.А. Воспитание чтением: изменение подходов к женскому образованию в Англии XVIII в. Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности. Материалы XV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Пенза, 29 сент. – 2 окт. 2022 г. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова, А.В. Жидченко : в 2 ч. М.: ИЭА РАН, 2022. Ч. 2. С. 207-210. (год публикации - 2022)

13. Шипицына Ю.С. «Феникс среди женщин»: репутация ботаника леди Энн Монсон (1727–1776) Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности. Материалы XV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Пенза, 29 сент. – 2 окт. 2022 г. / отв. ред. Н.Л. Пушкарева, сост. А.И. Громова, А.В. Жидченко : в 2 ч. М.: ИЭА РАН, 2022. Ч. 1. С. 301-304. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Во второй год реализации проекта научный коллектив работал по следующим направлениям: 1. Реконструкция лексикона идеи «общего блага» в рамке когнитивно-семантических соответствий ценностной «картины мира» двух культур в переходную эпоху шла на трех сопоставительных уровнях: уровень теоретико-методологического обобщения, уровень конкретно-исторического анализа и уровень акторно-сетевого пространства. На первом уровне анализ выстраивался вокруг трех измерений «общего блага»: 1. научное знание как благо; 2. государство как благо; 3. морально-этический канон как благо. Было выявлено, что переводимость понятий из одного культурного кода в другой на каждом из этих измерений разнится. Язык «республики ученых» характеризуется своей универсальностью и прозрачностью. В то время как сопоставление политического языка двух культур XVII–XVIII вв. показывает резистентность переводимости понятий с языка одной культуры на другой. Схожая картина наблюдается в области морально-этических ценностей. На уровне конкретно-исторического анализа был сделан вывод о резко возросшем интересе к концепту «общего блага» в когнитивно-риторическом пространстве двух культур второй половины XVII в., о множественности и конфликтности его смыслов и значений. Однако к концу XVII в. понятие «commonwealth/общее благо» оказалось дискредитированным и его место заняло новое понятие «common good/общая польза». 2. Воссоздание акторно-сетевого пространства практик интеллектуалов в контексте становления новой культурной идентичности в Британии и России в середине XVII – середине XVIII в. В России кризис рубежа XVII-XVIII вв. проявился в противоборстве «филопротестантов», «филокатоликов», «грекофилов» и «латинствующих». В Британии же напряженность обозначилась в дискуссии между «богохульниками»/«freethinkers», натуралистами (знание, основанное на человеческом разуме), представителями англиканской церкви и «неприсягнувшими» священниками. Особое внимание было уделено концепции «общего блага» в трудах таких интеллектуалов эпохи как Э. Берк, Дж. Бэнкс, Т. Гатейкер, И. Дамаскин, лорд Дан, Д. Дефо, М. Кавендиш, Э. Коллинз, Дж. Локк, Ф. Прокопович У. Петти, Д. Ростовский, А. Смит, Дж. Толанд, Р. Уоллес, Э. Хейвуд, Дж. Ходжес, С. Яворский и др. Зафиксировано, что к 20–30-ым гг. XVIII в. полемическая напряженность интеллектуального дискурса и акторно-сетевого пространства резко снижается, что определялось победой Левиафана как бюрократического государства и формированием дискурса национализма как новой имперско-государственной мифологии и идеологии. 3. Апробация полученных результатов исследования с целью разработки концепции коллективной монографии «Идея общего блага в интеллектуальном дискурсе Британии и России в эпоху Перемен (XVII–XVIII вв.)». нашла свое отражение в подготовке серии рубрик в отечественных рецензируемых изданиях: 1. в Вестнике Рязанского государственного университета им С.А. Есенина была опубликована серия статей, объединенных идеей «пороков и добродетелей» в русском и британском обществах в ситуации системного кризиса рубежа XVII-XVIII вв. (2023. № 2 (79)); 2. Тематический выпуск «По ком звонит колокол» в журнале «New Past» Южного федерального университета посвящен идее имперской идентичности (2023. № 2); 3. Альманах интеллектуальной истории «Диалог со временем», рубрика «Идея Общего блага и кризис ценностей в эпоху перемен» (2023. Вып. 85). Также было опубликовано монографическое исследование Г.В. Шпака, посвященное интеллектуальному наследию английской писательницы М. Кавендиш. Общая концепция коллективной монографии, круг авторов и идей определились в дискуссиях как с отечественными, так и зарубежными специалистами по теме гранта в ходе научных семинаров и международных научных конференций в течение всего 2023 г. 4. Формирование обширной базы данных виртуального музея «Эпоха перемен. Интеллектуалы, Власть и Общество в Британии и России XVII-XVIII вв.». Было написано 250 статьей (объемом 2 тыс. знаков каждая) и подобран сопроводительный библиографический и визуальный материал к ним (около тысячи иллюстраций). Совместно с командой IT-разработчиков создан дизайн-проект виртуального музея для его размещения на домене urfu.ru. Согласно сценарию прохождения виртуального пространства музея были определены следующие разделы: 1. Освоение пространства; 2. Подчинение природы; 3. Рождение государства Левиафан; 4. Испытание верой; 5. Строительство империи; 6. Осознание жизненного пути; 7. Искоренение пороков; 8. Воспитание нового человека. Запуск виртуального музея запланирован на второй квартал 2024 г. Уникальный проект виртуального музея призван актуализировать значимое для современного человека концептуальное пространство «общего блага» в виде информационного ресурса. 5. Организация дискуссий по теме проекта и апробация полученных результатов были реализованы в 67 докладах на 19 научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровня. Из них 45 докладов были зачитаны на научных семинарах и тематических секциях, организованных в рамках проекта. Удалось принять участие в конференциях стран ближнего зарубежья и Востока: две международные конференции в республике Беларусь, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы (12–14 апреля 2023 г., 23–24 ноября 2023 г.); международная научно-практическая конференция Института социологии НАН Беларуси (Республика Беларусь, Минск, 9-10 ноября 2023 г.), международный научно-практический семинар (Республика Армения, Ереван, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, 30 января – 3 февраля 2023 г.), III Международный форум преподавателей русского языка и литературы (Исламская Республика Иран, Тегеран, 25-26 февраля 2023 г.). Результаты проведенных за прошедший год исследований нашли отражение в 38 публикациях, в том числе 9 статьях (Scopus, WoS), из которых 7 – Q1, а также было опубликовано 20 статей уровня РИНЦ, 8 тезисов РИНЦ и одна монография.

 

Публикации

1. Высокова В. В., Шипицына Ю. С. Лоррейн Дастон о континууме «социального» и «природного»: новая оптика междисциплинарности в истории научного знания Беззаветное служение науке и образованию: К 100-летию со дня рождения О.М. Медушевской: Сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. Москва, 6 октября 2022 г., М.: РГГУ. С. 112-119. (год публикации - 2023)

2. Высокова В.В. Трилогия Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо: опыт перевода и адаптации на русский язык Issledovatel'skiy Zhurnal Russkogo Yazyka I Literatury, № 2. С. 22–35. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52547/iarll.22.2

3. Высокова В.В., Киселев М.А. Представления о власти и государстве в русской политической мысли: трудности компаративного подхода Quaestio Rossica, № 4 (год публикации - 2023)

4. Высокова В.В., Майоров К.В. Инкорпорация vs федерация: Д. Дефо и шотландские интеллектуалы об Унии 1707 г. The New Past, № 2. С. 22–35. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-2-22-35

5. Гаврилин Б.А. Крестовый поход Эдмунда Бёрка против мира с цареубийцами (1795) Диалог со временем, № 82. С. 386–395. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2023.82.82.027

6. Гаврилин Б.А. Ирландия в интеллектуальном наследии Эдмунда Бёрка (на примере сочинения «Краткая история Англии») The New Past, № 2. С. 64–72. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-2-64-72

7. Калинина А.Д. Празднолюбие и гордыня в аксиологии проповеди конца XVII в. Церковь. Богословие. История., № 4. С. 362–369. (год публикации - 2023)

8. Киселев М. А. Петр I и законознатель Пуфендорф Диалог со временем, Вып. 85. С. 140-157. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2023.85.85.005

9. Киселев М.А. Провозглашая "всеобщее благо"? Манифест Петра I о вызове иностранцев в Россию 1702 г.: историографические и эдиционные аспекты История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды: сборник статей Международной научно-практической школы-конференции молодых ученых (24-27 октября 2023 г.), М. : ИРИ РАН. С. 35-42. (год публикации - 2023)

10. Попович А.И. Мученики на государевой службе: идеология и «лагерные проповеди» рубежа XVII–XVIII вв. The New Past, № 2. С. 36–50. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-2-36-50

11. Попович А.И. О чем молчал Стефан Яворский? Непроизнесенные проповеди как уравнение с несколькими неизвестными Quaestio Rossica, № 4 (год публикации - 2023)

12. Попович А.И. Война и мир в проповедях Стефана Яворского Диалог со временем, Вып. 85. С. 123-139. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2023.85.85.004

13. Попович А.И. Смерть и жизнь «на общую пользу» в Петровскую эпоху: две проповеди Стефана Яворского Герменевтика древнерусской литературы, Сборник 22 / Ин-т мировой лите- ратуры РАН; гл. ред. О.А. Туфанова. М.: ИМЛИ РАН, 2023. С. 83–138. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22455/HORL.1607-6192-2023-22-83-138

14. Репина Л.П. Образы "истинного гражданина" и "патриота" в русском проповедническом дискурсе последней четверти XVIII века Issledovatel'skiy Zhurnal Russkogo Yazyka i Literatury, Vol. 11. Iss. 1. P. 91-111. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52547/iarll.21.5

15. Репина Л.П. “Политическая анатомия” и идея общественного богатства от Уильяма Петти до Адама Смита Новая и Новейшая история, № 6. С. 5-17. (год публикации - 2023)

16. Соболева Л. С., Калинина А. Д. Образ дьявольского пира в проповеди XVII века как средство противостояния пьянству Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина., № 2 (79). С. 88–100. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37724/RSU.2023.79.2.009

17. Соболева Л.С. Cross-Cultural Communication: Pragmatics and the Search for Meanings Quaestio Rossica, № 4. (год публикации - 2023)

18. Соболева Л.С., Калинина А.Д. Духовное просвещение и благочестие в проповеди конца XVII века Язык и текст, - (год публикации - 2023)

19. Созинова К.А. «Истории нечем поживиться от этих писем»: переводы «Писем леди Рондо» (1728–1739) в России XIX в. Issledovatel'skiy Zhurnal Russkogo Yazyka i Literatury, Vol. 11. Iss. 2. P. 147-164. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52547/iarll.22.8

20. Созинова К.А. Элиза Хейвуд vs маркиз Галифакс: кризис морально-этических ценностей в Британии в конце XVII — первой половине XVIII века Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, № 2 (79). С. 58–68. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37724/RSU.2023.79.2.006

21. Шипицына Ю. С. "Науки меж собой никогда не воевали": Джозеф Бэнкс и англо-французское научное сотрудничество в период революционных и наполеоновских войн Вопросы истории естествознания и техники, - (год публикации - 2023)

22. Шипицына Ю.С. Репрезентация эпистемических добродетелей в журнале «Растущий виноград» (1785–1787) Issledovatel'skiy Zhurnal Russkogo Yazyka i Literatury, Vol. 11, Iss. 2. P. 203-220. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52547/iarll.22.11

23. Шипицына Ю.С. Два путешествия растений из Англии в Россию в 1795 и 1814 гг. Философические письма. Русско-европейский диалог, Т. 6, № 3. С. 90–107. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/2658-5413-2023-6-3-90-107

24. Шипицына Ю.С. Оправдание Джона Локка: "натурализация" британского империализма? Вестник Пермского университета. История., № 3(62). С. 5–17 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17072/2219-3111-2023-3-5-17

25. Шипицына Ю.С. История науки о проблеме антропоцена и деконструкции Траектория исследования: Человек, Природа, Технологии, № 4. С. 37-43. (год публикации - 2023)

26. Шипицына Ю.С. Энтузиазм как эпистемическая добродетель в британской научной культуре второй половины XVIII — первой четверти XIX века (на примере натуралиста Дж. Бэнкса) Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2, № 2 (79). С. 69–80. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37724/RSU.2023.79.2.007

27. Шпак Г.В. Талант и тщеславие: конфликт личности и общества в творчестве Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкаслской The New Past, № 2. С. 51–63. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-2-51-63

28. Шпак Г.В. Языковые практики и систематизация сведений о Русском царстве в Англии второй половины XVI – нач. XVII вв. Issledovatel'skiy Zhurnal Russkogo Yazyka i Literatury, Vol. 11, Iss. 2. P. 165-182. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52547/iarll.22.9

29. Шпак Г.В. "Варварское прошлое" или "дряхлая современность"? Формирование концепта "приумножение знаний" в эпоху Елизаветы и Якова I ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВАРВАРСТВО: ФИЗИЧЕСКОЕ И ВЕРБАЛЬНОЕ ВАРВАРСТВО, М.: Аквилон. С. 227-242. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2023.12.12.013

30. Шпак Г.В. Воображаемые миры Маргарет Кавендиш. Наука и утопия в Англии XVII века. С переводом утопии «Пылающий мир» : монография Воображаемые миры Маргарет Кавендиш. Наука и утопия в Англии XVII века. С переводом утопии «Пылающий мир» : монография / Г. В. Шпак. – Москва : Институт всеобщей истории РАН, Москва : Институт всеобщей истории РАН. 320 с. : ил. (год публикации - 2023)

31. Высокова В.В. Богохульство, или «рассуждения о чудесах» в интеллектуальном дискурсе Британии на рубеже XVII–XVIII вв. Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XVIII Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 12 мая 2023 г.), Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. С. 57-60. (год публикации - 2023)

32. Гаврилин Б.А. Этическое обоснование борьбы за права католиков в работах Джорджа Беркли Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XVIII Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 12 мая 2023 г.), Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. С. 61-62. (год публикации - 2023)

33. Попович А.И. Мир не может быть без правды»: проповеди Стефана Яворского 1700-х гг. и исправление нравов Источниковедение литературы и языка. Междунар. науч. конф., посв. памяти Е. И. Дергачевой-Скоп (Новосибирск, 18–20 октября 2023 г.) : сб. материалов., овосибирск : СО РАН. С. 85–86. (год публикации - 2023)

34. Шипицына Ю.С. Эпистемические добродетели в трудах английских и русских натуралистов второй половины XVIII вв. История науки и техники: источники, памятники, наследие: четвертые чтения по историографии и источниковедению истории науки и техники: к 300-летию РАН: материалы международной научной конференции, Москва, 7–8 ноября 2023 г., Иваново : ПресСто. С. 293-295. (год публикации - 2023)

35. Шипицына Ю.С. Из порока в добродетели: натурализация как стратегия этического оправдания в «письме об энтузиазме» (1708 г.) Э. Э. Купера, третьего графа Шефтсбери Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XVIII Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 12 мая 2023 г.), Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. С. 113-115. (год публикации - 2023)

36. Шипицына Ю.С. «Книга молочника» леди Доротеи Бэнкс и эпистемические добродетели в семье Джозефа Бэнкса Семейное, женское, повседневное в историко-антропологическом измерении : Материалы XVI Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кострома, 05–08 октября 2023 года, Кострома: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. С. 338-340. (год публикации - 2023)

37. Шпак Г.В. Вопрос о свободе творчества в контексте «спора о древних и новых» в сочинениях М. Кавендиш, герцогини Ньюкасл Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XVIII Всероссийской научной конференции (г. Астрахань, 12 мая 2023 г.), Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева. С. 116-118. (год публикации - 2023)

38. Шпак Г.В. Натурфилософские сочинения Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл, в свете новейшей историографии Семейное, женское, повседневное в историко-антропологическом измерении : Материалы XVI Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кострома, 05–08 октября 2023 года, Кострома: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2023. С. 110-113. (год публикации - 2023)

39. - Сотрудники вуза с коллегами из Армении организовали научный семинар Портал Уральского федерального университета, 9 февраля 2023 г. (год публикации - )

40. - Сотрудники вуза выступили на форуме Иранской ассоциации русского языка и литературы Портал Уральского федерального университета, 20 марта 2023 г. (год публикации - )

41. - В вузе вышла монография о проповедях из уникального рукописного сборника XVII века Портал Уральского федерального университета, 10 апреля 2023 г. (год публикации - )

42. - Издан первый в России перевод «Пылающего мира», а также первая в России монография посвященная Маргарет Кавендиш Портал Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета, 20 октября 2023 г. (год публикации - )

43. - Виртуальный музей «Эпоха перемен. Интеллектуалы, Власть и Общество в Британии и России XVII–XVIII вв.» будет запущен на сайте УрФУ во втором квартале 2024 г. Портал Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета, 8 декабря 2023 г. (год публикации - )