КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00533

НазваниеПризнание, различение и эмоциональные драйверы действия: культурно-символическое измерение социальной мобильности

РуководительИванова Алина Евгеньевна, Кандидат педагогических наук

Прежний руководитель Кузьмина Юлия Владимировна, дата замены: 31.01.2023

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые слованеравенство; культура; эмоции; когнитивные процессы; социальное признание; достоинство; социология культуры; смешанные методы, образовательные притязания, карьерные притязания

Код ГРНТИ04.21.51


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Неравенство — одна из наиболее острых социальных проблем, с которой усиленно борются как развивающиеся, так и развитые страны. Социальное неравенство создает барьеры на пути экономического роста и социальной стабильности государства, препятствует развитию человеческого капитала, благополучию и благосостоянию людей. Исчерпывающих мер преодоления неравенства до сих пор не разработано, оно по-прежнему воспроизводится во всех странах мира. Несмотря на то что неравенство приводится в действие экономическими силами, исключительно экономические меры, например, выделение дополнительных финансовых ресурсов группам, испытывающим социальные дефициты, не могут привести к устойчивому повышению их социального положения и жизненных шансов — в этом один из парадоксов неравенства. Иными словами, если мы рассматриваем неравенство как чисто экономическую проблему, то, во-первых, мы не сможем объяснить те его эффекты, которые и делают его столь важной социальной проблемой (маргинализация больших социальных групп, утрата социальной связности, доверия, а в пределе и снижение легитимности социальных институтов); а во-вторых, преодолеть эти последствия, выстраивая эффективную социальную политику. Актуальные направления развития социальной теории и эмпирических исследований дают ключ к решению обозначенного выше парадокса, указывая на значимость культуры в процессе воспроизводства социального неравенства. Однако до сих пор остается не изученным, какие культурные механизмы влекут за собой воспроизводство социального положения, а также в каких социальных контекстах они приобретают особую роль. Это проблема фундаментальной значимости, поскольку именно социальная мобильность как ключевая динамическая характеристика неравенства является также и ключом к его преодолению — главным образом через образование и профессиональную карьеру. Исходя из этого, основной целью проекта является изучение связи культуры и успеха построения образовательной и карьерной траектории молодежи, с опорой на новые ресурсы социологии культуры и неравенства. Для достижения цели проекта мы вводим в рассмотрение три культурных механизма, отвечающих за воспроизводство социального неравенства — различение, эмоциональные драйверы действия и признание. Каждый из этих механизмов играет решающую роль в принятии образовательных и карьерных решений, успех которых в конечном итоге обеспечивает индивиду повышение собственного социального положения посредством имеющихся социальных лифтов. В ходе проекта будет разработана концептуальная модель, описывающая механику и взаимодействие этих социальных процессов, а именно того, как 1) различительные способности молодежи — имеющийся у них “культурный инструментарий” (cultural toolkit) для навигации внутри образовательных институтов; 2) эмоциональные драйверы действия, уровень образовательно-карьерных притязаний, задающих “планку амбиций” и горизонты планирования; 3) признание — осознание собственной ценности и достоинства — влияют на притягательность тех или иных жизненных стратегий, совершение определенных выборов и принятие решений, и, как следствие, реализацию социальной мобильности. В ходе исследования будет изучен каждый из обозначенных культурных механизмов неравенства. Это предполагает, с одной стороны, глубокую теоретическую проработку изучаемых феноменов и анализ существующих исследований о связи каждого культурного механизма с принятием образовательно-профессиональных решений и ее контекстуальной специфике, с другой — комплексную и многоступенчатую эмпирическую работу, включающую разработку методологии, сбор и анализ данных. Для реализации этих задач будет проведен комплексный анализ литературы в тематике исследования, на основе которого будет разработан концептуальный подход к анализу связи культуры и неравенства, а также предложены релевантные методологические решения, измерительные инструменты и индикаторы; проведен анализ имеющихся данных лонгитюдных исследований “Траектории в образовании и профессии” (далее - ТрОП) и “Меченый атом”; реализован сбор и анализ эмпирики — опросных данных и биографических интервью. Исследование будет реализовано в логике смешанного дизайна (QUAN-QUAL-QUAN sequential). Первый, количественный этап исследования позволит, во-первых, типологизировать существующие образовательно-профессиональные траектории и оценить их распространенность, во-вторых, зафиксировать существующие проявления неравенства и “изломы” образовательно-профессиональных траекторий и, в-третьих, сформировать контрастные группы с точки зрения проявлений неравенства (представители молодежи с разным социальным бекграундом, выбирающие наименее и наиболее выигрышные сценарии социальной мобильности). Последующий за ним качественный этап позволит изучить роль культурных механизмов — различения, эмоциональных драйверов и признания — в выборе разных сценариев мобильности. Будет проведен как срезовый, так и лонгитюдный качественный анализ, который позволит раскрыть, к каким последствиям для траектории и социальной мобильности приводят разделяемые индивидами системы различения, мотивации, опыт признания. Наконец, в рамках завершающего количественного этапа и сбора данных лонгитюда ТрОП будет статистически оценен вклад каждого из механизмов, выявленных на предыдущем этапе, измерена связь между ними, а также изучена роль контекстуальных переменных в функционировании этих механизмов. Смешанный дизайн исследования позволит комплексно изучить культурное измерение социального неравенства как с точки зрения распространенности определенных сценариев социальной мобильности и влияющих на нее символических факторов, так и с точки зрения смыслов, стоящих за принятием карьерно-образовательных решений современной российской молодежи. Исследование позволит глубоко изучить природу воздействия культурных механизмов на образовательно-профессиональные решения и проследить динамику этих процессов в перспективе индивидуальных траекторий. Полученные результаты позволят существенно продвинуться в понимании культурных и эмоциональных основ неравенства и социальной мобильности и конкретных обстоятельств и механизмов, которые препятствуют представителям непривилегированных социальных групп строить успешную образовательную и профессиональную карьеру, раскрывая свой потенциал. Эти знания могут способствовать разработке более научно-информированной и потому эффективной социальной и образовательной политики.

Ожидаемые результаты
В академическом отношении, проект вносит вклад в быстро растущий в последние 10-15 лет фронтир социологии культуры инеравенства. При этом он фокусируется на вопросах, хоть и актуализированных в новейших исследованиях мировой социологической повестки, но так и не получивших пока исчерпывающих ответов. Исследуя то, как когнитивные и эмоциональные механизмы академической мотивации, культурно-специфические особенности формирования различительной способности в образовательной и карьерной навигации и социальные эффекты неравного социального признания влияют на социальную мобильность, мы рассчитываем сделать важный вклад в понимание как фундаментальных процессов, связанных с неравенством в современном мире, так и их специфических преломлений в российском контексте. С точки зрения общественной значимости, ключевым результатом предлагаемого исследования является детальное описание картины неравенства в среде современной российской молодежи и культурных механизмов его воспроизводства с точки зрения различения, мотивации и признания. Устойчивость неравенства, выраженная, в том числе, в недостаточно эффективной работе социальных лифтов, предполагает направление усилий на преодоление барьеров на пути к восходящей социальной мобильности, что в конечном итоге приведет к повышению социального и эмоционального благополучия россиян, обеспечению легитимации социальных институтов и повышению доверия, укреплению социальной солидарности, восприятию общества как более справедливого и предоставляющего равные возможности для каждого. Обеспечение таких изменений неразрывно связано как с глубоким концептуальным пониманием проблемы неравенства и его культурного измерения, так и с получением актуальных эмпирических данных, позволяющих делать обоснованные выводы и разрабатывать рекомендации для более эффективной реализации реформ. Полученные результаты будут представлены на ключевых российских и зарубежных научных конференциях. Результаты будут также опубликованы в статьях в ведущих российских и зарубежных журналах. Планируется опубликовать не менее 10 статей в научных изданиях, индексируемых Scopus или Web of Science, не менее 8 статей в изданиях входящих в Q1-Q2.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В ходе реализации первого года проекта были достигнуты значимые научные результаты по нескольким направлениям работы: была сформирована теоретико-концептуальная основа для проведения эмпирических исследований; был выполнен ряд эмпирических исследовательских задач, касающихся типологии траекторий и выделения контрастных с точки зрения социальной мобильности групп молодежи, разработаны инструменты для запуска качественного этапа изучения роли механизмов культуры в формировании мобильности. Была сформулирована концептуальная рамка проекта, описывающая механизмы различения, признания и эмоциональных драйверов действия (на основе обширной работы с теоретический и эмпирической литературой), а также были сформулированы гипотезы, связывающие культурные механизмы с мобильностью. Так, было зафиксировано, что символический механизм различения является более общим по отношению к механизмам признания и эмоциональных драйверов действия. Мы полагаем, что представители траекторий, приводящих к восходящей мобильности, не смотря на различие в самих траекториях, разделяют схожие системы различения, и, внутри них, сходные представления о признании и ими движут сходные драйверы действия. В дальнейшем эти гипотезы будут проверены как на данных глубинных биографических интервью, так и на данных статистического анализа. В результате анализа девяти волн лонгитюдного исследования “Траектории в образовании и профессии” методами секвенциального и кластерного анализа разработана типология образовательно-профессиональных траекторий современных выпускников вузов. Первый кластер представляют маршруты с коротким высшим образованием и ранним выходом на работу (18% выборки). Второй кластер составляют траектории с длительным высшим образованием (46% выборки). Наконец, третий кластер объединяет нетрадиционные маршруты (21% выборки). Продемонстрированы значимые отличия выделенных кластеров с “эталонной” линейной траекторией (15% выборки). Изучена роль контекстуальных факторов (социальных, территориальных, институциональных) выстраивания выявленных образовательно-профессиональных траекторий. Было определено, что уровень академических способностей в значительной степени определяет включение в траектории, связанные с более длинным образовательным треком. Чем выше академические успехи, тем дольше индивиды остаются в поле формального образования. Низкий культурный капитал связан с выстраиванием траекторий с коротким высшим образованием, и наоборот – высокий культурный капитал определяет совершение выбора в пользу длинной карьерной траектории. Важную роль для формирования траектории играет и тип населённого пункта, из которого (не)совершается мобильность – так, молодежь из малых городов осуществляет бОльшую линейную мобильность, в то время как молодежь из двух крупнейших городов чаще попадает в транзитные траектории. Был проведен анализ субъективной оценки социальной мобильности представителей современной российской молодежи, а затем – ее сопоставление с выделенной типологией траекторий. Этот анализ показал, что именно удлиненные с точки зрения прохождения образовательного этапа траектории способствуют (повышают шансы) восходящей социальной мобильности, в то время как траектории, связанные с коротким образовательным этапом и быстрым выходом на рынок труда скорее связаны с шансами осуществить нисходящую мобильность. Прекарные (нестабильные) и транзитные траектории связаны с воспроизводством социального положения. Для более глубокого изучения роли культуры в отмеченных структурных различиях и неодинаковых шансов на мобильность были разработаны гайды, спроектирована теоретическая выборка и запущен рекрут информантов для проведения глубинных биографических интервью. Гайд интервью включает 154 основных вопроса и разбит на 6 тематических блоков: прошлое, настоящее, досуг, мобильность, будущее и жизненные ориентиры. Эти тематические блоки распределены в гайде в соответствии с двумя измерениями: биографическим (временным) и измерением социальных сфер (учеба, работа, семья, круги общения). Каждый раздел гайда включает вопросы, позволяющие раскрыть самоощущение и производство признания в отношении других, основные движущие цели индивида и его привязанность к ним, а также горизонты различения (ментальную разметку), на которые опирается индивид при построении траектории, включая систему различения социальной стратификации и иерархии. Проведены все необходимые процедуры для запуска качественного этапа исследования: отобраны участники ТрОП, представляющие интересующие нас контрастные группы; составлен шаблон письма с приглашением к участию в исследовании; проведена рассылка писем на электронные адреса отобранных участников ТрОП. Результаты проекта были представлены в виде одного доклада на Международной российской конференции исследователей высшего образования, а также двух докладов на семинарах Института образования, позволивших обсудить результаты исследования среди узкого круга специалистов и получить важные комментарии относительно развития проекта. План первого года исследовательского проекта был выполнен полностью и позволил сформировать существенный задел для изучения проблематики, связанной с культурными механизмами социальной мобильности, запланированного на второй и третий годы реализации проекта. Ссылки на информационные онлайн-ресурсы, посвященные проекту: https://trends.rbc.ru/trends/education/62d0227e9a794710912218a5 https://iq.hse.ru/news/799536313.html https://ioe.hse.ru/news/792091666.html

 

Публикации

1. Мальцева В.А.,Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов Вопросы образования, № 3. С. 99-148. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

2. - Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ РБК Тренды, - (год публикации - )

3. - Сад расходящихся тропок. Как современная молодёжь выстраивает свой путь в образовании и профессии Научно-образовательный портал IQ, - (год публикации - )

4. - Будущее как в тумане: исследователи рассказали о растущей неопределенности среди выпускников Веб-сайт Института образования НИУ ВШЭ, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В результате второго года проекта проведена большая работа по подготовке к сбору и сбору данных. Были успешно задействованы концептуальные результаты первого года исследования, где разрабатывались концептуальная определения ключевых культурных измерений неравенства — на втором году исследования была осуществлена операционализация ключевых концептов, как для качественного исследования, так и для анкеты. Две команды — работающие с интервью и работающие со статистическими данными — взаимодействовали на протяжении всего года, обеспечивая таким образом общую концептуальную и эмпирическую консистентность проекта. Инструменты, разработанные для статистического измерения культурных механизмов признания и эмоциональных драйверов, создавались с опорой на психометрический подход и показали достаточно высокую валидность и надёжность. В дальнейшем эти инструменты могут быть использованы и в других исследованиях, они являются уникальными разработками как в России, так и в мире. Собранные качественные данные уже показывают высокую плотность материала. Интервью длились не менее полутора часов, в среднем – два часа. Чтобы максимально сохранить плотность данных, интервью проводились дуэтом интервьюеров. Были проведены 3 дата-сессии для формирования предварительных исследовательских сюжетов. Результаты выборочного анализа интервью уже показывают соответствие наших концептуальных гипотез с эмпирическими данными. Молодые люди и девушки, отметившие восходящую социальную мобильность, также отмечают и высокий интерес к работу и вовлечённость в неё, а также реже сталкиваются с предвзятым отношением как в профессиональной среде, так и в более публичных социальных пространствах. Отмечено, что индивиды, осуществляющие мобильность, воспитываются вокруг идеи саморазвития и увлечённости, получают поддержку со стороны различных значимых взрослых, на уровне признания восходящая мобильность характерна для тех, кто опирается на ограниченное количество жестких границ, по которым проходит оценка себя и других людей и отнесение их к определённой классификации. Различительная способность, ассоциированная с восходящей мобильностью, высокая и детализированная. В следующем году фокус исследовательской команды будет помещён на анализ данных. Рабочие команды будут сосредоточены на разворачивании отдельных сюжетов о связи культурных механизмов и мобильности, как восходящей, так и нисходящей. Будет осуществляться поиск факторов, способствующих осуществлению восходящей мобильности. Будут проводиться дата-сессии для плотного анализа интервью и триангуляции интерпретаций. Наконец, будут проводиться совместные встречи команд по направлениям, чтобы сопоставлять интерпретации, получаемые на количественных и качественных данных. Итогом совместной работы станет общая концептуальная модель взаимосвязи культурных механизмов неравенства и социальной мобильности. Будет подготовлено не менее пяти публикаций, из них не менее четырёх на основе эмпирических данных, не менее одной смешанного дизайна, не менее одной публикации на английском языке для публикации в международном рецензируемом журнале.

 

Публикации

1. Кузьмина Ю., Бициоха Я. Опыт разработки русскоязычной версии шкалы межличностной значимости: результаты конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования Сибирский психологический журнал, - (год публикации - 2023)

2. Кучерявая М. С. Признание в социологии неравенства: обзор теоретических подходов -, - (год публикации - 2024)

3. Лукина А.А., Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ Социологические исследования, принята к публикации (год публикации - 2024)