КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00529

НазваниеРеликты астрономических традиций в культуре древних земледельцев Средней Азии по этнографическим данным.

РуководительДубова Надежда Анатольевна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология

Ключевые словаСредняя Азия, Таджикистан, Узбекистан, этнография, таджики, узбеки, календарь, земледелие, скотоводство, астрономические знания, математическое моделирование

Код ГРНТИ03.61.91


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Задачей настоящего исследования является изучение астрономических представлений, традиций и знаний земледельцев Средней Азии, прежде всего Припамирского региона. Исследование предполагает обобщение и новое осмысление данных, полученных исследователями начала и середины ХХ в., а также целенаправленный сбор новой этнографической информации астрономического характера, проверку всех астрономических сведений с помощью математического моделирования и реконструкцию астрономических знаний древних земледельцев. Комплексное изучение реликтов астрономических традиций региона является актуальным, поскольку, несмотря на то, что этнографами было собрано достаточно много сведений астрономического характера, они представляются отрывочными и не были должным образом проанализированы и обобщены. Хотя с момента публикации основных работ прошло более полувека, до сих пор наука не имеет цельного представления о системе астрономических знаний земледельцев Средней Азии. Одной из возможных причин текущего положения дел является то, что данным вопросом не занимались профессиональные астрономы. Задачей проекта является построение на основе этнографических и исторических данных не противоречивой системы астрономических знаний земледельцев Средней Азии с помощью применения математического моделирования и методов оптимизации. Реконструкцию планируется строить таким образом, чтобы она была применима и для других территорий. Результатом исследований будет, прежде всего, подробное описание современных астрономических представлений жителей Припамирья и Нуратинских гор. Предполагается получить данные о связи этих представлений с сельскохозяйственным календарем, а также провести критический анализ ранее известных материалов по этой теме по литературным данным с бытующими представлениями в наши дни, а также другие аспекты затрагиваемой проблемы. Результаты будут изложены не менее чем в 8 статьях в ведущих изданиях и доложены на международных научных форумах.

Ожидаемые результаты
Основной задачей исследования является изучение астрономических представлений, традиций и знаний земледельцев ряда областей Средней Азии, в том числе Припамирского региона (Таджикистан) и области Нуратинских гор (Узбекистан). По результатам исследований планируется выпустить не менее 8 статей в изданиях, рецензируемых в WoS или Scopus. В результате исследования планируется прежде всего, получить подробное описание современных астрономических представлений жителей Припамирья и Нуратинских гор, а также реконструкцию их астрономических навыков и знаний. В настоящее время мы располагаем систематизированной, но недостаточно полной и не обработанной в должной мере информацией, которая, как показала практика прошедших ~50 лет, так и не была востребована в работах других исследователей. Нашей задачей является построение с помощью методов математического моделирования на основе этнографических данных непротиворечивой системы астрономических знаний земледельцев Средней Азии. Реконструкцию планируется строить таким образом, чтобы она была применима и для других территорий. Полученные результаты могут быть использованы для получения представлений о уровне знаний населения в прошлом, а также для составления обобщающих трудов по этнографии данного региона.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году научным коллективом проекта были предприняты мероприятия направленные на изучение календарно-астрономических знаний местного населения различных районов Республики Таджикистан, проведены разведочные работы в Узбекистане и Кыргызстане, проанализированы имеющиеся библиографические сведения по данной проблеме. По специально разработанному вопроснику (25 вопросов, нацеленных на определение базовых знаний звездного неба, на выявление этих знаний с сельскохозяйственным календарем, с жизненными событиями) проведены опросы населения в разных районах Таджикистана. Опрошено 23 информатора в 15 кишлаках Шугнанского района ГБАО, 20 информаторов в 16 кишлаках Рошткалинского района ГБАО и у 8 информаторов в 5 кишлаках Ишкашимского района ГБАО. Разведочные работы по сбору астрономической информации проводились в Бальджуванском (10 информаторов из 5 кишлаков) и Пенджикентском (4 информатора из 3 кишлаков) районах Таджикистана. Проведена встреча с 4 беженцами из Афганского Шугнана, временно проживающими в городе Вахдад (ранее Орджоникидзебад) Таджикистана. Были проведены две полноценные этнографические экспедиции по долинам рек Ягноб и Зеравшан, целью которых являлось изучение народных астрономических знаний, календарных обычаев и праздников, связанных с традиционным хозяйством. В долине Ягноба было опрошено 26 информаторов из 10 кишлаков. Общая длина маршрута составила 55 км. В долине Зеравшана были опрошены 33 информатора из 19 кишлаков. Общая длина маршрута – 140 км. В качестве информаторов выбирались преимущественно наиболее компетентные люди из числа руководителей, учителей и религиозных деятелей. Заметим, что до сих пор в этом регионе подобных исследований не проводилось. На основании материалов участников проекта, полученных в кишлаке Миденшарв Рошткалинского района ГБАО, подготовлена статья, в которой исследована эволюция памирского дома за последние 100 лет, прошедшие со времени изучения памирского жилища М.С. Андреевым (1929 г.). Собранные к настоящему времени материалы показывают, что памирский дом претерпел немалые изменения, связанные с естественным развитием. Появление новых строительных технологий и материалов, распространение проектов, завезенных из других регионов позволило сделать его более удобным для жизни, но это привело к тому, что часть традиционных знаний была потеряна. В их числе счет времени «мард», который молодежь практически не знает, используя григорианский календарь. Связанные с «мардом» отметки определенных дней года, имевшиеся в традиционном памирском доме и еще существовавшие на момент работы М.С. Андреева на Памире, ныне не ставятся. Тем не менее, этот небольшой пример позволяет утверждать, что жители Памира сохранили достаточно много знаний и традиций. Все новые строящиеся дома, делаются согласно памирскому канону, а не по проектам современных дизайнеров. Даже в домах молодых семей современная бытовая техника и мебель, которых раньше не было, размещаются в тех местах, где ранее стояли их традиционные аналоги, а световое отверстие в потолке заменяется стилизованным под него электрическим светильником. В результате реализации проекта в 2022 г. был существенно увеличен ареал, по которому имеются сведения о знании звезд населением Средней Азии: ранее это были фактически несколько ущелий Западного Памира и Дарваза, в настоящее время это еще и долины рек Зеравшан и Ягноб. Получены первые сведения о таких знаниях в Пенджикентском районе Согдийской области, Бальджуванском Хатлонской области, Шугнанском и Ишкашимском ГБАО. а также в Афганском Бадахшане. Наиболее ценные результаты (те, которые возможно в настоящее время охарактеризовать) дали экспедиции в долинах рек Ягноб и Зеравшан. В двух последних регионах были получены следующие результаты. Население до сих пор использует звезды для определения времени начала полевых работ и ряда традиционных праздников. Старшее и среднее поколение знает и может идентифицировать звезды ситораи Хунук (α Большого пса), Муллосангин (α Лиры) и астеризмы: Парвин/Семь братьев (Плеяды) и Тарозу (группа звезд ζ, ε, δ Ориона), которые являются маркерами в сельскохозяйственной и культурной жизни местного населения. Например, при появлении ситораи Хунук начинают готовиться к зиме: убирают урожай, отгоняют скот с летних пастбищ на зимние, убирают с просушки топак, перестают поливать растения, не собирают лекарственные травы. Кроме того, некоторые жители умеют находить Полярную звезду, знают созвездия Большой и Малой Медведицы (Дубби Акбар и Дубби Асгар), и некоторые зодиакальные созвездия, совпадающие с названием арабских месяцев, например Асад = Лев, Сумбула = Дева. Поскольку знание этих созвездий было впервые зафиксировано А.А. Бобринским и М.С. Андреевым в Памирском регионе еще в XIX в., сложно определить откуда они известны современному населению. Это могут быть как реликты народных знаний, так и приобретенные знания в процессе обучения в советской школе. Сведения о знании звезд, полученные в ходе анкетирования жителей ГБАО, наряду с информацией, собранной в ходе поездок по Бальджуванскому и Пенджикентскому районам и экспедиций по рекам Ягноб и Зеравшан, позволят по каждому из объектов (звезде) составить характеристическую карту с ареалом ее распространения. Однако, для этого необходимо продолжить сбор этой же информации в других районах. Изучены календарные обычаи, связанные с определением момента наступления традиционных народных праздников (Навруз, Сада, Джуфт баророн) и приметными днями – солнцестояниями, которые соответствуют началу зимы и лета. В разных районах даты праздников различаются. Например, в Ягнобе Навруз отмечается в период с 17 по 22 марта, а на Зеравшане в ряде кишлаков его начинают праздновать, начиная с 4 марта. То же самое касается праздника первой запашки Джуфт баророн. В зависимости от климатических условий он может отмечаться в одно время с Наврузом, или на 2-3 недели раньше него. Время наступления всех праздников определяется по приметным местам на профиле гор, которые индивидуальны для каждого кишлака. Было неожиданным, что больше половины азимутов относится к явлению захода Солнца, а не к восходу. Но это имеет простое объяснение – все азимуты являются «сигнальными», то есть по ним определяли время, когда уже можно праздновать Навруз, а сам день празднования назначали на удобное время. Также опросы показали, что никто из современных жителей Ягноба и Зеравшана не знает счет времени по телу человека (мард) и даже ничего о нем не слышал. Однако это не означает, что этот счет никогда здесь не существовал. Проведены разведочные исследования в 5 кишлаках Нуратинского района Навоийской области Узбекистана. Опрошено 12 информантов-мужчин в возрасте 65-80 лет. Предварительно можно говорить о том, что представления о звездах, как и в отношении времен года по звездам во многом исходит из школьного курса. В настоящее время в быту и в занятии сельским хозяйством активно используются цифровые технологии (использование прогноза погоды, и др.). Надо добавить, что в определенных случаях со стороны государственных структур приходят распоряжения о времени сева и сбора того или иного вида сельскохозяйственных культур (в первую очередь хлопка). Для определения различных религиозных праздников и событий верующие пользуются лунными календарями, выпущенными духовным управлением мусульман Республики Узбекистан. Составлены предварительные маршруты поездок для сбора материала на 2023 год. В Таджикистане это Ховалингский район Хатлонской области, Сангворский и Ляхшский районы республиканского подчинения. В последнем из перечисленных имеется значительное число не только таджикских но и киргизских поселков. В Узбекистане это Нуратинский район Навоийской области, а также Сарыасийский и Шерабадский районы Сурхандарьинской области. В Кыргызстане это Жумгальский, Ат-Башинский и Нарынский районы Нарынской области, Аламудунский район Чуйской области, Таласский район Таласской и Иссык-Кульский район Иссык-Кульской области, а также населенные пункты Чуйской области. Будут предприняты усилия для сбора материала в Марыйском и Ахалском велаятах Туркменистана.

 

Публикации

1. Антонова Н.А., Дубова Н.А., Наврузбеков М.Н., Никикфоров М.Г. Современный памирский дом и счет времени по материалам кишлака Миденшарв Рошткалинского района Вестник археологии, антропологии и этнографии, - (год публикации - 2023)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Задачами работ 2023 г. был сбор полевого материала по ряду районов Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, ранее не охваченных исследованием, а также разработка данных, собранных в опубликованных изданиях и в результате полевых исследований 2022 -2023 гг. Для этого использованная ранее опросная анкета была переведена и частично адаптирована (введены названия звезд и астеризмов, известные по публикациям) на киргизский, туркменский и узбекский языки. Часть уточнений проводилась в процессе полевых исследований. В результате исследования в Киргизии было опрошено 64 жителя Нарынской, Иссык-Кульской и Чуйской областях. Звездочет (эсепчи) Ш. Черекчиев (1945 г.р.) из аула Эки-Нарын более 20 лет составляет народный календарь, основанный на тогоолах – соединениях Луны и Плеяд, для жителей своего аула. Изучение этих календарей дает возможность оценить точность календаря, понять алгоритм его составления и таким образом, получить знания о звездах, которыми владели ранее. Среди звезд самым известным объектом у киргизов является астеризм Уркор (Плеяды).  Первая утренняя видимость Уркор приходится на 17-20 июня, что совпадает с началом летней чилли (чилде) и началом лета. В начале декабря Уркор ночью стоит в середине неба, а утром заходит на востоке, что является началом зимы и холодов. Считается, что с появлением на небе Уркор поспевают травы и кумыс теряет свои лечебные свойства. На втором месте по известности стоит астеризм Уч-Аркар, который соответствует трем звездам пояса Ориона. К югу от Уч-Архар многие выделяют астреизм Тотой-Мерген, состоящий из «собаки» (звезды 42, 45 Ориона), «оружия» (θ1 и θ2 Ориона) и «охотника» (ι Ориона). Самая яркая звезда земного неба Сириус имеет в Киргизии два названия «Жарык жылдыз» (яркая звезда) и «Сумбуло» и она известна примерно 15% опрошенных. Те, кому Сириус известен, связывают его появление с похолоданием и началом сбора урожая. Киргизы знают и другие звезды, однако нет уверенности в том, что эти знания являются народными, а не приобретенными в школе. Более половины опрошенных в Киргизии утверждает, что до 1991 г. они ничего не знали о празднике Нооруз (Навруз). Среди женщин часто встречается ответ, что они узнали о Ноорузе когда вышли замуж и сменили место жительства. Никто не смог объяснить, каким образом ранее определяли дату Навруза, и почему киргизский национальный праздник имеет персидское, а не киргизское название. Большая часть опрошенных утверждает, что не знает Праздник первой запашки, который в соседнем Таджикистане называется «Джуфт баророн» (вывод быков) или «Гевхонук» (тренировка быков). Хотя для киргизов традиционным видом занятия является скотоводство, большая часть опрошенных считает себя и скотоводами и земледельцами, объясняя это тем, что они делают посевы под корм скоту. Важной задачей проекта были выезды в те регионы, где материалы собирались М.С. Андреевым в 1929 г. и М.Р. Рахимовым в 1950-е годы (долина р. Хингоу в Дарвазе) и в еще не охваченные районы ГБАО. В результате работы по проекту в долине реки Хингоу опрошено 56, а в долине реки Язгулем 19 информаторов. В результате разведки на Дарвазе удалось опросить 7 информаторов. Наиболее известной звездой в этих регионах (почти 90% опрошенных) является Сириус = Ситораи Хунук (Холодная звезда), который является маркером начала осени и времени сбора урожая. Второе место по популярности занимают Плеяды, которые в бассейне Хингоу и на Дарвазе называются Парвин, а в Язгулеме – Хваг. На Дарвазе и в Язгулеме появление Парвин является маркером начала сенокоса. Плеяды знают примерно две трети опрошенных. Чуть менее информаторов знают астеризм Тарозу, который уверенно отождествляется с тремя яркими звездами пояса Ориона. Существенно новой информацией является то, что именно по заходу этих звезд раньше определяли наступление Навруза. От шести информаторов из долины реки Хингоу мы узнали об астеризме Курица и Цыплята (Мург ва чӯҷаҳо). Согласно нашей реконструкции, основанной на различных методах, эти объекты уверенно отождествляются со звездой Альдебаран (α Тельца) и рассеянным звездным скоплением Гиады (Цыплята) среди которых виден Альдебаран. Два информатора из кишлаков Андарбаг (Язгулем) и Зинг (Дарваз) рассказали о звезде Ангур, которая отождествляется с Арктуром (α Волопаса). Заметим, что оба информатора дали практически одинаковое описание этой звезды, хотя они не знакомы и живут более чем в 100 км друг от друга. В кишлаке Ёгед знают о созвездии Дастархан Фатимы (Суфраи биби олам), состоящем из пяти ярких звезд-лепешек, расположенных в виде буквы «W», которые окаймлены прямоугольником из тусклых звезд. Это созвездие уверенно отождествляется с Кассиопеей. Кроме перечисленного, есть звезды и созвездия, о которых информаторы, знают, однако, либо мы пока не смогли надежно идентифицировать на небе, либо эта информация была получена только от одного человека и не может быть надежной. Информаторы разделяют праздники на «исторические», про которые им известно, что они отмечались раньше, и те, которые для них важны сейчас. Всем известны периоды и дни начала большой (зимнее солнцестояние) и малой (начало счета по телу человека - хисоби мард) чилли. Начало счета хисоби мард в Язгулеме и на Дарвазе соответствует празднику Граваш, который, возможно, аналогичен празднику Сада. При этом язгулемцы утверждают, что им Сада не известен, а в долине Хингоу этих праздников не знают вообще. Навруз на всех упомянутых территориях отмечался около 18 марта. Его определяли по движению Солнца на профиле гор, по заходу трех ярких звезд из пояса Ориона, и с помощью счета по телу человека. Первую запашку земли в Язгулеме проводили одновременно с Наврузом, и этот праздник назывался Гевханук (тренировка быков). В долине реки Хингоу этот же праздник имеет название Джуфт баророн (как и на севере Таджикистана) и отмечался на 1-2 недели позже. Праздник жатвы пшеницы Тиргон, который сейчас приобрел в Таджикистане официальный статус, никому на исследованных территориях не известен.  Аналогично обстоят дела и с другим современным государственным праздником Мехргон, который посвящен сбору урожая. Работы проводились в нескольких кишлаках Аштского и Исфаринского районов Таджикистана, где опрошено 25 информаторов. Можно сказать, что знание звезд населением плохое. Даже Ситораи Хунук (Сириус) знают всего несколько человек. Почти никто из опрошенных не знает созвездие Большой Медведицы и положение на небе Полярной звезды. Интересно, что многие, в отличие от Памира и других южных районов Таджикистана, и в наши дни празднуют Сада (проводы зимы и ожидание прихода весны). Некоторые информаторы помнят и могут подробно описать Праздник первой борозды (Джуфт баророн). Сейчас практически нигде не проводится. Но, безусловно, какие-либо выводы делать до анализа всего собранного материала по этим регионам рано. Был реализован сбор этнографического материала на юго-западе Узбекистана (Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области). Опрошено 11 информаторов. Данные обрабатываются, так же как и материалы, собранные по туркменам, которые в настоящее время надо рассматривать как предварительные (опрошено всего 5 человек в двух регионах). Работы планируется продолжить. Продолжалась обработка и систематизация имеющихся материалов по всем указанным регионам (как собранных в поле, так и литературных). Опубликованы три статьи: «Современный памирский дом и календарно-астрономические знания памирцев», «Календарно-астрономические представления жителей долины реки Ягноб», «Звезды в жизни населения долины реки Зеравшан». Приняты к печати две статьи: по результатам работ в Кыргызстане и по долине р. Язгулем. Результаты работ по проекту были доложены на XV Конгрессе антропологов и этнологов России (Санкт-Петербург) (Никифоров, Дубова «Реликты народных астрономических знаний ягнобцев). 17 ноября 2023 г.  в Центре восточной литературы РГБ организована и успешно проведена Международная конференция «Традиционная культура и верования народов Средней Азии», где был сделан доклад М.Г. Никифорова с соавторами «Реликты астрономических знаний народов Средней Азии». 

 

Публикации

1. Антонова Н.А., Дубова Н.А., Наврузбеков М.Н., Никифоров М.Г. Звезды в жизни населения долины реки Зеравшан Вестник антропологии, Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 26–41. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-3/26-41

2. Антонова Н.А., Дубова Н.А., Наврузбеков М.Н., Никифоров М.Г. Современный памирский дом и календарно-астрономические представления памирцев. Вестник археологии, антропологии и этнографии., ВЕСТНИК АРХЕОЛОГИИ, АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ, 2023. № 3(62). С. 170-181 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20874/2071-0437-2023-62-3-15

3. Гуломшоев С.А., Дубова Н.А., Никифоров М.Г., Полякова М.К. Календарно-астрономические представления жителей долины реки Ягноб ВОСТОК. АФРО-АЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, Восток (Oriens). 2023. № 3. С. 60–73. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S086919080025780-5

4. Гуломшоев С.А., Дубова Н.А., НИкифоров М.Г., Полякова М.К. Астрономические знания язгулемцев Восток (Oriens), Восток (Oriens), 2024. № 2 (год публикации - 2024)

5. Дубова Н.А., Кадырбекова Т.К.., Никифоров М.Г. Звездный календарь киргизов Вестник антропологии, Вестник антропологии. 2024. № 2 (год публикации - 2024)