КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00678

НазваниеЖизнестойкость в психологической безопасности специалистов социономического профиля

РуководительШмелева Елена Александровна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регионФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ивановский государственный университет", Ивановская обл

Годы выполнения при поддержке РНФ 2022 - 2024 

КонкурсКонкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словапсихологическая безопасность, жизнестойкость, психологическое здоровье, психологические ресурсы, адаптация, стрессоустойчивость, психологическое благополучие

Код ГРНТИ15.41.21


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Разработка научно обоснованных средств психолого-педагогического сопровождения развития человека в социальной, образовательной и профессиональной средах входит в число приоритетных направлений фундаментальных научных исследований в Российской Федерации до 2030 г. В условиях возникающих социокультурных угроз и рисков нарастает степень психотравмирующего воздействия на специалистов, которые в силу своей профессиональной специфики оказывают психолого-педагогическую, социально-психологическую, социальную, медико-социальную помощь людям, оказавшимся в кризисной ситуации. Нередко их прямое выполнение обязанностей требует огромного количества психологических ресурсов, позволяющих оказывать помощь и поддержку в ситуациях кризисов. Зачастую специалист сам оказывается под воздействием психотравмирующих факторов, что наносит вред его психологическому благополучию, отражается на психическом здоровье, становится причиной для профессиональных деструкций. В связи с этим, необходим определенный уровень жизнестойкости личности, чтобы пережить кризисы, понизить уровень тревожности, сохранить психическое здоровье и психологическое благополучие, адаптироваться к возникающим угрозам и вызовам окружающей и профессиональной среды. Фундаментальной научной проблемой является обоснование теории и методологии профессиональной жизнестойкости в системе психологической безопасности специалистов социономического профиля. Научная значимость проблемы профессиональной жизнестойкости заключается в уточнении понятия «жизнестойкость специалистов социономического профиля» в системе его психологической безопасности, рассмотрении проявлений данного феномена как состояния, так и интегрального образования личности; выявление различий проявления жизнестойкости у психологов, педагогов, врачей и медперсонала, спасателей и др., как на этапе профессиональной деятельности так и на этапе получения профессионального образования, создании типологии специалистов помогающих профессий по особенностям жизнестойкости и модели ее учета при и разработке и реализации программ психологической поддержки в ситуациях возникновения психологических угроз и рисков для акторов оказания помощи. Актуальность обусловлена созданием комплекса психологической поддержки развития жизнестойкости специалистов социономического профиля, включающая теоретические положения, принципы, методики диагностики, критерии эффективности психологической поддержки, научно-теоретическое обоснование механизмов развития жизнестойкости специалистов, которые сами оказывают помощь, и внешних условиях, обеспечивающих данный процесс. Научная значимость подтверждается необходимостью провести анализ психологической безопасности специалиста помогающих профессий и жизнестойкости личности в этой системе. Имеющиеся исследования не в полной мере позволяют объективно оценить роль жизнестойкости специалистов социономического профиля в психологической безопасности детей и подростков. Целью проекта является разработка на основе междисциплинарного подхода психолого-педагогического обеспечения жизнестойкости специалистов социономического профиля. Объект исследования: жизнестойкость личности специалистов социономического профиля как психологический феномен. Предмет исследования: жизнестойкость специалиста социономического профиля как фактора обеспечения психологической безопасности личности и технологии ее развития на этапах профессионального становления. Для реализации поставленной цели будет разработана оригинальная программа эмпирического междисциплинарного исследования жизнестойкости в системе психологический безопасности специалистов социономического профиля с подробным обоснованием подхода и используемых методов для его проведения в различных профессиях (психологи, педагоги, медики, спасатели, а также студенты соответствующих направлений подготовки), сочетающая качественные и количественные методы, психолого-педагогические и нейропсихологические методики с использованием аппаратных программных комплексов. Будет проведено исследование особенностей жизнестойкости специалистов помогающих профессий, психологической безопасности (не менее 100 специалистов и не менее 300 студентов). По результатам исследования будут разработаны и апробированы практические программы психолого-педагогического обеспечения оценки и развития жизнестойкости в системе психологической безопасности для специалистов социономического профиля. Для различных профессиональных групп социономического профиля будут разработаны программы тренингов по развитию жизнестойкости в системе психологической безопасности. Достижимость решения поставленной задачи и возможность получения запланированных результатов обеспечится широкой теоретико-методологической базой исследования, позволяющей осуществить междисциплинарный анализ предмета исследования; комплексным подходом к исследованию проблемы; адекватностью задач избранной логике исследования; применением комплекса теоретических, эмпирических и экспериментальных методов, взаимно дополняющих друг друга, их соответствием целям, задачам, объекту и предмету исследования; использованием различных видов анализа с применением методов математической статистики; репрезентативностью выборки; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты исследования позволят решить актуальную задачу, связанную с исследованием фундаментальных механизмов развития жизнестойкости специалистов социономического профиля в системе их психологической безопасности. Планируемые научные результаты: 1. Аналитический обзор исследований по проблеме жизнестойкости специалистов социономического профиля. 2. Показатели и индикаторы жизнестойкости специалистов социономического профиля. 3. Факторы психологической безопасности специалиста социономического профиля 4. Модель жизнестойкости специалиста социономического профиля в системе его психологической безопасности. 4. Специфика жизнестойкости в системе психологической безопасности специалистов социономического профиля. 5. Механизмы развития жизнестойкости специалистов социономического профиля. 6. Типология специалистов помогающих профессий по особенностям жизнестойкости. 7. Комплексная междисциплинарная методика "Психолого-педагогическая оценка профессиональной жизнестойкости специалистов социономического профиля" 8. Программа углубленного эмпирического исследования жизнестойкости в системе психологический безопасности специалистов социономического профиля с подробным обоснованием подхода и используемых методов для его проведения в различных профессиях (психологи, педагоги, медики, спасатели, а также студенты соответствующих направлений подготовки). 9. Практические программы и рекомендации для обеспечения психологической поддержки развития жизнестойкости различного формата, адресованные специалистам помогающих профессий в условиях возникающих угроз и рисков в профессии. 10. Результаты проекта будут опубликованы в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и/или Scopus (8) , РИНЦ (10) и в подготовленной монографии (1), а также представлены на российских и международных конференциях (не менее 10), что позволит сделать их достоянием научной и широкой общественности. 8. Результаты проекта будут включены в образовательный процесс высшей школы: будут дополнены существующие учебные курсы для студентов, разработаны и апробированы новые. 9. Будут проведены междисциплинарные научные семинары и круглые столы по обсуждению результатов проекта, что будет способствовать не только информированию научной общественности о результатах проекта, но и выявлению и формированию единых ценностных установок в контексте данной темы исследования.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ