КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00678

НазваниеЖизнестойкость в психологической безопасности специалистов социономического профиля

РуководительШмелева Елена Александровна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ивановский государственный университет", Ивановская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словапсихологическая безопасность, жизнестойкость, психологическое здоровье, психологические ресурсы, адаптация, стрессоустойчивость, психологическое благополучие

Код ГРНТИ15.41.21


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Разработка научно обоснованных средств психолого-педагогического сопровождения развития человека в социальной, образовательной и профессиональной средах входит в число приоритетных направлений фундаментальных научных исследований в Российской Федерации до 2030 г. В условиях возникающих социокультурных угроз и рисков нарастает степень психотравмирующего воздействия на специалистов, которые в силу своей профессиональной специфики оказывают психолого-педагогическую, социально-психологическую, социальную, медико-социальную помощь людям, оказавшимся в кризисной ситуации. Нередко их прямое выполнение обязанностей требует огромного количества психологических ресурсов, позволяющих оказывать помощь и поддержку в ситуациях кризисов. Зачастую специалист сам оказывается под воздействием психотравмирующих факторов, что наносит вред его психологическому благополучию, отражается на психическом здоровье, становится причиной для профессиональных деструкций. В связи с этим, необходим определенный уровень жизнестойкости личности, чтобы пережить кризисы, понизить уровень тревожности, сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие, адаптироваться к возникающим угрозам и вызовам окружающей и профессиональной среды. Фундаментальной научной проблемой является обоснование теории и методологии профессиональной жизнестойкости в системе психологической безопасности специалистов социономического профиля. Научная значимость проблемы профессиональной жизнестойкости заключается в уточнении понятия «жизнестойкость специалистов социономического профиля» в системе его психологической безопасности, рассмотрении проявлений данного феномена как состояния, так и интегрального образования личности; выявление различий проявления жизнестойкости у психологов, педагогов, врачей и медперсонала, спасателей и др., как на этапе профессиональной деятельности так и на этапе получения профессионального образования, создании типологии специалистов помогающих профессий по особенностям жизнестойкости и модели ее учета при и разработке и реализации программ психологической поддержки в ситуациях возникновения психологических угроз и рисков для акторов оказания помощи. Актуальность обусловлена созданием комплекса психологической поддержки развития жизнестойкости специалистов социономического профиля, включающая теоретические положения, принципы, методики диагностики, критерии эффективности психологической поддержки, научно-теоретическое обоснование механизмов развития жизнестойкости специалистов, которые сами оказывают помощь, и внешних условиях, обеспечивающих данный процесс. Научная значимость подтверждается необходимостью провести анализ психологической безопасности специалиста помогающих профессий и жизнестойкости личности в этой системе. Имеющиеся исследования не в полной мере позволяют объективно оценить роль жизнестойкости специалистов социономического профиля в психологической безопасности детей и подростков. Целью проекта является разработка на основе междисциплинарного подхода психолого-педагогического обеспечения жизнестойкости специалистов социономического профиля. Объект исследования: жизнестойкость личности специалистов социономического профиля как психологический феномен. Предмет исследования: жизнестойкость специалиста социономического профиля как фактора обеспечения психологической безопасности личности и технологии ее развития на этапах профессионального становления. Для реализации поставленной цели будет разработана оригинальная программа эмпирического междисциплинарного исследования жизнестойкости в системе психологический безопасности специалистов социономического профиля с подробным обоснованием подхода и используемых методов для его проведения в различных профессиях (психологи, педагоги, медики, спасатели, а также студенты соответствующих направлений подготовки), сочетающая качественные и количественные методы, психолого-педагогические и нейропсихологические методики с использованием аппаратных программных комплексов. Будет проведено исследование особенностей жизнестойкости специалистов помогающих профессий, психологической безопасности (не менее 100 специалистов и не менее 300 студентов). По результатам исследования будут разработаны и апробированы практические программы психолого-педагогического обеспечения оценки и развития жизнестойкости в системе психологической безопасности для специалистов социономического профиля. Для различных профессиональных групп социономического профиля будут разработаны программы тренингов по развитию жизнестойкости в системе психологической безопасности. Достижимость решения поставленной задачи и возможность получения запланированных результатов обеспечится широкой теоретико-методологической базой исследования, позволяющей осуществить междисциплинарный анализ предмета исследования; комплексным подходом к исследованию проблемы; адекватностью задач избранной логике исследования; применением комплекса теоретических, эмпирических и экспериментальных методов, взаимно дополняющих друг друга, их соответствием целям, задачам, объекту и предмету исследования; использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики; репрезентативностью выборки; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты исследования позволят решить актуальную задачу, связанную с исследованием фундаментальных механизмов развития жизнестойкости специалистов социономического профиля в системе их психологической безопасности. Планируемые научные результаты: 1. Аналитический обзор исследований по проблеме жизнестойкости специалистов социономического профиля. 2. Показатели и индикаторы жизнестойкости специалистов социономического профиля. 3. Факторы психологической безопасности специалиста социономического профиля 4. Модель жизнестойкости специалиста социономического профиля в системе его психологической безопасности. 4. Специфика жизнестойкости в системе психологической безопасности специалистов социономического профиля. 5. Механизмы развития жизнестойкости специалистов социономического профиля. 6. Типология специалистов помогающих профессий по особенностям жизнестойкости. 7. Комплексная междисциплинарная методика "Психолого-педагогическая оценка профессиональной жизнестойкости специалистов социономического профиля" 8. Программа углубленного эмпирического исследования жизнестойкости в системе психологический безопасности специалистов социономического профиля с подробным обоснованием подхода и используемых методов для его проведения в различных профессиях (психологи, педагоги, медики, спасатели, а также студенты соответствующих направлений подготовки). 9. Практические программы и рекомендации для обеспечения психологической поддержки развития жизнестойкости различного формата, адресованные специалистам помогающих профессий в условиях возникающих угроз и рисков в профессии. 10. Результаты проекта будут опубликованы в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и/или Scopus (8) , РИНЦ (10) и в подготовленной монографии (1), а также представлены на российских и международных конференциях (не менее 10), что позволит сделать их достоянием научной и широкой общественности. 8. Результаты проекта будут включены в образовательный процесс высшей школы: будут дополнены существующие учебные курсы для студентов, разработаны и апробированы новые. 9. Будут проведены междисциплинарные научные семинары и круглые столы по обсуждению результатов проекта, что будет способствовать не только информированию научной общественности о результатах проекта, но и выявлению и формированию единых ценностных установок в контексте данной темы исследования.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В отчетный период был проведен комплексный анализ и обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований в отношении жизнестойкости и психологической безопасности специалистов социономических профессий. Анализ научной литературы показал, что исследование жизнестойкости и психологической безопасности специалистов помогающего профиля имеет большую научную и социальную значимость. Данные феномены затрагивают не только профессиональную сферу жизни, но и все остальные компоненты социального взаимодействия. Жизнестойкость в совокупности входящих компонентов- вовлеченности, контроля и принятия риска - выступает одной из стратегий и условий обеспечения психологической безопасности личности, как способность личности сохранять психологическую устойчивость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, как ощущение защищенности в конкретной жизненной ситуации. Жизнестойкость, смысложизненные и ценностные ориентации, волевая саморегуляция, личностный рост образуют устойчивую структуру личностных и профессиональных особенностей, связанных с психологической безопасностью человека как состояния динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе, к другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности, а жизнестойкость личности , наряду с другими личностными характеристиками формирует потенциал субъекта безопасности, создавая пространство возможностей субъекта в плане обеспечения психологической безопасности. Несмотря на обширное количество работ посвященных теоретическим и эмпирическим исследования жизнестойкости в психологической безопасности, этот феном по-прежнему остается неизученной его личностная и профессиональная детерминация. Кроме того, поиск психологических предикторов жизнестойкости в психологической безопасности обусловлен повышением требований к качеству подготовки в учебных заведениях и социальным заказом на специалистов помогающих профессий, обладающих высоким адаптационным потенциалом и жизнестойкостью. В этой связи целью данной работы выступила разработка на основе междисциплинарного подхода психолого-педагогического обеспечения жизнестойкости специалистов социономического профиля. Выявлены и обоснованы показатели и индикаторы жизнестойкости, а также факторы психологической безопасности представителей социономических профессий, в т.ч.: - предикторы жизнестойкости педагогов, влияющие на их психологическую безопасность в образовательной среде, оказались ее референтность и субъективно значимые для педагога угрозы общественного характера. Удовлетворенная потребность в безопасности, являющаяся одной из базовых, создает благоприятный настрой, способствует саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, повышает уровень психического здоровья педагога; - факторы субъективно значимых психологических угроз для педагогов, связанных с их общественным характером, интенсивностью труда, межличностными отношениями в коллективе, цифровизацией образования; прямые взаимосвязи жизнестойкости педагога с самочувствием, удовлетворенностью значимыми характеристиками образовательной среды, ее референтной значимостью, психологической защищенностью; - особенности жизнестойкости и копинг-стратегий медицинских работников в противодействии эмоциональному выгоранию и тревожности в условиях последствий пандемии COVID-19 за счет реализуемых среди медиков копинг-стратегий (планирования решение проблемы, поиска социальной поддержки, самоконтроля, положительной переоценки); - свойство жизнестойкости медицинских работников, проявляющееся в способности достигать высокого уровня групповой сплоченности, психологической устойчивости, доверия и готовности прийти на помощь в ситуациях стресса; - показатели жизнестойкости обучающихся в образовательной среде на этапе профессионального образования и обосновано, что смысложизненные ориентации, выдержка/упорство, субъективное благополучие оказывают влияние на жизнестойкость обучающихся. Сформирована программа подготовительного эмпирического исследования уровня жизнестойкости специалистов помогающих профессий. Осуществлен подбор и подготовка стимульного материала (психодиагностических методик) для проведения психологической диагностики. В состав авторской анкеты для проведения пилотного исследования были включены следующие психодиагностические методики: «Тест жизнестойкости» S. Maddi в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой, опросник профессиональной жизнестойкости (Occupational Hardiness Questionnaire (OHQ), Moreno-Jiménez с соавт., 2017), шкала субъективного благополучия (Г. Перуэ-Баду, в адаптации М. В. Соколовой), методика диагностики профессионального выгорания (К.Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), Опросник «Оценка удовлетворенности личности в потребности безопасности» (О. Ю. Зотова). В пилотном исследовании использованы также методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой, тест смысложизненных ориентаций (Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптация Д. А Леонтьева), «Шкала Грит» А. Дакворт, Опросник способов совладания» (ОСС) (Р. Лазарус, С. Фолкман, в русскоязычной адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, «Стресс и тревога во время вирусной эпидемии – 9-пунктный опросник (SAVE-9) для медицинского персонала» (С. Чанг с соавт.; в русскоязычной адаптации С.Е. Мосоловой с соавт.),шкала выгорания при COVID-19 (COVID-19-BS) (M. Yıldırım, F. Solmaz, индекс хорошего самочувствия (WHO-5) (Well-Being Index, ВОЗ), Методика оценки уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), анкеты «Трудности онлайн коммуникации». По итогам аналитических работ обоснованы показатели и индикаторы психологической безопасности и жизнестойкости специалистов помогающих профессий, включающие профессиональную жизнестойкость, благополучие, профессиональное выгорание, удовлетворенность личности в потребности безопасности. Реализовано подготовительное исследование с использованием качественных и количественных методов. Проведены фокус-группы "Жизнестойкость и психологическая безопасность в профессии" с педагогами (n=24 чел.) и психологами (n=18 чел.) по выявлению проблем психологической безопасности и социально-психологических угроз жизнестойкости педагогов и психологов. Проведено анкетирование с использованием отобранных методик, в котором приняло участие 1384 чел.: педагоги - 876 чел., в т.ч. молодые педагоги - 34 чел., врачи - 75 чел., средний и младший медицинский персонал - 90 чел., студенты - 343 чел. Проведен статистический анализ и обобщение результатов первого этапа с использованием корреляционного, факторного и линейного регрессионного анализа, расчета альфа-коэффициент Кронбаха для доказательства надежности опросников, U-критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением программного пакета SPSS 21. Проведен семинар с психологами «Психологическая безопасность специалистов помогающих профессий» и круглый стол с педагогами «Социально-психологические факторы жизнестойкости личности в образовании». Результаты работы по анализу проблемы апробировались на международных и всероссийских научных конференциях, опубликованы (приняты в печать) в сборниках материалов и рецензируемых изданиях, в т.ч. в отечественных и международных базах цитирования (RSCI, Web of Science, Scopus), а также РИНЦ (7 публикаций). Подготовлен отчет по итогам реализации данного проекта в 2022 гг.

 

Публикации

1. Дашевский А. Р. , Шмелева Е. А., Кисляков П.А. Жизнестойкость в психологической безопасности курсантов противопожарной службы в образовательной среде вуза Человек: преступление и наказание. Т. 30. № 2. С. 255-265, Человек: преступление и наказание. Т. 30. № 2. С. 255-265 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).2.255-265

2. Кисляков П.А. , Шмелева Е.А. , Карасева Т.В., Силаева О.А., Прияткин Д.А. Жизнестойкость и копинг-стратегии медицинских работников в противодействии эмоциональному выгоранию (во время четвертой волны пандемии Covid-19 в России) Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. Vol.14. No.6., - (год публикации - 2022)

3. Кисляков П.А., Тищенко Д.А. Анализ сплоченности коллективов медицинских центров в период пандемии Пожарная и аварийная безопасность. №3. С.14-20, Пожарная и аварийная безопасность. № 3(26). С. 14-20 (год публикации - 2022)

4. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Иванова Е.В. Жизнестойкость как значимый ресурс профессионального долголетия педагога Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика: Сборник научных статей, Москва, 04–05 июля 2022 года. – Москва: ПИ РАО, Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика : Сборник научных статей, Москва, 04–05 июля 2022 года. – Москва: ПИ РАО, 2022. – С. 37-40. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/cl-36923-2022-1-37-40

5. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Иванова Е.В. Личностные ресурсы психологического благополучия педагога в современной образовательной среде Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТЫ» (17 ноября 2022 г., г. Ханты-Мансийск), - (год публикации - 2022)

6. Коноплёв С.А., Шмелева Е.А., Кольчугина Н.И. Наставничество в обеспечении профессиональной жизнестойкости молодых педагогов Научный поиск: личность, образование, культура. №4, - (год публикации - 2022)

7. Шмелева Е.А., Кисляков П. А. , Кольчугина Н. А., Демченко Н. А. О психологических угрозах педагога в образовательной среде школы Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 22–23 сентября 2022 года / Отв. редактор Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ, 2022. – С. 323-325., Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 22–23 сентября 2022 года . – Улан-Удэ, 2022. – С. 323-325 (год публикации - 2022)

8. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагогов в образовательной среде Образование и наука. Т. 24, № 9. С. 143–173, Образование и наука. Т. 24, № 9. С. 143–173 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022

9. Шмелева Е.А., Океанская Ж.Л., Кисляков П.А., Дашевский А.Р. Предикторы жизнестойкости курсантов противопожарного вуза Пожарная и аварийная безопасность. №4., - (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проведен теоретический анализ и обобщение современных отечественных и зарубежных результатов исследований психологической безопасности специалистов социономического профиля: обосновано, что показателями психологической безопасности специалистов социономического профиля выступает психологическое благополучие, защищённость и удовлетворенность и референтная значимость профессиональной среды. Профессиональная жизнестойкость, являясь личностным ресурсом, обеспечивает психологическую безопасность и позитивные реакции на ситуации неопределенности или кризиса. На основе комплексного анализа результатов эмпирического исследования, установлено, что разработка стратегий поведения, активные действия, переосмысление ситуации в позитивном направлении, умение находить поддержку и понимание, способность отпускать негативные эмоции помогает специалистам социономического профиля преодолевать трудные ситуации, находить новые возможности для саморазвития и свидетельствует о значимости этих психологических ресурсов - стратегий когнитивной, поведенческой и эмоциональной адаптации в развитии жизнестойкости. Обнаружено, что более высокие показатели общей осмысленности жизни, ее составляющих соответствуют более высокому уровню жизнестойкости. Это позволяет рассматривать уверенность, убежденность в сознательной управляемости, контроле жизни и удовлетворенность личностной самореализацией значимыми внутренними ресурсами по преодолению жизненных трудностей, поиску новых возможностей. Определено, что учебно-профессиональная жизнестойкость студентов социономического профиля представляет интегративную характеристику личности, которая отражает способность успешно справляться с требованиями, вызовами и изменениями, возникающими в учебной и профессиональной деятельности. Она отражает готовность и способность студентов к адаптации, саморазвитию, преодолению трудностей и достижению успеха в сфере помогающих профессий и характеризуется гибкостью и адаптивностью, уверенностью в своих навыках и знаниях, саморегуляцией и настойчивостью, креативностью и инновационностью, альтруизмом и социальными навыками, умением управлять временем, готовностью к обучению и саморазвитию, умением решать проблемы, устойчивость к стрессам, целеустремленностью и мотивацией. В ходе построения модели профессиональной жизнестойкости специалистов социономического профиля проведена апробация авторской методики. Реализована программа углубленного эмпирического исследования профессиональной жизнестойкости в системе психологический безопасности специалистов социономической сферы с подробным обоснованием подхода и используемых методов для его проведения на этапе профессиональной деятельности и профессионального становления. В общую выборку исследования включены 551 работающих специалистов социономического профиля (психологов, медицинских работников, педагогов, социальных работников) и 589 студентов, получающих психологическое, медицинское, педагогическое образование, а также образование в социальной сфере. Профессиональная жизнестойкость специалистов социономического профиля взаимосвязана с субъективным благополучием и обратно с профессиональным выгоранием; прямо взаимосвязана с рядом конструктивных копингов. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий обратно взаимосвязано с деструктивными копингами (поведенческого абстрагирования), а их профессиональное выгорание - с рядом конструктивных копингов (активного совладания, позитивного переформулирования, принятия). Удовлетворение потребности в безопасности прямо взаимосвязано с конструктивными копингами (планирования, принятия и использования эмоциональной социальной поддержки). Проведенный линейный регрессионный анализ (метод шагового отбора) позволил установить, что профессиональная жизнестойкость выступает предиктором субъективного благополучия и протектором профессионального выгорания. На основе корреляционного и регрессионного анализа построена модель профессиональной жизнестойкости, позволяющая понимать роль профессиональной жизнестойкости как предиктора психологического благополучия и протектора профессионального выгорания специалистов социономического профиля посредством продуктивных стилей совладания, которые в свою очередь вносят вклад в удовлетворенности потребности в психологической безопасности. Проведенный линейный регрессионный анализ (метод шагового отбора) позволил установить, что учебно-профессиональная жизнестойкость студентов образовательных программ социономического профиля выступает предиктором их субъективного благополучия, при этом из трех шкал учебно-профессиональной жизнестойкости в уравнение регрессии входит только шкала «Вовлеченности». В целом по всей выборке на учебно-профессиональную жизнестойкость студентов социономического профиля оказывают влияние конструктивные копинги. Будущими педагогами выбран стиль активного совладания с трудными ситуациями, студентами-психологами – планирование, будущими специалистами по социальной работе – позитивное переформулирование, а в выборке будущих врачей доминируют два копинга – принятие и поведенческое абстрагирование (последний – с отрицательным знаком, т.к. относится к деструктивному типу). Конфирматорный факторный анализ показал хорошее согласие модели, включающей факторы «Конструктивные копинги», «Деструктивные копинги» и «Учебно-профессиональная жизнестойкость». При этом факторы конструктивных и деструктивных копингов установлены в модели как факторы второго порядка, образующих единый фактор копинга, имеющего значимую положительную корреляционную связь с фактором учебно-профессиональной жизнестойкости. По результатам выполнения этапа проекта опубликовано 4 статьи в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, в т.ч. в изданиях, индексируемых в библиографических базах данных Web of Science и/или SCOPUS (https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168, https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-118-155, https://doi.org/10.26907/esd.18.3.15), в т.ч. в изданиях, входящих в первый квартиль (Q1) , в изданиях, индексируемых в библиографической базе данных RSCI (https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120301, 17 статей по результатам участия в научных конференциях всероссийского или международного уровня.

 

Публикации

1. Дашевский А.Р., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Стрессовые факторы и жизнестойкость курсантов МЧС России Психологическое благополучие субъектов образования : сборник научных материалов, Ярославль, 22 февраля 2023 года. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 129-136. (2023 г.), Психологическое благополучие субъектов образования : сборник научных материалов. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 56-62. (год публикации - 2023)

2. Дашевский А.Р., Шмелева Е.А., П. А. Кисляков П.А. Психологическая безопасность курсантов противопожарного вуза в условиях особой социальной обстановки Russian Journal of Education and Psychology. 2023.Т. 14, № 2, Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 2. С. 142-157 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-2-142-157

3. Карасева Т.В. Психологические особенности профессионального здоровья средних медицинских работников Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: мат-лы XVI Междунар.науч.конф., 25-26 октября 2023 г. – Шуя: Изд-во Шуйского ф-ла ИвГУ, 2023, Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых: материалы XVI Междунар.научн.конф. (25-26 октября 2023 г.).– Шуя, 2023. С.116-119 (год публикации - 2023)

4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Ресурсный подход к исследованию психологического благополучия и безопасности специалистов социономического профиля Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: сборник материалов всероссийской научной конференции с междун.участием. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. Ч. 1.С.68-73., Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: сборник материалов всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию ЮУрГУ. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – Ч. 1. – С.68-73. (год публикации - 2023)

5. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. C. 8—18. DOI: https://doi. org/10.17759/jmfp.2023120301, Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. C. 8-18. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120301

6. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Зайнуллина Э. Р. Влияние семейного благополучия на профессионально-психологическую устойчивость сотрудников МЧС России Пожарная и аварийная безопасность, Пожарная и аварийная безопасность. 2023. № 1(28). С. 14-23 (год публикации - 2023)

7. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.-Л.С. Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении Высшее образование в России, Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №1. С. 148–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168

8. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Силаева О.А., Кольчугина Н.И., Меерсон А.-Л.С. Профессиональная жизнестойкость в психологической безопасности специалистов социономического профиля Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов : материалы VII Международной научно-практической конференции (15–16 июня 2023 г.) – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2023. – 298 с., Личностные и регуляторные ресурсы человека в условиях социальных вызовов : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 15–16 июня 2023 года. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. – С. 117-122. (год публикации - 2023)

9. Кисляков, Силаева О.А., Шмелева Е.А., Меерсон А.-Л.С. Профессиональная жизнестойкость социальных работников как фактор их психологической безопасности и благополучия Человеческий фактор: Социальный психолог, Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 3(47). С. 171-179 (год публикации - 2023)

10. Кольчугина Н. И., Шмелева Е. А., Иванова Е. В., Кисляков П. А. Копинг-стратегии как значимый ресурс жизнестойкости современного педагога Наука и образование в современном вузе: вектор развития : сборник материалов научно-практической конференции, Наука и образование в современном вузе: вектор развития : сборник материалов научно-практической конференции, Шуя, 18 мая 2023 года. Шуя: ИвГУ, Шуйский филиал, 2023. С. 72-75. (год публикации - 2023)

11. Кольчугина Н.И., Пузырева Н.А. Психологическая безопасность педагога-психолога: опыт фокус-группового исследования Научный поиск: личность, образование, культура, Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1. С. 42–51 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54348/SciS.2023.1.6

12. Кольчугина Н.И., Шмелева Е. А., Кисляков П. А., Силаева О.А. Особенности смысложизненных ориентаций педагогов с разным уровнем жизнестойкости Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, 12–14 октября 2023 г., Москва. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023., Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, 12–14 октября 2023 г., Москва. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2023. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.38098/conf_22_0466

13. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Особенности жизнестойкости педагогов с разным стажем работы Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: сборник материалов всероссийской научной конференции с междун.участием. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. Ч. 1. С.73-79, Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы: сборник мат-лов всеросс.науч.конф.с междун.участ. –Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – Ч. 1. – С.73-78. (год публикации - 2023)

14. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Копинг-стратегии жизнестойких педагогов Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Мат-лы научно-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ч. 3. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023., Педагогика и психология современного образования: теория и практика : мат-лы научно-практ. конф.«Чтения Ушинского». Ч. 3. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2023, С.128-136. (год публикации - 2023)

15. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Иванова Е.В. Значимые личностные ресурсы субъективного благополучия педагога Inson farovonligini o‘rganishda fanlararo yondashuv: xalqaro ilmiy konferensiya materiallari / Междисциплинарный подход к изучению благополучия человека: материалы международной научной конференции. 27 сень., 2023. Ташкент. Чирчикский гос.пе.ун-т, Inson farovonligini o‘rganishda fanlararo yondashuv: xalqaro ilmiy konferensiya materiallari. II QISM. Toshkent, 27 сентября, 2023. С.521-525. (год публикации - 2023)

16. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Иванова Е.В. Жизнестойкость педагога как значимый ресурс его психологического благополучия Психологическое благополучие субъектов образования : сборник научных материалов, Ярославль, 22 февраля 2023 года. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 129-136., Психологическое благополучие субъектов образования : сборник научных материалов, Ярославль, 22 февраля 2023 года. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 129-136. (год публикации - 2023)

17. Пузырева Н.А. , Корягина К.А. , Карасёва Т.В. Психологическое здоровье работников сферы образования различных стажевых категорий Научный поиск: личность, образование, культура, Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 3. С. 56–61 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54348/SciS.2023.3.10

18. Цветкова Н.А., Кисляков П.А., Лагвилава К.Е., Семенова Н.А. Региональная специфика пcихологического благополучия студентов выпускных курсов факультета психологии Образование и саморазвитие, Образование и саморазвитие. Том 18, № 3, 2023. С.230-244 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.26907/esd.18.3.15

19. Шмелева Е.А., Кисляков П. А. , Меерсон А.-Л. С. , Фан Ч. К. Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания Образование и каука, Образование и наука. 2023. Т. 25, No 9. С. 118–155. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-9-118-155 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-118-155

20. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Карасева Т.В., Силаева О.А., Прияткин Д.А. Благополучие в профессиональной сфере и жизнестойкость врачей и медицинского персонала Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Т. 15, №5 (год публикации - 2023)

21. Шмелева Е.А., Меерсон А.-Л.С., Кисляков П.А., Константинова Н.П. Учебно-профессиональная жизнестойкость и способы совладания, обеспечивающие субъективное благополучие студентов-будущих социальных работников Научный поиск: личность, образование, культура, 2023. № 3. С. 10–15 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54348/SciS.2023.3.2